Джонстауна
Хинтеркайфеке
Аннабель
Фрейда
ЛаЛори
Белого Дома
на MySpace
Макстей
Шеннон Мэтьюз
Белы Лугоши
Марии Селесты
Чикаго
MTV
Флинстоуна
Лин-Мануэля Миранды
полтергейсте
Radonautica
Чарльстона
Джонстауна
Симпсонов
Авраама Шекспира
1. Что, по мнению Рона, могли сделать Колин и Джинни?
2. Как звучит заклинание для усмирения корнуэльских
пикси?
3. Кто следовал за Гарри повсюду?
4. Правда ли, что слезы сфинкса обладают целебными
свойствами?
5. Каким мячом забивают голы в квиддиче?
6. Кто был новым ловцом команды Слизерина?
7. Как Малфой обозвал Гермиону?
8. Что хотел прислать профессор Локоне Хагриду?
9. Что выращивал Хагрид в саду?
10. Какое заклинание произносил Хагрид для увеличения
размера тыкв?
11. Что услышал Гарри в кабинете Локонса, когда
помогал ему с письмами поклонников?
12. В какой Клуб хотел попасть Почти Безголовый Ник?
13. Как звали босса мистера Уизли?
14. Что было целью жизни Пивза?
15. Что сбросил Пивз над кабинетом Филча?
16. Что было написано на большом праздничном торте
Почти Безголового Ника?
17. Как Пивз обзывал Плаксу Миртл?
18. Чем играли члены Клуба охотников в хоккей?
19. Кто выкрикнул из толпы: «Трепещите, враги
наследника!»?
20. Кем был мистер Филч?
21. Кто такие сквибы?
22. Как называлось чистящее средство, которым мистер
Филч стирал надпись на стене в коридоре?
23. Кто находился в Тайной комнате?
24. Из-за чего Фред превратил плюшевого мишку Рона в
огромного косматого паука?
25. Что хотела сделать Гермиона, чтобы узнать у Драко
Малфоя, кто наследник Слизерина?
26. Что профессор Локоне обещал подарить тому, кто
напишет лучшие стихи о его победе над оборотнем Вага-Вага?
27. Что входило в состав Оборотного зелья?
28. За кем гонялся бладжер в матче со Слизерином?
29. Отстал ли от бладжера Гарри или нет после
тайм-аута?
30. Что сломал бладжер Гарри?
31. Какое лекарство дала Гарри мадам Помфри?
32. Как Люциус Малфой наказал Добби за ослушание?
33. Кого принесли ночью в больничное крыло?
34. У кого в кабинете хранились рога двурога и шкуры
бумсланга?
35. Кто были тренерами Дуэльного клуба?
36. На каком языке умел говорить Гарри?
37. Какое заклинание Гарри произнес для того, чтобы на
Драко напала щекотка?
38. Кто, по мнению Эрни, был наследником Слизерина?
39. Кого Гарри увидел на полу без движения, выйдя из
библиотеки?
40. Кто был деканом кафедры звездочетов?
41. Что сказала Шляпа Гарри, когда он надел ее в
кабинете Дамблдора?
42. Кто оставался на Рождество в школе?
43. Что подарила Гермиона Гарри на Рождество?
44. Чей волос Гермиона добавила в свое Оборотное
зелье?
45. Кого встретили Рон и Гарри по дороге в гостиную
Слизерина?
46. Какой пароль для входа в гостиную был у Слизерина?
47. Кем был Люциус Малфой?
48. Может ли Оборотное зелье превратить животное в
человека?
49. Какое заклинание произнесла Гермиона, чтобы
чернила в дневнике Реддла проявились?
50. Какое заклинание произнес Гарри, чтобы дневник
Реддла вылетел из рук Малфоя?
51. Почему никто не замечал Гарри в памяти Реддла?
52. Какое животное было у Хагрида 50 лет назад?
53. Как звали жену паука Хагрида?
54. Чего не скрывала мантия-невидимка Гарри Поттера?
255. Куда забрал министр магии Корнелиус Фадж Хагрида?
56. Кто из учеников Хогвартса был доволен отстранением
Дамблдора?
57. Что случилось в комнате, где жили Гарри, Рон,
Невилл Долгопупс и Симус Финиган?
58. Чей скелет будет пребывать в Тайной комнате вечно?
59. Какое заклинание хотел наложить на Гарри и Рона
профессор Локоне?
60. Как выглядели гномы-купидончики, разносившие
валентинки?
61. Сколько башен было у замка Хогвартс?
62. Назовите имена волшебников, основавших Хогвартс.
Ответы на сложные вопросы
1. Создать клуб фанатов Гарри Поттера
2. Пескипикси пестерноми
3. Колин Криви
4. Да
5. Квоффлом
6. Драко Малфой
7. Грязнокровка
8. Книгу со своим автографом
9. Тыквы к Хэллоуину
10. Заклинание Раздувания
11. Голос Василиска
12. Клуб обезглавленных охотников
13. Корнелиус Фадж
14. Устраивать хаос
15. Черно-золотой шкаф
16. «Сэр Николас де Мимси-Дельфингтон. Умер 31 октября 1492 года»
17. Прыщавой
18. Головами
19. Драко Малфой
20. Сквибом
21. Те, кто родился в семье волшебников, но с самого
рождения лишен волшебной силы
22. «Универсальный волшебный пятновыводитель миссис
Чистике»
23. Василиск
24. Рон сломал древко игрушечной метлы Фреда
25. Сварить Оборотное зелье
26. Экземпляр книги «Я — волшебник»
27. Златоглазки, пиявки, водоросли, спорыш, тертая
шкура бумсланга, растертый рог двурога и частичка того, в кого хочешь
превратиться
28. За Гарри
29. Нет
30. Правую руку
31. «Костерост»
32. Приказал отутюжить пальцы
33. Колина Криви
34. УСнегга
35. Профессор Локоне и профессор Снегг
36. На змеином
37. Риктусемпра!
38. Гарри Поттер
39. Джастина
40. Профессор Синистра
41. «Ты бы прекрасно учился в Слизерине»
42. Гарри, Рон, Гермиона, Малфой, Кребб, Гойл,
близнецы Фред и Джордж, Джинни и Перси
43. Орлиное перо для письма
44. Своей кошки Милисенты
45. Старосту Когтеврана
46. «Чистая кровь»
47. Представитель попечительского совета школы
Хогвартс
48. Нет
49. Апарекиум
50. Экспеллиармус
51. Он был не более чем фантом
52. Паук
53. Mocar
54. Звуков
55. ВАзкабан
56. Драко Малфой
57. Джинни устроила разгром, разыскивая дневник Реддла
58. Джинни Уизли
59. Заклинание Забвения
60. У них были крылышки за спиной и арфы в руках
61. Четыре
62. Салазарий Слизерин, Кандиди Когтевран, Пенелопа
Пуффендуй, Годрик Гриффиндор
« | Поставить водочную клизму, опохмеляться не давать! | » |
— Ст. о/у Гоблин, «Две сорванные башни» |
Итак, герой попал в лапы злодея, и в рамках злодейского глумления, а также, возможно, для извлечения информации — ну или в ещё каких-то целях, автору видней — злодей подвергает героя пыткам.
Только вот незадача: рейтинг у нас детский, поэтому нельзя показывать кровишшу, ломать руки-ноги или выдирать ногти. Или автор планирует для героя крутой побег, и его нельзя калечить так, чтобы он прямо из пыточной камеры отправился на больничную койку. Поэтому героя пытают каким-нибудь некровавым и нетошнотворным способом. Ну и всякие там физиологические подробности (а от боли человека может вырвать, или сфинктеры могут расслабиться) тоже, как правило, опускают. Герой не может напустить в штаны, иначе какой же он герой. Особенно если он вообще не герой, а героиня. Ведь красота остаётся незапятнанной.
(Как правило, такая сцена служит ещё и фансервису, поэтому героя раздевают независимо от того, есть ли в этом необходимость.)
Иногда (как правило, устами злодея или ответственного палача) озвучивается обоснуй: герой должен будет появиться при большом стечении народа, поэтому нельзя оставлять на его теле следов. Или, скажем, на героиню у злодея особые планы. Или же пытка психологическая. Или ещё что-то. Но можно и без обоснуя.
Подчёркиваем: это не комедийный троп. Герою причиняют боль совершенно всерьёз и с самыми злодейскими намерениями. Но без последствий, вот что важно. Да, психических последствий, как правило, не бывает тоже. Иногда, особенно в старых фильмах с фиговыми спецэффектами или в современных сериалах с плохой игрой и столь же фиговыми спецэффектами, или в произведениях МТА, может прорезаться бафос-нежданчик. Но это не входит в намерения автора, так что троп и в этом случае не комедийный.
Родственные тропы: Безобидная рана, Пытки — это смешно, Пытки — это серьёзно.
Самые популярные методы[править]
Внимание: у нас викия массовой культуры, и речь идёт о пытках, популярных именно в массовой культуре, а не в застенках реальных террористов, мафиози и спецслужб!
- Ватербординг. Жертву привязывают/удерживают силой на ровной наклонной поверхности головой вниз, лицом вверх. На лицо набрасывают ткань, на ткань льют ровным потоком воду, стараясь попасть в область дыхательных путей. Ткань нужна, чтобы рассеивать поток — иначе жертва захлебнётся слишком быстро. Кому случалось набрать в нос воды, тот знает, что это больно как ЁТМ, в реальной жизни случалось, что жертвы и умирали[1].
- А ещё срабатывает такая куча рефлексов, что ужас перекрывает боль. Автор этой правки влипал дважды — с тонким слоем снега и с той самой мокрой тряпкой (неудачная попытка сделать на скорую руку респиратор). Ни через то, ни через другое реально задохнуться нельзя, но ощущение, что похоронили заживо. И если из снега можно было просто панически вылететь в судорогах, то с респиратором пришлось найти силы для второй попытки — меньше воды, больше слоёв ткани, эффект исчез.
- Разновидность — макание головой в воду. Обычно применяется для допроса по-быстрому.
- Вместо макания головой в воду в тех же целях могут надеть противогаз или полиэтиленовый кулёк и время от времени перекрывать дыхание.
- Капля воды, капающая на темя привязанному, не давая заснуть, по китайской традиции[2]
- Пытки темнотой и сенсорной депривацией вообще. Встречаются в фильмах ужасов, где приводят к сумасшествию. Недостаток в том, что на них уходит сравнительно много времени.
- Подвешивание вниз головой. На людей с хорошей вестибуляркой обычно не производит никакого впечатления. Однако прилив крови к голове никто не отменял…[3]
- Электроток. Как это выглядит в кино, знают все. В жизни, как правило, один из электродов подсоединяют к половым органам. И лихо бегать, раздавая всем люлей, потом не получается: сразу после удара током мышцы как желе, а через несколько часов начинается дикая крепатура. Кому доводилось перетренироваться, тот может мысленно умножить свою крепатуру на пять.
- Длительное лишение сна. Шрамов не оставляет, но выглядеть жертва такой пытки может весьма нездорово.
- Внезапно: подвешивание на дыбе. Автор правки встречал его даже в детском мультфильме про животных-пиратов. Выглядит действительно довольно безобидно (нет ни крови, ни переломов), а что там с мышцами и суставами происходит, зритель может и не знать.
- Разорванные связки суставов не всегда восстанавливаются даже после операции, а без операции пострадавший будет пожизненно испытывать проблемы с выскакивающими суставами даже без особенной нагрузки, просто от неудачного угла сгиба сустава. Причём это ещё и адски больно.
- Какой-нибудь Адский наркотик боли. Обычно не говорят, какой. Доля правды: в принципе, не так уж трудно причинить человеку сильную боль при помощи медицинской иглы и без особого вреда для здоровья. Адский наркотик боли тут не нужен, можно вколоть, скажем, антибиотик из группы цефалоспоринов, не разбавив лидокаином. Сатанински больно, как убедился однажды автор статьи, решив, что тру мужЫг может и без лидокаина обойтись. Натрия АТФ тоже сгодится: эффект при внутримышечном введении сохраняется минут пятнадцать минимум, сидеть не получится ещё минут сорок. Можно использовать яды некоторых редких животных, например, утконоса или медузы ируканджи, которые известны тем, что причиняют Адскую боль и при этом представляют относительно малую опасность для жизни. У яда ируканджи есть ещё одна мякотка: психотропный эффект страха надвигающейся смерти (опасности которой при применении в «терапевтических дозах» на самом деле нет). Ну или просто можно засандалить иглой в нервный узел.
- Сульфозин. Использовался для пиротерапии (в доантибиотиковые времена так лечили сифилис и шизофрению), а также в качестве «карательного» укола в психлечебницах. Причиняет сильную боль, вызывает лихорадку, при которой у людей ломит все кости… но проходит без последствий, если не злоупотреблять.
- Луч боли. Обычно применяется в фантастических и фэнтезийных сеттингах. Всякие там нейроплети, Узы боли и пыточные заклинания — это сюда.
- Щекотка. На первый взгляд, это абсолютно безопасное воздействие на человека. Но если долго щекотать кого-то, то он может сойти с ума и даже умереть.
- Это вымысел. Исторически не зафиксировано ни одного такого случая. Дело в том, что при длительном щекотании тело быстро теряет чувствительность, и поддерживать её на должном уровне длительное время нелегко даже группе профессиональных щекотальщиц. На практике максимум, чего удастся добиться — это пересыхания рта от долгого смеха, усталости дыхательных мышц от гипервентиляции и затекания конечностей в случае их привязывания. Так что щекотка если и может служить пыткой, то либо психологической (если жертва считает для себя недопустимым «подчиниться такой ерунде», особенно на глазах у того/той, чьим мнением она дорожит), либо… эротической. Да, такое тоже бывает — для эрогенности участка тела ему требуется точно такая же хорошая иннервация, как и для щекотливости.
- Бесконечное прослушивание одной и той же невыносимой для испытуемого музыки. В несерьёзных произведениях — дурное пение. Используют даже в реальности, тюремщики Гуантанамо одобряют.
- Вариант: плач младенцев на максимальной громкости. Если перестараться, то у жертвы могут начаться необратимые изменения мозга (пруф за давностью не нашёл, так что за достоверность не поручусь)
- Глумление над тем, что (или кто) герою дорого, или прямое нанесение ущерба этому предмету/человеку. В серьёзных произведениях это будет живой человек или животное, из неодушевлённых это может быть религиозная святыня или иной предмет подобного порядка. В комичных произведениях это может быть что угодно, на чём персонаж повёрнут. Скажем, если герой — любитель комиксов, то действенным приёмом будет рвать на его глазах раритетный комикс.
Примеры[править]
Вселенные[править]
- «Звёздные войны»:
- «Новая надежда»: Лею мучает пыточный дроид, судя по всему — при помощи каких-то инъекций. Был ли это «адский наркотик боли» (для, собственно, пыток) или «вещества, запрещенные на территории Российской Федерации» (для облегчения проникновения в мысли с помощью Силы), доподлинно неизвестно. Могло даже быть «два в одном».
- Вариант — дроид запугивает угрозой воткнуть эту иглу в глаз. Всё-таки сцену изобразили достаточно эзоповым языком.
- «Империя наносит ответный удар» — внезапно, аверсия: после пытки электротоком Хан выглядит именно как человек после пытки электротоком: не держится на ногах, не может толком связать два слова и весь в поту.
- «Возвращение джедая»: Император решил замучить Люка насмерть при помощи молний Силы,
природа которых неяснаit’s magic, stupid. Всё очень серьёзно, на Люке местами даже дымится одежда, но когда Вейдер убивает Императора, Люк вполне дееспособен, чтобы дотащить папу до ангара и угнать шаттл.- Реконструкцию устроила Кэти Тайерс в «Перемирии на Бакуре», начинающемся буквально через несколько часов после окончания шестого фильма. Да, у Люка хватило сил и адреналина спастись со Звезды смерти и в процессе потягать по полу сотню с лишним кило живого веса, а вот на следующий день его красочно накрыли все последствия перенесенного — и дикая крепатура, и лихорадка, и адская боль, и, на закуску — перспектива вымывания кальция из костей.
- И кстати, сам Лорд Вейдер, в девичестве Энакин Скайуокер, этих же молний вынести не смог, для него они вообще стали фатальными.
- Есть мнение, что они вывели из строя систему жизнеобеспечения его костюма.
- Расширенный вариант пытки электротоком — стимуляцию нервных центров — показывают в романе «Капкан „Крайтос“».
- «Пробуждение Силы»: несмотря на то, что в арсенале Кайло Рена есть пыточное кресло с с кучей жутковатых инструментов, сам он использует куда более эффективный и даже в какой-то степени гуманный способ извлечения информации. Он просто читает мысли пленников; сам процесс достаточно болезненный, особенно если пытаться сопротивляться, однако никаких физических повреждений не наносится, и жертвы пыток отделываются разве что головной болью (на что указано в новеллизации), которая абсолютно не мешает им сбегать из плена и геройствовать буквально через пару минут после перенесённых пыток.
- Star Wars: Knights of the Old Republic — в этой игре отметился Саул Карат на «Левиафане». Команда героев захвачена в плен, протагониста(ку), Карта и Бастилу пытают, дабы получить некоторую информацию (причем, если главгерой на Темной стороне, пытают его, а если на светлой — то для героя-мужчины Бастилу, для героини — Карта, дабы сломить через чужое страдание). Пытают электротоком, мощными разрядами, на третий раз Карт либо Бастила уже умоляет о пощаде… Но, едва получилось освободиться, как все уже бодро бегут к родному кораблику… не зная, что этим все еще не кончится.
- Трилогия о Дарте Бейне — Дарт Занна, мало того, что умеет ОЧЕНЬ больно сжимать внутренние органы жертвы, не трогая при этом лёгкие и горло (чтобы пытаемый мог говорить), так ещё и способна насылать множество жутких заклинаний (атака худшими страхами и кошмарами, разрывание разума, другие иллюзии). Также в романе «Династия зла» принцесса Серра использует наркотик боли сенфлекс.
- При этом в трилогии есть персонаж, который откровенно презирает все пытки, и способен выдержать их все, не считая издевательств над любимой дочерью — целитель Калеб.
- «Новая надежда»: Лею мучает пыточный дроид, судя по всему — при помощи каких-то инъекций. Был ли это «адский наркотик боли» (для, собственно, пыток) или «вещества, запрещенные на территории Российской Федерации» (для облегчения проникновения в мысли с помощью Силы), доподлинно неизвестно. Могло даже быть «два в одном».
Театр[править]
- Опера «Тоска». Во втором акте неизвестно, кого барон Скарпиа пытает больше — Каварадосси (пытка которого зрителю не видна, но хорошо слышна) или саму Тоску, слышащую крики любимого.
Литература[править]
- Карло Коллоди, «Приключения Пиноккио» — заглавного героя повесили за шею, он умер, и в первой редакции повесть на этом закончилась.
- А. Н. Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» — заглавного героя повесили за ноги. Аналогично и в мультике, и в нечаевском live-action’е.
- Александр Дюма, «Королева Марго» — с прикрученным фитильком, ибо местная пытка более чем опасна, но палач малость смухлевал, ибо проникся благодарностью Кокнасу. А вот Ла Молю досталось по полной программе, и бежать тот уже не мог.
- Александр Беляев, «Голова профессора Доуэля» — лишённый тела профессор Доуэль выдержал пытку током и введение раздражающих болевые рецепторы веществ в кровезаменяющий раствор, лишь бы не выдавать некомпетентному коллеге своих профессиональных секретов. Сломался лишь в тот момент, когда у него на глазах стали не совсем верно проводить опыты по любимой отрасли.
- Фрэнк Херберт — «Дюна» с этого начинается! Пол засовывает руку в Куб Агонии, в котором очень больно, но… никаких последствий. Пол вытерпел. А вот если бы дёрнулся, укололи бы его Гом Джабарром, и многотомная серия превратилась бы в микрорассказ.
- Сергей Ярославцев, «Экспедиция в преисподнюю» — адмирал Макомбер отлично выспался, когда его подвесили вниз головой. А вот с Ваней вышел другой троп…
- Джеймс Бонд часто становится жертвой таких пыток — ему ведь надо геройствовать после них. Например, в романе «Голдфингер» его пытали акупунктурой, нажимая на болевые точки. Потерял сознание, но серьёзного ущерба не получил. Впрочем, опасные пытки к нему тоже применяли.
- В. Пикуль, миниатюра «Бобруйский мешок» — описывается особая камера, одно пребывание в которой довольно быстро сводит с ума без всякого физического воздействия или же дополнительного психологического.
- Джеймс Клавелл, «Благородный дом» — упоминается «красная комната». Комната как комната, ничего адского в ней не делают… только вот она дико красного цвета, поверхности сходятся под неправильными углами и по стене стекает вода, ещё больше искажая перспективу. Крышу накреняет даже самим следователям, а уж посидевшая там жертва согласна на всё, только бы убрали оттуда.
- Владислав Крапивин, «Гуси-гуси, га-га-га…» — в интернате для безындексных детей прежняя воспитательница применяла инъекции разными препаратами. Особенно мучительным был препарат жёлтого цвета, Корнелий подтвердит.
- Роберт Хайнлайн, «Марсианка Подкейн» — брата протагонистки сажают в металлическую бочку и что есть силы лупят железными прутьями по стенке… Только братец (весьма меркантильный) позатыкал уши свернутыми в комок местными долларами.
- Гарри Гаррисона, цикл «Стальная Крыса»: серые люди — мастера такого дела. Сам ди Гриз не раз испытал их возможности на себе.
- Альфред Бестер, «Тигр! Тигр!» — ежедневное прокручивание одной и той же нравоучительной лекции…
- Сергей Лукьяненко, «Черновик» — персонал «Белой розы» подвергнут максимально картинным и минимально опасным пыткам…
- «Гарри Поттер» — непростительное заклятие Круциатус. Впрочем, судьба родителей Невилла Лонгботтома говорит, что с какого-то предела этот вид пытки начинает оставлять заметные следы.
- Когда Волдеморт применил Круциатус на Гарри Поттера, тому то же самое грозило, так ему было плохо. Если бы Волдеморт не применил после этого Империус (тоже Непростительное заклятие, но вызывает эйфорию), Гарри бы имел все шансы волшебную палочку на него уже не поднять.
- Ирина Коблова aka Антон Орлов, «Машина смерти» — пытки, которым Лиргисо подверг Поля Лагайма, грозили тому только ожогом запястий (сам Лиргисо утверждал, что даже до этого бы не довёл и пошёл бы на попятную, но правда это или ложь — равновероятно). Однако пытки, которым он же подверг Саймона Клисса (как в этой, так и в следующей книге) безопасными не назовёшь.
- Александр Рудазов — Креол как-то применяет «Заклятие растущей боли», при этом довольно красочно описывая его действие. Никаких следов, никаких последствий — кроме дикой слабости и повышенного потоотделения… Но уж работает!
- Нил Стивенсон, «Анафем» — чтение Книги. Некое произведение из двенадцати глав, каждая последующая безумнее предыдущей… У протагониста ушло около месяца на изучение пяти глав. Фраа Джад однажды был наказан девятью главами, если автору правки не изменяет склероз.
- Оксана Панкеева, «Хроники странного королевства» — Кантор собственной персоной. Достаточно крут, чтобы после достаточно долгой и серьёзной пытки от мастера своего дела, прикончить конвоиров и сбежать через половину континента к возлюбленной. Причем по сюжету подчеркивается, что пытка была достаточно серьёзной и выехал тот чисто на героической силе воли.
- Кристофер Сташеф, «Мой сын — маг» — пленному мусульманину (мир другой, но религии — вполне земные: католичество, ислам и зороастризм) магически прививается страстная тяга к вину и свинине. Пытающий считает такое решение гуманным, но мать протагониста считает, что и это слишком жестоко.
- Э. Раткевич, «Палач Мерхины»: главгерой — мастер подобных пыток, за что, собственно, и получил такое жутенькое прозвище. В подробностях пытки не описываются, однако подчёркивается, что это адски больно, но не оставляет последствий для здоровья.
- Altered Carbon — пытки в виртуальной реальности с самыми настоящими реалистичными болевыми ощущениями. Пытают многократно до смерти, воскрешают и вновь пытают. При отсутствии физического ущерба такие пытки ломают личность.
- Ластбадер, «Ниндзя» — если ему верить, то ниндзя способны выведать любой секрет, пользуясь только большими и указательными пальцами и не оставляя никаких следов. Ну разве обычные последствия: дикая слабость и всё такое.
- Цикл «Дестроер» — что Чиун, что Римо вовсе не всегда ломают кости в процессе выведывания необходимой информации. Достаточно правильно воздействовать на нервные окончания…
- Алексей Суконкин, «Переводчик» — офицеры спецназа с пленными «духами» обычно не церемонятся. Одного приковали к БПМ и выпустили «впритирку» полрожка из АК. Второго повесили на канате, но так, чтобы не совсем задохнулся. Третьему просто сходу вломили разводным ключом. Моджахеды после подобного обычно сразу идут на сотрудничество.
- Роберт Сальваторе, «Ночь без Звезд». Дризт До’Урден добровольно сдался в плен матриархам Мезоберразана в отчаянной попытке отменить штурм Мифрилл Халла. Его славно пытают, но как только подоспевает кавалерия в лице подруги детства, злейшего врага и хитрожопого наемника, Дризт хватает свои сабли и начинает рубить врагов в фарш.
- Иар Эльтеррус:
- «Замок на краю бездны» — даан, генератор боли. Очень полезная вещь для правильной подготовки будущих ди-эмпатов Альтернативные методики вполне себе существуют и результат дают лучше.
- «Вера изгоев» — действия Фумико и ее подручных. И инструменты, и моральные пытки с унижением, но долговременных физических последствий ни у кого никаких. Все используется как для наказания, так и для для самосовершенствования (ГГ, например, велели пройти). С другой стороны, все персонажи — уже не совсем обычные люди.
- Князь Пустоты — напев принуждения. Подчиняет себе волю человека. Используется для выбивания информации или причинения душевных мук.
Фанфики[править]
- «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — пыточное заклинание «Гом-джаббар», явная отсылка к «Дюне». И действует вполне соответственно.
Кино[править]
- «Смертельное оружие» — в первом фильме Риггза пытают электротоком, довольно долго и мучительно… после чего он умудряется убить палача, освободиться и устроить разгон всей банде наркоторговцев.
- «Разборка в маленьком Токио» — та же фигня, но с Дольфом Лундгреном.
- «Каратель» (1989) — того же Лундгрена (но другого его персонажа)
те жедругие якудза растягивают на замысловатой дыбе. Автор правки постоянно путает эти два фильма.- Причём ломается он после того, как на соседней дыбе начинают пытать его приятеля-информатора.
- «Криминальный квартет» — главные герои хотят запугать одного из персонажей, и ему «как бы невзначай» показывают человека, подвешенного вниз головой и пытаемого злобным ментом. Подействовало. Субверсия: это всё инсценировка, и подвешенный — тоже мент (переодетый), который согласился на этот спектакль добровольно.
- «На Дерибасовской хорошая погода» — бафосная субверсия. Люди Артиста пытают Фёдора в процессе допроса, однако суперагент молниеносно выпивает воду, в которую погрузили его голову, и выплёвывает её в лицо одному из палачей.
- Ага, и раскалённый утюг ему тоже не страшен. Вообще. В принципе. Обоснуй: утюг ставили на рубашку, а рубашка-то была с секретом, шпионская, ручной работы.
- В том-то и дело, что доблестный суперагент в этот момент без рубашки и утюг ставят именно на кожу… Видимо, как раз на случай «одежды с секретом».
- «— Ты что, стальной?! — Да что я! Вот полковника Петренко однажды посадили на кол. Враги. И ничего! С тех пор только выправка — строже!»
- Ага, и раскалённый утюг ему тоже не страшен. Вообще. В принципе. Обоснуй: утюг ставили на рубашку, а рубашка-то была с секретом, шпионская, ручной работы.
- «Звёзды судьбы 2»: начальнику группы, расследующей похищения людей, прислали видео, где пытают водой его племянника, работавшего под прикрытием.
- «Дюна» — генераторы боли, действие которых читателю/зрителю нам не демонстрируют, но упоминают. Чёрный ящик, применяемый в испытании гом джаббаром (создаёт ощущение сильнейшей боли в помещённой в ящик руке, не причиняя ей никакого реального вреда).
- Ну почему же не демонстрируют? В минисериале кисть руки (в воображении П. А.) аппетитно поджаривается.
- «Рэмбо 2» — герой получает свою долю электротока. Но, как обычно, спасается, оставляя за собой гору трупов.
- «Судья Дредд» — будучи телепатом, Андерсон подобным психологическим образом пытает бандита, внедряя ему в мозг чужие ощущения от свежевания живьём, кастрации и прочих радостей. На бандите ни остаётся ни царапины, однако психологическая травма (и не одна) присутствует, вкупе с некоторыми типичными натуралистическими последствиями подобных пыток.
- В юмористическом ключе — эпизод «ФанаНатка» из «Ералаша», в котором двое хулиганов пытают очкастую отличницу, издеваясь над плакатами её любимой группы.
- Аналогичный пример в пародийном вестерне «Лимонадный Джо». Смотрится не так уж жутко, поскольку это всё-таки комедия, но издевательства над белым костюмчиком для самого Джо вполне себе мучительны.
- «Карты, деньги, два ствола» — Барри Креститель получил такое прозвище за любовь к маканию должников головой в воду.
- «Такси 3» Люка ихнего Бессона. Бандитка китайско-швйейцарского происхождения цинично пытает Эмильена, ублажая его языком.
- «Прощай, Друг» — героя Чарльза Бронсона полицейские непрерывно допрашивают в течении почти суток. В итоге тот предлагает им пари, на опускание монет в стакан полный воды, где он никогда не проигрывает. Но в этот раз удача ему не улыбается и ему приходится рассказать о преступлениях, в которых он участвовал.
Телесериалы[править]
- «Гостья из будущего»: пираты подвешивают Колю Герасимова вниз головой. Что интересно, в книге Колю «просто» избили, но в детском фильме избиение ребёнка взрослыми показать по цензурным соображениям было нельзя.
- «Звёздный путь», оригинальный сериал, серия «Эмпат»: Кирка подвешивают за руки и мучают при помощи невидимой фигни, которая непонятно как причиняет боль. При этом Кирка зачем-то раздевают до пояса, и его тело красиво блестит от пота. Фансервис во все поля.
- Обоснуй: раздели для лучшей проводимости. Проводимости чего? А хрен его знает, фансервис такой фансервис.
- В одной из первых серий «Глубокого космоса-9» О’Брайен попадает к инопланетянам, которые заменяют реальное тюремное заключение вживлением воспоминаний о таковом. «Отсидел» двадцать лет, и после освобождения реально начал трогаться умом.
- «Вавилон-5»: Инквизитор пытает Деленн и Шеридана при помощи браслетов, причиняющих боль. Цель пытки — определить, достоин ли «подопытный» возглавить борьбу со злом, поэтому серьёзного вреда браслеты не причиняют.
- «Звёздные врата SG-1» — зигзаг: Баал пытает Джека О’Нила обычными, «опасными» пытками, которые его убивают, а затем кладёт его в «саркофаг», который воскрешает О’Нила и залечивает все повреждения. (Разумеется, чтобы пытать снова и снова.) Вот только у саркофага есть побочные эффекты.
- Star Gate: Atlantis — Шепарда и Ронона рейфы пытали, высасывая из них жизнь понемногу. Процесс болезненный и в общем-то убийственный, но рейф может его откатить, доставля в ходе отката неземное удовольствие. Впрочем, для Ронана удовольствие тоже стало частью пытки: его то выпивали, то «откатывали» раз за разом, пока не подсадили на эту процедуру.
- А в пятом сезоне «Атлантиды» Шепарду — ни много ни мало — отрубают руку. К счастью, без последствий — это просто очередные инопланетяне морочили ему голову иллюзиями.
- Теория большого взрыва, 6 сезон, 21 серия — однажды Эми решила отучить Шелдона от привычки доводить до конца любое, даже самое незначительное дело…
- Готэм, 4 сезон, 15 серия — София нанимает «зубного» мастера пыток, чтобы тот выведал у Нигмы местоположение Пингвина. На экране мы видим окровавленный рот Загадочника, но также мы видим, что ни один его зуб не пострадал. Откуда кровь? Непонятно.
- «Робин из Шервуда». Гая Гисборна пытали, привязав к распорке и опуская мордой в воду. При просмотре в 80-е годы матушка автора правки изумленно выдала: «Вот живучий какой!»
- «Семнадцать мгновений весны» — допрос радистки Кэт. Ну как безопасная…
Мультсериалы[править]
- Аватар: Легенда об Аанге — в серии «Кипящая Скала» охрана пытает заключенного, держа его вниз головой.
- Аббатство Рэдвол — Клуни привязывает заложницу к колесу водяной мельницы, не подоспей подмога вовремя, эта пытка могла превратиться в казнь путем утопления.
- «Охотники на драконов» — в серии «Напрасные поиски Зории» Гвиздо подвергают пытке щекоткой.
- «Южный Парк», зпизод «Убить Санта-Клауса». Санта Клауса сбили над Багдадом и он попал в руки иракцев. Но как только его освободили, тот быстро достал автомат и припомнил тюремщикам все обиды.
Комиксы[править]
- Schlock Mercenary — генерала Карла Тейгона похищают мафиози, отрезают ему голову и засовывают её в банку. Генерал (откровенно скучая) ждёт, что его подключат к генератору боли (как в «прошлый раз»), но подключают его по радио к… безголовому телу обезьянки, дабы пытать уже её. До грязного дела, впрочем, не дошло — в комнату вломился генеральский сынок, крутейший капитан наёмников, и сотворил с палачами страшное. После чего переключил батину обезьянку в «двусторонний» режим, и далее генерал принял активное участие в операции по собственному освобождению, воюя в теле безголовой мартышки.
Манга и Аниме[править]
Для жанра в целом очень распространенный троп — у героев, как правило, увёртливые внутренние органы и бесконечный запас крови так что даже после пыток, которые выглядят довольно опасными, они бодренько скачут.
- Samurai Champloo — Мугэн и Дзин после довольно жестоких пыток оказались способны драться и бежать от городской стражи. В следующем эпизоде тоже никаких последствий не наблюдается.
- Cowboy Bebop — злодейский пример. В финальной арке Вишес арестовывается старейшенами клана «Красный Дракон», по обвинению в заговоре с целью смешения. После недолгого «следствия» его выводят на расстрел. Сперва Вишес прошаркивает к эшафоту, чтобы через минуту перестрелять всех старейшин. То ли его толком не пытали, то ли наш троп в чистом виде.
- Хентай этим тропом живет и пахнет. Героев ожидает головкружительный коктейль из распятия, подвешиваний, пыток водой, электрошоком, клеймения и разумеется многократного изнасилования в особо извращенной форме. И все равно, на следующий день они отправляются в школу, как ни в чем не бывало. Как правило за новой дозой «развлечений».
Настольные игры[править]
- Dungeons & Dragons: злой маг по имени Нибор разработал целую линейку заклинаний для пыток или телесных наказаний. Они характерны не только круциатусоподобным эффектом, но и весьма лицемерными названиями: они называются «Вежливое напоминание Нибора», «Незначительное замечание Нибора», «Суровый упрёк Нибора», и «Гневная выволочка Нибора», в порядке возрастания силы боли. При этом жертвы «Упрёка» и «Выволочки» могут запросто склеить ласты от спекания нервных клеток, если у них конституция слишком слабая, так что маг-пыточник должен выбирать заклинание в соответствии с физическими возможностями пытаемого.
- WarHammer 40,000 — О, тут этого добра навалом и у Темных Эльдар, и у Империума, и у Демонов, и у прочих, и отнюдь не из-за гуманизма. Просто разум должен страдать так долго как это только возможно, ведь только так можно получить отпущение греховпищу для душиили удовольствие. А тушка еще сгодится в хозяйстве, сделать её марионеткой, сшить гротеска или показательно сжечь на костре, зачем же её ломать понапрасну.
- К Эльдарам — с фитильком, ибо их пытки отнюдь не безопасны для жертвы. Просто будучи зависимыми от энергии душ, эти остроухие садисты тщательно следят, чтобы жертва не двинула кони слишком рано.
Действительно безопасные пытки[править]
- Внеземная биология: то, что выглядит страшным с точки зрения землянина, может оказаться не столь уж действенным против принципиально другого существа.
- Порубайте в капусту T-1000. Результат явно отличен от того, что случилось бы с человеком.
- Т-1000 стало ОЧЕНЬ погано после обработки жидким азотом — замерзание металла серьезно повредило его адаптивный механизм на молекулярном уровне, в результате робот начал прилипать к соприкасающимся поверхностям и принимать их окраску и физические свойства. А вот Т-800 просчитался и сделал только хуже, разбив замороженную тушку выстрелом — осколки плавятся быстрее, чем оттаивает цельная туша.
- Порубайте в капусту T-1000. Результат явно отличен от того, что случилось бы с человеком.
- Когда имеете дело с дико избалованным субъектом и тем, что такой субъект назовёт пытками (по отношению к себе конечно, других-то он, может, на части режет). Конечно, наступить на ногу — это неприятно, но орать про пытки в этом случае…
- В комиксе «Астерикс: Папирус Цезаря» избалованный и немного хворый на голову римский официал ощущает как пытку… хождение по траве в сандалиях! Интересно, как бы он заверещал, если бы его заставили ходить по траве БОСИКОМ?!
- Играет роль и часть тела, которая подвергается пытке: в странах Востока порку по подошвам крестьяне (ходившие босиком) считали наказанием не слишком суровым, а вот личности, ходившие обутыми — крайне мучительным. У них-то подошвы нежные, чувствительные, без гиперкератозной «корки»!
- Кто-то из мудрых китайцев даже находил в этом вселенскую справедливость: у крестьянина меньше возможностей выучить все законы и соблюдать их, ему пахать нужно, в то время как богач мог бы и потратить частицу своего драгоценного времени на заботу о целости своих пяток.
Примечания[править]
- ↑ Во время съёмок сериала «Ответный удар» Ричард Армитедж попросил отыграть вотербординг по-настоящему. С тех пор он слышать не может от том, что вотербординг — это не пытка.
- ↑ Разрушители мифов опробовали эту пытку на себе и пришли к выводу, что всё зависит от сопутствующих факторов: подопытный, который находился в комфортабельном кресле и не был связан, смог во время «пытки» даже уснуть, а вот подопытная, которая была связана и растянута на столе, довольно скоро попросила прекратить опыт.
-
- В самом начале знаменитого трэш-фильма «Зелёный слоник» два главных героя пробуют «китайское кап-кап» на себе (в камере, где они сидят, «очень кстати» протекает канализационная труба), и один из них приходит к выводу, что «капелька нифига не действует». Впрочем, может быть, дело в том, что они оба были выспавшиеся, а экспериментировали недолго. Хотя есть теория, что именно капающая на темя вода катализировала их схождение с ума.
- Эксперимент в обоих случаях был поставлен неправильно — пациент во время процедуры не должен получать НИКАКОЙ внешней информации, поэтому-то их и сажали в темноту и тишину. В таких условиях рефлексы говорят человеку засыпать, но заснуть нельзя, потому что на голову капает. И тогда мозг, лишённый как возможности отключиться, так и информации для обработки, начинает обрабатывать сам себя. Не безопасно ни разу, кукушка съезжает набекрень довольно быстро.
-
- ↑ Что приводит к быстрой потере сознания — и толку от такой пытки? Однако имеющему проблемы с кровяным давлением от длительного пребывания вниз головой будет настолько плохо, что он может получить инсульт и подохнуть, не приходя в сознание. Поэтому ИРЛ жертве ещё и делали надрез небольшой вены на виске или за ухом.
Презентация по литературе «Сравнительный анализ басни «Ворона и Лисица» И. Крылова и Эзопа» (5 класс)
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проворонила ворона воронёнка Словарь С.И.Ожегова Проворонить – упустить, прозевать, проглядеть
Сравнительный анализ басни «Ворона и Лисица» Эзопа и И. Крылова
РАЗМИНКА ТЕСТ ПО ВАРИАНТАМ
И.А. Крылов Эзоп 1. Жил: а) в 13 – 14 веках б) в 18 – 19 веках в) в 6 веке до н. э. 2. Родился: а) В Москве б) Во Фригии в) В Астрахани 3. В жизни был: а) раб б) рабочий в) сын бедного армейского капитана 4. Внешний вид: а) Брюхо вспученное, голова, как котёл, губы толстые, на спине горб б) крупный мужчина, с большими бакенбардами в) худощавый, стройный человек, с густыми вьющимися волосами
Хитрая Добрая Неуклюжая Растяпа Умная Простофиля Тщеславная Глупая Красивая Коварная Хитрая Неискренняя Плутовка Добрая Льстивая Умная Честная Глупая
ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ГЕРОЕВ БАСНИ Неуклюжая Растяпа Простофиля Тщеславная Глупая Коварная Хитрая Неискренняя Плутовка Льстивая Умная
Название Эзоп И. А. Крылов Название Написана Написана Форма изложения Форма изложения Мораль Мораль Приступим к исследованию
Название одинаковое «Ворон и лисица» Эзоп И. А. Крылов Название одинаковое «Ворона и лисица» Написана в VI веке до н. э. Написана в 18 веке Форма изложения прозаическая Форма изложения поэтическая Мораль в конце басни Мораль в начале басни Аллегория в изображении героев. Аллегория в изображении героев.
Кто не слыхал его живого слова, Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы встречались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. Памятник И.А. Крылову в Летнем саду Петербурга
Номер материала: ДБ-743436
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Утверждён порядок проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2021 году
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Треть россиян за полгода не прочли ни одной книги
Время чтения: 1 минута
На ПМЭФ-2021 презентовали программу стратегического академического лидерства вузов страны
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
IV. Сравнение басен Эзопа и И. А. Крылова.
1. Чтение учителем басни Эзопа «Ворон и лисица». (Пауза.)
2. Чтение учениками басни И. А. Крылова «Ворона и лисица».
Учитель. Что вы можете сказать об этих баснях? Какая басня вам понравилась и почему?
Дети высказывают свое мнение.
– Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.
Дети сравнивают, а учитель записывает на доске:
Эзоп | И. А. Крылов |
1. Сухое краткое изложение сюжета. 2. Прозаическое произведение. 3. Лисица говорит сухо, пере- числяются только факты. | 1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков. 2. Стихотворное произведение. 3. Очень выразительна и жива разговорная интонация. 4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее. |
Учитель. А теперь давайте прочитаем еще раз басню И. А. Крылова «Ворона и лисица» и поговорим об этой басне, которая по удивительному богатству словесных красок, оттенков, по выразительности живой разговорной интонации является подлинным чудом в русской литературе.
Чтение басни детьми.
3. Беседа по содержанию:
1) О ком эта басня? (О лисе и вороне.)
2) Как Крылов передает характер лисы? Проследите, что и как говорит о ее действиях. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, говорит сладко, чуть дыша.)
3) А как, по вашему мнению, надо читать разговор ее с вороной? Где нужно делать паузы? (Читать нужно негромко, ласково.)
4) Проследите, в каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны и почему? (Она сначала описывает шейку, глазки, перышки, носок, а потом говорит о ее голосе, чтобы Ворона открыла рот и выпал сыр. Она усыпляет ее бдительность.)
5) Почему слова Лиса и Ворона написаны с большой буквы? (Это не названия животных, а имена героев, ведь в басне под образами животных подразумеваются люди.)
6) Заметили ли вы какую-то особенность языка басен Крылова? (Да. Он использует чаще всего глаголы.) Почему? (Глаголы позволяют передать динамичность событий.)
7) А какой же смысл имеет мораль басни? (Чтение слов, в которых заключена мораль.) Почему же лесть гнусна, вредна?
Доказал ли это И. А. Крылов? (Да, доказал. Ворона поверила льстивым словам Лисы и была за это наказана.)
Давайте прочитаем басню по ролям.
V. Подведение итогов урока.
Ребята! Мне очень понравился наш урок. Мы с вами говорили, мыслили и рассуждали. Спасибо вам за интересный диалог.
в. ф. одоевский. «мороз иванович»
Цели: познакомить учащихся со сказкой; развивать наблюдательность.
Ход урока
Класс оформлен в виде зимнего леса. Сугробы снега, деревья стоят в снегу.
Звучит русская народная песня «Ой, ты, зимушка-зима».
Учитель. Ребята, пойдемте в зимний лес.
Под голубыми небесами
– Как красиво здесь! Какие деревья вы видите? Какой это лес? Почему?
Учитель. Посмотрите, чистой белой скатертью покрыта земля. На скатерти снегов охотники видят красивые узоры. Это – следы зверей и птиц. Охотники умеют читать эти узоры. Давайте тоже попробуем их прочесть.
– Вот ночью здесь прыгал зайчик. Рассмотрите его следы. Он обдирал кору осинок. А вот видны следы лисицы. Они похожи на красивую цепочку.
По краю опушки пробежали волки. А через широкую дорогу прошли лоси.
Много крупных и мелких зверей, а также птиц живет в тихом зимнем лесу.
– А это чьи следы? Куда они ведут? Что это виднеется вдалеке? Ледяная избушка. Давайте зайдем и узнаем, кто там живет.
Ребята. Здравствуйте, дедушка.
Мороз Иванович. Здравствуйте, ребята. Чтоб войти, вам нужно отгадать загадки. Они написаны на снежинках.
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица.
Вырос лес –
Пешком в него не войти,
На коне не въехать.
(Морозный узор на окне.)
Побелело за ночь всюду,
А у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез.
Там волшебный вырос лес.
Нароняли белого пуха.
На них белые колпачки:
Мороз Иванович. Молодцы, вы отгадали загадки. Заходите, гостями будете. Вы откуда?
Ребята. Мы ученики. класса, школы №. города. А вы кто?
Мороз Иванович. Что, не угадали? Я Мороз Иванович. Лес охраняю. Кто знает обо мне стихи?
Учащиеся рассказывают стихотворение Некрасова «Не ветер бушует над бором».
Мороз Иванович. Спасибо. А сейчас помогите старику: уберите в доме, приготовьте обед, взбейте перину.
Мороз Иванович. Какой стол накрыли! Садитесь, я вам расскажу одну историю.
Чтение сказки учащимися.
Мороз Иванович. Расскажите, какая Ленивица и какая Рукодельница. Почему их так назвали?
Давайте попробуем очистить воду, как Рукодельница.
Проведение опыта по очистке воды.
Мороз Иванович. А что еще необычного вы заметили? Что происходит в природе, когда взбивается моя перина? Для чего я зеленую травку держу под снегом?
Мороз Иванович. Какой подарок получила Рукодельница? Почему? А какой Ленивица? Почему?
А вы хотите получить подарки от меня? Вы молодцы, помогли мне. Уважьте старика, расскажите, какие вы знаете стихотворения о зиме.
Учащиеся рассказывают стихотворения: А. С. Пушкина «Опрятней модного паркета», «Зимнее утро», «Зимний вечер»; И. С. Никитина «Встреча зимы»; И. З. Сурикова «Детство», «Зима».
Мороз Иванович раздает подарки.
Мороз Иванович. Чтобы выйти из моей избушки, вы должны взять по снежинке и ответить на вопрос.
1) Кого у окошка считала Ленивица? (мух.)
2) Куда упало ведерко? (в колодец.)
4) С чем был пирожок? (с сахаром и изюмом.)
5) Чем вынимала Рукодельница пирожки? (лопаткой.)
6) Какие яблоки росли на дереве? (золотые.)
7) Что ел Мороз Иванович? (снежные комочки.)
Сколько дней попросил послужить Мороз Иванович Рукодельницу? (три.)
9) Из чего сделан дом Мороза Ивановича? (изо льда.)
10) Из чего перина Мороза Ивановича? (из снега.)
12) Какая вода в колодце? (студеная.)
13) Какое кушанье приготовил Мороз Иванович? (мороженое.)
14) Каких монет насыпал Мороз Иванович Рукодельнице? (серебряных пятачков.)
15) Какой подарок получила Ленивица? (серебряный слиток и бриллиант.)
16) Из чего был подарок Ленивицы? (из ртути.)
17) Что сыпалось с волос Мороза Ивановича, когда он тряс головой? (иней.)
18) Как Мороз Иванович называл свой колодец? (Студенец.)
19) Что подарил Мороз Иванович Рукодельнице закалывать косыночку? (Брильянтовую булавочку.)
20) Кто первый встретил Рукодельницу? (петух.)
В заключение ребята исполняют песню о зиме или прослушивают грамзапись.
в. п. катаев. «дудочка и кувшинчик»
Цели: познакомить учащихся с произведением В. П. Катаева; продолжить развивать кругозор; воспитывать трудолюбие и любовь к природе.
Ход урока
Учитель. Сегодня мы с вами пойдем в лес. Кто был в лесу? Что вам там больше всего понравилось? Каких птиц и животных вы видели? Как нужно вести себя в лесу? Какие правила поведения в лесу вы знаете?
3. Не разводить костер.
4. Не трогать детенышей животных.
5. Не разорять птичьих гнезд.
На доске – иллюстрации, позволяющие представить лесную поляну.
Учитель. Посмотрите, как красиво вокруг! Прислушайтесь. (Звучит музыка леса.) Ребята, посмотрите, кто это в траве? Небольшой старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперек шляпы сухая травинка. Это старик-боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми ягодами и грибами.
Старик-боровик. Кто такие? Зачем в лес пожаловали? Птичьи гнезда разорять? Ветви деревьев ломать?
Дети (хором). Что вы, дедушка!
Девочка. Мы любим лес и его обитателей.
Мальчик. Не будем мы трогать птичьи гнезда.
Девочка. Не будем мы листья с деревьев обрывать и ломать ветви.
Учитель. Мы пришли полюбоваться красотой леса. Посмотреть, кто живет в лесу, что растет. Что произошло нового, интересного.
Старик-боровик. Хорошо. Сейчас проверим, как вы любите и знаете лес и его обитателей. Отгадайте, что это за деревья?
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
У меня длинней иголки,
Очень прямо я расту
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
Старик-боровик. Молодцы, знаете деревья. Какое из этих деревьев живет дольше всех? О каком дереве сложена песня? Спойте ее.
Ребята исполняют русскую народную песню «Во поле березка стояла».
Старик-боровик. Хорошо поете. Молодцы. Посмотрите, ребята, на эти листочки деревьев. Это плохие ребята приходили в лес и оборвали листья, сломали ветки. Пришлось Михайло Ивановича на помощь звать, чтоб прогнать их. С каких деревьев они сорвали листья?
Девочка. А что, у вас и медведи есть?
Старик-боровик. В нашем лесу много животных и птиц. Назовите мне одного животного из двух букв, пять животных из четырех букв, двух из пяти букв и одного из семи букв.
![]() | (Еж, лиса, волк, енот, бобр, лось, белка, олень, медведь.) |
Д_ _ _л, к_ _ _ _ _а, с_ _ _ _ _ь, с_ _а, ф_ _ _н.
(дятел, кукушка, снегирь, сова, филин.)
Дети. Дедушка, а можно мы в твоем лесу соберем немного ягод и грибов?
На доске рисунки грибов.
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три – и вышел вон.
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду.
Нет грибов дружней, чем эти, –
Знают взрослые и дети, –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
Не спорю – не белый,
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту, –
– А этот будете рвать?
В красной шапке модной,
– Угадайте, что это за ягоды?
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее, поди-ка:
Куст в колючках, будто еж, –
Вот и назван. (ежевика).
Что за бусинка вот тут
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло!
Под мостом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.
Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
Старик-боровик. Как вы думаете, почему землянику так назвали? Сейчас время земляники. Идите собирайте ее.
Дети уходят. Возвращаются с ягодами. Одна девочка грустная, у нее нет ни одной ягодки.
Старик-боровик. Девочка, а почему ты без земляники?
Старик-боровик. В моем лесу ее так много, что не заметить невозможно. А как ты ее искала?
Девочка. Смотрела по сторонам. Нигде нет, одни зеленые листочки. Наверное, еще не поспела.
Старик-боровик. А ты под листочки заглядывала?
Девочка. Вот еще, руки пачкать да спину гнуть.
Старик-боровик. Да ты похожа на одну девочку Женю, которая тоже лентяйкой была.
Дети (хором). Дедушка, расскажи про Женю.
Старик-боровик. Ну, слушайте.
Девочка. Нет, я не такая, как Женя. Я просто. Я просто гуляла по лесу и не собирала ягоды. Я сейчас.
Убегает. Через некоторое время прибегает с горстью ягод.
Девочка. Посмотрите! Я тоже собрала землянику. Спасибо, дедушка, за землянику.
Старик-боровик. Почему Жене не понравился папин секрет сбора ягод? Почему она позавидовала маленькому Павлику? Какая была Женя? Как обидели Женю ягоды?
Девочка. А почему вы не дали Жене и дудочку, и кувшинчик?
Старик-боровик. А вы как думаете? Какими качествами необходимо обладать, чтоб собрать много ягод? Какой была Женя? Кто помог Жене исправиться? Почему она сказала папе, что ей кувшинчик помогал? Почему она про дудочку и про меня никому не сказала?
– А сейчас я проверю, какие вы внимательные.
Зачитайте, какие ягоды увидела Женя? Что произошло с лесом и его обитателями, когда дудочка играла все быстрее и быстрее?
Старик-боровик. И последняя небольшая викторина.
1. Каким растением вытерла Женя кувшин?
2. Где прятались ягоды?
3. Во что собирал землянику маленький Павлик?
4. На что села отдыхать Женя?
5. Что «делает» четвертая земляника?
6. Птенцы какой птицы выглянули из гнезда?
7. Какой характер у стрекозы?
8. Куда провалился старик-боровик?
Старик-боровик. Молодцы, ребята. Вы много знаете о лесе и его обитателях. Приходите еще. Скоро другие ягоды поспеют.
Дети. Обязательно придем. Спасибо вам за интересную историю.
с. я. маршак. «двенадцать месяцев»
( пьеса-сказка)
Цели: познакомить с произведением С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», определить основную идею сказки; продолжить знакомство со средствами выражения настроения в литературном произведении, музыке и живописи; продолжить работу по развитию речи; совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения; развивать память, внимание и творческие способности учащихся; воспитывать самостоятельность, интерес к литературному чтению и любовь к родной природе.
Оборудование: портрет С. Я. Маршака; книга «Двенадцать месяцев»; карточки-анаграммы; план урока в рисунках, выполненных на альбомных листах; подснежники, сделанные в технике оригами; небольшая корзиночка; записи музыкальных пьес «Баркаролла», «На тройке», «Апрель» из альбома П. И. Чайковского «Времена года»; репродукции картин с изображением летней, осенней, зимней, весенней природы; толковый словарь.
Источник
Тема: сравнительный анализ басен Эзопа « Ворон и Лисица » и И. А. Крылова « Ворона и Лисица »
специалист в области арт-терапии
Разработка урока литературного чтения
Тема: сравнительный анализ басен
Эзопа « Ворон и Лисица » и И. А. Крылова « Ворона и Лисица »
Цель : Повторить и закрепить материал, пройденный на прошлых уроках.
Провести сравнительный анализ двух басен, написанных на один сюжет, но в разное время.
пробуждать добрые чувства.
Универсальные учебные действия:
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
* формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
*овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным понятиям
Мотивы: чтобы быть более добрыми, честными, щедрыми.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: презентация к уроку, учебник литературное чтение 3 класс
Конспект урока – проекта:
1. Организационный момент . Минута вхождения в урок.
( эмоциональный настрой, звучит тихая музыка. Зажечь свечу.)
-Посмотрите на свечу и подумайте о чем-нибудь светлом. Пусть этот легкий, спокойный и таинственный огонь свечи очистит ваши души от бед, злобы, жадности, поможет всем нам сегодня обрести спокойствие и веру в себя и тех, кто рядом.
(слушают музыку, смотрят на свечу)
1. Актуализация изученных знаний.
2. Проблемная ситуация.
3. Определение темы и цели урока.
— Как вы думаете, почему мы именно так начали урок литературного чтения сегодня?
-Да, басни помогают нам правильно оценить поступки героев с позиций нравственности, а затем и самим поступать правильно в похожих ситуациях.
— А теперь, давайте вспомним, что мы знаем по этой теме.
Как называется основная часть басни? Вывод?
Кто первым сочинил басню?
Кого из баснописцев вы знаете?
Какие басни вы уже читали?
Чему они вас научили?
— Есть ли между баснями Эзопа и И. А. Крылова что-то общее?
-Мы изучаем тему «Басни», жанр литературы, который учит нас быть более добрыми, честными, трудолюбивыми.
Ответы учащихся, фронтальная работа с классом.
1. Беседа учителя с детьми.
2. Словарная работа :
Откройте учебники найдите басню Эзопа.
Чему посвящена первая часть басни?
Почему Ворон поверил лисице?
Кто главные герои басни?
Какого испытания не выдержал ворон?
— Что означают слова «лесть» и «льстить»?
— Применимы ли они в данном случае?
Что же лисица думала на самом деле о Вороне?
Найдите мораль басни, как вы ее понимаете?
— Кто не выдержал лести?
Кого осуждает басня?
Докажи свою точку зрения используя мораль басни?
— В какой форме написана басня Эзопа?
Чаще всего басни пишут в стихах. Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен И. А. Крылова.
И.А. Крылов. ( фотография)
-А что рассказал о лисице и вороне И.А. Крылов вы узнаете сейчас? (чтение учителем)
Понравилась ли вам басня? Поделитесь своими мыслями?
О чем ты задумался, прослушав эту басню?
Встретились ли вам непонятные слова?
Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов?
-Подберите близкие по значению слова к слову: взгромоздясь?
-А какую басню с похожим сюжетом мы уже читали, но другого автора?
-Как называются такие истории, которые путешествуют во времени?
Давайте сравним героев басни.
Чем похожи Ворон и Ворона?
Какую лису тебе легче представить?
В чем сходство этих двух басен?
Есть ли мораль в басне Крылова? Где же она?
Чем интересна мораль?
Какая басня вам понравилась больше и почему?
Что объединяет героев этих басен?
— Какой вы предлагаете сделать вывод?
(самостоятельная работа, чтение басни)
(повествования, прозаическая басня)
-Людей льстивых, тщеславных.
— ВЗОБРАЛАСЬ, ВЗЛЕТЕЛА, УСЕЛАСЬ, СЕЛА, ПРИСТРОИЛАСЬ
— Хитрая, льстивая, жадная.
«Хоть лесть гнусна, вредна,
всегда отыщет уголок»…
— Автор не отделяет себя от других людей, не становится судьей.
Ворон и ворона – глупые, доверчивые.
Лиса и Лисица хитрые, льстивые и жадные.
-Не нужно верить тем, кто тебе льстит и обманывает.
4. Работа в группах
(Сообщение заданий по группам)
2-я – чтение по ролям (инсценировка). И А. Крылова
3- работа с пословицами. (Прочитать пословицы и найти ту пословицу, которая больше всего отражает соединение басен).
Ласкатель- тот же злодей.
Больше верь своим очам, нежели чужим речам.
Терпение и труд всё перетрут
Лестью и душу вынимают.
4 – карточки с творческими заданиями: измените конец басни Эзопа
5. Проверка заданий в группе.
(слушание и корректировка ответов детей)
(слушание и корректировка ответов детей)
6. Работа в « картинной галерее».
Теперь заглянем в «картинную галерею»
Посмотрим иллюстрацию Валентина Серова к басне.
В. Серов- художник, к тому же, был, прекрасным рисовальщиком анималистом (анимал- в переводе с латинского животное). Особенность его графики точные реальные животные, с другой стороны- участники вымышленных нравоучительных басенных событий. ( иллюстрация в учебнике)
Сравните величину фигурок Вороны и лисицы?
Высоко ли сидит ворона?
Скажите, можно ли с такого расстояния рассмотреть, какие у Вороны «перышки», «носок»?
Почему, художник выбрал такую точку зрения? Выделите фрагмент с лисицей? Дайте название?
Выделите фрагмент с вороной? Как она выглядит?
7. Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия.
С каким писателем –баснописцем мы познакомились?
Чем отличаются басни Эзопа и Крылова?
Нужно ли изучать басни? Чему они учат?
Дифференцированное домашнее задание:
1группа: прочитать басню Крылова по ролям.
2 группа: инсценировка басни И. А. Крылова.
3 группа: придумать свою басню с аналогичным сюжетом и красиво ее оформить.
Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
Как вы оцениваете свою работу?
Послушайте стихотворение Михаила Исаковского посвященное И.А. Крылову.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творенья Крылова, мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни « Букварь» постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые «крыловские» слова.
(запись домашнего задания)
Данная разработка по разделу учебной программы способствовала более полному усвоению знаний учащимися по теме «Басни», расширению их кругозора, развитию общеучебных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий. Это можно проследить с помощью результатов проведенной диагностики в начале и в конце исследования. (см. приложение, диагностика)
12. Используемая литература:
Программа Литературное чтение 1- 4 класс Л. А. Ефросинина, Москва «Вентана-Граф», 2012 г.
Учебник «Литературное чтение» 2 класс, Л. А. Ефросинина, Москва, «Вентана-Граф», 2012 г.
Btl 78. ru > fam /8746 html Дмитриев Иван Иванович (баснописец).
Номер материала: ДБ-1043865
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Минпросвещения подготовило концепцию проекта цифрового профиля учащихся
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Треть россиян за полгода не прочли ни одной книги
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Ученые сделали мармеладки в форме белков, чтобы помочь слепым детям изучать химию
Время чтения: 2 минуты
МГУ вновь занял первое место в рейтинге лучших вузов России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник