библиотека материалов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
-
2 слайд
Описание слайда:
Школьный этап конкурса
«Живая классика» .
2021год -
3 слайд
Описание слайда:
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
Юрий Энтин. -
4 слайд
Описание слайда:
Цели и задачи конкурса:
1. Повышение интереса к чтению детей и подростка. Формирование сообщества читающих детей
3. Расширение читательского кругозора детей
4. Возрождение традиций семейного чтения
5. Знакомство детей с современной детской и подростковой литературой
6. Повышение общественного интереса к библиотекам
7. Повышение уровня грамотности населения
8. Поиск и поддержка талантливых детей -
5 слайд
Описание слайда:
Жюри:
Булатова И.А. директор МБОУ Мигулинская СОШ
Аксенова О.Б.учитель русского языка и литературы МБОУ Мигулинская СОШ
Деревянкина Н.И. педагог-библиотекарь
МБОУ Мигулинская СОШ
Ландина Т.Г. завуч по воспитательной работе МБОУ Мигулинская СОШ
Демина О.А. завуч по учебной работе МБОУ Мигулинская СОШ -
6 слайд
Описание слайда:
Критерии оценки конкурса:
Выступления оцениваются по следующим параметрам:
— выбор текста произведения;
— грамотная речь;
— артистизм исполнения;
— глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста.
Оценка выступления участника осуществляется по 10-балльной шкале.,
-
7 слайд
Описание слайда:
Ирина Пивоварова «Сочинение»
Читает Аверкова Валентина. -
8 слайд
Описание слайда:
Читает Солодухин Арсений
(1905-1995) -
9 слайд
Описание слайда:
А.П.Чехов «Детвора»
Читает Беляев Дмитрий -
10 слайд
Описание слайда:
«Разноцветный снег»
Наталия Волкова
Трофимова Юлия -
11 слайд
Описание слайда:
Надежда Александровна Тэффи
(1872-1952)
«Взятка»
Трухляев Даниил -
12 слайд
Описание слайда:
Виталий Закруткин
«Матерь человеческая»
Бухарева Анна -
13 слайд
Описание слайда:
Юрий Яковлев
Кучмасова
Анастасия
Девочки с Васильевского острова. -
14 слайд
Описание слайда:
Антон Павлович Чехов «Пересолил».
Верьян Владимир
-
15 слайд
Описание слайда:
Всем спасибо за участие!
Поздравляем победителей школьного этапа Всероссийского конкурса «Живая классика»! -
16 слайд
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Сценарий школьного тура «Живая классика» 2021
-
Урок по литературному чтению «Литературные сказки»
-
Информационно-познавательный проект ученика 7 класса Анисимова Захара. Руководитель: Теплова Галина Анатольевнаа
-
Конспект урока на тему: «Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки»
-
Итоговый тест по литературе 6 класс
-
ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАТУСНЫХ РЕПЛИК В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
-
ЛИНГВОСЕМАНТИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ИСКУССТВЕННЫХ ЯЗЫКОВЫХ СИСТЕМ В ЖАНРЕ ФЭНТЕЗИ
-
ОБРАЗ ВРАГА В МЕМУАРАХ ВЕРНЕРА БРЕЛЕРА
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5454988 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
-
Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ
«Зачем это : нельзя забыть войны?»
По рассказу Ю.Яковлева «девочки с
Васильевского острова»
Макаренко Елены Николаевны
Учителя русского языка и литературы
2020г.
1. Обоснование выбора формы проведения урока.
Возрастающая потребность связи литературы и различных
жизненных ситуаций побуждает учителя применять такие формы проведения уроков,
которые бы могли донести знания до учащихся как можно интереснее и доступнее.
Одним из таких уроков вполне может стать урок внеклассного чтения, посвященный
творчеству Ю. Я. Яковлева, построенный в форме диалога, на котором школьники
могут участвовать в диалоге, они могут анализировать произведение, высказывать
свои суждения и аргументировать их, быть равноправными участниками
образовательного процесса.
2. Методы обучения на уроке:
Методы – аналитическая беседа, диалог;
методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ
и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
методы педагогики – методы организации и стимулирования
учебной деятельности;
информационные методы — использование презентации.
3. Актуальность поставленной цели урока.
Реалии сегодняшнего дня таковы, что у детей очень слабые
знания об истории Отечества. Что может привести к потере связи поколений, к
падению человеческих ценностей. Данный урок способствует к проявлению интереса
у детей к истории своей страны, к ее бережному отношению, воспитанию
духовно-нравственных качеств.
4. Место урока в тематическом планировании и
системе уроков.
Преподавание ведётся по учебнику В.Я.Коровина
«Литература» 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: «Просвещение»,
2011.
Урок по творчеству Ю. Я. Яковлева проводится после изучения блока « Час мужества».
5.Форма организации деятельности учащихся.
На уроке я использую технологию
индивидуально-бригадного обучения (ТИБО). Индивидуальная, парная, групповая,
коллективная работа. Организация индивидуальной деятельности позволяет
учитывать способности и образовательные потребности каждого, а коллективная
(командная, бригадная) групповая деятельность оказывает помощь каждому
учащемуся в успешном освоении учебной программы.
6. Организация учебной деятельности с учётом
личностно — ориентированной технологии обучения.
На уроке созданы условия для реализации
основных принципов личностно ориентированной технологии обучения. Это выражено
в следующем:
-создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе
учащихся и учителя;
-стимулирование учащихся к высказываниям, без боязни
ошибиться, получить неправильный ответ;
-оценка деятельности ученика не только по конечному
результату (правильно, неправильно), но и по процессу его достижения;
-поощрение стремления ученика находить оригинальный ответ;
-создание педагогических ситуаций межгруппового и
внутригруппового общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять
инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
-создание ситуации выбора и успеха;
-создание условий для актуализации и обогащения субъектного
опыта учащихся;
-создание обстановки для естественного самовыражения
ученика;
7. Организация учебной деятельности с учётом
здоровьесберегающей технологии обучения.
Учебная деятельность, организованная на уроке,
способствует сохранению здоровья детей, а именно:
- своевременная подготовка к уроку и его
мобилизующее начало; - доброжелательная атмосфера, способствующая
положительному эмоциональному настрою; - чёткая организация учебного труда;
- смена видов деятельности учащихся;
8. Организация учебной деятельности с учётом ИКТ.
Использование ИКТ (видеофрагментов и фотографий,) на данном
уроке способствует:
решению всех задач урока: обучающих, развивающих,
воспитательных;
повышению познавательной активности учащихся;
повышению интенсификации урока и темпа урока.
ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на
уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора,
оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения.
9. Результат деятельности учащихся.
Результатом деятельности учащихся на уроке является воспитание
интереса к русской истории, литературе, патриотических чувств, уважение к
прошлому своего Отечества.
Формы обучения:
Индивидуальная, фронтальная работа, коллективная деятельность.
Тип урока:
Урок- обобщение по теме Великая Отечественная война.
Оборудование:
- Компьютер
- Проектор
- Презентация “______ ”
Список использованной литературы:
Н.В.Егорова «Универсальные поурочные разработки по
литературе к учебникам – хрестоматиям: В.Я.Коровиной и др. ( « Просвещение»);
Г.И.Беленького ( М.: Мнемозина); Т.Ф. Курдюмовой и др. ( М.Дрофа). 7 класс».
М.: «Вако», 2008.
Предварительно класс поделен на 3 группы:
1-й гр… было дано задание подготовить информацию о семье Савичевых, 2-я гр…
составляла характеристику Тани Савичевой и Вали, 3 — я гр… готовила информацию
о дневнике Тани Савичевой.
Конспект
урока.
Урок
внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева «Девочки с Васильевского острова».
«Зачем
это : нельзя забыть войны?»
Цели урока:
- Рассказать учащимся о блокаде
Ленинграда, как героической и трагической странице в истории Великой
Отечественной войны. - Используя поэтические и
музыкальные произведения, копии фотографий, способствовать развитию
чувства сопереживания, благодарности, уважения людям, выстоявшим в тяжелые
дни блокады. - Анализируя рассказ Ю.
Васильева, помочь учащимся увидеть страшные и несовместимые понятия: дети
и война. - Развивать у учащихся чувство
патриотизма и гражданственности, преемственности поколений.
Эпиграф
– к началу урока:
Люди!
Покуда
сердца стучатся,-
помните!
Какою
ценою
завоевано
счастье…
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили
Во все
времена
бессмертной земли
помните!
(Р.Рождественский)
Ход урока.
Класс поделен на 3 группы: 1-й гр… было дано
задание подготовить информацию о семье Савичевых, 2-я гр… составляла
характеристику Тани Савичевой и Вали, 3 — я гр… готовила информацию о дневнике
Тани Савичевой.
- Вступительное слово учителя:
1945 год. Эта дата самая значимая для нашей
Родины. Ровно 75 лет прошло ,как закончилась Великая Отечественная война.
«Столько лет прошло, забывается все, но ничего не забыто…» — эти родившиеся в
блокадном Ленинграде слова звучат и как уверенность и как надежда, просьба. Да,
не забыто – разве может человек такое забыть. Мы снова и снова вспоминаем те
страшные для нашей страны годы. Вспоминаем, читая произведения поэтов и
писателей, глядя на военные фотографии. А может у кого еще живы близкие,
перенесшие эту войну, и мы слушаем их воспоминания и стараемся не забыть не
единого слова. Да, ничего не забыто, никто не забыт.
Мы назовем наш урок – урок памяти. И у нас
сегодня серьезная тема для разговора: мы будем говорить о самых трагических
днях Великой Отечественной войны – о блокаде Ленинграда.
В истории существования человечества; в
истории всех воин, которые были на земле, это единственный город, перенесший
такую длительную блокаду.
Скажите, а что вы знаете о блокаде
Ленинграда? ( Ответы учащихся).
(видеоролик №1)
30 августа 1941 года фашистские захватчики
перекрыли последнюю железную дорогу, связывающую Ленинград со страной. Но на
защиту города поднялись все его жители: 500 тыс. ленинградцев строили
оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами на фронт. 20 сентября
враг полностью окружил город.
В конце ноября ударили морозы, замерз
водопровод, подошло к концу топливо. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги, но
сохранили парки и сады.
Но самым страшным испытанием стал голод. С
20 ноября 1941 года нормы на питание стали самыми низкие: рабочие в день получали
250 граммов хлеба, сделанного их суррогата (туда добавляли опилки, обувной
клей), а дети и служащие – по 125 граммов хлеба. Кусочек хлеба был так мал, что
человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть. У
вас на столе лежит такой кусочек – 125 граммов. Положите его себе на ладонь.
Представьте – какое это было страшное время.
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
Главной ценностью в тот момент были
хлебные карточки. Только по ним можно было получить эти 125 граммов хлеба. И не
дай Бог, если они потеряются. Это означало голодную смерть.
(слайд №1)
Дети военных лет.
(слайды №2, №3)
Не хватало всего: тепла, воды, еды, но
дети продолжали учиться. В школах было тихо, необычно тихо, дети перестали
бегать, шуметь. Их бледный вид, изможденные лица говорили о тяжких страданиях.
Кровоточили десны, качались зубы, не было сил даже ходить. Дети умирали дома,
на улицах, в классах. И дети и взрослые. Город постепенно вымирал.
(слайды №4 , №5)
Страшным приговором фашизму стал дневник
маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой на Нюрнбергском процессе.
Дневник, в котором всего 9 страшных записей о гибели ее большой семьи в
блокадном Ленинграде.
(слайд №6)
Чтец:
На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечёт.
Пред ним стоят сельчане, горожане.
От старца – до наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет души и сердца.
Это – всем живущим в назиданье,
Чтоб каждый в суть явлений вник, –
Время
Возвышает
Образ Тани
И её доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
В каждом слове – ёмкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе…
Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это – боль, которая клубится.
Это – сердце, что летит сюда…
Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром, Савичева Таня,
Со своей немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно
Шествует она,
Пусть живёт, не ведая старенья,
И гласит
Про наши времена! (Сергей Смирнов. Таня Савичева)
(слайд №7)
- Беседа по
рассказу Ю. Яковлева “Девочки с Васильевского острова” (разговор о
прочитанной книге ведётся с учащимися 7 класса)
Слово учителя:
Рассказ Ю.Яковлева «Девочки с
Васильевского острова» составлен на основе дневника Тани Савичевой. Это не
просто рассказ – это история жизни, это реквием маленькой Тани, да и всем
умершим детям блокадного Ленинграда.
(Ученики получают задание: на
протяжении всей работы над текстом в своих тетрадях каждый составляет
характеристику Тани и Вали).
Вы все прочитали этот рассказ. Давайте
поделимся впечатлениями, еще раз перечитаем вместе. Но прежде поговорим о
семье Савичевых.
(рассказ о семье Савичевых читает
подготовленный ученик из 1-й гр…)
…Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми
любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый,
звонкий “ангельский” голос, обещавший певческое будущее. Савичевы все были
музыкально одарены. И мать, Мария Игнатьевна, даже создала небольшой семейный
ансамбль: два брата, Лека и Миша, играли на гитаре, мандолине и банджо, Таня
пела, остальные поддерживали хором.
Отец, Николай Родионович, рано умер, и мать много работала,
чтобы поднять на ноги пятерых детей. У белошвейки ленинградского Дома моды было
много заказов. Искусные вышивки украшали уютный дом Савичевых – нарядные
занавески, салфетки, скатерти.
Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под
Гдовом, у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня,
принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в
Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила
обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и
работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для
мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы,
два дяди Тани, несли службу в ПВО.
Таня тоже не сидела, сложа руки. Вместе с другими ребятами она
помогала взрослым тушить “зажигалки”, рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро
сжималось…
(читает подготовленный ученик из 3-й гр…)
И вот Таня начинает делать свои страшные записи в старой
записной книжке, подаренной ей мамой.
(слайд №8)
“28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи 1941 года”.
“Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.”.
“Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.”.
“Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год”.
“Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год”.
“Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942”
Чтец:
9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только черные точки.
Пусто и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
“Маму и бабушку голод унес.
Нет больше сил и нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной…” Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет…
(читает подготовленный ученик из 3-й гр…)
Однажды девочка подведет страшный итог: “Савичевы умерли все.
Осталась одна Таня”. Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили
санитары, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со
140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в
Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Врачи в течение
2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки. У Тани тряслись руки и ноги, ее
мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Танечки не стало.
Учитель:
Я объявляю минуту молчания в память всем
погибшим на войне . (Весь класс встает). (слайд №9)
(слайд №10)
Учитель :
О каких девочках идёт речь?
В рассказе речь идёт о Вале
Зайцевой – девочке, которая живёт в Ленинграде много лет спустя после войны и
Тане Савичевой – девочке, которая жила в блокадном Ленинграде.
— От чьего лица ведётся в рассказе
повествование?
Повествование ведётся от лица Вали
Зайцевой.
— Что о себе и василеостровских
девчонках говорит Валя? Какой Вы представляете эту девочку?
(читает подготовленный ученик из 2-й гр…)
“У меня под кроватью живет хомячок.
Набьет полные щеки, про запас, сядет на задние лапы и смотрит черными
пуговками… Вчера я отдубасила одного мальчишку. Отвесила ему хорошего леща.
Мы, василеостровские девчонки, умеем постоять за себя, когда надо… Мы,
василеостровские девчонки, кого хочешь найдем!” Валя – решительная девочка, боевая,
смелая, добивается своей цели. Она – верная подруга и никогда не бросит в беде.
Рассказывая о Танином недостатке – заикании, Валя говорит: “Говорят, есть
врачи, которые лечат от заикания. Я нашла бы такого”. Она говорит Тане: “ Мы
пойдем с тобой в Румянцевский сад, побегаем, а когда надоест, я принесу из дома
бабушкин платок, и мы сыграем в учительницу Линду Августовну. У меня под
кроватью живет хомячок. Я подарю его тебе на день рождения. Слышишь, Таня
Савичева?» Валя не раз пыталась поставить себя на место Тани Савичевой:
“Если просто хочешь есть, это не голод – поешь часом позже. Я пробовала
голодать с утра до вечера. Вытерпела. Голод – когда изо дня в день голодает
голова, руки, сердце – все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом
умирает.… И я представила себе, что это я, Валя Зайцева, осталась одна: без
мамы, без папы, без сестренки Люльки. Голодная. Под обстрелом. В пустой
квартире на Второй линии. Я захотела зачеркнуть эту последнюю страницу…”
Учитель:
— Что Вы узнали о Тане Савичевой?
Ученики:
“Она была певуньей. Всегда пела. Ей
хотелось декламировать стихи, но она спотыкалась на словах: споткнется, а все
думают, что она забыла нужное слово…
Она всегда играла в учительницу.
Наденет на плечи большой бабушкин платок, сложит руки замком и ходит из угла в
угол. «Дети, сегодня мы займемся с вами повторением…» И тут
споткнется на слове, покраснеет и повернется к стене, хотя в комнате – никого…”
Таня стойкая и мужественная. Теряя
одного за другим родных людей, она “не сдавалась – жила” “в родном городе в
самое трудное время”.
Учитель:
Мы понимаем, что Тани нет давно на
свете, но в рассказе она предстаёт живой девочкой. Это ощущается уже с первой
фразы, сказанной о ней Валей: “У меня есть подружка – Таня Савичева”. Образ
Тани складывается из отдельных деталей и подробностей её жизни. Мы узнаём о
том, чем она любила заниматься, что ходила гулять с подружкой в Румянцевский
сад, что “бабушка посылала Таню за керосином” в лавку. Мы слышим о Танином
брате Лёке. “У Леки был свой угол, отгороженный шкафами, он там чертил.
Зарабатывал деньги черчением и учился. Он был тихий и близорукий, в очках, и
все скрипел у себя своим рейсфедером”. Вместе с Валей мы держим в руках Танин
дневник. А откуда Валя знает все эти подробности Таниной жизни?
Ученик:
Несколько раз в рассказе звучат
слова Вали: “Мне рассказывали”. Значит, она всё-таки слышала от кого-то.
Учитель:
— А кто мог ей рассказать о Тане?
Ученик:
Наверное, в школе на уроках
истории. Может быть, бабушка Вали, которая сама, возможно, пережила блокаду. А
может быть, кто-то из соседнего дома – тот, кто сам пережил блокаду, был
соседом Тани и не смог забыть девочку с серьёзными светлыми глазами.
Учитель:
Таню везли из осажденного города на
большую землю по дороге Жизни, но дорога не смогла подарить Тане жизнь. Девочка
умерла от голода. «Но все ли равно, от чего умирать – от голода или от пули.
Может быть от голода еще больнее…»
«Я решила отыскать Дорогу жизни.
Поехала на Ржевку, где начинается эта дорога…» — говорит Валя.
С декабря 1941 начинает действовать
ледовая Дорога жизни по Ладожскому озеру. Есть разные дороги в нашей жизни, но
была и есть одна дорога, цена которой – жизнь ленинградцев. Только по ней в
осажденный Ленинград мог доставляться провиант.
(видеоролик №2)
— Почему Валя решила сама отыскать
Дорогу жизни?
Ученик:
Вале хотелось своими глазами
увидеть дорогу, по которой Таню вывозили из блокадного Ленинграда: “Ее везли из
осажденного Ленинграда на Большую землю, и дорога, названная Дорогой жизни, не
смогла подарить Тане жизнь”.
(слайд №11)
Учитель:
— Какие чувства испытывала Валя,
когда писала на бетоне Танин дневник? Что тяжелее всего было ей писать?
(Ученики работают с текстом,
находят цитаты).
Ей было очень трудно, тяжело. “Я
взяла в руки Танин дневник и открыла страничку. Там было написано: «Женя
умерла 28 дек. 12.30 час. утра 1941 г.».
Мне стало холодно. Я захотела
отдать им книжку и уйти.
Но я василеостровская. И если у
подруги умерла старшая сестра, я должна остаться с ней, а не удирать.
– Давайте ваш бетон. Буду писать…
Я взяла палочку, присела на
корточки и стала писать. От бетона веяло холодом. Писать было трудно…
Я делала ошибки, заглаживала бетон
ладонью и писала снова.
У меня плохо получалось.
В новой раме бетон был жидкий, он
наползал на буквы. И слово «умер» исчезло. Мне не хотелось писать его
снова. Но мне сказали:
– Пиши, Валя Зайцева, пиши.
И я снова написала –
«умер». Я очень устала писать слово «умер». Я знала, что с
каждой страничкой дневника Тане Савичевой становилось все хуже. Она давно
перестала петь и не замечала, что заикается. Она уже не играла в учительницу.
Но не сдавалась – жила. Мне рассказывали… Наступила весна. Зазеленели
деревья. У нас на Васильевском много деревьев. Таня высохла, вымерзла, стала
тоненькой и легкой. У нее дрожали руки и от солнца болели глаза. Фашисты убили
половину Тани Савичевой, а может быть, больше половины. Но с ней была мама, и
Таня держалась.
Я долго не решалась открыть
страничку на букву «М». На этой страничке Таниной рукой было
написано: «Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 года». Таня не написала
слово «умерла». У нее не хватило сил написать это слово.
Я крепко сжала палочку и коснулась
бетона. Не заглядывала в дневник, а писала наизусть.
Я писала изо всех сил. Бетон стал
густым, почти застыл. Он уже не наползал на буквы.
– Можешь еще писать?
– Я допишу, – ответила я и
отвернулась, чтобы не видели моих глаз. Ведь Таня Савичева моя… подружка”.
Учитель:
— Почему, по мнению Вали, фашисты
не вошли в Ленинград?
Ответы учеников.
Учитель:
Фашисты не сломили дух русских
людей, которые несмотря ни на что не сдавались и продолжали жить в осаждённом
городе, удивляя мир и врагов своей стойкостью и любовью к родной земле. “Моя
подружка Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан.
Она просто жила в родном городе в самое трудное время. Но, может быть, фашисты
потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева, и жили еще много
других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени. И
с ними дружат сегодняшние ребята, как я дружу с Таней. А дружат ведь только с
живыми”.
— Что объединяет этих двух девочек?
(Учащиеся работают с текстом,
находят цитаты)
Эти девочки одногодки и соседки.
“Мы одногодки. Обе с Васильевского острова…
Мы с ней соседки. Она со Второй линии, дом 13. Четыре окна на
первом этаже. Рядом булочная, в подвале керосиновая лавка… Сейчас лавки нет,
но в Танино время, когда меня еще не было на свете, на первом этаже всегда
пахло керосином…
Тане Савичевой было столько же лет, сколько мне теперь…
У нас все общее. И улица, и школа…
У нас даже почерк одинаковый!
У меня есть такая же книжка. За сорок копеек…”.
Учитель:
И главное, что обе они невероятно стойкие, мужественные,
сильные. Благодаря таким людям и одержала победу наша страна.
— Что значит “остались в своём
времени”?
Ученик:
Значит не выросли, не повзрослели,
потому что блокада отняла у них жизнь и навсегда оставила их мальчишками и
девчонками.
Учитель:
— Почему Валя говорит о них, как о
живых?
Ученик:
Потому что они живы в нашей памяти,
потому что они стали примером мужества, стойкости, любви к Родине.
С ними хочется дружить современным
ребятам. Валя уверенна: «И с ними дружат сегодняшние ребята, как я дружу с
Таней. А дружат ведь только с живыми…».
Учитель:
Скажите, а у вас есть что-то общее
с этими девочками? ( Выслушивают ответы детей).
- Заключение
(слайд №12)
Именно детям блокадного Ленинграда
на третьем километре Дороги жизни поставлен памятник “Цветок жизни”, о котором
идёт речь в рассказе. Текст на памятнике: » Во имя жизни и против войны
детям – юным героям Ленинграда 1941-1944″. На лепестках этого каменного
цветка высечены слова: “Пусть всегда будет солнце!”, а рядом с ними можно
увидеть каменные страницы дневника Тани Савичевой.
900 дней и ночей длилась блокада
Ленинграда. В суровые дни блокады погибло от голода более 600 тыс. человек. Над
ними на Пискаревском кладбище склонилась Родина-мать. На гранитной стене –
строки Ольги Бергольц: «Ничто не забыто и никто не забыт».
И я хочу добавить. Имя Тани стало
вечным. Среди орбит Земли и Юпитера есть маленькая планета под номером 2127.
Уже несколько десятилетий оплывает она вокруг Солнца под именем TANYA.
(слайд №13)
4.Рефлексия.
Учитель:
Вы видите на доске находятся два
цветка с именами Таня и Валя .За урок вы попытались выяснить какие же Таня и
Валя .Что общего у них? Запишите на лепестках общие черты. А над мостиком
,связывающим эти цветы, напишите ключевое слово нашего урока, связанное с
темой урока.
(Ученики, посовещавшись в группах ,
выходят по очереди и записывают слова на лепестках цветков и определяют
ключевое слово- Память).
Пока мы будем помнить об их
подвиге, о той жертве, что они принесли ради жизни на земле, до тех пор они
будут с нами, будут живыми. Не оборвется связь времен, если вы расскажите все,
что узнали сегодня на уроке, другим.
Скажите, зачем же это – нельзя
забыть войны?
Ученики:
Пока мы будем помнить, такое больше
не повторится.
5.Выставление оценок.
Домашнее задание: написать
сочинение- рассуждение « Зачем нам надо помнить?»
Откровенный рассказ ученицы 5 класса Усть-Донецкой школы №2, участницы Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» Влады Селивановой.
Познакомимся? Я Влада. Мне 11 лет, и, как у каждого ребенка на этой планете, жизнь моя полна трудностей. Да-да! Не верите? Ну, что ж, давайте считать вместе: уроки длятся по сорок минут, а перемена всего лишь пятнадцать! Что, справедливо, скажете? Или вот еще: я своей подруге Машке рассказала по секрету, кто мне нравится, а она взяла и разболтала всему классу! Не проблема, думаете? Да это же целая проблемища! А как вам такое: ложиться спать нужно в 22.00, когда еще хочется играть, а просыпаться необходимо в 7 часов утра, когда, кажется, все на свете отдала, лишь бы полежать лишнюю минутку под одеялом, а мама непреклонна! И я уж вовсе не знаю, как мне с ней бороться! Собственно, с раннего пробуждения и начался день, о котором я хочу вам поведать, день, когда я почувствовала себя самой счастливой девочкой, даже несмотря на все трудности, о которых я сейчас рассказала.
Было обычное осеннее утро понедельника. Серое, дождливое. А я должна сказать,что если уж и есть несчастные люди по понедельникам, то я, по словам мамы, заняла бы среди них первое место, настолько «кислое» у меня по утрам лицо! Та вот, было утро понедельника, я, как обычно, канючила о том, что как несправедливо быстро пролетели выходные, что поднимать ребенка в такую рань и заставлять выходить в дождь на улицу-это преступление, что блузку мне мама погладила не ту, а о прическе я и вовсе молчу: в 11 лет – косичка! Почему, собственно, я не могу с распущенными волосами пойти, как мама? Вы только не подумайте, что я совсем уж несносный ребенок, вовсе нет! Это только утром маме нужно перетерпеть мои капризы, а позже я окончательно просыпаюсь и становлюсь обычной жизнерадостной девчонкой! И обычно мама это понимала и терпеливо ждала. А у нее, знаете, какое терпение? Оооо! Огромное (она у меня учителем работает). Но в то утро, о котором я рассказываю, мама, наверное, тоже была в плохом настроении, потому что она не стала, как обычно, улыбаться в ответ на мои капризы, а просто перестала заплетать мои волосы и сказала, что я могу снова облачиться в свою пижаму, так как в школу сегодня не пойду.«И кто сказал, что нет справедливости на свете»,–радостно подумала я! Эх, если бы я тогда знала, что все не так просто.
Мама сказала, что я могу остаться дома при одном условии: мне необходимо будет прочитать одно произведение. Я рассудила, что один рассказ гораздо лучше, чем шесть уроков, а потому с легкостью согласилась.
Мама ушла на работу, прямо в дождь, а я надела тепленькую пижамку, распустила волосы(я так совсем как взрослая), набрала себе в тарелки вкусностей всяких побольше и взяла в руки книгу, которую обещала прочесть. Я решила сразу это сделать, чтоб потом весь день можно было заниматься самым приятным делом на земле – бездельничать!
«Юрий Яковлев. «Девочки с Васильевского острова», – прочитала я. «Вот здорово! Про девочек! Еще и острова! Приключения, наверное», – подумалось мне тогда. Ах, как я ошиблась.
Бывали ли у вас такие дни, когда вам начинало казаться, что в самый пасмурный день ярко светит солнце? А вот со мной произошло именно это. В рассказе, который я прочла, говорится о девочке Тане Савичевой и об её дневнике. Я, между прочим, тоже веду дневник, и Машка ведет, моя подруга-предательница! Так вот, что я хочу сказать: больше всего на свете я мечтаю о том, чтобы ни одни ребенок на земле, слышите, ни один ребенок не делал в своем дневнике таких записей, как несчастная Таня Савичева. Юрий Яковлев пишет о тяжелых временах Великой Отечественной войны, когда взрослые и дети погибали от пуль фашистов, от холода и голода. Я сидела с полными тарелками еды и читала о девочке Тане, которая писала в своем дневнике о том, как от голода умер её братик, и из глаз моих катились слезы. И это были не слезы очередных капризов, нет, а слезы бессилия. Бессилия от того, что никто на земле не в силах вернуть всех этих Танечек, Ванечек, Олюшек, и так до бесконечности. Бессилия от того, что никогда не исполнятся их мечты, никогда не станет Таня Савичева учительницей, а ведь она так этого хотела! Я пишу в своем дневнике, как проходят мои дни в школе. И очень много жалуюсь. У Тани война украла школу… Я делюсь со своим дневником тем, как мы проводим с друзьями время в кино, бассейне, за различными играми. У Тани война украла детство. Я пишу в дневнике о том, что мечтаю, чтобы мама подарила мне свой браслет и духи. Таня мечтала о том, чтобы ее не покинула мама. Не сбылось– война украла у нее и маму… И в тот момент я посмотрела в окно и поняла, что я самая счастливая девочка на планете! Мне захотелось бежать в школу под проливным дождем, заплести косу (успею еще вырасти), увидеть Машку и сказать, что прощаю её, а главное–обнять маму! Обнять и сказать, что я теперь все-все понимаю, честно! Мне сразу вспомнились рассказы моей прабабушки о том, как она, будучи ребенком во время войны, кушала траву, лишь бы чем-то насытить желудок. Я поняла, почему она так сердилась и пугалась, когда мальчишки за окном взрывали петарды, а ещё я поняла свою маму, которая в 2015 году собрала всю нашу жизнь в большой чемодан, схватила меня, пятилетнюю, в охапку и увезла из города Донецка, который находится на территории Украины. Увезла, потому что над домом стали очень низко летать самолеты, а я пугалась и плакала. Увезла, потому что на улицах стали появляться танки, увезла, потому что понимала: самое ценное, что есть в жизни каждого человека – эти тихая, мирная жизнь, в которой нет места для залпов снарядов. Да, мама это понимала, а теперь понимаю и я.
И вы поймите, что если у вас есть родители, школа, друзья (пусть даже такие, как Машка-предательница), если вы не голодны, а за окошком нет войны, а очень даже мирно, хоть и пасмурно, то вы счастливы. Очень счастливы! Даже в дождливое утро понедельника!
ВЛАДА СЕЛИВАНОВА,
ученица 5 класса Усть-Донецкой школы №2,
участница Всероссийского конкурса сочинений
«Без срока давности»
Увидели что-то интересное в посёлке или в районе? Присылайте информацию, фото или видео на почту редакции газеты smi-udonet [собака] rambler [точка] ru, в наши группы «ВКонтакте», «Одноклассники».
Автор:
Самый Зелёный
·
Многомудрый Литрекон знает, что готовиться к итоговому сочинению тяжело, ведь впереди маячит финальный босс — ЕГЭ. При таком набитом доверху графике никто не может сосредоточиться на литературе, особенно если этот предмет не входит в список выбранных экзаменов. Поэтому Литрекон рекомендует Вам взять за основу короткие рассказы для итогового сочинения 2020-2021 года. Это прекрасный материал для аргументов. Его можно освоить за считанные дни до ИС. Приятного просвещения!
«Забвению не подлежит»
Короткие рассказы о войне для итогового сочинения выручат каждого выпускника, ведь в программе не так много «маленьких» произведений на эту тему.
Название книги | О чем? |
«Память», Юрий Яковлев | Девочка рассказывает учительнице о подвиге юной партизанки, и они вместе погружаются в историю. |
«Девочки с Васильевского острова», Юрий Яковлев | Юная героиня после войны «подружилась» с Таней Савичевой, читая ее дневник о блокаде. Теперь она помогает людям строить памятник. |
«В старом танке», Владимир Железников | Мужчина и мальчик залезают в танк, ставший памятником в центре города. Герой рассказывает ребенку о своем пропавшем отце и о геройском подвиге неизвестного танкиста. Мальчик хочет разыскать пропавшего без вести отца героя. |
«Как мы искали партизан», Елена Пономаренко | Дети в оккупации ищут отряд партизан, голодают, но в финале встречают добрую учительницу, и она помогает им найти отряд. |
«Учитель истории», Юрий Яковлев | Дети до сих помнят историю об учителе, который принял смерть добровольно вместе со своими учениками. Теперь наряду с танкистом и разведчиком в их игре есть учитель истории. |
Но не только война попадается в рамках направления «Забвению не подлежит». Еще более непонятными темами являются вечная актуальность и сохранение памятников искусства. Тут пригодятся не только рассказы, но и поэмы (и даже небольшие повести). Ссылки укажут путь до краткого содержания.
Название книги | О чем? |
«Бахчисарайский фонтан», А.С. Пушкин | Автор восславляет фонтан хана и рассказывает историю произведения. Вот так фонтан донес историю любви и ревности до наших дней. |
«Медный всадник», А.С. Пушкин | Искусство увековечило образ Петра и отразило его характер. Оно до сих пор сохранилось и является одним из главных достоинств культурной столицы. |
«Пушкину», С.А. Есенин | Автор обращается к памятнику Пушкина на Тверском бульваре. Это произведение вдохновило его на новый виток творчества. |
«Корзина с еловыми шишками», К.Г. Паустовский | Композитор встретил маленькую девочку и посвятил ей мелодию. Она узнала об этом через много лет, и ее душа наполнилась ликованием и жаждой жизни. |
«Портрет», Н.В. Гоголь | Настоящее искусство не стареет, потому что всегда производит неизгладимое впечатление на человека, как портрет ростовщика из книги. |
«Чучело», В.К. Железников | Герой всю жизнь потратил на сбор коллекции картин своего прадеда. Он многим пожертвовал, чтобы собрать полотна. Но в финале он отдал их городу и обогатил его уникальным музеем. |
Вот еще короткие рассказы о том, что не подлежит забвению:
- «Уроки французского», В. Распутин. Автор вспоминает о своей учительнице, которая спасла его от голода в трудные времена. Ее поступок нельзя забыть, ведь героиня совершила нравственный подвиг.
- «Болото», Е. Пономаренко. Маленький мальчик чудом выжил после того, как фашисты убили его семью. Он шел к партизанам через болото. Весь путь он прошел только благодаря тому, что помнил советы деда о том, как пройти через трясину.
- «Моцарт и Сальери», А.С. Пушкин. Несмотря на то, что Сальери убил Моцарта, в памяти людей остался настоящий талант, перед которым меркнет всякое злодейство.
- «Светка», Е. Пономаренко. Героиня вспоминает, как они спаслись от немцев, которые хотели брать у детей кровь для раненых. Ей помогла сбежать подруга, а потом их приютила у себя бабушка Стася. Такое преступление против человечества нельзя забыть.
- «Оккупация», Е. Пономаренко. Предатель из русских стал полицаем и был опаснее для родного села, чем оккупанты. Он хотел отправить детей в Германию на работы, но его и других полицаев остановили партизаны. Преступление предателей нельзя забыть, это вечное бесчестье.
- «Кортик прапорщика», Н. Бадеев. Сын героя передал в музей кортик своего легендарного отца, который не покинул боевой пост, несмотря на опасность для жизни. Он внес огромный вклад в оборону Ленинграда.
- «Корабль из легенды». Рассказ о пушке, которая помогла нашим предкам защитить Родину. Теперь ее место в музее, ведь потомки должны помнить о жертвах, принесенных людьми прошлого ради будущего.
Если этого материала Вам мало, напишите в комментариях, мы добавим необходимое в сжатые сроки.
«Разговор с собой»
В этом году направления итогового сочинения донельзя абстрактны, поэтому для удобства разобьем небольшие рассказы на популярные тематические направления. Ссылки ведут на краткие содержания (для наиболее нетерпеливых читателей).
Вот короткие произведения о призвании и любви к своему делу:
Название книги | О чем? |
«В прекрасном и яростном мире», А. Платонов | Главный герой — талантливый машинист. Он настолько погружен в свою сферу деятельности, что запомнил свой маршрут наизусть и воспроизвел его по памяти, когда потерял зрение. |
«Песчаная учительница», А. Платонов | Главная героиня стала учительницей в занесенном песком селе, но ее наука оказалась никому не нужной, ведь жители прозябали в нищете из-за стихии. Она приручила пески и помогла беднякам бороться с песком. В финале она уезжает в новую деревню с такими же проблемами. |
«Сигнал», В.М. Гаршин | Два героя спорят о том, как добиться справедливости. Один предпочитает смирение и честный труд, а другой — идеологическую борьбу. В итоге второй отчаивается и ломает рельсы, чтобы поезд сошел, и власти услышали его жалобы. А первый жертвует собой, чтобы спасти состав и выполнить свой долг. |
Вот смысл жизни и его поиски:
- «Дары волхвов», О. Генри. Джим и его супруга покупают друг другу подарки, жертвуя самым дорогим, что у них есть. Герои живут ради любви, и этот выбор дарует им неземное счастье.
- «Душечка», А.П. Чехов. Героиня перенимает взгляды и смысл жизни своего супруга, и так брак за браком. У нее нет ничего своего, поэтому в финале она чувствует себя опустошенной.
- «Дом с мезонином», А.П. Чехов. Художник спорит с гражданской активисткой о смысле бытия. Она выступает за то, что человек должен жить, чтобы приносить обществу конкретную пользу. Он же является индивидуалистом и стремится к красоте и личностному росту.
- «Старик и море», Э. Хемингуэй. Герой борется со стихией и старостью, отправляясь на рискованную рыбалку. Он доказывает, что смысл жизни — в борьбе против обстоятельств и победе над своей слабостью.
- «Царь-рыба», В.П. Астафьев. Герой пытается поймать огромного осетра, но едва не погибает и переосмысливает свою жизнь, приходя к выводу, что нагрешил, и судьба наказывает его. Он понял, что эгоистичное существование ради наживы и потребительское отношение к природе — это очень плохо. Важнее всего человеческие отношения и нравственный выбор.
Вот еще интересные произведения к сокращении, направленные на раскрытие наиболее актуальных тем:
Название книги | Для каких тем? |
«Айвенго», Вальтер Скотт | Толерантность Отношения отца и сына, конфликт разных поколений Перемены в обществе Вред консерватизма Польза традиций и культурных памятников |
«Робинзон Крузо», Даниэль Дефо | Человек вне общества Саморазвитие Жизнь с целью Влияние религии и созидания на личность Толерантность |
«Кукла», Е. Носов | Ценность прошлого Уроки войны Совесть |
«Очарованный странник», Н.С. Лесков | Поиск смысла жизни Самосовершенствование Влияние перемен |
«Кавказский пленник», Л.Н. Толстой | Что способствует развитию человека? Влияние прошлого на будущее Отношения в семье Влияние среды на внутренний мир |
Внутренний мир — одна из самых ходовых тем этого года. Короткие рассказы для итогового сочинения могут ее раскрыть, так что ловите список.
Название | Темы |
«Дама с собачкой» | Любовь помогает в познании себя Контраст внутреннего мира и внешнего Трудно быть собой |
«Хамелеон» | Влияние обстоятельств на сущность человека Ложь перед самим собой |
«Человек в футляре» | Замкнутость в себе Страхи, подавляющие личность Зависимость внутреннего мира от внешнего |
«Душечка» | Что формирует наш внутренний мир? Влияет ли окружение на наше мировоззрение?Какие чувства влияют на состояние души? |
«Тоска» | Проблема одиночества Как пережить горе? Что мешает человеку быть счастливым? |
Если нужно раскрыть еще какие-то важные темы и подобрать для них короткие рассказы для итогового сочинения, пишите в комментариях. Мы оперативно добавим новую информацию!
«Время перемен»
«Маленькие» рассказы для итогового сочинения есть и по направлению «Время перемен». Вот самые короткие и универсальные:
- «Конь с розовой гривой», В. Распутин. Мальчик меняется к лучшему под воздействием жизненного опыта.
- «Холодная осень», И. Бунин. Эпоха перемен слишком быстро меняет условия жизни, и многие люди оказываются за бортом истории.
- «Шинель», Н. Гоголь. Новая верхняя одежда делает героя счастливее и меняет его отношение к себе. Чтобы изменить жизнь, нужно начать с самооценки.
- «Тапер», А. Куприн. Под лежачий камень вода не течет: если бы Юра не работал по ночам на праздниках и не учился мастерству пианиста, он никогда не познакомился бы с нужными людьми и не стал бы знаменитым композитором. Человек может изменить свою судьбу.
- «Беда», М. Зощенко. Что мешает человеку измениться к лучшему? В том числе и вредные привычки.
- «Срезал», В. Шукшин. Люди, которые ничего не хотят менять в своей жизни и сидят на одном месте, всегда будут не удовлетворены своим положением. Пример тому — Глеб, который завидовал всем, кто уехал из деревни в город.
- «Левша», Н. Лесков. Герой обосновал необходимость перемен в армии, но его никто не услышал. В результате Россия получила значительное отставание в сфере вооружения. Увы, один человек не может изменить мир.
- «Дикий помещик», М. Салтыков-Щедрин. Не все изменения идут на пользу людям. Вот барин избавился от крепостных, но в итоге одичал и деградировал, ведь без них не мог даже чулок натянуть.
- «Муму», И. Тургенев. Герой переехал на новое место службы, но изменения принесли ему лишь страдания, и он вернулся обратно в деревню. Не все перемены ведут к положительным результатам.
- «Мцыри», М. Лермонтов. Герой пытался изменить свою судьбу, но тщетно, все предопределено.
О переменах в себе или вокруг себя писали многие авторы, но не так кратко, как хотелось бы. Но хорошо, что есть подробные краткие содержания, которые по размеру не превышают рассказы. Ссылки в таблице. Вот интересные варианты по направлению «Время перемен»:
Название книги | Темы |
«Белая гвардия» | Революция Разочарование в переменах Последствия перемен |
«Собачье сердце» | Последствия революции Как трудно даются изменения Как изменить страну? Может ли человек изменить мир? |
«Ася» | Боязнь перемен Стоит ли бояться перемен? Зона комфорта |
Как Вы знаете, аргументация для итогового сочинения может быть намного шире, чем мы думаем. Не только книги из школьной программы достойны занять свое место в экзаменационной работе. Можно использовать даже статьи из журналов и блогов, было бы желание и умение применить этот материал. Это не сложнее, чем писать сотой сочинение по «Войне и миру». Здесь Вы найдете подборку статеек о переменах в себе и обществе, а также о других важных проблемах этого года.
«Я и другие»
Почему люди друг друга не понимают и как это исправить? Об этом будут многие сочинения по направлению «Я и другие». А вот и короткие произведения на эту тему. Ссылки указывают на краткие содержания.
Название книги | О чем? |
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери | Маленький рассказчик рисовал странные рисунки, и взрослые сказали ему, что у него нет таланта. Он поверил, но зря, ведь оказалось, что он просто имел уникальный внутренний мир художника, недоступный обычным взрослым. А ведь родителям нужно было проявить всего лишь немного креатива, чтобы понять своего сына… |
«Пересолил», А.П. Чехов | Землемер очень боялся ехать с незнакомым возницей через лес ночью, поэтому он приврал о себе, что он, мол, бандит. Но Клим испугался и убежал в лес, оставив землемера в расстроенных чувствах. Недопонимание было следствием страха и недоверия. |
«Кошка под дождем», Эрнест Хемингуэй | Он читает газету и не обращает внимания на Нее. Она же вышла на улицу и увидела кошку под дождем. Ее первый порыв — взять животное под уютный кров, но Он остался безразличен и к этому. Их разделяют разные жизненные ценности: ей хочется уюта и семьи, а ему — свободы. |
«Челкаш», М. Горький | Вор, живущий в городе, и крестьянин из деревни не могут понять друг друга из-за ментальных противоречий и разных жизненных ориентиров. |
«Попрыгунья», А.П. Чехов | Она — яркая представительница богемы, он — скромный врач. Разумеется, она его недооценивает и всячески принижает, а он ее любит, но не может дать то, что она хочет. Герои не могут найти общего языка, потому что они из разных миров. |
А может ли человек обойтись без общества? Вопрос на века. И он очень часто попадался на пробниках этого года. Так что вот короткие рассказы для подготовки к итоговому сочинению, посвященные роли коллектива в жизни личности:
- «Пари», А.П. Чехов. Человек уходит из общества на 15 лет и утрачивает человеческий облик.
- «Старуха Изергиль», М. Горький. Ларра получает изгнание в наказание и не может вынести этой ноши. В итоге он сам пожелал умереть.
- «Ионыч», А.П. Чехов. Несмотря на свое презрение к обществу, Старцев не может покинуть его и абстрагироваться.
- «Человек в футляре». Пытаясь жить вне общества человек не развивается, а деградирует.
- «Премудрый пискарь», М. Е. Салтыков-Щедрин. Герой всю жизнь держался в стороне от других, потому что боялся, но в итоге попросту растратил все годы на прозябание в темной дыре своего одиночества.
О дружбе, любви, общении нам повествуют вот эти небольшие рассказы для итогового сочинения:
- «О любви», А. П. Чехов.
- «Тихое утро», Ю.П. Казаков.
- «Юшка», А. Платонов.
- «Макар Чудра», М. Горький.
- «Барышня-крестьянка», А. С. Пушкин.
Чего-то не хватает? Литрекон дополнит список коротких рассказов для итогового сочинения, но напишите ему в комментариях, что лучше добавить?
«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
Это самое непопулярное направление, на котором многие поставили крест из-за того, что для некоторых тем нужно привлекать прямо совсем-совсем новую литературу. А как быть, если даже современные авторы пишут о прошлом? Правильно, выбирать другое направление! Так что здесь ограничимся кратким списком рассказов, которые более или менее современны.
- «Конец блицкрига», С. Алексеев. Современный автор с гордостью пишет о том, как советская армия остановила нацистов. Это говорит о преемственности поколений.
- «Шесть спичек», А. и Б. Стругацкие. Ради прогресса ученый жертвует собой и получает серьезную травму. Авторы говорят о том, что самое ценное в мире — это человек, поэтому им жертвовать нельзя.
- «Спонтанный рефлекс», А. и Б. Стругацкие. Урм — универсальная рабочая машина. Он имеет исключительные интеллектуальные и физические возможности, это первый в мире искусственный интеллект. Но люди не могут предугадать то, что появилось в машине от людей — спонтанный рефлекс. Это говорит о неоднозначности научного прогресса.
- «Улыбка», Рэй Брэдбери. Люди будущего разрушают достижения прошлого, чтобы отомстить предкам за их недальновидность и свои несчастья. Вот так разрушение преемственности поколений ведет к деградации.
- «Замечательный костюм цвета сливочного мороженого», Рэй Брэдбери. Герои купили дорогой костюм и носили его по очереди, чтобы стать более успешными. Но оказалось, что новая одежда не способствует исполнению мечты. Важен не статус, а масштаб личности.
Чтобы привести пример, касающийся именно нашего поколения, используйте короткие статьи из СМИ:
А вот и блок статей про отношения нашего поколения с окружающим миром:
Многомудрый Литрекон желает Вам удачи на экзамене!
Метки: 11 класситоговое сочинениекороткие рассказынебольшие рассказы
Читайте также:
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация к школьному этапу Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Школьный тур конкурса
«ЖИВАЯ КЛАССИКА»
Подготовил: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 г.Сердобска Пензенской области, организатор школьного этапа Международного конкурса юных чтецов «Живая классика» -
2 слайд
-
3 слайд
Описание слайда:
Сказочная повесть
«Чарли и шоколадная фабрика»
Вы знаете, что шоколад способствует выработке эндорфинов. Создаёт ощущение влюблённости. Хи.
Р.Даль -
4 слайд
Описание слайда:
Борис Львович Васильев
1924– 2013гг. -
5 слайд
Описание слайда:
…Не победили они нас, понимаешь!
Б.Васильев
Повесть «А зори здесь тихие» -
6 слайд
-
7 слайд
Описание слайда:
Рассказ «Записка»
Записка имела самый безобидный вид. В ней по всем джентльменским законам должна была обнаружиться чернильная рожа и дружеское пояснение…
Т.Петросян -
8 слайд
Описание слайда:
Тэффи
(Надежда Александровна Лохвицкая)1872– 1952гг.
-
9 слайд
Описание слайда:
Рассказ «Счастливая»
Мы будем, будем, будем счастливыми!
Тэффи -
10 слайд
Описание слайда:
Юрий Яковлевич Яковлев (Ховкин)
1922– 1995гг.
-
11 слайд
Описание слайда:
Рассказ
«Девочки с Васильевского острова»Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени.
Ю.Яковлев -
12 слайд
Описание слайда:
Уильям Голдинг
1911– 1993гг.
-
13 слайд
Описание слайда:
Роман «Повелитель мух»
Мысли — вещь ценная, от них много проку.
У.Голдинг -
14 слайд
Описание слайда:
Шарлотта Бронте
1816– 1855гг.
-
15 слайд
Описание слайда:
Роман «Джейн Эйр»
Нет большего счастья, чем чувствовать, что люди любят тебя и радуются твоему присутствию.
Ш. Бронте -
16 слайд
Описание слайда:
1920– 2012гг.
Рэй Брэдбери
-
17 слайд
Описание слайда:
Роман «Вино из одуванчиков»
Есть только один – единственный способ хоть немного задержать время: надо смотреть на все вокруг, а самому ничего не делать!
-
18 слайд
Описание слайда:
Василь Быков
1924– 2003гг.
-
19 слайд
Описание слайда:
Повесть «Сотников»
Свою смерть, какой бы она ни была, он должен встретить с солдатским достоинством – это стало главною целью его последних минут.
В.Быков -
20 слайд
Описание слайда:
Фёдор Михайлович Достоевский
1821– 1881гг. -
21 слайд
Описание слайда:
Роман «Идиот»
Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить как с собой.
Ф.М.Достоевский -
22 слайд
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 355 человек из 65 регионов
- Сейчас обучается 90 человек из 44 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Специалист в области охраны труда
- Сейчас обучается 214 человек из 53 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Краткое описание документа:
Данная презентация может помочь в организации проведения школьного этапа Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Родной язык- душа народа!
-
Планирование «Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ТМНР»
-
Рабочая программа по изобразительному искусству
-
Урок истории на тему «Культурное пространство Донбасса в 1991 – 2013 гг.».
-
Презентация к дистанционному уроку «Мастерский участок»
-
Аналитический отчёт на тему: «Активация познавательной и учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка».
-
Итоговое занятие по окончанию первого полугодия старшей группы
-
Экскурсия «Здравствуй, книга!»(библиотечный урок в 1 классе»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5454988 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
-
Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»