Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная коррекционная начальная школа – детский сад №144»
Игра — викторина
«Путешествие в страну Сказок»
/для младшего школьного возраста/
Составила: Жукова Елена Павловна
воспитатель ГПД
ГБОУ «СК НШ-ДС №144»
Контактный телефон:8(8313)22-29-64
г. Дзержинск
2021г
Ход занятия:
(Под музыку дети проходят в класс. Появляется Аленушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Алёнушка: Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство, страна «Сказок,Чудес и Волшебства». И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы — самые высокие (звучит музыка).
Сказочница: Не пристало добрым молодцам по полатям валяться, да на завалинке сидеть, а красным девицам песни распевать да семечки лузгать. Предлагаю вам отправиться в путь – дороженьку, белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать. Дорожка вам предстоит дальняя.
Ведущая: Ну что, ребята, принимаем предложение Сказочницы?
Алёнушка: А чтобы не заблудиться, вот вам карта волшебная (уходит)
Ведущая: Сейчас мы с вами будем не просто путешествовать по сказкам, а участвовать в конкурсах и викторинах. Начнем мы наше путешествие с разминки. Вспомните, на чем путешествовали герои сказок?
Ведущая: Молодцы, с разминкой справились. Теперь посмотрим, куда же ведёт наш «путеводитель» (смотрят карту).
Дальше мы попадаем в «В бюро сказочных находок».
В бюро собраны вещи, которые потеряли герои. Помогите сказочным героям найти свои вещи.
- Корзина с пирожками (Красной Шапочки)
- Метла (Бабы-Яги)
- Туфелька (Золушки)
- Азбука (Буратино)
- Шарик (Ослика)
- Сапоги (Кота в сапогах)
Ведущая: С этим заданием вы тоже справились. Идём дальше. Впереди горы, чтобы их преодолеть, нужно ответить на вопросы «Сказочной юморины»
- В какой сказке овощ стал транспортным средством, а затем снова овощем /Золушка/
- В какой сказке стрельба по летательному аппарату спасает главного героя от неприятности /Винни-Пух/
- Однажды Кащей Бессмертный купил в магазине матрёшку, его продавец спросил: А зачем, вам, матрёшка? – Она будет напоминать мне о том…- О чём же?
- Что можно использовать, чтобы узнать принадлежит ли человек к царской семье? / горошину/
- Сказочного персонажа, для которого посуда стала местом, где ему открылась тайна его родного дома.. Назовите этих двух персонажей различных сказок ./Буратино и Старик Хоттабыч/
- В этих двух очень известных русских народных сказках по 6 главных героев, но только один герой есть и в одной и в другой? ./Теремок и Репка/мышка
- В какой сказке с представителем нечистой силы можно было бы справится с помощью стакана обыкновенной воды? /Волшебник изумрудного города/
- Какой сказочный герой из-за своей глупости и доверчивости лишился личной рыболовной снасти? /волк в сказке « Волк и лиса»/
- В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента /Каша из топора/
- Как называется русская народная сказка в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к употреблению /Колобок/
Ведущая: Путь был не лёгким, поэтому предлагаю отдохнуть и немного размяться.
Музыкальная разминка
Ведущая: Долго ли, коротко ли шли путники по стране «Сказок», и очутились возле странной избушки. Стоит она на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. Как в неё попасть? Какие слова сказать нужно?
Звучит музыка появляется Баба-Яга
Баба-Яга: Какие дорогие гости ко мне пожаловали. Как я вам рада, а то совсем меня старую позабыли. Все стороной обходят, боятся. А я вовсе не такая, очень хорошая. Хотите загадки загадаю?
Слушайте, первая загадка: Назови имена героев, которые начинаются на букву «Б»
Баба-Яга: Молодцы, сказок много знаете. Следующая загадка посложнее: нужно переставить буквы, чтобы получилось название сказки.
- Ремотек (теремок)
- Лобокок (колобок)
Баба-Яга: Ладно, так и быть, отпущу вас, если последнюю мою загадку отгадаете. Как зовут мою сестрицу, хозяйку болота? /Кикимора/
Баба-Яга: Вот как раз прямо за моим домом дорожка к ней ведёт (показывает карту)
-Прощайте (уходит)
Ведущая: Ребята, чтобы Кикимора нас пропустила через своё болото нужно её задобрить. Она нам приготовила задание, давайте постараемся его выполнить. Сейчас мы пройдем к столам и узнаем задание.
Ведущая: нужно отгадать сказочный кроссворд
- Девочка с золотыми волосами.
- Девочка из цветочка.
- Зубастый, клыкастый лесной злодей.
- Первый сказочный лесничий.
- Автор сказки «Гадкий утёнок»
- Автор сказки «О царе Салтане»
- Где спрятался седьмой козлёнок.
- Что потеряла Золушка?
- Девочка из снега.
- Девочка, которая живет в воде.
- Некто по отчеству Горыныч.
- Бессмертный, а боится обыкновенного яйца.
- Какие волшебные слова произносил Емеля.
- Что носят цари вместо шапки?
Ведущая: Молодцы с заданием справились, я думаю теперь Кикимора пропустит нас через болото. Следуем дальше. Что же впереди? А впереди густой лес, чащоба. Как нам быть? Давайте послушаем, может быть Сказочница оставила нам свою подсказку /включается запись/
Сказочница: Чтобы из леса выбраться назовите героев сказок, чьи голоса услышите (дети отгадывают голоса героев сказок , слушая запись)
Ведущая: Вот и вышли мы из леса. Но впереди еще одно препятствие — река огненная. Чтобы пройти через реку нужно построить мост. Мост у нас необычный — построенный из ваших ответов, каждый правильный ответ- дощечка. Итак, готовы? (дети отгадывают название сказки по цитатам)
Ведущая: Река огненная осталась позади. Заканчивается и наше путешествие по Стране Сказок! Но зато вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!
Ведущая: Понравилось вам наше путешествие? Задание были сложными?
Мне очень понравилось как вы сегодня работали. Молодцы!
В доме жительницы села Лесково Калачеевского района Веры Карпенко – около сотни жителей. Это многочисленные куклы, которых бывший зоотехник начала делать, когда вышла на пенсию. Едва ли не половина – узнаваемые персонажи русских народных сказок. О том, почему для мастерицы так важны фольклорные персонажи, как она придумала и освоила новую технику изготовления кукол, – в материале РИА «Воронеж».
От теста – к куклам
Часто бывает, что после выхода на пенсию у людей проявляются способности, о которых раньше они и не подозревали. Кто-то начинает вязать, кто-то – плести мебель из лозы, кто-то – писать картины. А кто-то – создавать кукол.
Большинство изделий Веры Карпенко, выполненные по ее собственной технологии, – популярные сказочные герои, не похожие друг на друга. Часто это композиции из двух-трех работ.
Начиналось все с тестопластики.
– Куклами я начала заниматься как только вышла на пенсию. А до того немного работала с соленым тестом, – рассказала хозяйка и показала свои «хлебные» работы, тоже, кстати, имеющие отношение к сказочной тематике.
Дом без сказки жить не может, любит повторять бывший колхозный зоотехник, а ныне – искусный мастер. Из соленого теста Вера делала не только обереги и сказочных героев, но и, например, сюжет по мотивам какого-то полузабытого ею стихотворения о войне.
– Там девушка провожает парня на фронт, он обещает ей обязательно вернуться и, конечно, погибает. Потом она выходит замуж за его родного брата, а своего новорожденного первенца они называют именем погибшего солдата.
С тестом, говорит рукодельница, работать несложно: на каждое изделие требуется стакан муки, полстакана мелкой соли и треть стакана воды – это и есть заготовка для будущей работы. Потом она покрывается акриловыми красками, и все готово.
– Единственный нюанс: любую фигурку надо делать за один присест – тесто не выдерживает длительного хранения. Всего у меня порядка сотни работ в такой технике. Но это, честно говоря, надоело. И я решила попробовать что-то другое. Так в моей жизни появились куклы, – поделилась Вера Карпенко.
Какие формы!
Рождение кукол куда сложнее, признается рукодельница. Они бывают из шерсти, из пенопласта, из соломы… Из-за скромных материальных возможностей Вера придумала свою технологию рождения сказки.
– Половина лица делается из керопласта (керамическая масса для лепки. — Прим. РИА «Воронеж»), другая – из пенопласта, как и туловище. Руки-ноги из алюминиевой проволоки, потом они облепляются папье-маше. После этого туловище окрашивается акриловыми красками, и уже затем из каких-то лоскутков, которых всегда полно в шкафу любой хозяйки, я шью куклам одежду, – объяснила мастерица.
– Самое трудное здесь – лепить лицо, которое я обычно делаю при помощи молда (специальная силиконовая форма. — Прим. РИА «Воронеж»). Использую ножик, чтобы сделать более характерные рот и нос. Но еще труднее – одеть куклу, руки-ноги которой не вращаются вокруг своей оси, как у обычных кукол, тут приходится крутить их вокруг своей оси по-всякому.
Примечательно, что рост всех фигур «привязан» к высоте полок в серванте – сделаешь выше, они просто не поместятся внутри.
Всех знаем в лицо
Самая удачная ее работа, на взгляд Веры, – сюжет кинокомедии «Кавказская пленница» – Шурик, влюбленный в Нину, и осел. Это один из самых любимых фильмов мастерицы, и потому она с особым трепетом дала жизнь его главным героям.
Рядом на соседних полках – Иван-царевич на сером волке, который вместе с Еленой Прекрасной мчится через темный лес, спасаясь от погони. Есть и персонажи сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». А еще парень с девушкой – герои популярной песни 2000-х годов «А ты меня любишь? Ага!».
Возле – Хозяйка медной горы из одноименного сказа Петра Бажова. Чуть поодаль – несколько фигур цыган по мотивам фильма «Табор уходит в небо».
– Самое важное для меня – делать так, чтобы все куклы получались разными, не похожими друг на друга. Единственно, чем они могут быть похожими, так это чертами лица, ведь большинство из них сделано в одной форме. А все остальное – совершенно разное, – добавила Вера.
– Есть еще одна хитрость – кукла гораздо ближе к человеку, чем что-то сделанное по технологии тестопластики. Она теплее, роднее ему, что ли… И новый нюанс – сколько я фотографировала своих кукол, сколько из них размещала по разным уголкам своего дома, а выходило одно: более выгодно они смотрятся именно на фоне какого-нибудь фотопейзажа или большой картины на заднем плане. И обязательно, чтобы там была изображена природа. А на фоне обычных стен или ковров эти работы заметно проигрывают, – сетует мастерица.
Сезон творчества
Обычно мастера крайне неохотно делятся своими планами, но Вера все же рассказала о том, что сейчас она работает над сюжетом к военному фильму «В бой идут одни старики» – там, где Ромео возле самолета прощается с летчицей Машей, в которую успел влюбиться с первого взгляда.
– Очень хочу доделать эту работу ко Дню Победы 2022 года, сейчас у меня уже есть заготовка, фигурки главных героев. Не знаю, как пойдет дело, но обязательно постараюсь! В этом плане тестопластика больше дисциплинирует мастера, ты точно знаешь, что должен закончить работу сегодня, а в работе с куклами у тебя есть и сегодняшний, и завтрашний и послезавтрашний дни.
Ни одну из своих работ Вера даже не пыталась продать. Четыре сына и три внука настаивают на том, чтобы они не покидали родительского дома.
– Что до выставок, то это ведь надо списываться с организаторами, куда-то вывозить все это богатство.
У супругов Карпенко каждый весенне-летний день – на вес золота: сад, огород, хозяйство. И лишь осенью и зимой Вера относительно спокойно может общаться со своими любимыми сказочными героями.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16 города Болотного
Болотнинского района Новосибирской области
Конспект занятия
по «Речевому развитию» в средней группе.
Тема:
«Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»».
Составил: Старцева Ирина Петровна
воспитатель 1 квалификационной категории
г.Болотное
Цель: ознакомление детей с новой русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Задачи:
Образовательные: Закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования, расширить словарный запас, продолжать знакомство детей с произведениями устного народного творчества.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам, формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение делать выводы и умозаключения, развивать мышление, воображение содействовать развитию сопереживания, умению правильно давать характеристику сказочным персонажам
Словарная работа:
Один-одинешенек.
Материалы и оборудование: телевизор, ноутбук, фонограммы музыки «В гостях у сказки», песенки «Шел козел по лесу»; раскраски по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», презентация «Путешествие по русским народным сказкам», макет телевизора с картинками к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», заготовки для моделирования сказки «Теремок».
Список литературы:
Русская народная сказка в обработке А.Н.Толстой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
В.В.Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»:-МОЗАИКА-СИНТЕЗ,Москва, 2011.
Ход занятия:
Дети заходят в группу под музыку «В гостях у сказки».
Воспитатель: Дети, что за музыка нас с вами вместе собрала?
Дети: «В гостях у сказки».
Воспитатель: А вы любите сказки?
Дети: Да!
Воспитатель: Я предлагаю вам вместе со мной отправиться в путешествие по русским народным сказкам. А в этом нам помогут веселые гномики. Они приготовили интересные загадки.
Игра «Из какой сказки персонажи».
(Отгадывание загадок детьми из презентации «Путешествие по русским народным сказкам»)
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки, правильно отгадали загадки. Но это еще не все. Гномики приготовили для нас еще одно интересное задание. Ребята, приглашаю вас к столу.
-Что лежит на нем?
Дети: Геометрические фигуры .
Воспитатель: Какие геометрические фигуры лежат перед вами?
Дети: Круги, квадрат и треугольник.
Воспитатель: Какой предмет можно составить из треугольника и квадрата?
Дети: Дом.
(Ребенок составляет дом.)
Воспитатель: Круги все одинаковые или они отличаются друг от друга? Чем?
Дети: Цветом, размером.
Воспитатель: Назовите цвета.
Дети: Белый, оранжевый, зеленый, черный, коричневый.
Воспитатель: Ребята, я вам открою тайну, гномики превратили героев из одной известной вам сказки в эти геометрические фигуры и предлагают вам подумать и отгадать, название сказки и составить ее по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки — круг определенного цвета.
Воспитатель: Дети, кто догадался, что это за сказка?
Дети: «Теремок»
Моделирование сказки.
(Дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки и из моделей- заместителей составляют сказку.)
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас еще с одной русской народной сказкой. Для этого приглашаю вас посмотреть мультфильм. А поможет мне в этом волшебный телевизор.
(Показ макета телевизора, изготовленного из картонной коробки и картинок из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Рассказ сказки воспитателем с передвижением кадров из мультфильма.)
Воспитатель: Здравствуйте, мои маленькие зрители, предлагаю вам посмотреть мультфильм по русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка.
Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинешеньки.
Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.
— Сестрица Алёнушка, я пить хочу!
— Подожди, братец, дойдем до колодца.
Шли-шли, — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.
— Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!
— Не пей, братец, телёночком станешь!
Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.
— Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!
— Не пей, братец, жеребёночком станешь!
Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут, — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.
Иванушка говорит:
— Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!
— Не пей, братец, козлёночком станешь!
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком…
Метод «Мозговой штурм»
Воспитатель: Ребята, а как сделать так, чтобы Иванушка напился, но не стал козленочком? (Ответы детей)
(Продолжение сказки)
Воспитатель: Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек.
Залилась Алёнушка слезами, села на стожок — плачет, а козлёночек возле неё скачет.
В ту пору ехал мимо купец:
— О чём, красная девица, плачешь?
Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей и говорит:
— Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато серебро, и козлёночек будет жить с нами.
Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.
Стали они жить-поживать, и козлёночек с ними живет, ест-пьет с Алёнушкой из одной чашки.
Один раз купца не было дома. Откуда не возьмись приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко и такто ласково начала звать её купаться на реку.
Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду.
А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся — и тот не распознал.
Одному козлёночку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт:
— Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок…
Узнала об этом ведьма и стала просить мужа зарежь да зарежь козлёнка.
Купцу жалко было козлёночка, привык он к нему А ведьма так пристает, так упрашивает, — делать нечего, купец согласился:
— Ну, зарежь его…
Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные.
Козлёночек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу:
— Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.
— Ну, сходи.
Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько закричал:
— Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
Алёнушка из реки ему отвечает:
— Ах, братец мой Иванушка!
Тяжёл камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на груди легли.
А ведьма ищет козлёночка, не может найти и посылает слугу:
— Пойди найди козлёнка, приведи его ко мне.
Пошёл слуга на реку и видит: по берегу бегает козлёночек и жалобнёшенько зовет:
— Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!
А из реки ему отвечают:
— Ах, братец мой Иванушка!
Тяжел камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на груди легли.
Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала краше, чем была.
А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.
Ведьму привязали к лошадиному хвосту, и пустили в чистое поле.
Воспитатель: Вот и сказки конец, а кто слушал, молодец. Ребята, вам понравилась сказка?
(Ответы детей.)
Воспитатель: О ком рассказывается в этой сказке?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Что произошло с Иванушкой?
Дети: Превратился в козленочка.
Воспитатель: Я предлагаю вам тоже превратиться в козлят.
Физминутка: «Наш козёл-стрекозёл»
Наш козёл-стрекозёл
Очень умный был:
Он и воду носил,
Он и тесто месил,
И дрова рубил,
И деток кормил,
Деток кормил и приговаривал:
«Кушайте, козлятушки,
Кушайте, ребятушки,
Кашку-малашку
Да сладкие оладушки».
(Дети выполняют движения под потешку «Наш козёл-стрекозёл»
вместе с воспитателем.)
Вопросы по содержанию сказки и словарная работа.
Воспитатель: Ребята, с кем жили Аленушка и Иванушка. (Одни-одинешеньки)
-Почему случилась беда с Иванушкой? (Ответы детей)
-Кого на пути встретили Аленушка и козленочек? (Купца).
-А кто такой «купец»? (Ответы детей.)
— Что произошло с Аленушкой? (Ответы детей.)
-Кто спас Аленушку? (Ответы детей.)
-Кого бы вы назвали хорошими, положительными героями сказки? (Ответы детей.)
— Кто в сказке является злыми героями и почему? (Ведьма.)
-На каких героев из других сказок похожа ведьма? (Баба Яга-«Гуси-лебеди», хозяйка – «Хаврошечка», Баба Яга-«Баба Яга» и т. д.
Игра.
Воспитатель: -Ребята, предлагаю поиграть в игру «Наоборот». Давайте встанем в круг. Я бросаю мяч и называю какое -нибудь слово, а вы, возвращая мяч, называете мне слово с противоположным значением. ( Добрый-злой, вежливый-грубый, грустный- веселый, трусливый- храбрый, щедрый- скупой, радостный-печальный и т.д.)
Воспитатель: —Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? (Ответы детей.)
-Ребята, вам понравилась сказка? (Ответы детей.)
— Вы запомнили, как она называется? (Ответы детей.)
— Ребята, вы со своим воспитателем можете еще раз вспомнить эту сказку и попробовать превратить героев в геометрические фигуры (модели-заместители) и с их помощью составить сказку.
-Чтобы наша с вами встреча закончилась легко и весело, приглашаю вас встать и вместе со мной спеть песенку и потанцевать.
Подвижная игра — песенка «Шел козел по лесу…»
( Мальчики встают и под музыку приглашают девочек на танец по желанию. Дети поют и выполняют движения в соответствии с текстом.)
Воспитатель: Вот и закончилось наше веселое путешествие по русским народным сказкам.
— Что вам понравилось больше всего?
(Ответы детей.)
—Хочу, ребята, вам подарить разные по сюжету раскраски по этой сказке, чтобы вам запомнилась наша встреча.
(Дети выбирают раскраски по желанию.)
Воспитатель: Когда вы раскрасите свои раскраски, то с воспитателем можете из них изготовить книгу «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Воспитатель: До свидания, ребята.