Юрий казаков рассказы читать

Литературная премия им. ю.казакова учреждена журналом новый мир и благотворительным резервным фондом, присуждается с 2000 года автору, живущему и работающему

Литературная премия им. Ю.Казакова учреждена журналом «Новый мир» и Благотворительным резервным фондом, присуждается с 2000 года автору, живущему и работающему в России, за рассказ на русском языке. Юрий Казаков, чье имя носит премия, замечательный прозаик, автор многих удивительно точных по словесному рисунку и неповторимых по описаниям природы рассказов. Финалистами прошедших лет становились: Игорь Клех, Виктор Астафьев (посмертно), Асар Эппель, Ирина Полянская , Борис Екимов, Александр Иличевский.

В работе литературной Премии имени Юрия Казакова сделан перерыв по техническим причинам.

Юрий казаков рассказы читатьЮрий казаков рассказы читатьЮрий казаков рассказы читать

Юрий казаков рассказы читать21 января в Культурно-просветительском центре библиотеки им. А. П. Чехова состоялось вручение премий имени Юрия Казакова за лучший рассказ года. Лауреатом 2011 года за рассказ “Аметисты”(«Знамя», № 8) стал Николай Кононов — петербургский поэт и прозаик, автор романа «Похороны кузнечика», завоевавшего премию Аполлона Григорьева (2002) и вошедшего в букеровский шорт-лист. Перу Кононова принадлежат и несколько стихотворных сборников, романы “Нежный театр” и “Фланер”. Окончил физический факультет Саратовского университета, а затем, в Ленинграде, аспирантуру по специальности “Философские вопросы естествознания”. Основатель (1993 г.) и главный редактор петербургского издательства “ИНАПресс”. Лауреат премий Андрея Белого (2009, за книгу стихов “Пилот”); шорт-листы премий Андрея Белого (2000, поэзия; 2004, проза), “Русский Букер” (2000), “Антибукер” (2001), имени Юрия Казакова (2001).

В шорт-лист премии также вошли рассказы “Глебов-младший” Всеволода Бенигсена, “Куртка Воннегута” Ксении Драгунской, “Обстоятельство времени” Анны Матвеевой, “Поздний звонок” Леонида Юзефовича и “Бабкин оклад” Марины Вишневецкой.

Юрий казаков рассказы читатьЮрий казаков рассказы читатьЮрий казаков рассказы читать

Лауреатом литературной премии имени Юрия Казакова 2010 года за лучший рассказ стал Максим Осипов.

Максим ОсиповРассказ Осипова «Москва — Петрозаводск» был опубликован в №5 журнала «Знамя».
Максим Осипов — врач-кардиолог, автор и редактор многих медицинских книг, в последние годы работает в Тарусской больнице. С 2007 года печатает свою публицистику и прозу в «Знамени», стал лауреатом премии этого журнала.

Его проза, опубликованная в «Знамени», составила сборник «Грех жаловаться» (М.: АСТ-Corpus, 2009).

Юрий казаков рассказы читатьЮрий казаков рассказы читатьЮрий казаков рассказы читать

Шорт-лист премии им. Ю. Казакова за 2009 год

  1. Марина Бувайло «Улики» (журнал “Знамя», 2009, №3),
  2. Георгий Давыдов «Как избавиться от сверчков» (журнал «Знамя», 2009, № 9),
  3. Олег Ермаков “Легкий поток” (журнал “Октябрь”, 2009, № 11),
  4. Николай Климонтович “Эльдорадо” (журнал «Октябрь», 2009, № 5),
  5. Артур Кудашев “Красная директория” (журнал «Бельские просторы», 2009, № 8),
  6. Моше Шанин “Дом 3, или Черный день” (журнал «Октябрь», 2009, № 2).

Юрий казаков рассказы читатьЮрий казаков рассказы читатьЮрий казаков рассказы читать

2009 год — Олег Ермаков

Премию Юрия Казакова получил Олег Ермаков за рассказ «Легкий поток», опубликованный в журнале Октябрь (2009, №11).

Ермаков Олег Николаевич родился 20 февраля 1961 года в Смоленске. Образование среднее. Участник войны в Афганистане. Работал лесником Баргузинского заповедника (1978-1979), затем Алтайского и Байкальского заповедников, сотрудником районной газеты «Красное знамя» (1979-1981), корреспондентом в смоленской областной газете «Смена» (1983-1985), сторожем, сотрудником Гидрометеоцентра (1985-1989).

Печатал свою прозу в журналах: «Афганские рассказы» («Знамя», 1989, №№ 3, 10), рассказ «Благополучное возвращение» («Новый мир», 1989, № 8), роман «Знак зверя» («Знамя», 1992, №№ 6, 7), повесть «Фрески города Гороухши» («Знамя», 1997, № 8), «Единорог» («Знамя», 1998, № 2) и «Река» («Знамя», 1999, №9) – являются частями романа «Свирель вселенной» (вместе с частью «Транссибирская пастораль»).

Произведения Ермакова переведены на английский, венгерский, голландский, датский, итальянский, китайский, корейский, немецкий, финский, французский и японский языки.

Член СП СССР (1989), Русского ПЕН-центра (1995).

Отмечен премией журнала «Знамя» (1995). Романы «Знак зверя»(1993) и «Холст»(2005) входили в шорт-лист Букеровской премии.

Живёт в Смоленске.

Рассказ «Легкий путь» – сюжет, которого строится вокруг попытки рок-музыканта рубежа 70-80-х годов укрыться от повторного принудительного помещения в психиатрическую больницу в просторах Сибири. Последние годы советской власти. Движущийся на Восток поезд. В нем – музыкант по прозвищу Танец, в противоположенном направлении когда-то следовал со своими верными спутниками монах Сюаньдзан по прозвищу Легкий Поток – герой «Путешествия на Запад» китайского классика У Чен Эня, культовой книги для музыканта. Перед нами философский этюд о самом феномене свободы, о состоянии свободы, о составляющих свободы.

Юрий казаков рассказы читатьЮрий казаков рассказы читатьЮрий казаков рассказы читать

2008 — Ольга Славникова

Юрий казаков рассказы читать

Премию Юрия Казакова получила Ольга Славникова, букеровский лауреат 2006 года, за рассказ «Сестры Черепановы» из сборника «Любовь в седьмом вагоне» двух сестрах с говорящей фамилией «Черепановы». Как и знаменитые создатели первого российского паровоза, героини рассказа тоже изобретательницы-самоучки. И они тоже строят паровоз, правда, не обычный, а работающий на самогоне. Родная деревня Черепановых больше не пьет, а, напротив, трудится в поте лица.
По словам критика Марии Галиной, которые приводит «Коммерсантъ», из шести работ финалистов «Сестры Черепановы» оказался единственным рассказом, который «не содержит фантастического элемента».. Речь идет о

Шорт – лист премии :Юрий казаков рассказы читать

  • Сухбат Афлатуни “Проснуться в Ташкенте” — журнал «Октябрь» № 2, 2008
  • Владимир Березин “Веребьинский разъезд (из цикла «Ностальгия»)” — журнал «Новый мир» № 3, 2008
  • Лариса Бортникова «Гарнизон Алые Паруса» — журнал «Полдень XXI век» N2, 2008
  • Ирина Василькова “Стрелка” — журнал «Знамя» № 4, 2008
  • Мария Лосева “Репетитор” — журнал «Знамя» № 9, 2008
  • Ольга Славникова “Сестры Черепановы” — журнал “Саквояж СВ” № 10, 2008 (рассказ вошел в сборник Ольги Славниковой. Любовь в седьмом вагоне. — М.: АСТ, 2008)

Юрий казаков рассказы читатьЮрий казаков рассказы читатьЮрий казаков рассказы читать

2007 год – Наталья Ключарева

Юрий казаков рассказы читатьПремия вручена Наталье Ключаревой за рассказ «Один год в Раю», опубликованный в журнале «Новый мир» № 1.

Ключарёва Наталья Львовна родилась 1981 году в Перми, окончила филфак Ярославского государственного педагогического университета. Живет и работает в Москве. Финалист премии “Дебют” за 2002 год в номинации “Поэзия”. Наталья Ключарева — молодой автор, в 2006-м году в «Новом мире» был опубликован ее дебютный роман «Россия: общий вагон». В дебютном романе Натальи Ключаревой комическое соседствует с трагическим, древнерусская тоска – со скоморошьим разгулом, христианская духовность – с панком. Все это не просто гармонично уживается рядом, но и позволяет друг другу играть новыми красками. Эпизоды любовно сшиваются в эдакое пестрое лоскутное одеяло – тут кусочек красного атласа, здесь веселенький ситец, а там – дерюжка.

Главный герой премированного рассказа «Один год в Раю», как следует «помянув» бросившую его жену, отправляется за город, в те места, где в войну пропал без вести его дед. Дело происходит аккурат 9 мая. В конце концов, расчувствовавшийся и запутавшийся холостяк покупает у какого-то спившегося мужика дом. Обычная история становится символической, когда выясняется адрес нового дома: «Смоленская область, Грязевский район, деревня Рай». Кстати, адрес вполне реальный — перу той же Натальи Ключаревой принадлежит и документальный очерк о жизни «в Раю».

Юрий казаков рассказы читатьЮрий казаков рассказы читатьЮрий казаков рассказы читать

2006 год – Афанасий Мамедов

Юрий казаков рассказы читатьЗа 2006 год лауреатом премии стал Афанасий Мамедов за рассказ «Бекар», опубликованный в журнале «Октябрь», №7 за 2006 год. Это рассказ о преподавателе Гнесинки по кличке Бекар, мерное течение жизни которого оказалось нарушено появлением молоденькой пианистки.

Афанасий Мамедов — уроженец Баку, выпускник московского Литинститута. Он долгое время тщательно разрабатывал тему пересечения двух культур. Действие его самого известного романа «Фрау Шрам», попавшего в букеровский финал 2003 года, разворачивается на пространстве между Азербайджаном и Россией. С того времени Мамедов постепенно отходил от бакинской тематики и уже совсем было обратился к так называемой коммерческой словесности, опубликовав в соавторстве со своим отцом Исааком Милькиным боевик «Патриций. Роман номер сто». Теперь один из его новеллистических опытов осенен именем Юрия Казакова, одного из лучших рассказчиков ХХ века.

В нашей библиотеке вы можете познакомиться со следующими произведениями Афанасия Мамедова:

  • Мамедов, А. Подоспевшее счастье: Диптих / А. Мамедов // Октябрь. — 2005. — N 11. — С. 77 — 96.
  • Мамедов, Афанасий Хазарский ветер: Повести и рассказы / А. Мамедов. — М.: Текст; Дружба народов, 2000. — 283,[1] с. — Горячие точки.
  • Мамедов, Афанасий И. Фрау Шрам: [роман] / Афанасий И. Мамедов. — М.: Время, 2004. — 366, [1] с. — Высокое чтиво.
  • Мамедов, Афанасий Патриций: роман N 100 / А. Мамедов, И. Милькин. — М.: Время, 2005. — 268, [1] с. — Высокое чтиво.

Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством выступил на образовательном семинаре «Государственная политика Российской Федерации в отношении российского казачества»

20 декабря 2021 г. 17:42

16 и 17 декабря 2021 года в Первом казачьем университете (МГУТУ им. К.Г. Разумовского) в Москве прошел семинар «Государственная политика Российской Федерации в отношении российского казачества».

Цель мероприятия — повышение компетентности государственных и муниципальных служащих, реализующих государственную политику в отношении российского казачества в регионах страны. Семинар, собравший более 500 слушателей, стал завершающим в цикле из восьми мероприятий, прошедших во всех федеральных округах России.

Семинары организованы МГУТУ по инициативе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Начинание поддержали Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, Федеральное агентство по делам национальностей, Всероссийское казачье общество (ВсКО) и Министерство науки и высшего образования РФ.

Ректор университета Сергей Чеботарев, приветствуя почетных гостей и участников, отметил: «Сегодня участники смогут не только получить знания от ведущих специалистов, но и выработать модель взаимодействия с казачеством, приемлемую для своего региона».

По доброй традиции мероприятие началось с молитвы — ее прочитал духовник Первого казачьего университета, ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерей Тимофей Чайкин. Также он зачитал приветствие председателя Синодального комитета митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла. «Существует государственная стратегия развития казачества, на высочайшем уровне принимаются решения об укреплении казачества в России, многие двери открыты атаманам и казакам. Однако без развития вместе с внешними показателями внутреннего стержня, духа и веры, мы можем прийти к красивому, но абсолютно пустому и нежизнеспособному казачеству», — отметил в своем послании владыка Кирилл.

С приветственным словом к участникам обратился заместитель полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Сергей Нештенко. Он поблагодарил ректора и сотрудников университета за разработку обучающей программы. В своей речи Сергей Нештенко подробно осветил перспективы развития казачества в ЦФО: динамику вхождения казачьих обществ в реестровые войска, привлечение казаков к государственной службе, необходимость пополнения рядов казаков. «Деятельность казаков в субъектах и ЦФО заметна. Однако наша задача — обеспечить условия для государственной и муниципальной службы казаков, естественно, оплачиваемой», — сказал он.

Алексей Кириченко, референт Управления Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров, ответственный секретарь Совета при Президенте РФ по делам казачества, выразил надежду, что такие семинары станут ежегодными. Он поблагодарил ректора и команду университета, работавшую над проведением семинаров, а сотрудников аппаратов полпредов в федеральных округах — за помощь в организации. Обращаясь к участникам, он подчеркнул: «Полагаю, что для вас станет важным не только приобретение новых знаний, но общение и обмен положительным опытом».

В мероприятии приняли участие начальник Управления по работе с казачеством столичного Департамента национальной политики и межрегиональных связей Юрий Березецкий, начальник отдела по работе с казачьей молодежью, развитию образования и культуры ВсКО есаул Александр Ожеред, заместитель войскового атамана Центрального казачьего войска казачий полковник Геннадий Сидорин.

Слушатели семинара участвовали в трех теоретических сессиях. Первая была посвящена государственной политике и реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы. На второй сессии участники узнали о построении системы непрерывного казачьего образования и направлениях поддержки молодежи. Заключительную сессию организаторы посвятили вопросам взаимодействия между казачьими обществами и иными объединениями казаков, международному сотрудничеству российского казачества с казаками-соотечественниками за рубежом и роли Русской Православной Церкви в возрождении казачества.

Второй день семинара сочетал теорию с практикой. После установочных лекций участники выполняли практические задания: описывали нынешнее состояние казачества в своем регионе, желаемое состояние и формулировали цели для поддержки казаков на местах. Слушатели также разрабатывали планы по поддержке казачества в регионе, анализировали факторы, которые ей способствуют и мешают.

По итогам семинара ректор МГУТУ Сергей Чеботарев и заместитель войскового атамана ЦКВ по государственной службе Сергей Холманских вручили участникам 47 сертификатов о повышении квалификации объемом 72 учебных часа.

Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством/Патриархия.ru

Юрий Казаков — Тихое утро:
Краткое содержание

Русская деревня, середина 20 века. Туман перед рассветом, сонные избы, тишина. В этот час Яшка, местный мальчуган и рыболов, копает червей и готовит удочки. Сегодня он поведет на рыбалку москвича Володю. Он здесь на каникулах. Попросился вчера порыбачить.

На свист Володя с сеновала не вышел, пришлось звать. И сразу настроение испортил, заморыш. Сказал, что рано очень. Яшка стал подразнивать москвича в ботиночках. Но Володя и сам понял, как здорово выйти из дома таким вот утром. В дороге Яшка объясняет ему звуки деревни, природы: вот трактор, а это – утки, а там – дрозды.

Расположились на лучшем месте – у омута (бочага). Говорят, он бездонный. А если и есть дно, то там осьминоги. Людей караулят. Первая рыба у Яшки ушла. От досады он злится на недотепу рядом. Потом взял леща – и повеселел. И тут рыба потянула Володину удочку. Она у него в землю воткнута была. Мальчик схватился за нее – и свалился в воду. Яшка сразу понял: осьминог дурака потащил.

Со страху Яшка побежал. Вначале просто так, потом как бы за помощью. И понял, что некого тут звать. Надо самому. В рубашке и с сумкой прыгнул в воду. Володя схватил его мертвой хваткой за шею. После удара в живот отстал, погрузился на дно. Яшка вылез. Все как всегда, только он утопил человека. И Яшка ныряет, выносит бездыханного Володю.

Кладет на спину, разводит руки, давит на живот. А тот ничего. Мертвый, что ли. Яшка не может это пережить. И вдруг изо рта Володи льется вода. Яшка влюбленно смотрит на него, а после плачет. «От радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось». И что осьминог – вранье. И вообще. Плачет и Володя. А вокруг ребят – новый светлый ласковый день.

Читательский дневник по рассказу «Тихое утро» Казакова

Сюжет. Деревенский мальчик Яшка ведет москвича Володю рыбачить на омут. Володя тонет. Яшка хочет звать на помощь, а потом спасает мальчика сам. Оба плачут от облегчения после всего пережитого.

Отзыв. Смысл названия: кажется, что таким утром ничего плохого не может случиться. Основная мысль: победа над самим собой. Характер человека, и Яшки тоже, противоречив. В нем недобрые чувства к москвичу борются с добрыми. Тема совести, человечности, героизма. Яшка выдержал испытание. Володя дорог ему: ради него он преодолел свой страх. Не будет стыдно смотреть людям в глаза. Не надо будет всю жизнь себя винить. Володя плачет, потому что узнал, как легко и просто мог умереть. Рассказ учит мужеству, дружбе, взаимовыручке, ответственности.

Краткое содержание Тихое утро Казакова

Яшка проснулся очень рано, несмотря на то, что сон перед рассветом самый крепкий, а голова сама так и тянется к подушке. Одевшись и позавтракав, мальчик взял удочки и вышел из дома.

Деревня окутана туманом, и Яшкина избушка словно в центре крошечного мира. Постояв на крыльце, Яшка направился к риге, где ржавым косарем раскопал землю, чтобы набрать красных и лиловых склизких, холодных червей. С полной банкой Яшка пробрался дворами к сараю, где как раз ночевал его друг Володя, и разбудил его.

Володя, сонный, с сеном в волосах и за шиворотом рубашки, долго собирался и возился на сеновале. Яшка ради него встал гораздо раньше обычного, хотел показать рыбные угодья, а москвич лишь спросил, без тени восхищения: «Не рано?»

Вся прелесть утра для Яшки была уже испорчена, и он с презрительным видом наблюдал, как Володя надевает ботинки на рыбалку, зло подшучивал и уже начал жалеть, что ввязался во всё это дело. Володька – не рыбак, а заморыш, совсем не то, что братья Воронковы!

Пока ребята шли к реке, Володя казался себе жалким и нелепым, злился на Яшку за его слова, но в то же время завидовал приятелю: его босым ногам, старым рубахе и штанам, которые уже повидали виды, сумке для рыбы. Сразу видно, что Яшка знает толк в рыбалке.

Напившись воды в колодце, друзья отправились к «омуту» – самому рыбному месту. По пути Яшка отвечал на вопросы и рассказывал всякие истории. «Тут и дна нету!» – сказал он уже на нужном месте и предупредил, что в воду засасывает, опасное место.

Размотав удочки и поделившись червями, мальчик указал туда, где будет клевать, и сам закинул удочку. Первая рыба у Яшки ушла, пока он помогал приятелю с удилищем, а потом клёв пропал, как ни упорно ждал рыбак движения поплавка. Всю вину он мысленно приписал Володе, так как тот рыбу ловить не умел и, вероятно, ушедшая добыча распугала остальных.

Наконец поплавок задёргался. Это оказался большой лещ. Вдруг удочка Володи начала сползать по склону. Он успел ухватить ее, но кусок земли под ногами тоже пополз вниз. Володя упал в воду и бился, шлёпал руками в трёх метрах от берега. Яшка струсил и, на трясущихся ногах выбравшись к дорогое, хотел было побежать в деревню, но остановился. Убегать было нельзя, и помощи никакой не было. Единственный выход – спасать Володю самому.

Мальчик быстро скинул штаны и подплыл к почти скрывшемуся под водой приятелю. Схватив того за руку, он потащил тонущего к берегу, но сам чуть не захлебнулся под весом Володи. Высвободившись, Яшка второй раз нырнул за мальчиком и в этот раз всё-таки вытащил тело из омута.

Володя пришёл в чувство и закашлялся, избавляясь от воды. Яшка заревел от пережитого напряжения, страха и облегчения. Володя тоже начал плакать.

Рассказ учит тому, что нельзя бросать друга в беде, как бы ни было страшно. Необходимо перебороть себя и помочь человеку, иначе потом всю жизнь будет мучить совесть.

Подробный пересказ Казаков Тихое утро

Деревенский мальчик по имени Яшка проснулся рано утром, чтобы идти на рыбалку. Накануне на рыбалку вместе с ним напросился городской мальчик, которого звали Володя. Он приехал из Москвы и гостил у родственников. Яшка и сам не знал, зачем согласился его взять.

Яшка поел хлеба с молоком, надел старые штаны и рубаху и пошел копать червей. Было еле светло, над полями висел туман, был слышен звон молотков в кузнице.

Накопав червей, Яшка пошел на соседский сеновал, чтобы разбудить Володю. Володя разозлил его, спросив, не рано ли они собрались рыбачить. Яшку раздражало в Володе все: и то, что он не оценил того, что Яшка заранее накопал червей, и то, что он надел ботинки, не понимая, что на рыбалку ходят босиком.

Яшка злился на Володю за то, что он, москвич, избалованный неженка, надел чистую новую одежду и ботинки, чтобы идти на рыбалку.

Володя слушал, как Яшка издевается над его ботинками, как советует ему надеть галстук, калоши и пальто, и ему очень хотелось поссориться с Яшкой и, разревевшись, пойти домой. Но зависть и злость заставили мальчика сдержаться. Он завидовал тому, как просто Яшка ходит босиком, его рваным штанам и грязной сумке через плечо.

Ему казалось особым шиком ходить так, как ходит Яшка, – небрежно, играя плечами, спиной и даже ушами. Ему, московскому городскому мальчику, Яшка казался недостижимым идеалом.

Володя злился на Яшку за то, что он «воображала». Ему казалось, что все, и походка, и одежда Яшки – притворство и желание показать себя.

Пока мальчики шли к омуту, Яшка перестал злиться на Володю. Он понял, что тот ни разу не ловил рыбу, и ему даже стало жалко незадачливого москвича.

Когда мальчики сидели и ловили рыбу, Яшка рассказывал Володе о том, какие огромные сомы водятся в омуте. Они обсуждали деревенскую байку об осьминогах, которые затягивают людей под воду, ведь именно поэтому в этом омуте никто не купается.

По дороге на рыбалку Яшка почувствовал нечто похожее на покровительство к мальчику-москвичу, которому невдомек, как поет дрозд, как шумят трактора, какая рыба водится в омуте и как копать червей.

Рыбалка не задалась. Володя не умел рыбачить, кроме того, он мешал Яшке ловить. Рыба срывалась с крючка, и Яшка стал злиться. Когда у Володи стало клевать, он, увлекшись, случайно упал в воду. Яшка сначала не понял, что произошло. Сообразив, что к чему, мальчик побежал за помощью. Рядом никого не было, и, обернувшись, он с ужасом увидел, что Володи уже почти не видно в омуте, а видна только его темная макушка.

Яшка побежал обратно, стал снимать штаны, а потом, в рубашке и с сумкой через плечо, кинулся в воду. Ему пришлось несколько раз нырнуть, чтобы заставить себя открыть глаза в воде и увидеть, что Володя зацепился ногой за какое-то растение.

Отцепив мальчика, Яшка вытащил его на поверхность воды, и чуть сам не поплатился жизнью, потому что Володя схватился за него и потянул под воду. Яшке потребовалось много сил и сноровки, чтобы вытянуть Володю за рубашку и затащить его на берег.

Когда Яшка вынес городского мальчика на берег, ему пришлось перевернуть его, чтобы вода вышла из горла. Откашлявшись, Володя никак не мог опомниться и все повторял: «Как я тонул, ты видел?»

Когда Яшка немного пришел в себя, он не выдержал и заплакал. Это были слезы радости от того, что Володя не утонул. Мальчик стыдился своих слез и старался не глядеть на друга. Это были уже вполне взрослые слезы, так как мальчик впервые столкнулся с возможной смертью, которая страшнее, чем придуманные деревенские байки про сомов ростом с крокодилов или осьминогов, живущих в омуте. Смерть, которая подошла так близко, была проста и страшна: на твоих глазах умирает человек, который совсем немного времени назад ходил, разговаривал, жил.

Автором рассказа блестяще переданы все оттенки детских настроений: желание похвастаться и порисоваться, обида, раздражение и гнев, презрение к тому, кто живет не так, как привык ты сам, и не умеет того, что умеешь ты. И вот все эти детские эмоции тают в одночасье, и у мальчика, возможно, впервые в жизни в душе появляется вполне осознанное чувство ответственности за того, кого он сам привел на рыбалку и кого не смог уберечь.

Возможно эти, вполне зрелые и взрослые чувства, и сформировали душу Яшки в дальнейшей его жизни, и читатель верит в то, что долг, совесть, любовь к людям будут сопровождать его и дальше.

Пережив ужас близкой смерти, мальчики как будто впервые увидели прекрасное тихое утро, которое могло стать последним.

Главный смысл произведения — друг познается в беде.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Казаков. Все произведения

Тихое утро. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Накануне Оля допоздна читала книжку, и утром бабушке никак не удавалось разбудить ее в школу. Когда, наконец, она растормошила внучку, та никак не могла отыскать свои вещи

Катерина Петровна доживает свои дни в селе Заборье в старом деревянном доме, построенном ее отцом-художником. С каждым днем пожилой женщине все хуже: она плохо видит, тяжело встает по утрам и не выходит из дома

Популярный фильм о всемогущем Фантомасе вызвал восторг у детворы. Подражая непобедимому злодею, мальчишки включились в своеобразную игру. От имени Фантомаса они писали и подбрасывали соседям остроумные на их взгляд записки

Шеф член-корреспондентов Голицын взбудоражил своей новостью сотрудников лаборатории номер два. Он отдал распоряжение о назначении Сергея Крылова на должность начальника лаборатории.

Банку некоего Общества взаимного кредита предстоит годовщина – пятнадцать лет. Сотрудники банка нарядно одеты, а вокруг обстановка праздника и роскоши.

Краткое содержание рассказа «Тихое утро» Ю. П. Казакова

Рассказ «Тихое утро» Казаков написал в 1954 году. Это поучительная история о двух друзьях, которым пришлось пережить немало страшных минут во время рыбалки у глубоководного омута, где, по преданию, жил огромный осьминог. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Тихое утро» для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Основные персонажи рассказа

«Тихое утро» главные герои:

  • Яшка – деревенский мальчуган, самостоятельный, уверенный в себе, добрый, отважный.
  • Володя – городской мальчик, приехавший на каникулы в деревню из Москвы, беспомощный, невнимательный мальчик, который ничего не знал о живой природе.

«Тихое утро» очень краткое содержание

Ю. П. Казаков «Тихое утро» краткое содержание для читательского дневника:

Как бы ни было тяжело, Яшка встаёт спозаранку: одевается, завтракает, копает червей и бежит будить своего нового приятеля из Москвы — Володю. Утолив жажду колодезной водой мальчишки отправляются на рыбалку к омуту, который считается самым «рыбным» местом.

Первую рыбу Яшка упустил, но совсем скоро вытащил из воды огромного леща. Неожиданно ком земли из-под ног Володи сползает в омут. Городской парнишка оказывается в воде и отчаянно барахтается. Яшка бросается на помощь и вытаскивает его на берег.

Чтобы очистить его лёгкие от воды, Яшка поднимает ноги Володи вверх и трясёт его, как может. Изо рта тонувшего парнишки течёт вода, по его мышцам проходит судорога, он стонет и приходит в себя. Осознав, что всё позади, Яшка пускается в рёв. Вслед за ним взревел и Володя.

Выводы:

Сначала двух непохожих мальчишек связало общее дело — страсть к рыбалке. Теперь, после несчастного случая на воде, их дружба обязательно станет намного крепче. Вряд ли рассудительный Володя сможет забыть, как его приятель бросился в опасный омут, чтобы его выручить.

Короткий пересказ «Тихое утро»

Краткое содержание «Тихое утро» Казаков:

Ранним утром, ещё до пробуждения петухов, деревенский мальчишка Яшка проснулся, чтобы пойти на рыбалку. Он тщательно собрался: надел старые штаны и рубаху, позавтракал, накопал червей, приготовил удочки.

Выйдя на улицу, он увидел, что всё вокруг скрыто густым туманом, ничего не было видно. Яшка побежал вниз по тропинке к сеновалу, на котором ночевал его новый знакомый Володя. Володя приехал в колхоз на каникулы из Москвы.

Яшка свистом позвал товарища, но тот всё ещё спал, и не откликнулся. Тогда он позвал его по имени, и Володя вышел. Мальчик был сонный, весь помятый. Яшка разозлился на него за то, что он не встал пораньше и не был благодарен Яшке за то, что тот берёт его с собой на рыбалку.

Всю дорогу Володя очень страдает, от того, что он не похож на уверенного в себе Яшку. По пути мальчишки останавливаются попить воды из старого колодца. Ребята приходят к омуту, который поражает своей мрачностью. Яшка пугает Володю, что здесь нет дна, и в этом бочаге никто не купается. Городскому мальчику становится не по себе от рассказов деревенских ребят об осьминогах, якобы обитающих на дне этого водоёма.

Мальчишки приступают к ловле рыбы. Яшка профессионально забрасывает удочку и с раздражением наблюдает, как Володя цепляется удилищем за ветлу. В это время у Яшки начинает клевать рыба, но срывается. Злости его нет предела. Позже он всё же сумел вытащить леща. Но в это время начинает клевать у Володи, и тот, пытаясь поймать удочку, падает в омут. Он начинает тонуть.

Яшка в панике собирается бежать за помощью, но понимает, что этого нельзя делать, иначе Володя погибнет тем временем. Он бросается в омут, чтобы спасти товарища. Володя вцепляется в Яшку мёртвой хваткой, и мальчишки едва не тонут вместе. Яшка отбивается от Володи, выплывает на берег, но понимает, что не может оставить мальчика тонуть. Он возвращается за ним, но Володя уже не показывается на поверхности.

Яшка ныряет, находит мальчика и вытаскивает того в бессознательном состоянии на берег. Володя приходит в себя, но ничего не может сказать, кроме отдельных звуков и бульканья. Яша, глядя на товарища, чувствует к нему беспредельную нежность. Он счастлив, что спас друга. Но в тот же момент мальчики осознают, что могло произойти. Яшка и Володя вместе плачут от пережитого потрясения.

Вода в омуте успокаивается, рыба с крючка сорвалась и уплыла. Поднялось тёплое солнце, освещая всё вокруг. И лишь вода в бочаге была по-прежнему мрачной.

Заключение:

Это очень просто написанный рассказ о том, как один мальчик спас другого, когда тот тонул, при этом едва не ушел на дно сам. Это произведение рассказывает о моменте взросления человека. Два мальчика, впервые столкнувшись лицом к лицу со смертью, поняли, что она гораздо страшнее басней об осьминогах. Когда все было позади, они смотрели на природу вокруг и осознавали, как прекрасно все то, что они едва не потеряли. А вокруг них разгоралось тихое летнее утро.

Это интересно: «Пугало» — рассказ Николая Лескова, написанный 1885 году, вошедший в цикл «Святочные рассказы». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Пугало» для читательского дневника. Автор создает реалистичные картины помещичьего и крепостного быта тех лет, когда он был ребёнком (начало 1840‑х гг.). Определённое место уделяется народным поверьям и легендам.

Сюжет рассказа «Тихое утро» Казаков

«Тихое утро» Казаков краткое содержание произведения:

Деревенский мальчик по имени Яшка проснулся ранним утром, еще до первых петухов. Он оделся, позавтракал, приготовил удочки и червей. На улице все вокруг было окутано таким густым туманом, что ничего не было видно, но Яшка отлично знал дорогу. Он бегом спустился по тропинке к сеновалу, где ночевал его новый приятель Володя, приехавший на каникулы из Москвы.

Яшка позвал друга свистом, но тот даже не думал просыпаться. И лишь когда он настойчиво позвал мальчика по имени, тот вышел. Володя был весь помятый, заспанный, и его вид очень разозлил Яшку – он считал, что Володя должен был проснуться, как и он, пораньше, и тщательно подготовиться к предстоящей рыбалке.

По дороге к реке Яша снисходительно пояснял Володе, далекому от сельской жизни, звуки, которые раздавались в округе: это трактор приступил к работе, то звенели дрозды, а это свистели утки. Володя завидовал своему новому другу, и в сравнении с ним чувствовал себя глупым и беспомощным.

По пути ребята остановились у старого колодца выпить воды. Когда они спустились к заветному омуту, Яша тихонько объяснил товарищу, что это страшное место, которое пользуется дурной славой среди местных жителей. По словам Яшки, омут настолько глубокий, что вода в нем была ледяная, а на самом дне жил огромный осьминог. Именно поэтому в этом омуте никто из местных ребят никогда не купался. От этих рассказов Володе стало не по себе, но он постарался не подать вида.

Расположившись на берегу, мальчики закинули удочки. Яшку раздражала беспомощность городского друга, который долго не мог справиться со своей удочкой. Злость Яши еще больше усилилась, когда у него сорвалась рыба. Впрочем, ему вскоре повезло, и он вытащил на берег крупного леща. У Володи в этот момент также начало клевать, и он, бросившись к удочке, упал в воду.

Увидев, как Володя барахтается в омуте, Яшка решил, что его затягивает на дно осьминог. Он собрался было бежать в деревню за помощью, но понял, что мальчик наверняка утонет, пока он будет бегать туда и обратно. Набравшись смелости, Яша прыгнул в омут и подплыл к тонущему другу. Однако Володя так крепко вцепился в него, что мальчики чуть было не пошли вместе ко дну.

Яша с трудом отбился от друга и подплыл к берегу. Когда он оглянулся назад, Володи уже не было на поверхности. Немедля ни секунды, Яша нырнул в омут, нашел Володю и вытащил его на берег. Он принялся трясти его, давить на живот и разводить в стороны руки. Володя еще долго не мог прийти в себя, и вместо слов издавал лишь булькающие звуки. От пережитого потрясения друзья расплакались.

Главная мысль:

Настоящим героя является тот, кто смог преодолеть собственный страх. Преодолеть собственный сильный, «настоящий» страх совсем непросто. Особенно, если речь идет о ребенке. Так, Яшка, как и все местные мальчишки, очень боялся осьминога, который, по преданию, жил в омуте. Однако ради спасения тонущего друга он преодолел свою фобию, и совершил настоящий героический поступок.

Читайте также: Рассказ «Сашка» Кондратьева, написанный в 1979 году, во многом является автобиографичным произведением. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Сашка» по главам. В его основу легли воспоминания писателя, который воевал в стрелковой бригаде и лично принимал участие в ожесточенных боях под Ржевом. Пересказ повести будет полезен как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Видео краткое содержание Тихое утро

Сюжет увлекательного произведения Юрия Казакова о возможности существования настоящей дружбы между совершенно непохожими детьми раскроет краткое содержание рассказа «Тихое утро» для читательского дневника.

Юрий Павлович Казаков, известный советский писатель в жанре рассказа, современному читателю практически незнаком. Несмотря на то, что героями его являются обычные люди с близкими для каждого проблемами, имя его, как литератора, можно услышать очень и очень редко. Многомудрый Литрекон предлагает проанализировать одно из произведений автора под названием «Тихое утро» по предложенному ниже плану, чтобы мы смогли восполнить этот пробел и открыть для себя нового (хорошо забытого старого) автора.

История создания

Считается, что рассказы писателя автобиографичны. Много путешествуя по разным городам и странам, он записывал наиболее интересные сюжеты, искал запоминающиеся образы, чтобы затем перенести их на бумагу. Скорее всего, именно во время одной из таких поездок по России он и нашел вдохновение для «Тихого утра».  

Напечатан рассказ был в 1954 году, когда Казаков учился в Литературном институте имени Горького. Это была одна из дебютных его работ в большой литературе.

Жанр, направление

Небольшой объем текста, два центральных персонажа, всего один значимый эпизод из их жизни, помогающий раскрыть характеры – все это говорит о принадлежности «Тихого утра» к жанру рассказа.

Направление же определяется как реалистическое. Герои – обычные люди, ведут себя типично. К тому же, сюжет пересказывает то, что произошло с реальными людьми. Особую роль играют пейзажные и портретные детали, которые дополняют представления читателя.

Смысл названия

Произведение «Тихое утро» названо по времени действия. И окружающий мир действительно спокоен: природа продолжает свою размеренную жизнь независимо от действий персонажей.

Для героев же тихим утро назвать сложно – за несколько часов они успевают поссориться, чуть не погибнуть и примириться. В финале же, когда опасность остается позади, а все конфликты разрешаются, приятели вновь могут почувствовать себя умиротворенными.

Суть: о чем рассказ?

Деревенский мальчишка по имени Яшка просыпается на рассвете, чтобы подготовиться к рыбалке с новым другом. Быстро завтракает хлебом и молоком, набирает червей для приманки и отправляется будить напарника. Тот встречает друга недовольством – в Москве он так рано не встает. Яшка обижается на нерадостный прием и выплескивает гнев с помощью едких замечаний.

Наконец, добираются до речки. Клюет редко, но рыбу не удается довести до берега. Яшка вновь злится, мысленно обвиняя во всех неудачах неопытного товарища. Вдруг за крючок цепляется крупный лещ, и на этот раз добыча попадает в руки юных рыбаков. Но тут Володя чуть не теряет удочку, и, пробуя достать ее из воды, тонет сам. Недолго подумав: стоит ли звать на помощь, Яшка все же ныряет следом, так как понимает, что добежать за взрослыми не успеет.

Дважды он пытается вытащить незадачливого Володю, почти сдается, но, в конце концов, оба оказываются на берегу, где мирятся и радуются счастливому исходу. Подробное краткое содержание с отзывом для читательского дневника Вы найдете здесь.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Тихое утро» перечислены в этом списке:

  1. Яшка — деревенский мальчик, желающий показать приятелю, что такое рыбалка. Привык к местным нравам, знаком с работой, достаточно самостоятелен, так как занимается приготовлениями без помощи родителей. Кажется немного обидчивым и грубым, так как все утро задевает Володю неприятными словами в отместку за испорченное настроение. Тем не менее, отважно прыгает в воду, спасая товарища. Он вовремя раскаивается в недостойном поведении и исправляет ошибку, рискуя собой, чтобы спасти товарища.
  2. Володя — мальчик, приехавший из Москвы. Ему любопытно все, что происходит вокруг, потому что в городе такого не увидишь и не попробуешь. Хочет казаться более значимым, умелым, чем есть на самом деле. «Ладно, пусть…  Пускай издевается, они меня еще узнают, я не позволю им смеяться!» — думает он, когда задетый небрежным отношением, когда Яшка язвит насчет неопытности Володи в рыболовном деле. Но, несмотря на размолвки, он уважает друга и старается перенимать его знания.

Темы

Автор раскрывает в рассказе несколько близких для читателей тем: это и детская дружба, и конфликты, происходящие между людьми, и поведение личности в нестандартных, неожиданных ситуациях. Затрагиваются и важные качества зрелой личности: справедливость, сострадание, моральная ответственность. Рассмотрим основные темы в рассказе «Тихое утро» более подробно:

  1. Дружба. Отношения Володи и Яшки проходят через испытания. Сначала мальчики обнаруживают, что имеют разные привычки и навыки. Они преодолевают этот барьер не без трудностей. Но затем их разъединяет настоящая беда: Володя тонет и нуждается в помощи. Яша превозмогает боль и страх, протягивая руку помощи. Это испытание станет для детей фундаментом, на котором они построят крепкую дружбу.
  2. Сострадание. Яша поставил это качество выше любви к себе, выше инстинкта самосохранения. Он проявил силу духа и готовность помочь человеку в самых затруднительных обстоятельствах. Герой проявил сострадание и был вознагражден спасением Володи и его благодарностью.
  3. Моральная ответственность. Яша понимал, что именно он позвал неопытного мальчика на рыбалку, поэтому на его плечах лежит ответственность за его спасение. Он вовремя осознал, что не успеет спасти Володю, если побежит за помощью. Все эти озарения убеждают нас в том, что перед нами зрелая личность, готовая к самопожертвованию во имя других.
  4. Проверка на прочность. Яшка получил уникальный опыт, оказавшись в стрессовой и нетипичной ситуации. Он понял, кто он есть, каково его место в мире. Только испытание позволяет нам осознать, что творится в потаенных уголках нашей души. Яша понял, что он способен на добрые и отважные поступки, что он силен и готов сразиться с жизненными преградами.

Если темы рассказа «Тихое утро» представлены не в полном объеме, напишите об этом в комментариях, и мы все добавим.

Проблемы

Проблематика рассказа «Тихое утро» представлена в списке:

  1. Обидчивость и высокомерие. Яшка ведет себя достаточно высокомерно по отношению к Володе. Негативные чувства вызваны неприятным столкновением утром. Несколько раз Яшка старается зацепить приятеля грубыми словами, не способный забыть о собственной обиде. Но все же он находит в себе храбрость, чтобы попытаться спасти утопающего товарища
  2. Совесть и борьба с собой. Автор поднимает проблему личной ответственности за поступки. Ведь расстроенный Яшка мог сразу же уйти, но совесть не позволяет ему так сделать. Писатель показал внутреннюю борьбу в его душе. Здесь же говорится и об умении побороть эгоизм ради другого человека. 
  3. Несоответствие менталитетов. Володя искренне не может понять деревенского образа жизни, ему чужды эти новые для него обычаи и навыки. Поэтому он не может по достоинству оценить ранний визит друга.
  4. Смелость и трусость. Яше было очень не просто побороть свои страхи и нырнуть в воду. Однако он смог пересилить себя ради высшей цели.

Основная идея

Главная мысль рассказа «Тихое утро», которая встречается у многих писателей, заключается в том, что любой способен совершить подвиг в экстренной ситуации. Не важны возраст или социальное положение, на первом месте всегда стоит желание помочь ближнему. Мальчик отступается от эгоцентричных принципов, отпускает обиду и проявляет наилучшие качества человека. 

Смысл рассказа «Тихое утро» в том, что каждый человек должен выиграть борьбу с собой и встать на сторону гуманизма, порядочности, добра.

Чему учит?

В «Тихом утре» Казаков заставляет задуматься о товариществе и призывает читателей вспомнить о роли дружбы в жизни каждого человека. Замечает, что иногда лучше уступить, сдержать гнев, чтобы сохранить хорошие отношения. Потому что в любой момент их может разрушить какая-нибудь трагическая случайность.

Рассказ «Тихое утро» учит нас превозмогать страх и эгоизм ради высших целей. Всегда лучше прислушаться к голосу совести и сделать то, что мы считаем правильным и достойным.

Художественные особенности

Язык произведения «Тихое утро» живой, красочный. Много описаний деревенской природы, которая окружает героев.

«Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь, и как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг; еще отчетливей стала видна седая роса на елках и кустах, а туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена, темные на дымчатом фоне близкого теперь леса…»

Встречается множество глаголов, которые придают повествованию динамичность: «страдал», «сердился», «думал», «поглядывал», «завидовал». Помимо указания на конкретные действия, они дополнительно дают характеристику героям.

Диалоги и отдельные реплики содержат в себе вопросы или восклицания: «Врешь!», «Трактор? Но почему же он трещит?», «Сам знаю!». Речь отрывистая, эмоциональная, что соответствует возрасту и образу мальчишек.

Автор: Инна Колокольникова

  • Юрий ермолаев рассказы для детей короткие
  • Юрий клюев сказки на всякий случай
  • Юрий дмитриев сказки про мушонка и его друзей читать
  • Юрий гагарин сочинение на английском
  • Юрий визбор рассказ технолога петухова