Смысл сказки про белого бычка

Урок чтения 4 класс пнш законы докучной сказки. сказка про белого бычка страницы: учебник 67; тетрадь 5, задания 12.

Урок
чтения 4 класс ПНШ

ЗАКОНЫ
ДОКУЧНОЙ СКАЗКИ.

«СКАЗКА
ПРО БЕЛОГО БЫЧКА»

Страницы: (учебник) 6–7; (тетрадь) 5, задания
№ 1–2.

Цель деятельности педагога: создать условия
для формирования понятия «докучная сказка», развития умения находить сюжетно-композиционные
особенности жанра докучной сказки; способствовать развитию артикуляционного
аппарата, памяти.

Планируемые результаты: личностные УУД:
познают основы для развития творческого воображения; метапредметные УУД:
регулятивные – выполняют учебные действия на основе алгоритма действий;
познавательные – выделяют события, видят их последовательность в произведении;
коммуникативные – воспринимают мнение о прочитанном произведении сверстников;
предметные УУД: научатся различать малые жанры фольклора, находить средства
художественной выразительности в тексте (повторы), читать вслух плавно,
безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;
получат возможность научиться осваивать на практике малые фольклорные жанры
(докучная сказка) и инсценировать с помощью выразительных средств (мимика,
жесты, интонация), различать сюжетно-композиционные особенности докучной
сказки.

Образовательные ресурсы: условные знаки;
предметные рисунки.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

– Кот ученый приглашает Машу, Мишу и нас
продолжить путешествие по огородам Бабы-яги. Но попасть мы туда сможем, только
дружно прочитав заклинание:

Шлеп-шлеп-шлеп,

Хлоп-хлоп-хлоп,

Стук-стук-стук,

Топ-топ-топ.

Не хотим мы здесь сидеть,

Хотим в огороды полететь.

Учитель открывает доску с условным знаком
«Репейники»:

II. Введение в тему.

1. Беседа.

Регулятивные УУД:  формулирование  учебной 
задачи  вместе  с  учителем.

– Ребята, посмотрите, какой интересный знак!

Отчего бы это вдруг

Репейники дружно встали в круг?

Что такое, в самом деле,

Словно бы на карусели?

– Кто-нибудь может объяснить? (Свободные
высказывания детей.)

Конечно,  можно  спросить  у  Кота  ученого,
но он отчего-то заснул. Разгадаем этот знак потом. Нас заждались репейники,
послушайте, что они говорят.

От имени репейника выступает учитель.

Пожалуйте, дорогие гости, пожалуйте!

Веселья вам да радости!

Давным-давно мы вас ждем-поджидаем,

Сказку не начинаем!

У нас для каждого найдется

И местечко, и словечко.

Принесли мы забавушек на всякий вкус!

Будем говорить вам сказки докучные,

Но совсем не скучные.

Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно? Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Мы очень любим докучные сказки и хотим вас с
ними познакомить.

2. Лексическая работа.

– Вспомните, что значит «докучать»? Кто из вас
заглянул в словарь?

 «Докучная, докучливая сказка – коротенький
рассказ, без большого смысла, конец которого опять переходит в начало, и
повторяется одно и то же» (Даль В. И. «Толковый словарь»).

 В толковом словаре Д. Ушакова сказано:
«Докучные – наводящие скуку, уныние, надоедливые».

 Александр Николаевич Афанасьев считал,
«докучная» – значит бесконечная. И «докучать» – значит умолять, просить
неотступно. Потому что, едва договоришь сказку, уже слышится со всех сторон:
«Еще, еще…».

3. Работа по тетради (с. 5).

Отработка навыка чтения (задания № 1, 2).

III. Изучение нового материала.

1. Работа по учебнику (с. 6–7).

Познавательные УУД: логические – анализ
объектов с целью выделения в них существенных признаков – сравнение докучных
сказок с целью выделения повтора как жанровой основы.

Чтение сказки по ролям (коммуникативные УУД).

Учитель читает первым, дети – хором, по рядам
– «отвечают».

– Как вы думаете, кому и когда могли
рассказывать такие сказки? (Свободные высказывания детей.)

  Физкультминутка

Маша шла, шла, шла

(дети шагают на месте),

Маша ягодку нашла (присели).

Опустилась, поднялась (поднялись):

«Ах, какая ягодка!»

(Дети показывают, любуются ягодкой.)

Поглядела на лужок

(смотрят из-под ладошки),

Там увидела цветок.

2. Работа по учебнику (продолжение).

Чтение сказки в парах (коммуникативные УУД).

– Можно ли назвать «Сказку про белого бычка»
бесконечной? Кто может ее продолжить? (Например: Уйди! – Ты говоришь «уйди», я
говорю «уйди». Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?)

– Какие докучные сказки знаете вы? (Ответы
детей.)

3. Работа по карточкам.

– Ребята, репейники приготовили для вас и
другие докучные сказки.

На доске рисунки репейников или листьев, на
обратной стороне которых записаны сказки. Рисунков столько, сколько детей в
классе. Сказки повторяются, это дает возможность всем детям участвовать в
работе, а слабо читающим детям – следить за чтением других учеников.

Шел я как-то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост:

– Пусть ворона сохнет.

Шел опять я через мост,

Глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост:

– Пусть ворона мокнет.

(И опять начинать все сначала, пока не
надоест.)

Жили-были два братца, два братца – кулик да
журавль. Накосили они стожок  сенца,  поставили  среди  польца.  Не  сказать 
ли  сказку  опять с конца?

* * *

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был
кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

* * *

– Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?

– Расскажи.

– Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе
сказку про белого гуся?

– Скажи.

– Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет,
да доколь это будет?! Сказать ли тебе сказочку про белого гуся?

* * *

– Рассказать ли тебе докучную сказочку?

– Расскажи.

– Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи;
рассказать ли тебе докучную сказочку?

– Не надо.

– Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо;
рассказать ли тебе докучную сказочку?

И т. д.

* * *

«Мы с тобой шли?» – «Шли». – «Кожух нашли?» –
«Нашли». – «Я тебе его дал?» – «Дал». – «Ты его взял?» – «Взял». – «Так, где же
он?» – «Что?» – «Да кожух!» – «Какой?» – «Мы с тобой шли?..» И так без конца.

* * *

Жили-были два павлина,

Вот и сказки половина.

Жили-были два гуся,

Вот и сказка вся.

* * *

Жил Кутырь да Мутырь, жил посреди степца,
накосил себе стожок сенца; пришли к нему баран да овца, подъели стожок сенца.
Не сказать ли опять с конца?

* * *

В одном болоте жила-была лягушка,

По имени, по отчеству Квакушка;

Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост,

Присела да и завязила в тину хвост!

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала –

Выдернула хвост, да завязала нос;

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала –

Выдернула нос, да завязала хвост;

Дёргала, дёргала, дёргала, дёргала –

Выдернула хвост, да завязала нос…

И так без конца.

– У кого такая же сказка?

– Кто докажет, что это докучная сказка?
(Сказки эти шуточные, бесконечные, они придуманы для развлечения, забавы.)

– Какие две части есть в каждой докучной
сказке? Зачем рассказывается первая часть? А зачем вторая? (Каждая докучная
сказка состоит из двух неравных частей: первая имитирует начало настоящей
сказки, вторая часть резко обрывает рассказ предложением: «Рассказать ли тебе
сказочку сначала?»)

– Найдите и прочитайте первую часть каждой
сказки. Читайте так, чтобы заинтересовать слушателей.

– Прочитайте вторые части сказок.

– Почему возникает чувство разочарования?
(Свободные высказывания детей.)

4. Упражнение для глаз.

Буквы вычеркни скорей

Те, которые два раза

Встретишь на строке моей,

И тогда прочесть ты сможешь

И в ответе сообщить,

В чем секрет докучных сказок,

Знак на грядке объяснить.

А Ю К А Р Б Ю У Г Б

В К Д Д А В Ж Р Г У Ж С Г Е И Л И Ь

(Круг, карусель.)

– Что это значит, вам поможет понять ученый
Кот. Он будет читать сказку, а вы отмечайте на круге части сказки точками двух
цветов.

У учащихся на партах – круг из бумаги,
разделенный на части, цветные карандаши. Один ученик выполняет задание на
доске.

«В некотором царстве, в тридевятом государстве
жила была Варвара… Не начать ли сказку сначала?»

Вывод: сюжет докучной сказки движется по
кругу, от него может закружиться голова, как на карусели.

Знак на грядке означает, что репейники могут
рассказывать свои сказки бесконечно.

5. Работа по учебнику (с. 6, 7).

Познавательные УУД: осуществление поиска и
выделение необходимой информации (работа с текстом, дидактическими
иллюстрациями).

Примечание. К выполнению задания необходимо
привлечь учеников, слабо успевающих.

– Ребята, рассмотрите иллюстрации,
расположенные в руках репейников и на волшебном дубе. Чем они похожи? (Все
элементы на картинках: бычок, лиса и петух, цапля и лягушка, рыбка и волны,
кустик и ромб – расположены друг за другом по кругу и повторяются, образуя
орнамент.)

6. Самостоятельная работа по тетради (задание
№ 3).

IV. Итог урока.

Учитель. Ребята, пора возвращаться, но
репейники требуют, чтобы Миша и Маша рассказали докучную сказку. Кот ученый
предлагает такое начало (учитель говорит начало и просит слабоуспевающих
учащихся продолжить): «Миша и Маша хотят отправиться домой, а репейники…»

Дети. «…Все пристают и не пускают их».

Учитель. «Миша и Маша хотят домой, а репейники
…»

Дети. «…Все не пускают их».

Учитель. Этак мы домой не попадем, сказка-то
бесконечная. Смотрите, сорока. Она несет телеграмму: «Срочно вызываю. Нужны
помощники, чтобы усыпить сказками Кощея Бессмертного. Баба-яга».

Давайте прочитаем заклинание:

Шлеп-шлеп-шлеп,

Хлоп-хлоп-хлоп,

Стук-стук-стук,

Топ-топ-топ.

Не хотим мы здесь сидеть,

Хотим в класс мы полететь.

– Вот мы и в классе. Кого заинтересовали
докучные сказки? Кто захотел попросить родителей рассказать докучную сказку?
Кто хочет придумать свою сказку? Что означает условный знак «Репейники»? Какую
хитрость таят в себе докучные сказки? (Сюжет движется по кругу.)

Урок окончен.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнеомская средняя школа № 2»

Творческий проект

Докучные сказки

                                                                 Авторы:

                                                                 Кутькин Артём 3Б класс

                                                                 Панютич Дмитрий 3Б класс

                                                                 Руководитель: Станчас И.И.

с. Нижняя Омка

2017 год

Содержание.

Введение.        3

Глава I        4

История происхождения сказок.        4

Бытование докучной сказки.        4

Глава II. Принцип построения сказки.        5

Результаты исследования:        7

Глава III. Наши сказки.        8

Вывод:        10

Список литературы.        11

Актуальность темы:

Идея создания проекта возникла на уроке литературного чтения. Само  понятие «докучные сказки» вызвало интерес. В сказках о животных персонажами являются животные. В волшебных сказках происходят чудеса. А о чём  говорится в докучных  сказках? Исследование здесь было просто необходимо. Почему сказки так называются, как  они возникли, можно ли в современных условиях создать их самим?

Нас  заинтересовала эта тема, и мы решили  собрать по этим сказкам более полную информацию и  провести исследовательскую работу.

Цель исследования:

  • Узнать, как появилось  название «Докучные сказки».
  • Как возникли докучные сказки?
  • Можно ли в наше время создать такие сказки?

Задачи:

  • узнать из дополнительной литературы как появились докучные  сказки;
  • провести опрос по теме работы среди учащихся вторых классов;
  • создать свои докучные сказки, привлечь  учащихся  3   классов.
  • собрать сборник докучных сказок, которые учитель может использовать в дальнейшей работе по этой теме.

Гипотеза:

Предположим, что докучные сказки были придуманы уставшими сказочниками, которые хотели отдохнуть от любознательных слушателей.

Для  достижения поставленных целей и задач были использованы теоритические (изучение литературы, анализ, сравнение и обобщение) и эмпирические  (анкетирование, сбор информации) методы исследования.

История происхождения сказок.

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

 А. С. Пушкин

Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать.

Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками — ведь «возраст» многих сказок исчисляется тысячелетиями!

Сказки — это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных, волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов.

Бытование докучной сказки.

Докучная сказка ― докучающая, доводящая до скуки, надоедливая. Докучная сказка сказывается любому слушателю, если есть соответственная предпосылка ― приставание слушателя к сказочнику и нежелание последнего говорить сказку.

Докучные сказки — это прибаутки, потешки, при помощи которых хотят угомонить детей. «Докука» — старинное русское слово, обозначающее надоедливую просьбу и не встречающееся в языке современного человека. Но у него есть однокоренные слова в современном языке. Например, слово «скука». Следовательно, словосочетание «докучная сказка» — сказка, которую рассказывают неугомонным детям, которые часто лишают родителей покоя своими просьбами. Впервые несколько текстов докучных сказок были опубликованы В. И. Далем в 1862 году в сборнике «Пословицы русского народа». Исследованием докучной сказки занимались известные учёные, фольклористы и этнографы. Главное в докучной сказке, что она не настоящая! Ее обман заключается в том, что сразу после зачина следует неоправданно быстрый конец, в подмене начала концом, а конца — началом.

Докучной сказке присуща асимметрия начала, центральной части и конца. Ее обман заключается в отсутствии или неразвитости содержательного звена сказки, в том, что сразу после зачина следует неоправданно быстрый конец, в подмене начала концом и конца – началом, в создании  иллюзии  бесконечности путем повторения отдельных, уже прозвучавших звеньев текста. Используя в качестве классификаторов слова, смысл которых обман и неправда, предложим следующую классификацию докучных сказок:

  • неоправданно короткие;

Это сказки, которые состоят только из начала и конца, а срединная часть в них отсутствует.

Жили — были два гуся, Вот и сказка вся.

  • неоправданно незаконченные;

Бесконечность этого типа докучной сказки создается открытостью ее конца. Технический приём состоит в том, что ход сказочного действия, его время, способное в обычной сказке замедляться или волшебным образом ускоряться, соединяется с ходом времени в реальном пространстве: рассказчик и слушатель вынуждены ждать, когда старичок доедет до мельницы, и только после этого можно будет продолжить повествование.

Таким образом, сказка сменяется реальностью; в тексте они соединены, а не противопоставлены друг другу. Это соединение происходит на чётко маркированной вопросом слушателя границе между художественным пространством и реальностью:

Жил — был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…

— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!

— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

  • неоправданно повторяющиеся бывают «маятниковые» и «кольцевые»;

Маятниковый повтор — бесконечное дословное повторение одного из звеньев текста.

Пришел медведь к броду,

Да бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис.

Вымок, Выкис, Вылез, Высох,

Встал на колоду

   – Бултых в воду

«Кольцевые» весь текст повторяется, «теряя» при этом свое начало и конец. Конец становится началом, начало — концом: «Не сказать ли сказку сначала?», «Не сказать ли опять с конца?»

Жил-был царь,

 у царя был двор,

на дворе был кол,

на колу была мочала,

 не сказать ли сказочку сначала?

  • псевдобесконечные  подразделяются на два типа «с приращением» и «рассказ в рассказе».

Сказка «с приращением» длится бесконечно, ее конец отодвигается благодаря приращению звеньев, в которых новой является лишь реплика, поданная слушателем и ловко «вплетённая» рассказчиком в ключевую формулу сказки. А затем повторяется первое и на самом деле единственное звено текста, его начало. «Приращение» текста происходит без «приращения» новых, интересующих слушателя сведений. В типе «с приращением» наиболее ярко проявляется игровой характер докучной сказки, когда рассказчик и слушатель в диалоге словно проигрывают небольшую сценку:

         — Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

         – Скажи.

 – Ты скажи, да я скажи. Сказать тебе сказку про белого бычка?…

«Рассказ в рассказе» здесь не происходит «приращения» с помощью новых слов. Новое звено, не повторение, а продолжение.

Шли дети по дорожке,

Нашли книжку,

 А в той книжке было написано:

Шли дети по дорожке…

Докучные сказки живут и в наши дни, наиболее популярны среди них «Про белого бычка», «У попа была собака…», «Жили-были два гуся…» и др. Они способствуют развитию творческих способностей, памяти, речи, выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора, артистических способностей.

Результаты исследования:

Анкетирование

В анкетировании приняли участие учащиеся 3а и 3б классов

Любите ли вы сказки?

 100%

 100%

Знаете ли вы докучные сказки?

  90%

 85%

Хотели бы вы познакомиться с докучными сказками?

 100%

100%

Умеете ли вы сочинять сказки?

85%

 65%

Сказки сочинять непросто, но интересно. Этим и занимались люди во все времена. Когда было совсем нечего делать, придумывали сказки докучные.

Это такие истории, в которых конец – это начало, а начало – это конец, поэтому их можно рассказывать бесконечно и тем самым докучать, т.е. надоедать кому-нибудь.

  А теперь послушайте наши докучные сказочки 2.

Кутькин Артём сочинил кольцевую сказку

Жила у меня кошка, ела всего понемножку.

Жил у меня пёс.

Он в моём доме был, как босс.

Жил у меня попугай.

И всё время кричал:

-Давай, догоняй!

Жила у меня улитка, и это для меня просто пытка.

А не начать ли нам сказку сначала?

Урянская Варвара сочинила кольцевую сказку

Бегу  я по дороге

И вижу я кота,

Взяла кота за ухо

С собою повезла,

Бегу  я по дороге

И вижу червяка

Взяла его за ухо

С собою повезла

Начну сначала я?

Тарасова Оксана сочинила сказку «с приращением»

-Рассказать тебе сказку «Два Мороза»?

-Расскажи.

-Ты расскажи, он расскажи, а тебе рассказать сказку «Два Мороза»?

Панютич Дмитрий сочинил кольцевую сказку

У нас два котёнка играли с распашонкой.

Прыгали, играли, распашонку примеряли.

Не сказать ли всё сначала?

«Маятниковую»  сказку сочинил Гусев Денис

Охотник собрался на охоту.

Взял ружьё и вышел из дому.

Вспомнил про пули и вернулся.

Зашёл в дом, поставил в угол ружьё, взял пули и вышел из дома.

Вспомнил, что забыл ружьё.

Вернулся, положил пули, взял ружьё и вышел из дома.

Вспомнил…..

Сочинил кольцевую сказку Ерёменко Максим

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Ручки — всё хватать, хватать.

Ручки мыли мы мочалом,

Начинай рассказ сначала.

Галстян Никита сочинил «с приращением»

-Рассказать тебе сказку «Три медведя»?

-Расскажи.

-Ты расскажи, он расскажи, а тебе рассказать сказку «Три медведя»?

«Маятниковую»  сказку сочинила Костюченко Алиса

Жила — была мышка, она очень любила сыр.

Поспит в норке и побежит за сыром. Поест и побежит в норку спать, поспит в норке и  побежит за сыром.  Поест и побежит в норку спать…

  • В ходе самого исследования мы нашли  ответы на вопросы:

— Как появилось  название «Докучные сказки»?

— Как возникли докучные сказки?

— Можно ли в наше время создать такие сказки?

  • Используя,   эти знания мы составили свои докучные сказки
  • У нас получился  сборник докучных сказок, который мы можем почитать сами малышам, учитель может использовать в дальнейшей работе по этой теме.
  1. Даль В. И. «Пословицы русского народа»

http://megabook.ru/article/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BA%D0%B0%20%E2%94%80%20%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%92.%D0%98.%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8F

  1. Ковшова. М. « Литература о сказках» http://www.ru-skazki.ru/kovshova-the-priest-had-dog&p2.html
  2. Сборник докучных сказок. http://lukoshko.net/story/dokuchnye-skazki.htm
  3. ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ — сборник сказок А.Н. Афанасьева

http://tale.mus-ani.com/page/dokuchnye_skszky

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Смугло веснушчатый как пишется
  • Смысл колымской сказки в романе капитанская дочка
  • Смотреть старик годовик смотреть сказку
  • Смотреть сказку о мальчише кибальчише в хорошем качестве
  • Смотреть сказку мешок яблок видео
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии