Тип урока: Урок изучения нового материала.
Образовательная технология: технология продуктивного чтения.
Цель урока: Создать условия для получения знаний о народной сказке, овладения умением давать характеристику героям сказки и вести исследовательскую работу.
развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать;
3. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.
Оборудование урока: Учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), картинки сказок, рисунки с изображением лисы и журавля, корзина, аудиозапись, кейс с заданиями, бейджики, слова – признаки.
Личностные.
1.Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения.
2.Развивать навык выразительного чтения по ролям.
3.Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в группах.
Метапредметные.
Этапы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Планируемые результаты
(Л-личностные,П-познавательные,
К-коммуникативные,
ПР-предметные )
Орг. момент.
Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
-Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку?
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.
Оценивают свою готовность и настрой на работу.
ПР-Самооценка готовности к уроку.
Учебно-познавательный интерес к данному уроку.
Актуализация знаний
Речевая разминка
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
А) Дыхательное упражнение «Подуй на листочек!»
Б)Артикуляционное упражнение. Произнести в прямом и обратном порядке пары звуков [ с — з ], [с — ш ], [ с -ц ], [ж — ц ]
-Рассмотрите модели обложек на доске и определите жанр произведения над которым мы с вами сегодня будем работать.
-Какие сказки представлены на этих картинках?
-А какой вид сказок отсутствует?
-Ребята, а что значит, хорошо читать?
-Для того, чтобы сегодня мы с вами читали правильно и выразительно мы проведём речевую разминку.
А)Дыхательное упражнение «Подуй на листочек!». Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Представить, что на ладошке у каждого из вас лежит маленький березовый листочек. Глубоко вдохните, задержите на 3 сек. дыхание и плавно подуйте на листочек так, чтобы он полетел далеко-далеко.
Б)Артикуляционное упражнение. Произнести в прямом и обратном порядке пары звуков [ с — з ], [с — ш ], [ с -ц ], [ж — ц].
— Молодцы, ребята.
Ответы уч-ся.
-Бытовые и волшебные.
-Сказки о животных.
Ответы уч-ся.
Выполняют дыхательную зарядку.
Выполняют артикуляционное упражнение.
Познавательные УУД: умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.
Познавательные УУД: Осуществляют смысловое чтение; структурирование знаний; работу с информацией, выполнение логических операций; извлечение необходимой информации из текстов; выявление сущности, особенности объектов.
Постановка проблемы
Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока.
Работа в парах.
-Предлагаю сложить в эту корзину все знания, все идеи о таком жанре литературы и фольклора, как «СКАЗКА».
-Посовещайтесь в паре, что вы знаете о сказке?
-Сегодня мы побываем в гостях у сказки, главных героев которой мы угадаем в загадке.
А)Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек.
Б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто это?
Какие названные в загадке признаки помогли вам узнать отгадку?
Знаете ли вы другие загадки о лисе или журавле?
Могут ли они встретиться вместе в природе?
В жизни лиса или журавль практически не встречаются. Но в народном творчестве и литературе есть жанр, в котором возможно все, самые невероятные вещи.
Беседа
Как называется жанр?
Назовите уже прочитанные и знакомые народные сказки, в которых главный герой — лиса.
Опишите характер лисички в разных народных сказках.
-Кто главные герои русских народных сказок?
-Чему учит сказка?
-Какую пословицу об этом вы знаете?
-И сегодня в процессе совместной работы мы выясним, чему учит нас сказка «Лиса и Журавль»
Рассказывают, какие знания положили в эту корзинку.
Заполнение «корзины идей» в паре
СКАЗКА – народная мудрость;
— устный жанр литературы.
-Журавль.
— Лиса
— Журавли это птицы, имеют длинные ноги и клюв.
— Лиса это зверь, который живёт в лесу.
Ответы уч-ся.
-Человек, животные, вымышленные герои.
-Сказки учат добру, высмеивают жадность, злость и т.д.
-Сказка-ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок.
Мотивационный: учащиеся участвуют в диалоге-побуждении, соблюдая нормы речевого этикета.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества.
Личностные УУД: высказывание предположений, принятие точки зрения другого.
Открытие нового знания
Познакомиться со сказкой; перечитать сказку.
-Словарная работа. Работа в парах. (Обсудите
значение слов)
( потчует — угощает; не обессудь — не обижайся; несолоно хлебавши — остаться ни с чем) .
—Первичное слушание сказки (слушают аудиозапись).
Возьмите карандаши. При слушании подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны. Если еще что-то заметите, то тоже подчеркните.
-Анализ содержания сказки.
– Как начинается сказка? Прочитайте.
Чем понравилась вам сказка?
-Что показалось забавным?
— Почему лиса и журавль не стали дружить? Кто в этом виноват, почему?
— Чем нравится вам конец сказки?
-Как можно помирить героев?
-Что вы посоветуете героям сказки?
-Высказывания детей о значении словосочетаний,
устойчивых выражениях.
Дети отвечают на вопросы.
— Вывод: журавль и лиса очень похожи.
Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем.
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли.
Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием
( что я знаю и умею)
Физминутка
Формирование ценностного отношения к своему здоровью.
Самолёт
Руки в стороны — в полёт Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (Стойка ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево.)
Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.
Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.
Закрепление
(включение новых знаний в систему знаний ребенка)
Осознание учащимися своей учебной деятельности.
-Сейчас вы будете работать в группах.
Первая группа ( 1 ряд): Найдите в тексте слова, о чём говорила лиса, когда приглашала журавля в гости?
— Она действительно хотела его угостить или посмеяться над ним?
Вторая группа (2 ряд): Подумайте, какими изображены в сказке журавль и лиса, используя слова-признаки на доске.
— упрямый(а, я),
умный(а, я),смешной(а,я), несговорчивый(а,я),капризный(а, я), жадный (а,я), придирчивый(а,я),
нерешительный(а,я), добрый(а, я).
—Сделайте вывод
–Какие герои сказки?
-
Учащиеся работают в группах.
— Вывод: журавль и лиса очень похожи.
Познавательные: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.
Личностные: выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.
Регулятивные: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений
Подготовка к инсценированию сказки
Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.
Сегодня я приглашаю вас в театр.
— Сделайте свой выбор в группах.
— Итак, распределяем роли и работаем по плану самостоятельно. В кейсе вы найдёте всё необходимое вам в помощь, итак удачи ребята!
— Художники, возьмите простой карандаш, определите реплики лисы, журавля и автора.
— Гримёры, возьмите карточки и установите соответствия.
— Самостоятельно выберите интонацию, мимику, жесты для инсценирования. Руководят работой режиссеры.
-Учащиеся распределяют роли, прикрепляют соответствующий бейджик.
— Художники определяют реплики героев и авторских слов (А — автор, Л – лиса, Ж – журавль)
— Гримёры выбирают героев для инсценирования, определяют их характер и эмоциональное состояние.
Установите соответствия | |
Лиса | Находчивый Хитрый Умный Коварный Злой Весёлый Спокойный Терпеливый |
Журавль |
— Режиссёры выбирают интонацию, мимику, жесты для инсценирования.
— Актёры производят пробное действие.
Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем.
Коммуникативные: уметь выражать свои мысли.
Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
Инсценирование сказки
Закрепить содержание сказки.
Анализ деятельности каждой группы.
Презентация работы в группах. Дети разыгрывают приготовленные сказки.
Рефлексия
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
С каким произведением познакомились?
— О ком эта сказка? — Могла ли эта история приключиться с людьми?
-Определите главную мысль сказки (чему она учит).
-Какой мудрый совет дает нам сказка?
Домашнее задание.
Перечитать сказку «Лиса и Журавль» и подготовить иллюстрацию.
Рефлексия.
Понравился урок?
Что интересного было на уроке?
Во многих сказках встречается яблоня с её наливными яблочками. Вот и у нас есть яблоня. – Но какая – то она грустная, нет на ней яблок. Давайте её оживим. У каждого есть 2 яблока (красное и зелёное). Если урок был интересным, вам всё было понятно. Повесьте на яблоню красное яблочко. Если есть трудности, или вам было не интересно – зелёное, надо яблочку немного созреть.
Высказывания учащихся.
-Да. Могла
Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том ,что говорят друг другу.
-Сказка дает возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки.
— Учащиеся размещают яблоки на яблоне.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли
1. Ковалько В.И . Азбука физкультминуток для дошкольников. В.И. Ковалько. — «ВАКО»: Москва, 2005.
2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В .Литературное чтение. 2 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.-«Просвещение», 2011.
3. Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс. https://tak-to-ent.net/load/296
ТЕМА УРОКА: «Русская народная сказка «Лиса и Журавль».
ЦЕЛИ: продолжить работу по развитию беглого и выразительного чтения; вести одновременную работу над произведением и речью детей;
формировать литературоведческие представления, обеспечивающие
детям полноценное восприятие произведения; заинтересовать
проблемой произведения; учить находить новые краски в знакомом тексте; учить хорошо ориентироваться в тексте, высказывать и отстаивать
свою точку зрения, суждения о произведении, выражать эмоциональное отношение к прочитанному; воспитывать любовь и уважение к
русскому языку и народному творчеству; развивать навыки общения.
ХОД УРОКА.
1. Повторение. Актуализация знаний.
Учитель.
(Под музыку «В гостях у сказки».)
Много жанров есть на свете:
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.
— О каком жанре эта загадка?
— Как вы уже догадались, сегодня мы опять побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. На какие группы делятся сказки по авторству?
Дети. Авторские и народные.
— Почему сказки называются народными?
(Народная сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий.)
— Как создавались народные сказки? (ответы детей)
Обобщение учителя:
— В долгие зимние вчера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой-то умный и с богатым воображением охотник или рыбак начал рассказывать о своих приключениях. Он говорил не только о том, что было на самом деле, он привирал, преувеличивал. Кто-то из слушателей запомнил его историю, но не все подробности. А через много лет пересказал эту историю своим детям или внукам, но кое-что внёс своё. Его внук через несколько лет устно, пересказал сказку и тоже внёс в неё что-то своё. Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих.
— Какого вида сказки мы изучаем?
Дети. Сказки о животных.
2. Проверка домашнего задания.
- Подробный пересказ сказки «Кот, Лиса и Петух».
- Проверка задания: докажите, что эта сказка относится к виду «сказки о животных»
Дети. Герои этой сказки – зверь и домашние животные.
Сюжет действия строится, как цепочка событий.
Троекратные повторы встреч.
Есть песенка.
Звери имеют прозвища.
Много ласковых слов.
3. Сообщение темы урока. Мотивация чтения.
— Сегодня мы будем исследовать сказку, герои которой Лиса и Журавль.
Что вы можете сказать об этих персонажах?
(Они очень разные, даже внешне.)
— Но, видимо чем-то они схожи или связаны друг с другом. Вот об этом мы и будем думать, читая текст и прочитав его.
4. Работа над содержанием сказки.
А) Чтение сказки учителем. Беседа по первому восприятию.
— Кто из героев сказки вам понравился и почему?
(Ответы детей разные.)
Б) Целевая установка.
Давайте перечитаем эту сказку и разберёмся, кто из вас прав.
В) Перечитывание сказки по абзацам и анализ.
— Прочитайте первое предложение. Почему сказано «подружились»?
(Ответы детей)
Обобщение учителя:
Только- только вступили в дружеские отношения, сделали первые шаги навстречу друг другу, пока только ещё захотели стать друзьями, но не стали.
— Что значит покумились?
(Породнились на крестинах ребёнка, стали кумовьями.)
— Прочитайте второе предложение. Почему употреблено слов «вздумала»?
-Как Лиса приглашала Журавля? Прочитайте.
-Как же Лиса звала Журавля?
(По-доброму, как принято у русских людей.)
— Прочитайте 4 абзац.
— Что приготовила Лиса? Почему?
(Сказка давнишняя: каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась.)
— А когда вам мамы подают горячую кашу, что вы делаете?
— А что сделала Лиса?
— Зачем она размазала кашу по тарелке?
( Чтобы гость не обжёгся.)
— Как она угощала гостя?
(Подала тарелку, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Покушай, голубчик-куманёк, сама стряпала»)
— Какое мнение сложилось у вас о Лисе, прочитав эту часть сказки?
(Лиса задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси правилам.)
— Тогда где же, в чём, когда она допустила промашку?
(Тогда, когда начали есть.)
— Прочитайте следующие два предложения.
— Как ел Журавль? (Клевал)
— А как едят другие птицы?
— Знала ли об этом Лиса?
(Знала. Все птицы едят одинаково – клюют.)
— Как ела Лиса?
— В чём была её оплошность?
(Лиса увлеклась приятным занятием – «лижет себе, да лижет кашу» — и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а каши ему при этом не достаётся.)
— Как могут вести себя разные люди, когда их обманули?
( Могут рассердиться, возмутиться, перестать общаться.)
— Как поступает Журавль?
(Он не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису поблагодарил и пригласил к себе с ответным визитом.)
Физкультминутка
— Прочитайте следующий абзац.
— Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль?
— Как вы думаете, Журавль умышленно это сделал или нет?
(УМЫШЛЕННО.)
— Какое слово в этом абзаце подсказывает нам ответ?
(Приготовил.)
— Прочитайте ещё раз, какими словами Лиса угощала Журавля?
— Как Журавль угощал Лису?
(Предупредил, что никакого другого угощения нет.)
— Прочитайте, как Лиса пыталась отведать угощения?
— Как вы думаете, видел ли Журавль, что Лиса не может добраться до угощения?
(Видел. Именно этого и хотел Журавль, он это задумал.)
— Что почувствовала Лиса после такого угощения? Давайте прочитаем дальше.
-Что значит «взяла досада»?
— Вы удивлены этому?
(Нет. Кому приятно, когда над тобой насмехаются, пригласив в гости.)
— Но ведь Журавлю тоже было обидно возвращаться домой голодным.
Да, обидно. Только обида обиде рознь. Почему?
(Лиса не умышленно обидела Журавля: она его угостить хотела.)
— Но чего не учла?
(Что, если приглашаешь гостя, надо знать его вкусы и возможности;
во время приёма надо заниматься гостем, а не собой.)
— А как должен вести себя гость, если он пришёл в дом к тому, с кем хочет подружиться?
(Культурно, искренне, честно.)
— Значит, что должен был сделать Журавль в данном случае?
Обобщение учителя:
Тактично обратить внимание Лисы на совершённую ею оплошность;
намекнуть, что каши ему не досталось; если обиделся, то просто, поблагодарив хозяйку, мог бы уйти и не приглашать к себе Лису, и она бы задумалась, почему так случилось;
а если пригласил, то будь выше своей обиды, учти все промахи, допущенные тем, кто с тобой захотел дружить и с кем ты не прочь подружиться.
— Дочитаем сказку до конца.
— Что значит «несолоно хлебавши»?
— В этих строках есть пословица. Перечитаем её ещё раз.
«Как аукнется, так и откликнется».
— Объясните смысл пословицы.
— Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость. И в этой пословице действительно заключена огромная мудрость. А к кому она обращена?
(К каждому из нас.)
— И, главное до того, как мы обидели кого-то. Пословица прямо так и говорит каждому из нас: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно, потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой.
Так что, если, как тебе кажется, кто-то незаслуженно тебя обидел, подумай, в чём ты виноват, чем ты спровоцировал обиду, которая вернулась к тебе.
5. Обобщение.
— А теперь вернёмся к началу нашего урока, там, где мы выясняли, кто из героев этой сказки лучше. Как вы теперь ответите на этот вопрос.
(Оба персонажа не хороши, неприятны.)
— А что же их объединяет?
(Интерес к самим себе и безразличие к тому, кто рядом.)
— Народные сказки были придуманы очень- очень давно. А зачем они нужны нам сегодня?
(Они учат людей честности, трудолюбию, доброте.)
— Какой вывод вы сделали для себя, изучив эту сказку? (ответы детей)
Обобщение учителя:
Если в жизни случилась неудача, прежде всего надо спросить себя: не я ли сам причина моих бед, не моё ли поведение провоцирует эти беды.
Что мне нужно изменить в себе, чтобы не было за себя стыдно, и окружающим стало со мной спокойно и хорошо.
6. Чтение сказки по ролям.
7. Итог урока.
— Кому эта сказка была известна до урока?
— Что нового вы открыли для себя уже в знакомом произведении?
8. Домашнее задание.
Подробный пересказ сказки «Лиса и Журавль».
ЛИТЕРАТУРА
1. Н. Н. Светловская «О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению». Журнал «Начальная школа» №5, 2005г. с. 39-42,
журнал «Начальная школа» №6, 2005г. с. 48 — 56.
1
0
Начинается сказка «Лиса и журавль» на очень положительной ноте, фразой:
Лиса и журавль подружились.
Сложно конечно представить себе такую дружбу, но в сказке все возможно. Впрочем дальнейшие события показали, что от дружбы здесь было только название. По крайней мере хитрая и жадная лиса вовсе не хотела быть настоящим другом журавлю. Это стало заметно, когда лиса пригласила журавля на обед, а манную кашу размазала по тарелке.
Журавль аналогично ответил залив окрошку в кувшин с узким горлом.
Вот дружба у лисы и журавля врозь и пошла -так заканчивается сказка.
А ведь надо было только проявить друг к другу немного участия. Научиться уважать друг друга и все у этой странной пары было бы отлично.
1
0
В начале сказки сказано, что Лиса и Журавль подружились, в концовке мы читаем, что дружба у них пошла врозь. В чем же дело?
Видимо слишком жадной оказалась лиса, потому что она первая постаралась накормить журавля так, чтобы тот ничего съесть не смог и вся каша бы только лисе досталась.
А значит не следует жадничать перед другом, напротив надо было проявить щедрость и в ответ журавль также бы угостил лису на славу.
1
0
Сказка «Лиса и журавль» совсем не длинная, но очень поучительная, на ее примере можно объяснить деткам как вести себя нельзя.
В самом начале Лиса и Журавль подружились, Лиса все время нахваливала своего нового друга, а вот под конец Лиса поменяла свое мнение и перестала дружить с Журавлем. А все из-за того, что Лиса уж слишком жадная была, хотела вроде и гостя позвать, похвастаться своим гостеприимством, но в тоже время все сделала чтобы его не угостить, подав на стол манную кашу в плоской тарелке.
Журавль тоже оказался с характером и оплатил той же монетой лисе, когда на стол подал окрошку в узком и длинном кувшине.
Лисе можно посоветовать, чтобы не была такой жадной, ведь и другие люди могут так точно поступить с тобой.
Содержание любой сказки можно соотнести с этим выражением, потому что относится оно не к отдельно взятой сказки а к сказке, как к жанру русского фольклора.
В любой сказке имеется какой-то намек, какая-то основная главная мысль, которая должна послужить уроком для тех, кто не просто слушал сказку, а думал над ее словами.
Вот и в сказке «Гуси-лебеди» основная мысль скрывается еще в самом начале сказки — будь послушной, слушайся родителей и ничего плохого с тобой не случиться. Послушалась бы родителей сестра, следила бы за братом, не пришлось бы ей бежать по темному лесу и искать брата, унесенного гусями-лебедями.
И еще один урок может вынести из этой сказки добрый молодец — о том, что когда прижмет беда, поклонишься даже тем, мимо кого проходил с презрением.
В тексте сказки «Каша из топора» слова, которые сейчас уже не употребляются выделены синим цветом, поэтому найти их не сложно. Вот на пример словосочетание На побывку. Оно означает в отпуск, в увольнительную. Солдат был отпущен со службы на время для посещения дома и семьи.
Чулан — так раньше называли кладовку в само доме, да и сейчас еще можно встретить это название.
Сдобрили — здесь добавили в кашу масло, а вообще что-то добавить в еду, чтобы та стала вкуснее.
Можно найти в сказки и другие устаревшие выражения:
Дорожный человек — человек с дороги, путник, странник.
Вдоволь — очень много, всего хватает
Варево — то что варится, в данном случае каша.
Старуха из сказки «Каша из топора» была сама себе на уме. Ее нельзя назвать злой или жестокой. Она все-таки впустила солдата в дом отдохнуть, но вот дальше она стала жадничать. Ей не хотелось тратить на незнакомого солдата свои припасы, и хотя в сказке написано, что в доме у старухи всего было полно, мы понимаем, что это изобилие досталось старухе не так уж легко.
Поэтому ее жадность вполне понятна, хотя и не оправдывает старуху полностью. Накормить солдата хотя бы самой простой пищей, она вполне могла себе позволить. Вместо этого старуха пустилась обманывать — говорила, что сама с утра ничего не ела и в доме шаром покати.
Поэтому мы можем назвать старуху Жадной.
В русской народной сказке «Каша из топора» бравый солдат проявил смекалку и обхитрил жадную старуху, которая не хотела его угостить кашей, хотя все необходимое для приготовления этого блюда у нее имелось.
Старуха была жадной, но жадность часто оказывается наказуемой, особенно в сказках.
Вот солдат и принялся учить бабку готовить кашу из топора. Для этого ему конечно потребовались помимо топора все остальные ингредиенты обычной каши, а потому получилась в итоге нормальная каша, из которой только следовало достать топор и спокойно есть.
Солдат посмеивался над бабкой потому что не просто сумел ее обхитрить, он сумел наказать жадность, дать урок старушке, ну и конечно ирония и может быть самодовольство в этом посмеивании также проглядывает.
Известная русская народная сказка «Лиса и тетерев» рассказывает нам о встрече лисы и тетерева, причем лиса явно собиралась заманить тетерева на землю, заставить его спуститься с дерева для того, чтобы плотно пообедать.
Но тетерев в этой сказке не поддался хитрым речам лисы, не поверил ей и даже сам посмеялся над плутовкой. И лиса была вынуждена в страхе убежать, спасаясь от мнимых собак.
Однако, читая начало сказки мы замечаем, что лиса и тетерев приветствовали друг друга очень вежливо, даже доброжелательно. Вот что они сказали друг другу при встрече:
Лиса очень ласково обращается к тетереву, но читая сказку дальше мы понимаем, что это хитрость и лиса просто притворяется. Поэтому мы ответим, что лиса и тетерев приветствовали друг друга доброжелательно, но притворно.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 56-64.
УКМ «Школа России»
Раздел «Устное народное творчество». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Вспомни виды устного народного творчества. Какие из них тебе знакомы?
Теперь мне знакомы следующие виды устного народного творчества: песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины.
2. Что такое пестушка и потешка? Посмотри в словаре. Попробуй придумать их для своего маленького брата или сестры.
Пестушка — это небольшой рассказ для самых маленьких детей, песенка-игра.
Потешка — тоже небольшой рассказ для малыша, но призванный развеселить ребёнка.
Потешки и пестушки для моего младшего брата, для 2 класса
Ножка топает топ-топ.
Ручку хлопает хлоп-хлоп.
Вот пойдём с тобой танцевать,
Громко песенки распевать.
На окне сидел котище,
Под окном стоял барбос.
Целый день хозяйка ищет
Толстый хвост и мокрый нос.
3. Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку.
Пословицы: Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори; Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
Считалка: Раз, два, три, четыре, пять, будем в прятки мы играть…
Прибаутка: Трах, трах, тарарах, едет мышка на ежах…; Ты пирог съел? Не я!,.
Скороговорка: Сшила Саша Саньке шапку.
Колыбельная песенка: Люли, люли, люленьки…
4. Можно ли соотнести пословицу «Труд кормит, а лень портит» с потешкой «Тит, иди молоть»?
В этой потешке Тит не хотел молоть хлеб, но хотел есть готовую кашу. Он был ленив. Но соотнести эту пословицу с потешкой нельзя, потому что даже ленивый Тит покушал.
5. Пословицы рассыпались. Собери их.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Делу время — а потехе час.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Семь раз отмерь — один раз отрежь.
6. Прочитай рассказы Льва Толстого, которые он сочинил для своих учеников — крестьянских детей. Подумай, в чём смысл каждого рассказа и как он отражён в поговорке.
Первый рассказ называется «Собака на сене».
В нём рассказывается о собаке, которая лежала на сене, и не давала корове его съесть.
Поговорка в рассказе: Собака на сене. Так говорят про тех, кто и сам не пользуется чем-либо, и другим не даёт.
Смысл рассказа в том, что нельзя брать то, чего тебе не нужно. Собаке не нужно было сено, но она присвоила его. А корове сено было нужно, но она не могла его съесть.
Второй рассказ называется «Знает кошка, чьё мясо съела».
В нём говорится о девочке, которая выпила молоко и попыталась свалить вину на кошку.
Поговорка в рассказе: Знает кошка чьё мясо съела. Так говорят о тех, кто чувствует свою вину, пытается избежать наказания, и невольно этим себя выдаёт.
Смысл рассказа в том, что за свои поступки нужно уметь отвечать, а не пытаться свалить свою вину на других. Знаешь свою вину — признайся, ведь всё равно тайное станет явным.
7. Знаешь ли ты, что такое загадка? Попробуй придумать свои загадки на тему «Четыре времени года».
Загадка — это небольшое произведение, в котором требуется угадать то, о чём говорится.
Пример своих загадок на тему «Четыре времени года» для 2 класса
Что летает и кружится, а упав бежит водицей? (Снег)
Загремело, засверкало, что-то Маше страшно стало. (Гроза)
Это время золотое, урожайное такое. (Осень)
На пригорке, что за диво!, солнце светит нам игриво! (Цветок)
8. Любишь ли ты сказки? Какая из прочитанных сказок тебе больше всего понравилась и почему? Прочитай названия русских народных сказок. Какие из них тебе были знакомы до школы? Ты наверное знаешь много других сказок. О чём твоя самая любимая сказка? Расскажи её.
Из прочитанных сказок, мне больше всего понравилась «Каша из топора», потому что в ней солдат проявил смекалку и обхитрил жадную старуху.
Из этих сказок я уже читала «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Теремок», «Лисичка-сестричка и серый волк».
Мне больше всего нравится сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»
Пересказ сказки «Лисичка-сетричка и серый волк» для 2 класса
Однажды лиса увидела старика, что возвращался с рыбалки. Захотелось лисе рыбки и притворилась она мёртвой.
Старик увидел лису, обрадовался и бросил его в возок. А лиса всю рыбу поскидала и сама убежала.
Сидит лиса на дороге, пирует. Шёл мимо волк, стал просить лису поделиться рыбой. А лиса его на прорубь посылает.
Пошёл волк на прорубь, сунул в прорубь хвост, а тот и примёрз. Набежали бабы и побили волка.
Злой шёл волк, хотел лису поймать и проучить. А лиса морду в тесте извозила и навстречу идёт, жалуется, что её так били, что мозги наружу.
Пожалел волк лису, посадил на спину и повёз домой. А лиса рада-радёхонька.
9. Узнай у друга, какая сказка ему больше всего нравится.
Моей подруге Алине больше всего нравится сказка «Царевна-лягушка».
10. Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о животных? Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли кому-нибудь хоть раз перехитрить её? Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы. Как ты думаешь сложится ли дружба, если каждый из друзей живёт по пословице «Как аукнется, так и откликнется»?
Чаще всего в сказках встречаются: лиса, медведь, волк, заяц, петух, собака.
Лиса в сказках всегда показана хитрой и смекалистой. Она всё время норовит обмануть других.
Лиса обманывала медведя, волка, козла.
Удалось перехитрить лису тетереву. Также обхитрил лису рак в сказке «Лиса и рак», когда они бегали наперегонки. А дятел из сказки «Лиса и дятел» сумел натравить на лису собак.
Кот часто был в дружбе с лисой. А петух часто выступал спасителем зайца.
Если каждый из друзей живёт по пословице «Как аукнется, так и откликнется» то дружбы не получится. Ведь такие люди помнят обиды и пытаются отплатить за них. А настоящий друг всегда умеет прощать.
11. Попробуй описать героев из следующих сказок:
«Петушок и бобовое зёрнышко»
Курочка терпеливая, заботливая, добрая, верная.
Петушок торопливый, непослушный, самоуверенный.
«Каша из топора»
Солдат находчивый, смекалистый, весёлый, добродушный.
Старуха жадная, глупая, негостеприимная.
«Лиса и журавль»
Лиса хитрая, жадная, негостеприимная.
Журавль мстительный, обидчивый, хитрый.
«Гуси-лебеди»
Девочка. Сперва заносчивая, важная, потом добрая и отзывчивая.
12. В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают часто оказываются необычными, невероятными. Что будет происходить в волшебных сказках? Какие герои будут участвовать в сказках о животных? Какие прочитанные сказки поместил бы ты в следующих книгах?
В книгу «Сказки о животных» я бы поместила сказки «Лиса и тетерев» и «Лиса и журавль». В таких сказках героями оказываются животные.
В книгу «Волшебные сказки» я бы поместила сказку «Гуси-лебеди». В таких сказках происходят чудеса, невероятные события, действуют волшебные персонажи.
В книгу «Сказки» я бы поместила сказку «Каша из топора». Это бытовая сказка.
13. Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку, например о собаке или кошке. Запиши в рабочую тетрадь план своего рассказа.
Пример сказки о собаке и кошке можно посмотреть в ответах к этому разделу в «Рабочей тетради», перейдя по ссылке.
14. Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему. Всё ли в ней правильно?
Волшебная сказка состоит из зачина, присказки, троекратных повторов и концовки.
На схеме следует поменять местами зачин и присказку. Потому что присказка чаще находится в середине или концовке сказки.
15. Определи присказку:
Присказки:
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец.
16. Угадай из какой сказки взяты строки.
Эти строки взяты из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
17. Как подготовиться к выразительному чтению?
Порядок подготовки к выразительному чтению:
- Определить, какие чувства надо передать.
- Решить какие слова выделить голосом, где сделать паузы.
- Просмотреть знаки препинания.
- Выбрать тон и темп чтения.
- Помнить о том, что чтение предложения зависит от смысла высказывания.
18. Какие слова пословицы «Декабрь год кончает, а зиму начинает» надо выделить голосом, чтобы подчеркнуть:
Какой месяц год начинает: выделяем слова Декабрь и начинает.
В чём особенности декабря: выделяем слова год и зиму.
19. Изделия каких народных промыслов представлены в разделе «Устное народное творчество»? Составь рассказ о дымковской игрушке.
В разделе представлены изделия: Хохломы, Дымковской игрушки, Филимоновской игрушки, Соломенной игрушки.
Пример рассказа о Дымковской игрушке можно посмотреть, перейдя по ссылке.
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол