Видали ли вы когда-нибудь старинный-старинный шкаф, почерневший от времени и весь изукрашенный резьбою в виде разных завитушек, цветов и листьев? Такой вот точно шкаф — наследство после прабабушки — и стоял в комнате. Он был весь покрыт резьбой — розами, тюльпанами и самыми причудливыми завитушками. Между ними высовывались маленькие оленьи головы с ветвистыми рогами, а по самой середине был вырезан целый человечек. На него невозможно было глядеть без смеха, да и сам он преуморительно скалил зубы — такую гримасу уж никак не назовёшь улыбкой! У него были козлиные ноги, маленькие рожки на лбу и длинная борода. Дети звали его обер-унтер-генерал-комиссар-сержант Козлоног! Трудно выговорить такое имя, и немногие удостаиваются подобного титула, зато и вырезать такую фигуру стоило немалого труда. Ну, да всё-таки вырезали! Он вечно глядел на подзеркальный столик, где стояла прелестная фарфоровая пастушка. Башмачки на ней были вызолоченные, платьице слегка приподнято и подколото алой розой, на головке красовалась золотая шляпа, а в руках пастуший посох.
Ну, просто прелесть! Рядом с нею стоял маленький трубочист, чёрный как уголь, но, впрочем, тоже из фарфора и сам но себе такой же чистенький и миленький, как всякая фарфоровая статуэтка; он ведь только изображал трубочиста, и мастер точно так же мог бы сделать из него принца, — всё равно!
Он премило держал в руках свою лестницу: личико у него было белое, а щёки розовые, как у барышни, и это было немножко неправильно, следовало бы ему быть почернее. Он стоял рядом с пастушкой — так их поставили, так они и стояли; стояли, стояли, да и обручились: они были отличною парочкой, оба молоды, оба из фарфора и оба одинаково хрупки.
Тут же стояла и ещё одна кукла в три раза больше их. Это был старый китаец, который кивал головой. Он был тоже фарфоровый и называл себя дедушкой маленькой пастушки, но доказать этого, кажется, не мог. Он утверждал, что имеет над ней власть, и потому кивал головою обер-унтер-генерал-комиссар-сержанту Козлоногу, который сватался за пастушку.
— Вот так муж у тебя будет! — сказал старый китаец пастушке. — Я думаю даже, что он из красного дерева! Он сделает тебя обер-унтер-генерал-комиссар-сержантшей! И у него целый шкаф серебра, не говоря уже о том, что лежит в потайных ящичках!
— Я не хочу в тёмный шкаф! — сказала пастушка. — Говорят, у него там одиннадцать фарфоровых жён!
— Так ты будешь двенадцатой! — отвечал китаец. — Ночью, как только в старом шкафу затрещит, мы сыграем вашу свадьбу! Да, да, не будь я китайцем!
Тут он кивнул головой и заснул.
Пастушка плакала и смотрела на своего милого.
— Право, я попрошу тебя, — сказала она, — бежать со мной куда глаза глядят. Тут нам нельзя оставаться!
— Твои желания — мои! — ответил трубочист. — Пойдём хоть сейчас! Я думаю, что смогу прокормить тебя своим ремеслом!
— Только бы нам удалось спуститься со столика! — сказала она. — Я не успокоюсь, пока мы не будем далеко-далеко отсюда!
Трубочист успокаивал её и показывал, куда лучше ступать ножкой, на какой выступ или золочёную завитушку резных ножек стола. Лестница его тоже сослужила им немалую службу; таким образом они благополучно спустились на пол. Но, взглянув на старый шкаф, они увидели там страшный переполох. Резные олени далеко-далеко вытянули вперёд головы с рогами и вертели ими во все стороны, а обер-унтер-генерал-комиссар-сержант Козлоног высоко подпрыгнул и закричал старому китайцу:
— Бегут! Бегут!
Беглецы испугались немножко и поскорее шмыгнули в ящик предоконного возвышения (в Дании окна бывали довольно высоко от пола, поэтому перед одним из них устраивался иногда, для любителей смотреть на уличное движение, деревянный помост, на который ставился стул).
Тут лежали три-четыре неполные колоды карт и кукольный театр; он был кое-как установлен в тесном ящике, и на сцене шло представление. Все дамы — и бубновые, и червонные, и трефовые, и пиковые — сидели в первом ряду и обмахивались своими тюльпанами. Позади них стояли валеты и у каждого было по две головы — сверху и снизу, как и у всех карт. В пьесе изображались страдания влюблённой парочки, которую разлучали. Пастушка заплакала: это была точь-в-точь их собственная история.
— Нет, я не вынесу! — сказала она трубочисту. — Уйдём отсюда!
Но, очутившись опять на полу, они увидали, что старый китаец проснулся и весь качается из стороны в сторону, — внутри его катался свинцовый шарик.
— Ай, старый китаец гонится за нами! — закричала пастушка и в отчаянии упала на свои фарфоровые коленки.
— Стой, мне пришла в голову мысль! — сказал трубочист. — Видишь вон там, в углу, большую вазу с сушёными душистыми травами и цветами? Влезем в неё! Там мы будем лежать на розах и лаванде, а если китаец подойдёт к нам, засыплем ему глаза солью.
— Нет, это не годится! — сказала она. — Я знаю, что старый китаец и ваза были когда-то помолвлены, а в таких случаях всегда ведь сохраняются добрые отношения! Нет, нам остаётся только пуститься по белу свету куда глаза глядят!
— А хватит ли у тебя мужества идти за мною всюду? — спросил трубочист. — Подумала ли ты, как велик мир? Подумала ли о том, что нам нельзя будет вернуться назад?
— Да, да! — отвечала она.
Трубочист пристально посмотрел на неё и сказал:
— Моя дорога идёт через печную трубу! Хватит ли у тебя мужества вскарабкаться со мной в печку и пробраться по коленчатым переходам трубы? Там-то уж я знаю, что мне делать! Мы заберёмся так высоко, что нас не достанут! В самом же верху есть дыра, через неё можно выбраться на белый свет!
И он повёл её к печке.
— Как тут черно! — сказала она, но всё-таки полезла за ним в печку и в трубу, где было темно, как ночью.
— Ну вот мы и в трубе! — сказал он. — Смотри, смотри! Прямо над нами сияет чудесная звёздочка!
На небе и в самом деле сияла звезда, точно указывая им дорогу. А они всё лезли и лезли, выше да выше! Дорога была ужасная. Но трубочист поддерживал пастушку и указывал, куда ей удобнее и лучше ставить фарфоровые ножки. Наконец они достигли края трубы и уселись, — они очень устали, и было от чего!
Небо, усеянное звёздами, было над ними, а все домовые крыши под ними. С этой высоты глазам их открывалось огромное пространство. Бедная пастушка никак не думала, что свет так велик. Она склонилась головкою к плечу трубочиста и заплакала; слёзы катились ей на грудь и разом смыли всю позолоту с её пояса.
— Нет, это уж слишком! — сказала она. — Я не вынесу! Свет слишком велик! Ах, если бы я опять стояла на подзеркальном столике! Я не успокоюсь, пока не вернусь туда! Я пошла за тобою куда глаза глядят, теперь проводи же меня обратно, если любишь меня!
Трубочист стал её уговаривать, напоминал ей о старом китайце и об обер-унтер-генерал-комиссар-сержанте Козлоноге, но она только рыдала и крепко целовала своего милого. Что ему оставалось делать? Пришлось уступить, хотя и не следовало.
И вот они с большим трудом спустились по трубе обратно вниз; не легко это было! Очутившись опять в тёмной печке, они сначала постояли несколько минут за дверцами, желая услышать, что творится в комнате. Там было тихо, и они выглянули. Ах! На полу вялился старый китаец; он свалился со стола, собираясь пуститься за ними вдогонку, и разбился на три части; спина так вся и отлетела прочь, а голова закатилась в угол. Обер-унтер-комиссар-сержант Козлоног стоял, как всегда, на своём месте и раздумывал.
— Ах, какой ужас! — воскликнула пастушка. — Старый дедушка разбился на куски, и мы всему виною! Ах, я не переживу этого!
И она заломила свои крошечные ручки.
— Его можно починить! — сказал трубочист. — Его отлично можно починить! Только не огорчайся! Ему приклеют спину, а в затылок забьют хорошую заклёпку — он будет совсем как новый и успеет ещё наделать нам много неприятностей.
— Ты думаешь? — спросила она. И они опять вскарабкались на столик, где стояли прежде.
— Вот как далеко мы ушли! — сказал трубочист. — Стоило беспокоиться!
— Только бы дедушку починили! — сказала пастушка. — Или это очень дорого обойдётся?
И дедушку починили: приклеили ему спину и забили хорошую заклёпку в шею; он стал как новый, только кивать головой больше не мог.
— Вы что-то загордились с тех пор, как разбились! — сказал ему обер-унтер-генерал-комиссар-сержант Козлоног. — А мне кажется, тут гордиться особенно нечем! Что же, отдадут её за меня или нет?
Трубочист и пастушка с мольбой взглянули на старого китайца, — они так боялись, что он кивнёт, но он не мог, хоть и не хотел в этом признаться: не очень-то приятно рассказывать всем и каждому, что у тебя в затылке заклёпка! Так фарфоровая парочка и осталась стоять рядышком. Пастушка и трубочист благословляли дедушкину заклёпку и любили друг друга, пока не разбились.
Пастушка и трубочист — яркие персонажи необычной сказки Андерсена. Мнительная, легкомысленная пастушка и рассудительный трубочист отправляются в белый свет…
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПАСТУШКА И ТРУБОЧИСТ. ( по сказке Г. Х. Андерсена ).
Педагогические задачи.
Способствовать развитию личности ребенка, формированию у него нравственных качеств. Развивать в детях такие положительные черты характера, как чувство коллективизма, ответственность, организованность, наблюдательность, сообразительность, внимание, стимулировать их к поисковой деятельности.
Задачи по музыкальному воспитанию.
Пение. Учить петь под руководством дирижера ( вступление, окончание пения, дыхание, фразировка, динамика). Быстрое переключение на исполнение произведений в разном темпе и разного характера.
Музыкально- ритмические движения.Учить выразительно двигаться в соответствии с характером музыки,творчески использовать знакомые движения в инсценировках и играх, самостоятельно менять движения в соответствии с 2-х частной и 3-х частной формой.
Работа в этом тематическом периоде делится на несколько основных этапов.
Первый этап.
Знакомим детей со сказкой Г.Х.Андерсена » Пастушка и трубочист», обращая внимание детей на главных действующих лиц. В процессе знакомства со сказкой звучат фрагменты музыкального оформления. Затем детям предлагается дать характеристики каждого персонажа. Далее, учитывая интересы детей, подводим к осмыслению художественного образа через движение, но в начале детям дается возможность фантазировать, импровизировать под музыку, проявляя свое творчество (» Марш деревянных солдатиков», » Новая кукла», «Игра в лошадки» П.И.Чайковского). На следующих занятиях работаем над характерными элементами движений малых театрализованных игр ( «Веселый воробей» муз. Каянова, «Прачки» муз. Ю.Антонова, «Стрелки» муз. Шаинского, «Урок хореографии» муз. Баха и т.д.).
На первом этапе знакомим детей с песенным репертуаром, анализируя каждое произведение. При разучивании песен используем в работе дирижерский жест.
Второй этап.
В работе над музыкально- ритмическими движениями дети разучивают театрализованные игры, передавая в движении художественный образ, общий характер музыки, форму и отдельные средства музыкальной выразительности. В игре дети могут попробовать
себя в разных ролях, что вызывает радостные эмоции и интерес к театральному представлению в челом.
В пении особое внимание уделяется слитному звучанию голосов, чистой интонации и активному отклику на дирижерский жест.
Третий этап.
Дети активно включаются в музыкально- театрализованное представление. Под режиссерские указания участники представления знакомятся со сценическим действием. На этом этапе дети надевают полные костюмы или их элементы, что помогает им лучше понять сценический образ и сделать его более ярким и выразительным.
В пении особое внимание уделяется выразительности исполнения.
Четвертый этап.
Итоговое музыкально- театрализованное представление — совместное выступление детей и взрослых, где дети являются главными, непосредственными участниками.Выступление взрослых в итоговой работе является сюрпризным моментом для детей, что поддерживает их интерес на протяжении всего спектакля, а также являются для детей положительным примером для подражания.
ПАСТУШКА И ТРУБОЧИСТ. ( по сказке Г. Х. Андерсена ).
( Сценарий праздника)
Действующие лица и исполнители:
Пастушка- девочка
Трубочист- мальчик
Старый китаец- взрослый
Черт- взрослый
Массовые сцены: воробьи, прачки, стрелки, дети, гусары и барышни, китаянки- дети
Звучит музыка ( » Рондо» Моцарта). Поочередно появляются трубочист, пастушка, старый китаец, черт и застывают в характерных позах.
Выходит сказочник.
— Видели ли вы когда- нибудь настоящие старинные шкафы, все почерневшие от старости, с деревянными завитушками и резным орнаментом? ( показывает на шкаф ). На таком шкафу красовались фарфоровые фигурки.
( подходит к черту ). На шкафу стоял человечек с козлиной бородой, на лбу у него торчали рожки. Дети всегда называли его козлоногий обер- унтер- генерал- капитан- сержант. Тем не менее он все время косился на прелестную фарфоровую пастушку в соломенной шляпке.
( Подходит к пастушке ). Пастушка была очаровательна!
( Подходит к трубочисту ). Почти совсем рядом с ней стоял трубочист , черный, как уголь, но тоже фарфоровый. Он был чистенький и красивый, ничуть не хуже всякого другого и должен был только изображать трубочиста, — мастер мог бы с одинаковым успехом сделать его и принцем, не все ли равно- трубочист или принц?
Рядом с ними стояла еще одна кукла. Это был старый китаец, который умел кивать головой. Он тоже был фарфоровый и говорил, что приходится дедом маленькой пастушке.
Впрочем, не слишком ли я много болтаю? Пора мне удалиться, а вы сейчас все увидите ( уходит ).
( Звучит » Рондо » Моцарта ). Куклы оживают и исполняют характерные движения.
Китаец ( обращаясь к пастушке )
— Вот твой будущий муж, судя по всему он сделан из красного дерева ( показывает на черта ). Выйдешь за него замуж и тебя будут называть супругой козлоногого обер- унтер- генерал- капитан- сержанта, у него весь шкаф набит серебром, не говоря о том, что припрятано в потайных ящиках.
Пастушка:
— Я не хочу к нему в темный шкаф. Говорят, он держит там взаперти одиннадцать фарфоровых жен!
Китаец:
— Ну значит ты будешь двенадцатой! Сегодня ночью, как только в старом шкафу раздастся треск, вы сыграете свадьбу- это так же верно, как то, что я китаец. ( кивает головой и засыпает ).
Пастушка ( плача ) :
— Трубочист, убежим отсюда куда глаза глядят. Здесь нам нельзя оставаться!
Трубочист:
— Ради тебя я готов на все! Уйдем сейчас же! Уверен, что сумею прокормить тебя своим ремеслом. ( убегают за занавес ).
Черт:
— Они сбежали, сбежали!
Китаец( просыпаясь ) :
— Держи беглецов! ( бегут за ними ).
( За занавесом ). Трубочист:
— За мной, пастушка! Мы поднимемся так высоко, что до нас никто не доберется.
Вот мы и на крыше!
Пастушка:
— Как здесь красиво! Как много домов, разных крыш.
Трубочист:
— Смотри, наступает утро, солнце встает! ( звучит » Утро » муз. Грига )
Пастушка:
— Здравствуй солнце, здравствуй утро!
Трубочист:
— Просыпаются люди, звери и птицы!
Танец » Веселый воробей » муз. Каянова.
Пастушка:
— В домах открываются окна, двери, из них выходят люди и куда- то спешат.
Трубочист:
— У людей много разных забот, они очень странные, ты сейчас сама все увидишь.
» Танец прачек » муз. Ю. Антонова
(раздается бой часов)
Пастушка:
_ Что это, милый трубочист?
Трубочист:
_ Это бьют часы на старой башне.
» Танец минуток» муз. Шаинского.
( Мастеровые: портниха, сапожник, кузнец выполняют характерные движения)
( Звучит вступление к песне Островского » Урок пения»)
Пастушка:
_ Давай заглянем в это окно и посмотрим, что там происходит.
( Открывают занавеску окна, там стоит хор)
» Урок пения» муз. Островского
» Солнышко» муз. Кравченко
» Рассвет» муз.Кравченко
» Чудак» муз. Блага
( Звучит » Шутка» муз. Баха)
Пастушка:
_Какая красивая музыка доносится из_за этой двери! Хочу посмотреть, что там происходит.
» Урок хореографии» муз. Баха.
Пастушка:
— Я поняла, эти люди учились танцевать. Я тоже хочу танцевать!
Трубочист:
_ Давай попробуем!
» Танец пастушки и трубочиста» » Откуда приятный и нежный тот звон» муз. Моцарта.
_ ( Выходят барышни и кавалеры)
Пастушка:
_ Что это за люди в красивой одежде?
Трубочист:
_ Это кавалеры приглашают своих барышень на танец.
Танец » Барышни и кавалеры» » Военный марш»
( Выбегают мальчики, считают: раз- два- три- четыре- пять, мы солдатики опять!)
Пастушка:
-Бежим скорее, мне страшно!
Трубочист:
_Не бойся, это играют дети!
» Игра в солдатиков» » Марш деревянных солдатиков» муз. Чайковского
» Танец с куклами» » Новая кукла» муз. Чайковского
» Игра в лошадки» муз. Чайковского
( Выбегают двое детей, одетых гномами: Веселые гномы любят шутить, снимайте-ка туфли, мы будем шалить!)
Игра » Веселые гномы»
Пастушка ( плача):
_Это для меня слишком! Здесь так шумно! Я не в силах вынести это. Мир слишком велик для меня. Ах, если бы снова очутиться на нашем шкафу. Не успокоюсь, пока не вернусь обратно. Ведь пошла же я за тобой, а теперь и ты мог бы проводить меня домой, если хоть чуточку любишь.
Трубочист:
— Дорогая пастушка, вспомни о козлоногом обер- унтер- генерал- капитан- сержанте, разве ты хочешь стать его женой?
Пастушка:
— Ах, милый мой трубочист, только твоей женой я хочу быть, но прошу тебя, давай вернемся в нашу комнату, на наш родной шкаф.
Трубочист:
— Ну, ладно. Тогда полезай в трубу! ( убегают)
Старый китаец, кивая головой, бегает по сцене:
— Как она могла отказаться от такого богатого жениха!
Черт:
— Да- да- да-, как она могла отказаться от меня, ей бы прекрасно жилось в шкафу за закрытой дверью, где тишина, покой и никакой опасности.
Китаец ( убегая):
— Вернись, отзовись, непокорная девчонка!
( Из-за двери раздается звон бьющегося стекла)
Черт:
— Что такое? ( заглядывает). Ой! Старый китаец разбился! Ужас! Голова откатилась в угол. Что же делать?
( Появляются Пастушка и Трубочист)
Пастушка:
— Ой, какой ужас! Мой старенький дедушка разбился и все из- за нас. Я этого не переживу.
Трубочист:
— Его можно починить и он будет как новенький. Сейчас я его склею.
Пастушка:
— Дедушка снова будет с нами?
Трубочист:
— Конечно. Только вот головой кивать дедушка больше не сможет.
( Выводит склеенного Китайца)
Пастушка:
— А чтобы дедушка не грустил, надо позвать для него маленьких фарфоровых китаянок.
» Китайский танец» к.н.м.
Черт ( обращаясь к Китайцу):
— Должно быть вы слишком возомнили о себе с тех пор, как разбились. Только с чего бы это? Ну так как? Выдадите за меня свою внучку ?
( Все смотрят на неподвижного Китайца)
Пастушка и Трубочист ( робко):
— Он не кивает, не кивает! ( Хлопают в ладоши) Дедушка не согласен ! Оставайтесь на своем месте обер- унтер- генерал- капитан- сержант, и не задавайте глупых вопросов. ( Черт встает на свое место)
Выходит Сказочник:
— Да, да, это трещит старый шкаф. И свадьба состоится, веселая, шумная, т.к. соберутся на праздник все фарфоровые куклы и куколки.
( Звучит » Рондо» муз. Моцарта)
Жили-были знахарка и Верахан-красавица, дочь алдара, затворница башни. Она была необычайно стройная девушка. Молва о ней шла по свету. Алдар ни за кого её не выдавал, хотя сватали её многие. Он держал её в башне, а башня была такая, что никто не смог бы найти её дверей, не разрушив её верха.
Однажды алдар оповестил:
— Я выдам свою дочь только за того, кто сможет разрушить её башню.
А башня была необычайно высокая. Сроку же алдар дал два дня:
— Кто сможет разрушить башню,- сказал он,- тот будет моим зятем. Пусть каждый попробует своё удальство!
Со всех сторон стали стекаться женихи. Нашлись женихи из нартского народа. Явился и сын знахарки. Каждому хотелось разрушить башню алдарской дочери, но как — никто из женихов не мог придумать.
Сын знахарки стал обходить людей, надеясь найти среди них удальца. Зашёл он в один маленький дом и застал там вдову; перед ней в колыбели лежал мальчик.
— Больше у вас никого нет? — спрашивает сын знахарки.
— Кроме этого ребёнка и меня самой, никого другого нет,- отвечает ему вдова.
Тут мальчик в колыбели разорвал свои повязки и обращается к сыну знахарки:
— Я готов выполнить твои пожелания!
(А этого мальчика указала сыну своему его мать, знахарка: «Вот там народился такой молодец, проведай его!») Сын знахарки обрадовался и сказал мальчику:
— Да даст тебе бог годы жизни! Ты тот, кто мне нужен, ты пригодишься мне.
Мальчик заставил себя одеть и сказал;
— Я отправлюсь из дому!
Сын знахарки взял его с собой, и они предстали перед собравшимися. А в пути сын знахарки договорился с мальчиком:
— Мы сделаем так: я заряжу тобой пушку и выстрелю тобой в верх башни. Может быть, ты сумеешь разрушить его. Иного средства нет.
— Ладно! — сказал мальчик.- Это хорошо придумано! Я согласен; если я попаду на верх башни и удержусь там, то примусь разрушать её своими пятками; но если я слечу — все может быть,- то ты будь проворен и не дай мне коснуться земли, иначе это будет моя смерть.
И ещё добавил:
— Когда ты меня понесёшь, не опускай меня на землю до тех пор, пока не перенесёшь через семь рек.
Зарядили мальчиком пушку и выстрелили им в верх башни. Мальчик попал туда, стал ударять пяткой своей то с одной стороны, то с другой и таким образом разрушать башню. А сын знахарки наблюдает за ним снизу, следит, как бы он не слетел оттуда. Тут башня стала дрожать, и мальчик упал с неё. Сын знахарки подставил свой подол, поймал мальчика и стал переносить его через реки. Когда он перенёс его через вторую реку, Сирдон, злокозненный человек, узнал, что если мальчика положат на землю, то он умрёт и девушка не достанется сыну знахарки.
И Сирдон решил обмануть его. Чтобы сын знахарки не признал его, Сирдон переоделся и принял другой вид.
Сын знахарки уже перенёс мальчика через вторую реку и через третью. Тут Сирдон опередил его и говорит:
— Добрый человек, куда ты его ещё несёшь? Ведь он уже умер, а башню уже разрушили, и девушка мимо тебя уходит в чужие руки.
Но сын знахарки не поверил ему и понёс мальчика дальше. Он перенёс его ещё через одну реку — через четвёртую. Держит свой путь, несёт дальше упавшего с башни мальчика.
Тем временем Сирдон опять принял другой вид и вновь опередил сына знахарки:
— Бросай мертвеца! — говорит он ему.- Ты прозеваешь девушку!
Сына знахарки взяло сомнение: может быть, это правда. Но всё-таки он не бросил мальчика.
Когда сын знахарки переносил мальчика через шестую реку, Сирдон, приняв другой вид, опять опередил его и говорит:
— Какой ты безумец, добрый человек! Ты всё несёшь мертвеца! Девушка, очевидно, достанется кому-нибудь из нартского народа, а ты останешься ни с чем!
На этот раз сын знахарки поверил Сирдону и сказал сам себе:
— Действительно, если дело дошло до этого, то куда я несу этого мертвеца? И ещё девушки я лишаюсь!
Он положил покойника на землю и повернул обратно к башне.
А она стоит такой же, как он её оставил, ничего с ней не произошло.
Тогда сын знахарки догадался:
— Все это козни Сирдона! А я и мальчика погубил, и не добился ничего!
Вернулся он обратно, стал над покойником и думает: «Что ещё предпринять? Отнести его к матери его? Но что я ей скажу?».
Вдруг он вспомнил:
— Ведь у нас есть войлочная плеть, дай-ка я её испробую! Вернулся он и рассказал своей матери, как было дело.
— Я вернулся за войлочной плетью,- говорит он матери.- Сможет ли она помочь чем-нибудь мальчику или нет?
Мать говорит ему:
— Надо попробовать, возьми её с собой!
Сын знахарки захватил с собой войлочную плеть и поспешил в обратный путь к месту, где он оставил покойника. Он прибыл туда, ударил несколько раз покойника войлочной плетью и сказал:
— Пусть бог превратит тебя в то, кем ты был до этого! Мальчик приподнялся и сказал:
— Оф, оф, как я долго спал!
Сын знахарки рассказал ему, как всё было, что с ним произошло. Мальчик говорит сыну знахарки:
— Раз так, то перенеси меня ещё через две реки, иначе дело моё будет плохо.
Сын знахарки взял мальчика и перенёс его ещё через две реки.
А Сирдон тем временем рассказывает нартам:
— Я заставил его положить мальчика на землю, и теперь, если угодно будет богу, девушка достанется нам.
Нарты радовались этому и веселились.
Тут явился сын знахарки с мальчиком и спрашивает нартов:
— Что вас веселит, нарты? Чему вы радуетесь?
— Что нас веселит? — отвечают нарты.- Вот теперь Верахан достанется нам!
— Ну что ж, хорошо,- говорит сын знахарки.- Испытаем, кто из нас мужественней.
Наступил вечер. Алдар опять оповещает народ:
— Кто ещё хочет испытать своё счастье, пусть явится и завтра, и послезавтра.
Сын знахарки повёл мальчика не туда, где он родился, а к себе домой. Матери же его он сообщил, чтобы она не беспокоилась, мальчик её сегодня ночью будет ночевать у него. Оставил вдове еду, чтобы она могла поужинать, и вернулся домой.
Накормив мальчика, он стал его наставлять:
— Надо подумать о том, что мы должны сделать завтра. Мы зарядим тебя опять в пушку и выстрелим так, чтобы ты попал на верх башни.
На второй день, когда люди опять собрались у башни, сын знахарки привёл мальчика туда и сказал ему:
— Не пожалей сил своих! Если мы и на этот раз ничего не добьёмся, то дальше будет труднее.
— Не сомневайся во мне,- ответил тот.- Сделай так, чтобы я попал на верх башни, и тогда будет то, что угодно богу.
Собравшиеся во множестве люди следили за сыном знахарки и мальчиком; нарты боялись, что девушка достанется им.
Сын знахарки зарядил мальчиком пушку и выстрелил. Мальчик очутился на башне и принялся разбрасывать её во все стороны. Люди дивились ему, дивился и сам алдар.
Он разрушил башню, как нужно было, как было условлено. Алдар встал, взял свою дочь за руку, вывел её и сказал:
— Сегодня я узнал своего зятя. А сын знахарки говорит:
— Её нельзя выдать за мальчика; ведь всё сделано благодаря мне!
— Я никого не признаю, кроме этого мальчика! — отвечает алдар.- Зять мой — тот, кто разрушил башню! Собирайтесь в такой-то день, чтобы я познакомился с моим зятем!
Наступил назначенный день. Алдар приготовил много косартов, накрыл столы, и люди сели пировать. Сын знахарки тоже сидел за столом, а мальчика он с собой не привёл.
Алдар вручил дочери бокал и говорит:
— Дочь моя сама знает своего суженого. Кому она вручит бокал, тот и будет её мужем.
Дочь алдара вышла с бокалом, обошла, оглядела всех, но бокала никому не вручила, повернула обратно и печальная ушла в свою комнату. На сына знахарки, который сидел тут же за столом, она не обратила внимания, даже не взглянула на него.
Алдар дал приказ:
— Соберите завтра всех, взрослых и невзрослых, достойных и недостойных,- всех без различия!
Опять накрыл он столы. Собрали всех людей — кого только можно. А мальчик оделся в одежду нищего и в таком виде явился на пир; тряпкой он завязал кольцо на пальце, сказав, что порезал руку.
Люди сели за столы. Девушка вынесла ковш пива — почётный бокал — и стала обходить столы, пристально рассматривая людей. Но взгляд её ни на ком не останавливался.
Мальчик же сидел у края с бедняками. Девушка направилась и туда. Мальчик развязал край повязки так, чтобы кольцо было заметно. Верахан заметила кольцо и ковш пива поднесла мальчику.
Люди очень удивились:
— Надо же, кому алдарская дочь преподнесла бокал! Алдар сказал:
— Лучше бы моя дочь умерла, чем выйти за такого! Когда народ разошёлся, юноша сказал алдару:
— Назначаю срок до завтрашней ночи, чтобы показать себя вам. Будет и положенный по этому случаю подарок.
Алдар подумал про себя: «Лучше бы мне не видеть его подарка!»
И он подготовился к приходу юноши кое-как.
Сын же бедной вдовы был златокудрый юноша. Он явился в дом тестя с пятью товарищами. Товарищи вошли в дом, радостно встретили жениха и сообщили алдару:
— Выйди-ка к нашему зятю! Узнай-ка нашего зятя! Алдар вышел и, увидев его, сказал:
— О боже, благодарю тебя! Я не предполагал, что он таков! Я осрамился перед всеми людьми. Надо готовить яства и напитки!
Он накрыл столы избранными яствами и напитками. А юноша-жених говорит им:
— В доме моём нет никого, кроме моей матери-старухи. Я сам решаю вопрос о свадьбе. Я явлюсь за своей невестой через десять дней.
Алдар не возразил, сказал только: — Ладно, приготовим её к этому дню!
Разве мало было добра у алдара! Он снабдил свою дочь всем, что было нужно, а так как других детей у него не было, он записал за ней половину своего состояния, пока он жив. Кроме того, написал бумагу, по которой после его смерти всё его состояние переходило к дочери.
Прошло десять дней, и сын бедной вдовы явился за невестой со своими товарищами. Алдар принял их очень хорошо, они гостили у него целую неделю, а потом он отправил их с честью.
Сын вернулся к матери богатым. И стали они жить счастливо.
А по истечении какого-то времени алдар умер. Вдова с сыном и невесткой перешли жить в усадьбу алдара и живут там до сегодняшнего дня.
И вы до их возвращения живите в добром здоровьи!
Автор На чтение 12 мин. Просмотров 1 Опубликовано
Списки кратких содержаний по другим классам.
5 класс6 класс7 класс8 класс9-11 классы
Начальная школа – это тот отрезок обучения, когда дети только учатся читать.
Поэтому и книжки им задают для чтения небольшого объёма, больше со сказками и разными интересными историями.
Младшие школьники должны заполнять свои читательские дневники точно так же, как и старшие ученики.
Но иногда после прочтения книжки из памяти улетучивается всё самое важное.
Поэтому в читательский дневник дети записывают основные мысли, чтобы можно было быстро восстановить в памяти то, о чём они прочитали.
Эта страничка создана специально для таких учеников, которым необходимо освежить свои знания по чтению.
Здесь составлен список литературы, которую изучают в начальной школе
Ангел
Когда умирает хороший ребенок, к нему прилетает ангел и, взяв ребенка, они облетают все те места, где любил бывать малыш. Находясь в пути, они собирают понравившиеся цветы в букет, а те, оказавшись в небе, цветут еще лучше Читать далее
Бузинная матушка
Матушка решила напоить своего больного сына чаем, с бузиной. К ним пришел пожилой мужчина. Старичок постоянно рассказывал сказки. Читать далее
Волшебный холм
Ящеры говорят о том, что на волшебный холм в скором времени прибудут знатные гости. Дальше, когда раскрывается холм, из него появляется одна древняя фея покровительница леса, на лбу у нее было янтарное сердце Читать далее
Гадкий утенок
Наступили летние солнечные деньки. Белые яйца высиживала молодая утка, в глухих зарослях лопуха. Она выбрала тихое и спокойное место.К ней редко кто приходил, всем больше нравилось отдыхать на воде: плавать и нырять. Читать далее
Девочка со спичками
Маленькая девочка пробиралась по темным улицам. Стоял мороз. И был это самый канун Нового года. Девочка шла босиком и с непокрытой головой. Туфли, в которых она выходила из дома, были ей очень велики – они принадлежали ее матери. Читать далее
Девочка, наступившая на хлеб
Дурные наклонности в Инге, дочери крестьян, проявились рано. Будучи ребенком, она мучила насекомых и находила в этом удовольствие. Время шло, но девочка по-прежнему оставалась грубой и неласковой Читать далее
Дикие лебеди
Сказка Г. Х. Андерсена – «Дикие лебеди» повествует об изумительно чистой и самоотверженной любви. Главные события происходят в жизни королевской семьи среди законных детей короля и их новой «матерью» Читать далее
Дочь болотного царя
Удивительную историю рассказал аист своей аистихе: на болото прилетела египетская принцесса в образе лебедя, но сопровождающие ее вероломные подруги бросили ее на болоте разбросав перья Читать далее
Дюймовочка
Сказка о судьбе маленькой девочки. О том, какие на её долю выпали испытания. Малышка была похищена зелёной жабой Читать далее
Ёлка
В лесу росла маленькая хорошенькая ёлочка, над ней пели птицы, ярко светило солнышко, вокруг росли большие деревья. Но ёлочка была недовольна, что она такая маленькая, и даже зайцы перепрыгивают через неё Читать далее
Истинная правда
Произведение по жанровой направленности представляет собой авторскую литературную сказку, основной темой которой является негативного явления в человеческой жизни в виде нелепого распространения слухов, описанного на примере образов животного мира. Читать далее
Калоши счастья
Две феи поспорили. Одна утверждала, что калоши дадут возможность человеку почувствовать себя полным счастья. А вторая отметила противоположную точку зрения. Затем первая волшебница поставила их на входе, с целью, что их кто – то оденет. Читать далее
Новое платье короля
Жил был на свете один король. Любил он разные наряды. Все свое время проводил он в гардеробе. На каждый день, на каждый час у него был разный наряд. Лучшие ткани, лучшие платья, мантии принадлежали этому королю. Читать далее
Огниво
Солдат возвращается после многолетней службы домой. Идет весело, в кармане ни гроша. Уродливая ведьма, оказавшаяся на пути, предлагает ему сделку. Читать далее
Оле Лукойе
Оле-Лукойе – это волшебник. Он носит кафтан. Волшебник любит рассказывать сказки детям. Сказочник приходит к ним перед сном и рассказывает одну сказку за один раз. Читать далее
Пастушка и трубочист
В гостиной стоял старинный шкаф, украшенный резьбой. В центре шкафа была вырезана фигурка потешного человечка. У него была длинная бородка, на лбу торчали маленькие рожки, а ножки были козлиные. Читать далее
Принцесса на горошине
В одном королевстве жил принц, который задумал в жёны подлинную принцессу. Объехав весь мир, он вернулся домой, но желаемого не нашёл. Среди огромного количества невест, не было той, с кем бы он связал свою судьбу, проявлялись какие – то недостатки. Читать далее
Пятеро из одного стручка
В стручке жило пять зеленых горошинок и они думали, что весь мир такой самый зеленый как они. Время проходило, стручок рос вместе с горошинами. Они хотели узнать, что же ждет каждую из них. Со временем они начали желтеть Читать далее
Ромашка
Возле дачного участка в зеленой траве росла ромашка. С каждым днем она была все больше и больше, и наконец она расцвела. Не волновало ее, что она была посредственным и незаметным цветком, наоборот, она довольная тянулась к солнцу. Читать далее
Русалочка
В самом глубоком месте моря стоял дворец морского царя. Царь давно овдовел, и шесть внучек-принцесс воспитывала старуха-мать. Целыми днями они играли во дворце и саду. В отличие от остальных принцесс самая младшая была тиха и задумчива. Читать далее
Самое невероятное
Человек, который представит нечто самое невероятное возьмет в жены принцессу, а в приданное – пол королевства. Тут же появилось множество желающих – разных возрастов и сословий, но никто не мог придумать ничего толкового Читать далее
Свинопас
В маленьком царстве жил небогатый принц, кроме прекрасных внешних данных и призвания не было у него ничего. Решил принц найти себе жену, нашёл она в соседнем королевстве красивую принцессу. Читать далее
Снеговик
Мальчики во время прогулки слепили снеговика, который с наступлением вечера ожил. Он не мог сдвинуться с места и, как маленький ребёнок, не понимал, что его окружает. Читать далее
Снежная королева
Кай и Герда крепко подружились. Но, в их безоблачный мир пробралась Снежная королева, которая похитила мальчика и оставила жить в царстве холода и льда. Кай заколдован Читать далее
Соловей
История произошла в китайском дворце, который находился в чудном месте прекрасного сада и различными удивительными цветами. За садом простирался лес. И рядом с морским берегом жил соловей Читать далее
Стойкий оловянный солдатик
Г.Х Андерсен автор сказок известных всему миру. Его сказки читают как дети, так и взрослые, в них заложен глубокий смысл. Одно из его творений это Стойкий оловянный солдатик Читать далее
Тень
Эта известная сказка Андерсена популярна и в России, особенно благодаря прекрасному. Сама история несколько отличается от сценария. Итак, в жаркую страну прибывает ученый. Он работает, но ему очень тяжело из-за климата Читать далее
Чайник
Существовал на свете чайник. Он был очень важен и высокомерен. Самоуверенно гордился своей красотой, брезгливо поглядывая на обычную посуду. Сделан был чайник из фарфора, у него был великолепный носик и потрясающе загнутая ручка Читать далее
Штопальная игла
Одна штопальная игла была очень высоко мнения о себе. Однажды, когда её Андерсен — Штопальная иглаиспользовали при починке кухаркиной туфли, она сломалась. Хозяйка, накапав на сломанный конец немного сургуча, превратила её в брошь. 2 класс Читать далее
Об авторе
Творчество Ганса Христиана Андерсена очень разнообразно. Он писал романы, стихи, прозу, пьесы, однако большую часть его наследия составляют сказки.
Начался творческий путь писателя, как сказочника, с обработки сказок, услышанных им в детстве. Одним из первых сборников является «Сказки, рассказанные детям», датированный 1835 годом. В этом сборнике были переосмыслены народные мотивы. В сборник вошли такие произведения, как «Огниво», «Свинопас» и «Дикие лебеди». В 1852 году выходит сборник «Истории, рассказанные детям», где автор переосмысливает историю и современную действительность.
Второй этап творчества писателя характеризуется наличием философских размышлений. Например, в сказке «Соловей » развивается мысль о настоящих и мнимых ценностях человечества. Сказка «Снежная королева» дополняет вопрос преданности, рассмотренный ранее в «Диких лебедях». Автор показал силу духа земных девочек. Ими являлись Герда (персонаж из сказки «Снежная королева») и Эльза (из сказки «Дикие лебеди»).
Творческий подъем у писателя начался в конце 30-х и 40-е годы 19 столетия. В этот период были написаны «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок», «Девочка со спичками» и др.
В 40-50-е года автор отходит от написания сказок с волшебством и работает над произведениями, описывающими обычную жизнь людей, с наличием тревог, радостей и бед. Например, такой работой является «Девочка со спичками», в которой люди, проходившие мимо замерзающей девочки, восприняли ее за груду нечистых тряпок.
Также, в творчестве писателя присутствуют элементы религии, так как автор был верующим человеком. В некоторых сказках автором упоминается Иисус Христос, однако тогда, в советское время, подобные произведения с элементами религиозности, сокращались. Например, была изменена сказка «Снежная королева». Так, в оригинальной сказке, Герда для успокоения снежной вьюги, читала молитву «Отче наш».
Ознакомившись с творчеством Г.Х. Андерсена можно сказать, что в его сказках практически отсутствует насилие и жестокие сцены (обратным являются только сказка о дюймовочке, которую похищают и сказка «Огниво», в которой предполагалась казнь солдата). Его произведения характеризуются мудростью и добротой.
«Баба-яга»»Баба-Яга и Жихарь»»Баба Яга и Заморышек»»Баба Яга и ягоды»»Бабка и медведь»»Бабушка, внучка да курочка»»Барин-кузнец»»Безногий и слепой богатыри»»Белая уточка»»Белые перышки»»Бычок, смоляной бочок»»Бычок серный бочок, белые копытца»Былины«Алеша Попович и Тугарин Змеевич»»Бой Добрыни с Дунаем»»Булат Еремеевич»»Вавила и скоморохи»»Вольга Всеславьевич»»Вольга и Микула Селянинович»»Иван-гостиный сын»»Илья Муромец и Идолище Поганое»»Илья Муромец и Калин царь»»Илья Муромец и Святогор»»Илья Муромец и Соловей-разбойник»»На заставе Богатырской»»О князе Романе и двух королевичах»»Первый бой Ильи Муромца»»Ставр Годинович и Василиса Микулишна»»Садко»»Святогор-богатырь»»Святогор и тяга земная»»Смерть Святогора»»Соловей Будимирович»»Старик Данило и молодой Михайло»»Три поездки Ильи Муромца»»Ванюшка и царевна»»Василиса Прекрасная»»Ведьма и Солнцева сестра»»Вещий сон»»Волк и лиса»»Волк и семеро козлят»»Волшебная дудочка»»Ворона и рак»»Глупый жених»»Глупый мужик»»Горе»»Горшеня»»Гуси-лебеди»»Два вора»»Два Ивана»»Два Ивана солдатских сына»»Два мороза»»Две сестры»»Деревянный орел»»Дети деда Мороза»»Диво дивное, чудо чудное»»Доброе слово»»Добрыня и Алеша»»Добрыня Никитич и Змей Горыныч»»Дочь и падчерица»»Дочь-семилетка»»Дрозд Еремеевич»»Дурак и береза»»Елена Премудрая»»Жена доказчица»»Жихарка»»Журавль и цапля»»Заколдованная королевна»»За лапоток курочку, за курочку гусочку»»Заюшкина избушка»»Звери в яме»»Зимовье зверей»»Золотой петушок»»Иван Быкович»»Иван — коровий сын»»Иван -крестьянский сын и чудо-юдо»»Иван Царевич и Белый Полянин»»Иван Царевич и серый волк»»Иванушка дурачок»»Исцеление Ильи Муромца»»Как баран и свинья торговать ходили»»Как Иван-дурак дверь стерег»»Как Илья из Мурома богатырем стал»»Как собака друга искала»»Как старик домовничал»»Каша из топора»»Клад»»Коза-дереза»»Колобок»»Кому горшок мыть»»Кот, Петух и Лиса»»Кот и Лиса»»Кощей Бессмертный» «Крошечка-Хаврошечка»»Кузьма Скоробогатый»»Летучий корабль»»Лиса и дятел»»Лиса и Журавль»»Лиса и заяц»»Лиса и козел»»Лиса и Котофей Иванович»»Лиса и Рак»»Лиса и Тетерев»»Лисичка-сестричка и волк»»Лисичка со скалочкой»»Лихо одноглазое»»Мальчик с пальчик»»Марья Моревна»»Маша и медведь»»Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня богатыри»»Медное, серебряное и золотое царства»»Мороз и заяц»»Морозко»»Мороз, солнце и ветер»»Морской царь и Василиса Премудрая»»Мужик и медведь (Вершки и корешки)»»Мужик и царь»»Напуганные медведь и волки»»Находчивый солдат»»Ненаглядная красота»»Окаменелое царство»»Пастушья дудочка»»Петр и Петруша»»Петушок Золотой гребешок и жерновцы»»Петушок и бобовое зернышко»»Подземные царства»»Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»»Покатигорошек»»По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре»»Полкан и медведь»»По щучьему веленью»»Правда и кривда»»Про Иванушку-дурочка»»Про ленивую и радивую»»Про одного солдата»»Пузырь, Соломинка и Лапоть»»Пых»»Притча о сеятеле»Притча «Царь и кузнец»Притча «Шрамы на сердце»»Репка»»Рукавичка»»Самое дорогое»»Семь Симеонов»»Сердитая барыня»»Серебряное блюдечко и наливное яблочко»»Сестрица Аленушка и братец Иванушка»»Сивка-бурка»»Сказка о молодильных яблоках и живой воде»»Скорый гонец»»Снегурочка»»Снегурушка и лиса»»Солдат и сало»»Солдатская шинель»»Солдат и смерть»»Солдат и черт»»Солнце, Месяц и Ворон Воронович»»Терешечка»»Три медведя»»Умная внучка»»Умный работник»»У страха глаза велики»»Финист — ясный сокол»»Хитрая наука»»Хрустальная гора»»Царевич Нехитер-Немудер»»Царевна-Лягушка»»Царевна Несмеяна»»Чего на свете не бывает»»Что дальше слышно»»Чудесная рубашка»»Чудесные лапоточки»»Чудесный ящик»»Шемякин суд»Используемые источники:
- http://www.ru-skazki.ru/description-tales.html
- https://logoprav.ru/literatura/nachalo-dnevnik
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/andersen
- http://santyaguarundito.blogspot.com/p/blog-page_41.html
Конспект внеурочного занятия по продвижению книги и чтения «Живые страницы»
Пояснительная записка.
Актуальность:
Безусловно, детям 21 века, читают очень мало, а как известно, что все маленькие дети любят сказки. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребёнка. С самых ранних лет мы знакомим ребёнка с различными сказками, в первую очередь мы их знакомим с русскими народными сказками. Следом за народными сказками, мы их начинаем знакомить с авторскими сказами русских и зарубежных писателей. Дети становятся старше, а интерес к сказкам не уменьшается.
Я считаю, что знакомство детей, с творчеством Г. Х. Андерсена необходимо для них, так как его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно высшая международная премия, за лучшую детскую книгу, носит его имя — это «Золотая медаль Ганса — Христиана Андерсена», которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.
Именно поэтому я решила остановить свой выбор на его творчестве. Ведь сказки Андерсена не только яркие, волшебные, интересные, но и очень глубокие. Они учат детей добру, милосердию, состраданию, не теряться перед трудностями, знать истинную цену вещей.
1. Целевая аудитория воспитательного мероприятия:
обучающиеся начальных классов, 8-10 лет.
2. Цель, задачи и планируемые результаты внеурочного занятия:
Цель: Сформировать у учащихся знания о писателях-сказочниках; развивать логическое мышление, быстроту реакции, зрительное и слуховое внимание, память и речь учащихся, навыки осмысленного чтения, любовь к чтению; популяризировать детскую литературу среди учащихся.
Задачи:
-
развитие важнейших нравственных качеств, чувств, уважение к старшим, труду, обществу; скромность, честность, добросовестность;
-
выработка эталонов поведения;
-
формирование волевых качеств: целеустремленности, смелости, решительности, упорства, воли к победе;
-
формирование чувства гуманности, выражающихся осознанным сопереживанием, отношением к человеку, как к основной ценности;
-
развитие интереса к художественной книге.
3. Оборудование: видеопроектор, презентация, выставка книг «Волшебрая страна Г. – Х. Андерсена»
4. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора:
Форма проведения: литературная гостиная. Литературная гостиная – это гибкая форма организованного общения. Привлекательность её состоит в том, что она достаточна мобильна. Её можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя различные формы и атрибуты.
5. Место проведения: библиотека или учебный класс.
6. Описание этапа подготовки и проведения мероприятия:
Предварительная знакомство со сказками Г.-Х. Андерсена на уроках чтения. Предварительная беседа и рассказ о жизни и творчестве сказочника, разговор с детьми (Какие сказки Андерсена вам запомнились и почему? Кого из своих героев любит сказочник и почему? Кому сочувствует? Чем восхищается? С кем из героев сказок вы бы хотели подружиться и почему?).
7. Планируемые результаты:
— наличие мотивации к творческому труду, бережное отношение к материальным и духовным ценностям
— умение высказывать свою точку зрения по поводу прочитанной сказки; выражать отношение к поступкам персонажей.
— учиться переносить смысл сказки на конкретную жизненную ситуацию, связанную с поведением людей.
— обсуждать прочитанное в паре, группе, проявляя умения слушать отвечающего, задавать вопросы, сопереживать, оказывать помощь собеседникам.
— формировать действия контроля и оценки.
Путешествие-игра
«По сказкам Г.-Х. Андерсена»
Дети заранее разбиваются на две команды, выбирают названия команд (например, «Оле-Лукойе» и «Дюймовочка»), капитанов.
Конкурс «Сказка начинается… А как называется?»
Вопросы команде «Оле-Лукойе»
-
«Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Было у него одиннадцать сыновей и одна дочь». (Дикие лебеди)
-
«Шел солдат по дороге. Раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку. Он шел домой с войны. На дороге встретилась ему ведьма». («Огниво»)
Вопросы команде «Дюймовочка»
-
«Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот, жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол. Раз был он в особенно хорошем расположении духа: смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а все дурное так и выпирало, делалось еще гаже». («Снежная королева»)
-
«Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя принцессу. Но только настоящую…». («Принцесса на горошине»)
Подведение итогов конкурса. (В этом и последующих конкурсах команды за каждый правильный ответ получают по одному баллу.)
Конкурс «Угадай героя сказки!»
Вопросы команде «Оле-Лукойе»
-
Он испачкал себе лицо черной и бурой краской, нахлобучил шапку и постучался в императорский дворец. «Здравствуй, император! – сказал он. – Не найдется ли у вас при дворе какой-нибудь должности для меня?» (Принц из сказки «Свинопас»)
-
Он добыл счастье с помощью собак. (Солдат из сказки «Огниво»)
-
Они требовали для своей работы тончайшего шелку и чистого золота. Все это они прятали в свои карманы и продолжали сидеть за пустыми станками… (Обманщики из сказки «Новый наряд короля»)
-
Кто носил богатую бархатную очень красивую шубу? Он был такой важный, толстый, ученый… (Крот из сказки «Дюймовочка»)
-
Он пошел в самую большую гостиницу, нанял себе самые лучшие комнаты и приказал подать свои любимые кушанья – ведь он теперь был богачом. (Солдат из сказки «Огниво»)
-
Он важно шел во главе процессии под роскошным балдахином, а люди говорили: «Ах, наряд короля бесподобен! А шлейф-то какой красивый! А камзол-то как чудно сидит!». Кто этот нарядный герой? (Голый король из сказки «Новый наряд короля»)
Вопросы команде «Дюймовочка»
-
Немая лесная красавица стала королевской невестой и спасла своих братьев. (Элиза из сказки «Дикие лебеди»)
-
Она не могла заснуть на 20 тюфяках и 20 перинах, так как под ними лежала горошина (Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»)
-
На ней была юбочка из тонкого битиста, на плечах – голубой шарф, а на груди – блестящая брошка. Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки… (Танцовщица, хозяйка игрушечного дворца, из сказки «Стойкий оловянный солдатик»)
-
Она была так прелестна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было ни тепла, ни красоты. (Снежная Королева из одноименной сказки)
-
Она расцарапала себе грудь; в котел закапала черная кровь, и скоро стали подниматься клубы пара, принимавшие причудливые формы, что просто страх брал. (Морская ведьма из сказки «Русалочка»)
-
Тарелка с водой была для нее целым озером, и она плавала по этому озеру на лепестке тюльпана, как на лодочке. Вместо весел у нее были два конских волоса. (Дюймовочка из одноименной сказки)
Подведение итогов конкурса.
Конкурс «Кто и кому говорит?»
Вопросы команде «Оле-Лукойе»
-
«Пустяки! Только не капризничай! А то я укушу тебя – видишь, какие у меня острые зубы?» (Мышь – Дюймовочке)
-
«Лежи же смирно, не то я пырну тебя ножом!» (Разбойница – Герде)
-
«Умеешь ли ты выгибать спинку? Мурлыкать и испускать искры? Нет? Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди!» (Кот – Гадкому утенку)
-
«Ишь какая славненькая, жирненькая! Жирненькая, что твой барашек! Ну-ка, какова на вкус будет?» Кто и про кого так говорил? (Старуха-разбойница – Герде)
Вопросы команде «Дюймовочка»
-
«Ты должна заплатить мне за помощь. И я недешево возьму. У тебя чудный голосок, и им ты думаешь обворожить принца, но ты должна отдать этот голос мне» (Ведьма – Русалочке)
-
«Паспорт есть? Давай паспорт!» (Крыса – Оловянному солдатику)
-
«У нее только две ножки! Жалко смотреть! У нее нет усиков! Какая у нее тонкая талия. Фи! Она совсем как человек! Как некрасиво!» Про кого так судачат жучки-барышни? (Про Дюймовочку)
-
Они прыгали и хлопали в ладоши: «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого сегодня каша и свиные котлеты. Как интересно!» Кто так радуется? (Фрейлины из сказки «Свинопас»)
Подведение итогов конкурса
Конкурс «Из какой сказки эти вещи?»
Задание. Определить, в какую сказку нужно отдать вещи, которые находятся в рюкзаке Кая и корзинке Герды.
(Отвечает команда, капитан которой первый поднимет руку.)
Вещи в рюкзаке Кая:
-
Большой нож… Им можно вспороть брюхо большущей рыбы… («Стойкий оловянный солдатик»)
-
Вещь, которую охраняли три волшебные собаки под старым деревом. («Огниво»)
-
Большие ножницы и игла без нитки – да и зачем нитка, если шить-то нечего! Обманули портные короля… («Новый наряд короля»)
-
Чудесный музыкальный горшочек, увешанный бубенцами. («Свинопас»)
-
Веревка – ею нужно обвязываться, чтобы спуститься в дупло. («Огниво»)
-
Бумажный кораблик. («Стойкий оловянный солдатик»)
-
Хорошенькая фарфоровая пастушка. («Пастух и трубочист»)
-
Длинный острый нож, его кто-то клал себе под подушку («Снежная королева»)
Вещи в корзинке Герды:
-
Чашка с речным песком – ее получили дети вместо пирожных. («Дикие лебеди»)
-
Скорлупка ореха, которая служила колыбельной для маленькой девочки. («Дюймовочка»)
-
Маленький красивый мешочек с греневой крупой, но как жаль: он с дыркой – крупа сыплется… («Огниво»)
-
Синий клетчатый передник, на него нужно посадить собаку. («Огниво»)
-
Зеленый листочек с дырочкой – вместо игрушки – сквозь дырочку смотрела девочка на солнце… («Дикие лебеди»)
-
Шелковая ленточка, за которую привязывали певчую птичку. («Соловей»)
-
Книжка с картинками, за которую было отдано полкоролевства. («Дикие лебеди»)
-
Бусы из ракушек и морской цветок. («Русалочка»)
Подведение итогов конкурса.
Конкурс «Гонка за лидером»
В течении минуты команды (по очереди) должны дать правильные ответы на как можно большее количество вопросов.
Вопросы команде «Оле-Лукойе»
-
Кто посмел сказать королю, что он голый? (Ребенок)
-
Что выросло из зернышка, которое посадили в цветочный горшочек? (Цветок, на котором сидела Дюймовочка)
-
В какой сказке цветы устраивали балы и танцевали? («Цветы маленькой Иды»)
-
На чем плавала Дюймовочка по таралке с водой? (На лепестке тюльпана)
-
Какое слово складывал Кай из льдинок? (Вечность)
-
Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих братьев? (У него была одна нога)
-
Какой птице помогала Дюймовочка, а та потом помогла ей? (Ласточка)
-
Какие подарки послал бедный принц для привередливой принцессы? (Розу и соловья)
-
Как звали сестру одиннадцати братьев? (Элиза)
-
Сказка, название которой начинается и заканчивается на одну и ту же согласную букву. («Свинопас»)
-
Кому и за что пожаловал император свою золотую туфлю на шею? (Соловью за чудесное пение)
-
Кто охранял сундуки с медью, серебром и золотом? (Собаки)
-
Какое имя дал король эльфов Дюймовочке? (Майя)
-
В какую страну увезла Снежная королева Кая? (В Лапландию)
-
Кому было присвоено особое звание: «Первый певец императорского ночного столика с левой стороны»? (Искусственному соловью)
Вопросы команде «Дюймовочка»
-
Кто помог спастись Дюймовочке от крота? (Ласточка)
-
Что помогло определить в вымокшей незнакомке принцессу? (Горошина)
-
В какой сказке розы не только умели расказывать сказку, но и помогли главной героине вспомнить, куда она шла? («Снежная королева»)
-
Чем натерла злая королева Элизу так, что она стала совсем коричневой? (Соком грецкого ореха)
-
Какой сказочник носил с собой два зонтика? (Оле-Лукойе)
-
Чем занималась Дюймовочка в доме у мыши? (Убирала комнаты и рассказывала сказки)
-
Кому принадлежали новые красные бамачки – прелесные башмачки, которые хозяйка решила подарить реке? (Герде)
-
Птица, в которую превратился гадкий утенок? (Лебедь)
-
Как звали друга Герды? (Кай)
-
А эта сказка начинается и заканчивается одной и той же гласной буквой. (Огниво)
-
Кто был сыном стаой оловянной ложки? (Оловянный солдатик)
-
Кто так говорил: «Ко-акс, ко-акс, брехке-ке-кекс!»? (Сын жабы)
-
Героиня какой сказки превращается в морскую пену? («Русалочка»)
-
В какую страну прилетел купеческий сын в сундуке? (В сундуке)
-
Чем наградил король обманщиков? (Рыцарским крестом в петлицу и пожаловал им звание придворных ткачей)
Подведение итогов конкурса. Награжение победителей и участников.
Список используемых источников
-
Андерсен Г.-Х. Сказки.
-
https://nukadeti.ru/skazki/gans_khristian_andersen
-
https://сказки-андерсена.рф
-
https://videouroki.net/blog/khans-kristian-andersen.html
Заключение
Подводя итоги, хочется отметить следующее, что данная игра помогла детям лучше узнать сказки Ганса Христиана Андерсена. Дети с большим удовольствием знакомились со сказками, изучали их и воплощали в творчестве.
-
Мероприятие показало, что дети стали настоящими знатоками сказок Андерсена.
-
Повысился интерес к чтению вообще и к сказкам в частности. Ребята просили читать сказки других авторов.
-
Надо сказать, что и отношения между детьми стали мягче и добрее.
Объясняя свои поступки, они вспоминают героев Андерсена и хотят (или не хотят) быть на них похожими. Так из сказки «Стойкий оловянный солдатик», дети узнали о преданности, верности, любви, храбрости и благородстве. Он не испугался ни наглой крысы, требующей с него пошлины, ни зубастой, грязной рыбы, ни страшного путешествия в ее животе. Больше того: он с той же непоколебимой твердостью погибнет со своей любимой – бумажной балериной — в огнедышащей пасти пылающей печи. Оловянный солдатик погибнет, но не изменит своему долгу, ибо стойкость – главное качество его натуры. Детям стало понятно, что герои сказок «Дюймовочка», «Снежная Королева» обычно добиваются счастья, и добиваются его благодаря присущей им мудрости, доброты и мужества, а не с помощью волшебных сил. До ребят была донесена мысль, не удивляйтесь, что в облике этих героев всегда проглядывается лицо простого человека, словно бы вышедшего из повседневной жизни. Недаром сам Андерсен вполне серьезно уверял, что «Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь»…
По окончании мероприятия дети стали узнавать сказки Андерсена, называют их героев, передают содержание; дети пытаются давать оценку поступкам, стали добрее и терпимее друг к другу; интерес к чтению возрос.
7