Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 224-225
Смотрите также:
Ответы на вопросы учебника к рассказу И. Тургенева «Муму».
Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму». Против чего он направлен».
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите иллюстрации к рассказу в учебнике. Чем они интересны? Подготовьте и вы иллюстрацию или описание рисунка к рассказу.
В учебнике мы видим пять иллюстраций разных художников.
Первая — это картина Трутовского «Благодетельница». На ней показана типичная барыня в окружении приживалок. Мы видим, как они лебезят перед барыней.
Вторая — иллюстрация Боклевского. На ней показан дворник Герасим, у ног которого вьётся собачка. Эта иллюстрация интересна тем, как художник изобразил Герасима — высокого, могучего и серьёзного.
Третья — иллюстрация Пчелко. На ней показана встреча барыни и Муму. Она интересна изображением барыни, сухой властной старухи, которую окружили раскрывшие рты приживалки.
Четвёртая — иллюстрация Бойма. На ней показана сцена прощания Герасима в трактире. Она интересна трогательным печальным выражением лица Герасима.
Пятая и последняя иллюстрация — художника Табурина. На ней показан Герасим в лодке, готовый утопить Муму. Выражение его лица почти грозное, он испытывает необычайное душевное волнение.
Описание рисунка к рассказу «Муму»
Я бы хотела нарисовать тот самый момент, когда Герасим спас собачку из реки.
Он шёл вдоль берега и увидел возле берега маленькую собачонку, чёрную с белыми пятнами. Она беспомощно барахталась в воде, не имея сил выбраться на берег. Собачка была мокрая и жалкая.
Герасим протягивает к ней руки, а собачка доверчиво даёт себя взять.
Творческое задание
Почему Герасим ушёл в деревню? Что хотел сказать читателям Тургенев (выразить сочувствие, протест против своеволия помещиков, силу характера и чувство достоинства героя)? Подготовьте рассуждение на эту тему.
Рассуждение на тему «Почему Герасим ушёл в деревню», 5 класс
Герой рассказа Тургенева «Муму» дворник Герасим вырос в деревне. Он был крепостным и слово барыни для него всегда было законом. Он даже не мог представить себе, как можно ослушаться приказа барыни, пока не встретил Муму.
Герасим трогательно привязался к маленькой собачке, полюбил её всей своей богатырской крестьянской душой. И первое непослушание он проявил как раз из-за Муму. Барыня потребовала, чтобы собачки не было в доме, и тогда Герасим стал прятать её в своей каморке, зажимая ей пасть, чтобы Муму не лаяла.
Это уже был маленький подвиг, ведь Герасим ослушался барыню.
Но та не унималась и потребовала уничтожить собаку. Герасим пообещал это сделать сам и, простившись, утопил свою любовь.
В его сердце всё перевернулось. Он не смог оставаться в доме, в котором всё напоминало ему о Муму, и ушёл в деревню. Ушёл тайно, ничего никому не сказав.
Это был его маленький протест, маленький бунт, единственное проявление свободомыслия, на которое он отважился. Он шёл «с несокрушимой отвагой, с отчаянной и радостной решимостью», и в этих словах автора мы видим всю глубину чувств, которые переполняли Герасима.
Он не просто убежал, он почти освободился. А освободившись, ощутил радость и пьянящее чувство свободы. Он наконец-то ощутил себя человеком, достойным уважения, достойным иметь своё мнение и не бояться его высказывать.
Я считаю, что поступок Герасима был прежде всего протестом против своеволия помещиков. А осмелившись на протест, Герасим обрёл и чувство собственного достоинства.
Фонохрестоматия
1. Как актёр читает первые строки повести, рассказывающие о старом доме с покосившимися балконами и о судьбе её хозяйки? Что он хочет сказать о судьбе старой барыни? Соответствует ли музыка, сопровождающая чтение, характеру повествования?
Актёр читает эти строки спокойно, тихо, без сочувствия. Он просто рассказывает о старости, которая настигла барыню, о том, что она осталась одна, и доживала свои дни в скуке. Барыня не знала радости в жизни и поэтому не любила людей.
Эти строки сопровождает тихая, патриархальная, грустная мелодия. Она соответствует характеру повествования.
2. Как меняется интонация актёра, когда он рассказывает о Герасиме? Как актёр передаёт отношение автора к герою произведения?
Про Герасима актёр рассказывает доверительно, выделяя слова, которые передают отношение автора к герою.
3. Какие новые краски, тона находит чтец для того, чтобы передать нам душевное состояние Герасима, ухаживающего за щенком?
Герасим трогательно заботиться за щенком, и актёр передаёт это мягким голосом, почти нежным. Это относится и к заботам Герасима, и к описанию щенка. Говоря о смехе Герасима, актёр сам смеётся.
4. Каково отношение автора и актёра к приживалкам? Как это выражено в чтении актёра?
Автор жалеет приживалок, ведь они такие же подневольные люди, которые боятся рассердить барыню неудачным словом.
Актёр показывает, как робко приживалка мямлит в ответ на вопрос барыни о собаке, заикается. Они заискивают перед барыней и восклицают «Ах!»
7 декабря 2021 г. 14:52
В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности1 святого князя, значимости его цивилизационного выбора2, его военного таланта3, его личного благочестия4 и т.д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья доцента кафедры теологии МПГУ священника Георгия Харина, посвященная истории последних дней благоверного князя Александра Невского (№ 12, 2021, PDF-версия).
Безмерное желание принять ангельский образ
Итак, в 1262 году великий князь Александр Ярославич отправился к хану Берке.
В том же году пошел князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся.
Так пишет автор Новгородской первой летописи старшего извода. Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, которую ожидали после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки:
Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды той5.
Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» русских людей от участия во внутренней ордынской войне. Почти весь 1263 год — последний в своей жизни — князь Александр Ярославич провел в Орде, по-видимому, скитаясь вместе с ханом Берке по его многочисленным кочевьям. И только осенью — уже больным — князя отпустили наконец обратно на Русь. Однако до стольного Владимира Александру Ярославичу добраться было не суждено. Из Новгородской Первой летописи старшего извода:
В лето 6771 (1263). Пришел князь Александр осенью из Татар, весьма нездоров. И пришел на Городец, и принял пострижение в 14-й [день] месяца ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночью и преставился, и повезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И, собравшись, епископы и игумены с митрополитом Кириллом, и со всем иерейским чином, и с черноризцами, и со всеми суздальцами с честью погребли его в 23 [день] того же месяца, на святого Амфилохия, в пятницу. Дай, Господи милостивый, видеть лицо Твое в будущем веке ему, который потрудился за Новгород и за всю Русскую землю…6
Более подробно рассказывается о кончине благоверного князя в его Житии:
Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.
А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.
Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О, горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!
Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.
Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»
Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.
Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время! И так прославил Бог угодника Своего7.
Так сообщает о кончине князя его древнее Житие. Вот, собственно, и предмет нашего исследования:
Великий же князь Александр Ярославич, ревновав о Господе Боге своем крепко, оставив земное царство и желая Небесного Царствия, принял ангельский образ монашеского жития; еще сподобил его Бог больший чин восприяти — схиму…
К старости тоже постригусь
Принятие монашества — серьезный и ответственный шаг. Что подвигло великого князя на это решение? Понять это — почувствовать его эпоху. Кстати, в иные времена такой выбор едва ли бы был поощрен: Петр I даже запретил своим указом, продублированным синодальным распоряжением от 15 июня 1724 года, изображать Александра Невского в монашеском чине:
Святого благоверного великого князя Александра Невского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а только в одеждах великокняжеских8.
Очевидно, что это было вызвано желанием Петра I противопоставить новую столицу Санкт-Петербург старой, Москве. Главной святыней Москвы всегда оставалась Лавра преподобного Сергия с самим Радонежским чудотворцем. Во-первых, образ преподобного Сергия с его глубоким благочестием и ревностью ко спасению на духовной стезе совершенно не вязался с петровскими идеями всеобщей полезности, заимствованными у голландских мыслителей. Во-вторых, Лавра преподобного напоминала Петру о его мятежной юности и о его позорном бегстве под ее стены. Поэтому так нужна была «светская лавра» со «светским» святым — образа жизни не монашеского и подвига не церковного. Именно этим объясняется основание Александро-Невской лавры и перенос сюда из Владимира мощей святого князя, а также запрет на его изображение в иноческих одеждах.
Вернемся к вопросу монашеского пострига Александра Невского. Чем он вызван? Дань традиции или потребность души? Начнем с того, что, действительно, предсмертный постриг — традиция, на Руси в то время весьма распространенная. Этот обычай был заимствован из среды византийской аристократии. По меньшей мере 17 византийских императоров приняли постриг накануне своей смерти или же после своего свержения с престола (в последнем случае зачастую не по своей воле: Андроник II Палеолог, Иоанн VI Кантакузин, Исаак I Комнин, расстригшаяся и позднее снова постриженная Зоя, ее расстриженная сестра Феодора, Михаил VII Дука, Михаил I Рангаве, Роман I Лакапин, Феодосий III и другие).
Известно, что перед смертью принял постриг император Михаил IV Пафлагонский (1041), Мануил I Комнин — под именем Матфей (1180), Иоанн VII Палеолог — Иоасаф (1408), Мануил II Палеолог — Матфей (1425). Из женщин перед смертью, как известно, постриглись императрица Ирина (супруга Иоанна II Комнина) — Ксения (1134), невестка императора Анна Далассина9.
Существует достаточное количество исследований о развитии института монашества на Руси. Среди них особо стоит отметить коллективный труд Б.А. Успенского и Ф.Б. Успенского «Иноческие имена на Руси»10. Здесь интересующий нас вопрос рассмотрен подробно. Действительно, на Руси с раннего времени существовал обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины. Эта традиция бытовала в монастырях, и она становится предметом обсуждения в «Вопрошании Кирика». Кирик Новгородец спрашивал Нифонта, архиепископа Новгородского (1130-1156), хорошо ли ему было бы в старости принять великую схиму; Нифонт отвечал утвердительно:
А вот что я сказал владыке: я еще без схимы, но к старости тоже постригусь, может, тогда я стану лучше, но я плох и болен11.
Кирик также спрашивал Нифонта, может ли он, Кирик, не будучи схимником, постричь в схиму человека, которому грозит скорая кончина:
А вот опять же некий чернец покаялся у меня, можно ли будет вскоре постричь его в схиму? Или это не годится, постригать, будучи самому без схимы? Если ты мне повелишь, то было бы очень хорошо. Сказал: «Добро ты помыслил, чтобы, как сказал, к старости постричься в схиму. А для пострижения монахов — на то ты и священник, и постриги его в схиму. Священство есть превыше всего, на то и существует освящение». И я поклонился владыке челом12.
И на этот раз Нифонт отвечал утвердительно, ссылаясь на то, что Кирик является священником и тем самым имеет на это право.
От Бога данный тебе дар
В Киево-Печерском патерике рассказывается о Пимене Многострадальном, которого родители принесли в Печерский монастырь для исцеления; он хотел принять постриг, но родители на это не соглашались. Неожиданно его все же постригают в великую схиму, и он получает новое имя. Это описывается как чудо:
Когда же он изнемог так, что отчаялись за его жизнь, — принесли его в Печерский монастырь, чтобы исцелился он молитвами тех святых отцов или от их рук принял святой иноческий образ. Родители же Пимена, сердечно любя его, не оставляли детища своего и всех просили молиться за их сына, чтобы он исцелился от недуга. И много потрудились те преподобные отцы, но ничто не приносило пользы ему, ибо его молитва превозмогала все другие, а он просил себе не здоровья, а усиления болезни, так как боялся, что если он выздоровеет, то родители увезут его из монастыря, и не осуществится мечта его. Отец же и мать все время были с ним и не давали его постричь, и блаженный, опечалившись, стал прилежно молиться Богу, чтобы Он исполнил желание его.
И вот однажды ночью, когда все вокруг спали, вошли со свечами туда, где лежал Пимен, похожие на скопцов светлых, и несли они Евангелие, и рубаху, и мантию, и куколь, и все, что требуется для пострижения, и сказали ему: «Хочешь, чтобы мы постригли тебя?» Он же с радостью согласился, говоря: «Господь вас послал, повелители мои, исполнить желание сердца моего». И тотчас начали они спрашивать: «Зачем пришел, брат, припадая к этому святому жертвеннику и к святому братству этому? Желаешь ли сподобиться иноческого великого ангельского образа?» И все прочее исполнили по чину, как написано в уставе, потом в великий образ постригли его, и надели на него мантию и куколь, и все, что следует, отпевши, великого ангельского образа сподобили его, и, целовав его, дали ему имя Пимен, и, возжегши свечу, сказали: «Сорок дней и ночей эта свеча не угаснет». Свершив все это, они пошли в церковь, волосы же постриженного взяли с собой в платке и положили на гроб святого Феодосия13.
Иноки же, бывшие в кельях, слыша звуки пения, перебудили спавших вокруг, думая, что игумен с кем-то постригает Пимена или что тот уже скончался, и вошли все вместе в келью, где больной лежал, и нашли всех спящими: и отца, и мать, и рабов. И вместе с ними подошли к блаженному, и все ощутили благоухание, и увидели его веселым и радостным и облаченным в иноческую одежду. И спросили его: «Кто тебя постриг и что за пение мы слышали? Вот родители твои были с тобой и ничего этого не слыхали». И сказал им больной: «Я думаю, что это игумен, придя с братиею, постриг меня и дал мне имя — Пимен. Их пение и было то, что вы слышали, и про свечу они сказали, что она будет сорок дней и ночей гореть; взявши же мои волосы, они пошли в церковь». Услышав это от него, пошли и увидели, что церковь закрыта, и разбудили пономарей, и спросили их, не входил ли кто в церковь после вечерней молитвы? Они же отвечали, говоря, что никто не входил в нее и что ключи у эконома. Взяв ключи, пошли в церковь и увидели на гробе Феодосия в платке волосы Пимена, и рассказали обо всем игумену, и стали искать, кто постригал Пимена, и не нашли. И поняли все, что то был Промысл свыше, от Бога. И стали раздумывать о бывшем чуде, говоря: «Может ли оно засчитаться Пимену за уставное пострижение?» Но так как свидетельство имелось: церковь была заперта, а волосы оказались на гробе святого Феодосия, и свеча, которой хватило бы только на день, сорок дней и ночей непрестанно горела и не сгорала, то и не стали совершать над Пименом пострижения, сказав ему: «Достаточен для тебя, брат Пимен, от Бога данный тебе дар и нареченное тебе имя»14.
Этот отрывок из Патерика очень важен: он позволяет примерно представить, как происходило пострижение великого князя Александра на его смертном одре. Интересно также, что этот рассказ Патерика заканчивается весьма полезным поучением:
Из этого, братья, следует, кажется мне, вот что разуметь: если кто в болезни пострижется с верою, прося у Бога жизни, тот как в монашеском подвиге послужит ему; владеющий же жизнью и смертью Господь если и отведет его от мира, то, подобно работникам, нанятым в одиннадцатый час, признает его равным праведникам. Кто же говорит так: «Когда увидите меня умирающим, то постригите меня», — суетна того вера и пострижение15.
Обрести главное
Множество примеров из житийной литературы древнерусского периода свидетельствуют о том, что монахи Древней Руси стремились принять схиму перед кончиной. Со временем и миряне начинают принимать великую схиму — первоначально, возможно, подражая монахам.
Со второй половины ХІІ века пострижение перед смертью в великую схиму получает распространение в княжеской среде16, в дальнейшем то же продолжают делать и цари, вплоть до Романовых (у последних, по-видимому, такой родовой традиции не было). Если смерть приходила преждевременно, то иногда — в исключительных случаях — постригали и после смерти, как это случилось с Иваном Грозным и как, по-видимому, могло случиться с Василием ІІІ; это свидетельствует об устойчивости данного обычая17.
В Древней Руси мы знаем даже случай коллективного предсмертного пострига. В 1238 году, когда татары захватили Владимир-на-Клязьме, князь Всеволод Юрьевич с матерью, своими людьми и владыкой Митрофаном внидоша въ святую Богородицю и истригошася вси въ образъ чрънечьскии и въ скыму18.
Великая схима, таким образом, символизирует готовность к смерти.
Обычай предсмертного пострижения связан с представлением о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от всех предшествующих грехов. Этот мотив находит отражение в «Сказании о Мамаевом побоище»: по благословению преподобного Сергия Радонежского братья-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослабя, отправляясь на смертный бой, принимают схиму19. К пострижению в схиму, таким образом, стали относиться как к таинству.
Такое отношение к монашескому постригу связано с особым влиянием на древнерусскую Церковь преподобного Симеона Нового Богослова. Эпоха Симеона Нового Богослова, Х век, — это эпоха монашеского ренессанса. Преподобный Симеон, не колеблясь, называет своих монахов, в том числе и не имеющих сана, «народом Христа, священным стадом, царским священством»20. Видимо, потому на Руси, которая именно в это время усваивает христианство, взгляд на монашество как на единственно верный путь к спасению стал весьма распространенным. В своем послании Поликарпу епископ Симон, например, заявляет:
Аз бых рад оставить свою епископию… Пред Богом тебе молвлю: всю сию славу и власть яко калъ мнел быхъ, аще бы ми трескою тчати за вороты, или сметием валятися в Печерком манастыри и попираему быти человеком…21
В древнерусской житийной литературе можно найти множество примеров, иллюстрирующих мысль об особом значении монашества22. Видимо, этим обстоятельством объясняется и то громадное влияние, которое монастыри оказывали на древнерусское общество, и то благоговение, которое это общество имело к монашеству вообще и к постригу в частности.
Стало быть, принимая монашеский постриг перед самой кончиной, святой благоверный князь Александр, с одной стороны, следовал благочестивому обычаю своего времени, а с другой — через это пострижение он стремился обрести главное, что составляло весь смысл его земного пути, — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.
Священник Георгий Харин
1 См., напр.: Гарин Е.-Н. Выбор Александра Невского как основа приоритетов политики российского государства // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 10. С. 28-30; Голубев А. Ю. Александр Невский как великий политический и военный деятель Руси // Военная мысль. 2018. № 10. С. 102-109; Данилевский И.Н. Александр Невский и Тевтонский орден / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2011. № 3-4. С. 105-111; Фомина К. Значение «Ледового побоища» в истории России // От Александра Невского до наших дней: уроки истории: Материалы VIII Международных Александро-Невских чтений. Псков: Гос. ун-т, 2017. С. 109-110.
2 См., напр.: Данилевский И.Н. Указ. соч. С. 105-111; Жеребкин М.В. Исторический выбор Александра Невского // Наука, образование и культура. 2017. № 3 (18). С. 13-19; Олейник И.А. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде // Педагогический поиск. 2018. № 5. С. 31-33; Рыбаков С.В. Стратегический выбор Александра Невского // Мир Евразии. 2013. № 4 (23). С. 50-54.
3 См., напр.: Бахтин А.П. Ледовое побоище: о построении «свиньей» или «острой колонной» / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2015. № 2 / 3. С. 63-86; Голубев А.- Ю. Указ. соч. С. 102-109;Конявская Е.Л. Образ Александра Невского в русских летописях / Текст: электронный // URL: http://www.drevnyaya.ru / vyp / 2009_2 / part6.pdf; Кривошеев Ю. В. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Лашкова О. Князь Александр Невский: герой средневековой Руси // История. 2017. № 3 / 4. С. 42-49; Свердлов М.Б. Александр Невский — гений стратегии и тактики // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2017. № 3 (15). С. 7-31; Фомина К. Указ. соч. С. 109-110.
4 См., напр.: Алексеев С. Александр Невский: жизнь, ставшая житием // Родина. 2013. № 8. С. 2-5; Богданов А.П. Нравственный выбор Александра Невского // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 7. С. 3-11; Долгов В.В. Биография Александра Невского в зеркале «исторического нарратива» // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. № 5. С. 190-212; Он же. Родители Александра Невского в отечественной историографии и генеалогии // Вестник Удмуртского университета. (История и филология). Т. 30. 2020. № 1. С. 88-94; Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Личность Александра Невского сквозь многовековую мифологию // Studia Humanitatis. 2014. № 3. С. 1; Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Менщиков И.С. Роль образа Александра Невского в воспитании национальной идентичности // Историко-педагогические чтения. 2018. № 22. С. 124-131.
5 Летописи / Текст: электронный // Библиотекарь.Ру: URL: http://www.bibliotekar.ru / rus / 96.htm.
6 Там же.
7 Житие Александра Невского // Древняя русская литература: хрестоматия / составитель Н. И. Прокофьев. М., 1980. С. 118-123.
8 Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4. № 1318.
9 Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.
10 Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2017.
11 РИБ. VI. № 2. Стлб 25. Вопрос 6. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 213.
12 РИБ. VI. № 2. Стлб 25-26. Вопрос 8. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч.
13 Феодосий Печерский выступает здесь как восприемник или поручитель новопостриженного монаха. В Синайском евхологии в чине пострижения в великую схиму восприемник именуется «подъемлющим власы» (Л. 82-83об., 87). См. подробнее: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 89, примеч. 33.
14 Киево-Печерский Патерик. Т. 4: XII век / подгот. текста Л.А. Ольшевской, пер. Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 1997.
15 Там же.
16 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 2. М., 1904.
17 См.: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 211.
18 Полное собрание русских летописей. Т. ІІІ. М., 2000. С. 287.
19 Сказание о Мамаевом побоище.
20 Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 126.
21 Киево-Печерский патерик // РНБ. Ф. 893. (Собр. Ю.А. Яворского). № 9. Л. 18 об.
22 См. об этом: Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 143; Иларион (Алфеев), игум. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С. 608; Концевич И.Н. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1993. С. 38.
«Церковный вестник»/Патриархия.ru
Государственное
образовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 549 c углубленным изучением английского языка
Красносельского
района Санкт – Петербурга
Конспект
урока по окружающему миру в 4 классе.
Учитель: Попова Н. Н.
Тема: «Из книжной сокровищницы Древней Руси»
Цели:
·
сформировать представление о возникновении
славянской азбуки, появлении письменности на Руси;
·
развивать умение делать выводы, обобщать;
·
воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: мультимедиа, карточки.
Ход урока.
I.
Организационный момент.
II.
Проверка домашнего задания.
А)
фронтальный опрос.
Тема
прошлого урока была «Страна городов». Объясните, что это значит (западные
соседи называли Древнюю Русь страной городов).
Почему,
как вы думаете? (в Древней Руси было много хорошо укрепленных и красивых
городов)
Что
было общего у городов? (центр древнего русского города был обычно укреплен и
назывался Кремлем. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати,
возвышалась главная городская церковь. За пределами Кремля жили ремесленники,
торговцы).
Б)
работа с карточками.
Назовите
два города Древней Руси, славящиеся своей красотой и величием. (Киев, Великий
Новгород)
—
Я раздала вам карточки с опорными словами для рассказа о каждом из этих городов.
Какие слова подойдут к рассказу о
Киеве?
Новгороде?
Киев | Софийский собор |
Стольный град великих князей | Кремль |
Днепр | Волхов |
Софийский собор | Ильмень-озеро |
Князь Ярослав Мудрый | Посадники |
Золотые ворота | Вече |
Кремль | Деревянные мостовые Берестяные грамоты |
Пересказ по плану.
III.
Изучение нового материала.
А)
Объявление темы и целей урока.
Итак,
мы узнали, что в Новгороде были найдены берестяные грамоты. Люди умели читать и
писать. И сегодня на уроке мы подробно поговорим о возникновении славянской
азбуки, о старинных книгах, проведем исследовательскую работу.
Б)
Презентация.
1 слайд. Памятник Кириллу и Мефодию.
В 1992 году в России впервые праздновался День
славянской письменности и культуры. В Москве был открыт удивительный памятник.
У его подножия была установлена неугасимая лампада – знак вечной памяти.
— Подумайте, кто эти люди, чем они занимались?
(Это монахи Кирилл и Мефодий).
— Почему их имена увековечены в памяти
человеческой? (Изобрели азбуку).
Два брата Кирилл и Мефодий жили в IX веке и изобрели азбуку, которую назвали кириллицей. Почему?
2 слайд. Азбука.
Вот эта азбука. Измененным вариантом мы
пользуемся до сих пор. Какие буквы похожи на те, которыми мы пишем сейчас? Как
они назывались? Каких букв не встретишь теперь?
3 слайд. Рисунок из летописи.
В Древней Руси создавались летописи. Кто
скажет, что такое летопись? (записи о важных событиях из года в год, из лето в
лето). Как звали людей, писавших летописи?
Сначала записи были очень краткими. Если
ничего не происходило, то писали «В лето… не быть ничего» или «В лето … бысть
тишина».
На уроках литературного чтения мы читали
отрывки из летописей.
Посмотрите на рисунок из летописи. Как вы
думаете, о чем она повествует? Что мы узнаем из нее? (Как князь Олег ходил на
Царьград, какую получил дань).
Отрывок из летописи читает ученик.
4 слайд. Олег прибивает свой щит на ворота
Царьграда.
Что это за событие? Это рисунок из современной
книги? Чем отличаются эти рисунки? (Изображения людей более примитивны, мало
красок, один рисунок печатали, а другой сразу рисовали).
5 слайд. Васнецов. «Олег прощается со своим
конем».
6 слайд. Сергий Радонежский.
Писались не только летописи, но и жития. Житие
какого святого мы читали? (Сергия Радонежского). На уроках окружающего мира мы
еще будем говорить об этом человеке.
7 слайд. «Повесть временных лет».
Перед вами самая знаменитая летопись.
Посмотрите на нее, что говорит о том, что она относится к Древней Руси? Как она
называется, узнаете сами. Возьмите конверты, достаньте и прочитайте отрывок из
нее (отрывок читает вслух ученик).
8 слайд. Нестор-летописец
Нестор написал летопись в начале XII века.
Кем он был? Подумайте, вспомните, кто изобрел
азбуку. (монахи, летописи писались в монастырях, очень образованными людьми).
9 слайд. Пергамент.
На чем мы пишем сейчас? На чем писали в
Новгороде? (берестяные грамоты). Как вы думаете, на чем писали летописи?
Пергамент – материал из телячьей кожи. Стоил
он очень дорого. Ненужные записи соскабливали и вновь писали на очищенном
листе.
10-11 слайды. Старинная книга.
Перед вами старинная книга. Рассмотрите ее.
Чем писали? (пером и чернилами). Какие краски использовали?
Киноварь – краска оранжево-красного цвета.
Охра – краска желтого цвета.
Каждая глава и отдельная страница начинались и
заканчивались рисунками, заставками и концовками.
Как выделялась начальная буква? (красным
цветом).
Как вы думаете, какое выражение из тех времен
мы используем на уроке русского языка? (красная строка).
12-13 слайды. Обложки старинных книг.
Сравните современную книгу и старинную. В чём
различие?
IV.
Закрепление.
А)
самостоятельная работа. Тетрадь, стр. 18-19, №2, учебник, стр.55-56, стр.20
Кириллица
– это не первый алфавит, придуманный Кириллом и Мефодием. Первый оказался очень
неудобным для чтения.
Вам
нужно разгадать слова. Затем вписать первую букву каждого слова в квадратики и
вы узнаете название этого алфавита.
Где
вы будете искать ответы? (в учебнике на странице 55-56).
Здесь
есть вопросы, которые относятся к книгопечатанию. Когда и где оно появилось? (В
эпоху Средневековья в Европе). Кто изобрел книгопечатание? (Гутенберг).
Как
назывались буквы в типографском наборе? Если что-то забыли, то вернитесь
назад(страница 20 в учебнике).
I
В – 1, 2, 3
II
В – 4, 5, 6
III В – 7, 8, 9
Б)
проверка самостоятельной работы.
Какое
слово получилось? (глаголица).
Откуда
могло появиться такое название? (глаголить — говорить).
V.
Итог урока.
Тест
(см. презентацию).
Записать
на листочках только номера вопросов и букву выбранного ответа.
Взаимопроверка.
5
– нет ошибок.
4
– 1 ошибка.
VI.
Домашнее задание.
Учебник,
стр. 55 – 56; рабочая тетрадь, с.19,№3.
С 6 по 19 января в стране идут рождественские, святочные гадания. В это время девушки могут заглянуть в свое будущее, погадать на суженого и узнать свою судьбу.
Святками называются две недели зимних праздников, от Рождественского сочельника, приходящегося на 6 января, до Крещения, празднуемого 19 января. Гадания на Рождество по праву считаются наиболее правдивыми. Своими корнями святочные гадания уходят во времена языческой Руси. Именно гаданиям во время зимнего солнцестояния (а это и есть период святок) придавалось особое значение в языческие времена. Считалось, что именно в эти дни потусторонние силы были наиболее активны, а границы между мирами более тонки, что и способствовало более правдивому результату новогодних, рождественских и святочных гаданий.
С приходом христианства на Русь, святочные гадания не только сохранились, но и приобрели более мистический смысл, и хотя церковь пыталась бороться с суеверием и гаданиями, они бережно передавались из поколения в поколения, и дошли до наших дней в мало измененном виде.
Способов рождественских гаданий на Руси было придумано огромное множество, но основная тема всех святочных гаданий, – это гадание на суженого (жениха). Это и понятно, ведь в стародавние времена, судьба девушки целиком зависела от того, насколько удачно она выйдет замуж.
Бытует мнение, что нечисть в период Святок слабеет, поэтому ворожба становится не таким страшным грехом, как в обычные дни. Особо точными предсказания бывают в так называемые “вещие” вечера – 13 января (Васильев вечер) и 18 января (Крещенский Сочельник).
Способы гадания. Как узнавали свою судьбу на Руси
Гадание с зеркалами
Это хорошо известное из литературы гадание и сейчас пользуется популярностью у смелых девушек.
Зеркалам в старину приписывались магические свойства. Обычай закрывать зеркала, если в доме есть покойник, тоже отражает это отношение наших предков к магии зеркал.
Гадание проводится в пустой и тихой комнате. Не должно быть никого и никаких звуков. Гадающая девушка должна распустить волосы и полностью сосредоточиться. Она должна сидеть в темноте возле двух противоположно поставленных зеркал. На картине Новикова показано это положение девушки. В полночь девушка зажигает две свечи, расставленные по бокам от зеркал, и произносит: «Суженый мой, ряженый, покажись мне» и начинает вглядываться в галерею отражений, надеясь увидеть своего жениха. Сидеть перед зеркалами можно долго, а можно увидеть суженого сразу.
Гадание в новом доме
Гадать можно только в том доме, где Вы ночуете в первый раз. Только тогда гадание считается верным. Перед сном следует перекреститься три раза и лечь спать со словами: «Сплю на новом месте, приснись жених невесте». Тот мужчина, который Вам приснится и будет Вашим женихом.
Гадание на соломе
Гадать на соломе интереснее всего, когда присутствует много людей. Ровно в полночь соберитесь в одной комнате, зажгите свечку и начинайте гадать. Чтобы узнать имя своего суженого, положите на стол солому, сбитую в ком, поставьте на этот ком сковородку, на сковородку положите камень и налейте немного воды. Затем каждая из девушек должна потихоньку вытягивать по соломинке и по звукам, производимым камнем при колебании на сковороде, должно слышаться имя суженого. Во время гадания в комнате должна быть абсолютная тишина.
Гадание (со сжиганием нити) на быстроту и очередность выхода замуж
Простое и наглядное гадание, пользующееся популярностью и в наше время. Оно заключается в том, что девушки отрезают нити одинаковой длины (лучше брать более толстые нитки) и поджигают их одновременно. Нитки нужно держать за один конец, другой – опущенный вниз и нужно поджечь. У кого вперед догорит нитка, тот первый окажется замужем. Очередность сгорания ниток в руках девушек покажет очередность их выхода замуж. Если у кого-то нитка потухла сразу или нить сгорела меньше чем на половину, то замуж эта девушка не выйдет.
Гадание (с кольцом или иглой) на пол будущего ребенка
С кольцом или иглой проделывают определенные действия: кольцо опускают в стакан с водой, иглой протыкают шерстяную ткань, затем, подвешенное на волоске или нитке, медленно опускают возле руки того, на кого гадают. Если предмет (кольцо, игла) начнет совершать круговые движения — родится девочка (реже – мальчик), если маятникообразные – мальчик (реже – девочка), если предмет не движется – детей не будет.
Гадание (с выбором предмета) на «качество» жизни
В мешок, чашку или валенок прячутся предметы, затем девушки выбирают свой валенок или мешок. Выбор предмета символизирует жизнь в наступающем году: зола – плохая жизнь, сахар – сладкая жизнь, кольцо – выход замуж, луковица – к слезам, рюмка – пьянство, золотое кольцо – богатая жизнь и т.п., можно придумывать и дорабатывать гадание своими вариантами.
Гадание с петухом на суженого
Берется несколько тарелок или мисок, в одну тарелку насыпается зерно (или кладутся деньги), в другую наливается вода, рядом кладется зеркало, иногда приносится курица. Петух, подошедший к зеркалу, символизирует красоту и нежность будущего жениха, подошедший к зерну или деньгам – его богатство, к воде – склонность к пьянству, если петух подходит к курице, значит, жених будет «бабником».
Горящая бумага. Гадание о судьбе по теням
Этот вид гадания в силу своей простоты и наглядности весьма распространен в современной девичьей среде. Девушка поджигает смятый её рукой бумажный лист, а затем рассматривает тень от сгорающей бумаги на стену – это первый этап гадания, даже на этом этапе могут возникнуть вполне ясные образы.
Каждый берет чистый лист бумаги, комкает его, кладет на блюдо или на большую плоскую тарелку и поджигает. Когда лист сгорит или почти сгорит, с помощью свечи делается его отображение на стену – это второй и главный этап. Внимательно рассматривая тени пытаются узнать свое будущее по образам теней.
Гадание с кольцом на вызывание образа будущего жениха
Взять обыкновенный стакан с гладкими стенками, ровным дном и без рисунка, налить в него воду на 3/4 объема и осторожно опустить на середину дна обручальное кольцо. Кольцо должно быть предварительно помыто в проточной воде, чтобы оно не несло на себе информацию своего владельца. Пристально вглядываясь в самый центр кольца, приговаривая слова: «Суженый мой, ряженый приди ко мне» можно увидеть суженого. Чтобы его разглядеть, смотреть в кольцо возможно придется довольно долго.
Гадание на родственников
Ходят смотреть в окна соседей во время ужина. Если увидят головы сидящих за столом, то предвещают себе, что будущие родственники все будут живы; если же не увидят голов, то с родственниками должно произойти несчастье.
На луковицах
Берут несколько луковиц и помечают каждую из них. Эти луковицы сажают в землю: чья раньше даст росток, та девушка и выйдет замуж вперед других.
По кольцу
В обыкновенный стеклянный стакан с ровным дном, без всяких рисунков наливают на 3/4 воды и осторожно опускают на середину дна обручальное кольцо. Затем смотрят сквозь воду в середину кольца, где должно появиться изображение суженого.
Бросаете кольцо на пол. Если оно катится к дверям, значит, девушке скоро замуж, а мужчине – в командировку. Можно трактовать как уход из дому.
Оклик прохожих
Выходите в полночь на улицу и спрашиваете имя у первого встречного. Именно так будут звать Вашего суженого, точно так он будет красив и богат.
Подслушивание
Забираетесь под окно соседей и, естественно, слушаете. Если у них выяснение отношений с битьем посуды, можно ждать «веселого» года. Если в доме тишина – и у Вас год будет гармоничным. В зависимости от происходящего в доме соседей в момент подслушивания, и у Вас будет складываться наступающий год.
Гадание с кошкой
Загадайте желание, позовите Вашу кошку. Если она переступит порог комнаты левой лапой, желание сбудется. Если правой – не суждено.
Гадание по книге
Лучше всего взять книгу духовного содержания, можно, например, «Библию», не раскрывая ее, загадать номер страницы и строки сверху или снизу, затем раскрыть ее и читать в загаданном месте. Толкуют прочитанное сообразно тому, что самого гадающего интересует больше всего.
Гадание на суженого “мостик”
В одну из святочных ночей перед сном налейте в чашку воды. У веника оторвите несколько прутьев. Из них соорудите над жидкостью мостик, и со словами:
“Кто мой суженый, кто мой ряженый, пусть переведет меня через мост!”
Поставьте емкость под кровать у изголовья, ложитесь спать. Во сне вы увидите своего будущего мужа. Он будет стоять в свадебном наряде на мосту. Если Вам суждено в ближайшие пару лет выйти замуж, то приснившийся юноша переведет Вас по переправному сооружению.
Как видите, святочные гадания могут стать не просто веселым времяпрепровождением на праздники, а и способом, помогающим пролить свет на грядущие события в вашей жизни.
Воск и вода
Приготовьте свечу, спички и чашку с водой. Зажгите свечу и дождитесь, когда воск растает, нужно примерно со столовую ложку жидкого воска. Затем вылейте его или выкапайте в воду, пытаясь образовать кляксу. Когда воск застынет в воде, смотрите на него и пытайтесь расшифровать.
Цветок – к свадьбе или встрече с любимым; крест – беды и проблемы со здоровьем; зверь – рядом появится плохой человек; воск потек полосами – дальняя дорога или переезд; звезды – карьерный рост; лист дерева – к финансовому благополучию; яйцо – вы созрели для нового этапа в жизни; человеческие очертания – встретите настоящего друга; гора – на пути к цели возникнут препятствия; рыба – к беременности или новым знакомствам; мешок – подарок или неожиданная прибыль; отдельные восковые капели – к достатку.
Источник:Подробнее ➤