Словарь Ушакова
юродивый
юродивый и (обл.) юродивый, юродивая, юродивое.
1. Глуповатый, чудаковатый, безумный. «У каждого свой сказ про юродивого помещика.» Некрасов.
2. в знач. сущ. юродивый, юродивого, муж. Христианский аскет-безумец или принявший вид безумца и обладающий, по мнению верующих, даром прорицания (церк., рел.). Христа ради или во Христе юродивый. «Молись за меня богу, юродивый!» Пушкин.
Словарь Ожегова
юродивый
ЮРОДИВЫЙ, ая, ое.
1. Чудаковатый, помешанный (разг.).
2. юродивый, ого, м. Безумец, обладающий даром прорицания.
| ж. юродивая, ой (ко 2 знач.).
Словарь Ефремовой
юродивый
- м. Христианский аскет-безумец или принявший вид безумца, обладающий — по мнению верующих — даром прорицания.
- м. Чудаковатый, глуповатый, безумный человек.
- прил.
- :
- Чудаковатый, глуповатый, безумный.
- Преисполненный юродства.
- перен. разг. Непрактичный, неприспособленный к жизни.
- :
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
юродивый
безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми, находя нередко в бессознательных поступках их глубокий смысл, даже предчувствие или предведенье; церковь же признает и юродивых Христа ради, принявших на себя смиренную личину юродства; но в церковном же значении. Юродивый иногда глупый, неразумный, безрассудный: Пять же бе от них мудры, и пять юродивы, Матф. Ныне более произносят: юродивый. Юродивость ж. и юродство ср. состоянье юродивого; безумие. Принимать на себя юродство, юродиться, юродствовать, напускать на себя дурь, прикидываться дурачком, как делывали встарь шуты;
шалить, дурить. Юродить кого, делать юродивым; юродеть, становиться таким, тупеть, глупеть, лишаться рассудка. Юродствованье, действие или состоянье по глаг. Юродственое житие. Юрод и юрод м. юродка ж. дурак, дура отроду, малоумный;
напустивший на себя дурь.
Этимологический Словарь Русского Языка
юродивый
Древнерусское – юродивъ.
В современный русский язык слово пришло из старославянского. Имеет значение: «слабоумный, психически ненормальный человек, иногда нищенствующий, по мнению глубоко верующих людей, обладающий даром ясновидения». В настоящее время слово употребляется очень редко и практически вышло из обихода. Довольно часто употребляется лишь слово «урод», которое в старославянском произносилось как «юрод».
Русская – восточнославянская – форма «урод», из у- – приставки, которая означает «ущербность», «недостаток», «убыль». Йотация же возникла на старославянской почве.
Родственными являются:
Украинское – юродивий.
Чешское – jurodivy.
Производное: юродствовать.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
юродивый
, ая, ое; ЮРОДИВЫЙ, ого, м., в знач. сущ.
1. В представлении суеверных, религиозных людей, безумец, обладающий даром прорицания.
* ► Ни дать ни взять юродивый, Стоит, вздыхает, крестится… // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо // *
2. Чудаковатый, помешанный (переносн.).
* ► С этим юродивым я и разговаривать не стану. // Чехов. Дядя Ваня // *
ЮРОДСКИЙ, ЮРОДСТВО, ЮРОДСТВОВАТЬ.
Добавить свое значение
Предложите свой вариант значения к слову юродивый
Синонимы к слову юродивый
- аскет
- безбашенный
- безмозглый
- безрассудно
- безрассудный
- безумец
- безумица
- безумная
- безумно
- безумный
- бесноватый
- беспечный
- бешеный
- благоюродивый
- благоюродствующий
Однокоренные слова к слову юродивый
- юрод
- юродивость
- юродливый
- юродский
- юродство
- юродствование
- юродствовать
- по-юродски
- юродеть
- юродить
- юродиться
Юро́дивый (гр. σαλός, слав. глупый, безумный), сонм святых подвижников, избравших особый подвиг – юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения. Юродство как путь святости реализует то противоположение мудрости века сего и веры во Христа, которое утверждает апостол Павел: “Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их” (1 Кор. 3, 18-19), ср. еще: “Мы безумны Христа ради” (1 Кор. 4, 10).
Юродивые отказывались ради Христа не только от всех благ и удобств земной жизни, но также часто и от общепринятых норм поведения в обществе. Зимой и летом они ходили босиком, а многие и вообще без одежды. Нарушали часто юродивые и требования морали, если смотреть на нее как на выполнение определенных этических норм.
Многие из юродивых, обладая даром прозорливости, принимали подвиг юродства из чувства глубоко развитого смирения, чтобы люди приписывали их прозорливость не им, а Богу. Поэтому они часто говорили, употребляя внешне бессвязную форму, намеками, иносказаниями. Другие юродствовали, чтобы потерпеть унижения и бесславия ради Царства Небесного.
Были и такие юродивые, называемые в народе блаженными, которые не принимали на себя подвига юродства, а действительно производили впечатление слабоумных благодаря своей оставшейся на всю жизнь детскости.
Если объединить мотивы, побуждавшие подвижников принимать на себя подвиг юродства, то можно выделить три основных момента. Попрание тщеславия, весьма возможного при совершении монашеского аскетического подвига. Подчеркивание противоречия между истиной во Христе и так называемым здравым смыслом и нормами поведения. Служение Христу в своеобразной проповеди не словом или делом, а силой духа, облеченной во внешне убогую форму.
Подвиг юродства — специфически православный. Католический и протестантский Запад не знает подобной формы подвижничества.
История
Юродство как особый род аскезы возникает в среде восточного монашества около V в. Палладий в Лавсаике рассказывает о монахине в одном из египетских монастырей, которая делала вид, что она безумна и одержима бесами, жила обособленно, выполняла всю грязную работу, и монахини называли ее σαλή позднее обнаруживается ее святость, и Палладий указывает, что она воплотила в жизнь те слова из Послания к Коринфянам, которые цитировались выше.
Евагрий Схоластик (+ ок. 600) рассказывает в своей Церковной истории о травоядцах, аскетах, которые питались травами и растениями; эти аскеты вернулись из пустыни в мир, но в миру продолжали аскетический подвиг – ходили в одних набедренных повязках, постились и притворялись безумными. Их поведение было исполнено соблазна, и это демонстрировало то совершенное бесстрастие (άπάθεια), неподверженность соблазнам, которых они достигли своим аскетическим подвигом. Из этой среды, согласно житию, написанному Леонтием Неапольским (середина VII в.), выходит Симеон, юродивый из Эмесы в Сирии, который, прикрываясь безумием, обличал грешников, творил чудеса; после его кончины жители Эмесы убеждаются в его святости. Таким образом, юродство как определенный путь святости складывается к VI-VII вв.
Юродство предполагает внешнее безумие (бесноватость) как крайнее средство изничтожение гордыни, способность к прорицанию, осуществляемому под видом безумия и лишь постепенно постигаемому людьми, смиренное приятие поношений и побоев как следования Христу, обличение грешников и способность видеть бесов, их окружающих, ночные тайные молитвы и демонстративное неблагочестие днем и т.д.
Юродство как тип поведения использует, видимо, ту модель, которая была задана бесноватыми, жившими у мощей святых. В V-VI вв. около церквей, построенных на могилах святых (мартириумы), образуются общины бесноватых, которые периодически подвергаются экзорцизму, а в остальное время живут при церкви, выполняя различные работы в церковном хозяйстве. Бесноватые участвуют в церковных процессиях и могут выкриками и жестами обличать власть имущих в грехах и неблагочестии; их обличения воспринимаются как вещие слова, исходящие от обитающего в них беса (убеждение в том, что обитающие в бесноватых демоны могут открывать истины, скрытые от людей, основано на евангельских примерах бесов, исповедающих Сына Божия, ср. Мф. 8, 29; Мк. 5, 7). Вместе с тем в житиях юродивых часто повторяется мотив восприятия их как одержимых бесами, а их пророчеств и обличений как исходящих от демонов (в житии Симеона Эмесского, в житии Андрея, юродивого цареградского и т.д.).
Подвиг юродства не получает значительного распространения в Византии или, во всяком случае, лишь в редких случаях удостаивается признание в форме санкционированного Церковью почитания. Ряд святых прибегают к юродству лишь в течение определенного времени, посвящая, однако, большую часть своей жизни аскезе другого типа. Период юродства отмечается, например, в житиях преп. Василия Нового (X в.), преп. Симеона Студита, учителя Симеона Нового Богослова, святителя Леонтия, патриарха Иерусалимского (+ 1186/1187) и др. В византийских источниках, однако, содержатся многочисленные рассказы о “божиих людях”, принимавших облик безумцев, ходивших нагими, носивших вериги и пользовавшихся исключительным почитанием византийцев. Иоанн Цец (XII в.) говорит, например, в своих письмах о знатных константинопольских дамах, которые в своих домашних церквях вешают не иконы, а вериги юродивых, заполнивших столицу и почитаемых более, чем апостолы и мученики; Иоанн Цец пишет, однако, о них с осуждением, равно как и некоторые другие поздневизантийские авторы. Такого рода осуждение было, видимо, характерно для церковных властей этой эпохи и связано со стремлением утвердить общежительное монашество, живущее по уставу и не практикующее нерегламентированные формы аскезы. При этих условиях, естественно, почитание юродивых как святых официальной санкции не получало.
Юродивые в России
Если в Византии почитание юродивых носит ограниченный характер, то в России оно приобретает весьма широкое распространение. Его расцвет падает на XVI столетие: в XIV веке — четыре почитаемых русских юродивых, в XV — одиннадцать, в XVI — четырнадцать, в XVII — семь.
Первым русским юродивым следует считать Исаакия Печерского (+1090 г.), о котором рассказывается в Киево-Печерском патерике. Далее сведения о юродивых отсутствуют вплоть до XIV в., на XV – первую половину XVII в. приходится расцвет подвижничества, связанного с юродством, в Московской Руси. Русские юродивые ориентировались прежде всего на образец Андрея, юродивого цареградского, житие которого получило исключительно широкое распространение в России и вызвало многочисленные подражания [1]. К числу почитаемых русских юродивых относятся Авраамий Смоленский, Прокопий Устюжский, Василий Блаженный Московский, Максим Московский, Николай Псковский, Михаил Клопский и др. В их аскетическом подвиге отчетливо опознаются те черты, которые характерны и для византийской традиции юродства: внешнее безумие, дар прорицания, соблазн как принцип поведения (перевернутое благочестие), обличение грешников и т.д.
В Московской Руси юродивые получают большую социальную значимость, они выступают как обличители неправедной власти и глашатаи Божией воли. Юродство воспринимается здесь как полноправный путь святости, и многие юродивые почитаются еще при жизни.
Очень поражали юродивые иностранцев-путешественников, находившихся в то время в Москве. Флетчер в 1588 году пишет:
«Кроме монахов, русский народ особенно чтит блаженных (юродивых) и вот почему: блаженные… указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет. Но иногда случается, что за такую дерзкую свободу, которую они позволяют себе, от них тоже отделываются, как это и было с одним, двумя в предшествовавшее царствование, за то, что они уже слишком смело поносили правление царя».
Флетчер же сообщает о Василии Блаженном, что «он решился упрекнуть покойного царя в жестокости». Об огромном уважении русского народа к юродивым пишет также Герберштейн: «Их почитали пророками: явно обличаемые ими говорили: это по грехам моим. Если они что брали в лавке, торговцы еще благодарили».
По свидетельству иностранцев, юродивых в Москве было очень много, они составляли по существу как бы некий отдельный орден. Канонизована из них весьма незначительная часть. Есть глубоко почитаемые до сих пор, хотя и неканонизованные местные юродивые.
Таким образом, юродство на Руси по большей части не подвиг смирения, а форма пророческого служения, соединенного с крайней аскезой. Юродивые обличали грехи и несправедливость и таким образом не мир смеялся над русскими юродивыми, а юродивые смеялись над миром. В XIV-XVI веках русские юродивые были воплощением совести народа.
Почитание народом юродивых привело, начиная с XVII века, к тому, что появилось много лжеюродивых, преследовавших свои корыстные цели. Случалось также, что за юродивых принимали и просто душевнобольных людей. Поэтому Церковь всегда очень осторожно подходила к канонизации юродивых.
Использованные материалы
- В.М.Живов, Святость. Краткий словарь агиографический терминов
- http://www.wco.ru/biblio/books/zhivov1/Main.htm
- «Юродивые». Богословско-литургический словарь
- http://magister.msk.ru/library/bible/comment/nkss/nkss24.htm
[1] Житие было написано в Византии, видимо, в X в. и вскоре переведено на славянский; время жизни Андрея отнесено к V в., многочисленные анахронизмы и иного рода несообразности побуждают думать, что Андрей Блаженный является вымышленной фигурой
толковый словарь
I м.
Аскет, отказавшийся ото всех благ, обладающий — по мнению верующих — даром прорицания (на Руси).
II м.
Тот, кто совершает нелепые, с точки зрения обычных людей, поступки, привлекая к себе внимание своею чудаковатостью, нарочитой униженностью или — наоборот — высокопарностью.
III прил.
1. = юро́дливый
Преисполненный юродства [юродство II]; чудаковатый, ненормальный.
2. перен. разг.; = юро́дливый
Неприспособленный к жизни; непрактичный.
толковый словарь ушакова
ЮРО́ДИВЫЙ и (обл.) ЮРОДИВЫЙ, юродивая, юродивое.
1. Глуповатый, чудаковатый, безумный. «У каждого свой сказ про юродивого помещика.» Некрасов.
2. в знач. сущ. юродивый, юродивого, муж. Христианский аскет-безумец или принявший вид безумца и обладающий, по мнению верующих, даром прорицания (церк., рел.). Христа ради или во Христе юродивый. «Молись за меня богу, юродивый!» Пушкин.
толковый словарь ожегова
толковый словарь даля
ЮРОДИВЫЙ, безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми, находя нередко в бессознательных поступках их глубокий смысл, даже предчувствие или предведенье; церковь же признает и юродивых Христа ради, принявших на себя смиренную личину юродства; но в церковном же значении. Юродивый иногда глупый, неразумный, безрассудный: Пять же бе от них мудры, и пять юродивы, Матф. Ныне более произносят: юродивый. Юродивость жен. и юродство ср. состоянье юродивого; безумие. Принимать на себя юродство, юродиться, юродствовать, напускать на себя дурь, прикидываться дурачком, как делывали встарь шуты;
| шалить, дурить. Юродить кого, делать юродивым; юродеть, становиться таким, тупеть, глупеть, лишаться рассудка. Юродствованье, действие и ·сост. по гл. Юродственое житие. Юрод и юрод муж. юродка жен. дурак, дура отроду, малоумный;
| напустивший на себя дурь.
популярный словарь
Юродивый
-ая, -ое
1) устар. Психически ненормальный.
Юродивый парень.
Провожай же меня, весь московский сброд. Юродивый, воровской, хлыстовский! Поп, крепче позаткни мне рот колокольной землей московскою! (Цветаева).
Синонимы:
поме́шанный, слабоу́мный, чудакова́тый
2) в значении сущ. Сумасшедший.
Нельзя было назвать его совершенным идиотом или юродивым, но он был до того наивен… что иногда действительно его можно было счесть дурачком (Достоевский).
Синонимы:
дура́к, идио́т
3) в значении сущ. Блаженный, аскет-безумец или принявший вид безумца, обладающий, по мнению религиозных людей, даром прорицания.
Личина дурака, выставляющего себя на посмешище, или юродивого «не от мира сего», глупца Христа ради… обеспечивала шуту неприкосновенность (Даркевич).
Синонимы:
блаже́нненький (разг.), дура́к (устар., прост.), дурачо́к (устар., прост.)
Родственные слова:
юро́дивый сущ., юро́дивая сущ., юро́дивость, юро́дивец разг., по-юро́дивому
Этимология:
Из старославянского языка (др.-рус. юродивый, уродивый ‘глупый’, ‘безумный’ и ‘юродствующий’, ‘юродивый’ ← ст.-слав. юродивый). В древнеславянских языках отсутствует или является заимствованием из русского языка. Тот же корень род в слове родить.
Энциклопедический комментарий:
Юродивым позволялось обличать несправедливость, говорить «правду в глаза сильным мира сего». Церковные авторы рассматривают юродство как специфическую форму социального протеста, а юродивых — как выразителей чаяний народных масс. В житиях таких известных на Руси юродивых, как Прокопий Устюжский (XIV в.), Николай Кочанов (XIV в.), Василий Блаженный (XV-XVI вв.) и др. подчеркивается, что они были тесно связаны с народом, выступали в его защиту. Церковь объявляла юродивых людьми, отмеченными «божьей печатью», пользующимися особым расположением Всевышнего. Культ юродивых широко пропагандировался в массах. Многие из них причислены церковью к лику святых.
словарь существительных
ЮРО́ДИВЫЙ, -ого, м То же, что блаженный.
// ж юро́дивая, -ой.
Месяц светит, Котенок плачет, Юродивый, вставай, Богу помолимся (П.).
энциклопедический словарь
I.
ЮРО́ДИВЫЙ -ая, -ое.
1. Чудаковатый, помешанный; ненормальный. Ю. парень. Она больная, юродивая.
2. = Блаже́нный (2 зн.).
◁ Юро́дивость, -и; ж.
II.
ЮРО́ДИВЫЙ -ого; м.
1. В православии: обладающий даром прорицания святой подвижник, отвергший все мирские ценности, житейскую мудрость и избравший для себя особый подвиг — бесприютное нищенство. Ю. Василий босой.
2. Чудаковатый человек; дурак (2 зн.).
◁ Юро́дивая, -ой; ж.
академический словарь
-ая, -ое.
1. устар.
Психически ненормальный.
[Бушмен] казался каким-то юродивым стариком —, давно пережившим свой век и выжившим из ума. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
— Не в урочное время на колокольню забился и давай звонить… — Просто сказать — юродивый паренек
этот. Короленко, За иконой.
| в знач. сущ. юро́дивый, -ого, м.; юро́дивая, -ой, ж.
Нельзя было назвать его совершенным идиотом или юродивым, но он был до того наивен —, что иногда действительно его можно было счесть дурачком. Достоевский, Село Степанчиково.
2. в знач. сущ. юро́дивый, -ого, м.
Блаженный, аскет-безумец или принявший вид безумца, обладающий, по мнению религиозных людей, даром прорицания.
Он с пятнадцатого года стал известен как юродивый, который зиму и лето ходит босиком, посещает монастыри, дарит образочки тем, кого полюбит, и говорит загадочные слова, которые некоторыми принимаются за предсказания. Л. Толстой, Детство.
словарь церковнославянского языка
= прил. (греч. μωρός) — глупый. (Матф. 25, 2).
евразийская мудрость от а до я.
ЮРОДИВЫЙ —
разряд святых подвижников, избравших особый подвиг — юродство, т. е. облик безумия, принимаемый ради «поругания миру», радикального отвержения ценностей мирской жизни и служения Христу через свидетельствование о внешнеположенности Христова пути мирской мудрости и мирскому величию. Ю. как особый вид Аскезы возникает в среде восточного монашества около 5 в. и складывается к У1 — У11 вв. Р. Х. Юродство предполагает внешнее безумие (бесноватость) как крайнее изничтожение гордыни, способность к прорицанию, осуществляемому под видом безумия и лишь постепенно постигаемому людьми, смиренное приятие поношений и побоев как следования Христу, обличение грешников и способность видеть бесов, их окружающих, ночные тайные молитвы и демонстративное неблагочестие днем и т. п. В Московской Руси Ю. получают наибольшую социальную значимость, они выступают как обличители неправедной власти и глашатаи Божьей воли. Юродство воспринимается здесь как полноправный путь святости, и многие Ю. почитаются еще при жизни.
словарь слов из произведений русской литературы
Юродивый, ая, ое; ЮРО/ДИВЫЙ, ого, м., в знач. сущ.
1. В представлении суеверных, религиозных людей, безумец, обладающий даром прорицания.
► Ни дать ни взять юродивый, Стоит, вздыхает, крестится… // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо //
2. Чудаковатый, помешанный (переносн.).
► С этим юродивым я и разговаривать не стану. // Чехов. Дядя Ваня //
ЮРОДСКИЙ, ЮРОДСТВО, ЮРОДСТВОВАТЬ.
орфографический словарь
словарь ударений
A/ пр см. Приложение II
(психически ненормальный; в знач. сущ. человек, приня́вший вид безумца и обладающий, по мнению религиозных людей, даром прорицания)
Пока мы бегали в столовку,
Туманный, как Палеолит,
Юро́дивый с татуировкой
Чуть не упер теодолит.
А. А. Вознесенский, Лёшенька
«Узелок на память»:
юро́дивый, уро́дливый. В этих этимологически связанных словах под ударением второй слог.
трудности произношения и ударения
юро́дивый (неправильно юроди́вый).
формы слов
1. юро́дивый, юро́дивая, юро́дивое, юро́дивые, юро́дивого, юро́дивой, юро́дивого, юро́дивых, юро́дивому, юро́дивой, юро́дивому, юро́дивым, юро́дивый, юро́дивую, юро́дивое, юро́дивые, юро́дивого, юро́дивую, юро́дивое, юро́дивых, юро́дивым, юро́дивой, юро́дивою, юро́дивым, юро́дивыми, юро́дивом, юро́дивой, юро́дивом, юро́дивых, юро́див, юро́дива, юро́диво, юро́дивы, юро́дивее, поюро́дивее, юро́дивей, поюро́дивей
2. юро́дивый, юро́дивые, юро́дивого, юро́дивых, юро́дивому, юро́дивым, юро́дивого, юро́дивых, юро́дивым, юро́дивыми, юро́дивом, юро́дивых
синонимы
сущ., кол-во синонимов: 32
блаженный; блаженненький, дурак, дурачок (разг.); юрод, юродивец (прост.); божий (или христов) человек (устар. и народно-поэт.)
архаизмы
Юродивый — глупый, неразумный
морфемно-орфографический словарь
грамматический словарь
этимология
Это слово, имеющее значение «блаженный» или «психически ненормальный», одного корня с существительным урод, что несколько проясняет его смысл.
этимологический словарь
Древнерусское — юродивъ.
В современный русский язык слово пришло из старославянского. Имеет значение: «слабоумный, психически ненормальный человек, иногда нищенствующий, по мнению глубоко верующих людей, обладающий даром ясновидения». В настоящее время слово употребляется очень редко и практически вышло из обихода. Довольно часто употребляется лишь слово «урод», которое в старославянском произносилось как «юрод».
Русская — восточнославянская — форма «урод», из у- приставки, которая означает «ущербность», «недостаток», «убыль». Йотация же возникла на старославянской почве.
Родственными являются:
Украинское — юродивий.
Чешское — jurodivy.
Производное: юродствовать.
Заим. из ст.-сл. яз. Субстантивированное суф. прилагательное от юрод, сменившее искон. (без j) уродивый. См. урод.
юро́дивый
др.-русск. юродивъ, начиная с ХIV в., до этого — уродивъ. Согласно Соболевскому (ЖМНП, 1894, май, стр. 218), связано со ст.-слав. С«родъ ὑπερήφανος; см. Мейе, Ét. 232; см. также уро́д (выше).
сканворды
— Безумец с даром прорицания.
— Безумец, обладающий даром прорицания.
— Поэма украинского писателя Тараса Шевченко.
полезные сервисы