Юрий Яковлев. Рассказы и сказки для детей. Произведения и биография
Салют
Сыновья Пешеходова
Где начинается небо
Урс и Кэт
Олин голос
Скрипка
Забор с голубым глазом
Сапер
Продается старая лошадь
Часовой Петров
Цветок хлеба
Память
Мой знакомый бегемот
Девочки с Васильевского острова
Перемена погоды
Серая шкурка
Реликвия
Письмо Марине
Умка
А Воробьев стекло не выбивал
Вратарь
Рыцарь Вася
Друг капитана Гастелло
Игра в красавицу
Хромой лев
Учитель истории
Стриженый черт
Собирающий облака
Разбуженный соловьями
У человека должна быть собака
Всадник, скачущий над городом
Большие черные перчатки
Мама
Полосатая палка
Багульник
Учитель
Мальчик с коньками
Бамбус
Кепка-невидимка
Я иду за носорогом
Тайна Фенимора
Последний фейерверк
Читать рассказы других известных авторов
Есть вещи, которые, казалось бы, не поставишь в один ряд. Любовь к природе и любовь к матери, любовь к жизни и любовь к четвероногим друзьям — эта любовь очень далека от смерти и войны. Но такие рассказы – о детях и о войне, о животных и о людях – сумел объединить и сделать мудрым и поучительным дополнением друг друга писатель Яковлев Юрий Яковлевич.
Писатель Юрий Яковлевич Яковлев. Творчество и краткая биография.
Юрий Яковлевич Яковлев родился в Петрограде 26.06.1922. Настоящая фамилия автора – Ховкин. За полгода до начала Великой Отечественной войны, в ноябре 1940 года, его призвали в армию. Мать погибла летом 1942 года во время блокады. Юрий Яковлев служил зенитчиком, их батарея стояла под Москвой. Фронт приблизился настолько, что расстояние до противника было в несколько километров. В те критические дни Юрий Яковлевич подал заявление в партию.
Стихи войны
Стихи Яковлев начал писать еще в школе. А война превратила это детское увлечение в страсть. В те дни он узнал, как велика сила поэзии, когда жизнь соприкасается со смертью. Стихи Яковлев Юрий Яковлевич писал, когда удавалось. Чаще это происходило ночью, при свете коптилки. Всю войну был военкором газеты «Тревога». В ней часто печатали его стихи и очерки. Как-то, уже после войны, увидел в одной газете стихи «неизвестного автора». Это были его стихи. Так война определила его дальнейший путь.
Литературная жизнь Юрия Яковлева
Поступать в Литературный институт писатель Юрий Яковлев пришел еще в шинели. Циклы армейских стихов Яковлева появились в печати спустя несколько лет после войны. Тогда началось их знакомство с М. А. Светловым, который добровольно был его наставником. В детской поэзии его напутствовала А. Л. Барто. В 1952 году, уже автор нескольких книг, он окончил институт. Началась новая жизнь.
В 1949 году в издательстве «Детгиз» выходит его первая детская книга «Наш адрес». Во второй книге — «В нашем полку» — он собрал стихи о войне, об армии. С первых же строчек он писал о детстве и о войне, о том, что знал и пережил сам. Литература для Юрия Яковлева стала не только работой, но и страстью.
Яковлев Юрий Яковлевич сотрудничал в журналах и газетах. Много ездил по стране – встречался с нефтяниками в Баку, был на строительстве Сталинградской ГЭС, в колхозах Украины, на погранзаставах Беларуси. Во всех уголках страны побывал, встречался с детьми и учителями. Одним словом, всегда старался узнать своих героев поближе, «пожить» их жизнью, а не просто собрать материал.
Для маленьких читателей
Первый рассказ был опубликован в 1960 году в журнале «Огонек», назывался он «Станция Мальчики». Это был переходный момент его творчества – он стал прозаиком. Вслед за этим рассказом публикуется другой – «Мальчик с коньками». В его «прозаической» судьбе большую роль сыграли «Известия» и «Огонек». Писатель Юрий Яковлев всегда гордился тем, что пишет для детей. Он любил маленьких читателей. Любил своих героев.
Дом Л. А. Кассиля для людей творческих был своего рода университетом. Кассиль стал для них и наставником, и вдохновителем, и учителем. В 1972 году Яковлеву исполнилось 50 лет – его наградили орденом Красного Знамени. Всю свою жизнь писатель Юрий Яковлев занимался поиском героев для своих произведений. И находил их совсем рядом, и они помогали ему удивительными судьбами.
Откуда приходят герои
Когда-то рассказали ему о своем сыне старые артисты – о маленьком ленинградском Гавроше. Так появились фильм и повесть «Был настоящим трубачом». Воспитанники А. Обранта рассказали, как юные танцоры приехали с учителем на фронт и выступали перед солдатами – показали около трех тысяч концертов. Так появилась повесть «Балерина политотдела» и художественный фильм «Мы смерти смотрели в лицо». Основой повести «Девушка из Бреста» и художественного фильма «Колыбельная для мужчин» послужила жизнь К. И. Шаликовой — героини войны. Повесть и сценарий к фильму «Дочь командира» помогли написать юные защитники Брестской крепости.
Творчество писателя Юрия Яковлева
Писатель Юрий Яковлев не мог не рассказывать о войне. Она осталась в памяти и отзывалась эхом. Яковлев написал такие книги на военную тему:
«Реликвия».
«Жить нам суждено».
«Где стояла батарея».
«Позавчера была война».
Короткие рассказы и повести о детях, о трудном возрасте, о переживаниях, когда решается их будущая жизнь, – именно об этом рассказывал Яковлев Юрий Яковлевич. Книги этого направления перечислены ниже:
«Травести».
«Трудная коррида».
«Автопортрет».
«Иван-виллис».
«Дочь преферансиста».
Жизненные сценарии
Большое место в жизни Яковлева занимал кинематограф. По его сценариям были сняты фильмы:
«Первая Бастилия».
«Мы с Вулканом».
«Красавица».
«Всадник над городом».
«Пущик едет в Прагу».
Книги Яковлева – это своеобразные учебники жизни. Основные темы – школьный быт детей, война, дружба между людьми, доброе отношение к животным, чувство благодарности и любовь к матери. Основные идеи его прозы – благородство, верность избранному ориентиру, осмысленность существования.
Рассказы Юрия Яковлева проникают в сердце, затрагивают душу и заставляют переосмыслить свои поступки и поведение. Без нотаций и поучений. Каждый его рассказ открывает какую-то важную истину:
«Багульник».
«Он убил мою собаку».
Три простых истории
Произведение Юрия Яковлева «Тайна Фенимора» — каждую ночь в спальне мальчиков в пионерлагере «Дубки» появляется загадочный Фенимор. Он превратил их жизнь в настоящее приключение. Он знал много историй и умел рассказывать. Ночи напролет, затаив дыхание, мальчишки слушали истории приключений на Диком Западе. Днем, раскрасив лица зубной пастой, они носились со стрелами и луками, выслеживая индейских поработителей. А еще они засыпали «где придется», ночью-то поспать не удавалось. Эта история была экранизирована в третьей серии фильма «Три веселые смены».
Произведение Юрия Яковлева «Продается старая лошадь» — мальчик увидел на заборе среди объявлений старенький пожелтевший листочек, на котором было написано, что продается лошадь. Прочитал и стал представлять, а какая она, эта старая лошадь? Задумался и проскочил мимо своего дома. Тогда решил пойти по адресу, указанному в старом объявлении. Приходит к дому, спрашивает у хозяина про лошадь. Тот ответил, что лошадь по весне еще пала. «Ах, если бы я пришел раньше, я бы ее обязательно спас», — думает расстроенный мальчик.
Произведение Юрия Яковлева «Полосатая палка» — Мишка прихватил на перекрестке у зазевавшегося прохожего палку. Уж очень она ему понравилась – полосатая, черно-белая. Чуть позже он узнает, что эти палки помогают слепым людям передвигаться по городу. Мишка испытывает муки совести. Черно-белая палка стала молчаливым обвинением для мальчика. Он бегает по городу и пытается разыскать хозяина. Так меняется отношение ребенка к своим поступкам.
Писатель учил добру маленьких читателей, учил ненавязчиво и мудро. «Добро должно быть мужественным и сильным, только тогда оно победит», — говорил Яковлев Юрий Яковлевич. Рассказы, вот такие небольшие, на одну-две странички, задевают за живое. Пронзительные, зовущие на помощь, взывающие к совести, они учат понимать других, любить людей, не обращаться жестоко с животными. Учат смотреть вглубь и видеть внутреннюю суть каждой истории.
———————————————————-
Юрий Яковлев.Рассказы и сказки для.
детей. Читаем бесплатно онлайн
Читать рассказы других известных авторов
После урока в пустом классе сидела черноголовая девочка и рисовала. Она подперла щеку кулачком, от чего один глаз превратился в щелочку, и старательно водила кисточкой по листу бумаги. Время от времени девочка отправляла кисточку в рот, и на губах виднелись следы всех красок ее небогатой палитры. За этим занятием ее и застала завуч Антонина Ивановна.
— Тебя оставили после уроков? — спросила строгая наставница, и в пустом классе ее голос прозвучал гулко и раскатисто.
— Нет, — отозвалась девочка и нехотя встала. — Я рисую.
— Почему не идешь домой?
— У меня скоро кружок. — Девочка по привычке отправила кисточку в рот. — Я хожу в танцевальный.
Антонина Ивановна собралась было уходить, но девочка остановила ее неожиданным вопросом:
— Вы Лиду помните?
— Какую Лиду? — Мало ли на своем веку завуч знавала Лид вроде этой черноголовой. — Какую Лиду?
— Лиду Демеш.
— Из какого класса? — почти механически спросила завуч.
— Она не из класса, — ответила девочка. — Она из Орши.
Слова «из Орши» почему-то заставили Антонину Ивановну задержаться. Учительница опустилась на краешек парты, задумалась.
— Она спала на минах, помните?
— На минах?
— Она спала на минах. Одна в холодной сараюшке. Мины могли взорваться. Вы приходили к Лиде за минами. Помните?
Черноголовая как бы взяла за руку пожилую учительницу и привела ее в покосившийся сарай с крышей из ржавого, отслужившего железа. Дверь открывалась со скрипом. Внутри было темно, пахло дровами и прелью. А в дальнем углу стояла койка на кривых ножках.
— Вспомнила, — с облегчением сказала Антонина Ивановна, и ее голос прозвучал задумчиво, приглушенно, словно донесся из Лидиной сараюшки. Мины лежали под койкой в груде битого кирпича.
— Верно, — подтвердила девочка.
Со стороны разговор завуча и девочки выглядел очень странно.
Девочка вспоминала то, чего она в силу своего возраста не могла помнить, и как бы задавала учительнице наводящие вопросы.
— А помните, как Лида торговала яйцами?
— Какими яйцами?
Антонина Ивановна слегка покраснела — уж слишком много получалось наводящих вопросов.
— Обыкновенными яйцами, — пояснила девочка. — Лида выносила на станцию полную корзину. А вы в это время подкладывали под состав мину.
— Верно! Немцы бежали от вагонов к Лиде, совали ей засаленные марки, а я делала свое дело… Что ты еще помнишь о Лиде?
Антонина Ивановна и не заметила, как вместо «знаешь» сказала «помнишь». На какое-то мгновение ей показалось, что обо всем, что в годы войны происходило в Орше, она впервые узнаёт со слов своей ученицы. И оттого, что маленькая ученица так уверенно ориентируется в ее военном прошлом, пожилая учительница почувствовала себя защищенной от разрушительной силы забвенья. Теперь она настойчиво прокладывала дорогу в свое прошлое, благо в этом трудном занятии у нее оказалась прекрасная помощница.
— Что ты еще помнишь о Лиде?
— Накануне праздников Лида всегда стирала свой пионерский галстук. Она же не носила его?
— Не носила. Но стирка галстука напоминала ей мирное время.
Хотя мыло было на вес золота.
— На вес золота? Мыло? — удивилась черноголовая и тут же продолжала свой рассказ: — Однажды Лиду застал полицай.
— Она мне об этом не рассказывала, — нерешительно сказала завуч.
— Застал, — уверенно повторила девочка. — Но Лида не растерялась выплеснула воду на кирпичи. Красный галстук слился с кирпичами.
В это время дверь отворилась, и в класс, очень невысоко от пола, просунулась стриженая голова. Тонкий голосок, заикаясь, произнес:
— Вв-вас директор зз-зовет!
Голова исчезла. Антонина Ивановна, однако, не спешила уходить.
— Ты откуда знаешь про Лиду? — спросила она.
— Знаю. — Девочка внимательно смотрела на завуча, при этом облизывала кисточку. — Я и про вас знаю… Юная партизанка Тоня Кулакова…
— Тоня Кулакова, — подтвердила Антонина Ивановна и посмотрела на свою маленькую собеседницу как бы издалека. — Я ведь тоже была девчонкой. На два года старше Лиды.
— Лида все время толкалась на станции. Среди фашистов. Считала вагоны. Заглядывала внутрь. И записывала.
— А я доставляла записочки партизанам.
Теперь разговор строгой наставницы и ученицы напоминал встречу двух бывалых людей, когда один помогает вспоминать другому, и две человеческие памяти сливаются в одну.
— Лида не только хранила мины, она собирала их, — говорила девочка. Она была ловкой и осторожной. Ни одна мина не взорвалась в ее руках.
— Мина не взорвалась, — подтвердила Антонина Ивановна и опустила голову, — но Лида погибла…
Две собеседницы замолчали, как бы сделали привал на своем трудном пути. Первой заговорила девочка:
— Дедушка говорит, что все равно от чего погибать — от мины или от пули.
— Это верно, — согласилась Антонина Ивановна, — вопрос — кому погибать.
Теперь девочка опустила голову. Она как бы затерялась на далеких сложных перекрестках прошлого и напряженно искала верную дорогу. На мгновенье она утратила уверенность. Кому погибать? Как ответить на этот бесконечно трудный вопрос? Тем более что погибнуть должна была Тоня, Антонина Ивановна.
Вместо привала наступил самый трудный участок пути. Девочка вдруг подняла глаза на учительницу и, как бы рассуждая сама с собой, заговорила:
— Лида спала на минах и приносила на станцию яйца… в корзине. И передавала вам записочки для партизан. Но на этот раз вы не пришли…
— Я не пришла! В том-то и дело!
— Вы не пришли, и Лида сама понесла записочку к партизанам.
И попала в засаду…
В класс снова заглянула стриженая голова. И тонкий голосок, заикаясь, повторил:
— Вв-вас директор зз-зовет!
Завуч не услышала голоса и не увидела стриженой головы. Она как бы покинула класс и перенеслась в далекое тяжелое время, когда взрывались эшелоны врага, а тринадцатилетние девочки погибали наравне с взрослыми бойцами.
Девочка тоже не заметила посланца директора. Она продолжала отвечать на трудный вопрос:
— Вы не пришли, потому что были ранены. Раненые не могут ходить… Вы были ранены…
Антонина Ивановна молчала. Тогда девочка дотронулась до руки учительницы.
— Вы же были… были!..
Девочке казалось, что завуч никак не может вспомнить, была ли она ранена накануне того дня, когда схватили Лиду. Силится и никак не может вспомнить. И, чтобы помочь ей, девочка спросила:
— У вас болит плечо?
Антонина Ивановна как-то механически погладила левое плечо правой рукой.
— Болит временами, по погоде…
— Вот видите, болит по погоде! — обрадовалась черноголовая:
наконец-то ей удалось убедить Антонину Ивановну, что она была ранена.
— Теперь, когда заболит старая рана, вспоминаешь не о войне, а о поликлинике, — рассеянно сказала учительница.
А девочка уже двигалась дальше:
— Когда Лиду вели на расстрел, она крикнула: «Передайте маме, что меня ведут на расстрел!»
Эти слова так непривычно прозвучали в пустом классе, что Антонине Ивановне показалось, будто она слышит голос своей маленькой боевой подружки — пионерки Лиды Демеш. И сама Лида стоит рядом: беленькое лицо, ровные низкие брови, внимательные серые глаза, глядящие чуть исподлобья…
Голос, удивительно похожий на Лидии, произнес:
— Мне пора на кружок… Я хожу в танцевальный…
«Лида тоже ходила в танцевальный» — подумала бывшая партизанка Тоня Кулакова.
Дверь тихо затворилась. И девочка, которая когда рисует, облизывает кисточку, ушла, а учительнице показалось, что ушла Лида.
Лида Демеш… И Антонина Ивановна все не решалась поднять глаза, чтобы не обнаружить, что Лиды нет рядом. Антонина Ивановна продолжала оставаться в том трудном и бесконечно дорогом времени, куда ее неожиданно привела черноголовая девочка и откуда, заглушая все звуки жизни, долетели слова: «Передайте маме, что меня ведут на расстрел!»
От автора В этом рассказе очень мало вымышленного. И все, что связано с маленькой пионеркой — героиней Лидией Демеш, — правда.
Лиде Демеш было всего тринадцать лет, когда она была активным бойцом Оршанского подполья. Пусть этот рассказ напоминает о Лиде тем, кто ее забыл, и познакомит с ней тех, кто ее не знал.
Голос войны – Фронтовое письмо (по произведениям Ю.Яковлева)
Цели урока:
1)научить определять роль писем в художественном произведении;
2)проследить, как письма помогают созданию сюжетного полотна произведения;
3)выработать у учащихся умение обобщать образы главных героев при раскрытии роли их писем;
4)вырабатывать умение самостоятельного написания письма с учётом особенностей оформления.
Задачи:
Образовательные.
1. Возрождать традиции эпистолярного жанра.
2. Сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка.
3. Научить грамотному оформлению писем.
Развивающие:
1.Способствовать формированию информационной культуры.
2. Способствовать развитию навыка использования эпистолярного жанра.
3. Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Воспитательные.
1. Дать возможность проявить себя в написании письма.
2. Воспитывать уважительное отношение к родному языку через эпистолярный жанр;
Тип урока: систематизация уже полученных знаний и открытие новых.
Используемые педагогические технологии: приёмы технологии развития критического мышления, личностно-ориентированное обучение, системно-деятельностный подход в обучении.
Планируемые результаты:
а) личностные
— создание положительного настроя и позитивной установки на изучение эпистолярного жанра;
— развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной письменной речью при составлении письма.
б) метапредметные:
— умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
— овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста.
в) предметные:
— развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
— умение работать с текстом и извлекать необходимую информацию из него;
— создание собственных писем для различных адресантов.
Конспект урока
Организационный момент
Слово учителя
«Есть жизни, – писал Юрий Яковлев, – похожие на коптилки: они долго теплятся, дают мало света и наполняют округу дымом и копотью. Но есть жизни – звезды, которые вспыхивают ненадолго, но своим горением делают мир удивительным». Такой была жизнь Юрия Яковлева, чьи книги – как те огни из рассказа «Последний фейерверк», вслед за которыми летят и летят сердца читателей. И становятся сильнее, добрее и справедливее.
Ребята, мы с вами познакомились с произведением Ю.Яковлева «Сердце земли».
Что вы знаете об этом писателе?
Звучит индивидуальное сообщение учащегося о личности и творчестве Ю.Яковлева
В 1940 году, окончив среднюю школу, Юрий был призван в армию. Через год началась война, и он 6 лет прослужил солдатом. «Я был зенитчиком, и наша шестая батарея стояла под Москвой, у деревни Фуники. Яковлев оборонял Москву от налетов фашистских самолетов, был ранен.
С детства и до последних дней он был привязан к матери. Она погибла летом 1942 года во время блокады от голода. Последний раз юноша видел ее в 1940 году у воинского эшелона, увозившего его на войну: «Каждый день моего детства был связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда была рядом. Она вела нас с сестрой через трудную жизнь, создавая на нашем пути теплое, незамерзающее течение. В последний раз я видел маму на запасных путях московского вокзала, у воинского эшелона. Я был подстрижен под машинку, но форму еще не получил. Это было в ноябре 1940 года, за полгода до начала войны. Мне было тогда восемнадцать лет. Мама погибла во время блокады Ленинграда, летом 1942 года. Я был далеко от Ленинграда. Моя младшая сестра осталась одна». Матери посвящена поэма в прозе «Сердце Земли».
Он написал мужественные и скорбные рассказы о войне: «Там, где стояла батарея», «Зимородок», «Сретенские ворота», «Тяжелая кровь». И в этих рассказах меньше всего говорится о боях и снарядах. Везде речь идет о человечности, о мужестве поступков и о трудном нравственном выборе
Какие моменты, эпизоды, строки произведения показались вам особенно волнующими?
Как вы думаете, с какой целью Яковлев выбирает именно такую форму повествования?
Как можно озаглавить текст? («Прости меня, мама…»)
Определите основную проблему текста. (Проблема позднего раскаянья)
Как автор актуализирует проблему?
Определите стиль текста, аргументируйте свой ответ. (Художественный; обилие средств художественной выразительности)
Почему рассказ Юрия Яковлева — реквием по погибшим в Великой Отечественной войне?
Поэма в прозе Юрия Яковлева “Сердце земли” — это настоящий реквием по погибшим в Великую Отечественную войну, по разрушенным семьям и сломанным судьбам миллионов людей. Все произведение пронизано воспоминаниями, горькими и тяжелыми. Этот рассказ напоминает нам об ужасной трагедии, которая обрушилась на нашу Родину, о мужестве советских людей, их любви к Родине.
Ю.Яковлев писал: «После долгих раздумий я пришел к простой истине, что любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери».
Подготовленный учащийся читает стихотворение Ю.Яковлева
В пути короткий выдался привал:
Из голенища ложку он достал,
Поел – немного голод заморил,
Достал кисет, бумагу – закурил.
Устал служивый – много прошагал,
В пути-дорожке разное видал,
Случалось, суп из топора варил,
Бывало, воду из болота пил.
Эх, ребятушки! Что вам рассказать?!
Да, если честно – надоело воевать:
Окопы рыть и наступать, и отступать,
Уж больно хочется мне дома побывать!
В походе что ж – “Подъем!”,
“Отбой!” – известно!
Со стороны, оно, конечно, интересно,
Но иногда в душе скребутся кошки,
Как вспомню я берез зеленые ладошки.
Эх, ребятушки! Что вам рассказать?!
В краю далеком ждет старушка-мать,
Там летний зной, там стужи и морозы,
Там ждут меня невестушки-березы!
Березки тянутся, зовут в родимый край,
Звенят, шумят: “Скорее приезжай!”
Все! Покурили! Пока я тут мечтал,
Опять труба! Закончился привал.
Эх, ребятушки! Что вам рассказать?!
Опять в атаку! Наступать – не отступать?!
Опять, служивые, в последний бой идем,
Ну, будем живы – значит, не помрем!
Чем ещё могли заниматься на привале солдаты?
Кончено, они читали письма, полученные от родных, и сами писали о нелёгких буднях.
Подберите слова-ассоциации к словосочетанию «Фронтовые письма». (весточка, реликвия, радость от полученного письма, похоронка, связь с любимым человеком и т.д.)
Что вы знаете о письмах с фронта?
Давайте подумаем, чем являлось письмо, пришедшее с передовой, для родственников?
Представьте себе людей, читающих письма с фронта. Что чувствуют они?
А с каким чувством получали весточку из дома солдаты?
О чем думал солдат, когда, склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой?
В каких условиях солдаты писали письма? (Письма писали на листочках из обычной тетрадки, чаще всего карандашом, потому что ни чернил, ни ручки в окопах не было. Были раньше такие карандаши, называли их химические, очень похожие на простые карандаши, но если кончик грифеля химического карандаша намочить, то он начинал писать, как чернила.
Не было в окопах ни стола, ни стула, ни настольной лампы. Приходилось солдатам писать письма на коленках, на пеньке.)
Как вы думаете, почему письмо сложено треугольником? (такую форму письма придумали находчивые воины и они занимают особое место в нашей истории. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которых всегда не хватало на фронте.
Конверт-треугольник – обычный тетрадный листок, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое письмо не заклеивалось – его должна была прочитать цензура, почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.)
Как много письма значили для тех, кто был на передовой, и для тех, кто трудился ради победы в тылу! Письмо было единственной весточкой с фронта. Оно давало надежду, что всё будет хорошо.
Письма с фронта – это реликвия, достояние истории, это строки, позволяющие нам услышать голос с той далёкой войны, понять и почувствовать всё, о чём думали простые солдаты и командиры – люди, спасшие мир.
Маленькие треугольнички, пропахшие порохом войны… В них бесконечно дорогие сердцу строки, обращённые к родным и близким. Это единственная ниточка, связывающая солдат с родным домом.
Кто был на фронте, верно, испытали,
Что означают письма для бойца,
Как эти письма биться заставляли
В сраженьях огрубевшие сердца.
Как их с волненьем люди ожидали,
От них порою увлажнялся взгляд.
Настанет день – придумают медали
За ласковые письма для солдат!
Наверное, особенно ласковые письма, конечно, приходили от мамы.
Фронтовой поэт И.Уткин вспоминал:
Заботы, беспокойства – как знакомо!
Вся мама, в каждом слове и строке.
Казалось: вот прижми письмо к щеке,
И ощутишь тепло и запах дома.
Письма сына и матери… Что может быть трогательнее?
Звучит лирическая музыка. Учитель читает рассказ Ю.Яковлева «Мама» (см.приложение)
Посмотрите на предложенные репродукции (см.приложение)
Скажите, какие из этих картин подходят по содержанию произведения «Сердце земли»? (это работы В.Суздальцева «Письмо» и Д.Елисеенко «Письмо домой»)
Почему вы выбрали именно эти полотна? Какие чувства они у вас вызывают?
Когда мама рядом, не всегда находятся слова, чтобы выразить ей свою любовь и нежность, Но наступают такие моменты, когда этого любимого человека рядом не оказывается, а тебе больно или страшно, одиноко и тоскливо. И тогда ты кладешь перед собой чистый лист бумаги, берешь ручку и пишешь… Пишешь письмо ей, единственной и дорогой. Письмо своей маме.
«Моей матери посвящаю» — именно с этих слов начинается поэма в прозе «Сердце земли» Ю.Яковлева.
Подготовленные учащиеся исполняют отрывок из произведения «Сердце земли» (театрализация)
Почему автору так важны были письма от мамы? (мама была самым дорогим человеком)
Почему они были НЗ? (они связывали с домом, с жизнью)
Как вы считаете, почему мама не писала сыну правду? (заботилась о нём, не хотела беспокоить)
Обратим внимание ещё на одно фронтовое письмо из рассказа Ю.Яковлева «Реликвия».
«Здравствуй, жена моя Настасья! С приветом к тебе твой муж Петр. Я покуда жив и здоров, чего и тебе желаю. Живу я неплохо.
Курево выдают своевременно. Но вместо махорки — табак филичевый, безвкусный. Куришь, куришь — никак не накуришься. Разве что дым идет. Я второпях потерял запасную пару портянок. Повесил сушить, а по тревоге снялись — забыл сунуть в вещмешок. Теперь маюсь. На ночь постираю единственную пару, к утру они не успевают высохнуть. Приходится надевать сырые. Ноги преют.
Мы сейчас больше копаем, чем стреляем. Копаешь, а от окопа пашней пахнет. И от этого родного запаха щемит сердце. А сколько еще провоюем, не знаю.
Кланяйся дедусе Ивану, всем родным и соседям.
С фронтовым приветом, твой муж Петр».
В чём особенность композиционного построения письма? Из каких частей оно состоит? (зачин, информационная часть, концовка)
С чего начинается письмо? Чем заканчивается? (начинается с обращения к адресату; заканчивается клише)
В чем особенность лексики письма? (просторечные слова)
Давайте попробуем самостоятельно написать письмо. Для этого надо озвучить правила написания личных писем.
Правила написания личных писем
-
Начинать письмо следует с обращения к адресату.
-
Если это ответное письмо, необходимо поблагодарить за ранее полученную весточку.
-
Если вы задержались с ответом, следует извиниться за то, что не могли написать раньше. Упомянуть о причинах.
-
Затем надо ответить на все вопросы, заданные адресантом в его письме. Можно начать с фразы: «В своём письме ты спрашиваешь меня о …».
-
Потом можно перейти к интересующей вас теме, рассказать о том, что волнует, поделиться своими радостями, проблемами и т.д.
-
После этого закономерным будет задать вопросы по теме переписки, чтобы дать возможность продолжить общение. Если вы рассказывали о своей жизни, неплохо было бы поинтересоваться, как у него обстоят дела.
-
Затем следует написать фразу типа: «С нетерпением буду ждать твоего ответа», «Надеюсь вскоре получить от тебя весточку», «Пиши скорее!» и т.д.
-
В конце письма хорошо бы поставить клише («С любовью, Ольга», «Искренне Ваш, Олег Евгеньевич», «С наилучшими пожеланиями, Маша» и т.д.) и свою личную подпись.
Ребята, а теперь давайте окунемся в ту атмосферу времён Вов, когда мать и сын писали друг другу письма. Ю.Яковлев в своей поэме в прозе письма не приводит, а говорит об их содержании и их значении. И ваше задание сейчас будет заключаться в том, чтобы от лица мамы или от лица сына составить текст письма, опираясь на содержание текста Ю.Яковлева и драматическую постановку.
Учащиеся пишут письма, затем зачитывают их
У вас получились очень искренние, душевные, тёплые письма. Молодцы! Замечательная работа!
А как вы относитесь к своей маме? Не изболелось ли сердце у наших родных о нас, не забыли ли мы ласковое слово, не обидели ли мы ненароком самого дорогого нам человека?
Современные люди пишут друг другу письма?
В настоящее время мы чаще звоним или пишем СМС.
В чём особенность СМС, как вы считаете?
Давайте подумаем над вопросом: в чём отличие современных посланий через разные мессенджеры и тех писем, о которых рассказывает в своём произведении Ю.Яковлев?
Хотели бы вы писать и получать бумажные письма? Почему?
Ребята, всегда помните, что нет ничего священнее и бескорыстнее любви матери. Все остальное меркнет и теряется по сравнению с ней. Берегите маму, доставляйте ей радость. Где бы вы ни были, куда бы судьба вас ни забросила, звоните своей маме, а если что-то не можете сказать вслух, то берите бумагу и ручку и пишите письмо ей, родной и любимой. Она его обязательно получит, и не будет в мире счастливее человека, чем ваша мама.
Домашнее задание: написать письмо своей маме, соблюдая правила написания писем.
Благодарю вас за работу! Спасибо за внимание!
Вконтакте
Одноклассники
Telegram
Platoon | Егор Николаевич слишком сдержан. Давайте называть вещи своими именами: Невзоров — гнида и ебанутый гандон. Извините |
Abscess | Неврозов — высшей пробы пидарасина. |
Pallid | Невзоров давно уже фричеством занимается, всегда удивляло что такие просмотры у него + в телевизоре часто, итд. |
hmur | У меня иногда возникает такое чувство, что как только про Когда первый раз увидел его, год 87й, ещё в Ленинграде — 600 секунд. |
pinball_88 | Всегда потешно наблюдать за тем, как Глебыч корчит из себя эдакую надменную роковую фигуру, которая свысока наблюдает за бессмысленным течением жизни, как бы снисходительно позволяя расцветать её неизбежной пошлости. При этом, он уже давно является отрыжкой 90-ых от мира журналистики. Эдаким фриком, который обожает обмазываться экскрементами и копошиться в выгребных ямах. |
hmur | Кому: pinball_88, #5 > Эдаким фриком, который обожает обмазываться экскрементами и копошиться в выгребных ямах. Да камрад, он на этом и играет. |
3APA3A | Как справедливо писал товарищ Digger: «Если выбирать между Невзоровым и Аццким Сотоной, я за Сотону». |
hmur | Кому: pinball_88, #5 > На работе есть пара милых дам, которые им прям восхищаются. У него внешность, как говорится, мужественная. Женщины любят. |
hmur | В Кирове, эвакуированных, из Ленинграда, было много. |
ЧГКшник | Кому: 3APA3A, #7 > «Если выбирать между Невзоровым и Аццким Сотоной, я за Сотону». В любой непонятной ситуации — выбирай Сотону. Его всё равно нет. |
Ипостас Архонтов | Кому: Abscess, # > Неврозов — высшей пробы пидарасина. Невзоров — пациент психбольницы. По его же собственным рассказам. |
Homoergaster | Сушков А.В. «Ленинградское дело». Есть в сети. |
Fritz | Невзоров — гнусный выродок. Ничего не знает, ничего не изучал, но мнение своё никчёмное озвучивает «с развязностью совершенно невыносимой» (С). С другой стороны, если бы не его отвратительный бред, мы бы не получили познавательный ролик Егора Николаевича и Дмитрия Юрьевича. |
Ипостас Архонтов | Кому: pinball_88, #5 > Всегда потешно наблюдать за тем, как Глебыч корчит из себя эдакую надменную роковую фигуру, которая свысока наблюдает за бессмысленным течением жизни, как бы снисходительно позволяя расцветать её неизбежной пошлости. Воланд на минималках! |
ex1le | Очень красноречивая превьюшка. Прям картина маслом. |
Дюк | Кому: Abscess, #2 > Неврозов — высшей пробы пидарасина. С вами невозможно спорить!! |
hmur | Кому: Дюк, #16 > С вами невозможно спорить!! Да хватит уже) |
Утконосиха | Кому: hmur, #8 > У него внешность, как говорится, мужественная. Женщины любят. А вот щаз обидно было!!! Страшный он, этот Невзоров, как вся моя жизнь. Да ещё и на пафосе. Фальшивка дутая, что внешне, что внутренне. |
GrUm | Кому: pinball_88, #5 Проблема в том, что своим умным видом и апломбом эксперта он действительно вызывает доверие у массы людей. А уж если люди внутренне склонны к срываниям покровов, то и вовсе. |
Ричман | Невзоров типичный тролль который за пачку банкнот готов лизать под седушкой унитаза анти Российского движения и прочего мракобесия. |
hmur | Кому: Утконосиха, #18 > А вот щаз обидно было!!! Так настоящая женщина ж, сердцем чувствует!!! |
puer stolidae | Кому: Abscess, #2 Это так, но он еще и больной человек. |
Старик у моря | Кому: Homoergaster, #12 > Сушков А.В. «Ленинградское дело». Есть в сети. Расскажи, пожалуйста, читал ли сам эту херню? > Обжирались, обжирали. Документы и реальные лица указаны в книге. Вранья там немеряно и ссылки на такие же говенные статьи и книжицы. Антисоветчина и говно, горы говна и моря антисоветчины. Ты еще предложи Резуна почитать или Солженицына. P.S. Заинтересовали ссылки наподобие таких «Как выяснили В. А. Иванов и Б. А. Старков». Кто же такие эти самые Иванов В.А. и Старков Б.А.? Поискал и нашел. Далее цитата: «7-8 октября 2010 г. состоялась международная конференция «Поздний сталинизм и эпоха Н.С.Хрущева. Вторая половина 1940-х — первая половина 1960-х гг», организованная кафедрами Новейшей истории России и Источниковедения истории России при поддержке Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга. В работе конференции приняли участие известные историки из России, США, Канады, Великобритании, Германии, представляющие около 20 различных (в том числе академических) научных и учебных заведений. Заседание 7 октября, проходившее в Петровском зале СПбГУ, было посвящено позднему сталинизму. В рамках этого заседания выступили д.и.н. проф. Н.А.Ломагин (СПбГУ), доктор М.Дж.Блэквелл (США), доктор С.Екельчик (Канада), [д.и.н. проф. В.А.Иванов (СПбГУ)], доктор Дж.Хайнцен (США), профессор И.В.Говоров (СПб Университет МВД РФ), профессор М.В.Зеленов (Волго-Вятская академия государственной службы, Нижний Новгород), д.и.н. проф. В.А.Кутузов (СПбГУ), доктор Д.Бранденбергер (США), д.и.н. проф. М.В.Ходяков (СПбГУ), д.и.н. проф. Ю.В.Кривошеев (СПбГУ), к.и.н. А.А.Амосова (СПбГУ) и к.п.н. А.С.Крымская (Межрегиональная финансовая инспекция по ЛенВО МО РФ). Заседание 8 октября, состоявшееся на Историческом факультете, касалось эпохи Н.С.Хрущева. На нем с докладами выступили д.и.н. проф. А.З.Ваксер (Санкт-Петербургский Институт истории РАН), д.и.н. проф. Е.В.Петров (СПбГУ), [д.и.н. проф. Б.А.Старков (СПбГУЭФ)], доктор Дж.Джонс (США), доктор К.Варга-Харрис (США), доктор С.Харрис (США), д.и.н. проф. А.Н.Чистиков (Санкт-Петербургский Институт истории РАН), профессор С.Шаттенберг (Германия), доктор М.Добсон (Великобритания), д.и.н. проф. А.Н.Кашеваров (Санкт-Петербургский государственный Политехнический университет), доктор П.Джонс (Великобритания), доктор Д.Козлов (Канада), доктор К.Куоллс (США) и аспирант М.С.Виноградов (Волго-Вятская академия государственной службы, Нижний Новгород). Текст выступления представил д.и.н. чл.-корр. РАН Р.Ш.Ганелин (Санкт-Петербургский институт истории РАН). Целью участников конференции стало освещение широкого спектра вопросов, касающихся противоречивой послевоенной истории Советского Союза и правления Н.С.Хрущева. [Были подвергнуты всестороннему анализу методы, при помощи которых Сталин в конце 1940-х годов подавлял своих ближайших соратников], исследован ход реорганизаций, проведенных его наследниками в первые дни и месяцы после смерти вождя. В ходе работы конференции большое внимание было уделено проблемам десталинизации советского общества, освещались вопросы борьбы с коррупцией и другими преступлениями. Одновременно с анализом социальных и экономических преобразований, осуществлявшихся в стране, крупнейшие российские и зарубежные историки охарактеризовали особенности жизни страны в период хрущевской «оттепели». Материалы конференции, изданные по ее итогам, можно получить на кафедре Новейшей истории России. Ответственный за содержание: Проректор по научной работе С. В. Микушев. Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: s.mikushev@spbu.ru» Начал искать какими же работами выделились столько уважаемые историки. Нашел всех. Антисоветчина на высоком международном уровне. Приведу в пример одного особо «выдающегося»: Сергей Екельчик — канадский историк украинского происхождения. Специалист по истории Советского Союза и национальных отношений. В 1989 году окончил исторический факультет Киевского университета, в 1992 — аспирантуру Института истории НАН Украины, защитив кандидатскую диссертацию «Современная англоязычная историография общественно-политических движений и национально-освободительной борьбы на Украине периода капитализма». В 1995—2000 годах — докторант Альбертского университета (Канада). Защитил диссертацию доктора философии (в области истории) «История, культура и идентичности в период расцвета сталинизма: Советская Украина, 1938—1953». Какими же научными трудами известен сей ученый муж? А вот какими: Stalin’s Empire of Memory: Russian-Ukrainian Relations in the Soviet Historical Imagination. — Toronto: University of Toronto Press, March 2004. ISBN 1-86064-504-6. Ukraine: Birth of a Modern Nation. New York: Oxford University Press, 2007. ISBN 978-0-19-530546-3. Украинофилы: мир украинских патриотов второй половины XIX века. — Киев, 2010. — 272 с. (сборник статей) «Прекрасные» труды, что тут скажешь. Заинтересовала работа о некоем «конфликте внаУкраине» из серии проектов Oxford University Press «Что каждый должен знать». Написанный ведущими авторитетами в своих областях, каждый том серии «Что нужно знать каждому» предлагает сбалансированный и авторитетный учебник по сложным текущим вопросам и странам @ Oxford University Press. Далее цитата: «Когда в Европе снова заговорили орудия, почему именно Украина стала полем битвы? Расхожее мнение гласит, что нынешний кризис на Украине можно объяснить языковыми различиями и разделенными политическими взглядами, которые давно раскололи страну. Однако эта теория только затемняет истинное значение недавней гражданской революции в Украине и важнейшее международное измерение конфликта. Украинская революция 2013–2014 годов поставила авторитарные державы в России перед демократическим и геополитическим вызовом. Президент Владимир Путин агрессивно отреагировал, аннексировав Крым и поддержав войну на востоке Украины; а действия России впоследствии вызвали западные санкции и рост международной напряженности, напоминающей холодную войну. Хотя средства массовой информации изображают ситуацию как этнический конфликт, внутреннее украинское дело, на самом деле они отражают глобальные разногласия, проистекающие из различных взглядов на государственную власть, гражданское общество и демократию. «Конфликт на Украине: что всем нужно знать» исследует современный конфликт на Украине и сложную историю этнической идентичности, и делает это, вплетая в повествование вопросы о напряженных отношениях страны с ее бывшим имперским хозяином, Россией. Отрицая существование Украины как отдельной нации, [Путин занял позицию, аналогичную позиции последних российских царей, которые запретили украинский язык в печати и на сцене]. Украина возникла как национальное государство в результате имперского коллапса в 1917 году, но впоследствии была присоединена к СССР. Когда бывшие советские республики стали независимыми государствами в 1991 году, украинские власти пытались утвердить национальную самобытность своей страны, но им не удалось ни реформировать экономику, ни искоренить коррупцию. Как объясняет Сергей Екельчик, в течение последних 150 лет признание Украины как отдельной нации было лакмусовой бумажкой для российской демократии, и [российская угроза Украине будет сохраняться до тех пор, пока у власти находится путинистский режим. В этой краткой и проницательной книге Екельчик описывает нынешний кризис в Украине], этнический состав страны и украинскую национальную идентичность. [Он знакомит читателей с историей становления Украины как суверенного государства, последствиями коммунизма,] оранжевой революции, Евромайдана, [аннексией Крымского полуострова, войной на Донбассе и попытками Запада установить мир]. «Конфликт в Украине» — важное чтение для всех, кто хочет понять силы, которые сформировали современную политику в этой все более важной части Европы.». |
Jameson | Кому: Ипостас Архонтов, #14 > Воланд на минималках! как если бы кто то из чертей сделал убогую пародию. |
phan | Вот всегда так: четыре минуты вранья требуют полутора часов опровержения. Пиздеж — эффективнейшее оружие. |
Селезнев Алексей | Фельдмаршал В.Р. фон Лееб был законченным людоедом, полностью разделявшим взгляды А.Гитлера на уничтожение населения СССР, в том числе жителей Ленинграда. Достаточно прочитать его «Дневниковые заметки и оценки обстановки в ходе двух мировых войн (30 августа 1941 г. – 17 января 1942 г.)». Книга на сайте: http://militera.lib.ru/db/leeb_vr/index.html |
Ипостас Архонтов | Кому: Jameson, #24 > Воланд на минималках! Да. Согласен. |
VaNDoRN | Невзоров та ещё мразь. Он лично причастен к развалу мясокомбината «Самсон». Старается изо всех сил, лишь бы нагадить по полной |