Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Яблочная душа
Супер топ
17 497
Нравится19Нравится19 людям
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Работник года
Супер топ
15 262
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Я смогу
Супер топ
10 518
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Тем временем на заднем фоне
Супер топ
9 290
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Хороша жизнь в деревне
Супер топ
7 423
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Хозяин, открывай дверь, пёс пришёл
Супер топ
6 481
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Трёхмесячный птенец императорского пингвина
Супер топ
3 053
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Такую неисправность даже не хочется чинить
Супер топ
3 188
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Стрижка
Супер топ
2 117
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Смерч
Супер топ
2 572
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Устроил праздник для самых преданных друзей
Супер топ
1 218
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Сколько же там мусора
Супер топ
1 279
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
С папой на прогулке
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Растёт маленький пранкер
Супер топ
1 438
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Разыграл)
Супер топ
1 321
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Пришло время мести
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Нужно срочно сделать «буп»
Супер топ
1 261
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Почти получилось
Супер топ
1 211
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Попробуй не трясти головой
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Переиграл и уничтожил
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Когда пытаешься понять, что такое снег
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Особенный пёсик
Супер топ
1 034
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Он пытался
Супер топ
1 018
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Некогда объяснять, пошли быстрее
Супер топ
1 092
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Роман Филатов
5
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Яблочная душа
Супер топ
17 497
Нравится19Нравится19 людям
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Работник года
Супер топ
15 262
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Я смогу
Супер топ
10 518
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Тем временем на заднем фоне
Супер топ
9 290
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Хороша жизнь в деревне
Супер топ
7 423
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Хозяин, открывай дверь, пёс пришёл
Супер топ
6 481
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Трёхмесячный птенец императорского пингвина
Супер топ
3 053
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Такую неисправность даже не хочется чинить
Супер топ
3 188
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Стрижка
Супер топ
2 117
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Смерч
Супер топ
2 572
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Устроил праздник для самых преданных друзей
Супер топ
1 218
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Сколько же там мусора
Супер топ
1 279
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
С папой на прогулке
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Растёт маленький пранкер
Супер топ
1 438
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Разыграл)
Супер топ
1 321
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Пришло время мести
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Нужно срочно сделать «буп»
Супер топ
1 261
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Почти получилось
Супер топ
1 211
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Попробуй не трясти головой
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Переиграл и уничтожил
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Когда пытаешься понять, что такое снег
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Особенный пёсик
Супер топ
1 034
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Он пытался
Супер топ
1 018
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Некогда объяснять, пошли быстрее
Супер топ
1 092
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Осталось всего несколько недель до парламентских выборов в России. Уровень поддержки партии власти «Единая Россия» находится, по данным опросов ВЦИОМ, на низкой отметке в 28,7%. В этой ситуации власти очевидно необходимо повысить градус напряжения и тревожности в обществе, мобилизовать избирателей на борьбу с «общим врагом».
По мнению чешского аналитика в области безопасности Яна Падьоурека, обнародованная Владимиром Путиным в июле 2021 года новая стратегия безопасности не слишком отличается от предыдущей, по крайней мере в том, что касается обозначения роли и места России во внешнем мире. В Кремле по-прежнему рассматривают западные демократии во главе с США в качестве своих главных противников. В конце концов, Россия, как и все авторитарные государства, основывает свою сущность на поиске внешнего врага, которого можно идентифицировать как виновника собственных неудач. Москва боится «цветных революций», боится результатов парламентских выборов, поэтому полна решимости бороться с вымышленными врагами, предателями и изменниками родины.
В роли внешних врагов России в последние годы уже побывали эстонцы, грузины, украинцы. Теперь на себе эту долю испытывают «белочехи» и «пиндосы» – как известно, именно Чехия и США в мае 2021 года включены в список «недружественных» стран России. Вполне вероятно, что только борьбой с внешним врагом и «иностранными агентами» дело не окончится, поэтому используется новое (оно же хорошо забытое старое) понятие – «предатель родины». Впервые мы это определение услышали от президента России по отношению к Сергею Скрипалю: «Я просматриваю некоторые информационные источники… проталкивают мысль, что господин Скрипаль чуть ли не правозащитник какой-то. Он просто шпион – предатель Родины. Понимаете, есть такое понятие – предатель Родины».
Власть сделала многое, если не всё возможное для того, чтобы сотни тысяч, уже миллионы россиян отправились на поиски «другой родины»
Образ предателя в отечественной литературе ярко нарисовал Аркадий Гайдар в «Сказке о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Этот образ, очевидно, знаком и официальному представителю МИД России Марие Захаровой, поэтому она, как опытный боец информационного фронта, совсем недавно сравнила лидера белорусской оппозиции Светлану Тихaновскую с Мальчишом-Плохишом: «Стоит Тихановская перед журналистом и с восторгом – именно так – рассказывает, как ей, призывающей к введению санкций против Родины, адресат её призыва дарит печенье… После аллюзии к Гайдару («Обрадовались тогда буржуины, записали поскорее Мальчиша-Плохиша в свое буржуинство и дали ему целую бочку варенья да целую корзину печенья. Сидит Мальчиш-Плохиш, жрет и радуется») приходит более современное прочтение сюжета». Замечу, что Тихановская в беседе с президентом США Джо Байденом говорила о санкциях не против своей страны, а против авторитарного режима Лукашенко. А это две большие разницы!
Вслед за Захаровой о предателях родины заговорил и глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин: «Российские спецслужбы видят факты, когда граждане России предлагают политическому руководству США ввести санкции против РФ. Предательство своей страны, своего народа. Надо все называть своими именами. В семье не без урода. При этом таких меньшинство. Подавляющее меньшинство. Тем не менее нужно постоянно работать над этим». Ещё дальше пошёл вице-спикер Государственной думы Пётр Толстой, скрестив в одной фразе власовцев и интернет: «Стратегия Запада в отношении нашей страны. Она всерьез и надолго. Те, кто её продвигают, это предатели Родины, интернет-власовцы. Призывы к санкциям, инструктажи с послами иностранных государств – что это, если не измена Родине в… гибридной войне, которую сегодня ведут против нашей страны?»
За время пребывания у власти Путина из России уехало около 2 миллионов человек. По данным майского опроса Левада-центра (признан в России » иностранным агентом», оспаривает это решение. – РС), 22 процента россиян хотели бы уехать из России, и это максимум с 2013 года. 20% респондентов заявили, что «иногда подумывают» об отъезде, и это самый высокий показатель с 2013 года. Чаще других страну хотят покинуть россияне в возрасте 18–24 лет, 48%. Так что теперь миллионы россиян смело можно называть «бегунками», это еще одна разновидность понятия «предатели», которое я отыскала в интернете; оно сохранилось, видимо, со времен холодной войны. Автор определения сообщил, что у него люди, уехавшие на постоянное место жительства в другую страну, ничего, кроме презрения, не вызывают. Печально, что он не задумывается о причинах, побудивших их уехать и о нынешней власти, сделавшей многое, если не всё возможное, для того чтобы сотни тысяч, уже миллионы россиян отправились на поиски «другой родины». Вот такая власть и может вызывать стойкое чувство презрения.
Я не удивлюсь, если следующим популярным словесным выражением станет определение «враг народа». Иосиф Сталин в выступлении на заседании Политбюро ЦК ВКП (б) в мае 1941 года сказал о «предателях» так: «Ведь расстрелянные враги народа основной своей задачей ставили свержение советского строя, восстановление капитализма и власти буржуазии в СССР, который бы в этом случае превратился в сырьевой придаток Запада, а советский народ – в жалких рабов мирового империализма».
Елена Сорокина – журналист, живет в Чешской Республике
Высказанные в рубрике «Блоги» мнения могут не совпадать с точкой зрения редакции
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Яблочная душа
Супер топ
17 497
Нравится19Нравится19 людям
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Работник года
Супер топ
15 262
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Я смогу
Супер топ
10 518
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Тем временем на заднем фоне
Супер топ
9 290
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Хороша жизнь в деревне
Супер топ
7 423
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Хозяин, открывай дверь, пёс пришёл
Супер топ
6 481
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Трёхмесячный птенец императорского пингвина
Супер топ
3 053
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Такую неисправность даже не хочется чинить
Супер топ
3 188
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Стрижка
Супер топ
2 117
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Смерч
Супер топ
2 572
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Устроил праздник для самых преданных друзей
Супер топ
1 218
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Сколько же там мусора
Супер топ
1 279
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
С папой на прогулке
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Растёт маленький пранкер
Супер топ
1 438
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Разыграл)
Супер топ
1 321
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Пришло время мести
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Нужно срочно сделать «буп»
Супер топ
1 261
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Почти получилось
Супер топ
1 211
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Попробуй не трясти головой
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Переиграл и уничтожил
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Когда пытаешься понять, что такое снег
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Особенный пёсик
Супер топ
1 034
Нравится1Нравится1 человеку
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Он пытался
Супер топ
1 018
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Некогда объяснять, пошли быстрее
Супер топ
1 092
Войдите
в Мой Мир, чтобы комментировать
Становление литературной сказки как жанра
Литературная сказка — это такой жанр, в котором «в волшебно — фантастическом или аллегорическом развитии событий и, как правило, в оригинальных сюжетах и образах, в прозе, стихах или драме решаются морально-этические и эстетические проблемы» [22, с. 252].
В курсовой работе мы будем опираться на определение литературной (авторской) сказки, данное Л.Ю. Брауде: «Авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчиненное его воле произведение, преимущественно фантастическое, рисующее приключения вымышленных или традиционно сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей; произведение, в котором волшебство, чудо играет роль сюжетообразующего фактора, помогает охарактеризовать персонажей» [5].
Сказка — один из самых древних жанров литературы. Авторская сказка, или литературная, выросла в эпоху романтизма из записей фольклористов, во время особого интереса писателей и поэтов ко всему национальному, народному. Романтики видели в литературных произведениях народного творчества образцы для подражания, считая их своими эстетическими идеалами. В определениях сказки, при разных точках зрения на ее основные черты, основную роль играет, по мнению Э.В. Померанцевой, «установка на вымысел» [19, с. 3], ее фантастичность, где чудо, волшебство выступает как сюжетообразующий фактор, помогает давать четкие характеристики персонажам. Все эти черты связывают волшебную и литературную (авторскую) сказку между собой.
На протяжении столетий литературная сказка все более разветвляется, разрастается, то есть становится литературным явлением. Каждый талантливый автор-сказочник привносит в неувядающий жанр литературной сказки что-то новое, оригинально.
Жанр сказки трансформируется, меняя фольклорное бытие на литературное бытие. Его смысловой потенциал значителен, жанр может безвозвратно исчезнуть. Сказка — нравственный жанр; его вековая жизнь сложилась так, что он не может нести в себе безнравственное содержание.
В сказке причудливые, всегда неожиданные и разнообразные комбинации фантастического и действительного, переход одного в другое приводят к интересным художественным результатам. Этот основной путь развития сказочного жанра подсказывается и диктуется самой жанровой природой сказки.
Литературная сказка — жанр, известный давно. Все традиционные народно-сказочные ходы подчиняются в литературной сказке индивидуально-авторскому художественному замыслу. Фантазия автора позволяет как бы подняться над изначально-фольклорным материалом, взглянуть на него уже с высоты собственного эстетического сознания. Умение писателя использовать традиционные элементы народной сказки в исторически и художественно иной системе авторского творчества — отличительная жанровая особенность именно литературной сказки. «При этом писатель не порывает с фольклорной традицией, а как бы дает ей вторую жизнь, обнаруживает в ней скрытый, неиспользованный художественный потенциал. Происходит своеобразная игра жанром» [12, с. 228].
Немецкие романтики, высоко ставившие принципы игры, подвергают переосмыслению и счастливый финал народной сказки, и фольклорное время. Открытые, неоднозначные финалы типичны для сказок Э. Т. А. Гофмана. Теряет свойственную для фольклора неопределенность сказочное время и в пьесе другого немецкого романтика, Л. Тика, «Кот в сапогах» (1797).
Ироническая игра типичными народно-сказочными категориями продолжается и в реалистической литературной сказке. Так, уточняет время исполнения волшебного желания персонаж пушкинской сказки царь Салтан, требуя от царевны «родить богатыря… к исходу сентября». Не чужды Пушкину-сказочнику и открытые, «немые> финалы — вспомним хотя бы конец «Сказки о рыбаке и рыбке» (1833).
Таким образом, литературная сказка — жанр парадоксальный. Тяготея к своему народному образцу, она в то же время решительно отталкивается от него.
В момент зарождения авторской сказки в России установка на чтение, на литературность формы была главным критерием ее художественности. Например, В.А. Левшин предлагал свои «Русские сказки» (1780 — 1783) просвещенной публике конца XVIII века в виде галантных рыцарских романов, которые должны были, по мысли автора, составить на читательском рынке конкуренцию популярной французской серии «Голубая библиотека».
Позднее литературная сказка стремится к отказу от беллетристичности изложения, к устным истокам своего фольклорного детства. Для сказок Х.К. Андерсена характерна ориентация на устную речь. Автор «Дюймовочки» как бы превращает читателя в слушателя своих сказок, стараясь восстановить атмосферу непосредственного общения с ним. Постоянные обращения к читателю — «слушайте же хорошенько!..», «кто бы мог подумать…», «представьте себе…» — характерный стилевой прием датского сказочника. Но одновременно андерсеновский читатель становится и «зрителем» — может наглядно представить себе картины, развернутые перед ним автором.
Несмотря на то, что в середине XVII — первой трети XIX века народно-сказочное мироощущение обнаруживает себя в большинстве традиционных литературных жанров, литературная сказка продолжает сохранять свою самостоятельность, громко заявляя о себе именами Ш. Перро («Сказки моей матушки Гусыни», 1697), Вольтера («Задиг», 1747, «Кандид», 1759), Э. Т. А. Гофмана («Золотой горшок», 1814, «Крошка Цахес», 1818), Х.-К. Андерсена («Сказки, рассказанные детям», 1835), А. С. Пушкина (цикл сказок — 1830 — 1834).
Длительное культурно-историческое соседство авторской сказки и сказочности литературных форм не могло не привести к тому, что на подступах к XX веку логика сказки захватывает сферу не только литературы, но и науки. Оксфордский математик Чарлз Доджсон, он же Льюис Кэрролл, создает одну из самых замечательных сказок мировой литературы — «Приключения Алисы в Стране чудес» (первое издание — 1865 г.).
Творчество Л. Кэрролла предвосхитило художественные искания писателей-сказочников XX века. Относительность времени, которое можно то терять, то находить, превосходно ощущают многие герои знаменитой «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца. Логика нонсенса, атмосфера абсурда ощущаются в знакомых всем с детства стихах К. Чуковского. Кот у него может ехать «задом наперед», а жаба — «на метле», «волки от испуга скушали друг друга», а гиппопотам, подобно сказочному царю, вместо прекрасной царевны, и «полцарства в придачу» обещает подарить двух лягушек и «пожаловать» еловую шишку богатырю-избавителю от чудовища-таракана.
В XX веке интерес писателей к сказке растет. Она трансформируется, приобретает новые особенности.
XX век — век новых открытий, исторических потрясений. Трансформация уклада жизни вела к изменению менталитета русского человека. Новое время заставляло также переосмысливать традиционные жанровые элементы сказки. Сказки А.С. Пушкина, П.П. Ершова, С.Т. Аксакова, В.И. Даля и др. были более ориентированы на народную основу.
В XX в. появился оригинальный сюжет. Писатели откликаются на специфику развития литературного процесса и общеполитического контекста, а сказочные элементы, напротив, прочно входят в литературу и жизнь. Жанровые, структурные особенности сказки корректируются временем.
Рубеж XIX — XX вв. стал временем расцвета литературной сказки. Возник необычайный интерес русских писателей и поэтов к подсознательному, миру фантазии, мифологическим и фольклорным истокам национальной культуры. Поиск новых форм, прорыв к высшим проявлениям человеческого духа, стремление преодолеть утилитарную роль литературы и искусства породили интерес к чудесному. Сказки создавали разные по философским воззрениям и эстетическим позициям писатели — Н. Рерих, Ф. Сологуб, М. Кузмин, Л. Андреев, З. Гиппиус, М. Горький, С. Соловьев, А. Ремизов, и др. Миф и символ становятся для них основой сказки, универсальным ключом, с помощью которого хотели постичь глубинную сущность прошлого и настоящего, предугадать будущее. Символ и миф позволяют прикоснуться к истокам мудрости, проникнуть в суть эстетического и этического идеала. Литературная сказка притягательна чудом, тайной.
В творчестве писателей начала XX века разрушается жанровая строгость. Сказкой называется и мифопоэтическая фантазия, и романтическая новелла, и философская легенда, и притча. Отнюдь не каждая из сказок того времени предназначалась детям, большую часть из них можно назвать «сказками для взрослых». И все-таки наследие некоторых писателей начала XX века не только интересно детям, но может стать для них настоящим открытием неповторимого волшебного мира.
1920-е годы отличались полифонизмом литературной жизни, обилием группировок, ожесточенными спорами и дискуссиями. Социальный эксперимент 1917 г. привел к проникновению и укоренению в литературе и искусства фантастики, гротеска, чудесного. Сама жизнь воспринималась как нечто карнавальное, феерическое. Сформировался особый взгляд на волшебство: если чудесен сам мир, то чудо обретает реалистичные черты, а происходящее мыслится чудесным. Неслучайно роман-сказка Ю. Олеши «Три толстяка» начинается так: «Время волшебников прошло». Оформился новый тип волшебника — ученый, чьи знания и умения реальны, но остаются удивительными: Туб сумел сделать удивительную куклу, Гаспар Арнери постоянно участвует в разных превращениях. Сказочные приключения скорее напоминают интересные для ребенка ловкие цирковые трюки. Чудо мыслится прежде всего в романтико-героическом и социальном аспектах, что соотносится со временем, но не меняет функции чуда. Таким образом, роман-сказка Ю. Олеши открывает новую особенность чуда — его обыкновенность.
Расцвет особенной жанровой разновидности сказки — повести-сказки — приходится на 30 — 50-е годы. Изменившиеся в 30-е годы политическая и общелитературная ситуации оказали влияние как на литературу вообще, так и на детскую литературу. Сам жанр сказки стал средством борьбы фантастического, неординарного с тоталитаризмом. Расширяли творческие возможности художников перевод и переложение западных сюжетов.
Если сказка 20-х годов отличалась абстрактностью и условностью, то в 30 -50-е годы стали возникать и реалистические характеры. «Основное место действия — «здесь», которое очерчено весьма конкретно и точно, воспроизведены реалии советской эпохи (В. Катаев. «Цветик-семицветик», Л. Лагин. «Старик Хоттабыч» и др.). Сказочное место действия может быть и условным, но черты реального мира, как правило, сохранены (А.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино», В.Губарев. «Королевство кривых зеркал», А. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля», Н. Носов — трилогия о Незнайке). Некоторые сказочные повести сохраняют традиционное фольклорное двоемирие, однако оно трансформируется и из сферы мифологической (соотношение загробного и земного) переходит в сферу социально-политическую — противостоят две системы: капитализм и социализм (В.Губарев, Н.Носов, В.Каверин и др.)» [15, с. 73].
Народ в качестве героя избирает необычного, непохожего на других персонажа. Писатель же, наоборот, делает ставку на самый обыкновенный характер, чаще всего — детский. Изменилось и отношение к чуду. Если фольклорный герой воспринимает чудо как само собой разумеющееся, то литературный персонаж XX в., как правило, воспринимает волшебство именно как чудо. Сказка 1930 — 50-х годов возвращает ребенку чудесное. Правда, чудо не вписывается в реальную жизнь, его надо либо научно объяснить, что пытается сделать А.М. Волков в своем «изумрудном» сериале, либо скрывать (чудеса Хоттабыча) и ставить на службу обществу («Цветик-семицветик», «Золотой ключик»). Герой сказки XX в. добивается нужных ему результатов прежде всего благодаря собственному труду (В. Катаев. «Дудочка и кувшинчик», Е.Пермяк), чего не было в народной, или усилиям над собой (А. Волков, В. Губарев). Чудо, дарованное волшебными помощниками — старушкой из сказки «Цветик-семицветик» или стариком-боровиком («Дудочка и кувшинчик»), — не помогает героям напрямую, а лишь способствует воспитанию важных черт характера: трудолюбия, бескорыстия и т.д.
Идеология 30- 40-х годов пропитывает и волшебство: чудо, направленное на удовлетворение собственных потребностей, бесплодно. Поистине чудесно лишь альтруистическое желание блага другому: последний лепесток волшебного цветка приносит здоровье Вите, а Жене — радость («Цветик-семицветик»); чудеса Хоттабыча «срабатывают» лишь тогда, когда он дарит их результат людям, а не рабски угождает Вольке («Старик Хоттабыч»); золотой ключик отпирает дверь в волшебную страну для всех положительных героев одноименной сказки. Далее традиционный «чудесный инвентарь» подвергается корректировке. Так, В. Губарев в повести-сказке «Королевство кривых зеркал» манипулирует традиционной фольклорной мифологемой «зеркало-зазеркалье». В народном сознании зеркало — магический предмет, позволяющий увидеть будущее (гадания на зеркале) и сохраняющий память о прошлом. Зазеркальный мир страшен и таинствен, он непредсказуем и, кроме того, он переворачивает мир реальный. Зеркало как консерватор событий обыгрывалось в фантастических произведениях К. Булычева. Для Губарева же зеркало — возможность посмотреть на себя со стороны, ворота в иную политическую систему, в которую обыкновенная пионерка Оля (далеко не самая лучшая) и ее еще более капризное отражение Яло привносят идеи советские. И с помощью традиционного волшебства — проникновения в другой мир — совершается «обыкновенное» чудо. Идеи советских школьниц совершают в духе того времени «волшебство» — приводят к революционным изменениям и тем самым гармонизируют отношения между миром реальным и зазеркальным.
Новая жизнь, новые идеалы становятся более удивительными, чем волшебство, к примеру, джинна (Л.Лагин. «Старик Хоттабыч»). Чудеса Хоттабыча оказываются нелепыми и ненужными там, где сказочно прекрасна и справедлива, по мысли Лагина, сама действительность. Колдовство Хоттабыча оборачивается вредом (алмазные зубы, бородатый Волька, «дары»), месть джинна оказывается неуместной в новом обществе (превращение людей в баранов, отправление в Индию в рабство Жени и т.д.), его волшебство воспринимается как шутка, игра. Примечательно, что учителями и воспитателями стариков Хоттабыча и Омара становятся дети. Ребенок и взрослый меняются местами. Победа остается не за мудростью и опытом, а за новой идеологией, что и определяет развитие литературной сказки в этот период.
Таким образом, мы видим, как самобытно развивался сказочный жанр в русской литературе, насколько разнообразны авторские сказки, как по-разному в них преломляется сказочный мир.
сказка литературная
сказка литературная
— эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой (см. сказка фольклорная), но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Некоторых писатели перерабатывали фольклорные сюжеты (сказки Ш. Перро , братьев В. и Я. Гримм, «Конек-горбунок» П.П. Ершова, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и др.), другие создавали оригинальные произведения в жанре С. л. (О. Уайльд «Рики-тики-тави», сказки для детей К.И. Чуковского, сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина и т. д.).
Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.
Смотреть что такое «сказка литературная» в других словарях:
-
Сказка — У этого термина существуют и другие значения, см. Сказка (значения). Мальчик с пальчик и Великан. Иллюстрация 1865 года. Сказка жанр литерат … Википедия
-
Сказка — I.Понятие II.С. как жанр 1. Происхождение С. 2. Виды С. 3. Сказочные мотивы и сюжеты 4. Сказочные образы 5. Композиция С. 6. Бытование С. III.Литературная С. Библиография … Литературная энциклопедия
-
литературная сказка — сказка, созданная писателем профессионалом. Рубрика: роды и жанры литературы Род: эпические жанры Вид: политическая сказка, философская сказка Прочие ассоциативные связи … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
-
Сказка о Мальчише-Кибальчише (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Сказка о Мальчише Кибальчише. Сказка о Мальчише Кибальчише … Википедия
-
сказка — один из основных жанров фольклора, преимущественно прозаический художественный рассказ волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на фантастический вымысел. Рубрика: роды и жанры литературы Род: жанры фольклора Вид: авантюрная… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
-
Волшебная сказка — Сказка: 1) вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор … Википедия
-
Красная Шапочка (сказка) — Иллюстрация Густава Доре. Красная Шапочка народная сказка, известная во Франции и Италии, с сюжетом о маленькой девочке, повстречавшей волка. Литературно обработана Шарлем Перро. Содержание 1 Сюжет 2 Литературная о … Википедия
-
Красная шапочка (сказка) — Иллюстрация Густава Доре. Красная Шапочка народная сказка, известная во Франции и Италии, с сюжетом о маленькой девочке, повстречавшей волка. Литературно обработана Шарлем Перро. Содержание 1 Сюжет 2 Литературная о … Википедия
-
Двенадцать месяцев (сказка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Двенадцать месяцев. Двенадцать месяцев драматическая сказка Самуила Яковлевича Маршака, написанная в 1942 43 годах для МХАТа. Поставлена в Московском театре юного зрителя в 1947 году, во МХАТе в… … Википедия
-
политическая сказка — см. литературная сказка … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Книги
- Литературная классика на экране. В гости к сказке (4DVD), Бостан Э., Цветов Иван, Лисициан Т.. Диск 1. ЗОЛУШКА (1947 г., полная реставрация и калоризация 2005 г., 79 мин.) По мотивам одноимённой сказки Шарля Перро. Старинная сказка, пересказанная Шарлем Перро, легла воснову пьесы… Подробнее Купить за 699 руб
- Сказка О Царе Салтане (аудиокнига CD), . Вашему вниманию предлагается музыкально-литературная композиция 3. Чернышёвой по сказке А. С. Пушкина и опере Н. Л. Римского-Корсакова. Фрагменты из оперы исполняют солисты, хор и оркестр… Подробнее Купить за 333 руб аудиокнига
- Жили-были… Русская литературная сказка XIX века, . Литературная сказка — один из самых популярных и читаемых жанров литературы. В сказках, написанных выдающимися русскими поэтами и прозаиками, удивительным образомпереплетены фольклорные… Подробнее Купить за 260 руб
Другие книги по запросу «сказка литературная» >>