Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №16
города Болотного Болотнинского района Новосибирской области
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Сказки зарубежных писателей»
(старшая группа)
Автор: Старцева Ирина Петровна
воспитатель первой квалификационной категории
г. Болотное
Тема занятия: «Сказки зарубежных писателей»
Цель: обогащение и систематизация знаний детей о сказках зарубежных писателей: Шарля Перро, Братьев Гримм и Ганса Христиана Андерсена.
Образовательные:
- Актуализировать знания детей о сказках зарубежных писателей.
- Совершенствовать умения детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и свое собственное, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей.
- Совершенствовать умения детей эмоционально-чувственному восприятию произведений искусства.
- Продолжать учить детей рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ.
Развивающие:
- Развивать речь детей в разных видах деятельности.
- Продолжать развивать внимание, мышление, воображение.
- Развивать желание детей участвовать в совместных игровых действиях.
Воспитательные:
- Продолжать воспитывать интерес и любовь к сказкам зарубежных писателей.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, репродукции картин: « Золушка» американского художника Скотта Густафсона, «Золушка» американской художницы японского происхождения Кинуко Крафт; фонограммы музыкальных произведений: Г.Гладков- В. Луговой песня «Спор Маши и Вити о сказках», музыка композитора Игоря Цветкова к мультфильму «Золушка», музыка композитора Прокофьева С.С. «Вальс. Полночь» из балета «Золушка»; стихотворение Олеси Емельяновой «Золушка», макет телевизора с пультом; иллюстрации к сказке «Дюймовочка», рамка для картины, ткань, «волшебная палочка», костюмы принца и Золушки, как на репродукциях картин; мольберт, ватман с изображением схем, изображающие героев сказок, клей, кисточки.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети входят в зал под песню «Спор о сказках» из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Рассаживаются на стульчики.
Воспитатель:
Тихо, тихо рядом сядем-
Сказка входит в этот дом!
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном…
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой…
Сказка, музыка, картина
Повели нас за собой.
— Дорогие ребята, о чем это стихотворение?
(О сказках, музыке, картинах)
Воспитатель:
— И сегодня мы побываем в волшебном мире сказок зарубежных писателей, в мире музыки и картин.
Основная часть (полихудожественный подход).
Воспитатель:
— К нам в гости пришла картина из сказки, а из какой, вы отгадайте сами. А для этого прослушайте музыкальное произведение.
(Звучит музыка композитора Игоря Цветкова к мультфильму «Золушка»)
Воспитатель:
— Вижу, узнали сказку! Скажите, как она называется.
(«Золушка»)
Воспитатель:
-Верно. И эта картина тоже из сказки «Золушка».
(На экране появляется репродукция картины американского художника Скотта Густафсона « Золушка»)
Воспитатель:
— Ребята, посмотрите на экран. Это картина « Золушка» американского художника Скотта Густафсона.
(Дети рассматривают репродукцию картины.)
Воспитатель:
-Давайте, заглянем в сказку еще раз и встретимся с ее героями, а поможет нам совершить эту встречу эта же картина. Она решила придти к нам в гости и находится здесь в зале.
(Воспитатель обращает внимание детей на рамку для картины прикрытую тканью, а на экране исчезает изображение картины.)
Воспитатель:
-Сейчас произойдет волшебство и она «оживет». Я дотронусь до нее «волшебной» палочкой и произнесу слова: «Раз, два, три, картина оживи».
(За рамкой для картины, стоят дети: девочка и мальчик. Воспитатель произносит слова и убирается ткань, а дети изображают героев, как на картине «Золушка» американского художника Скотта Густафсона.
Звучит музыка композитора Игоря Цветкова к мультфильму «Золушка», ребята в костюмах выходят из-за рамки картины и инсценируют фрагмент из сказки (принц примеряет туфельку Золушке и спрашивает ее: «Так ты и есть та самая таинственная незнакомка?». «Золушка» кивает головой в знак согласия.
Музыка заканчивается, и ребята уходят за ширму переодеваться. Рамка для картины накрывается тканью, а на экране опять появляется репродукция картины « Золушка» американского художника Скотта Густафсона.)
Воспитатель:
-Ребята, какое настроение было у вас, когда вы слушали музыку и рассматривали образы принца и Золушки на картине?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-А у самой Золушке, на ваш взгляд, какое настроение?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-А какое настроение у принца?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-Вот как: и вы, и Золушка, и принц пережили одинаковое настроение. Но сказали вы о таком настроении по-разному: счастливое, великолепное, веселое, восторженное, добродушное, доброе, жизнерадостное, изумительное, отличное, превосходное, прекрасное, радостное, светлое, счастливое, чудесное, лирическое, мечтательное, романтическое.
-А как вы думаете, что помогло нам догадаться об их радостном настроении?
(Музыка)
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите на экран, и вы увидите еще одну картину из сказки «Золушка» американской художницы японского происхождения Кинуко Крафт. (Звучит музыка композитора Прокофьева С.С. «Вальс. Полночь» из балета «Золушка» в сопровождении стихотворения Олеси Емельяновой «Золушка» , которое рассказывает воспитатель.)
В новых туфельках хрустальных, | |
В платье шелковом до пят | |
Я танцую в зале бальной, Принц с меня не сводит взгляд! | |
Сны, мечты, надежды, грезы – Всё, чего могла желать, Исполняется, и сестры Мне не силах помешать. | |
Зло, хоть страшное на вид, Никогда не победит! | |
Тьму прогонит солнышко! | |
Принц полюбит Золушку! |
-Ребята, как вы думаете, что могут делать под эту музыку принц и Золушка?
(Танцевать.)
Воспитатель:
-Правильно, танцевать.
(Снимается ткань с рамки для картин, и дети (принц и Золушка) в других костюмах, как на репродукции картины Кинуко Крафт «Золушка» танцуют. Как только музыка заканчивается, ребята встают за рамку картины и изображают героев картины, которая на экране.)
Воспитатель:
-Раз, два, три, картина замри.
(Воспитатель касается «волшебной» палочкой до рамки для картин и дети замирают, затем рамку для картины накрывают тканью.)
Воспитатель:
-Ребята, а кто автор сказки «Золушка?
(Шарль Перро)
Воспитатель:
-Какие сказки еще написаны Шарлем Перро?
(«Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая красавица», «Ослиная шкура», «Рике — Хохолок», «Мальчик с пальчик», «Пряничный домик», «Подарки феи», «Синяя борода».)
Воспитатель:
-Продолжаем путешествовать по волшебному миру сказок. И сейчас поиграем.
Физминутка.
Мы пришли в чудесный лес (Ходьба на месте.)
В нем много сказок и чудес, (Развести руки в стороны.)
Слева сосны, справа ели, (Руки на поясе, повороты влево, вправо.)
Сверху дятел тук да тук. (Посмотреть вверх.)
Ты глаза закрой, открой (Глаза закрыть, открыть.)
И скорей бегом домой. (Бег на месте.)
Воспитатель:
-С какими зарубежными авторами мы с вами еще познакомились?
(Братьями Гримм и Гансом Христианом Андерсеном)
Воспитатель:
-Правильно. С Братьями Гримм и Гансом Христианом Андерсеном.
-Какие сказки Братьев Гримм вы знаете?
( «Белоснежка и семь гномов», «Белая змея», «Рапунцель», Король-Дроздовик», «Госпожа метелица», Бременские музыканты, «Храбрый портняжка»)
Воспитатель:
-Ребята, пока мы с вами рассматривали картины, слушали музыку, неизвестный художник, на мольберте нарисовал нам необычные портреты героев сказок Братьев Гримм. Он изобразил их с помощью разных линий.
(Дети рассматривают линии , изображенные на ватмане.)
Воспитатель:
— Какая эта линия?
(Волнистая линия)
Воспитатель:
-Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией?
(Должен быть заботливым, нежным, ласковым, трудолюбивым, добрым.)
Воспитатель:
-Перечислите героев сказок Братьев Гримм, которые обладают таким характером.
(Дети перечисляют героев сказок.)
Воспитатель:
-Какая эта линия ?
( Ломаная линия.)
Воспитатель:
-Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией?
(Должен быть злой, бессердечный, жестокий.)
Воспитатель:
-Перечислите этих героев.
(Дети называют героев сказок.)
Воспитатель:
-Какая эта линия?
( Прямая линия.)
Воспитатель:
-Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией?
(Должен быть сильным, храбрым, мудрым, отважным.)
Воспитатель:
-Перечислите их.
(Дети называют героев сказок.)
Воспитатель:
-Молодцы, вы правильно рассказали о сказочных персонажах и определили, чьи это необычные портреты.
-Ребята, а какие сказки Ганса Христиана Андерсена вы знаете?
( «Огниво», «Дюймовочка», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди», «Гадкий утёнок», «Снежная королева».)
Воспитатель:
-Молодцы, вы хорошо знаете сказки потому, что мы много читали и смотрели мультфильмы. Сегодня я предлагаю вам создать свой мультфильм по сказке Ганса Христиана Андерсена. Посмотрите на «кадры», которые находятся на столе и скажите, из какой они сказки.
(На столе разложены иллюстрации к сказке «Дюймовочка»)
( «Дюймовочка»)
Воспитатель:
-Правильно. Ребята, но произошла неприятность, я нечаянно кадры рассыпала, и они перепутались. Пожалуйста, разложите их по порядку.
(Дети раскладывают картинки в определенной последовательности.)
Воспитатель:
-Молодцы, с заданием вы справились, осталось их только склеить между собой и поместить наш готовый мультфильм в изготовленный нами телевизор.
Продуктивная деятельность.
(Дети склеивают картинки между собой.)
Воспитатель:
-Ребята, давайте посмотрим получившийся мультфильм «Дюймовочка». Только нужно его озвучить.
(Дети составляют рассказ по иллюстрациям.)
Рефлексия.
Воспитатель:
-Ребята, что больше всего вам понравилось в волшебном мире сказок, в котором мы с вами побывали? Что нового узнали, услышали, увидели? Какое задание было для вас самым трудным? Какое задание больше всего вам понравилось? Почему? Что вы расскажите дома своим родителям о нашем путешествии в мир музыки, сказок и картин?
(Ответы детей)
Воспитатель:
-Ребята, сказки любят все, потому что они всегда хорошо заканчиваются: добро всегда побеждает зло. Сказка может нас многому научить, развеселить, создать хорошее настроение. Читайте с мамами, папами, бабушками, дедушками не только русские народные сказки, но продолжайте знакомиться со сказками зарубежных писателей.
Возникновение сказки
«Метелицу» братья Грим написали в 1812 году. Ее текст основан на старинной немецкой легенде, рассказанной Дортхен Вильд, невестой младшего брата.
В древности люди считали, что высоко в горах живет фрау Холле (Метелица), управляющая снегами и вьюгами. Когда она взбивает свои перины так, что из них летит пух, на земле идет снег, и дуют сильные ветра. Немцы наделяли этот персонаж огромным могуществом:
- Холле научила людей различным ремеслам, например, ткачеству и прядению.
- Женщин она наделяет здоровьем и способностью к материнству.
- Она властвует над подземным миром и нерожденными душами. Умерших детей Холле уводит за собой.
- Весной она ходит по полям и пробуждает природу.
- На Святках проверяет, кто усердно работал в течение года, а кто ленился.
- Иногда госпожа Холле является людям в виде старушки-нищенки и испытывает их. Тех, кто был добр к ней, она награждает, а злых и скупых сурово карает.
По версии исследователей, под этим именем в легендах выступает скандинавская богиня Фригг, жена верховного бога Одина. В сказке братьев Гримм госпожа Метелица награждает добрую и трудолюбивую девушку, а ее ленивую сестрицу наказывает.
Герои и анализ произведения
Действие происходит на земле и в волшебном мире. Главные герои сказки:
- Злая и завистливая мачеха, возненавидевшая свою неродную дочь и заставляющая ее работать день и ночь.
- Ее падчерица, красивая и трудолюбивая девушка. Несмотря на дурное обращение, она не потеряла доброты и отзывчивости. Девушка всегда старалась бескорыстно помочь тем, кто в ней нуждался.
- Ленивая и некрасивая родная дочь. Она груба и неблагодарна.
- Госпожа Метелица, олицетворяющая природные силы. Она всем воздала по заслугам.
В сказке прослеживается часто встречающийся «дорожный» сюжет. Девушки, добрая и злая, проходят по одинаковому пути и встречаются с одними и теми же персонажами. Но героини по-разному ведут себя: одна проявляет доброту, выдержку и терпение, другая груба, лжива и ленива.
Справедливая и могущественная Метелица щедро вознаграждает первую за труд, а вторую подвергает позорному наказанию.
Краткий пересказ
У одной злой и завистливой женщины были две дочери: родная и падчерица. Родная была злой, завистливой и некрасивой, но мать ее очень любила. Падчерицу она ненавидела, хотя та была доброй, красивой и трудолюбивой девушкой.
Каждое утро падчерица садилась у колодца и пряла пряжу. Мачеха заставляла ее прясть столько, что девушка стирала пальцы в кровь. Однажды она испачкала кровью веретено и попыталась вымыть его в колодце. Но веретено выскользнуло у нее из рук и утонуло. Заплаканная девушка прибежала к мачехе и рассказала о своем несчастье. Но жестокая женщина потребовала, чтобы та не возвращалась домой, пока не достанет упавшее веретено из колодца.
Как ни старалась бедная падчерица вытащить пропажу, у нее ничего не получалось. Тогда она взяла и нырнула в колодец. В воде девушка сразу потеряла сознание, а когда очнулась, то увидела, что лежит на цветущей лужайке под ярким солнышком. Она встала и пошла по тропинке. Вскоре героиня увидела печку, в которой было полно пекущихся хлебов. Печка закричала: «Вытащи поскорее хлебы, а то они перепекутся!». Девушка аккуратно достала хлеб лопатой и пошла дальше.
Затем она увидела яблоню, полную спелых яблок. Яблоня сказала: «Собери мои яблоки, а то они перезреют». Добрая падчерица обтрусила плоды и сложила их. Она пошла дальше и вскоре набрела на избушку. Из окошка выглядывала старушка, у которой изо рта торчали огромные белые зубы. Это была госпожа Метелица.
Падчерица сначала испугалась, но старушка ласково заговорила с ней и предложила поработать у нее. Девушка должна была убирать домик и тщательно взбивать постель. Госпожа Метелица объяснила: взбивать перину нужно так, чтобы из нее летел пух, тогда на земле будет идти снег.
Девушка старательно выполняла все, что говорила хозяйка, и та была добра к ней. Падчерице было хорошо в волшебном мире, но вскоре ее потянуло домой. Добрая госпожа отпустила ее и щедро наградила: когда девушка проходила через ворота, ее всю обсыпало золотом. Радостная и счастливая она вернулась домой и рассказала обо всем мачехе и сводной сестре.
Ленивая и завистливая сестрица также захотела разбогатеть. Недолго думая, она бросила веретено в колодец и прыгнула вслед за ним. Очнулась она на зеленой полянке и пошла к печке. Там опять было много хлебов, которые печка попросила достать. «Больно мне надо пачкаться!», — заявила ленивица и пошла дальше. Вскоре она подошла к яблоне, на которой опять было много яблок. Дерево попросило обтрясти его, но злая сестра ответила: «И не подумаю, ведь яблоко может ударить меня по голове».
Затем девушка подошла к домику и встретила старушку, которая предложила у нее поработать. Первое время ленивица старалась, но ей это быстро надоело.
Работу по дому сестрица делала спустя рукава, и Метелица предложила ей вернуться домой. Девушка радостно побежала к воротам, надеясь, что ее тоже осыплют золотом. Но вместо этого на нее вылился котел смолы.
Использование сюжета
Книги со сказками братьев Гримм многократно издавались в России. «Госпожу Метелицу» переводили на русский язык такие авторы, как П. Полевой, А. Введенский, С. Маршак, Б. Заходер («Бабушка Вьюга») и многие другие. Картинки и иллюстрации к ней рисовали известные художники. Режиссёр театра марионеток в Санкт-Петербурге Эдуард Гайдай написал по этой теме пьесу. Сказку братьев Гримм можно прочитать и послушать онлайн.
Подобный сюжет используется и в русских сказках, его можно встретить в «Крошечке-Хаврошечке», «Морозко», «Двенадцати месяцах». В них злая мачеха подвергает падчерицу испытаниям. Та выходит из них с честью и получает драгоценную награду, а зло, как и полагается, бывает наказано.
Отзывы читателей
Сказка о том, что нужно быть добрым человеком и всегда помогать своим ближним. Также нельзя лениться и быть тунеядцем.
Сергей
Госпожу Метелицу нельзя назвать ни доброй, ни злой. Она строгая и справедливая, награждает и наказывает по заслугам.
Оксана
Главная мысль сказки в том, что лентяи и грубияны бывают наказаны. Нужно добросовестно трудиться и уважать других людей.
Марина
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Зима. Январь 3 неделя.
Тема недели «В гостях у сказки».
“Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша Земля”.
Константин Паустовский
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи.
-
Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.
-
Напомнить детям правила безопасного поведения в морозы.
-
Поддерживать интерес детей к народным приметам.
-
Поддерживать интерес детей к играм со снегом.
-
Поддерживать интерес детей к сказкам.
Фенологический календарь природы.
Зима: первозимье, коренная зима, перелом зимы.
-
Коренная зима (примерно с 22 декабря по 14 февраля) — это период стужи и метелей.
Январь 3 неделя. Тема недели «В гостях у сказки».
День недели | Дневная прогулка |
Понедельник | Наблюдение «Морозко». Напомнить детям правила безопасного поведения в морозы. |
Вторник | Наблюдение «Снегурочка». Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. |
Среда | Исследование «Крещенские морозы». Познакомить детей с понятием «крещенские морозы». |
Четверг | Наблюдение «Снеговик». Поддерживать интерес детей к играм со снегом. |
Пятница | Наблюдение «Госпожа Метелица». Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. |
Наблюдение «Морозко».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к русским народным сказкам. Напомнить детям правила безопасного поведения в морозы. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать воображение детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Морозко с ёлки на ёлки перескакивает, по веточкам потрескивает да пощёлкивает. Дети, как вы думаете, кто такой Морозко? (ответы детей).
— Морозко в русских народных сказках живёт. Добрых, трудолюбивых да вежливых людей награждает, злых, ленивых, грубых людей замораживает. Дети, каким вы представляете себе Морозко? (ответы детей).
— Каждый видит Морозко разным. Но мы точно знаем, что это взрослый человек, мужчина. Дети, как вы думаете, Дед Мороз и Морозко – родственники? (ответы детей).
— Дети, как вы считаете, где живёт Морозко? (ответы детей).
— Морозко живёт в русских народных сказках да на далёком Севере. Дети, когда к нам приходит Морозко? (ответы детей).
— Морозко к нам приходит только зимой. Дети, как нужно гулять в морозные дни? (ответы детей).
— Мороз не велик, да стоять не велит. Бегаем, прыгаем, в подвижные игры играем, катаемся на санках и лыжах. Движения – это жизнь. Дети, что мы узнали о Морозко? (ответы детей).
Вывод. Морозко – герой русских народных сказок, приходит к нам зимой. Помогает добрым, трудолюбивым да вежливым людям.
Весёлые упражнения «Мороз».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Мёрзнут щеки, мёрзнет нос, Мёрзнут наши ручки. | Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой. Хлопки в ладоши. |
Ой мороз, мороз, мороз Брось ты эти штучки! | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
Перестань мороз шалить, Перестань кусаться, | Притопы двумя ногами. |
Дай немножко поиграть, С горки покататься! Игорь Белкин | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдение «Снегурочка».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к русским народным сказкам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать воображение детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Есть такая русская народная сказка, где старик со старухой дочку себе из снега вылепили, и назвали её … как? (ответы детей).
— Снегурочка, так звали героиню этой сказки. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе. Дети, почему Снегурочку так назвали? (ответы детей).
— Снегурочку вылепили из снега, чистого, холодного. Дети, что случилось со Снегурочкой весной? (ответы детей).
— Весной Снегурочка растаяла под лучами тёплого солнца. Снегурочка была хорошей девочкой, и умная, и смышлёная, и весёлая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоёт — заслушаешься. Поэтому Снегурочка не исчезла совсем, а перенеслась … Дети, как вы думаете, куда перенеслась Снегурочка? (ответы детей).
Где Снегурочка живёт?
Там, где холод, снег и лёд.
Там, где кружится пурга,
Где глубокие снега.
Ей построила зима
Ледяные терема.
Там Снегурочка живёт,
Новогодний праздник ждёт!
Э. Богуславская
— Снегурочка живёт в царстве Деда Мороза. Снегурочка с Дедом Морозом приезжают к нам на Новогодние праздники. Дети, что мы узнали о Снегурочке? (ответы детей).
Вывод. Снегурочка – героиня русских народных сказок. Её вылепили из чистого, холодного снега. Снегурочка – помощница Деда Мороза.
Весёлые упражнения «Снег».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог читает стихотворение, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Белый снег, пушистый В воздухе кружится | Кружимся. |
И на землю тихо Падает, ложится. | Приседаем, руки в стороны. |
И под утро снегом Поле забелело, | Встаём прямо, руки вперёд, ладонями вверх. |
Точно пеленою Все его одело. | Обнимаем плечи руками. |
Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной. | Руки вверх, ладони соединяем вместе. |
И заснул под нею Крепко, непробудно… Иван Суриков | Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим. |
Исследование «Крещенские морозы»
(19 января).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Познакомить детей с понятием «крещенские морозы». Поддерживать интерес детей к народным приметам. Напомнить детям правила безопасного поведения в морозы. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какое сейчас время года? (зима).
Улицей гуляет Дедушка Мороз, Иней рассыпает По ветвям берёз; | Ходит, бородою Белою трясёт, Топает ногою, Только треск идёт. Спиридон Дрожжин |
— По народным приметам на этой недели приходят на Русь самые сильные, крещенские морозы. Назвали морозы так, потому что сегодня, 19 января, церковный праздник Крещение. Дети, а к нам морозы пришли? (ответы детей).
— Дети, как вы считаете, что нам помогает почувствовать мороз? (ответы детей).
— Мороз ощущает наша кожа, открытые участки лица: щёки нос. Дети, какие крещенские морозы в этом году слабые или сильные, лютые? (ответы детей).
— Сила мороза зависит от ветра. В ветреные дни мороз сильнее. Дети, как нужно гулять в морозные дни? (ответы детей).
— «Наша русская кровь на морозе горит!» Чтобы кровь горела и грела, нужны движения. В мороз стоят на месте нельзя, нужно двигаться всегда. Бегаем, прыгаем, в подвижные игры играем, катаемся на санках и лыжах. Движения – это жизнь. Некоторые люди не боятся мороза, и в Крещение ныряют в холодную воду в проруби. Дети, что мы узнали о крещенских морозах? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что крещенские морозы, как и все морозы опасны. Но подвижные игры защитят нас от морозов.
Весёлые упражнения «Мороз».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Мёрзнут щеки, мёрзнет нос, Мёрзнут наши ручки. | Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой. Хлопки в ладоши. |
Ой мороз, мороз, мороз Брось ты эти штучки! | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
Перестань мороз шалить, Перестань кусаться, | Притопы двумя ногами. |
Дай немножко поиграть, С горки покататься! Игорь Белкин | Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдение «Снеговик».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к играм со снегом. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
Если позволяют погодные условия педагог с детьми лепят Снеговика.
— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
Раскраснелась детвора –
Накатала три шара!
Друг на друга их сложили,
И ведро нагромоздили.
Нос – морковка, руки – палки.
Вместо глазок – уголки.
К вьюге, к холоду привык
Снежный … (Снеговик)
— Снеговиков лепят во всём мире, в разных странах, где идёт снег. Дети, из какого снега лучше всего лепит снеговика? (ответы детей).
— Снеговиков лепят из влажного, липкого снега. Когда мороз ослабевает, солнце пригревает, снег становится липким, влажным, тяжёлым. В морозные дни снег лёгкий, рассыпчатый. Из него труднее лепить снеговика. Дети, сегодня у нас какой снег? (ответы детей).
— Дети в каких сказках и мультфильмах мы встречаем Снеговиков? (ответы детей).
— Дети, что обычно дают в руки Снеговикам? (ответы детей).
— Чаще всего в руки Снеговикам дают метлу. Снеговик с метлой – это стражник. Он прогоняет метлой от дома злых духов. Дети, что мы узнали о Снеговиках? (ответы детей).
Вывод. Снеговиков лепят зимой из снега. Снеговики – помощники Деда Мороза, защитники дома от злых духов.
Весёлые упражнения «Снеговик».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Ох, работа не легка – Лепим мы снеговика. | Покачаем головой. Руки в стороны. |
Дружно катим снежный ком, | Наклон вниз, руки вниз. |
На него другой кладём, | Встаём прямо, руки вперёд. |
Сверху третий ком добавим, | Руки вверх. |
Длинный нос-морковку вставим, | Руки вперёд, ладони параллельно друг другу. |
Вместо глаз возьмём монетки, | Руки вперёд, ладони вверх. |
Руки сделаем из ветки, | Руки в стороны. |
Шапка будет из ведра, | Руки вверх, ладони параллельно друг другу. |
Снеговик готов. Ура! Гурия Османова | Руки вверх, прыжки на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдение «Госпожа Метелица».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к сказкам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать воображение детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.
— В одной немецкой сказке живёт госпожа Метелица. Вот попала к Метелице одна девочка. Метелица ей и говорит: Будешь хорошо работать, и тебе хорошо будет. Ты мне только постель стели получше да перину и подушки взбивай посильнее, чтобы перья во все стороны летели. Когда от моей перины перья летят, на земле снег идёт. Дети, а сегодня у нас идёт снег? (ответы детей).
— Добрых да трудолюбивых детей госпожа Метелица награждает, а злых да ленивым наказывает. Сказка вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам да красным девицам урок. Дети, как вы думаете, перины госпожи Метелицы – это что? (ответы детей).
— Перины да подушки – это снежные тучи. Дети, как вы думаете, зачем нужно было перину госпожи Метелицы посильнее взбивать? (ответы детей).
— Сильнее перину и подушки взбивали, больше перьев во все стороны летело. А перья – это что? (ответы детей).
— Перья – это снег. Снежные тучи по небу летят, к нам спешат. Снег по миру рассыпают, Землю снежным покрывалом укрывают. Больше снега, теплее растениям под снегом. Дети, что мы узнали о госпоже Метелице? (ответы детей).
Вывод. Госпожа Метелица – сказочная героиня, которая дарит снег людям, любит добрых и трудолюбивых детей.
Весёлые упражнения «Снег».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог читает стихотворение, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Белый снег, пушистый В воздухе кружится | Кружимся. |
И на землю тихо Падает, ложится. | Приседаем, руки в стороны. |
И под утро снегом Поле забелело, | Встаём прямо, руки вперёд, ладонями вверх. |
Точно пеленою Все его одело. | Обнимаем плечи руками. |
Тёмный лес что шапкой Принакрылся чудной. | Руки вверх, ладони соединяем вместе. |
И заснул под нею Крепко, непробудно… Иван Суриков | Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим. |
По желанию детей упражнения повторяются.