- Юродство Богословско-литургический словарь
- Юродивый как пророк и апостол еп. Каллист (Уэр)
- Юродивые Георгий Федотов
- Юродивый В.М. Живов
- Юродство и столпничество иером. Алексий (Кузнецов)
- Христианское юродство и христианская сила проф. В.И. Экземплярский
- Христа ради «сумасшедшие» Жан-Клод Ларше
- Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной русской церкви: исторический очерк и жития сих подвижников благочестия свящ. Иоанн Ковалевский
- Христа ради юродивые – образцы морали и пастырства архим. Павлос Пападопулос
- Юродство: люди и тексты Евгений Водолазкин
- Женское юродство в Православной Церкви: история и содержание подвига Е.В. Грудева
- Письма юродивого Стефана Нечаева
- Юродивые Христа ради (указатель)
- Юродивые
***
Юро́дство Христа ради – духовно-аскетический подвиг, который заключается в отказе от общепринятых норм жизни, принятии особого образа поведения, отчасти (внешне) напоминающего поведение человека, лишенного рассудка, в смиренном терпеливом перенесении унижений, презрения, поругания, телесных лишений.
Ключом к пониманию этого подвига является фраза из Священного Писания: «…мудрость мира сего есть безумие пред Богом… » (1Кор.3:19).
Юродивый (слав. глупый, безумный) – человек, взявший на себя подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия с целью достижения внутреннего смирения. Христа ради юродивые ставили себе задачей побороть в себе корень всех грехов – гордость. Для этого они вели необычный образ жизни, иногда представлялись как бы лишенными рассудка, вызывая тем над собою насмешки людей. Вместе с тем, они в иносказательной символической форме обличали зло в мире, как словами, так и действиями. Такой подвиг брали на себя юродивые для того, чтобы смирить себя и вместе с тем сильнее воздействовать на людей, так как к обычной простой проповеди люди относятся равнодушно. Подвиг юродства ради Христа был особенно распространен у нас на Русской земле.
60‑е Правило Трулльского Собора (692 г.) запрещает притворное юродство: “Всячески (следует) наказывать тех, кто притворяется бесноватым и нарочно подражает ему в испорченности нравов. Пусть они будут подвергнуты тем же строгостям и тяготам, как если бы бесновались по-настоящему.”
***
Не надо искать необычного человека
Был ли князь Мышкин настоящим юродивым? Как подлинное юродство соотносится с душевными недугами, можно ли быть одновременно юродивым и больным, разъясняет иерей Владимир Новицкий, врач-психиатр, клирик храма Святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Космодемьянском (Москва), руководитель службы «Благое дело» для помощи страдающим алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями :
– Юродство предполагает очень высокую степень духовной жизни и принимается совершенно сознательно. Для соблюдения этих двух условий по меньшей мере надо обладать здравым умом и трезвой памятью. Согласно святоотеческой аскетике, принять такой подвиг мог человек не просто здоровый психически и духовно, но и достигший бесстрастия, то есть состояния, когда, как говорили отцы, «умолкнут чувства» и человек перестает поступать в зависимости от них, а руководствуется в своем поведении духовным разумом. И вот эту высоту жизни подвижник скрывает за юродством, как за ширмой, чтобы послужить Богу втайне. Чтобы избежать почитания, он надевает на себя маску душевнобольного, принимая оскорбления, которые помогают бороться с гордостью и достигать совершенного смирения. Поведение юродивого по форме часто нарочитое, иной раз провокационное, неадекватное. Но такая нарочитость у него – маска, под которой – целостная личность в максимальной собранности ума, воли и чувств, с очень четкой логикой, в полном духовном сознании. Юродивый всегда знает, что юродствует. Его контролирующее самосознание, или трезвение по святоотечески, помогает ему максимально адекватно оценивать себя и все окружающее. Это благодатное состояние, в котором присутствуют не только усилия или способности человека, но и преображающая и содействующая сила Божия. Поэтому юродство – не болезнь, а духовный подвиг, принятый в результате собственного выбора.
У душевнобольного человека как раз нарушено самосознание, целостность личности, он не способен – полностью или частично – руководить своими желаниями, мыслями, волей. У него дисгармония всего психического строя на разных уровнях: на поверхностном, поведенческом, проявляющемся в психопатии, более глубоком эмоциональном, и еще более глубоком, когда расстраивается мышление, воля и человек начинает заражаться разными бредовым идеями, галлюцинировать, становясь открытым и для бесовских сил. Такой человек не критичен по отношению к себе и другим людям, неадекватно устанавливает связи между событиями и людьми.
В отличие от юродивого, который стремится умалить свое «я» (ведь это подвиг борьбы с гордыней), поставить вместо «я» Бога в акте смирения, больному человеку надо еще исцелить свое «я», осознать себя как личность. В силу разобщенности сил души такой человек часто лишен очень важного акта – сознательного волеизъявления, которым руководствуется подвижник, принимая на себя подвиг. И потому совершенно невозможно быть одновременно юродивым и душевнобольным. Это, конечно, никак не умаляет душевнобольного в глазах Божиих, просто важно помнить, что юродство – исключительный вид подвижничества и очень немногие к нему призваны и на него способны.
Другой случай – лжеюродство, кликушество. Здесь критерием может быть разница в мотивации и целях: если юродивый борется с гордыней, тщеславием – лжеюродивый, чаще всего бессознательно, стремится подпитать свою гордыню. То есть здесь сам подвиг берется уже ради гордыни – с целью материальных выгод, или манипуляции кем-то, или удовлетворения собственной властности. Это способ привлечь к себе внимание человека с истерическим складом психики.
Отдельной категорией в этом вопросе идут так называемые странненькие, или, как их часто называют в народе, блаженные, что не имеет никакого отношения к блаженным в каноническом смысле. Эти люди также отличаются странностью поведения, необычными высказываниями, привлекающими внимание. Но это ни в коем случае не юродство в святоотеческом понимании. Потому что, в отличие от юродивых, «странненькие» – это люди часто органически поврежденные. За счет снижения интеллекта у них может быть компенсаторно развита интуиция. Будучи верующими, живущие смиренно, они могут высказывать какие-то интересные соображения. Но такие «блаженные» ничего сознательно не берут на себя, они такие и есть, это проявление особенностей их психики, часто – болезни. К ним лучше всего относиться спокойно, сострадательно, но и с осторожностью. Не искать необычного человека. Потому что, когда стремятся к духовной жизни, не человека другого ищут, а Христа.
Почему нельзя сказать, что князь Мышкин был юродивый? Во-первых, потому, что он был больным, эпилептиком. Во-вторых, он не брал на себя юродства сознательно, он просто был таким сам по себе: глубоко верующим, интуитивно развитым. Но это не было несением креста – юродства.
Очень трудно выстроить схему: вот юродивый, вот кликуша, вот странненький. Подлинные юродивые – это люди духовные. О духовном могут судить только духовные. Мы не можем проникнуть в тайну их внутреннего мира, мы можем иметь только какие-то ориентиры, которые показывают, что это – истина или подделка. Господь открывает, когда надо, и святость, и лжесвятость, и последние бывают посрамлены. И наоборот: не может укрыться свет, истинная благодать Божия. Например, Ксения Петербургская (из жития которой известно, что она проходила медицинское освидетельствование и была признана психически абсолютно здоровой) была и при жизни почитаема людьми, пусть не сразу, но даже простые люди заметили, что она – человек святой. Любящий, смиренный, служащий Богу и людям, обладающий благодатной силой, чудотворной молитвой. Таковы и все юродивые.
журнал «Нескучный сад»
Люди считают, что юродивый – это человек с обязательным наличием у него психического расстройства или телесного изъяна. Говоря простым языком, это обычный дурак. Церковь неустанно опровергает данное определение, утверждая, что такие люди самопроизвольно обрекают себя на мучения, окутываясь завесой, скрывающей истинную доброту помыслов. Богословие призывает различать такие два понятия, как юродивые от природы и юродивые «Христа ради». Если с первым типом все вроде понятно, то про второй следует поговорить подробней. Они из-за своей сильной любви к Богу становились аскетами, ограждали себя от мирских благ и удобств, обрекая себя на вечные скитания и одиночество. В то же время они могли позволить себе безумное, неприличное поведение на людях, пытаться совращать прохожих. Проводя недели за молитвой, месяцы в посту, они были наделены даром провидения, но, несмотря на это, старались избежать земной известности.
Идеальная одежда для блаженного – обнаженное, истерзанное тело, показывающее пренебрежение к человеческой тленной плоти. Нагой образ несет в себе две смысла. Во-первых, это чистота и невинность ангела. Во-вторых, похоть, безнравственность, олицетворение дьявола, который в готическом искусстве всегда представал нагим. Этот костюм несет двойственный смысл, являясь для одних спасением, а для других погибелью. Все же был у них один отличительный атрибут одежды – рубаха или набедренная повязка.
Язык, на котором говорит юродивый – молчание. Но приверженцев немоты было мало, так как это противоречило прямым обязанностям блаженного: обличать людские пороки и озвучивать предсказания. Они выбирали нечто среднее между молчанием и вещанием. Подвижники невнятно бормотали и шептали, несли несвязную чушь.
Толкование слова
Юродство переводится со старославянского как безумец и дурак, происходит от следующих слов: оуродъ и юродъ. Проштудировав толковые словари Ожегова, Ефремовой, Даля, можно сделать вывод, что смысловая нагрузка слова схожа.
Семантические свойства
1. В религии юродивый – это человек, отрекшийся от земных преимуществ, выбравший для себя путь аскета. Мудрый безумец, являющийся одним из ликов святости. (Юродивые плясали и плакали. В.И.Костылев «Иван Грозный»)
2. Старинное значение слова «глупый».
3. Неодобрительное обозначение, принижающее человека: чудаковатый, ненормальный. (Разве я похож на юного бродячего юродивого, которого сегодня казнят? М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)
Смысл существования
Своим поведением они старались вразумить людей, показывая им в карикатурной форме их действия и поступки. Они высмеивали такие человеческие пороки, как зависть, грубость, обидчивость. Это делалось для того, чтобы вызвать в массах чувство стыда за недостойное существование. В отличие от ярмарочных скоморохов юродивые не прибегали к колкому сарказму и сатире. Ими руководили любовь и сострадание к людям, которые сбились с жизненного пути.
Прокопий Устюжский
Юродивый блаженный, который первый сравнил себя с послом воли Божьей, призвав в очередное воскресное утро все население Устюга молиться, иначе Господь покарает их город. Все его обсмеяли, посчитав умалишённым. Через пару дней он снова слезно просил жителей покаяться и помолиться, но вновь не был услышан.
В скором времени его пророчество сбылось: на город обрушился страшный ураган. Испуганные люди побежали в собор, и возле иконы Божьей матери они обнаружили молящегося блаженного. Жители тоже принялись усердно молиться, чем и уберегли свой город от разрушения. Многие спасли и свои души, обратив свой взор к Всевышнему. В жару и мороз каждую ночь блаженный Прокопий проводил время за молитвой на церковной паперти, а под утро засыпал в навозной куче.
В Антиохии наблюдались святые юродивые, у одного из которых был опознавательный знак в виде мертвой, привязанной к его ноге собаке. Из-за подобных странностей народ постоянно подшучивал над ними, частенько пинал и избивал. Отсюда вывод, что юродивый – это мученик, только в отличие от классического понимания этого слова, испытывающий боль и страдания не однажды, а на протяжении всей своей жизни.
Блаженный Андрей Христа ради юродивый
Во времена правления императора Льва Великого – Мудрого жил в Константинополе мужчина, купивший много рабов, среди которых был мальчишка славянской внешности по имени Андрей. Хозяин полюбил его больше остальных, так как был юнец красив, смышлен и добр. С самого детства его излюбленным местом для посещений стала церковь, в чтении отдавал он предпочтение Священным писаниям. Однажды его за молитвой застал дьявол и принялся стучать в дверь, чтобы сбить с толку. Андрей испугался и прыгнул в кровать, накрывшись шкурой козы. Вскоре он уснул и ему приснился сон, в котором перед ним предстали два войска. В одном войны были в светлых одеяниях подобные ангелам, а в другом походили на бесов и чертей. Черное войско предлагало белым сразиться с их могучим великаном, но те не решались вступить в бой. И тут с небес спустился светлоликий юноша.
В руках у него были три венца неземной красоты. Андрей возжелал купить их за любые деньги, которые бы ему дал хозяин, увидев подобную красоту. Но Ангел предложил другой вариант, сказав, что эти венки не продаются ни за какие земные богатства, но они смогут принадлежать Андрею, если он победит черного исполина. Андрей одолел его, получил в награду венцы, а после услышал слова Всевышнего. Господь призывал Андрея стать блаженным ради него и обещал много наград и почестей. Юродивый это выслушал и решил исполнить волю Божью. С того времени Андрей стал ходить по улице нагой, показывая всем свое изрезанное накануне ножом тело, прикидываясь сумасшедшим, неся невнятный бред. На протяжении многих лет он терпел оскорбления и плевки в спину, стойко переносил голод и холод, жару и жажду, а полученную милостыню раздавал другим нищим. За свое покорность и терпение он получил в награду от Господа дар ясновидения и предсказывания, благодаря которому спас много заблудших душ и вывел на чистую воду обманщиков и злодеев.
Читая молитвы в Влахернском храме, Андрей юродивый увидел Пресвятую Богородицу, от которой получил благословение. В 936 году Андрей умер.
Бесстрашные высказывания
Юродивые сражались не только с людскими грехами, но и со своими собственными, например, с гордыней. Приобретенное ими за годы жизни смирение помогало пережить все человеческие нападки и избиения.
Но их смирение и послушание вовсе не говорит о том, что они слабовольные и мягкотелые. Порой они делали громкие заявления с трибун там, где остальные люди стояли и испуганно опускали глаза.
Пример в истории
После долгих уговоров Николаем Саллосом, известным как псковский юродивый, Иван Грозный все-таки отказался съесть мясо в пост, аргументируя это тем, что он христианин. Блаженный Николай не растерялся и подметил, что у царя странная позиция: не есть мясо, но пить христианскую кровь. Царь был опозорен таким высказыванием и вместе со своим войском был вынужден покинуть город. Таким образом юродивый спас Псков от уничтожения.
Примеры в литературе
Классический образ юродивого, известный всем с раннего возраста – герой русских народных сказок Иван-дурак. Сначала он казался абсолютным глупцом, но со временем становилось ясно, что неразумие его показное.
Н.М.Карамзин создал героя по имени Василий Блаженный, который, не боясь опалы Ивана Грозного, обличал все его жестокие деяния. Еще у него есть персонаж Иоанн Блаженный, который даже в лютый мороз ходил босиком и на каждом углу вещал о гадких делах Бориса Годунова.
Пушкинский блаженный
Все эти герои Карамзина вдохновили А.С.Пушкина на создание своего собственного образа юродивого, прозванного Железным Колпаком. Несмотря на отведенную ему второстепенную роль и пару реплик лишь в одной сцене, у него своя «миссия правды», которой он наполняет всю трагедию. Не зря говорят, что словом можно не только ранить, но и убить. Он обращается за защитой к Годунову после того, как его обидели местные мальчишки и отобрали копеечку, требуя им такого же наказания, какое когда-то царь предложил применить к маленькому царевичу. Юродивый требовал их зарезать. Сама новость об участи младенца не нова, ее упоминали в прежних сценах, но разница в подаче. Если до этого на данную тему лишь перешептывались, то сейчас обвинение было высказано в лицо и прилюдно, что послужило шоком для Бориса. Царь обозначивал содеянное, как небольшое пятнышко на свое репутации, но Железный Колпак открыл глаза народу на то, что это чудовищное преступление, и то, что не стоит молиться за царя-ирода.
Блаженные подвижники сторонились земной славы, но за свои страдания и никем не оцененные подвиги Господь наградил их способностью творить чудеса силой молитвенного слова.
Драбкина, С.В. ЕГЭ. РЯ. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие.
ЗАДАНИЕ 11.
БУКВЫ Е, И В СУФФИКСАХ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ГЛАГОЛОВ
Формулировка задания: укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) услужл..вый, алюмини..вый 2) взрывч..тый, сначал.. 3) фланел..вый, овлад..вать
4) базир..ваться, трещ..тка 5) абхаз..кий, белорус..кий
Правильный ответ: 2345
Обращаем ваше внимание на то, что в этом задании может быть два и более правильных ответа (в соответствии с принципом непредсказуемой множественности ответов, который реализуется в КИМах ЕГЭ 2019 года).
Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: в каких случаях в именах прилагательных пишутся суффиксы -ЛИВ-, -ЧИВ-; -ИВ-, -ЕВ-; от чего зависит написание глагольных суффиксов -ИВА-, -ЕВА-; какие гласные буквы пишутся перед ударным глагольным суффиксом -ВА-; когда в суффиксах имён существительных следует писать гласные буквы Е, И.
Правописание суффиксов имен прилагательных
Суффикс | Его правописание | Примеры |
1. -ИВ-, -ЕВ- | Под ударением пишется суффикс -ИВ-. Без ударения пишется суффикс -ЕВ-. Исключения: МИЛОСТИВЫЙ, ЮРОДИВЫЙ (в безударном положении пишется суффикс —ИВ-) | ЛЕНИВЫЙ (под ударением) КЛЮЧЕВОЙ (без ударения) |
2. -ЛИВ-, -ЧИВ- | Суффиксы имён прилагательных -ЛИВ-, -ЧИВ- всегда пишутся с буквой И. У имён прилагательных суффиксов -ЛЕВ-, -ЧЕВ- не бывает. | ПРИЧУДЛИВЫЙ = ПРИЧУДА + ЛИВ (у имён прилагательных суффикса -ЛЕВ— не бывает) ОБИДЧИВЫЙ = ОБИДА + ЧИВ |
3. -ИСТ- | Суффикс имён прилагательных —ИСТ— всегда пишется с буквой И. У имён прилагательных суффикса —ЕСТ— не бывает. | НАДРЫВИСТЫЙ = НАДРЫВ + ИСТ |
4. -ЧАТ- | Суффикс имён прилагательных —ЧАТ— всегда пишется с буквой А. Запомните: ДОЩАТЫЙ (образовано от слова ДОСКА при помощи суффикса —АТ-) | СТВОРЧАТЫЙ СТУПЕНЧАТЫЙ РЕШЁТЧАТЫЙ |
5. -ЕВАТ-, | Суффиксы -ЕВАТ-, -ОВАТ- пишутся без изменения во всех словах. У имён прилагательных суффиксов | МОЛОДЦЕВАТЫЙ СИНЕВАТЫЙ ВИНОВАТЫЙ ЖЕЛТОВАТЫЙ |
6. -ЕНЬК-, | Суффиксы -ЕНЬК-, -ОНЬК- пишутся без изменения во всех словах. У имён прилагательных суффиксов -ИНЬК-, -АНЬК- не бывает. | ЧЁРНЕНЬКИЙ СУХОНЬКИЙ |
7. -ЕНСК-, | Суффикс -ИНСК- пишется в именах прилагательных, образованных от основ, оканчивающихся на -ИН, а также -И(Ы), -А(Я). Суффикс —ЕНСК— пишется в остальных именах прилагательных. Исключения: ПЕНЗЕНСКИЙ, ПРЕСНЕНСКИЙ, КОЛОМЕНСКИЙ | МЫТЫЩИНСКИЙ (от МЫТИЩИ) НИЩЕНСКИЙ (от НИЩИЙ) |
2. Правописание глагольных суффиксов
Суффиксы | Их правописание | Примеры |
1) -ИВА-, (-ЫВА-) | У глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени пи шется суффикс —ИВА-, (-ЫВА-), | РАССЕИВАТЬ (пишется суффикс -ИВА-, так как Я (что делаю?) |
если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -ИВАЮ, (-ЫВАЮ) | РАССЕИВАЮ) СГЛАЖИВАТЬ, СКЛАДЫВАТЬ, | |
2) -ЕВА-, (-ОВА-) | У глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ЕВА-, (-ОВА-), если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -УЮ, (-ЮЮ) | НОЧЕВАТЬ НОЧЕВАЛ (пишется суффикс -ЕВА-, так как Я (что делаю?) НОЧУЮ) ПОТЧЕВАТЬ ПОТЧЕВАЛ (пишется суффикс —ЕВА-, так как Я (что делаю?) ПОТЧУЮ) ПОПРОБОВАТЬ ПОПРОБОВАЛ |
3) Буквы И, Е перед ударным суффиксом -ВА- | От глаголов с суффиксами -ИВА-, (-ЫВА-), -ЕВА-, (-ОВА-) следует отличать глаголы со всегда ударным суффиксом -ВА-. Чтобы узнать, какая гласная пишется перед всегда ударным суффиксом -ВА-, надо отбросить этот суффикс. Перед ударным суффиксом -ВА- пишется та же гласная буква, что и в неопределённой форме, если в ней отбросить этот суффикс -ВА-. | ПОВЕЛЕВАТЬ (отбрасываем ударный суффикс -ВА-, получаем ПОВЕЛЕТЬ) ПРЕТЕРПЕВАТЬ (отбрасываем ударный суффикс -ВА-, получаем ПРЕТЕРПЕТЬ) Запомните слова-исключения, в которых «спряталось» женское имя «ЕВА»: ЗАСТРЕВАТЬ, ЗАТМЕВАТЬ, ПРОДЛЕВАТЬ |
3. Правописание суффиксов имен существительных
Суффиксы | Их правописание | Примеры |
1)-ЕЦ-, -ИЦ- | В именах существительных мужского рода пишется суффикс -ЕЦ-. В именах существительных женского рода пишется суффикс -ИЦ-. В именах существительных среднего рода пишется: А) суффикс -ЕЦ-, если ударение падает на окончание; Б) суффикс -ИЦ-, если ударение падает не на окончание. | ГВАРДЕЕЦ (мужской род) ГОСТИНИЦА (женский род) МЕТЕЛИЦА (женский род) ПИСЬМЕЦО, ПАЛЬТЕЦО КРЕСЛИЦЕ, |
2)-ИНК-, -ЕНК- | -ИНК- пишется в именах существительных, образованных от слов, оканчивающихся на –ИН(А). -ЕНК- пишется в остальных именах существительных. | ГОРОШИНКА ГОРОШИНА, ЗАВАЛИНА) ВИШЕНКА, ПЕСЕНКА, ФРАНЦУЖЕНКА Исключение: ГОРЛИНКА |
3)-ИЗН-, -ИН- | Суффиксы имён существительных -ИЗН-, -ИН- всегда пишутся с буквой И. У имён существительных не бывает суффиксов -ЕЗН-, -ЕН- | БЕЛИЗНА ЖЕЛТИЗНА ТИШИНА |
4)-ИЧК-, -ЕЧК- | -ИЧК- пишется в именах существительных, образованных от слов, оканчивающихся на -ИЩА). -ЕЧК- пишется в остальных именах существительных. | УМНИЧКА (образовано от имени существительного УМНИЦА, УТРЕЧКО, СИТЕЧКО, ВРЕМЕЧКО |
5) -ИК-, -ЕК- | -ИК- пишется, если при изменении слова гласная буква не выпадает. -ЕК- пишется, если при изменении слова гласная буква выпадает. | ШАЛАШИК (ШАЛАШИКА, гласная буква не выпадает) КЛЮЧИК (КЛЮЧИКА, гласная буква не выпадает) ДРУЖОЧЕК (ДРУЖОЧКА, гласная буква выпадает) ЗАМОЧЕК (ЗАМОЧКА, гласная буква выпадает) |
Запомните написание следующих слов:
НИЩЕТА, НИЩЕНСТВО, ВАРЕВО, КРУЖЕВО, КУРЕВО, МЕСИВО, ТОПЛИВО.
Алгоритм выполнения задания:
1. Определите, к какой части речи (глагол, имя прилагательное, имя существительное) принадлежит слово с пропущенной буквой в суффиксе.
2. Помните о том, что в глаголах
-
суффикс -ИВА- пишется, если глагол в форме 1 лица оканчивается на –ИВАЮ (СГЛАЖИВАТЬ — Я СГЛАЖИВАЮ):
-
суффикс -ЕВА- пишется, если глагол в форме 1 лица оканчивается на -УЮ, -ЮЮ (ПОТЧЕВАТЬ — Я ПОТЧУЮ):
-
перед ударным суффиксом -ВА- пишется та же гласная буква, что и в неопределённой форме, если в ней отбросить этот суффикс -ВА- (ПОВЕЛЕВАТЬ — ПОВЕЛЕТЬ);
-
в словах ЗАСТРЕВАТЬ, ЗАТМЕВАТЬ, ПРОДЛЕВАТЬ пишется буква Е.
3. В именах прилагательных
-
под ударением пишется суффикс -ИВ-; без ударения — суффикс -ЕВ- (ЛЕНИВЫЙ — под ударением, МАРЛЕВЫЙ — без ударения);
-
МИЛОСТИВЫЙ, ЮРОДИВЫЙ пишется буква И;
-
суффиксы -ЛИВ-, -ЧИВ- всегда пишутся с буквой И, так как у прилагательных суффиксов -ЛЕВ-, -ЧЕВ- не бывает (ЗАБОТЛИВЫЙ, УСИДЧИВЫЙ):
-
суффикс -ИСТ- всегда пишется с буквой И, так как у имён прилагательных суффикса -ЕСТ- не бывает (НАДРЫВИСТЫЙ):
-
суффикс -ЧАТ- всегда пишется с буквой А (СТУПЕНЧАТЫЙ):
-
суффиксы -ЕВАТ-, -ОВАТ- пишутся без изменения во всех словах, так как у имён прилагательных суффиксов -ИВАТ-, -АВАТ- не бывает (СИНЕВАТЫЙ, ВИНОВАТЫЙ):
-
суффиксы -ЕНЬК-, -ОНЬК- пишутся без изменения во всех словах, так как у имён прилагательных суффиксов -ИНЬК-, -АНЬК- не бывает (ЧЁРНЕНЬКИЙ, СУХОНЬКИЙ):
-
суффикс -ИНСК- пишется, если имя прилагательное образовано от основы, оканчивающейся на -ИН, а также -И(Ы), -А(Я) (МЫТИЩИНСКИЙ — от МЫТИЩИ;
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ — от ЕКАТЕРИНА);
-
суффикс -ЕНСК- пишется в остальных именах прилагательных (НИЩЕНСКИЙ — от НИЩИЙ);
-
в словах ПЕНЗЕНСКИЙ, ПРЕСНЕНСКИЙ, КОЛОМЕНСКИЙ пишется буква Е.
4. В именах существительных
-
мужского рода пишется суффикс -ЕЦ- (КОРЕЕЦ):
-
женского рода пишется суффикс -ИЦ- (МЕТЕЛИЦА):
-
среднего рода пишется:
А) суффикс -ЕЦ-, если ударение падает на окончание (ПИСЬМЕЦО):
Б) суффикс -ИЦ-, если ударение падает не на окончание (КРЕСЛИЦЕ):
-
суффикс -ИНК- пишется в именах существительных, образованных от слов, оканчивающихся на -ИЩА), а суффикс -ЕНК- — во всех остальных (ГОРОШИНКА, ВИШЕНКА):
-
суффиксы имён существительных -ИЗН-, -ИН- всегда пишутся с буквой И, так как у имён существительных суффиксов -ЕЗН-, -ЕН- не бывает (БЕЛИЗНА, ТИШИНА):
-
суффикс -ИЧК- пишется в именах существительных, образованных от слов, оканчивающихся на -ИЩА), а суффикс –ЕЧК- во всех остальных (УМНИЧКА – от УМНИЦА, СИТЕЧКО — от СИТО).
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
№ 1. 1) нищ..та, заплесн..веть 2) юрод..вый, застр..вать 3) ступенч..тый, изредк..
4) немец..кий, кавказ..кий 5) ноч..вка, ухаж..р
Ответ: ______
№ 2. 1) уклонч..вый, краведч..ский 2) потч..вать, гуттаперч..вый 3) болыш..нство, милост..вый
4) блюд..чко, продл..вать 5) израсход..вать, туш..нка
Ответ: ______
№ 3. 1) плать..це, застр..вая 2) расслед..вать, (говорить) общ.. 3) блюд..чко, рыж..ватый
4) француз..кий, скольз..кий 5) смекал..стый, заботл..вый
Ответ: ______
№ 4. 1) пророч..ство, назойл..вый 2) кумач..вый, стаж..р 3) владел..ца, увещ..вать
4) бел..зна, праздн..чный 5) решётч..тый, (посмотрел) искос..
Ответ: ______
№ 5. 1) нацеж..вая, горош..нка 2) трущ..ба, копч..ности 3) буш..вать, алюмини..вый
4) луж..ца, влюбч..вый 5) киргиз..кий, матрос..кий
Ответ: ______
№ 6. 1) надоедл..вый, продл..вая 2) трещ..на, влюбч..вый 3) завид..вать, смеш..н
4) повел..вать, помещ..чий 5) копч..ности, реч..нка
Ответ: ______
№ 7. 1) старш..нство, фланел..вый 2) заносч..вый, листоч..к 3) увещ..вать, замш..вый
4) француж..нка, игруш..чный 5) рез..кий, фашист..кий
Ответ: ______
№ 8. 1) циркони..вый, спраш..вать 2) веснушч..тый, (спросил) снов..
3) пул..вое (отверстие), розн..чная (торговля) 4) свеж.., камыш..вые
5) припа..вать (деталь), незатейл..вый
Ответ: ______
№ 9. 1) дешёв..нький, пород..стая (собака) 2) нищ..нский, хитр..цы 3) попроб..вать, нож..вка
4) продл..вать, яблон..вый 5) блиноч..к, диагонал..вый
Ответ: ______
№ 10. 1) изюм..нка, горош..к 2) слад..нький, ландыш..вый 3) расплывч..тый, увес..стый
4) выращ..вать, застенч..вый 5) горяч.., сгущ..нное (молоко)
Ответ: ______
Ответы
ЗАДАНИЕ 11
№ задания | Ответ |
1 | 135 |
2 | 24 |
3 | 235 |
4 | 45 |
5 | 1345 |
6 | 23 |
7 | 34 |
8 | 245 |
9 | 2345 |
10 | 24 |
6