Автор Максим Коновалов На чтение 28 мин. Опубликовано
Рассказы и сказки Юрия Яковлева для детей. Список произведений.Биография и творчество Юрия Яковлева. Салют Сыновья Пешеходова Где начинается небо Урс и Кэт Олин голос Скрипка Забор с голубым глазом Сапер Продается старая лошадь Часовой Петров Цветок хлеба Память Мой знакомый бегемот Девочки с Васильевского острова Перемена погоды Серая шкурка Реликвия Письмо Марине Умка А Воробьев стекло не выбивал Вратарь Рыцарь Вася Друг капитана Гастелло Игра в красавицу Хромой лев Учитель истории Стриженый черт Собирающий облака Разбуженный соловьями У человека должна быть собака Всадник, скачущий над городом Большие черные перчатки Мама Полосатая палка Багульник Учитель Мальчик с коньками Бамбус Кепка-невидимка Я иду за носорогом Тайна Фенимора Последний фейерверк
Читать все рассказы Яковлева.Список произведений. Читать рассказы других известных авторов
Есть вещи, которые, казалось бы, не поставишь в один ряд. Любовь к природе и любовь к матери, любовь к жизни и любовь к четвероногим друзьям — эта любовь очень далека от смерти и войны. Но такие рассказы – о детях и о войне, о животных и о людях – сумел объединить и сделать мудрым и поучительным дополнением друг друга писатель Яковлев Юрий Яковлевич.
Писатель Юрий Яковлевич Яковлев. Творчество и краткая биография.
Юрий Яковлевич Яковлев родился в Петрограде 26.06.1922. Настоящая фамилия автора – Ховкин. За полгода до начала Великой Отечественной войны, в ноябре 1940 года, его призвали в армию. Мать погибла летом 1942 года во время блокады. Юрий Яковлев служил зенитчиком, их батарея стояла под Москвой. Фронт приблизился настолько, что расстояние до противника было в несколько километров. В те критические дни Юрий Яковлевич подал заявление в партию. Стихи войны Стихи Яковлев начал писать еще в школе. А война превратила это детское увлечение в страсть. В те дни он узнал, как велика сила поэзии, когда жизнь соприкасается со смертью. Стихи Яковлев Юрий Яковлевич писал, когда удавалось. Чаще это происходило ночью, при свете коптилки. Всю войну был военкором газеты «Тревога». В ней часто печатали его стихи и очерки. Как-то, уже после войны, увидел в одной газете стихи «неизвестного автора». Это были его стихи. Так война определила его дальнейший путь. Литературная жизнь Юрия Яковлева Поступать в Литературный институт писатель Юрий Яковлев пришел еще в шинели. Циклы армейских стихов Яковлева появились в печати спустя несколько лет после войны. Тогда началось их знакомство с М. А. Светловым, который добровольно был его наставником. В детской поэзии его напутствовала А. Л. Барто. В 1952 году, уже автор нескольких книг, он окончил институт. Началась новая жизнь. В 1949 году в издательстве «Детгиз» выходит его первая детская книга «Наш адрес». Во второй книге — «В нашем полку» — он собрал стихи о войне, об армии. С первых же строчек он писал о детстве и о войне, о том, что знал и пережил сам. Литература для Юрия Яковлева стала не только работой, но и страстью. Яковлев Юрий Яковлевич сотрудничал в журналах и газетах. Много ездил по стране – встречался с нефтяниками в Баку, был на строительстве Сталинградской ГЭС, в колхозах Украины, на погранзаставах Беларуси. Во всех уголках страны побывал, встречался с детьми и учителями. Одним словом, всегда старался узнать своих героев поближе, «пожить» их жизнью, а не просто собрать материал. Для маленьких читателей Первый рассказ был опубликован в 1960 году в журнале «Огонек», назывался он «Станция Мальчики». Это был переходный момент его творчества – он стал прозаиком. Вслед за этим рассказом публикуется другой – «Мальчик с коньками». В его «прозаической» судьбе большую роль сыграли «Известия» и «Огонек». Писатель Юрий Яковлев всегда гордился тем, что пишет для детей. Он любил маленьких читателей. Любил своих героев. Дом Л. А. Кассиля для людей творческих был своего рода университетом. Кассиль стал для них и наставником, и вдохновителем, и учителем. В 1972 году Яковлеву исполнилось 50 лет – его наградили орденом Красного Знамени. Всю свою жизнь писатель Юрий Яковлев занимался поиском героев для своих произведений. И находил их совсем рядом, и они помогали ему удивительными судьбами. Откуда приходят герои Когда-то рассказали ему о своем сыне старые артисты – о маленьком ленинградском Гавроше. Так появились фильм и повесть «Был настоящим трубачом». Воспитанники А. Обранта рассказали, как юные танцоры приехали с учителем на фронт и выступали перед солдатами – показали около трех тысяч концертов. Так появилась повесть «Балерина политотдела» и художественный фильм «Мы смерти смотрели в лицо». Основой повести «Девушка из Бреста» и художественного фильма «Колыбельная для мужчин» послужила жизнь К. И. Шаликовой — героини войны. Повесть и сценарий к фильму «Дочь командира» помогли написать юные защитники Брестской крепости. Творчество писателя Юрия Яковлева Писатель Юрий Яковлев не мог не рассказывать о войне. Она осталась в памяти и отзывалась эхом. Яковлев написал такие книги на военную тему: «Реликвия». «Жить нам суждено». «Где стояла батарея». «Позавчера была война». Короткие рассказы и повести о детях, о трудном возрасте, о переживаниях, когда решается их будущая жизнь, – именно об этом рассказывал Яковлев Юрий Яковлевич. Книги этого направления перечислены ниже: «Травести». «Трудная коррида». «Автопортрет». «Иван-виллис». «Дочь преферансиста». Жизненные сценарии Большое место в жизни Яковлева занимал кинематограф. По его сценариям были сняты фильмы: «Первая Бастилия». «Мы с Вулканом». «Красавица». «Всадник над городом». «Пущик едет в Прагу». Книги Яковлева – это своеобразные учебники жизни. Основные темы – школьный быт детей, война, дружба между людьми, доброе отношение к животным, чувство благодарности и любовь к матери. Основные идеи его прозы – благородство, верность избранному ориентиру, осмысленность существования. Рассказы Юрия Яковлева проникают в сердце, затрагивают душу и заставляют переосмыслить свои поступки и поведение. Без нотаций и поучений. Каждый его рассказ открывает какую-то важную истину: «Багульник». «Он убил мою собаку». Три простых истории Произведение Юрия Яковлева «Тайна Фенимора» — каждую ночь в спальне мальчиков в пионерлагере «Дубки» появляется загадочный Фенимор. Он превратил их жизнь в настоящее приключение. Он знал много историй и умел рассказывать. Ночи напролет, затаив дыхание, мальчишки слушали истории приключений на Диком Западе. Днем, раскрасив лица зубной пастой, они носились со стрелами и луками, выслеживая индейских поработителей. А еще они засыпали «где придется», ночью-то поспать не удавалось. Эта история была экранизирована в третьей серии фильма «Три веселые смены». Произведение Юрия Яковлева «Продается старая лошадь» — мальчик увидел на заборе среди объявлений старенький пожелтевший листочек, на котором было написано, что продается лошадь. Прочитал и стал представлять, а какая она, эта старая лошадь? Задумался и проскочил мимо своего дома. Тогда решил пойти по адресу, указанному в старом объявлении. Приходит к дому, спрашивает у хозяина про лошадь. Тот ответил, что лошадь по весне еще пала. «Ах, если бы я пришел раньше, я бы ее обязательно спас», — думает расстроенный мальчик. Произведение Юрия Яковлева «Полосатая палка» — Мишка прихватил на перекрестке у зазевавшегося прохожего палку. Уж очень она ему понравилась – полосатая, черно-белая. Чуть позже он узнает, что эти палки помогают слепым людям передвигаться по городу. Мишка испытывает муки совести. Черно-белая палка стала молчаливым обвинением для мальчика. Он бегает по городу и пытается разыскать хозяина. Так меняется отношение ребенка к своим поступкам. Писатель учил добру маленьких читателей, учил ненавязчиво и мудро. «Добро должно быть мужественным и сильным, только тогда оно победит», — говорил Яковлев Юрий Яковлевич. Рассказы, вот такие небольшие, на одну-две странички, задевают за живое. Пронзительные, зовущие на помощь, взывающие к совести, они учат понимать других, любить людей, не обращаться жестоко с животными. Учат смотреть вглубь и видеть внутреннюю суть каждой истории. ———————————————————-
Читать все рассказы Яковлева.Содержание. Читать рассказы других известных авторов
Интернет Рыцарь Вася Багульник Исторические любовные романы Умка
Сказка для дошкольного возраста.
Исторические любовные романы Как Сережа на войну ходил (Сказка) Он убил мою собаку
Из книги “Я иду за носорогом”
Сыновья Пешеходова Исторические приключения Самая высокая лестница (сборник)
Две новые повести — «Самая трудная роль» и «Сердце льва» — и цикл рассказов о жизни современных ребят и взрослых, о преемственности поколений, о добре и мужестве.
Исторические приключения Позавчера была война Девочки с Васильевского острова Баваклава ×
Биография
Талантливый, но не фотогеничный
Несмотря на развод родителей, Яковлев поддерживал отношения с отцом, который навещал его каждую неделю. Получив аттестат зрелости, Юрий не мог определиться с выбором профессии.
С одной стороны его интересовали международные отношения, дипломатия, а с другой, – искусство перевоплощения. В результате Яковлев отправился сдавать экзамены во ВГИК, где приемная комиссия сочла внешность абитуриента не слишком фотогеничной.
Но Юрий решил не отступать, и отправился покорять приемную комиссию Щукинского театрального училища. На этот раз удача ему улыбнулась, и внешность парня устроила педагогов. Яковлева зачислили на курс Цецилии Львовны Мансуровой, которая тепло приняла юного студента, стала для него второй матерью. Учеба давалась ему нелегко, особенно главная дисциплина – актерское мастерство.
По итогам первого курса, Яковлев имел одну двойку, которая стала поводом для отчисления. Но Цецилия Львовна воспротивилась такому решению, и отстояла любимого студента. В 1952 году Юрий получил диплом, и поступил на службу в театр имени Вахтангова. Молодой актер быстро влился в коллектив, зарекомендовал себя с наилучшей стороны, дебютировал в постановке «Отверженные», перевоплотившись в жандарма.
В Академическом театре имени Вахтангова актер прослужил 61 год. За это время он сыграл более, чем в сорока постановках. Среди них:
- «Великий государь»;
- «Живой труп»;
- «Принцесса Турандот»;
- «Конармия»;
- «Гибель эскадры»;
- «Анна Каренина»;
- «Три возраста Казановы»;
- «Пиковая дама»;
- «Чайка»;
- «Пристань».
По своему характеру Яковлев был близок к натуре российского писателя Антона Павловича Чехова. В этом образе Юрий играл в спектакле «Насмешливое мое счастье».
Богатая фильмография
В советском кинематографе Яковлев дебютировал с эпизодической роли в фильме «Великий воин Албании Скандерберг». Хотя лента имела большой успех, завоевала почетный приз Каннского фестиваля, но на карьере молодого артиста никак не отразилась. Спустя три года, творческая копилка Юрия пополнилась такими работами, как: «Много шума из ничего», «На подмостках сцены», «Необыкновенное лето».
В 1958 году Яковлев получил главную роль в исторической ленте, экранизации романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Актер перевоплотился в образ князя Льва Мышкина, который вернулся из психиатрической больницы в Россию. Партнерами Юрия по съемочной площадке стали: Юлия Борисова, Никита Подгорный, Леонид Пархоменко, Раиса Максимова, Вера Пашенная.
Через два года актер снялся комедии Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда». Яковлев сыграл ключевого персонажа молодого геолога Поражаева, который в процессе экспедиции обнаружил снежного человека.
В 1962 году продолжилось плодотворное сотрудничество Рязанова и Яковлева. Мэтр советского кинематографа предложил молодому актеру сыграть поручика Ржевского в фильме «Гусарская баллада». Фраза героя Юрия: «-Не мог же, право, отступать я, когда она чуть не рвалась из платья!», стала крылатой. Музыкальную ленты посмотрело более 50 миллионов зрителей. Главную женскую роль в экранизации приключенческой истории сыграла Лариса Голубкина.
После выхода в прокат картины «Гусарская баллада» Яковлев проснулся мега популярным, режиссеры осыпали его предложениями. На протяжении следующих десяти лет, Юрий активно пополнял копилку новыми шедеврами. Среди них: «Крах», «Король олень», «Опасный поворот», «Схватка», а также фильмами-спектаклями: «Драма на охоте», «На всякого мудреца довольно простоты», «Память сердца».
В 1973 году состоялась премьера комедии «Иван Васильевич меняет профессию», в которой Яковлев сыграл сразу две роли: царя Ивана Грозного и управдома Буншу. Через два года Юрий получил главную роль в мелодраме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром».
Актер мастерски перевоплотился в образ Ипполита, возлюбленного Наденьки. Выражения его персонажа до сих пор остаются на слуху, и вызывают улыбку. Наиболее запоминающаяся: «Какая гадость… какая гадость эта ваша заливная рыба!». Следующими яркими работами с участием талантливого артиста стали:
- «Три ненастных дня»;
- «Идеальный муж»;
- «Карнавал»;
- «Мы нижеподписавшиеся»;
- «Кин-дза-дза»;
- «Милостливые государи».
С приходом нулевых Яковлев стал намного реже появляться на экранах телевизоров, отдавая предпочтение игре в театре. В 2007 году Юрий вновь примерял образ Ипполита в новогодней истории «Ирония судьбы. Продолжение», снятой Тимуром Бекмамбетовым. В 2011 году артист сыграл в фильме-спектакле «Пристань», который стал последним в его богатой фильмографии.
Душевные переживания ловеласа
О любовных похождениях легендарного советского актера до сих пор ходит множество историй. Первой супругой Юрия стала доктор Кира Манчульская, с которой он прожил около десяти лет. Пара долго не могла завести ребенка, что очень тревожило артиста.
Яковлев искал утешение в объятиях других женщин. Когда Кира родила дочь Алену, стало известно, что актриса Екатерина Райкина беременна от Юрия. Яковлев оставил новорожденную дочь, и ушел в другую семью. Его поступок не все смогли понять и принять.
Позже актер признался, что он сильно страдал из-за неожиданных перемен на любовном фронте. Брак с Райкиной просуществовал три года, и распался по той же причине – измены, чрезмерное употребление алкоголя.
В третий раз Юрий женился на директрисе театрального музея Ирине Сергеевой, с которой прожил до самой смерти. В браке у них родился сын Антон. Все дети легендарного артиста пошли по его стопам. Алена Яковлева играет в театре Сатиры, Алексей некоторое время служил в театре Ермоловой, но позже переквалифицировался в бизнесмены. Антон выбрал режиссуру.
30 ноября 2013 года сердце Юрия Яковлева остановилось. Актер продолжительное время болел. За несколько недель до кончины его госпитализировали в больницу с признаками сердечной недостаточности. В результате сердечного приступа и отека легких Юрия не стало.
Церемония прощания с Народным артистом прошла в стенах его родного театра им. Вахтангова, где присутствовали: покойный Владимир Этуш, Римас Туминас, Мария Аронова, Василий Лановой.
Фильмография
Год | Название | Роль |
1954 | Великий воин Албании Скандербег | воин |
1956 | На подмостках сцены | Чахоткин, актёр |
1956 | Первые радости | Василий Дибич, поручик |
1957 | Необыкновенное лето | Василий Дибич, поручик |
1958 | Ветер | Леонид Закревский, поручик |
1958 | Идиот | Лев Николаевич Мышкин, князь |
1959 | Заре навстречу | Пётр Григорьевич Сапожков |
1961 | Человек ниоткуда | Владимир Поражаев |
1962 | Гусарская баллада | поручик Ржевский |
1962 | Суд сумасшедших | Рихард Старк, журналист |
1963 | Большая дорога | поручик Поливанов |
1964 | Лёгкая жизнь | Александр Петрович Бочкин |
1965 | Русский лес | Киттель, немецкий офицер |
1965 | Друзья и годы | Юрий Павлович Державин |
1966 | Выстрел | граф |
1966 | Девочка на шаре | отец Дениски |
1967 | Анна Каренина | Стива Облонский |
1967 | Крыжовник | Павел Константинович Алёхин, помещик |
1968 | Крах | Андрей Павлович Фёдоров / лже-Мухин |
1969 | Король-олень | Дерамо |
1969 | Сюжет для небольшого рассказа | Игнатий Потапенко |
1969 | Фауст | Мефистофель |
1970 | Чайка | Борис Алексеевич Тригорин |
1972 | Опасный поворот | Роберт Кэплен |
1972 | Схватка | Иоахим, немецкий инженер |
1973 | Иван Васильевич меняет профессию | Иван Васильевич Бунша, управдом / царь Иоанн Грозный |
1973 | Много шума из ничего (нет в титрах) | |
1974 | Любовь земная | Тихон Иванович Брюханов |
1975 | Ирония судьбы, или С лёгким паром! | Ипполит Георгиевич |
1977 | Судьба | Тихон Иванович Брюханов |
1977 | Юлия Вревская | великий князь Николай Николаевич Старший |
1978 | Три ненастных дня | полковник Корнилов |
1979 | Бархатный сезон | де Брашен, миллионер |
1979 | Поэма о крыльях | Игорь Сикорский |
1980 | Идеальный муж | сэр Роберт Чилтерн |
1980 | Мы, нижеподписавшиеся | Юрий Николаевич Девятов |
1980 | Три года | Григорий Николаевич Панауров |
1981 | Бешеные деньги | Иван Петрович Телятев |
1981 | Карнавал | Михаил Соломатин |
1985 | Битва за Москву | Петровский, генерал |
1981 | Карнавал | Михаил Соломатин |
1985 | Битва за Москву | Петровский, генерал |
1986 | Левша | царь Николай I |
1986 | Кин-дза-дза! | Би, пацак |
1987 | Время сыновей | Академик Антон Васильевич Дубцов |
1988 | Штаны | актёр Даниил Семёнович Бацанов |
1989 | Кома | отец |
1990 | Ловушка для одинокого мужчины | комиссар полиции |
1991 | Плащаница Александра Невского | Николай Уваров, профессор |
1991 | Семь дней после убийства | Михаил Романович, генерал |
1991 | Дело | князь |
1992 | Гардемарины III | Степан Апраксин |
1992 | Милостивые государи | автор / комик / Колпаков / доктор |
1992 | Танцующие призраки | отец Игоря |
1993 | Дети чугунных богов | генерал |
1993 | Супермен поневоле, или Эротический мутант | отец Анатолия |
2001 | Дракоша и компания | профессор (серия 37) |
2007 | Ирония судьбы. Продолжение | Ипполит Георгиевич Шевелёв |
Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР. Почётный член Российской академии художеств. Популярные картины с участием Юрия Яковлева – “Иван Васильевич меняет профессию”, “Гусарская баллада”, “Ирония судьбы”. Награжден премией Президента РФ в области литературы и искусства.
- ФИО: Юрий Васильевич Яковлев.
- Род занятий: актер театра и кино, писатель.
- Годы жизни: 25 апреля 1928 г. — 30 ноября 2013 г.
- Достижения: Народный артист СССР (1976), Лауреат Государственной премии СССР (1979), Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 год.
Ключевые достижения
В творческой биографии Юрия Яковлева есть и театральные награды, и государственные знаки отличия:
- Победитель конкурса-смотра «Золотые маски», награждён знаком «Серебряная маска» за лучшее исполнение мужской роли.
- Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1994 года.
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени — за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие театрального искусства.
- Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за выдающийся творческий и научный вклад в художественную культуру России.
- Международная Премия Станиславского.
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени — за выдающиеся заслуги в развитии отечественного театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность.
- Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро».
- Актёру установлена звезда на Звёздной аллее киноактёров в Анапе.
- Почётный член Российской академии художеств.
- Лауреат премии «Звезда театрала» в номинации «Легенда сцены».
Замечательного советского и российского актера Юрия Яковлева знают не только по работам в таких культовых фильмах, как «Ирония судьбы или с легким паром!»,
«Гусарская баллада», «Иван Васильевич меняет профессию». Хотя благодаря именно этим картинам Юрий Васильевич получил сначала всесоюзную, а потом и всероссийскую известность. Бархатным баритоном Яковлева без его присутствия в кадре «говорит» множество кинофильмов российского кинематографа. Творческая биография Юрия Яковлева богата на позитив, в отличие от многих его коллег, переживших кризис профессии.
«Я не могу жаловаться на судьбу. Всю жизнь я занимался только любимым делом, рано стал известным. Меня всегда любили зрители. У меня замечательные дети и внуки. Друзей немного, но они настоящие. Это и есть Счастье».
Краткая биография
Будущий большой артист Юра Яковлев появился на свет в апреле 1928 года. Его дед, будучи купцом первой гильдии, до революции владел десятками магазинов и большим кожевенным заводом в Воронеже. Был депутатом, позже — мэром Воронежа.
Папа Юры — Василий Васильевич Яковлев в молодости окончил два курса консерватории, но потом принял решение связать свою судьбу с юриспруденцией. Мама Ольга Михайловна Иванова-Казас трудилась обычной диетической сестрой в столовой. Правда, столовая была непростая, а прикрепленная к поликлинике Кремля. К большому сожалению мальчика, его родители довольно быстро развелись, и Василий Васильевич стал для Юры «четверговым» папой.
Рис. 1. Юрий Яковлев в детстве
Именно в этот день он по согласованию с женой навещал сына. В 1937 году родной дядя Юры попал в жернова репрессий и был без суда и следствия расстрелян за связь с Тухачевским. Ему с мамой удалось спастись только благодаря помощи начальника столовой. Он вовремя предупредил Ольгу о возможном аресте, помог с быстрым увольнением и срочным переездом.
Потом началась война, и Яковлевы были вынуждены перебраться в Уфу. Здесь они с мамой приняли трудовую военную вахту в местном госпитале. Подросток помогал ухаживать за ранеными бойцами, таскать дрова, стирать бинты.
В Москву
В 1943 году у них появилась возможность вернуться домой, в Москву. Юра устроился работать сначала заправщиком, а потом мастером по ремонту автомобилей при американском посольстве. Это было настоящей удачей — здесь очень хорошо платили, а им с матерью так были нужны деньги! Окончил вечернюю школу и уже собрался подать документы в МГИМО, но вдруг поменял свое решение. Причем кардинально. Молодой человек решил попробовать себя на сцене и в кадре.
«Щука» и первые работы в театре
Первой гримеркой будущего большого артиста стала крошечная кладовка в его собственной квартире, где он часами репетировал. Мечтой юноши был ВГИК, но в институт кино его не взяли. Сегодня это кажется невозможным, но комиссии не понравилась внешность Яковлева, которую посчитали недостаточно киногеничной, несмотря на красоту.
Юрий Васильевич был страшно расстроен и уже было совсем решил оставить идею поступления в театральный, но тут его спасла Цецелия Мансурова. Эта блистательная актриса как раз набирала курс в Щукинском театральном училище, где преподавала актерское мастерство. Она уговорила приемную комиссию «посмотреть мальчика». Так он стал студентом знаменитой «Щуки».
Рис. 2. Знаменитое театральное училище им. Бориса Щукина
Окончив вуз, молодой артист сразу был принят в Академический театр им. Вахтангова, где очень скоро стал ведущим актёром. В 1955 году Юрий Яковлев начал сниматься в кино, но театр продолжал оставаться его домом. В конце 60-х годов публика начала ходить в театр конкретно «на Яковлева» благодаря его талантливым работам в кинематографе.
Руководство всех московских театров наперебой начало предлагать Юрию Васильевичу выгодные варианты сотрудничества, но Яковлев остался верен Вахтанговской сцене. Позже он говорил о родном театре, что это семья, в которую его приняли с родительской любовью, как же он может ее предать?
«Актеры делятся на хороших и посредственных. Скверных просто не бывает. Плохой артист не должен выходить на сцену».
В важнейшем из искусств
Первой киноработой молодого артиста Яковлева, получившей огромный успех во всем мире, стала картина Ивана Пырьева «Идиот». Сложнейший литературный материал, невероятные психологические нагрузки — все-таки Достоевский! Но Юрий Васильевич справился. Он настолько вжился в роль неадекватного князя Мышкина, что на улице от него шарахались прохожие. Дело в том, что Яковлев репетировал даже в дороге из дома до театра, разговаривая сам с собой. Пырьев был в восторге, рассказывая всем, что многие думают, что на роль Мышкина он взял настоящего сумасшедшего из дома скорби.
Гонорар за работу в картине оказался достойным, и на эту сумму Юрий Васильевич купил свой первый «Москвич», который он ласково называл Тузиком.
Рис. 3. Юрий Яковлев в роли Ипполита
Сплошной экспромт
Дальше были роли в «Гусарской балладе», «Анне Карениной», «Кин-дза-дза!», «Карнавале», «Иване Васильевиче» и, конечно, «Иронии судьбы». Вся страна цитировала высказывания героев, великолепно сыгранных артистом.
Кстати, большинство ироничных реплик — импровизация артиста. В том числе про заливную рыбу и воду во время купания Ипполита в пальто. Дело в том, что на момент съемок в павильонной ванной вода была просто ледяная. На пятом дубле Юрий Васильевич откровенно продрог, и когда из крана наконец полилась теплая вода, он так и сказал: «О, тепленькая пошла!»
Рис. 4. Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию
Личная жизнь
Личная жизнь у артиста, как это часто бывает у людей его профессии, сложилась не сразу. Первые два брака были довольно короткими. В первом — с Кирой Мачульской родилась замечательная российская актриса Алена Яковлева. Девочка оказалась и красавицей, очень похожей на отца, и умницей. Так что примета про отдыхающую на детях гениев природу здесь не сработала.
Вторая жена — Екатерина Райкина, подарила ему сына Алексея. Молодой человек тоже пробовал себя на актерском поприще, но связывать свою жизнь с кинематографом не стал. Так получилось, что разница между днями рождениями детей составила всего четыре месяца. Так что молодой Яковлев почти одновременно стал дважды разведенным отцом.
Женился на всех, кого любил
И только в браке с Ириной Сергеевой актер встретил «серебряную» свадьбу, всего лишь пять лет не дожив до «золотой». Ирина Леонидовна с мудростью любящей женщины закрывала глаза на увлечения мужа и любовь к спиртному, понимая, что другим он не будет. И Юрия Васильевича нужно либо принимать таким, каков он есть, либо уходить. Этого делать совершенно не хотелось…
Впрочем, не только ей, но и Яковлеву тоже. Он ценил свою семью, ставшую для неуравновешенного творческого человека надежным тылом на долгие сорок пять лет. Сам Юрий Васильевич на склоне лет говорил с улыбкой, что он честно женился на всех женщинах, которых любил.
Рис. 5. Почти полвека вместе. Юрия Яковлев и Ирина Сергеева с детьми и внуками
Прощание
Восемь лет назад Юрий Васильевич вышел на сцену родного Вахтанговского театра в последний раз. Премьера спектакля «Пристань», состоявшаяся в 2011 году, собрала вместе всех, с кем он работал и жил многие годы. 11 ноября театр отметил премьеру, а в ночь с 29 на 30 число этого же месяца Юрий Васильевич ушел из этого мира. Оказалось, что актер страдал болезнью сердца. Последнее пристанище Юрий Яковлев нашел на Новодевичьем кладбище.
24 марта 2019
Имя: Юрий Яковлев (Yurii Yakovliev) Дата рождения: 25 апреля 1928 года Дата смерти: 30 ноября 2013 года Возраст: 85 лет Место рождения: Москва Место смерти: Москва Деятельность: Актер, Народный артист СССР Семейное положение: был женат Юрии Яковлев – биография Скоро по всем телевизорам страны вновь покажут «Иронию судьбы, или С легким паром!», но, увы, уже не все актеры любимого фильма с нами. Нет в живых Юрия Яковлева, а без его Ипполита, по мнению поклонников, в картине не было бы ни иронии, ни судьбы. Предчувствие близкой кончины словно преследовало Юрия Васильевича. Нет, он совсем не боялся смерти. Наоборот, старался ловить каждое мгновение: серое ноябрьское небо над головой казалось ему прекрасным, холодный воздух пьянил, как в молодости, а яркие огоньки желтых и красных листьев дарили ощущение радости, почти праздника. Осень жизни… Его последняя осень, и он это знал. Недаром сам выбрал для постановки «Темные аллеи» Бунина – свой последний спектакль. Вот он стоит на полутемной сцене. Высокий, не по годам статный. В неизменных галстуке, шляпе и классическом пальто. Одной рукой опирается на трость, другой -о скамью. Стоять нелегко, но он изо всех сил старается, чтобы во время монолога его больное сердце не сбивало дыхания. Он прощается с залом. Последними словами, которые Юрий Яковлев произносил со сцены с особым, будто тайным смыслом, были: «Господь спросит меня, был ли я счастлив в земной жизни? И от сладостных слез я не успею ответить, на колени припав…» Юрий Яковлев – детство и юность Конечно, в своей долгой и бурной жизни-биографии он был счастлив, и не раз. С симпатичной студенткой медвуза Кирочкой Юрий познакомился после окончания Щукинского училища. А уже через 2 недели переехал в квартиру ее родителей, где молодой семье выделили половину комнаты, отгороженную шкафом. В Юре девушку привлекли непосредственность и интеллигентность. Правда, денег в карманах единственного костюма еще никому не известного актера не водилось. А ведь его дед был купцом, практически миллионером. Но об этой странице биографии Яковлев никогда не упоминал: не то было время. Хотя позже коллеги и просто знакомые отмечали в нем эту черту – барство. При всем своем крайне скромном для народного артиста СССР характере в его манерах проскальзывали природная леность и неспешность, которые многие часто принимали за гордыню и заносчивость. Его дядя был помощником Кирова, за что при смене власти поплатился головой. Юрочку воспитывала мать: удивительно, что ее не арестовали, а его самого не отправили в детский дом для отпрысков врагов народа. И пусть детство Юры перечеркнули война, эвакуация из Москвы, голод и вторая степень дистрофии, с которой даже в школу не брали, он сумел выбиться в люди. Помог случай. В посольстве США требовался курьер, и 16-летний Яковлев стал «мальчиком на побегушках». Через год его уже было не узнать: пухлые щеки, важная осанка, импортный костюм, да еще и английский освоил и научился водить автомобиль. Таким щеголем он пришел поступать в актеры, однако приемная комиссия ВГИКа сбила с Яковлева спесь: «Некиногеничен!» А в Щукинское училище его приняли. За Юрия вступилась сама Цецилия Мансурова, набиравшая себе курс: «Такие глаза! Разве можно его не взять?!» Юрий Яковлев – биография личной жизни Его выразительные глаза Мансурова отметила неслучайно. В красивого, обаятельного Яковлева девушки влюблялись постоянно. Но он всегда помнил, что женат, и спешил к своей Кирочке. С первых гонораров купил супруге норковую шубу, а потом уже взял себе «Москвич». Но атмосфера дома была напряженная: мало того, что теща вечно придиралась по пустякам, так теперь и жена, забеременев, стала невыносимой.
Яковлев улетел на гастроли, словно птица, вырвавшаяся из клетки. А там привлекательная молодая партнерша – Катя, дочь Аркадия Райкина. Словом, оступился… Кира почувствовала измену и выгнала мужа из дома. Новорожденную дочь Алену ему даже не показала. А через четыре месяца в новой семье у Яковлева родился сын Алексей. Вместе с Екатериной Яковлев окунулся в жизнь артистической богемы -в их доме всегда было шумно и весело. Юрий научился носить смокинг и шляпу, ловко управлялся с Яростью и… начал выпивать. А после алкоголя его всегда тянуло на порог бывшей жены Киры. Но та уже снова вышла замуж.
Второй брак Яковлева тоже не сложился, через 3 года последовал развод. Третьей женой актера стала Ирина Сергеева, заведующая театральным музеем. В этом браке, продлившемся 45 лет, у Юрия Васильевича родился сын Антон. Кстати, все трое детей Яковлева, а также внучка Мария, пошли по его стопам и стали актерами. Мудрости Ирины Леонидовны хватило и на то, чтобы подружить всех его детей, и на то, чтобы не ревновать мужа к его работе и поклонницам. Юрий Яковлев – фильмы Первой значительной ролью Яковлева в его актерской биографии стал князь Мышкин в фильме «Идиот» по роману Достоевского. И хотя в его фильмографии насчитывается несколько десятков удачных работ, настоящую славу артисту принесли комедийные роли: царь Иван Грозный и управдом Бунша в «Иван Васильевич меняет профессию» и Ипполит в «Иронии судьбы…».
В каком-то смысле Яковлев стал заложником своих экранных образов. Говорят, режиссер картины «Идиот» Иван Пырьев хвастался: «Знаете, что говорят про моего Мышкина? Что я отыскал его в доме для умалишенных! Что он настоящий сумасшедший, потому так и играет!» А после роли Ипполита – чудака, который принимает душ в пальто и шапке, – к Яковлеву окончательно приклеился ярлык человека «чуточку не в себе». Поговаривали даже, что он состоит в каком-то тайном обществе. Роль постаревшего Ипполита в продолжении «Иронии судьбы…» стала последней в его кинокарьере. Всю жизнь Юрий Васильевич был верен сцене и одному театру – Вахтангова. Хотя его часто приглашали и в другие, пользуясь периодами творческой депрессии актера. Уже и возраст, и здоровье не то, и память подводит, и на покой бы пора… Юрий Яковлев – последние годы и смерь актера В последние годы Юрия Васильевича стали преследовать внезапные обмороки. Однажды во время приступа он в собственной квартире поскользнулся на кухне, упал и сломал плечо. В другой раз актера госпитализировали с сердечным приступом. Из-за проблем со здоровьем Яковлев панически боялся во время спектакля забыть текст. «Может, мне пора уйти из театра? Уже нет сил играть так, как хочу…» -сетовал актер. Но худрук не пустил. А между тем Юрий Васильевич страдал от ишемической болезни сердца и все чаще лежал в больнице. 30 ноября 2013 года Театр имени Вахтангова был забит до отказа. Не давали большой премьеры. Наоборот, такое количество людей в пиджаках и темных платьях объединило печальное событие: прощание с Юрием Яковлевым. Цветы, свечи, снова цветы… Громких речей не произносили – их заменили записи стихов в ненужно разливать в склянки и продавать в аптеках вместо валерьянки). Теперь он звучал по-иному – философски и успокаивающе.
Очередь желающих проститься с Юрием Васильевичем не иссякала. Дальние родственники, коллеги, знакомые… Не было здесь Киры Мачульской – его первой жены. Позже Кира Андреевна объяснила: «Не хочу видеть его мертвым. Для меня он живой!» Юрий Яковлев ушел из жизни на 86-м году. Известие о его смерти многие восприняли как личную потерю, ведь за все эти годы мы столько раз видели его работы в кино, что он стал каждому почти родным человеком. Актер Василий Лановой сказал о нем так: «У нас много удивительных актеров, много талантливой молодежи, но, на мой взгляд, замены Яковлеву нет…»
ОСМЫСЛЕНИЕ РАССКАЗА ЮРИЯ ЯКОВЛЕВА
«ТЯЖЁЛАЯ КРОВЬ»
VIII КЛАСС
Аннотация. Автор статьи помогает учащимся
постичь тайны художествен- ного мира Ю.Яковлева через осмысление роли приёмов
психологического анализа: повторов, диалога, символической детали, внутреннего
монолога, антитезы. Такое чтение приближает читательское восприятие произведе-
ния к духовному прозрению.
Ключевые слова: война, духовные ценности,
нравственный выбор героев, психологический анализ, экспрессия диалогов,
символическая деталь, внутренний монолог, авторский замысел.
Abstract. The author helps students to comprehend the
mysteries of the art world of Y.Yakovlev through the understanding the role of
psychological analysis tech- niques: repetition, dialogue, symbolic details,
interior monologue, antithesis — an unusually expressive artistic world of the
writer — a reflection of the deep spiritual and moral strength of his story.
The author uses both forms of psychology: open and indirect, which further
enhances the reader’s perception of the product, such spiritual insight.
Keywords: author’s intent, spiritual values, moral choice,
psychology.
Старое зеркало тайны хранит, Только ему
доверяю сомненья, Рана в душе не проходит, болит…
Ю.Оводенко
Тема Великой Отечественной войны — одна из
важнейших тем современной прозы. Исковерканные судьбы людей, неутихаю-
щая боль утрат, великое мужество и стой- кость
защитников Родины — всё это находит талантливое художественное воплощение в
творчестве многих писателей.
На уроке внеклассного чтения в восьмом классе
я предлагаю обратиться к очень глу- бокому и интересному с психологической
точки зрения рассказу Юрия Яковлева «Тя- жёлая кровь».
Задача словесника — расширить пред- ставления
своих питомцев о трагедии воен- ного времени, о страшных, неизлечимых ранах в
душах людей, которые нанёс им фа- шизм. По выражению Н.Г.Чернышевского,
произведения искусства могут иметь значе- ние приговора явлениям жизни.
Писатель- гуманист Юрий Яковлев в своём проникну- том болью страшной потери
произведении
37
рассказывает трагическую историю мате- ри,
потерявшей единственного сына, за- ставляя читателя содрогнуться от ощуще- ния
полной безысходности одинокой души. Эта неутихающая боль уже много лет живёт в
сердце матери, терзая её неразрешимы- ми вопросами. Но дело не только в «прямом
приговоре» тем или иным явлениям жизни, отражённым в рассказе, дело в том, что
каждое талантливое произведение утвер- ждает в сознании читателей определённую
систему ценностей.
Важнейшая функция рассказа Ю.Яков- лева —
воспитательная. Такие произведе- ния формируют личность человека, влияя на его
идеалы, учат сопереживать, чувство- вать чужую боль. Общение с талантливым
произведением искусства похоже на об- щение с мудрым человеком. Авторская ма-
нера Яковлева лишена менторства, поучи- тельности; казалось бы, никаких
жизненных правил он не преподаёт своему читателю, но невольно чувствуешь себя
познавшим важные жизненные истины.
Героине рассказа предстоит сделать самый
важный и трагический выбор в своей жизни: спасти собственного сына, но отречься
от других мальчишек, своих учеников. Этот выбор страшен, поэтому всю
последующую жизнь героиня мучает- ся противоречиями, недосказанностью,
невыносимой душевной болью. Погибают все юноши — и в этом трагическая не-
справедливость войны. День, когда ге- роиня во имя высшей справедливости об-
рекает сына на смерть, становится её веч- ным крестом, её распятием: «Этот день
неизмеримо больше всех остальных, он стоит за моей спиной, прирос к моей спи-
не, как тяжёлый уродливый горб…» [3,
c. 20]. «И снова — в который раз! — я на-
пряжённо всматриваюсь в глаза сына и силюсь прочесть, что застыло в них: горь-
кое недоумение или понимание, упрёк или прощение?» [3, c. 20].
Рассказ потрясает читателя необыкно- венной
экспрессией чувства. Противоречия буквально раздирают героиню, предчув- ствия
сжимают сердце: «В нём что-то со- зревало. Проходила какая-то скрытая ра- бота.
Что-то погибало, что-то рождалось. Он готовил себя к страшному и неизбежно- му»
[3, c. 21].
Это произведение интересно с худо- жественной
точки зрения. Особое место в понимании авторского замысла занимает композиция.
Повтор — один из самых про- стых и в то же время действенных приёмов
композиции. Он позволяет легко и есте- ственно «закольцевать» произведение,
придать ему композиционную стройность. Речь идёт о кольцевой композиции, когда
устанавливается смысловая, психологи- ческая перекличка, несущая в себе осо-
бый художественный смысл. «У нас с сы- ном глаза серые, с едва заметными кра-
пинками…» [3, c. 20]. «Глаза сына смотрят на меня, хотя самого его давно нет
рядом. И вот уже сколько лет я всматриваюсь в
38 Литература в школе. 2016. № 6.
них, хочу прочесть ответ на вопрос, му- чающий
меня всю жизнь, начиная с того далёкого страшного дня», — это начало рассказа
[3, c. 20], а вот конец: «Я подхожу к зеркалу — глаза сына смотрят на меня
виновато. Я надеялась увидеть его глаза, а увидела свои» [3, c. 26]. Глаза
матери и сына наполнены одним чувством, одной правдой.
Повтор как композиционный приём на- ходит на
страницах рассказа ещё одно интересное воплощение в двух встречах матери и
немецкого коменданта Мейера. Во время первой встречи убитая горем мать просит
коменданта помиловать её сына, её любимого мальчика. Мейер раз- решает героине
забрать сына, для него ничего не значит это решение, так, пустя- ки, он немного
растроган воспоминания- ми о собственной матери. Но когда мать- учительница
видит рядом с сыном своих учеников, она не в силах сделать выбор; кроме того,
она понимает, что её сын ни- когда не предаст друзей. Вторая встреча героини и
коменданта Мейера — торже- ство духа и настоящего мужества женщи- ны-матери на
фоне слабости и малодушия врага.
Особое значение в рассказе имеет диа- лог как
ярчайший приём психологического анализа. Диалог становится настоящим смысловым
ключом к пониманию поступков героев. Реплики героев у Яковлева лако- ничны,
точны, афористически образны.
«Видимо, у человека есть высшая воля, ко-
торая не слушается ни страха, ни разума» [3, c. 22], — так говорит сын перед
своим главным поступком в жизни — сожжением лесопилки.
Скрытый психологизм представлен в рассказе
символической деталью. Сапог коменданта, в котором он чувствует гвоздь, гвоздь
несуществующий — символ веро- ломства, безнравственности тех, кто топчет чужую
землю, посягает на святыни.
Для художественной манеры Яковлева свойственно
слияние авторской речи и яркого экспрессивного внутреннего мо- нолога героини,
который подобен внезап- ному взрыву неудержимого чувства: «На меня нашло
материнское ослепление. Ни- кого вокруг не существовало. Только мой сын. И для
того, чтобы он был, я готова на любой поступок. Пропала гордость, обя- занность
перед близкими людьми, только бы он жил». А через две страницы текс- та —
пронзительная осознание своей не- правоты, сильнейшая психологическая ан-
титеза: «По сердцу рванула мысль: я нахо- жусь на грани страшного
предательства. Предаю его, и Кирюшу, и Дубка, и осиро- тевшего Мишу. Куда
тяжелее расставать- ся с жизнью, если тебя предал близкий человек».
Анализ проблематики произведе- ния — один из
наиболее интересных и увлекательных моментов литературовед- ческого анализа.
Именно здесь откры- ваются возможности живого, эмоцио-
нального восприятия художественного
произведения, возможность свободного диалога с автором, возможность проявить
собственную позицию. Спорить с авто- ром, опровергать его или, наоборот, ви-
деть в нём союзника, единомышленника можно, лишь установив подлинный смысл его
творений.
Предлагаю систему вопросов к уроку по рассказу
Ю.Я.Яковлева «Тяжёлая кровь», надеясь, что они помогут учителю доста- точно
глубоко и всесторонне обсудить со своими питомцами это интереснейшее произведение.
1. Докажите или опровергните выска-
зывание критика, назвавшего рассказ Ю.Яковлева бетховенской музыкой войны.
2. Какие чувства и переживания
вызвал у вас рассказ?
3. В чём особенности композиции
про- изведения и как она связана с авторским замыслом?
4. Найдите в первом же диалоге
матери и сына фразу героини, в которой заключена основная мысль рассказа.
5. Докажите, что диалог в рассказе
ста- новится одной из важнейших форм психо- логического анализа.
6. Каково душевное состояние сына
ге- роини? Найдите в тексте его высказывания и подтвердите свои суждения
текстом.
7. Найдите в тексте произведения
стро- ки о предчувствии матери. Оправдались ли они?
8. В чём смысл названия рассказа?
До- кажите свои версии.
9. Как вы понимаете выражение ге-
роини в диалоге с немецким комендантом:
«На меня нашло материнское ослепле- ние…»?
10. Зачем в рассказ включены предыс-
тории учеников героини? Как связан этот композиционный приём с воплощением ав-
торского замысла?
11. Какой нравственный выбор делают
мать и сын, как вы оцениваете его? В каких ещё произведениях современной прозы
этот выбор стоит так же остро?
12. Почему повествование в рассказе
ведётся от первого лица?
13. Считаете ли вы тему войны
актуаль- ной в наши дни?
14. Представьте себя соавторами
Ю.Яковлева. Что бы мог сказать сын своей матери в последнюю минуту своей недол-
гой жизни?
ЛИТЕРАТУРА
1. ЕРЁМИНА Т.Я. Педагогические
мастер- ские: инновационные технологии на уроках литературы. — М.: Просвещение,
2013.
2. ЕСИН А.Б. Принципы и приёмы
анализа литературного произведения. — М.: Наука, 2013.
3. ЯКОВЛЕВ Ю.Я. Рассказы. — М.,
1985.
итель. Сейчас закройте глаза и ласково произнесите слово «мама». Почувствовали, как на душе стало светлее? Как вы думаете, почему? На доске записано четверостишье.
На свете добрых слов немало,
Но всех добрее и важней одно: Из двух слогов простое слово «мама», И нету слов роднее, чем оно. Как вы понимаете эти слова?
Вывод. Все, чем мы живем, начинается с мамы. Мама — особенный человек на Земле, самый лучший и самый заботливый, самый ласковый и самый красивый, самый любимый.
Игровая ситуация «Слово-магнит»
На столах слова-полоски:
смех
, любовь, страх, зло, лень, сча
стье
, красота, чудо,
сказка
.
Родина
, жизнь, с
олнце
, ласка, интерес,
свет
, труд, добро, грусть, слезы, боль,
небо
. У учителя в руках магниты.
Учитель. Эти магниты притянут не все слова, а только те, которые помогут нам на уроке. И чтобы слово притянуло к магниту, нужно его «уговорить», т. е. доказать свою правоту. (На доску помещают только подчеркнутые слова, а другие, правильность которых дети могут доказательно обосновать, складываются в «волшебный конверт» для следующих занятий.)
Мама — это…
Учитель. Как выдумаете, кому будет посвящен наш урок?
4. Изучение нового материала.
Чтение учителем рассказа. Ю. Яковлева «Мама». Первичное восприятие.
Учитель. Что вac взволновало? Захотелось ли побежать скорее домой, заглянуть маме в глаза, поцеловать ее, дотронуться до ее рук?
-
Какое настроение создает рассказ?
Словарь: багульник.
5.Физминутка.
Танцевальные движения под аккомпанемент песни «Мама».
Минутка отдыха. Изготовление из цветной бумаги сердечек: два небольших круга, заранее вырезанных, складываются пополам и склеиваются.
Учитель. Пусть эти сердечки, сделанные вами, послужат сим волом любви к маме. Попробуем наполнить их словами любви.
6. Продолжение работы над текстом.
1) Самостоятельное чтение.
Учитель. Что писателю помогла увидеть и понять его мама? (Ответы.) Подтвердите свои ответы строками из текста. (Чтение-поиск.)
Учитель. Зачитайте текст и найдите слова, характеризующие маму. Придумайте, как сказать это одним словом.
2) Чтение смысловыми абзацами.
Слова на доске: ласка, знания, интерес, чудо, любовь, Родина.
Учитель. За что хочется сказать слова благодарности маме? С чем сравнивает писатель маму?
3) Чтение на одном дыхании (с. 68; от слов: «Мамы нет…» — до слов: «…ее шаги»).
Учитель. Почему, читая эти слова, трудно дышать? (Ощущается горечь от утраты любимого человека.)
4) Чтение-«молния» (учитель начинает строки, а тот, кто первым их нашел, продолжает; это могут быть и несколько учащихся сразу).
-
Даже когда станешь…
-
Угадывала, что ты…
-
Ты думал, что снежинка…
-
Мамы нет, но любовь…
-
Не потому ли…
Учитель. В чем заключается смысл последних двух предложений?
— Как вы понимаете слово «Родина»? Почему у писателя любовь к матери связана с любовью к Родине?
Ваша малая родина — место, где вы родились. Здесь красивая природа, много интересного. Ваша мама заботится о вас дома, а государство, в котором вы живете,—Беларусь—заботится, чтобы вы были здоровыми, а если болеете, чтобы к вам приходил врач. В детском саду о вас заботились няни, воспитатели, в школе вас учит учитель. И все, что вас окружает, — это ваша родина, которую вы, как и маму, полюбите. А если вы уедете надолго, то будете скучать по своей родине, по тому месту, где вы родились и жили, как по своим родным.
— Почему в рассказе столько грусти? Как вы думаете, какого она цвета? Как автор относится к маме?
5) Составление портретной характеристики.
Учитель. Попробуем ее представить. (Характеристика мамы выложена на доске с помощью слов-характеристик.)
-
Какой голос, по представлению писателя, у мамы? (Нежный, ласковый.)
-
Какие у нее руки? (Нелепые, заботливые, добрые, ласковые.)
-
А можно ли назвать маму писателя хорошим другом и первым учителем? Докажите. (Мама — добрая, нежная, ласковая, чуткая, заботливая, любящая, хороший друг, первый учитель.)
Вывод. У каждого есть дорогой и любимый человек — мама. Автор благодарит свою маму и учит людей быть благодарными за ту теплоту, ласку, внимание, чуткость, любовь, которые мама проявляет к своим детям.
7. Закрепление нового материала. Работа в группах.
Учитель. Что такое пословица? (Краткое народное высказывание с поучительным смыслом.)
— Перед вами на доске начало пословиц, а у вас на партах — окончания.
Подберите и соедините пословицы, приготовитесь их объяснить.
Нет лучше дружка… .. .чем родная матушка.
При солнышке тепло… .. .лучше солнца греет.
Птица рада весне, а… .. .при матери добро.
Сердце матери… .. .младенец матери.
8. Итог у рока.
Учитель. Какое у матери сердце? (Слова-характеристики находятся на доске или на партах.) За что хочется сказать слова благодарности маме? Чтение хором с доски:
Наши мамы — наша радость,
Слова нет для нас родней,
Так примите благодарность
Вы от любящих детей!
— Подарите свои маленькие сердечки, наполненные любовью, свои мамам. Я хочу, чтобы ваши сердечки не только принимали любовь, но и могли дарить ее другим: друг другу, родителям, всем, кто вас окружает. Дарить
через добрые дела, добрые слова, добрые поступки.
9. Домашнее задание. Учебник (с. 67—68). Перечитать, ответить на вопросы. Записать на изготовленных сердечках слова любви к маме: выбрать одно слово из слов-«магнитов» и написать мини-сочинение «Мама—это…».
Чтение рассказа Юрия Яковлева “Мама” учителем
(с привлечением подготовленных учащихся).
4. Работа по вопросам к тексту
А почему вы молчите? Чем бы вы хотели поделиться?
Посмотрите на портреты своих мам. Закройте глаза. Постарайтесь услышать мамин голос.
Что делает мама для своих детей? Прочитайте, как об этом говорит автор рассказа. Как мама учит ребенка видеть и открывать мир?
(Чтение фрагмента из рассказа).
-
Какой видел маму автор рассказа?
-
Почему так больно нам читать эти строчки о гибели мамы автора?
-
Что заставляло людей оставлять своих матерей? (Была война, они уходили на фронт защищать Родину от фашистов).
-
Что означает защищать Родину в вашем понимании?
-
С чего начинается Родина? Как думаете вы?
-
Зачитайте, как думает об этом писатель?
-
Два слова Родина и мама… Ваши мысли об этих понятиях? (Хочу, чтобы ребята сравнили, провели аналогию, смутились, почему Родина – пишется с большой буквы, а слово мама – с маленькой, несмотря на их глобальное значение).
-
Прочитайте последний абзац рассказа.
-
К чему призывает автор?
-
Почему мы должны беречь маму, стараться не причинять ей страдания? (Нельзя причинять боль любимым людям потому, что мы их любим).
-
Не забывайте говорить мамам добрые слова. Потому что они ждут вашей любви, нежности, поддержки.
-
Подготовка к первичному восприятию.
-
Я хочу, чтобы вы сейчас закрыли глаза и послушали замечательную песню. После того, как вы ее прослушаете, вам нужно будет ответить на вопросы:
-
Какая по характеру эта песня?
-
О чем она?
-
Кто ее поет?
(Звучит “Колыбельная” в исполнении А. Герман)
-
Обсуждение после прослушивания.
-
Внимательно слушали песню?
-
Она вам понравилась?
-
А чем?
-
Какая по характеру эта музыка? (грустная, печальная, спокойная, плавная, нежная, ласковая, светлая, любящая, напевная, протяжная, тихая).
-
Кто, по-вашему исполняет ее? (женский голос, певица).
-
Может быть, кто-то знает ее имя?
-
Её имя Анна Герман. К нашему удивлению – эта певица не русская – она из Польши. Ей очень нравились русские песни. Она специально выучила русский язык, чтобы петь русские песни. Её голос очень нежный, певучий, покорил многих русских людей. Её приглашали озвучивать русские кинофильмы. К сожалению, её уже нет в живых, она погибла очень молодой. Но её песни остались в памяти, их поют и вспоминают об А. Герман.
-
А о чем эта песня? (о маме, которая поет песню своему малышу).
-
Какие чувства вызывает у вас эта песня? (нежности, любви, доброты, ласки, печали, тихой радости).
-
А какие ласковые слова вы услышали в этой песне? Как мама называет своего малыша? (воробышек, маленький и др.)
-
А как дети относятся к своим мамам? (все дети любят своих мам).
-
Но любовь к близким людям вызывает разные чувства, все по-разному любят. Мы сегодня узнаем, как дети любят своих мам, по-разному, но очень сильно.
-
Первичное восприятие.
-
Вы сейчас услышите стихотворение А.Л. Барто “Мама поет”, в процессе слушания подумайте, а потом скажите, почему ребенок, услышав мамин голос, так реагирует на него. Какие переживания в душе ребенка? Бывало ли такое с вами?
(Учитель читает стихотворение А. Барто “Мама поет”).
Мама по комнатам В фартуке белом Неторопливо пройдет, Ходит по комнатам Занята делом И, между делом, поет. Чашки и блюдца Перемывает, Мне улыбнуться Не забывает И напевает. | Но вот сегодня Голос знакомый Словно совсем и не тот, Мама по-прежнему Ходит по дому, Но по-иному поет. Голос знакомый С особенной силой Вдруг зазвучал в тишине, Доброе что-то В сердце вносил он… Не разреветься бы мне. |
-
Проверка первичного восприятия.
-
Почему ребенку хочется плакать? (любовь к маме переполняет его, от избытка чувств).
-
Кто рассказывает о маме: мальчик или девочка?
-
Бывало ли такое с тобой, что тебя переполняла любовь к маме и хотелось плакать или обнять весь мир?
-
Можно ли утверждать, что стихотворение передает глубокую привязанность ребенка к маме?
-
Какие слова указывают на то, как мама относится к малышу (мне улыбнуться не забывает, хоть и занята делом).
-
О другой маме, другом ребенке мы прочитаем рассказ Ю. Яковлева “Мама”.
-
При слушании закройте глаза и попытайтесь представить свою маму. Поделитесь потом, что вы почувствовали при этом?
(Учитель читает рассказ Ю Яковлева “Мама”).
-
Что же вы почувствовали. Смогли представить свою маму? Согласны ли вы с автором, что, закрыв глаза, вы сразу начинаете слышать ее голос, смех, шаги?
-
Что вам представилось, когда вы подумали о маме, какой случай из вашей жизни вспомнился вам, какие чувства испытали? (мурашки по спине бежали; хотелось плакать; дрожала; пересохли губы; вспомнил, как мама болела и я не знал чем ей помочь; мне было очень грустно и плохо; не хочу чтобы мама умирала и т.д.).
-
Какие чудеса открыла мама для вас?
-
Почему писатель говорит, что любовь к Родине начинается с любви к матери?
-
Что для вас означают слова “любовь к Родине”?
-
Как нужно читать этот рассказ? (тихо, с паузами, нежно, передавая главную мысль автора).
-
А сейчас постарайтесь нарисовать словесный портрет своей мамы. Можно использовать словарь настроения.
-
Какие слова вы подобрали, чтобы рассказать о маме?
-
А теперь положите перед собой лист бумаги и попробуйте вспомнить и записать все нежные, ласковые и добрые слова, которыми называла вас мама. Припомните все-все дорогие для вас слова. (Киска, радость моя, солнышко, Ирушка, Витюша, малыш, Дашуля, солнышко мое, дорогой мой, любимый хулигашек, парнишка, любимый дружочек, сынок, доча).
VI. Подведение итогов.
-
Итак, о скольких разных мамах узнали?
-
Какой мы увидели любовь матери к своему ребенку и любовь ребенка к маме?
-
Смогли ли мы разобраться в своих чувствах, переживаниях?
-
Что восхищает поэтов, писателей в материнском чувстве? (доброта, отзывчивость, заботливость, щедрость, готовность отдать все за благополучие малыша).
-
Что вы смогли вспомнить о маме?
-
Память щедра на воспоминание доброго. В ней запечатлены не только слова, но и тон с которым эти слова были сказаны и мамина добрая улыбка, нежный взгляд, тепло рук. Дома почаще вспоминайте все хорошее, что с вами произошло, переживайте и чувствуйте, пусть хочется плакать от радости, пусть бегут мурашки по спине, в трудный час воспоминания согреют вашу душу. Будьте терпимы к своим родным и близким.
-
Спасибо за то, что поделились своими переживаниями.