Юмористические рассказы аркадий аверченко короткие

А там, где кончается звездочки точка, месяц улыбается и заверчен, как будто на небе строчка из аверченко в. в. маяковский

1

А там, где кончается
звездочки точка,

месяц улыбается и
заверчен, как

будто на небе строчка

из Аверченко…

В. В. Маяковский

27 марта 2021 года
исполняется 140 лет со дня рождения писателя-юмориста, драматурга, театрального
критика, редактора журнала «Современник» Аркадия Тимофеевича Аверченко. А.
Аверченко занимает особое место в русской литературе. Его имя знала вся
дореволюционная Россия. Популярность писателя была столь велика, что его
называли «Королем смеха», «Русским Марком Твеном» и сравнивали с мастером
коротких рассказов О. Генри. Только за одно десятилетие с 1908 по 1917 годы
вышли в свет более 40 сборников сатирика, причем некоторые их них выдержали до
20 изданий.

Талант А. Аверченко
признавали как Николай II, так и В. И. Ленин, а Л. О. Утесов был другом
писателя и восхищался его чувством юмора. Несмотря на такую известность,
современные читатели мало знают о жизни и творчестве замечательного автора. Это
связано, прежде всего, с историей нашей страны, которую Аверченко вынужден был
покинуть. Переломным моментом в жизни писателя стал 1917 год.

Октябрь 1917 года писатель
не принял по многим причинам. Он не мог смириться с ухудшившейся жизнью, ее
дорожанием («Запутанная и темная история», «Индейка с каштаном»). «Когда нет
быта с его знакомым уютом, с его традициями – скучно жить», – писал он в
рассказе «Быт». Не устроило его и пренебрежительное отношение большевиков к
национальным, патриотическим идеям («Капли крови»). Наконец, в 1918 году власти
закрыли «Новый Сатирикон» – главное детище писателя.

В октябре 1920 году
Аверченко покидает Россию. Путь его лежит в Турцию. С июля 1922 года писатель
живет в Праге. Долгие годы он был причислен к «неблагонадёжным» русским
писателям и книги его не издавали, хотя он продолжал писать и сочинял новые
рассказы до самой своей смерти, лежа на больничной койке в Праге. Писатель умер
в эмиграции, прожив слишком мало. Но время все расставило по своим местам: А. Т.
Аверченко вернулся в Россию в своих книгах.

К юбилею писателя подготовлена
книжная выставка «Русский Марк Твен» на абонементе художественной литературы Центральной
библиотеки им.А.С.Пушкина.

2

В сборниках рассказов
можно познакомиться с автобиографией писателя, где он иронично пишет о своих
первых шагах в жизни и литературе. 

34

Многие факты из своей биографии Аверченко
писал в таком шуточном тоне, что было сложно понять: правда это или выдумка.
Тем не менее известно, что с детства Аркадий очень плохо видел, поэтому
серьезного образования не получил (занимался дома). Он оказался настолько
талантлив, что после недолгой конторской службы в итоге стал популярнейшим писателем
и даже редактором знаменитого журнала «Сатирикон».

Издание включает также
лучшие рассказы из сборников «Веселые устрицы», «Круги по воде», «Отдых на
крапиве» и другие. При чтении рассказов Аверченко нас поражает необыкновенное
знание жизни и человеческой природы. Он был виртуозом короткого рассказа,
умевший двумя-тремя штрихами и несколькими психологическими деталями набросать
яркий, запоминающийся портрет. В этом легко убедиться, когда читаешь его
рассказы.

Ниже – маленькая забавная
история политического обывателя в рассказе «История болезни Иванова»:

– Что с тобой? – спросила
жена.

– Плохо! – сказал Иванов, –
Я левею…

И все, фраза стала
крылатой, а образ запомнился. Над чем смеялся сатирик? Над серой жизнью
обывателя, над извечными человеческими слабостями и недостатками: завистью,
подлостью, ленью и жадностью.

Быт города – вот главный
«герой» Аверченко. В Петербурге-Петрограде стократ убыстрен ритм жизни: «Кажется, будто позавчера повстречался на
Невском со знакомым господином. А он за это время или уже Европу успел объехать
и женился на вдове из Иркутска, или полгода как застрелился, или уже десятый
месяц сидит в тюрьме
» («Черным по белому»). Здесь каждая малость, каждая
новинка быта становится для Аверченко источником неиссякаемой изобретательности
и юмора. Граммофон? Извольте – рассказ «Дорогой подарок» – весьма ценный совет,
как избавиться от невыносимо шумного приобретения. Телефон? Пожалуйста –
«Магнит» – о бытовых мучениях, причиняемых техническим новшеством. Автомобиль?
Из рассказа «Клусачев и Туркин» следует, какие трудности ожидали пятьдесят лет
назад желавшего приобрести новый верх для легковой машины.

Сам столичный быт
предопределял тематику большинства рассказов Аверченко, давая готовые сюжеты. В
любимой его героями «Петербургской газете», к примеру, можно было встретить
такие объявления: «ЧУДНУЮ БЛОНДИНКУ с обручальным
колечком, в голубеньком лифчике и маленькими в ушах брильянтиками, сидевшую в
театре «Буфф», кажется, кресло №155 8-го ряда, просит откликнуться сидевшей
сзади правее в 9-м ряду господин. Очень жалеет, что при выходе из театра
потерял вас из виду
» и т.д.

Так и кажется, что
господин этот – Петухов, герой одноименного аверченковского рассказа,
знакомящийся в театре с легкомысленной замужней женщиной. Что это – пошловатый
пустяк? Однако даже пустяковый случай позволяет Аверченко развернуть весь свой
юмористический талант, создать массу смешных положений.

5

О богатстве внутреннего
мира писателя, многогранности его души и таланта свидетельствуют рассказы о
детях и для детей. Аверченко женат не был, детей не имел, но он любил их, и они
отвечали ему взаимностью. Три книги рассказов – «О маленьких – для больших», «Шалуны
и ротозеи» и «Дети» – далеко не исчерпывают всего того, что написано Аверченко
о младшем поколении. «У философов и у
детей
, – пишет Аверченко, – есть одна
благородная черта – они не придают значение никаким различиям между людьми – ни
социальным, ни умственным, ни внешним
» («Три желудя»). Герои этого рассказа
дружили в детстве, но судьбы их разошлись, когда они выросли.

Писателя восхищает
наивность детей, в том числе и шаловливых («Кулич», «Разговор в школе»), их
бескорыстие. В удивительно ёмком по смыслу рассказе «Смерть африканского
охотника» А. Аверченко точными штрихами нарисовал несколько ярких характеров и
показал неожиданное и вместе с тем повседневное чудо превращения мальчика во
взрослого человека. Совсем в ином ключе написана «Индийская хитрость». И, опять,
какое проникновение в глубины детской психологии. Мы смеемся над
наивно-хитроумными уловками героя рассказа и ни на йоту не сомневаемся в
правдивости поведанной автором незамысловатой истории, потому что и с нами в
этом возрасте происходило подобное.

Эти рассказы, а также
многие другие, включенные в сборники, вы найдете на выставке. Они раскрывают
нам Аверченко не только как юмориста, насмешника, но и как тонкого психолога.

Улучшить мир взрослого,
приблизить его к доброму и светлому миру ребенка – такую задачу ставит перед
собой писатель-сатирик Аркадий Аверченко.

Известно, что прозу А.
Аверченко любила семья императора Николая II. В феврале 1916 года Александра
Федоровна писала мужу, что их дочки читали вслух рассказы Аверченко о детях.

6

Центральной вехой в
творческой биграфии Аверченко была его работа в журнале «Сатирикон», где
появились его блестящие юмористические рассказы и фельетоны. С 1908 по 1913 г.
Аверченко редактировал журнал «Сатирикон», а далее по 1918 г. – «Новый
Сатирикон».

Современники и
исследователи творчества писателя отмечают стремительный взлет журнала и его
необычный успех. А. П. Куприн говорил, что в первую очередь успехом своим
Аверченко обязан собтвенному таланту.

«В то смутное, неустойчивое, гиблое время, – писал А. П. Куприн – «Сатирикон» был чудесной отдушиной, откуда
дул свежий воздух
. «Сатирикон» совсем
неотделим от Аверченко. Он ему и создал большую и заслуженную славу. Книги
Аверченко шли потоками по всей России. Ими зачитывались и в Сибири, и в черте
оседлости, и — во многих переводах — за границей
».

В каждом номере Аверченко
печатал юмористические рассказы, фельетоны, театральные обозрения,
сатиристические миниатюры. Вел он и раздел «Почтовый ящик», под которым ставил
краткую пожпись «AVE». Благодаря личному обаянию главного редактора и умению
заинтересовать людей, многие знаменитые писатели и художники начали
сотрудничать с журналом. В нем печатались: С. Черный, Л. Андреев, О. Дымов, Н.
Тэффи, С. Маршак, В. Маяковский, А. Куприн, О. Мандельштам и др., а
иллюстрировали издание художники: А. Юнтер, А. Бенуа, Н. Альтман, Н. Ремизов и
др.

Привлекательность журнала,
сделавшего смех средством спасения от «безумного, безумного, безумного мира» была
поистине велика и вполне заслужена. Об этом тонко и точно написал Саша Черный:

Когда душа мрачна, как
гроб,

И жизнь свелась к краюхе
хлеба,

Невольно подымаешь лоб

На светлый зов бродяги
Феба,—

    И смех, волшебный
алкоголь,

    Наперекор земному аду,

    Звеня, укачивает боль,

    Как волны мертвую
наяду…

Внимание читателей, несомненно,
привлечет редкая книга «Сатирикон и сатириконцы» – Антология сатиры и юмора
России XX века. Среди 50 авторов книги – как признанные мастера юмористического
жанра, так и многие другие известные поэты и прозаики, которые обращались к
сатире и юмору лишь эпизодически или мимоходом. Со многими произведениями
читатель познакомится впервые. Их оригинальное искусство не утратило своих
красок и актуальности.

7

В книге «Записки
простодушного» собраны произведения, раннее не доступные широкому кругу
читателей: «Пантеон советов молодым людям», «Нечистая сила», «Записки
простодушного», без сокращений – «Дюжина ножей в спину революции» и др.

Его «Записки
простодушного» о бытии русских эмигрантов в Константинополе могут вполне
названными «смешным в страшном». Здесь нарисована поразительно живая панорама
оскудения, обнищания личности, духовного и нравственного, в тех условиях на
чужбине, когда утрачены социальные связи, идеалы, когда остается единственная
цель – выжить.

Исчерпывающая полнота
данного издания дает уникальную возможность представить творчество Аверченко-эмигранта
и познакомить читателей с нашумевшим сборником рассказов «Дюжина ножей в спину
революции». Известно, что эту книгу, изданную в Севастополе в 1920-м году и
затем перепечатанную в Париже, прочитал Ленин. Советская критика отметила
зловещий юмор книжки, а Ленин откликнулся на нее рецензией в «Правде», назвав
автора так: «Озлобленный до умопомрачения белогвардеец». И в конце добавил, что
автор, тем не менее, очень талантлив, и некоторые из его рассказов заслуживают
перепечатки». Эта рецензия, появившаяся в Париже, сыграла огромную роль в
популяризации творчества писателя-эмигранта на родине. За десять лет вышло до
десятка книг Аверченко в нашей стране. Несмотря на то, что в предисловиях к ним
автора клеймили как злобного врага революции и Советской власти, книги
мгновенно раскупались и пользовались огромным успехом.

8

На выставке вы найдете
последнюю работу Аверченко «Шутка мецената». Она была написана в 1923 году в Цоппоте
(ныне Сопот) и издана уже после кончины писателя. Под одной обложкой два
произведения: повесть «Подходцев и двое других» и роман «Шутка мецената». В
персонажах этих изданий можно найти приметы самого автора и его друзей. В них
отчетливо звучит ностальгия по утраченному душевному миру, по петербургской
жизни. Спокойно, без сатирических преувеличений в романе рассказано о богеме –
о жизни писателей, журналистов, актеров и актрис столичных театров, за именами
вымышленными – имена подлинных друзей Аверченко. Он хорошо знал и любил
петербургскую богему. Она помогала ему набираться сил для титанической работы,
которую он делал: редактирование и издание еженедельного журнала.

Хочется думать, что
читатели, познакомившись с творчеством Аверченко, по достоинству оценят
блестящий юмор, выдумку и литературное мастерство замечательного писателя.

Ведь, к счастью, сегодня
мы имеем возможность открыть для себя этого удивительного писателя-сатирика,
где-то улыбнуться, где-то рассмеяться в голос, а где-то даже загрустить. И
этого вполне достаточно, чтобы помнить господина AVE, Аркадия Тимофеевича
Аверченко.

Всех любителей юмора
приглашаем в Центральную библиотеку им. А. С. Пушкина на абонемент
художественной литературы, чтобы познакомиться с выставкой, посвященной юбилею
А. Т. Аверченко.

Список литературы:

Аверченко А. Т. Избранное:
Рассказы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – 448 с. (серия «Классика XX века»)

Аверченко А. Т. Записки
простодушного. – М.: А/О «Книга и бизнес», 1992. – 365 с.

Аверченко А. Т.
Юмористические рассказы/ Аркадий Аверченко; Худож. Б. Эренбург. – Челябинск:
Юж.-Урал. кн. изд-во, 1990. – 240 с.

Антология сатиры и юмора
России XX века. Том 3 – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс.ю Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. –
608 с.

Агеносов В. В. Литература
русского зарубежья (1918-1996). – М.: Терра. Спорт, 1998. – 543 с., ил.

Читайте также

Король смеха  Аркадий Аверченко

Алла Михайловна Сгибнева,

библиотекарь абонемента художественной литературы

Центральной библиотеки им. А. С. Пушкина

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Аверченко.

Арка́дий Тимофе́евич Аве́рченко (15 [27] марта 1880[1], Севастополь — 12 марта 1925, Прага) — русский писатель, сатирик, драматург и театральный критик, редактор журналов «Сатирикон» (1908—1913) и «Новый Сатирикон» (1913—1918)[2].

БиографияПравить

Дореволюционная жизньПравить

Родился 15 (27) марта 1880 года[1] в Севастополе в семье небогатого купца Тимофея Петровича Аверченко и Сусанны Павловны Софроновой, дочери отставного солдата с Полтавщины.

А. Т. Аверченко не получил никакого начального образования, так как ввиду плохого зрения и слабого здоровья не мог долго заниматься. Но недостаток образования со временем компенсировался природным умом.

Работать Аверченко начал рано, ещё в 15 лет. С 1896 по 1897 гг. служил младшим писцом в транспортной конторе Севастополя. Продержался он там недолго, чуть больше года, и впоследствии описал этот период своей жизни в иронической «Автобиографии», а также в рассказе «О пароходных гудках».

В 1897 году Аверченко уезжает работать конторщиком в Донбасс, на Брянский рудник. Там он проработал четыре года, впоследствии написав несколько рассказов о жизни на руднике («Вечером», «Молния» и др.).

В начале 1900-х годов он переезжает вместе с правлением рудников в Харьков, где 31 октября 1903 года в газете «Южный край» появляется его рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь» (позднее издан в «Сатириконе» № 33 за 1909 год как «Господин Цацкин», также в виде пьесы «Рыцарь индустрии» послужил одним из источников пьесы «Игра со смертью»)[3][4]. Сам же Аверченко считал своим литературным дебютом рассказ «Праведник» (1904 год)[5].

В 1906—1907 гг. он, совершенно забросив службу, редактирует сатирические журналы «Штык» и «Меч», а в 1907 году эти издания стали первой постоянной трибуной Аверченко, который вёл почти все разделы под многочисленными псевдонимами. Но его увольняют из правления со словами: «Вы хороший человек, но ни к чёрту не годитесь». После этого, в январе 1908 года, А. Т. Аверченко уезжает в Санкт-Петербург.[источник не указан 3348 дней] По собственным словам, Аверченко уезжает в 1907 году из Харькова в Петербург, не оплатив штрафа в 500 рублей за содержание 9 номера журнала «Меч»[6].

В столице он становится сотрудником второстепенных изданий, в том числе в теряющем подписчиков журнале М. Г. Корнфельда «Стрекоза»[6][7].

В 1908 году группа молодых сотрудников «Стрекозы» решает издавать новый журнал «Сатирикон», секретарём, а вскоре и редактором которого становится Аверченко.

Аверченко многие годы с успехом работает в коллективе журнала с известными людьми — Тэффи, Сашей Чёрным, Осипом Дымовым, Н. В. Ремизовым (Ре-ми) и др. Именно там появились его самые блестящие юмористические рассказы. За время работы Аверченко в «Сатириконе» этот журнал стал необычайно популярен, по мотивам его рассказов ставились пьесы во многих театрах страны («Литейном театре», «Кривом зеркале», «Летучей мыши»). Для Аверченко работа в этом издании стала центральной вехой в творческой биографии. Продолжаются начатые в Харькове поиски собственных тем, стиля, жанра. За острую политическую направленность некоторых материалов Аверченко подвергался судебному преследованию, но популярность от этого не уменьшилась. В 1911 году он принял участие в коллективном романе «Три буквы» на страницах «Синего журнала».

Аркадий Аверченко, 1913 год

В 1911—1912 гг. Аверченко дважды ездит в путешествия по Европе со своими друзьями-сатириконцами (художниками А. А. Радаковым и Н. В. Ремизовым). Эти путешествия послужили Аверченко богатым материалом для творчества: в 1912 году вышла его популярная книга «Экспедиция сатириконцев в Западную Европу».

А. Т. Аверченко писал также многочисленные театральные рецензии под псевдонимами Ave, Волк, Фома Опискин, Медуза-Горгона, Фальстаф и др.

После Октябрьской революции всё резко изменилось. В июле 1918 года большевики закрыли «Новый сатирикон» вместе с другими оппозиционными изданиями. Аверченко и весь коллектив журнала заняли отрицательную позицию по отношению к советской власти. Чтобы вернуться к себе в родной Севастополь (в Крым, занятый белыми), Аверченко пришлось пройти через многочисленные передряги, пробираясь через Россию и оккупированную немцами территорию в Крым.

До отъезда в Крым проживал в Петербурге в знаменитом Толстовском доме в 203 квартире[8].

В Крыму при Крымском краевом правительстве, Крымской ССР, ВСЮР и ВрангелеПравить

Зимой 1919 года через Ростов-на-Дону он прибыл в Крым. Выступал с публичными вечерами юмора, как фельетонист печатался в газете «Таврический голос» органе Второго Крымского краевого правительство (фельетон «Крыса с корабля» о Максиме Горьком). Министр юстиции В. Д. Набоков (отец В. В. Набокова) опекающий газету, хорошо знал Аверченко. В кинотеатре «Баян» в Симферополе 16 марта 1919 прошёл вечер Сатирикона. На короткое время летом 1919 года в Крыму утверждается власть Крымской ССР под руководством Д. И. Ульянова. Аверченко не успевший отплыть с французами пережидает, но террора, как в 1917 году и впоследствии в 1920 году при Крымской ССР не произошло и позиция Аверченко в поддержку Доброармии (фельетон «О буржуях и прочем таком») последствий для него не имела. Вскоре Крым опять захватили силы ВСЮР[9].

С июля 1919 года Аверченко работал в газете «Юг» (впоследствии «Юг России»), агитируя за помощь Добровольческой армии. Сотрудничает с импровизированным «Театром актёра». С 1920 пишет в пользу Русской армии барона П. Н. Врангеля. В Симферополе в типографии «Таврического голоса» в 1920 году был отпечатан первый тираж его книги «Дюжина ножей в спину революции». Анонс в газете вышел 24 июня: «Печатается и на днях поступит в продажу новая книга Аркадия Аверченко „Дюжина ножей в спину революции“». Парижское издание 1921 года было вторым. В Севастополе выходит сборник Аверченко «Нечистая сила», на средства Русской армии, тираж которого вскоре вывезут в Константинополь. Прямое сотрудничество с Врангелем не сулило Аверченко в будущем ничего хорошего. Перекоп пал и 15 ноября 1920 года Севастополь был взят красными. 13 ноября Аверченко в ходе Крымской эвакуации на одном из последних пароходов уплыл в Константинополь[9].

В эмиграцииПравить

В Константинополе Аверченко чувствовал себя более или менее уютно, так как там в то время находилось огромное количество русских беженцев, таких же белых эмигрантов, как и он.

13 апреля 1922 года Аверченко переезжает в Софию, затем в Белград. Ни в одном из этих городов Аверченко надолго не остался, а переехал 17 июня 1922 года в Прагу на постоянное место жительства. Снимал номер в гостинице «Злата гуса» на Вацлавской площади.

В 1925 году после операции по удалению глаза Аркадий Аверченко серьёзно заболел. 28 января его в почти бессознательном состоянии положили в клинику при Пражской городской больнице с диагнозом «ослабление сердечной мышцы, расширение аорты и склероз почек». Спасти его не смогли, и утром 12 марта 1925 года он умер на 45-м году жизни.

Похоронен Аверченко на Ольшанском кладбище в Праге

Адреса в Санкт-ПетербургеПравить

  • 1909 — 1913 — Малая Морская ул., 9[10];
  • 1913 — 1917 — Фонтанки наб., 54 — Рубинштейна ул. 15-17 [11].

ТворчествоПравить

Первый рассказ писателя «Уменье жить» был опубликован в 1902 году в харьковском журнале «Одуванчик». В период революционных событий 1905—1907 гг., обнаруживая в себе публицистический талант, Аверченко публикует в периодике очерки, фельетоны и юморески, а также выпускает быстро запрещённые цензурой несколько номеров собственных сатирических журналов «Штык» и «Меч».

В 1910 году выходят его сборники «Рассказы (юмористические). Книга первая», «Зайчики на стене. Рассказы (юмористические). Книга вторая» и «Весёлые устрицы»; последний имел более 20 переизданий. Эти книги сделали его имя известным среди большого количества российских читателей.

После публикации статьи «Марк Твен» в журнале «Солнце России» за 1910 год (№ 12) такие критики, как В. Полонский и М. Кузмин, заговорили о связи юмора Аверченко с традицией Марка Твена.

Другие (А. Измайлов) сопоставляли его с ранним Чеховым. Аверченко затрагивал в своём творчестве разные темы, но главный его «герой» — это быт и жизнь обитателей Петербурга: писателей, судей, городовых, горничных, не блещущих умом, но всегда у него очаровательных дам. Аверченко издевается над глупостью некоторых обывателей города, вызывая у читателя ненависть к «среднему» человеку, к толпе.

В 1912 году в Петербурге получают жизнь книги писателя: «Круги по воде» и «Рассказы для выздоравливающих», после чего за Аверченко закрепляется звание «Короля смеха». Рассказы его инсценировались и ставились в петербургских театрах.

На данном этапе в творчестве писателя выработался определённый комплексный тип рассказа. Аверченко утрирует, расписывает анекдотические ситуации, доводя их до полнейшего абсурда. Притом что его анекдоты не имеют и тени правдоподобия, они служат тем самым для большего «остранения» действительности, которое было так необходимо интеллигентной публике того времени. Рассказ «Рыцарь индустрии» повествует о некоем Цацкине, который готов зарабатывать на жизнь абсолютно любым способом.

Постепенно в творчество Аверченко возвращаются трагические нотки, связанные с Первой мировой войной. С началом войны появляются политические темы, публикуются патриотически ориентированные произведения Аверченко: «План генерала Мольтке», «Четыре стороны Вильгельма», «Случай с шарлатаном Кранкен» и другие. Очерки и фельетоны Аверченко полны горечи и передают то состояние, в котором находилась Россия накануне Октябрьской революции. В некоторых рассказах этого периода писатель показывает разгул спекуляции и нравственной нечистоплотности.

В военные и предреволюционные годы книги Аверченко активно издаются и переиздаются: «Одесские рассказы» (1911), «Сорные травы» (1914), «О хороших, в сущности, людях» (1914), «О маленьких — для больших» (1916), «Синее с золотом» (1917) и другие. Особое место среди них представляют «детские» рассказы (сб. «О маленьких — для больших», «Шалуны и ротозеи» (1915) и другие).

К 1917 году Аверченко перестал писать чисто юмористические произведения, перейдя в область сатиры. Теперь его основные темы — это обличение современной власти и политических деятелей. С 1917 по 1921 год в творчестве Аверченко мир разделён на две части: мир до революции и мир после революции. Эти два мира у писателя постепенно противопоставляются. Аверченко воспринимает революцию как обман рабочего человека, который должен в определённый момент спохватиться и вернуть всё на свои места в своей стране. И опять Аверченко доводит ситуацию до абсурда: из жизни людей исчезают книги, в рассказе «Урок в советской школе» дети по книжке изучают, какая была еда. Также писатель изображает главных российских политиков Троцкого и Ленина в образах беспутного мужа и сварливой жены («Короли у себя дома»). Второй мир России у Аверченко — это мир беженцев, мир тех, кто «зацепился» за эмиграцию. Этот мир раздроблен и предстаёт, прежде всего, в образе Константинополя. Здесь можно отметить рассказы «Константинопольский зверинец» и «О гробах, тараканах и пустых внутри бабах», в котором три человека пытаются выжить в Константинополе, они делятся друг с другом своим опытом о том, как каждый из них зарабатывает себе на хлеб.

В 1921 году в Париже он опубликовал сборник памфлетов «Дюжина ножей в спину революции», где герои — дворяне, купцы, чиновники, военные, рабочие — с ностальгией вспоминают о прошлой жизни. Книга вызвала отповедь в советской печати, в частности, Н. Мещеряков назвал её «юмором висельника»[12]. В этом же году вышла статья Ленина «Талантливая книжка», в которой Аверченко назван «озлобленным до умопомрачения белогвардейцем», однако при этом В. И. Ленин нашёл книгу «высокоталантливой». В ответ Аверченко пишет рассказ «Приятельское письмо Ленину от Аркадия Аверченко», в котором подытоживает свой эмигрантский путь «из петербургских „варяг“ в константинопольские „греки“, начиная с запрета большевиками „Нового Сатирикона“ и проведения широких арестов»[13]

В том же году Аверченко выпускает сборник «Дюжина портретов в формате будуар».

Опыт эмигрантской жизни писателя отразился в его книге «Записки Простодушного» 1921 года. «Записки Простодушного» — сборник рассказов о жизни самых разнообразных характеров и типов человека, их радости и страданиях, приключениях и жестокой борьбе. Приблизительно в это же время выходят в свет сборник рассказов «Кипящий котёл» и драма «На море».

В 1922 году издаётся сборник «Дети». Аверченко описывает восприятие послереволюционных событий глазами ребёнка, воспроизводя особенности детской психологии и уникальной фантазии.

В 1923 году в берлинском книгоиздательстве «Север» вышел его сборник эмигрантских рассказов «Записки Простодушного».

Последней работой писателя стал роман «Шутка Мецената», написанный в Сопоте в 1923 году, а изданный в 1925 в Праге, уже после его смерти.

БиблиографияПравить

Ниже указаны только прижизненные официальные издания (переиздания не указаны). Не указаны периодические издания, а также сборники, в которых Аверченко был соавтором. Во время вынужденной эмиграции писателя его книги и рассказы также нелегально (без уплаты авторских отчислений) перепечатывались в СССР (в списке не указаны). Список приводится по монографии ([14]) и по отсканированным материалам РГБ:

  • Весёлые устрицы. Юмористические рассказы. — СПб.: М. Г. Корнфельд, 1910.
  • Юмористические рассказы. — СПб., Сатирикон, 1910
  • Рассказы (юмористические). Книга первая. — СПб.: Шиповник, 1910.
  • Зайчики на стене. Рассказы (юмористические). Книга вторая. — СПб.: Шиповник, 1910.
  • Рассказы (юмористические). Книга третья. — СПб.: Шиповник, 1911.
  • 8 одноактных пьес. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1911
  • Надгробные плиты. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1911
  • Одесские рассказы. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1911
  • Под облаками. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1911
  • Специалисты. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1911
  • Круги по воде. Рассказы. — СПб.: М. Г. Корнфельд, 1912.
  • Рассказы для выздоравливающих. — СПб.: М. Г. Корнфельд, 1912.
  • Душистые цветы. — СПБ., М. Г. Корнфельд, 1912
  • Заметки провинциала. — СПБ., М. Г. Корнфельд, 1912
  • Миниатюры и монологи для сцены. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1912
  • Очередной рассказ. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1912
  • С корнем. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1912
  • Что им нужно. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1912
  • Чёрным по белому. Рассказы. — СПб.: Типография товарищества «Грамотность», 1913. — 213 с.
  • 8 одноактных пьес. — СПб., Новый Сатирикон, 1913
  • Рассказы для выздоравливающих. — СПб., М. Г. Корнфельд, 1913
  • [Фома Опискин]. Сорные травы. С предисловием Аркадия Аверченко. — СПб.: Издание журнала «Новый Сатирикон», типография «Виктория», 1914.
  • О хороших в сущности людях. — СПб.: Новый Сатирикон, 1914.
  • Бенгальские огни. — СПб., Новый Сатирикон, 1914
  • Дети. — СПб., Виктория, 1914
  • О немцах и о прочем таком. — Пг., Новый Сатирикон, 1914
  • Свинцовые сухари. — Пг., Виктория, 1914
  • Шалуны и ротозеи. — Пг.: Новый Сатирикон, 1915—1916(?).
  • Волчьи ямы. — Пг.: Библиотека «Нового Сатирикона». Типография братьев В. и И. Линник, 1915.
  • Чудеса в решете. — Пг.: Новый Сатирикон, 1915.
  • О маленьких — для больших. Рассказы о детях. — Пг.: Новый Сатирикон, 1915.
  • Записки театральной крысы. — Пг., Грамотность, 1915
  • Три случая. — Пг., Виктория, 1915
  • Под холщёвыми небесами. — Пг.: Издание товарищества «Новый Сатирикон», 1916.
  • Без суфлёра. — Пг., Новый Сатирикон, 1916
  • Позолоченные пилюли. — Пг., Виктория, 1916
  • Караси и щуки. Рассказы последнего дня. — Пг.: Типография «Грамотность», 1917.
  • Синее с золотом. — Пг.: Новый Сатирикон, 1917.
  • Подходцев и двое других. Повесть. — Пг.: Новый Сатирикон, 1917.
  • Нечистая сила. Книга новых рассказов. — Севастополь: Новый Сатирикон, 1920.
  • Дюжина ножей в спину революции. 12 новых рассказов. — Париж: Bibliotheque Universelle, 1921.
  • Записки Простодушного. — Константинополь: Новый Сатирикон, 1921.
  • Дети. Сборник рассказов с приложением «Руководства к рождению детей». — Константинополь: Культура, 1922.
  • Кипящий котёл. Сборник рассказов. — Константинополь: Культура, 1922.
  • Рай на земле. Правдивые рассказы о русской коммуне. — Загреб: Хорватский Штампарский Завод, 1922.
  • Записки Простодушного. «Я в Европе»: Турция, Чехо-Словакия. Новые рассказы из жизни эмиграции. — Берлин: Акц. общ-во «Север», 1923.
  • Двенадцать портретов (в формате «будуар»). — Париж-Берлин-Прага: Internationale Commerciale Revue, 1923.
  • Чудаки на подмостках. Новая книга пьес и скэтчей для сцены и чтения. — Берлин: Златолира, 1923.
  • Смешное в страшном. Новые рассказы 1920—1923. — Берлин: Акц. общ-во «Север», 1923.
  • Отдых на крапиве. Новая книга рассказов. — Варшава: Добро, 1924.
  • Пантеон советов молодым людям на все случаи жизни. — Берлин: Арбат, 1924. — 91 с.[15]
  • Рассказы циника. — Прага: Пламя, 1925.
  • Шутка Мецената. Юмористический роман. — Прага: Пламя, 1925.

Сатирические типыПравить

  1. Политики: Госдума, октябристы;
  2. Женские типы: Женщина недалёкая, но всегда желанная («Мозаика», «Жалкое существо»);
  3. Люди искусства («Золотой век», «Поэт», «Неизлечимые»);
  4. Быт города («День человеческий»)

Театральные постановкиПравить

  • Кабаре-сюита «Под холщовыми небесами» по пьесам Аркадия Аверченко и стихам Саши Чёрного в Театре флота им. Б. А. Лавренева в постановке Екатерины Гранитовой-Лавровской, Севастополь, 2017.
  • Спектакль «Альбом. Семь способов соблазнения» по девяти рассказам в Рижском русском театре имени Чехова был поставлен 19 мая 2016 года[16].
  • Постановка «Борьба полов» из пяти рассказов: «Ниночка», «Случай с Патлецовым», «Красивая женщина», «Весёлый вечер» и «Сазонов» была поставлена Новосибирским театром «Красный факел» 31 января 2017 года[17].
  • Пьеса «Игра со смертью» была поставлена Омским драматическим театром «Галёрка» 19 июля 2017 года[18].

ЭкранизацииПравить

  • 1914 — «Сила сопротивления» (другое название «Что ей самое обидное»), автор сценария. Режиссёр — Евгений Бауэр. Производство — «А. Ханжонков и К°».
  • 1916 — «Человек без пуговиц». Режиссёр — Николай Маликов.
  • 1963 — «Крыса на подносе». Телефильм по одноимённому рассказу. Режиссёр — Андрей Тутышкин. Производство — «Мосфильм».
  • 1999 — «Шутить изволите?» Киноальманах Режиссёр: Мирза-Ага (Михаил) Ашумов
  • 2008 — «Невинные создания». Режиссёры — Евгений Юликов, Юрий Бердников. Экранизация двух рассказов — «Нянька» (в фильме — «Фартовая девчонка») и «Кривые Углы» (в фильме — «Воспитатель Киси»)
  • 2010 — The Hunger Poem, короткометражный «фильм одного актёра», в исполнении Алекса Якубсона, по рассказу Аверченко «Поэма о голодном человеке» в английском переводе.

ПримечанияПравить

  1. 1 2 Миленко Виктория Дмитриевна. «Розовые долины детства» Аркадия Аверченко // Пилигримы Крыма: Сборник научных статей и материалов. — Вып.1.(6). — Симферополь: Крымский Архив, 2003. — С. 129—140. — Цитата: «Долгое время спорным являлся вопрос о дате рождения писателя. < … > 1881, 1882, 1883 < … > Ошибочно указан год рождения писателя и на его могиле в Праге: 1884 г. < … > в Севастопольском городском государственном архиве сохранилась Книга записи актов гражданского состояния церквей за 1880 г., в которой, под номером 16-м, сделана запись о рождении 15 марта 1880 г. мальчика Аркадия»
  2. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред. С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  3. Спиридонова, Л. А. Аверченко. // Биографический словарь. Русские писатели. 1800—1917. — М., 1992. — С. 19.
  4. Аверченко А. Т. Собрание сочинений: В 13 т. Т. 7. Чёртова дюжина. — http://az.lib.ru/a/awerchenko_a_t/text_1911_rytzar.shtml
  5. Никоненко, С. Время и личность Аркадия Аверченко. // Собрание сочинений А. Т. Аверченко в 6 томах. — Том 1. — Цитата: «Самым значительным событием моей жизни считаю появление в печати моего первого литературного опыта — рассказа „Праведник“ („Журнал для всех“, апрель 1904 г., № 4), — сообщал Аверченко Венгерову.»
  6. 1 2 Михайлов О. Н. Два портрета (предисловие) // сборник «Аркадий Аверченко. Тэффи. Юмористические рассказы». — Минск: Мастацкая літаратура. — 1990. — ISBN 5-340-00599-2.
  7. Куприн А. Аверченко и «Сатирикон» // Сегодня. Рига. — 29 марта. — 1925.
  8. Колотило М. Н. Толстовский дом. Созвездие имён. Стр. 52-53
  9. 1 2 Миленко В. Д. Симферополь в творческой судьбе Аркадия Аверченко // Учёные записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Филология. История.. — 2018. — № 1. — С. 36–40.
  10. Дом Н. К. Бороздина, Архитектор Носков И. С., Гольм А. Л., Малая Морская ул., 9. www.citywalls.ru. Дата обращения: 5 декабря 2021.
  11. Доходный дом графа М. П. Толстого . (по наб. Фонтанки) «Толстовский дом», Модерн, Архитектор Лидваль Ф. И., Рубинштейна ул., 15-17, Фонтанки наб., 54. www.citywalls.ru. Дата обращения: 5 декабря 2021.
  12. Мещеряков Н. На переломе. М. — 1922. — С. 19.
  13. Аверченко, А. Т. Приятельское письмо Ленину от Аркадия Аверченко // Зарницы. — Константинополь. — 1921. — № 15.
  14. Левицкий Д. А. Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко. — М.: Русский путь, 1999. — 552 с. — ISBN 5-85887-047-3.
  15. Пантеон советов молодым людям, или Вернейшие способы, как иметь успех в жизни (описание экземпляра в библиотеке СПб)
  16. Галина Солодовник. Премьера в театре им. Чехова — спектакль по мотивам произведений Аверченко. Latvijas Sabiedriskie Mediji. Дата обращения: 23 апреля 2018.
  17. Вечное противостояние мужчин и женщин показали в «Красном факел». Новости Новосибирска. Дата обращения: 23 апреля 2018.
  18. «Галерка» поставила пьесу, бывшую почти век в забвении. ГТРК Омск. Дата обращения: 23 апреля 2018.

ЛитератураПравить

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
  • Колотило М. Н. Толстовский дом. Люди и судьбы / Под научн. ред. д. ист. н. В. Г. Смирнова-Волховского. — СПб.: Искусство России, 2010. — 296 с. — ISBN 978-5-98361-119-1.
  • Колотило М. Н. Толстовский дом. Созвездие имён / Под научн. ред. д. ист. н. В. Г. Смирнова-Волховского. — СПб.: Искусство России, 2011. — 392 с. — 600 экз. — (Труды музея «Толстовский дом»: вып. 2). — ISBN 978-5-98361-155-9.
  • Левицкий Д. А. Жизнь и творческий путь Аркадия Аверченко. — М.: Русский путь, 1999. — 552 с. — ISBN 5-85887-047-3.
  • Миленко В. Арапчонок и сова. Что стало с вещами из квартиры Аверченко? // Санкт-Петербургские ведомости. — 2021. — 19 ноября.</ref>
  • Миленко В. Д. Севастополь Аркадия Аверченко. — Севастополь, 2007.
  • Миленко В. Д. Симферополь в творческой судьбе Аркадия Аверченко // Учёные записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Филология. История.. — 2018. — № 1. — С. 36–40.
  • Миленко В. Д. Аркадий Аверченко. — М.: Молодая гвардия, 2010. — 327[9] с. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1226). — ISBN 978-5-235-03316-0.
  • Спиридонова Л. А. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. — М., 1968.
  • Спиридонова Л. А. АВЕ́РЧЕНКО Аркадий Тимофеевич // Русские писатели, 1800—1917 : Биографический словарь / гл. ред. П. А. Николаев. — М. : Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1 : А—Г. — С. 18—19. — 672 с. — (Сер. биогр. словарей: Русские писатели. 11—20 вв.). — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-011-8.
  • Хлебина А. Е., Миленко В. Д. Аркадий Аверченко: встреча через 90 лет // Аверченко Аркадий. Русское лихолетье глазами короля смеха. — М.: Посев, 2011. — 428 с. — ISBN 978-5-85824-204-8. (http://www.mdk-arbat.ru/bookcard?book_id=704540).
  • Хлебина Анна, Миленко Виктория. Аркадий Аверченко: Беженские и эмигрантские годы (1918—1925). — М.: Дмитрий Сечин, 2013.

СсылкиПравить

  • Аверченко, Аркадий Тимофеевич в библиотеке Максима Мошкова
  • «Аверченко и мир» — страница, посвящённая творчеству писателя
  • Аркадий Аверченко: «Король смеха» в изгнании
  • Произведения. Библиография.
  • Сочинения Аверченко на сайте Lib.ru: Классика
  • Круги на воде. Аркадий Аверченко: смерть юмора Архивная копия от 2 июня 2011 на Wayback Machine
  • Аркадий Аверченко на сайте Проект1917

  • Юмористические короткие рассказы для подростков
  • Юмористическая фантастика рассказы читать
  • Юмор в рассказах чехова
  • Юмор в рассказах зощенко
  • Юмор из школьных сочинений выдержки