Что либо узнать как пишется

Пишем и, если мы побуждаем к действию: выберите и позвоните мне. пишем е, когда побуждения нет: когда выберете блюдо, дайте

Пишем «и», если мы побуждаем к действию: «Выберите и позвоните мне». Пишем «е», когда побуждения нет: «Когда выберете блюдо, дайте знать».

388

Выберете или выберите – как правильно пишется

Что либо узнать как пишется

Автор: Алексей Морозов

Дата: 17.06.2021

Сегодня мы поговорим про слово «выберите». Оно пишется с «и» перед «те», если выражает побуждение. Например: «Выберите и скажите, что вам понравилось» – видите, и «выберите» побуждает, и «скажите».

«Е» надо писать в том случае, когда побуждения нет. Например: «Если выберете книгу сегодня, скажите нам об этом» – слово «выберете» ни к чему не побуждает.

Давайте разбирать эту орфограмму подробнее и учиться с ней работать.

Когда «выберете» пишется с «-ете»

Как объяснить букву «е» перед «те»? Очень просто. Во-первых, давайте установим, в какой морфеме она находится. Выберете – выберут – выберем. Все, что после «р», меняется, значит «ете» – окончание.

«Выберете» – глагол. Как вы помните, гласные в окончаниях глаголов зависят от спряжения. Следовательно, надо определить тип спряжения.

Все личные окончания у анализируемого слова безударные: выбираю, выбираем, выбираешь, выбирает и пр. Следовательно, надо смотреть, на что оканчивается инфинитив, то есть неопределенная форма. «ВыбирАТЬ» – оканчивается не на «-ить», значит спряжение первое. А в первом спряжении в личных окончаниях буквы «и» никогда не бывает. Там либо «е», либо «у», либо «ю».

Когда «выберите» пишется с «-ите»

Определим для начала морфему. Выберите, выбери – перед нами глагол в повелительном наклонении, который образовался с помощью суффикса «и». Объяснять здесь уже ничего не нужно. Повелительное наклонение только с помощью этого суффикса и образуется.

Вот вам пять примеров предложений с другими глаголами в повелительном наклонении. Посмотрите и убедитесь, что там везде «и».

  1. Напишите письмо.
  2. Перезвоните попозже.
  3. Отоприте дверь.
  4. Спасите её!
  5. Запишите эту информацию в ежедневник.

Разница только в том, что в этих глаголах «и» под ударением. И у нас не возникает вопросов о том, какую букву писать.

А в слове «выберите» ударение падает на приставку, поэтому мы путаемся. Но путаться не надо.

На заметку

Не надо говорить на уроке, что «выберите» – глагол повелительного наклонения. Наклонение – это непостоянный признак, поэтому правильнее говорить «в повелительном наклонении».

Как легко запомнить это правило

Смотрите, чтобы не путаться, можно попробовать отбросить приставку у глагола. Сравните:

  1. Выберите и идите.
  2. Берите и идите.

Когда приставка отброшена, ударение падает на «и». И если у вас глагол повелительного наклонения, то вы его точно напишете правильно.

А если у вас глагол «выберете», то его на «берите» вы никак не замените. Например, как сделать замену в предложении «Когда выберете редиску, скажите». Никак. Тут если менять, то так: «Когда возьмёте редиску, скажите». В замененном слове, как видите, буква «ё», поэтому в «выберете» мы будем писать «е».

Какую букву надо писать в корне

У вас еще может возникнуть вопрос, что писать после «б». То есть «выберете» или «выбирете».

Смотрите, тут правило такое. Если после «бир» находится суффикс «а», то пишем «и», а если его нет – «е». У нас суффикса «а» нет ни в одном случае, поэтому мы всегда пишем «выберете» или «выберите». А вот в слове «выбирать» уже будет «и» в корне «бир», потому что после него «а».

Как надо объяснять эту орфограмму графически

Когда вы письменно выполняете какое-то упражнение по русскому языку и вам встречается слово «выбер…те», вы должны не просто вставить в букву, списать слово и идти дальше. Вы должны сделать объяснение.

Делается оно так. Букву «е» или «и» (смотря что подошло по правилу) мы подчеркиваем одной черточкой. Затем выделяем суффикс «и» или окончание «ете». И пишем рядом в скобочках «(пов. накл.)», если «и» или «(I спр.)», если «е».

Вот и всё.

Подробнее вот об этой схеме объяснения я рассказываю в своей статье про орфограмму. И в своем видеоролике на эту тему. Если вы в школе орфограммы вообще не объясняете – обязательно прочитайте статью и посмотрите видео.

Полезные материалы по теме

Обязательно откройте мою статью с курсами русского языка. Там в самом начале я описываю хорошие бесплатные тренажеры от Викиума и дешевый курс «Идеальный русский». Плюс к этому даю ссылку на архив с пособиями для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, где великолепнейшим образом объясняется русский язык.

Викиум описывается в самом начале статьи, а пособия идут сразу за ним. Так что вниз можете даже не листать.

Из других статей по русскому языку, которые вышли у нас на сайте, рекомендую вам вот эти:

  1. Корни бер/бир – как раз о том, как легко понять их правописание и больше никогда не путаться.
  2. Корни мер/мир – даю на них ссылку, потому что они объясняются точно так же и лучше эти корни запоминать одновременно.
  3. Как научиться писать грамотно – это очень практическая статья о том, как научиться автоматически писать грамотно и не сомневаться при этом ни в одной букве и ни в одном знаке препинания.
  4. Как увеличить словарный запас – если вдруг у вас с этим проблема.

И вот еще мое видео о том, как учить русский. Тоже посмотрите.

Заключение

Дорогие друзья, мы с вами разобрали правописание слова «выберете». Прямо вот досконально разобрали. Поговорили и про окончание в изъявительном наклонении, и про суффикс в повелительном, и даже про корень.

Остались ли у вас какие-то вопросы? Все ли понятно? Сможете ли вы теперь грамотно объяснить эту орфограмму на уроке?

Буду ждать от вас обратной связи, всем спасибо.

Что либо узнать как пишется

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

  Èñòîðèÿ íàïèñàíèÿ ïîâåñòè Ïëàíòàöèÿ
  ( îò àâòîðà )
Öèòàòà èç ýññå «Î  ðîäíîì  ÿçûêå »               
………»ß êàê òî ñïðîñèë ó ïðåïîäàâàòåëÿ ðóññêîãî ÿçûêà:                « Íà ñêîëüêî áàëëîâ òû îöåíèâàåøü ìîè çíàíèÿ               
 ïî ïðàâîïèñàíèþ?» «Íà òâ¸ðäóþ ÷åòâ¸ðêó», áûë îòâåò.               
  Äà, ÿ äîïóñêàþ îðôîãðàôè÷åñêèå è ñòèëèñòè÷åñêèå îøèáêè, íî ÿ æå íèêîãäà íå áûë îòëè÷íèêîì, è ìíîãî ëåò æèâó ïîä âëèÿíèåì ÷óæîãî ÿçûêà, ÷òî íàêëàäûâàåò îïðåäåë¸ííûå íàöèîíàëüíûå àêöåíòû äàæå â ïðîèçíîøåíèè. Äà è çàáûâàþòñÿ ïðàâèëà ðîäíîãî ÿçûêà, ïîýòîìó ïðîøó ïðîùåíèÿ çà  îøèáêè, è íå ñóäèòå ñòðîãî çà «áåçãðàìîòíîñòü» äîïóùåííîé  â òåêñòàõ.»………                Âçÿòüñÿ çà íàïèñàíèå êíèãè ó ìåíÿ íèêîãäà è â ìûñëÿõ íåáûëî. Íàïèñàòü ñî÷èíåíèå â øêîëå íà äâà òåòðàäíûõ ëèñòà,äëÿ ìåíÿ âñåãäà áûëî ìó÷èòåëüíûì ïðîöåññîì.                Íî äëÿ ìåíÿ îáðàçû, ðîæä¸ííûå â ìîåé ãîëîâå, ïåðåíåñòè               
íà áóìàãó ðèñóíêîì èëè ðàáî÷èì ýñêèçîì íå ñîñòàâëÿëî òðóäà.               
  Íó ÷òî áû ýòî îïèñàòü, ó ìåíÿ íå óìà íå óìåíèÿ íå õâàòàëî.                È êîãäà, óæå â èììèãðàöèè, ìíå ïðèøëîñü îïèñûâàòü ïðè÷èíó ìîåãî áåãñòâà ñ ðîäèíû, äëÿ ìåíÿ  áûëî ìó÷èòåëüíî òÿæåëî ýòî ñäåëàòü, äâåíàäöàòü ñòð. òåêñòà, ÿ âûìó÷èâàë äâàäöàòü äíåé.                Íî ïîñëå òîãî êàê ìíå â äâå òûñÿ÷à äåâÿòîì ãîäó îòêðûëè âñþ èíôîðìàöèþ ïî Êîíñòèòóöèè, è ïîñûïàëàñü èíôîðìàöèÿ ïî âñåì ïðîãðàììàì   ÿ áûë îøàðàøåí è ðàñòåðÿí, êàê ÿ âñ¸ ýòî ñìîãó çàïîìíèòü è íå çàáûòü?                Íî î ÷óäî, ó ìåíÿ ïîÿâèëàñü ñïîñîáíîñòü, çàöåïèâ ìûñëü çà õâîñòèê, âûòÿãèâàòü å¸ è îïèñûâàòü â ôîðìå êîðîòêèõ ýññå,                è ê øåñíàäöàòîìó ãîäó ó ìåíÿ òàêèõ ïèñàíèíîê íàêîïèëîñü                óæå áîëüøå äâóõ äåñÿòêîâ.                È ïîÿâèëàñü äîáðîâîëüíàÿ ïîìîùíèöà, êîòîðàÿ ñìîãëà, ïóñêàé                íà íåâûñîêîì ïðîôôåññèîíàëüíîì óðîâíå, ñäåëàòü ïî ýòèì òåêñòàì îçâó÷åííûå, è ñ ìóçûêàëüíûì ñîïðîâîæäåíèåì âèäåîðîëèêè, ñïàñèáî åé çà ýòîò òðóä.                È ïîòîì, êîãäà ìåíÿ îòðàâèëè, è ìåäèêè íà÷àëè áîðüáó çà ìîþ æèçíü, ÿ ìíîãî ðàç òåðÿë ñîçíàíèå, è áóäó÷è â ïîëóîáìîðî÷íîì ñîñòîÿíèè, â ãîëîâå íà÷àëî íàñòîé÷èâî çâó÷àòü — «Ïèøè, ïèøè, ïèøè.—«×òî ïèñàòü, êàê ïèñàòü?» — îäíè âîïðîñû áåç îòâåòîâ.È ÿ íà÷àë: — Ïèñàòü òåêñòû íà ñâî¸ì íàóòáóêå ÿ ìîã òîëüêî èñïîëüçóÿ ýêðàííóþ êëàâèàòóðó, êàæäóþ áóêîâêó íóæíî ëîâèòü êóðñèâîì è êëèêàòü å¸, à ýòî òàê äîëãî, äà åùå è ïðîãðàìêà íà÷àëà ïîäãëþêèâàòü.                È ïðèøëà ìíå ïî÷åìó òî ìûñëü îïèñàòü íà÷àëî                ñâîåé æèçíè â Óññóðèéñêîé òàéãå.                Ïèñàëîñü òÿæêî è êîðÿâî, âðîäå êàê ïåðåä êåì òî îò÷èòûâàëñÿ,                à ïîòîì, â ãîëîâå ñòàëè ïîÿâëÿòüñÿ ñþæåòíûå òåêñòû, ñëîâíî íà÷àëè äèêòîâàòü, è ìíå â êàíâó ïîâåñòâîâàíèÿ îñòàâàëîñü òîëüêî âïèñûâàòü ýïèçîäèêè ïðîèñõîäèâøèå ðàííåå ñî ìíîé, èçâåñòíûå ìíå ôàêòû, èëè ìàëåíüêèå ôàêòèêè èç æèçíè èçâåñòíûõ ìíå ïî æèçíè ëþäåé. Ñîñòîÿíèå ìî¸ óõóäøàëîñü, îïåðàöèÿ ñëåäîâàëà çà îïåðàöèåé, ÿ ïîòåðÿë ñ÷¸ò ãîñïèòàëÿì è êëèíèêàì, âðåìåííûå óëó÷øåíèÿ ÷åðåäîâàëèñü òÿæ¸ëûì ñîñòîÿíèåì, ñêîëüêî ðàç ïîáûâàë â ðåàíèàìàöèîííûõ áîêñàõ — ïàëàòàõ, ÿ è íå ïîìíþ. Íî âñåãäà ñî ìíîé áûë íîóòáóê, è åäâà ïðèõîäÿ â ñîçíàíèå, ÿ íà÷èíàë ïèñàòü, â ìîçãó ñòó÷àëà ìûñëü —                «Åñëè ÿ äîïèøó êíèãó, çíà÷èò ÿ âûæèâó.»                Âðà÷è è ìåäïåðñîíàë îòíîñèëèñü êî ìíå î÷åíü óâàæèòåëüíî                è âíèìàòåëüíî, óæ î÷åíü íåîáû÷íûé äëÿ íèõ ÿ áûë ïàöèåíò,                è äàæå ÷àñòåíüêî èíòåðåñîâàëèñü, íà ñêîëüêî ñòðàíè÷åê                ó ìåíÿ â ýòîò äåíü õâàòèëî ñèë.                ß ïðèñëóøèâàëñÿ ê ñåáå è ïèñàë, ñïåøèë ÷òî áû íå îòñòàòü                îò äèêòîâêè, íåêîãäà áûëî èñïðàâëÿòü îïèñêè è îøèáêè,               
 ìåëêèå ãëþêè êîìïà — «Àààà, ïîòîì, óãîâàðèâàë ÿ ñåáÿ,                êîãäà áóäó ðåäàêòèðîâàòü, òîãäà âñ¸ èñïðàâëþ                è äîïèøó âòîðóþ ãëàâó ïåðâîé êíèãè.»                È ÿ íå çíàë ïî ñþæåòó êàêîé áóäåò ôèíàë êíèãè,                êàêîé íðàñòâåííî äóõîâíûé èìïóëñ îíà íåñ¸ò,                è êàêèå ãëàâíûå èñòèíû îíà îòêðûâàåò ÷èòàòåëþ.                À ïîòîì, ïîñëå ïîñëåäíåé, ñåäüìîé ïî ñ÷¸òó, òÿæåëåéøåé                äëÿ ìåíÿ îïåðàöèè, êîòîðàÿ äàëà ïîòðÿñàþùèé ðåçóëüòàò, îñòàíîâèëà ìåäëåííûé ïðîöåññ çàòóõàíèÿ æèçíè,è ÿ ïåðåñòàë óìåðàòü, è ñòàë âûõîäèòü èç ýòîãî ñòðàøíîãî ñîñòîÿíèÿ áàëàíñèðîâêè ìåæäó æèçíüþ è ñìåðòüþ,êíèãà îêàçàëàñü äîïèñàííîé.                È ïðîãðàììà â êîìïå ñîâñåì çàãëþ÷èëà, ïåðåñòàëà               
 ñîõðàíÿòü âíîâü íàïèñàííîå, è âîññòàíîâèòü å¸ íå áûëî                íèêàêîé âîçìîæíîñòè.                È ñåé÷àñ, ïðîøëî áîëüøå ãîäà ïîñëå îïåðàöèè,                è óæå ñ âîññòàíîâëåííîé ïðîãðàììîé â êîìïå, ïåðå÷èòàâ êíèãó,                ÿ óâèäåë  è ïîíÿë, ÷òî ýòî íå ïðîñòî êíèãà ôåíòåçå,                à ýòî êàê ó÷åáíîå ïîñîáèå, ó÷åáíèê äëÿ íàó÷åíèÿ â íåîáõîäèìîñòè ñëóæåíèþ ÷èñòîòå è ñâåòó, ó÷èò êàê áåðå÷ü è âîçðîæäàòü ÷èñòóþ, áåçóñëîâíóþ, áîæåñòâåííóþ Ëþáîâü,                è ïðèâîäèò ïðèìåðû, êàê ñëóæèòü âûñøåé Èñòèíå.                È ó ìåíÿ ïðîïàëî âñÿêîå æåëàíèå ÷òî ëèáî èñïðàâëÿòü                è ðåäàêòèðîâàòü, è ÿ òàê ðåøèë:                Ïóñêàé îíà æèâ¸ò â òîì âèäå,   â êàêîì ðîäèëàñü!                Óìíûé ÷åëîâåê ìåíÿ ïîéì¸ò, à ìîðàëüíûå óðîäû                è ðóêîæîïûå êðèòèêàíû, êíèã íå ÷èòàþò.                Ñïàñèáî Âàì, êòî íàó÷èë è çàñòàâèë ìåíÿ íà÷àòü ïèñàòü,                êòî äèêòîâàë ìíå, è ÷òî ñïàñëè ìåíÿ.                Áîëüøîå ñïàñèáî Îòåö ìîé !!! ……………………( ÍÎÂÛÉ )               
     P.S.    ÈÈÈÈ …….. ïîòÿíóëàñü ðóêà îïÿòü, è çàêëèêàëèñü ñíîâà áóêîâêè. Ïîïëûë â ãîëîâå ñþæåò, ïðîäîëæåíèå ÏËÀÍÒÀÖÈÈ. È âèæó óæå ïåðâûå ÷åòûðå ñöåíû,                è ïðîëèâàåòñÿ òåêñò íà ÷èñòûé ëèñò íîâîé êíèãè ÑÒÀÄÈÎÍ. Íàïèñàëîñü óæå áîëüøå òðèäöàòè ñòð., è âèäèòñÿ ìíå, ÷òî ýòî áóäåò ñàìàÿ êðàñèâàÿ êíèãà ……..                Îé, äàé ìíå Áîæå ñèë è óäà÷êè ))))))            
 
    

  • Что значит ломлива в сказке о мертвой царевне
  • Что значит родина для человека сочинение
  • Что значит проиллюстрировать рассказ
  • Что значит слово горница в сказках пушкина
  • Что значит опояски в сказке конек горбунок