Перед вами список 100 лучших книг, составленный по результатам голосования посетителей нашего сайта. В голосовании участвуют произведения художественной литературы любой длины, любого жанра, написанные на любом языке в любой период времени.
Участники голосования сами решают, что понимать под словами «лучшие книги». Вы можете добавить в список и проголосовать как за самое эпохальное с вашей точки зрения литературное произведение, так и за просто интересную книгу, которую можете перечитывать раз за разом (подробнее в разделе «О проекте»). Система голосования позволяет голосовать как «за», так и «против». Онлайн голосование является бессрочным, результаты обновляются немедленно в режиме реального времени.
Добро пожаловать в рейтинг 100 лучших книг всех времен! Читайте и любите книги!
Наличие:
Все книги
По языкам:
Все
По времени:
Все
Метки:
Сказка
Название Посчитать прочитанное Копировать список | Год | Средний балл | Проголосовало | Баллы | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 |
| 1820 | 2.27 | 3862 | 8793 | ||
2 |
| 1985 | 1.19 | 5700 | 6814 | ||
3 |
| 1939 | 1.25 | 5323 | 6672 | ||
4 |
| 1916—1922 | 1.27 | 5118 | 6501 | ||
5 |
| 1942 | 0.73 | 7282 | 5356 | ||
6 |
| 1964-1965 | 1.63 | 3262 | 5322 | ||
7 |
| 1965 | 1.24 | 4259 | 5282 | ||
8 |
| 1835 | 2.53 | 2080 | 5268 | ||
9 |
| 1959-1972 | 1.51 | 3463 | 5249 | ||
10 |
| 1894-1895 | 2.75 | 1860 | 5133 | ||
11 |
| 1839-1872 | 1.06 | 4663 | 4989 | ||
12 |
| 1833 | 1.44 | 3386 | 4880 | ||
13 |
| 1726 | 1.68 | 2850 | 4802 | ||
14 |
| 1953-1954 | 0.88 | 5209 | 4635 | ||
15 |
| 1864 | 1.03 | 4354 | 4523 | ||
16 |
| 1887 | 2.13 | 2120 | 4521 | ||
17 |
| 1871 | 1.77 | 2389 | 4237 | ||
18 |
| 1956 | 1.94 | 2058 | 4013 | ||
19 |
| 1975 | 4.14 | 914 | 3785 | ||
20 |
| 1858 | 2.27 | 1656 | 3764 | ||
21 |
| 1906 | 2.75 | 1366 | 3760 | ||
22 |
| 1834-1856 | 1.96 | 1903 | 3731 | ||
23 |
| 1831 | 1.54 | 2407 | 3728 | ||
24 |
| 1830 | 1.41 | 2277 | 3224 | ||
25 |
| 1924-1928 | 0.90 | 3544 | 3223 | ||
26 |
| 1933 | 1.43 | 2216 | 3189 | ||
27 |
| 1954-1955 | 0.48 | 6515 | 3134 | ||
28 |
| 1958 | 2.99 | 992 | 2971 | ||
29 |
| 1955 | 0.88 | 3299 | 2927 | ||
30 |
| 2.25 | 1284 | 2895 | |||
31 |
| 1997-2007 | 0.36 | 7445 | 2749 | ||
32 |
| 1998 | 1.52 | 1788 | 2729 | ||
33 |
| 1963 | 2.78 | 968 | 2697 | ||
34 |
| 1834 | 1.75 | 1538 | 2692 | ||
35 |
| 1928 | 2.36 | 1104 | 2609 | ||
36 |
| 1935 | 1.04 | 2416 | 2526 | ||
37 |
| 1916-1946 | 1.49 | 1690 | 2520 | ||
38 |
| 1844 | 2.42 | 962 | 2337 | ||
39 |
| 1908 | 2.06 | 1119 | 2314 | ||
40 |
| 1974 | 1.77 | 1297 | 2304 | ||
41 |
| 1982 | 1.19 | 1882 | 2243 | ||
42 |
| 1909 | 2.36 | 873 | 2065 | ||
43 |
| 1945-1979 | 1.21 | 1690 | 2059 | ||
44 |
| 1812 | 1.55 | 1196 | 1854 | ||
45 |
| 1786 | 2.13 | 867 | 1853 | ||
46 |
| 1950-1956 | 0.86 | 2109 | 1834 | ||
47 |
| 1938 | 1.07 | 1687 | 1808 | ||
48 |
| 1697 | 1.38 | 1309 | 1807 | ||
49 |
| 1957 | 1.01 | 1780 | 1800 | ||
50 |
| 1945-1970 | 1.38 | 1292 | 1793 | ||
51 |
| 1826-1828 | 2.23 | 791 | 1769 | ||
52 |
| 1936-1950 | 2.01 | 840 | 1692 | ||
53 |
| 1978 | 2.08 | 793 | 1655 | ||
54 |
| 1937 | 1.99 | 829 | 1652 | ||
55 |
| 1964 | 2.80 | 584 | 1641 | ||
56 |
| 1929 | 1.99 | 774 | 1541 | ||
57 |
| 1888 | 2.42 | 601 | 1456 | ||
58 |
| 1843 | 1.78 | 798 | 1421 | ||
59 |
| 1923 | 0.86 | 1625 | 1402 | ||
60 |
| 1962 | 2.65 | 499 | 1323 | ||
61 |
| 2.08 | 633 | 1319 | |||
62 |
| 1833 | 1.45 | 906 | 1319 | ||
63 |
| 1944 | 1.78 | 697 | 1243 | ||
64 |
| 1940 | 1.76 | 594 | 1050 | ||
65 |
| 1697 | 1.69 | 604 | 1021 | ||
66 |
| 1837 | 3.04 | 324 | 985 | ||
67 |
| 1964 | 1.23 | 796 | 980 | ||
68 |
| 1937 | 0.29 | 3160 | 932 | ||
69 |
| 1968-2001 | 0.77 | 1150 | 888 | ||
70 |
| 2007 | 2.12 | 412 | 877 | ||
71 |
| 1843 | 2.27 | 385 | 876 | ||
72 |
| 1954 | 1.46 | 569 | 831 | ||
73 |
| 1924 | 0.69 | 1180 | 823 | ||
74 |
| 1960 | 2.22 | 354 | 786 | ||
75 |
| 1981 | 1.75 | 441 | 774 | ||
76 |
| 1900 | 1.20 | 639 | 773 | ||
77 |
| 1951 | 2.16 | 347 | 752 | ||
78 |
| 1943 | 1.80 | 397 | 718 | ||
79 |
| 1873 | 2.61 | 257 | 673 | ||
80 |
| 1834 | 2.08 | 308 | 641 | ||
81 |
| 1908 | 1.00 | 613 | 617 | ||
82 |
| 1814 | 1.10 | 536 | 592 | ||
83 |
| 1924 | 1.64 | 335 | 552 | ||
84 |
| 1818 | 1.14 | 479 | 547 | ||
85 |
| 1867 | 2.23 | 225 | 502 | ||
86 |
| 1877 | 2.49 | 199 | 496 | ||
87 |
| 1911 | 2.44 | 198 | 485 | ||
88 |
| 1911 | 0.76 | 587 | 451 | ||
Книги из списка кандидатов на включение в основной список лучших книг: | |||||||
89 ? |
| 1940 | 2.35 | 1425 | 3362 | ||
90 ? |
| 1936 | 2.26 | 1482 | 3362 | ||
91 ? |
| 2014 | 1.96 | 1715 | 3362 | ||
92 ? |
| 1964 | 2.11 | 1589 | 3361 | ||
93 ? |
| 2.93 | 1144 | 3360 | |||
94 ? |
| 1970 | 2.31 | 1452 | 3360 | ||
95 ? |
| 1968 | 2.09 | 1601 | 3360 | ||
96 ? |
| 1948 | 2.04 | 1646 | 3358 | ||
97 ? |
| 1945 | 2.52 | 1293 | 3268 | ||
98 ? |
| 1982 | 2.00 | 505 | 1013 | ||
99 ? |
| 1829 | 2.30 | 421 | 970 | ||
100 ? |
| 1828 | 1.71 | 492 | 842 | ||
| |||||||
Страницы: 1 2 | Список кандидатов Копировать список Проголосовать | ||||||
|
Подписывайтесь на наш Инстаграм аккаунт @100bestbooks. Ежемесячный список 100 лучших книг на текущий момент, другие литературные рейтинги и списки, тематические списки книг. Азартные игроки постоянно крутят барабаны онлайн слотов. Популярные игровые автоматы с выводом денег на otzivycasino.xyz пользуются спросом у многих ценителей казино. Однако, нельзя торопиться с выбором сайта. Далеко не все п…
Сайту и списку 100 лучших книг всех времен исполнилось 10 лет! За это время мы зарегистрировали более 90 миллионов посещений и почти 35 тысяч проголосовавших. Мы поздравляем всех причастных с этой замечательной вехой и благодарим всех посетителей и участников голосования за ваш интерес и участие. У нас получился действительно хороший и замечательный список. Ура! Читайте и любите книги! Обратите внимание на лицензионные сайты с азартными играми. Экспертный
При частичном или полном цитировании материалов сайта ссылка на 100bestbooks.ru обязательна
| О проекте
Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 45-50.
УКМ «Школа России»
Ответы на вопросы раздела «Литературные сказки»
1. Запиши названия сказок, которые можно поместить на выставку раздела «Литературные сказки»
На эту выставку мы можем поместить книги:
А.С. Пушкин «Сказки»
Оскар Уайльд » Сказки»
П. Ершов «Конёк-Горбунок»
2. Составь список литературных сказок, которые ты прочитал. Какая из них тебе больше всего понравилась? Напиши отзыв.
Список литературных сказок, прочитанных во 2 и 3 классе.
- Пушкин А. «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Бианки В. «Сова»
- Успенский Э. «Чебурашка»
- Остер Г. «Будем знакомы»
- Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная шапочка»
- Андерсен Г. «Принцесса на горошине»
- Хогарт Э. «Мафин и паук»
- Пушкин А. «Сказка о царе Салтане»
- Мамин-Сибиряк Д. «Сказка про храброго зайца»
- Одоевский В. «Мороз Иванович»
- Гаршин В. «Лягушка-путешественница»
Мне очень понравилась сказка «Лягушка-путешественница»
Отзыв на сказку «Лягушка-путешественница» для 3 класса.
Эту замечательную сказку написал писатель Всеволод Гаршин. В ней рассказывается о хвастливой лягушке, которая мечтала попасть на юг.
Главными героями сказки являются предприимчивая, хитрая, но хвастливая лягушка, и утки, добрые и отзывчивые.
Утки рассказали лягушке про тёплый юг, и лягушка упросила уток взять её с собой. Для этого утки несли в клювах прутик, за который цеплялась лягушка.
Но лягушке очень хотелось, чтобы люди узнали о том, что это она придумала такой способ полёта. Она стала хвастать и упала.
Главная мысль этой сказки в том, что человек должен быть скромным, ведь хвастовство до добра не доводит.
Мне очень понравилась эта сказка и я сочувствую лягушке. Пусть она хвастливая, но она милая, находчивая и умная. Мне хотелось бы, чтобы она долетела до юга и насладилась тёплыми болотами и тучами комаров.
3. Придумай смешную историю, основная мысль которой заключается в поговорке «Хвастовство само себя наказывает».
Пример смешной истории по этой пословице можно посмотреть, перейдя по ссылке.
4. Опиши Рукодельницу и Ленивицу, используя слова:
Рукодельница и Ленивица были двумя девочками с очень разными характерами.
Рукодельница была трудолюбивой, она целыми днями работала и не отказывалась ни от какой работы. Она была заботливой, доброй и ласковой. Если её просили помочь, она всегда спешила на помощь. Она была очень отзывчивой девочкой, которую все любили и уважали. Рукодельница была очень скромной и сама ни за что не попросила бы подарок от Мороза Ивановича.
Ленивица же была ленивой и капризной. Она ничего не хотела делать, никому не хотела помогать. Она была невнимательной и неблагодарной, но при этом очень самонадеянной. Она ничего не сделала для Мороза Ивановича, но требовала от него подарки, как будто имела на это право.
5. Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь? Подтверди текстом.
Автор относится к Рукодельнице с любовью и уважением. Мы видим это в отношении к девочке Мороза Ивановича. Он ласковый, добрый и щедрый. Он награждает Рукодельницу, и это является выражением личного отношения автора.
Автор относится к Ленивице с неодобрением и насмешкой. Ему не нравится её лень и грубость. И Ленивица получает от Мороза Ивановича смешной подарок — сосульку. Этим автор показывает своё к ней отношение.
6. Раздели сказку «Мороз Иванович» на части, озаглавь их, запиши план. Сделай иллюстрации. Перескажи текст, используя свои рисунки.
Пример составления плана из пяти частей и пересказ этой сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.
7. Чем отличается народная сказка от литературной. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить сказки.
Сравнение народной и литературной сказок.
Народную сочинял народ, литературную написал автор.
Герои в сказках могут быть одинаковыми, но в литературной героями могут стать обычные люди.
Герои в сказках добрые и честные, они борются со злом, они трудолюбивые и отзывчивые.
События в сказках народной и литературной могут быть одинаковыми.
В концовке сказок зло обязательно оказывается наказанным.
Народные сказки написаны простым народным языком, а литературные — литературным. Но и литературная сказка может быть написана народным языком, например, сказки Пушкина.
Вывод: основным отличием литературной сказки от народной является наличие у неё автора.
8. Запиши чем литературная сказка похожа на народную.
Литературная сказка похожа на народную героями и их характеристиками, событиями, концовкой, а также может быть похожа языком.
9. Запиши чем народная и литературная сказка различаются.
Эти сказки различаются наличием у литературной сказки автора. Могут различаться героями и языком.
10. Объясни, как ты будешь искать в библиотеке книги с литературными и народными сказками.
Книгу с литературными сказками я буду искать в алфавитном каталоге авторов. Например, найду Пушкина на букву П и найду среди его книг сборник сказок.
Книгу с народными сказками я буду искать в тематическом каталоге на букву С — сказки.
11. Вспомни произведение Пушкина «Сказка о мёртвой царевне». Выбери правильный ответ.
Это сказка волшебная.
В ней можно обнаружить следующие черты народной сказки:
Волшебные числа: семь богатырей, троекратные повторы.
Свадьба — традиционный конец.
Заклички, с помощью которых вершится волшебство: «Свет мой, зеркальце, скажи».
12. Составь с другом диалог на тему «Сказка ложь, да в неё намёк».
Диалог на тему «Сказка ложь, да в ней намёк»
А: Витя, как ты думаешь, почему про сказку говорят, что она ложь?
В: Алина, я думаю это потому, что события в сказке выдуманные. Они не могут произойти в реальной жизни.
А: Но почему тогда говорят, что в сказках содержится намёк?
В: Хоть сказки и придуманы, ситуации, в них описанные, могут случиться. И тогда сказка подскажет, как правильно себя вести.
А: Ты имеешь ввиду, что нужно быть добрыми, отзывчивыми, дружными и не лениться?
В: Да, это тот самый урок, который должны вынести из сказок добрые молодцы и девицы.
13. Ты прочитал много литературных сказок, знаешь писателей, которые обрабатывали народные сказки или создавали свои. Чтобы тебе ещё хотелось узнать об особенностях литературной сказки? Запиши.
Мне хотелось бы узнать, почему многие литературные сказки оказываются похожими. И почему у многих сказок появляются продолжения.
Проверочная
работа по литературному чтению
по
разделу «Литературные сказки», 3 класс, УМК «Школа России»
Ф.И.
________________________________________________________
1 вариант
1.
Кто
является автором литературных сказок?
а)
поэт б) сочиняет автор в) создает народ
2. Кто
является автором произведения «Алёнушкины сказки»?
а) В.М.Гаршин
б) Д.Н.Мамин-Сибиряк в) В.Ф.Одоевский
3. Какое животное в произведении «Сказка
про храброго ****** – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» стало
храбрым?
а) волк
б) лисица в) заяц
4. Кому из сказочных героев принадлежат эти слова: «Слушайте
вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку»?
а) лягушке
— путешественнице б) храброму
зайцу в) ленивице
5.
Что пообещал сделать главный герой в произведении «Сказка про
храброго ****** – длинные
уши, косые глаза, короткий хвост» с волком?
а) обхитрить
б) испугать в)
съесть
6.
В чем заключается главная мысль произведения «Сказка
про храброго ****** – длинные уши, косые глаза,
короткий хвост»?
а) надо
бояться б) верить в себя в)
прятаться от всех
7.
Кто придумал инженерную конструкцию передвижения в произведении «Лягушка –
путешественница»?
а) лягушка
б) утки в)
люди
8.
Указать автора произведения «Лягушка – путешественница».
а) В.М.Гаршин
б) Д.Н.Мамин-Сибиряк в) В.Ф.Одоевский
9.
С кем отправилась в путешествие лягушка?
а) лебеди
б) утки в) журавли
10.
С какой целью лягушка – путешественница попросила лететь
уток ближе к земле?
а)
хотела, чтобы ее заметили люди
б)
боялась высоты, не хотела разбиться
в)
перекусить по дороге мошками
11.
Чему учит произведение «Лягушка – путешественница»?
а)
скромности, выдержке, умению находить выход в
любой ситуации, настойчиво идти к своей цели
б)
проявлять смелость, верить в свои силы
в) трудолюбию и справедливости
12. Кому из героев сказки
принадлежат эти слова: «Знаешь, голубушка, что я тебе скажу: жить и служить –
разница, да и работа рознь…».
а) Мороз
Иванович б) Ленивица в) Лягушка
– путешественница
13.Назовите имена главных героев сказки
В.Ф.Одоевского.
а)
храбрый заяц и волк б) Ленивица и
Рукодельница в) лягушка – путешественница и
утки
14*. Какая из пословиц подходит к сказке «Мороз Иванович»
а)
Какова работа, такова и награда.
б)
Каков характер, таковы и поступки.
в) Зима не лето — в
шубу одета.
15.
Соединить героев сказок и их характеристики.
Герой сказки | Характеристика |
Храбрый | — любопытная и сообразительная — |
Лягушка | — неряшливая и ленивая — не приучена к самостоятельности — корыстная |
Рукодельница | — строгий, величественный, но добрый — праведливый и мудрый |
Ленивица | — великий хвастун, который как — шустрый и быстрый |
Мороз | — героиня любит трудиться — уважает старших — добрая и отзывчивая |
Проверочная
работа по литературному чтению
по
разделу «Литературные сказки», 3 класс, УМК «Школа России»
Ф.И.
________________________________________________________
2 вариант
1.
Кто
является автором литературных сказок?
А)
создает народ б) сочиняет автор в) поэт
2. Кто
является автором произведения «Алёнушкины сказки»?
а) В.Ф.Одоевский
б) Д.Н.Мамин-Сибиряк в)
В.М.Гаршин
3. Какое животное в произведении «Сказка
про храброго ****** – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» стало
храбрым?
а) лисица
б) волк в) заяц
4. Кому из сказочных героев принадлежат эти слова: «Слушайте
вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня. Вот я сейчас покажу вам одну штуку»?
а) ленивице
б) храброму зайцу в) лягушке
— путешественнице
5.
Что пообещал сделать главный герой в произведении «Сказка про
храброго ****** – длинные
уши, косые глаза, короткий хвост» с волком?
а) испугать
б) обхитрить в)
съесть
6.
В чем заключается главная мысль произведения «Сказка
про храброго ****** – длинные уши, косые глаза,
короткий хвост»?
а) прятаться
от всех б) верить в себя в)
надо бояться
7.
Кто придумал инженерную конструкцию передвижения в произведении «Лягушка –
путешественница»?
а) лягушка
б) люди в)
утки
8.
Указать автора произведения «Лягушка – путешественница».
а) В.М.Гаршин
б) В.Ф.Одоевский
в) Д.Н.Мамин-Сибиряк
9.
С кем отправилась в путешествие лягушка?
а) лебеди
б) утки в) журавли
10.
С какой целью лягушка – путешественница попросила лететь
уток ближе к земле?
а)
перекусить по дороге мошками
б)
боялась высоты, не хотела разбиться
в)
хотела, чтобы ее заметили люди
11.
Чему учит произведение «Лягушка – путешественница»?
а)
трудолюбию и справедливости
б)
проявлять смелость, верить в свои силы
в)
скромности, выдержке, умению находить выход в
любой ситуации, настойчиво идти к своей цели
12. Кому из героев сказки
принадлежат эти слова: «Вот, что я заработала; не сестре чета, не горсточку
пятачков да не маленький брильянтик….».
а) Мороз
Иванович б) Ленивица в) Рукодельница
13.Назовите имена главных героев сказки
В.Ф.Одоевского.
а) лягушка
– путешественница и утки б) Ленивица
и Рукодельница в) храбрый заяц и волк
14.* Какая из пословиц подходит к сказке «Мороз Иванович»
а)
Что посеешь, то и пожнешь.
б) Каков характер, таковы и поступки.
в) Зима не лето — в
шубу одета.
15.
Соединить героев сказок и их характеристики.
Герой сказки | Характеристика |
Храбрый | — неряшливая и ленивая — не приучена к самостоятельности — корыстная |
Лягушка | — героиня любит трудиться — уважает старших — добрая и отзывчивая |
Рукодельница | — великий хвастун, который как — шустрый и быстрый |
Ленивица | — строгий, величественный, но добрый — праведливый и мудрый |
Мороз | — любопытная и сообразительная — |
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страницы 69-71.
УКМ «Перспектива»
Раздел «Литературная сказка»
Маленькие и большие секреты страны Литературии
1. Вы уже знаете, что сказки бывают народными и литературными, то есть пересказанными и придуманными писателями. Подумайте, чем объясняется сходство сюжетов народных сказок и сказок, созданных писателями разных стран.
Сходство сюжетов народной и литературной сказки часто основано на том, что писатели использовали сюжеты народных сказок. Они перерабатывали их на свой лад, но оставляли основные события и героев.
Часто это происходит потому, что писатели владеют литературным языкам и обрабатывают сказки, рассказанные неграмотными людьми, делая их удобными для чтения.
Но также сходство сюжетов основано на том, что все сказки проповедуют одни и те же моральные ценности, торжество добра над злом. Эти ценности присущи всем народам.
2. Составьте таблицу «В чём схожесть и различие народных и литературных сказок».
Сходства и различия народных и литературных сказок
Народная/литературная
Авторство: народ/писатель.
Форма: устная/письменная.
Возможность изменения: допускается/не допускается.
Время создания: не определено/указано конкретное.
Жанры: волшебная, бытовая, о животных/может включать черты всех жанров.
Место действия: сказочный мир/сказочный и реальный мир.
Герои: положительные и отрицательные/могут обладать и положительными, и отрицательными качествами.
Отношение автора: не показано/показано.
Сюжет: вымышленные события.
Главная тема: противостояние добра и зла.
Средства выразительности: используются.
Обязательные элементы: зачин, концовка, присказка/могут не иметь.
3. Сравните героев литературной и народной сказок.
Герой народной сказки:
Всегда уходит из дома, чтобы совершить подвиг, пройти испытания.
Преодолевает все трудности на своём пути.
В пути ему помогают волшебные предметы и помощники.
Всегда возвращается изменившимся.
Герой литературной сказки:
Может не уходить из дома, а может попадать в волшебный мир. (Ослик Мафин или Младшая дочь в сказке «Аленький цветочек)
Не всегда сталкивается с трудностями, но если сталкивается, преодолевает их. (Элиза в сказке «Дикие лебеди»)
Встречается с волшебными предметами и помощниками, если сказка волшебная. (Солдат в сказке «Огниво»)
Остаётся таким же как был внешне, но меняется внутренне. («Бременские музыканты»)
4. Вспомните и назовите фамилии тех, кто переводил сказки зарубежных писателей.
Это Борис Заходер, который перевёл «Винни Пуха», Василий Жуковский переводил сказки Шарля Перро, Пётр Ганзен переводил сказки Андерсена, Самуил Маршак переводил сказки разных народов, Ирина Токмакова переводила сказки про Муми-тролля, Наталья Рахманова перевела «Хоббита».
5. Какие виды сказок (волшебные, бытовые, о животных) легли в основу сказок братьев Гримм, Перро, Андерсена, Аксакова? Обоснуйте своё мнение.
В основу этих сказок легли все жанры народных сказок.
Так, сказки «Белоснежка и семь гномов», «Спящая красавица», «Дикие лебеди», «Аленький цветочек» имеют в основе волшебные сказки. В них происходят чудеса, волшебные превращения, есть волшебные предметы и помощники.
Сказка «Бременские музыканты» имеет в основе сказки о животных, ведь её героями стали животные.
А такие сказки, как «Чайник», имели в основе бытовые сказки, просто их героями стали предметы, а не люди.
6. Подумайте и обсудите друг с другом, есть ли в прочитанных сказках, кроме волшебных событий, глубокий, поучительный смысл, который объединяет их с притчами, народными сказками.
Во всех прочитанных мной сказках есть глубокий, поучительный смысл. Они говорят нам о том, что человек может стать счастливым, добиться успеха, только если будет хорошо относиться к другим людям, делать добро.
Но этот же глубокий смысл содержится и в народных сказках и притчах.
7. Попробуйте на основе сюжета сказки Андерсена «Пятеро из одного стручка» построит научно познавательный рассказ.
Научно-познавательный рассказ «Пятеро из одного стручка»
Горох — удивительное растение семейства Бобовых.
Чтобы появилось новое растение, семя гороха, горошина, должно попасть в землю. Оно прорастает и даёт росток. Если росток поливать, освещать солнцем, то он будет расти. Стебель гороха гибкий, стелящийся. Поэтому под него ставят подпорки или его подвязывают.
Потом на растении появляются нежные бело-розовые цветы. На их месте образуется плод гороха — стручок, в нём зреют горошины. Молодой стручок зелёный и сочный. А спелый сухой и желтый, в нём могут находиться до десяти крупных горошин. Осенью стручок лопается и горошины падают на землю.
Но не все они дадут начало новым растениям. Часть погибнет, другая часть будет съедена птицами и животными, и только некоторые присыплет землёй и они успешно перезимуют, чтобы весной прорасти.
8. Сравните цели авторов художественных произведений и научно-познаваетльных рассказов.
Автор художественного произведения не ставит целью поделиться научными, реальными фактами, он хочет рассказать поучительную историю, которая развлечёт или позабавит читателя.
Автор научно-познавательного рассказа ставит целью поделиться фактами о природе или предмете, заинтересовать ими читателя, расширить его кругозор.
9. Каких русских писателей сказочников вы знаете? Выпишите их произведения в творческую тетрадь. Составьте список произведений, которые вам хотелось бы прочитать.
Список произведений русских сказочников для 4 класса
- Александрова Т. «Домовёнок Кузька».
- Волков А. «Волшебник Изумрудного города».
- Гераскина Л. «В стране невыученных уроков».
- Даль В. «Сказки».
- Ершов П. «Конёк-Горбунок».
- Жуковский В. «Сказки».
- Иванов А. «Приключения Хомы и Суслика».
- Козлов С. «Ёжик в тумане».
- Лагин Л. «Старик Хоттабыч».
- Мамин-Сибиряк Д. «Алёнушкины сказки».
- Медведев В. «Баранкин, будь человеком!»
- Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей».
- Пушкин А. «Сказки».
- Толстой А. «Золотой ключик».
- Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья».
10. К каким сказкам сделаны иллюстрации? Кто их авторы?
Эти иллюстрации сделаны к сказке Павла Ершова «Конёк-Горбунок» и сказке Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница».
11. Соберите материал для выставки «Сказки русских писателей» и «Сказки писателей разных стран».
Для выставки «Сказки русских писателей» можно использовать список из пункта 9.
Список книг для выставки «Сказки писателей разных стран»
- Андерсен Г-Х. «Сказки».
- Барри Д. «Питер Пэн».
- Бжехва Я. «Академия пана Кляксы».
- Братья Гримм «Сказки».
- Гауф В. «Сказки».
- Киплинг Р. «Маугли».
- Кэролл Л. «Алиса в стране чудес».
- Линдгрен А. «Карлсон, который живёт на крыше».
- Льюис К. «Лев, колдунья и платяной шкаф».
- Милн А. «Винни Пух и все, все, все».
- Пьеро Ш. «Сказки матушки гусыни».
- Пройслер О. «Маленькая баба-яга».
- Родари Д. «Путешествие Голубой стрелы».
- Трэверс П. «Мэри Поппинс».
- Яннсон Т. «Муми-тролль и комета».
12. Найдите и прочитайте биографию Андерсена. Какие особенности его жизни отразились в знаменитой сказке «Гадкий утёнок»? Какие его сказки вы представите на выставке? Составьте краткую аннотацию к сборнику сказок Андерсена.
Пример рассказа-биографии о жизни и творчестве Андерсена можно прочитать, перейдя по ссылке. Там есть ответы почти на все заданные вопросы.
Всеволод Гаршин. Рассказы и сказки для детей. Произведения и биография
Аttalea princeps
Лягушка-путешественница
Сказание о гордом Аггее
Сигнал
То, чего не было
Cказка о жабе и розе
Произведения В. М. Гаршина известны современному читателю со школьных лет. Его сказки для детей считаются образцом мировой художественной литературы.
Список сказок Всеволода Гаршина для детей невелик. Школьная программа чаще всего представлена произведениями «Лягушка-путешественница» и «Сказка о жабе и розе». Именно по этим сказкам и известен автор.
Однако сказки Гаршина составляют список не настолько короткий. Есть в нём также такие замечательные истории, как «Сказание о гордом Аггее», «То, чего не было» и «Attalea princeps». Всего автором было написано пять сказок.
Надо отметить, что сказки Гаршина интересны не только маленьким читателям, но и их родителям. Взрослый с удивлением обнаруживает, что сказка захватила его, открывая какие-то новые стороны человеческих отношений, другой взгляд на жизнь.Сказка — «Лягушка-путешественница» — это последнее произведение писателя. Оно по праву стало любимым детским произведением у многих поколений читателей.
Сказки Гаршина изучаются на уроках литературы в начальных и старших классах. Они включены во все действующие сегодня школьные программы и учебники.
Книги с произведениями Всеволода Михайловича Гаршина переиздаются многочисленными тиражами, выпускаются в форме аудиозаписей. По мотивам его творений созданы мультипликационные фильмы, диафильмы, спектакли.
Краткая биография Всеволода Гаршина
Творения Всеволода Михайловича Гаршина смело можно поставить в один ряд с произведениями крупнейших мастеров русской психологической прозы – Толстого, Достоевского, Тургенева, Чехова. Увы, писателю не дано было прожить долгую жизнь, биография В. М. Гаршина обрывается на цифре 33. Писатель родился в феврале 1855 года, а умер в марте 1888. Смерть его оказалась такой же фатальной и трагической, как все мироощущение, выразившееся в коротких и пронзительных рассказах. Остро чувствуя неизбывность зла в мире, Всеволод Гаршин создал удивительные по глубине психологического рисунка произведения, пережил их сердцем и разумом и не смог защититься от чудовищной дисгармонии, царящей в социальной и нравственной жизни людей. Наследственность, особый склад характера, пережитая в детском возрасте драма, острое чувство личной вины и ответственности за несправедливости, творящиеся в действительности, — все подвело к безумию, точку в котором, бросившись в лестничный пролет, поставил сам В. М. Гаршин.
Он родился в Украине, в Екатеринославской губернии, в имении с милым названием Приятная Долина. Отец будущего писателя был офицером, участником Крымской войны. Мама отличалась прогрессивными взглядами, владела несколькими языками, много читала и, несомненно, сумела внушить сыну нигилистические настроения, свойственные шестидесятникам 19-го века. Женщина дерзко порвала с семьей, страстно увлекшись революционером Завадским, который жил в семье на правах воспитателя старших детей. Безусловно, событие это «ножом» пронзило маленькое сердце пятилетнего Всеволода. Отчасти из-за этого не лишена мрачных красок биография В. М. Гаршина. Мать, конфликтовавшая с отцом за право воспитывать сына, увезла его в Петербург и определила в гимназию. Спустя десять лет Гаршин поступил в Горный институт, но не получил диплома, поскольку учеба была прервана русско-турецкой войной 1877 года.
Студент в первый же день записался добровольцем и в одном из первых сражений бесстрашно ринулся в атаку, получив нетяжелое ранение в ногу. Гаршин получил чин офицера, но на поле боя не возвратился. Впечатлительного юношу потрясли картины войны, он не мог смириться с тем, что люди слепо и безжалостно истребляют друг друга. Не вернулся он и в институт, где начал обучаться горному делу: молодого человека властно влекла к себе литература. Некоторое время Гаршин посещал вольнослушателем лекции на филологическом факультете Петербургского университета, а потом начал писать рассказы. Антивоенные настроения и пережитый шок вылились в произведения, которые мгновенно сделали начинающего писателя знаменитым и желанным во многих редакциях того времени.
Душевный недуг Всеволода Гаршина развивался параллельно его творчеству и общественной деятельности. Он лечился в психиатрической клинике. Но вскоре после этого (биография В. М. Гаршина упоминает это светлое событие) его жизнь была озарена любовью. Брак с начинающим медиком Надеждой Золотиловой писатель расценивал как лучшие годы своей жизни. К 1887 году болезнь Гаршина усугубилась тем, что он вынужден был оставить службу. В марте 1888 года Гаршин собирался на Кавказ. Уже были упакованы вещи и назначено время. После терзающей бессонницей ночи Всеволод Михайлович вдруг вышел на лестничную площадку, спустился на один пролет ниже и с высоты четырех этажей кинулся вниз. Литературные образы самоубийства, которые жгли душу в его новеллах, воплотились страшно и непоправимо. Писателя отвезли в больницу с тяжелыми травмами, а через шесть дней он скончался. Сообщение о В. М. Гаршине, о его трагической гибели, произвело большое общественное волнение.
Проститься с писателем на «Литераторские мостки» Волковского кладбища в Петербурге (теперь здесь музей-некрополь) собрались люди самых разных слоев и сословий. Поэт Плещеев написал лирический некролог, в котором выразил острую боль, что Гаршина – человека большой чистой души – нет больше среди живых. Литературное наследие прозаика по-прежнему тревожит души читателей и выступает предметом исследований филологов.
Творчество В. М. Гаршина
Живейший интерес к внутреннему миру человека, окруженного немилосердной действительностью, – центральная тема в сочинениях Гаршина. Это обаяние искренности и сопереживания в прозе автора, несомненно, питается из источника великой русской литературы, которая со времен книги «Житие протопопа Аввакума» демонстрирует глубокий интерес к «диалектике души».
Гаршин-рассказчик впервые предстал пред читающей публикой с произведением «Четыре дня». Столько пролежал солдат с перебитыми ногами на поле боя, пока его не отыскали однополчане. Рассказ ведется от первого лица и напоминает поток сознания человека, изможденного болью, голодом, страхом и одиночеством. Он слышит стоны, но с ужасом понимает, что это стонет он сам. Вблизи него разлагается труп убитого ним противника. Взирая на эту картину, герой ужасается лицу, на котором лопнула кожа, страшно оголился оскал черепа, – лицу войны! Подобным антивоенным пафосом дышат другие рассказы: «Трус», «Денщик и офицер», «Из воспоминаний рядового Иванова».
С предельной откровенностью предстает пред читателем героиня рассказа «Происшествие», зарабатывающая на жизнь своим телом. Повествование построено в той же манере исповеди, беспощадного самоанализа, свойственного Гаршину. Женщина, встретившая свою «опору», человека, невольно поставившего ее на путь выбора между «нахальной нарумяненной кокоткой» и «законной женой и… благородной родительницей», пытается изменить свою судьбу. Такое осмысление темы блудницы в русской литературе 19-го столетия встречается, пожалуй, впервые. В рассказе «Художники» Гаршин с новой силой воплотил идею Гоголя, свято верившего, что эмоциональный шок, произведенный искусством, может изменить людей к лучшему. В новелле «Встреча» автор показывает, как циничное убеждение в том, что для достижения благополучия все средства хороши, овладевает умами, казалось бы, лучших представителей поколения.
Рассказ «Красный цветок» — особое событие, которым отмечена творческая биография В. М. Гаршина. Он повествует о безумце, уверенном в том, что «кровавый» цветок в больничном саду вместил в себя всю неправду и жестокость мира, и миссия героя заключается в том, чтобы уничтожить его. Совершив поступок, герой умирает, и его мертвое посветлевшее лицо выражает «горделивое счастье». По мнению писателя, человек не в силах победить мировое зло, но высокая честь тем людям, которые не могут мириться с этим и готовы, чтобы одолеть его, жертвовать своей жизнью.
Всех произведений Всеволода Гаршина – очерков и новелл – набралось на один только том, но потрясение, которое его проза произвела в сердцах вдумчивых читателей, невероятно велико.
_______________________________