Юрий яковлев писатель рассказы

Разделы: литературацели: выявить личностное восприятие текста; помочь осознанию чувства, которое возникает после прочтения; обучать интерпретации текста; воспитывать: любовь к ближнему,

Разделы:
Литература
Цели:
выявить личностное восприятие текста; помочь
осознанию чувства, которое возникает после
прочтения; обучать интерпретации текста;
воспитывать: любовь к ближнему, мужество,
благородство, доброту, взаимопонимание.
Оборудование: выставка рисунков
учеников, словари В.И. Даля, С.И. Ожегова,
литературных имён; музыкальный фон. Запись
словаря на доске: Ричард, Айвенго, Дон Кихот.
Музыкальный фон: Ричард Клайдерманн
«Лунная соната» в современной оранжировке.
Опережающее домашнее задание: предварительные
читательские отзывы о рассказе, рисунки,
эпиграфы к рассказу, суперобложка.
Мужество – это обладание
серединой между страхом и отвагой.
Аристотель
ХОД УРОКА
1. Сообщение учителя о писателе. Ю.Я.
Яковлев – детский писатель. Задумываясь о детях,
автор размышляет о будущем, о детской радости, о
детском горе, о воспитании трудом, красотой, о
важности примеров бескорыстия, благородства, о
духовном здоровье. Писатель опирается на
действительные эпизоды, случаи, происшествия, на
все, к чему пристально присматривается и чутко
прислушивается.
Герои Ю.Я.Яковлева – разные по возрасту и
характеру, душевным наклонностям и увлечениям.
Но их роднит одно – они не могут и дня прожить без
дела, не могут равнодушно пройти мимо горя
другого человека, всегда готовы ринуться в бой за
справедливость и доброту. Изображая своих героев
в разных жизненных ситуациях, писатель
напоминает о том, что нельзя изменять дружбе,
искать лёгких дорог, что нужно с детства готовить
себя к «звёздному мигу» человеческой жизни. Он
внушает святые понятия любви, дружбы,
товарищества, помогает школьнику познать законы
честности и справедливости.
2. Беседа по содержанию рассказа.
Чем привлекает нас рассказ Ю.Я.
Яковлева «Рыцарь Вася»?
– Что написано о Васе? Каким его характеризует
автор?
Звучат детские впечатления от рассказа.
Ученики выступают с предварительными
читательскими отзывами. – «Он привлекает нас
искренностью рассуждений, душевностью,
отсутствием нравоучений, пониманием детской
души, настойчивым призывом к взрослым признавать
за детьми право называться людьми».
3. Работа в группах.
I группа. Какова внешность Васи? (Куртка в
обтяжку, на толстом его лице…)
II группа. Его манеры, действия. (Медлительный,
неповоротливый, ходил в развалку и т.д.)
III группа. Отношение к нему окружающих (Все
называли его тюфяком, «на уроках физкультуры был
предметом общих насмешек).
– А как характеризует его автор?
– «А в его груди билось благородное сердце
рыцаря. В заветных мечтах он видел себя
закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме
с опущенным забралом, на белом коне с
раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался
по свету и совершал множество подвигов, защищая
слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем..»
– В отличие от автора, одноклассники видят его
толстым, неуклюжим, неповоротливым, считают, что
причина его полноты – это обжорство. Но это не
так. Он не любил есть. Ребята были очень, очень
несправедливы к нему. Ну и что, что он толстый,
неуклюжий, ведь он только растёт, его внешность
постепенно формируется. Вы же растёте, и все вы
разные! А что делает герой в ответ на эти обидные
слова?
– «Он привык к судьбе неудачника и сердился
только на самого себя».
– Итак, в центре рассказа мальчик. Мы
рассмотрели нашего героя с точки зрения его
внешности, отношения к нему окружающих, автора. А
как мы, читатели, к нему относимся?
– «Сочувствуем ему, так как к нему очень
несправедливы окружающие».
– Какой главный вопрос автор предлагает для
обсуждения? Найдите в отрывке cлова «…а в его
груди билось благородное сердце…» три слова,
которые очень важны. – «рыцарь (подвиг);
слабых и обиженных; мечта».
– Что значит быть настоящим рыцарем? Вы
растёте, каждый из вас превратится в мужчину,
настоящего мужчину. Каким должен быть мужчина? У
каждого из вас есть своё представление о том, что
значит быть настоящим мужчиной. Ю.Я. Яковлев даёт
нам понять, что значит быть настоящим мужчиной,
рыцарем. Найдите в словарях В.И. Даля и С.И.
Ожегова значение слова рыцарь. Назовите свойства
настоящего рыцаря:
– «Настоящий рыцарь не может быть злым,
злобным, обидчивым. Вася не реагировал на обиды,
обижался только на себя. Мама называла его
«слоном в фарфоровой лавке». Приятель сказал, что
«на такого толстого никакие доспехи не налезут».
И он не обижался на них».
– Как он поступает?
– «Если ты не можешь изменить ситуацию, измени
отношение к ней, к ситуации». Какое ещё качество
есть у Васи? – «Он – мечтатель. Он в душе рыцарь.
Он мечтает и представляет себя рыцарем».
– Что ещё мы знаем о Васе?
– «Ходит в музеи, знакомится с рыцарскими
доспехами, мечтает о подвигах, читает «Дон
Кихота» Сервантеса, знакомится с рыцарями по
книгам. Он готовит себя к подвигу».
– Как стать настоящим рыцарем?
– Вася жалеет, что у него имя не подходит к
рыцарю, ведь существуют же звучные имена рыцарей
таких, как: Ричард, Айвенго, Дон Кихот, которые
известны всему миру. Совершил ли Вася подвиг?
Стал ли он рыцарем?
4. Пересказ эпизода спасения ребёнка
(обращаемся к тексту).

– А ведь имена настоящих рыцарей известны всем
в своей эпохе и даже сейчас. Это настоящие герои.
Не сказочные. Какие же ещё качества характера
должны быть у рыцаря?
– «Рыцарь должен быть скромный, не кричать о
своём подвиге. Настоящий рыцарь совершает
поступок не для того, чтобы имя стало известным, а
потому, что он по характеру такой смелый и
благородный».
– «Их славят люди! Жизненное кредо (объяснить) у
них – защищать слабых и беззащитных».
– А наш герой встретился, к сожалению, с
подлостью и обманом. Здесь бы и сказать на
линейке, кто совершил подвиг, кто на самом деле
спас малыша, но «от одной мысли привлечь к себе
внимание ему стало стыдно, и все три бугорка
покраснели». Я считаю, что он тюфяк: «поплёлся, с
трудом протиснулся, сдвинул парту. В конце
концов, сам поверил, что Димка – герой вчерашнего
происшествия». Какой же он рыцарь? Убедите меня в
обратном, что он не тюфяк.
– «Он просто внешне такой. А за внешней
оболочкой, неуклюжей фигурой скрывается горячее
сердце».
5. Творческое задание. Защита рисунков к
рассказу (по желанию):

– Предлагаю записать в тетрадь признаки
рыцаря: «честная справедливая душа»;
«мечтательный; характер мужественный и
скромный».
– «Димка же не бросился спасать, только кричал
и руками размахивал, значит, у него не такой
характер, а бросился спасать Вася».
– Какой момент в рассказе вы считаете самым
важным? Как называется самый остросюжетный
момент в развитии действия?
– «Кульминация. Это тот момент, когда Вася
спасает первоклассника».
– Обратимся к финалу. О чём говорится в финале?
Кто герой финальной сцены? Найдите авторские
характеристики, оценочные слова, которыми
характеризует автор героев.
– «Речь шла о Димке, который якобы спас малыша:
«…смелый поступок; Димка, оказывается, выполнял
пионерский долг и сохранил честь красного
галстука. А наш герой стоит, слушает, стиснутый со
всех сторон. Ему хотелось сказать, но, увы:
поплёлся, протиснулся…».
– Как мы узнаём о героях?
– «При помощи художественных средств: портрет,
манеры, действия, авторское отношение, пейзаж,
диалог, кульминация, развязка».
– Можно ли в финальной сцене найти ответ на
вопрос: «Что значит быть настоящим рыцарем?».
– «Да. Он остался скромным, верным своей
мечте, снова рисовал рыцаря».
– Можно ли считать финал развязкой и почему?
– «Действие завершилось. Развязка в рассказе
является одновременно и завязкой следующих
событий в других рассказах. Для Васи нет
развязки. Он остался верен своей мечте: пришёл в
класс, сел за парту и снова начал рисовать
рыцаря».
– Пять учеников накануне получили домашнее
задание прочитать 4 – 5 рассказов Ю.Я.Яковлева и
об одном из них подготовить небольшое сообщение
по определённому плану: 1. Название рассказа. 2.
Что волнует героя и автора? 3. Какова главная
проблема? 4. Кому бы вы хотели порекомендовать
чтение этого произведения и почему?
Мы выберем ту проблему, которая волнует всех.
6. Звучат сообщения:
1. «В «Багульнике» рассказывается о
том, как школьник Костя заботился о животных, о
братьях наших меньших, помогая беспомощным
людям. О доброте, о бескорыстии, об
ответственности взрослых за свои поступки, о
благородстве».
2. «В рассказе «Черника» главная
проблема – это проблема одиночества. Коля
Луковкин в пионерском лагере заболел, его
поместили в пустой лагерный изолятор, ему было
очень скучно, тоскливо, одиноко. И ему принесла
чернику Смирнова, внешне девочка некрасивая. Но
за её некрасивой внешностью он увидел доброе
сердце».
3. «Рассказ «Я убил аиста» о мальчике и
дяде, которые стреляли в тарелки. Мальчик, закрыв
глаза, выстрелил и убил нечаянно аиста, летевшего
мимо них. Этот рассказ учит нас быть осторожными,
более внимательными, бережно относиться к
окружающим животным, птицам, быть гуманными».
4. «Рассказ «На деревьях вырастают
листья». В этом рассказе ставятся проблемы: 1)
проблема одиночества; 2) проблема взрослых и
детей, их взаимоотношения; 3) проблема особого
внимания взрослого к миру детей, которые порой
бывают умнее, добрее, тоньше, мудрее, чем
взрослые. Иногда взрослые со своими проблемами,
заботами не видят того, что видят дети. И у детей
можно многому научиться. Я посоветовала бы
прочитать этот рассказ и взрослым, и детям, т.к.
эти проблемы волнуют всех».
5. «Где начинается небо» – это рассказ
о мальчике, который пробовал летать с парашютом
из окна первого этажа, используя вместо парашюта
простыню или наволочку, за что ему всегда
попадало от мамы. Рассказ о мальчике и о взрослом,
которые с полуслова поняли друг друга. Ведь
взрослый в далёком детстве также пробовал летать
из окна только с зонтиком. Он так же, как и
ребёнок, прыгал с высоты птичьего полёта.
Взрослый понял самое главное, что небо
начинается «не на гребне крыши и не в синих
струях, по которым плывут облака, а оно берёт
начало совсем близко от земли – на первом
этаже или на уровне плеча. Начинается в
бесстрашном сердце и простирается до тучи или до
звёзд, смотря куда его поднимет сердце». Я
порекомендовала бы прочитать одноклассникам,
мальчикам, потому что этот рассказ учит ребят
быть смелыми, мужественными, бесстрашными. Этот
мальчик мог бы прыгнуть с парашютом и из окна
пятого этажа, но ещё не пробовал пока. Такие
ребята не останавливаются ни перед какими
трудностями. Также этот рассказ о
взаимопонимании взрослых и детей».
– Итак, мы прослушали с вами краткие сообщения
ребят о прочитанных рассказах. Что общего в их
выступлениях? – «Они хотят, чтобы рассказ
прочитали взрослые и дети. – Оказывается,
героями его рассказов являются и взрослые, и
дети». – Чем дополните выступления товарищей?
– «В рассказе «Я убил аиста» мальчик страдает и
терзается от того, что по неосторожности убил
птицу».
– «В рассказе «На деревьях вырастают листья»
героиня не знает, как быть с родным отцом, как
помочь, чтобы он не пил, не просил денег на
выпивку, не курил и не бранился по ночам, а
заботился о них».
– «Герой рассказа «Багульник» – мальчик,
который заботился о братьях наших меньших,
выгуливал и подкармливал собак и немощных
людей».
– «Из рассказа «Черника» мы узнаём об
одиночестве Коли Луковкина, который из-за своей
болезни был помещён в лагерный изолятор, и
которого спасла от страшной человеческой
болезни – от одиночества, Смирнова, угостив его
черникой. Для Коли мир стал совсем другим, он
выздоровел, и Смирнова, эта невзрачная девочка,
превратилась в умную и красивую девочку».
– «Где начинается небо» – здесь повествуется о
бесстрашном мальчике, который готов прыгнуть из
окна пятого этажа, а также о полном понимании его
мечты взрослым, его собеседником».
– Какая же проблема объединяет все эти
рассказы? – «Главная проблема – это проблема
взаимопонимания взрослых и детей.
Оказывается, взрослые не всегда понимают детей.
Но не только взрослые не понимают детей, но не
понимают и дети друг друга. Эта проблема волнует
и героев рассказа – детей, взрослых, автора и
нас, читателей».
7. Вывод: Вася, безусловно, рыцарь,
рядом с его именем должно обязательно стоять
слово рыцарь! В начале рассказа Ю.Я. Яковлев
поставил проблему: Что такое рыцарь? Какими
качествами должен обладать настоящий рыцарь?
Далее идёт цепь событий, раскрывающих характер
мальчика через его поступки. Ребята не назвали
его рыцарем.
– А почему мы можем назвать вслед за автором?
– «Автор и назвал рыцарем нашего героя наравне
с Ричардом, Айвенго, Дон Кихотом. Но ведь в глазах
окружающих он оказался тюфяком. По-прежнему
никто в нём не увидел рыцаря.
– «А он своей мечте не изменил, пришёл после
линейки и снова начал рисовать рыцаря».
– Умение быть верным своей мечте – это тоже
свойство настоящего рыцаря. Почему рассказ
называется не тюфяк, а рыцарь Вася?
– «Потому что Вася обладает всеми качествами
настоящего рыцаря: благородный, скромный,
мужественный, самоотверженный, не злой, не
реагировал на обиды, готовил себя к подвигу
внутренне, оказался верен своей мечте. Я могу вам
порекомендовать прочитать любой рассказ Ю.Я.
Яковлева, и каждый из его героев обладает
какими-либо чертами настоящего рыцаря. Но об этом
поговорим на других уроках.
– Какие нравственные уроки даёт нам писатель?
– «Быть добрыми, не озлобляться, мужественными,
самоотверженными, совершать благородные
поступки, не требуя ничего взамен, т.е.
бескорыстно бороться с несправедливостью. Автор
помогает детям взрослеть нравственно, готовит их
к самостоятельной жизни».
– «Он не гасит в сердце читателя огонёк
надежды, веру в людей. Учит тому, чтобы и дети, и
взрослые понимали хорошо друг друга. Вася не
изменяет своей мечте».
– «Автор учит тому, чтобы каждый задумался над
теми принципами и свойствами, которые присущи
настоящему рыцарю, чтобы постепенно избавлялись
от своих недостатков, воспитывали в себе только
положительные качества. Нельзя изменять дружбе,
искать лёгких дорог, с детских лет готовить себя
«к звёздному мигу» человеческой жизни».
8. Домашнее задание по выбору учеников:
1. Прочитать другие рекомендованные рассказы
Ю.Я. Яковлева.
2. Составить киносценарий и киноафишу к рассказу
(групповое задание).
3. Составить кроссворды к рассказу (по желанию).
3.03.2008

Для приготовления бетона смешивают воду, цемент, песок и щебень в отошении 2:4:9:17.
1) каково в этой смеси процентное содержание
а) цемента
б) песка
в) щебня?
2) Сколько цемента цемента понадобится для приготовления 16т бетона?
16/х+1 + 28/х-1 =3 пожалуйста помогите это контрольная нужно решать через дискриминант и проверку
помогите написать эссе на высказывание К.Крауса “Медецина: кошелек и жизнь”
Пуля массой 10г вылетила из автомата со скоростью 700м/с.Вследствие отдачи автомат приобрёл скорость 1,6 м /c.Какова масса автомата
Al + HCl > Al + Cu Cl2 > ? + ? > CO ? + ? > CuO ? + ? > P2O5 N2 + H2 > N2 + F2 > Al + H2 > помогите пожалуйста
Кенгуру прыгает в длину расстояние, в 4 раза больше и на 9м большее, чем в высоту.На какое расстояние кенгуру прыгает в длину?
Во время телевизионного ток-шоу был задан вопрос: «Должно ли государство быть заинтересовано в том, чтобы граждане хорошо знали свои права и способы их защиты?» Аудитория разделилась на две практически равные группы. Одни участники считали, что знание гражданами своих прав и способов их защиты — в интересах государства, другие считали, что это вредно для государственного управления. Подумайте, какие аргументы «за» и «против» могли быть у сторонников каждой из названных точек зрения. Запишите по два аргумента каждой группы. Мнение Аргументы «за» Аргументы «против» 1. В интересах государства 2. Вредно для государственного управления
помогите сочинение написать на тему”любить себя – это эгоизм или благо?”
Напишите уравнения четырех возможных реакций… Даны вещества: углерод, оксид алюминия, оксид серы 4, водный раствор гидроксида калия.
Ширину прямоугольника увеличили на 10%, а его длину уменьшили на 10%. Изменилась ли при этом площадь прямоугольника? Если изменилась , то увеличилась она или уменьшилась?

4d2205ba2179ff469eba2ea670c98fe0

Аннотация к книге «Последний фейерверк»

Детский писатель Юрий Яковлев (1922-1995) писал о том, что сам пережил и что знал, и до конца жизни оставался верен этим «горизонтам». Свои рассказы о войне, о детях, о четвероногих друзьях он ставил в один ряд, говорил, что они дополняют друг друга, служат одному делу. «Но, — подчёркивал писатель, — добро должно быть сильным, мужественным, должно быть под надёжной защитой. Только тогда оно победит и восторжествует».
Торжество добра и справедливости — главная ценность для яковлевского героя. Герой не вписывается в рамки обывательского здравого смысла: он смешной, неловкий, странный, облака собирает, например… Но вот ведь какая штука: обывателя не оторвать от книги! Закостеневшее сердце вспоминает, каким было в своём детстве: и справедливым, и добрым, и верящим в людей, и живущим по мечте…
Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Аннотация к книге «Табита Клопс и тайна старинной усадьбы»

Если бы Табиту Клопс спросили, о чём она мечтает, она бы без сомнений ответила, что хочет стать детективом! Ведь она обожает читать книги о великолепном инспекторе Пазле и его расследованиях! Ну а вторым желанием Табиты было бы завести друзей (уж очень без них одиноко!). И кто бы мог подумать, что Табите выпадет шанс осуществить оба желания! Однажды девочке пришло письмо от загадочной графини Камиллы де Мосс, которая пригласила её и ещё пятеро детей в свою усадьбу. Поговаривают, что там водятся привидения, а сама графиня — очень необычная личность! Табита была уверена, что всё это чепуха, но оказалось, что в старинном доме действительно творятся странные дела. Например, там пропадают люди… Теперь Табите предстоит провести собственное расследование и выяснить, какие тайны скрывает графиня и зачем на самом деле она собрала всех детей в одном доме…
«Великолепная история с кучей секретов и необычными героями, которые совсем не те, кем кажутся, — очень таинственно!» Kirkus Reviews
«Оригинально, увлекательно и остроумно… Автор создал историю, полную любви и надежды, от которой невозможно оторваться. Эта книга станет настоящим сокровищем на вашей книжной полке!» School Library Journal
«Прекрасная книга — головоломка!» Booklist

a2af7bab34ec11e67fb9a6d3edccc0ae

Аннотация к книге «Хиросима»

…6 августа 1945 года, в восемь часов пятнадцать минут ужасная вспышка осветила небо над Хиросимой. Это взорвалась первая в истории человечества атомная бомба.
Вместе с мамой, которая несла на спине раненого отца, семилетняя Мии-тян бежала по городу, пытаясь спастись от огня. Падающие друг на друга люди, чёрный маслянистый дождь, радуга на тёмном небе и хрупкая надежда — вот что запомнила девочка. Чтобы позже рассказать об этом тем, кого там не было.
Такое сложно представить или описать, но автору этой уникальной книжки-картинки, Тоси Маруки, это удаётся с потрясающей силой. «Если люди не сбросят бомбу, она сама не упадёт», — напоминает нам автор-номинант на Нобелевскую премию мира — и её слова звучат на 14 языках мира…
Книга «Хиросима» была отмечена многими премиями: «Иллюстрированная книга Японии», «Бостон Глоб-Хорн Бук», «Акатори Бунгаку-сё», Милдреда Бэтчелдера и др.
Тоси Маруки в 1953 году стала лауреатом премии «Мир во всём мире», а в 1971 получила «Золотое яблоко» на Международной биеннале иллюстрации в Братиславе.

Аннотация к книге «Легенда об Уленшпигеле»

«Легенда об Уленшпигеле и Ламме Гудзаке, их приключениях…» — роман бельгийского писателя Шарля де Костера, выдающееся явление мировой литературы. Это произведение смело можно поставить рядом с великими книгами, такими как «Дон Кихот» Сервантеса, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле.
Тиль Уленшпигель — народный герой, храбрец, насмешник и бунтарь.
Он лучшее воплощение нестареющего и неумирающего народного характера во все эпохи и времена.
В загадочную и суровую эпоху Средневековья нас погружают великолепные сюжетные иллюстрации художницы Д. Кузнецовой, которая смогла через «цветовую партитуру» и драматичность рисунков передать трагизм и патриотизм, сатиру и мистику главных героев. Яркое, насыщенное, захватывающее повествование до последних страниц держит читателя в напряжении.

Аннотация к книге «Оцеола, вождь семинолов»

В основу одного из известнейших приключенческих романов Майн Рида легла драматичная история переселения индейских племён, развернувшаяся в тридцатые годы XIX века во Флориде, — история ненависти и жестокости, любви и дружбы. Индейцы под предводительством легендарного вождя Оцеолы вступили тогда с американской армией в отчаянное единоборство не на жизнь, а на смерть.
Главные герои романа — отважный индеец, вождь Оцеола, и молодой плантатор Джордж Рэндольф — по необычному стечению обстоятельств становятся друзьями. Гордый Оцеола будет сражаться за свой народ, за право индейцев жить на своих исконных землях. А Джордж Рэндольф, призванный в американскую армию, сохранит верность дружбе с молодым вождём, несмотря на то что сам вынужден противостоять индейцам… Каждому из молодых людей придётся столкнуться с коварством и предательством, оказаться в смертельной опасности, пережить потерю близких, — но всё же обрести любовь и преданных друзей.

252aa0b677e5d7bb3a43539086c04445

Аннотация к книге «Рассказы о детях»

Почему детям так нравятся рассказы Б. Житкова? Возможно, потому что в них только правда. А может, потому что автор хорошо помнил, каким он видел мир, когда был маленьким мальчиком. Так или иначе, а вот уже не один десяток лет мальчики и девочки зачитываются увлекательными рассказами о мужестве, доброте, благородстве, храбрости и взаимопомощи людей, поставленных жизнью в сложные, иногда трагические ситуации.
Для детей младшего школьного возраста.

Аннотация к книге «Кто украл крокодила. Путешествие во времени»

Приключенческая повесть «Кто украл крокодила?» — первая книга из серии «Путешественники во времени». Это детективная история, действие которой происходит в самых мистических местах Петербурга. Здесь пропадают и находятся загадочные артефакты, происходят перемещения во времени, а во всех событиях самыми главными оказываются верные и храбрые коты во главе с лучшим детективом современности котом Мотей. А для тренировки ума и развития дедукции предлагаются игры, лабиринты, шифровки.
Для младшего школьного возраста.

3e77a678701363df8de44f18bce26ff3

Модржаны, Лхотка, Смих.надражи, Ходов, центр по договорённости.

Урок литературы биография Юрия Яковлевича Яковлева.

(1922 – 1995)

             Родился
в Ленинграде, в семье служащего. Писатель вспоминает, что каждый день его
детства был связан с мамой, которая вела их с сестрой по жизни, создавая тепло.
Мама – Людмила Александровна Филина, погибла во время блокады Ленинграда летом
1942 года.  Юность Яковлева связана с армией, войной. В 16 лет он был рядовым,
зенитчиком шестой батареи, защищал Москву.

            Писал
стихи – первые ещё в школе, на смерть Пушкина. В войну – военкор газеты
«Тревога». В солдатской шинели пришёл в Литературный институт имени М.Горького,
окончил его в 1952 году. Ко времени окончания был автором нескольких
поэтических книг, членом Союза писателей.  Первая книга «Наш адрес», вышла в
1949 году.  Вторая книга — «В нашем полку». В ней «взрослые»  -стихи об армии,
о войне.

           С первых шагов в литературе писал
для детей и взрослых о детстве и о войне. Родился сын Андрей и родилась книга
«Наш Андрейка».  Сотрудничал в газетах и журналах, ездил по стране, стремясь не
«собирать материалы», а проникнуться жизнью своих героев.

              В 1960
году в журнале «Огонёк» появился первый его рассказ «Станция Мальчики». Это был
переходный момент в жизни автора – он стал прозаиком. Сюжеты рассказов Яковлева
обычны. Большинство из них – живые картины каждому знакомого быта. Герой
рассказа «Станция Мальчики» Алёша слышит, что родители ссорятся, называют его
имя: он считает себя причиной разлада между матерью и отцом и решается уйти из
дома. Дети проходят испытания на веру в победу добра, и результат испытания
зависит от того, кто из взрослых окажется рядом. В рассказе «Жених и невеста»
бесцеремонной вожатой Майе  противопоставлен Большой Серёжа, помогший Димке и
Асе бежать из лагеря.

               Одна
из главных тем писателя – любовь к животным. Началось с того, рассказывает
Яковлев, что в доме появилась собака Динго-Доня-Донюшка, потом 13 щенков.
Рассказывая о животных, автор вкладывает в образы глубоко человеческое
содержание – бездомный пёс Пятница в рассказе «Станция Мальчики» думает.
Яковлев считает: «Тот, кто любит собак, сильнее любит людей. Жестокость одна.
Если человек жесток к собакам, он жесток и к людям. Добро, как и зло неделимо».

               Писателя
интересует дальнейший путь его юных героев, и он переходит с ними из детства в
отрочество и юность. Это нашло отражение в повестях и рассказах из сборника
«Позавчера была война», «Реликвия», «Сретенские ворота», «Колыбельная для
мужчин», которые посвящены юности.

               
Произведения Яковлева интересны не только детям, но и взрослым: воспитателям,
родителям. Повесть «Дочь преферансиста» — о детях, лишённых родительского
внимания.

               
Яковлев откликается на события окружающей действительности. Интернациональной
дружбе посвящены повести  «Саманта» и «Верный друг Санчо».

                В
1989 году Яковлев пишет необычное произведение – мистерию «Имя девочки –
вечность». В ней 4 части: первая посвящена Тане Савичевой, потерявшей  семью в
блокадном Ленинграде. Вторая – Анне Франк еврейской девочке, скрывавшейся от
фашизма в Нидерландах и написавшей книгу, обличающую фашизм. Третья – Сатаки
Садако, девочке, жившей в японском городе Хиросима, который подвергся атомной
бомбардировке, умершей через 10 лет после бомбардировки от лейкемии. Четвёртая
– Саманте Смит, американской школьнице, написавшей письмо Андропову и
приезжавшей в нашу страну.

                     
Яковлев успешно работает в кинематографе – им написаны сценарии к 15-ти
полнометражным художественным фильмам. По его сценарию сняты мультфильмы:
«Белая шкурка», «Умка», «Бабушкин зонтик».

                     
Всё творчество Яковлева пронизывает чувство  любви к Родине, к людям, к земле,
к животным, к матери. Поэма в прозе «Сердце матери» посвящена матери. Она
заканчивается так: «Я глажу рукой траву Пискаревского кладбища. Я ищу сердце
матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем земли».

                В
1972 году писатель награждён орденом Трудового Красного Знамени, а в 1985 году
стал лауреатом Государственной премии СССР.

Вопросы к обсуждению

 рассказа Ю.Яковлева «Багульник»:

1.    
Какое впечатление произвёл
на вас мальчик Коста в начале рассказа?

2.    
Кем считали Косту в
классе? (молчальником) Объясните смысл этого понятия? (нелюдимый, скрытный)

3.    
Какую реакцию вызывал он у
учителей и одноклассников? (одноклассники не понимали его, для них он был
неинтересным человеком; учителей он раздражал

4.    
Но однажды  Коста стал
волшебником. Как это произошло?( букет багульника)

5.    
Почему учительница стала
присматриваться к нему? Что нового узнала она о нём?

6.    
Какая жизнь начиналась у
Косты после звонка с последнего урока? Как меняется сам мальчик?

7.    
Как собаки относятся к
Косте?

8.    
А каковы хозяева?

9.    
Каков Коста в общении с
собаками и их хозяевами?

10.
 Что меняется в мальчике?
Изменилось ваше отношение к мальчику? Какой он? (добрый, чуткий, милосердный)

11.
Почему Косте так хорошо с
собаками и почему он не находит общего языка с людьми?( собаки всё понимают без
слов, не обманывают и не предают)

12.
 Что вы можете сказать об
учительнице? Почему её называют ласково Женечка?

13.
Почему автор не называет
одноклассников по именам? (автору они не интересны)

14.
 Почему автор назвал своё
произведение «Багульник»? (красота души Косты раскрылась как багульник)

15.
О чём вас заставил
задуматься этот рассказ?

Вопросы к обсуждению рассказа

Ю.Яковлева  «Когда уезжает друг»:

1.    
Что вы можете рассказать о
Кунице, какой он?

2.    
Как он относится к своему
другу Володьке? Почему он отнял у него сани, дрался с ним?

3.    
Как Володька относился к
Кунице? Почему он прощал ему все обиды?

4.    
Можно ли назвать дружбой
отношения Куницы с Гогой? Почему?

5.    
Какие чувства испытывает
Куница после отъезда друга? Почему он почувствовал себя круглой сиротой?

6.    
О чём заставил вас
задуматься прочитанный рассказ? Почему невыносимо трудно жить без друга?

Вопросы к обсуждению рассказа

Ю.Яковлева «Колючка»:

1. Кто такой Колючка?
Понравился он вам? Как вы можете назвать его поступок с куклой?  Встречались ли
вам в жизни такие люди?

2. Почему Вера решила
заступиться за Колючку, ведь он был её врагом?

3. Как вы думаете,
почему Колючке было стыдно смотреть на Веру?

4. Автор не даёт
Колючке имени, почему?

5. Нравственные уроки
рассказа.

Вопросы к читательской конференции по

 повести Ю.Яковлева «Зимородок»:

1.    
Почему сегодня День Победы
является одним из самых главных праздников в нашей стране?

2.    
Звучит ли тема войны в
повести Юрия Яковлева?

3.    
Как вы понимаете слова:
«забвение – это ржавчина памяти»?

4.    
В чём необычность
построения этой повести? Зачем автор это сделал?

5.    
Учитель Сергей Иванович
Серёгин: какие черты характера присущи ему? Чем он близок ребятам?( Забавный
человек, любящий своё дело)

6.    
Какое событие послужило
толчком для того, чтобы Марат и его друзья начали поиск  неизвестного героя?
Почему Марат обратился в музей? Как он объяснил сотруднику музея свой поиск? («Когда
солдаты уходили на войну, у них было имя и фамилия. Почему же, когда они
погибали за Родину, то становились неизвестными? Это несправедливо!»)

7.    
Какое чувство движет
Маратом в поисках следов неизвестного героя? (Любовь к человеку, уважение к
его героическому подвигу)

8.    
Зачем Марат поехал на
станцию Река, и что ему удалось там узнать? (Женщина стрелочница рассказала
о том, как приютила у себя Зимородка и помогла ему  вскочить на подножку
движущего состава, притормозив движение поезда)

9.    
«Кто его знает! Может
быть, погиб, может быть, миновала его смерть. У него была лёгкая рука. За
такую руку смерти трудно бывает ухватиться». Как вы понимаете эти слова?

10.
 Марату хотелось отвоевать
у забвения ещё одну частичку жизни Зимородка. О какой «частичке жизни Зимородка
узнал Марат от следователя Павлова?

11.
Во что же верил Зимородок?
(«Я верю в надежду. Надежда – большая сила. Ты думаешь, человек идёт
когда-нибудь на верную смерть? Нет! Даже герой. Человек идёт в бой с надеждой,
что пуля пролетит мимо. Даже когда стреляют в упор, человек надеется. И чем
больше у человека надежды, тем больше бесстрашия. Мне всегда помогала надежда.
Мне с ней легко жилось и воевалось. Понял?»)

12.
 Что рассказала ребятам
жена командира партизанского отряда о Зимородке? (Зимородок окончил 8
классов, очень любит учиться – ведь каждый день узнаёшь что-то новое.Когда
человек перестаёт учиться, он перестаёт жить. А на войне так хочется жить.)

13.
 Какие сведения о
Зимородке ребята узнали у доктора Стройло? Какой наказ он дал ребятам? (Ищите
в себе человека; если найдёте в себе хорошего справедливого человека – жить
будете интересно, с пользой)

14.
 Зачем ребята поехали в
Жуковку и что интересного они там узнали?

15.
Чем же всё-таки
закончились поиски ребят?

16.
 Так о чём же эта повесть?
(О старом и новом, о двух поколениях, о том что подрастающее поколение будет
достойно своих отцов и дедов)

17.
О чём вы узнали, читая
повесть «Зимородок»?

18.
 Зачем нужно читать книги
о войне?

Литература:

1.    
Литература в школе, 2008,
№2. – с. 42-43

2.    
Русские детские писатели
XX века: Биобиблиографический словарь. – М.:1998. – с.501-503.

3.    
Фоменко Л. Юрий Яковлев:
Очерк творчества. /Лидия Фоменко. – М.:1974.

4.    
Яковлев Ю.Я. Багульник:
Рассказы. /Юрий Яковлев. – М.: 1975. – с.38-46.

5.    
Яковлев Ю.Я. Двенадцать
историй: Повести и рассказы. /Юрий Яковлев. – М.: Советская Россия, 1983. – с.31-83.

Юрий яковлев писатель рассказы Есть вещи, которые, казалось бы, не поставишь в один ряд. Любовь к природе и любовь к матери, любовь к жизни и любовь к четвероногим друзьям. Но такие рассказы – о детях и о войне, о животных и о людях – сумел объединить и сделать мудрым и поучительным дополнением друг друга писатель Яковлев Юрий Яковлевич.
 
Юрий Яковлевич Яковлев родился в Петрограде 26.06.1922. Настоящая фамилия автора – Ховкин. За полгода до начала Великой Отечественной войны, в ноябре 1940 года, его призвали в армию. Мать погибла летом 1942 года во время блокады. Юрий Яковлев служил зенитчиком, их батарея стояла под Москвой. Фронт приблизился настолько, что расстояние до противника было в несколько километров. В те критические дни Юрий Яковлевич подал заявление в партию.
 
Стихи войны
 
Стихи Яковлев начал писать еще в школе. А война превратила это детское увлечение в страсть. В те дни он узнал, как велика сила поэзии, когда жизнь соприкасается со смертью. Стихи Яковлев Юрий Яковлевич писал, когда удавалось. Чаще это происходило ночью, при свете коптилки. Всю войну был военкором газеты «Тревога». В ней часто печатали его стихи и очерки. Как-то, уже после войны, увидел в одной газете стихи «неизвестного автора». Это были его стихи. Так война определила его дальнейший путь.

 

Литературная жизнь Юрия Яковлева

 
Поступать в Литературный институт писатель Юрий Яковлев пришел еще в шинели. Циклы армейских стихов Яковлева появились в печати спустя несколько лет после войны. Тогда началось их знакомство с М. А. Светловым, который добровольно был его наставником. В детской поэзии его напутствовала А. Л. Барто. В 1952 году, уже автор нескольких книг, он окончил институт. Началась новая жизнь.
 
В 1949 году в издательстве «Детгиз» выходит его первая детская книга «Наш адрес». Во второй книге — «В нашем полку» — он собрал стихи о войне, об армии. С первых же строчек он писал о детстве и о войне, о том, что знал и пережил сам. Литература для Юрия Яковлева стала не только работой, но и страстью.
 
Яковлев Юрий Яковлевич сотрудничал в журналах и газетах. Много ездил по стране – встречался с нефтяниками в Баку, был на строительстве Сталинградской ГЭС, в колхозах Украины, на погранзаставах Беларуси. Во всех уголках страны побывал, встречался с детьми и учителями. Одним словом, всегда старался узнать своих героев поближе, «пожить» их жизнью, а не просто собрать материал.
 
Для маленьких читателей
 
Первый рассказ был опубликован в 1960 году в журнале «Огонек», назывался он «Станция Мальчики». Это был переходный момент его творчества – он стал прозаиком. Вслед за этим рассказом публикуется другой – «Мальчик с коньками». В его «прозаической» судьбе большую роль сыграли «Известия» и «Огонек». Писатель Юрий Яковлев всегда гордился тем, что пишет для детей. Он любил маленьких читателей. Любил своих героев.
 
Дом Л. А. Кассиля для людей творческих был своего рода университетом. Кассиль стал для них и наставником, и вдохновителем, и учителем. В 1972 году Яковлеву исполнилось 50 лет – его наградили орденом Красного Знамени. Всю свою жизнь писатель Юрий Яковлев занимался поиском героев для своих произведений. И находил их совсем рядом, и они помогали ему удивительными судьбами.
 
Откуда приходят герои
 
Когда-то рассказали ему о своем сыне старые артисты – о маленьком ленинградском Гавроше. Так появились фильм и повесть «Был настоящим трубачом». Воспитанники А. Обранта рассказали, как юные танцоры приехали с учителем на фронт и выступали перед солдатами – показали около трех тысяч концертов. Так появилась повесть «Балерина политотдела» и художественный фильм «Мы смерти смотрели в лицо». Основой повести «Девушка из Бреста» и художественного фильма «Колыбельная для мужчин» послужила жизнь К. И. Шаликовой — героини войны. Повесть и сценарий к фильму «Дочь командира» помогли написать юные защитники Брестской крепости.

 

Творчество писателя Юрия Яковлева

 
Писатель Юрий Яковлев не мог не рассказывать о войне. Она осталась в памяти и отзывалась эхом. Яковлев написал такие книги на военную тему:
 
«Реликвия».
«Жить нам суждено».
«Где стояла батарея».
«Позавчера была война».
 
Короткие рассказы и повести о детях, о трудном возрасте, о переживаниях, когда решается их будущая жизнь, – именно об этом рассказывал Яковлев Юрий Яковлевич. Книги этого направления перечислены ниже:
 
«Травести».
«Трудная коррида».
«Автопортрет».
«Иван-виллис».
«Дочь преферансиста».
 
Жизненные сценарии
 
Большое место в жизни Яковлева занимал кинематограф. По его сценариям были сняты фильмы:
 
«Первая Бастилия».
«Мы с Вулканом».
«Красавица».
«Всадник над городом».
«Пущик едет в Прагу».
 
Книги Яковлева – это своеобразные учебники жизни. Основные темы – школьный быт детей, война, дружба между людьми, доброе отношение к животным, чувство благодарности и любовь к матери. Основные идеи его прозы – благородство, верность избранному ориентиру, осмысленность существования.
 
Рассказы Юрия Яковлева проникают в сердце, затрагивают душу и заставляют переосмыслить свои поступки и поведение. Без нотаций и поучений. Каждый его рассказ открывает какую-то важную истину:
 
«Багульник».
«Он убил мою собаку».
 
Три простых истории
 
Произведение Юрия Яковлева «Тайна Фенимора» — каждую ночь в спальне мальчиков в пионерлагере «Дубки» появляется загадочный Фенимор. Он превратил их жизнь в настоящее приключение. Он знал много историй и умел рассказывать. Ночи напролет, затаив дыхание, мальчишки слушали истории приключений на Диком Западе. Днем, раскрасив лица зубной пастой, они носились со стрелами и луками, выслеживая индейских поработителей. А еще они засыпали «где придется», ночью-то поспать не удавалось. Эта история была экранизирована в третьей серии фильма «Три веселые смены».
Произведение Юрия Яковлева «Продается старая лошадь» — мальчик увидел на заборе среди объявлений старенький пожелтевший листочек, на котором было написано, что продается лошадь. Прочитал и стал представлять, а какая она, эта старая лошадь? Задумался и проскочил мимо своего дома. Тогда решил пойти по адресу, указанному в старом объявлении. Приходит к дому, спрашивает у хозяина про лошадь. Тот ответил, что лошадь по весне еще пала. «Ах, если бы я пришел раньше, я бы ее обязательно спас», — думает расстроенный мальчик.
Произведение Юрия Яковлева «Полосатая палка» — Мишка прихватил на перекрестке у зазевавшегося прохожего палку. Уж очень она ему понравилась – полосатая, черно-белая. Чуть позже он узнает, что эти палки помогают слепым людям передвигаться по городу. Мишка испытывает муки совести. Черно-белая палка стала молчаливым обвинением для мальчика. Он бегает по городу и пытается разыскать хозяина. Так меняется отношение ребенка к своим поступкам.
 
Писатель учил добру маленьких читателей, учил ненавязчиво и мудро. «Добро должно быть мужественным и сильным, только тогда оно победит», — говорил Яковлев Юрий Яковлевич. Рассказы, вот такие небольшие, на одну-две странички, задевают за живое. Пронзительные, зовущие на помощь, взывающие к совести, они учат понимать других, любить людей, не обращаться жестоко с животным

Салют
Сыновья Пешеходова
Где начинается небо
Урс и Кэт
Олин голос
Скрипка
Забор с голубым глазом
Сапер
Продается старая лошадь
Часовой Петров
Цветок хлеба
Память
Мой знакомый бегемот
Девочки с Васильевского острова
Перемена погоды
Серая шкурка
Реликвия
Письмо Марине
Умка
А Воробьев стекло не выбивал
Вратарь
Рыцарь Вася
Друг капитана Гастелло
Игра в красавицу
Хромой лев
Учитель истории
Стриженый черт
Собирающий облака
Разбуженный соловьями
У человека должна быть собака
Всадник, скачущий над городом
Большие черные перчатки
Мама
Полосатая палка
Багульник
Учитель
Мальчик с коньками
Бамбус
Кепка-невидимка
Я иду за носорогом
Тайна Фенимора
Последний фейерверк

https://skazkibasni.com/yurij-yakovlev

https://royallib.com/author/yakovlev_yuriy.html

ОСМЫСЛЕНИЕ РАССКАЗА ЮРИЯ ЯКОВЛЕВА

«ТЯЖЁЛАЯ КРОВЬ»

VIII КЛАСС

Аннотация. Автор статьи помогает учащимся
постичь тайны художествен- ного мира Ю.Яковлева через осмысление роли приёмов
психологического анализа: повторов, диалога, символической детали, внутреннего
монолога, антитезы. Такое чтение приближает читательское восприятие произведе-
ния к духовному прозрению.

Ключевые слова: война, духовные ценности,
нравственный выбор героев, психологический анализ, экспрессия диалогов,
символическая деталь, внутренний монолог, авторский замысел.

Abstract. The author helps students to comprehend the
mysteries of the art world of Y.Yakovlev through the understanding the role of
psychological analysis tech- niques: repetition, dialogue, symbolic details,
interior monologue, antithesis — an unusually expressive artistic world of the
writer — a reflection of the deep spiritual and moral strength of his story.
The author uses both forms of psychology: open and indirect, which further
enhances the reader’s perception of the product, such spiritual insight.

Keywords: author’s intent, spiritual values, moral choice,
psychology.

Старое зеркало тайны хранит, Только ему
доверяю сомненья, Рана в душе не проходит, болит…

Ю.Оводенко

Тема Великой Отечественной войны — одна из
важнейших тем современной прозы. Исковерканные  судьбы  людей, неутихаю-

щая боль утрат, великое мужество и стой- кость
защитников Родины — всё это находит талантливое художественное воплощение в
творчестве многих писателей.

На уроке внеклассного чтения в восьмом классе
я предлагаю обратиться к очень глу- бокому и интересному с психологической
точки зрения рассказу Юрия Яковлева «Тя- жёлая кровь».

Задача словесника — расширить пред- ставления
своих питомцев о трагедии воен- ного времени, о страшных, неизлечимых ранах в
душах людей, которые нанёс им фа- шизм. По выражению Н.Г.Чернышевского,
произведения искусства могут иметь значе- ние приговора явлениям жизни.
Писатель- гуманист Юрий Яковлев в своём проникну- том болью страшной потери
произведении

37

рассказывает трагическую историю мате- ри,
потерявшей единственного сына, за- ставляя читателя содрогнуться от ощуще- ния
полной безысходности одинокой души. Эта неутихающая боль уже много лет живёт в
сердце матери, терзая её неразрешимы- ми вопросами. Но дело не только в «прямом
приговоре» тем или иным явлениям жизни, отражённым в рассказе, дело в том, что
каждое талантливое произведение утвер- ждает в сознании читателей определённую
систему ценностей.

Важнейшая функция рассказа Ю.Яков- лева —
воспитательная. Такие произведе- ния формируют личность человека, влияя на его
идеалы, учат сопереживать, чувство- вать чужую боль. Общение с талантливым
произведением искусства похоже на об- щение с мудрым человеком. Авторская ма-
нера Яковлева лишена менторства, поучи- тельности; казалось бы, никаких
жизненных правил он не преподаёт своему читателю, но невольно чувствуешь себя
познавшим важные жизненные истины.

Героине рассказа предстоит сделать самый
важный и трагический выбор в своей жизни: спасти собственного сына, но отречься
от других мальчишек, своих учеников. Этот выбор страшен, поэтому всю
последующую жизнь героиня мучает- ся противоречиями, недосказанностью,
невыносимой душевной болью. Погибают все юноши — и в этом трагическая не-
справедливость войны. День, когда ге- роиня во имя высшей справедливости об-
рекает сына на смерть, становится её веч- ным крестом, её распятием: «Этот день
неизмеримо больше всех остальных, он стоит за моей спиной, прирос к моей спи-
не, как тяжёлый уродливый горб…» [3,

c. 20]. «И снова — в который раз! — я на-
пряжённо всматриваюсь в глаза сына и силюсь прочесть, что застыло в них: горь-
кое недоумение или понимание, упрёк или прощение?» [3, c. 20].

Рассказ потрясает читателя необыкно- венной
экспрессией чувства. Противоречия буквально раздирают героиню, предчув- ствия
сжимают сердце: «В нём что-то со- зревало. Проходила какая-то скрытая ра- бота.
Что-то погибало, что-то рождалось. Он готовил себя к страшному и неизбежно- му»
[3, c. 21].

Это произведение интересно с худо- жественной
точки зрения. Особое место в понимании авторского замысла занимает композиция.
Повтор — один из самых про- стых и в то же время действенных приёмов
композиции. Он позволяет легко и есте- ственно «закольцевать» произведение,
придать ему композиционную стройность. Речь идёт о кольцевой композиции, когда
устанавливается смысловая, психологи- ческая перекличка, несущая в себе осо-
бый художественный смысл. «У нас с сы- ном глаза серые, с едва заметными кра-
пинками…» [3, c. 20]. «Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет
рядом. И вот уже сколько лет я всматриваюсь в

38 Литература в школе. 2016. № 6.

них, хочу прочесть ответ на вопрос, му- чающий
меня всю жизнь, начиная с того далёкого страшного дня», — это начало рассказа
[3, c. 20], а вот конец: «Я подхожу к зеркалу — глаза сына смотрят на меня
виновато. Я надеялась увидеть его глаза, а увидела свои» [3, c. 26]. Глаза
матери и сына наполнены одним чувством, одной правдой.

Повтор как композиционный приём на- ходит на
страницах рассказа ещё одно интересное воплощение в двух встречах матери и
немецкого коменданта Мейера. Во время первой встречи убитая горем мать просит
коменданта помиловать её сына, её любимого мальчика. Мейер раз- решает героине
забрать сына, для него ничего не значит это решение, так, пустя- ки, он немного
растроган воспоминания- ми о собственной матери. Но когда мать- учительница
видит рядом с сыном своих учеников, она не в силах сделать выбор; кроме того,
она понимает, что её сын ни- когда не предаст друзей. Вторая встреча героини и
коменданта Мейера — торже- ство духа и настоящего мужества женщи- ны-матери на
фоне слабости и малодушия врага.

Особое значение в рассказе имеет диа- лог как
ярчайший приём психологического анализа. Диалог становится настоящим смысловым
ключом к пониманию поступков героев. Реплики героев у Яковлева лако- ничны,
точны, афористически образны.

«Видимо, у человека есть высшая воля, ко-
торая не слушается ни страха, ни разума» [3, c. 22], — так говорит сын перед
своим главным поступком в жизни — сожжением лесопилки.

Скрытый психологизм представлен в рассказе
символической деталью. Сапог коменданта, в котором он чувствует гвоздь, гвоздь
несуществующий — символ веро- ломства, безнравственности тех, кто топчет чужую
землю, посягает на святыни.

Для художественной манеры Яковлева свойственно
слияние авторской речи и яркого экспрессивного внутреннего мо- нолога героини,
который подобен внезап- ному взрыву неудержимого чувства: «На меня нашло
материнское ослепление. Ни- кого вокруг не существовало. Только мой сын. И для
того, чтобы он был, я готова на любой поступок. Пропала гордость, обя- занность
перед близкими людьми, только бы он жил». А через две страницы текс- та —
пронзительная осознание своей не- правоты, сильнейшая психологическая ан-
титеза: «По сердцу рванула мысль: я нахо- жусь на грани страшного
предательства. Предаю его, и Кирюшу, и Дубка, и осиро- тевшего Мишу. Куда
тяжелее расставать- ся с жизнью, если тебя предал близкий человек».

Анализ проблематики произведе- ния — один из
наиболее интересных и увлекательных моментов литературовед- ческого анализа.
Именно здесь откры- ваются возможности живого, эмоцио-

нального восприятия художественного
произведения, возможность свободного диалога с автором, возможность проявить
собственную позицию. Спорить с авто- ром, опровергать его или, наоборот, ви-
деть в нём союзника, единомышленника можно, лишь установив подлинный смысл его
творений.

Предлагаю систему вопросов к уроку по рассказу
Ю.Я.Яковлева «Тяжёлая кровь», надеясь, что они помогут учителю доста- точно
глубоко и всесторонне обсудить со своими питомцами это интереснейшее произведение.

1.            Докажите или опровергните выска-
зывание критика, назвавшего рассказ Ю.Яковлева бетховенской музыкой войны.

2.            Какие чувства и переживания
вызвал у вас рассказ?

3.            В чём особенности композиции
про- изведения и как она связана с авторским замыслом?

4.            Найдите в первом же диалоге
матери и сына фразу героини, в которой заключена основная мысль рассказа.

5.            Докажите, что диалог в рассказе
ста- новится одной из важнейших форм психо- логического анализа.

6.            Каково душевное состояние сына
ге- роини? Найдите в тексте его высказывания и подтвердите свои суждения
текстом.

7.            Найдите в тексте произведения
стро- ки о предчувствии матери. Оправдались ли они?

8.            В чём смысл названия рассказа?
До- кажите свои версии.

9.            Как вы понимаете выражение ге-
роини в диалоге с немецким комендантом:

«На меня нашло материнское ослепле- ние…»?

10.          Зачем в рассказ включены предыс-
тории учеников героини? Как связан этот композиционный приём с воплощением ав-
торского замысла?

11.          Какой нравственный выбор делают
мать и сын, как вы оцениваете его? В каких ещё произведениях современной прозы
этот выбор стоит так же остро?

12.          Почему повествование в рассказе
ведётся от первого лица?

13.          Считаете ли вы тему войны
актуаль- ной в наши дни?

14.          Представьте себя соавторами
Ю.Яковлева. Что бы мог сказать сын своей матери в последнюю минуту своей недол-
гой жизни?

ЛИТЕРАТУРА

1.            ЕРЁМИНА Т.Я. Педагогические
мастер- ские: инновационные технологии на уроках литературы. — М.: Просвещение,
2013.

2.            ЕСИН А.Б. Принципы и приёмы
анализа литературного произведения. — М.: Наука, 2013.

3.            ЯКОВЛЕВ Ю.Я. Рассказы. — М.,
1985.

  • Юрист консультант как правильно пишется
  • Юрий яковлев рассказы о войне
  • Юрий яковлев рассказ у человека должна быть собака
  • Юрий русский писатель роман сказка три толстяка
  • Юрий шкута мир прекрасных сказок дня читать