Автор На чтение 13 мин. Просмотров 11 Опубликовано
Старик-рыбак тридцать три года прожил со своей женой-пряхой в землянке на берегу синего моря. Однажды он закидывал по обыкновению свой невод в воду – и на третий раз увидел в нем золотую рыбку. Человеческим голосом рыбка взмолилась, чтобы «старче» ее отпустил. А взамен предложила исполнить любое его желание. Изумленный старик отвечает говорящей рыбе, что отпустит ее просто так, без «откупа».
Дома старик поведал про «великое чудо» жене. Старуха его выбранила: мог попросить хотя бы крепкое корыто взамен прохудившегося. Покладистый старик возвращается к морю и зовет «государыню рыбку». Рыбка обещает исполнить его просьбу. У старухи появляется новое корыто, однако пуще прежнего она ругает мужа. Оказывается, он продешевил, и надо было просить избу вместо землянки. В этот раз море пошло рябью, угрожающе «помутилось», но рыбка соглашается исполнить и это прошенье.
И добротный дом старуху не устроил: захотелось ей выбиться в люди, из крестьянки стать дворянкой. Две недели старуха в новом тереме упивалась богатством и властью, а потом вновь послала за мужем – он служил у нее конюхом. Теперь желает вздорная старуха стать царицей. Тут уж даже старик не вытерпел, стал ее стыдить. Но пришлось вновь ему идти к морю с просьбой. Рыбка выручила старика и в этот раз. Только вот старуха-царица знаться с ним больше не хочет и велит прогнать со двора.
И опять всего две недели «проклятая баба» была довольна. Привели к ней старого мужа. Потянуло старуху в море, стать владычицей на просторе, чтоб сама золотая рыбка день и ночь ей прислуживала. Побрел старик к разбушевавшемуся морю и в этот раз, еле вымолвил дерзкую просьбу. Но в ответ рыбка промолчала – и ушла на глубину. Пришлось старику вернуться к старухе ни с чем. Глядь: вместо царских палат – знакомая землянка и родная старуха над разбитым корытом.
Читательский дневник «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина
Сюжет
Старый рыбак выловил неводом волшебную золотую рыбку. Та попросила отпустить ее за вознаграждение. Но добрый рыбак выпустил чудо-рыбку просто так. Дома жена на него напустилась: иди, требуй хотя бы прочное корыто. Рыбка эту просьбу исполнила. Как и следующие: получила старуха избу вместо землянки, затем стала дворянкой, после царицей. Последнее ее желание: властвовать в море над самой золотой рыбкой. Услыхав такое, уплыла без ответа рыбка. Старик побрел домой – и увидел все ту же землянку и старуху свою над расколотым корытом.
Отзыв
Сказка учит быть справедливым, не жадничать. Народная мудрость гласит: лучше синица в руках, чем журавль в небе, за большим погонишься – и малое потеряешь. Судьба редко преподносит подарки – принимать их нужно с благодарностью и не требовать большего. Доброе дело никогда не пропадет. Однако не стоит требовать за него благодарности. Внезапным богатством нужно распорядиться с умом, не испортить отношения между близкими людьми.
«Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина была написана в 1833 году. В ее основе лежит простонародный сюжет, который автор облачил в стихотворную форму. Это история о том, до чего может довести человеческая жадность и потакание собственным прихотям.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сказки о рыбаке и рыбке», которое пригодится как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Старик – добрый, слабовольный старик, рыбак.
Старуха – жена старика, жадная, сварливая женщина.
Другие персонажи
Золотая рыбка – волшебная рыбка, морская владычица.
Краткое содержание
«У самого синего моря»
в ветхой землянке жил старик со своей старухой. Вместе они прожили долгую жизнь – ровно «тридцать лет и три года»
. Старик промышлял рыбной ловлей, а старуха пряла пряжу – тем и жили.
Однажды старик отправился к морю ловить рыбу. Дважды он закидывал невод, но вытаскивал лишь тину да траву морскую. На третий раз в неводе оказалась рыбка, но не простая, а золотая.
Рыбка принялась умолять старика отпустить ее обратно в море. Взамен же она обещала выполнить любое его желание. Старик не на шутку испугался: он рыбачил много лет, но никогда «не слыхивал, чтоб рыба говорила»
. Сжалившись над рыбкой, он отпустил ее в синее море без откупа.
Старик рассказал о великом чуде своей старухе, и та принялась его что есть силы бранить: их старое корыто раскололось, а он даже не подумал попросить у рыбки новое.
Отправился старик на берег и увидел, как «море слегка разыгралось»
. Он принялся «кликать золотую рыбку»
, и та явилась на его зов. Старик попросил у нее новое корыто для старухи, и она согласилась выполнить его просьбу. Но, получив корыто, жадная старуха еще сильнее принялась ругать своего мужа-простофилю, который не догадался попросить у волшебной рыбки новую избу.
Делать нечего, вновь побрел старик к синему морю, которое еще более помутилось. Он позвал золотую рыбку, поклонился ей в пояс и передал просьбу жены. Та согласилась выполнить и это желание.
Вернулся старик и вместо старой землянки увидел прекрасную новую избу. Но и этого было мало сварливой старухе. Едва увидев мужа, она тут же погнала его назад, к морю: «Не хочу быть чёрной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой!»
.
Отправился старик опять звать рыбку. Та спокойно выслушала новую просьбу старухи и пообещала выполнить ее. Старик был немало удивлен, когда увидел вместо избы прекрасные хоромы, в которых восседала его жена «в дорогой собольей душегрейке»
и командовала многочисленными слугами. Увидев мужа, старуха прикрикнула на него и «на конюшне служить его послала»
.
Но и этого оказалось мало жадной и завистливой женщине. Спустя время она вновь послала старика к синему морю передать рыбке новое свое желание: «Воротись, поклонися рыбке: не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей»
. Старик испугался, просил супругу одуматься, но та и слышать ничего не хотела. Пошел он к потемневшему морю на поклон рыбке. Она пожалела старика и пообещала сделать старуху царицей.
Вернувшись обратно, старик с удивлением увидел вместо боярского терема царские хоромы. Старуха в роскошных одеждах восседала на троне, возле нее стояли грозные стражники, а прислуживали ей «бояре да дворяне».
На старика она даже «не взглянула, лишь с очей прогнать его велела»
.
Прошло время, «ещё пуще старуха вздурилась»
. Послала она слуг за мужем, и приказала немедленно передать рыбке, чтобы та сделала ее «владычицей морскою»
. Узнав, что старуха возжелала стать ее царицей, рыбка ничего не ответила, «лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море»
.
Старик еще долго стоял на берегу, дожидаясь ответа. Когда же он вернулся обратно, то увидел свою старую землянку, а на пороге – старуху с разбитым корытом…
Заключение
Сказка учит добру и справедливости. За хорошие поступки человек всегда получает вознаграждение, в то время как жадность, коварство и зависть способны разрушить его жизнь.
После ознакомления с пересказом «Сказки о рыбаке и рыбке» рекомендуем прочесть ее полностью.
Тест по сказке
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
- Вопрос 1 из 10
Кто является автором произведения «Сказка о рыбаке и рыбке»?</h3>
- <label>Петр Ершов</label>
- <label>Николай Гоголь</label>
- <label>Александр Пушкин</label>
- <label>Юрий Лермонтов</label>
(новая вкладка)
Очень кратко:Старик-рыбак ловит волшебную золотую рыбку и отпускает её. Его жадная старуха-жена заставляет старика ходить к морю и просить, чтобы рыбка выполнила её желания, требует слишком много и остаётся ни с чем.
Оригинал этого произведения читается всего за 9 минут. Рекомендуем прочесть его без сокращений, так интереснее.
В ветхой землянке на берегу моря жили старик со старухой. Жили они вместе 33 года, старик рыбачил, а старуха «пряла свою пряжу». Однажды старик отправился ловить рыбу. Два раза он закидывал невод, но вытаскивал лишь тину. В третий раз в невод попалась одна рыбка, но не простая, а золотая.
Заговорила рыбка со стариком, попросила отпустить её, обещала откупиться «дорогой ценою». Испуганный и удивлённый старик отказался от откупа и отпустил золотую рыбку. Вернувшись домой, старик рассказал об этом чуде своей старухе-жене. Вздорная старуха обругала мужа и отправила его обратно, чтобы он выпросил у рыбки новое корыто — старое совсем развалилось.
Продолжение после рекламы:
Пришёл старик к морю, которое «слегка разыгралось», и попросил у рыбки новое корыто. Получив корыто, старуха ещё больше разбранилась и послала старика к рыбке за новой избой. Синее море помутилось, но рыбка приплыла и пообещала выполнить желание старухи.
Вернулся старик домой и вместо ветхой землянки увидел новую, красивую избу. Но жадной старухе этого было мало — она захотела стать «столбовою дворянкой» и снова отправила мужа к морю. Рыбка выплыла из неспокойного моря и выполнила старухин каприз.
Вернувшись, старик увидел вместо избы «высокий терем».
Спросил старик, довольна ли теперь её душенька, но старуха прикрикнула на мужа, «на конюшне служить его послала».
Через несколько недель старуха пожелала быть «вольною царицей» и снова отправила старика к золотой рыбке. Тот испугался, но перечить жене не посмел. Пришёл он к почерневшему морю, поклонился рыбке, и она сжалилась над стариком — пообещала сделать старуху царицей.
Вернулся старик и увидел вместо терема царские палаты, старуха сидит в них царицей, её окружает грозная стража, а прислуживают ей «бояре да дворяне». Поклонился ей старик, заговорил, но старуха велела прогнать мужа, даже не взглянув на него. Дворяне и бояре вытолкали старика из палат, а стража чуть топориками не зарубила.
Брифли существует благодаря рекламе:
Несколько недель спустя вздорная старуха послала за мужем царедворцев.
Не осмелившись «поперёк слова молвить», старик отправился к морю, на котором разыгралась «чёрная буря». Позвал он золотую рыбку и рассказал ей о новом желании «проклятой бабы». Ничего не ответила рыбка, «лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море».
Так и не дождался старик ответа, вернулся домой и увидел ветхую землянку, на её пороге — свою старуху, а перед ней — разбитое корыто.
Пересказала Юлия Песковая для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:
Экранизации ?
Аудиокниги
Сказка о рыбаке и рыбке (сборник)Аудиокнига. 1 ч 13 мин. Читает Вениамин Смехов. Бесплатный отрывок:Вениамин Смехов1 ч 13 минСказка о Рыбаке и рыбкеАудиокнига. 12 мин. Читает Клара Новикова. Бесплатный отрывок:Клара Новикова12 мин
Читайте также
Скачать:
Настройки
Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона
Автор: Александр Сергеевич Пушкин
Год написания: 1833
Жанр: сказка
Главные герои:рыбка, старик и его жена
Краткое содержание сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» для читательского дневника расскажет поучительную историю о добром, но бесхарактерном человеке и его сварливой хозяйке.
Сюжет
Старый рыбак умудрился поймать волшебную рыбку, та стала просить его отпустить ее на волю. Рыбак был добрым человеком и выпустил рыбку. Но когда он рассказал об этом своей жене, та страшно рассердилась и сказала, что нужно было попросить хотя бы другое корыто. Рыбак попросил у рыбки деревянное корыто, но вслед за корытом бабке понадобилась изба, потом она захотела барствовать, затем быть правительницей, и, наконец, владычицей всех морских глубин и чтобы рыбка ей подчинялась. Когда рыбка услышала последнюю просьбу, то молча вернулась в море. А старик увидел старуху перед жалкой избенкой и с разбитым корытом.
Вывод (мое мнение)
Правильно говорят, что жадность человеческая не знает предела. А добрый старик подчинялся жадной и злой старухе, которая его совершенно не ценила. Если добро будет подчиняться злу, то подобное добро страшнее всякого зла.
Добавить в избранноеА. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Жанр: волшебная авторская сказка в стихах Читайте также: Братья Гримм «О рыбаке и его жене»Главные герои «Сказки о рыбаке и рыбке»
- Старик, тридцать три года он ловил рыбу на берегу моря, но однажды в его невод попала рыбка не простая, а золотая. Отпустил добрый старик эту рыбку и тогда началось…
- Старуха, верная спутница жизни старика, но когда получила возможность исполнения желаний, сразу стала жадной и грозной. Много бед причинила она старику, но осталась опять у корыта своего разбитого.
- Золотая рыбка, морская царица, могла любые желания исполнять, была благодарна старику, но не стерпела жадности старухи.
План для пересказа «Сказки о рыбаке и рыбке»
- Старик и море
- Золотая рыбка
- Старуха и корыто
- Старуха и столбовое дворянство
- Старуха и вольная царица
- Старуха и владычица морская
- Разбитое корыто.
Кратчайшее содержание «Сказки о рыбаке и рыбке» для читательского дневника в 6 предложений
- Старик поймал в сети золотую рыбку, но отпустил ее без выкупа
- Старуха отправляет старика к рыбке за новым корытом
- Старуха требует новый дом
- Старуха хочет стать дворянкой, а потом царицей
- Старуха просит рыбку сделать ее морской владычицей
- Старик видит старый дом и разбитое корыто
Главная мысль «Сказки о рыбаке и рыбке» Жадность одних приносит беды не только им, но и тем, кто находится рядом с ними.Чему учит «Сказка о рыбаке и рыбке» Эта сказка учит нас знать меру в своих желания, но также учит не быть простофилями и не слушать тех, кто говорит глупости.Отзыв на «Сказку о рыбаке и рыбке» Эта сказка Пушкина мне очень понравилась. У нее увлекательный и забавный сюжет, она наполнена глубоким внутренним смыслом. Автор показывает, как легко может попасть человек в зависимость от своих желаний, если его ничто не ограничивает. Поэт показал превращение доброй и любящей старухи в злую и заносчивую жадину. Но также поэт высмеял и старика, который не мог образумить свою супругу.Пословицы к «Сказке о рыбаке и рыбке»
- Не в свои сани не садись (используется в тексте сказки)
- Жадность последнего ума лишает
- Съесть не могу, а оставить жаль
- Жадность всякому горю начало.
- За большим погонишься — малое потеряешь.
Краткое содержание, краткий пересказ «Сказки о рыбаке и рыбке» Через неделю вновь посылает старуха старика к почерневшему синему морю за царским титулом. Стала старуха вольной царицей, прогнала она старика — не садись не в свои сани. Иллюстрации и рисункик «Сказке о рыбаке и рыбке»
Используемые источники:
- https://kratko.rustih.ru/aleksandr-pushkin-skazka-o-rybake-i-rybke/
- https://obrazovaka.ru/books/pushkin/skazka-o-rybake-i-rybke
- https://briefly.ru/pushkin/skazka_o_rybake_i_rybke/
- https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1716-skazka-o-rybake-i-rybke.html
- http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/01/blog-post_30.html
Тема: «А.С. Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».
Задача урока: формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.
Формируемые УУД: Познавательные УУД: формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.
Регулятивные УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.
Коммуникативные УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2.Активизация на познавательную деятельность.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
К нам снова приходит сказка.
Учитель: Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина « Сказка о золотой рыбке». Познакомимся с героями этой сказкой.
3. Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
А) Прочитайте название произведения.
— Что можно узнать из заголовка?
— Перелистайте страницы учебника, обратите внимание, что сказка не написана сплошным текстом, а поделена на части.
Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.
Б) Первая часть (читает учитель).
Словарная работа до чтения.
Ветхая землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод – рыболовная сеть.
Откуп – плата.
Простофиля – глупый, несообразительный человек.
В) Вторая часть (читают хорошо читающие дети).
Словарная работа до чтения.
Кликать – звать.
Пуще – больше.
Корысть – выгода.
( Работа со словарем в учебнике. Объяснение слов выделенных в тексте сказки).
Дворянка — женщина, у которой много богатства, денег, много слуг.
Работа над текстом.
— Расскажите о жизни старика и старуху в начале сказке.
— Расскажите как изменилась их жизнь после того как старик поймал золотую рыбку.
-Почему старухе не понравилось, что старик отпустил рыбку.
— Как вы думаете, хорошо быть жадной?
— К чему приводит жадность.
-Обрадовалась ли старуха новому корыту? Что она сказала?
Словарная работа. Корысть – это когда хотят получить что-нибудь, не отдавая взамен ничего, бесплатно. Хотят взять все только себе. Таких людей называют «корыстолюбивые».
— Можно ли сказать, что старуха корыстолюбива. Обоснуйте свое мнение.
— Старуха получила корыто. Какое желание исполнила рыбка после этого.
— Объясните, кто такая дворянка.
Работа в паре.
— Как выглядела старуха, после того как стала дворянка. Докажите словами из текста.
— Вы сделали вывод, что старуха красиво одета. Она в самой дорогой одежде. В народе говорят: одежда красит человек. Всегда ли так?
— Красит ли старуху ее одежда? Обоснуйте свое мнение.
— Пушкин называет ее старухой. Почему старуха. А не старушка.
4.ФИЗМИНУТКА.
Г) Чтение «по цепочке».
Словарная работа.
Чупрун – чуб.
Е) Чтение детьми вполголоса.
Работа над текстом.
Кем теперь захотела быть старуха?
— Как старик пытался усовестить, успокоить свою старуху. Докажите словами из текста. ( Работа в паре).
— Как старуха относилась к старику и слугам, когда стала богатой?
— О каких качествах личности старухи говорит ее отношение к старику и слугам?
— Кто такая царица?
— Какой должна быть царица?
— Может ли старуха стать царицей? Обоснуйте свое мнение.
— Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
— Почему народ над старичком насмеялся?
( Не садись не в свои сани!»
— Когда так говорят? ( Когда человек не соответствует месту, которое занимает).
— Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?
— Если сходство у сказки Пушкина с народными сказками.
Обоснуйте сой ответ, используя таблицу. (Работа в группах)
Линия сравнения (на что обращаем внимание) | Народная сказка | Литературная (авторская) сказка |
Автор (известен или неизвестен) | Автор неизвестен (было много авторов, каждый что-то изменял) | Автор известен |
Время создания | Раньше, более древнее произведение | Позже, может быть современным произведением |
Язык сказки: слова, выражения… | Старинные слова… | Может быть разным (в том числе и современным) |
Вид сказки | Соответствует одному из трёх видов сказок | Может сочетать признаки нескольких видов |
Композиция | Соответствует виду сказки | Иногда автор сохраняет композицию народной сказки, но может внести свои изменения |
Смысл сказки (главная мысль) | Добро побеждает зло | Чаще традиционно добро побеждает зло, но могут быть и другие варианты. |
— Какая есть другая народная русская народная сказка, где рыба исполняет желание.
5. Самооценка работы в паре.
6. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение сказки, рассмотреть иллюстрации и подобрать слова из текста к иллюстрациям.
УРОК 2.
Тема: «Работа над образами главных героев сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке».
Задачи урока: формирование умения анализировать характер героев, доказывать свой ответ, основываясь на тексте произведения% способствовать формированию потребности вырабатывать положительные качества характера для успешного существования в социуме; способствовать развитию речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного выразительного и осознанного чтения.
1. Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
-Подберите к каждой иллюстрации соответствующие строки из сказки Пушкина и обоснуйте свое мнение.
3. Активизация на познавательную деятельность.
— А.С. Пушкин говорил «Что за прелесть эти сказки»….
А любите ли вы читать сказки? Почему? (Рассуждение детей).
— Сегодня на уроке мы проследим за сюжетом и поговорим о главных героях «сказки о рыбаке и рыбке» А, С, Пушкина.
4. Подготовка к разбору сказки.
— Вы дома работали со сказкой.
Что понравилось в сказке? Что не понравилось? Почему?
_ Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведем игру. Все ученики делятся на 3 команды по рядам. Каждая команда по очереди отвечает на вопросы золотой рыбки.
Вопросы.
1. Где жили старик и старуха? (у самого синего моря).
2. С чем первый раз пришел невод? (с тиной).
3. С чем второй раз пришел невод? (с травой морской).
4. Какая труба была на новой избе старика старухи? (кирпичная, беленная.
5. Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые).
6. В чем стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона).
7.Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке).
8. Что держит стража царицы на плечах? (топорики).
9. Что ела за столом старуха-царица? (пряник).
10. Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню).
11. как встретила старика старуха-царица? (выгнала).
Проблемный вопрос.
Что общего у сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с другими сказками?
(Обсуждение в парах). ( Есть зачин, концовка, волшебство, повторение сюжета, магическое число, добро побеждает зло.)
5.Анализ героев литературного произведения.
— Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка).
— В чем необычность рыбки? ( Рыбка золотая, умеет говорить человечьем голосом, исполняет желания).
-Есть ли повторение сюжет в сказке Пушкина? Прочитайте.
— Чем они похожи? (во всех идет разговор старика и рыбки).
— Чем они отличаются? (Меняются желания старухи и ее обращение к старику, меняется состояние моря).
— Как просит старуха?
— Меняется ли поведение старика возле моря? (молвит ласково, с поклоном).
— Почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю?
_ попробуем выяснить какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать словами из текста.
— На доске характеристики героев. Какие черты характера относятся к старику, старухе? Характеристики: добрый, податливый, безвольный, смиренный, властный. Злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.
— Кто из героев вам больше нравится? Почему?
-Почему автор наделил одного героя только отрицательными качествами, а другого положительными?
как была наказана старуха? (она осталась у разбитого корыта, в своей землянке. Кстати сказать, выражение «осталась у разбитого корыта» и сейчас употребляется в речи. Что оно означает?
— Можно ли назвать старика из сказки Пушкина смелым и щедрым? (работа в паре)
— Можно ли утверждать, что старуха изображена ненасытной и властной? (работа в паре)
— Почему старик бал наказан. Ведь он обладает мягким податливым характером? ( Дети приходят к выводу, что безвольность — отрицательная черта характера. Смиренность, безответность, податливость – положительные черты. Если они оправданы. В сказке старику не хватило смелости противостоять старухе. Возразить ей и указать на ее неправоту. Остановит ее жадность. Он слепо подчинялся старухи.
— Случается ли такое в жизни?
Прочитайте слова А.С.Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок».
— Какой урок преподал нам А.С.Пушкин?
_ Работа с учебником. Выберите пословицу в которой заключена главная мысль сказки.
— Бывают ли ситуации когда необходимо проявить твердость характера.
5. Составление словесного портрета литературного героя. (Работа в паре)
Алгоритм составление словесного портрета литературного героя.
Для того чтобы представить героя литературного произведения надо
А) назвать кто герой (зверь, человек, сказочное существо)
Б) описать внешность
В) назвать (перечислить) самые яркие черты характера
Г) кратко рассказать о главных поступках героя
— Можно ли считать удачно составленным словесный портрет, если в нем описан только внешний вид героя? Обоснуй свое мнение.
6 Рефлексия.
7. Дом. Задание. Перечитайте сказку и подумайте, кто еще является действующим лицом в сказке.
УРОК3.
Тема: «Работа над образом моря – как одного из героев сказки»
Задачи урока: проследить поступательное движение сюжета в сочетании с повторяющимися моментами. Характерное для сказки: проследить смену эмоциональной окраски повторов, обсудить нравственный вывод сказки, развитие речи и словарного запаса учащихся, совершенствование навыков правильного, выразительного чтения.
1. Орг. момент.
2. Активизация на познавательную деятельность.
«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина не просто повествует о жизни старика и его встречи с золотой рыбкой. В ней заложен глубокий смысл.
В конце урока мы должны ответить на вопрос «Чему каждого из нас научила сказка? Определим еще одно действующее лицо в сказке.
3.Анализ героев литературного произведения.
— Что просила старуха в первый раз? (корыто).
— Прочитайте, как автор описывает море, к которому пришел старик. ( Море слегка разыгралось. Слайд).
— Что во второй раз захотелось старухе?
Как изменилось море? Прочитайте (Помутилось синее море. Слайд)
-Какими словами обращается старик к рыбке?
-«Смилуйся, государыня рыбка»
— Как отзывается старик о своей старухе в первый раз и во второй?
«Разбранила меня старуха…»
«Избу просит сварливая баба..»
(Чтение отрывка по ролям)
— не успокоилась старуха. Чего теперь ей хочется. (Доказать словами из текста.)
— Как встретило море старика?
(Неспокойно встретило море старик в третий раз, знать, ведало. Что речь пойдет о том, с чем она на сможет согласится.)-
— И море дает старику об этом знак.
— Кем теперь захотела быть старуха? (Вольной царицей)
— Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху? Прочитайте в тексте.
— Как встретило старика море? (почернело Слайд.).
— Все беспокойнее становится синее море, но сама золотая рыбка с неизменным радушием встречает старика, успокаивает.
«Не печалься, ступай себе с богом».
_И вот старуха уже хочет быть вольной царицей.
— Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала быть владычицей морскою, а сама золотая рыбка была бы у нее на посылках (черную бурю. Слайд).
— Спокойное море превратилось в грозную стихию. От которой не будет пощады никому.
— Сдержанная, спокойная рыбка в последний раз:
Ничего не сказала
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
_ Почему рыбка не выполнила просьбу старика? (Потому что милость небезграничная. Ушла. Тем самым положила конец к стремлению страху властвовать не только на земле, но и на море).
— На какой вопрос мы должны были дать ответ сегодня на уроке?
_ Назовите еще одно действующее лицо в сказке. (Море_
— Чему научила вас сказка?
— Можно ли утверждать, что в сказке добро побеждает зло? Обоснуйте свое мнение.
Можно ли сказку назвать волшебной? Обоснуйте свое мнение.
4. Диагностическое задание.
. Определите героя «Сказки о рыбаке и рыбке» по его словам, вставьте ответ в предложение.
А) Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто… — слова ……………..
Б) Добро! Будет старуха царицей! — слова …………
В) …Ни ступить, ни молвить не умеешь! Насмешишь ты целое царство — слова ………
2. Восстановите порядок желаний старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке».
1) Хочет быть вольною царицей.
2) Хочет иметь новое корыто.
3) Хочет быть столбовою дворянкой.
4) Хочет, чтобы рыбка золотая служила у неё на посылках.
5) Требует избу.
6) Хочет быть владычицей морскою..
Ответ: __________________________
5. Самооценка деятельности на уроке.
6. Дом задание. Представь, что ты поймал золотую рыбку, что ты можешь попросить у золотой рыбки (Устно).
—
Библиографическое описание:
Тихонов, В. С. Недвижимость старухи в сказке А.С Пушкина «О рыбаке и рыбке»: правда или вымысел? / В. С. Тихонов, С. В. Кокоулина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 3 (44). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/young/archive/44/2360/ (дата обращения: 11.01.2022).
Совсем недавно я стал первоклассником и научился читать. Одной из первых книг, которую я прочитал самостоятельно, стала «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.
Хотя эта сказка была мне знакома, многое в ней стало для меня открытием. Например, некоторые слова, были мне непонятны или даже не знакомы. В том числе названия некоторых домов, в которых, по ходу сказки селилась жадная старуха.
Я задумался — существуют ли эти виды домов или их выдумал автор?Для меня было также важно узнать, если они настоящие — существуют ли они в наши дни, знают ли об этих домах мои одноклассники? А если эти жилища не выдумка? Тогда сказка до сих пор живет вокруг нас? Это я точно не мог оставить без внимания. Так появилось моё исследование.
Я предположил (гипотеза), что разнообразие жилых строений в сказке не является авторским вымыслом, а отражает существующие жилища русского народа
Исходя из гипотезы, я поставил цель: выявить виды жилых помещений, представленных в сказке и доказать их реальное существование
Для достижения цели я поставил и постепенно решал следующие задачи:
– выявил и определил с помощью информационных источников виды жилых строений в сказке А. С. Пушкина;
– определил путем анкетирования уровень представлений моих сверстников о видах строений, представленных в авторской сказке;
– рассмотрел, опираясь на разнообразные информационные источники особенности каждого строения и выяснил, как вид сказочного жилища связан с его назначением;
– путем наблюдений убедился в наличии в нашем городе образов строений, описанных А. С. Пушкиным в сказке;
– создал для моих сверстников мини-словарик с наглядным представлением жилых строений из сказки.
Объект моего исследования
— сказка А.С Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Предмет исследования
– жилые строения русского народа в сказке А.С Пушкина.
Самое интересное, что с самых первых лет мы встречаемся с такими словами, как «теремок», «избушка» как в народных, так и в авторских сказках. В беседах с одноклассниками я выяснил, что у всех у нас разные представления о том, как выглядят землянка, изба, терем, палаты. Некоторые вообще не слышали о таких домах. Таким образом, это мешало нам правильно понять смысл сказки, догадаться обо всем, что хотел нам рассказать Александр Сергеевич.
А также я заметил, что со временем данные строения меняли свое назначение, но общие черты построек из сказки сохранились до наших дней. Кроме того, я вспомнил, что в нашем городе, в Обдорском остроге есть строения, подходящие под описание домов из сказки. Тогда я отправился туда на экскурсию и посмотрел, на какие именно домаиз сказок они похожи. И оказалось, что там есть шестистенные избы и терема. Таким образом, моя гипотеза подтвердилась.
Затем я провел анкетирование одноклассников и спрашивал их, знают ли они что такое землянка, изба, терем и палаты. Я понял что, большая часть моих одноклассников, не знает или сомневается в представлениях о видах данных строений, а значит — это может затруднить восприятие сказки и понимание её смысла. Чтобы мои одноклассники тоже поняли смысл этих словярешил сделать мини-словарик для наглядного представления видов жилищ русского народа, а значит и более полного понимания сказки А. С. Пушкина. Это стало практическим продуктом моей работы.
Задачи, поставленные вначале исследования, я выполнил и цели достиг. Это позволяет сделать мне следующие выводы:
Жилые помещения в сказке А.С Пушкина не плод фантазии автора, а реально существовавшие строения русского народа. Каждое жилое помещение имело свое особое назначение и предназначалось определенному сословию.
Жилые строения, представленные в сказке, видоизменялись в соответствии с историческим моментом и географическим положением
В современном мире названия домов из сказки А.С Пушкина считаются устаревшими, а значит труднодоступными для понимания моих сверстников. Читатель, для понимания замысла сказки, должен точно представлять значение всех слов. (При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке» в помощь будет мой наглядный мини- словарь)
Таким образом, на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» я убедился, что СЛОВО тоже может являться «музейным экспонатом» и бережно хранить память о прошлом. Надо только учиться это видеть!
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».
Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».
Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»
Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке» — самая простая и назидательная из всех сказок Пушкина. Он написал ее в 1833 г. в Болдино. За основу поэт взял одну из сказок братьев Гримм, но серьезно ее переработал в духе русских национальных традиций.
Главный смысл сказки о золотой рыбке заключается в порицании человеческой жадности. Пушкин показывает, что это отрицательное качество присуще всем людям, независимо от материального или общественного положения. В центре сюжета – бедные старик со старухой, прожившие у моря всю свою жизнь. Несмотря на то, что оба работали в поте лица, они так и не нажили хоть какого-нибудь состояния. Старик продолжает ловить рыбу для пропитания, а старуха целыми днями сидит за «своей пряжей». Пушкин не указывает причины, но у бедных стариков нет детей, либо они давно покинули своих родителей. Это еще больше увеличивает их страдания, так как надеяться им больше не на кого.
Старик часто остается без улова, но однажды ему улыбается удача. Невод приносит волшебную золотую рыбку, которая в обмен на свободу предлагает старику исполнить любое его желание. Даже бедность не способна уничтожить в старике чувства добра и сострадания. Он просто так отпускает рыбку, говоря «Бог с тобою».
Совсем другие чувства рождаются в душе у старухи при известии об улове мужа. Она обрушивается на него с яростной руганью, обвиняя старика в глупости. Но сама, видимо, до конца не верит в волшебное обещание, так как для проверки просит всего лишь новое корыто.
После исполнения желания старуха входит во вкус. Ее аппетит разгорается, и с каждым разом она посылает старика с еще большими запросами. Причем становится заметна убогость мышления человека, вся жизнь которого прошла в бедности. Ей не хватает ума, чтобы сразу попросить, к примеру, много денег, которые бы надолго избавили старика от постоянных обращений к рыбке. Старуха постепенно просит новый дом, дворянство, царскую власть. Высшим пределом мечтаний для нее становится желание стать морской царицей.
Старик безропотно исполняет каждое желание старухи. Он чувствует свою вину перед ней за все годы безрадостной жизни. При этом ему стыдно перед рыбкой, которая не выказывает недовольства от новых запросов. Рыбке жаль старика, она понимает его зависимость от старухи. Но последнее безумное желание доводит и ее терпение до конца. Она никак не наказывает старуху, сошедшую с ума от жадности, а просто возвращает все к разбитому корыту.
Для старика это даже лучший выход, так как он вновь становится хозяином в своем доме. А старуха получила серьезный урок. Всю оставшуюся недолгую жизнь она будет вспоминать, как из-за жадности своими руками уничтожила плывущие в руки власть и богатство.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101.
УКМ «Школа России»
1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.
Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».
Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.
2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?
Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.
Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.
Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.
3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?
Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.
4. Сравни начало и конец сказки.
Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта.
5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?
Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.
Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.
Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.
6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?
Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.
7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.
План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»
- Старики и землянка.
- Спасение рыбки.
- Новое корыто.
- Новая изба
- Столбовая дворянка.
- Вольная царица.
- Последняя просьба.
- Опять землянка.
Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса
Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.
Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.
Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.
Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.
Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.
Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.
Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.
Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.
8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.
Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.
В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.
Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».
9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».
Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса
Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.
На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.
Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.
И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.
Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.
А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.