Слайд 2
1 княжество — фонетика 2 княжество — орфоэпия 3 княжество — лексика 4 княжество — фразеология 5 княжество — словообразование 6 княжество — морфология 7 княжество — синтаксис 8 княжество — пунктуация 9 княжество — стилистика
Слайд 3
Ф о н е т и к а В этом княжестве живут звуки нашей речи.Они шумят,звенят,свистят,поют,иногда,правда спорят,но… никогда не ссорятся.Все звуки знают,что жить друг без друга не смогут.Действительно,подумайте сами,могут ли быть словами снгрчк,слншк,дмчк,еуо.оыо.А если они сядут рядком да поговорят ладком,то получатся слова,которые вы хорошо знаете:Снегурочка,солнышко.Дюймовочка.
Слайд 4
МЕТАГРАММА — это загадка, в которой надо отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим. С б мучительной бываю, С м одежду пожираю, С р актеру я нужна, С с для повара важна. С к я в школе на стене, Горы, реки есть на мне. С п — от вас не утаю — Тоже в классе я стою.
Слайд 5
Рядом с ФОНЕТИКОЙ стоит ОРФОЭПИЯ .Как вы думаете — почему? Да очень просто. ОРФОЭПИЯ внимательно следит,чтобы мы с вами правильно произносили звуки в словах.Мы обязательно должны выполнять ее требования,иначе наша речь будет неправильной.
Слайд 6
ЛоГоГрИф -от греческих слов «логос» -слово и «грифос» — загадка, это загадка, в которой задуманное слово может иметь различные значения в результате добавления, пропуска или перестановки звуков (букв). Готов вас напоить водой, Но Э прибавьте мне в начале, И соберу перед собой Я зрителей в квартире,зале.
Слайд 7
А как узнать — какое слово иноязычное,какое наше,исконно русское?Для этого нужно отправиться в княжества ЛЕКСИКА и ФРАЗЕОЛОГИЯ . В их кладовых хранятся слова — все слова русского языка — от самых — самых древних до только что родившихся. Там по крупицам собирались пословицы и поговорки,фразеологические обороты — вся мудрость русского народа.
Слайд 8
Со словом надо обращаться бережно.Об этом прекрасно сказал ВАДИМ ШЕФНЕР в своем стихотворении «Слово»: Много слов на земле.Есть дневные слова,- В них весеннего неба сквозит синева. Есть слова — словно раны, слова-словно суд,- С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке у нас есть: Слава,Родина, Верность, Свобода и Честь. Пусть разменной монетой не служат они, — Золотым эталоном их в сердце храни! И не делай их слугами в мелком быту — Береги изначальную их чистоту…
Слайд 9
ВОПРОСЫ — ШУТКИ 1. В каком магазине ничего не купишь? 2. Что можно набрать, ничего не беря в руки? 3. Можно ли отрезать без ножа или другого режущего предмета? 4. Что можно собрать без помощи рук? 5. Можно ли считать, не имея в виду числа?
Слайд 10
Это княжество напоминает завод,а точнее — конструкторное бюро или сборочный цех завода. ЭТО — СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. Здесь вовсю кипит работа.Приставки, суффиксы, окончания так и снуют от одного корня к другому. Здесь происходят поистине волшебные превращения.
Слайд 11
Ш А Р А Д Ы 1. В списке вы мой обнаружите корень, суффикс — в собрании встретите вскоре в слове рассказ вы приставку найдете, в целом — по мне на уроки пойдете. 2. Корень мой находится в цене, в очерке найди приставку мне, суффикс мой в тетрадке все встречали, весь же — в дневнике я и в журнале.
Слайд 12
Итак,друзья, мы вступаем в обширные владения княжества МОРФОЛОГИЯ . В этой стране живут удивительные и дружные ЧАСТИ РЕЧИ .
Слайд 13
В огромном княжестве МОРФОЛОГИЯ вы встретите своих знакомых: Существительное с Прилагательным, Глагол и Местоимение, Числительное и Наречие, всю дружную семью Предлогов, Союзов,Частиц. В МОРФОЛОГИИ вы узнаете много интересного:как сказать победить в будущем времени?- победю,побежду или…;две кочерги, три кочерги, пять кочерг…? Кочергей…?Кочережек…?На эти и другие вопросы МОРФОЛОГИЯ даст ответы.
Слайд 14
РАЗЛИЧАЙ ЗНАЧЕНИЯ ЯСТВО ( не явство ) ДУРШЛАГ ( не друшлаг ) ДИКОБРАЗ ( не дикообраз ) ЭШЕЛОН ( не эшалон ) ДОСОЧКА ( не досточка ) ТАБУРЕТ ( не тубарет )
Слайд 15
СИНТАКСИС вносит строгий порядок в нашу речь,связывая по определенным законам слова друг с другом, составляя словосочетания и предложения. Это необходимо для того,чтобы речь,будучи средством общения. Точно передавала наши мысли
Слайд 16
Главным советником у СИНТАКСИСА работает ПУНКТУАЦИЯ . Очень, доложу вам, капризная особа.Чуть что не по ней. Тут же может поменять один знак на другой или убрать его вовсе, а то и переставить совсем на другое место. Вспомните известную фразу КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ , где запятая может решить судьбу у человека.
Слайд 17
Связь слов в предложении осуществляется при помощи окончаний,служебных слов,интонации,порядка слов,пауз,которые передаются на письме знаками препинания. Насколько важно соблюдать это, видно из следующей стихотворной шутки: Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна… Вот как могут интонация, паузы и знаки препинания поставить смысл написанного буквально «с головы на ноги».
Слайд 18
Владения СТИЛИСТИКИ . Она очень доброжелательна,приветлива и гостеприимна,всегда рада каждому гостю, каждому готова помочь:выбрать нужное слово,правильно построить предложение,научить использовать богатейшие средства нашего языка,чтобы речь стала красивой и стройной,логически ясной и правильной.
Слайд 19
БУДЬТЕ РЕДАКТОРОМ Прочитайте предложения,найдите стилистические ошибки.Исправьте их. 1. Мы поражались его поразительной памяти. 2. Вдали зеленеют купоросы. 3. Мы отдыхали на ладони природы. 4. Это были отважные полярники,отважные покорители ледяных просторов.
Слайд 20
Вот и закончилось наше путешествие по стране «Русский язык»,состоящей из волшебных княжеств — ФОНЕТИКА,ОРФОЭПИЯ,ЛЕКСИКА,ФРАЗЕОЛОГИЯ,МОРФОЛОГИЯ,СИНТАКСИС,СТИЛИСТИКА. Изучая русский язык,вы имеете дело с живым, близким вам организмом. Берегите его,не портите,не искажайте,не засоряйте грубыми словами. Наш язык — это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории.
сказки корень в слове и морфемный разбор по составу
Разбор слова по составу.
Состав слова “сказки”:
Приставка: –
Корень слова: сказ
Суффикс: к
Окончание слова: и
Как правильно сказать?
Тест по русскому языку. Пройти >>
Морфемный разбор слова сказки
Морфемным разбором слова обычно называют разбор слова по составу – это поиск и анализ входящих в заданное слово морфем (частей слова).
Морфемный разбор слова сказки делается очень просто. Для этого достаточно соблюсти все правила и порядок разбора.
Сделаем морфемный разбор правильно, а для этого просто пройдем по 5 шагам:
- определение части речи слова сказки – это первый шаг;
- второй – выделяем окончание: для изменяемых слов спрягаем или склоняем, для неизменяемых (деепричастие, наречие, некоторые имена существительные и имена прилагательные, служебные части речи) – окончаний нет;
- далее ищем основу. Это самая легкая часть, потому что для определения основы нужно просто отсечь окончание. Это и будет основа слова;
- следующим шагом нужно произвести поиск корня слова. Подбираем родственные слова для сказки (еще их называют однокоренными), тогда корень слова будет очевиден;
- Находим остальные морфемы для сказки путем подбора других слов, которые образованы таким же способом, что и сказки.
Как вы видите, морфемный разбор сказки делается просто. Теперь давайте определимся с основными морфемами слова сказки и сделаем его разбор.
сказки — корень суффикс окончание и приставка в слове
Окончание в слове сказки
Окончание. Окончание в слове сказки находим, изменяя слово (склоняем/спрягаем). В данном случае окончание: и
Корень слова ( в слове ) сказки
Корень. Корень слова определить проще, если вы можете подобрать однокоренные и родственные слова. Для слова сказки сказ – корень слова.
Приставка в слове сказки
Приставка. Определяем приставку, подбирая слова, которые так же образованы с этой приставкой. В данном случае, приставка: –
Суффикс в слове сказки
Суффикс. Чтобы определить суффикс в слове сказки смотрим и подбираем слова, образованные суффисально, т.е. с похожим суффиксом. Для слова сказки суффикс: к
Вот так просто мы произвели морфемный разбор слова сказки по составу.
aznaetelivy.ru
Разбор по составу (морфемный) слова «сказки»
Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого — определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор. Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.
При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.
- Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
- Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
-
- изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
- имеет ли оно формообразующий суффикс?
- Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
- Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
- Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
- Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
- Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
- Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
- Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
- Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части
В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.
* Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.
Порядок полного морфемного разбора по составу
Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.
- Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
- Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
- Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
- Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
- Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) → сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
- Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.
Как найти морфему в слове?
Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:
- окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
- основа форы – «проспал»;
- два суффикса: «а» – суффикс глагольной основы, «л» – этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
- приставка «про» – действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
- словообразовательная цепочка: сон – проспать – проспала;
- корень «сп» – в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.
how-to-all.com
сказка корень в слове и морфемный разбор по составу
Разбор слова по составу.
Состав слова “сказка”:
Приставка: –
Корень слова: сказ
Суффикс: к
Окончание слова: а
Как правильно сказать?
Тест по русскому языку. Пройти >>
Морфемный разбор слова сказка
Морфемным разбором слова обычно называют разбор слова по составу – это поиск и анализ входящих в заданное слово морфем (частей слова).
Морфемный разбор слова сказка делается очень просто. Для этого достаточно соблюсти все правила и порядок разбора.
Сделаем морфемный разбор правильно, а для этого просто пройдем по 5 шагам:
- определение части речи слова сказка – это первый шаг;
- второй – выделяем окончание: для изменяемых слов спрягаем или склоняем, для неизменяемых (деепричастие, наречие, некоторые имена существительные и имена прилагательные, служебные части речи) – окончаний нет;
- далее ищем основу. Это самая легкая часть, потому что для определения основы нужно просто отсечь окончание. Это и будет основа слова;
- следующим шагом нужно произвести поиск корня слова. Подбираем родственные слова для сказка (еще их называют однокоренными), тогда корень слова будет очевиден;
- Находим остальные морфемы для сказка путем подбора других слов, которые образованы таким же способом, что и сказка.
Как вы видите, морфемный разбор сказка делается просто. Теперь давайте определимся с основными морфемами слова сказка и сделаем его разбор.
сказка — корень суффикс окончание и приставка в слове
Окончание в слове сказка
Окончание. Окончание в слове сказка находим, изменяя слово (склоняем/спрягаем). В данном случае окончание: а
Корень слова ( в слове ) сказка
Корень. Корень слова определить проще, если вы можете подобрать однокоренные и родственные слова. Для слова сказка сказ – корень слова.
Приставка в слове сказка
Приставка. Определяем приставку, подбирая слова, которые так же образованы с этой приставкой. В данном случае, приставка: –
Суффикс в слове сказка
Суффикс. Чтобы определить суффикс в слове сказка смотрим и подбираем слова, образованные суффисально, т.е. с похожим суффиксом. Для слова сказка суффикс: к
Вот так просто мы произвели морфемный разбор слова сказка по составу.
aznaetelivy.ru
сказок корень в слове и морфемный разбор по составу
Разбор слова по составу.
Состав слова “сказок”:
Приставка: –
Корень слова: сказ
Суффикс: ок
Окончание слова: –
Как правильно сказать?
Тест по русскому языку. Пройти >>
Морфемный разбор слова сказок
Морфемным разбором слова обычно называют разбор слова по составу – это поиск и анализ входящих в заданное слово морфем (частей слова).
Морфемный разбор слова сказок делается очень просто. Для этого достаточно соблюсти все правила и порядок разбора.
Сделаем морфемный разбор правильно, а для этого просто пройдем по 5 шагам:
- определение части речи слова сказок – это первый шаг;
- второй – выделяем окончание: для изменяемых слов спрягаем или склоняем, для неизменяемых (деепричастие, наречие, некоторые имена существительные и имена прилагательные, служебные части речи) – окончаний нет;
- далее ищем основу. Это самая легкая часть, потому что для определения основы нужно просто отсечь окончание. Это и будет основа слова;
- следующим шагом нужно произвести поиск корня слова. Подбираем родственные слова для сказок (еще их называют однокоренными), тогда корень слова будет очевиден;
- Находим остальные морфемы для сказок путем подбора других слов, которые образованы таким же способом, что и сказок.
Как вы видите, морфемный разбор сказок делается просто. Теперь давайте определимся с основными морфемами слова сказок и сделаем его разбор.
сказок — корень суффикс окончание и приставка в слове
Окончание в слове сказок
Окончание. Окончание в слове сказок находим, изменяя слово (склоняем/спрягаем). В данном случае окончание: –
Корень слова ( в слове ) сказок
Корень. Корень слова определить проще, если вы можете подобрать однокоренные и родственные слова. Для слова сказок сказ – корень слова.
Приставка в слове сказок
Приставка. Определяем приставку, подбирая слова, которые так же образованы с этой приставкой. В данном случае, приставка: –
Суффикс в слове сказок
Суффикс. Чтобы определить суффикс в слове сказок смотрим и подбираем слова, образованные суффисально, т.е. с похожим суффиксом. Для слова сказок суффикс: ок
Вот так просто мы произвели морфемный разбор слова сказок по составу.
aznaetelivy.ru
Разбор по составу (морфемный) слова «сказками»
Разбор слова по составу один из видов лингвистического исследования, цель которого — определить строение или состав слова, классифицировать морфемы по месту в слове и установить значение каждой из них. В школьной программе его также называют морфемный разбор. Сайт how-to-all поможет вам правильно разобрать по составу онлайн любую часть речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, деепричастие, наречие, числительное.
При проведении морфемного разбора соблюдайте определённую последовательность выделения значимых частей. Начинайте по порядку «снимать» морфемы с конца, методом «раздевания корня». Подходите к анализу осмысленно, избегайте бездумного деления. Определяйте значения морфем и подбирайте однокоренные слова, чтобы подтвердить правильность анализа.
- Записать слово в той же форме, как в домашнем задании. Прежде чем начать разбирать по составу, выяснить его лексическое значение (смысл).
- Определить из контекста к какой части речи оно относится. Вспомнить особенности слов, принадлежащих к данной части речи:
-
- изменяемое (есть окончание) или неизменяемое (не имеет окончания)
- имеет ли оно формообразующий суффикс?
- Найти окончание. Для этого просклонять по падежам, изменить число, род или лицо, проспрягать — изменяемая часть будет окончанием. Помнить про изменяемые слова с нулевым окончанием, обязательно обозначить, если такое имеется: сон(), друг(), слышимость(), благодарность(), покушал().
- Выделить основу слова — это часть без окончания (и формообразующего суффикса).
- Обозначить в основе приставку (если она есть). Для этого сравнить однокоренные слова с приставками и без.
- Определить суффикс (если он есть). Чтобы проверить, подобрать слова с другими корнями и с таким же суффиксом, чтобы он выражал одинаковое значение.
- Найти в основе корень. Для этого сравнить ряд родственных слов. Их общая часть — это корень. Помнить про однокоренные слова с чередующимися корнями.
- Если в слове два (и более) корня, обозначить соединительную гласную (если она есть): листопад, звездолёт, садовод, пешеход.
- Отметить формообразующие суффиксы и постфиксы (если они есть)
- Перепроверить разбор и значками выделить все значимые части
В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё.
* Примечание: Минобразование РФ рекомендует три учебных комплекса по русскому языку в 5–9 классах для средних школ. У разных авторов морфемный разбор по составу различается подходом. Чтобы избежать проблем при выполнении домашнего задания, сравнивайте изложенный ниже порядок разбора со своим учебником.
Порядок полного морфемного разбора по составу
Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор предпочтительно связать с разбором словообразовательным. Такой анализ называется формально-смысловым.
- Установить часть речи и выполнить графический морфемный анализ слова, то есть обозначить все имеющиеся морфемы.
- Выписать окончание, определить его грамматическое значение. Указать суффиксы, образующие формуслова (если есть)
- Записать основу слова (без формообразующих морфем: окончания и формообразовательных суффиксов)
- Найди морфемы. Выписать суффиксы и приставки, обосновать их выделение, объяснить их значения
- Корень: свободный или связный. Для слов со свободными корнями составить словообразовательную цепочку: «пис-а-ть → за-пис-а-ть → за-пис-ыва-ть», «сух(ой) → сух-арь() → сух-ар-ниц-(а)». Для слов со связными корнями подобрать одноструктурные слова: «одеть-раздеть-переодеть».
- Записать корень, подобрать однокоренные слова, упомянуть возможные варьирования, чередования гласных или согласных звуков в корнях.
Как найти морфему в слове?
Пример полного морфемного разбора глагола «проспала»:
- окончание «а» указывает на форму глагола женского рода, ед.числа, прошедшего времени, сравним: проспал-и;
- основа форы – «проспал»;
- два суффикса: «а» – суффикс глагольной основы, «л» – этот суффикс, образует глаголы прошедшего времени,
- приставка «про» – действие со значением утраты, невыгоды, ср.: просчитаться, проиграть, прозевать;
- словообразовательная цепочка: сон – проспать – проспала;
- корень «сп» – в родственных словах возможны чередования сп//сн//сон//сып. Однокоренные слова: спать, уснуть, сонный, недосыпание, бессонница.
how-to-all.com
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС
1. В этих строчках спрятаны слова. Найди и подчеркни их.
а) КРУНЕНАСТНЫЙОЛТРОСТНИКАПУСТНЫЙ
Б) СПРЯПОЗДНОКРЕСТНОСТЬШРАДОСТНЫЙ
Сосчитай, сколько здесь слов.
Подчеркни слова, которые будут проверочными:
а) для слов первой строчки: ненастье, трость, ненастные, тростник, уста, капуста, капустные, устное;
б) для слов второй строчки: поздние, окрестная, радость, опоздать, крест, опоздание.
Ответ: а) слова: ненастный, наст, тростник, капустный, устный;
б) слова: поздно, окрестность, радостный, крест, нос.
2. Соедини линиями слова, подходящие по смыслу.
табун охотничьих собак
стая рыбок
косяк оленей
свора лошадей
волков
уток
Ответ: табун лошадей, табун оленей; стая уток, стая волков; косяк уток, косяк рыбок; свора охотничьих собак.
3. Прочитай. Подчеркни те слова, которые употребляют в переносном значении.
В одной стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чудной стране…
Ты почему не веришь мне?
И. Токмакова
4. Из первых букв названий нарисованных предметов сложи пословицу.
Ответ: Где хотение да терпение, там и умение.
5. Прочитай стихотворение А. Усачева.
Есть н..сы у журавлей,
Есть н..сы у кораблей,
Носик есть у ч..йника,
Только носик очень маленький.
Необычный зверь Носуха,
У Носухи нос до уха.
А огромный н..сорог
Вместо носа носит рог.
Подчеркни слово «нос», где оно употреблено в переносном значении. Выпиши родственные слова. Выдели общую часть.
Ответ: Носы у кораблей, носик у чайника.
Носы, носик, носорог.
6. Прочитай. Зачеркни слова, не подходящие по смыслу.
Маленький Саша весело заплакал.
Ребята пили чай с удовольствием и бубликами.
По дороге полз колючий гладенький ёжик.
Шёл снег и две девочки.
Зайчик перепрыгивал через пеньки, куст черники, сосны.
Ответ:
Маленький Саша заплакал.
Ребята пили чай с бубликами.
По дороге полз колючий ёжик.
Шёл снег.
Зайчик перепрыгивал через пеньки.
7. Что знаешь о предложении? Подчеркни правильные ответы.
а) Выражает признак предмета, количество звуков и букв в слове, законченную мысль.
б) Произносят с целью сообщить, разбудить, запомнить, о чём-то спросить, к чему-то побудить, насмешить.
в) Произносят с интонацией восклицательной, кричательной, вопросительной, шептательной, повествовательной, удивительной.
г) Состоит из точек, букв, слова или группы слов, звуков.
д) Оформляют:
– слова пишут слитно, по слогам, раздельно;
– первое слово пишут с печатной буквы, с заглавной буквы;
– в конце ставят (∨ , . ? ! – …).
8. Составь из рыбок-слогов, плавающих в аквариуме:
1) Название города.
2) Кличку собаки.
3) Имя девочки.
4) Название дня недели.
5) Антоним слову «утро».
6) Глагол.
7) Синоним слова «зной».
Название фрукта.
9) Имя прилагательное.
10) Имя литературного героя.
Ответы: 1. Москва. 2. Барбос. 3. Дина. 4. Вторник. 5. Вечер. 6. Бежать. 7. Жара. 8. Груша. 9. Синий. 10. Герда.
9. К каждому слову из левого столбика подбери слово из правого так, чтобы получилось новое слово.
Ответы: буйвол, перстень, кипарис, карамель, парус, жаргон, призрак, следопыт, толокно, газель, тепловоз, бархан, сеновал, моряк, патока, банкрот, ломбард, садовод, балбес.
10. В строчках сочетаний букв найди слова и запиши их.
ПРАЛЛЕЯГОТСУББОТАРККЛАСС
СТРАКРОССЛОКТЕЛЕГРАММАИН
Отметь известные орфограммы. Составь и запиши предложения, используя эти слова.
Ответ: аллея, суббота, бот, класс; рак, кросс, телеграмма, грамм.
11. Прочитай строки из стихотворений А. Шибаева. Вставь пропу-щенные буквы. Запиши правильно последние слова в каждой строчке:
Вот село ..ысокое.
Место здесь ..ысокое.
Это кот ..ушок.
Он и вправду, как ..ушок.
Вот моя подружка ..оза.
А в руках подружки ..оза.
Это – речка .. ьма.
В речке рыбы ..ьма.
Подчеркни одной чертой слова, обозначающие имена собственные, а двумя чертами – имена нарицательные.
Ответ: Вот село Высокое.
Место здесь высокое.
Это кот Пушок.
Он и вправду, как пушок.
Вот моя подружка Роза.
А в руках подружки роза.
Это – речка Тьма.
В речке рыбы тьма.
12. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.
КТО ЧТО Н..СЁТ
..емён портфель несёт в руке,
..авлуша – двойку в дневнике.
..ерёжа сел на пароход –
Морскую вахту он несёт.
..ндрюша ходит в силачах –
Рюкзак несёт он на плечах.
Задиру ..ишу ..ётр побил –
Несёт потери ..ихаил.
..тепан не закрывает рот:
Он чепуху весь день несёт!
М. Яснов
Подчеркни слова, которые употреблены в переносном значении.
13. Назови одним словом.
1) Человек, который ловит рыбу.
2) Суп из рыбы.
3) Жена рыбака.
4) Ловить рыбу.
– Расшифруй и запиши правильно:
БЕЗТРУДАНЕВЫНЕШЬИРЫБКУИЗПРУДА.
Ответ:
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
14. Представь себе.
Пригласил Водитель родственников на день рождения. Водяной с дочкой Водицей подарил ему морские водоросли. Подводник принёс
водолазный костюм. Веселятся гости, поздравляют Водителя. Он им
свои водительские права показывал, а ещё рассказывал, как любит
водить машину. И я там был, хоровод водил, гостей всех проводил, но кто родственники, так и не уяснил. А ты?
Подчеркни слова, родственные слову водитель. Выдели их общую часть. Выпиши «чужаков», выдели корень.
Ответ: Водицей, водоросли, подводник, водолазный, водяной.
15. Подчеркни пары родственных слов. Выдели корень.
Носик – переносить цветник – цветочек
пахнуть – запах сладкий – вкусный
молоко – молочник писк – пищать
Ответ: пахнуть – запах, молоко – молочник, цветник –
цветочек, писк – пищать.
16. Соотнеси слова и их схемы.
Лимон
лимончики
колокол
колокольчики
17. Прочитай слова, допиши новые приставки.
Ответ: поход, переход, вход, приход, выход, подход, уход, исход, сход, заход; подошёл, вышел, отошел, обошел, вошёл, пошёл, нашёл, зашел.
18. Прочитай.
Полка, посмотреть, налим, написать, загрустить, накрыть, стакан, выходить, изба.
а) Выпиши слова с приставками, выдели приставки.
б) Выпиши слова без приставок, выдели корень.
Ответ:
а) посмотреть, написать, загрустить, накрыть, выходить.
б) полка, налим, стакан, изба.
19. Запиши, открывая скобки. Подчеркни предлоги.
Решили лисы кролика (за)печь.
А кролик из духовки – прыг (за)печь.
Потом на лавку и в окошко (с) лавки:
Умчался в лес, где распевали (с)лавки.
Укажи, какой частью речи выражены похожие по звучанию слова.
Ответ:
Решили лисы кролика запечь(гл).
А кролик из духовки – прыг за печь(предл. сущ.).
Потом на лавку и в окошко с лавки(предл. сущ.):
Умчатся в лес, где распевали славки(сущ.).
20. Разгадай изографы и впиши их в нужные схемы.
а)
б)
в)
г)
д)
Ответы: а) Картина, картинный, картиночка. б) Корова, коровка, коровушка. в) Комар, комарик, комаришко. г) Заяц, зайка, зайчонок. д) Собака, собачка, собачонка.
21. Прочитай. Определи, где приставка, а где предлог.
Бабушка …бросила …плечи платок.
Повар …мешал сливки …мукой.
Дождик …шёл …садовой дорожке.
Самолёт …нялся высоко …облака.
Ответ:
22. Прочитай. Какая путаница может произойти здесь?
Вместо рубахи не носите брюк вы.
Вместо арбуза не просите брюквы,
Цифру всегда отличите от буквы,
И различите ли ясень и бук вы.
Я. Козловский
Выпиши слова, которые звучат одинаково, укажи части речи.
Ответ:
23. Зачеркни «четвёртое лишнее».
а) Подлежащее, сказуемое, предлог, второстепенные члены.
б) Слово, сказка, предложение, текст.
в) Существительное, прилагательное, приставка, глагол.
г) Очки, каникулы, ножницы, санки.
д) Стульчик, диванчик, огурчик.
е) Мозоль, тюль, шампунь.
ж) Четырехугольник, четыре, четверка.
Ответ:
а) предлог – это часть речи, а не член предложения;
б) сказка – жанр литературного произведения, а не понятие синтаксиса;
в) приставка – часть слова, а не часть речи;
г) очки – многозначное слово (прибор из двух стекол на дужках для улучшения зрения и защиты глаз; единица счета для обозначения количества выигрышей в спорте);
д) огурчик – это овощ, а не мебель;
е) мозоль – имя существительное женского рода, остальные – мужского;
ж) четыре – имя числительное, остальные – имена существительные.
24. Распространи предложение. Запиши его.
Сне [к] ж [ы] вет.
Ответ: Весной снег живет очень мало.
25. Вставь предлоги и прочитай получившееся четверостишие.
… утра … дома – на лужок,
… тропке … озеру, … лесок…
… такой дороги
… нас устали ноги!
А. Шибаев
Напиши формы слова «лужок», используя подходящие предлоги. Выдели окончания.
Ответ:
С утра из дома – на лужок,
По тропке к озеру, в лесок…
От такой дороги
У нас устали ноги!
РАЙОННАЯ ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ
/20__-20___ УЧ.Г./
1. Выберите лишнее слово и выпиши его. Бежал, бежит, бегу, бегун, бегите, бежишь Ответ: __бегун________________________________________________________ | 1 балл | ||||||||||||||
2. Составь слово, если в нем: Корень – из слова моряк Окончание – из слова зимний Приставка – из слова прилететь Суффикс – из слова русский Ответ: __приморский__________________________________________________ | 1 балл | ||||||||||||||
3. Выпишите слова, в которых есть приставки. Отрезать, отцовский, отколоть, отдыхать, отрубить Ответ: __отрезать, отколоть, отрубить________________________________ | 1 балл | ||||||||||||||
4. Сколько раз звук [ о ] встречается в предложении: Звенят во все колокола. Ответ: __0____ | 1 балл | ||||||||||||||
5. Подчеркни лишнюю пару. Журналист – журналистка Мельник – мельница Ученик – ученица Мастер – мастерица | 2 балла | ||||||||||||||
6. Прочитай транскрипцию, запиши слова: [й, а г а д а] — __ягода____________________ [с, э м, й, а] — __семья____________________ [й, у л, а] — __Юля_____________________ | 3 балла | ||||||||||||||
7. Как правильно сказать? Выбери правильный вариант и подчеркни: класть книгу – ложить книгу покласть спать — положить спать одеть девочку – надеть девочку одеть платье – надеть платье | 4 балла | ||||||||||||||
8. Замени выражения одним глаголом: морочить голову — ________обманывать_____________________ повесить нос — ___________грустить________________________ пропустить мимо ушей – __прослушать_____________________ положить зубы на полку – _голодать________________________ | 4 балла | ||||||||||||||
9. Поставь имена существительные в форму родительного падежа. Носки – ________носков____________________ Килограммы – __килограммов_______________ Помидоры – ____помидоров_________________ Сани – _________саней_____________________ Колени – _______коленей___________________ | 5 баллов | ||||||||||||||
10. Подбери синонимы к словам: летчик — __пилот__________________________ горе — ____беда____________________________ блестеть — _сверкать_______________________ Родина — __Отечество_____________________ жара — ___зной____________________________ | 5 баллов | ||||||||||||||
11. Получи из слова «год» слово «вес», изменяя по одной букве в каждом слове. Выполняя каждый ход, должны получиться слова, а не наборы букв. Используй подсказки справа.
| 5 баллов (по 1 баллу за правильное слово) | ||||||||||||||
12. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок. Поди, туда — не знаю куда,_принеси то, не знаю что.________________________ | 6 баллов (по 2 балла за верно дописанное выражение) | ||||||||||||||
13. Из букв слова «корабль» составь другие слова — _акр, ар, бак, бал, бар, блок, бок, боль, бор, бра, брак, кобра, кол, кора, корь, краб, кроль, лак, лоб, ор, раб, рак, рок, роль________________________________ ______________________________________________________________________ | 6 баллов ( по 1 баллу за каждые 4 слова) | ||||||||||||||
14. Разгадайте ребусы.
Ответ: __струна______ Ответ: __запятая________ Ответ: __писатель____ | 6 баллов (по 2 балла за верно отгаданный ребус) |
Максимальное количество баллов – 50.
Олимпиада по русскому языку 3 класс
1 тур
1. Какими частями речи являются выделенные слова?
Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
2. Подбери синонимы к прилагательным:
- Тихая езда —
- Тихая ночь —
- Тихий голос —
- Верный друг-
- Верный ответ-
- Крепкая веревка-
- Крепкий чай-
- Крепкий организм-
3. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
4. Замени устойчивые сочетания слов одним словом.
- Кот наплакал-
- Бить баклуши-
- Спустя рукава-
- Зарубить на носу-
5. Какие слова так произносятся?
- [ Г РУ С’ Т’ ]
- [ Л’ Э С’ Т’ ]
6. Составь слово, если в нем
- Корень – из слова моряк
- Окончание – из слова зимний
- Приставка – из слова прилететь
- Суффикс – из слова русский
7. Расставь ударение в словах.
Торты, сливовый, звонишь, алфавит, хвоя.
2 тур
1. Расставь ударение в словах.
Свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.
2. Какие слова можно отнести к разным частям речи?
Рой, мой, закрой, простой, печь
Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются.
3. Определи части речи.
Желомная бечь грузло обдисляля хрожную деланавку.
“Переведи” это предложение на русский язык.
4. Разбери слова по составу.
Свечка, печка, белочка, дамочка, шапочка
5.Какие из данных слов являются сложными? Выпиши эти слова, выдели корни.
Снеговик, землекоп, земляника, островок, парник, теплоход, теплота.
6. У каких существительных нет формы единственного числа?
Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы
7. Подбери прилагательные к данным существительным:
- …. какаду
- … шимпанзе
- … шампунь
- …тюль
8. Подбери данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.
- Рукой подать-
- Выйти из себя-
- Повесить нос-
Не секрет, что уроки русского языка многие дети начальной школы считают скучными, потому что в наших учебниках присутствует огромное количество правил, которые надо учить и применять. Связано это со сложностью самой орфографической системы русского языка и с тем, что младшие школьники, погружаясь в «море» орфографических правил и исключений, не могут уловить логики правописания. Они воспринимают орфографию как набор разрозненных, не связанных между собою правил. И, к сожалению, с каждым новым внедряемым УМК количество правил в учебниках русского языка начальной школы только увеличивается. Дети не хотят запоминать, родители не хотят вникать. Учителя разводят руками…
А не лучше ли попытаться перехитрить наших упрямых неучей и, не угрожая «двойками», не повышая голоса, привлечь их внимание к орфографическим правилам с помощью рисунка, рифмовки, шутки, сказки, направив богатое детское воображение в нужное русло? Лучший способ обучения – это увлечь детей и привлечь к сотрудничеству в процессе обучения. Ведь работа учителя заключается не в том, чтобы записать в дневнике «выучить правило на стр. …». Мы должны на уроке объяснить суть правила и показать ребёнку наилучший способ для запоминания.
На уроках русского языка во втором классе, так же как и все учителя, я читаю с учениками правило по учебнику, разбираю его, а затем мы в тетрадях записываем правило в стихах из моей личной «копилки», несколько раз его проговариваем, сравниваем с правилом в учебнике. Когда я задаю вопрос: «Какое правило легче запомнить?» Ученики отвечают: «Конечно, рифмовку!» При записи домашнего задания в дневнике я указываю выучить правило по данной теме хоть из учебника, хоть из тетради. Многие ученики легко и непринуждённо запоминают правило в стихах. Суть правила сохранена, термины ребёнок запоминает, но в рифмованной форме заучить правило намного легче. Попробуйте, может и вам эта форма работы понравится.
Я предлагаю собственные рифмовки по разделу «Морфемика» или «Состав слова». А также рифмовки к тем орфограммам русского языка, правописание которых основано на знании состава слова. Это правописание некоторых суффиксов, приставок с гласными а, о, а также разделительного Ъ. Постоянная, систематическая работа по усвоению состава слова, словообразования, обогащению словаря необходима для овладения морфологическим принципом орфографии. Я предлагаю разнообразить эту работу с помощью ярких схем, рифмовок (см. приложение, презентация «Морфемика»). Сознательный разбор слова по составу пробуждает у детей живой интерес к русскому языку, развивает лексику и является ещё одним этапом на пути развития орфографической зоркости. Все эти рифмовки есть в приложении в виде небольшой презентации, которую удобно использовать на уроках русского языка в начальной школе.
Рифмовки по разделу «Состав слова».
Слово делится на части!
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
делать слово из частей!Окончание в слове – это
изменяемая часть.
Оно при помощи предлога
между словами держит связь.Без окончания всё слово
называется основой.А чтобы корень нам найти
на родственные слова смотри:
общую часть родственных слов
выдели – и корень готов!Суффикс в слове после корня,
образует слово он.
Суффиксы мы будем помнить,
чтоб был богатым лексикон!Перед корнем есть приставка,
слитно пишется она.
А при помощи приставки
образуются слова.
Правописание приставок с гласной О
О-, во-, до-, со-, по- и про’ –
вот приставки с гласной о.
Об-, обо’-, от-, ото’-,
под-, подо’ – приставки с О!
Правописание приставок с гласной А
За- и на-, раз- и над-
вот приставки с гласной а.
Разо-, раз-, надо-, над-
будем в них мы а писать.
Правописание приставок, оканчивающихся на согласный звук
В-, об-, от-,
раз-, над-, под-.
Вот приставки на согласный.
Часто он звучит неясно.
Правописание разделительного Ъ.
Чтоб согласный звук в приставке
отделить от гласной в корне,
твёрдый знак меж ними ставьте.
Вами будут все довольны.
Правописание приставок, оканчивающихся на -з, -с.
Вот приставки на -з, -с:
раз- и рас-, без- и бес-.
Голову здесь не ломай,
то, что слышишь, то вставляй.
Разглядеть, но рассмотреть.
Разделить, но растереть.
Перед звонким в корне – без.
Пред глухим – приставка с -с.
Правописание корня
(С этим правилом я знакомлю перед изучением орфограмм корня)
Чтобы смысл слова нам не потерять,
правильно нам надо корень написать.
Правописание суффиксов -онок, -ёнок в словах, называющих детёнышей животных.
Чтобы малышей назвать,
суффикс надо добавлять.
Если в корне согласный «шипит»,
суффикс -онок, значит, пиши.
Если мягко согласный звучит,
суффикс-ёнок, значит, стоит.
Например:
Медвежонок, бельчонок,
индюшонок, галчонок.
Но лисёнок, тигрёнок,
Оленёнок и львёнок.
Правописание суффиксов -ек, -ик в словах.
Чтобы -ик, -ек написать,
слово надо изменять.
Есть предмет и нет его –
смотрю суффикс у него.Если гласный «убегает»,
значит, суффикс -ек вставляем.
Если гласный «не бежит»,
значит, суффикс -ик пиши.
Домика нет, домик есть.
Ключика нет, ключик есть.
Нет замочка, есть замочек.
Нет крючочка, есть крючочек.
Разбор слова по составу
(Я не помню, чьё это стихотворение, но в своей работе я использую эти строки.)
Помни: при разборе слова
окончанье и основу
первым делом находи!
После корня будет суффикс,
а приставка впереди!
Вывод.
Будем части слова знать,
сможем грамотно писать!
Стихи о частях слова
В корне слова смысл упрятан
Это помните, ребята,
От него растут всегда быстро новые слова
Лес – лесник, лесной, лесок,
Дружный- друг, дружить, дружок.
В этих семьях есть глава,
Это корень слова. Да!
А приставка перед корнем
Любит место занимать,
Впереди его проворно
Норовит всегда вставать.
У приставки дело важное-
Изменяет слова каждое,
Новый смысл дает словам:
Делал, сделал, переделал,
Ехал, въехал и заехал,
Вертит слово так и сяк
И работа не пустяк.
Суффикс – важная часть слова,
Им кончается основа.
После корня он стоит,
Превращая дом в домишко,
А ружье, друзья, в ружьишко.
Кота Мурзика в котенка,
А собаку в собачонку.
На конце у слова – окончание.
Прилагает и оно свое старание.
Чтобы слова в предложении
Были связаны крепко,
Чтоб держались они
Друг за друга цепко.
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
При изучении состава слова использую занимательные и интересные стихотворения о частях слова, которые помогают учащимся быстро освоить новый материал и запомнить части слова.
В корне слова смысл упрятан
Это помните, ребята,
От него растут всегда быстро новые слова
Лес – лесник, лесной, лесок,
Дружный- друг, дружить, дружок.
В этих семьях есть глава,
Это корень слова. Да!
А приставка перед корнем
Любит место занимать,
Впереди его проворно
Норовит всегда вставать.
У приставки дело важное-
Изменяет слова каждое,
Новый смысл дает словам:
Делал, сделал, переделал,
Ехал, въехал и заехал,
Вертит слово так и сяк
И работа не пустяк.
- Якутенок Евгения ИвановнаНаписать 14701 15.02.2015
Номер материала: 389722
- Начальные классы
- Другие методич. материалы
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
- 15.02.2015 1169
- 15.02.2015 541
- 15.02.2015 516
- 15.02.2015 3181
- 15.02.2015 1190
- 15.02.2015 1363
- 15.02.2015 1164
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Правильно обозначай согласный на конце слова. Для этого измени слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: ма[к] — ма[кʼ]и – пишу мак, сапо[г] — сапо[гʼ]и – пишу сапог.
ПЕРЕНОС СЛОВА
Слова надо переносить с одной строки на другую по слогам. При переносе слова одну букву нельзя оставлять на строке, а также переносить её на другую строку. Буквы й, ь, ъ при переносе не отделяются от буквы, после которой они стоят.
СЛОВО
Слово состоит из звуков.
Слово имеет значение.
СЛОВА, КОТОРЫЕ НАЗЫВАЮТ ПРЕДМЕТ
Слова, которые отвечают на вопрос что?, называют предметы и явления природы: (что?) – тетрадь, карандаш, метель, роса.
Слова, которые отвечают на вопрос кто?, называют людей и животных: (кто?) – мальчик, девочка, котёнок, утка, пчела, окунь.
Слова, которые называют предметы, явления природы, людей, животных и отвечают на вопросы кто?, что? – имена существительные.
СЛОВА, КОТОРЫЕ НАЗЫВАЮТ ПРИЗНАКИ И ДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТОВ
Слова, которые называют признак предмета и отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?, – имена прилагательные.
Слова, которые называют действие предмета и отвечают на вопросы что делать?, что сделать?, что делал?, что сделал?, что делает?, что сделает?, что будет делать?, – глаголы.
СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение состоит из слов. В предложении выражается законченная мысль. В конце предложения ставится точка (.), вопросительный (?) или восклицательный (!) знак.
Например:
Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
Не видал ли где на свете ты царевны молодой?
Кири-ку-ку! Царствуй, лёжа на боку!
Предложение всегда произносится с какой-то целью. Таких целей три: рассказать (повествование), задать вопрос (спросить), приказать или попросить.
По цели высказывания (для чего произносятся или пишутся) предложения делятся:
1) на повествовательные (рассказ, повествование);
2) на вопросительные (вопрос);
3) на побудительные (приказ, просьба).
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ И НЕВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Предложения, которые произносятся с особым чувством, называются восклицательными.
Предложения делятся на восклицательные (в конце ставится ! – восклицательный знак) и невосклицательные.
С интонацией восклицания могут произноситься любые предложения.
Повествовательные: Какой интересный фильм мы вчера смотрели!
Вопросительные: Сколько ты съел мороженого?!
Побудительные: Немедленно убери со стола!
ОКОНЧАНИЕ
Часть слова, которая изменяется, называется окончанием. Обозначается ð. Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова. (с. 153)!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Окончание изменяет форму слова. Только в нужной форме слова составляют предложение.
Нулевое окончание не выражено звуками. Нулевое окончание находим при сравнении форм слова и обозначаем пустым квадратиком ð (лесð, дубð, заяцð).
НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ СЛОВА
В русском языке есть имена существительные, которые не изменяются и не имеют окончания. Они имеют одну форму.
пальто | метро | пони | радио | кенгуру |
кино | пианино | шоссе | желе | какао |
кафе | эскимо | меню | кофе | такси |
КОРЕНЬ СЛОВА
Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называются родственными. Общая часть родственных слов называется корнем.
Корень – это главная часть слова. Корень обозначается Ç (лес – лесок, дерево – деревянный, луг – луговой, поле — полюшко).
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Буква, обозначающая безударный гласный звук – «опасное место». Такое «опасное место» называется орфограммой. Орфограмма требует применения орфографического правила.
Безударные гласные звуки в корнях слов обозначаются той же буквой, которой обозначаются ударные гласные в этих корнях: лесно́й – лес, садо́вый – сад, гора́ – го́ры.
Безударные гласные в корне слова надо проверять.
Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.
[сады́] | сад → сады |
садик → сады | |
[насы́] | нос → носы |
носик → носы |
Безударный гласный звук [и] может быть записан буквами и, е, я. Обязательно проверяй выбор буквы, изменяя форму слова или подбирая родственное слово.
[лʼиса́] | ли́сы→ лиса |
ли́сонька → лиса | |
[рʼика́] | ре́ки → река |
ре́чка → река | |
[пʼитно́] | пя́тна → пятно |
пя́тнышко → пятно |
Корень содержит общее значение родственных (однокоренных) слов: рука – рукав – рукавица; город – городок – городской.
СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Если при произношении корень заканчивается на парный по звонкости-глухости согласный звук, например [п, ф, к, т, ш, с,], — это «опасное место» (орфограмма). Обязательно проверь перед записью.
Чтобы проверить, подбери родственное слово или измени слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л, м, н, р, й]:
са[т] – сады — сад |
ко[т] – коты — кот |
тру[т] – труды — труд |
Два стоящих рядом согласных звука – «опасное место» для первого из них. Услышав рядом два глухих согласных, обязательно перед записью сделай проверку первого из них.
Для проверки измени слово или подбери родственное, в котором «опасный» звук окажется перед гласным ([гла[ткʼ]ийʼ] — гладок).
В некоторых однокоренных словах происходит чередование согласных звуков на конце корня (берег – бережок — [г//ж], молоко – молочный — [к//ч], воздух – воздушный — [х//ш], обида – обижать — [д//ж], заяц – зайчонок — [ц//ч], носить – ноша — [с//ш], кормить – кормлю — [м//млʼ], любить – люблю — [б//блʼ], ловить – ловлю — [в//влʼ], купить – куплю — [п//плʼ]).
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ
Чаще всего непроизносимый согласный звук оказывается между звуками [с] и [н] (стн); [з] и [н] (здн).
Сочетания звуков [сн] и [зн] в середине слова – «опасное место» (орфограмма). Услышав эти сочетания, обязательно проверь, подобрав родственные слова, не прячется ли между этими звуками звук-невидимка. Но учти, он не всегда там есть:
изве[сн]ый – весть → известный
прекра[сн]ый – прекрасен → прекрасный
СУФФИКС
Суффикс – это часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов: лиса – лисёнок; дом – домик. Суффикс имеет значение. Суффикс обозначается ˄.
Суффикс образует новые слова (тигр – тигрица, тигрёнок, тигровый; вода – водичка, водица, водный, водяной).
Суффиксы -ушк-, -юшк-, -к- имеют уменьшительно-ласкательное значение.
Чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень. Часть слова между окончанием и корнем и будет суффикс:
котёнок — ? котёнка, котёнку. Значит, в слове котёнок нулевое окончание. Кот, котик, котище. Значит, суффикс в слове котёнок — —ёнок— (он находится между корнем кот и нулевым окончанием).
Суффиксы, образующие отчества: -евн- (Сергеевна), -евич- (Сергеевич), -овн- (Петровна), -ович- (Петрович) , -ичн- (Ильинична), -ич- (Ильич).
СУФФИКСЫ – ЁНОК- И –ОНОК-
После мягких согласных, кроме [чʼ], пишется суффикс –ёнок-: тигрёнок, телёнок.
После твёрдых согласных и [чʼ], пишется суффикс –онок-: волчонок, мышонок.
Учимся применять правило:
Чтобы не ошибаться в написании суффиксов –ёнок- и –онок-, нужно:
1. | Выделить корень | медве[жонок] корень медведь – медвеж [д//ж] | ос[лʼонок] корень осёл – осл |
2. | Определить, какой согласный звук перед суффиксом. | Перед суффиксом звук [ж] | Перед суффиксом звук [лʼ] |
3. | Если это твёрдый согласный или шипящие — [ш], [ж], [ч], пишем суффикс –онок-, если нет, пишем суффикс –ёнок-. | Звук [ж] – твёрдый согласный, пишем суффикс –онок- : медвежонок. | Звук [лʼ] – мягкий согласный, пишем суффикс –ёнок- : ослёнок. |
СУФФИКСЫ – ИК- И –ЕК-
Суффикс –ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в нём сохраняется, не выпадает: ключик – (нет) ключика.
Суффикс –ек- пишется, если при изменении слова гласный звук «убегает»: замочек – (нет) замочка.
Учимся применять правило:
Чтобы не ошибаться в написании суффиксов –ик- и –ек-, нужно:
1. | Выделяем корень слова. Если слышим после корня [ик], сразу слово не пишем, ведь суффиксы –ик- и –ек- без ударения звучат одинаково [ик]. | стол[ик] корень стол – после корня слышим [ик] | человеч[ик] корень человеч – после корня слышим [ик] |
2. | Изменяем форму слова, подставляя к нему слова нет, много, проверяем, остался гласный звук или исчез. | Проверяем, изменяя форму слова: нет стол[ик]а. | Проверяем, изменяя форму слова: нет человеч[к]а. |
3. | Если гласный звук остался, пишем суффикс –ик-; если гласный звук исчез, пишем суффикс –ек-. | Гласный звук остался, значит, пишем суффикс –ик-: столик. | Гласный звук остался, значит, пишем суффикс –ек-: человечек. |
!!! человек – человечек – человечка !!! –ек- = -к-
СУФФИКСАЛЬНЫЙ СПОСОБ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Если слово образовано при помощи суффикса, то способ образования его называется суффиксальным:
ночь + н = ночной; мех + ов = меховой; шуба + к = шубка.
СУФФИКСЫ – ИВ- И –ЕВ-; -ЛИВ- И –ЧИВ-
Под ударением пишется суффикс –ив-, без ударения — -ев-: краси́вый, игри́вый; волево́й, боево́й.
В суффиксах -лив-, -чив- всегда пишется буква и, как под ударением, так и без него: пугли́вый, сонли́вый, забо́тливый, дове́рчивый.
ПРИСТАВКА
Приставка – это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка обозначается ¬.
«РАБОТА» ПРИСТАВКИ
Приставка образует новые слова: читать – прочитать – дочитать – перечитать.
Приставка имеет значение: запел – начал петь; допел – закончил петь.
Чтобы найти приставку, надо подобрать однокоренные слова и отметить часть слова перед корнем, которой они отличаются:
выход — ?ход. У ход, за ход, при ход.
Поэтому приставка в слове выход – вы-.
УЧИМСЯ ПИСАТЬ ПРИСТАВКИ
[а]жить, жить, дожить, прожить
Вывод: безударный гласный в приставке.
В приставке о- всегда пишется с гласной буквой о, пишем ожить.
всегда пишется гласная буква о: окрик, поезд, добежать.
Учимся применять правило:
1. Проверяем, в какой части слова безударный гласный звук – в корне или в приставке. Для этого подбираем родственные слова, меняя, если возможно, приставки.
2. Если безударный звук оказался в приставке, вспоминаем правило: в приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про— всегда пишется гласная буква о.
Например:
[да]плыть, плыть, переплыть, уплыть, отплыть
Вывод: безударный гласный в приставке.
В приставке до- всегда пишется о, пишем доплыть.
[а]жить, жить, дожить, прожить
Вывод: безударный гласный в приставке.
В приставке о- всегда пишется с гласной буквой о, пишем ожить.
[па]ляна, полянка, поле, полевой
Вывод: безударный гласный в корне.
Проверочное слово по́ле, пишем поляна.
Букву а в приставках до-, о-, об-, от-, по-, под-, про— писать нельзя!
ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
СПИСЫВАНИЕ
Работай так:
1. Прочитай предложение, пойми и запомни его.
2. Повтори предложение, проверь, запомнил ли ты его.
3. Прочитай вслух или шёпотом предложение так, как оно написано.
4. Повтори предложение так, как будешь его писать.
5. Пиши, диктуя себе орфографически.
6. Проверь себя! Читай написанное и сверяй с печатным текстом.