Снегирев г рассказы слушать

Рассказ о том, как зима никак не хотела уходить. весна ее прогоняла, но та говорила, что уйдет, когда услышит настоящую

Рассказ о том, как Зима никак не хотела уходить. Весна ее прогоняла, но та говорила, что уйдет, когда услышит настоящую весеннюю песню птиц.

Весенняя песня - Скребицкий Г.

Это случилось давным-давно. Прилетела с юга в наши края Весна-Красна. Собралась она леса зелёной листвой обрядить, на лугах пёстрый ковёр из трав и цветов раскинуть. Да вот беда: Зима никак уходить не хочет, видно, понравилось ей у нас гостить; что ни день, то задорней становится: закрутит пургу, метель, во всю мочь разгуляется…

— Когда ж ты к себе на Север уйдёшь? — спрашивает её Весна.
— Подожди, — отвечает Зима, — твоё время ещё не пришло.
Ждала, ждала Весна и ждать устала. А тут ещё все птицы и звери — всё живое взмолилось к ней: «Прогони Зиму, заморозила нас совсем, дай хоть погреться на солнышке, поваляться в зелёной траве».
Опять Весна спрашивает Зиму:
— Скоро ли ты уйдёшь?
А Зима хитра, вот что придумала:
— Стара я стала, — отвечает Весне. — Все месяцы перепутала, не помню, когда мне срок настаёт в дальний путь собираться. Давай так решим: как запоёт по-весеннему первая птица, так, значит, я и отправляюсь на Север.
Согласилась Весна. Полетела она по полям, по лесам, созвала всех птиц, которые в этих краях зимовали, и говорит им:
— Запойте скорее весёлые песни! Зима, как услышит их, так и уйдёт отсюда.
— Это нетрудно, — с радостью согласились птицы. — Мы завтра же утром, как только выглянет солнце, так сразу и запоём.

Настало утро, поднялось солнце. Хотело на землю взглянуть, да не тут-то было: Зима затянула всё небо серыми тучами и ну давай посыпать поля и леса хлопьями снега. А потом как закрутит метелью, света белого не видать.

Все птицы попрятались кто куда. А Зима и рада. Говорит Весне:
— Что-то не слышу я птичьей весёлой песенки. Значит, рано мне уходить. Поживу ещё месяц, а то и два.
И на другой, и на третий день — всё непогода: то снег идёт, а то и дождь вместе со снегом.
«Как же Зиму прогнать?» — думают птицы.
Наконец самые озорные из них — воробьи — решили запеть. Не беда, что на воле холодно, сыро. Расчирикались воробьи за деревенской околицей, прямо удержу нет. Крылышки распускают, хвостики растопырили, наскакивают друг на друга, кричат, шумят, из кожи лезут вон, так стараются.
— Слышишь, как весело воробьи поют? — говорит Весна Зиме. Но та и слушать не стала.
— Да разве это пение?! — ответила она. — У меня снегири да клесты с утра до ночи кричат. Я это за пение и не считаю…
Услышал их разговор пёстрый дятел и говорит Весне:
— Видно, без моей помощи никак не обойдёшься. Завтра же я за дело примусь: такой концерт в лесу устрою, любо-дорого будет послушать.
Согласилась Весна, ждёт с нетерпением — какой весенний концерт устроит в лесу пёстрый дятел.
Только долго ждать ей не пришлось. Едва рассвело, взлетел дятел на верхушку сухой сосны, уселся там поудобнее на её ствол, цепкими коготками за кору ухватился, опёрся на растопыренный хвост да как застучит клювом по сухому дереву.
Далеко по лесу разнесло эхо барабанную дробь лесного барабанщика — дятла. И сейчас же с разных концов послышалась ответная трескотня. Все дятлы, как по команде, принялись барабанить, приветствуя приход Весны.
— Слышишь, как радостно дятлы меня встречают? Пора тебе уходить! — говорит Весна Зиме.
А Зима только рукой махнула.
— Послушай-ка, — отвечает, — как скрипят в бурю старые сосны и ели, ещё забавнее получается. Дятлы твои совсем петь не умеют, только носами стучат. Какая же это песня?!
«Что правда, то правда», — вздохнула Весна. Решила она других певцов поискать.
— Давай-ка я попробую, — предложила синица, — мне ни снег, ни мороз не страшны. Пусть только солнышко выглянет, я сразу и запою.
Дождалась синица, когда солнце выбралось из-за туч. Начала она перепархивать с ветки на ветку, а сама звонким голоском распевает: «Чик-чику, чик-чику….» Ловко так у неё получается, будто серебряный колокольчик звенит.
— Слышишь, как хорошо синица поёт? — спросила Весна у Зимы. — Или ты и это за песенку не считаешь?
— Конечно, нет, — отвечает Зима. — Пойдём-ка со мною в лес, послушай лучше, как звенят сосульки на ветках, когда их качает ветер. Куда лучше выходит. Нет, это совсем не песня.
Хитрит Зима. Не хочет синицу настоящим певцом признавать. Что поделаешь, придётся искать другого.
— А если я попытаю счастья? — предложила свои услуги длиннохвостая серенькая овсянка. — Я всю зиму с воробьями на деревенских гумнах жила, а теперь перебралась на лесную поляну. Там я и спою свою первую песенку.

Весенняя песня - Скребицкий Г.

— Ну что ж, попробуй, — согласилась Весна.
И вот, как только настало утро, овсянка уселась на верхушку дерева и тоненьким голоском запела: «Зинь-зинь-зинь-з-и-и-и-и-и-нь». Помолчала, передохнула немножко и снова: «Зинь-зинь-зинь-зииииииииинь».
Простенькая получилась песенка, но зато такая хорошая, задушевная.
— Слышишь, как славно овсянка поёт? — сказала Весна Зиме. — Значит, пришла пора тебе в дальний путь отправляться.
Рассмеялась Зима:
— Ну и песенка, ну и певец! Да у меня в лесу корольки и пищухи с утра до ночи пищат. Я это за песню никак не считаю.
Загрустила Весна. К какому же ей певцу ещё обратиться? Уж и не знает, кого просить.
А тут, глядь, откуда ни возьмись — тетерев-косач прилетел. С виду красавец: перья чёрные с сизым отливом, брови красные, хвост косицами на две стороны завивается. Сразу видно — лесной артист.

— Давно бы меня попросили, — сказал он Весне. — Я на весь лес и запою. И птицы, и звери — все моё пение хорошо знают.
Обрадовалась Весна: «Наконец-то настоящий певец нашёлся. Теперь Зиме уж не отговориться».
И вот, только настало утро, с высокой берёзы раздался задорный крик тетерева. «Чу-фшшшшшш! Чуфшшшшшшшш!» — шипел он, да так громко, что было слышно не только в лесу, но и в полях, и во всей округе.
— Ишь, тетерев зачуфыкал, — говорили люди в соседней деревне, — значит, скоро тепло настанет.
Полетела Весна к Зиме.
— Слышишь, как громко поёт в лесу тетерев? Люди в деревне толкуют, что это к теплу он так распелся, значит, пора тебе уходить восвояси.
— А какое дело мне до людей? — заносчиво отвечает Зима. — Ты заставь птиц петь по-весеннему, тогда я и уйду. А тетерев совсем не поёт, только шипит по-змеиному. Разве это можно песней назвать!
Ничего не ответила ей Весна. Улетела прочь, думает: что же дальше ей делать, какого певца найти, чтобы Зима опять не сумела отговориться. Много певцов имеется: славки, малиновки, соловьи… всех и не перечесть, только все они зимуют на юге. Теперь эти птицы ждут не дождутся, когда, наконец, в их родных краях растает снег, зазеленеет трава и можно будет снова к себе домой вернуться. Но пока вся земля покрыта снегом, пока в полях и лесах хозяйничает Зима, перелётные птицы боятся возвратиться на родину.

Так ничего и не смогла придумать Весна за весь день.
Опять наступила ночь, а за нею утро. Из-за дальнего леса медленно выплыло солнце. Оно осветило леса и поля, все белые — покрытые снегом. Только кое-где на пригорке ветер сдул белый наряд зимы. Там темнела мёрзлая укрытая бурой прошлогодней травою земля.
Вдруг с одного из таких пригорков взлетела небольшая серая птичка — жаворонок. Взлетела, но не умчалась вдаль, вовсе нет. Она затрепетала крылышками и стала медленно подниматься всё выше и выше. И вот оттуда, с голубой высоты, полилась на землю радостная звенящая песня.
В этой песне слышался и тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка, и ещё что-то такое светлое, радостное, чего словами и передать нельзя.
Далеко-далеко разнеслась песня жаворонка по полям, по лугам и даже по глухим лесным трущобам.
Заслышав эту весеннюю песню, торопливо полезли из своих норок, из щёлок, из трещинок все, кто скрывался от лютого зимнего холода. Жучки, паучки, букашки… выбирались на солнышко, грелись там, расправляли крылышки, усики, ножки…

Вылез из норы и толстый лентяй барсук. Даже огромный медведь заворочался с боку на бок в своей берлоге.
Все звери и птицы и крохотные букашки слушали песню жаворонка, и все, наверное, думали об одном: о том, что сейчас уже не страшна лютая стужа, что нечего было её и бояться, потому что всегда вслед за зимним ненастьем наступают светлые вешние дни.
А жаворонок всё пел, поднимаясь выше и выше. Яркое солнце осветило его, и теперь он уже казался с земли не серенькой птичкой, а золотой звёздочкой, вторым крохотным солнышком, рождённым самой землёй.
— Что же, и это не песня? — спросила Весна Зиму.
Но Зима ничего ей не ответила, только рукой махнула. Она уже отправлялась в далёкий путь.

(Илл. Куприянова С.)

image_pdfimage_print

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Промышленновская сош № 56»

Эпоха дворцовых переворотов

Комплекс заданий по истории России XVIII века

для подготовки к ОГЭ

Автор: Сорокина Лариса Анатольевна,

учитель истории и обществознания

Промышленная

2021

I. Задания по выработке хронологических умений.

1. Установите соответствие между правителем России и временем его правления. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

Годы правления

Правитель

А) Екатерина I

1) 1727-1730 гг.

Б) Анна Иоанновна

2) 1740-1741 гг.

В) Пётр III

3) 1741-1761 гг.

Г) Пётр II

4) 1725-1727 гг.

Д) Елизавета Петровна

5) 1761-1762 гг.

Е) Иван VI Антонович

6) 1730-1740 гг.

2. Дворяне были освобождены от обязательной службы

А) в 1735 г.                Б) в 1741 г.                  В) 1755 г.                   Г) 1762 г.

3. Расположите события в хронологической последовательности

А) Русско-шведская война

Б) взятие русскими войсками Азова  

В) Приход к власти Петра II

Г) предложение кондиций Анне Иоанновне

II. Работа с терминологией

1. Запишите термин, о котором идет речь.

Условия вступления на престол императрицы Анны Иоанновны, выдвинутые Верховным тайным советом с целью ограничения самодержавной власти монарха

Ответ: ______________.

2. Установите соответствие между терминами и их определениями. Ответ запишите в виде последовательности цифр.

Термины

определения

А) гвардия

1) члены Верховного тайного совета в России

Б) кондиции

2) смена государственной власти в результате заговора

В) дворцовый

переворот

3) акт, иногда рассматривающийся как документ конституционного содержания, предложенный к подписанию императрице Анне Иоанновне при её вступлении на престол

Г) фаворит

4) придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха, получающий от него различные привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику

Д) «верховники»

5) привилегированный воинский отряд, «верные слуги государя», не связанные с административными учреждениями, происходившие из числа служилого дворянства и иностранцев, приближенных к трону

III. Работа с историческими источниками.

1. Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и укажите имя императрицы, о которой идет речь

«Это царствование … одно из мрачных страниц нашей истории и наиболее темное пятно на ней – сама императрица… Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении. Тайная канцелярия работа без устали, доносами поддерживая должное уважение к предержащей власти и охраняя ее безопасность».

А) Екатерина Алексеевна      

Б) Анна Иоанновна

В) Елизавета Петровна        

Г) Анна Леопольдовна

2. Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Из воспоминаний.

«Матушка моя жила у Бирона в последние годы его силы и власти; при ней казнили Волынского, Хрущёва, Еропкина, а Мусин-Пушкину отрезали язык. Рассказывала матушка, что была однажды свидетельницею большой охоты в Петергофе, на которой императрица _________________ собственноручно застрелила волка, кабана, оленя и нескольких зайцев.

Бироны жили очень роскошно; одних бриллиантов у его жены было более чем на 2 000 000 руб., да перед самым свержением она заказала платье, унизанное жемчугом, ценою в 100 000 руб.

Про самое свержение Бирона матушка рассказывала, что ночью услыхала страшный шум в спальне, вбежала туда и увидела, как Бирона в одной рубашке тащили солдаты на улицу, а когда посадили в карету и увезли, то жену его отыскали на снегу; потом и её увезли, и с тех пор матушка оставила Петербург.

Про время Бирона страшно было слушать рассказы стариков и старушек. За неплатёж недоимок ставили на правёж и начальников, и неплательщиков, и их родных, и их соседей. Бывало, придёт воинская команда, и выводят на правёж виноватых и правых, и поставят их рядом голыми ногами на снег, бьют палками, и морят по темницам. По городу только и слышны были палочные удары, звук цепей и стоны несчастных бедняков, их жён и детей. Лазутчиков было множество везде и повсюду; бывало муж с женою, брат с братом, отец с сыном боялись громко говорить, а когда прощались, то прощались навсегда, потому что никто не знал, увидятся ли завтра. Я была маленькая, и помню, как по Ельцу ходила одна страшная старуха, её звали Настька-доносчица. Я её помню бедною, а старушки рассказывали, что, бывало, её все боялись, угощали, и она была богатая, ходила в жемчугах… Страшное было время!»

1. Назовите императрицу, имя которой пропущено в тексте. Под каким названием вошла в отечественную историю эпоха, частью которой было это царствование?

2. Автор характеризует период правления исторического деятеля, в семье которого служила её матушка, как «страшное время». Укажите любые три пояснения, названные автором, которые подтверждают такую характеристику.

3. Привлекая исторические знания, укажите три итога царствования императрицы, имя которой пропущено в тексте (возможно указание итогов как внутренней, так и внешней политики).

IV. Работа с картой.

1. Рассмотрите карту и ответьте на вопросы.

99768405 1

1) Укажите дату вступления России в Семилетнюю войну. Назовите союзников России в данной войне?

2) Назовите имена русских монархов, чье правление связано с событиями, указанными на карте. Какое государство было противником России в Семилетней войне?

3) Назовите командующего русской армией в сражении при Гросс-Егерсдорфе.

2. Выполните задания на контурной карте.

1) Обозначьте границы государств.

2) Обозначьте стрелками действия русской армии и флота.

3) Выделите места крупнейших сражений и напишите их даты.

99768405 2

V. Работа с иллюстративным материалом.

Рассмотрите изображение и ответьте на вопросы

99768405 3

1) Назовите государственного деятеля, изображенного на картине художника В.И. Сурикова. Какой орган власти был создан при его участии в правлении Екатерины I?

2) Назовите имя монарха, отправившего в отставку этого государственного деятеля. Что стало основной причиной его отставки?

VI. Факты истории культуры

1. Соотнесите фамилии художников и их произведения

Художник

Произведение

1

Ф.С. Рокотов

А

99768405 4

2

А.П. Антропов

Б

99768405 5

3

И.П. Аргунов

В

99768405 6

Текст: ГодЛитературы.РФ

Новые формы бытования литературы возродили интерес к короткому рассказу: текст в смартфоне на одну поездку, голос в наушниках на одну пробежку… Портал ГодЛитературы.РФ решил помочь читателям «войти в контекст» и напомнить лучшие образцы этого трудного жанра. Мы попросили писателей, издателей, редакторов и литературных критиков назвать четыре коротких рассказа, когда-либо произведших на них сильное впечатление. Три – классические, вплоть до конца ХХ века, и один – непосредственно XXI века.

Участие в опросе приняли 19 экспертов. Всего в итоговый список вошли 74 рассказа. Лидером по количеству выдвинутых рассказов оказался Иван Бунин (было выдвинуто пять его рассказов), а вот два рассказа Антона Чехова – «Скучная история» и «Спать хочется» – выбрали сразу по двое экспертов.

Публикуем списки рассказов в алфавитном порядке с указанием экспертов, выбравших их. При этом мы не стали делить тексты на написанные изначально по-русски и переводные, ведь мировая литература едина, и литература русская – ее неотъемлемая часть.

Лучшие рассказы до XXI века

  1. Амброз Бирс «Один офицер, один солдат» (Александр Снегирев)
  2. Хорхе Луис Борхес «Роза Парацельса» (Михаил Визель)
  3. Исаак Бабель «Ги де Мопассан» (Михаил Визель)
  4. Исаак Бабель «Письмо» (Ольга Аминова)
  5. Василий Белов «Колоколена» (Дмитрий Шеваров)
  6. Иван Бунин «Господин из Сан-Франциско» (Сергей Самсонов)
  7. Иван Бунин «Красавица» (Андрей Василевский)
  8. Иван Бунин «Натали» (Максим Замшев)
  9. Иван Бунин «Ворон» (Арсений Замостьянов)
  10. Иван Бунин «Чистый понедельник» (Ольга Аминова)
  11. Кир Булычев «Корона профессора Козарина» (Шамиль Идиатуллин)
  12. Анатолий Гаврилов «В преддверии новой жизни» (Владислав Толстов)
  13. Александр Вельтман «Иоланда» (Максим Амелин)
  14. О. Генри «Дары волхвов», пер. Владимира Бобкова (Ася Петрова)
  15. Николай Гоголь «Старосветские помещики» (Евгений Водолазкин)
  16. Федор Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» (Арсений Замостьянов)
  17. Георгий Жжёнов «Саночки» (Василий Авченко)
  18. Юрий Казаков «Проклятый Север» (Василий Авченко)
  19. Юрий Казаков «Вон бежит собака» (Александр Снегирев)
  20. Юрий Казаков «Осень в дубовых лесах» (Дмитрий Шеваров)
  21. Раймонд Карвер «Что не танцуете», пер. Григория Дашевского (Александр Снегирев)
  22. Дэниел Киз «Цветы для Элджернона», пер. Светланы Васильевой (Шамиль Идиатуллин)
  23. Редьярд Киплинг «Мэ-э, паршивая овца…», пер. Марии Кан (Шамиль Идиатуллин)
  24. Юрий Коваль «Капитан Клюквин» (Дмитрий Шеваров)
  25. Хулио Кортасар «Письмо в Париж одной сеньорите» (Ольга Аминова)
  26. Сигизмунд Кржижановский «Сбежавшие пальцы» (Максим Амелин)
  27. Николай Лесков «Запечатлённый ангел» (Евгений Водолазкин)
  28. Джек Лондон «Кусок мяса» (Сергей Самсонов)
  29. Джек Лондон «Любовь к жизни» (Василий Авченко)
  30. Ги де Мопассан «Драгоценности» (Евгений Водолазкин)
  31. Владимир Набоков «Круг» (Михаил Эдельштейн)
  32. Владимир Набоков «Весна в Фиальте» (Вадим Левенталь)
  33. Николай Носов «Фантазёры» (Лев Данилкин)
  34. Константин Паустовский «Бриз» (Максим Замшев)
  35. Виктор Пелевин «Хрустальный мир» (Михаил Визель)
  36. Андрей Платонов «Возвращение» (Сергей Самсонов)
  37. Эдгар Аллан По «Низвержение в Мальстрём» (Вадим Левенталь)
  38. Валентин Распутин «Рудольфино» (Лев Данилкин)
  39. Александр Солженицын «Пасхальный крестный ход» (Андрей Немзер)
  40. Александр Солженицын «Абрикосовое варенье» (Андрей Василевский)
  41. Владимир Соллогуб «Метель» (Андрей Немзер)
  42. Владимир Сорокин «Геологи» (Лев Данилкин)
  43. Джером Дэвид Сэлинджер «Дорогой Эсме — с любовью и всяческой мерзостью», пер. Риты Райт-Ковалёвой (Ася Петрова)
  44. Джером Дэвид Сэлинджер «О эти губы и глаза зеленые» (Максим Замшев, Михаил Эдельштейн)
  45. Абрам Терц «Пхенц» (Владислав Толстов)
  46. Алексей Толстой «Гадюка» (Владислав Толстов)
  47. Иван Тургенев « Мой сосед Радилов» (Андрей Немзер)
  48. Эрнест Хемингуэй «Там, где чисто и светло», пер. Екатерины Романовой (Ася Петрова)
  49. Эрнест Хемингуэй «Снега Килиманджаро» (Александр Мелихов)
  50. Эрнест Хемингуэй «Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера» (Михаил Эдельштейн)
  51. Антон Чехов «Черный монах» (Александр Мелихов)
  52. Антон Чехов «Спать хочется» (Максим Амелин, Вадим Левенталь)
  53. Антон Чехов «Скучная история» (Александр Мелихов, Арсений Замостьянов)
  54. Василий Шукшин «Земляки» (Арсений Замостьянов)
  55. Василий Шукшин «Срезал» (Андрей Василевский)

XXI век

  1. Дмитрий Бакин «Нельзя остаться» (Сергей Самсонов)
  2. Сергей Болмат «Объект» (Лев Данилкин)
  3. Алексей Варламов «Ойоха» (Евгений Водолазкин)
  4. Марина Вишневецкая «Увидеть дерево» (Андрей Немзер)
  5. Мария Галина «В плавнях» (Шамиль Идиатуллин)
  6. Марианна Гончарова «Янкель, инклоц ин барабан» (Ася Петрова)
  7. Борис Екимов «Фетисыч» (Арсений Замостьянов)
  8. Борис Екимов «Ралли» (Дмитрий Шеваров)
  9. Олег Зоберн «Отмена посадки» (Александр Снегирев)
  10. Этгар Керет «Пони» (Михаил Визель)
  11. Павел Крусанов «Сотворение праха» (Максим Замшев)
  12. Павел Крусанов «Бессмертник» (Вадим Левенталь)
  13. Анна Матвеева «Девять девяностых» (Владислав Толстов)
  14. Павел Мейлахс «Вспышка» (Александр Мелихов)
  15. Захар Прилепин «Убийца и его маленький друг» (Василий Авченко)
  16. Дина Рубина «Посох деда Мороза» (Ольга Аминова)
  17. Ольга Славникова «Вещество» (Максим Амелин)
  18. Сергей Солоух «Метаморфозы» (Михаил Эдельштейн)
  19. Карина Шаинян «Что ты знаешь о любви» (Андрей Василевский)


СПИСОК ЭКСПЕРТОВ

  • Василий Авченко, писатель и журналист, лауреат общероссийской литературной премии «Дальний Восток» имени В. К. Арсеньева.
  • Максим Амелин, поэт, переводчик, лауреат премии «Поэт», главный редактор издательства «ОГИ».
  • Ольга Аминова, редактор, литературный агент.
  • Андрей Василевский, главный редактор журнала «Новый мир», поэт, лауреат премии Правительства РФ.
  • Михаил Визель, шеф-редактор портала ГодЛитературы.РФ, критик, писатель, переводчик.
  • Евгений Водолазкин, писатель, лауреат премий «Большая книга» и «Ясная Поляна», доктор филологических наук.
  • Лев Данилкин, писатель, критик, лауреат премии «Большая книга».
  • Арсений Замостьянов, писатель, литературовед, заместитель главного редактора журнала «Историк».
  • Максим Замшев, писатель, главный редактор «Литературной газеты»
  • Шамиль Идиатуллин, писатель, журналист, лауреат премии «Большая книга».
  • Вадим Левенталь, писатель, редактор серии «Книжная полка Вадима Левенталя» издательства «Городец».
  • Александр Мелихов, писатель, публицист.
  • Андрей Немзер, литературовед и литературный критик, кандидат филологических наук, профессор НИУ ВШЭ.
  • Ася Петрова, прозаик, лауреат премии «Книгуру», переводчик французской литературы.
  • Сергей Самсонов, писатель, лауреат премий «Дебют» и «Ясная Поляна».
  • Александр Снегирев, писатель, лауреат премии «Русский Букер», заместитель главного редактора журнала «Дружба народов».
  • Владислав Толстов, журналист, публицист, редактор, ответственный секретарь премии «Национальный бестселлер».
  • Дмитрий Шеваров, журналист, литературный критик, прозаик.
  • Михаил Эдельштейн, литературный критик и литературовед.

В этой подборке представлены произведения, которые вышли исключительно в XXI веке. Все они — о нашем настоящем, о том мире, в котором мы живем сейчас. Писатели всегда особенно осмысляют происходящее, находят и подсвечивают идеи, которые мы в повседневности рискуем пропустить. Эти книги, помимо увлекательного сюжета и виртуозного владения словом, объединяет талант их авторов уловить дух времени, настроение сегодняшнего дня. Моя персональная рекомендация — книга Людмилы Петрушевской, для меня она — современный гений, писательница, заслуживающая Нобелевской премии как никто другой и по какой-то вселенской несправедливости ею обделенная.

«Черное пальто. Страшные случаи»

Людмила Петрушевская

Снегирев г рассказы слушать

Людмила Петрушевская — признанный классик, великая наша современница. Она умеет работать абсолютно в любом жанре и удерживать читательское внимание всерьез и надолго. «Черное пальто» — это сборник коротких текстов, написанных Петрушевской за последние сорок лет. Открывается он рассказом «Гигиена», датированным 1976 годом, — о страшной и неизвестно откуда возникшей эпидемии вируса, убивающего людей за три дня. Мистические истории, собранные в книге, леденят кровь и невольно заставляют задуматься о провидческом даре писателя.

«Домовая любовь»

Евгения Некрасова

Снегирев г рассказы слушать

Сборник рассказов и поэм «Домовая любовь» посвящен дому и его обитателям. Для кого-то из них дом — это крепость, а для кого-то — тюрьма. В доме ищут спасения, из дома бегут, о доме мечтают, с домом разговаривают. Героиням Евгении Некрасовой приходится непросто в жизни, они оказываются в нездоровых отношениях, разрывают семейные узы, гонятся за счастьем и в итоге спасают себя сами.

«Мойра Морта мертва»

Линор Горалик

Поэтесса, писательница, создательница «Зайца ПЦ» Линор Горалик — мастер суперкоротких рассказов. Если вы читали ее сборники «Говорит» и «Короче», то обратите внимание и на «Мойру Морту», вышедшую в издательском проекте Центра Вознесенского. Горалик работает в жанре flash stories и дотошно исследует человеческие чувства. Главная повесть, по которой названа книга, идет в сопровождении 76 крошечных зарисовок о людях — грустных, странных и смешных.

«Ты знаешь, что хочешь этого»

Кристен Рупеньян

Снегирев г рассказы слушать

Американка Кристен Рупеньян прославилась в интернете рассказом «Кошатник», который тоже включен в этот сборник. Но и помимо него в «Ты знаешь, что хочешь этого» есть литературные находки. Рупеньян — прекрасная рассказчица, она делает это так легко и непринужденно, будто делится историями с подписчиками в социальных сетях. Она вскрывает тайные желания людей и освобождает таящееся в них безумие.

«Пьяные птицы, веселые волки»

Евгений Бабушкин

Снегирев г рассказы слушать

Сборник «Пьяные птицы, веселые волки» именно та книга, которую можно порекомендовать читать сумрачным вечером. Бабушкин погружает читателя в совершенно иной мир, живущий по собственным правилам. В нем с террористами можно договориться, а мертвых — оживить. Герои Бабушкина — чудаки и зануды, умницы и фрики, таланты и посредственности. За ними интересно наблюдать, их невозможно понять. Бабушкин завораживает, заговаривает реальность, преображая ее. Истории, которые он рассказывает и напевает, оказываются философскими сказками, порой страшными и беспощадными — как вся наша жизнь.

«Ногти»

Михаил Елизаров

Снегирев г рассказы слушать

Сборник короткой прозы Михаила Елизарова — острой, как заточенный нож. Впервые вышел в издательстве Ad Marginem в 2001 году и, по словам критиков, стал одним из самых ярких дебютов.

Маскулинная, дерзкая проза Елизарова порой напоминает истории Буковски и Миллера, в которых женщинам отведено особое, губительное место. А центральную повесть (по ней названа книга) часто сравнивают с произведениями Сорокина, когда говорят о ее натуралистичности, беспощадности и заклинательности.

«Вещи и ущи»

Алла Горбунова
 

Снегирев г рассказы слушать

Дебютный сборник прозы «Вещи и ущи» известной петербургской поэтессы Аллы Горбуновой. По словам автора, эта книга «как будто произрастает из ситуации утраты слов, утраты больших рассказов, романов, барочной пышности, изощренности — это, скорее, что-то пещерное, первобытное, для выживания». Интересно проследить, как эта книга рифмуется со следующей, «Конец света, моя любовь», принесшей Горбуновой широкую известность и престижную литературную премию «НОС».

«Любовь хорошей женщины» 

Элис Манро

Канадскую писательницу, нобелевскую лауреатку Элис Манро называют лучшим автором рассказов нашего времени. Критики высоко оценивают ее талант, сравнивают с Борхесом и Чеховым, не скупятся на комплименты. В сборник «Любовь хорошей женщины» вошли рассказы, опубликованные ранее в журнале «Нью-Йоркер». Кажется, Манро знает про нас лучше, чем кто-либо. Она поднимает вечные темы: добра и зла, любви и предательства, находок и потерь, — но словно вдыхает в них новую жизнь.

«Время вышло. Современная русская антиутопия»

Снегирев г рассказы слушать

В сборнике «Время вышло» собрано 13 рассказов разных авторов: Андрея Рубанова, Александра Иличевского, Алексея Сальникова, Алисы Ганиевой, Ксении Букши, Сергея Шаргунова, Дмитрия Захарова и других. Все они пытаются осмыслить реальность и понять, какое же будущее нас ждет. Для этого они обращаются к популярному сегодня жанру — антиутопии.

«Плохая жена хорошего мужа»

Александр Снегирев

Снегирев г рассказы слушать

Снегирев прекрасно знает, как провоцировать аудиторию. Как в текстах, так и в жизни. Единственное, что ему недоступно, — это скука: он приговаривает и отменяет ее.

Рассказы из сборника «Плохая жена хорошего мужа» хорошо воспринимаются в форме аудиокниги: кажется, будто чтец (он же автор) рассказывает лично тебе увлекательные истории общих знакомых. Оторваться невозможно.

А по специальному промокоду ТАСС на сайте сервиса все читатели получат книгу в подарок из специальной подборки, а также скидку 25% практически на весь ассортимент.

  • Смысл сказки лисичка со скалочкой
  • Смысл сказки никита кожемяка
  • Смысл сказки кот и лиса
  • Смысл сказки про белого бычка
  • Смугло веснушчатый как пишется