Юрий яковлев рассказ девочки с васильевского острова

Библиотека материалов описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2 слайд описание слайда: школьный этап конкурса живая классика . 2021год

Инфоурокбиблиотека материалов

Юрий яковлев рассказ девочки с васильевского острова

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Юрий яковлев рассказ девочки с васильевского острова

  • 2 слайд

    Школьный этап конкурса «Живая классика» . 2021год

    Описание слайда:

    Школьный этап конкурса
    «Живая классика» .
    2021год

  • 3 слайд

    Давайте представим, хотя бы на миг,Что вдруг мы лишились журналов и книг,Чт

    Описание слайда:

    Давайте представим, хотя бы на миг,
    Что вдруг мы лишились журналов и книг,
    Что люди не знают, что значит поэт,
    Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
    Что будто никто никогда в этом мире,
    И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
    Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
    Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
    Наверно нельзя и представить такого?
    Так здравствуй же, умное, доброе слово!
    Пусть книги, друзьями заходят в дома!
    Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
    Юрий Энтин.

  • 4 слайд

    Цели и задачи конкурса:1. Повышение интереса к чтению детей и подростка. Форм

    Описание слайда:

    Цели и задачи конкурса:
    1. Повышение интереса к чтению детей и подростка. Формирование сообщества читающих детей
    3. Расширение читательского кругозора детей
    4. Возрождение традиций семейного чтения
    5. Знакомство детей с современной детской и подростковой литературой
    6. Повышение общественного интереса к библиотекам
    7. Повышение уровня грамотности населения
    8. Поиск и поддержка талантливых детей

  • 5 слайд

    Жюри:Булатова И.А. директор МБОУ Мигулинская СОШ Аксенова О.Б.учитель русског

    Описание слайда:

    Жюри:
    Булатова И.А. директор МБОУ Мигулинская СОШ
    Аксенова О.Б.учитель русского языка и литературы МБОУ Мигулинская СОШ
    Деревянкина Н.И. педагог-библиотекарь
    МБОУ Мигулинская СОШ
    Ландина Т.Г. завуч по воспитательной работе МБОУ Мигулинская СОШ
    Демина О.А. завуч по учебной работе МБОУ Мигулинская СОШ

  • 6 слайд

    Критерии оценки конкурса: Выступления оцениваются по следующим параметра

    Описание слайда:

    Критерии оценки конкурса:
    Выступления оцениваются по следующим параметрам:
    — выбор текста произведения;
    — грамотная речь;
    — артистизм исполнения;
    — глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста.
    Оценка выступления участника осуществляется по 10-балльной шкале.

    ,

  • 7 слайд

    Ирина Пивоварова «Сочинение» Читает Аверкова Валентина.

    Описание слайда:

    Ирина Пивоварова «Сочинение»
    Читает Аверкова Валентина.

  • 8 слайд

    Читает Солодухин Арсений (1905-1995)

    Описание слайда:

    Читает Солодухин Арсений
    (1905-1995)

  • 9 слайд

    А.П.Чехов «Детвора»Читает Беляев Дмитрий

    Описание слайда:

    А.П.Чехов «Детвора»
    Читает Беляев Дмитрий

  • 10 слайд

    «Разноцветный снег» Наталия Волко

    Описание слайда:

    «Разноцветный снег»
    Наталия Волкова
    Трофимова Юлия

  • 11 слайд

     Надежда Александровна Тэффи (1872-1952)«Взятка»Трухляев Даниил

    Описание слайда:

    Надежда Александровна Тэффи
    (1872-1952)
    «Взятка»
    Трухляев Даниил

  • 12 слайд

     Виталий Закруткин «Матерь человеческая»Бухарева Анна

    Описание слайда:

    Виталий Закруткин
    «Матерь человеческая»
    Бухарева Анна

  • 13 слайд

     Юрий Яковлев Кучмасова Анастасия Девочки с Васильевского острова.

    Описание слайда:

    Юрий Яковлев
    Кучмасова
    Анастасия
    Девочки с Васильевского острова.

  • 14 слайд

    Антон Павлович Чехов «Пересолил».

    Описание слайда:

    Антон Павлович Чехов «Пересолил».

    Верьян Владимир

  • 15 слайд

    Всем спасибо за участие!Поздравляем победителей школьного этапа Всероссийског

    Описание слайда:

    Всем спасибо за участие!
    Поздравляем победителей школьного этапа Всероссийского конкурса «Живая классика»!

  • 16 слайд

    Юрий яковлев рассказ девочки с васильевского острова

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Сценарий школьного тура «Живая классика» 2021

  • Урок по литературному чтению «Литературные сказки»

  • Информационно-познавательный проект ученика 7 класса Анисимова Захара. Руководитель: Теплова Галина Анатольевнаа

  • Конспект урока на тему: «Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки»

  • Итоговый тест по литературе 6 класс

  • ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАТУСНЫХ РЕПЛИК В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

  • ЛИНГВОСЕМАНТИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ИСКУССТВЕННЫХ ЯЗЫКОВЫХ СИСТЕМ В ЖАНРЕ ФЭНТЕЗИ

  • ОБРАЗ ВРАГА В МЕМУАРАХ ВЕРНЕРА БРЕЛЕРА

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454988 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ

«Зачем это : нельзя забыть войны?»

По рассказу Ю.Яковлева «девочки с
Васильевского острова»

Макаренко Елены Николаевны

Учителя русского языка и литературы

2020г.

    1. Обоснование выбора формы проведения урока.

      Возрастающая потребность связи литературы и различных
жизненных ситуаций побуждает учителя применять такие формы проведения уроков,
которые бы могли донести знания до учащихся как можно интереснее и доступнее.
Одним из таких  уроков вполне может стать урок внеклассного чтения, посвященный
творчеству
Ю. Я. Яковлева, построенный в форме диалога, на котором школьники
могут участвовать в диалоге, они могут анализировать произведение, высказывать
свои суждения и аргументировать их, быть равноправными участниками
образовательного процесса.

     2. Методы обучения на уроке:

Методы – аналитическая беседа, диалог;

методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ
и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

методы педагогики – методы организации и стимулирования
учебной деятельности;

информационные методы — использование презентации.

    3. Актуальность поставленной цели урока.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что у детей очень слабые
знания об истории Отечества. Что может привести к потере связи поколений, к
падению человеческих ценностей. Данный урок способствует к проявлению интереса
у детей к истории своей страны, к ее бережному отношению, воспитанию
духовно-нравственных качеств.

        4. Место урока в тематическом планировании  и
системе уроков.

Преподавание ведётся  по  учебнику В.Я.Коровина
«Литература» 7 класс. Учебник для       общеобразовательных учреждений. — М.: «Просвещение», 
2011.

Урок по творчеству Ю. Я. Яковлева проводится после изучения блока « Час мужества».

      5.Форма организации деятельности учащихся.

     На уроке я использую технологию
индивидуально-бригадного обучения (ТИБО). Индивидуальная, парная, групповая,
коллективная работа. Организация индивидуальной деятельности позволяет
учитывать способности и образовательные потребности каждого, а коллективная
(командная, бригадная) групповая  деятельность  оказывает помощь каждому
учащемуся в успешном освоении учебной программы. 

       6. Организация учебной деятельности с учётом
личностно — ориентированной технологии обучения.

             На уроке созданы условия для реализации
основных  принципов личностно ориентированной технологии обучения. Это выражено
в следующем:

-создание атмосферы взаимной заинтересованности  в работе 
учащихся и учителя;

-стимулирование учащихся к высказываниям, без боязни
ошибиться, получить неправильный ответ;

-оценка деятельности ученика не только по конечному
результату (правильно, неправильно), но и по процессу его достижения;

-поощрение стремления ученика находить оригинальный ответ;

-создание педагогических ситуаций межгруппового и
внутригруппового общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять
инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

-создание ситуации выбора и успеха;

-создание условий для актуализации и обогащения субъектного
опыта учащихся;

-создание обстановки для естественного самовыражения
ученика;

     7. Организация учебной деятельности с учётом
здоровьесберегающей технологии обучения.

   Учебная деятельность, организованная на уроке,
способствует сохранению здоровья детей, а именно:

  • своевременная подготовка к уроку и его
    мобилизующее начало;
  • доброжелательная атмосфера, способствующая
    положительному эмоциональному настрою;
  • чёткая организация учебного труда;
  • смена видов деятельности учащихся;

  8. Организация учебной деятельности с учётом ИКТ.

Использование ИКТ (видеофрагментов и фотографий,) на данном
уроке  способствует:

решению всех задач урока: обучающих, развивающих,
воспитательных;

повышению познавательной активности  учащихся;

повышению интенсификации урока и темпа урока.

ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на
уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора,
оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения.

9. Результат деятельности учащихся.

    Результатом деятельности учащихся на уроке является  воспитание
интереса к русской истории, литературе, патриотических чувств, уважение к
прошлому своего Отечества.

Формы обучения:

Индивидуальная, фронтальная работа, коллективная  деятельность.

Тип урока:

 Урок- обобщение по теме Великая Отечественная война.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Проектор
  • Презентация “______ ”

Список использованной литературы:

Н.В.Егорова «Универсальные поурочные разработки по
литературе к учебникам – хрестоматиям: В.Я.Коровиной и др. ( « Просвещение»);
Г.И.Беленького ( М.: Мнемозина); Т.Ф. Курдюмовой и др. ( М.Дрофа). 7 класс».
М.:  «Вако», 2008.

Предварительно  класс поделен на 3 группы:
1-й гр… было дано задание подготовить информацию о семье Савичевых, 2-я гр…
составляла характеристику Тани Савичевой и Вали, 3 — я гр… готовила информацию
о дневнике Тани Савичевой.

Конспект
урока.

Урок
внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева «Девочки с Васильевского острова».

«Зачем
это : нельзя забыть войны?»

Цели урока:

  1. Рассказать учащимся о блокаде
    Ленинграда, как героической и трагической странице в истории Великой
    Отечественной войны.
  2. Используя поэтические и
    музыкальные произведения, копии фотографий, способствовать развитию
    чувства сопереживания, благодарности, уважения людям, выстоявшим в тяжелые
    дни блокады.
  3. Анализируя рассказ Ю.
    Васильева, помочь учащимся увидеть страшные и несовместимые понятия: дети
    и война.
  4. Развивать у учащихся чувство
    патриотизма и гражданственности, преемственности поколений.

Эпиграф
– к началу урока:

Люди!

Покуда
сердца стучатся,-

помните!

Какою
ценою

завоевано 
счастье…

Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили

Во все
времена
бессмертной земли
помните!

(Р.Рождественский)

Ход урока.

Класс поделен на 3 группы: 1-й гр… было дано
задание подготовить информацию о семье Савичевых, 2-я гр… составляла
характеристику Тани Савичевой и Вали, 3 — я гр… готовила информацию о дневнике
Тани Савичевой.

    1. Вступительное слово учителя:

    1945 год. Эта дата самая значимая для нашей
    Родины. Ровно 75 лет прошло ,как закончилась Великая Отечественная война.
    «Столько лет прошло, забывается все, но ничего не забыто…» — эти родившиеся в
    блокадном Ленинграде слова звучат и как уверенность и как надежда, просьба. Да,
    не забыто – разве может человек такое забыть. Мы снова и снова вспоминаем те
    страшные для нашей страны годы. Вспоминаем, читая произведения поэтов и
    писателей, глядя на военные фотографии. А может у кого еще живы близкие,
    перенесшие эту войну, и мы слушаем их воспоминания и стараемся не забыть не
    единого слова. Да, ничего не забыто, никто не забыт.

    Мы назовем наш урок – урок памяти. И у нас
    сегодня серьезная тема для разговора: мы будем говорить о самых трагических
    днях Великой Отечественной войны – о блокаде Ленинграда.

    В истории существования человечества; в
    истории всех воин, которые были на земле, это единственный город, перенесший
    такую длительную блокаду.

    Скажите,  а что вы знаете о блокаде 
    Ленинграда? ( Ответы учащихся).

    (видеоролик №1)

    30 августа 1941 года фашистские захватчики
    перекрыли последнюю железную дорогу, связывающую Ленинград со страной. Но на
    защиту города поднялись все его жители:  500 тыс. ленинградцев строили
    оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами на фронт. 20 сентября
    враг полностью окружил город.

    В конце ноября ударили морозы, замерз
    водопровод, подошло к концу топливо. Ленинградцы жгли мебель, паркет, книги, но
    сохранили парки и сады.

    Но самым страшным испытанием стал голод. С
    20 ноября 1941 года нормы на питание стали самыми низкие:  рабочие в день получали
    250 граммов хлеба, сделанного их суррогата (туда добавляли опилки, обувной
    клей), а дети и служащие – по 125 граммов хлеба. Кусочек хлеба был так мал, что
    человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть.  У
    вас на столе лежит такой кусочек – 125 граммов. Положите его себе на ладонь.
    Представьте – какое это было страшное время.

    Сто двадцать пять блокадных грамм

    С огнем и кровью пополам

    Главной ценностью в тот момент были
    хлебные карточки. Только по ним можно было получить эти 125 граммов хлеба. И не
    дай Бог, если они потеряются. Это означало голодную смерть.

    (слайд №1)

    Дети военных лет.

    (слайды №2, №3)

    Не хватало всего: тепла, воды, еды, но
    дети продолжали учиться. В школах было тихо, необычно тихо, дети перестали
    бегать, шуметь. Их бледный вид, изможденные лица говорили о тяжких страданиях.
    Кровоточили десны, качались зубы, не было сил даже ходить. Дети умирали дома,
    на улицах, в классах. И дети и взрослые. Город постепенно вымирал.

    (слайды №4 , №5)

    Страшным приговором фашизму стал дневник
    маленькой ленинградской девочки Тани Савичевой на Нюрнбергском процессе.
    Дневник, в котором всего 9 страшных записей о гибели ее большой семьи в
    блокадном Ленинграде.

    (слайд №6)

    Чтец:

    На берегу Невы,
    В музейном зданье,
    Хранится очень скромный дневничок.
    Его писала
    Савичева Таня.
    Он каждого пришедшего влечёт.
    Пред ним стоят сельчане, горожане.
    От старца – до наивного мальца.
    И письменная сущность содержанья
    Ошеломляет души и сердца.
    Это – всем живущим в назиданье,
    Чтоб каждый в суть явлений вник, –
    Время
    Возвышает
    Образ Тани
    И её доподлинный дневник.
    Над любыми в мире дневниками
    Он восходит, как звезда, с руки.
    И гласят о жизненном накале
    Сорок две святых его строки.
    В каждом слове – ёмкость телеграммы,
    Глубь подтекста,
    Ключ к людской судьбе,
    Свет души, простой и многогранной,
    И почти молчанье о себе…
    Это смертный приговор убийцам
    В тишине Нюрнбергского суда.
    Это – боль, которая клубится.
    Это – сердце, что летит сюда…
    Время удлиняет расстоянья
    Между всеми нами и тобой.
    Встань пред миром, Савичева Таня,
    Со своей немыслимой судьбой!
    Пусть из поколенья в поколенье
    Эстафетно
    Шествует она,
    Пусть живёт, не ведая старенья,
    И гласит
    Про наши времена! (Сергей Смирнов. Таня Савичева)

    (слайд №7)

      1.  Беседа по
        рассказу Ю. Яковлева “Девочки с Васильевского острова” (разговор о
        прочитанной книге ведётся с учащимися 7 класса)

      Слово учителя:

      Рассказ Ю.Яковлева «Девочки с
      Васильевского острова» составлен на основе дневника Тани Савичевой. Это не
      просто рассказ – это история жизни, это реквием маленькой Тани, да и всем
      умершим детям блокадного Ленинграда.

      (Ученики получают задание: на
      протяжении всей работы над текстом в своих тетрадях каждый составляет
      характеристику Тани и Вали).

      Вы все прочитали этот рассказ.  Давайте
      поделимся впечатлениями, еще раз перечитаем вместе.  Но прежде поговорим о
      семье Савичевых.

      (рассказ о семье Савичевых читает
      подготовленный ученик из 1-й гр…)

      …Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми
      любимой. Большие серые глаза под русой челкой, кофточка-матроска, чистый,
      звонкий “ангельский” голос, обещавший певческое будущее. Савичевы все были
      музыкально одарены. И мать, Мария Игнатьевна, даже создала небольшой семейный
      ансамбль: два брата, Лека и Миша, играли на гитаре, мандолине и банджо, Таня
      пела, остальные поддерживали хором.

      Отец, Николай Родионович, рано умер, и мать много работала,
      чтобы поднять на ноги пятерых детей. У белошвейки ленинградского Дома моды было
      много заказов. Искусные вышивки украшали уютный дом Савичевых – нарядные
      занавески, салфетки, скатерти.

      Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под
      Гдовом, у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня,
      принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в
      Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила
      обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и
      работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для
      мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы,
      два дяди Тани, несли службу в ПВО.

      Таня тоже не сидела, сложа руки. Вместе с другими ребятами она
      помогала взрослым тушить “зажигалки”, рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро
      сжималось…

      (читает подготовленный ученик из 3-й гр…)

      И вот Таня начинает делать свои страшные записи в старой
      записной книжке, подаренной ей мамой.

      (слайд №8)

      “28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи 1941 года”.
      “Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.”.
      “Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.”.
      “Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год”.
      “Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год”.
      “Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942”

      Чтец:

      9 страничек. Страшные строчки.
      Нет запятых, только черные точки.
      Пусто и тихо в промерзшей квартире.
      Кажется, радости нет больше в мире.
      Если бы хлебушка всем по кусочку,
      Может, короче дневник был на строчку.
      “Маму и бабушку голод унес.
      Нет больше сил и нет больше слез.
      Умерли дядя, сестренка и брат
      Смертью голодной…” Пустел Ленинград.
      Умерли все. Что поделать. Блокада.
      Голод уносит людей Ленинграда.
      Тихо в квартире. В живых только Таня.
      В маленьком сердце столько страданья!
      Умерли все! Никого больше нет.
      Девочке Тане 11 лет…

      (читает подготовленный ученик из 3-й гр…)

      Однажды девочка подведет страшный итог: “Савичевы умерли все.
      Осталась одна Таня”. Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили
      санитары, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со
      140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в
      Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Врачи в течение
      2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки. У Тани тряслись руки и ноги, ее
      мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Танечки не стало.

      Учитель:

      Я объявляю минуту молчания в память всем
      погибшим на войне . (Весь класс встает). (слайд №9)

      (слайд №10)

      Учитель :

      О каких девочках идёт речь?

      В рассказе речь идёт о Вале
      Зайцевой – девочке, которая живёт в Ленинграде много лет спустя после войны и
      Тане Савичевой – девочке, которая жила в блокадном Ленинграде.

      — От чьего лица ведётся в рассказе
      повествование?

      Повествование ведётся от лица Вали
      Зайцевой.

      — Что о себе и василеостровских
      девчонках говорит Валя? Какой Вы представляете эту девочку?

      (читает подготовленный ученик из 2-й гр…)

      “У меня под кроватью живет хомячок.
      Набьет полные щеки, про запас, сядет на задние лапы и смотрит черными
      пуговками… Вчера я отдубасила одного мальчишку. Отвесила ему хорошего леща.
      Мы, василеостровские девчонки, умеем постоять за себя, когда надо… Мы,
      василеостровские девчонки, кого хочешь найдем!” Валя – решительная девочка, боевая,
      смелая, добивается своей цели. Она – верная подруга и никогда не бросит в беде.
      Рассказывая о Танином недостатке – заикании, Валя говорит: “Говорят, есть
      врачи, которые лечат от заикания. Я нашла бы такого”. Она говорит Тане: “ Мы
      пойдем с тобой в Румянцевский сад, побегаем, а когда надоест, я принесу из дома
      бабушкин платок, и мы сыграем в учительницу Линду Августовну. У меня под
      кроватью живет хомячок. Я подарю его тебе на день рождения. Слышишь, Таня
      Савичева?» Валя не раз пыталась поставить себя на место Тани Савичевой:
      “Если просто хочешь есть, это не голод – поешь часом позже. Я пробовала
      голодать с утра до вечера. Вытерпела. Голод – когда изо дня в день голодает
      голова, руки, сердце – все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом
      умирает.… И я представила себе, что это я, Валя Зайцева, осталась одна: без
      мамы, без папы, без сестренки Люльки. Голодная. Под обстрелом. В пустой
      квартире на Второй линии. Я захотела зачеркнуть эту последнюю страницу…”

      Учитель:

      — Что Вы узнали о Тане Савичевой?

      Ученики:

      “Она была певуньей. Всегда пела. Ей
      хотелось декламировать стихи, но она спотыкалась на словах: споткнется, а все
      думают, что она забыла нужное слово…

      Она всегда играла в учительницу.
      Наденет на плечи большой бабушкин платок, сложит руки замком и ходит из угла в
      угол. «Дети, сегодня мы займемся с вами повторением…» И тут
      споткнется на слове, покраснеет и повернется к стене, хотя в комнате – никого…”

      Таня стойкая и мужественная. Теряя
      одного за другим родных людей, она “не сдавалась – жила” “в родном городе в
      самое трудное время”.

      Учитель:

      Мы понимаем, что Тани нет давно на
      свете, но в рассказе она предстаёт живой девочкой. Это ощущается уже с первой
      фразы, сказанной о ней Валей: “У меня есть подружка – Таня Савичева”. Образ
      Тани складывается из отдельных деталей и подробностей её жизни. Мы узнаём о
      том, чем она любила заниматься, что ходила гулять с подружкой в Румянцевский
      сад, что “бабушка посылала Таню за керосином” в лавку. Мы слышим о Танином
      брате Лёке. “У Леки был свой угол, отгороженный шкафами, он там чертил.
      Зарабатывал деньги черчением и учился. Он был тихий и близорукий, в очках, и
      все скрипел у себя своим рейсфедером”. Вместе с Валей мы держим в руках Танин
      дневник. А откуда Валя знает все эти подробности Таниной жизни?

      Ученик:

      Несколько раз в рассказе звучат
      слова Вали: “Мне рассказывали”. Значит, она всё-таки слышала от кого-то.

      Учитель:

      — А кто мог ей рассказать о Тане?

      Ученик:

      Наверное, в школе на уроках
      истории. Может быть, бабушка Вали, которая сама, возможно, пережила блокаду. А
      может быть, кто-то из соседнего дома – тот, кто сам пережил блокаду, был
      соседом Тани и не смог забыть девочку с серьёзными светлыми глазами.

      Учитель:

      Таню везли из осажденного города на
      большую землю по дороге Жизни, но дорога не смогла подарить Тане жизнь. Девочка
      умерла от голода. «Но все ли равно, от чего умирать – от голода или от пули.
      Может быть от голода еще больнее…»

      «Я решила отыскать Дорогу жизни.
      Поехала на Ржевку, где начинается эта дорога…» — говорит Валя.

      С декабря 1941 начинает действовать
      ледовая Дорога жизни по Ладожскому озеру. Есть разные дороги в нашей жизни, но
      была и есть одна дорога, цена которой – жизнь ленинградцев. Только по ней в
      осажденный Ленинград мог доставляться провиант.

      (видеоролик №2)

      — Почему Валя решила сама отыскать
      Дорогу жизни?

      Ученик:

      Вале хотелось своими глазами
      увидеть дорогу, по которой Таню вывозили из блокадного Ленинграда: “Ее везли из
      осажденного Ленинграда на Большую землю, и дорога, названная Дорогой жизни, не
      смогла подарить Тане жизнь”.

      (слайд №11)

      Учитель:

      — Какие чувства испытывала Валя,
      когда писала на бетоне Танин дневник? Что тяжелее всего было ей писать?

      (Ученики работают с текстом,
      находят цитаты).

      Ей было очень трудно, тяжело. “Я
      взяла в руки Танин дневник и открыла страничку. Там было написано: «Женя
      умерла 28 дек. 12.30 час. утра 1941 г.».

      Мне стало холодно. Я захотела
      отдать им книжку и уйти.

      Но я василеостровская. И если у
      подруги умерла старшая сестра, я должна остаться с ней, а не удирать.

      – Давайте ваш бетон. Буду писать…

      Я взяла палочку, присела на
      корточки и стала писать. От бетона веяло холодом. Писать было трудно…

      Я делала ошибки, заглаживала бетон
      ладонью и писала снова.

      У меня плохо получалось.

      В новой раме бетон был жидкий, он
      наползал на буквы. И слово «умер» исчезло. Мне не хотелось писать его
      снова. Но мне сказали:

      – Пиши, Валя Зайцева, пиши.

      И я снова написала –
      «умер». Я очень устала писать слово «умер». Я знала, что с
      каждой страничкой дневника Тане Савичевой становилось все хуже. Она давно
      перестала петь и не замечала, что заикается. Она уже не играла в учительницу.
      Но не сдавалась – жила. Мне рассказывали… Наступила весна. Зазеленели
      деревья. У нас на Васильевском много деревьев. Таня высохла, вымерзла, стала
      тоненькой и легкой. У нее дрожали руки и от солнца болели глаза. Фашисты убили
      половину Тани Савичевой, а может быть, больше половины. Но с ней была мама, и
      Таня держалась.

      Я долго не решалась открыть
      страничку на букву «М». На этой страничке Таниной рукой было
      написано: «Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 года». Таня не написала
      слово «умерла». У нее не хватило сил написать это слово.

      Я крепко сжала палочку и коснулась
      бетона. Не заглядывала в дневник, а писала наизусть.

      Я писала изо всех сил. Бетон стал
      густым, почти застыл. Он уже не наползал на буквы.

      – Можешь еще писать?

      – Я допишу, – ответила я и
      отвернулась, чтобы не видели моих глаз. Ведь Таня Савичева моя… подружка”.

      Учитель:

      —  Почему, по мнению Вали, фашисты
      не вошли в Ленинград?

      Ответы учеников.

      Учитель:

      Фашисты не сломили дух русских
      людей, которые несмотря ни на что не сдавались и продолжали жить в осаждённом
      городе, удивляя мир и врагов своей стойкостью и любовью к родной земле. “Моя
      подружка Таня Савичева не стреляла в фашистов и не была разведчиком у партизан.
      Она просто жила в родном городе в самое трудное время. Но, может быть, фашисты
      потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева, и жили еще много
      других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени. И
      с ними дружат сегодняшние ребята, как я дружу с Таней. А дружат ведь только с
      живыми”.

      — Что объединяет этих двух девочек?

      (Учащиеся работают с текстом,
      находят цитаты)

      Эти девочки одногодки и соседки.

      “Мы одногодки. Обе с Васильевского острова…

      Мы с ней соседки. Она со Второй линии, дом 13. Четыре окна на
      первом этаже. Рядом булочная, в подвале керосиновая лавка… Сейчас лавки нет,
      но в Танино время, когда меня еще не было на свете, на первом этаже всегда
      пахло керосином…

      Тане Савичевой было столько же лет, сколько мне теперь…

      У нас все общее. И улица, и школа…

      У нас даже почерк одинаковый!

      У меня есть такая же книжка. За сорок копеек…”.

      Учитель:

      И главное, что обе они невероятно стойкие, мужественные,
      сильные. Благодаря таким людям и одержала победу наша страна.

      — Что значит “остались в своём
      времени”?

      Ученик:

      Значит не выросли, не повзрослели,
      потому что блокада отняла у них жизнь и навсегда оставила их мальчишками и
      девчонками.

      Учитель:

      — Почему Валя говорит о них, как о
      живых?

      Ученик:

      Потому что они живы в нашей памяти,
      потому что они стали примером мужества, стойкости, любви к Родине.

      С ними хочется дружить современным
      ребятам. Валя уверенна: «И с ними дружат сегодняшние ребята, как я дружу с
      Таней. А дружат ведь только с живыми…».

      Учитель:

      Скажите, а у вас есть что-то общее
      с этими  девочками?  ( Выслушивают ответы детей).

        1. Заключение

        (слайд №12)

        Именно детям блокадного Ленинграда
        на третьем километре Дороги жизни поставлен памятник “Цветок жизни”, о котором
        идёт речь в рассказе. Текст на памятнике: » Во имя жизни и против войны
        детям – юным героям Ленинграда 1941-1944″. На лепестках этого каменного
        цветка высечены слова: “Пусть всегда будет солнце!”, а рядом с ними можно
        увидеть каменные страницы дневника Тани Савичевой.

        900 дней и ночей длилась блокада
        Ленинграда. В суровые дни блокады погибло от голода более 600 тыс. человек. Над
        ними на Пискаревском кладбище склонилась Родина-мать. На гранитной стене –
        строки Ольги Бергольц: «Ничто не забыто и никто не забыт».

        И я хочу добавить. Имя Тани стало
        вечным. Среди орбит Земли и Юпитера есть маленькая планета под номером 2127.
        Уже несколько десятилетий оплывает она вокруг Солнца под именем TANYA.

        (слайд №13)

        4.Рефлексия.

        Учитель:

        Вы видите на доске находятся два
        цветка с именами Таня и Валя .За урок вы попытались выяснить какие же Таня и
        Валя .Что общего у них? Запишите на лепестках общие черты. А над мостиком
        ,связывающим эти цветы, напишите ключевое слово нашего урока, связанное с 
        темой урока.

        (Ученики, посовещавшись в группах ,
        выходят по очереди и записывают слова на лепестках цветков и определяют
        ключевое слово- Память).

        Пока мы будем помнить об их
        подвиге, о той жертве, что они принесли ради жизни на земле, до тех пор они
        будут с нами, будут живыми. Не оборвется связь времен, если вы расскажите все,
        что узнали сегодня на уроке, другим.

        Скажите, зачем же это – нельзя
        забыть войны?

        Ученики:

        Пока мы будем помнить, такое больше
        не повторится.

        5.Выставление оценок.

        Домашнее задание: написать
        сочинение- рассуждение « Зачем нам надо помнить?»

        Откровенный рассказ ученицы 5 класса Усть-Донецкой школы №2, участницы Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности» Влады Селивановой.

        Познакомимся? Я Влада. Мне 11 лет, и, как у каждого ребенка на этой планете, жизнь моя полна трудностей. Да-да! Не верите? Ну, что ж, давайте считать вместе: уроки длятся по сорок минут, а перемена всего лишь пятнадцать! Что, справедливо, скажете? Или вот еще: я своей подруге Машке рассказала по секрету, кто мне нравится, а она взяла и разболтала всему классу! Не проблема, думаете? Да это же целая проблемища! А как вам такое: ложиться спать нужно в 22.00, когда еще хочется играть, а просыпаться необходимо в 7 часов утра, когда, кажется, все на свете отдала, лишь бы полежать лишнюю минутку под одеялом, а мама непреклонна! И я уж вовсе не знаю, как мне с ней бороться! Собственно, с раннего пробуждения и начался день, о котором я хочу вам поведать, день, когда я почувствовала себя самой счастливой девочкой, даже несмотря на все трудности, о которых я сейчас рассказала.

        Было обычное осеннее утро понедельника. Серое, дождливое. А я должна сказать,что если уж и есть несчастные люди по понедельникам, то я, по словам мамы, заняла бы среди них первое место, настолько «кислое» у меня по утрам лицо! Та вот, было утро понедельника, я, как обычно, канючила о том, что как несправедливо быстро пролетели выходные, что поднимать ребенка в такую рань и заставлять выходить в дождь на улицу-это преступление, что блузку мне мама погладила не ту, а о прическе я и вовсе молчу: в 11 лет – косичка! Почему, собственно, я не могу с распущенными волосами пойти, как мама? Вы только не подумайте, что я совсем уж несносный ребенок, вовсе нет! Это только утром маме нужно перетерпеть мои капризы, а позже я окончательно просыпаюсь и становлюсь обычной жизнерадостной девчонкой! И обычно мама это понимала и терпеливо ждала. А у нее, знаете, какое терпение? Оооо! Огромное (она у меня учителем работает). Но в то утро, о котором я рассказываю, мама, наверное, тоже была в плохом настроении, потому что она не стала, как обычно, улыбаться в ответ на мои капризы, а просто перестала заплетать мои волосы и сказала, что я могу снова облачиться в свою пижаму, так как в школу сегодня не пойду.«И кто сказал, что нет справедливости на свете»,–радостно подумала я! Эх, если бы я тогда знала, что все не так просто.

        Мама сказала, что я могу остаться дома при одном условии: мне необходимо будет прочитать одно произведение. Я рассудила, что один рассказ гораздо лучше, чем шесть уроков, а потому с легкостью согласилась.

        Мама ушла на работу, прямо в дождь, а я надела тепленькую пижамку, распустила волосы(я так совсем как взрослая), набрала себе в тарелки вкусностей всяких побольше и взяла в руки книгу, которую обещала прочесть. Я решила сразу это сделать, чтоб потом весь день можно было заниматься самым приятным делом на земле – бездельничать!

        «Юрий Яковлев. «Девочки с Васильевского острова», – прочитала я. «Вот здорово! Про девочек! Еще и острова! Приключения, наверное», – подумалось мне тогда. Ах, как я ошиблась.

        Бывали ли у вас такие дни, когда вам начинало казаться, что в самый пасмурный день ярко светит солнце? А вот со мной произошло именно это. В рассказе, который я прочла, говорится о девочке Тане Савичевой и об её дневнике. Я, между прочим, тоже веду дневник, и Машка ведет, моя подруга-предательница! Так вот, что я хочу сказать: больше всего на свете я мечтаю о том, чтобы ни одни ребенок на земле, слышите, ни один ребенок не делал в своем дневнике таких записей, как несчастная Таня Савичева. Юрий Яковлев пишет о тяжелых временах Великой Отечественной войны, когда взрослые и дети погибали от пуль фашистов, от холода и голода. Я сидела с полными тарелками еды и читала о девочке Тане, которая писала в своем дневнике о том, как от голода умер её братик, и из глаз моих катились слезы. И это были не слезы очередных капризов, нет, а слезы бессилия. Бессилия от того, что никто на земле не в силах вернуть всех этих Танечек, Ванечек, Олюшек, и так до бесконечности. Бессилия от того, что никогда не исполнятся их мечты, никогда не станет Таня Савичева учительницей, а ведь она так этого хотела! Я пишу в своем дневнике, как проходят мои дни в школе. И очень много жалуюсь. У Тани война украла школу… Я делюсь со своим дневником тем, как мы проводим с друзьями время в кино, бассейне, за различными играми. У Тани война украла детство. Я пишу в дневнике о том, что мечтаю, чтобы мама подарила мне свой браслет и духи. Таня мечтала о том, чтобы ее не покинула мама. Не сбылось– война украла у нее и маму… И в тот момент я посмотрела в окно и поняла, что я самая счастливая девочка на планете! Мне захотелось бежать в школу под проливным дождем, заплести косу (успею еще вырасти), увидеть Машку и сказать, что прощаю её, а главное–обнять маму! Обнять и сказать, что я теперь все-все понимаю, честно! Мне сразу вспомнились рассказы моей прабабушки о том, как она, будучи ребенком во время войны, кушала траву, лишь бы чем-то насытить желудок. Я поняла, почему она так сердилась и пугалась, когда мальчишки за окном взрывали петарды, а ещё я поняла свою маму, которая в 2015 году собрала всю нашу жизнь в большой чемодан, схватила меня, пятилетнюю, в охапку и увезла из города Донецка, который находится на территории Украины. Увезла, потому что над домом стали очень низко летать самолеты, а я пугалась и плакала. Увезла, потому что на улицах стали появляться танки, увезла, потому что понимала: самое ценное, что есть в жизни каждого человека – эти тихая, мирная жизнь, в которой нет места для залпов снарядов. Да, мама это понимала, а теперь понимаю и я.

        И вы поймите, что если у вас есть родители, школа, друзья (пусть даже такие, как Машка-предательница), если вы не голодны, а за окошком нет войны, а очень даже мирно, хоть и пасмурно, то вы счастливы. Очень счастливы! Даже в дождливое утро понедельника!

        ВЛАДА СЕЛИВАНОВА,
        ученица 5 класса Усть-Донецкой школы №2,
        участница Всероссийского конкурса сочинений
        «Без срока давности»

        Защити себя и родных от коронавируса и гриппа


        Увидели что-то интересное в посёлке или в районе? Присылайте информацию, фото или видео на почту редакции газеты smi-udonet [собака] rambler [точка] ru, в наши группы «ВКонтакте», «Одноклассники».


        Автор:
        Самый Зелёный
        ·

        Многомудрый Литрекон знает, что готовиться к итоговому сочинению тяжело, ведь впереди маячит финальный босс — ЕГЭ. При таком набитом доверху графике никто не может сосредоточиться на литературе, особенно если этот предмет не входит в список выбранных экзаменов. Поэтому Литрекон рекомендует Вам взять за основу короткие рассказы для итогового сочинения 2020-2021 года. Это прекрасный материал для аргументов. Его можно освоить за считанные дни до ИС. Приятного просвещения!

        «Забвению не подлежит»

        Короткие рассказы о войне для итогового сочинения выручат каждого выпускника, ведь в программе не так много «маленьких» произведений на эту тему.

        Название книги О чем?
        «Память», Юрий Яковлев Девочка рассказывает учительнице о подвиге юной партизанки, и они вместе погружаются в историю.
        «Девочки с Васильевского острова», Юрий Яковлев Юная героиня после войны «подружилась» с Таней Савичевой, читая ее дневник о блокаде. Теперь она помогает людям строить памятник.
        «В старом танке», Владимир Железников Мужчина и мальчик залезают в танк, ставший памятником в центре города. Герой рассказывает ребенку о своем пропавшем отце и о геройском подвиге неизвестного танкиста. Мальчик хочет разыскать пропавшего без вести отца героя.
        «Как мы искали партизан», Елена Пономаренко  Дети в оккупации ищут отряд партизан, голодают, но в финале встречают добрую учительницу, и она помогает им найти отряд.
        «Учитель истории», Юрий Яковлев Дети до сих помнят историю об учителе, который принял смерть добровольно вместе со своими учениками. Теперь наряду с танкистом и разведчиком в их игре есть учитель истории.

        Но не только война попадается в рамках направления «Забвению не подлежит». Еще более непонятными темами являются вечная актуальность и сохранение памятников искусства. Тут пригодятся не только рассказы, но и поэмы (и даже небольшие повести). Ссылки укажут путь до краткого содержания.

        Название книги  О чем?
        «Бахчисарайский фонтан», А.С. Пушкин Автор восславляет фонтан хана и рассказывает историю произведения. Вот так фонтан донес историю любви и ревности до наших дней.
        «Медный всадник», А.С. Пушкин Искусство увековечило образ Петра и отразило его характер. Оно до сих пор сохранилось и является одним из главных достоинств культурной столицы.
        «Пушкину», С.А. Есенин Автор обращается к памятнику Пушкина на Тверском бульваре. Это произведение вдохновило его на новый виток творчества.
        «Корзина с еловыми шишками», К.Г. Паустовский Композитор встретил маленькую девочку и посвятил ей мелодию. Она узнала об этом через много лет, и ее душа наполнилась ликованием и жаждой жизни.
        «Портрет», Н.В. Гоголь Настоящее искусство не стареет, потому что всегда производит неизгладимое впечатление на человека, как портрет ростовщика из книги.
        «Чучело», В.К. Железников Герой всю жизнь потратил на сбор коллекции картин своего прадеда. Он многим пожертвовал, чтобы собрать полотна. Но в финале он отдал их городу и обогатил его уникальным музеем.

        Вот еще короткие рассказы о том, что не подлежит забвению:

        1. «Уроки французского», В. Распутин. Автор вспоминает о своей учительнице, которая спасла его от голода в трудные времена. Ее поступок нельзя забыть, ведь героиня совершила нравственный подвиг.
        2. «Болото», Е. Пономаренко. Маленький мальчик чудом выжил после того, как фашисты убили его семью. Он шел к партизанам через болото. Весь путь он прошел только благодаря тому, что помнил советы деда о том, как пройти через трясину.
        3. «Моцарт и Сальери», А.С. Пушкин. Несмотря на то, что Сальери убил Моцарта, в памяти людей остался настоящий талант, перед которым меркнет всякое злодейство.
        4. «Светка», Е. Пономаренко. Героиня вспоминает, как они спаслись от немцев, которые хотели брать у детей кровь для раненых. Ей помогла сбежать подруга, а потом их приютила у себя бабушка Стася. Такое преступление против человечества нельзя забыть.
        5. «Оккупация», Е. Пономаренко. Предатель из русских стал полицаем и был опаснее для родного села, чем оккупанты. Он хотел отправить детей в Германию на работы, но его и других полицаев остановили партизаны. Преступление предателей нельзя забыть, это вечное бесчестье.
        6. «Кортик прапорщика», Н. Бадеев. Сын героя передал в музей кортик своего легендарного отца, который не покинул боевой пост, несмотря на опасность для жизни. Он внес огромный вклад в оборону Ленинграда.
        7. «Корабль из легенды». Рассказ о пушке, которая помогла нашим предкам защитить Родину. Теперь ее место в музее, ведь потомки должны помнить о жертвах, принесенных людьми прошлого ради будущего.

        Если этого материала Вам мало, напишите в комментариях, мы добавим необходимое в сжатые сроки.

        «Разговор с собой»

        В этом году направления итогового сочинения донельзя абстрактны, поэтому для удобства разобьем небольшие рассказы на популярные тематические направления. Ссылки ведут на краткие содержания (для наиболее нетерпеливых читателей).

        Вот короткие произведения о призвании и любви к своему делу:

        Название книги О чем?
        «В прекрасном и яростном мире», А. Платонов Главный герой — талантливый машинист. Он настолько погружен в свою сферу деятельности, что запомнил свой маршрут наизусть и воспроизвел его по памяти, когда потерял зрение.
        «Песчаная учительница», А. Платонов Главная героиня стала учительницей в занесенном песком селе, но ее наука оказалась никому не нужной, ведь жители прозябали в нищете из-за стихии. Она приручила пески и помогла беднякам бороться с песком. В финале она уезжает в новую деревню с такими же проблемами.
        «Сигнал», В.М. Гаршин Два героя спорят о том, как добиться справедливости. Один предпочитает смирение и честный труд, а другой — идеологическую борьбу. В итоге второй отчаивается и ломает рельсы, чтобы поезд сошел, и власти услышали его жалобы. А первый жертвует собой, чтобы спасти состав и выполнить свой долг.

        Вот смысл жизни и его поиски:

        1. «Дары волхвов», О. Генри. Джим и его супруга покупают друг другу подарки, жертвуя самым дорогим, что у них есть. Герои живут ради любви, и этот выбор дарует им неземное счастье.
        2. «Душечка», А.П. Чехов. Героиня перенимает взгляды и смысл жизни своего супруга, и так брак за браком. У нее нет ничего своего, поэтому в финале она чувствует себя опустошенной.
        3. «Дом с мезонином», А.П. Чехов. Художник спорит с гражданской активисткой о смысле бытия. Она выступает за то, что человек должен жить, чтобы приносить обществу конкретную пользу. Он же является индивидуалистом и стремится к красоте и личностному росту.
        4. «Старик и море», Э. Хемингуэй. Герой борется со стихией и старостью, отправляясь на рискованную рыбалку. Он доказывает, что смысл жизни — в борьбе против обстоятельств и победе над своей слабостью.
        5. «Царь-рыба», В.П. Астафьев. Герой пытается поймать огромного осетра, но едва не погибает и переосмысливает свою жизнь, приходя к выводу, что нагрешил, и судьба наказывает его. Он понял, что эгоистичное существование ради наживы и потребительское отношение к природе — это очень плохо. Важнее всего человеческие отношения и нравственный выбор.

        Вот еще интересные произведения к сокращении, направленные на раскрытие наиболее актуальных тем:

        Название книги Для каких тем?
        «Айвенго», Вальтер Скотт Толерантность

        Отношения отца и сына, конфликт разных поколений

        Перемены в обществе

        Вред консерватизма

        Польза традиций и культурных памятников

        «Робинзон Крузо», Даниэль Дефо Человек вне общества

        Саморазвитие

        Жизнь с целью

        Влияние религии и созидания на личность

        Толерантность

        «Кукла», Е. Носов Ценность прошлого

        Уроки войны

        Совесть

        «Очарованный странник», Н.С. Лесков Поиск смысла жизни

        Самосовершенствование

        Влияние перемен

        «Кавказский пленник», Л.Н. Толстой Что способствует развитию человека?

        Влияние прошлого на будущее

        Отношения в семье

        Влияние среды на внутренний мир

        Внутренний мир — одна из самых ходовых тем этого года. Короткие рассказы для итогового сочинения могут ее раскрыть, так что ловите список.

        Название Темы
        «Дама с собачкой» Любовь помогает в познании себя

        Контраст внутреннего мира и внешнего

        Трудно быть собой

        «Хамелеон» Влияние обстоятельств на сущность человека

        Ложь перед самим собой

        «Человек в футляре» Замкнутость в себе

        Страхи, подавляющие личность

        Зависимость внутреннего мира от внешнего

        «Душечка» Что формирует наш внутренний мир?
        Влияет ли окружение на наше мировоззрение?Какие чувства влияют на состояние души?
        «Тоска» Проблема одиночества

        Как пережить горе?

        Что мешает человеку быть счастливым?

        Если нужно раскрыть еще какие-то важные темы и подобрать для них короткие рассказы для итогового сочинения, пишите в комментариях. Мы оперативно добавим новую информацию! 

        «Время перемен»

        «Маленькие» рассказы для итогового сочинения есть и по направлению «Время перемен». Вот самые короткие и универсальные:

        1. «Конь с розовой гривой», В. Распутин. Мальчик меняется к лучшему под воздействием жизненного опыта.
        2. «Холодная осень», И. Бунин. Эпоха перемен слишком быстро меняет условия жизни, и многие люди оказываются за бортом истории.
        3. «Шинель», Н. Гоголь. Новая верхняя одежда делает героя счастливее и меняет его отношение к себе. Чтобы изменить жизнь, нужно начать с самооценки.
        4. «Тапер», А. Куприн. Под лежачий камень вода не течет: если бы Юра не работал по ночам на праздниках и не учился мастерству пианиста, он никогда не познакомился бы с нужными людьми и не стал бы знаменитым композитором. Человек может изменить свою судьбу.
        5. «Беда», М. Зощенко. Что мешает человеку измениться к лучшему? В том числе и вредные привычки.
        6. «Срезал», В. Шукшин. Люди, которые ничего не хотят менять в своей жизни и сидят на одном месте, всегда будут не удовлетворены своим положением. Пример тому — Глеб, который завидовал всем, кто уехал из деревни в город.
        7. «Левша», Н. Лесков. Герой обосновал необходимость перемен в армии, но его никто не услышал. В результате Россия получила значительное отставание в сфере вооружения. Увы, один человек не может изменить мир.
        8. «Дикий помещик», М. Салтыков-Щедрин. Не все изменения идут на пользу людям. Вот барин избавился от крепостных, но в итоге одичал и деградировал, ведь без них не мог даже чулок натянуть.
        9. «Муму», И. Тургенев. Герой переехал на новое место службы, но изменения принесли ему лишь страдания, и он вернулся обратно в деревню. Не все перемены ведут к положительным результатам.
        10. «Мцыри», М. Лермонтов. Герой пытался изменить свою судьбу, но тщетно, все предопределено.

        О переменах в себе или вокруг себя писали многие авторы, но не так кратко, как хотелось бы. Но хорошо, что есть подробные краткие содержания, которые по размеру не превышают рассказы. Ссылки в таблице. Вот интересные варианты по направлению «Время перемен»:

        Название книги Темы
        «Белая гвардия» Революция

        Разочарование в переменах

        Последствия перемен

        «Собачье сердце» Последствия революции

        Как трудно даются изменения

        Как изменить страну?

        Может ли человек изменить мир?

        «Ася» Боязнь перемен

        Стоит ли бояться перемен?

        Зона комфорта

        Как Вы знаете, аргументация для итогового сочинения может быть намного шире, чем мы думаем. Не только книги из школьной программы достойны занять свое место в экзаменационной работе. Можно использовать даже статьи из журналов и блогов, было бы желание и умение применить этот материал. Это не сложнее, чем писать сотой сочинение по «Войне и миру». Здесь Вы найдете подборку статеек о переменах в себе и обществе, а также о других важных проблемах этого года.

        «Я и другие»

        Почему люди друг друга не понимают и как это исправить? Об этом будут многие сочинения по направлению «Я и другие». А вот и короткие произведения на эту тему. Ссылки указывают на краткие содержания.

        Название книги О чем?
        «Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери Маленький рассказчик рисовал странные рисунки, и взрослые сказали ему, что у него нет таланта. Он поверил, но зря, ведь оказалось, что он просто имел уникальный внутренний мир художника, недоступный обычным взрослым. А ведь родителям нужно было проявить всего лишь немного креатива, чтобы понять своего сына…
        «Пересолил», А.П. Чехов Землемер очень боялся ехать с незнакомым возницей через лес ночью, поэтому он приврал о себе, что он, мол, бандит. Но Клим испугался и убежал в лес, оставив землемера в расстроенных чувствах. Недопонимание было следствием страха и недоверия.
        «Кошка под дождем», Эрнест Хемингуэй  Он читает газету и не обращает внимания на Нее. Она же вышла на улицу и увидела кошку под дождем. Ее первый порыв — взять животное под уютный кров, но Он остался безразличен и к этому. Их разделяют разные жизненные ценности: ей хочется уюта и семьи, а ему — свободы.
        «Челкаш», М. Горький Вор, живущий в городе, и крестьянин из деревни не могут понять друг друга из-за ментальных противоречий и разных жизненных ориентиров.
        «Попрыгунья», А.П. Чехов Она — яркая представительница богемы, он — скромный врач. Разумеется, она его недооценивает и всячески принижает, а он ее любит, но не может дать то, что она хочет. Герои не могут найти общего языка, потому что они из разных миров.

        А может ли человек обойтись без общества? Вопрос на века. И он очень часто попадался на пробниках этого года. Так что вот короткие рассказы для подготовки к итоговому сочинению, посвященные роли коллектива в жизни личности:

        1. «Пари», А.П. Чехов. Человек уходит из общества на 15 лет и утрачивает человеческий облик.
        2. «Старуха Изергиль», М. Горький. Ларра получает изгнание в наказание и не может вынести этой ноши. В итоге он сам пожелал умереть.
        3. «Ионыч», А.П. Чехов. Несмотря на свое презрение к обществу, Старцев не может покинуть его и абстрагироваться.
        4. «Человек в футляре». Пытаясь жить вне общества человек не развивается, а деградирует.
        5. «Премудрый пискарь», М. Е. Салтыков-Щедрин. Герой всю жизнь держался в стороне от других, потому что боялся, но в итоге попросту растратил все годы на прозябание в темной дыре своего одиночества.

        О дружбе, любви, общении нам повествуют вот эти небольшие рассказы для итогового сочинения:

        1. «О любви», А. П. Чехов.
        2. «Тихое утро», Ю.П. Казаков.
        3. «Юшка», А. Платонов.
        4. «Макар Чудра», М. Горький.
        5. «Барышня-крестьянка», А. С. Пушкин.

        Чего-то не хватает? Литрекон дополнит список коротких рассказов для итогового сочинения, но напишите ему в комментариях, что лучше добавить?

        «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

        Это самое непопулярное направление, на котором многие поставили крест из-за того, что для некоторых тем нужно привлекать прямо совсем-совсем новую литературу. А как быть, если даже современные авторы пишут о прошлом? Правильно, выбирать другое направление! Так что здесь ограничимся кратким списком рассказов, которые более или менее современны.

        1. «Конец блицкрига», С. Алексеев. Современный автор с гордостью пишет о том, как советская армия остановила нацистов. Это говорит о преемственности поколений.
        2. «Шесть спичек», А. и Б. Стругацкие. Ради прогресса ученый жертвует собой и получает серьезную травму. Авторы говорят о том, что самое ценное в мире — это человек, поэтому им жертвовать нельзя.
        3. «Спонтанный рефлекс», А. и Б. Стругацкие. Урм — универсальная рабочая машина. Он имеет исключительные интеллектуальные и физические возможности, это первый в мире искусственный интеллект. Но люди не могут предугадать то, что появилось в машине от людей — спонтанный рефлекс. Это говорит о неоднозначности научного прогресса.
        4. «Улыбка», Рэй Брэдбери. Люди будущего разрушают достижения прошлого, чтобы отомстить предкам за их недальновидность и свои несчастья. Вот так разрушение преемственности поколений ведет к деградации.
        5. «Замечательный костюм цвета сливочного мороженого», Рэй Брэдбери. Герои купили дорогой костюм и носили его по очереди, чтобы стать более успешными. Но оказалось, что новая одежда не способствует исполнению мечты. Важен не статус, а масштаб личности.

        Чтобы привести пример, касающийся именно нашего поколения, используйте короткие статьи из СМИ:

        А вот и блок статей про отношения нашего поколения с окружающим миром:

        Многомудрый Литрекон желает Вам удачи на экзамене!

        Метки: 11 класситоговое сочинениекороткие рассказынебольшие рассказы

        Читайте также:

        Инфоурок

        Другое
        ПрезентацииПрезентация к школьному этапу Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»

        Школьный тур конкурса «ЖИВАЯ КЛАССИКА»Подготовил: учитель русского языка и...

        Описание презентации по отдельным слайдам:

        • 1 слайд

          Школьный тур конкурса «ЖИВАЯ КЛАССИКА»Подготовил: учитель русского языка и

          Описание слайда:

          Школьный тур конкурса
          «ЖИВАЯ КЛАССИКА»
          Подготовил: учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 г.Сердобска Пензенской области, организатор школьного этапа Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»

        • 2 слайд

          Роальд Даль1916– 1990гг.

        • 3 слайд

          Сказочная повесть «Чарли и шоколадная фабрика»Вы знаете, что шоколад способс

          Описание слайда:

          Сказочная повесть
          «Чарли и шоколадная фабрика»
          Вы знаете, что шоколад способствует выработке эндорфинов. Создаёт ощущение влюблённости. Хи.
          Р.Даль

        • 4 слайд

           Борис Львович Васильев1924– 2013гг.

          Описание слайда:

          Борис Львович Васильев
          1924– 2013гг.

        • 5 слайд

          …Не победили они нас, понимаешь!

          Описание слайда:

          …Не победили они нас, понимаешь!

          Б.Васильев
          Повесть «А зори здесь тихие»

        • 6 слайд

           Татьяна Петросян

        • 7 слайд

          Рассказ «Записка» Записка имела самый безобидный вид. В ней по всем джентльм

          Описание слайда:

          Рассказ «Записка»
          Записка имела самый безобидный вид. В ней по всем джентльменским законам должна была обнаружиться чернильная рожа и дружеское пояснение…
          Т.Петросян

        • 8 слайд

           Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая) 1872– 1952гг.

          Описание слайда:

          Тэффи
          (Надежда Александровна Лохвицкая)

          1872– 1952гг.

        • 9 слайд

           Рассказ «Счастливая» Мы будем, будем, будем счастливыми! Тэффи

          Описание слайда:

          Рассказ «Счастливая»
          Мы будем, будем, будем счастливыми!
          Тэффи

        • 10 слайд

           Юрий Яковлевич Яковлев (Ховкин) 1922– 1995гг.

          Описание слайда:

          Юрий Яковлевич Яковлев (Ховкин)

          1922– 1995гг.

        • 11 слайд

          Рассказ «Девочки с Васильевского острова» Но, может быть, фашисты потому

          Описание слайда:

          Рассказ
          «Девочки с Васильевского острова»

          Но, может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нем жила Таня Савичева и жили еще много других девчонок и мальчишек, которые так навсегда и остались в своем времени.
          Ю.Яковлев

        • 12 слайд

           Уильям Голдинг 1911– 1993гг.

          Описание слайда:

          Уильям Голдинг

          1911– 1993гг.

        • 13 слайд

          Роман «Повелитель мух» Мысли — вещь ценная, от них много проку.

          Описание слайда:

          Роман «Повелитель мух»

          Мысли — вещь ценная, от них много проку.
          У.Голдинг

        • 14 слайд

           Шарлотта Бронте 1816– 1855гг.

          Описание слайда:

          Шарлотта Бронте

          1816– 1855гг.

        • 15 слайд

          Роман «Джейн Эйр»Нет большего счастья, чем чувствовать, что люди любят тебя

          Описание слайда:

          Роман «Джейн Эйр»
          Нет большего счастья, чем чувствовать, что люди любят тебя и радуются твоему присутствию.
          Ш. Бронте

        • 16 слайд

           1920– 2012гг. Рэй Брэдбери

          Описание слайда:

          1920– 2012гг.

          Рэй Брэдбери

        • 17 слайд

          Роман «Вино из одуванчиков» Есть только один – единственный способ хоть нем

          Описание слайда:

          Роман «Вино из одуванчиков»

          Есть только один – единственный способ хоть немного задержать время: надо смотреть на все вокруг, а самому ничего не делать!

        • 18 слайд

          Василь Быков 1924– 2003гг.

          Описание слайда:

          Василь Быков

          1924– 2003гг.

        • 19 слайд

          Повесть «Сотников» Свою смерть, какой бы она ни была, он должен встретить

          Описание слайда:

          Повесть «Сотников»

          Свою смерть, какой бы она ни была, он должен встретить с солдатским достоинством – это стало главною целью его последних минут.
          В.Быков

        • 20 слайд

           Фёдор Михайлович Достоевский1821– 1881гг.

          Описание слайда:

          Фёдор Михайлович Достоевский
          1821– 1881гг.

        • 21 слайд

          Роман «Идиот» Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить как с собой.

          Описание слайда:

          Роман «Идиот»

          Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить как с собой.
          Ф.М.Достоевский

        • 22 слайд

        Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
        сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

        Пожаловаться на материал

        Юрий яковлев рассказ девочки с васильевского острова

        • Сейчас обучается 355 человек из 65 регионов

        Юрий яковлев рассказ девочки с васильевского острова

        • Сейчас обучается 90 человек из 44 регионов

        Юрий яковлев рассказ девочки с васильевского острова

        Курс профессиональной переподготовки

        Охрана труда

        Специалист в области охраны труда

        • Сейчас обучается 214 человек из 53 регионов

        Найдите материал к любому уроку,
        указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

        также Вы можете выбрать тип материала:

        • Все материалы

        • Статьи

        • Научные работы

        • Видеоуроки

        • Презентации

        • Конспекты

        • Тесты

        • Рабочие программы

        • Другие методич. материалы

        Краткое описание документа:

        Данная презентация может помочь в организации проведения школьного этапа Международного конкурса юных чтецов «Живая классика»

        Проверен экспертом

        Общая информация

        Похожие материалы

        • Родной язык- душа народа!

        • Планирование «Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ТМНР»

        • Рабочая программа по изобразительному искусству

        • Урок истории на тему «Культурное пространство Донбасса в 1991 – 2013 гг.».

        • Презентация к дистанционному уроку «Мастерский участок»

        • Аналитический отчёт на тему: «Активация познавательной и учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка».

        • Итоговое занятие по окончанию первого полугодия старшей группы

        • Экскурсия «Здравствуй, книга!»(библиотечный урок в 1 классе»

        • Не нашли то что искали?

          Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

          5454988 материалов.

        Вам будут интересны эти курсы:

        • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

        • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

        • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

        • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

        • Курс повышения квалификации «Финансы предприятия: актуальные аспекты в оценке стоимости бизнеса»

        • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

        • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

        • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

        • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

        • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

        • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

        • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

        • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

        • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

        • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

      • Юрий яковлев писатель рассказы
      • Юрист консультант как правильно пишется
      • Юрий яковлев рассказы о войне
      • Юрий яковлев рассказ у человека должна быть собака
      • Юрий русский писатель роман сказка три толстяка