Все мы хорошо знаем эти истории и персонажей. Но посмотрите на них с другой стороны. Можете ли вы внятно объяснить, о чем на самом деле сказка про Колобка или Курочку-рябу? Сложены они были давным-давно, когда большинство русских еще не умели читать и писать, и много веков их рассказывали из поколение в поколение. Слушать сказки любили не только дети, но и взрослые по вечерам за плетением лаптей или другими работами. Это были истории из бытовой жизни с моралью, небылицы про животных и про фантастических существ, которые обитают в лесах, реках и болотах или и вовсе волшебные сказки о царевнах и царевичах. На этих сказках фактически формировался характер народа и его культурная преемственность.
Все русские писатели и поэты были воспитаны на русских сказках (и не только Пушкин с его Ариной Родионовной), и многие переложили или использовали их сюжеты для своего творчества. Некоторые авторские сказки так плотно вошли в народ, что уже не все помнят, какие произведения народные, а какие плод писательского вымысла.
Большой вклад в сохранение русского фольклорного наследия внес в XIX веке Александр Афанасьев, записав главные сказки и издав их в отдельном сборнике «Народные русские сказки».
1. Колобок
Сюжет сказки кумулятивный, это означает, что одно и то же действие повторяется много раз. Итак, жили-были старик со старухой (довольное частое начало для многих сказок). Старик попросил испечь колобок (то есть шарообразную выпечку из теста). Старуха «поскребла по сусекам», то есть собрала последние крошки муки и все-таки испекла.
Положила колобка остудиться на окно, а он упал и укатился. Пока катился по дороге, ему навстречу попадались заяц, волк, медведь. Все угрожали съесть его, но он хитрий и пел «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, и от тебя не хитро уйти». Три раза он успешно укатывался от потенциального противника, но вот встретил лису — она его перехитрила и все-таки съела.
Фольклорная сказка про колобка стала очень популярна в России, ее читают всем без исключения детям. Более всего известна в России в авторском исполнении видного педагога XIX века и основоположника научной педагогике в России, Константина Ушинского. Также существует несколько мультфильмов по мотивам «Колобка».
2. Курочка Ряба
Александр Давыдов/Союзмультфильм 1982
Жили-были дед да баба. У них была Курочка Ряба, которая снесла золотое яйцо. Ни дел, ни бака не смогли его разбить, зато мышка пробежала, махнула хвостиком, и яйцо упало и разбилось. Дед и бабка стали очень горевать, но курочка обещала снести им новое, простое яйцо.
Такой хеппи энд добавили в более поздней интерпретации — для детей. В оригинале же разбитое яйцо вызывало целую череду неприятностей по всей деревне. За сюжет про курочку Рябу брались многие писатели — и вышеупомянутые Ушинский и Афанасьев, и собиратель русского языка Владимир Даль, и советский писатель Алексей Толстой. Кроме того, в разных регионах России сказку интерпретировали по-разному и могла быть разная череда неудач, которые случались после того, как яйцо разбивалось.
3. Репка
Посадил дед репку. Репка выросла большая, а он тянет-потянет, да вытянуть не может. Приглашал он по очереди помогать ему бабку, внучку, собаку, кошку — и даже такой большой цепочкой они никак не могли вытянуть репку. Последней позвали помочь мышку — и только с ее помощью все-таки справились. Сказка учит, что если делать одно общее дело всем вместе сообща, то все получится. И что нужно не бояться просить о помощи — даже если это твой злейший враг (кошка-мышка).
Аллегория с репкой нравилась многим писателям, сказочный сюжет несколько раз переписывали, а также он был основой для сатиры. Во время первой мировой войны даже были карикатуры на сюжет репки: «дед» Франц-Иосиф посадил репку-войну и звал европейских лидеров помочь ему вытянуть. В советской пропаганде дедом выступал Капитал, который хотел вытянуть красную революционную репку.
4. Теремок
Леонид Амальрик/Союзмультфильм 1971
В поле стоял небольшой терем. Мимо бежала мышка, спросила «Кто в теремочке живет?» — никто не ответил, и она решила поселиться там. Потом к ней присоединилась лягушка, зайчик, лисичка и волчок «белый бочок»… И все одни жили очень дружно, пока не пришел медведь. Его они тоже пригласили жить с ними, но он не влез в терем и решил забраться на крышу… и раздавил его. Правда, звери успели выскочить. Вместе они начали строить новый терем, и получилось еще лучше прежнего — и все поместились.
Еще одна невероятно популярная русская сказка, к которой также приложили руку многие русские писатели. А в интерпретации Самуила Маршака стала отличным материалом для постановок в детских и домашних театрах.
5. По щучьему веленью
Иван Иванов-Вано, Михаил Ботов/Союзмультфильм, 1957
Одна из самых архетипических сказок, ведь ее герой хоть и ленивый простодушный, но добрый и полагается на удачу, непереводимый русский авось. Деревенский дурачок Емеля ловит волшебную щуку, которая обещает исполнить любые его желания, если он пощадит ее. Емеля использует волшебные желания для всего того, что ему лень — «по щучьему велению» топор сам рубит дрова, ведра сами идут за водой и так далее. Емеле настолько лень вставать с теплой печки, что повелевает кататься на этой печке, давя при этом всех вокруг. В итоге он ни много ни мало женится на царской дочке!
Сюжет о волшебной рыбе, исполняющей желания использует также А.С. Пушкин в авторской «Сказке о рыбаке и рыбке», правда, там фигурируют дед и бабка, и жадность бабки, которой мало и терема и дворца приводит к трагедии — рыбка отнимает все обратно, и они остаются «у разбитого корыта».
6. Царевна-лягушка
Сюжет этой русской народной сказки — история о заколдованной невесте. Три брата по велению царя-батюшки выбирают себе будущих жен, стреляя из лука в неизвестном направлении. Младшему Ивану-царевичу не везет — его стрела попала в болото и нашел он там только лягушку. Что ж, пришлось жениться на ней.
Оказалось, впрочем, что она заколдованная: может сбрасывать лягушачью кожу и представать в облике прекрасной девушки, Василисы Прекрасной (она же Василиса Премудрая). Чтобы окончательно расколдовать возлюбленную царевичу приходится отправиться через леса и болота на поиски злого и страшного Кощея Бессмертного. Да вот только смерть его спрятана «на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу».
Что ж, доброму Иван-царевичу помогают животные, и конечно, он спасает свою Василису.
7. Морозко
Александр Роу/Киностудия имени М. Горького, 1964
Это сюжет практически о русской Золушке. По мотивам сказки в советское время сняли фильм, ставший очень популярным — особенно под Новый Год. Злая мачеха невзлюбила падчерицу Марфушу (в советском фильме ее назвали Настенька), и просит мужа (то есть родного отца девочки) увезти ее зимой в лес — и там и оставить. Девочку находит волшебный Морозко и спрашивает трижды, тепло ли ей. Дрожащая девушка безропотно отвечает, что тепло и тронутый ее скромностью Морозко спасает и дарит дорогие подарки и шубу.
Позавидовав такому раскладу, злая мачеха велит отвезти в лес и своих капризных дочерей, однако, они не так милы с Морозко и он оставляет их на морозе. Самой известной интерпретацией же сказки является произведение Самуила Маршака «Двенадцать месяцев».
8. Баба-Яга
Бабой Ягой до сих пор пугают всех детей. Эта старуха-ведьма живет в лесу в избушке на курьих ножках и летает в ступе. Мачеха отправляет нелюбимую падчерицу к Бабе-Яге в услуженье. Злая старуха заставляет девочку работать, но оказывается, что хочет съесть ее! Девочка задумывает побег и лесные животные и даже неодушевленные предметы помогают ей, потому что она со всеми добра и ласкова. Отец, узнав, что жена отправляла девочку на верную смерть очень разозлился и выгнал ее.
Есть впрочем, и другая версия сказки, где сам отец отвозит дочь к Яге (как в «Морозко» по велению злой жены). И там девочка с Бабой-Ягой даже дружат, но отец крадет девочку, потом возвращает снова — и Баба-Яга, разозлившись, оставляет одни косточки от девочки…
9. Иван-царевич и серый волк
За волшебной Жар-птицей с золотыми перьями некий царь отправил трех своих сыновей. Младший Иван-царевич сразу потерпел неудачу — его коня во время привала съел волк. Но юноша так грустил, что даже волк сжалился и предложил свою помощь. Так на поиски жар-птицы Иван отправился верхом на сером волке. Зверь оказался очень умным и хитрым и благодаря нему, царевич нашел не только птицу, но и свою любовь — Елену Прекрасную, которую они с волком хитростью выкрали у другого царя. Правда, потом его пытаются подставить родные братья… Но доброта и честь всегда побеждают в русских сказках.
Народный сюжет о жар-птице и волшебном коне используется также в авторской сказке «Конёк-Горбунок» Петра Ершова (1834). В советское время это была одна из самых популярных сказок, которая переиздавалась большими тиражами и ставилась во многих детских театрах.
10. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Сюжет этот сказки отдаленно напоминает историю «Гензель и Гретель» Братьев Гримм. Двое сирот Аленушка и Иванушка долго странствуют, Иванушка очень хочет пить, но у разных водоемов встречаются какие-то животные. Аленушка запрещает братцу пить и предостерегает, что если будет пить там, где козы — то козленочком станет, а где коровы — теленочком. И все же Иванушка не может терпеть и ослушивается, он пьет воду и превращается в козленочка. Аленушка плачет и ведет его с собой, вдруг им навстречу едет прекрасный царевич. Он жалеет бедную сиротинушку и хочет взять ее в жены. Но тут злая ведьма, позавидовав их счастью, кидает Аленушку в море с камнем на шее. Царевич грустит, а козленочек все бегает на море — и в итоге приводит туда самого царевича. Аленушку вылавливают, она жива-здорова, а ведьму казнят.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 79-80.
УКМ «Перспектива»
1. Разделите сказку на смысловые части. Придумайте заголовок к каждой части. Сравните его с данным планом: Мачехина дочь и падчерица; Падчерица в лесу у Морозко; Старикова дочь возвращается домой; Старухина дочь под елью, Старуха встречает дочь.
Разделим текст сказки на смысловые части и дадим им заголовки:
- Жизнь падчерицы с мачехой и её дочкой. Злая мачеха.
- Падчерица в лесу встречает Морозко. Волшебный старик.
- Падчерица возвращается из лесу с богатыми дарами. Награда Морозко.
- Старуха отправляет дочь в лес, она встречает Морозко. Грубиянка.
- Старухина дочь возвращается из леса. Наказание.
Заголовок каждой части отражает тему смысловой части или плана учебника.
2. Перечитайте первую часть. Выделите слова, которые характеризуют падчерицу и мачехину дочь.
Падчерицу характеризуют слова: скотину поила-кормила, дрова и воду носила, печь топила, избу мела.
Старухину дочь характеризуют слова: что ни сделает — за всё гладят по головке.
3. Перечитайте вторую часть. Обсудите с другом, каким был Морозко. Что он хотел: заморозить, напугать, испытать?
Морозко был волшебником. Он был могучим и суровым, но у него было доброе сердце. Он никого бы не стал морозить просто так.
Морозко хотел испытать падчерицу.
4. Как падчерица разговаривала с Морозко? Выделите в диалоге Падчерицы и Морозко слова с ласкательными суффиксами.
Падчерица разговаривала с Морозко вежливо и приветливо.
Слова с ласкательными суффиксами:
Девица, Морозушко, батюшка, лапушка, голубчик.
5. Почему Морозко решил одарить падчерицу? Чем она ему понравилась? Выберите ответ.
Выбираем ответ: падчерица была добрая, приветливая.
6. Перечитайте третью часть. Почему Морозко не дал подарков старухиной дочке? Подумайте в чём особенность её поведения. Какая она?
Старухина дочка оказалась грубой, невежливой, себялюбивой. Она грубо разговаривала с Морозко и рассердила волшебника.
Поэтому он не дал ей подарков и вообще заморозил до смерти.
7. В сказке есть ещё один необычный герой. Он сообщает нам о неизвестных никому событиях. Кто это? Зачем он нужен? Мог ли это быть старик?
Этот герой — собака под столом.
Собака предсказывает то, что должно случиться. Она нужна, чтобы показать какие надежды питала мачеха, и как они рассыпались прахом. Разговор собаки и мачехи показывает отношение мачехи к падчерице и к своей дочери.
Этим героем не мог быть старик, ведь он не является волшебным персонажем. Он слова не может сказать против мачехи и не умеет видеть будущее.
8. Определите основную мысль сказки. Выделите в тексте опорные слова. Составьте план.
Основная мысль сказки: как вы к людям относитесь, так и люди относятся к вам.
Опорные слова для пересказа:
Живало-бывало, перевернёшься — бита, ничем не угодишь, чтоб мои глаза не видали, старик затужил, озноб, потрескивает, пощёлкивает, девица, батюшка, окостеневать, поминки справляет, старый хрыч, вся в золоте и серебре, не так тявкаешь, руки врозь, руки-ноги отмёрзли, сгинь проклятый, в мешке косточки, в санях мёртвая, заголосила.
План пересказа сказки «Морозко»
- Жизнь с мачехой.
- Требование мачехи.
- Падчерица под елью.
- Разговор с Морозко.
- Старик находит дочь.
- Предсказание собаки.
- Возвращение падчерицы.
- Старухина дочь и Морозко.
- Второе предсказание собаки.
- Мертвая старухина дочь.
9. Перескажите сказку близко к тексту. Старайтесь при рассказе употреблять сказочные слова и выражения.
Пересказ сказки «Морозко» для 3 класса
Живало-бывало в одной деревне старик с женою. Но умерла жена и женился старик на другой.
Злой была мачеха. Падчерицу не любила, во всём она виновата была. Перевернёшься — бита будешь, не перевернёшься — тоже. Ничем падчерица угодить старухе не могла. Хотя и в избе убирала, и дрова носила, и печь топила.
А старухина дочь, что ни сделает, всё равно умница.
Вот стала старуха на старика ругаться и требовать отвезти падчерицу в лес, старым хрычом величала. Затужил старик, но делать нечего, повез дочь в лес, вывалил под деревом и уехал.
Сидит падчерица под елью, озноб её пробирает. А тут Морозко по елочкам потрескивает, да пощёлкивает. Увидел девушку, спустился к ней и давай морозить. А сам спрашивает, тепло ли девице.
А падчерица вежливо отвечает, что тепло, и Морозушкой величает.
Сжалился Морозко над девушкой.
А старуха старика вновь в лес гонит, косточки от падчерицы собрать. Поехал старик в лес, а там дочь его в злате и серебре сидит, да с богатыми дарами.
А мачеха уже поминки справляет, блины печёт. Только собака под лавкой лает, что падчерица в серебре и золоте вернётся. И как мачеха её не ругала, собака от своих слов не отступала.
Привёз тут старик падчерицу в богатых одеждах и с дарами. Зависть взяла мачеху. Велит она старику родную дочь в лес увезти.
Отвёз старик мачехину дочь в лес, посадил под елью. Пришёл Морозко и давай её морозить, и про тепло спрашивать. А старухина дочь ругается, гонит Морозко, проклятым называет.
Обиделся Морозко и заморозил девушку до окостенения.
Старуха гонит старика в лес за дочкой, а собака тявкает, что косточки привезут.
Так и случилось. Привёз старик косточки, бросилась старуха к саням, а там дочь её мёртвая лежит.
Заголосила старуха, да только поздно.
10. Выберите слова, которые характеризуют падчерицу, мачеху, мачехину дочку, старика. Выпишите эти слова в творческую тетрадь.
Падчерица: добрая, вежливая, приветливая, трудолюбивая.
Мачеха: злая, несправедливая, завистливая.
Мачехина дочь: ленивая, грубая, невежливая, себялюбивая.
Старик: робкий, послушный, тихий, слабый.
2021-12-26T00:10:00+03:00
2021-12-27T03:48:31+03:00
2021-12-26T00:10:00+03:00
2021
https://inosmi.ru/social/20211226/251201785.html
Прекрасная и ненасытная в постели: что известно о Гуннхильд Матери Конунгов
Прекрасная и ненасытная в постели: что известно о Гуннхильд Матери Конунгов
Общество
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/terms/terms_of_use.html
https://россиясегодня.рф
Шел 1835 год. Бригада рабочих копала торф в поместье Харальдскьер недалеко от города Вайле в Ютландии. В болоте они нашли останки женщины. Тело хорошо сохранилось в торфянике: оно… ИНОСМИ, 26.12.2021
общество, история, европа, норвегия, норвежский, норвегия, гуннхильд мать конунгов, легенды
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/13/251201306.jpg
1920
1920
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/13/251201306.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/13/251201301.jpg
1920
1080
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/13/251201301.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/13/251201300.jpg
1920
1440
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/13/251201300.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/12/251201299.jpg
1200
630
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/12/251201299.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/12/251201261.jpg
1200
1605
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25120/12/251201261.jpg
https://inosmi.ru/social/20201015/248298874.html
https://inosmi.ru/social/20200917/248141178.html
https://inosmi.ru/history/20200503/247346968.html
https://inosmi.ru/history/20190612/245254145.html
https://inosmi.ru/history/20210508/249677619.html
https://inosmi.ru/history/20210411/249530335.html
https://inosmi.ru/social/20210102/248715044.html
https://inosmi.ru/culture/20210101/248861434.html
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
NRK
https://cdnn1.inosmi.ru/images/24062/78/240627866.gif
Шел 1835 год. Бригада рабочих копала торф в поместье Харальдскьер недалеко от города Вайле в Ютландии. В болоте они нашли останки женщины. Тело хорошо сохранилось в торфянике: оно было целым, хотя женщина — это было очевидно — умерла уже очень давно. Авторитетные датские историки пришли к выводу, что тело принадлежало Гуннхильд Матери Конунгов, необыкновенно прекрасной королеве Норвегии, известной также своей безжалостностью и любовью к интригам. В руках этой властной женщины ее муж, небезызвестный Эйрик Кровавая Секира, был просто марионеткой. Она была ведьмой — и не только в переносном значении. Чуть более тысячи лет назад она была самой могущественной женщиной своей страны, где без нее не обходилось ни одно дело. Настоящая норвежская Серсея Ланнистер — во всяком случае если верить сагам. Так что же нам известно о Гуннхильд?
Когда на севере Норвегии было волшебство
На этот вопрос можно было бы ответить что-то вроде «Что она существовала». Гуннхильд Мать Конунгов упоминается примерно в 20 различных исторических источниках — от латинских хроник до норвежских саг о конунгах и скальдических стихов.
Таким образом, мы можем с относительной уверенностью утверждать, что она была исторической личностью. Однако следует полагаться на более или менее квалифицированные предположения. Начнем с самого начала.
Гуннхильд, предположительно, родилась в начале X века — примерно в 910 году. О месте ее рождения до сих пор ведутся споры. Самый старый письменный источник, заслуживающий доверия — это латинская хроника Historia Norvegiæ («История Норвегии») XII века. В ней утверждается, что Гуннхильд родилась в Дании и была дочерью датского конунга Горма Старого и его жены Тиры, а также сестрой Харальда Синезубого — поистине легендарного датского правителя.
А вот Снорри Стурлусон утверждает иное. В «Круге земном», написанном в начале XIII века, говорится, что Гуннхильд была дочерью Эцура Рыло, хёвдинга из Халогаланда. Ее якобы воспитали саамы в Финнмарке, а самые могущественные маги этих мест научили ее колдовству. В Средние века северные части Норвегии считались особенно подходящим местом для колдовства. Правда, сегодня мало кто из исследователей с убежденностью назвал бы этот регион волшебным.
Говорят, Гуннхильд оставалась на севере до тех пор, пока люди Эйрика Кровавая Секира случайно не наткнулись на хижину, в которой она жила вместе с местными колдунами. Тогда она сбежала, применив познания в области ведовства, которые уже успела усвоить.
Справедливости ради, у нас до сих пор нет убедительных эмпирических доказательств существования колдовства. Тому может быть несколько причин: колдовства больше нет в мире; колдовство существует, но это трудно доказать; то, что кажется колдовством, на самом деле имеет естественное объяснение. Вероятно, именно последней гипотезой воспользовался Снорри, когда описывал побег Гуннхильд из хижины. Она якобы стерла следы людей Эйрика Кровавая Секира при помощи волшебной золы, а потом околдовала во сне, чтобы их проще было убить.
Убийство братьев и сестер как стратегия
Короче говоря, мы точно не знаем, где выросла Гуннхильд, при дворе датских правителей или в обществе саамских колдунов. Но кое в чем все источники сходятся: она стала женой Эйрика Кровавая Секира, сына Харальда Прекрасноволосого.
Эйрик еще до смерти отца стал королем всей Норвегии. В то время монархия была гораздо менее прозрачной, чем тот государственный строй, к которому мы привыкли в 2020 году.
Если Харальду V посчастливилось почти 30 лет править в мирное время, без единой попытки переворота со стороны принцессы Астрид или принцессы Рагнхильд, то Эйрику пришлось вести непрерывную борьбу за власть с братьями. А самым популярным методом решения конфликтов, в том числе между братьями и сестрами, было убийство.
По данным Снорри, Эйрик убил пятерых братьев. Гуннхильд играла в его делах ключевую роль как расчетливая женщина, к тому же сведущая в магии.
Но этой чете, по слухам, не слишком популярной, не довелось долго править Норвегией. Всего через несколько лет у власти им пришлось покинуть страну, чтобы не быть убитыми очередным братом Эйрика. Этого брата звали Хакон Воспитанник Этельстана, и теперь настал его черед занять норвежский престол. Гуннхильд и Эйрику надо было уходить. Но куда?
Вероятно, они отправились в Йорвик — нынешний Йорк в Англии. Или в Нортумбрию, лежащую севернее в тех же землях. Может быть, они поехали на Оркнейские острова к северу от Шотландии. Этого мы не знаем.
Эйрик умер примерно через двадцать лет жизни в изгнании — около 955 года. Гуннхильд и их с Эйриком многочисленные сыновья, вероятно, заключили союз с датским королем Харальдом Синезубым (который, вполне возможно, был братом Гуннхильд). Они намеревались вместе свергнуть Хакона Воспитанника Этельстана, позже ставшего известным под именем Хакон Добрый.
После пары неудачных попыток, стоивших жизни нескольким сыновьям Гуннхильд, они все же добились успеха. Хакон погиб, не имея наследников — у него были только дочери. Сыновья Гуннхильд оказались первыми в очереди на трон. Королем стал старший — Харальд Серая Шкура. Братья ему помогали, а Гуннхильд, судя по всему, обрела большое влияние как мать короля.
Примерно через десять лет царствования Харальд был убит — предположительно в засаде, устроенной его дядей Харальдом Синезубым. Гуннхильд снова пришлось покинуть страну.
Вечный испорченный телефон
Если верить сагам о конунгах и поэзии скальдов, Гуннхильд была непревзойденной красавицей, но при этом настоящей стервой — безжалостной, властолюбивой интриганкой. Эти качества в сочетании с магическими способностями делали ее грозным противником — и удобным антагонистом.
Правда, если изучить какой-нибудь источник более подробно, начинаешь относиться к такому образу Гуннхильд с долей скепсиса. Например, «Сага об Эгиле» написана в XIII веке — более чем через сто лет после смерти Гуннхильд. По последним данным, это один из старейших письменных источников, однако она отчасти основана на скальдических стихах самого Эгиля, и именно эти стихи ближе всего к так называемым источникам современников.
Традиция устной передачи знания была вечной игрой в испорченный телефон. Не без оснований можно утверждать, что 250 лет пересказов могли кардинально изменить содержание. Одно забывалось, другое откладывалось в памяти, а кое-что и намеренно менялось.
Но, поскольку форма скальдических стихов весьма жесткая (они требуют определенных размера и рифмы), можно предположить, что они как раз не очень сильно изменились к моменту, когда их наконец записали. Да и запомнить слова песни легче, чем новостное сообщение.
Пожалуй, «Сага об Эгиле» больше, чем любой другой текст, повлияла на наследие Гуннхильд. Но проблема в том, что Эгиль, похоже, не лучший источник объективной информации, ведь он был замешан в многолетнюю вражду с Гуннхильд и Эйриком.
Итак, Гуннхильд изображается как хладнокровный манипулятор, она постоянно пытается убедить мужа убить Эгиля. Критическое отношение к источникам — важный принцип работы как журналиста, так и историка. Ведь мы бы не стали, не задумываясь, верить биографии Хиллари Клинтон, написанной Дональдом Трампом, и не сочли бы, что она близка к объективной истине? И это относится не только к «Саге об Эгиле». Многие источники, в которых упоминаются Гуннхильд и Эйрик, прославляют их противников — Хакона Доброго и особенно молодого Олава Трюггвасона. А каждому герою нужен злодей.
Вот почему надо более пристально взглянуть, в чем именно Эгиль обвиняет Гуннхильд. Например, у Эгиля была возможность наладить отношения с Эйриком Кровавая Секира. Он должен был написать хвалебную песнь, изображающую короля в благоприятном свете. Эгиль честно попытался это сделать, но ему помешала… ласточка.
Другие поэты, пожалуй, сказали бы, что творческий застой случается с каждым, а птицы регулярно устраивают шум, когда это совершенно не кстати. Но не Эгиль. Он утверждает, что ласточкой на самом деле была Гуннхильд, принявшая образ птицы.
Хорошо, отнесемся к мнению Эгиля всерьез и проконсультируемся у специалиста. У зоолога Петтера Бёкмана (Petter Bøckman) есть целый ряд возражений. Например, что касается веса. Ласточка весит всего 20 граммов. Гуннхильд была невысокой и стройной, но все же весила раз в 2500 больше, чем ласточка. Так куда же делась остальная масса тела? Также Бёкман указывает, что строение птиц совсем не похоже на строение млекопитающих, так что трудно представить себе, как чисто механически могла бы произойти подобная трансформация.
В общем, люди вряд ли способны превращаться в птиц. Вероятно, и тысячу лет назад было то же самое. Если бы у превращения в нечто летающее имелись эволюционные преимущества, эти качества закрепились бы и стали более распространенными.
С такими малоправдоподобными утверждениями есть одна проблема: они ставят под сомнение всю историю. Представьте, что вы смотрите типичный голливудский фильм, якобы основанный на реальных событиях, и обнаруживаете неправду. Это конец — ничто в этом фильме больше не вызывает у вас доверия.
Но как голливудское кино не предназначено для того, чтобы изучать по нему историю, так и саги о конунгах, и поэзия скальдов не были чисто историческими текстами. Они предназначались для развлечения, целью было сделать так, чтобы людям хотелось их читать или слушать. С исторической точки зрения преимущество подобной творческой свободы в том, что благодаря ей саги и стихи дошли до нас. Людям хотелось пересказывать их, хотелось их записать. Но у медали есть и обратная сторона: нам предлагаются сказочные образы реальных исторических личностей.
Образ Гуннхильд, который мы находим в этим источниках, несомненно, карикатурен. Например, она изображается ненасытной в сексе. А если она не получала желаемого, последствия были чудовищными.
Например, изобретательная и мстительная Гуннхильд заколдовала пенис Хрута так, чтобы он не мог заниматься любовью с женой. Об этом мы узнаем из «Саги о Ньяле». Однако, принимая во внимание все, что нам известно сегодня, можно с высокой долей вероятности предположить, что такого никогда не было. Ведь очень сложно, если не сказать невозможно, на расстоянии наколдовать большой пенис!
Она существовала!
Если игнорировать преувеличения и атрибуты сказочности, то что мы знаем о том, какой была Гуннхильд?
Многое указывает на то, что она была сильной и прямодушной женщиной, и к ней прислушивались.
У большинства норвежских правителей в те времена было множество любовниц и внебрачных детей. Братья бились за трон и вполне могли убивать друг друга. Но ни в одном источнике не упоминается, чтобы у Эйрика Кровавой Секиры были любовницы и внебрачные дети. Его сыновья правили страной все вместе, хотя королем был Харальд.
Нет никаких доказательств того, что Гуннхильд действительно была злой и безжалостной. Скорее она была женщиной, сумевшей сохранить семью в самые трудные времена.
Действительно ли она окончила свои дни в болоте в Дании? Вероятно. Но в 1835 году вблизи Вайле нашли не Гуннхильд. Та женщина умерла за 500 лет до наступления нашей эры, то есть за 1500 лет до эпохи Гуннхильд. Предположение, что в Вайле покоятся осанки именно Гуннхильд, основывалось исключительно на истории о том, как ее утопили в болоте где-то в Дании.
Где и как умерла Гуннхильд? Мы не знаем. Может, это произошло на Оркнейских островах, а может, и в Дании. Строго говоря, это могло быть и в любом другом месте. Скальды ничего не сочинили о ее пенсии.
Во всяком случае сегодня, почти тысячу лет спустя, мы почти уверены в том, что она действительно существовала. Мало кто из людей X века, будь то мужчина или женщина, может этим похвастаться.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Падчерица (Татарская сказка)
Ж ил в давние-предавние времена человек. Были у него дочь, сын и падчерица. Падчерицу в доме не любили, обижали и заставляли много работать, а потом решили отвести её в лес на съедение волкам. Вот брат и говорит ей:
— Поедем со мной в лес. Ты будешь ягоды собирать, а я — дрова рубить.
Захватила падчерица ведро, положила в ведро клубок ниток и поехала с названым братом в лес.
Приехали они в лес, остановились на полянке. Брат сказал:
— Ступай собирай ягоды и не возвращайся до тех пор, пока я не кончу рубить дрова. Возвращайся на поляну только тогда, когда затихнет стук топора.
Взяла девушка ведро и пошла собирать ягоды. Как только она скрылась из виду, названый брат привязал к дереву большую колотушку и уехал.
Девушка идёт по лесу, ягоды собирает, иногда остановится, прислушается, как названый брат стучит вдалеке топором, и идёт дальше. Она и не догадывается, что это не брат стучит топором, а колотушка качается от ветра и ударяет о дерево: тук-тук! тук-тук!
«Брат всё ещё дрова рубит» — думает девушка и спокойно собирает ягоды.
Набрала она полное ведро. Уж и вечер наступил, и колотушка перестала стучать.
Прислушалась девушка — тихо кругом.
«Видно, брат кончил работу. Пора и мне возвращаться», — подумала девушка и вернулась на полянку.
Смотрит она — на полянке никого нет, только щепки свежие белеют.
Заплакала девушка и пошла по лесной тропинке куда глаза глядят.
Шла она, шла. Вот и лес кончился. Вышла девушка в поле. Вдруг клубок, который она держала в руке, выпал и быстро покатился. Девушка пошла искать клубок. Идёт она и приговаривает:
— Укатился мой клубочек, не видал ли кто его?
Так дошла девушка до пастуха, который пас табун лошадей.
— Укатился мой клубочек, не видал ли ты его? — спросила девушка у пастуха.
— Видел, — ответил пастух. — Поработай у меня один день: я подарю тебе коня, на нём ты поедешь искать свой клубочек.
Согласилась девушка. Целый день она присматривала за табуном, а вечером пастух подарил ей коня и показал дорогу.
Поехала девушка на коне через леса, через горы и увидела пастуха, который пас стадо коров. Поработала у него девушка целый день, получила за работу корову и поехала дальше. Потом она встретила отару овец, помогла пастухам, за это получила овцу. После этого попалось ей по дороге стадо коз. Девушка и тут помогла пастуху и получила от него козу.
Гонит девушка скотину, а день уж к вечеру клонится. Страшно девушке. Где укрыться на ночь? По счастью, увидела она невдалеке огонёк и обрадовалась:
«Наконец-то я до жилья добралась!»
Погнала девушка коня и вскоре доехала до маленькой избушки. А в этой избушке жила убыр-ведьма. Вошла девушка в избушку и видит: сидит там старуха. Поздоровалась она с нею и спросила:
— Укатился мой клубочек, не видала ли ты его?
— Ты, девушка, пришла издалека. Сначала отдохни да мне помоги, а потом про клубок спрашивай, — сказала убыр.
Осталась девушка у старухи убыр.
Утром она истопила баню, позвала старуху:
— Бабушка, баня готова, иди мыться!
— Спасибо, доченька! Только я без твоей помощи до бани не дойду. Ты возьми меня за руку, подтолкни сзади
коленкой, тогда я сдвинусь с места, — говорит ей убыр.
— Нет, бабушка, так нельзя. Ты уже старенькая, разве можно тебя толкать? Лучше я тебя на руках отнесу, —
сказала девушка. Подняла она старуху убыр на руки, принесла в баню.
— Доченька, — говорит ей старуха, — возьми меня за волосы, кинь на полку.
— Нет, бабушка, так нельзя делать, — ответила девушка. Подняла она старуху и усадила её на полку. А старуха убыр говорит:
— Доченька, попарь мне спину, да покрепче — не распаренным веником, а его ручкой.
— Нет, бабушка, тебе будет больно, — ответила ей девушка.
Попарила она старуху убыр мягким веничком, а потом на руках отнесла домой и уложила на пуховую перину.
— Расчеши мне, доченька, волосы, — сказала старуха убыр.
Стала девушка расчёсывать волосы убыр мелким гребнем, да так и ахнула — у старухи в волосах полно жемчугу да самоцветов, золота да серебра! Девушка ничего старухе не сказала, а волосы ей расчесала и в косы заплела.
— А теперь, доченька, позабавь меня, старую, попляши передо мной, — сказала старуха убыр.
Не отказалась девушка принялась плясать перед убыр.
Только она кончила плясать, как у старухи готово новое дело:
— Ступай, доченька, посмотри, не подошло ли тесто в квашне.
Пошла девушка, заглянула в квашню, а в квашне полно жемчугу да камней самоцветных, золота да серебра.
— Ну как, доченька, подошло тесто? — спросила убыр.
— Подошло, бабушка, — ответила девушка.
— Вот и хорошо! А теперь исполни мою последнюю просьбу: попляши ещё разок, — говорит убыр.
Ни слова не сказала девушка старухе, сплясала перед ней ещё раз как умела.
Понравилась девушка старухе убыр.
— Теперь, доченька, можешь и домой идти, — говорит она.
— Я бы рада, бабушка, да дороги не знаю, — ответила девушка.
— Ну, такому горю легко помочь, дорогу я тебе покажу.Как выйдешь из моей избушки, иди всё прямо, никуда не
сворачивай. Возьми с собой вот этот зелёный сундучок. Только ты его не открывай до тех пор, пока не придёшь домой.
Взяла девушка сундучок, села верхом на коня, козу, корову и овцу перед собой погнала. На прощанье она поблагодарила старуху и отправилась в путь.
Едет девушка день, едет ночь, стала на заре к родной деревне подъезжать.А когда подъехала она к своему дому, во дворе собаки залаяли:
— Хотели девушку погубить, а она богато будет жить! Гав-гав!
— Видно, наши собаки взбесились! — воскликнул брат, выбежал во двор, стал собакпалкой разгонять.
Разбежались собаки в разные стороны, а тявкать не перестают:
— Хотели девушку погубить, а она богато будет жить! Гав-гав!
И видят брат с сестрой — подъехала падчерица к воротам. Сошла она с коня, вошла в дом, открыла сундучок, и все увидели, что там полным-полно золота, серебра, жемчугу и всяких драгоценных камней.
Стало брату с сестрой завидно, и решили они тоже разбогатеть. Расспросили обо всём падчерицу.
Вот сестра взяла клубок и поехала с братом в лес. В лесу брат стал рубить дрова, а девушка стала собирать ягоды. Как только девушка скрылась из виду, брат привязал к дереву колотушку и уехал. Вернулась девушка на поляну, а брата уже нет. Пошла девушка по лесу. Вскоре дошла она до пастуха, который пас табун лошадей.
— Укатился мой клубок, не видал ли ты его? — спросила девушка у пастуха.
— Видал, — ответил пастух, — поработай у меня денёк, я тебе коня подарю, на нём и поедешь искать свой клубок.
— Мне твоего коня не надо! — ответила девушка и пошла дальше.
Дошла она до стада коров, потом до овечьей отары, до козьего стада и нигде работать не захотела. А ещё через некоторое время дошла она до избушки старухи убыр. Вошла она в избушку и сказала:
— Укатился мой клубок, не видала ли ты его?
— Видела, — отвечает старуха. -Только сначала ступай истопи мне баню.
Истопила девушка баню, вернулась к старухе, а та и говорит:
— Пойдём, доченька, в баню. Ты веди меня за руку, сзади коленкой подталкивай.
Взяла девушка старуху за руку и давай подталкивать её сзади коленкой! Так и довела до бани.
В бане старуха просит девушку:
— Попарь мне спину, доченька, только не мягким веничком, а его ручкой.
Девушка и принялась колотить старухе спину ручкой веника.
Вернулись они домой, старуха и говорит: А теперь расчеши мне волосы.
Стала девушка расчёсывать волосы старухе и увидела, что ее голова усыпана золотом, серебром и драгоценными камнями. У девушки глаза разгорелись, и стала она торопливо набивать карманы драгоценностями, даже за пазуху кое-что спрятала.
— А теперь, доченька, попляшика, — просит старуха.
Стала девушка плясать, а у неё из карманов посыпались золото да драгоценные камни. Старуха убыр увидела, ни слова не сказала, только послала её на кухню посмотреть, не подошло ли тесто в квашне.
Пришла девушка на кухню, заглянула в квашню — а в квашне полно золота, серебра, самоцветов. Не утерпела девушка, снова набила карманы золотом да серебром, да ещё подумала при этом: «Теперь я знаю, как разбогатела моя сестра!»
Когда она вернулась, старуха убыр опять заставила её плясать, и опять из карманов девушки посыпалось золото да серебро.
После этого старуха убыр сказала:
— Теперь, доченька, ступай домой и возьми с собой вот этот чёрный сундучок. Когда придёшь домой, откроешь его.
Обрадовалась девушка, подхватила сундучок, второпях даже не поблагодарила старуху и побежала домой. Торопится, нигде не останавливается.
На третий день показалась родная деревня. Когда стала она подходить к своему дому, собаки во дворе затявкали:
— Хотела девушка богатой быть, да вот осталось ей недолго жить! Гав-гав!
Услышал брат, выбежал во двор, стал гоняться за собаками. А собаки всё тявкают:
— Хотела девушка богатой быть, да вот осталось ей недолго жить! Гав-гав!
Девушка прибежала домой, ни с кем не поздоровалась, кинулась сундучок открывать. Только она откинула крышку, выползли из сундучка змеи и стали жалить её.
В каких сказках есть мачеха и падчерица?
В какой сказке есть мачеха и падчерица?
В каких сказках встречаются мачеха и падчерица
Мачеха и падчерица в каких сказках есть
Злая мачеха в какой сказке
Падчерица в какой сказке
Названия сказок с мачехой и падчерицей
Сказки про мачеху и падчерицу
Вообще, сюжетный ход со злой мачехой и хорошей, но нелюбимой падчерицей — это довольно традиционный элемент многих европейских и славянских сказок. Возможно, это связано с тем, что в старинные времена женщины часто умирали в родах (т.к. медицинские технологии были развиты довольно слабо по сравнению с нашим временем), и мужчины были вынуждены жениться еще раз, поскольку в доме нужна хозяйка, которая будет присматривать за всем имуществом.
А хорошее отношение второй жены к детям первой — редко встречается. Что тогда, что сейчас.
Список сказок с лейтмотивом падчерица протагонист — мачеха антагонист.
Морозко, 12 Месяцев, Золушка, Крошечка-Хаврошечка, Василиса Прекрасная, Белоснежка и 7 Гномов, Бабушка Метелица, Голубой Хохолок, Гранатовое Зерно (в другом переводе — Чудесный Гранат).
Спящая Красавица и Малефисента (две классических сказки, созданные разными авторами, имеют единый сюжет, со взглядом с двух сторон. На мой взгляд, Малефисента глубже и интересней)
Одна из любимых тем сказок — это мачеха и падчерица, их взаимоотношения и любовь.
Александр Сергеевич Пушкин не обошел стороной эту волнующую социальную тему отношений мачехи и падчерицы в своей сказке о мертвой царевне, где царица-мачеха во что бы то ни стало стремилась ликвидировать соперницу по красоте, свою падчерицу царевну.
Чернавка- девушка служанка взялась исполнять задуманное мачехи, но сжалилась и дала возможность сбежать царевне в лес, где ей предоставляют ночлег братья богатыри.
Колдовство еще никогда не заканчивалось благополучно, исход плачевный, мачеха в итоге умирает от злости после разговора с зеркалом.
Во многих сказках встречаются такие герои, как мачеха и падчерица.
Обычно мачеха представляется злой, завистливой, не любящей не родных детей, а только своих кровных. Она постоянно ищет поводов для того, чтобы выгнать падчерицу из дома. Падчерица же представляется доброй, открытой, нежной и робкой.
- Золушка
- 12 месяцев
- Сестрица Аленушка и братец Иванушка
- Дикие Лебеди
- Волшебное зеркальце
- Волшебная дудочка
- Крошечка Хаврошечка и многие другие.
Как оказалось, есть много разнообразных сказок с такой тематикой. Добавлю еще несколько к уже перечисленным. Есть абхазская народная сказка, которая так и называется «Мачеха и падчерица». С таким же названием есть осетинская сказка. Татарская народная сказка «Зухра и месяц». Словенская сказка «Злая мачеха и добрая падчерица». Японская сказка «земляника под снегом». Тексты сказок можно прочитать здесь. Есть «Сказка о злой мачехе».
В этом вопрсе нет пояснения, чьи это сказки, а значит можно предложить сказки народов мира. Так что эта тема широко освешается к многих народов земного шара. И аналогом сказки Морозко , могут служить и сказки , например:
- Вьетнамская. «Мать и мачеха.
- Осетинская «Мачеха и падчерица.
- Словенская. «Злая мачеха и добрая падчерица».
Но мне больше нравится именно японская сказка и во на ней я постараюсь и закончить свое повествование, так как подобных сказок очень много.
Но тем не менее я приведу татарскую сказку «Зухра и месяц». Но и конечно просто необходимо отметить, что все эти сказки обычно происходят именно под Новый год. И это связано с тем, что именно в Новый год возмлжны чудеса.
Таких сказок довольно много. Например, «Морозко». Там ужасные отношения показаны. И девушка чудом осталась жива.
Так же назову сказку «12 месяцев» -не лучше отношения показаны.
Сказка «Золушка» всеми любимая, прекрасный пример. А еще сказка «3 орешка для Золушки». Эту сказку можно посмотреть — она для всех возрастов. Там и сюжет интересный, и актеры красивые.
Мачеха и падчерица присутствует в большей степени в произведениях русских писателей, в меньшей в зарубежной литературе. Первоначально возникает образ «Золушки» Сюжетная линия отношений в основе своей несёт конфликт между этими двумя антиподами. Мачеха предстаёт в сказках как женщина очень любящая своих детей и лишенной инстинкта материнства по отношению к падчерице. Главная героиня практически во всех сказках исполняет роль работницы,униженной и оскорбленной.
Чудесный конец произведения Шарля Перо «Золушка» благодаря фее, превратившей её в принцессу, восхищает наших малышей атмосферой где «добро всегда побеждает зло».Символом добра абсолютно во всех сюжетных линиях является падчерица.
Русская народная сказка «Морозко» известна ,пожалуй,практически всем россиянам.В этой сказке добрым волшебником выступает Дед Мороз, который одаривает угнетённую, но очень добрую и терпимую падчерицу Мужем драгоценностями.
«12 месяцев», «Золушка», «Морозко» и многие другие, имея единый каркас,влияют на наших детей очень благотворно,формируя в них качества необходимые для социальной адаптации в нашем мире,сея в их душах доброту,красоту и терпимость.
Злая мачеха и добрая падчерица: Сказка
Вышла злая баба замуж за бедняка, у которого была дочка по имени Марица. Родилась у той бабы и своя дочь, и стала мать ее лелеять и беречь пуще глаза. А падчерицу, прилежную да послушную, терпеть не могла, ругала ее, мучила и била, а чтобы поскорее со свету сжить, кормила ее, как собаку, всякими объедками, готова была змеиным хвостом ее угостить, кабы он случился под рукой; а спать клала ее в старое корыто.
А Марица растет себе кроткой да работящей, и собою вышла куда краше и пригожей родной дочки. И задумала мачеха падчерицу со двора согнать.
Вот посылает она свою дочь и падчерицу шерсть отбеливать; дочери дала белую шерсть, а падчерице — черную. «Коли твоя шерсть не станет такой же белой, как у моей дочки, лучше домой не возвращайся, все равно выгоню!» — пригрозила она Марице. Запечалилась бедная сиротка, заплакала, да и говорит, что не сможет она такую работу выполнить, но мачеха и слушать ничего не хочет. Поняла падчерица, что мачеху не разжалобишь, взвалила на спину узел с шерстью и, обливаясь горючими слезами, побрела за сестрой. Вот подошли они к реке, сбросили наземь свою ношу и стали шерсть отбеливать. Только они взялись за дело, как откуда ни возьмись девушка, белолицая да красивая, и ласково так говорит:
— Здравствуйте, подружки! Не пособить ли вам?
Мачехина дочь и отвечает:
— Очень мне нужна твоя помощь, моя шерсть и так белая, а вон у нашей падчерицы ничего не получается.
Подошла незнакомая девушка к печальной Марице и говорит ей:
— А ну, дай-ка! И оглянуться не успеешь, как твоя шерсть побелеет.
Принялись они вдвоем теребить ее да мыть, и черная шерсть в мгновение ока стала белее снега. Только они закончили работу, как белолицая подружка куда-то исчезла. Подивилась мачеха, увидев белую шерсть, и сильно озлобилась — ведь не за что теперь выгнать падчерицу из дому.
Настала лютая зима. Ударили морозы. Злая мачеха все думает, как бы бедную падчерицу погубить. Раз приказывает она Марице:
— Возьми корзинку, ступай в горы и набери там спелых ягод к Новому году! Не найдешь ягод — лучше оставайся в горах.
Закручинилась бедняжка, заплакала, да и говорит:
— Где мне, горемычной, взять в такой трескучий мороз спелых ягод?
Да все напрасно — пришлось ей взять корзину и в горы идти.
Вот идет она, вся в слезах, а навстречу ей двенадцать юнаков. Девушка учтиво с ними поздоровалась. Юнаки ответили ласково и спрашивают:
— Что ты плачешь, милая девица, и куда по снегу путь держишь?
Рассказала им девушка про свою беду.
Юнаки и говорят:
— Мы поможем тебе, если угадаешь, какой месяц в году самый лучший.
— Все хороши, но все же март самый лучший, потому что несет нам надежду, — ответила Марица.
Юнакам понравился ее ответ, и они сказали:
— Иди вон в ту солнечную долину и бери там ягод, сколько твоей душе угодно.
Принесла Марица мачехе к Новому году чудесных ягод и рассказала, как ей помогли те юнаки, что встретились в горах.
Через несколько дней, когда немного потеплело, говорит мачеха своей дочери:
— Ступай и ты в горы по ягоды; коли уж нашей замарашке встретились юнаки и были с ней так ласковы, то тебя и подавно чем-нибудь одарят.
Принарядилась дочка получше, взяла корзину и поспешила в горы. Идет веселая, довольная. Навстречу ей двенадцать юнаков, а она и говорит им кичливо:
— Покажите-ка мне, где растут ягоды. Показали ж вы нашей падчерице.
— Хорошо. Только раньше отгадай, какой месяц в году самый лучший.
— Все плохие, а март хуже всех, — не задумываясь, ответила мачехина дочь.
Только она это проговорила, как вдруг густые тучи заволокли небо, и на нее обрушились разом все громы и молнии. Бросилась она бежать, да и бежала до самого дома, чуть дух не испустила. Юнаки-то были двенадцать месяцев.
Между тем по всей округе пошла молва о доброте и красоте Марицы, и один богатый барин послал передать мачехе, что в такой-то день придет он со своей свитой сватать девушку. Зависть взяла мачеху, что такое счастье привалило ее падчерице, а не дочке, и, не сказав сиротке ни слова, решила выдать за барина свою дочь.
Вот пришел назначенный день. Бессовестная мачеха пораньше прогнала падчерицу спать в корыто. Прибралась в доме, приготовила ужин, принарядила свою дочь и посадила ее за стол с вязаньем. Наконец прибыли сваты, мачеха радушно встречает их, ведет в дом и говорит, на дочку указывая:
— Вот моя милая падчерица.
Но тут оказался петух, он как закричит во все свое петушиное горло:
— Кукареку, красавица Марица в корыте! Кукареку, красавица Марица в корыте!
Услышали сваты петушиный крик и велели привести настоящую падчерицу. А как ее увидели, то и глаз не могли отвести — такая она была пригожая да приветливая. В тот же вечер увезли ее с собой. А злая мачеха со своей дочерью осрамились перед всем светом.
И жила Марица счастливо со своим мужем и со всей своей семьей до глубокой старости, и умерла она легкой смертью, потому что дружила с волшебницей-вилой и всеми двенадцатью месяцами.
Источники:
http://www.skazayka.ru/padcheritsa-tatarskaya-skazka/
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2683277-v-kakih-skazkah-est-macheha-i-padcherica.html
http://skazki.rustih.ru/zlaya-machexa-i-dobraya-padcherica/