Юрод вый как пишется

Юродство богословско-литургический словарь юродивый как пророк и апостол еп. каллист уэр юродивые георгий федотов юродивый в.м. живов юродство и столпничество
  • Юрод­ство Бого­слов­ско-литур­ги­че­ский сло­варь
  • Юро­ди­вый как пророк и апо­стол еп. Кал­лист (Уэр)
  • Юро­ди­вые Геор­гий Федо­тов
  • Юро­ди­вый В.М. Живов
  • Юрод­ство и столп­ни­че­ство иером. Алек­сий (Куз­не­цов)
  • Хри­сти­ан­ское юрод­ство и хри­сти­ан­ская сила проф. В.И. Экзем­пляр­ский
  • Христа ради «сума­сшед­шие» Жан-Клод Ларше
  • Юрод­ство о Христе и Христа ради юро­ди­вые восточ­ной рус­ской церкви: исто­ри­че­ский очерк и жития сих подвиж­ни­ков бла­го­че­стия свящ. Иоанн Кова­лев­ский
  • Христа ради юро­ди­вые – образцы морали и пас­тыр­ства архим. Павлос Папа­до­пу­лос
  • Юрод­ство: люди и тексты Евге­ний Водо­лаз­кин
  • Жен­ское юрод­ство в Пра­во­слав­ной Церкви: исто­рия и содер­жа­ние подвига Е.В. Гру­дева
  • Письма юро­ди­вого Сте­фана Неча­ева
  • Юро­ди­вые Христа ради (ука­за­тель)
  • Юро­ди­вые

***

Юро́дство Христа ради – духовно-аске­ти­че­ский подвиг, кото­рый заклю­ча­ется в отказе от обще­при­ня­тых норм жизни, при­ня­тии осо­бого образа пове­де­ния, отча­сти (внешне) напо­ми­на­ю­щего пове­де­ние чело­века, лишен­ного рас­судка, в сми­рен­ном тер­пе­ли­вом пере­не­се­нии уни­же­ний, пре­зре­ния, пору­га­ния, телес­ных лише­ний.

jurodstvo - Юродство

Ключом к пони­ма­нию этого подвига явля­ется фраза из Свя­щен­ного Писа­ния: «…муд­рость мира сего есть безу­мие пред Богом… » (1Кор.3:19).

Юро­ди­вый (слав. глупый, безум­ный) – чело­век, взяв­ший на себя подвиг изоб­ра­же­ния внеш­него, т.е. види­мого безу­мия с целью дости­же­ния внут­рен­него сми­ре­ния. Христа ради юро­ди­вые ста­вили себе зада­чей побо­роть в себе корень всех грехов – гор­дость. Для этого они вели необыч­ный образ жизни, иногда пред­став­ля­лись как бы лишен­ными рас­судка, вызы­вая тем над собою насмешки людей. Вместе с тем, они в ино­ска­за­тель­ной сим­во­ли­че­ской форме обли­чали зло в мире, как сло­вами, так и дей­стви­ями. Такой подвиг брали на себя юро­ди­вые для того, чтобы сми­рить себя и вместе с тем силь­нее воз­дей­ство­вать на людей, так как к обыч­ной про­стой про­по­веди люди отно­сятся рав­но­душно. Подвиг юрод­ства ради Христа был осо­бенно рас­про­стра­нен у нас на Рус­ской земле.

60‑е Пра­вило  Трулль­ского Собора (692 г.) запре­щает при­твор­ное юрод­ство: “Вся­че­ски (сле­дует) нака­зы­вать тех, кто при­тво­ря­ется бес­но­ва­тым и нарочно под­ра­жает ему в испор­чен­но­сти нравов. Пусть они будут под­верг­нуты тем же стро­го­стям и тяго­там, как если бы бес­но­ва­лись по-насто­я­щему.” 

***

Не надо искать необыч­ного чело­века

Был ли князь Мышкин насто­я­щим юро­ди­вым? Как под­лин­ное юрод­ство соот­но­сится с душев­ными неду­гами, можно ли быть одно­вре­менно юро­ди­вым и боль­ным, разъ­яс­няет иерей Вла­ди­мир Новиц­кий, врач-пси­хи­атр, клирик храма Святых бес­среб­ре­ни­ков Космы и Дами­ана в селе Кос­мо­де­мьян­ском (Москва), руко­во­ди­тель службы «Благое дело» для помощи стра­да­ю­щим алко­го­лиз­мом, нар­ко­ма­нией, пси­хи­че­скими забо­ле­ва­ни­ями :

– Юрод­ство пред­по­ла­гает очень высо­кую сте­пень духов­ной жизни и при­ни­ма­ется совер­шенно созна­тельно. Для соблю­де­ния этих двух усло­вий по мень­шей мере надо обла­дать здра­вым умом и трез­вой памя­тью. Согласно свя­то­оте­че­ской аске­тике, при­нять такой подвиг мог чело­век не просто здо­ро­вый пси­хи­че­ски и духовно, но и достиг­ший бес­стра­стия, то есть состо­я­ния, когда, как гово­рили отцы, «умолк­нут чув­ства» и чело­век пере­стает посту­пать в зави­си­мо­сти от них, а руко­вод­ству­ется в своем пове­де­нии духов­ным разу­мом. И вот эту высоту жизни подвиж­ник скры­вает за юрод­ством, как за ширмой, чтобы послу­жить Богу втайне. Чтобы избе­жать почи­та­ния, он наде­вает на себя маску душев­но­боль­ного, при­ни­мая оскорб­ле­ния, кото­рые помо­гают бороться с гор­до­стью и дости­гать совер­шен­ного сми­ре­ния. Пове­де­ние юро­ди­вого по форме часто наро­чи­тое, иной раз про­во­ка­ци­он­ное, неадек­ват­ное. Но такая наро­чи­тость у него – маска, под кото­рой – целост­ная лич­ность в мак­си­маль­ной собран­но­сти ума, воли и чувств, с очень четкой логи­кой, в полном духов­ном созна­нии. Юро­ди­вый всегда знает, что юрод­ствует. Его кон­тро­ли­ру­ю­щее само­со­зна­ние, или трез­ве­ние по свя­то­оте­че­ски, помо­гает ему мак­си­мально адек­ватно оце­ни­вать себя и все окру­жа­ю­щее. Это бла­го­дат­ное состо­я­ние, в кото­ром при­сут­ствуют не только усилия или спо­соб­но­сти чело­века, но и пре­об­ра­жа­ю­щая и содей­ству­ю­щая сила Божия. Поэтому юрод­ство – не болезнь, а духов­ный подвиг, при­ня­тый в резуль­тате соб­ствен­ного выбора.

У душев­но­боль­ного чело­века как раз нару­шено само­со­зна­ние, целост­ность лич­но­сти, он не спо­со­бен – пол­но­стью или частично – руко­во­дить своими жела­ни­ями, мыс­лями, волей. У него дис­гар­мо­ния всего пси­хи­че­ского строя на разных уров­нях: на поверх­ност­ном, пове­ден­че­ском, про­яв­ля­ю­щемся в пси­хо­па­тии, более глу­бо­ком эмо­ци­о­наль­ном, и еще более глу­бо­ком, когда рас­стра­и­ва­ется мыш­ле­ние, воля и чело­век начи­нает зара­жаться раз­ными бре­до­вым идеями, гал­лю­ци­ни­ро­вать, ста­но­вясь откры­тым и для бесов­ских сил. Такой чело­век не кри­ти­чен по отно­ше­нию к себе и другим людям, неадек­ватно уста­нав­ли­вает связи между собы­ти­ями и людьми.

В отли­чие от юро­ди­вого, кото­рый стре­мится ума­лить свое «я» (ведь это подвиг борьбы с гор­ды­ней), поста­вить вместо «я» Бога в акте сми­ре­ния, боль­ному чело­веку надо еще исце­лить свое «я», осо­знать себя как лич­ность. В силу раз­об­щен­но­сти сил души такой чело­век часто лишен очень важ­ного акта – созна­тель­ного воле­изъ­яв­ле­ния, кото­рым руко­вод­ству­ется подвиж­ник, при­ни­мая на себя подвиг. И потому совер­шенно невоз­можно быть одно­вре­менно юро­ди­вым и душев­но­боль­ным. Это, конечно, никак не ума­ляет душев­но­боль­ного в глазах Божиих, просто важно пом­нить, что юрод­ство – исклю­чи­тель­ный вид подвиж­ни­че­ства и очень немно­гие к нему при­званы и на него спо­собны.

Другой случай – лже­ю­род­ство, кли­ку­ше­ство. Здесь кри­те­рием может быть раз­ница в моти­ва­ции и целях: если юро­ди­вый борется с гор­ды­ней, тще­сла­вием – лже­ю­ро­ди­вый, чаще всего бес­со­зна­тельно, стре­мится под­пи­тать свою гор­дыню. То есть здесь сам подвиг берется уже ради гор­дыни – с целью мате­ри­аль­ных выгод, или мани­пу­ля­ции кем-то, или удо­вле­тво­ре­ния соб­ствен­ной власт­но­сти. Это способ при­влечь к себе вни­ма­ние чело­века с исте­ри­че­ским скла­дом пси­хики.

Отдель­ной кате­го­рией в этом вопросе идут так назы­ва­е­мые стран­нень­кие, или, как их часто назы­вают в народе, бла­жен­ные, что не имеет ника­кого отно­ше­ния к бла­жен­ным в кано­ни­че­ском смысле. Эти люди также отли­ча­ются стран­но­стью пове­де­ния, необыч­ными выска­зы­ва­ни­ями, при­вле­ка­ю­щими вни­ма­ние. Но это ни в коем случае не юрод­ство в свя­то­оте­че­ском пони­ма­нии. Потому что, в отли­чие от юро­ди­вых, «стран­нень­кие» – это люди часто орга­ни­че­ски повре­жден­ные. За счет сни­же­ния интел­лекта у них может быть ком­пен­са­торно раз­вита инту­и­ция. Будучи веру­ю­щими, живу­щие сми­ренно, они могут выска­зы­вать какие-то инте­рес­ные сооб­ра­же­ния. Но такие «бла­жен­ные» ничего созна­тельно не берут на себя, они такие и есть, это про­яв­ле­ние осо­бен­но­стей их пси­хики, часто – болезни. К ним лучше всего отно­ситься спо­койно, состра­да­тельно, но и с осто­рож­но­стью. Не искать необыч­ного чело­века. Потому что, когда стре­мятся к духов­ной жизни, не чело­века дру­гого ищут, а Христа.

Почему нельзя ска­зать, что князь Мышкин был юро­ди­вый? Во-первых, потому, что он был боль­ным, эпи­леп­ти­ком. Во-вторых, он не брал на себя юрод­ства созна­тельно, он просто был таким сам по себе: глу­боко веру­ю­щим, инту­и­тивно раз­ви­тым. Но это не было несе­нием креста – юрод­ства.

Очень трудно выстро­ить схему: вот юро­ди­вый, вот кли­куша, вот стран­нень­кий. Под­лин­ные юро­ди­вые – это люди духов­ные. О духов­ном могут судить только духов­ные. Мы не можем про­ник­нуть в тайну их внут­рен­него мира, мы можем иметь только какие-то ори­ен­тиры, кото­рые пока­зы­вают, что это – истина или под­делка. Гос­подь откры­вает, когда надо, и свя­тость, и лже­свя­тость, и послед­ние бывают посрам­лены. И наобо­рот: не может укрыться свет, истин­ная бла­го­дать Божия. Напри­мер, Ксения Петер­бург­ская (из жития кото­рой известно, что она про­хо­дила меди­цин­ское осви­де­тель­ство­ва­ние и была при­знана пси­хи­че­ски абсо­лютно здо­ро­вой) была и при жизни почи­та­ема людьми, пусть не сразу, но даже про­стые люди заме­тили, что она – чело­век святой. Любя­щий, сми­рен­ный, слу­жа­щий Богу и людям, обла­да­ю­щий бла­го­дат­ной силой, чудо­твор­ной молит­вой. Таковы и все юро­ди­вые.

журнал «Нескуч­ный сад»

Люди считают, что юродивый – это человек с обязательным наличием у него психического расстройства или телесного изъяна. Говоря простым языком, это обычный дурак. Церковь неустанно опровергает данное определение, утверждая, что такие люди самопроизвольно обрекают себя на мучения, окутываясь завесой, скрывающей истинную доброту помыслов. Богословие призывает различать такие два понятия, как юродивые от природы и юродивые «Христа ради». Если с первым типом все вроде понятно, то про второй следует поговорить подробней. Они из-за своей сильной любви к Богу становились аскетами, ограждали себя от мирских благ и удобств, обрекая себя на вечные скитания и одиночество. В то же время они могли позволить себе безумное, неприличное поведение на людях, пытаться совращать прохожих. Проводя недели за молитвой, месяцы в посту, они были наделены даром провидения, но, несмотря на это, старались избежать земной известности.

юродивый это

Идеальная одежда для блаженного – обнаженное, истерзанное тело, показывающее пренебрежение к человеческой тленной плоти. Нагой образ несет в себе две смысла. Во-первых, это чистота и невинность ангела. Во-вторых, похоть, безнравственность, олицетворение дьявола, который в готическом искусстве всегда представал нагим. Этот костюм несет двойственный смысл, являясь для одних спасением, а для других погибелью. Все же был у них один отличительный атрибут одежды – рубаха или набедренная повязка.

Язык, на котором говорит юродивый – молчание. Но приверженцев немоты было мало, так как это противоречило прямым обязанностям блаженного: обличать людские пороки и озвучивать предсказания. Они выбирали нечто среднее между молчанием и вещанием. Подвижники невнятно бормотали и шептали, несли несвязную чушь.

Толкование слова

Юродство переводится со старославянского как безумец и дурак, происходит от следующих слов: оуродъ и юродъ. Проштудировав толковые словари Ожегова, Ефремовой, Даля, можно сделать вывод, что смысловая нагрузка слова схожа.

Семантические свойства

1. В религии юродивый – это человек, отрекшийся от земных преимуществ, выбравший для себя путь аскета. Мудрый безумец, являющийся одним из ликов святости. (Юродивые плясали и плакали. В.И.Костылев «Иван Грозный»)

2. Старинное значение слова «глупый».

3. Неодобрительное обозначение, принижающее человека: чудаковатый, ненормальный. (Разве я похож на юного бродячего юродивого, которого сегодня казнят? М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Смысл существования

Своим поведением они старались вразумить людей, показывая им в карикатурной форме их действия и поступки. Они высмеивали такие человеческие пороки, как зависть, грубость, обидчивость. Это делалось для того, чтобы вызвать в массах чувство стыда за недостойное существование. В отличие от ярмарочных скоморохов юродивые не прибегали к колкому сарказму и сатире. Ими руководили любовь и сострадание к людям, которые сбились с жизненного пути.

юродивые христа ради

Прокопий Устюжский

Юродивый блаженный, который первый сравнил себя с послом воли Божьей, призвав в очередное воскресное утро все население Устюга молиться, иначе Господь покарает их город. Все его обсмеяли, посчитав умалишённым. Через пару дней он снова слезно просил жителей покаяться и помолиться, но вновь не был услышан.

блаженныйюродивый

В скором времени его пророчество сбылось: на город обрушился страшный ураган. Испуганные люди побежали в собор, и возле иконы Божьей матери они обнаружили молящегося блаженного. Жители тоже принялись усердно молиться, чем и уберегли свой город от разрушения. Многие спасли и свои души, обратив свой взор к Всевышнему. В жару и мороз каждую ночь блаженный Прокопий проводил время за молитвой на церковной паперти, а под утро засыпал в навозной куче.

В Антиохии наблюдались святые юродивые, у одного из которых был опознавательный знак в виде мертвой, привязанной к его ноге собаке. Из-за подобных странностей народ постоянно подшучивал над ними, частенько пинал и избивал. Отсюда вывод, что юродивый – это мученик, только в отличие от классического понимания этого слова, испытывающий боль и страдания не однажды, а на протяжении всей своей жизни.

Блаженный Андрей Христа ради юродивый

Во времена правления императора Льва Великого – Мудрого жил в Константинополе мужчина, купивший много рабов, среди которых был мальчишка славянской внешности по имени Андрей. Хозяин полюбил его больше остальных, так как был юнец красив, смышлен и добр. С самого детства его излюбленным местом для посещений стала церковь, в чтении отдавал он предпочтение Священным писаниям. Однажды его за молитвой застал дьявол и принялся стучать в дверь, чтобы сбить с толку. Андрей испугался и прыгнул в кровать, накрывшись шкурой козы. Вскоре он уснул и ему приснился сон, в котором перед ним предстали два войска. В одном войны были в светлых одеяниях подобные ангелам, а в другом походили на бесов и чертей. Черное войско предлагало белым сразиться с их могучим великаном, но те не решались вступить в бой. И тут с небес спустился светлоликий юноша.

андрей юродивый

В руках у него были три венца неземной красоты. Андрей возжелал купить их за любые деньги, которые бы ему дал хозяин, увидев подобную красоту. Но Ангел предложил другой вариант, сказав, что эти венки не продаются ни за какие земные богатства, но они смогут принадлежать Андрею, если он победит черного исполина. Андрей одолел его, получил в награду венцы, а после услышал слова Всевышнего. Господь призывал Андрея стать блаженным ради него и обещал много наград и почестей. Юродивый это выслушал и решил исполнить волю Божью. С того времени Андрей стал ходить по улице нагой, показывая всем свое изрезанное накануне ножом тело, прикидываясь сумасшедшим, неся невнятный бред. На протяжении многих лет он терпел оскорбления и плевки в спину, стойко переносил голод и холод, жару и жажду, а полученную милостыню раздавал другим нищим. За свое покорность и терпение он получил в награду от Господа дар ясновидения и предсказывания, благодаря которому спас много заблудших душ и вывел на чистую воду обманщиков и злодеев.

Читая молитвы в Влахернском храме, Андрей юродивый увидел Пресвятую Богородицу, от которой получил благословение. В 936 году Андрей умер.

Бесстрашные высказывания

Юродивые сражались не только с людскими грехами, но и со своими собственными, например, с гордыней. Приобретенное ими за годы жизни смирение помогало пережить все человеческие нападки и избиения.

юродивый иван грозный

Но их смирение и послушание вовсе не говорит о том, что они слабовольные и мягкотелые. Порой они делали громкие заявления с трибун там, где остальные люди стояли и испуганно опускали глаза.

Пример в истории

После долгих уговоров Николаем Саллосом, известным как псковский юродивый, Иван Грозный все-таки отказался съесть мясо в пост, аргументируя это тем, что он христианин. Блаженный Николай не растерялся и подметил, что у царя странная позиция: не есть мясо, но пить христианскую кровь. Царь был опозорен таким высказыванием и вместе со своим войском был вынужден покинуть город. Таким образом юродивый спас Псков от уничтожения.

Примеры в литературе

Классический образ юродивого, известный всем с раннего возраста – герой русских народных сказок Иван-дурак. Сначала он казался абсолютным глупцом, но со временем становилось ясно, что неразумие его показное.

юродивый это

Н.М.Карамзин создал героя по имени Василий Блаженный, который, не боясь опалы Ивана Грозного, обличал все его жестокие деяния. Еще у него есть персонаж Иоанн Блаженный, который даже в лютый мороз ходил босиком и на каждом углу вещал о гадких делах Бориса Годунова.

Пушкинский блаженный

Все эти герои Карамзина вдохновили А.С.Пушкина на создание своего собственного образа юродивого, прозванного Железным Колпаком. Несмотря на отведенную ему второстепенную роль и пару реплик лишь в одной сцене, у него своя «миссия правды», которой он наполняет всю трагедию. Не зря говорят, что словом можно не только ранить, но и убить. Он обращается за защитой к Годунову после того, как его обидели местные мальчишки и отобрали копеечку, требуя им такого же наказания, какое когда-то царь предложил применить к маленькому царевичу. Юродивый требовал их зарезать. Сама новость об участи младенца не нова, ее упоминали в прежних сценах, но разница в подаче. Если до этого на данную тему лишь перешептывались, то сейчас обвинение было высказано в лицо и прилюдно, что послужило шоком для Бориса. Царь обозначивал содеянное, как небольшое пятнышко на свое репутации, но Железный Колпак открыл глаза народу на то, что это чудовищное преступление, и то, что не стоит молиться за царя-ирода.

святые юродивые

Блаженные подвижники сторонились земной славы, но за свои страдания и никем не оцененные подвиги Господь наградил их способностью творить чудеса силой молитвенного слова.

Драбкина, С.В. ЕГЭ. РЯ. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие.

ЗАДАНИЕ 11.

БУКВЫ Е, И В СУФФИКСАХ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ГЛАГОЛОВ

Формулировка задания: укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) услужл..вый, алюмини..вый 2) взрывч..тый, сначал.. 3) фланел..вый, овлад..вать

4) базир..ваться, трещ..тка 5) абхаз..кий, белорус..кий

Правильный ответ: 2345

Обращаем ваше внимание на то, что в этом задании может быть два и более правильных ответа (в соответствии с принципом непредсказуемой множественности ответов, который реализуется в КИМах ЕГЭ 2019 года).

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: в каких случаях в именах прилагательных пишутся суффиксы -ЛИВ-, -ЧИВ-; -ИВ-, -ЕВ-; от чего зависит написание глагольных суффиксов -ИВА-, -ЕВА-; какие гласные буквы пишутся перед ударным глагольным суффиксом -ВА-; когда в суффиксах имён существительных следует писать гласные буквы Е, И.

Правописание суффиксов имен прилагательных

Суффикс

Его правописание

Примеры

1. -ИВ-, -ЕВ-

Под ударением пишется суффикс -ИВ-.

Без ударения пишется суффикс -ЕВ-.

Исключения:

МИЛОСТИВЫЙ, ЮРОДИВЫЙ (в безударном положении пишется суффикс —ИВ-)

ЛЕНИВЫЙ (под ударением)

КЛЮЧЕВОЙ (без ударения)
ЛОКТЕВОЙ (без ударения)

2. -ЛИВ-, -ЧИВ-

Суффиксы имён прилагательных -ЛИВ-, -ЧИВ- всегда пишутся с буквой И.

У имён прилагательных суффиксов -ЛЕВ-, -ЧЕВ- не бывает.

ПРИЧУДЛИВЫЙ = ПРИЧУДА + ЛИВ

(у имён прилагательных суффикса -ЛЕВ— не бывает)

ОБИДЧИВЫЙ =

ОБИДА + ЧИВ
(у имён прилагательных суффикса —ЧЕВ— не бывает)

3. -ИСТ-

Суффикс имён прилагательных —ИСТ— всегда пишется с буквой И.

У имён прилагательных суффикса —ЕСТ— не бывает.

НАДРЫВИСТЫЙ = НАДРЫВ + ИСТ
(у прилагательных суффикса —ЕСТ— не бывает)

4. -ЧАТ-

Суффикс имён прилагательных —ЧАТ— всегда пишется с буквой А.

Запомните: ДОЩАТЫЙ (образовано от слова ДОСКА при помощи суффикса —АТ-)

СТВОРЧАТЫЙ

СТУПЕНЧАТЫЙ

РЕШЁТЧАТЫЙ

5. -ЕВАТ-,
-ОВАТ-

Суффиксы -ЕВАТ-, -ОВАТ- пишутся без изменения во всех словах.

У имён прилагательных суффиксов
ИВАТ-, -АВАТ не бывает.

МОЛОДЦЕВАТЫЙ

СИНЕВАТЫЙ

ВИНОВАТЫЙ

ЖЕЛТОВАТЫЙ

6. -ЕНЬК-,
-ОНЬК-

Суффиксы -ЕНЬК-, -ОНЬК- пишутся без изменения во всех словах.

У имён прилагательных суффиксов -ИНЬК-,

-АНЬК- не бывает.

ЧЁРНЕНЬКИЙ

СУХОНЬКИЙ

7. -ЕНСК-,
-ИНСК-

Суффикс -ИНСК- пишется в именах прилагательных, образованных от основ, оканчивающихся на -ИН, а также -И(Ы), -А(Я).

Суффикс —ЕНСК— пишется в остальных именах прилагательных.

Исключения:

ПЕНЗЕНСКИЙ, ПРЕСНЕНСКИЙ,

КОЛОМЕНСКИЙ

МЫТЫЩИНСКИЙ

(от МЫТИЩИ)
ЕКАТЕРИНИНСКИЙ
(от ЕКАТЕРИНА)

НИЩЕНСКИЙ (от НИЩИЙ)

2. Правописание глагольных суффиксов

Суффиксы

Их правописание

Примеры

1) -ИВА-, (-ЫВА-)

У глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени пи шется суффикс —ИВА-, (-ЫВА-),

РАССЕИВАТЬ
РАССЕИВАЛ

(пишется суффикс -ИВА-, так как Я (что делаю?)

если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -ИВАЮ, (-ЫВАЮ)

РАССЕИВАЮ)

СГЛАЖИВАТЬ,
СГЛАЖИВАЛ (пишется суффикс -ИВА-, так как Я (что делаю?) СГЛАЖИВАЮ)

СКЛАДЫВАТЬ,
СКЛАДЫВАЛ (пишется суффикс -ЫВА-, так как Я (что делаю?) СКЛАДЫВАЮ)

2) -ЕВА-,

(-ОВА-)

У глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени пишется суффикс -ЕВА-, (-ОВА-), если в форме 1 лица (Я) настоящего или будущего времени глагол оканчивается на -УЮ, (-ЮЮ)

НОЧЕВАТЬ НОЧЕВАЛ

(пишется суффикс -ЕВА-, так как Я (что делаю?) НОЧУЮ)

ПОТЧЕВАТЬ ПОТЧЕВАЛ

(пишется суффикс —ЕВА-, так как Я (что делаю?) ПОТЧУЮ)

ПОПРОБОВАТЬ ПОПРОБОВАЛ
(пишется суффикс -ОВА-, так как Я (что делаю?) ПОПРОБУЮ)

3) Буквы И, Е перед ударным суффиксом -ВА-

От глаголов с суффиксами -ИВА-,

(-ЫВА-), -ЕВА-, (-ОВА-) следует отличать глаголы со всегда ударным суффиксом -ВА-.

Чтобы узнать, какая гласная пишется перед всегда ударным суффиксом -ВА-, надо отбросить этот суффикс.

Перед ударным суффиксом -ВА- пишется та же гласная буква, что и в неопределённой форме, если в ней отбросить этот суффикс -ВА-.

ПОВЕЛЕВАТЬ

(отбрасываем ударный суффикс -ВА-, получаем ПОВЕЛЕТЬ)

ПРЕТЕРПЕВАТЬ

(отбрасываем ударный суффикс -ВА-, получаем

ПРЕТЕРПЕТЬ)

Запомните слова-исключения, в которых «спряталось» женское имя «ЕВА»:

ЗАСТРЕВАТЬ, ЗАТМЕВАТЬ, ПРОДЛЕВАТЬ

3. Правописание суффиксов имен существительных

Суффиксы

Их правописание

Примеры

1)-ЕЦ-, -ИЦ-

В именах существительных мужского рода пишется суффикс -ЕЦ-.

В именах существительных женского рода пишется суффикс -ИЦ-.

В именах существительных среднего рода пишется:

А) суффикс -ЕЦ-, если ударение падает на окончание;

Б) суффикс -ИЦ-, если ударение падает не на окончание.

ГВАРДЕЕЦ (мужской род)
КОРЕЕЦ (мужской род)

ГОСТИНИЦА (женский род)

МЕТЕЛИЦА (женский род)

ПИСЬМЕЦО, ПАЛЬТЕЦО
(средний род, ударение падает на окончание)

КРЕСЛИЦЕ,
РАСТЕНЬИЦЕ (средний род, ударе-ние падает не на окончание)

2)-ИНК-,

-ЕНК-

-ИНК- пишется в именах существительных, образованных от слов, оканчивающихся на –ИН(А).

-ЕНК- пишется в остальных именах существительных.

ГОРОШИНКА
ЗАВАЛИНКА
(образованы от существительных, оканчивающихся на –ИН(А):

ГОРОШИНА, ЗАВА­ЛИНА)

ВИШЕНКА, ПЕСЕНКА,

ФРАНЦУЖЕНКА

Исключение: ГОРЛИНКА

3)-ИЗН-, -ИН-

Суффиксы имён существительных -ИЗН-, -ИН- всегда пишутся с буквой И.

У имён существительных не бывает суффиксов -ЕЗН-, -ЕН-

БЕЛИЗНА

ЖЕЛТИЗНА

ТИШИНА

4)-ИЧК-, -ЕЧК-

-ИЧК- пишется в именах существительных, образованных от слов, оканчивающихся на -ИЩА).

-ЕЧК- пишется в остальных именах существительных.

УМНИЧКА

(образовано от имени существительного УМНИЦА,
оканчивающегося на -ИЦ(А))

УТРЕЧКО, СИТЕЧКО, ВРЕМЕЧКО

5) -ИК-, -ЕК-

-ИК- пишется, если при изменении слова гласная буква не выпадает.

-ЕК- пишется, если при изменении слова гласная буква выпадает.

ШАЛАШИК (ШАЛАШИКА, гласная буква не выпадает)

КЛЮЧИК (КЛЮЧИКА, гласная буква не выпадает)

ДРУЖОЧЕК (ДРУЖОЧКА, гласная буква выпадает)

ЗАМОЧЕК (ЗАМОЧКА, гласная буква выпадает)

Запомните написание следующих слов:

НИЩЕТА, НИЩЕНСТВО, ВАРЕВО, КРУЖЕВО, КУРЕВО, МЕСИВО, ТОПЛИВО.

Алгоритм выполнения задания:

1. Определите, к какой части речи (глагол, имя прилагательное, имя существительное) принадлежит слово с пропущенной буквой в суффиксе.

2. Помните о том, что в глаголах

  • суффикс -ИВА- пишется, если глагол в форме 1 лица оканчивается на –ИВАЮ (СГЛАЖИВАТЬ — Я СГЛАЖИВАЮ):

  • суффикс -ЕВА- пишется, если глагол в форме 1 лица оканчивается на -УЮ, -ЮЮ (ПОТЧЕВАТЬ — Я ПОТЧУЮ):

  • перед ударным суффиксом -ВА- пишется та же гласная буква, что и в неопределённой форме, если в ней отбросить этот суффикс -ВА- (ПОВЕЛЕВАТЬ — ПОВЕЛЕТЬ);

  • в словах ЗАСТРЕВАТЬ, ЗАТМЕВАТЬ, ПРОДЛЕВАТЬ пишется буква Е.

3. В именах прилагательных

  • под ударением пишется суффикс -ИВ-; без ударения — суффикс -ЕВ- (ЛЕНИВЫЙ — под ударением, МАРЛЕВЫЙ — без ударения);

  • МИЛОСТИВЫЙ, ЮРОДИВЫЙ пишется буква И;

  • суффиксы -ЛИВ-, -ЧИВ- всегда пишутся с буквой И, так как у прилагательных суффиксов -ЛЕВ-, -ЧЕВ- не бывает (ЗАБОТЛИВЫЙ, УСИДЧИВЫЙ):

  • суффикс -ИСТ- всегда пишется с буквой И, так как у имён прилагательных суффикса -ЕСТ- не бывает (НАДРЫВИСТЫЙ):

  • суффикс -ЧАТ- всегда пишется с буквой А (СТУПЕНЧАТЫЙ):

  • суффиксы -ЕВАТ-, -ОВАТ- пишутся без изменения во всех словах, так как у имён прилагательных суффиксов -ИВАТ-, -АВАТ- не бывает (СИНЕВАТЫЙ, ВИНОВАТЫЙ):

  • суффиксы -ЕНЬК-, -ОНЬК- пишутся без изменения во всех словах, так как у имён прилагательных суффиксов -ИНЬК-, -АНЬК- не бывает (ЧЁРНЕНЬКИЙ, СУХОНЬКИЙ):

  • суффикс -ИНСК- пишется, если имя прилагательное образовано от основы, оканчивающейся на -ИН, а также -И(Ы), -А(Я) (МЫТИЩИНСКИЙ — от МЫТИЩИ;

ЕКАТЕРИНИНСКИЙ — от ЕКАТЕРИНА);

  • суффикс -ЕНСК- пишется в остальных именах прилагательных (НИЩЕНСКИЙ — от НИЩИЙ);

  • в словах ПЕНЗЕНСКИЙ, ПРЕСНЕНСКИЙ, КОЛОМЕНСКИЙ пишется буква Е.

4. В именах существительных

  • мужского рода пишется суффикс -ЕЦ- (КОРЕЕЦ):

  • женского рода пишется суффикс -ИЦ- (МЕТЕЛИЦА):

  • среднего рода пишется:

А) суффикс -ЕЦ-, если ударение падает на окончание (ПИСЬМЕЦО):

Б) суффикс -ИЦ-, если ударение падает не на окончание (КРЕСЛИЦЕ):

  • суффикс -ИНК- пишется в именах существительных, образованных от слов, оканчивающихся на -ИЩА), а суффикс -ЕНК- — во всех остальных (ГОРОШИНКА, ВИШЕНКА):

  • суффиксы имён существительных -ИЗН-, -ИН- всегда пишутся с буквой И, так как у имён существительных суффиксов -ЕЗН-, -ЕН- не бывает (БЕЛИЗНА, ТИШИНА):

  • суффикс -ИЧК- пишется в именах существительных, образованных от слов, оканчивающихся на -ИЩА), а суффикс –ЕЧК- во всех остальных (УМНИЧКА – от УМНИЦА, СИТЕЧКО — от СИТО).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1. 1) нищ..та, заплесн..веть 2) юрод..вый, застр..вать 3) ступенч..тый, изредк..

4) немец..кий, кавказ..кий 5) ноч..вка, ухаж..р

Ответ: ______

2. 1) уклонч..вый, краведч..ский 2) потч..вать, гуттаперч..вый 3) болыш..нство, милост..вый

4) блюд..чко, продл..вать 5) израсход..вать, туш..нка

Ответ: ______

3. 1) плать..це, застр..вая 2) расслед..вать, (говорить) общ.. 3) блюд..чко, рыж..ватый

4) француз..кий, скольз..кий 5) смекал..стый, заботл..вый

Ответ: ______

4. 1) пророч..ство, назойл..вый 2) кумач..вый, стаж..р 3) владел..ца, увещ..вать

4) бел..зна, праздн..чный 5) решётч..тый, (посмотрел) искос..

Ответ: ______

5. 1) нацеж..вая, горош..нка 2) трущ..ба, копч..ности 3) буш..вать, алюмини..вый

4) луж..ца, влюбч..вый 5) киргиз..кий, матрос..кий

Ответ: ______

6. 1) надоедл..вый, продл..вая 2) трещ..на, влюбч..вый 3) завид..вать, смеш..н

4) повел..вать, помещ..чий 5) копч..ности, реч..нка

Ответ: ______

7. 1) старш..нство, фланел..вый 2) заносч..вый, листоч..к 3) увещ..вать, замш..вый

4) француж..нка, игруш..чный 5) рез..кий, фашист..кий

Ответ: ______

8. 1) циркони..вый, спраш..вать 2) веснушч..тый, (спросил) снов..

3) пул..вое (отверстие), розн..чная (торговля) 4) свеж.., камыш..вые

5) припа..вать (деталь), незатейл..вый

Ответ: ______

9. 1) дешёв..нький, пород..стая (собака) 2) нищ..нский, хитр..цы 3) попроб..вать, нож..вка

4) продл..вать, яблон..вый 5) блиноч..к, диагонал..вый

Ответ: ______

10. 1) изюм..нка, горош..к 2) слад..нький, ландыш..вый 3) расплывч..тый, увес..стый

4) выращ..вать, застенч..вый 5) горяч.., сгущ..нное (молоко)

Ответ: ______

Ответы

ЗАДАНИЕ 11

№ задания

Ответ

1

135

2

24

3

235

4

45

5

1345

6

23

7

34

8

245

9

2345

10

24

6

  • Юрия авдеева 2 это не сказка обращение вирусов к людям земли
  • Юродивый как пишется и почему
  • Юрий яковлев сын летчика рассказ
  • Юрий яковлев рассказы для детей читать
  • Юрий яковлев рассказ девочки с васильевского острова