Аннотация
В сборник вошли такие произведения любимейших классиков русской литературы, как рассказы Аркадия Аверченко из циклов «Записки Простодушного», «Нечистая сила», «Чудеса в решете», рассказы «Багровый остров» и «Ханский огонь» Михаила Булгакова, путевой очерк «Одноэтажная Америка» Ильи Ильфа и Евгения Петрова, а также другие рассказы и фельетоны.
За 40 часов, пока звучит книга, вы сможете (если, конечно, захотите): обработать 6-10 соток огорода, вышить картину на 20 000 крестиков или пройти пешком 200 км. Но, даже если вы всего этого не захотите, вы все равно получите пользу: удовольствие и радость от прослушивания сборника.
Содержание
Аркадий Аверченко
ЧУДЕСА В РЕШЕТЕ
Эхо церкви Феличе
История итальянского слуги Джустино
Пирамида Хеопса
Американец
Резная работа
Драма в семье Бырдиных
Отчаянный человек
Первый анекдот обо мне
Из воспоминаний о покойном Аверченко
Как женился Панасюк
НЕЧИСТАЯ СИЛА
Несколько слов по поводу этого, которое
Наваждение
Добрые друзья за рамсом
Город чудес. Написано Аркадием Аверченко при
любезном содействии его коллеги Герберта
Джорджа Уэллса, эсквайра
Отрывок будущего романа (Написано по рецепту
«Алой Чумы»)
Международный ревизор
Начало комедии
Моя старая шкатулка
История – одна из тысячи
Слабая голова
Разговор за столом
Петербургский бред
Миша Троцкий
Перед лицом смерти. Кусочек материала к истории
русской революции
Разрыв с друзьями
Античные раскопки
Возвращение
ЗАПИСКИ ПРОСТОДУШНОГО
Предисловие Простодушного (Как я уехал)
Первый день в Константинополе
Галантная жизнь Константинополя
Деловая жизнь
Русские женщины в Константинополе
Русское искусство
Константинопольский зверинец
Второе посещение зверинца
Оккультные тайны Востока
Лото-Тамбола
О гробах, тараканах и пустых внутри бабах
Еще гроб
Благородная девушка
Русские в Византии
Аргонавты и золотое руно
Развороченный муравейник
Великое переселение народов
Трагедия русского писателя
Язык богов
Бриллиант в три карата
Константинопольские греки
Утопленники
Дела
Заключение
Михаил Булгаков
Неделя просвещения
Спиритический сеанс
Москва краснокаменная
Похождения Чичикова
№ 13 – дом Эльпит-Рабкоммуна
Столица в блокноте
Чаша жизни
В школе городка III Интернационала
1-я детская коммуна
Сорок сороков
Под стеклянным небом
Московские сцены
Бенефис лорда Керзона
Путевые заметки
Комаровское дело
Киев-город
Самоцветный быт
Самогонное озеро
Шансон д’этэ
День нашей жизни
Псалом
Золотистый город
Беспокойная поездка
Тайны мадридского двора
Как разбился Бузыгин
Лестница в рай
Сильнодействующее средство
Серия ноль шесть № 0660243
Спектакль в Петушках
Часы жизни и смерти
Воспоминание
Ханский огонь
Электрическая лекция
Торговый дом на колесах
Белобрысова книжка
Просвещение с кровопролитием
Багровый остров
Площадь на колесах
Говорящая собака
Повесили его или нет?
Москва 20-х годов
Рассказ Макара Девушкина
Сапоги-невидимки
Охотники за черепами
Приключения покойника
Заседание в присутствии члена
Главполитбогослужение
Как школа провалилась в преисподнюю
На каком основании десятник женился?!
Пивной рассказ
Как, истребляя пьянство, председатель
транспортников истребил!
Брачная катастрофа
Сотрудник с массой, или Свинство
по профессиональной линии
Три копейки
Египетская мумия
Игра природы
Колыбель начальника станции
Рассказ про Поджилкина и крупу
Библифетчик
По голому делу
Стенка на стенку
Новый способ распространения книги
Повестка с государем императором
Смуглявый матершинник
Обмен веществ
Война воды с железом
Рассказ рабкора про лишних людей
Гибель Шурки-уполномоченного
Звуки польки неземной
Банан и Сидараф
«Ревизор» с вышибанием
По телефону
Целитель
Аптека
Заколдованное место
Круглая печать
Гениальная личность
Коллекция гнилых фактов
Залог любви
Они хочуть свою образованность показать
Чертовщина
Мадмазель Жанна
Кондуктор и член императорской фамилии
Неунывающие бодистки
С наступлением темноты
Праздник с сифилисом
Банщица Иван
О пользе алкоголизма
Как Бутон женился
Смычкой по черепу
Угрызаемый хвост
Двуликий Чемс
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Работа достигает 30 градусов
При исполнении святых обязанностей
Человек с градусником
По поводу битья жен
Негритянское происшествие
Путешествие по Крыму
Когда мертвые встают из гробов
Кулак бухгалтера
Как на теткины деньги местком подарок купил
Пожар
Летучий голландец
Благим матом
Не те брюки
Страдалец папаша
Мертвые ходят
Динамит!!!
Горемыка Всеволод
Сентиментальный Водолей
«Вода жизни»
Паршивый тип
Чемпион мира
Тайна несгораемого шкафа
Музыкально-вокальная катастрофа
Радио-Петя
Пьяный паровоз
Развратник
Колесо судьбы
Золотые корреспонденции
Ферапонта Ферапонтовича Капорцева
Воспаление мозгов
Я убил
Илья Ильф, Евгений Петров
Одноэтажная Америка
РАССКАЗЫ
Здесь нагружают корабль
Бронированное место
Клооп
Счастливый отец
Разговоры за чайным столом
Чудесные гости
Разносторонний человек
Собачий холод
Последняя встреча
Широкий размах
Лентяй
Интриги
Колумб причаливает к берегу
Добродушный Курятников
Возрастное ограничение: 0+
Продолжительность: 40 ч. 01 мин. 16 сек.
Правообладатель: Эксмо
Аудиокнигу читает: Александр Алехин, Вадим Медведев, Владимир Константинович Солдатов
На Zvooq-Knigi.ru: с 17.07.2021
Научно доказано, что смех продлевает жизнь. А мы предлагаем вам смеяться без остановки вместе с лучшими юмористическими книгами всех времен. Здесь вы найдете истории о самых разных персонажах: чопорных аристократах и простых работягах, положительных героях и неоднозначных трикстерах, а также многих других.
Смейтесь над ними вместе с нами и дарите хорошее настроение всем вокруг!
Илья Ильф и Евгений Петров. Двенадцать стульев
КУПИТЬ КНИГУ
Ильф и Петров – эталонные мастера отечественного юмористического жанра. Их книги известны и любимы во всем мире. И, конечно же, мы не смогли пройти мимо знакового романа «Двенадцать стульев». Остап Бендер уже давно превратился в персонажа нарицательного, а его цитаты знает каждый: «Командовать парадом буду я!».
Если вы еще не знакомы с творчеством Ильфа и Петрова, то «Двенадцать стульев» – это определенно та книга, с которой стоит начать. Она легко читается и полна искрометного юмора. А также роман научит вас выходить из любых жизненных ситуаций с блеском и улыбкой.
Бернард Шоу. Пигмалион
КУПИТЬ КНИГУ
У крупнейшего английского драматурга рубежа XIX-XX вв. Бернарда Шоу в репертуаре множество интересных произведений, однако «Пигмалион», без сомнения, настоящая жемчужина в творчестве автора. Действие пьесы разворачивается вокруг цветочницы Элизы Дулиттл, которую профессор Генри Хиггинс берется обучать манерам и произношению высшего английского сословия.
«Пигмалион» бичует нормативную мораль, лицемерие и ханжество. Но делает это настолько остроумно и интересно, что пьеса прочтется очень быстро – буквально, за один-два вечера. Однако она непременно вам запомнится тонким юмором, колоритными персонажами и открытым финалом, который гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
Дуглас Адамс. Автостопом по Галактике
КУПИТЬ КНИГУ
Изначально «Автостопом по Галактике» называлось шоу на радиостанции Би-би-си. Однако оно имело настолько грандиозный успех, что было адаптировано в виде романа. И это было правильное решение. «Автостопом по Галактике» была тепло принята критиками и читателями, а Дуглас Адамс очень быстро стал самым молодым номинантом премии «Золотая ручка», которую вручают за 1 млн проданных книг.
Классический неудачник Артур Дент пытается спасти свой дом от сноса, когда к нему заявляется лучший друг и будничным тоном сообщает, что примерно через 12 минут Земля будет уничтожена. Вместе они отправляются в удивительное путешествие, полное самых безумных приключений и странных существ.
Пелам Вудхаус. Дживс и феодальная верность
КУПИТЬ КНИГУ
Книги Вудхауса – это классика английского юмора. Сериал про оболтуса-аристократа Вустера и его невозмутимого дворецкого Дживса с участием неразлучной парочки Стивена Фрая и Хью Лори помнят и любят многие. Тем интереснее будет познакомиться с первоисточником и сравнить его с культовым телешоу!
Мы предлагаем вам познакомиться со сборником рассказов о Дживсе и Вустере, где обаятельный, но немного бестолковый аристократ Берти Вустер постоянно попадает в неразрешимые, на первый взгляд, ситуации. Однако для смышленого дворецкого Дживса нет ничего невозможного. Из раза в раз он вытаскивает из передряг своего молодого господина и каждый раз делает это в лучших традициях английского юмора: элегантно и остроумно.
Слава Сэ. Сантехник, его кот, жена и другие подробности
КУПИТЬ КНИГУ
Эпоха блогов и соцсетей породила новый жанр – короткие зарисовки о жизни вымышленных персонажей, но на самом деле во многом о своей собственной. Эти истории сначала появляются на личной страничке автора в Интернете, а уже потом, обретя тысячи поклонников, становятся известны издателям и публикуются на бумаге, чтобы захватить новую аудиторию. Именно такой книгой стал сборник рассказов «Сантехник, его кот, жена и другие подробности».
Байки Вячеслава Солдатенко, психолога по образованию, который на самом деле работал сантехником, – одни из лучших. Нехитрая жизненная философия и бездна самоиронии обязательно поднимут настроение и научат проще относиться к житейским проблемам.
Наринэ Абгарян. Манюня
КУПИТЬ КНИГУ
Главную героиню этих рассказов читатели называют российским Томом Сойером в юбке. Смешные и трогательные приключения Манюни, ее подружки Нарки, многочисленных родственников и друзей основаны на личном опыте автора, которая выросла в небольшом армянском городке и у которой тоже была своя грозная Ба.
Истории о Манюне будут интересны не только детям, но и взрослым. Понятные, знакомые каждому образы из детства не оставят никого равнодушными. Эта книга о прекрасном, озорном и полном приключений веселом детстве, которую вы наверняка захотите перечитывать и перечитывать. Особенно актуально в осеннюю хандру, когда всем нам не хватает немножечко тепла.
Терри Пратчетт. Вещие сестрички
КУПИТЬ КНИГУ
И снова культовый британский автор. На этот раз Терри Пратчетт с романом «Вещие сестрички». На самом деле, очень многие книги автора достойны оказаться в этой подборке. Но «Вещие сестрички» кажутся нам совершенно особенными. Это история о троице ведьм, которые портят жизнь не самым порядочным людям.
Вместе с тремя главными героинями вы переживете множество приключений: путешествия во времени, вдохновение великих на шедевры и даже свержение узурпаторов-тиранов! Присоединяйтесь к веселому ведьминскому шабашу и постарайтесь провести время как можно лучше.
Антон Чехов. Юмористические рассказы
КУПИТЬ КНИГУ
Большинство читателей знают Антона Чехова как первоклассного драматурга, чьи пьесы играют в лучших театрах мира. Однако свою карьеру великий русский писатель начинал как автор юмористических рассказов. Его псевдонимы вы, должны быть, помните еще со школьной скамьи: Антоша Чехонте, Че, Брат моего брата и многие другие.
Юмор Чехова совершенно разный: от трагикомического до искреннего веселья. Однако все они о любви к человеческой природе в любом ее проявлении, несмотря на недостатки и заблуждения. Поэтому, если вы не знакомы с рассказами Чехова, то самое время залатать этот пробел и от души посмеяться вместе с русским классиком над колоритными персонажами.
Михаил Зощенко. Голубая книга
КУПИТЬ КНИГУ
Михаил Зощенко – мастер сатиры. И «Голубая книга» в полной мере доказывает это. Сам писатель называл произведение «краткой историей человеческих отношений», образы героев списал из жизни людей раннего СССР.
В книгу включены бытовые новеллы и исторические анекдоты. Среди самых колоритных персонажей можно найти: молочницу, которая сдала мужа напрокат разбогатевшей врачихе, за червонец; активиста, открывшего способ борьбы против бюрократизма, но угодивший в тюрьму; а также горе-жениха, решившего жениться, не разглядев своей невесты, а потому не узнавшего новоиспеченную супругу на собственной свадьбе.
Джером К. Джером. Трое в одной лодке, не считая собаки
КУПИТЬ КНИГУ
Еще один полюбившийся российским читателям образец классического английского юмора – книга Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки». Остроумная пародия на приключенческие романы, в которой в роли отважных героев выступают самые обычные лондонские клерки, а опасное путешествие сводится к покорению мирной реки Темзы и попыткам преодолеть последствия собственных нелепых поступков.
Роман «Трое в лодке, не считая собаки» принес Джерому К. Джерому мировую известность, а также повлиял на множество юмористов и сатириков. По собственному признанию, автор написал его по воспоминаниям о своем медовом месяце. Пожалуй, это один из самых продуктивных отдыхов с супругой из всех случившихся на нашей планете. Проверьте сами! И не забудьте поделиться впечатлениями.
6 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 43.
Тема. Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. «Налим».
Цель:
· выявить особенности раннего творчества А.П. Чехова, тематику, проблематику его сатирических и юмористических рассказов, некоторых приемов создания комического (на примере рассказа «Налим»);
· формировать навыки выразительного чтения, исследовательской работы с текстом, умения выделять главное в прослушанном сообщении, коммуникативных навыков учащихся;
· воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Обращение к домашнему заданию.
• На основе приведенных высказываний об А.П. Чехове В.П.Катаева, А.И.Куприна, К.И. Чуковского, И.А. Бунина создайте портрет писателя, в котором постарайтесь отобразить не только детали его внешности, но и его внутренний облик.
- Беседа.
• Какие факты биографии А.П. Чехова вам известны? (Презентация)
• Какие произведения А.П. Чехова вы читали?
• Какие комические ситуации из рассказов А.П. Чехова вы запомни?
- Нахождение черт сходства и различия в определениях сатиры, юмора и иронии.
Юмор (англ. humour – нрав, настроение) — изображение героев в смешном виде. Юмор – смех весёлый и доброжелательный.
Сатира – (лат. satira – смесь, всякая всячина) – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.
4. Слово учителя.
Юмор — осмеяние «частного»; сатира, как правило, — осмеяние «общего», обличение социально-нравственных пороков и недостатков.
Видение жизни А.П. Чеховым, его взгляд на мир неотделимы от иронии, трагической усмешки. Писатель не мог пройти мимо беспорядков и неправоты окружающей действительности, но все написанное получало в его произведениях трагикомическое звучание, таковы особенности чеховского таланта. Смешное у него грустно, а грустное — смешно, в его рассказах, повестях и пьесах огромное количество оттенков комедийного и драматического.
Свои первые творческие шаги А.П. Чехов сделал в Москве.
В 1879 г. он поступает в университет на медицинский факультет. Одновременно с занятиями в университете Чехов занимается непрерывной литературной работой.
Как и старшие братья, А.П. Чехов решил попытать счастья в юмористических журналах. Журнал «Будильник» отказался напечатать его рассказ, а 24 декабря 1879 г. Антон Павлович послал в петербургский журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к ученому соседу д-ру Фридриху». Чехов считал этот день началом своей литературной деятельности.
Поиски своего пути в русскую литературу для начинающего писателя были трудными. Но неодолимое стремление к правде, отвращение к мещанству и пошлости, деспотизму и насилию определили его творческий стиль. Чехов смеялся и над писателями, которые не снисходят до описания обыкновенной жизни и обыкновенных людей.
5.Обращение к фотографии «А. П. Чехов. Фотография Хр. Бабаева. 1888 г.»
6.Выразительное чтение рассказов «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.?» и «Жалобная книга».
ЖАЛОБНАЯ КНИГА
Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги. Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте:
«Милостивый государь! Проба пера!?»
Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей написано:
«Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя».
«Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И.Ярмонкин».
«Кто писал не знаю, а я дурак читаю».
«Оставил память начальник стола претензий Коловроев».
«Приношу начальству мою жалобу на Кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жене. Жена моя вовсе не шумела, а напротив старалась чтоб всё было тихо. А также и насчет жандарма Клятвина который меня Грубо за плечо взял. Жительство имею в имении Андрея Ивановича Ищеева который знает мое поведение. Конторщик Самолучшев».
«Никандров социалист!»
«Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка. (зачеркнуто). Проезжая через эту станцию, я был возмущен до глубины души следующим. (зачеркнуто). На моих глазах произошло следующее возмутительное происшествие, рисующее яркими красками наши железнодорожные порядки. (далее всё зачеркнуто, кроме подписи). Ученик 7-го класса Курской гимназии Алексей Зудьев».
«В ожидании отхода поезда обозревал физиогномию начальника станции и остался ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии. Неунывающий дачник».
«Я знаю кто это писал. Это писал М. Д.».
«Господа! Тельцовский шуллер!»
«Жандармиха ездила вчера с буфетчиком Костькой за реку. Желаем всего лучшего. Не унывай жандарм!»
«Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов».
«Лопай, что дают».
«Кто найдет кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».
«Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры. Телеграфист Козьмодемьянский».
«Добродетелью украшайтесь».
«Катинька, я вас люблю безумно!»
«Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. За начальника станции Иванов 7-й».
«Хоть ты и седьмой, а дурак».
7.Слово учителя.
После занятий в университете Чехов отправлялся по редакциям, часами простаивал в прокуренных коридорах, прислушиваясь к разговорам бывалых газетчиков. Он решил попытать счастья в новом журнала «Зритель». Однако журнал закрылся. К этому времени Антона Павловича уже заметили в литературных кругах Москвы.
«Человек без селезенки», «Улисс», «Дяденька», «Брат моего брата», так подписывал Чехов свои ранние рассказы, помещенные на страницах юмористических журналов (всего известно более 50 псевдонимов Чехова).
Те из них, которые казались писателю лучше других, он подписывал старым гимназическим прозвищем: Антоша Чехонте.
С каждым новым рассказом, — а написал их Антон Павлович за эти годы очень много, — все яснее проявлялись черты нового, чеховского стиля. Писатель безжалостно отвергал то, что еще вчера казалось ему удачным. Так исчезали из его рассказов длинноты, вульгаризмы, стремление рассмешить читателя иногда в ущерб замыслу произведения.
О том, как совершенствовалась писательская манера Чехова, можно судить по тем поправкам, которые он внес в свои юношеские рассказы. В рассказе «Радость» от фразы «Гимназисты проснулись и уставили свои сонные глаза на старшего братца» осталось только два слова: «Гимназисты проснулись». Чехов выбросил из ранних рассказов такие подделки под народный говор, как «акромя», «пущай», «таперича», отказался от иностранных слов «фиксировать», «эксплуатировать». «Искусство писать, — говорил впоследствии Антон Павлович, — состоит не в искусстве писать, а в искусстве вычеркивать плохо написанное».
Краткость формы он считал признаком таланта. Конечно, сама по себе она отнюдь не безусловное достоинство. Предполагается умение немногими словами сказать о многом, насытить скупую речь богатым внутренним содержанием. Вот этим умением как раз и обладал Чехов. Он мог извлечь главное из какой-то ситуации и представить это так, чтобы читателю была понятна суть дела. Количество персонажей у него обычно ограничивается двумя-тремя лицами. Когда тема и сюжет требуют нескольких персонажей, Чехов обычно выбирает центральное лицо, которое и рисует дробно, разбрасывая остальных по фону. Этот прием позволяет сфокусировать внимание читателя на основной мысли рассказа.
Осенью 1882 г. в Москву приехал Лейкин — издатель Петербургского юмористического журнала «Осколки» и предложил Чехову работу. Антон Павлович считал для себя в ту пору приглашение Лейкина сотрудничать в «Осколках» удачей.
Чехов писал до немоты в пальцах; были рассчитаны не только часы, но и минуты: ведь на его литературный заработок жила вся семья. В июне 1884 г. Чехов окончил университет. «Живу с апломбом, — сообщал он друзьям об этом событии, — так как ощущаю у себя в кармане лекарский паспорт». Осенью на дверях квартиры писателя появилась табличка: «Доктор А.П. Чехов». Пациентов у Антона Павловича было немало – вся литературная Москва шла к нему так же просто, как ходят в бесплатную лечебницу. Зная его бесконечную доброту, не стеснялись его беспокоить, частенько будили среди ночи и везли на другой конец города к больному.
В том же 1884 г. на прилавках книжных магазинов появилась тоненькая книжка: А.Чехонте «Сказки Мельпомены».
8. Обращение к титульному листку сборника А.П. Чехова «Сказки Мельпомены». 1884 г.
В нее вошли рассказы Чехова из театральной жизни. Имя автора было незнакомо книгопродавцам. Руководствуясь названием «Сказки», они положили книгу в детский отдел. Скандал, учиненный покупателем из-за того, что его детям продали такую «безнравственную» книгу, да несколько поверхностных рецензий — вот и все отклики на это издание.
9. Обращение к домашнему заданию. Беседа.
Сюжет рассказа «Налим», как вспоминал М.П. Чехов, связан с действительным происшествием: «Я отлично помню, как плотники в Бабкине ставили купальню и как во время работы наткнулись в воде на налима».
• Что вам показалось особенно смешным в рассказе «Налим»?
• Как автору удалось добиться комического эффекта?
• Самостоятельная исследовательская работа с текстом. Заполните примерами правую часть таблицы.
Некоторые приемы создания комического | Примеры |
Диалог героев как средство создания картины реальной действительности | Диалог — средство создания характеров Любима и Герасима |
Скупые портретные характеристики | Герасим, высокий, тощий мужик с рыжей курчавой головой и с лицом, поросшим волосами |
Максимально выразительный пейзаж | Облака, похожие на рассыпанный снег… Мурлыкает орличка |
Использование простых предложений | Начинается ругань… А солнце печёт и печёт |
Оригинальные сравнения и метафоры | Тени становятся короче и уходят в самих себя, как рога улитки… |
— В чём особенность построения рассказа «Налим»?
Рассказ построен как диалог героев, пытающихся вытащить налима из-под коряги.
— Прочитайте выразительно по ролям диалог героев от слов «Да что ты всё рукой тычешь?» до слов «Ничего, что глыбоко. Ты вплавь.».
— Назовите слова, которые помогают воссоздать особенности характеров персонажей.
Любим: тычешь, голова ты садовая, анафема, за зебры хватай, низкой комплекцыи.
Герасим: командер, горбатый черт, ну тя к лешему.
Диалог в рассказе выступает как средство создания характеров героев и картины реальной действительности. Речь персонажей изобилует просторечиями. На этом фоне несколько неожиданно звучат такие слова, как комплекцыя и командер, что создает комический эффект.
Герасим кажется более «грамотным», чем Любим. Отвечая товарищу, он настойчиво заменяет слово зебры на жабры. В то же время герои во многом похожи: оба суетливы, нерасторопны, неумелы. Однако они вызывают скорее сочувствие и добрую улыбку, чем осуждение.
— Какие предложения чаще всего встречаются в тексте — простые или сложные? Чему это способствует?
В рассказе А.П. Чехова преобладают простые предложения. Это способствует созданию точной и лаконичной картины.
10. Обращение к иллюстрациям.
11. Слово учителя.
В 1938 г. выходят рассказы «Налим» и «Лошадиная фамилия» с рисунками С.С. Бойма.
Т.В.Шишмарева выполнила иллюстрации к различным изданиям произведений А.П.Чехова в начале 50-х гг. XX в., например к рассказам «Налим», «Скучная история», «Унтер Пришибеев», «Ванька», «Спать хочется» и др.
Интересны иллюстрации к прозе А.П.Чехова советских художников Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов) (1941).
ІI. Подведение итогов урока.
— К каким произведениям – юмористическим или сатирическим – правомерно отнести рассказ А.П.Чехва?
Рассказ юмористический, поскольку не обличает пороки, а скорее содержит указание или намёк на недостатки, которые не носят характера пороков.
III. Домашнее задание.
1.Прочитать рассказ «Толстый и тонкий».
2.Групповое задание.
Подготовить выразительное чтение рассказа по ролям.
3.Прочитать рассказ А.П. Чехова «Шуточка».
4.Выписать из текста слова, которыми герой характеризует состояние Наденьки в моменты их встреч. Как эти описания показывают его отношение к Наденьке?
Кашанова Елена Владимировна
6 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 43.
Тема. Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. «Налим».
Цель:
-
выявить особенности раннего творчества А.П. Чехова, тематику, проблематику его сатирических и юмористических рассказов, некоторых приемов создания комического (на примере рассказа «Налим»);
-
формировать навыки выразительного чтения, исследовательской работы с текстом, умения выделять главное в прослушанном сообщении, коммуникативных навыков учащихся;
-
воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Изучение нового материала.
-
Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Обращение к домашнему заданию.
• На основе приведенных высказываний об А.П. Чехове В.П.Катаева, А.И.Куприна, К.И. Чуковского, И.А. Бунина создайте портрет писателя, в котором постарайтесь отобразить не только детали его внешности, но и его внутренний облик.
-
Беседа.
• Какие факты биографии А.П. Чехова вам известны? (Презентация)
• Какие произведения А.П. Чехова вы читали?
• Какие комические ситуации из рассказов А.П. Чехова вы запомни?
-
Нахождение черт сходства и различия в определениях сатиры, юмора и иронии.
Юмор (англ. humour – нрав, настроение) — изображение героев в смешном виде. Юмор – смех весёлый и доброжелательный.
Сатира – (лат. satira – смесь, всякая всячина) – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.
4. Слово учителя.
Юмор — осмеяние «частного»; сатира, как правило, — осмеяние «общего», обличение социально-нравственных пороков и недостатков.
Видение жизни А.П. Чеховым, его взгляд на мир неотделимы от иронии, трагической усмешки. Писатель не мог пройти мимо беспорядков и неправоты окружающей действительности, но все написанное получало в его произведениях трагикомическое звучание, таковы особенности чеховского таланта. Смешное у него грустно, а грустное — смешно, в его рассказах, повестях и пьесах огромное количество оттенков комедийного и драматического.
Свои первые творческие шаги А.П. Чехов сделал в Москве.
В 1879 г. он поступает в университет на медицинский факультет. Одновременно с занятиями в университете Чехов занимается непрерывной литературной работой.
Как и старшие братья, А.П. Чехов решил попытать счастья в юмористических журналах. Журнал «Будильник» отказался напечатать его рассказ, а 24 декабря 1879 г. Антон Павлович послал в петербургский журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо донского помещика Степана Владимировича N. к ученому соседу д-ру Фридриху». Чехов считал этот день началом своей литературной деятельности.
Поиски своего пути в русскую литературу для начинающего писателя были трудными. Но неодолимое стремление к правде, отвращение к мещанству и пошлости, деспотизму и насилию определили его творческий стиль. Чехов смеялся и над писателями, которые не снисходят до описания обыкновенной жизни и обыкновенных людей.
5.Обращение к фотографии «А. П. Чехов. Фотография Хр. Бабаева. 1888 г.»
6.Выразительное чтение рассказов «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.?» и «Жалобная книга».
ЖАЛОБНАЯ КНИГА
Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги. Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте:
«Милостивый государь! Проба пера!?»
Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей написано:
«Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя».
«Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И.Ярмонкин».
«Кто писал не знаю, а я дурак читаю».
«Оставил память начальник стола претензий Коловроев».
«Приношу начальству мою жалобу на Кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жене. Жена моя вовсе не шумела, а напротив старалась чтоб всё было тихо. А также и насчет жандарма Клятвина который меня Грубо за плечо взял. Жительство имею в имении Андрея Ивановича Ищеева который знает мое поведение. Конторщик Самолучшев».
«Никандров социалист!»
«Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка… (зачеркнуто). Проезжая через эту станцию, я был возмущен до глубины души следующим… (зачеркнуто). На моих глазах произошло следующее возмутительное происшествие, рисующее яркими красками наши железнодорожные порядки… (далее всё зачеркнуто, кроме подписи). Ученик 7-го класса Курской гимназии Алексей Зудьев».
«В ожидании отхода поезда обозревал физиогномию начальника станции и остался ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии. Неунывающий дачник».
«Я знаю кто это писал. Это писал М. Д.».
«Господа! Тельцовский шуллер!»
«Жандармиха ездила вчера с буфетчиком Костькой за реку. Желаем всего лучшего. Не унывай жандарм!»
«Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов».
«Лопай, что дают»…
«Кто найдет кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».
«Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры. Телеграфист Козьмодемьянский».
«Добродетелью украшайтесь».
«Катинька, я вас люблю безумно!»
«Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. За начальника станции Иванов 7-й».
«Хоть ты и седьмой, а дурак».
7.Слово учителя.
После занятий в университете Чехов отправлялся по редакциям, часами простаивал в прокуренных коридорах, прислушиваясь к разговорам бывалых газетчиков. Он решил попытать счастья в новом журнала «Зритель». Однако журнал закрылся. К этому времени Антона Павловича уже заметили в литературных кругах Москвы.
«Человек без селезенки», «Улисс», «Дяденька», «Брат моего брата», так подписывал Чехов свои ранние рассказы, помещенные на страницах юмористических журналов (всего известно более 50 псевдонимов Чехова).
Те из них, которые казались писателю лучше других, он подписывал старым гимназическим прозвищем: Антоша Чехонте.
С каждым новым рассказом, — а написал их Антон Павлович за эти годы очень много, — все яснее проявлялись черты нового, чеховского стиля. Писатель безжалостно отвергал то, что еще вчера казалось ему удачным. Так исчезали из его рассказов длинноты, вульгаризмы, стремление рассмешить читателя иногда в ущерб замыслу произведения.
О том, как совершенствовалась писательская манера Чехова, можно судить по тем поправкам, которые он внес в свои юношеские рассказы. В рассказе «Радость» от фразы «Гимназисты проснулись и уставили свои сонные глаза на старшего братца» осталось только два слова: «Гимназисты проснулись». Чехов выбросил из ранних рассказов такие подделки под народный говор, как «акромя», «пущай», «таперича», отказался от иностранных слов «фиксировать», «эксплуатировать». «Искусство писать, — говорил впоследствии Антон Павлович, — состоит не в искусстве писать, а в искусстве вычеркивать плохо написанное».
Краткость формы он считал признаком таланта. Конечно, сама по себе она отнюдь не безусловное достоинство. Предполагается умение немногими словами сказать о многом, насытить скупую речь богатым внутренним содержанием. Вот этим умением как раз и обладал Чехов. Он мог извлечь главное из какой-то ситуации и представить это так, чтобы читателю была понятна суть дела. Количество персонажей у него обычно ограничивается двумя-тремя лицами. Когда тема и сюжет требуют нескольких персонажей, Чехов обычно выбирает центральное лицо, которое и рисует дробно, разбрасывая остальных по фону. Этот прием позволяет сфокусировать внимание читателя на основной мысли рассказа.
Осенью 1882 г. в Москву приехал Лейкин — издатель Петербургского юмористического журнала «Осколки» и предложил Чехову работу. Антон Павлович считал для себя в ту пору приглашение Лейкина сотрудничать в «Осколках» удачей.
Чехов писал до немоты в пальцах; были рассчитаны не только часы, но и минуты: ведь на его литературный заработок жила вся семья. В июне 1884 г. Чехов окончил университет. «Живу с апломбом, — сообщал он друзьям об этом событии, — так как ощущаю у себя в кармане лекарский паспорт». Осенью на дверях квартиры писателя появилась табличка: «Доктор А.П. Чехов». Пациентов у Антона Павловича было немало – вся литературная Москва шла к нему так же просто, как ходят в бесплатную лечебницу. Зная его бесконечную доброту, не стеснялись его беспокоить, частенько будили среди ночи и везли на другой конец города к больному.
В том же 1884 г. на прилавках книжных магазинов появилась тоненькая книжка: А.Чехонте «Сказки Мельпомены».
8. Обращение к титульному листку сборника А.П. Чехова «Сказки Мельпомены». 1884 г.
В нее вошли рассказы Чехова из театральной жизни. Имя автора было незнакомо книгопродавцам. Руководствуясь названием «Сказки», они положили книгу в детский отдел. Скандал, учиненный покупателем из-за того, что его детям продали такую «безнравственную» книгу, да несколько поверхностных рецензий — вот и все отклики на это издание.
9. Обращение к домашнему заданию. Беседа.
Сюжет рассказа «Налим», как вспоминал М.П. Чехов, связан с действительным происшествием: «Я отлично помню, как плотники в Бабкине ставили купальню и как во время работы наткнулись в воде на налима».
• Что вам показалось особенно смешным в рассказе «Налим»?
• Как автору удалось добиться комического эффекта?
• Самостоятельная исследовательская работа с текстом. Заполните примерами правую часть таблицы.
Некоторые приемы создания комического | Примеры |
Диалог героев как средство создания картины реальной действительности | Диалог — средство создания характеров Любима и Герасима |
Скупые портретные характеристики | Герасим, высокий, тощий мужик с рыжей курчавой головой и с лицом, поросшим волосами |
Максимально выразительный пейзаж | Облака, похожие на рассыпанный снег… Мурлыкает орличка |
Использование простых предложений | Начинается ругань… А солнце печёт и печёт |
Оригинальные сравнения и метафоры | Тени становятся короче и уходят в самих себя, как рога улитки… |
— В чём особенность построения рассказа «Налим»?
Рассказ построен как диалог героев, пытающихся вытащить налима из-под коряги.
— Прочитайте выразительно по ролям диалог героев от слов «Да что ты всё рукой тычешь?» до слов «Ничего, что глыбоко… Ты вплавь…».
— Назовите слова, которые помогают воссоздать особенности характеров персонажей.
Любим: тычешь, голова ты садовая, анафема, за зебры хватай, низкой комплекцыи.
Герасим: командер, горбатый черт, ну тя к лешему.
Диалог в рассказе выступает как средство создания характеров героев и картины реальной действительности. Речь персонажей изобилует просторечиями. На этом фоне несколько неожиданно звучат такие слова, как комплекцыя и командер, что создает комический эффект.
Герасим кажется более «грамотным», чем Любим. Отвечая товарищу, он настойчиво заменяет слово зебры на жабры. В то же время герои во многом похожи: оба суетливы, нерасторопны, неумелы. Однако они вызывают скорее сочувствие и добрую улыбку, чем осуждение.
— Какие предложения чаще всего встречаются в тексте — простые или сложные? Чему это способствует?
В рассказе А.П. Чехова преобладают простые предложения. Это способствует созданию точной и лаконичной картины.
10. Обращение к иллюстрациям.
11. Слово учителя.
В 1938 г. выходят рассказы «Налим» и «Лошадиная фамилия» с рисунками С.С. Бойма.
Т.В.Шишмарева выполнила иллюстрации к различным изданиям произведений А.П.Чехова в начале 50-х гг. XX в., например к рассказам «Налим», «Скучная история», «Унтер Пришибеев», «Ванька», «Спать хочется» и др.
Интересны иллюстрации к прозе А.П.Чехова советских художников Кукрыниксов (Куприянов, Крылов, Соколов) (1941).
ІI. Подведение итогов урока.
— К каким произведениям – юмористическим или сатирическим – правомерно отнести рассказ А.П.Чехва?
Рассказ юмористический, поскольку не обличает пороки, а скорее содержит указание или намёк на недостатки, которые не носят характера пороков.
III. Домашнее задание.
1.Прочитать рассказ «Толстый и тонкий».
2.Групповое задание.
Подготовить выразительное чтение рассказа по ролям.
3.Прочитать рассказ А.П. Чехова «Шуточка».
4.Выписать из текста слова, которыми герой характеризует состояние Наденьки в моменты их встреч. Как эти описания показывают его отношение к Наденьке?
6
-75%
Сохранить у себя:
Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. «Налим». (34.9 KB)
Перед вами список 100 лучших книг, составленный по результатам голосования посетителей нашего сайта. В голосовании участвуют произведения художественной литературы любой длины, любого жанра, написанные на любом языке в любой период времени.
Участники голосования сами решают, что понимать под словами «лучшие книги». Вы можете добавить в список и проголосовать как за самое эпохальное с вашей точки зрения литературное произведение, так и за просто интересную книгу, которую можете перечитывать раз за разом (подробнее в разделе «О проекте»). Система голосования позволяет голосовать как «за», так и «против». Онлайн голосование является бессрочным, результаты обновляются немедленно в режиме реального времени.
Добро пожаловать в рейтинг 100 лучших книг всех времен! Читайте и любите книги!
Наличие:
Все книги
По языкам:
Все
По времени:
Все
Метки:
Название Посчитать прочитанное Копировать список | Год | Средний балл | Проголосовало | Баллы | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 |
| 1929-1940 | 1.73 | 9903 | 17202 | ||
2 |
| 1928 | 1.84 | 8772 | 16193 | ||
3 |
| 1925 | 1.67 | 9604 | 16125 | ||
4 |
| 1931 | 2.31 | 6075 | 14087 | ||
5 |
| 1859 | 3.22 | 3692 | 11890 | ||
6 |
| 1985 | 1.19 | 5700 | 6814 | ||
7 |
| 1934—1936 | 2.61 | 2431 | 6352 | ||
8 |
| 1884 | 1.52 | 4026 | 6129 | ||
9 |
| 1921-1923 | 1.64 | 3210 | 5275 | ||
10 |
| 1929-1936 | 1.91 | 2655 | 5080 | ||
11 |
| 1726 | 1.68 | 2850 | 4802 | ||
12 |
| 1925 | 1.89 | 2432 | 4616 | ||
13 |
| 1945 | 1.62 | 2690 | 4368 | ||
14 |
| 1932 | 1.79 | 2298 | 4135 | ||
15 |
| 1796-1797, 1813 | 0.79 | 5154 | 4075 | ||
16 |
| 1869-1870 | 2.68 | 1512 | 4067 | ||
17 |
| 1924 | 2.26 | 1764 | 3989 | ||
18 |
| 1924 | 1.85 | 2146 | 3977 | ||
19 |
| 1875—1880 гг | 2.55 | 1523 | 3897 | ||
20 |
| 1832-1833 | 1.47 | 2110 | 3118 | ||
21 |
| 1922-1958 | 2.33 | 1171 | 2732 | ||
22 |
| 1982 | 1.19 | 1882 | 2243 | ||
23 |
| 1974 | 2.23 | 1002 | 2239 | ||
24 |
| 1953-1999 | 1.48 | 1416 | 2096 | ||
25 |
| 1898 | 2.37 | 881 | 2094 | ||
26 |
| 1944 | 1.78 | 697 | 1243 | ||
27 |
| 1818 | 1.84 | 624 | 1151 | ||
28 |
| 1963-2007 | 0.50 | 2188 | 1108 | ||
29 |
| 1758 | 1.03 | 1010 | 1045 | ||
30 |
| 1963 | 1.22 | 828 | 1018 | ||
31 |
| 1967 | 1.14 | 887 | 1015 | ||
32 |
| 1904 | 3.10 | 309 | 960 | ||
33 |
| 1533-1564 | 1.05 | 901 | 950 | ||
34 |
| 1937 | 2.40 | 390 | 936 | ||
35 |
| 1868 | 1.87 | 421 | 789 | ||
36 |
| 1957 | 1.49 | 510 | 761 | ||
37 |
| 1889 | 2.12 | 354 | 751 | ||
38 |
| 1997-2000 | 0.69 | 1065 | 739 | ||
39 |
| I век н. э | 1.30 | 554 | 722 | ||
40 |
| 1996 | 0.51 | 1354 | 697 | ||
41 |
| 1930-е | 2.20 | 314 | 691 | ||
42 |
| 1922 | 0.60 | 1121 | 674 | ||
43 |
| 1973 | 1.09 | 573 | 629 | ||
44 |
| 1617 | 1.05 | 595 | 626 | ||
45 |
| 1968 | 1.68 | 366 | 617 | ||
46 |
| 1960 | 1.22 | 470 | 578 | ||
47 |
| 1928 | 2.55 | 221 | 565 | ||
48 |
| 2001 | 1.88 | 264 | 498 | ||
49 |
| 1894 | 1.43 | 307 | 440 | ||
50 |
| 1993 | 1.12 | 371 | 418 | ||
51 |
| 1839 | 1.01 | 355 | 361 | ||
Книги из списка кандидатов на включение в основной список лучших книг: | |||||||
52 ? |
| 1936 | 2.26 | 1482 | 3362 | ||
53 ? |
| 2003 | 1.90 | 1687 | 3218 | ||
54 ? |
| 1996 | 2.02 | 1504 | 3052 | ||
55 ? |
| 1987 | 1.14 | 2036 | 2337 | ||
56 ? |
| 1850-60-ые | 1.22 | 1423 | 1745 | ||
57 ? |
| 2008-2012 | 0.50 | 2869 | 1439 | ||
58 ? |
| 1991 | 0.49 | 2891 | 1430 | ||
59 ? |
| 2001 | 0.29 | 2560 | 762 | ||
60 ? |
| 1910-1925 | 1.02 | 723 | 742 | ||
61 ? |
| 1993 | 1.22 | 526 | 643 | ||
62 ? |
| 1990 | 0.32 | 1835 | 593 | ||
63 ? |
| 2010 | 1.20 | 448 | 542 | ||
64 ? |
| 1696-1697 | 1.00 | 508 | 509 | ||
65 ? |
| 1819-1821 | 0.75 | 609 | 459 | ||
66 ? |
| 1947 | 1.43 | 295 | 424 | ||
67 ? |
| 1901-03 | 1.05 | 367 | 388 | ||
68 ? |
| 1961 | 0.74 | 496 | 368 | ||
69 ? |
| 1883 | 4.90 | 65 | 319 | ||
70 ? |
| 1965 | 1.67 | 179 | 300 | ||
71 ? |
| 1980 | 1.09 | 255 | 280 | ||
72 ? |
| 1961 | 0.79 | 334 | 266 | ||
73 ? |
| 1929 | 4.24 | 61 | 259 | ||
74 ? |
| 1900-1922 | 4.84 | 53 | 257 | ||
75 ? |
| 1927 | 1.09 | 217 | 238 | ||
76 ? |
| 1981 | 1.38 | 94 | 130 | ||
77 ? |
| 1997 | 0.78 | 149 | 117 | ||
78 ? |
| 1935 | 1.03 | 111 | 115 | ||
79 ? |
| 2016 | 0.05 | 1971 | 109 | ||
80 ? |
| 2015 | 0.05 | 1968 | 106 | ||
81 ? |
| 1511 | 5.00 | 19 | 95 | ||
82 ? |
| 2014 | 0.04 | 1998 | 81 | ||
83 ? |
| 2018 | 0.06 | 1123 | 78 | ||
84 ? |
| 2018 | 0.05 | 1427 | 78 | ||
85 ? |
| 2014 | 0.03 | 2012 | 73 | ||
86 ? |
| 2018 | 0.05 | 1260 | 70 | ||
87 ? |
| 2014 | 0.03 | 2018 | 68 | ||
88 ? |
| 1939 | 0.67 | 87 | 59 | ||
89 ? |
| 1884 | 4.33 | 12 | 52 | ||
90 ? |
| 1946 | 0.20 | 249 | 50 | ||
91 ? |
| 1882 | 2.20 | 15 | 33 | ||
92 ? |
| 2004 | 1.93 | 16 | 31 | ||
93 ? |
| 2005 | 0.56 | 41 | 23 | ||
94 ? |
| 2018 | 3.50 | 4 | 14 | ||
95 ? |
| 1973 | 0.42 | 21 | 9 | ||
96 ? |
| 1978 | 3.00 | 2 | 6 | ||
97 ? |
| 2020 | -1.00 | 4 | -4 | ||
98 ? |
| 1969 | -0.15 | 39 | -6 | ||
99 ? |
| 2019 | -0.75 | 332 | -249 | ||
100 ? |
| 1979 | -0.36 | 1680 | -611 | ||
| |||||||
Страницы: 1 | Список кандидатов Копировать список Проголосовать | ||||||
|
Подписывайтесь на наш Инстаграм аккаунт @100bestbooks. Ежемесячный список 100 лучших книг на текущий момент, другие литературные рейтинги и списки, тематические списки книг. Азартные игроки постоянно крутят барабаны онлайн слотов. Популярные игровые автоматы с выводом денег на otzivycasino.xyz пользуются спросом у многих ценителей казино. Однако, нельзя торопиться с выбором сайта. Далеко не все п…
Сайту и списку 100 лучших книг всех времен исполнилось 10 лет! За это время мы зарегистрировали более 90 миллионов посещений и почти 35 тысяч проголосовавших. Мы поздравляем всех причастных с этой замечательной вехой и благодарим всех посетителей и участников голосования за ваш интерес и участие. У нас получился действительно хороший и замечательный список. Ура! Читайте и любите книги! Обратите внимание на лицензионные сайты с азартными играми. Экспертный
При частичном или полном цитировании материалов сайта ссылка на 100bestbooks.ru обязательна
| О проекте
https://ria.ru/20211210/nekrasov-1762730431.html
Биография Николая Некрасова
Биография Николая Некрасова — РИА Новости, 10.12.2021
Биография Николая Некрасова
Русский поэт, прозаик, драматург, публицист и издатель Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря (28 ноября по старому стилю) 1821 года в городке Немиров… РИА Новости, 10.12.2021
2021-12-10T03:16
2021-12-10T03:16
2021-12-10T03:16
справки
николай некрасов
россия
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/08/1762728095_0:430:2048:1582_1920x0_80_0_0_f733c3c802e8ad916af62c530b876183.jpg
Русский поэт, прозаик, драматург, публицист и издатель Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря (28 ноября по старому стилю) 1821 года в городке Немиров Винницкого уезда Подольской губернии (ныне Винницкая область Украины). Его отец происходил из семьи ярославских дворян, был армейским офицером, мать была дочерью богатого арендатора из Херсонской губернии. Раннее детство прошло в родовом имении отца – селе Грешнево Ярославской губернии (ныне село Некрасово Ярославской области). Рос в многодетной семье, у него было 13 братьев и сестер. В 1832-1837 годах учился в гимназии в Ярославле. В июле 1838 года уехал в Санкт-Петербург, где дважды (в 1839 и 1840 годах) безуспешно пытался поступить в Санкт-Петербургский университет. В 1838-1840 годах был вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета.Отец лишил Некрасова финансовой помощи, в течении нескольких лет он бедствовал, зарабатывал уроками и корректурой.В 1838 году было опубликовано первое печатное произведение Некрасова – стихотворение «Мысль» в журнале «Сын Отечества». В 1840 году за счет личных средств он выпустил свой первый поэтический сборник романтических баллад «Мечты и звуки». Издание не имело успеха ни у читателей, ни у критиков.К началу 1840-х годов Некрасов начал зарабатывать сочинением стихов и сказок, выходивших в виде лубочных изданий, публиковал статьи в «Литературной газете» и «Литературном прибавлении к «Русскому инвалиду», давал частные уроки, писал пьесы для Александринского театра под псевдонимом Перепельский.С середины 1840-х годов Некрасов активно занимался издательской деятельностью. При его участии были опубликованы альманахи «Физиология Петербурга», «Статейки в стихах без картинок», «1 апреля», «Петербургский сборник». Последний имел большой успех: в нем впервые был напечатан роман Федора Достоевского «Бедные люди».В конце 1846 года Некрасов вместе с журналистом и писателем Иваном Панаевым арендовал у издателя Петра Плетнева «Современник» – легендарный журнал своего времени. «Современник» позволил раскрыть талант Ивана Гончарова, Ивана Тургенева, Александра Герцена, Федора Достоевского, Михаила Салтыкова-Щедрина. Сам Некрасов был не только редактором, но и постоянным автором журнала. Чтобы заполнить цензурные пробелы, Некрасов публиковал в нем главы романов «Мертвое озеро» и «Три страны света», которые создал в соавторстве с гражданской женой Авдотьей Панаевой (писала под псевдонимом Н.Н. Станицкий).В середине 1850-х годов противоречия внутри «Современника» раскололи авторов на две группы с полярными взглядами. Либеральное дворянство выступало за реализм и эстетику в литературе, сторонники демократии придерживались сатирического уклона.К этому периоду относятся такие произведения Некрасова, как «Поэт и гражданин» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858). В результате противостояния Некрасов вместе с поэтом Николаем Добролюбовым основал приложение к «Современнику» – сатирическое издание «Свисток». На его страницах печатались Николай Чернышевский, Михаил Салтыков-Щедрин, Алексей Толстой. В нем публиковались юмористические повести и рассказы, сатирические стихи и карикатуры. Сатира – важнейшая черта творчества Некрасова. Обличение чиновников в ранних стихах («Современная ода», «Колыбельная песня») переросло в острую сатиру на политическую систему, помещиков и либералов («Газетная», «Песни о свободном слове», «Суд»). Позднее были созданы такие шедевры русской сатиры, как поэма «Недавнее время» (1871) и «Современники» (1875-1876). После закрытия в 1866 году «Современника» Некрасов занимался изданием журнала «Отечественные записки». Здесь он опубликовал поэмы «Дедушка» (1870) и «Декабристки» (по цензурным соображениям – «Русские женщины», 1872-1873). Большое место в творчестве Некрасова занимала тема деревни и крестьянства (стихи «Рыцарь на час», «Дума», «Похороны», «Калистрат», «Железная дорога», поэмы «Крестьянские дети», «Коробейники», «Мороз, Красный нос»). Одно из самых масштабных произведений Некрасова – крестьянская поэма «Кому на Руси жить хорошо». Ее первую часть он написал после отмены крепостного права – около 1863 года. Основой произведения стали его личные впечатления и воспоминания. По мысли автора, поэма должна была стать эпопеей, описывающей тяжелую народную долю. Работа над поэмой заняла у Некрасова почти 14 лет. Воплотить замысел автора в полной мере помешала тяжелая болезнь. Первоначально произведение должно было состоять из семи-восьми частей, но в итоге автор свел четвертую часть к открытому финалу. При жизни писателя в «Отечественных записках» были опубликованы только три фрагмента поэмы – первая часть с прологом без названия, «Последыш» и «Крестьянка». «Пир на весь мир» был напечатан спустя три года после смерти автора с большими сокращениями.В августе 1874 год Некрасов создал знаменитое стихотворение «Элегия» («Я лиру посвятил народу своему»). Написанный в последние годы жизни цикл «Последние песни» сосредоточен на воспоминаниях о детстве, матери и совершенных ошибках, принадлежит к одним из лучших его произведений.Многие стихи еще при жизни поэта стали народными песнями («Коробушка», «Меж высоких хлебов…»). Русские композиторы писали музыку на его тексты: Модест Мусоргский («Калистрат», «Песня Еремушке»), Цезарь Кюи («Молодые», «Сват и жених», «Внимая ужасам войны», «Катерина»), Сергей Танеев («Бьется сердце беспокойное»).8 января 1878 года (27 декабря 1877 года по старому стилю) Николай Некрасов скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище Петербурга. Проститься с ним пришли тысячи человек, это был первый случай, когда российскому писателю отдавали всенародные почести.Единственной законной женой Некрасова была крестьянка Фекла Викторова. После смерти поэта проживала в Саратове.В Ярославской области открыт Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха». Мемориальный музей-квартира Н.А. Некрасова находится в Санкт-Петербурге, Музей-усадьба Н.А. Некрасова – в городе Чудово Новгородской области. Памятники Некрасову установлены в Санкт-Петербурге, Ярославле, Москве, в селе Вятском Ярославской области. Также в селе Вятском Ярославской области ежегодно проходит фестиваль «Дни Некрасова».Именем Некрасова в России названы многие библиотеки, в частности, «Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» в Москве, «Некрасовская центральная библиотека» в Ярославской области, улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Новосибирске и в других российских городах.Материал подготовлен на основе информации открытых источников
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/08/1762728095_0:90:2049:1626_1920x0_80_0_0_f1ebbd8b0fe1d004454f6ab5bbf52cbf.jpg
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
справки, николай некрасов, россия
Русский поэт, прозаик, драматург, публицист и издатель Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря (28 ноября по старому стилю) 1821 года в городке Немиров Винницкого уезда Подольской губернии (ныне Винницкая область Украины). Его отец происходил из семьи ярославских дворян, был армейским офицером, мать была дочерью богатого арендатора из Херсонской губернии. Раннее детство прошло в родовом имении отца – селе Грешнево Ярославской губернии (ныне село Некрасово Ярославской области).
Рос в многодетной семье, у него было 13 братьев и сестер.
В 1832-1837 годах учился в гимназии в Ярославле. В июле 1838 года уехал в Санкт-Петербург, где дважды (в 1839 и 1840 годах) безуспешно пытался поступить в Санкт-Петербургский университет.
В 1838-1840 годах был вольнослушателем филологического факультета Петербургского университета.
Отец лишил Некрасова финансовой помощи, в течении нескольких лет он бедствовал, зарабатывал уроками и корректурой.
В 1838 году было опубликовано первое печатное произведение Некрасова – стихотворение «Мысль» в журнале «Сын Отечества». В 1840 году за счет личных средств он выпустил свой первый поэтический сборник романтических баллад «Мечты и звуки». Издание не имело успеха ни у читателей, ни у критиков.
К началу 1840-х годов Некрасов начал зарабатывать сочинением стихов и сказок, выходивших в виде лубочных изданий, публиковал статьи в «Литературной газете» и «Литературном прибавлении к «Русскому инвалиду», давал частные уроки, писал пьесы для Александринского театра под псевдонимом Перепельский.
С середины 1840-х годов Некрасов активно занимался издательской деятельностью. При его участии были опубликованы альманахи «Физиология Петербурга», «Статейки в стихах без картинок», «1 апреля», «Петербургский сборник». Последний имел большой успех: в нем впервые был напечатан роман Федора Достоевского «Бедные люди».
В конце 1846 года Некрасов вместе с журналистом и писателем Иваном Панаевым арендовал у издателя Петра Плетнева «Современник» – легендарный журнал своего времени. «Современник» позволил раскрыть талант Ивана Гончарова, Ивана Тургенева, Александра Герцена, Федора Достоевского, Михаила Салтыкова-Щедрина. Сам Некрасов был не только редактором, но и постоянным автором журнала. Чтобы заполнить цензурные пробелы, Некрасов публиковал в нем главы романов «Мертвое озеро» и «Три страны света», которые создал в соавторстве с гражданской женой Авдотьей Панаевой (писала под псевдонимом Н.Н. Станицкий).
В середине 1850-х годов противоречия внутри «Современника» раскололи авторов на две группы с полярными взглядами. Либеральное дворянство выступало за реализм и эстетику в литературе, сторонники демократии придерживались сатирического уклона.
К этому периоду относятся такие произведения Некрасова, как «Поэт и гражданин» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858).
В результате противостояния Некрасов вместе с поэтом Николаем Добролюбовым основал приложение к «Современнику» – сатирическое издание «Свисток». На его страницах печатались Николай Чернышевский, Михаил Салтыков-Щедрин, Алексей Толстой. В нем публиковались юмористические повести и рассказы, сатирические стихи и карикатуры.
Сатира – важнейшая черта творчества Некрасова. Обличение чиновников в ранних стихах («Современная ода», «Колыбельная песня») переросло в острую сатиру на политическую систему, помещиков и либералов («Газетная», «Песни о свободном слове», «Суд»). Позднее были созданы такие шедевры русской сатиры, как поэма «Недавнее время» (1871) и «Современники» (1875-1876).
После закрытия в 1866 году «Современника» Некрасов занимался изданием журнала «Отечественные записки». Здесь он опубликовал поэмы «Дедушка» (1870) и «Декабристки» (по цензурным соображениям – «Русские женщины», 1872-1873).
Большое место в творчестве Некрасова занимала тема деревни и крестьянства (стихи «Рыцарь на час», «Дума», «Похороны», «Калистрат», «Железная дорога», поэмы «Крестьянские дети», «Коробейники», «Мороз, Красный нос»).
Одно из самых масштабных произведений Некрасова – крестьянская поэма «Кому на Руси жить хорошо». Ее первую часть он написал после отмены крепостного права – около 1863 года. Основой произведения стали его личные впечатления и воспоминания. По мысли автора, поэма должна была стать эпопеей, описывающей тяжелую народную долю. Работа над поэмой заняла у Некрасова почти 14 лет. Воплотить замысел автора в полной мере помешала тяжелая болезнь. Первоначально произведение должно было состоять из семи-восьми частей, но в итоге автор свел четвертую часть к открытому финалу. При жизни писателя в «Отечественных записках» были опубликованы только три фрагмента поэмы – первая часть с прологом без названия, «Последыш» и «Крестьянка». «Пир на весь мир» был напечатан спустя три года после смерти автора с большими сокращениями.
В августе 1874 год Некрасов создал знаменитое стихотворение «Элегия» («Я лиру посвятил народу своему»). Написанный в последние годы жизни цикл «Последние песни» сосредоточен на воспоминаниях о детстве, матери и совершенных ошибках, принадлежит к одним из лучших его произведений.
Многие стихи еще при жизни поэта стали народными песнями («Коробушка», «Меж высоких хлебов…»). Русские композиторы писали музыку на его тексты: Модест Мусоргский («Калистрат», «Песня Еремушке»), Цезарь Кюи («Молодые», «Сват и жених», «Внимая ужасам войны», «Катерина»), Сергей Танеев («Бьется сердце беспокойное»).
8 января 1878 года (27 декабря 1877 года по старому стилю) Николай Некрасов скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище Петербурга. Проститься с ним пришли тысячи человек, это был первый случай, когда российскому писателю отдавали всенародные почести.
Единственной законной женой Некрасова была крестьянка Фекла Викторова. После смерти поэта проживала в Саратове.
В Ярославской области открыт Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха». Мемориальный музей-квартира Н.А. Некрасова находится в Санкт-Петербурге, Музей-усадьба Н.А. Некрасова – в городе Чудово Новгородской области.
Памятники Некрасову установлены в Санкт-Петербурге, Ярославле, Москве, в селе Вятском Ярославской области.
Также в селе Вятском Ярославской области ежегодно проходит фестиваль «Дни Некрасова».
Именем Некрасова в России названы многие библиотеки, в частности, «Центральная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» в Москве, «Некрасовская центральная библиотека» в Ярославской области, улицы в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Новосибирске и в других российских городах.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников