Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 154.
УКМ «Перспектива»
Маленькие и большие секреты страны Литературии
Раздел «Жить по совести, любя друг друга»
1. Какие произведения вы прочитали?
Мы прочитали рассказы и одно стихотворение.
2. Вспомните, что такое рассказ. Чем он отличается от стихотворения и сказки? Дайте определения.
Рассказ — это небольшое прозаическое произведение, в котором описывается один или несколько случаев из жизни какого-то человека.
Стихотворение — это поэтическое произведение, написанное по определённым правилам, обладающее рифмой и ритмом.
Сказка — это литературное произведение, в котором происходят волшебные, невозможные в реальной жизни события.
Отличие рассказа от стихотворения в том, что он написан прозой и в нём рассказан какой-то реальный случай.
Отличие рассказа от сказки в том, что в события рассказа могли произойти в реальной жизни, в них нет ничего волшебного.
3. Обсудите с друзьями. Что значит жить по совести? Можем ли мы сказать, что совесть — это чувство ответственности за свой поступок перед людьми? Нравственность — это духовные и душевные качества человека, те правила, которые определяют его поведение?
Жить по совести, значит быть честным, добрым, справедливым. Значит совершать только добрые поступки, и не совершать те, за которые будет стыдно.
Таким образом мы смело можем сказать, что совесть — это ответственность за свои поступки.
А нравственность — это правила, по которым человек живёт. И эти правила основаны на его совести.
4. Кто из героев живёт по совести, любит друг друга? Какие произведения вы уже читали об этом?
Я думаю, что по совести живут герои повести Толстого «Детство Никиты». В их семье царят уважение и вежливость.
Так же по совести живут герои повести Гайдара «Тимур и его команда». Они совершают добрые поступки, помогают другим людям, дружат.
5. Перескажите сначала близко к тексту, потом кратко, не включая подробности, содержание одной главы из повести Носова «Витя Малеев в школе и дома». Для этого разбейте текст на части, выделите главную мысль каждой части, составьте план.
Перескажем 7 главу повести, в которой рассказывается о спектакле.
Разделим главу на смысловые части.
- Подготовка к спектаклю. Главная мысль: нужно исправить отметки, а потом на сцене играть.
- Изготовление коня. Главная мысль: вместе можно со всеми трудностями справиться.
- Спектакль. Главная мысль: Смеяться нужно вовремя.
- Двойка за четверть. Главная мысль: Всё делай вовремя, чтобы потом не плакать.
Пересказ 7 главы повести «Витя Малеев в школе и дома» для 4 класса
Однажды вожатый Володя предложил поставить сценку «Бой Руслана с головой». Ребята с восторгом приняли эту идею и стали готовиться к спектаклю. Они сделали картонную голову и репетировали на сцене.
А Витя и Костя смотрели на них из зала и завидовали. Учительница не разрешила им принять участие в спектакле, потому, что у них было много двоек.
Но тут Шишкину в голову пришла замечательная мысль. Он предложил сделать коня, потому что Руслан в поэме был на коне. Мальчики попросили помочь Лику, и девочка сшила шкуру коня из старого матраса. В шкуру забрались Витя и Костя и стали репетировать.
Лика очень смеялась, потом смеялись родители Вити.
Ребята подошли к Ване, который играл Руслана, и сказали, что для него есть конь. Ваня удивился, но согласился сесть на коня, потому что ему было неловко ходить по сцене пешком.
Когда конь с Русланом появился на сцене, зрители пришли в восторг. Конь шатался, шевелил ушами и отлетал, сдуваемый головой. Все смеялись.
Когда спектакль закончился, Володя пристыдил ребят. Он сказал, что задумка была хорошей, но баловаться на сцене было нельзя. Мальчики расстроились.
А через несколько дней им выдали табели, в которых стояли двойки за четверть. Они решили не показывать табели родителям до праздника, чтобы не испортить веселье.
6. Обсудите с другом смысл высказываний.
Свои мысли и поступки испытывайте совестью. Это значит, что человек должен жить по совести, не совершать ничего постыдного.
Живите в мире со всеми и любите всех. Это значит, что человек должен с уважением относиться к любому человеку, уважать его интересы и образ жизни, ни с кем не ссориться.
Не делайте никому зла и прощайте обиды. Это значит, что человек не должен обижать другого человека. А если кто-то обидел его, то нужно уметь простить, а не обижать в ответ.
7. Составьте и запишите небольшой рассказ о том, как вам удалось простить какую-то обиду.
Рассказ о том, как я простила обиду для 4 класса
Однажды случилось так, что мы сильно поссорились с подругой. Она сказала, что я жадина, потому что не хочу подарить ей пенал, которым сама не пользуюсь. Но я просто не могла этого сделать, ведь этот пенал мне подарила мама на день рождения.
Я очень обиделась на эти слова, а на другой день мы даже не разговаривали.
Но потом я подумала, что глупо обижаться на слова, сказанные в сердцах. Мне было совестно, что я отказала подруге в просьбе. И я решила с ней поговорить.
На перемене я подошла к ней и предложила всё забыть и помириться. Подруга обрадовалась. Ей и самой было плохо в ссоре. Теперь мы снова дружим и везде ходим вместе. А тот пенал я спрятала подальше, чтобы не вспоминать эту ссору.
Обновлено: 29.06.2021 13:10:00
Ведение дневника читателя является обязательным для начальной школы. Это позволяет лучше осмыслить прочитанное, запомнить главных героев, важные моменты. Ведь нередко бывает, что ребенок прочитал книгу, а рассказать, о чем она не может. Попробуем разобраться, как правильно вести читательский дневник, приведем образец его заполнения на некоторых произведениях.
Виды дневника читателя
Есть два вида дневника читателя:
-
Дневник-отчет.
-
Дневник-анализ.
Дневник-отчет предоставляет краткую информацию о прочитанном. Задача такого дневника – дисциплинировать учащегося. Для этого вида лучше подойдет тетрадь в клетку. Он включает в себя следующие данные:
-
Дату.
-
Фамилию, имя автора.
-
Название произведения.
-
Число прочитанных страниц.
В третьем классе рекомендуется ежедневно читать по 30 минут. Это необходимый минимум. Если у ребенка есть желание, то он, конечно, может читать и больше. Заполнение дневника-отчета, обычно, у детей не вызывает затруднений.
Дневник-анализ имеет разные вариации, но чаще всего состоит из следующих пунктов:
-
Фамилия, имя автора.
-
Название произведения.
-
Жанр произведения, сказка, рассказ, стихотворение, поэма, басня, сказ.
-
Главные герои и их краткая характеристика.
-
Сюжет.
-
Главная мысль.
В качестве дополнения могут быть включены следующие пункты:
-
Новые слова и их значение.
-
Иллюстрация к прочитанному.
-
Почему так названо произведение.
Зачем вести читательский дневник
Психологи утверждают, что ведение дневника читателя является очень важным видом деятельности. Это облегчает процесс чтения, помогает делать анализ прочитанного, понимать главных и второстепенных героев, что особенно важно в начальной школе.
-
Дневник читателя позволяет понять главную мысль прочитанного.
-
Правильно пересказывать, грамотно выражать свои мысли.
-
Ребенок учится писать сочинения.
-
Запоминает важные события, название произведения, автора.
-
Улучшается память.
-
Развивается навык чтения.
Кроме того, читательский дневник является своего рода шпаргалкой. Ребенок по истечении времени имеет возможность заглянуть в свои записи, вспомнить, о чем произведение. Ученик 3 класса является еще небольшим ребенком, поэтому, чтобы он помнил, о чем идет речь, детские психологи советуют время от времени просматривать написанное, вспоминать сюжет книги.
Образец заполнения дневника читателя в 3 классе
Ниже мы предложим образец заполнения читательского дневника на некоторые произведения, которые, согласно программе, проходятся в 3 классе.
Гайдар «Тимур и его команда»
-
Аркадий Гайдар.
-
«Тимур и его команда».
-
Повесть.
Главные герои:
-
Женя – девочка 13 лет, веселая, добрая, романтичная.
-
Ольга – старшая сестра. Строгая, заботливая, смелая.
-
Тимур – мальчик. Смелый, ответственный, решительный, добрый.
-
Гаев Григорий – инженер, дядя Тимура. Спокойный, надежный.
-
Квакин Мишка – мальчик. Главарь хулиганов.
Сюжет:
Отец Ольги и Женьки был на фронте, дочерям сказал на лето приехать на дачу. В первый же день своего пребывания на даче Женя обнаружила сарай, в котором находился штаб «тимуровцев». Это отряд мальчишек, которые тайно оказывали помощь людям, нуждавшимся в ней. Под их опеку попадали семьи, чьи мужчины были на фронте. Они такие дома обозначали красной звездочкой.
Кроме «тимуровцев» в дачном поселке были мелкие хулиганы, которые воровали в огородах. Женя подружилась с «тимуровцами», но Ольга увидела Тимура в окружении Квакина и запретила сестре с ним общаться. Ольга завела знакомство с Григорием, который также запретил племяннику дружить с Женей.
Однажды Ольга уехала в Москву и получила телеграмму от отца, в которой говорится, что он заедет на несколько часов повидаться с девочками. Она дает сестре телеграмму срочно приехать в городскую квартиру. Женя узнает об этом поздним вечером, электрички уже не ходят. Тогда Тимур забирает ключи от дядиного мотоцикла и отвозит расстроенную девочку в Москву. Папа знакомится с Тимуром, Ольга понимает, что ошибалась в мальчике.
Главная мысль: настоящее счастье заключается в помощи другим людям.
Паустовский «Заячьи лапы»
-
Константин Паустовский.
-
«Заячьи лапы».
-
Рассказ.
Главные герои:
-
Ваня Малявин – мальчик. Жалостливый, добрый.
-
Дед Ларион – старый охотник. Любит природу, добрый, справедливый.
-
Карл Иванович – детский врач. Добрый, жалостливый.
-
Анисья – добрая женщина, пожалела зайца.
Сюжет:
Мальчик Ваня принес зайца с обожженными лапами и больными глазами к ветеринару. Тот сказал, что не умеет лечить зайцев и предложил отдать его на закуску деду. Ваня стал плакать. Тетка Анисья пожалела мальчика и зайца и предложила отнести зайца в город к детскому врачу.
Утром Ваня и его дед-охотник пошли пешком к Карлу Ивановичу. В городе в аптеке им сказали, что они пришли напрасно, детский врач уже давно никого не лечит. Но дед с Ваней нашли нужный дом. Сначала Карл Иванович рассердился на них, когда узнал, что те пришли с зайцем. Но Ларион стал умолять его полечить животное, который был тем же ребенком и рассказал, что заяц спас ему жизнь.
Дед пошел в лес и увидел зайчонка, у которого было порвано ухо. Ларион выстрелил, но промахнулся. Вдруг в лесу начался пожар, и охотник увидел знакомого зайчонка и побежал за ним. Так заяц вывел деда из горящего леса. У зайца были обожжены лапы, и он упал рядом с Ларионом без сил. Тот не смог быть равнодушным и забрал зайца домой. Врач выписал необходимое лекарство, рассказал, как лечить. С тех пор заяц стал жить вместе с дедом и Ваней.
Главная мысль: всегда за добро нужно отвечать добром.
Драгунский «Девочка на шаре»
-
Виктор Драгунский.
-
«Девочка на шаре».
-
Рассказ.
Главные герои:
-
Дениска – мальчик 8 лет. Жизнерадостный, веселый.
-
Папа. Серьезный, любит сына.
-
Девочка на шаре – артистка цирка.
Сюжет:
Школьный класс пошел в цирк. Дениска был рад, он давно не был в цирке. Он рассматривал артистов. Вдруг на арену выкатили большой шар голубого цвета. После чего вышла девочка в красивом платье. Она очень понравилась Дениске. Маленькая артистка с легкостью запрыгнула на шар и стала ловко перебирать ногами, двигаясь вокруг арены. Погас свет. Девочка продолжала представление, танцевала на шаре, звеня колокольчиками на запястьях. Мальчик был очарован артисткой.
Дениска пришел домой и рассказал маме с папой о понравившейся ему маленькой артистке. Папа дал обещание в ближайшей выходной сводить его в цирк. Но, он был занят работой, и цирк сорвался. Когда они все-таки попали на представление, то Дениска узнал, что девочки на шаре не будет. Она вместе с родителями уехала в другой город. Мальчик расстроился, не стал досматривать представление, просил папу купить билеты в тот город. Но папа молчал и лишь крепко сжимал руку сына.
Главная мысль: нужно ценить прекрасное и не гнаться за призрачным счастьем, понимать и оценивать возможности.
Марк Твен «Приключение Тома Сойера»
-
Марк Твен.
-
«Приключения Тома Сойера».
-
Повесть.
Главные герои:
-
Том Сойер – мальчик-сирота. Свободолюбивый, неунывающий, сорванец.
-
Тетушка Полли. Заменила Тому мать. Добрая, строгая.
-
Гек Финн – беспризорник. Лучший друг Тома. Никому не нужен.
-
Бекки – девочка. Добрая, умная, красивая.
-
Меффи – пьяница.
-
Индеец Джо – злодей.
Сюжет:
После того, как у Тома Сойера умерли родители, его воспитанием занималась тетушка Полли. Она стремилась вырастить из него благовоспитанного ребенка. Но в нем сидел дух бунтаря. Мальчик тяготился приключениями. Все усилия тети были напрасны. Он целыми днями дрался, проказничал, бегал с соседскими мальчишками.
Гек Финн был лучшим другом Тома Сойера, вел бродяжническую жизнь. У него был отец пьяница. Мальчик не посещал школу, ходил в лохмотьях. Они вместе с Томом находили разные опасности и приключения. Тому нравилась одна красивая девочка Бекки, он всячески стремился привлечь ее внимание.
Однажды Гек и Том ночью пошли на кладбище и увидели преступление индейца Джо, который убил доктора. Весь город был взбудоражен событием и обвинил в этом пьяницу Меффи. Тем временем мальчишки ушли по реке в плавание, никого не предупредив. Все горевали и думали, что они утонули. Но, вернувшись домой, они рассказали о том, кто на самом деле совершил преступление. Полиция кинулась на поиски индейца, но не нашла. Однажды Бекки и Том пошли в пещеру, где и обнаружили мертвого Джо и его клад. Дети, испугавшись выбрались из пещеры.
Главная мысль: только благодаря смелости, дружбе, решительности можно достичь желаемого. Нужно уметь отвечать за свои поступки, приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.
Гайдар «Голубая чашка»
-
Аркадий Гайдар.
-
«Голубая чашка».
-
Рассказ.
Главные герои:
-
Света – девочка 6 лет. Любознательная, добрая.
-
Мама. Строгая, добрая.
-
Папа. Веселый, находчивый.
Сюжет:
Семья девочки Светы проводила лето на даче. В первый же день девочка с отцом хотели отправиться на рыбалку или за ягодами в лес. Но мама всех заставила наводить порядок. К ним в гости зашел летчик. Мама долго с ним разговаривала и пошла его провожать.
Когда мама ушла Света с папой решили сделать вертушку. Пришла мама и стала ругаться, что они заминаются ерундой вместо, того, чтобы наводить порядок. Она еще больше рассердилась, когда увидела разбитую любимую голубую чашку, обиделась и уехала в город.
Папа со Светой тоже обиделись на маму, решили уйти куда-нибудь далеко. Дошли до мельника, там разняли дерущихся мальчишек, встретили сторожа, который привел их в сад к своей дочери. Пока путешественники отдыхали, сторож им рассказал свою историю знакомства с Марусей, что они живут уже долгое время и никогда не расставались.
Папа со Светой вернулись домой, где их ждала мама. Она совсем не сердилась на них. Они провели хороший вечер, рассказали о прошедшем дне. А голубую чашку, из-за которой произошла ссора, разбили мыши.
Главная мысль: семья – это самое главное, что есть у людей.
«Никита-кожемяка»
-
Народ.
-
«Никита Кожемяка».
-
Сказка.
Главные герои:
-
Никита Кожемяка – богатырь из Украины. Отзывчивый, добрый.
-
Змей – чудовище. Страшное, убило много людей.
-
Царевна – девушка. Попала в плен Змею.
-
Царь – отец царевны. Мудрый, любит дочь.
Сюжет:
Давно повадился Змей совершать налеты в Киев. Он убил много людей. Похитил царевну, но не стал есть ее, как остальных, запер у себя. За царевной увязалась собачка. После того, как змей улетал, она посылала ее с весточкой к отцу-царю. Затем собачка возвращалась обратно.
Как-то царь велел дочери узнать у Змея, кто сильней всех. Она хитростью разузнала, что его может одолеть только Никита Кожемяка. После того, как Змей улетел, царевна сообщила через собачку эту весть отцу. Царь сам поехал с просьбою к богатырю. Никита в это время одним разом мял 12 волчьих шкур. Увидев царя, он от неожиданности их все порвал. Рассердился богатырь на свой убыток и сказал, что не пойдет к Змею.
Царь собрал всех детей, которые осиротели от рук Змея, отправил их к Никите с просьбой о мести за родителей. Детям не смог отказать Кожемяка. Пошел к Змею, стал его душить. Взмолился злодей, предложил Никите поделить землю пополам. Но богатырь утопил его в Черном море, взял царевну и привел ее к отцу, пошел дальше мять кожу.
Главная мысль: нужно быть не только сильным, но и уметь проявлять хитрость и смекалку.
Мы представили образец отзывов некоторых произведений, рекомендованных к чтению в 3 классе. На их основе можно составить другие отзывы о прочитанных книгах.
Оцените статью | |
Всего голосов: 0, рейтинг: 0 |
Задачи: Образовательные: помочь учащимся осознать чувство совести,
как одно из морально-этических
ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»;
Развивающие: содействовать формированию умений определять состояние
персонажа, рассказывать о его действиях,
выражать к ним свое отношение
Воспитательные: на примере произведения воспитывать положительные качества
личности: совесть, дружелюбие,
отзывчивость
Тема: Аркадий Петрович Гайдар « Совесть».
( урок обучения чтению нового текста) Слайд 1
Цели: Обучающая
— продолжить формирование и совершенствование навыков беглого, выразительного и осознанного
чтения; умение отвечать на вопросы по прочитанному, умение работать с текстом;
— обучать умению поиска информации в компьютере;
Развивающая
— обогатить словарный запас учащихся, расширить кругозор,
повысить интерес к чтению;
— развивать мыслительную деятельность, память, воображение,
культуру речи, умение правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
Воспитательная
— продолжать воспитывать доброту, уважение к окружающим;
формирование гражданской ответственности и правового самосознания.
Оборудование: презентация
Ход урока:
I. Организационный момент
Слайд 2
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели
На меня все посмотрели.
— Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с творчеством очень известного
писателя Аркадия Петровича Гайдара.
На уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Готовясь к этому
уроку, я много информации взяла из интернета, так как в нашем учебнике, кроме текста больше
ничего нет по нашей теме. А что такое интернет? (Это мировая компьютерная сеть, где можно найти
всю интересующую вас информацию). Весь найденный материал я собрала в папку, с которой вы
будете работать на протяжении всего урока.
II. Рефлексивно-мотивационный момент.
— А для начала давайте прочитаем слова, которые записаны у меня на доске.
Слайд 3
СПАСИБО ПОЖАЛУЙСТА ДО СВИДАНИЯ ЗДРАВСТВУЙТЕ ИЗВИНИТЕ
— Что это за слова? (вежливые, волшебные)
— Для чего они нужны? (чтобы быть воспитанным, культурным, добрым)
— Как надо произносить волшебные слова? (тихим голосом, глядя прямо в глаза)
— Как можно назвать людей, которые в своей речи употребляют волшебные слова? (воспитанные)
III. Постановка учебной задачи.
а) — Сейчас я прочитаю вам сказку Г. Юдина «Свинья в гостях».
А вы подумайте, можно ли назвать главного героя этой сказки воспитанным?
Слайд 4
Свинья в гостях.
Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть
постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках.
Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в стакане, сок сливовый,
а себе – сосисок нажарила с салом.
Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, все сожрала, ничего
собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела ее вместе с сиренью.
Потом улеглась на скатерть и говорит:
— Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь…
— Совести у тебя нет, — рассердилась собака. – Свинья, ты и есть свинья! Сейчас же убирайся отсюда!
И с тех пор собака на свинью сердита.
б ) Анализ прочитанного по вопросам.
— Итак, каким героем оказалась свинья? Можно ли ее назвать воспитанной?
(Не культурная, не воспитанная).
— Почему? Докажите. (Не умеет вести себя в гостях).
— Скажите, что она сделала не так? ( Не поздоровалась, села на стол, все съела, вела себя безобразно).
— Что ей на это сказала собака? ( Совести у тебя нет.)
— А что такое совесть?(???)
— Вижу вам трудно ответить на этот вопрос.
Что такое совесть? — Это и есть главный вопрос нашего урока.
Слайд 5
— Какого человека считают бессовестным?
— А совестливым?
Физминутка.
— Я вам буду называть движения, а вы выполняйте их только тогда, когда услышите вежливые слова.
— Встаньте… Встаньте, пожалуйста…Похлопайте в ладоши, пожалуйста.
Сильнее…еще сильнее, пожалуйста. Наклонитесь вправо…пожалуйста.
Можете сесть…пожалуйста. Большое спасибо.
в) — Давайте поближе познакомимся со словом совесть. Обратимся за помощью к предложенным
вариантам. Я буду зачитывать варианты вслух, а вы мне хором будете отвечать «да» или «нет».
Это слово связано:
— с растениями
— с животными
— с игрушками
— с человеком
Это слово можно:
— подержать в руках
— изготовить
— потрогать
— почувствовать
— Итак, что теперь мы знаем о слове совесть?
— Слово совесть связано с человеком, совесть можно почувствовать. Но как? Может кто-то знает?
(ответы детей).
Ответить на этот вопрос нам поможет рассказ Аркадия Петровича Гайдара «Совесть».
Слайд 7
IV. Способы решения учебной задачи.
1. Словарная работа.
Слайд 8
— В этом рассказе нам встретятся трудные, непонятные слова, давайте их прочитаем (слова
записаны на доске):
вы-шмыг-ну-ла из кустов (вышла, вылетела, выскочила),
до-бро-душ-ный (добрая душа),
у-крад-кой (тихо, незаметно),
бе-спо-щад-на-я (не жалеет),
до-вер-чи-вая (верят),
бол-та-ет-ся (ходит без причины),
на-ткну-лась на малыша (неожиданно увидела),
сме-кну-ла (догадалась).
— Как понимаете смысл этих слов?
2. Первичное чтение.
— Послушайте рассказ, а затем скажите, какое настроение у вас он вызывает.
Учитель выразительно читает рассказ.
3. Первичная проверка понимания.
— Поделитесь своим настроением.
— Понравился ли рассказ? Что именно?
— Кто главные герои рассказа?
— Кто из героев вам симпатичен? Почему?
— Кто нет? Докажите.
— Где происходит действие в этом рассказе?
— Если бы вы были художником, какую картину нарисовали к этому рассказу?
— Каким представляете себе малыша? А Нину?
— Посмотрите, какую иллюстрацию нарисовал художник.
Слайд 9
— Что вы видите на ней? Опишите.
Физминутка.
4. Подготовительная работа к чтению.
Слайд 10
— В рассказе нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы безошибочно их прочитать,
давайте потренируемся:
— Читаем по слогам,затем целыми словами.
при-го-то-ви-ла, на-хму-ри-лась,
на-ткну-лась, до-бро-душ-ный,
до-вер-чи-вый, вы-шмыг-ну-ла,
за-ло-жен-ной, у-кра-ден-ный,
про-гуль-щик, бе-спо-щад-на-я.
5. Чтение рассказа учащимися по цепочке.
— Молодцы!
6. Выборочное чтение.
-Найдите и прочитайте:
а) — Где и почему оказалась Нина в рабочее время?
б) — Прочитайте в рассказе то место, как она пробиралась в рощу. Почему украдкой?
в) — Какое настроение было у Нины в начале рассказа? (Весёлое, радостное). Докажите словами из текста.
г) Что случилось с Ниной дальше? (Наткнулась на малыша).
д) — Давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию и найдем в тексте отрывок, который подходит
к ней. Слайд 11
е) — С какими словами Нина обратилась к малышу? (Несчастный прогульщик!)
ж) — Как надо читать слова Нины? (Строго.)
— А слова Малыша? (Удивленно, испуганно).
— Давайте прочитаем этот отрывок по ролям (учащиеся читают отрывок по ролям).
з) — Удалось ли Нине подшутить над малышом? (Нет)
— Почему?
и) – Найдите и прочитайте, как поступила Нина с малышом?
к) — Почему Нина не подняла книг? (Ей было стыдно.)
л) – Найдите и прочитайте, что обнаружила Нина, когда вернулась обратно?
м) — Что она сделала? Прочитайте.
н) — Опишите настроение Нины в конце рассказа. (Грустное, тяжесть на сердце).
о) — Отчего она себя так чувствовала? (Было стыдно). Как об этом говорит автор? (Грызла
беспощадная совесть).
— Это как? (Рассуждения детей).
п) — Кто помог появлению этого чувства в Нининой душе? (Малыш).
с) — Так что такое совесть? (Совесть это стыд).
— За что? (За свои поступки). Перед кем? (Перед окружающими). Слайд 12
Вывод: Совесть — это стыд за свои поступки перед окружающими людьми.
Компьютер. (папка – определение) Проверим по словарю С. Ожегова (Дети читают определение
по словарю и сравнивают со своим).
— Как ведет себя человек, когда ему стыдно, совестно? (Плачет, опускает глаза, молчит).
— Что вы можете сказать о совести малыша?
— А о Нининой?
Слышали ли вы от людей такие слова:
Слайд 13
Компьютер. (папка – определение)
— Найдите и прочитайте, что они обозначают.
— Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока и сделаем общий вывод:
Слайд 14
— Ответили мы на главный вопрос нашего урока? Молодцы!
Физминутка
— А теперь давайте вспомним действия Нины на протяжении всего рассказа и оценим их,
разместив на ступеньках.
— Хорошо ли она поступила? Выразите Ваше отношение
к поступкам Нины. (После размышлений появляется схема на доске). Слайд 15
— Как поступила Нина в начале рассказа? (Плохо . )
— А как она себя при этом чувствовала? (Хорошо )
-Оцените поступок Нины в конце рассказа. (Поступила хорошо )
— А каково ей было на душе? (Плохо )
— В каком бы случае Нина заслужила верхнюю ступеньку? Попробуйте продолжить конец рассказа.
(Пришла бы в школу, попросила извинения у учителя).
— Оцените поступок Нины (Нина поступила хорошо и на душе у нее станет спокойно ).
— Как вы думаете, повторит ли Нина свой поступок? (Нет.)
— Почему? (Поняла, что сделала плохо).
V. Работа над пословицами:
Слайд 16
Найдите пословицу, которая больше всего подходит к нашему рассказу:
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. На обмане далеко не уедешь.
3. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
4. Совесть без зубов грызет.
5. Семеро одного не ждут.
— Объясни смысл пословицы.
VI.Обобщение по теме.
— С каким рассказом мы сегодня познакомились?
— Какой этот рассказ: развлекательный, познавательный, поучительный?
— Чему он нас учит?
— Говорит ли автор прямо, как надо себя вести? Осуждает ли Нину?
— Значить, главная мысль была скрыта от нас. Как же мы ее увидели? (Внимательно вчитывались,
разбирали).
— А кто автор этого рассказа?
Компьютер. (папка — портрет)
Аркадий Петрович Гайдар. Слайд 17
— Оказывается это фамилия писателя ненастоящая, а псевдоним. Аркадий Петрович Голиков, так звали
автора нашего рассказа «Совесть».
Хорошим, чудесным человеком был Аркадий Петрович. Он прожил на свете всего 37 лет, но это был
а жизнь, до конца отданная людям.
Родился Аркадий Петрович Гайдар 22 января 1904 года (102 года назад) в небольшом городе Льгове. А
. Гайдар любил детей, любил жизнь и во имя лучшей жизни он 14-летний мальчишка ушел добровольцем
на фронт в Красную армию. В 16 лет А.П. уже командовал полком. Храбро сражался за свою Родину.
В 1941 году началась ВОВ. Гайдар ушел на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал и в
партизанском отряде. 26 октября 1941 года А.П. Гайдар погиб в бою с фашистами.
— Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые с удовольствием читали ваши
мамы, папы, дедушки и бабушки. И вот настал наш черед открывать для себя мир повестей и рассказов
Гайдара. Его рассказы и повести вы найдете в библиотеке. На выставке у нас книги Гайдара:
Слайд 18
Учитель обращает внимание детей на выставку книг.
«Тимур и его команда»
«Чук и Гек»
«Горячий камень»
«Р.В.С.»
И все эти рассказы о смелых мальчишках, об их делах, об их жизни.
— Вернемся к рассказу «Совесть».
— Давайте еще раз прочитаем рассказ, и вы постарайтесь сравнить поступок Нины со своими
действиями и честно оцените себя.
(Чтение рассказа про себя).
VII. Рефлексия. Слайд 19
— Перед вами жетончики трех цветов: синий, зеленый, желтый.
• синий – вы позволяете себя обманывать,
• зелёный – допускаете иногда обман,
• жёлтый – никогда никого не обманывали.
— Возьмите нужный жетон, положите его в коробочку. (Делать это нужно незаметно).
IX. Итог урока
— Чем занимались на уроке?
— Что больше всего понравилось?
— Что взяли полезного с урока для себя?
Понравился урок
Скучный урок
Познавательный урок
Надолго запомню
Не понравился
Многое извлек для себя
Спасибо за урок! Слайд 20