Юрта монголов как правильно пишется

Монгольская национальная архитектура формировалась в процессе эволюции жилой юрты. к концу xvi века сборно-разборная юрта стала основным и практически единственным

Монгольская национальная архитектура формировалась в процессе эволюции жилой юрты. К концу XVI века сборно-разборная юрта стала основным и практически единственным жилищем монголов. Из старинных источников следует, что в юртах жили не только простые люди — скотоводы, но и знать — князья и феодалы. Какие же изменения произошли в монгольской юрте за период от XIII до XVI века? TATLIN приводит статью из книги «Архитектура Монголии» об особенностях конструкции монгольской юрты и ее усовершенствовании, случившемся после революции.   

В наши дни юрта служит жилищем для большинства населения Мон­гольской Народной Республики.

С точки зрения конструктивных особенностей и применяемого строи­тельного материала монгольскую юрту можно охарактеризовать следующим образом.

Каркас стен образуется из раздвижных решеток «ханов» и дверной коробки. Каркас кровли — из верхнего круга «тона» и стрел «уни».

Размер юрты определяется количеством «ханов». Наиболее распростра­нены юрты четырех- и шестиханные. Самая маленькая юрта, которую нам приходилось встречать, имела 3 хана, самая большая — 8. Известны юрты и больших размеров (до 12 ханов).

«Тон» выполняется в виде массивного деревянного обруча с несколь­кими выгнутыми перекладинами (последние обычно состоят из двух пар крестовин, но бывают и другой формы). По внешнему периметру «тона» имеются выдолбленные гнезда для «уни».

«Уни» представляют собой прямые палки, один конец у которых слегка заострен, а на другом имеется веревочная петелька.

В южной Монголии встречается особый вид тона — так называемый сырхинык-тон, к которому стрелы прикреплены постоянно, на шарнирах. Этот тон массивнее обычного и менее удобен при перевозке, так как не отделяется от «уни». Единственное преимущество такого тона — быстрота установки каркаса крыши.

%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B0%D1%81%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%8E%D1%80%D1%82%D1%8B%20%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2

Каркас современной юрты монголов. На земле куски юртового войлока

Сборка каркаса юрты начинается с того, что растянутые предваритель­но ханы расставляются по кругу прямо на землю или (в богатых юртах) на деревянный пол из толстых досок. С южной стороны между ханами устанавливается дверная коробка, к которой привязываются веревки, об­хватывающие ханы в нескольких местах. Затем поднимается тон и пред­варительно закрепляется на 3–4 уни, после чего устанавливаются и остальные уни. Заостренным концом уни вставляются в гнезда тона, ниж­ний конец их укрепляется на верху решетки стен. 5–6 стрел опираются на верхнюю обвязку дверной коробки, где имеются соответствующие гнезда.

Таким образом, давление от кровли равномерно распределяется на весь периметр решетки и коробку двери. По нашим наблюдениям, у четырех-ханной юрты обычно бывает 60 стрел (уни), а диаметр тона немного боль­ше 1 м.

Планки ханов чаще всего изготовляются из ивняка или вербы (тала), а ремешки, которыми они соединяются, — из верблюжьей кожи. Тон обыч­но выполняется из березы.

В местностях, где крыша имеет большую нагрузку от снега или силь­ного ветра, а также в юртах более крупных размеров тон внутри юрты до­полнительно поддерживается двумя-тремя деревянными стойками, имеющи­ми в верхней части своеобразную капитель простейшего  очертания.

В старину дверь монгольской юрты чаще всего представляла собой занавеску из двойного стеганого войлока. Такие двери можно встретить и в наше время, но обычно дверь юрты делается двойной: наружная — из войлока, внутренняя, двустворчатая — из дерева. В северных районах Монголии и у городских жителей обе двери юрты выполняются из дерева, при этом наружная имеет одну, а внутренняя — две створки. Зимой наруж­ная дверь иногда обивается войлоком или войлоком и материей.

Ханы юрты, как правило, не окрашиваются, но уни, тон и поддержи­вающие стойки красят масляной краской  в  ярко-красный,  верхние  концы стрел — в зеленый, двери — в различные оттенки красного цвета. Капитель стойки украшается иногда монгольским орнаментом. Наибольшее внимание уделяется росписи наружной поверхности двери. Можно даже сказать, что по внешнему виду двери юрты определяется благосостояние ее хозяина.

Летнее и зимнее войлочное покрытие юрты различны. Летнее состоит из 8–9 кусков войлока. Три прямоугольных куска закрывают стены юрты и немного загибаются на крышу, которая покрывается в два ряда четырьмя полукруглыми кусками. Войлок кровли перекрывает войлок стены, не допуская затекания дождевой воды внутрь помещения. В случае необходимости тон закрывается квадратным куском войлока (так называемый «орке») размером 1,5X1,5 м и, наконец, кусок войлока образует дверь. Летнее покрытие средней юрты весит 150–170 кг. Зимнее покрытие (в отличие от летнего) имеет на стенах и крыше юрты дополнительный слой войлока.

Войлочное покрытие прижимается к каркасу прочными волосяными веревками, не реагирующими на сырость. Войлок обшивается по краям шерстяной ниткой или волосяной веревкой. Срок службы юртового войлока в среднем 4 года. Каркас служит значительно больше. Городские юрты часто покрываются по войлоку цветной или белой материей, иногда украшенной национальными орнаментами в виде аппликаций. В старину юртовый войлок изготовляли сами скотоводы.

Юрта не имеет окон, и свет падает внутрь лишь через тон, а летом и через дверь, которая в теплое время года обычно всегда открыта. На ночь или во время непогоды тон закрывается с помощью орке, для чего к последнему привязана особая веревка.

В городах юрты почти всегда устанавливаются на деревянный пол, повторяющий форму юрты, но имеющий несколько больший диаметр. Пол делается из досок толщиной 5–8 см, которые укладываются на землю или по деревянным коротышам. В последнем случае получается открытое подполье,  которое  на  зиму обязательно засыпается землей. Зимой к юрте иногда пристраивают небольшой деревянный тамбур («куцзубчи»), кото­рый предохраняет от сквозного продувания. В прошлом такой тамбур, помимо главной двери, часто имел еще боковые: главная предназначалась для хозяина юрты и почетных гостей, боковые — для остальных.

Интерьеры жилых юрт, как правило, однотипны. В центре юрты, под тоном, размещается очаг, представляющий собой железную подставку для котла. В гобийских районах Монголии пользуются очагами, сложенными из глины и камней.

Северная половина юрты против двери считается наиболее почетной, тут принимают гостей. Пол в этом месте обычно устлан войлочными ков­рами, расшитыми шерстью. Вдоль стены полукругом стоят несколько сун­дуков или ящиков. Центральный ящик, стоящий на оси двери, служил раньше домашним алтарем. На нем стояли буддийские статуэтки, иконы и чашечки для жертвоприношений. Восточная половина юрты, справа от двери, считается «хозяйской». Остальные члены семьи располагаются в западной части.

Учитывая бытовой уклад монголов, определяемый условиями кочевого скотоводства, юрту можно считать наиболее удобным типом жилища.

Круглая в плане форма делает возможным максимально использовать ее площадь (средние размеры юрты: диаметр 4–5 м, высота по центру около 3 м). Почти постоянно открытое верхнее отверстие обеспечивает хорошую вентиляцию и достаточный свет. Летом приподнятый по пери­метру юрты войлок создает хороший обмен воздуха. Войлок покрытия хорошо сохраняет тепло, если дверь и пол надлежащим образом утеплены. Обтекаемая форма позволяет выдерживать значительные ветровые нагруз­ки, что очень важно в условиях климата Монголии.

Юрта быстро собирается и еще быстрее разбирается. Для установки четырехханной юрты   требуется двухчасовая работа двух человек. Юрта очень удобна в транспортировке. Ее можно перевозить на монгольских двухколесных телегах, а также вьюком. Вес летней юрты среднего размера 200–250 кг.

Необходимо отметить, что после революции в МНР юрта приобрела ряд новых черт и усовершенствований.

%D0%B1%D0%B0%D1%80%D1%83%D0%BD %D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%20(%D1%8E%D1%80%D1%82%D0%B0%20%D0%90%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%B9 %D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B0)%20XVI%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA

Барун-орго (юрта Абатай-хана), XVI век

Юрта XVI–XIX веков, как правило, не имела чехла из материи, редко в ней был деревянный пол и деревянные двери, она не обладала прочным и массивным тоном, и, наконец, значительно отличался ее интерьер.

Большими размерами и украшениями характеризовались лишь юрты феодалов  и  высших  лам. Так, в качестве награды от маньчжурского богдохана, монгольские хутухты имели право опоясывать свои юрты желтой материей и обносить желтой оградой из холста. Юрты богачей выделялись белизной нового войлока, а княжеские юрты, помимо своих размеров, — отороченными красной материей орке.

Монгольские юрты несколько отличаются от юрт, распространенных среди тюркских народов. Основное различие между ними — в очертании крыши. Если у монгольской юрты крыша представляет Собой конус с тупой вершиной, то у тюркской она имеет шарообразную форму. Это объясняется конфигурацией стрел — «уни», которые у монгольской юрты совершенно прямые, а у тюркской — гнутые. Чаще всего стрелы тюркского типа юрты имеют изгиб у нижнего конца и напоминают по своей форме параболу.

Второе различие заключается в конструкции двери. У монгольских юрт двери двойные и чаще всего имеют деревянные створки, у тюркских дверь представляет собой войлочную занавеску с подкладкой из циновки. Различается также и материал покрытия. В монгольской юрте покрытие целиком выполняется из войлока, в тюркской распространены комбинированные покрытия — войлок и циновки из местного растения «чия» или камыша.

По мнению Потанина, монгольская юрта более устойчива, чем тюркская, и лучше выносит удары сильного ветра.

Что мы, жители мегаполисов, знаем о кочевниках? Только то, что это народ, который все время перемещается по степи или пустыне с одного места на другое и ведет почти дикий образ жизни. А некоторые думают, что кочевники – это какие-то персонажи древних веков из исторических книжек.

«Вперед за звездой кочевой»

На самом деле кочевники есть и в наши дни, причем их не так уж и мало. Они кочуют по степям Азии и Монголии, высокогорьям Тибета, по тундрам Америки и России, пасут скот в пустынях Ближнего Востока и Африки. Кочевничество – это целый пласт человеческой культуры, который и сейчас существует на нашей планете, но люди мало знают о нем.

Монгольская степь

Одна из крупнейших сохранившихся кочевых культур в мире – монгольские животноводы. На протяжении многих столетий монголы жили в степях и выпасали скот на сочных лугах. Поскольку животные постоянно нуждались в новых пастбищах, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое.

Кочевники гордятся своей культурой. Для них характерна особая ментальность, особое восприятие времени и пространства, обычаи гостеприимства, неприхотливость, выносливость, культовое отношение к скоту — главному источнику существования. И считается престижным кочевать и в сегодняшнем мире – каждый мальчишка мечтает стать скотоводом-кочевником, чтобы почувствовать себя повелителем степи.

В то же время современные кочевники давно приобщились к благам цивилизации. В Монголии почти у каждой юрты стоит спутниковая тарелка, а внутри есть DVD, телевизор и генератор, который все это поддерживает.

В этом и состоит кажущаяся парадоксальность кочевого существования: соблюдать заветы предков и их традиции, совершать жертвоприношения, разводить животных, жить в юртах, кочевать по маршрутам, установленным для каждого рода – но при этом использовать современные достижения технического прогресса.

Монгольская юрта

Монгольская юрта

Традиционное жилище кочевника — легкая разборная юрта, которая легко перевозится с места на место и быстро собирается. Войлочная юрта (гэр) с давних пор служила жилищем кочевых народов. Ее остов состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком, сваленным из шерсти, – из аналогичного материала делают всем известные валенки. А поверх войлока наматывается ткань, защищающая его от дождя и снега.

Монгольская юрта

Раньше ткань юрты богато украшалась вышивками и аппликациями. Особо ярким и отчетливым узором украшалась войлочная занавеска входа. Орнамент символизирует счастье, долголетие.

Круглая форма и мобильность юрты отражают в себе как защиту от непогоды, так и хозяйственный уклад жизни кочевника. Кочевая юрта летом спасает от зноя, зимой – от холода. Ведь в некоторых районах Азии температура воздуха летом достигает +40°С, а зимой – 30°С.

Монгольская юрта

Кочевники – степной народ, в степях часты сильные ветры и настоящие ураганы. А внутри юрты сохраняется постоянный тепловой режим: деревянный каркас и войлок играют роль терморегулятора. Юрте не страшны практически никакие природные катаклизмы – ее структура без особых проблем выдерживает сильнейшие ураганы и землетрясения.

Дверь юрты всегда должна быть обращена к югу. Эта особенность установки юрты позволяла кочевникам точно определять время. Солнечный луч, попадая в юрту через верхнее отверстие и скользя по решеткам стены, в течение светового дня проходил 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты. Для простоты фиксации времени использовались выражения: «когда солнце показалось на кровати», «когда солнце осветило пол юрты»…

Монгольская юрта

Правила поведения

До сегодняшнего дня сохранились определенные обычаи и правила при посещении монгольских юрт. Например, у монголов не принято сразу, без спроса хозяев, входить в юрту. Не рекомендуется близко подъезжать к юрте и на автомобиле: следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак – тем самым гость сообщает о своем желании приблизиться к юрте.

Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи. Разговаривать через порог не принято, а при входе на порог нельзя наступать или садиться – в старые времена гость, умышленно наступивший на порог, считался врагом, объявляющим о своих злых намерениях хозяину. За нарушение этих правил в XIII веке гостя могли даже казнить! Так что обычно монголы сначала просовывают голову в дверь – и только затем переступают порог.

Монгольская юрта

Северная половина юрты считается своего рода гостиной, но на северной почетной стороне нельзя садиться самовольно, без приглашения. Гостю заранее указывают его место – он не должен садиться, где попало. Восточная половина (как правило, справа от двери) предназначается для женщин, левая — для мужчин. Это деление легко заметить невооруженным взглядом: в одной части хранится хозяйственная утварь, в другой – скотоводческий и охотничий инвентарь. А в центре – печь и очаг, символ дома и семьи.

«Рай с милым» в юрте

Юрта – как, мы надеемся, уже стало понятно из вышесказанного, – отнюдь не шалаш и не палатка. Для кочевников она была и домом, и храмом, и дворцом – по большому счету, юрты богатых ханов и князей не так уж сильно отличались от юрт «простых смертных», по крайней мере по уровню комфорта.

Монгольская юрта

Так что если хочется, с одной стороны, отрешиться от внешнего мира и насладиться общением с «дикой природой» , а с другой – не отказываться от привычных удобств, то уикенд в монгольской юрте – одно из самых романтических и экзотических приключений, которые можно придумать. Ночь в жилище кочевников обещает стать незабываемой и по-настоящему «райской» – особенно, если перед этим как следует погрузиться в древнюю культуру.

Именно это предлагает сделать P.S.BOX. Приобретя подарочный сертификат, вы проведете выходные на территории вдали от шумного города, на территории этнографического музея. Посетите ознакомительную экскурсию с обычаями монгольского народа, включающую традиционное чаепитие. Совершите прогулку на лошадях – и ощутите свою силу и власть над их диким естеством. И наконец, останетесь в юрте вдвоем, наедине с силами природы, которые только усилят чувства друг к другу. Такой необычный уикенд – идеальный подарок любимому и способ его удивить. В Монголии говорят, что женщина украшает дом так же, как седло – коня: так предстаньте перед своим мужчиной во всей красе!

Гэр представляет собой переносное жилище круглой формы, которое использовалось с тех пор, как предки монголов научились делать войлок в бронзовом веке более трех тысяч лет назад. В китайской летописи, датированной 629 годом до н.э., написано, что монгольские племена до хуннского периода жили в таких круглых жилищах.  

В степях Центральной Азии с экстремальным резкоконтинентальным климатом, где летом жара достигает более 30 градусов по Цельсию, а в морозную зиму опускается до более чем -30 градусов, юрта идеально подходит для жизни кочевых скотоводов, которые каждый год переезжают в разные кемпинги в поисках лучшего пастбища.

Гэр легко переносится, собирается и разбирается, летом сохраняет прохладу, а зимой хорошо удерживает тепло, поэтому считается самым естественным жильем на земле.

Следует отметить, что монгольский Гэр зарегистрирован ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) как объект мирового культурного наследия человечества.  

Благодаря своим уникальным характеристикам, гэр по-прежнему используется в настоящее время не только традиционными кочевниками в обширной сельской местности Монголии, но и жителями Улан-Батора и других городов.

Так в чем же секрет такой долговечности и стойкости монгольского гэра, возникшего в эпоху бронзы? Можно сказать, что секрет заключается в его следующих уникальных особенностях.

Простота дизайна и мобильность

Конструкция и структура гэра очень просты и состоят из нескольких частей, таких как деревянные тонкие палки (унь), стены (хана-решетки, соединенные вместе), две колонны-столбы (багана), пол (шал), дверь (хаалга) и круглая корона сверху (Тооно), войлочные крышки (дээвэр, туурга) и длинные канаты из шерсти (бүслүүр).

Стенки решетки могут быть сложенными до небольших размеров, их можно легко переносить руками. То же самое можно сказать о соединении частей пола.

Несмотря на то, что юрта выглядит довольно маленькой и имеет только одну комнату, наиболее распространенный современный гэр с пятью складными стенами просторнее и имеет площадь почти 32 квадратных метра с диаметром 6,2 метра.

Юрта монголов как правильно пишется

Два человека могут собрать или разобрать такой гэр в течение часа. Весь гэр весит около 250 килограммов и может перевозиться на двух верблюдах или на тележке.

Российский этнограф и географ, директор Музея кочевых культур в Москве Константин Куксин полагает, что по сравнению с юртами тюркских народов Центральной Азии, монгольские гэры более просты и совершенны в технике и гораздо более устойчивы к плохой погоде.

В монгольском гэре нет окон, а свет проходит через корону (Тооно) в центре потолка. Но поскольку корона-тооно и все 88 палок-унь окрашены в красный цвет, внутри гэр светло. Кроме того, для того, чтобы свет распределялся равномерно и не слишком ярко, палки на стыке с короной-тооно окрашиваются спокойным зеленым тоном.

Стабильность и безопасность

В Центральной и Восточной Азии ветер преобладает на севере и северо-западе. Поэтому дверь монгольского гэра всегда смотрит на юг, то есть на подветренную сторону.

Благодаря низким стенам и обтекаемой круглой аэродинамической форме, гэр может противостоять свирепым штормовым ветрам, которые нередки в степях Монголии.

И так как войлок является быстросохнущим материалом, во время дождливой или снежной погоды внутри гэр сухо и комфортно.

Кроме того, гэр из-за его несплошной структуры может выдержать сильное землетрясение. Даже если он рухнет,, из-за легкой крыши не будет большого урона, и гэр можно быстро собрать снова.

Воздухообмен, нагрев и охлаждение

Еще одна уникальность монгольского гэра — это циркуляция воздуха в нем, которая позволяет постоянно удерживать свежий воздух.

Богатый кислородом свежий воздух всегда тяжелее используемого воздуха с двуокисью углерода. Поэтому свежий воздух, поступающий через дверь, полностью выталкивает плохой воздух через корону (тооно) на самой верхней части потолка. И так как гэр имеет круглую форму без углов, нет никакого накопления использованного воздуха с плохой энергией.

В гэр потери тепла значительно меньше, чем в прямоугольных домах. Кроме того, очаг расположен в самом центре, что позволяет равномерно распределять тепло. Особую роль в сохранении прохлады летом и тепла зимой играет фетровая крышка гэр.

Войлок из овечьей шерсти — это «умный» материал, который может приспособиться к изменениям погоды. В жаркую погоду микросферические микроны расширяются, что позволяет воздуху проникать внутрь, тем самым охлаждая его. И когда становится холодно, микроны наоборот сжимаются и сохраняют в гэре больше тепла.

Экологичность и здравоохранение

Монголы, которые уважают мать-землю, всегда жили в гармонии с природой и не наносили вреда окружающей среде. И даже их жилище — гэр не нарушают экологический баланс.

Поскольку монголы перемещались несколько раз в год из одного места в другое, земля, где они клали гэр раньше, быстро восстанавливалась. Перед переездом монголы обязательно очищали место, где они находились, и не оставляли мусора после себя.

Говорят, что монголы — энергичные люди. Возможно, одна из причин заключается в том, что они берут энергию непосредственно с неба и земли даже в своих гэрах,в которых раньше не было пола.

С древних времен монголы использовали сухой навоз крупного рогатого скота в качестве топлива для очага. Оказывается, что в сухом навозе накапливается серебро (химический элемент Ag), который обладает свойством интоксикации и нейтрализации различных ядовитых веществ.

Как упоминалось ранее, дверь монгольского гэра всегда смотрит на юг. Монголы спят ногами к двери, то есть головой к северу. Для Центральной Азии север — это сторона, где лежит геомагнитный центр.

В последнее время считается, что, поскольку человек, живущий в монгольском гэре, спит головой к геомагнитному центру, он не подвергается сердечно-сосудистым заболеваниям.

Гэр как уникальные солнечные часы

У предков монголов с древних времен был свой календарь и часы дня, основанные на их глубоком знании астрономии, накопленные в результате наблюдений за движением Солнца и других небесных тел. Монголы использовали лунный календарь с 12-летним циклом, а время суток делилось на 12 часов.

Пропорции и соотношение гэра воссоздают модель солнечных часов. Точное время суток определялось в том месте, где солнечный луч упал в гэр. Внутреннее планирование гэра условно разделено на 12 частей в соответствии с 12-летним календарным циклом.

Первый солнечный луч падает через корону-тооно на западную (правой) сторону двери в час зайца (05.40 — 07.40), и последний — на восточную (левой) сторону двери в час курицы (17.40 — 19.40).

Если час зайца считается временем, чтобы привести скот к пастбищу, то час петуха — это время вечернего доения.

Возможно, в мире нет другой национальности, кроме монголов, чьи жилища сами служат часами.

Правда ли, что Чингисхан не только не разрушил Русь, но и поднял ее на новый уровень развития? Чем Русь обязана захватчикам? И какие тайны хранит монгольский народ? Телеканал «Москва Доверие» подготовил специальный репортаж.

Монгольский уголок

«Приходит учительница со своими детьми к нам на экскурсию, перед началом экскурсии подходит ко мне, говорит: «Константин Валерьевич, вы расскажете нашим детям, каким жестоким человеком был Чингисхан?» Я говорю: «Обязательно, — рассказывает директор Музея кочевой культуры Константин Куксин. — И начинается экскурсия, где дети переодеваются в костюмы, и эти мальчишки, ровесники того Темучина, играют в альчики, натягивают лук, знакомятся с девчонками, и, когда они выходят, они называют себя монгольскими именами, они понимают, что Чингисхан – это чудеснейший человек. И учительница берет свои слова назад, естественно».

Стойбище кочевников расположилось во дворе одной из московских школ. Здесь любой желающий может почувствовать себя ненцем-оленеводом, жителем пустыни туарегом или даже монгольским ханом.

К монголам здесь относятся с особым чувством. Музей кочевой культуры – одно из немногих мест в Москве, где история этого великого народа продолжается.

nBkSUhL2h1Ilm8q2PqzJrMCqzJ3z8Zin2XyQ2q2C 2OZcGuaSnvVjCdg4M4S7FjDvM AtC QbIk8W7zj1GdwKSGT w=kNh7zgyrLDmv4BE0KnYOww

Монголия. Табун лошадей в Национальном парке Горхи Тэрэлж. Фото: ИТАР-ТАСС

Сотрудники музея любят развенчивать мифы. И главный из них – о диких ордах свирепых и безжалостных захватчиков, полонивших Русь и державших ее на коленях три с лишним века кряду. Достаточно приехать на Авиамоторную, пройти несколько сот метров дворами, и там практически первый встречный докажет вам на пальцах – татаро-монгольское иго не более, чем страшная сказка. Впрочем, так ли это?

По большому счету, это место и музеем-то назвать трудно. Посетители здесь не просто смотрят на экспонаты, а полностью погружаются в мир кочевых народов, участвуют в ритуалах, надевают их одежду, слушают их музыку и пользуются их вещами. Именно таким, максимально не похожим на обычный музей, его и задумал простой учитель географии Константин Куксин.

«Когда я был маленьким, я не любил музеи. Мне казалось, что это скучно. Ходишь в этот музей, тетенька с указкой пальчиком показывает, указочкой, говорит: «Руками не трогать! К стеклу не прислоняйтесь! Испачкаете». А так хотелось подержать в руках. Поэтому, когда я начал создавать музей, я создавал его для себя, ребенка. Я создавал музей, где мне, мальчишке, было бы интересно», — говорит Константин Куксин.

Константина Куксина считают своим многие народы – ненцы, монголы, киргизы, буряты, казахи. Кочевники разных стран на разных языках и диалектах называют его «странствующим поэтом». Константин, и правда, пишет стихи и книги о них, людях, чаще других меняющих место жительства.

«Мне нравилось, как они легко, со смехом разбирают свою юрту, где жили только что, грузят ее на телегу и уезжают, только пятно от очага оставляют в траве — и все. Это удивительная магия вечного движения, и я почувствовал ее», — рассказывает Куксин.

В этих шатрах собраны коллекции атрибутов жизни кочевников, которой позавидуют многие государственные музеи. Но официально это всего лишь школьный музей. Все 23 жилища кочевников стоят во дворе интеграционной школы «Ковчег». Здесь Константин Куксин продолжает учить детей премудростям географии.

«Я принципиально от школы отделяться не хочу. Во-первых, с этой школой связана вся моя сознательная жизнь. Школа же очень необычная, где учатся дети-инвалиды и здоровые сверстники», — говорит Куксин.

Чингисхан — спаситель Руси?

Ежегодно музей посещают несколько десятков тысяч детей и взрослых. График экскурсий расписан на несколько месяцев вперед. Иногда это заменяет школьникам уроки географии и истории. Впрочем, некоторые учителя, приводя учеников на очередное занятие, и не подозревают, что им предстоит услышать версию, весьма отличающуюся от изложенной в учебниках.

Все еще со школы знают: в начале XIII века полчища диких кочевников заполонили Русь. Сожженные города, поборы и вечный страх. Русская земля на три века погрязла в невежестве, нищете и насилии. Потом Куликовская битва. Отважный воин Пересвет вступает в схватку с монгольским богатырем Челубеем. Потом — стояние на Угре — и все, свобода. Но так ли все обстояло на самом деле? Какими были отношения русских князей с монгольскими ханами? И такими ли дикарями были пришельцы с Востока?

«Это не только моя версия, версия ряда ученых, которые полагают, что было монгольское завоевание Руси, но не было ига. То есть, по сути, русские княжества были достаточно независимыми, хотя и платили выход в Орду», — считает Константин Куксин.

Монгольская империя образовалась в начале XIII века благодаря Чингисхану. Мало кто помнит сегодня настоящее имя этого человека – Темучин. Великий правитель Чингисхан объединил кочевые племена, и вскоре его империя превратилась в сверхдержаву, раскинувшуюся от Тихого океана до берегов Дуная.

«ЮНЕСКО объявило Чингисхана человеком тысячелетия. За прошедшие тысячу лет такого не было», — говорит Константин Куксин.

nBkSUhL2h1Ilm8q PqzJrMCqzJ3z8Zin2XyQ2q2C 2OZcGuaSnvVjCdg4M4S7FjDvM AtC QbIk8W7zj1GdwKSGT w=1DHX9lLXFPqkN6R44ea1UQ

Дети монгольских скотоводов кочуют с родителями по пустыне Гоби. Фото: ИТАР-ТАСС

О монголах Куксин говорит исключительно как о народе отважном и честном. Иначе и быть не может, ведь благодаря им в Москве и появился Музей кочевых культур.

В 2002 году молодой учитель географии предпринял велопробег от Байкала до китайского побережья Желтого моря. 4 тысячи километров в автономном режиме. Пустыня Гоби впервые была преодолена на велосипедах.

«Мы, честно говоря, первое время юрты избегали, объезжая их стороной, пока однажды не случилась страшная гроза, что нас побило градом, мы все в синяках, замерзшие, попросились в юрту. Осталось либо умереть, либо к монголам попроситься. И монголы, эта девочка открывает дверь, ахает, нас тут же внутрь, поили-кормили, переодели. Нас встретили, как будто ждали всю жизнь», — вспоминает Куксин.

После этого Константин решил, что в Москве необходимо создать место, где жители столицы смогли бы увидеть и прочувствовать настоящую жизнь кочевников. Эта старая монгольская юрта стала первым объектом в будущем Центре кочевой культуры. За 10 лет здесь появились еще два десятка жилищ и несколько увлеченных сотрудников. На время экскурсии они превращаются в жителей Севера, степи или пустыни, принимающих гостей в своем стойбище. Для этих людей музей – не просто работа, это образ жизни, а иногда и просто дом.

По одной из гипотез, объединить под единым началом вольнолюбивые кочевые племена Чингисхану помог шаман Тэб Тэнгри.

«У Чингисхана был свой шаман, его звали Тэб Тэнгри. Имя это переводится как «говорящий с небом». Говорят, именно он собрал вокруг Чингисхана народ, что позволило ему в будущем так продвинуться и стать ханом монголов», — сотрудник Музея кочевой культуры Майя Галеева.

Шаманы и духи

В Музее кочевой культуры тоже есть не только шаманская юрта, но и свой шаман, почти настоящий. Рассказы Майи Галеевой про путешествия в нижний мир – это не цитаты из книг по шаманизму. Майя утверждает, что бывала там сама, причем не по собственной воле, ибо никто не может стать шаманом по своему желанию. Духи сами выбирают того, кто будет говорить с ними. Обычно это проявляется в подростковом возрасте, но в нашей культуре мало кто слышал про шаманскую болезнь, поэтому детей, которых преследуют видения, ведут к врачам, и несчастным жертвам духов ставят диагноз.

«В детстве, конечно, у меня все это было, но я даже не знала, что со мной что-то не так. Я думала, что со всеми так. Ну да, я что-то слышу, что-то вижу, но я думала, что это воображение, фантазия. Я с этим жила и не думала с этим даже бороться», — рассказывает Галеева.

nBkSUhL2h1Ilm82

Монгольская шаманка совершает традиционный обряд. Фото: ИТАР-ТАСС

О том, что духи выбрали именно ее, Майя узнала несколько лет назад, когда начала работать в музее и впервые отправилась в экспедицию в Монголию. Юный музейный работник рассказала шаманке, живущей в юрте на окраине Улан-Батора, об одном из своих видений. И та объяснила: это было настоящее путешествие в другой мир.

«Дорога за горизонт, с двух сторон холмы, поросшие мертвыми лиственницами, некое светило, то ли солнце, то ли луна, с выщербленным кусочком. Но самое страшное меня постигло на другой день, когда я решила принять душ и обнаружила, что исписала себя всю черным маркером некими непонятными знаками, которые я не могла расшифровать на тот момент», — утверждает Майя Галеева.

Сейчас Майя — ученица шамана. Когда пройдет обряд посвящения, она сможет помогать москвичам общаться с духами. Считается, что шаманы часто помогали монгольским правителям в завоевательных походах. Духи предков подсказывали, куда и когда лучше направить скакунов. Цель завоеваний до сих пор вызывает у историков споры. Кто-то утверждает, что Чингисхан изначально хотел создать сверхдержаву. Кто-то склонен к более приземленным объяснениям – животным кочевников были нужны новые пастбища.

«Некоторые книжки про Чингисхана называются так: «История Чингисхана, думавшего, как покорить весь мир». Вот уж он про это не думал. Знаете, как Чингисхан говорил? «Я не завоевывал мир, я просто шел туда, куда шли мои лошади», — считает Константин Куксин.

Есть версия, что монголы стремились на запад за золотом и шелками, которые очень ценились у кочевников.

«На запад вел так называемый Великий шелковый путь. Шелка из Китая, которые ценились на Ближнем Востоке, всегда были вожделенной добычей всех жителей, которые не владели шелководством. Они стремились овладеть этими международными коммуникациями, с тем, чтобы, да, получать деньги и шелка тоже, потому что монголы, которых иногда у нас изображают дикарями, одетыми в шкуры, на самом деле одеты были, особенно их аристократия, так, как не снилось, пожалуй, русским князьям», — утверждает доктор исторических наук Владимир Петрухин.

«Одеваться дорого и цветасто монголы любят и сейчас, — говорит Майя Галеева. — Монгольский халат называется дэли, у мальчиков и у девочек он всегда застегивается на правую сторону. Мой халатик простой, повседневный, сделан из серого сукна, а твой халатик нарядный, из китайского шелка».

Символы власти и монгольские улусы

Одно из правил музея – все должно быть настоящим, живым. Если это лук, он будет стрелять. Если это одежда, ее будут носить.

«Я очень не хотел быть могильщиком своих любимых кочевников, поэтому все предметы, которые мы привозим, не застывают за стеклом, а продолжают жить своей жизнью. Как то же самое огниво, которым мы пользуемся, высекаем искры, из луков мы стреляем, с юртами мы ездим на праздники и фестивали», — рассказывает Константин Куксин.

Когда историю можно буквально потрогать руками, она воспринимается совершенно иначе, поэтому в Музее кочевой культуры не стесняются изготавливать некоторые экспонаты сами. Например, так делалась пайцза – еще одно доказательство того, что русские князья были не рабами монголов, а, скорее, их уполномоченными представителями.

«Пайцза – по сути, это железяка, которая делегирует полномочия. Человек, который носит пайцзу, имеет право говорить от имени монгольского хана. Бронзовая пайцза давала право распоряжаться на территории какого-то района, серебряная пайцза – на территории улуса, огромной части Монгольской империи. Золотая пайцза – на территории всей Монгольской империи. Александр Невский имел золотую пайцзу. Батый доверял ему настолько, что дал ему нагрудный знак, который был у него самого», — утверждает Куксин.

Большинство историков называют пайцзу ярлыком. Именно за этим символом власти ездили в Орду русские князья. Приверженцы официальной версии считают, что делали они это не по своей воле.

«Улусники ханов, конечно, отнюдь не были каким-то демократическими лидерами, которые могли делить власть с ханами. Любая попытка объявить себя свободным или любая попытка выбора воспринималась как мятеж, и это каралось смертью», — говорит Владимир Петрухин.

nBkSUhL2h1Ilm8y PqzJrMCqzJ3z8Zin2XyQ2q2C 2OZcGuaSnvVjCdg4M4S7FjDvM AtC QbIk8W7zj1GdwKSGT w= TH0MRBbSRm44FgIQMM Q

Виды Монголии. Фото: ИТАР-ТАСС

Государственное устройство Золотой Орды выглядело так: территория делилась на отдельные области – улусы. В каждом был свой правитель, подчинявшийся великому хану. С улусов брали дань, причем подушно. От русских монголам нужны были только деньги – заплати и живи спокойно. Другое дело, если по каким-то причинам заплатить не можешь.

«Монголы, завоевывая Русь, вели себя довольно достойно: они подъезжали к городу и требовали, чтобы город сдался. Если город сдался, его именовали «добрый город» – ханбалык – и оставляли в покое, только требовали фураж для лошадей и пищу для солдат, особенно фураж для лошадей. Дело в том, что у нас снега выпадает много, и монгольские лошади не могли выкапывать траву из-под снега. Они погибали. Если город выдавал сено, то монголы его не трогали, уходили дальше.

Но если правитель того или иного города шел на принцип, страдало все население. Впрочем, не стоит забывать, что столь жестокие расправы были в ту эпоху обычным спутником любых войн.

«Когда истребляется все население, включая жен, детей и стариков, это, конечно, ужасает. Когда археологи находят города, заваленные непогребенными трупами, то что об этом можно сказать? Конечно, это вселяет ужас», — считает Владимир Петрухин.

Культ коня

Большинство князей предпочитали находить с монголами общий язык, то есть сами собирали дань с народа, что сулило экономические выгоды. Были и те, кто использовал могущество Орды в своих интересах. Например, Александр Ярославич, получивший прозвище Невский, сам отправился в стан Батыя, внука Чингисхана.

«Батый сидел на троне в своей юрте, князь прошел меж двух огней, зашел в юрту, и переводчик ему говорит: «Княже, вот стоят эти деревянные чурбаки, это идолы их, поклонись им, Батыю приятно будет». Александр отталкивает переводчика, не кланяясь монгольским идолам, проходит и падает на колени перед Батыем. Батый говорит: «Юноша, почему ты моим богам не поклонился, а мне в ноги упал?» На что Александр, подняв глаза, отвечает: «Твоим богам не кланяюсь, ибо в своего бога верую, а тебе в ноги упал, ибо бог тебя над всеми нами ханом поставил». – «Молодец», – говорит Батый. Ему сразу понравился этот юноша, бесстрашный, честный, а эти качества монголы ценили. Сами были такими же», — говорит Константин Куксин.

Новгородский князь и властитель Золотой Орды договорились: Александр будет подавлять восстания против монголов на территории Руси, а Орда поможет ему противостоять тевтонским рыцарям, надвигавшимся на его земли с запада. Историк Лев Гумилев утверждает, что конница Батыя сражалась на стороне русских в битве при Чудском озере, вошедшем в историю как Ледовое побоище.

nBkSUhL2h1Ilm8u3PqzJrMCqzJ3z8Zin2XyQ2q2C 2OZcGuaSnvVjCdg4M4S7FjDvM AtC QbIk8W7zj1GdwKSGT w=KUOwPJowzyP WykCBMULTQ

Монголия. Пограничный дозор. Фото: ИТАР-ТАСС

«Конечно, некоторые думают: «Как было бы здорово, чтобы Александр Невский избил бы всех крестоносцев, выгнал бы монголов, и была бы у нас Россия от Германии до Чукотки». Было бы, наверное, здорово, но это было невозможно. Александр был мудрым человеком. Он понимал, что на два фронта воевать не сможет никогда, поэтому он оказался перед выбором. Вы знаете английскую пословицу «Из двух зол не выбирают»? Русская другая – «Из двух зол выбирают меньшее», — рассуждает Куксин.

Монгольские воины наводили страх на весь континент. Они завоевали практически всю Европу. Даже хорошо вооруженные рыцари не могли одолеть диких кочевников.

«Монгольский воин выпускал не менее 16 стрел в минуту на полном скаку, в тот момент, когда все четыре копыта коня отрывались от земли. Если парень выпускал меньше, его просто в армию не брали, что было позором в то время», — утверждает Константин Куксин.

«Длинные тяжелые наконечники предназначались для пробития тяжелых доспехов. Были наконечники зажигательные. Вот к таким наконечникам привязывался пучок соломы, пропитанный смолой, смола поджигалась, и горящая стрела посылалась в город, чтобы устраивать пожары», — рассказывает экскурсовод Музея кочевой культуры Егор Староверов.

Идя в наступление, кочевники выпускали стрелы со свистульками, которые издавали дикий вой. Русские прозвали их «поющими ведьмами». Вражеские кони сходили от этого звука с ума. Привычные ко всему монгольские лошади просто давили отступавших противников копытами.

Конь для кочевника всегда был чем-то большим, чем тягловая сила. Каждый воин Чингисхана имел по три лошади, и именно этот факт доказывает, что многое из того, что нам рассказывали в школе, не более чем домысел.

«Представьте 40 тысяч воинов. Получается 120 тысяч лошадей, еще обозные лошади. 150 тысяч коней привел с собой Батый. Да они подходят к такой речке, как Москва или Ока, она обмелеет сразу, если лошади будут пить. А представьте, что такое 100 тысяч воинов, 200 тысяч воинов, как писали. Миллионные табуны, за ними пустыня бы оставалась. Но впоследствии, когда немецкие историки переписывали нашу с вами историю, как-то стало зазорно – как это, 40 тысяч монголов завоевали огромное государство? Тогда возник миф, что монголов было очень много, что пришли их сотни и сотни тысяч, как саранча они ползли. Каждый русский убивал сто монголов, но их было так много, что справиться было не в человеческих силах», — считает Куксин.

Разумеется, лошади есть и в Музее кочевников, рядом с кочевыми жилищами прогуливаются Гавана и Фролик.

«В наше время, когда у всех дома компьютерные игры, телевизоры, лошадь детям важна, потому что где еще увидишь ее в центре Москвы?» — говорит сотрудница музея.

У кочевников конь настолько почитаем, что даже главный монгольский музыкальный инструмент имеет форму головы лошади.

«Называется он моринхур. В переводе с монгольского языка «морь» – это конь», — объясняет Егор Староверов.

Как закалялась вера

В этом уголке Москвы, как и в настоящих монгольских стойбищах, обычные юрты соседствуют с кочевым буддийским храмом – дуганом. Это не просто очередной экспонат необычного музея, это единственный в Москве официальный, освященный посланником далай-ламы, буддийский храм.

«И далай-лама дал название храму «Храм алмазной сущности Будды», и храм функционирует», — говорит Константин Куксин.

Буддийский духовный центр в Калмыкии. Фото: ИТАР-ТАСС

Служба здесь проводится нечасто – по большим религиозным праздникам, но прийти и помолиться может любой в любое время. Пока желающих немного, это и понятно. Кому придет в голову, что буддийский храм может находиться во дворе московской школы? Ханы Золотой Орды буддистами не были, но к вере и культуре других народов относились с известным почтением.

«Когда Чингисхана спрашивали: «Какая у тебя вера?» – он говорил: «Я поклоняюсь синему небу». Но когда он стал ханом огромной державы от Желтого моря до Средиземного, к нему побежали разные проповедники всех религий, говоря: «Моя вера лучше. – Нет, моя». Он собрал всех проповедников всех религий и сказал: «Смотрите, у Бога, как и у меня, много пальцев на руках. И к Богу можно прийти разными дорогами», – и повелел, что в его империи все религии будут равны, и ни одна церковь не будет облагаться налогами», — рассказывает Куксин.

То, что за 300 лет православие на Руси лишь укрепилось, еще один весомый аргумент. Может, и правда, то, что принято называть игом, было не таким уж чудовищным? Впрочем, с этим доводом согласны отнюдь не все историки.

«Монголы разорили Русь. Разорение было страшным. Древнерусская культура была просто уничтожена. После монголов русская культура стала другой», — считает Владимир Петрухин.

Это правда, но лишь отчасти. Да, храмы в городах, отказавшихся платить дань, сжигали вместе с самими городами, но в иных местах они активно строились.

«Говорят, что монголы разрушили нашу культуру. А как же расцвет церковной живописи, церковного искусства? Все, что было связано с церковью, при монголах процветало. Андрей Рублев писал при монголах», — утверждает Константин Куксин.

Многие историки полагают, что монгольский протекторат над раздробленными русскими княжествами способствовал их объединению. В Орде же, напротив, начались междоусобицы, что сильно ослабило монгольское государство. В результате к концу XIV века расклад сил изменился – русские больше не хотели платить дань. Считается, что поворотным моментом стала Куликовская битва, в которой Дмитрий Донской разгромил армию Мамая. Константин убежден, что и это не совсем корректное описание событий.

«Нельзя говорить, как пишут в наших учебниках до сих пор, что русские вышли против монголов, чтобы освободиться от ига. Ничего подобного. Русские князья приняли участие в гражданской войне. Причем часть русских поддерживала законного претендента, часть – узурпатора», — считает Куксин.

Конец монгольского ига

Гражданская война в Орде разгорелась из-за борьбы за власть.

«Представьте себе, в конце XIV века за 10 лет на престоле Золотой Орды меняется 13 ханов. Ну куда это годится? Поубивали всех наследников Чингисхана. Остался только один Тохтамыш, который правил Синей Ордой в Сибири. И часть монголов говорит: «Все-таки только потомок Чингисхана может быть на престоле Орды. Давайте Тохтамыша призовем». Он был не против. А другие говорят: «А зачем нам чужой хан, мы и сами не хуже». И возглавил эту партию Мамай. Он не происходил от Чингисхана, но он был сильным воином, и началась в Орде гражданская война законного хана Тохтамыша против узурпатора Мамая», — говорит Константин Куксин.

nBkSUhL2h1Ilm821PqzJrMCqzJ3z8Zin2XyQ2q2C 2OZcGuaSnvVjCdg4M4S7FjDvM AtC QbIk8W7zj1GdwKSGT w=HrvH88cYmu3hfekGi70IYw

Монголия. Местный житель в окрестностях Улан-Батора. Фото: ИТАР-ТАСС

Дмитрий Донской наголову разбил войска Мамая и тем самым отстоял престол для Тохтамыша.

«Да, ездили князья в Орду, получали ярлыки на княжение, но дань стали утаивать, Москва становилась все сильнее. И в конце концов, когда монголы вновь решили показать, кто здесь главный, через 100 лет, в 1480 году, было стояние на Угре. Монголы не решились напасть. Иго так называемое кончилось, а на самом деле закончился период разных и сложных отношений русских с монголами», — рассказывает Куксин.

Услышав все это, большинство посетителей музея приходит в некоторое недоумение. Да, звучит убедительно, но почему же в школе нас учили совершенно другой истории? Специалисты считают, что популярная до сих пор версия появилась при Петре вместе с новой модой на все европейское.

«Все, что было до Петра, считалось дикостью и варварством. И нужно было объяснить, откуда же такая дикость-то у русских, что вот Европа живет богато, а мы в лаптях все ходим. Но, оказывается, монголы виноваты. 300 лет они уничтожали все лучшее, что могло произрасти в русской земле, угнетали, жгли и грабили. Потом русским стало обидно, они стали писать, что не просто так мы защищались. Мы грудью своей Европу от монголов прикрыли, спасли мы эту Европу. Вообще, версия ужасная. То есть получается, мы, русские, проливали кровь, воюя с монголами, чтобы спасти европейцев, которые хотели нас уничтожить и всегда презирали. Бред и позор!»- считает Константин Куксин.

Так кем же были монголы для русского народа? Безжалостными захватчиками или же мудрыми военно-политическими союзниками? Окончательный и однозначный ответ на этот вопрос найти, скорее всего, уже не удастся.

«Я думаю, что уж особых переворотов здесь не будет, потому что довольно скудны источники. Археология сделала очень много для понимания этого времени, которое считается темным временем», — говорит Владимир Петрухин.

Как бы то ни было, история нас примирила. И московский музей, посвященный древней и удивительной истории кочевых народов, лучшее тому подтверждение.

«Мы, русские, вернули долг монголам. Мы освободили их первый раз в 21-м году, а второй раз – Сталин на Ялтинской конференции заявил, что одно из условий его участия вообще в войне и дружбы с союзниками, чтобы Монголия стала независимой страной. Вот отсюда и идет дружба монголов с русскими, и любимый монгольский тост: «Выпьем же за вечную нерушимую российско-монгольскую дружбу», — говорит Константин Куксин.

  • Юрод вый как пишется
  • Юрия авдеева 2 это не сказка обращение вирусов к людям земли
  • Юродивый как пишется и почему
  • Юрий яковлев сын летчика рассказ
  • Юрий яковлев рассказы для детей читать