Кадр из сериала «Игра в кальмара». Скриншот
Уже не первую неделю не утихают споры и обсуждения вокруг корейского сериала «Игра в кальмара», рассказывающего о сотнях людей в крайней нужде, которые решили принять участие в тайном турнире на выживание с призовым фондом в размере 38,5 млн долларов. Автор проекта Хван Дон Хёк придумал сериал, опираясь на опыт своей бедной молодости и глядя на экономическую ситуацию в Южной Корее и мире. Характерно, что сценарий был написан еще в 2008 году, но только в первом «ковидном» году — 2019 — компания Netfliх обратила на него внимание, нащупав золотую жилу с засевшими по домам и озверевшими от локдауна зрителями.
После премьеры 17 сентября 2021 года критики хвалили актерский ансамбль, саму идею, оригинальность тематики, музыкальное и визуальное сопровождение. Едва увидев свет, «Игра в кальмара» возглавила список самых просматриваемых сериалов Netflix в 90 странах мира. В середине октября 2021 года, преодолев рубеж в 111 миллионов зрителей, «Игра в кальмара» официально стала самым популярным сериалом в истории платформы.
За основу авторы берут «самое святое» — детские игры, знакомые каждому в любой культуре. Вовремя остановиться под выключенную внезапно музыку и сесть на стул, перетягивать канат — все просто и знакомо. Но в кино проигравшего ждет жестокая смерть. Участников, а значит, и проигравших — сотни. Масштаб и жестокость, еще и замешанные на всем знакомым из «светлого детства» невинных играх, вызывают особенно яркие эмоции зрителей. В этом ли причина такого внимания аудитории по всему миру? Или в том, что сегодня в праве практически на безграничное самовыражение стираются точки перехода от своей свободы к преступлению? Когда детская игра оборачивается взрослым продуманным злом? После выхода сериала в Сети (а может, и в реальности?) все буквально сходят с ума, устраивают флешмобы «под кальмара» в соцсетях, детям сериал к показу уже официально запрещен.
Корейское кино почти как античная трагедия — в нем всегда гротескность, масочность, опереточность образов, утрированность внезапных сюжетных поворотов. Может, в этом причина такого отклика у зрителей, уставших от реальности? И, может, неслучайно, что тот же Netflix именно сегодня выпустил такую вещь — в наиболее странные и трудные времена люди чаще смотрят не мистику или фэнтези, а триллеры и хоррор. Потому что реальность такова (и сама настолько абсурдна), что уж лучше гротеск и ужастики, чем вот это вот все…
С чем же связан феномен столь бурной реакции у зрителей? Мы спросили специалистов из самых разных областей — культурологии, психологии и кинематографа:
«В аду правил нет» — фраза из срезонировавшего корейского сериала «Игра в кальмара». Скриншот
Мария Волкова, культуролог: «Истории, в которых зрителям показывают игры на выживание, не редкость: можно вспомнить «Долгую прогулку» Стивена Кинга, например, или привлекавший советских кинозрителей французский боевик 1983 года «Цена риска», и делавший кассы в кинотеатрах в период перестройки фильм «Бегущий человек» с Арнольдом Швацнеггером.
Явное и бросающееся в глаза отличие проекта Netflix от этих шоу — помещение сюжета о смертельной игре на выживание не в альтернативную историю, а в обыденную современность, слегка микшированную для зрителя экзотичной реальностью Южной Кореи. При этом для меня, российского зрителя старшего поколения, экзотика сериала смешивается с историческим опытом девяностых, и начало первой серии вводит в неприятное ощущение дежа вю: вот, был когда-то нормальный мир, а теперь невозможно заработать на жизнь, а если и заработаешь что-то, то разве это жизнь! — а на привокзальной площади зазывают напёрсточники, в продуктовых магазинах стоят игровые автоматы, крутятся «беспроигрышные» лотереи, и над страной звучит голос Якубовича: «Вращайте барабан!»…
Первое и самое яркое впечатление от сериала — эстетическое. Нам показывают не столько красивую, сколько примечательную, цепляющую картинку. Главный герой, запутавшийся в своих плутнях, долгах и вранье, вызывает и раздражение, и сочувствие. И уже к концу первой серии я, зритель, готова принять его, героя современной сказки, корейского Ивана-дурака. И, как и в сказке, конец всей истории очевиден, а вот путь к развязке — это то, за чем можно проследить долгими осенними вечерами, морщась и отворачиваясь на особо кровавых сценах».
Владимир Мирзоев, режиссер, сценарист: «Игра на выживание — знакомый сюжет. Я сходу припомнил «Голодные игры» Гэри Росса и «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» Сидни Поллака (автор сериала с удовольствием играет в ассоциации). Из-за чего тогда весь этот хайп? Может быть, дело в пандемии COVID-19, когда миллионы людей играют с вирусом в «русскую рулетку»? Думаю, фокус в том, что это гораздо больше, чем сюжет — это базовый архетип, на котором стоит вся реальность Homo sapiens. Конкуренция — основание эволюции не только в живой природе, но и в социальном космосе тоже.
Дарвинизм в политике и в экономике кажется вполне приемлемой концепцией — ведь в этом мы подражаем живой природе, которой не устаем восхищаться. А там сколько хочешь насилия, игры с нулевой суммой, когда победитель получает все, включая внутренности жертвы. Маски тотемных зверушек на лицах VIP-гостей и боди-арт на телах девушек эскорта (узор питона и леопарда) отсылают нас к пещерным ритуалам, к родоплеменному этапу истории Адама. Это детство человечества, и каждый ребенок, так или иначе, его проходит. Не детские игры жестоки — они как раз помогают социализации — самосознание ребенка зачастую не знает милосердия, оно аморально. Как сама природа. Дети, ликуя, опознают в «Кальмаре» родную стихию.
Культура Адама любит подражать природе в области формы, но, по сути, ее опровергает. Жертвенность противоречит инстинкту выживания, эмпатия исключает насилие, логика «умри ты сегодня, а я завтра» убивает кооперацию. Адам распят между двумя программами — врожденным эгоизмом и воспитанной гуманностью.
Еще один источник сериала — фильм «Эксперимент» Оливера Хиршбигеля. Не буду пересказывать сюжет — в его основе реальный Стэндфордский тюремный эксперимент. Сценарий «Кальмара» — именно жестокий антропологический эксперимент, в котором участвуют отчаявшиеся лузеры и пресыщенные VIP-вуайеристы. И те, и другие играют: первые ставят на карту жизнь, вторые — деньги. Между ними — анонимные солдаты (субститут полиции, армии, спецслужб). То есть сериал — о расколотом современном обществе, где нищие и супербогатые вынуждены дышать одним отравленным воздухом. Похоже, старый добрый капитализм, как его понимают консерваторы, больше не пользуется популярностью среди молодежи.
Хотя ХХ век показал, что социалистическая альтернатива тоже запросто вырождается в тоталитарный ад. Социализм с человеческим лицом получился только у скандинавов. Думаю, сначала они приобрели человеческое лицо, а уж потом свою систему. «В аду правил нет», — цитата из сериала. Но абсурдные правила, навязанные террором — ад куда более ужасный. И он прочно связан с пирамидальной структурой общества, с иерархией — тут тоже отчетливо виден примативный паттерн.
Дизайн и атмосфера некоторых эпизодов имеют сходство с эстетикой Стэнли Кубрика, яростного критика безумия, жестокости и лицемерия западного общества. Но, кажется, дело не в левых и правых моделях, дело в том, что сапиенс слишком медленно эволюционирует, с огромным трудом (и подростковым сопротивлением) приближаясь к образу своего Автора. Эта тема тоже звучит в сериале — ближе к финалу».
Эксперты из области психологии, культурологии и кинематографа разбираются в феномене сериала «Игра в кальмара». Скриншот
Динара Гильфантинова, руководитель психологического центра «Единство», эксперт-психолог благотворительного фонда «Детский паллиатив»: «Во-первых, первый тезис, возникающий у меня в отношении этой истории — «хлеб и зрелища». Новости культуры и какие-то адекватные вещи людям уже не интересны. Как раньше это называлось? «Скандалы, интриги, расследования». Эстетика резких звуков, кадров, очень быстрой их смены. С насилием, в том числе. Все, что вызывает очень бурный эмоциональный отклик, и это основная цель. Мы привыкаем к этому, и все остальное кажется скучным.
Второй тезис — вопрос ценности человеческой жизни. С пандемией — да, я связываю это и с ней — мы как будто научились быстрее адаптироваться к смерти, стирается граница вообще в восприятии жизни и смерти. Я вспоминаю картинку из Сети, где падает человек, и все смеются, падает айфон, и все держатся за сердце. В этом контексте я вижу резонанс этого сериала как проекцию нашего отношения к жизни как к чему-то равноценному деньгам. Совершенно нет ценности самой человеческой жизни.
Третье — в некотором смысле это вызов смотрящему «А как бы я себя повел? А я бы смог… Что бы я делал на месте героя?» Вопрос выбора — согласиться на эту игру или нет? Срабатывает яркая идентификация с героями. Я, как психолог, объясняю феномен сериала огромным количеством эмоциональной нагрузки, которая цепляет. Основной акцент этого сериала поставлен на это. К огромному сожалению, это вызывает сегодня такой отклик, положительный и отвлекающий от того, чтобы задуматься о чем-то важном, о том, что с нами происходит прямо сейчас. В завершении я бы задала вопросы: «С какими чувствами и мыслями остается зритель? Что он переживает? Какой отклик у него остается после всего этого?» И да, согласна, такое впечатление, что неслучаен такой успех именного такого сериала именно сейчас. В нашей реальности. В контексте внутреннего психологического содержания человека. И от этого становится страшно».
Пока планета продолжается содрогаться от COVID-19, от сериала, или от одного и другого вместе. И чем больше мы пытаемся разгадать феномен бешеного зрительского успеха, тем больше увеличиваются просмотры сериала и растет общественный резонанс. Сотрясая Землю, по сути даже не новой идеей, а просто одним из воплощений реальности, «Игра в кальмара» все больше напоминает конвульсии. Точку отсчета, за которой грань между игрой и подлинной актуальностью перестает быть видно. А может, этой грани давно уже нет?
В соцсетях обсуждают установленную в Ливадии скульптурную композицию, изображающую последнего российского императора Николая II в семейном окружении. У крымчан эта работа вызвала бурю возмущения и неподдельный ужас.
Композицию установили на частной территории санатория «Ливадия», который несколько лет назад купил российский миллиардер, владелец телеканала «Царьград» Константин Малофеев. В 2014 году он финансово поддерживал пророссийские силы в Крыму и на Донбассе.
По информации крымских СМИ, автор нового памятника – молодой скульптор Юрий Майоров. А идея установить его в Крыму принадлежит уроженцу Екатеринбурга Андрею Крупину.
Но крымчанам скульптурная композиция совсем не пришлась по вкусу.
Галина Тохтамыш
Жуть какая.
Lilova Niyara
От творца «Чужой».
Елена Гор
Над памятником трудился молодой художник Юрий Майоров. Примечательно, что памятник царской семье стал его первым скульптурным опытом. Не ту профессию он выбрал. Не ту)))
Елена Ильницкая
Он художник, он так видит, но это же ужас!!! Вот и поставил бы у себя дома. Кто это вообще решил поставить на всеобщее обозрение?
Александр Смолов
Не хочется обидеть художника, но создаётся впечатление, что руки у него не из плечей растут!
Андрей Москалюков
Задумка может быть и интересная, а вот исполнение… пятками бегемота
Ирина Голованева Волкова
Художник от слова – худо.
Дмитрий Васильевич
Ужас. Вот у меня вопрос. Ну неужели у тех, кто это заказывает, согласовывает, нет ни грамма вкуса? Неужели нормальному человеку может понравиться этот трэш?
Владимир Романов
Думаю изначально вопрос стоял так:
– «Смотри, вон Путин у памятника белогвардейцам и красным в Севастополе речь толкнул – надо подобную муть заделать – по смете норм проведём, но надо чтобы по факту вышло недорого – дачу достроить надо».
– «Без вопросов – у меня сосед Юрка всякую муть из г*вна на заднем дворе ваяет. Готовь тендер. Решим вопрос.»
Татьяна Коваленко
Такое ощущение, что создано это «творчество» как в насмешку над нами…
Анастасия Гущина
Кощунство… Нет слов.
Ирина Крымова
Какая жуткая «скульптура»… Кто этот ужас лепил, заберите уродство из нашего города, и так тошно(((
Maria Vesitskaya
Какой ужас… Ну почему такое разрешают устанавливать в Ялте?((( Пусть уродуют Екатеринбург своими творениями…
Сергей Ситало
Чем скорее это произведение нашего нового современного искусства станет предметом обозрения узкого круга ценителей творчества молодого скульптора где-нибудь в закрытом помещении – тем, мне представляется, будет лучше и для самого автора, и для устранения недоумения широкой общественности нашего города.
Сусанна Бейтулла
Жаль царскую семью. Свои же расстреляли, и свои же такой памятник воздвигли. Что-то с народом происходит.
Marina Leonova
Пришла пора смотреть в зубы дарёным коням. Даже на частной территории. Это же пипец какой-то, товарищи!
Николай Кузьмин
Как отдельный арт-объект имеет право на существование, но в контексте Ливадийского дворца совершенно неуместен.
Максим Головань
Я бы даже назвал это кошмАрт-объектом.
Виктория Смирнова
Я считаю, что такие арт-объекты/памятники не могут лепиться по воле какого-то начинающего художника. Хотя бы конкурс надо какой-то пройти, отбор. Получилось ужасно. Страшные фигуры. Скульптору бы кто передал, что он обидел чувства ялтинцев и осквернил своим памятником светлую память о царской семье. Пусть заберёт себе домой и там любуется. Лучше никак, чем так…
Участники обсуждения пытаются расшифровать творческий замысел создателей памятника.
Виктория Вечкасова
Это Ганину яму так увидел/изобразил автор??? Или подвал Ипатьевского дома??? Или это революция, пожравшая Великую Империю??? Что должны испытывать смотрящие: ужас? раскаяние? отвращение?
Афффтора в студию! Для пояснений. И принимавших решение об установке – сюда же!
Юлия Евдокимова
А, это крылья орла, оказывается, хоть объяснили. Я уже думала трава какая, или скорлупа чего.
Ирина Авсиян
Трава, которую курил автор…
Тур Виктор
Побитые молью осенние листочки и внутри некий мужик в лаптях… Мрак конечно…
Андрей Берёзкин
Какой-то растительный кокон, человекоядный.
Александр Ефимов
Каннабис атакует.
Aleksandr Visotskiy
Посмотрел ролик открытия и вообще упал! Этот то ли капкан, то ли чья-то хищная пасть, оказывается, КРЫЛЬЯ АНГЕЛА??!!!!
Элеонора Щеглова
Видимо, автора вдохновило хищное растение «венерина мухоловка». Потому что на крылья ангела это меньше всего похоже.
Ярослав Кувшинов
«Чужой», пожирающий семью землян…
Елена Мельникова
Алёнки им там не хватает.
Юлия Потапова
То Алёнушка, то этот памятник. Что будет дальше? Таланты уже не те. Есть идея, а реализация страшная. Культура – не окультуривает, медицина – не лечит, образование – не учит.
В конце концов, после массового возмущения крымчан, скульптурную композицию решили демонтировать.
Елена Кедрова
Вот и слава богу! Вообще уже с ума посходили!
Svetlana Udovichenko
Хорошо, что убрали! Сплошное дурновкусье последнее время в городе навязывается – то стену разрисуют заплесневелого, полуразрушенного дома, то «чудо-памятник» установят.
Сона Бадалян
Печальна судьба Ливадийского дворца. Этот памятник хорошо, убрали, а что там творится вокруг, сплошной балаган. Все отдано Малофееву на откуп.
Оксана Степанова
А у материковых сейчас тренд загаживать Крым и Севастополь несуразным памятниками. Причем их ставят без учёта мнения местных жителей!!!
***
Все процитированные в этом обзоре публикации взяты из открытых источников
Аннексия Крыма Россией
В феврале 2014 года вооруженные люди в форме без опознавательных знаков захватили здание Верховной Рады АРК, Совета министров АРК, а также симферопольский аэропорт, Керченскую паромную переправу, другие стратегические объекты, а также блокировали действия украинских войск. Российские власти поначалу отказывались признавать, что эти вооруженные люди являются военнослужащими российской армии. Позже президент России Владимир Путин признал, что это были российские военные.
16 марта 2014 года на территории Крыма и Севастополя прошел непризнанный большинством стран мира «референдум» о статусе полуострова, по результатам которого Россия включила Крым в свой состав. Ни Украина, ни Европейский союз, ни США не признали результаты голосования на «референдуме». Президент России Владимир Путин 18 марта объявил о «присоединении» Крыма к России.
Международные организации признали оккупацию и аннексию Крыма незаконными и осудили действия России. Страны Запада ввели экономические санкции. Россия отрицает аннексию полуострова и называет это «восстановлением исторической справедливости». Верховная Рада Украины официально объявила датой начала временной оккупации Крыма и Севастополя Россией 20 февраля 2014 года.
- ВСЕ НОВИНКИ
Электронная библиотека » Книги издательства — АСТ
Книги издательства АСТ
- 5 января 2022, 08:40
Жанр: Детские детективы, Детские книги
+12
Детективные истории про братьев Харди впервые появились в США и стали настоящим литературным событием ХХ века: захватывающий сюжет, где переплетаются расследования и загадки, раскрытие преступлений, опасность и риск, уже с первых страниц овладевают вниманием…
- Просмотров: 340
- 1 января 2022, 08:40
Жанр: Современные любовные романы, Любовные романы
+18
Балетная труппа театра «Фантазии» вовсю готовится к премьере спектакля «Жизель». Но кто же будет исполнять главную роль? Чья Жизель покорит сердца зрителей? Прима-балерина Ли Ёнсо после восстановления зрения возвращается на сцену и отдает всю себя танцу,…
- Просмотров: 238
- 30 декабря 2021, 16:21
Жанр: Религиоведение, Религия
+16
Буддизм. Одна из древнейших и самая философская из великих мировых религий, буквально перевернувшая в ХХ веке мироощущение западных и российских интеллектуалов и прочно вошедшая в наши современные культурные коды. Религия, происхождению, формированию…
- Просмотров: 35
- 30 декабря 2021, 16:20
Жанр: Экономика, Бизнес-Книги
+12
Экономика присутствует в нашей жизни каждый день, ведь каждый день мы заглядываем в кошелек и за что-то кому-то платим. Это бытовая повседневная экономика.
Но есть еще экономика – наука, где ученые применяют математические формулы и статистические методы…
- Просмотров: 190
- 30 декабря 2021, 16:20
Жанр: Героическая фантастика, Фантастика
+18
Самурай обнажает меч по велению своего господина. И только ронин следует зову своего сердца.
Месть оставила привкус горечи и пустоту в душе: последний из рода Хаттори совершил ошибку, за которую есть лишь одна достойная цена – жизнь. Но узор его Судьбы…
- Просмотров: 62
- 30 декабря 2021, 14:21
Жанр: Исторические детективы, Детективы
+16
Юная Лидия Тальянова – сирота. Когда-то она считалась француженкой и носила другое имя, но родителей убили при самых загадочных обстоятельствах. А девочку взял под опеку пожилой русский господин и увез в далекую Россию, где устроил в Смольный институт…
- Просмотров: 958
- 30 декабря 2021, 14:20
Жанр: Руководства, Справочники
+16
«Жизнь – это путешествие. Один шаг за другим. Мы стремимся быть лучшей версией самих себя и делаем все возможное, чтобы понравиться окружающим. Они влияют на наш выбор, наши идеалы и убеждения, иногда в лучшую, иногда в худшую сторону. Мы учимся через…
- Просмотров: 32
- 29 декабря 2021, 12:37
Жанр: Остросюжетные любовные романы, Любовные романы
+16
Это – невозможно уместить в жанр детектива.
Это – загадка на уровне чувств, ощущений, ассоциаций.
Это – флер, возникающий иногда в голосах моря, песка, ветра…
Это – безупречность формы и парадоксальность содержания.
Это – язык, на котором говорит со своим читателем литература XXI…
- Просмотров: 2752
- 29 декабря 2021, 10:02
Жанр: Русское фэнтези, Фэнтези
+16
Когда в местечко Подонье Саморского надела прибывают мастера, чтобы набрать учеников, жизнь тринадцатилетней Эльги Галкавы меняется безвозвратно. Неожиданно для себя она становится ученицей Униссы Мару, мастера листьев. С этой поры ее судьба складывается…
- Просмотров: 90
- 29 декабря 2021, 10:02
Жанр: Детская проза, Детские книги
+6
В книгу талантливой детской писательницы Ирины Михайловны Пивоваровой вошли рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса. Это рассказы о такой насыщенной учёбой и смешными историями школьной жизни, о взаимоотношениях со сверстниками, учителями и близкими….
- Просмотров: 176
2022-01-07 19:13:31
Veledar: Читается роман на одном дыхании. И сколько же всего интересного собрал автор в своей книге: про коллекционеров книг, литературная игра, детектив, немного мистики. Отдельного упоминания заслуживает главный герой и другие, отдельные персонажи….
2022-01-07 19:11:53
Veledar: Хороший рассказ, который может стать украшением любой антологии «черных историй». Рассказ увидел свет еще в 1936 году, но и по сей день способен если не ужаснуть, то изрядно попугать обывателя….
2022-01-07 19:07:15
Veledar: Довольно оригинальный роман, который можно с натяжкой причислить к жанру «роман-катастрофа». С натяжкой, потому что речь пойдет не о каких-то природных катаклизмах, а о том, что с огромным мегаполисом может сделать обыкновенное отключение всей инфраструктуры….
Популярные за сутки
-
Просмотров: 283
Зазеркалье Нашей Реальности
Медина Мирай
После Третьей мировой войны мир претерпел изменения: в большинстве стран правят монархи,…
-
Просмотров: 50
Шифр
Изабелла Мальдонадо
Бестселлер Amazon Charts. Рейтинг Amazon 29 000, средняя оценка 4,4. Рейтинг Goodreads 19…
-
Просмотров: 45
#Вирус
Юлия Каменева
Ева и ее друзья – разные, но пока еще беспечные и счастливые люди – даже не подозревают,…
-
Просмотров: 44
Мы – конец этого мира
Маевская Владислава
Кто бы мог подумать, что когда-нибудь жизнь изменится настолько кардинально? Государства…
-
Просмотров: 36
Рай
Ксения Корнилова
Никто не знает, каким будет будущее, но все уверены, что человечество построит рай на…
-
Просмотров: 35
Новобранец
Андрей Мисюрин
На небесах за какие-то невнятные заслуги решили подарить начитанному и романтически…
-
Просмотров: 33
12 улыбок Моны Лизы
Айгуль Малика
12 эмоционально-терапевтических жизненных историй о любви, рассказанных разными женщинами…
-
Просмотров: 32
Иван-чай
Полина Кипрей
Что будет если попасть в прошлое и немного его изменить.
А если изменить многое, что… -
Просмотров: 31
Последний сын
Алексей Андреев
В закрытом тоталитарном государстве, в котором нет места больным и имеющим физические…
Скидка 45% на ВСЕ книги Почтовые расходы 2,50 € по Германии если в Вашем заказе есть любая книга с плашкой по 10 января 2022г., включительно. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бестселлеры:
12.35 €6.79 €
13.80 €7.59 €
7.95 €4.37 €
10.50 €5.77 €
13.50 €7.42 €
9.80 €5.39 €
27.80 €15.29 €
Copyright © 2006-2022. Knigi-janzen.de Тел.: +49 9632-7999000