Пока российский кинематограф все еще не может на равных тягаться с Голливудом, франшиза «Маша и Медведь» уже покорила весь мир и оставила позади себя сотни и тысячи западных проектов, установив несколько абсолютно уникальных рекордов. Вместе с VOKA разбираемся, в чем феномен мультфильма и как ему удалось ошеломить весь мир.
Для начала краткая справка для людей, у которых нет детей, внуков или младших братьев и сестер, с которыми бы приходилось смотреть мультфильмы. «Маша и Медведь» — проект российской студии «Анимаккорд», еще в 2009 году придумавшей трехмерный мультфильм о дружбе маленькой девочки и ее мохнатого друга из соседнего леса, полный легких размышлений о тяготах родительства и непростом процессе воспитания ребенка-непоседы.
С момента выхода первого эпизода сериал немало изменился: в последних сезонах повзрослевшая Маша путешествует по миру и реже достает своими проказами старого друга, Медведь все больше времени проводит с Медведицей, а сам мультфильм, помимо основной серии, оброс различными спин-оффами. Совсем недавно студия объявила о планах выпустить и давно назревший полнометражный мультфильм — обещают уложиться до 2025 года.
За более чем 12 лет вышло пять сезонов сериала и суммарно 104 серии. Но это без учета ответвлений. В 2011 году, например, состоялся релиз спин-оффа «Машины сказки», в котором авторы на протяжении 26 серий интерпретировали русский фольклор. В 2021-м начал выходить его второй сезон. Кроме того, с 2014 по 2018 год детям подарили 26 серий «Машиных страшилок», а в 2018-м — пять приуроченных к чемпионату мира по футболу в России эпизодов «Футбольного выпуска». А еще есть и музыкальный проект «Песенки для малышей», в котором Маша поет познавательные и развивающие песенки на мотивы известных детских мелодий.
При этом можно заметить, что «Маша и Медведь» выходит более чем размеренно. К примеру, другой популярный детский сериал, «Щенячий патруль», с 2013 года выпустил восемь сезонов и суммарно 208 серий. Российский проект не наскребет столько даже вместе со всеми своими ответвлениями, но при этом все еще будет значительно популярнее конкурентов.
Рекорды и статистика
Начнем с козырей: «Маша и Медведь» еще в конце 2018 года вошел в Книгу рекордов Гиннесса, причем не в какой-то индивидуальной категории вроде «лучший мультфильм про маленькую девочку с именем на букву „М“ и ее друга медведя», а как самый популярный выпуск мультфильма на YouTube в принципе.
Эпизод «Рецепт катастрофы», повествующий о кулинарных приключениях главной героини, на тот момент набрал более 3 млрд просмотров. Сейчас статистика впечатляет еще больше: более 4 млрд, при этом серия входит в топ-10 самых просматриваемых видео за всю историю YouTube и, окруженная музыкальными клипами вроде Despacito и Gangnam Style и детскими развлекательно-познавательными шоу, продолжает оставаться самым популярным эпизодом мультсериала на платформе.
К сентябрю 2021 года суммарное количество просмотров «Маши и Медведя» на YouTube перевалило за 100 млрд. Конечно, не на одном канале, а на разных языках в совокупности — сериал популярен везде. Английская, испанская, русская, португальская и украинская версии уже получили бриллиантовые кнопки за преодоление рубежа в 10 млн подписчиков.
Помимо этого, согласно недавнему исследованию компании Parrot Analytic, «Маша и Медведь» является самым востребованным сериалом в мире, не только в пределах YouTube. «Свинка Пеппа», «Щенячий патруль» и «Улица Сезам» уже несколько месяцев как остались позади. Мультфильм переведен на 42 языка, и его показывают в более чем 150 странах — эту машину уже не остановить.
Масштабы популярности
Впрочем, тотальная любовь всего мира к сериалу выражается не только в цифрах на стриминговых платформах. Есть и куда более красноречивые показатели.
Например, по данным Kidz Global, бренд «Маша и Медведь» входит в троицу самых популярных на территории Европы, Ближнего Востока и Африки. Причем, конечно же, это касается не только того, как часто дети из этих регионов смотрят мультфильм, но и числа продаж мерча: от игрушек и одежды до пазлов и пеналов. На данный момент более 300 компаний со всего мира приобрели лицензию на выпуск товаров, связанных с мультфильмом, на Amazon есть их целая партнерская категория. Журнал License Global подсчитал, что за 2018 год «Анимаккорд» заработала $327 млн только за счет мерча. При этом сами создатели «Маши и Медведя» говорят, что игрушки приносят им только 30% от общей прибыли.
Важно, что компания принципиальна в плане одобрения товаров, которые будут выпускаться под их брендом. Например, чипсы или газировку под названием «Маша и Медведь» вы в магазинах не найдете — только минеральную воду, шоколад Kinder и сладкую кукурузу.
Netflix, в 2015 году добавивший сериал в свой каталог, сразу окрестил его «русским феноменом». А в 2016-м менеджеры компании удивились еще больше, когда вышли «Машины страшилки», приуроченные к Хэллоуину, и привели на платформу огромное количество взрослой аудитории. Дело почти дошло до переговоров насчет разработки второго сезона по заказу платформы.
В Турции, где сериал входит в пятерку самых популярных детских шоу, в парке развлечений The Land of Legends города Белек есть целое пространство, посвященное «русскому феномену». То же самое и в «Леоландии» возле Милана — посетители могут прогуляться по стилизованным декорациям с домами героев мультфильма и целым лесом. А в Чехии и ОАЭ есть возможность посмотреть ледовые шоу по мотивам сериала.
Про Россию даже говорить не стоит — там сериал безоговорочный номер один, Маша — самый узнаваемый образ среди всего мерчандайза, а скульптуры девочки и медведя украшают общественные пространства Волгограда, Кемерова, Брянска и некоторых других городов. Кстати говоря, в Беларуси «памятники» Маше и Медведю тоже можно отыскать — держите курс на Вилейку.
Есть еще несколько безумных фактов о гегемонии «Маши и Медведя». Например, в Сербии образы героев мультфильма использовала одна из национальных партий во время предвыборной агитации. А в Грузии сериал невольно помешал компании American Councils, занимающейся популяризацией английского языка: приключения девочки и ее лесного друга, как оказалось, куда лучше продвигали русскую культуру и жизнь. По рассказам авторов сериала, в Индии полицейские смотрят серии «Маши и Медведя» на службе, а в Индонезии новорожденных девочек называют в честь главной героини.
Феномен «Маши и Медведя»
Если разбираться в секретной формуле, которая позволила мультфильму свести с ума весь мир, нужно в первую очередь отметить его визуальную составляющую. Мультфильм действительно выглядит хорошо, и это стоит немалых усилий.
Вообще, концепцию сериала придумал аниматор Олег Кузовков еще в 90-х, когда отдыхал с родственниками в Крыму и наблюдал за племянницей, терроризировавшей весь пляж. Дополнительным ориентиром для идеи стала динамичная классика — «Том и Джерри». Проект перекочевал в разработку практически с черновиков автора, но в 2009 году требовал действительно ответственного подхода: над сериалом работала команда из 70 человек, которая выпускала всего 2—4 секунды материала в день. При этом производство серии на старте стоило $250 тыс.
Это окупилось: когда словацкий Католический университет в Ружомбероке исследовал потребление детьми видеоконтента, родители отмечали, что младшая аудитория в возрасте от 3 до 5 лет буквально не может оторваться от «Маши и Медведя» — мультфильм трехмерный, полный экшена и прекрасно нарисованный. Благодаря этому он может заменять няню, дети готовы смирно проводить время перед экраном, пока родители занимаются своими делами.
А в мусульманских странах, кстати говоря, «Машу и Медведя» оценили в том числе и благодаря платку на голове главной героини и ее закрытому платью в пол. При этом создатели отказались перекрашивать одежду девочки в черный цвет в угоду восточной аудитории.
Сюжетно сериал следует проверенной годами схеме: есть динамичное противостояние героев, обязательный комедийный сюжет и финал, который находит мораль во всем происходящем на экране. Это классика, обкатанная тем же «Томом и Джерри», причем доведенная до абсолюта: главный герой не зверек, а человек, благодаря чему детям с ним проще себя ассоциировать.
Родители же находят себя в мохнатом опекуне, которому раз за разом приходится сталкиваться с маленькой катастрофой и ее последствиями. Также для них по сериалу разбросаны пасхалки, непонятные детям: отсылки к «Титанику» и «Форресту Гампу», культовой саге «Во все тяжкие», советским деталям быта в жилых помещениях и известным моделям кроссовок Nike.
Плюс ко всему сериал интуитивно понятен и без перевода на другие языки. По большей части в нем нет диалогов — только гэги, для которых совсем не нужно быть полиглотом и ребенком индиго.
В нужном месте в нужное время
Бесспорно, огромный успех «Маши и Медведя» во всем мире — в первую очередь результат огромной работы всей команды проекта. Но нельзя спорить, что отчасти его рекорды и показатели обязаны и стечению обстоятельств: мультфильм очень вовремя попал на YouTube и использовал его для собственного продвижения.
Когда сериал начинал свой марш по главной видеоплатформе мира, она уже стала своего рода альтернативой для традиционного детского телевидения и многие проекты все чаще переезжали из ящика на экраны планшетов, ноутбуков и смарт-ТВ. Сейчас ситуация и того веселее. Про самые востребованные видео за всю историю YouTube мы уже рассказывали, но картину здорово дополняет еще один факт: следом за самым популярным блогером всех времен, шведом PewDiePie, в пятерке крупнейших каналов идут сразу три детских проекта, посвященные ребятам, которые только открывают для себя начальную школу.
«Маша и Медведь» идеально вписался в формулу детского YouTube, распространив свое влияние далеко за пределы родной страны. При этом «Анимаккорд» много времени посвящает размещению мультсериала на телевидении и стриминговых платформах вроде Netflix, iTunes и Amazon. И, что важно, компания готова работать со своими форматами, чтобы сделать их более привлекательными для новой аудитории.
Например, в 2015 году по предложению Warner Bros. авторы превратили «Машу и Медведя» в фильм для кинотеатров: сшили короткие эпизоды в одну ленту и разбавили их интерактивными моментами. Стартовал проект в Италии, прокатился по 900 кинотеатрам и собрал более €4 млн, а затем перебрался во Францию, Швецию и на Балканы.
Сотрудничество с Netflix и выпуск хэллоуинского спин-оффа тоже совсем не единичный случай: четвертый сезон представлял собой и экспериментальное ответвление, в котором Маша путешествовала по миру, исполняя песни на мотив национальных мелодий стран. Одновременно и благородный фансервис, и максимальное использование одной из сильных сторон проекта — саундтрека.
Авторы не собираются на этом останавливаться. Помимо разработки полнометражного фильма, сейчас студия работает над поиском оптимального формата коротких видео для TikTok — пожалуй, главной социальной сети в мире на данный момент. Если все удастся, кажется, даже Disney больше не сможет спать спокойно.
Читайте также:
Что посмотреть вместе с ребенком? Психолог составила подборку фильмов
VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.
Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by
1
класс. Обучение грамоте.
Тема: Буква Е, е –
повторение и закрепление.
Прогнозируемые
результаты:
—
дети
научатся слоговому, правильному, сознательному, выразительному чтению;
—
научатся составлять 2 – 3 связанных между собой предложения по картинкам;
—
ясно и толково отвечать на поставленные вопросы к прослушанному тексту;
—
закрепят знания о гласных буквах и их звуках, слогообразующей роли гласных
звуков.
Ход
урока:
Организационный
момент:
1) Психологическая установка на работу.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Ждёт
урок ребят сейчас!
2) Проверка готовности к уроку.
—
Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, конверт со звуковыми схемами.
Проверьте: всё ли аккуратно расположено на парте. Оцените своё рабочее место.
3) Создание эмоционального настроя урока.
—
Что бы наша работа была успешной, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть
терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга,
быть активным.
1. Актуализация знаний:
— Мы познакомились с
необычной гласной буквой е. Таких букв в русскому языке 4. И все они
должны встать рядом с буквами и, е.
2. Мотивация учебной деятельности:
— О чём эта пословица: «Знай
больше, а говори меньше?» (Учись, знай больше, но не хвастайся, не кричи об
этом, а помогай другим людям.)
Как
вы понимаете пословицу: «Больше дела, меньше слов?» (Когда человек трудится,
нужно меньше болтать языком, а стараться хорошо выполнить работу.)
Объясните
пословицу: «Больше слушай, меньше говори, не зря у тебя два уха и один только
язык?» (Это можно сказать, когда идёт урок. Нужно внимательно слушать учителя.
Запоминать. Отвечать тогда, когда спрашивает учитель. Вторая часть пословицы –
это шутка. Больше слушай, потому что у тебя два уха. Меньше говори, потому что
у тебя только один рот. Это сказали для веселья.)
О
чём эта пословица: «Будь своему слову хозяин?» (Эта пословица учит нас быть
честными. Быть хозяевами своего слова, своего обещания. Если что-то обещал
выполнить, выполни!)
3.
Работа по теме урока:
—
Давайте прочитаем скороговорку:
Ежели вы не жили
Возле ежевичника,
Но ежели вы жили
Возле земляничника,
Значит, земляничное
Варенье вам привычное
И вовсе не привычное
Варенье
ежевичное.
—
Выберите слова, в которых гласная буква е обозначает два звука.
(Ежевичник
– первая буква. Ежели – первая буква. Ежевичное – первая
буква и последняя буква и последняя буква. Привычное – последняя буква.
Земляничное – последняя буква.)
Вспомните
вывод и расскажите все, что вы знаете о букве е. (Буква е
обозначает один звук [э], когда стоит после согласной буквы. Буква е
обозначает две звука [й,э], когда стоит в начале слова или после согласной.)
Послушайте
стихи-шутки, выберите слова, в которых слышатся звуки, обозначаемые буквой е.
Евсей
Заснул Евсей,
Захрапел Евсей,
Только слышен храп,
По квартире всей.
Мы его будили,
В барабаны били,
Ему кричали все:
— Вставай, Евсей!
А Евсей и не слыхал –
Так крепко спал.
***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На булановой телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка и каблуком,
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.
***
Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак,
Сунул Грека в реку руку,
Раз за руку Греку цап.
— Скажите, какие новые имена на букву е вы
узнали? (Евсей, Егор, Грека)
—
Хорошо, сейчас ребята, объясните значение слов село – село. Затем
составляют 2-3 связных между собой предложения.
—
Сейчас мы выберем картинку и отправимся в лес, на речку, по ягоды и по грибы.
Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Вспомните, название этой сказки. («Маша и
медведь».)
Расскажите,
как вы думаете, как девочка оказалась в лесу?
Рассмотрите иллюстрацию «По грибы» к рассказу
Л.Н.толстого «Катя и Маша».
Рассказ читает учитель или читающий ребёнок.
Катя и Маша
Пошла
Катя по грибы, взяла с собой Машу. Маша была мала. На пути была речка. Катя
взяла Машу себе на спину. Сняла чулки и пошла по воде.
— Сиди крепче, Маша, да не жми меня за шею. Пусти
ручки, а то мне душно, — и Катя перенесла Машу.
-Куда пошли девочки? Как их звали? Как Катя помогла
сестренке перейти речку? О чем Катя просила Машу? Перескажите рассказ. Как еще
можно озаглавить этот рассказ? (По грибы)
Прочитайте рассказ.
Учитель раздает текст каждому ребенку.
На реке
Наша дача была у леса. Утром мы пошли на речку. Там
мы поймали ерша, окуня и щуку. Дома мы сварили уху. Хороша уха!
— Ответьте на вопросы: Где жили дети летом? Как они
проводили время? Каков был улов? Чем угостили дети своих близких? Какова была
уха?
Учитель раздает детям текст.
У дома ива. На иве висит .
Тут летает . Она пела: «Тиу-тиу!».
— Что интересного вы узнали из текста? Как мы
озаглавим этот рассказ? (Птичка, Птичка поет, Тиу-Тиу!, Гнездо на иве…)
— Физкультминутка
— У нас в классе выросли великолепные и прекрасные
клёны. (Все встают)
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз — наклон, и два — наклон
Зашумел листвою клён.
Теперь разгадайте кроссворд и ответьте на вопросы и
запишите ответы.
По вертикали:
1. Как в доме крутились и летали все вещи, спасаясь от
грязнули? (кувырком)
По горизонтали:
2. Что сделала подушка в произведении К.И.Чуковского
«Мойдадыр»? Подсказка: В слове три гласные одинаковые. (Ускакала)
3. Какое слово пропущено в стихотворении «Песенка
друзей» С.В.Михалкова? (Весело)
Песенка друзей
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам … живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём.
4. Мочалку К.И.Чуковский сравнил с осой. Что она
делала с грязнулей? Подсказка: все шесть букв взяли из первого слова. (Кусала).
— Поставьте ударение во всех словах. Подчеркните
буквы, которые обозначают звук [э^]. Какие слова состоят только из
слогов-слияний?
4. Рефлексия учебной деятельности.
— Какое
задании вам понравилось на уроке? С какой необычно буквой вы познакомились на
уроке?
— Вы были большими молодцами, давайте похлопаем друг —
другу.