Тема сказки госпожа метелица

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 16 города болотного болотнинского района новосибирской областиконспект занятия сказки зарубежных писателейстаршая группаавтор: старцева

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16

 города Болотного Болотнинского района  Новосибирской области

КОНСПЕКТ   ЗАНЯТИЯ  

«Сказки зарубежных писателей»

(старшая  группа)

Автор:  Старцева Ирина Петровна

воспитатель первой квалификационной категории

 г. Болотное

Тема занятия: «Сказки зарубежных писателей»

Цель: обогащение и систематизация знаний детей  о сказках зарубежных писателей:  Шарля Перро,  Братьев Гримм  и Ганса Христиана Андерсена.  

Образовательные:

  • Актуализировать знания детей о сказках зарубежных писателей.
  • Совершенствовать умения  детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и свое собственное, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей.
  •  Совершенствовать умения  детей  эмоционально-чувственному восприятию произведений  искусства.
  • Продолжать учить детей  рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ.

Развивающие: 

  • Развивать   речь  детей  в  разных  видах  деятельности.
  • Продолжать развивать   внимание, мышление, воображение.
  • Развивать желание детей участвовать в совместных игровых действиях.

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать интерес и любовь к сказкам зарубежных писателей.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор,  экран, репродукции картин: « Золушка» американского художника Скотта Густафсона, «Золушка» американской художницы  японского происхождения Кинуко Крафт; фонограммы музыкальных произведений: Г.Гладков- В. Луговой песня  «Спор Маши и Вити о сказках», музыка композитора Игоря Цветкова к мультфильму «Золушка», музыка композитора  Прокофьева С.С. «Вальс. Полночь» из балета «Золушка»;  стихотворение Олеси Емельяновой «Золушка», макет телевизора с пультом; иллюстрации к сказке «Дюймовочка», рамка для картины, ткань, «волшебная палочка», костюмы принца и Золушки, как на репродукциях картин; мольберт, ватман с изображением схем, изображающие героев сказок, клей, кисточки.

Ход занятия:

Организационный момент.

Дети входят в зал под песню «Спор о сказках» из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Рассаживаются на стульчики.

Воспитатель:

Тихо, тихо рядом сядем-

Сказка входит в этот дом!

В удивительном наряде

Разноцветном, расписном…

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой…

Сказка, музыка, картина

Повели нас за собой.

— Дорогие ребята, о чем это стихотворение?

 (О сказках, музыке, картинах)

Воспитатель:

— И сегодня мы  побываем в волшебном мире  сказок  зарубежных писателей, в мире музыки и картин.

Основная часть (полихудожественный подход).

Воспитатель:

— К нам в гости пришла картина из  сказки, а из какой, вы отгадайте сами. А для этого прослушайте музыкальное произведение.

  (Звучит музыка композитора Игоря Цветкова к мультфильму «Золушка»)  

Воспитатель:

— Вижу, узнали сказку! Скажите, как она называется.

(«Золушка»)

Воспитатель:

-Верно. И эта картина тоже из сказки «Золушка».

(На экране появляется репродукция картины  американского художника Скотта Густафсона « Золушка»)

Воспитатель:

— Ребята, посмотрите на экран. Это картина  « Золушка»  американского художника Скотта Густафсона.

(Дети рассматривают репродукцию картины.)

Воспитатель:

-Давайте, заглянем в сказку еще раз и  встретимся с ее героями, а поможет нам совершить эту встречу эта же картина. Она решила придти к нам в гости и находится здесь в зале.

(Воспитатель обращает внимание детей на рамку для картины прикрытую тканью, а на экране исчезает изображение картины.)

 Воспитатель:

-Сейчас произойдет волшебство и она «оживет». Я дотронусь до нее «волшебной» палочкой и произнесу слова: «Раз, два, три, картина оживи».

 (За рамкой для картины,  стоят дети: девочка и мальчик. Воспитатель произносит слова и  убирается ткань, а дети изображают героев, как на картине «Золушка» американского художника Скотта Густафсона.

Звучит музыка композитора Игоря Цветкова к мультфильму «Золушка», ребята в костюмах выходят из-за рамки картины и  инсценируют фрагмент   из сказки (принц примеряет туфельку Золушке  и спрашивает ее: «Так ты и есть та самая таинственная незнакомка?». «Золушка» кивает головой в знак согласия.  

Музыка заканчивается,  и ребята уходят за ширму переодеваться. Рамка для картины накрывается тканью, а на экране опять появляется репродукция картины « Золушка»  американского художника Скотта Густафсона.)

Воспитатель:

-Ребята, какое настроение было у вас, когда вы слушали музыку  и рассматривали образы принца и Золушки на картине?

(Ответы детей)

Воспитатель:

 -А у самой Золушке, на ваш взгляд, какое настроение?

 (Ответы детей)

Воспитатель:

-А какое настроение  у принца?

(Ответы детей)

Воспитатель:

-Вот как: и вы, и Золушка,  и принц пережили одинаковое настроение. Но сказали вы о таком настроении по-разному: счастливое,  великолепное, веселое, восторженное,  добродушное, доброе, жизнерадостное,  изумительное,  отличное,   превосходное, прекрасное,  радостное,  светлое,  счастливое, чудесное, лирическое, мечтательное, романтическое.

-А как вы думаете, что помогло нам догадаться об их радостном  настроении?

(Музыка)

Воспитатель:

-Ребята,  посмотрите на экран, и вы увидите еще одну картину из сказки «Золушка» американской художницы  японского происхождения Кинуко Крафт. (Звучит музыка композитора  Прокофьева С.С. «Вальс. Полночь» из балета «Золушка» в сопровождении стихотворения  Олеси Емельяновой  «Золушка» , которое рассказывает  воспитатель.)

В новых туфельках хрустальных,

В платье шелковом до пят

Я танцую в зале бальной,

Принц с меня не сводит взгляд!

Сны, мечты, надежды, грезы –

Всё, чего могла желать,

Исполняется, и сестры

Мне не силах помешать.

Зло, хоть страшное на вид,

Никогда не победит!

Тьму прогонит солнышко!

Принц полюбит Золушку!

 -Ребята, как вы думаете, что могут делать под эту музыку принц и Золушка?

(Танцевать.)

Воспитатель:

-Правильно, танцевать.

 (Снимается ткань с рамки для картин, и дети (принц и Золушка) в других костюмах, как на репродукции картины Кинуко Крафт «Золушка»  танцуют. Как только музыка заканчивается, ребята встают за рамку картины и изображают героев  картины, которая на экране.)

Воспитатель:

-Раз, два, три, картина замри.

(Воспитатель касается  «волшебной»  палочкой до рамки для картин и дети замирают, затем рамку для картины накрывают тканью.)

Воспитатель:

-Ребята, а кто автор сказки «Золушка?

(Шарль Перро)

Воспитатель:

-Какие сказки еще написаны Шарлем Перро? 

(«Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая красавица», «Ослиная шкура», «Рике — Хохолок», «Мальчик с пальчик», «Пряничный домик», «Подарки феи», «Синяя борода».)

Воспитатель:

-Продолжаем путешествовать по волшебному миру сказок. И сейчас поиграем.

Физминутка.

Мы пришли в чудесный лес     (Ходьба на месте.)

В нем много сказок и чудес,      (Развести руки в стороны.)

Слева сосны, справа ели,            (Руки на поясе, повороты влево, вправо.)

Сверху дятел тук да тук.              (Посмотреть  вверх.)

Ты глаза закрой, открой                (Глаза закрыть, открыть.)

И скорей бегом домой.                   (Бег на месте.)

Воспитатель: 

-С какими зарубежными авторами мы с вами еще познакомились?

(Братьями Гримм и Гансом Христианом Андерсеном) 

Воспитатель: 

-Правильно. С Братьями Гримм и Гансом Христианом Андерсеном.

-Какие сказки Братьев Гримм вы знаете?

( «Белоснежка и семь гномов», «Белая змея», «Рапунцель», Король-Дроздовик», «Госпожа метелица», Бременские музыканты, «Храбрый портняжка»)

Воспитатель: 

-Ребята, пока мы с вами рассматривали картины, слушали музыку,  неизвестный художник, на мольберте  нарисовал нам необычные портреты героев сказок Братьев Гримм. Он изобразил их с помощью разных линий.

(Дети рассматривают  линии , изображенные на ватмане.)

Воспитатель: 

 — Какая эта линия?

 (Волнистая линия)

Воспитатель: 

-Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить  такой   линией?

 (Должен быть заботливым, нежным, ласковым, трудолюбивым, добрым.)

Воспитатель: 

-Перечислите героев сказок Братьев Гримм, которые обладают таким характером.

(Дети перечисляют героев сказок.)

Воспитатель: 

-Какая эта линия ?

 ( Ломаная линия.)

Воспитатель: 

-Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой  линией?

(Должен быть злой, бессердечный, жестокий.)

Воспитатель: 

-Перечислите этих героев.

(Дети называют героев сказок.)

Воспитатель: 

-Какая  эта  линия?

 ( Прямая линия.)

Воспитатель: 

-Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой  линией?

(Должен быть сильным, храбрым,  мудрым, отважным.)

Воспитатель: 

-Перечислите их.

(Дети называют героев сказок.)

Воспитатель: 

-Молодцы, вы правильно рассказали о сказочных персонажах и определили, чьи это необычные портреты.   

-Ребята, а какие сказки Ганса Христиана Андерсена вы знаете?

( «Огниво», «Дюймовочка», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди», «Гадкий утёнок», «Снежная королева».)

Воспитатель: 

-Молодцы, вы хорошо знаете сказки  потому, что мы много читали и смотрели мультфильмы. Сегодня я предлагаю вам создать свой мультфильм по сказке Ганса Христиана Андерсена. Посмотрите на «кадры»,  которые находятся на столе и скажите, из какой они сказки.

(На столе разложены иллюстрации к сказке «Дюймовочка»)

( «Дюймовочка»)

Воспитатель: 

-Правильно. Ребята, но  произошла неприятность,  я нечаянно кадры рассыпала, и они перепутались. Пожалуйста, разложите их по порядку.

(Дети раскладывают картинки в определенной последовательности.)

Воспитатель: 

-Молодцы, с заданием вы справились, осталось их только склеить между собой и поместить  наш готовый мультфильм в  изготовленный нами телевизор.

Продуктивная деятельность.

(Дети склеивают картинки между собой.)

 Воспитатель: 

-Ребята, давайте посмотрим получившийся мультфильм «Дюймовочка».  Только нужно его озвучить.

(Дети составляют рассказ по иллюстрациям.)

Рефлексия.

Воспитатель: 

-Ребята, что больше всего вам понравилось в волшебном мире сказок, в котором мы с вами побывали? Что нового узнали, услышали, увидели? Какое задание было для вас самым трудным? Какое задание больше всего вам понравилось? Почему? Что вы расскажите дома своим родителям о нашем путешествии в мир музыки, сказок и картин?

 (Ответы детей)

Воспитатель: 

 -Ребята, сказки любят все, потому что они всегда хорошо заканчиваются: добро всегда побеждает зло.  Сказка может нас многому научить, развеселить, создать хорошее настроение. Читайте с мамами, папами, бабушками, дедушками не только русские народные сказки, но продолжайте знакомиться со сказками зарубежных писателей.

Сказка «Госпожа Метелица»

Возникновение сказки

«Метелицу» братья Грим написали в 1812 году. Ее текст основан на старинной немецкой легенде, рассказанной Дортхен Вильд, невестой младшего брата.

В древности люди считали, что высоко в горах живет фрау Холле (Метелица), управляющая снегами и вьюгами. Когда она взбивает свои перины так, что из них летит пух, на земле идет снег, и дуют сильные ветра. Немцы наделяли этот персонаж огромным могуществом:

Фрау Холле (Метелица)

  1. Холле научила людей различным ремеслам, например, ткачеству и прядению.
  2. Женщин она наделяет здоровьем и способностью к материнству.
  3. Она властвует над подземным миром и нерожденными душами. Умерших детей Холле уводит за собой.
  4. Весной она ходит по полям и пробуждает природу.
  5. На Святках проверяет, кто усердно работал в течение года, а кто ленился.
  6. Иногда госпожа Холле является людям в виде старушки-нищенки и испытывает их. Тех, кто был добр к ней, она награждает, а злых и скупых сурово карает.

По версии исследователей, под этим именем в легендах выступает скандинавская богиня Фригг, жена верховного бога Одина. В сказке братьев Гримм госпожа Метелица награждает добрую и трудолюбивую девушку, а ее ленивую сестрицу наказывает.

Герои и анализ произведения

Действие происходит на земле и в волшебном мире. Главные герои сказки:

Злая и завистливая мачеха возненавидела свою неродную дочь

  1. Злая и завистливая мачеха, возненавидевшая свою неродную дочь и заставляющая ее работать день и ночь.
  2. Ее падчерица, красивая и трудолюбивая девушка. Несмотря на дурное обращение, она не потеряла доброты и отзывчивости. Девушка всегда старалась бескорыстно помочь тем, кто в ней нуждался.
  3. Ленивая и некрасивая родная дочь. Она груба и неблагодарна.
  4. Госпожа Метелица, олицетворяющая природные силы. Она всем воздала по заслугам.

В сказке прослеживается часто встречающийся «дорожный» сюжет. Девушки, добрая и злая, проходят по одинаковому пути и встречаются с одними и теми же персонажами. Но героини по-разному ведут себя: одна проявляет доброту, выдержку и терпение, другая груба, лжива и ленива.

Справедливая и могущественная Метелица щедро вознаграждает первую за труд, а вторую подвергает позорному наказанию.

Краткий пересказ

У одной злой и завистливой женщины были две дочери: родная и падчерица. Родная была злой, завистливой и некрасивой, но мать ее очень любила. Падчерицу она ненавидела, хотя та была доброй, красивой и трудолюбивой девушкой.

Падчерица уронила веретено в колодец

Каждое утро падчерица садилась у колодца и пряла пряжу. Мачеха заставляла ее прясть столько, что девушка стирала пальцы в кровь. Однажды она испачкала кровью веретено и попыталась вымыть его в колодце. Но веретено выскользнуло у нее из рук и утонуло. Заплаканная девушка прибежала к мачехе и рассказала о своем несчастье. Но жестокая женщина потребовала, чтобы та не возвращалась домой, пока не достанет упавшее веретено из колодца.

Как ни старалась бедная падчерица вытащить пропажу, у нее ничего не получалось. Тогда она взяла и нырнула в колодец. В воде девушка сразу потеряла сознание, а когда очнулась, то увидела, что лежит на цветущей лужайке под ярким солнышком. Она встала и пошла по тропинке. Вскоре героиня увидела печку, в которой было полно пекущихся хлебов. Печка закричала: «Вытащи поскорее хлебы, а то они перепекутся!». Девушка аккуратно достала хлеб лопатой и пошла дальше.

Затем она увидела яблоню, полную спелых яблок. Яблоня сказала: «Собери мои яблоки, а то они перезреют». Добрая падчерица обтрусила плоды и сложила их. Она пошла дальше и вскоре набрела на избушку. Из окошка выглядывала старушка, у которой изо рта торчали огромные белые зубы. Это была госпожа Метелица.

Падчерица сначала испугалась, но старушка ласково заговорила с ней и предложила поработать у нее. Девушка должна была убирать домик и тщательно взбивать постель. Госпожа Метелица объяснила: взбивать перину нужно так, чтобы из нее летел пух, тогда на земле будет идти снег.

Девушка старательно выполняла все, что говорила хозяйка

Девушка старательно выполняла все, что говорила хозяйка, и та была добра к ней. Падчерице было хорошо в волшебном мире, но вскоре ее потянуло домой. Добрая госпожа отпустила ее и щедро наградила: когда девушка проходила через ворота, ее всю обсыпало золотом. Радостная и счастливая она вернулась домой и рассказала обо всем мачехе и сводной сестре.

Ленивая и завистливая сестрица также захотела разбогатеть. Недолго думая, она бросила веретено в колодец и прыгнула вслед за ним. Очнулась она на зеленой полянке и пошла к печке. Там опять было много хлебов, которые печка попросила достать. «Больно мне надо пачкаться!», — заявила ленивица и пошла дальше. Вскоре она подошла к яблоне, на которой опять было много яблок. Дерево попросило обтрясти его, но злая сестра ответила: «И не подумаю, ведь яблоко может ударить меня по голове».

Затем девушка подошла к домику и встретила старушку, которая предложила у нее поработать. Первое время ленивица старалась, но ей это быстро надоело.

Работу по дому сестрица делала спустя рукава, и Метелица предложила ей вернуться домой. Девушка радостно побежала к воротам, надеясь, что ее тоже осыплют золотом. Но вместо этого на нее вылился котел смолы.

Использование сюжета

Книги со сказками братьев Гримм многократно издавались в России. «Госпожу Метелицу» переводили на русский язык такие авторы, как П. Полевой, А. Введенский, С. Маршак, Б. Заходер («Бабушка Вьюга») и многие другие. Картинки и иллюстрации к ней рисовали известные художники. Режиссёр театра марионеток в Санкт-Петербурге Эдуард Гайдай написал по этой теме пьесу. Сказку братьев Гримм можно прочитать и послушать онлайн.

Подобный сюжет используется и в русских сказках, его можно встретить в «Крошечке-Хаврошечке», «Морозко», «Двенадцати месяцах». В них злая мачеха подвергает падчерицу испытаниям. Та выходит из них с честью и получает драгоценную награду, а зло, как и полагается, бывает наказано.

Отзывы читателей

Сказка о том, что нужно быть добрым человеком и всегда помогать своим ближним. Также нельзя лениться и быть тунеядцем.

Сергей

Госпожу Метелицу нельзя назвать ни доброй, ни злой. Она строгая и справедливая, награждает и наказывает по заслугам.

Оксана

Главная мысль сказки в том, что лентяи и грубияны бывают наказаны. Нужно добросовестно трудиться и уважать других людей.

Марина

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

phpsRuNPF Volkova .A. YAnvar 3. Zimnie skazki. Poznavatelnye progulki s detmi 5 7 let html 8f6570bcf8c2cd52

Волкова Н.А. Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Зима. Январь 3 неделя.

Тема недели «В гостях у сказки».

Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша Земля”.

Константин Паустовский

Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Задачи.

  • Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.

  • Напомнить детям правила безопасного поведения в морозы.

  • Поддерживать интерес детей к народным приметам.

  • Поддерживать интерес детей к играм со снегом.

  • Поддерживать интерес детей к сказкам.

Фенологический календарь природы.

Зима: первозимье, коренная зима, перелом зимы.

  1. Коренная зима (примерно с 22 декабря по 14 февраля) — это период стужи и метелей.

Январь 3 неделя. Тема недели «В гостях у сказки».

День недели

Дневная прогулка

Понедельник

Наблюдение

«Морозко».

Напомнить детям правила безопасного поведения в морозы.

Вторник

Наблюдение

«Снегурочка».

Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.

Среда

Исследование

«Крещенские морозы».

Познакомить детей с понятием «крещенские морозы».

Четверг

Наблюдение

«Снеговик».

Поддерживать интерес детей к играм со снегом.

Пятница

Наблюдение

«Госпожа Метелица».

Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.

Наблюдение «Морозко».

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к русским народным сказкам. Напомнить детям правила безопасного поведения в морозы. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать воображение детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.

— Морозко с ёлки на ёлки перескакивает, по веточкам потрескивает да пощёлкивает. Дети, как вы думаете, кто такой Морозко? (ответы детей).

— Морозко в русских народных сказках живёт. Добрых, трудолюбивых да вежливых людей награждает, злых, ленивых, грубых людей замораживает. Дети, каким вы представляете себе Морозко? (ответы детей).

— Каждый видит Морозко разным. Но мы точно знаем, что это взрослый человек, мужчина. Дети, как вы думаете, Дед Мороз и Морозко – родственники? (ответы детей).

— Дети, как вы считаете, где живёт Морозко? (ответы детей).

— Морозко живёт в русских народных сказках да на далёком Севере. Дети, когда к нам приходит Морозко? (ответы детей).

— Морозко к нам приходит только зимой. Дети, как нужно гулять в морозные дни? (ответы детей).

Мороз не велик, да стоять не велит. Бегаем, прыгаем, в подвижные игры играем, катаемся на санках и лыжах. Движения – это жизнь. Дети, что мы узнали о Морозко? (ответы детей).

Вывод. Морозко – герой русских народных сказок, приходит к нам зимой. Помогает добрым, трудолюбивым да вежливым людям.

Весёлые упражнения «Мороз».

— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Мёрзнут щеки, мёрзнет нос,

Мёрзнут наши ручки.

Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой.

Хлопки в ладоши.

Ой мороз, мороз, мороз

Брось ты эти штучки!

Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.

Перестань мороз шалить,

Перестань кусаться,

Притопы двумя ногами.

Дай немножко поиграть,

С горки покататься!

Игорь Белкин

Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.

По желанию детей упражнения повторяются.

Наблюдение «Снегурочка».

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к русским народным сказкам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать воображение детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.

— Есть такая русская народная сказка, где старик со старухой дочку себе из снега вылепили, и назвали её … как? (ответы детей).

— Снегурочка, так звали героиню этой сказки. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе. Дети, почему Снегурочку так назвали? (ответы детей).

— Снегурочку вылепили из снега, чистого, холодного. Дети, что случилось со Снегурочкой весной? (ответы детей).

— Весной Снегурочка растаяла под лучами тёплого солнца. Снегурочка была хорошей девочкой, и умная, и смышлёная, и весёлая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоёт — заслушаешься. Поэтому Снегурочка не исчезла совсем, а перенеслась … Дети, как вы думаете, куда перенеслась Снегурочка? (ответы детей).

Где Снегурочка живёт?

Там, где холод, снег и лёд.

Там, где кружится пурга,

Где глубокие снега.

Ей построила зима

Ледяные терема.

Там Снегурочка живёт,

Новогодний праздник ждёт!

Э. Богуславская

— Снегурочка живёт в царстве Деда Мороза. Снегурочка с Дедом Морозом приезжают к нам на Новогодние праздники. Дети, что мы узнали о Снегурочке? (ответы детей).

Вывод. Снегурочка – героиня русских народных сказок. Её вылепили из чистого, холодного снега. Снегурочка – помощница Деда Мороза.

Весёлые упражнения «Снег».

— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог читает стихотворение, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

Кружимся.

И на землю тихо

Падает, ложится.

Приседаем, руки в стороны.

И под утро снегом

Поле забелело,

Встаём прямо, руки вперёд, ладонями вверх.

Точно пеленою

Все его одело.

Обнимаем плечи руками.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной.

Руки вверх, ладони соединяем вместе.

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Иван Суриков

Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим.

Исследование «Крещенские морозы»

(19 января).

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Познакомить детей с понятием «крещенские морозы». Поддерживать интерес детей к народным приметам. Напомнить детям правила безопасного поведения в морозы. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.

Дети, какое сейчас время года? (зима).

Улицей гуляет

Дедушка Мороз,

Иней рассыпает

По ветвям берёз;

Ходит, бородою

Белою трясёт,

Топает ногою,

Только треск идёт.

Спиридон Дрожжин

— По народным приметам на этой недели приходят на Русь самые сильные, крещенские морозы. Назвали морозы так, потому что сегодня, 19 января, церковный праздник Крещение. Дети, а к нам морозы пришли? (ответы детей).

— Дети, как вы считаете, что нам помогает почувствовать мороз? (ответы детей).

— Мороз ощущает наша кожа, открытые участки лица: щёки нос. Дети, какие крещенские морозы в этом году слабые или сильные, лютые? (ответы детей).

— Сила мороза зависит от ветра. В ветреные дни мороз сильнее. Дети, как нужно гулять в морозные дни? (ответы детей).

— «Наша русская кровь на морозе горит!» Чтобы кровь горела и грела, нужны движения. В мороз стоят на месте нельзя, нужно двигаться всегда. Бегаем, прыгаем, в подвижные игры играем, катаемся на санках и лыжах. Движения – это жизнь. Некоторые люди не боятся мороза, и в Крещение ныряют в холодную воду в проруби. Дети, что мы узнали о крещенских морозах? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что крещенские морозы, как и все морозы опасны. Но подвижные игры защитят нас от морозов.

Весёлые упражнения «Мороз».

— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Мёрзнут щеки, мёрзнет нос,

Мёрзнут наши ручки.

Ладони приложим к щекам. Закроем нос ладошкой.

Хлопки в ладоши.

Ой мороз, мороз, мороз

Брось ты эти штучки!

Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.

Перестань мороз шалить,

Перестань кусаться,

Притопы двумя ногами.

Дай немножко поиграть,

С горки покататься!

Игорь Белкин

Руки на пояс, прыжки на двух ногах на месте.

По желанию детей упражнения повторяются.

Наблюдение «Снеговик».

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к играм со снегом. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

Если позволяют погодные условия педагог с детьми лепят Снеговика.

— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.

Раскраснелась детвора –

Накатала три шара!

Друг на друга их сложили,

И ведро нагромоздили.

Нос – морковка, руки – палки.

Вместо глазок – уголки.

К вьюге, к холоду привык

Снежный … (Снеговик)

— Снеговиков лепят во всём мире, в разных странах, где идёт снег. Дети, из какого снега лучше всего лепит снеговика? (ответы детей).

— Снеговиков лепят из влажного, липкого снега. Когда мороз ослабевает, солнце пригревает, снег становится липким, влажным, тяжёлым. В морозные дни снег лёгкий, рассыпчатый. Из него труднее лепить снеговика. Дети, сегодня у нас какой снег? (ответы детей).

— Дети в каких сказках и мультфильмах мы встречаем Снеговиков? (ответы детей).

— Дети, что обычно дают в руки Снеговикам? (ответы детей).

— Чаще всего в руки Снеговикам дают метлу. Снеговик с метлой – это стражник. Он прогоняет метлой от дома злых духов. Дети, что мы узнали о Снеговиках? (ответы детей).

Вывод. Снеговиков лепят зимой из снега. Снеговики – помощники Деда Мороза, защитники дома от злых духов.

Весёлые упражнения «Снеговик».

— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Ох, работа не легка –

Лепим мы снеговика.

Покачаем головой.

Руки в стороны.

Дружно катим снежный ком,

Наклон вниз, руки вниз.

На него другой кладём,

Встаём прямо, руки вперёд.

Сверху третий ком добавим,

Руки вверх.

Длинный нос-морковку вставим,

Руки вперёд, ладони параллельно друг другу.

Вместо глаз возьмём монетки,

Руки вперёд, ладони вверх.

Руки сделаем из ветки,

Руки в стороны.

Шапка будет из ведра,

Руки вверх, ладони параллельно друг другу.

Снеговик готов. Ура!

Гурия Османова

Руки вверх, прыжки на месте.

По желанию детей упражнения повторяются.

Наблюдение «Госпожа Метелица».

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Поддерживать интерес детей к сказкам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать воображение детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Беседа.

— Дети, посмотрите вокруг себя, полюбуйтесь чудесным зимним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.

— В одной немецкой сказке живёт госпожа Метелица. Вот попала к Метелице одна девочка. Метелица ей и говорит: Будешь хорошо работать, и тебе хорошо будет. Ты мне только постель стели получше да перину и подушки взбивай посильнее, чтобы перья во все стороны летели. Когда от моей перины перья летят, на земле снег идёт. Дети, а сегодня у нас идёт снег? (ответы детей).

Добрых да трудолюбивых детей госпожа Метелица награждает, а злых да ленивым наказывает. Сказка вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам да красным девицам урок. Дети, как вы думаете, перины госпожи Метелицы – это что? (ответы детей).

— Перины да подушки – это снежные тучи. Дети, как вы думаете, зачем нужно было перину госпожи Метелицы посильнее взбивать? (ответы детей).

— Сильнее перину и подушки взбивали, больше перьев во все стороны летело. А перья – это что? (ответы детей).

— Перья – это снег. Снежные тучи по небу летят, к нам спешат. Снег по миру рассыпают, Землю снежным покрывалом укрывают. Больше снега, теплее растениям под снегом. Дети, что мы узнали о госпоже Метелице? (ответы детей).

Вывод. Госпожа Метелица – сказочная героиня, которая дарит снег людям, любит добрых и трудолюбивых детей.

Весёлые упражнения «Снег».

— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

Педагог читает стихотворение, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

Кружимся.

И на землю тихо

Падает, ложится.

Приседаем, руки в стороны.

И под утро снегом

Поле забелело,

Встаём прямо, руки вперёд, ладонями вверх.

Точно пеленою

Все его одело.

Обнимаем плечи руками.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной.

Руки вверх, ладони соединяем вместе.

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Иван Суриков

Ладони вместе, под щёку, голову склоним на плечо, спим.

По желанию детей упражнения повторяются.