Юрий нагибин маленький рассказ о большой судьбе

1семи-восьмилетним мальчишкой я увлекался тремя мушкетрами дюма. 2пухлый том с волнующей эмблемой в виде мушкетрского плаща, скрещенных шпаг и широкополой

(1)Семи-восьмилетним мальчишкой я увлекался «Тремя мушкетёрами» Дюма. (2)Пухлый том с волнующей эмблемой в виде мушкетёрского плаща, скрещенных шпаг и широкополой шляпы — первая книга, которую я сам прочитал. (3)Я уже знал многих писателей; Диккенса, Скотта, Купера. (4)Их читала мне мама. (5)Я любил эти чтения вслух, но глубокая прелесть книг, когда прочитанное так сплетается с самой жизнью, что уж не знаешь, где жизнь, а где вымысел, открылась мне впервые, когда я сам прочитал «Трёх мушкетёров».

(6)У меня было три закадычных друга. (7) Мама подала мне мысль превратить друзей в мушкетёров и пережить с ними заново историю любимых героев.

(8)Со временем игра наша приобрела чёткую форму, хотя мы никогда не разыгрывали сцен из романов Дюма; ни погони за бриллиантовыми подвесками, ни завтрака на бастионе Сен-Жерве, ни расправы над миледи. (9)Не придумывали мы и своих собственных с завершённой интригой сцен. (10)Наша игра была лишена всякой театральности. (11)Быть может, это объясняется тем, что нас увлекал в этой игре не сюжет, а та атмосфера тесной дружбы, которая ежеминутно могла быть подтверждена ударом шпаги, дружбы, полной самопожертвования и бескорыстия, дружбы, в которой четыре человека ощущали себя, как одного, и четыре сердца, как одно сердце.

(12)…Последующие годы мы виделись значительно реже, чем в пору детства. (13)Наши жизненные пути разошлись, у каждого появились свои интересы, свои надежды, а порой и тревоги, о которых не расскажешь даже самому близкому другу. (14)Но это не значит, что ослабли связующие нас нити. (15)Каждое более или менее значительное событие в жизни одного из нас как-то само собой собирало всех вместе.

(16)В последний раз мы встретились 22 июня 1941 года. (17)Мы знали, что это будет последняя наша встреча, и молчали. (18)Тень вечности скользнула над нашим столом. (19)У Бориса детски дрожали пухлые губы. (20)Павел опустил голову, он мог многого добиться в жизни, но, беспощадный к себе, он не ждал пощады от судьбы.

(21)О судьбе своих товарищей я узнал, вернувшись после контузии зимой сорок третьего года в Москву.

(22)Дома меня ждало письмо от Бориса. (23)Он писал: (24)«Я стал такой злой и упрямый, а мне всё злости мало. (25)Хочу знать всё про вас: кто живой, а кто пал от руки фашистов, чтоб и за эти жизни взять с них ответ». (26)Я написал Борису, что знал.

(27)Павел пал в боях за Москву. (28)Его имя значилось в коротенькой заметке Информбюро. (29)Там сообщалось об упорном бое, разгоревшемся в селе Н. между группой советских бойцов во главе с младшим лейтенантом Аршанским и ротой немецких автоматчиков. (З0)Советские воины, отрезанные от своей части, засели в здании сельсовета и в течение нескольких часов отражали атаки немцев. (31)В конце концов немцам удалось поджечь деревянное строение. (32)Советские воины предпочли погибнуть в огне, нежели сдаться в плен.

(ЗЗ)Заметка была написана в обычном тоне: кратко, сухо, без подробностей. (34)Но я, для которого младший лейтенант Аршанский был соратником по Чистопрудным боям, очень хорошо представил, как всё это происходило. (35)Да, вот о таких, как Павел, разбился характер новоявленных тевтонов.

(36)О судьбе Коли я узнал несколько позже. (37)Оказалось, он никогда не был на Волховском фронте. (38)Он погиб у Ильменя. (39) В один из московских госпиталей прибыл его товарищ, однокашник, который был с ним в последнем бою. (40)И последнее, что он видел, перед тем как его ранили, был Николай, тащивший на спине раненого товарища.

(41)Мать Николая, пришедшая вместе со мной в госпиталь, спросила почему-то раненого, видел ли он лицо Николая в этот момент. (42)Нет, сказал тот, товарищ, которого тащил Николай, был очень велик и грузен. (43)Коля так согнулся под тяжестью его тела, что лицом едва не касался снега.

(44)Коля был маленьким и тщедушным. (45)Я помню: сумка с провизией или туго набитый ученический портфель казались ему немалой тяжестью, и он поминутно перекладывал ношу из руки в руку. (46)Я бы нисколько не удивился, услышав о самом невероятном его подвиге. (47)Его беспечной дерзости хватило бы на любое отважное деяние. (48)Но рассказ раненого поразил меня: то, что сделал Николай, было сверх его физической силы.

(49)Иначе сложилась судьба Бориса. (50)Он прошёл до конца весь беспримерный путь русского солдата. (51)Убитый под Ельней, он воскрес под Молодечно. (52)Он брал Варшаву и, оплаканный матерью в дни штурма Кёнигсберга, прислал ей весть из-под Кюстрина. (53)Четырежды раненный, дважды контуженный, дваждыобъявленный погибшим, он брал Берлин, и не его вина, если он не был в числе тех, кто поднял знамя над горящим рейхстагом.

(По Ю. Нагибину *)

* Юрий Маркович Нагибин (1920—1994) — российский писатель, прозаик, журналист, корреспондент. Учился во ВГИКе на сценарном факультете, окончить который не удалось: напарюсь война. Тема войны, впечатления, воспоминания впоследствии нашли отражение в его военных рассказах. После окончания войны занимался журналистикой, но не оставлял работы над прозой: рассказы «Трубка», «Зимний дуб» были очень популярны.

В середине 50-х годов один за другим выходят сборники рассказов «Человек и дорога», «Чистые пруды», «Далёкое и близкое», «Ранней весной». В 1980-е Нагибин пишет цикл рассказов о «великих» (Гете, Бах, Тютчев, Лесков и др.).

Много сил Нагибин отдал кино, написав сценарии таких известных фильмов, как «Председатель», «Директор», «Красная палатка», «Чайковский», «Ночной гость» и др.

Автор текста Нагибин Ю. М. размышляет над проблемой поведения и поступков людей на войне.

Проблема раскрывается автором на примере своих друзей, с которыми разделила война. Павел погиб во время пожара в деревянном строении во время боевых действий в Москве. Он вместе со своими товарищами предпочли умереть в огне, нежели сдаться в плен. Николай же погиб спасая товарища, что автора совсем не удивило, но поразило то, что его друг делал то, что было сверх его силы.

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять, что война и экстремальные ситуации меняют людей и их по

Семейный спор

Юрий Гагарин вырос в Гжатске. В честь него город получил название Гагарин. К юбилею города родителей космонавта просят одобрить медаль про космос. Анна Тимофеевна довольна, а Алексей Иванович спорит: городу 250 лет. При Петре Первом через него везли «хлебушек» в Петербург. Быть на медали старому имени города!

В школу

Война на Смоленщине. Юра Гагарин с ранцем и блинами идет в 1 класс сельской школы, как на праздник. Мать под окном школы слышит, как он читает стихи про летчика. Потом учительница строит детей по росту – Юра в самом конце. Мать утешает сына: «Не горюй, сыночек, ты еще выше всех вымахаешь!» Так и случилось в апреле 1961 года!

Холмик посреди деревни

Народное ополчение идет сражаться с фашистами. Отец Гагарина хром – его не берут. В этот день мать с Юрой пошли на могилку большевика Семена Сушкина. В Гражданскую войну он не стал прятаться от белых – и его убили. Юра на всю жизнь запомнил «могильный холмик» героя.

Жилища богатырей

Село Клушино, где Юра провел детство, «историческое место». Здесь дорога с насыпями-жилищами богатырей, тут разбито войско гетмана Жолкевского, тут прошел Наполеон. Экскурсию прерывает вражеский налет. Гибнет почтальонша Дуня. Дома у Гагариных вспоминают деда Ивана Гагару, силача, гуляку. Он любил радость и жизнь. А значит, умел жить. И Юра такой: заступается за новенькую в классе и всем интересуется.

Ночью

Наши отступают. В Клушино среди ночи ждут немцев. Мать с Юрой, Валентином, Зоей и Борей идет спать к соседке. Изба полна народа. Вместе не страшно. Немец зашел с фонариком – и увидел чистые, детские глаза Юры. «Какие сны ему снятся, если он может так смотреть!» А снилось Юре, как он раков на речке ловил…

Старая ветла

Гагарины жили в землянке, а немец – в их избе. Хромого с детства Алексея Ивановича поставили мельником. Он для фашистов мало молол. Выпороли его в комендатуре. А он смолчал: «Нельзя, чтоб мальчонка слышал…» Ведь Юра под дверью ждал отца, тоже битый. Оба набираются сил у крепкой, стойкой ветлы, посаженной прадедом Алексея Ивановича.

Юрина война

Избу Гагариных занял здоровенный злой немец Альберт. Сказал – навсегда, и жену сюда привезет. Семья перешла в погреб. Однажды ребятишки посмеялись, что немцев погонят с русской земли, как Наполеона с французами. Альберт от злости подвесил малыша Борю на дерево. Мать и Юра едва успели его спасти.

У Юры своя «маленькая, но небезопасная война» с врагами. Он засыпает дорогу гвоздями и стеклом, чтоб падали мотоциклисты и глохли машины. И портит Альберту зарядку для аккумуляторов. Как стали наши наступать – Альберт, прихватив добро Гагариных, улепетывать. Юра швырнул в грузовик камень – вот Альберт перепугался!

Снова за учебу

После освобождения Клушино Алексей Иванович добился, чтоб его взяли на фронт. А Юра с ребятишками пошел в школу. Вместо чернил – отвар свеклы, вместо учебника – Юрин «Боевой устав пехоты». Всем классом читают про защиту Родины.

Буянка

Старшего брата и сестру Юры немцы угнали в Германию. Они вернулись в конце войны. Юре с мамой пришлось пахать землю. Отец пришел с войны больным. Работала мать. Помогла и коровка Буянка. Молока и самим хватило, и на продажу. Пастушком при ней был Юра. «Добрая русская корова» заслужила памятник!

В бескрайнем небе

Саратовский аэроклуб, курсант Юрий Гагарин совершает свой первый самостоятельный полет на самолете ПО-2, «кукурузнике». На земле его поздравляют инструктор Мартьянов и генерал. Тот самый, чей самолет был подбит у Клушино. Юра тогда помог летчикам. И вот – встретились. Генерал сказал, что Юре не в литейщики надо идти, а в летчики.

Ворота в небо

Гагарин окончил Саратовский техникум, но пошел не в металлурги, а снова учиться. На этот раз в Оренбургское летное училище. Принять решение ему помог Мастер-литейщик. Сказал, что профессию нужно выбирать по сердцу.

В городском саду

В Оренбурге курсанту-сержанту Гагарину нравится студентка медтехникума Валя Горячева. Через друга Юру Дергунова он знакомится с ней. Гагарин, невысокий парень, на одном характере спасает свою баскетбольную команду удачным броском. Валя становится его женой и вдовой. Растит дочек. Его друг Дергунов тоже погиб.

Звезды

Юра с детства любил звезды. Ведь они так красивы! И про невесту матери сказал: она как звездочка! А совершая полет вокруг Земли, успел заметить в иллюминаторе любимую звездочку. И сам, погибнув, стал звездой…

Урок анатомии

Перевод летчиков в полевой лагерь. Юрий навещает Валю, которой не дается анатомия. Он мгновенно запоминает урок – и пересказывает ей. Это не память, а цепкий ум. После чего бежит в лагерь – целых 35 км!

Тост

Юрий Гагарин уже лейтенант. Гости спорят на его свадьбе: кого пошлют в космос после полета собаки Лайки. Гагарин уверен: летчика-испытателя. Отец пьет за здоровье смельчака, еще не зная, что им станет его сын.

Гибель Дергунова

Гагарин с другом Дергуновым служит на Севере. Дергунов – веселый парень и талантливый летчик со своим «почерком». Погиб он на земле, а не в небе. Его мотоцикл сбил грузовик. Потрясенный Гагарин думает: страшно погибнуть, если ничего не успел сделать. Сам он успел многое. Но погибать ему было не легче.

В сурдокамере

Сурдокамера – испытание одиночеством. Главному конструктору Королеву важно понять, выстоит ли человек один на один с космосом? В ней все думали о прошлом, пережитом. И только Юра, с улыбкой, о будущем. Королев уверен: «Никто после полета так не улыбнется человечеству и Вселенной, как Юра Гагарин».

О чем думал герой

После полета в космос майора Гагарина всюду ждали. В том числе, в родных летных школах. Неуклюжий застенчивый курсант спрашивает героя: о чем он думал, когда шел рапортовать правительству? О высоком, великом? Оказывается, о развязавшемся шнурке. И курсант поверил в себя. Герой – это такой же человек, как и он.

Форель

В отпуске с Гагариным произошел случай. Он ловил рыбу с приятелем Ивановым. К Юрию рыба шла, к другу – нет. Гагарин поменялся с ним местами. Наконец, и тот вытащил форель. Да вот беда: маловата. Таких велено отпускать. А тот покривил совестью, сделал вид, что в самый раз. Нет, не быть такому парню космонавтом!

Друг детства

На похоронах Гагарина – друг детства. Он к 34 годам стал солидным человеком, инженером, руководителем. И всегда с сожалением смотрел на Юрия. Тот не сразу нашел призвание. Из литейщиков – в летчики. Потом опять учеба. Служба в Заполярье. И только потом – полет 12 апреля 1961 года и слава. Невдомек другу: зачем Гагарин сел испытывать тот самолет? Ведь у него и так все было! Не знает он, что это не конец, а бессмертие.

Фотография

Кажется: «один-единственный скромный виток вокруг Земли», но как велико значение этого подвига! Бортовой журнал полета маленький, с простыми строчками: «Вошел в тень Земли…» Первый, кто преодолел земное притяжение, первый, кто увидел Землю с неба. После гибели Гагарина в самолете в его вещах нашли маленькое фото конструктора Королева. Оно всегда было с Юрием. Это два героя страны.

В те последние мгновения

Наверно, последней, кто видел погибших Гагарина и Серегина живыми, была официантка Настя. Она передала Юрию забытый именной талончик на обед. Дядя Насти, житель Еремино, уверен, что Гагарин мог спастись. Один. На парашюте. Но без Серегина не стал. Так Гагарина и «не уберегли»…

День с Германом Титовым, или Еще раз об улыбке Гагарина

Для создания фильма о Гагарине идет беседа с его другом, вторым советским космонавтом, и просто хорошим человеком Германом Титовым. «Весь мир – от мала до велика – улыбался в ответ Гагарину». В этой улыбке был весь наш народ. Если найдется артист с такой улыбкой – фильму быть. Не нашлось… среди взрослых. А о детстве Гагарина фильм сняли. И мальчишка в нем по-гагарински улыбается.

Читательский дневник «Маленькие рассказы о большой судьбе» Нагибина

Сюжет

Юрий Гагарин – простой парень из Гжатска. Вместе с отцом-инвалидом Алексеем Ивановичем, матерью Анной Тимофеевной, братьями и сестрой он был в оккупации. И «воевал», как мог: портил технику фашистов, подбрасывая на дорогу гвозди. Потом выучился на летчика, создал семью, первым облетел Землю, улыбнулся Вселенной и миру знаменитой улыбкой. И погиб с летчиком Серегиным, испытывая самолет.

Отзыв

Рассказы о детстве, молодости, подвиге и смерти первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина. Из них можно узнать о его большой и дружной семье, первой школе, выживании в войну, отваге, честности и смышлености маленького Юры. О дружбе, связавшей его с конструктором Королевым, его жене Валентине и дочках. Полет Гагарина – шаг в освоении человечеством космоса, шаг за пределы земного мира. Рассказы учат любить Родину, свой народ, гордиться героями своей страны, мечтать, искать призвание, быть смелым, целеустремленным, уметь дружить и дарить людям радость.

Составлено на основе

государственных стандартов по литературе для 5-11 классов

общеобразовательных учреждений ( базовый уровень)

Рассмотрено

на заседании методического совета

Протокол № ___от «___»_____________2020 г.

Принято

на заседании Педагогического совета

Протокол № ____ от «____»_____________2020 г

Утверждено:

приказом № _____

От «___» ________________2020 г.

Директор:___________ (О.В.Вершинин)

МКОУ «Кожильская СОШ

с/х направления»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной (русской) литературе для 5-9 классов

Учитель:

Спирина М.А, учитель русского языка

и литературы, 1 категория

Кожиль 2020-2021 уч.г

Раздел 1. Планируемые результаты освоения предмета

Рабочая программа учебного предмета «Родная русская литература» разработана в соответствии с:

· Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015);

— примерной программы по учебному предмету «родная литература (Русская)»

для образовательных учреждений, реализующих программы основного общего образования

(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:

осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;

способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.

Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

навыки смыслового чтения.

Коммуникативные УУД

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:

понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской литературы;

проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;

понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;

осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;

накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» по годам обучения

Первый год обучения. 5 класс

формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;

формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;

формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;

развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных представлений о проектно-исследовательской деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными источниками информации.

Второй год обучения. 6 класс

развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;

развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;

развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации.

Третий год обучения. 7 класс

развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;

развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;

развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.

Четвёртый год обучения. 8 класс

развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;

развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;

развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и презентации.

Пятый год обучения. 9 класс

развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях об августовских Спасах и о родительском доме как вечной ценности;

развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;

развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения различными способами её обработки и презентации.

Место учебного курса «Родная литература»

Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной русский язык». Программа учебного предмета «Родная литература» рассчитана на 8 часа в год (0,25 часа в неделю)

Раздел 2. Содержание предмета 5 класс

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Русская литература как духовное завещание одного поколения другому.

Человек и природа в русской литературе. Времена года в русской литературе. В.Бианки, М.Пришвин, А. Яшин, В. Астафьев, П. Бажов, Ю. Нагибин, Д. Мамин-Сибиряк, И. Соколов-Микитов. К. Паустовский «Прощание с летом». Природа как воплощение прекрасного. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Конкретные пейзажные зарисовки — обобщенный образ России.

К.Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Старик в станционном буфете». Мы в ответе за тех, кого приручили.

Б.С.Житков «Беспризорная кошка»

Н.Н. Назаркин. Краткий рассказ о писателе.

«Изумрудная рыбка»  Доброта и сострадание, милосердие в рассказе Назаркина.

Тема детства в русской литературе. С. Аксаков, Л. Толстой, А. Чехов и др. Н. Заболоцкий «Некрасивая девчонка». Д. Самойлов «Из детства». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях.

Популярная современная литература для детей. Сказки Т.Григорьевой, рассказы Т.Веронина, С.Багрова.

Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Название раздела, тем

Количество часов

1

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Русская литература как духовное завещание одного поколения другому.

1

2

Человек и природа в русской литературе. (В.Бианки, М.Пришвин, А. Яшин, В. Астафьев, П. Бажов, Ю. Нагибин, Д. Мамин-Сибиряк, И. Соколов-Микитов)

1

3

К.Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Старик в станционном буфете». Б.С.Житков «Беспризорная кошка»

1

4

Н.Н. Назаркин. Краткий рассказ о писателе.

«Изумрудная рыбка»  Доброта и сострадание, милосердие в рассказе Назаркина.

1

5

Тема детства в русской литературе. С. Аксаков, Л. Толстой, А. Чехов и др.

Н. Заболоцкий «Некрасивая девчонка». Д. Самойлов «Из детства».

1

6

Популярная современная литература для детей. Сказки Т.Григорьевой, рассказы Т.Веронина, С.Багрова.

1

7

Популярная современная литература для детей. Сказки Т.Григорьевой, рассказы Т.Веронина, С.Багрова.

1

8

Творческая мастерская «Мои любимые произведения» (презентация, дневник читателя, эссе, выставка).

1

Раздел 2. Содержание предмета 6 класс

Введение. Русская литература как вид искусства. Связь с другими видами: живописью, музыкой.

Живопись и русская литература. Художники-иллюстраторы русских народных и литературных сказок .В.М.Васнецов, И.Я.Билибин, Е.М.Рачев.

Музыка и русская литература. «Два посвящения» (А. Пушкин и М. Глинка). Романсы на стихи С. Есенина.

Необычный жанр в русской литературе. Праздничные рассказы Ф. Достоевского («Мальчик у Христа на елке»), Чехова («Архиерей», «Письмо»), А. Н.Колосова («Не может быть!»),Н.Лескова («Фигура»)

Произведения отечественных поэтов и писателей о Великой Отечественной войне. Р.Погодин «Где живет леший?» ,Т. Поликарпова «Листья будущего лета», А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Смех сквозь слезы в произведениях русских писателей. А. Чехов «Злой мальчик», «Маска», М. Зощенко «Калоши и мороженое», «Не надо врать», Н. Тэффи «Экзамен»

Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Название раздела, тем

Количество часов

1

Введение. Русская литература как вид искусства. Связь с другими видами: живописью, музыкой.

1

2

Необычный жанр в русской литературе. Праздничные рассказы

Ф. Достоевского («Мальчик у Христа на елке»), Чехова («Архиерей», «Письмо»),

1

3

Необычный жанр в русской литературе. Праздничные рассказы А. Н.Колосова («Не может быть!»),Н.Лескова («Фигура»)

1

4

Произведения отечественных поэтов и писателей о Великой Отечественной войне. Р.Погодин «Где живет леший?» ,Т. Поликарпова «Листья будущего лета»

1

5-6

Произведения отечественных поэтов и писателей о Великой Отечественной войне( А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»)

2

7

Смех сквозь слезы в произведениях русских писателей.

1

8

Творческая мастерская «Мои любимые произведения» (презентация, дневник читателя, эссе, выставка).

1

Раздел 2. Содержание предмета 7 класс

Введение (1)

Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека.

Из литературы XIX века (2)

К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.

В.М.Гаршин.

Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».

Из литературы XX –XXI века (5)

Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)

Ю.Я.Яковлев.

Тема памяти и связи поколений. Рассказ –притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.

В.Н.Крупин.

Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».

Сочинение «Уроки жалости и скорби в русской литературе.»

С.А.Баруздин.

Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».

Е.А.Евтушенко

. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности.

Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Название раздела, тем

Количество часов

1

Введение. Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека.

1

2

Из литературы XIX века

К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.

1

3

В.М.Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».

1

4

Из литературы XX –XXI века

Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др.)

1

5

Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ –притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении

1

6

В.Н.Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».

Сочинение «Уроки жалости и скорби в русской литературе.»

1

7

С.А.Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».

1

8

Е.А.Евтушенко Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности

1

Раздел 2. Содержание предмета (8 класс)

Своеобразие родной литературы.

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально-культурная ценность народа.

Родная литература как способ познания жизни.

Образ человека в литературном произведении. Система персонажей. Образ автора в литературном произведении. Образ рассказчика в литературном произведении.

Книга как духовное завещание одного поколения другому.

Русский фольклор

Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке.

Фольклорные традиции в русской литературе

Древнерусская литература

Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции древнерусской литературы (Традиции и особенности духовной литературы Образное отражение жизни в древнерусской литературе.) «Русская земля»

Из литературы XVIII века

Новиков Н.И. « Детское чтение для сердца и разума» ( фрагменты по выбору)

Из литературы XIX века

Традиции литературы XIX века.

Басни. Толстой Л.Н. « Два товарища», « Лгун»

Литературные сказки. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно – художественный смысл.

Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

Из литературы XX века

Традиции литературы XX века. Литературные сказки. Сказы. Произведения П. Бажова, С.Я. Маршака, Б. Щергина (по выбору учителя).

Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей, тимуровское движение.

Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Предательская колбаса», «Таинственный ящик», «Лесная капель».

Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Название раздела, тем

Кол.

часов

Дата проведения

1

Своеобразие родной литературы. Родная литература как способ познания жизни.

2

Фольклорные традиции в русской литературе. Жанровое богатство древнерусской литературы. Традиции древнерусской литературы. «Русская земля»

3

Из литературы XVIII века.

Новиков Н.И. « Детское чтение для сердца и разума»

( фрагменты по выбору)

4

Из литературы XIX века.

Традиции литературы XIX века. Басни. Толстой Л.Н. « Два товарища», « Лгун»

5

Литературные сказки. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно – художественный смысл.

6

Из литературы XX века

Традиции литературы XX века. Литературные сказки. Сказы. Произведения П. Бажова, С.Я. Маршака, Б. Щергина (по выбору учителя).

7

Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей, тимуровское движение.

8

Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Предательская колбаса», «Таинственный ящик», «Лесная капель».

Раздел 2. Содержание предмета

9 класс (8 ч)

Введение. (1 час)

Своеобразие курса родной литературы в 9 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии страны Древнерусская литература 

Историческая личность на страницах произведений Древней Руси.

Литература XIX века  (2 часа)

Поэты пушкинской поры. (Обзор)

К. Н. Батюшков. «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…».

Е. А. Баратынский. «Разуверение», «Приманкой ласковых речей…», «Мой дар убог, и голос мой негромок…», «Муза» («Не ослеплён я музою моею…»).

К.Ф. Рылеев «Я ль буду в роковое время…», «Иван Сусанин».

Д. В. Давыдов. «Песня старого гусара», «Гусарский пир».

П. А. Вяземский. «Дорожная дума», «Жизнь наша в старости — изношенный халат…».

Золотой век в истории русской поэзии. Литературная жизнь в первой трети XIX века. Литературные общества и кружки. «Арзамас» как «братство» литераторов. Поэты-«любомудры». «Вечные» темы в поэзии пушкинской поры.

Теория литературы. Золотой век русской поэзии.

Развитие речи. Реферат об особенностях художественного мира одного из поэтов пушкинской поры. (Практикум). Обобщение сведений о реферате как форме исследовательской работы. Содержание и структура реферата по литературе. Виды источников и правила работы с ними. Принципы отбора материала и способы его включения в текст реферата.

А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери» Гений и талант. Злоба и зависть как вечные «чёрные» спутницы  гения.

Литература XX века (4 часа)

А.Н.Толстой. «Гадюка». Судьба девушки и другие человеческие судьбы в эпоху братоубийственной Гражданской войны и после неё.

В. Закруткин. «Матерь человеческая». Женская судьба в годы Великой Отечественной войны.

Основные темы лирики Е.Евтушенко, «Цветы лучше пуль», «Хотят ли русские войны», «Идут белые снеги», «Людей неинтересных в мире нет», «Дай бог!».

Основные темы лирики В.Высоцкого. «Баллада о борьбе», «Он не вернулся из боя», «Песня о друге», «Вот и разошлись пути-дороги вдруг», «Я не люблю», «Баллада о любви».

Литература XXI века (1 час) (обзор)

Д. Сабитова. «Цирк в шкатулке», «Где нет зимы», «Три твоих имени». Обзор одного из произведений по выбору учащихся.

 Т. Михеева «Островитяне». Повесть о первой любви. «Легкие горы». Дом, семья, родина, взаимовыручка в повести.

М.Ботнева. Мороженое в вафельных стаканчиках. Жизнь современных подростков в повести.

Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Название раздела, тем

Кол.

часов

Дата проведения

1

Введение. Своеобразие курса родной литературы в 9 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии страны Древнерусская литература 

1

2

Поэты пушкинской поры. (Обзор)

1

3

Поэты пушкинской поры. (Обзор)

1

4

Литература XX века. А.Н.Толстой. «Гадюка». Судьба девушки и другие человеческие судьбы в эпоху братоубийственной Гражданской войны и после неё.

1

5

В. Закруткин. «Матерь человеческая». Женская судьба в годы Великой Отечественной войны

1

6

Основные темы лирики Е.Евтушенко, «Цветы лучше пуль», «Хотят ли русские войны», «Идут белые снеги», «Людей неинтересных в мире нет», «Дай бог!».

1

7

Основные темы лирики В.Высоцкого. «Баллада о борьбе», «Он не вернулся из боя», «Песня о друге», «Вот и разошлись пути-дороги вдруг», «Я не люблю», «Баллада о любви».

1

8

Литература XXI века  (обзор)

1

Технологическая
карта внеклассного мероприятия.

Тема:
«Знаете, каким он парнем был!» (к 60-летию полёта Ю.Гагарина в космос).

Цель: расширить знания учащихся о жизненном пути  и подвиге  космонавта
Ю.А. Гагарина.

— формирование коммуникативной компетентности
в общении и сотрудничестве со сверстниками;

– воспитание морально – нравственных качеств
личности,  уважения к достижениям отечественной науки;


развитие мотивов познавательной  деятельности и формирование личностного смысла
учения;

— развитие умения работать
с информацией.

— формирование умения целеполагания; умения
планировать пути достижения целей; выделять  альтернативные способы достижения
цели и выбирать наиболее эффективный способ;

— формирование умения строить логическое
рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать
умозаключения и выводы на основе аргументации;

— формирование умения организовывать и
планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками

Форма проведения мероприятия: урок — киностудия.

Оборудование занятия: компьютер, мультимедийный
проектор, раздаточный материал.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Самоопределение к
деятельности

— Здравствуйте,
ребята! Сегодняшнее мероприятие проведу у вас я, Мадина Тыныштыковна.

Учащиеся вступают
в диалог с учителем, одноклассниками

Отвечают на вопрос,
высказывают свое мнение

Коммуникативные

Регулятивные (самоопределение к деятельности)

2

Мотивация познавательной
деятельности.  

Включается
видеозаставка киностудии «
XX
век
FOX».

— Ребята, знаете
ли вы что это за видео? (заставка знаменитой голливудской киностудии «20
век фокс»).

— Верно. Как вы
думаете, чем мы сегодня будем заниматься? 

(«снимать»
фильм
).

— Молодцы! Мы
будем снимать фильм. В каждом фильме есть главный герой. Давайте попробуем
определить, кто же будет нашим главным героем сегодня.

Смотрят
видеозаставку.

Отвечают на вопросы
учителя.

Личностные,

Коммуникативные (формулировка собственного мнения),
регулятивные
(воспринимать критику)

3

Постановка учебных
задач

Демонстрирует
эмблему – логотип 60-летия полёта Ю. Гагарина в космос.

(Ю.А.Гагарин).

— Верно, ребята. Что
бы вы хотели узнать о первооткрывателе космоса? Какие задачи вы ставите?

— Познакомиться с
важными вехами его биографии, с деталями первого полёта человека в космос;
выявить значение открытия космоса для человечества.

— Ребята, почему эта
тема особенно актуальна для нас, жителей Оренбургской области?

(поскольку
Ю.Гагарин окончил Оренбургское лётное училище
).

Формулируют тему
занятия, учебные задачи.

Личностные (самоопределение к познавательной
деятельности), регулятивные (целеполагание), коммуникативные

4

Организация
взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия.

Работа в группах.


Давайте же приступим к решению поставленных задач.

Кино
основывается на сюжете. Вот и мы с вами, дорогие мои актёры, разыграем знаковые
сцены из жизни Юрия Гагарина. 

Авторами
сценария являются сам Ю.А.Гагарин (автор воспоминаний), а также известный
писатель Ю.Нагибин «Маленькие рассказы о большой судьбе».

Сцена №
1  будет посвящена первому полёту Гагарина в небо – 4 человека.

Сцена №
2 посвящена грёзам курсантов Оренбургского лётного училища о космосе – 4
человека (резерв)

—  Понятно?
Тогда…

Имитирует
действие кинохлопушки, сопровождая словами:

 «Сцена
1, дубль 1 «Первый полёт!»

Сцена 2,
дубль 1 «Грёзы о космосе»!


Молодцы, ребята! Вы показали себя прекрасными актёрами, достойными Оскара.

В
хорошем кино есть спецэффекты. Наше кино с участием Ю.Гагарина отличается от
голливудских фильмов тем, что в далёком 1961-ом году это была не компьютерная
графика, а настоящая жизнь! Посмотрим эти захватывающие сцены.

Кинохлопушка
Сцена 3 дубль 1 «Первый полёт в космос!»

Демонстрация
видео «108 минут полёта».

Читают текст по
ролям.

Смотрят видео
первого полёта человека в космос.

Личностные (личностное самоопределение,
нравственно-этическое оценивание), коммуникативные (интегрируются в
группу, умение слушать и слышать, выражение
своих мыслей с достаточной точностью и полнотой
), регулятивные (оценка
своей деятельности), познавательные (осознанное
построение речевого высказывания, работа с предложенными текстами)

5

Физминутка

«Напишите»
глазками название первого космического корабля, «отправьте» его в космос (то
есть, посмотрите вдаль) и окажитесь в неизведанной Вселенной (крепко
зажмурьте глаза на три секунды).

Выполняют действия.

Профилактика
утомления.

6

Закрепление

— Ребята,
сейчас к фильмам создаются трейлеры. Знаете ли вы, что это такое?

(яркие
моменты из фильма, с целью привлечения внимания к нему).

— Верно,
ребята! Попробуйте составить трейлер о Гагарине, выбрав наиболее яркую, на
ваш взгляд, фотографию из предложенного раздаточного материала.
Прорекламируйте этот кадр, найдя нужную информацию к нему.

— А что
такое саундтрек? (песня к фильмам).

Завершим
сегодняшнее мероприятие своеобразным саундтреком к фильму о Гагарине – песней
в исполнении Юрия Гуляева «Знаете, каким он парнем был» (резерв).

Составляют
«трейлер».

Представляют его
классу.

Личностные (личностное самоопределение,
нравственно-этическое оценивание), коммуникативные (интегрируются в
группу, умение слушать и слышать, выражение
своих мыслей с достаточной точностью и полнотой
), регулятивные (оценка
своей деятельности), познавательные (осознанное
построение речевого высказывания, работа с предложенными текстами).

7

Рефлексия
деятельности.

Выбор символа кинопремии:

«Оскар» — занятие было
интересным, полезным.

«Золотой глобус» — материал
важен, полезен, но многое я уже знал.

«Золотая малина» — на занятии
было скучно, неинтересно.

Оценивают
мероприятие

Коммуникативные (формулирование
и аргументация своего мнения в коммуникации),
, регулятивные (оценка
своей деятельности)

Так, друзья — сегодня будет пост на интересную тему, о которой я давно хотел написать — пост о трагических судьбах советских актёров. Не знаю, в курсе вы или нет — но многие телевизионные и киношные кумиры пятидесятых-восьмидесятых годов, которых вы много раз видели в старых фильмах — умирали в нищете и безвестности…

Поклонники СССР часто любят сравнивать совок с Западными странами – так вот там ситуация с такими вещами была кардинально иной — в молодые годы кинокарьеры известный и узнаваемый артист становился миллионером (часто — мультимиллионером), что обеспечивало ему безбедную старость. В СССР же знаменитый артист в лучшем случае успевал заработать на единственную квартиру, а все остальные деньги, зарабатываемые премьерами и показами фильмов — присваивало себе государство, и артист в старости оставался ни с чем, пишет Максим Мирович в Facebook.

Видео дня

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о нескольких трагических судьбах советских актёров.

Юрий Белов.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

Юрий Белов — одна из звёзд советского кино 1950-х годов, сыгравший множество ролей «простых парней из народа» — такой образ был очень популярен в кинематографе тех лет. Юрий Белов сыграл одну из главных ролей в фильме «Карнавальная ночь», сыграл видные роли в фильмах «Весна на заречной улице», «Девушка без адреса» и «Неподдающиеся» — последний, кстати, и сейчас смотрится весьма годно, так как троллит скучный и унылый совок.

На Западе после таких звёздных ролей в молодые годы (Белова знала буквально вся страна) актёр стал бы мультимиллионером и безбедно бы жил до старости, но судьба Юрия сложилась трагически — в середине 1960-х годов он попал в психиатрическую лечебницу после неосторожного высказывания о Хрущёве — в одной из компаний Юрий сказал, что мол Хрущёву «недолго осталось, скоро его снимут» (и, кстати, был прав). Кто-то донёс на Белова, после чего его отправили в психушку, что сломило и его, и его кинокарьеру — Юрия с большой неохотой брали на съёмки.

В последние годы Белов снимался мало, подрабатывал частным извозом на «Москвиче», купленном в годы былой популярности, начал пить… Юрий Белов умер 31 декабря 1991 года, в возрасте всего 61 год — он так и не дождался новогоднего показа фильма «Карнавальная ночь», который он любил смотреть, вспоминая свою молодость…

Леонид Харитонов.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

Леонид Харитонов — Ещё одна звезда 1950-х и кстати ровесник Белова — он родился в 1930 году. Харитонов стал мега-популярным после того, как снялся нескольких фильмах в роли Ивана Бровкина — «слегка непутёвого простого парня, из которого армия делает человека». Харитонов обладал природным обаянием и образом а-ля Есенин — «кудрявый парень из народа», и многие зрители даже считали, что в кино он просто играет самого себя — мол, на самом деле есть такой Иван Бровкин, о жизни которого и сняли кино.

Фильмы про Ивана Бровкина увидели миллионы советских зрителей, и где-нибудь в Голливуде актёр был бы мультимиллионером — но в СССР актёр ничего толком не заработал. С возрастом внешность артиста стала меняться, его уже не приглашали на роли «простых парней», а заработанных в годы былой популярности копеек не хватало — и в восьмидесятые годы артист жил очень бедно.

Летом 1980 года артист перенёс первый инсульт — в то время ему было всего 50 лет. Затем был второй инсульт и конфликт с новым руководством МХАТа — от Харитонова в ультимативной форме потребовали убраться из театра, что было для него вопросом выживания — без сцены артист просто не имел бы средств для существования. 20 июня 1987 года у Харитонова случился третий инсульт, которого он не пережил…

Сергей Филиппов.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

Сергей Филиппов не сыграл ни одной знаменитой главной роли, но прославился как гениальный артист эпизодов — стоит вспомнить хотя бы лектора из «Карнавальной ночи» с его знаменитым монологом «Есть ли жизнь на Марсе?», аптекаря из «Новых приключений неуловимых», клиента фотоателье из фильма «Мы с вами где-то встречались» или посла из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Ещё Сергей Филиппов сыграл несколько запомнившихся ролей всяких неотёсанных и хамоватых советских начальников и бюрократов.

В 1950-60-е годы Сергей Филиппов стал мега-популярным — его узнавали на улицах, здоровались за руку, постоянно звали в гости или просто выпить «за компанию». Однако, как и в случае с Харитоновым и Беловым, эта популярность в СССР никак не монетизировалась — актёр до последних дней был вынужден много и тяжело работать, несмотря даже на диагностированный у него рак мозга, от которого он лечился в последние годы.

Кумир пятидесятых годов умирал в одиночестве и нищете, всеми брошенный и забытый, это случилось в 1990 году. У Сергея Филиппова не было денег даже на похороны — причём «Ленфильм», который благодаря Филиппову некогда заработал огромные капиталы, не дал на похороны ни копейки. Хоронил Филиппова Александр Демьяненко (Шурик), собирая по копейке деньги у актёров, которые лично знали Филиппова.

Алексей Смирнов.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

Алексей Смирнов — ещё один гениальный актёр эпизода, прославившийся ролями Верзилы в «Операция Ы» и ролью механика Макарыча в фильме «В бой идут одни старики». Мало кто знает, но в юности Алексей Смирнов на самом деле воевал — был командиром огневого взвода в миномётном полке, награждён медалями и орденом Славы, был тяжело контужен в конце войны.

Однако несмотря на героическую юность и последующую кино-славу, Смирнов был нищим — страна никак не отблагодарила его за все заслуги. В апреле 1979 года актёр узнал о смерти Леонида Быкова, с которым дружил — после чего ушел в запой и попал в больницу с болезнью сердца, где и умер. За две недели пребывания в больнице актёра никто не навестил. Знаменитый актёр и ветеран Алексей Смирнов был настолько беден, что на его похороны пришлось собирать деньги по соседям и знакомым — а его могилу привели в порядок только в недавнее время — до этого она была почти заброшенной…

Семён Фарада.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

Семён Фарада снимался очень много в период 1960-80-х годов, снявшись за 30 лет работы в кинематографе в 130 фильмах. Что интересно — Семён Фарада не имел актёрского диплома, но занимался в многочисленных профильных кружках и студиях. Я слышал версию, что Семён Фарада собирался поступить в театральный ВУЗ — но этому помешал пресловутый «пятый пункт» — Семён Фарада был евреем.

Фарада был одним из самых узнаваемых и любимых советских актёров — но тоже умирал в нищете. С возрастом здоровье Семёна пошатнулось, начались проблемы с сердцем, Фарада перенёс несколько инсультов. В последние годы жизни Семён практически не выходил из дома — после инсульта он упал и сломал шейку бедра. И государство, и друзья забыли про Фараду — от заработанных в советские годы копеек не осталось и следа, и деньги для больного Семёна собирал его друг Александр Абдулов.

Георгий Вицин.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

Георгий Вицин начал активно сниматься в пятидесятые годы, причём было ему уже под 40, но благодаря юной внешности Вицин ещё много лет играл розовощёких комсомольцев. Звездный статус пришёл к артисту в шестидесятые — после съёмок в роли Труса в нескольких фильмах Леонида Гайдая. А ещё Георгий Вицин долгие годы играл в театре и озвучил множество мультфильмов — уже за одно это в развитой стране артист был бы миллионером.

Что интересно — несмотря на очень удачные и правдоподобные роли советских алкоголиков на экране, сам Георгий Вицин практически не пил, вёл здоровый образ жизни и серьезно занимался йогой.

В последние годы жизни Вицин жил хоть и не в нищете, но очень бедно. За всю жизнь Вицин заработал две квартиры — одну из них, побольше, Георгий отдал своей дочке, а сам перебрался во вторую квартиру — хрущёвку в Староконюшенном переулке, где и жил весьма бедной и скромной жизнью. В последние годы жизни Вицин, одетый в старую заношенную одежду, любил ходить кормить голубей, предпочитая не общаться с журналистами.

Елена Метёлкина.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

В завершении поста расскажу вам ещё об одной если не трагической, то весьма несчастливой судьбе советской актрисы по имени Елена Метёлкина — которую вы должны знать по ролям Нийи в фильме «Через тернии к звёздам» и сотрудницы института времени Полины в фильме «Гостья из будущего» — последняя произвела на меня в детстве неизгладимое впечатление, Елена в этой была очень красивой и эффектной и, пожалуй, сформировала во мне идеал женской красоты и грациозности)

Однако несмотря на звездные роли (фильм «Через тернии к звездам» в кинотеатрах посмотрело более 20 миллионов человек), несмотря на довольно успешную параллельную карьеру манекенщицы, Елена толком ничего не заработала, а ещё ей не повезло с личной жизнью, брак Елены оказался крайне неудачным — муж был «брачным аферистом» и пытался отсудить у Елены единственную квартиру.

Позже Елена Метёлкина оставила кино и карьеру манекенщицы, увлеклась религией, и по некоторым данным — сейчас работает в иконной лавке и поёт в церковном хоре в одной из церквей Москвы.

Такие дела. Как видите — если в развитых странах актёрская слава автоматически означала богатство и независимость, то в СССР слава часто приходила одна, а когда молодость и актуальность актёра проходили — про него быстро забывали, и часто артист доживал свои последние дни в полной нищете, государство просто выбрасывало его на обочину…

Напишите в комментариях, что вы обо всём этом думаете.

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

  • Юрий наумов сказка о карле короле рок н ролла
  • Юрий на латинице как пишется
  • Юрий яковлев колючка рассказ читать
  • Юрий на английском как пишется в паспорте
  • Юрий коваль сказка про зеленую лошадь