О Юрии Норштейне
Гений анимации, автор мультфильмов “Ежик в тумане” и “Сказка сказок”, которые признаны лучшими в мире. О заслугах и таланте Юрия Норштейна его коллеги говорят так: Юрий Борисович для мировой анимации как Эйзенштейн для кино — автор шедевров и первый из первых. Сначала Юрий Норштейн проработал около 30 лет в “Союзмультфильме”, а затем уже больше 20 лет — в собственной мультипликационной студии. Попасть в мастерскую Юрия Норштейна, спрятанную в переулках Москвы, – это словно оказаться в мире, где действуют совершенно другие законы времени и пространства. А если прибавить к этому рассказы Юрия Борисовича о создании “Ежика в тумане”, “Сказки сказок”, “Цапли и журавля” и многих других его трогательных работ, – то это настоящее счастье. Именно счастьем, а еще детской радостью, вдохновением и проникновенной философией жизни наполнены встречи с Юрием Норштейном. Он с большой радостью делится со взрослыми и детьми своей неиссякаемой творческой энергией и неординарным взглядом на мир.
Кто такой Юрий Норштейн?
Выдающийся режиссёр-мультипликатор, сценарист, художник. Народный артист России, лауреат Государственной премии СССР. Автор лучших в мире анимаций: “Ежик в тумане” и “Сказка сказок”. Создатель “альтернативной мультипликации”, которая была непохожа на все, что было создано до Юрия Норштейна в области анимационного искусства.
“У меня не было какой-то сквозной идеи, я просто люблю жить, и это ощущение неистребимо во мне. Мне очень нравится это просто жить. А если еще есть возможность заниматься творчеством, если есть любимый человек, и ты любим, а если еще есть дети и внуки, то совсем прекрасно, совсем хорошо! Но это все требует очень больших усилий. Конечно, человек не живет без идеи, и, конечно, внутри меня она есть. Причем на каждом моменте она меняется. А сверхидеи типа «я осчастливлю человечество», и прочее – нет. Таких нет.”
Биография. Начало пути
Родился 15 сентября 1941 г. в эвакуации, в Пензенской области. В 1943 г. вместе с мамой и старшим братом вернулся в Москву. Отец воевал на фронте.
В 1958 г. окончил сразу две школы: общеобразовательную и художественную.
После школы пошел работать столяром-сколотчиком в Московский мебельно-сборочный комбинат, пытался поступить в какой-либо художественный ВУЗ, но безуспешно.
В 1961 г. закончил курсы художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм».
Профессиональная деятельность
В 1961 г. начал работать на киностудии «Союзмультфильм» как художник-мультипликатор. В этом качестве Юрий Норштейн создал более 50 фильмов. В их числе «Левша», «Каникулы Бонифация», «Варежка», «Чебурашка», цикл мультфильмов по рисункам Пушкина (реж. А.Хржановский).
С 1973 г. стал режиссёром мультипликационных фильмов на той же киностудии, где проработал до 1989 г. Именно в этот период Юрий Норштейн создал любимый миллионами зрителей мультфильм «Ёжик в тумане». Кроме того, можно выделить такие работы, как «Сеча при Керженце», «Лиса и Заяц», «Цапля и Журавль», «Сказка сказок», «Шинель» (не окончена), заставка к телепередаче «Спокойной ночи, малыши», фильм по стихам Басё в японском цикле «Зимний день» (Япония).
«Творческая воля должна быть такой силы, чтобы ты сумел пройти через все ухищрения рисуночков, каждый из которых сам по себе, может быть, и хорош, но все вместе не составляют общей энергии».
С 1979 по 1996 г. преподавал на Высших Курсах сценаристов и режиссёров, факультет кинорежиссёров анимационного кино.
В 1990 г. начал работать в «Фонде Ролана Быкова» и организовал анимационную студию «Артель».
В 2000 г. основан «Фонд Юрия Норштейна» и через некоторое время юридически перевел студию «Артель» в свой фонд.
Является почетным профессор ВГИКа, где он периодически читал лекции.
На счету Юрия Норштейна огромное количество проведенных в разных странах мастер-классов: Норвегия, Венгрия, Италия, Франция, Голландия, Бельгия, Швеция, Польша, Латвия, США, Англия, Япония и др.
Мультфильмы
В 1984 г. в Лос-Анджелесе фильм «Сказка сказок» признан лучшим фильмом всех времён и народов. Затем, в 2003 г., этот статус перешел к другому фильму Юрия Норштейна — “Ежику в тумане”. С тех пор, по мнению ведущих режиссеров анимации и критиков, а также зрителей никто в мире не смог создать анимации лучше, чем эти две работы Юрия Норштейна.
Среди других фильмов можно выделить: “Сеча при Керженце”, “Лошарик”, «Левша», «Каникулы Бонифация», “За день до нашей эры”, «Варежка», «Чебурашка», «Лиса и Заяц», «Цапля и Журавль».
Метод Юрия Норштейна коллеги назвали «альтернативной мультипликацией». Режиссер использовал технику так называемой многоярусной перекладки. С помощью тысяч крохотных деталей, контуров на прозрачной пленке, он создавал собственный мерцающий мир — разительно непохожий на все, что было до него.
Уже 30 лет Юрий Норштейн работает над «Шинелью» — анимацией по повести Н.В. Гоголя:
«Я всегда говорю: задача должна быть на грани невыполнения. Тогда ты невольно тянешь весь свой состав, организм — умственный, физический — за ту черту, которую ты не можешь прагматически обозначить, которую ты можешь только чувствовать как творческий человек».
Награды
Фильмы Юрия Норштейна награждены многочисленными международными премиями.
Среди наград: премия им. А.Тарковского «За авторский вклад в развитие искусства» (1989), Кавалер Ордена искусства и литературы Франции (1991), премия «Триумф» (1995), премия Высоцкого «Своя колея» (2000), кавалер японского Ордена восходящего солнца (2004).
Является почетным профессором ВГИКа и почетным доктором изящных искусств Rhode Island School of Design, Providence, США.
Личная жизнь
Юрий Норштейн женат на коллеге — художнике-постановщике мультипликационных фильмов Франческе Ярбусовой, которая работает в студии своего мужа. У Юрия Норштейна есть двое детей (сын Борис и дочь Екатерина), а также восемь внуков.
Наверх ↑
На его фильмах выросло не одно поколение детей. Юрия Борисовича Норштейна можно смело назвать лучшим советским мультипликатором. Сегодня мы уже не можем представить себе советский кинематограф без его прекрасных мультфильмов и ярких персонажей. «Каникулы Бонифация», «Варежка», а еще «Чебурашка», «38 попугаев» и, конечно же, знаменитый «Ёжик в тумане» — все эти работы и множество других создал талантливый художник-мультипликатор Юрий Норштейн. И сегодня, 15 сентября, он отмечает свое 79-летие.
А ведь сегодня мы могли бы и не знать всех этих замечательных мультфильмов, потому что сам Юрий Норштейн планировал для себя карьеру художника.
«Даже несмотря на то, что я встретил на студии многих замечательных режиссеров – это и Цехановский, и Хитрук, Атаманов, Качанов, Иванов-Вано, Дежкин, Полковников и многие другие, – жажда уйти со студии была равна моей нелюбви к мультипликации, потому что мечтал заниматься живописью».
К счастью, Норштейну так и не удалось поступить ни в один из художественных вузов, хотя долгое время он ежегодно подавал документы в разные университеты. Но в один прекрасный день он понял, что его истинное призвание — анимация. И прочитав шеститомник «Сергей Эйзенштейн. Избранные произведения» Юрий Норштейн решил стать режиссером анимационного кино.
Юрий Норштейн создал десятки любимых всеми персонажей: Чебурашка, Айболит, Удав, лев Бонифаций, Лошарик и многие другие. Но режиссерских работ в карьере Норштейна не так и много — всего шесть. Однако в каждый из этих мультипликационных фильмов режиссер вложил всю душу, создав мультфильмы на все времена.
25-Е, ПЕРВЫЙ ДЕНЬ (1968)
Это дебютная работа Норштейна-режиссера, которая вышла на экраны в 1968 году. Мультфильм посвящен Октябрьской революции и создан на основе произведений художников-авангардистов, которые творили в начале ХХ века. А в качестве названия послужила строчка из стихотворения Владимира Маяковского «Владимир Ильич Ленин».
«25-е — Первый день», моя первая работа (совместно с Аркадием Тюриным), сделана в 1967—1968 годах. Мы задумывали революционно-романтический этюд, в котором живопись русского и европейского авангарда 10-20-х годов соединилась с музыкой великого композитора Дмитрия Шостаковича. Живопись этого времени невероятно кинематографична; в ней скрыта, сжата метафизика времени. Мы делали фильм с ощущением Революции как начала мощного культурного процесса. Нас вдохновлял тот факт, что произведения художников были наполнены идеей обновления мира, творения своей судьбы»
К сожалению, этот анимационный фильм столкнулся с жестокой цензурой, был несколько раз переделан и дошел до зрителя не таким, каким его видел сам Норштейн: из него убрали финал и потребовали заменить некоторые художественные произведения. И хотя этот фильм доставил режиссеру немало проблем, сам Норштейн никогда не жалел об этой первой работе.
СЕЧА ПРИ КЕРЖЕНЦЕ (1971)
Совместно с другим талантливым аниматором Иваном Петровичем Ивановым-Вано режиссер создал свою вторую работу. В основу этого фильма легла легенда из симфонической поэмы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» о городе, который ушёл под воды озера Светлояр, чтобы избежать монголо-татарского нашествия. Это была сложная и кропотливая работа. При создании ленты, выполненной в технике плоских кукол, аниматоры использовали иконы, фрески и миниатюры XIV—XVI веков.
В итоге этот мультипликационный фильм вышел скорее образовательным, чем развлекательным и был больше понятен взрослым, чем детям. Но работа мультипликаторов была оценена по достоинству и удостоилась многих наград, в том числе на кинофестивалях в Карловых Варах, Загребе, Тбилиси и Нью-Йорке, где был признан лучшей анимационной работой.
ЛИСА И ЗАЯЦ (1973)
Основанный на русской народной сказке в пересказе Владимира Даля, этот мультфильм рассказывает историю Зайца, которого хитрая Лиса выгнала из его избушки, потому что её красивый ледяной дом растаял весной. Но Зайцу на помощь пришло множество других обитателей леса, которые в конечном итоге могли ему вернуть свое жилище. Интересно, что эта безобидная история, тоже вызвала у цензоров вопросы. Юрий Норштейн как-то вспоминал:
«А как они «Лису и зайца» не принимали, то есть, они говорили, что у зайчика еврейские глаза грустные».
Это первая работа режиссера, которую Юрий Норштейн создал совместно со своей женой, художницей Франческой Ярбусовой. В самый последний момент они решили выпустить мультфильм в формате «история в картинках». Кстати, несмотря на незамысловатый сюжет этой истории, сам режиссер считал её философской притчей о том, как теряется вера в правду и справедливость.
ЦАПЛЯ И ЖУРАВЛЬ (1974)
Следующая работа Норштейна также была снята по русской народной сказке в переложении Даля. Это история любви Журавля и Цапли, которые из-за глупых предрассудков и эгоизма не могут пожениться и быть вместе. «Цапля и Журавль» также наполнена глубоким философским смыслом, о том, что не стоит растрачивать свою жизнь на глупые предрассудки.
На момент создания этой работы Юрий Норштейн уже создал вокруг себя сплоченную команду в составе Жуковского, Мееровича и Ярбусовой. А в озвучке этого мультфильма им помог народный артист СССР Иннокентий Смоктуновский, который читал закадровый текст. Как и предыдущие работы Норштейна, «Цапля и Журавль» принес режиссеру множество престижных наград, как на родине, так и за рубежом.
ЁЖИК В ТУМАНЕ (1975)
Вряд ли сам Норштейн мог себе представить, какую славу ему принесет этот маленький ёжик. В 2003 году в Токио на мультипликационном фестивале «Лапута» «Ёжик в тумане» был назван лучшим фильмом всех времен по результатам опроса 140 критиков. Он стал визитной карточкой режиссера и принес ему мировое признание. Объясняя на студийном худсовете про что, собственно, история, Норштейн процитировал Данте: «Земную жизнь, пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…». И действительно, эта простая и короткая история наполнена куда большим глубинным смыслом, чем может показаться на первый взгляд. И, тем не менее, она покорила сердца и взрослых, и детей.
Фильм, поставленный по одноименной сказке Сергея Козлова, это история маленького Ёжика, который идет в гости к своему другу Медвежонку «пить чай и считать звёзды». История сразу же стал хитом, и строчки из фильма можно было услышать везде. Сам же Норштейн о своей работе сказал так:
«Там нет никакой интриги в действии, там нет никакой динамики действия. Вполне вероятно, что в «Ёжик в тумане» произошёл счастливый случай совпадения всех элементов».
СКАЗКА СКАЗОК (1979)
У этого мультфильма нет четкой сюжетной линии. Её главный герой — Волчок из детской колыбельной песенки, в мире которого переплетено одновременно множество различных сказок. Герои появляются и исчезают в воспоминаниях и впечатлениях, стирая грань между фантазией и реальностью. Но, не смотря на это, мультфильм был понятен во всем мире и полюбился всем. Интересно, что здесь Норштейн использовал новаторский и хитрый метод: чтобы создать объемное изображение без компьютера он накладывал кадры в несколько слоёв.
Кстати, в 1984 году в Лос-Анджелесе по результатам международного опроса «Сказка сказок» была признана «лучшим анимационным фильмом всех времен и народов». Спустя двадцать лет этот почетный титул перешел «Ёжику в тумане» оставив «Сказку сказок» На втором месте.
«Меня иногда спрашивают: «А не хотели бы вы снять полнометражный игровой художественный фильм?» Отвечаю просто: «Таких комплексов у меня никогда не было, и нет». Когда режиссёры из игрового кино подходят и, хлопая по плечу, говорят: «Старик, ты уже перерос мультипликацию. Пора браться за серьёзное кино», я удивляюсь. Объясняю им: «Вы неправильно рассуждаете. Это вы не доросли до мультипликации!»
автор: Елена Яковлева
Читайте также:
Родился 15 сентября 1941 г. в д. Андреевка Головинщинского района (ныне — село Каменского района) Пензенской обл., куда из Москвы были эвакуированы его мать Бася Гиршевна Кричевская (1912-2001) и старший брат Григорий. Отец Берко (Борис) Лейбович Норштейн (1905-1956) – участник Великой Отечественной войны. После войны семья проживала в Москве, отец работал наладчиком деревообрабатывающих станков, мать — педагогом.
В 1948-1958 гг. Юрий учился в столичной средней общеобразовательной школе номер 606, параллельно в 1956-1958 гг. — в Детской художественной школе Краснопресненского района Москвы. По окончании школы планировал заниматься живописью и пытался поступать сразу в несколько художественных вузов, но не был принят. В 1959 г. поступил на двухгодичные курсы мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм», которые окончил в 1961 г.
В 1958-1959 гг. был столяром-сколотчиком на Московском мебельно-сборочном комбинате №2.
В период с 1961 г. по 1973 г. работал на «Союзмультфильме» в качестве художника-мультипликатора. Участвовал в создании более 50 фильмов, в т. ч. картин «Левша» режиссера Ивана Иванова-Вано, «Варежка» и «Чебурашка» Романа Качанова, «Каникулы Бонифация» Федора Хитрука и цикла фильмов по рисунком Александра Пушкина («Я к вам лечу воспоминаньем…», «И с вами снова я…», «Осень») режиссера Андрея Хржановского.
В 1968 г. состоялся режиссерский дебют Норштейна — в соавторстве с художником Аркадием Тюриным он снял новаторский для своего времени мультфильм «25-е, первый день» о начале Октябрьской революции; эстетика авангардного плаката сочеталась в этой ленте с традициями живописи и графики начала XX века.
С 1973 г. по н. в. — режиссер мультипликационных фильмов (до 1989 г. работал на «Союзмультфильме», позднее и на других студиях). Снял такие картины, как «Сеча при Керженце» (1971, совместно с Иваном Ивановым-Вано), «Лиса и заяц» (1973), «Цапля и журавль» (1974) и др.
Наибольшую известность принесли Норштейну мультфильмы «Ежик в тумане» (1975) и «Сказка сказок» (1979), удостоенные многочисленных призов на кинофестивалях. Впоследствии работал над рекламными роликами (цикл «Русский сахар», 1994), заставкой к телепрограмме «Спокойной ночи, малыши» (1999), фильмом по мотивам хокку поэта Мацуо Басё для японского анимационного альманаха «Зимние дни» (2003) и др. В 1981 г. начал создавать фильм по повести Николая Гоголя «Шинель», работу над которым продолжает и в настоящее время.
В 1976-1996 гг. преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров (отделение режиссуры анимационного кино).
В 1990 г. организовал анимационную студию «Артель».
С 1992 г. по 2006 г. — сотрудник Международного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества («Фонд Ролана Быкова»).
В 1993 г. совместно с мультипликаторами Андреем Хржановским, Эдуардом Назаровым и Федором Хитруком и при поддержке Госкино организовал на основе анимационного отделения Высших режиссерских курсов школу-студию «ШАР» («Школа аниматоров-режиссеров»).
В 2000 г. основал «Фонд Юрия Норштейна», куда в качестве юридического лица перешла студия «Артель».
В 2010 г. вошел в состав учредителей Союза кинематографистов и профессиональных кинематографических организаций и объединений России (Киносоюз, «альтернативный Союз кинематографистов»).
Юрий Норштейн владеет различными техниками мультипликации — от рисованного и кукольного фильма до многоярусной перекладки, придающей мультфильмам эффект объемного изображения; при этом режиссер принципиально не пользуется компьютерной анимацией. Часто строящиеся на сказочных сюжетах, картины Норштейна пронизаны философским смыслом, глубоко лиричны и в значительной мере обращены ко взрослой зрительской аудитории.
Ленты Норштейна отмечены более чем 30 премиями отечественных и зарубежных международных кинофестивалей (в Лилле, Анси, Нью-Йорке, Мельбурне, Сиднее, Загребе, Лондоне, Тегеране, Оттаве, Чикаго, Тампере, Оденсе и др.).
Выставки работ режиссера в разные годы проходили в московском Музее кино (2000), Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва, 2005), Государственном музее Востока (Москва, 2007-2008), музее анимационной студии «Гибли» (Митака, Япония, 2003-2004), московской галерее Альтмана (2016) и др.
Народный артист Российской Федерации (1996). Лауреат Государственной премии СССР (1979, за фильмы «Лиса и заяц», «Цапля и журавль», «Ежик в тумане»), премии им. А. Тарковского «За авторский вклад в развитие искусства» (1989), российских премий «Триумф» (1995) и «Своя колея» (2000). Кавалер французского Ордена искусства и литературы (1991), японского Ордена восходящего солнца (2004).
Почетный профессор Всероссийского государственного института кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК, Москва). Почетный доктор изящных искусств Школы дизайна Род-Айленда (Провиденс, США, 2005).
Автор ряда публикаций об искусстве анимации (в т. ч. в сборнике «Мудрость вымысла. Мастера мультипликации о себе и своем искусстве», 1983), книг «Сказка сказок» (2005, совместно с супругой Франческой Ярбусовой) и «Снег на траве» (2008).
Супруга — Франческа Альфредовна Ярбусова, является соавтором фильмов Норштейна с 1970-х гг.; художник-постановщик мультипликационных фильмов. Дети — Борис (род. в 1968, иконописец) и Екатерина (род. в 1970).
«Снег на ÑÑаве» â болÑÑе Ñем вÑÑÑавка. ÐÑо пÑÑеÑеÑÑвие по миÑоÑвоÑÑеÑÑÐ²Ñ Ð®ÑÐ¸Ñ ÐоÑÑÑейна и его ÑÑпÑÑги и ÑоавÑоÑа ФÑанÑеÑки ЯÑбÑÑовой ÑеÑез обÑÐ°Ð·Ñ Ð¸Ñ Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð¸ÑованнÑÑ Ð²ÑеленнÑÑ , где пеÑеплеÑаеÑÑÑ Ð²ÑмÑÑел и ÑеалÑноÑÑÑ, деÑÑкие воÑÐ¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑазмÑÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð·ÑоÑлого Ñеловека, миÑÐ¾Ð²Ð°Ñ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑа, живопиÑÑ Ð¸ ÑилоÑоÑиÑ. Ðо пÑинÑÐ¸Ð¿Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑÐ²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð½Ð° ÑозвÑÑна «Сказке Ñказок».
ЮÑий ÐоÑÑÑейн изобÑазил Ñвоего оÑÑа ÑÑеди геÑоев вÑÑÑавки.
ÐÑÐµÐ»ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÐоÑÑÑейна наÑинаеÑÑÑ Ñ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ñа, изÑиÑованного пеÑÑонажами «Сказки Ñказок» и ÑеалÑнÑми лÑдÑми, коÑоÑÑе окÑÑжали ÑежиÑÑеÑа в деÑÑÑве. ÐодобнÑй Ð·Ð°Ð±Ð¾Ñ Ð±Ñл ÑÑдом Ñ Ð´Ð¾Ð¼Ð¾Ð¼, где он ÑоÑ, в ÐаÑÑиной РоÑе. ÐпÑоÑем, Ñ ÑÐµÑ Ð¿Ð¾Ñ (а ÐоÑÑÑейн Ñам пÑожил 25 леÑ, пока не ÑÐµÑ Ð°Ð» в 1961 годÑ) меÑÑа ÑÑи ÑилÑно изменилиÑÑ. Ðо ÑолÑко не в его памÑÑи.
â ÐÐ¾Ñ Ð¼Ñ Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑиÑками ÑиÑаем гоголевÑкого «ÐиÑ» и «ШинелÑ», ÑÐ¸Ð´Ñ Ð½Ð° бÑÐµÐ²Ð½Ð°Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑоÑив ÑкаÑкой ÑабÑики, коÑоÑÐ°Ñ Ð±Ñла Ñ Ð½Ð°Ñ Ð²Ð¾ двоÑе и ÑабоÑа кÑÑглоÑÑÑоÑно. ÐÐ¾Ñ ÑоÑеди â ÐаÑÑка, ÑеÑÑ Ðиза, а ÑÑо мой папа ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð² двеÑÑÑ , он бÑл оÑÐµÐ½Ñ Ð²ÑÑоким, â ÑаÑÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑежиÑÑеÑ, поÑÑÐ³Ð¸Ð²Ð°Ñ ÑÑо-Ñо из ÑлÑжки, кажеÑÑÑ, в ÑÑÐ¾Ñ Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑÑи лÑди оживаÑÑ Ñ Ð½Ð°Ñ Ð½Ð° Ð³Ð»Ð°Ð·Ð°Ñ .
«Сказка Ñказок» ÑнималаÑÑ Ñже поÑле Ñого, как Ñодной дом ЮÑÐ¸Ñ ÐоÑÑÑейна в ÐаÑÑиной РоÑе иÑÑез, но деÑÑкие воÑÐ¿Ð¾Ð¼Ð¸Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑоÑли в ÑÑой ÑилоÑоÑÑкой иÑÑоÑии. Ðногда ÑамÑм пÑиÑÑдливÑм обÑазом. ÐоÑ, напÑимеÑ, обÑаз волÑонка. «Ðго глаза непÑидÑманнÑе», â поÑÑнÑÐµÑ ÐоÑÑÑейн в ÑекÑÑе, коÑоÑÑй можно найÑи ÑÑдом Ñ ÑиÑÑнком из мÑлÑÑÑилÑма и ÑоÑогÑаÑией мокÑого коÑенка Ñ Ð¾Ð³ÑомнÑми иÑпÑганнÑми глазами, пÑивÑзанного веÑевкой к бÑлÑжникÑ. Ðлаза волÑонка ÑпиÑÐ°Ð½Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ Ñ ÑÑого Ñнимка, найденного знакомÑм малÑÑиÑкой. Ðн пÑоÑÑо Ñел по ÑлиÑе, замеÑил ÑмÑÑÑÑ Ð±ÑмажкÑ, подобÑал и Ñвидел ÑÑдом ÑпаÑенного ÑеÑного коÑенка, а поÑом пÑÐ¸Ð½ÐµÑ Ð´Ð¾Ð¼Ð¾Ð¹ и показал пÑиÑÑелÑ. ÐÑа иллÑÑÑÑаÑÐ¸Ñ Ñже за забоÑом, ÑÑдом Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ÑиÑленнÑми каÑÑинами, инÑÑаллÑÑиÑми, ÑиÑÑнками, ÑекÑÑами ÑÑенаÑиев, ÑÑеди коÑоÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ блÑждаÑÑ, как по лабиÑинÑÑ ÑозданиÑ. ÐдеÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ найÑи коллаж по моÑивам пÑоизведений Ðнненкова, Ðебедева и ÐеÑÑова-Ðодкина к ÑилÑÐ¼Ñ Â«25-е. ÐеÑвÑй Ð´ÐµÐ½Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ», авÑопоÑÑÑÐµÑ 1964 года ЮÑÐ¸Ñ ÐоÑÑÑейна и авÑопоÑÑÑÐµÑ ÐµÐ³Ð¾ ÑÑпÑÑги, напиÑаннÑй в бÑÑÑÑ Ð¸ Ñемно-ÑÐ¸Ð½Ð¸Ñ ÑÐ¾Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ñле ÑмеÑÑи ее оÑÑа, паÑеÑон, на коÑоÑÑм кÑÑжаÑÑÑ Ð² ÑанÑе геÑои «Сказки Ñказок»⦠Рнад вÑей ÑÑой «двоÑовой» вÑеленной памÑÑи навиÑÐ°ÐµÑ Ð¾Ð±Ñаз волÑонка, коÑоÑÑй ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑед оÑкÑÑÑой двеÑÑÑ, а из нее ÑÑÑÑиÑÑÑ ÑвеÑ. ÐолÑÑое подÑвеÑенное панно окÑÑжено пеÑÑонажами из «Сказки Ñказок».
ÐÑоÑÐ°Ñ ÑаÑÑÑ Ð²ÑÑÑавки занÑла длиннÑй коÑидоÑ, здеÑÑ Ð¼Ñ Ñзнаем об ÑÐ¿Ð¸Ð·Ð¾Ð´Ð°Ñ , коÑоÑÑе вÑпали из «Сказки Ñказок». ÐолÑÑинÑÑво ÑилÑмов ÐоÑÑÑейна ÑождалиÑÑ Ð² пÑоÑеÑÑе, и оÑÐµÐ½Ñ ÑаÑÑо изнаÑалÑнÑй ÑÑенаÑий ÑилÑно оÑлиÑаеÑÑÑ Ð¾Ñ ÑезÑлÑÑаÑа. Ð Â«Ð¡ÐºÐ°Ð·ÐºÑ Ñказок», напÑимеÑ, не воÑел Ñпизод Ñ Ð³Ð¾ÑÑÑим домом, коÑоÑÑй Ð¾Ñ Ð¿Ð»Ð°Ð¼ÐµÐ½Ð¸ ÑкÑÑÑиваеÑÑÑ, Ñловно бÑмажка, ÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² небо, а на ÑеÑнÑÑ Ð¾Ð±ÑгленнÑÑ Ð·ÐµÐ¼Ð»Ñ Ð¾Ð¿ÑÑкаеÑÑÑ Ð±ÐµÐ»Ð°Ñ ÑкаÑеÑÑÑ. Ð ÑеалÑной жизни Ñакой ÑлÑÑай дейÑÑвиÑелÑно бÑл: ÑлиÑа Ñ Ð´Ð²ÑÑ ÑÑажнÑми домами, где ÑÐ¾Ñ ÐоÑÑÑейн, Ð¾Ð´Ð½Ð°Ð¶Ð´Ñ Ð³Ð¾Ñела.
«ШинелÑ», «ÐÑÑÐ°Ð²Ð»Ñ Ð¸ ÑаплÑ», «Ðимний денÑ», «ТиÑÑÑай ÑлÑÑÐ°ÐµÑ Ð´ÐµÑево» â лабиÑÐ¸Ð½Ñ Ð²Ð¾Ñпоминаний и обÑазов погÑÑÐ¶Ð°ÐµÑ Ð·ÑиÑÐµÐ»Ñ Ð² каждÑй из ÑÑÐ¸Ñ ÑÑжеÑов, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¾Ð±ÑÐµÐ¼Ð½Ð°Ñ Ð±Ð¸Ð¾Ð³ÑаÑиÑ. Ðе обоÑлоÑÑ, конеÑно, и без «Ðжика в ÑÑмане». ÐÑÐ¾Ñ Ð¾Ð±Ñаз ÑождалÑÑ Ñложно. ÐоÑÑÑейн вÑпоминаеÑ, ÑÑо Ð¾Ð´Ð½Ð°Ð¶Ð´Ñ ÑилÑно кÑиÑал, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо никак не полÑÑаеÑÑÑ ÑÑ Ð²Ð°ÑиÑÑ ÑÑого геÑоÑ, и Ñогда ФÑанÑеÑка наÑала ÑиÑоваÑÑ. ÐеÑколÑко пÑоÑÑÑÑ Ð»Ð¸Ð½Ð¸Ð¹ â и вдÑÑг Ðжик возник Ñам Ñобой, и никÑо Ñже не ÑомневалÑÑ, ÑÑо он должен бÑÑÑ Ð¸Ð¼ÐµÐ½Ð½Ð¾ Ñаким.
Ð Ñинале Ñнова возвÑаÑаемÑÑ Ðº «Сказке Ñказок» â пеÑÑонажам, коÑоÑÑе ÑидÑÑ Ð·Ð° ÑÑолом, ÑазговаÑиваÑÑ, а поÑом один из Ð½Ð¸Ñ ÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ñ Ñзелком на палоÑке вдалÑ. ÐÑе ÑиклиÑно в наÑей памÑÑи, вÑе закÑÑÑено в лабиÑÐ¸Ð½Ñ Ð¼ÑÑлей и ÑÑвÑÑв, из коÑоÑÑÑ Ð³ÐµÐ½Ð¸Ð¹ ÑпоÑобен ÑложиÑÑ Ð½ÐµÐ¿Ð¾Ð²ÑоÑимÑÑ Ð²Ð¸Ð·ÑалÑнÑÑ ÑилоÑоÑиÑ. ÐÑÑÑавка ЮÑÐ¸Ñ ÐоÑÑÑейна и ФÑанÑеÑки ЯÑбÑÑовой погÑÑÐ¶Ð°ÐµÑ Ð² нее Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¾Ð¹ и накÑÑваеÑ, Ñловно маÑеÑинÑкое одеÑлоâ¦
ÐÑÑоÑник: www.mk.ru
Наброски, разрозненные детали, звуки, запахи и ассоциации — из всего этого сплетена канва «Ёжика в тумане», «Сказки сказок» и других работ режиссёра.
В начале была Марьина роща. А в Марьиной роще — деревянный дом, двор, тополь и мальчик, который много лет спустя воспоёт этот пейзаж в одном из главных своих мультфильмов. Речь, конечно, о режиссёре Юрии Норштейне и его мультфильме «Сказка сказок». Но обо всём по порядку.
Норштейн о себе
Автобиография режиссёра — сдержанная, всего две страницы. Родился в 1941 году в эвакуации, учился в художественной школе, потом — на курсах художников-аниматоров. С 1961-го работал на киностудии «Союзмультфильм». Там познакомился со своей будущей женой — художницей Франческой Ярбусовой (именно она нарисовала Ёжика, Лошадку и других неотделимых от нашего культурного кода персонажей).
Норштейн, по собственному признанию, не сразу полюбил мультипликацию. Даже хотел оставить киностудию и заняться искусством. Он так вспоминал: «Мои попытки поступить в художественные заведения оканчивались полным провалом. Как будто сама судьба показывала пальцем моё место в жизни». Отношение к режиссуре изменилось после прочтения книг Сергея Эйзенштейна.
Юрий Норштейн за работой, 1966. (РИА «Новости»)
«Своими учителями» Норштейн называет Андрея Рублёва, Рембрандта, Ван Гога, Гойю, древних художников, создавших наскальные рисунки в пещерах Альтамира и Ласко. Под влиянием этих и других мастеров мультфильмы Норштейна стали своего рода пособием по мировой живописи. Отсылки к шедеврам можно найти во многих кадрах.
Ёжик в тумане: и шут, и святой
«Азбукой и морфологией для мультипликации» Норштейн считает работы Пауля Клее — крупнейшего художника европейского авангарда. Казалось бы, что общего у «Маленького шута в трансе» Клее и эстетики «Ёжика в тумане»? Неподготовленному зрителю может показаться, что ничего. Но, по словам режиссёра, это произведение было «той мерой, которая удерживала фильм в эстетических границах, помогала нам с художником Франческой Ярбусовой не потерять дорогу и не провалиться в слащавость». Сам Клее давал ученикам задание: «Отправьте линию на прогулку». Его «Шут» — та самая линия на прогулке, художник нарисовал его, не отрывая руки от холста. Понимая эту логику, проще представить «скелеты» персонажей Норштейна, воображаемые каркасы, на которых держатся образы.
Пауль Клее «Маленький шут в трансе», 1929. (artchive.ru)
Другой шедевр, без которого был бы невозможен Ёжик, — «Спас Вседержитель». Норштейн сказал в одном интервью: «Когда мы рисовали Ежика, мы смотрели на «Спаса» Андрея Рублёва. Помните эту икону? Должно было быть ощущение всемирности героя. Его взгляд, движения, всё прочее. Я помню, когда мы снимали сцену его встречи с Медвежонком, подошёл мой коллега и товарищ Николай Серебряков, посмотрел на него и сказал: »Божий человек»».
Андрей Рублёв «Спас Вседержитель», фрагмент «Звенигородского чина», 1410-е. (Wikimedia Commons)
Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. (kinopoisk.ru)
Мир вокруг Ёжика
Итак, главный герой мультфильма стал плодом противоречивого союза западного авангарда и древнерусской иконописи. А что насчёт пейзажа? В изображении природы видится ещё больше аллюзий. Например, трава, сквозь которую пробирается Ёжик и в которой забывает свой узелок, напоминает «Большой кусок луга» — одну из наиболее известных «натурных штудий» Альбрехта Дюрера.
Альбрехт Дюрер «Большой кусок луга», 1503. (Wikimedia Commons)
Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. (kinopoisk.ru)
Сцена погружения Ёжика в реку вызывает несколько ассоциаций. Это и Лета, река забвения из древнегреческой мифологии, и картина прерафаэлита Джона Эверетта Милле «Офелия».
Джон Эверетт Милле «Офелия», 1851—1852. (Wikimedia Commons)
Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. (kinopoisk.ru)
Но всё-таки краеугольный камень, на основе которого создаётся весь мир мультфильма, — восточное искусство. Деревья за пеленой тумана — возможно, «Сосновый лес» японского художника Хасэгавы Тохаку. Важен туман и в культуре Китая: мастера Поднебесной изображали его, когда хотели подчеркнуть неуловимость момента, беспрестанное течение жизни, отсутствие статичности в окружающем мире.
Хасэгава Тохаку «Сосновый лес», 16-й век. (Wikimedia Commons)
Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. (kinopoisk.ru)
Влияние Востока прослеживается и в другом аспекте мультфильма. Режиссёр использовал ярусные декорации — как в китайском театре теней. Кроме того, рыба, которая появляется в сцене с рекой, была собрана из фрагментов полупрозрачной плёнки, крепившихся на шарниры. Примерно по такому же принципу собирается традиционная китайская кукла дракона.
Всем сказкам сказка
Другая важная работа Норштейна — «Сказка сказок». Режиссёр назвал мультфильм так же, как турецкий поэт Назым Хикмет — своё стихотворение, а неаполитанский писатель Джамбаттиста Базиле — сказочный сборник. Кроме того, режиссёр сам отмечал аналогию с «Песнью песней». «Фильм »Сказка сказок» дорог мне, потому что он связан с Марьиной рощей. Потому что я прожил здесь почти 25 лет. Потому что оттуда уехал». В анамнезе — Марьина роща, а на экране — вновь туман Востока.
Продолжение — на Diletant.media
Читайте также:
Заговор против Габсбургов
Мятеж на «Баунти»
На лыжах через Гренландию