Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 15-31.
УКМ «Школа России»
Ответы на вопросы раздела «Устное народное творчество»
1. Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.
К устному народному творчеству мы относим произведения, автором которых является народ. Такие произведения сочинялись во все времена, и раньше передавались из уст в уста.
В этих произведениях люди выражали свою мечту о счастье.
К устному народному творчеству относятся малые фольклорные произведения, в том числе сказки. Сказки бывают волшебными, бытовыми и о животных.
В волшебных сказках всегда есть волшебные предметы и сказочные превращения.
2. Какие виды народного творчества ты знаешь?
Заклички, песни, потешки, скороговорки, пословицы, загадки, сказки.
3. Составь список книг, которые можно поместить на выставке «Народное творчество».
Список книг для выставки устное народное творчество:
- Русские народные сказки.
- Русские волшебные сказки.
- Русские бытовые сказки.
- Русские сказки о животных.
- Сборник «Народные песни».
- «100 пословиц и поговорок».
- Сказки народов России.
- «Пословицы и поговорки о временах года».
- «Лучшие детские загадки о животных».
- «Считалки и скороговорки для детей».
4. Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка). Возможно, в том месте где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного искусства. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.
Примеры рассказов о каждом из этих народных промыслов можно посмотреть, перейдя по ссылке.
5. Дополни текст заклички:
Бабочка, бабочка, сядь на ладошку —
Сядь на цветок — принеси нам медок.
Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам!
Принесите нам тёплую весну и солнце!
6. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов «Весна-красна!
Пример заклички про весну для 3 класса
Весна-красна! Приходи к нам быстрей!
Яркое солнышко, свети нам теплей!
Милый дождик лей, лей сильней!
Мы станцуем вам быстрый хоровод
Чтобы меньше было у людей хлопот!
Приходи скорее в гости к нам весна!
Красно солнышко горит и весна красна!
7. Собери пословицы на стр. 53 в учебнике. Восстанови загадки на стр. 54.
Пример выполнения этого задания смотри в ответах на вопросы учебника к этому разделу по ссылке.
8. Придумай свои загадки к словам: лёд, снег, весна, листья, дождь, лес, подсолнух.
Примеры загадок к словам для 3 класса
Между снегом и водой
Он бывает голубой.
(лёд)
Солнце на земле растёт —
Кто захочет, тот сорвёт!
(Подсолнух)
Он не море и не поле —
Для деревьев он раздолье!
(Лес)
Под деревьями трава,
А на дереве ….
(Листва)
С неба звёздочки летят,
Только губы холодят.
(Снег)
Если он идёт стеной —
Это значит проливной.
(Дождь)
Тает снег, бегут ручьи. Прилетели вновь грачи.
Значит кончилась зима. Значит к нам пришла …
(Весна)
9. Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие «докучать».
Это понятие лучше всего раскрывает слово «Надоедать».
10. Прочитай докучную сказку про журавля. Как она начинается? Найди повторяющиеся слова, выражения. Какими словами заканчивается сказка?
Сказка начинается словами: Слушайте, послушайте!
Повторяющиеся слова: ноги, хвост, увязнет, вытащит.
Сказка заканчивается словами: Хороша ли моя сказочка?
10. Попробуй сочинить докучную сказку.
Примеры оригинальных докучных сказок можно посмотреть, перейдя по ссылке.
11. Раздели текст сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка на смысловые части. Выпиши опорные слова. Озаглавь части. Можно ли твою запись считать планом? Докажи.
План сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.
12. Сколько раз повторяются слова «Солнце высоко…»? Какие ещё слова повторяются?
Слова «Солнце высоко…» повторяются в сказке три раза.
Также повторяются слова: «Не пей, братец», и призыв Иванушки: «Выплынь, выплынь на бережок».
13. Раздели сказку «Иван-царевич и серый волк на три части. Озаглавь их.
Пример разделения сказки на три части можно посмотреть в ответах на вопросы учебника, перейдя по ссылке.
14. Как ты понимаешь выражение «Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает»? Какую картину ты себе представляешь?
Это выражение описывает скорость передвижения волка.
Я представляю такие картины:
Леса пробегали мимо глаз с такой скоростью, что казались синими.
От помахивания хвоста на бегу по воде озёр идут волны.
15. Каким был Иван-царевич?
Он был добрым, смелым, решительным и мужественным. Он не был хитрым, потому что всё время попадался. Он был исполнительным и трудолюбивым, потому честно сторожил яблоки. Он не был глупым, но и умным его нельзя назвать.
16. Сравни сказку, иллюстрации Билибина и репродукции картин Васнецова. Какое настроение создают? Запиши свои мысли используя опорные слова.
Пример сравнения картины Васнецова и иллюстрации Билибина можно посмотреть, перейдя по ссылке.
17. Рассмотри произведения изобразительного искусства. Выпиши их названия и распредели на группы.
Портрет: Аргунов «Портрет Шереметьева», Маковский «Алексеич».
Пейзаж: Ге «Мост в Вико», Шишкин «Дубы».
Натюрморт: Ван Гог «Натюрморт с гладиолусами», Серебрякова «Натюрморт с кувшином».
18. Найди в сказке «Сивка-бурка» зачин.
Зачин: «Жил-был старик, и было у него три сына».
Мы сразу узнаём, кто будет героями сказки.
19. Составь таблицу сказочных зачинов.
Жили-были: «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
В некотором царстве, в некотором государстве: «Царевна-лягушка», «Медное, серебряное и золотое царства», «Каменное царство».
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве: «Сказка о золотом петушке».
Ехал однажды мужик с базара: «Мудрая девушка».
20. По каким признакам можно определить волшебную сказку?
Выбираем: Чудеса и превращения, волшебные слова, волшебные предметы, троекратные повторы.
Дополняем: волшебные существа, сказочный мир, борьба добра со злом.
21. Вспомни сказку в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.
Вспомним сказку «Вещий сон». В ней используются сразу три волшебных предмета из этого списка.
Её главными героями являются Иван, Царевич и Елена Прекрасная.
Иван не хотел рассказывать вещий сон и Царевич бросил его в темницу. Сам Царевич поехал свататься к Елене Прекрасной, а Иван набрал одиннадцать товарищей и поехал следом.
По дороге он забрал у спорящих старичков шапку-невидиму, сапоги-скороходы и ковёр-самолёт, и с их помощью помог Царевичу отгадать загадки Елены.
Царевич успешно женился и вернулся домой.
В этом и состоял вещий сон, увиденный Иваном.
22. Рассмотри иллюстрацию Васнецова на стр. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести?
Это эпизод третьего прыжка Сивки-Бурки. Иван допрыгнул до Елены и снял перстень.
Герои очень красивые, как я их и представляла.
23. Придумай свои вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка».
Двадцать вопросов по содержанию сказки и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.
24. Как бы ты сказал, что такое сказка?
Сказка — это литературное или народное произведение, которое изображает всё чудесное, необычное, волшебное. В ней всегда добро побеждает зло.
25. Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать?
Чудесные превращения, троекратные повторы, зачин, концовка, присказка, сказочные помощники, невероятные события.
26. Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах:
Бытовые сказки: «Каша из топора», «Умная внучка», «Как Иванушка-дурачок дверь стерёг».
Сказки о животных: «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Петушок и бобовое зёрнышко».
Волшебные сказки: «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»
27. Сравни произведения художников Билибина и Васнецова. Составь рассказ об одном из них. Запиши план рассказа.
Пример рассказа о художниках Васнецове и Билибине можно посмотреть в ответах на вопросы учебника к этому разделу, перейдя по ссылке.
План рассказа о художнике для 3 класса
- Годы жизни.
- Как стал художником.
- Самые известные картины.
- Моя любимая картина.
- Впечатление от картины.
28. Сочини свою волшебную сказку.
Пример самостоятельно мной придуманной волшебной сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.
29. Говорят, что сказка — добрым молодцам урок. Чему тебя учат сказки?
Сказки учат: отличать добро от зла; совершать хорошие поступки; быть находчивым и смелым; быть мудрым, отзывчивым, честным; понимать, что такое настоящая дружба; сравнивать героев.
4
Приложение 64
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий и художественного творчества
(старшая группа)
Тема: Рассказывание русской народной сказки «Сивка-Бурка»
Задачи:
-
Учить детей понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль.
-
Закрепить знания о жанровых особенностях сказки.
-
Развивать чуткость к образному строю языка сказки, умение воспроизводить и осознавать образные выражения.
-
Воспитывать у детей эмоциональную восприимчивость к образному содержанию сказки, умение сопереживать персонажам.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением различных героев русских народных сказок. Беседа о том, какие дети знают сказки, где главным героям помогают разные звери. Организация групповой выставки книг принесенных детьми «Мои любимые сказки».
Оборудование и материалы: Книжки-сказки «По щучьему велению», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка», «Конек-горбунок» П. Ершов, иллюстрации к сказкам.
Ход НОД:
Посещение организованной в группе выставки книг, беседа:
Воспитатель: — Ребята, приглашаю вас на открытие нашей выставки «Мои любимые сказки». Давайте посмотрим иллюстрации.
(2-3 ребенка рассказывают о своих книгах)
Воспитатель:— Волшебные сказки знают и любят бабушки и мамы папы. Сказки волшебные, значит, в них есть что…
(дети отвечают — чудеса)
Воспитатель: — Давайте вспомним, как называются эти сказки
(русские народные)
Воспитатель: — А почему их так называют?
(У них нет автора, сказки сочинялись народом и передавались из уст в уста)
Воспитатель: — Ребята, назовите несколько главных героев этих сказок
(Емеля, Иван-Царевич и др.)
Воспитатель: — Во всех этих сказках главным героям помогают разные животные: в сказке про Емелю — щука, в сказке про Ивана-Царевича — серый волк.
Воспитатель: — И в каждой сказке герои знали заветное слово, чтобы позвать своего друга в трудную минуту. Вспоминаем, какие слова говорил Емеля?
(«По щучьему велению, по моему хотению»)
Воспитатель: — А еще в русских сказках постоянно присутствует число 3 — три брата, три задания царских, которые герои выполняют, невестки царя хлеб пекут сказка «Царевна-лягушка».
Воспитатель: — И в сказке, которую вы сейчас услышите, много событий повторяется трижды — это русская народная сказка «Сивка-бурка». В этой сказке главному герою тоже помогает животное, а вот какое, вы должны узнать сами, послушав стихотворение:
Гоп-гоп!
Ну, скачи в галоп!
Ты лети, конь, скоро-скоро,
Через реки, через горы!
Все-таки в галоп-гоп-гоп!
Трух-трух!
Рысью, милый друг!
Ведь сдержать-то станет силы.
Рысью, рысью, конь мой милый!
Трух-трух-трух!
Не споткнись мой друг!
Воспитатель: — Верно ребята, в сказке «Сивка-бурка», главному герою будет помогать конь, слушайте внимательно и запомните, какими заветными словами будет звать коня Иванушка, и как конь поможет ему.
Воспитатель читает сказку
Физминутка:
Раз — нагнуться, разогнуться,
Два — нагнуться, потянуться,
Три — в ладоши 3 хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять, шесть — тихо сесть,
Семь, восемь — лень отбросим!
Беседа по содержанию сказки:
Воспитатель: — Кто главные герои сказки «Сивка-бурка»?
— Кого из героев вы назвали бы положительными, кого отрицательными?
(ответы детей)
Воспитатель: — Почему вы так решили?
— Расскажите, как началась дружба Ивана и коня? Какую пословицу можно было бы использовать, чтобы об этом рассказать?
(Не было бы счастья, да несчастье помогло)
— Почему именно эту пословицу?
Воспитатель: — Как в сказке описывается Сивка-бурка, отличается ли он от обычных коней (описание с использованием точных фраз из сказки)
Воспитатель: — Какими заветными словами звал Сивку-бурку Иванушка? Как в сказке говорится, как он звал коня?
(«Выйдет в чисто поле, свиснет, гаркнет…»)
Воспитатель: — В русских сказках все важные события случаются обычно трижды, повторяются три раза. Что трижды происходило в сказке «Сивка-бурка»?
(«три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня»)
Рассказывание сказки.
Воспитатель: — Ребята, сейчас мы с вами попробуем рассказать сказку «Сивка-бурка». Рассказываем выразительно, чтобы мы поняли, что чувствуют герои, чтобы сказка ожила. Кто бы хотел начать?
(Рассказывают все дети, по не большому отрывку, воспитатель следит за тем, чтобы текст был как можно ближе к оригиналу, использовались те же словесные обороты, образные выражения)
Рассматривание иллюстраций с выходом на продуктивную деятельность.
Воспитатель: — Ребята, вам понравилось, как вы рассказали сказку?
Воспитатель: — Посмотрите, пожалуйста, на доску, что вы видите? Это иллюстрации к сказке «Сивка-бурка» и другим русским народным сказкам.
Воспитатель: — Что вы чувствуете, когда смотрите на эти иллюстрации?
— Можно почувствовать характер и настроение героев?
Воспитатель: — У вас у каждого есть своя любимая сказка, я вам предлагаю нарисовать своего любимого сказочного героя, и сделаем выставку «Любимые сказочные герои».
По окончании занятия все рассматриваю работы, делают импровизированную выставку рисунков.
Воспитатель хвалит детей.
Самые известные и популярные сказки русских и советских писателей, народные сказки.
Русские литературные сказки
Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) стал одним из родоначальников русской авторской сказки.
В сказках А.С.Пушкина (1799–1837) отразилось знакомство с разнообразными текстами, от народных сказок из собрания братьев Гримм до высокой литературы. Несомненное влияние на пушкинские сказки оказало и знакомство автора с русским фольклором.
Одна из лучших русских авторских сказок Черная курица, или Подземные жители. Волшебная повесть для детей (1829) написана Антонием Погорельским (настоящие имя и фамилия – Алексей Алексеевич Перовский, 1787–1836).
Заметную роль в становлении русской литературной и авторской сказки сыграли Владимир Иванович Даль со своими вариациями на темы русской фольклорной сказки, Петр Павлович Ершов (1815–1869), автор стихотворной сказки Конек-Горбунок (1834), Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1862–1889), создатель многочисленных сатирических сказок.
Корней Иванович Чуковский (настоящие имя и фамилия – Николай Васильевич Корнейчуков, 1882–1969). создал ряд сказок, ставших классическими – Мойдодыр (1923), Тараканище (1923), Муха-цокотуха (1924), Бармалей (1925), Айболит (1929).
Интересный авторские сказки в русле народной устной традиции создали отлично знавшие северный фольклор Борис Викторович Шергин (1896–1973,и Степан Григорьевич Писахов (1879–1960).
Этапной в развитии авторской сказки стала книга Юрия Карловича Олеши (1899–1960) Три толстяка (1924, выход в свет – 1928), его единственный опыт в детской литературе.
Произведения Евгения Львовича Шварца (1896–1958) Дракон (1944), Обыкновенное чудо (1954), демонстрируют прекрасное знание западноевропейской сказки, но являются неотъемлемой частью художественного мира драматурга.
Популярной стала Алексея Николаевича Толстого (1883–1945) Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936)., где рассказывается о похождениях деревянного мальчика Буратино.
Лазарь Ильич Лагин (настоящая фамилия – Гинзбург, 1903–1979), создавая повесть Старик Хоттабыч (1938) строит повествование, описывая сказочное волшебство в социалистической стране, выработавшей новый тип человека..
С пересказа книги американского писателя Л.Ф.Баума «Мудрец из страны Оз» начинал Александр Мелентьевич Волков (1891–1977), написавший повесть «Волшебник Изумрудного города» (первое издание – 1939). Вышедшие впоследствии Урфин Джюс и его деревянные солдаты, Семь подземных королей, Огненный бог Марранов, Желтый туман и Тайна Заброшенного Замка – оригинальные сочинения автора.
Переходный между литературной и авторской сказкой жанр представлен в сборниках Финист – Ясный Сокол (1947) и Волшебное кольцо (1949), собранных Андреем Платоновичем Платоновым (1899–1951). Русские народные сказки преображены настолько, что вряд ли верно называть это «обработкой».
В 50-х годах большую известность получили книги Виталия Георгиевича Губарева (1912–1981) Королевство кривых зеркал (1951), В Тридевятом царстве (1956), Трое на острове (1959). Подлинную популярность книге принес одноименный кинофильм режиссера А.А.Роу, вышедший на экран в 1963.
Триология Николая Николаевича Носова (1908–1976) Приключения Незнайки и его друзей (отдельное издание – 1954), Незнайка в Солнечном городе (отдельное издание – 1958) и Незнайка на Луне (отдельное издание – 1971) соединила в себе различные стили, от утопии до памфлета.
Валерий Владимирович Медведев (род. 1923) в повести Баранкин, будь человеком! (1962) близок к жанру научной фантастики. Превосходную авторскую сказку Шел по городу волшебник…(1963) написал ленинградский прозаик Юрий Геннадьевич Томин (настоящая фамилия – Кокош, р. 1929).
Эдуард Николаевич Успенский (род. 1937). в книге «Крокодил Гена и его друзья» (1966) создает непривычную систему персонажей, делая главным героем изобретенное им существо. Его книга Вниз по волшебной реке (1979) построена на игре с формами и стереотипами народной сказки, в данном случае фольклорное произведение приобретает черты авторской.сказки
▤ Дополняющие материалы: 100 лучших сказок мира. Гид по сказкам
70 лучших сказок русских и советских писателей
1 | Александр Пушкин — Руслан и Людмила | |
2 | Александр Пушкин — Сказка о рыбаке и рыбке | |
3 | Александр Пушкин — Сказка о царе Салтане | |
4 | Александр Пушкин — Сказка о попе и о работнике его Балде | |
5 | Александр Пушкин — Сказка о золотом петушке | |
6 | Александр Пушкин — Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях | |
7 | Василий Жуковский — Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери | |
8 | Василий Жуковский — Сказка о Иване-царевиче и сером волке | |
9 | Иван Крылов — Ворона и Лисица | |
10 | Иван Крылов — Мартышка и очки | |
11 | Иван Крылов — Лебедь, Рак и Щука | |
12 | Иван Крылов — Стрекоза и Муравей | |
13 | Иван Крылов — Слон и Моська | |
14 | Сергей Аксаков — Аленький цветочек | |
15 | Петр Ершов — Конёк-Горбунок | |
16 | Алексей Толстой — Золотой ключик, или Приключения Буратино | |
17 | Алексей Толстой — Прожорливый башмак | |
18 | Александр Островский — Снегурочка | |
19 | Павел Бажов — Уральские сказы | |
20 | Николай Некрасов — Генерал Топтыгин | |
21 | Николай Некрасов — Сказка о добром царе, злом воеводе и бедном крестьянине | |
22 | Николай Гоголь — Вий | |
23 | Александр Грин — Бегущая по волнам | |
24 | Самуил Маршак — Двенадцать месяцев | |
25 | Николай Носов — Приключения Незнайки и его друзей | |
26 | Николай Носов — Незнайка на Луне | |
27 | Николай Носов — Незнайка в Солнечном городе | |
28 | Алан Александр Милн — Винни-Пух | |
29 | Эдуард Успенский — Дядя Фёдор, пёс и кот | |
30 | Лазарь Лагин — Старик Хоттабыч | |
31 | Корней Чуковский — Мойдодыр | |
32 | Корней Чуковский — Доктор Айболит | |
33 | Евгений Велтистов — Электроник — мальчик из чемодана | |
34 | Аркадий Гайдар — Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове | |
35 | Сергей Козлов — Сказки о ёжике и медвежонке | |
36 | Виталий Бианки — Рассказы и сказки | |
37 | Юрий Олеша — Три толстяка | |
38 | Константин Паустовский — Сказки | |
39 | Виталий Губарев — Королевство кривых зеркал | |
40 | Александр Волков — Урфин Джюс и его деревянные солдаты | |
41 | Виталий Бианки — Синичкин календарь | |
42 | Евгений Шварц — Голый король | |
43 | Валентин Катаев — Цветик-семицветик | |
44 | Александр Волков — Волшебник Изумрудного города | |
45 | Александр Волков — Жёлтый Туман | |
46 | Александр Волков — Огненный бог Марранов | |
47 | Александр Волков — Семь подземных королей | |
48 | Борис Шергин — Волшебное кольцо | |
49 | Валерий Медведев — Баранкин, будь человеком | |
50 | Юрий Томин — Шёл по городу волшебник | |
51 | Лия Гераскина — В стране невыученных уроков | |
52 | Сергей Абрамов — Выше радуги | |
53 | Кир Булычев — Сто лет тому вперёд | |
54 | Владимир Одоевский — Городок в табакерке | |
55 | Владимир Одоевский — Мороз Иванович | |
56 | Владимир Одоевский — Индийская сказка о четырех глухих | |
57 | Вениамин Каверин — Песочные часы | |
58 | Софья Прокофьева — Сказка о ветре в безветренный день (Пока бьют часы) | |
59 | Всеволод Гаршин — Attalea princeps | |
60 | Владимир Брагин — В Стране Дремучих Трав | |
61 | Радий Погодин — Где ты, Гдетыгдеты? | |
62 | Дмитрий Гайдук — Растаманские Сказки | |
63 | Андрей Малышев — Елена Прекрасная | |
64 | Софья Ролдугина — Ключ от всех дверей | |
65 | Виталий Губарев — В Тридевятом царстве | |
66 | Эдуард Веркин — Серия книг «Хроника Страны Мечты» | |
67 | Тамара Крюкова — Кот на счастье | |
68 | Елена Данько — Побеждённый Карабас | |
69 | Степан Григорьевич Писахов — Соломбальска бывальщина | |
70 | Ованес Туманян. Умный и глупый |
BOOK24. САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ КНИГИ СО СКАЗКАМИ
Русские народные сказки
Фольклористы обычно выделяют 3 основных вида русских народных сказок: сказки о животных, бытовые, и волшебные сказки.
Среди русских народных сказок присутствует достаточно много сказок о животных («Лиса и Журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т. п.), у которых обычно простая мораль, и они отражают чаще всего отношения, существующие между людьми. Затем идут бытовые сказки, в которых прослеживаются реальные черты народной жизни («Кашица из топора», «Жена-спорщица» и т. п). Наконец, самые интересные – волшебные сказки, с необычными сюжетами, героями, превращениями и всевозможными чудесами («Марья Моревна», «Сивка-бурка» и т. п.).
Всем хорошо известны традиционные персонажи русских сказок: Баба-яга, Василиса Премудрая, Иван-царевич, волшебные помощники (утка, заяц, медведь и другие).
В народных сказках с незапамятных времен идет яростная борьба между Добром и Злом: юный Иван-царевич храбро сражается со Змеем Горынычем и побеждает его, простой крестьянин ловко одурачивает жадного попа и чертей, а Василиса Прекрасная берет верх над жестокой Бабой-ягой.
В русских сказках частым персонажем оказываются волшебные животные, которые могут разговаривать и помогать главному герою. Иногда такими животными оказываются заколдованные люди, которых необходимо освободить от власти злых чар. Наиболее часто в русских сказках присутствуют следующие животные: лягушки (Царевна-Лягушка), птицы (Гуси-лебеди, Жар-Птица), лисы (Лиса Патрикеевна), медведи (Мишка Косолапый), кошки (Кот-Баюн), волки (Серый Волк), козы (Коза-дереза), лошади (Сивка-Бурка).
Нередко персонажами становятся демонические существа (Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудо-юдо, Змей-Горыныч).
Люди представлены либо мужскими (Иван-дурак, Иван-царевич, Емеля, Солдат), либо женскими (Марья Искусница, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Василиса Прекрасная) вымышленными персонажами.
Также персонажами могут стать ожившие артефакты (Терёшечка, Глиняный парень, Колобок).
Звери и птицы принимают активное участие в событиях народной сказки. Часто герой спасает их, а они, в свою очередь, ему помогают – так в сказках утверждается связь человека и природы. Каждый зверь имеет в сказке определенное символичное значение. Так, ворон – птица мудрая, волк всегда зол и коварен, лисица хитра, а медведь глуп. Кроме того, сказители любят давать своим героям необычные имена: Котофей Иваныч (кот), Михаил Потапыч (медведь), Лизавета Ивановна (лиса). Приключения животных похожи на людскую жизнь.
65 лучших русских народных сказок
1 | Гуси-лебеди | 33 | Два Ивана — солдатских сына |
2 | Иван-царевич и серый волк | 34 | Два Мороза |
3 | Сестрица Аленушка и братец Иванушка | 35 | Елена Премудрая |
4 | Василиса Прекрасная | 36 | Золотая рыбка |
5 | Царевна-Лягушка | 37 | Иван Бесталанный и Елена Премудрая |
6 | Иванушка-дурачок | 38 | Иван — коровий сын |
7 | Колобок | 39 | Казак и ведьма |
8 | Репка | 40 | Как лиса шила волку шубу |
9 | Курочка Ряба | 41 | Кашица из топора |
10 | Петушок – золотой гребешок | 42 | Коза — дереза |
11 | Баба-Яга | 43 | Кот — серый лоб, козел да баран |
12 | Сивка-Бурка | 44 | Кривая уточка |
13 | Теремок | 45 | Мальчик с пальчик |
14 | Морозко | 46 | Маша и медведь |
15 | Иван — крестьянский сын и чудо-юдо | 47 | Медведь и лиса |
16 | Финист — ясный сокол | 48 | Морской царь и Василиса Премудрая |
17 | Волк и коза | 49 | Мужик и медведь |
18 | Белая уточка | 50 | Никита Кожемяка |
19 | Бобовое зернышко | 51 | О Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове |
20 | Волшебное кольцо | 52 | О молодильных яблоках и живой воде |
21 | Журавль и цапля | 53 | Пастушья дудочка |
22 | Зимовье зверей | 54 | По щучьему веленью |
23 | Каша из топора | 55 | Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что |
24 | Летучий корабль | 56 | Поп и батрак |
25 | Кот и лиса | 57 | Правда и Кривда |
26 | Лиса и волк | 58 | Семь Симеонов |
27 | Лиса и журавль | 59 | Фома и Ерема |
28 | Лиса и кувшин | 60 | Хаврошечка |
29 | Мужик и медведь | 61 | Хрустальная гора |
30 | Никита Кожемяка | 62 | Царевна — змея |
31 | Хаврошечка | 63 | Чернушка |
32 | Марья Моревна | 64 | Чудесная рубашка |
65 | Яичко |
Сказки. Купить книги
Русские народные сказки. Раздел в интернет-магазине Лабиринт
labirint.ru
Сказки отечественных писателей. Раздел в интернет-магазине Лабиринт
labirint.ru
Жанр «Сказки» в книжном магазине Литрес
litres.ru
Почитать русские народные сказки
Детская электронная библиотека «Пескарь»
peskarlib.ru/skazki
Сайт «Сказки»
l-skazki.ru
Мульфильмы по руским сказкам
А
А в этой сказке было так…
Алёнушка и солдат (мультфильм)
Б
Баба Яга. Начало (мультфильм)
Бабка Ёжка и другие
Бурёнушка
В
Вернулся служивый домой
Волк и семеро козлят (мультфильм)
Волк и семеро козлят на новый лад
В некотором царстве…
Василиса Прекрасная (мультфильм)
Верлиока (мультфильм)
Вершки и корешки
Волчище — серый хвостище
Волшебная птица (мультфильм)
Г
Горе — не беда
Гуси-лебеди (мультфильм)
Д
Двенадцать месяцев (аниме)
Девочка и медведь
Дереза (мультфильм)
Ж
Жар-птица (мультфильм)
Жил у бабушки козёл
Жихарка (мультфильм, 2006)
З
Зимовье зверей (мультфильм, 1981)
И
Ивашко и Баба-Яга
К
Как поймать перо Жар-Птицы
Как старик наседкой был
Колобок (мультфильм, 1936)
Краса ненаглядная
Крылатый, мохнатый да масленый
Как грибы с горохом воевали
Каша из топора
Колобок (мультфильм, 1956)
Кот и лиса (мультфильм)
Кот Котофеевич (мультфильм)
Л
Лиса и дрозд (мультфильм)
Летучий корабль (мультфильм)
Лиса и Волк (мультфильм, 1936)
Лиса и волк (мультфильм, 1958)
Лиса и заяц
Лиса и медведь (мультфильм)
Лиса Патрикеевна (мультфильм)
Лиса, заяц и петух (мультфильм)
М
Машенька (мультфильм)
Межа (мультфильм)
Мороз Иванович (мультфильм)
Мальчик-с-пальчик (мультфильм, 1977)
Машенька и медведь (мультфильм)
Медведь — липовая нога
Молодильные яблоки (мультфильм)
П
Петушок — золотой гребешок (мультфильм)
Поди туда, не знаю куда (мультфильм)
Последняя невеста Змея Горыныча
Про деда, бабу и курочку Рябу
Петух и боярин
По щучьему велению (мультфильм, 1984)
По щучьему велению (фильм, 1970)
С
Синеглазка (мультфильм)
Сказка о солдате (мультфильм)
Сказка сказывается
Снегурочка (мультфильм, 2006)
Старик и журавль (мультфильм)
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (мультфильм)
Сказка о глупом муже (мультфильм)
Сказка о Снегурочке (мультфильм)
Сказка про Емелю
Снегурка (мультфильм)
Т
Теремок (мультфильм, 1937)
Теремок (мультфильм, 1945)
Терем-теремок (мультфильм)
Три дровосека
У
Уважаемый леший
У страха глаза велики
Ц
Цапля и журавль (мультфильм)
Царевна-лягушка (мультфильм, 1954)
Царевна-лягушка (мультфильм, 1971)
Царь Дурандай
Ч
Чудесный колодец
Чудесный колокольчик
Чудо-мельница
ВИДЕО
Советские фильмы по мотивам литературных и народных сказок
www.ivi.ru
Советские и российские фильмы по мотивам сказок
www.youtube.com
60 любимых советских мультфильмов по мотивам сказок
kino.mail.ru
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие»
Создать условия для обобщения, систематизации и расширения у детей представлений об устном народном творчестве, сказках;
Приобщение детей к народному творчеству;
«Речевое развитие»
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц, сказок.
Развивать речевую активность (активизировать и обогащать словарь детей); Формировать правильное звукопроизношение;
Формирование у детей грамматически правильной, чёткой речи.
«Социально-коммуникативное развитие»
Создание благоприятной психологической атмосферы в группе и на занятиях, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
Развивать умение четко и быстро отвечать на вопросы.
Воспитывать навыки культурного поведения, умение слушать.
Умение действовать сообща.
Развивать любознательность, внимательность и читательскую память;
Развивать партнёрские взаимоотношения в ролевой игре;
Цели:
Обобщить знания учащихся о сказках, развивать умения узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов, пословиц, сказок.
Задачи:
поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности;
создать условия для формирования читательских умений, для обобщения и систематизации знаний о русских народных сказках;
вызывать эмоциональный отклик на музыкальные образы;
побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа, проявлять инициативу, воображение, фантазию;
совершенствовать артистические навыки детей;
развитие коммуникативных функций, умения сотрудничать с взрослыми и друг с другом.
Планируемые результаты:
Обобщение знаний детей о сказках, формирование умения узнавать сказки и их героев; воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Предварительная работа:
К данной викторине следует прочитать следующие русские народные сказки:
1. «Репка».
2. «Курочка ряба».
3. «Гуси-лебеди».
4. «По щучьему велению»
5. «Снегурочка»
6. «Царевна-лягушка»
7. «Колобок»
8. «Теремок»
9. «Волк и семеро козлят»
10. «Маша и медведь».
11. «Сказка о рыбаке и рыбке».
12. «Волшебное кольцо».
13. «Иван-царевич и серый волк».
14. «Сивка-бурка».
Просмотр мультфильмов, слушание аудиозаписи со сказками, выставка книг по теме, игры-драматизации по сказкам, изготовление атрибутов к викторине.
Оформление:
выставка рисунков по русским народным сказкам, слайды презентации
Оборудование:
телеграммы на карточках, компьютер, мультимедийная система.
Место проведения: групповая комната.
Участвуют 2 команды.
Содержание викторины:
Ведущая: — Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки.
Много жанров есть на свете:
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.
И наш маленький народ
В мир волшебный унесет?
Полный смеха, света, краски,
А зовется чудо – сказки!
— Ребята, мы с вами читали много сказок. А сейчас проведем викторину, посмотрим. Кто из вас хорошо знает русские народные сказки.
Для этого нам надо разделиться на две команды: «Колобок» и «Теремок». Воспитатель помогает детям разделиться на команды.
Прошу команды занять свои места. В этой игре есть свои правила, которые нужно соблюдать:
1. Задача игры — выполнить все задания; за каждый правильный ответ, участник получает жетон.
2. В конце викторины определяется победитель, набравший больше всех жетонов.
Воспитатель.
Отправляемся друзья
В чудо сказку – вы и я.
Итак, начинаем.
1 конкурс «Разминка»
— Назовите кличку собаки, которая тянула репку вместе с дедом, бабкой и внучкой? (Жучка)
— Назовите имя девочки, которая гуляя по лесу, заблудилась, зашла в чужой домик, где жила семья медведей? (Машенька).
— У какого животного была ледяная избушка и как называется сказка? (Лиса)
— Что за животное нашло теремок в лесу? (Мышка – норушка)
2. Конкурс «Угадай сказку».
Ведущая: — Ребята, все мы с вами любим сказки, а особенно русские народные. Следующий конкурс нам и покажет, кто из вас лучше всех их знает.
Презентация. Слайды. (Угадывают сказку по картинкам).
3. Конкурс «Телеграммы»
Ведущая:
Кто-то по лесу бродил,
Сумку в елках обронил.
Что лежит в ней? Погляжу
И по секрету вам скажу.
Телеграммы! Целых три!
Только трудно мне понять,
Кто послать их так спешил,
Что даже подписать забыл?
Телеграмма
«Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Скоро буду я у вас».
(Колобок)
Телеграмма
«Спасите, нас съел серый волк».
(Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)
Телеграмма
«Щуку в речку отпущу да на печи к вам прикачу!»
(Емеля из русской народной сказки «По щучьему веленью».)
Телеграмма
«Через лес, от пня к пеньку, в деревню короб я несу.
С ношей тяжело в пути, мне до вас уж не дойти!».
(Медведь из русской народной сказки «Маша и медведь».)
Физминутка: «Рукавичка».
На охоту вышел дед, зимнею порою (шаг на месте).
Рукавицу потерял, под большой сосною (подним. на носочки и тян. вверх).
Дома стал ее искать (козырек).
Не нашел на месте (пожимаем плечами)
И отправился искать в лес с собакой вместе (шаг на месте).
А в лесу в той рукавичке звери стали дружно жить (рукопожатие).
Мышь, лягушка и лисица, заяц, волк, медведь (изображают животных).
В лес собака прибежала и зверей всех распугала (бег на месте).
Рукавичку подняла, деду в руки подала (наклон и вытянуть руки вперед).
4. Конкурс «Ассоциации»
Ведущая: — Ребята, следующий конкурс тоже на сообразительность.
Ассоциации — это слова, которые вызывают в памяти произведение, в котором они встречались. Попробуйте отгадать сказки по ассоциации со словами:
1. Дед, Жучка, Внучка. (Русская народная сказка «Репка».)
2. Царь, стрела, клубок, Иван-царевич. (Русская народная сказка «Царевна-лягушка».)
3. Лиса, волк, заяц, дед, бабка. (Русская народная сказка «Колобок».)
4. Коза, козлята, волк. (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)
5. Баба-яга, девочка, мальчик, гуси. (Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)
6. Медведь, Машенька, пирожки. (Русская народная сказка «Маша и медведь».)
5. Конкурс «Исправь ошибки» и назови сказку.
Ведущая: — В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.
«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Волк и семеро ягнят» — «Волк и семеро козлят».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«Домик» — «Теремок»
«Морковка» — «Репка»
«Кот в туфлях» (сапогах)
«Сестрица Алёнушка и братец Никитушка» (Иванушка)
«Лисичка с кастрюлькой» (со скалочкой)
«Суп из топора» (каша)
«Царевна — Квакушка» (лягушка)
«Иван Царевич и белый волк» (серый)
«Дарьюшкина избушка» (заюшкина)
6. Конкурс «Продолжи сказку»
Ведущая: — Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её (задание выполняется по командам).
1. Посадил дед репку и говорит:
— Расти, расти, репка, сладкая! Расти, расти, репка, крепкая!
Выросла репка сладкая, крепкая, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.
— А что дальше? (Позвал дед бабку. Бабка за дедку. Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут).
2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует. Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?
Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.
– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)
3. …Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:
— Сяду на пенек,
Съем пирожок!
А Машенька из короба….
(«Вижу, вижу! Не садись на пенек. Не ешь пирожок! Неси бабушке. Неси дедушке!»)
5. … Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка–норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает…
(«Терем–теремок! Кто в тереме живёт? Никто не отзывается»).
6. … Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.
— Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу. Щука его спрашивает:
— Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?
— Хочу, чтобы ведра сами пошли домой, и вода бы не расплескалась.
Щука ему говорит:
— Запомни мои слова: когда что тебе захочется — скажи только…
(«По щучьему веленью. По-моему, хотенью»).
7. Конкурс «Вопрос-ответ»
1. Брат Аленушки, превратившийся в козленочка. (Иванушка.)
2. В сказках ее часто называют Патрикеевной. (Лиса.)
3. Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)
4. Родственница Деда Мороза. (Снегурочка.)
5. Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам. (урок).
6. Русская народная сказка, в которой один маленький домик приютил много зверюшек. («Теремок»)
7. В сказках его всегда побеждает добро. (Зло)
8. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
9. Кем была в русской народной сказке заколдованная лягушка? (Царевна)
10. Назовите сказку, герой которой «по сусекам скребен». («Колобок»)
11. Кому говорила девочка Маша: «Не садись на пенек, не ешь пирожок!»? (Медведь)
12. В этой сказке птицы налетели, подхватили мальчика и унесли на крыльях. («Гуси-лебеди»)
14. В русских сказках ее называют и Премудрой, и Прекрасной. (Василиса)
16. Назовите одну особенность известной сказочной избушки (Курьи ножки)
Ведущая:
— Подошла к концу наша литературная игра-викторина. Завершая ее, я желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!». До новых встреч со сказкой!