Конспект открытого урока по программе ПНШ
Учителя начальных классов Дубровской Натальи Юрьевны
Тема: Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель урока: найти сходство сказки А.С.Пушкина и народных сказок, поговорить о главных героях сказки.
Задачи урока:
- Проанализировать сюжетную линию
- Выделить отличительные особенности сказки (волшебство, помощники, повторы, магическое число)
- Дать характеристику старухи и проследить, как изменяется эмоциональная окраска повторов
- Ответить на главный вопрос: Почему рыбка в конце сказки не исполнила желание старухи? Что этим нам хотел сказать автор?
Оборудование:
портрет А. С. Пушкина, пословицы, шаблоны золотых рыбок для викторины ,карточки с заданиями, выставка книг со сказками А. С. Пушкина, русские народные сказки, проектор, кадры из мультфильма, учебник Н.А.Чуракова Литературное чтение 2 класс (часть1)
Ход урока:
1. Объявление темы урока.
— А.С. Пушкин говорил «Что за прелесть эти сказки»… А любите ли вы читать сказки? Почему? (рассуждения )
— Какие сказки А.С.Пушкина вам известны? («Сказка о попе и работнике Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне…», «Сказка о рыбаке и рыбке» — и показываются книги)
— Сегодня на уроке мы будем исследовать «Сказку о рыбаке и рыбке», проследим за сюжетом, попробуем найти сходство сказки А.С.Пушкина и народных сказок, поговорим о главных героях сказки.
2. Подготовка к разбору сказки.
— Вы уже познакомились со сказкой. Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру-викторину
Все ученики делятся на 4 команды по 5-6 человек в группе . По очереди представитель каждой группы «ловит» с доски золотую рыбку и отвечают на вопрос, читая его на обороте. За правильный ответ – забирают рыбку. Подсчет рыб.
- Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)
- Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и 3 года)
- С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)
- С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)
- Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)
- Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)
- В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)
- Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)
- Что держит стража царицы на плечах? (топорики)
- Что ела за столом старуха-царица? (пряник)
- Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)
- Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)
- Где в итоге, хотела жить старуха? (Окияне моря)
— Давайте, теперь посмотрим какие книг принесли Вы. Ребята показывают русские народные сказки. Кратко рассказывают сюжет, если кто-то забыл.
— Подумайте и скажите, что у них в сюжете общего?
В процессе обсуждения открываются на доске записи: волшебство (1команда), волшебный помощник (2команда), повторение сюжета (3команда), магическое число (4команда ). Каждая команда заполняет свою часть таблицы.
3. Разбор сюжета.
— Есть ли в сказке Пушкина волшебство или волшебный помощник? (да, это золотая рыбка и всё, что она делает).
— В чём её особенности? (рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания)
— Чтобы выяснить, есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина, перечитаем ещё раз части сказки, выделенные цветом.
— Чем они похожи? (во всех идёт разговор старика и рыбки)
— Чем отличаются? (меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря) Работа с таблицей по группам. Каждая группа заполняет таблицу.
— Проследим за этими изменениями.
Желания старухи | Отношение к старику | Настроение моря |
— Как происходит смена состояния моря? (в худшую сторону)
— Почему? (рассуждения учеников)
— Какой цвет вы выбрали бы для каждой части? Почему? (рассуждения учеников)
— Как просит старуха?
— А меняется ли манера поведения старика возле моря? (нет, «молвит ласковое слово, с поклоном»)
— Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (рассуждения детей)
— Как вы думаете, какие из предложенных качеств присущи старухе, а какие старику? Почему?
Каждой группе выдается набор слов и таблица для заполнения.
На доске проектор высвечивает запись:
ум жадность злость глупость щедрость
доброта честность гордыня смелость
упрямство надёжность настойчивость
(Сопоставление качеств старика и старухи. Вывод ).
— Существует ли повторение сюжета в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (да, но постоянно меняется эмоциональная окраска)
— Какие магические числа присутствуют в сказке Пушкина? (30 лет и 3 года, 3 раза закинул невод)
4. Подведение итогов.
— Сделаем вывод: есть ли сходство у сказки Пушкина с народными сказками? (да)
— В чем сходство? (ответы групп)
— Какая есть другая русская народная сказка, где рыбка исполняет желания? («По щучьему веленью, по моему хотенью».) Какой итог этой сказки?
— Прочитайте, пословицы. Что не так? Измените, чтобы появился смысл. Объясните. Какая из этих пословиц подходит? (задание на карточки, обсуждение в команде)
Без труда не вытащишь золотую рыбку из пруда.
Не всё то золотая рыбка, что блестит.
Мала золотая рыбка, да дорогая.
— Почему в конце сказки рыбка не стала помогать, а просто молча уплыла? Что этим нам хотел сказать автор?
Рефлексия
— А вы бы в такой же ситуации отпустили бы рыбку или загадали желания? Если отпустили бы, то почему? Предлагается каждому ученику взять шаблон рыбки и написать своё желание. Кто хочет может прочитать.
Кто из нас с детства не знаком со «Сказкой о рыбаке и рыбке»? Кому-то читали ее в детстве, кто-то впервые познакомился с ней, увидев на телеэкране мультфильм. Сюжет произведения, несомненно, знаком каждому. Но вот о том, как и когда была написана эта сказка, знают не многие. Именно о создании, истоках и персонажах этого произведения мы поговорим в нашей статье. А также рассмотрим современные переделки сказки.
Кто написал сказку про золотую рыбку и когда?
Сказка была написана великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным в селе Болдино 14 октября 1833 года. Этот период в творчестве писателя принято называть второй Болдинской осенью. Впервые опубликовано произведение было в 1835 году на страницах журнала «Библиотека для чтения». В это же время Пушкин создал еще одно знаменитое произведение – «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».
История создания
Еще в раннем действе А. С. Пушкин начал интересоваться народным творчеством. Сказки, услышанные им еще в колыбели от любимой нянюшки, сохранились в его памяти на всю жизни. Кроме того, позднее, уже в 20-е годы 19-го века, поэт занимался изучением народного фольклора в селе Михайловском. Именно тогда у него стали появляться задумки будущих сказок.
Однако непосредственно к народным сюжетам Пушкин обратился только в 30-е годы. Он начал пробовать себя в создании сказок. Одной из них стала и сказка про золотую рыбку. В этом произведении поэт пытался показать народность русской литературы.
Для кого писал сказки А. С. Пушкин?
Пушкин писал сказки в наивысший расцвет своего творчества. И изначально они не были предназначены для детей, хотя сразу же вошли в круг их чтения. Сказка про золотую рыбку – не просто развлечение для детей с моралью в конце. Это в первую очередь образец творчества, традиций и верований русского народа.
Тем не менее сам сюжет сказки не является точным пересказыванием народных произведений. На самом деле немногое именно из русского фольклора нашло отражение в ней. Многие исследователи утверждают, что большая часть сказок поэта, в том числе и сказка про золотую рыбку (текст произведения это подтверждает), была заимствована из немецких сказок, собранных братьями Гримм.
Пушкин выбирал понравившийся сюжет, переделывал его по своему усмотрению и облекал его в стихотворную форму, не заботясь о том, насколько подлинными будут истории. Однако поэту удалось передать если не сюжет, то дух и характер русского народа.
Образы главных героев
Сказка про золотую рыбку не богата персонажами – их всего трое, однако и этого достаточно для увлекательного и поучительного сюжета.
Образы старика и старухи диаметрально противоположны, а их взгляды на жизнь совершенно разные. Они оба бедны, но отражают разные стороны бедности. Так, старик всегда бескорыстен и готов помочь в беде, потому что сам не раз бывал в таком же положении и знает, что такое горе. Он добр и спокоен, даже когда ему выпала удача, он не пользуется предложением рыбки, а просто отпускает ее на свободу.
Старуха, несмотря на то же социальное положение, высокомерна, жестока и жадна. Она помыкает стариком, изводит его, постоянно бранит и вечно всем недовольна. За это она и будет наказана в конце сказки, оставшись с разбитым корытом.
Однако и старик не получает никакого вознаграждения, потому что неспособен противиться воле старухи. За свою покорность он не заслужил лучшей жизни. Здесь Пушкин описывает одну из основных черт русского народа – долготерпение. Именно оно не позволяет жить лучше и спокойнее.
Образ рыбки невероятно поэтичен и пропитан народной мудростью. Она выступает в качестве высшей силы, которая до поры до времени готова исполнять желания. Однако и ее терпение не безгранично.
Краткое содержание
Сказка про старика и золотую рыбку начинается с описания синего моря, у берега которого в землянке уже 33 года живут старик со старухой. Они живут очень бедно и единственное, что их кормит — море.
Однажды старик идет ловить рыбу. Он дважды закидывает невод, но оба раза тот приносит только морскую тину. В третий же раз старику везет – в его сети попадает золотая рыбка. Она говорит человеческим голосом и просит отпустить ее, обещая исполнить желание. Старик ничего не стал просить у рыбки, а просто отпустил ее.
Вернувшись домой, он рассказал все жене. Старуха начала его ругать и велела идти обратно, просить у рыбки новое корыто. Старик пошел, поклонился рыбке, и получила старуха то, что просила.
Но этого ей оказалось мало. Она потребовала новый дом. Рыбка исполнила и это желание. Затем старуха захотела стать столбовою дворянкой. Снова отправился старик к рыбке, и снова она выполнила желание. Сам же рыбак был отправлен злой женой работать на конюшню.
Но и этого оказалось недостаточно. Велела старуха отправляться мужу снова к морю и просить сделать ее царицею. Исполнилось и это желание. Но и это не удовлетворило жадности старухи. Вновь вызвала она к себе старика и велела просить у рыбки, чтобы та сделала ее царицею морскою, а сама служила у нее на посылках.
Передал рыбак слова жены. Но ничего не ответила рыбка, лишь плеснула хвостом и уплыла в морские глубины. Долго стоял он у моря, дожидаясь ответа. Но больше не появилась рыбка, и воротился старик домой. А там его ждала старуха с разбитым корытом, сидящая у старой землянки.
Источник сюжета
Как отмечалось выше, сказка про рыбака и золотую рыбку уходит своими корнями не только в русский, но и в зарубежный фольклор. Так, сюжет этого произведения часто сравнивают со сказкой «Жадная старуха», которая входила в сборник братьев Гримм. Однако это похожесть очень отдаленная. Немецкие авторы акцентировали все внимание в сказе на моральном выводе – жадность до добра не доводит, нужно уметь довольствоваться тем, что имеешь.
Действия в сказке братьев Гримм также разворачиваются на берегу моря, однако вместо золотой рыбки, в роли исполнителя желаний выступает камбала, которая впоследствии оказывается еще и заколдованным принцем. Пушкин заменил этот образ золотой рыбкой, символизирующей в русской культуре достаток и удачу.
Сказка про золотую рыбку на новый лад
Сегодня можно найти множество переделок этой сказки на новый лад. Характерно для них изменение времени. То есть из старины главные герои переносятся в современный мир, где так же много нищеты и несправедливости. Момент ловли золотой рыбки остается неизменным, как и сама волшебная героиня. А вот желание у старухи меняются. Теперь ей уже нужна машина «Индезит», новые сапоги, вилла, «Форд». Она желает быть блондинкой с длинными ногами.
В некоторых переделках изменяется и конец истории. Сказка может заканчиваться счастливой семейной жизнью старика и старухи, помолодевших на 40 лет. Однако такой конец, скорее, исключение, чем правило. Обычно окончание либо близко к оригиналу, либо рассказывает о смерти старика или старухи.
Выводы
Таким образом, сказка про золотую рыбку живет до сих пор и остается актуальной. Это подтверждается множеством ее переделок. Звучание на новый лад дает ей новую жизнь, однако проблематика, заложенная Пушкиным, даже в переделках остается неизменной.
Все о тех же героях рассказывают эти новые варианты, все те же и жадная старуха, и покорный старик, и исполняющая желания рыбка, что говорит о невероятном мастерстве и таланте Пушкина, сумевшего написать произведение, остающееся актуальным и по прошествию почти двух веков.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».
Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».
Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»
Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
Не садися не в свои сани!»
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
Кто из нас не знает великолепное поэтическое произведение Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»!? Кто ее не слышал в детстве!? Кто ее не читал своим детям на ночь!? Кто не видел старого советского мультфильма!? Именно со сказок А.С.Пушкина начинается у многих большая любовь к классической русской поэзии. Написанные в народном духе и стихотворной форме, они всегда вызывают восхищение.
Но какова была первооснова этой замечательной сказки? Откуда Пушкин позаимствовал сюжет для своего произведения? Недавно прочитал что «Сказка о рыбаке и рыбке» написана была по мотивам русских народных сказок. А это не так. Конечно, подобные сказки присутствуют в народном фольклоре многих народов. В русском есть подобная сказка «Жадная старуха». Правда действие там разворачивается в лесу, а желания старика исполняет Волшебное дерево. Эту сказку маленькому Саше рассказывала его няня Арина Родионовна. Есть и более древняя версия сюжета — индийская сказка «Золотая рыба», с местным национальным колоритом, здесь Золотая рыба — могущественный златоликий подводный дух Джала Камани. Вполне возможно эрудит Пушкин был знаком и с этой сказкой.
Какое-то время считалось, что основой произведения Пушкина была аналогичная сказка, отраженная в сборнике русских народных сказок А. Афанасьева. Но сказки Афанасьева были опубликованы в 1855 году, тогда как Пушкин написал свое произведение в 1832, а опубликовал в 1835-м. Кроме того сказка в сборнике настолько похожа на вариант Пушкина, что наверняка мы имеем дело с обратным заимствованием, когда авторское произведение уходит в народ (также произошло и с «Коньком-Горбунком» Ершова).
Пушкин никогда не скрывал, что главный сюжет его произведения основан на померанской сказке «О рыбаке и его жене» из сборника сказок братьев Гримм. Поэт читал эти сказки и высоко ценил братьев Гримм. Немудрено, что и взял эту сказку за основу. Но естественно переделал под мотив русских народных сказок, использовав особенности народного стиха. И народная немецкая сказка под гениальным пером Пушкина превращается в исконно русскую.
Во первых у братьев Гримм волшебная рыба это камбала, которая к тому же заколдованный принц. Пушкин заменяет малопоэтическую и малоизвестную для русских крестьян морскую камбалу на просто золотую рыбку без родословной.
У братьев Гримм меркантильная старуха не мелочится, сразу требует новый дом. У Пушкина – новое корыто. Кстати весьма удачная находка поэта – выражение «остаться у разбитого корыта» стало расхожим популярным и хрестоматийным.
Была в немецкой сказке и сцена, где старуха требует сделать её самим… римским папой! Столь забавная просьба брала свои истоки в средневековой европейской истории о том, что одно время в Риме действительно правила женщина под именем Иоанна VIII. В сохранившемся первоначальном варианте Пушкина эта сцена тоже есть:
«Воротился старик к старухе.
Перед ним монастырь латынский
На стенах монахи
Поют латынскую обедню.
Перед ним вавилонская башня.
На самой на верхней на макушке
Сидит его старая старуха,
На старухе сорочинская шапка,
На шапке венец латынский,
На венце тонкая спица,
На спице Строфилус птица».
Но все-таки «латынская обедня» лишала сказку русского колорита и Александр Сергеевич убрал сцену в Ватикане, превратив старуху в вольную царицу:
Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Изменил Пушкин и концовку сказки. У братьев Гримм вконец оборзевшая старуха хочет стать ни много ни мало, стать Богом. У Пушкина же поначалу старушенция хотела стать «владычицей солнца», но потом поэт изменил просьбу на «владычицу морскую». Это сразу же усилило наглость притязаний бабки — ведь теперь она хотела обрести власть над самой благодетельницей («…Чтоб служила мне рыбка золотая / И была б у меня на посылках»).
Но самое главное это то что Пушкин изменил идейный смысл народных сказок. Как у немецкой, так у русской и индийской. Во всех этих сказках старик тоже поднимается по карьерной лестнице вместе со старухой. Становится владельцем нового дома, дворянином, а затем царем и так далее. За это они оба наказываются: в одних вариантах они превращены в медведей (или в свиней), в других — возвращаются к прежней нищете. Смысл сказки в ее народных вариантах (у всех народов) — «всяк сверчок знай свой шесток».
В пушкинской сказке судьба старика отделена от судьбы старухи; он так и остается простым крестьянином-рыбаком, и чем выше старуха поднимается по «социальной лестнице», тем тяжелее становится гнет, испытываемый стариком. Старуха начинает относиться к старику как к своему рабу, и даже не пускает на порог. То есть Пушкин делает упор не на жадность, а на черную неблагодарность.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
Посетители — 620.
https://ria.ru/20210606/zyuganov-1735876213.html
Зюганов: бизнесменам с ПМЭФ надо подарить сказку Пушкина о рыбаке и рыбке
Зюганов: бизнесменам с ПМЭФ надо подарить сказку Пушкина о рыбаке и рыбке — РИА Новости, 06.06.2021
Зюганов: бизнесменам с ПМЭФ надо подарить сказку Пушкина о рыбаке и рыбке
Проведение ПМЭФ в условиях пандемии делает честь России, а участникам-бизнесменам, которые демонстрировали там «неуемные аппетиты», стоит подарить знаменитую… РИА Новости, 06.06.2021
2021-06-06T14:52
2021-06-06T14:52
2021-06-06T14:52
петербургский международный экономический форум
общество
геннадий зюганов
александр пушкин
андрей белоусов
сбербанк россии
петербургский международный экономический форум (фонд)
россия
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/04/18/1729754538_0:279:3144:2048_1920x0_80_0_0_68a100d767098a615a49ab365a0be64a.jpg
МОСКВА, 6 июн — РИА Новости. Проведение ПМЭФ в условиях пандемии делает честь России, а участникам-бизнесменам, которые демонстрировали там «неуемные аппетиты», стоит подарить знаменитую сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке», заявил лидер КПРФ Геннадий Зюганов.Ранее первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов заявил, что российские металлурги в 2020 году «нахлобучили» государство на 100 миллиардов рублей, подняв внутренние цены вслед за мировыми, и теперь должны вернуть эти средства в бюджет в виде налога. В свою очередь совладелец и глава совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов на деловом завтраке Сбербанка на ПМЭФ назвал разговоры о жадности предпринимателей «странными»: по его мнению, «хотеть большего — это хорошо».»Только что завершился, накануне этого уникального праздника (дня рождения Александра Пушкина — ред.), питерский форум. Сам факт, что он прошел в нашей стране, куда приехали тысячи деловых людей, компаний, на котором выступил президент РФ, прошли большие дискуссии, делает нам честь, потому что коронавирус парализовал всю планету. Он породил новые явления, новую санитарную культуру, новый тип общения, который больше по удаленке, но эта удаленка не должна способствовать очерствлению сердец и совести», — сказал лидер КПРФ во время церемонии возложения цветов к памятнику Пушкину.Зюганов посоветовал всем читать стихи, сказки и поэмы русского классика, в том числе тем, «кто держит капиталы в кармане, кто очерствел до такой степени, что даже на международном форуме стал оправдываться, что им движет не жадность, а предпринимательство».»Честно признаюсь, когда слушал ответ Путина на эти выпады олигархии… я посоветовал бы Владимиру Владимировичу отправить Мордашову сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке», — сказал Зюганов.По его мнению, это должно служить напоминанием о том, что можно остаться у разбитого корыта, когда «неуемные аппетиты хотят править всем, и даже морем».Также, добавил Зюганов, он бы пожелал отправить в подарок вместе со сказкой «О рыбаке и рыбке» также повесть «Капитанская дочка», в которой содержится урок о том, как «капитана Гринева спасло великодушие».»Когда он Пугачеву в буран подарил свой заячий тулупчик и когда сам попал в самую тяжелую ситуацию, Пугачев проявил милосердие, прекрасно понимая, что его спасли в тяжелую минуту… очень важно помнить вот эти гениальные заветы нашего гениального поэта, писателя, провидца Александра Сергеевича Пушкина», — заключил Зюганов.
https://ria.ru/20210604/mordashov-1735595561.html
https://ria.ru/20210603/abramchenko-1735422628.html
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/04/18/1729754538_291:0:3022:2048_1920x0_80_0_0_cc79b2e03056232f4609f3ceaafc821b.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, геннадий зюганов, александр пушкин, андрей белоусов, сбербанк россии, петербургский международный экономический форум (фонд), россия
МОСКВА, 6 июн — РИА Новости. Проведение ПМЭФ в условиях пандемии делает честь России, а участникам-бизнесменам, которые демонстрировали там «неуемные аппетиты», стоит подарить знаменитую сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке», заявил лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
Ранее первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов заявил, что российские металлурги в 2020 году «нахлобучили» государство на 100 миллиардов рублей, подняв внутренние цены вслед за мировыми, и теперь должны вернуть эти средства в бюджет в виде налога. В свою очередь совладелец и глава совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов на деловом завтраке Сбербанка на ПМЭФ назвал разговоры о жадности предпринимателей «странными»: по его мнению, «хотеть большего — это хорошо».
«Только что завершился, накануне этого уникального праздника (дня рождения Александра Пушкина — ред.), питерский форум. Сам факт, что он прошел в нашей стране, куда приехали тысячи деловых людей, компаний, на котором выступил президент РФ, прошли большие дискуссии, делает нам честь, потому что коронавирус парализовал всю планету. Он породил новые явления, новую санитарную культуру, новый тип общения, который больше по удаленке, но эта удаленка не должна способствовать очерствлению сердец и совести», — сказал лидер КПРФ во время церемонии возложения цветов к памятнику Пушкину.
Зюганов посоветовал всем читать стихи, сказки и поэмы русского классика, в том числе тем, «кто держит капиталы в кармане, кто очерствел до такой степени, что даже на международном форуме стал оправдываться, что им движет не жадность, а предпринимательство».
«Честно признаюсь, когда слушал ответ Путина на эти выпады олигархии… я посоветовал бы Владимиру Владимировичу отправить Мордашову сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке», — сказал Зюганов.
По его мнению, это должно служить напоминанием о том, что можно остаться у разбитого корыта, когда «неуемные аппетиты хотят править всем, и даже морем».
Также, добавил Зюганов, он бы пожелал отправить в подарок вместе со сказкой «О рыбаке и рыбке» также повесть «Капитанская дочка», в которой содержится урок о том, как «капитана Гринева спасло великодушие».
«Когда он Пугачеву в буран подарил свой заячий тулупчик и когда сам попал в самую тяжелую ситуацию, Пугачев проявил милосердие, прекрасно понимая, что его спасли в тяжелую минуту… очень важно помнить вот эти гениальные заветы нашего гениального поэта, писателя, провидца Александра Сергеевича Пушкина», — заключил Зюганов.