Если на последнюю «и» падает ударение – пишем «и»: «пишИте». Если не падает – пишем «е»: «Что это вы там пишете?».
1 259
Автор: Алексей Морозов
Дата: 09.06.2021
Слово «пишите» надо писать с буквой «и» перед «те», когда на нее падает ударение. То есть когда мы кому-то приказываем писать: «А ну-ка быстро пишИте!».
Во всех остальных случаях надо писать «е». Например: «Что вы там пишете?», «Если вы пишете сочинение, то будьте внимательны».
Вот и все правило. В статье я сделаю акцент на некоторых очень важных моментах, про которые надо помнить ученикам в школе. А еще приведу несколько примеров разных предложений со словами «пишете» и «пишите». Ну и по традиции порекомендую «полезности» для изучающих русский язык.
Так что читайте до конца!
Когда «пишите» надо писать с «и»
Итак, слово «пишите» мы будем писать с «и» после корня «пиш» только в одном случае – если перед нами глагол повелительного наклонения. То есть мы кому-то приказываем писать или просим писать. «Узнать» этот глагол очень легко – на «и» будет падать ударение. Получается, вопросов в правописании у нас вообще нет – как слышим, так и пишем.
Произнесите вслух вот эти предложения. Понаблюдайте за ударением и за буквой, которую я написал в глаголе «писать»:
- Напишите, пожалуйста, письмо.
- Вы хотя бы напишите себе на бумажку все эти номера.
- Пишите быстрее!
- Отпишите мне, когда придете домой.
- Перепишите все на чистовик.
В каждом из предложений звучит повеление. Говорящий либо приказывает, либо советует, либо просит. В любом случае, он побуждает к действию. Во всех глаголах «пишите» ударение падает на вторую «и» и пишется везде, соответственно, «и».
Какое правило мы применили
Да никакое. Под ударением что слышу, то и пишу. Вот и все.
Когда «пишете» надо писать с «е»
Если у нас изъяснительное или сослагательное наклонение, мы пишем в этом глаголе букву «е». То есть всегда, когда мы никого не побуждаем к действию.
Я думаю, это все равно достаточно громоздкое пояснение, поэтому просто следуйте принципу: «Если гласный после «пиш» безударный – пишем «е».
Вот вам пять примеров разных предложений. Произнесите их вслух и понаблюдайте за тем, какая буква написана после «пиш».
- Если вы напишете мне сегодня, я успею посмотреть ваши бумаги.
- Вы читаете или пишете?
- Вы пишете слишком много, отдохните.
- Пишете письмо Деду Морозу?
- Когда перепишете всю работу, дайте знать.
Какое правило мы применили
Правило здесь такое. «Пишете» – глагол первого спряжения, а у этого глагола в окончании не может быть буквы «и».
Спряжение мы определили так. Личные окончания у глагола «писать» безударные: пишет, пишут, пишем, пишете. Смотрим, на что оканчивается инфинитив: «писАТЬ» – оканчивается не на «-ить», спряжение первое. К глаголам-исключениям этот глагол не относится. Вывод – пишем «е» в окончании.
О чем надо обязательно говорить в школе
Оба этих глагола весьма коварные. Поэтому давайте отметим несколько моментов, о которых вам, скорее всего, надо будет сказать на уроке русского языка.
Скорее всего, учитель захочет вас «подловить» на морфемном составе этих глаголов. А морфемный состав у них разный.
У глагола «пИшете» корень «пиш» и окончание «-ете». Определили мы это окончание так: пишете – пишут, пиши. То, что изменяется, и будет окончанием.
А вот у глагола «пишИте» окончанием будет только «-те». У этого слова только две формы: пишите, пиши. Отпадает «те» – как раз окончание.
А что такое «и»? Это суффикс. Суффикс, с помощью которого образовалась форма повелительного наклонения. Поэтому правильный разбор этого слова будет таким: «пиш» – корень, «и» – «суффикс», «те» – окончание.
Еще один момент. Встречаются иногда люди, которые говорят: «Слово «пишете» надо писать с «и», потому что «жи», «ши» пишутся через «и».
Смотрите, правило жи/ши действительно работает без исключений, но мы его применяем тогда, когда выбираем между ы/и. То есть нельзя писать, например, «вожжы», надо писать «вожжи». Нельзя писать «шыны», надо писать «шины».
Но мы-то с вами разве между ы/и выбираем? Нет, конечно. Мы выбираем между буквами е/и. Это совсем другой случай. Правило на жи/ши к нам вообще не относится.
Не путайтесь вот так, пожалуйста. Мухи отдельно, котлеты отдельно.
Как объяснять эту орфограмму в тетради и у доски
Я рассмотрю оба варианта и прокомментирую каждый из них.
«Пишете»
Допустим, вы делаете упражнение по русскому, переписываете текст. И в этом тексте вам встречается следующее: «Вы пиш…те или читаете?»
Ваша задача – написать «Вы пишете», букву «е» подчеркнуть одной чертой, выделить окончание «ете», а сверху написать «I» (то есть первое спряжение).
Если вы работаете у доски, то параллельно надо сказать такие волшебные слова:
- Что? Буква «е».
- Где? В окончании «ете».
- Почему? Потому что глагол первого спряжения.
«Пишите»
Предположим, что вам в упражнении попался следующий текст: «Пиш…те быстрее!». И надо его объяснить.
Переписываете с буквой «и», то есть «пишите». «И» подчеркиваете одной чертой, над ней рисуете значок суффикса – треугольничек такой. А рядом в скобках поясняете «(пов. накл.)» – повелительное наклонение.
У доски надо будет сказать так:
- Что? Буква «и».
- Где? В суффиксе «и».
- Почему? Потому что глагол повелительного наклонения, на «и» падает ударение. Под ударением что слышу, то и пишу.
Дорогие друзья, если вам вот эта схема объяснения и графического оформления кажется вообще чуждой и непонятной, то смотрите мое коротенькое видео про то, как надо работать с орфограммами.
Если вы будете этой методике постоянно следовать – у вас будут очень прочные и систематизированные знания русского языка. Хотя, если учитель от вас такого объяснения требовать не будет, вряд ли вы станете ей следовать…
А жаль.
Влияют ли приставки на выбор букв «е» и «и»
Нет. Вообще никак. Влияет только наклонение глагола. Если побуждаем к чему-то – пишем «и», если не побуждаем, а констатируем или предполагаем, то пишем «е».
В следующем блоке я приведу примеры предложений со словом «пишите», вы убедитесь, что приставка вообще никакой роли не играет.
Примеры предложений со словом «пишите»
Итак, вот вам примерчики. Обязательно произнесите их вслух и хотя бы пару примеров объясните так, как я показывал выше. Чтобы у вас это дошло до автоматизма и прочно «осело» в голове.
- Почему вы пишете так долго?
- Перепишите, пожалуйста, текст полностью.
- Пишите, хватит спать!
- Вы пишете мою лекцию? Или не мою?
- Отпишите мне, когда дадут воду.
- Вы ведь мне напишете, правда?
- Запишите мой номер телефона.
- Выпишите из упражнения только глаголы.
- Надпишите над глаголами спряжение.
- Если не надпишете – поставлю два.
Полезные материалы по теме
Вот мы и добрались до моего любимого блока с полезностями. По традиции я в конце каждой статьи рекомендую полезные ресурсы для изучения русского. Поехали.
Тренажеры Викиума. Зайдите на страницу, где собраны все тренажеры, выберите вкладку «Способность к работе с текстом». И попробуйте позаниматься на разных тренажерах по русскому языку.
Они все бесплатные и увлекательные. Помогут вам, с одной стороны, скоротать время в маршрутке или еще где-нибудь, а с другой – помогут быстрее запомнить основные правила русского языка.
Архив с пособиями по русскому. В этом архиве четыре электронные книги с объяснениями правил русского языка. В книгах помимо текста есть хорошие схемы, запоминалочки, таблицы. Чтобы получить архив, напишите мне здесь ваш e-mail, я вам его на него вышлю.
Идем дальше. Мои статьи:
- Как стать грамотным. Я даю в этой статье практические указания, которым вы сможете начать следовать буквально сразу после ее прочтения. Так что пробегитесь глазами обязательно.
- Что такое орфограмма. Одна из первых моих статей по русскому, я объясняю в ней, как правильно надо анализировать орфограммы и отрабатывать их.
- Что такое орфография. Объясняю понятие и даю лайфхаки, которые облегчают освоение орфографии.
- Что такое пунктуация. Аналогично, но только про пунктуацию.
- Курсы по русскому языку. Самые лучшие и популярные на сегодняшний день.
Единственная платная полезность из всех перечисленных – курс «Идеальный русский». Но он дешевый, стоит всего 890 рублей. Покупайте и проходите. Там хорошо преподается теория, а для ее отработки есть три тренажера.
Заключение
Вот такой непростой у нас получился разговор про слово «пишите». Все ли вам понятно? Остались ли какие-нибудь вопросы? Пишите комментарии, я обычно в течение суток их просматриваю.
Всем спасибо, удачи вам на школьных экзаменах, до встречи!
ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА
Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети
ПОДПИСАТЬСЯ
Я всегда слышал, что с библиотеками в С++ что-то не так, как и с ограничением максимального целочисленного значения, да и вообще то, что язык сложный и непонятный. Что же, сегодня, мы начнём писать собственную библиотеку больших чисел, полностью своими руками c 0, и узнаем, так ли страшен С++, как его малюют?
Если вы не разбираетесь в С++, не переживайте, эта статья имеет нулевой порог вхождения. Мы начнём с лёгкого, но вы даже не заметите, как начнёте разбираться в более сложных и непонятных, на первый взгляд, вещах. Главное, писать код логично. Думаю, данная статья будет интересна не только начинающим, ведь я постарался затронуть достаточно много тем. (для старожилов: моя цель не сделать оптимизирование или быстрее, а показать, что С++ не такой уж и сложный язык программирования. И да, я знаю, что существуют другие библиотеки, которые делают это быстрее и лучше. И да, было бы круче, если бы мы использовали булевую алгебру. И да, С++ про вечную оптимизацию, но это статья не про это. Спасибо.)
За сегодня мы узнаем, что такое: Перегрузка функций/конструкторов, прототипы функций, обработка исключений, пространство имён, псевдонимы типов, заголовок.h, как пользоваться отладчиком и как писать продвинутые/красивые комментарии. Пристёгивайтесь, будет безумно интересно.
▍ Предисловие и планы
С++ строготипизированный язык программирования, где максимально возможное
значение
целочисленной переменной, является
максимальное значение
unsigned long long int (где-то 18 446 744 073 709 551 615). Этого бывает недостаточно, поэтому я решил разработать собственную библиотеку больших чисел (BigNumLib). Единственное ограничение размерности BigNumLib переменной –
это количество цифр
, из которого будет состоять число, то есть, максимально в число поместится 4 294 967 295 цифр.
▍ Начало разработки
Итак, начинаем разработку! Для начала нам необходимо продумать логику и возможности нашего собственного типа данных. Как мы создадим свой тип данных? В ЯП С++ нельзя расширить стандартные типы (int, double и т.п.), поэтому, единственный возможный вариант, который у нас остался, это работа через struct и class.
Чем отличаются Struct и Class?
Ответ
: единственное различие между ними, так это то, что в struct модификаторы доступа по умолчанию public, а в class — private. Также отличается и наследование по умолчанию.
Итак, откроем Visual Studio с пустым проектом. Создадим папки (если они не созданы): “Файлы заголовков” с файлом BigNumLib.h и “Исходные файлы” с файлами Main.cpp, BigNumLib.cpp. У кого трудности на данном этапе, ничего страшного, ниже представлены фото и gif.
Как создать и настроить проект
В файле заголовка (.h), можно заметить строчку #pragma once. Что это?
Ответ
: В языках программирования С и C++ #pragma once — нестандартная, но широко распространённая препроцессорная директива, разработанная для контроля за тем, чтобы конкретный исходный файл при компиляции подключался строго один раз.
Здесь, в этом файле заголовка, мы будем создавать прототипы функций (функции без тела) и вообще описывать весь класс, например, какие дополнительные библиотеки будут подключены, для исправной работы нашей, или какие функции будут доступны пользователю, а какие нет (модификаторы доступа public, private). Зачем мы вообще создали данный заголовок? Всё просто, чтобы подключить внешний код, необходимо использовать именно заголовок.
▍ Создание bignum класса
Итак, для начала нам необходимо создать класс и его поля:
class bignum {
private:
std::string _value;
size_t _size;
bool _isNegative;
public:
bignum();
}
Ловим ошибку, что не подключили библиотеку и подключаем:
#include <string>
Итак, что мы написали?
_value =
здесь будет храниться наше число в виде строки
_size =
из скольких цифр состоит наше число (размер). size_t
это псевдоним, то есть, то же самое что и unsigned int
(положительные целые числа)
_isNegative =
является ли отрицательным числом. (true или false)
bignum() =
конструктор класса. Он вызывается при создании экземпляра класса.
private: –
поле, где доступ к данным имеет лишь класс. Приватные переменные, как правило, пишутся через ‘_’.
Так отлично, теперь откроем BigNumLib.cpp и напишем там такой код:
#include "bignum.h"
bignum::bignum()
{
_value = "0";
_size = 1;
_isNegative = false;
}
Здесь мы подключили наш заголовок и описали конструктор класса, где доступ к конструктору мы получаем через пространство имён (bignum::
)
Теперь мы можем открыть наш основной файл (Main.cpp) и проверить работу библиотеки:
#include "BigNumLib.h"
int main() {
bignum a;
return 0;
}
// Важное замечание, локальные заголовки, которые находятся в одном решении, подключаются с помощью кавычек.
Что же, теперь ставим точку остановы на return 0
, и смотрим нашу переменную.
Отлично, всё работает! По поводу отладчика, это безумно удобный интерфейс. Как сказал один мудрый человек, если программист не умеет пользоваться отладчиком, то этот человек не программист. Краткий экскурс по данному чуду: f5 (запуск отладки), shift+f5 (остановка), ctrl+shift+f5 (перезапуск), f10 (шаг с заходом в функцию), f11 (шаг с обходом функции), shift+f11 (шаг с выходом из функции), f5 (во время отладки, перейти к следующей точке остановы).
▍ Геттеры
Так, теперь создадим функцию геттер, чтобы иметь возможность читать поле нашего класса. Для этого объявим эту функцию в BigNumLib.h (файл заголовок) в поле public
:
//@return string
std::string getValue();
Мы написали комментарии в стиле DOC++. Этот тип комментариев понимает Visual Studio и красиво отображает нам. (ключевые слова пишутся через ‘@’: @return, @param
)
Теперь необходимо прописать логику данных функций в BigNumLib.cpp.
std::string bignum::getValue()
{
std::string _value = this->_value;
if (this->_isNegative)
_value.insert(0, "-");
return _value;
}
Чтобы обратиться к внутренним полям класса, мы используем указатель this
, таким образом, пользователь имеет доступ к переменной _value
только на чтение.
В функции getValue()
мы создаём локальную переменную _value и заполняем её данными лежащими в поле класса. Если поле _isNegative имеет значение true (число отрицательно), то мы вставляем в начало строки ‘-’. (insert(позиция, знак))
Отлично, теперь проверим наш код в действии!
#include "BigNumLib.h"
#include <iostream>
int main() {
bignum a;
std::cout << "bignum a = " << a.getValue() << std::endl;
return 0;
}
▍ Перегрузка конструктора (приём int)
Далее нам необходимо создать перегрузку конструктора класса, который на вход принимает long long int. Для этого объявим:
BigNumLib.h
public:
bignum(long long int other_value);
BigNumLib.cpp
bignum::bignum(long long other_value)
{
_isNegative = other_value < 0 ? true : false;
_value = _isNegative ? std::to_string(other_value).erase(0, 1) : std::to_string(other_value);
_size = _value.size();
}
Перегрузка конструктора функции оператора – это когда они имеют одно и то же имя, но принимают разные параметры. Та или иная функция вызывается в зависимости от принимаемых ею аргументов.
Здесь, мы впервые использовали тернарный оператор. Сокращённое написание конструкции if, else
. Всё предельно просто, если на вход поступает отрицательное число, то поле _isNegative
становится true
. После чего, число переводится в строку и если число отрицательное, то удаляется первый символ из строки (‘-’).
Сейчас мы можем протестировать это и присвоить число. Попробуем присвоить положительное и отрицательное число, посмотрим, правильно ли работает наша программа:
Отлично, теперь попробуем ввести огромное число:
Как мы можем видеть, Visual Studio запрещает нам присваивать такое огромное число, потому что оно выходит за рамки long long int (превысив значение самого большого стандартного типа). Как мы будем обходить данный запрет? С помощью строки, ведь она, практически безгранична.
▍ Перегрузка конструктора (приём string, char*)
Создадим конструктор и пару функций в файле заголовка.
BigNumLib.h
public:
bignum(const char* other_value);
bignum(std::string other_value);
private:
void parsStringToBigNumParams();
BigNumLib.cpp
bignum::bignum(const char* other_value)
{
_value = other_value;
parsStringToBigNumParams();
}
bignum::bignum(std::string other_value)
{
_value = other_value;
parsStringToBigNumParams();
}
void bignum::parsStringToBigNumParams()
{
if (_value[0] == '-') {
_value = _value.erase(0, 1);
_isNegative = true;
}
else
_isNegative = false;
if (_value.find_first_not_of("0123456789") != std::string::npos)
throw std::runtime_error(_value + " it's not a number!");
_size = _value.size();
}
Мы написали 2 конструктора, где один из них принимает string, а другой массив char. Зачем? Потому что в случае, когда после присвоения сразу записывается значение, то будет массив char. А если создать string переменную и присвоить уже её, то активируется другой конструктор (со string параметром).
По поводу функции parsStringToBigNumParams()
. Данная функция превращает строку, в набор параметров нашего класса. В начале она проверяет, стоит ли ‘-’, на первой позиции в _value
, если да, убрать знак из строки и присвоить параметру _isNegative = true
. После чего идёт проверка, если в _value найдено, что какой-то элемент не совпадает с цифирным набором (npos — не найдено совпадений), то выкинуть исключение. И дальше присвоить размер.
Что делает исключение? Полностью останавливает работу программы, если его не обработать. Давайте же опробуем работу наших конструкторов и обработаем исключение:
Как работает обработка исключений? В блоке try
пишется небезопасный код, если в нём происходит ошибка, мы тут же попадаем в блок catch
. Из-за того, что мы добавили описание в нашу самодельную ошибку, мы можем увидеть, какое значение, смогло сломать нашу библиотеку.
▍ Заключение
Что же, я чувствую, что выдал достаточно много инфы и, если продолжить, у новичков она может превратиться в кашу. За сегодня мы прошли очень много интересных тем и познакомились с некоторыми особенностями языка С++, но впереди ещё больше крутой информации, такая как перегрузка операторов, указатели, resize string и собственная логика в математических операциях. Если вам заходит такой формат обучения/разработки реального проекта, дайте знать, буду пилить 2 часть в таком же формате, ну, если вы вообще ждёте 2 часть
p/s Ссылка на GitHub
Европейская комиссия выпустила 32-страничный документ «Руководящие принципы Европейской комиссии по инклюзивной коммуникации»/European Commission Guidelines for Inclusive Communication, своеобразный «политкорректный словарь-справочник», предназначенный для еврочиновников и европарламентариев.
Напомним, что Еврокомиссия (ЕК) — высший орган исполнительной власти Европейского союза, ответственный за подготовку законопроектов. Кабинет министров из 27 членов-комиссаров. С 1.12.2019 ЕК возглавляет акушер-гинеколог по специальности, бывший функционер немецкого Христианско-демократического союза и бывший министр обороны Германии, экс-член руководства швабовского Всемирного экономического форума, горячая сторонница однополых браков Урсула Гертруда фон дер Ляйен.
Так вот, Еврокомиссия запретила сотрудникам использовать в своей речи слова, которые могут быть оскорбительными для людей определённого пола, каких-либо рас, национальностей или верований, разных возрастов и сексуальных предпочтений. В частности, оскорбительными и неприемлемыми признаны слова «Рождество», «господин», госпожа», «гей», «лесбиянка» и мн. др. Под запрет попали любые упоминания Санта Клауса, Девы Марии, Иосифа.
«Избегайте предположения, что все являются христианами. Не все празднуют рождественские праздники. Мы должны учитывать тот факт, что у людей разные религиозные традиции и календари«, — говорится в документе. Поэтому вместо Рождества — только «праздничный период» (holiday season).
Ни в коем случае нельзя даже — внимание! — употреблять словосочетание «колонизация Марса». Допустима лишь фраза «отправка людей на Марс». Серьёзно. Ибо необходимо формировать «инклюзивную коммуникацию».
«Вместо «опасных» слов предлагается использовать их нейтральные аналоги. Например, вместо указания какого-то конкретного сексуального меньшинства, предлагается говорить об «однополых парах». А то ведь и ошибиться можно. Значительное место в документе уделено именно вопросам, связанных с полом. Теперь чиновникам запрещается использовать такие слова, которые содержат корень, связанный с мужским полом, например в английском слове policeman (полицейский) часть man как раз и обозначает мужчину. Даже слово «рукотворный» (man-made) предлагается заменить на «искусственно созданный», а вместо фразы «огонь — величайшее достижение человека» (слово для человека и мужчины здесь совпадают) использовать выражение «огонь — величайшее достижение человечества». Рекомендуется избегать и традиционного для многих языков упоминания при перечислении сначала мужчин и их социальных ролей, то есть говоря о родителях, «отец и мать» будет звучать неинклюзивно. Помимо всего прочего в чёрный список попало и обращение «дамы и господа», вместо которого предлагается употреблять «дорогие коллеги». Кроме того, при выборе иллюстраций для докладов работники Еврокомиссии должны стараться, чтобы на картинках «женщины и девушки не были представлены дома или в пассивных ролях, в то время как мужчины активны и склонны к приключениям». Некоторые слова относительно недавно попали в списки запрещенных. Например, таким понятием стала «колонизация», причём даже применительно к освоению пространства за пределами Земли. «Рождество» тоже оказалось исключено, вместо него теперь просто «праздники». Ведь для мигрантов-мусульман упоминание христианского праздника может быть неприятно«, — пишет «Комсомольская правда».
«Вместо слов «гей» (gay) и «лесбиянка» (lesbian) предлагается взять в оборот фразы «однополая пара» (same-gender couple) или использовать слово гей в сочетании с существительным person (gay person). В глоссарии отмечается, что чиновники не должны «предполагать» сексуальную ориентацию человека или его гендерную идентичность. Авторы рекомендуют спрашивать, какие местоимения предпочитает собеседник. От чиновников также требуют воздержаться от использования таких терминов, как «рукотворный» (man-made) и «дамы и господа» в официальных публикациях. Взамен предлагается использовать «искусственно созданный» (synthetic) и «коллеги» (colleagues, participants)«, — уточняет Газета.Ru. «Авторы инструкции считают, что тем самым элиты повлияют на общество и традиции европейцев, которые станут более нейтральными и толерантными«, — указывает «МК».
Официальный представитель Еврокомиссии Эрик Мамер: «Это рекомендация, цель которой — показать разнообразие европейской культуры«. Еврокомиссар по вопросам равенства Хелена Далли (представляющая Партию европейских социалистов и Лейбористскую партию Мальты): «Мы всегда должны предлагать инклюзивное общение, гарантируя таким образом, что каждый будет оценён и признан во всех наших материалах, независимо от пола, расы или этнического происхождения, религии, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации«.
двойной клик — редактировать изображение
Несогласие с инициативой ЕК выразил государственный секретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин. «Я считаю стремление избавиться от дискриминации правильным. Однако, на мой взгляд, это, конечно, не способ достижения данной цели. Потому что в конечном итоге это рискует разрушить, уничтожить человека… Европа обязана своим существованием и своей идентичностью многим вкладам. Мы, конечно, не можем забыть, что одним из главных вкладов, если не главным, было само христианство. Поэтому уничтожение различий и уничтожение корней означает именно уничтожение личности«, — сказал он 30 ноября в интервью порталу Vatican News.
Консервативные политики и журналисты тоже, естественно, раскритиковали инициативу. А федеральный секретарь итальянской «Лиги» (Лиги Севера), экс-вице-премьер Маттео Сальвини просто написал: «Мария, мама. Иосиф, папа. Да здравствует святое Рождество. Надеюсь, что никого в Европе это не обидит«.
После появления внутреннего документа на страницах СМИ, еврочиновники нехотя объявили, что рекомендации временно отозваны для «доработки«.
двойной клик — редактировать изображение
Тем временем в Великобритании правительство наложило запрет на слоган акции, призывающей к ПЦР-тестированию перед поездками: «Не забирайте COVID домой на Рождество». Из опасений, что он оскорбит религиозные меньшинства, сообщила Daily Mail.
Автор телеграм-канала «Экологиня» Елизавета Юсуповская рассказала, почему три года вела блог анонимно, а сейчас решила стать публичным спикером. Как меняется эко-повестка в медиа и как поддерживать интерес аудитории
— «Экологиня» с момента своего создания был анонимным телеграм-каналом, имя Елизаветы Юсуповской никогда не фигурировало. Сейчас фокус смещается в сторону публичности. С чем это связано?
— Я три года веду канал как анонимный автор, и у меня всегда была четкая позиция: не хочу становиться блогером и публичным лицом, чтобы контент в канале напрямую ассоциировался со мной. Сейчас я поняла, что проекту нужно дать рост и расширить тематику. В ближайшее время начну публиковать от имени Лизы, а не от анонимного собирательного — Экологини, рассказывать больше про свою жизнь, брать интервью у людей, которые меня интересуют, участвовать в мероприятиях, читать лекции.
— То есть в планах больше уйти в блогерство?
— Телеграм-канал — это тоже блог, не важно, кто за ним стоит. Там всегда было мое личное я, всегда высказывалось мое мнение. Но еще в первые годы, когда я начинала вести канал, многие мои коллеги по цеху, авторы других каналов, мне говорили, что экология — это такая тема, где очень важно лицо.
Чтобы вовлечь людей, зажечь их, принести какую-то гуманистическую идею, нужно показывать пример. И люди в первую очередь из симпатии к автору берут с него пример.
А я все-таки долгое время вела блог анонимно, несмотря на то, что там фигурировали моя позиция, личные местоимения и прочее, это больше был новостной паблик без моего личного присутствия. А сейчас я говорю: «Привет, я Лиза, я люблю экологию, но я не идеальный человек. Я иногда пью кофе из пластикового стаканчика, не могу читать книги в электронном формате, а значит ради моего удовольствия вырубаются деревья».
— Почему тогда решились на деанонимизацию?
— Раньше я этого боялась, потому была некая концепция, что человек, который стоит за темой, должен быть идеальным образцом для подражания. Потому что если у тебя есть аудитория, ты несешь перед ней ответственность. И помимо людей, которые с тобой согласны, есть еще люди, которые с тобой не согласны. И за каждый пластиковый стаканчик будут писать тебе ехидный комментарий. Мне не хотелось сталкиваться с негативной реакцией в свою сторону, потому что я видела, как многих эко-блогеров в инстаграме она морально дестабилизирует.
А сейчас я решила, что это может быть плюсом, потому что лично мне приятнее смотреть на живых людей, которые ошибаются, делают что-то не так, чего-то не знают. С них проще брать пример, они ближе мне как ролевые модели, потому что они живые.
Сейчас тема экологии в повестке. Это можно видеть по количеству магазинов, брендов, рекламных компаний. И у людей возникает усталость от постоянного экологического инфошума о том, что планете осталось недолго, мы утопаем в мусоре. Появляется тревожность и выгорание, потому что человек думает: я так стараюсь, сортирую мусор, а мне все равно отовсюду говорят, что мы умрем. Это классно, если человек взял многоразовый стаканчик и сортирует мусор, но это также нормально, если он в один день выбросит свою бутылку просто в общий бак или купит себе не экологичную толстовку, и она его порадует.
Экологичные привычки Лизы Юсуповской:
- Я варю варенье. Мне нравится готовить еду, делать закрутки, засушивать инжир. У меня, как у бабушки в квартире, есть гирлянды с травами и фруктами и банки в холодильнике.
- Я не люблю секонд-хенды. Эта привычка у меня не прижилась, поскольку в секонд-хенде сложно найти одежду по размеру, но есть большой соблазн купить, потому что это дешево. А потом ты это не носишь. Я сторонник того, чтобы влюбиться в какую-то вещь, купить ее и не искать потом альтернатив. Я за локальное потребление, поддерживаю российских дизайнеров, предпочитаю хендмейд или «Авито», если мне нужно что-то из масс маркета.
- Люблю делать очищающие жидкости для дома, потому что сода и уксус — наши лучшие друзья.
- Раздаю книги друзьям или отдаю в буккроссинг. Если я читаю книгу в путешествии, я оставляю ее там, подписываю, отмечаю страницы, которые мне полюбились, и отправляю ее в великое путешествие.
- С одеждой у меня есть ритуал — отправление ее в мир «Авито». Раз в несколько месяцев я перебираю свой гардероб и смотрю, что я не ношу, на что положили глаз подруги и уже не жалко отдать им, что можно продать, а что — обрезать, перешить и начать заново наслаждаться этой вещью.
- Так же с упаковкой. Можно отложить ее до Нового года и упаковывать в нее подарки. Забавно, когда отложил оберточную бумагу, подарил в ней что-то друзьям, а на следующий год в этой же обертке или пакете тебе возвращается обратно подарок. Даже упаковка может жить 5–7 циклов до того, как будет сдана на переработку.
— Как появилась идея вести эко-блог?
— Все просто, я — книжный редактор. Работать с текстом, писать, выражать мысль через текст для меня всегда было одним из самых интересных занятий. В какой-то момент появились первые эко-блогеры, и меня захватила эта тема на эстетике. Мне понравилось смотреть на макароны в баночках. Что можно не покупать пакетированный чай, а собирать какие-то листики летом и засушивать. Что можно носить с собой такой классный аксессуар как многоразовая чашка и гораздо более атмосферно пить кофе. А потом я постепенно перешла к идейности, когда узнала про Тихоокеанское мусорное пятно, вымирание китов и косаток от человеческого промысла.
Я подумала, что можно совместить два в одном: оттачивать свое писательское мастерство и нести идею в мир, что экология — это здорово и весело. Я начинала со своих друзей, ввязывалась в перепалки на тему того, как одна стеклянная или металлическая трубочка может повлиять на мировую экологию. Когда поняла, что людям это интересно, что они тоже заряжаются этой темой, поставила себе задачу — просто писать для себя, регулярно копаться в теме, находить что-то новое и освещать это событие. На канал начали подписываться люди. Мне стало интересно, я начала развивать это дело и взяла несколько рекламных публикаций в соседних блогах. И все настолько хорошо пошло, давало такое удовольствие, люди с таким воодушевлением это воспринимают, что меня затянуло очень надолго.
Меня всегда подстегивала мысль, что блог растет, там становится больше людей. Если кому-то уже стало скучно и он перегорел, то появляется новый человек, который впервые вообще слышит, что биоразлагаемый пластик на самом деле никак не разлагается, и приходит от этого в ужас. И я вспоминаю, как сама пришла в ужас, когда впервые это услышала.
Когда мне интересно, я могу зарядить аудиторию. Посмотрите, там еще не все изведано. Есть не только zero waste и сортировка, а еще киты, пираты и Джастин Бибер с пластиковыми стаканчиками.
— В чем заключается мастерство ведения эко-блога, как находить новые темы?
— Информацию я стараюсь брать отовсюду. Читаю про экологию все, что мне встречается в интернете, на улицах, в сплетнях друзей. Стараюсь это верифицировать. Если мне интересно — я об этом напишу. Смотрю российские и зарубежные СМИ. Я правда считаю, что надо иногда освещать меры господдержки, потому что существует миф, что Германия, Швеция — очень экологичные страны, у них уже все налажено, государство для них все сделало, и поэтому они живут припеваючи и сортируют. А у нас ничего такого не происходит, мы бедные и будем ждать когда до нас это доберется. А ждать ничего не нужно, потому что уже многое делается.Я — не эколог, я — интересующийся человек, и глубоко лезть в научную тему не могу. Я доверяю это дело профессионалам и выкорчевываю из того, что они пишут, самое интересное. Смотрю, может эта тема еще кем-то освещалась, а может есть альтернативное мнение или уже вышло опровержение.
Иногда в Instagram что-то попадается. Мне очень нравится находить мемы с модернизированными демотиваторами. «А вы знали, что китайцы вырубают наш лес?». Я начинаю проверять, потому в таких мемах по большей части либо неправдивая информация, либо она как-то однобоко подана. Там есть к чему прицепиться. И иногда занимаюсь разоблачением таких картинок. Да, китайцы вырубают наш лес, но это только одна сторона ситуации, русские тоже прекрасно вырубают лес.
— Значит, фактчекинг и юмор очень важны для блога. Какие еще приемы можно использовать, чтобы вызвать интерес широкой аудитории?
— Новости о животных — вот это всегда хорошо. Теории заговоров. И если получится сделать какое-то разоблачение, то это вообще просто потрясающе. Такое всегда интересно тем, кто с экологией даже особо не соприкасается.
Сейчас главное не сосредотачиваться на том, что экология — это только реформы, сортировка, вторичное потребление и грязный воздух. Если брать самое широкое понятие экологии в принципе — симбиоз природы и человека — то можно найти гораздо больше интересных тем.
От одной сортировки очень быстро устаешь. Все об этом пишут, очень много инструкций, очень много повторяющейся информации. И тут хочется иногда что-то уникальное находить, а потом уже привязывать это к экологии с той точки зрения, что вот он мир, в котором мы живем, посмотрите какой он классный. И если вы хотите ему чем-то помочь, то вот вам корзинка для сортировки.
Мы же не только ради чистого воздуха, чистой воды и отсутствия мусора живем. Вот эти вещи у большей части населения эмоций не вызывают. Исследования показывают, что проблемы воздуха и вырубки лесов больше волнуют жителей Сибири, потому что там много промышленных предприятий, и там люди видят из окна, как этот лес вырубается. Для них это страшно, и они понимают суть этой проблемы.
А жителю Москвы кажется, что в принципе чисто и воздух нормальный, в какой-то момент становится непонятно, а что с экологией не так.
А если рассказать про историю с косатками или про экологическую катастрофу на Камчатке, то ты видишь, сколько в мире всего прекрасного, ты можешь получить к этому доступ, а у тебя могут это отнять. И тогда сортировка приобретает какой-то смысл. Мне нравится формулировка «сохранить планету», потому что она даже самому маленькому действию придает глобальный смысл. И мы все становимся такими немножко героями. Потому что классно, когда мы делаем маленькое дело во имя большой цели. И большую цель нужно людям регулярно показывать.
— Гринвошинг и спекуляция на экологических темах присутствует и у эко-блогеров. Можно ли с этим как-то бороться?
— Гринвошинг — очень сложная тема. Потому сейчас гринвошингом можно назвать практически все, но в экологии нет черного и белого. Например, электромобили. В какой-то момент все начали говорить, что это — идеальная альтернатива обычному автомобилю. Да, электромобиль лучше для экологии, потому что не загрязняет ту улицу, по которой едет. Но он будет загрязнять природу в том месте, где стоит электростанция, производящая для него батареи. И он будет еще больше загрязнять окружающую среду, когда умрет и его надо будет как-то утилизировать, потому что это практически невозможно сделать. Получается, что человек, который топит за электромобили, в какой-то мере занимается гринвошингом. Можно ли его в этом обвинить? И да, и нет, смотря какая у него цель.
А каждый раз к любой информации делать сноску бессмысленно, потому что цель — призвать к действию. Если ты сразу будешь его обесценивать, то и побуждение к этому действию будет слабее.
В экологии очень много переворачивания фактов и всяких нагнетающих фраз: «планета умирает», «экологическая катастрофа», «климатический кризис». Это все полуправда. Но это делается для того, чтобы как-то обозначить цель и критичность проблемы.
К гринвошингу я отношусь плохо, когда там нет вот этой полуправды. Но я прекрасно понимаю, как работает маркетинг и экологическая пропаганда, где-то это действительно нужно. Не убедить человека, не сгустив краски. Все периодически пользуются этим приемом. Но тут надо самому человеку некий скепсис воспитывать в себе и экологическую образованность, чтобы разобраться в полутонах сгущения красок.
— Есть ли в блоге «Экологиня» внутренняя цензура?
— Внутренней цензуры у меня нет. Я не так много пишу про секс. Я понимаю, что разная аудитория подписана на канал, и кого-то можно этой темой отпугнуть. Если я пишу о жестоком отношении к животным или об охоте, я предупреждаю от этом, либо стараюсь подобрать более нейтральные изображения. Я стараюсь не уходить в радикальную историю. Я считаю, что это продуктивно, но для меньшего количества людей. А мне бы хотелось показать, что экология доступна всем. Я не высказываюсь по поводу религии и политики в общем, если там не экологической составляющей. Я могу про это поговорить в жизни. А в эко-блоге хочу говорить про экологию.
— Со временем в любом, даже самом интересном проекте может случиться выгорание. Что придает сил не останавливаться и развивать блог?
— Были моменты, когда было тяжело. Я даже просила аудиторию написать пару приятных слов, что им это важно и интересно. Это такой лайфхак, чтобы зарядиться и понять, что ты все правильно делаешь.
«Глобальное потепление — это выгорание миллениалов». Это моя любимая шутка про выгорание.
Мне очень нравится, когда читатели скидывают фотографии: посмотрите, я убрал двор, или почистил пляж, или цветочки посадил рядом с домом. Телеграм-канал — не очень двусторонняя площадка, скорее односторонняя. Поэтому когда человек добирается до того, чтобы мне написать, это вдвойне приятно. Очень классно, знакомясь с человеком, узнать, что он подписан на «Экологиню». Бывало так, что на работе я прохожу мимо стола, а человек канал листает. Это дополнительный стимул, чтобы заниматься моим делом.
— Сколько времени занимает этот проект?
— Где-то час в день, разрозненно по дню — 15 минут тут, 10 минут там. Я уже привыкла, это моя ежедневная рутина.
— Получается зарабатывать на канале?
— Сейчас я начала немного зарабатывать. Это не такие большие деньги. Но это всегда приятно, когда ко мне обращаются бренды, которыми я пользуюсь сама, им доверяю и обращаюсь к ним без какого-либо запроса. Деньги в какой-то мере являются физическим доказательством того, что у тебя все получается, это тоже мотивация.
— Переход к публичности означает, что проекту нужно будет уделять больше времени?
— Я хочу участвовать в мероприятиях и делать проекты с брендами, с компаниями, с блогерами. Мне интересно читать лекции. Сейчас меня позвали прочитать лекцию для школьников про экологические катастрофы. Это, естественно, будет занимать больше времени, но это придает динамики и вырывает из рутины. Когда ты можешь не только тексты писать, а еще где-то очно присутствовать, репортаж сделать, интервью взять. Это саморазвитие и выход за рамки комфорта, потому что к публичности я не привыкла, но надо расти.
Писать о российско-украинской войне без учёта пресс-марафона Владимира Зеленского невозможно. Потому что от его слов о войне зависел, по крайней мере, финал этого материала. То есть автор описывает войну, но потом в конце пишет: «Но на своей пресс-конференции президент Зеленский жестко и определённо заявил, что…» Вот там, где стоят три точки, там должно было быть, что он заявил. Но он ничего не заявил. Вернее, он просто сказал, что идёт война и это опасно. И что власть делает всё. Что именно, не уточнил. Россию как агрессора и Владимира Путина не упомянул.
Война – нелюбимая тема для Зеленского. В каком-то смысле я его понимаю, тягаться с Россией армиями – это дело пустое. Запад потихоньку даёт оружие и деньги на оружие, но этим и ограничивается. Вступление в НАТО в отдалённом будущем. «Нормандский формат» заморожен, трёхсторонняя комиссия в Донбассе не работает.
Ещё Зеленский не любит то, что ему выгодно не любить. Вот граждане Украины – они тоже не любят тему войны. То есть Украину они любят, готовы за неё бороться, но тема войны – она тягостная, с жертвами, так что Зеленский, который обещал быть президентом только один срок (но ему понравилось, и он желает идти на второй), не хочет портить свой рейтинг. Он президент позитива, улыбок и аплодисментов. Он помнит, что Петр Порошенко много говорил о войне – и получил за это отрицательный рейтинг. Но война-то есть. Каждый второй день российские наёмники-снайперы убивают украинца, но траур объявляют только в том городке, откуда убитый, или вообще не объявляют, как будто стесняются.
Помнится, в советские времена на отчётных собраниях главной фразой была сентенция «проделана большая работа». Если так говорили, значит, работы не было. Так и тут – вроде Зеленский и Ангеле Меркель позвонит, и Эммануэлю Макрону. То с американцами поговорит, то с англичанами. Но всё стоит на месте. Международных встреч не проводится, «Крымская платформа», на которую действительно приехало много западных випов, как-то забыта, и о ней, видимо, вспомнят, когда будут собирать следующую серию.
Я не случайно употребил слово «серия». У Зеленского сериальное мышление: если он что-то сделал или сказал, то это как серия в сериале – оно прошло, и вспоминать об этом не стоит, будем делать новую серию. А ведь возможности – они на столе лежат. Вот громко было заявлено, что страны Балтии и Польша образуют некий политический альянс с Украиной в пику ЕС. Сказано и забыто, Зеленский об этом не вспоминает.
Почему я это пишу? Потому что это не о Зеленском, это о последствиях такой политики. Думаю, что если завтра Россия вторгнется в Украину, то граждане удивлённо спросят: «Это кто там вторгся? Россия? А чего это они?» И будут правы, потому что о войне, об агрессии вспоминает сейчас только оппозиция, да и то не вся. Есть пророссийская оппозиция, которая о войне тоже предпочитает не напоминать. Так что разговор тут не о Зеленском. А об украинском обществе, которое детренировано и расслаблено. Печально: но если завтра война, то в бой пойдут добровольцы из уже воевавших, национальная гвардия – она тоже во многом из воевавших. Остальные с кряхтением будут подтягиваться.
Я не знаю, как власть должна говорить с народом о возможной войне, но как-то говорить должна
Я вспоминаю студенческие годы, там у нас были уроки патриотического воспитания. Старый отставник объяснял нам, что на нас может сбросить атомную бомбу Америка, но почему, не объяснял. На стене висел плакат, что делать, если взорвалась бомба: нужно найти ложбинку в поле на пашне и в неё лечь. Мы смеялись и шли пить пиво. С того времени я не верю в государственное патриотическое воспитание. Россия тоже всё время пытается его ввести, но так же беспомощно. Я вообще-то не люблю патриотическое воспитание, но понимаю, что оно нужно – вот такой парадокс. Оно нужно особенно Украине, у которой отобрали Донбасс и Крым, возле границ которой стоит российская стотысячная армия. Про эту возможную войну сейчас пишет кто угодно, но если полыхнёт, то в окопе будут не те, кто пишут, а те, кто готовы стрелять.
Я не знаю, как именно власть должна говорить с народом о возможной войне, но уверен в том, что как-то говорить должна. Она не должна «делать народу приятно», потому что расплатой станет кровь граждан. Как бы граждане отрицательно ни относились к власти, они верят ей хотя бы в деле защиты своей страны. Ну, не приходит им в голову, что там могут быть предатели, которые сдадут свою страну. Поэтому, раз власть о войне молчит, значит, опасности нет. И эта логика правильна, потому что люди за эту власть голосовали.
На пресс-марафоне Зеленского, с которой я начал, не было прямого обращения к гражданам быть настороже. Было много другого – мелкого и оскорбительного, но это совсем другая тема. Мне как-то странно писать о недостатках власти страны, в которой я живу. Но и прикрывать эту власть не стоит, нужно честно указывать на её ошибки. Война всегда многоэтажна – есть этаж дипломатии, есть этаж разведки, есть этажи обороны и помощи союзников. Но главная война – война в головах. Тут вопрос простой: готовы ли граждане защищать свою страну? И что делает власть для того, чтобы граждане были к войне готовы. Пока что в этом последнем вопросе успехи украинской власти невелики.
Матвей Ганапольский – киевский политический публицист, журналист «Эха Москвы»
Высказанные в рубрике «Право автора» мнения могут не отражать точку зрения редакции