Короткие рассказы и небольшие по объему произведения для подготовки к итоговому сочинению 2021 по направлениям: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Разговор с собой», «Время перемен», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека» (55 минут)
Б. Л. Васильев рассказ «Экспонат № …» (50 минут)
В. П. Астафьев рассказ «Фотография, на которой меня нет» (35 минут)
Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Ю. В. Бондарев рассказ «Частица» (1 минута)
А. И. Пантелеев рассказ «Кожаные перчатки» (3 минуты)
А. Солженицын крохоток (рассказ) «Путешествуя вдоль Оки» (2 минуты)
Н. С. Лесков сказ «Левша» (50 минут)
В. С. Гроссман рассказ «Мама» (26 минут)
Р. Брэдбери рассказ «И грянул гром» (25 минут)
И. А. Бунин рассказ «Лапти» (4 минуты)
С. Беллоу рассказ «На память обо мне» (1ч 20 минут)
Ю. Буйда рассказ «Продавец добра» (3 минуты)
В. Богомолов рассказ «Первая любовь» (8 минут)
А. И. Приставкин рассказ «Фотографии» (2 минуты)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
Н. Тэффи рассказ «Мой первый Толстой» (8 минут)
Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
В. Г. Короленко рассказ «В дурном обществе» (2 часа)
А. П. Чехов рассказы «Хамелеон» (6 минут), «Толстый и тонкий» (5 минут), «Смерть чиновника» (5 минут), «Размазня» (3 минуты), «В аптеке» (8 минут), «Беззащитное существо» (9 минут), «Человек в футляре» (25 минут), «Ионыч» (35 минут), «Тоска» (9 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
К. Г. Паустовский рассказы «Теплый хлеб» (15 минут), «Телеграмма»(20 минут), «Попрыгунья» (45 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» («Добрый доктор») (20 минут), «Куст сирени» (13 минут)
М. Горький рассказ «Старуха Изергиль» (40 минут)
А. П. Платонов рассказ «Юшка» (14 минут), «Песчаная учительница» (12 минут)
А. Грин рассказ «Зеленая лампа» (9 минут)
В. Г. Распутин рассказ «Уроки французского» (55 минут)
Ф. А. Искандер рассказы «Тринадцатый подвиг Геракла» (30 минут), «Милосердие» (3 минуты)
Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
В. С. Гроссман рассказы «Жилица» (4 минуты), «Из окна автобуса» (5 минут)
И. С. Тургенев «Милостыня» (2 минуты), «Эгоист» (2 минуты), «Близнецы (стихотворения в прозе) (1 минута)
В. О. Богомолов рассказ «Кругом люди» (3 минуты)
А. Моруа рассказ «Фиалки по средам» (24 минуты)
Х. К. Андерсон рассказ «Девочка со спичками» (6 минут)
О. Генри рассказ «Мишурный блеск» (12 минут), «Последний лист» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Заячьи лапы» (9 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказы «Багульник» (17 минут), «Собирающий облака» (17 минут), «Рыцарь Вася» (17 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2,5 часа)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
И. А. Бунин рассказы «Слепой» (4 минуты), «Цифры» (18 минут), «Лапти» (4 минуты)
О. Генри рассказ «Дары волхвов» (12 минут)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут), «Любовь к жизни» (40 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)
Л. Улицкая рассказ «Бумажная победа» (13 минут)
Б. Васильев рассказ «Великолепная шестерка» (24 минуты)
В. Осеева рассказ «Бабка» (18 минут)
Р. Брэдбери рассказы «Все мои враги мертвы» (9 минут), «Все лето в один день» (13 минут)
В. М. Шукшин рассказ «Срезал» (18 минут)
Ф. М. Достоевский рассказ «Сон смешного человека» (1 час)
И. С. Тургенев повесть «Дневник лишнего человека» (2 часа)
А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» (2 часа), повесть «Молох» (2,5 часа)
А. П. Чехов рассказ «Черный монах» (1 час) «Пари» (16 минут)
И. А. Бунин рассказ «Солнечный удар» (13 минут)
А. Н. Островский драма «Бесприданница» (2 часа)
А. Вампилов пьеса «Утиная охота» (2 часа)
Э. А. По рассказ «Человек толпы» (20 минут)
Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 ч 30 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Багульник» (17 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Разбуженный соловьями» (19 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Собирающий облака» (17 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
И. А. Бунин рассказ «Слепой» (3 минуты)
Дж. Лондон рассказ «Любовь к жизни» (47 минут)
А. П. Чехов рассказ «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Рыцарь Вася» (13 минут)
И. А. Бунин рассказ «Цифры» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Теплый хлеб» (15 минут)
В. Вересаев рассказ «Легенда» (2 минуты)
В. Астафьев рассказ «Зачем я убил коростеля?» (5 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
А. С. Пушкин повесть «Станционный смотритель» (25 минут)
Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
А. П. Чехов рассказы «Ионыч» (35 минут), «Пари» (16 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» (20 минут)
Е. И. Носов повесть «Моя Джомолунгма» (1 час 20 минут)
А. И. Солженицын (жанр: крохоток, т.е. короткий рассказ) «Молния» (1 минута)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 часа 30 минут)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Акварельные краски» (13 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)
Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
Е. Гришковец статья «Антитвиттер» (12 минут)
Е. И. Носов рассказ «Кукла (10 минут)
И. Полянская рассказ «Утюжок и мороженое» (19 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
В. Шукшин рассказ «Критики» (14 минут)
Ж. Жионо рассказ «Человек, который сажал деревья» (24 минуты)
Елена Долгопят рассказ «Часы» (9 минут)
Р. Брэдбери «Улыбка» (11 минут)
О. Генри «Мишурный блеск» (12 минут)
И. Лёвшин рассказ «Полет» (20 минут)
А. Жвалевский, Е. Пастернак повесть «Время всегда хорошее»
Страница участника — Софья. Cтартовый номер — 416.
Название книги — Тёплый хлеб
Автор — К. Г. Паустовский
Отзыв:
Мне очень понравился рассказ-сказка Константина Паустовского «Теплый хлеб».
Мальчик Филька вместо того, чтобы угостить коня хлебом с солью, который ел сам, ударил животное и закинул хлеб в снег.
После этого на деревню обрушился страшный буран. Бабушка рассказала внуку, что такая непогода бывает от злобы людской, когда человек кого-то обижает. Филька решил, что сильные морозы и метель — это наказание всей деревне за то, что он обидел коня. Новый хозяин коня мельник Панкрат посоветовал мальчику, как загладить свою вину. Стараниями мальчишек под руководством Фильки удалось запустить мельницу, люди получили муку и напекли хлеба. Угроза голодной смерти миновала.
Конь Мальчик сначала не хотел брать хлеб из рук обидчика, но потом простил Фильку.
Рассказ учит нас доброте и милосердию по отношению к окружающим людям и животным. В нем осуждается беспричинная грубость.
Даже если совершил нехороший поступок, найди в себе силы в этом признаться, в первую очередь себе, и постарайся исправить сделанное и извиниться перед обиженным тобой человеком или животным.
Название книги — В дурном обществе
Автор — В. Г. Короленко
Отзыв:
Мне понравилась эта повесть тем, что, хоть она и очень грустная, но заставляет задуматься о том, всё ли мы видим из того, что окружает нас. Так Вася, главный герой произведения, так переживал смерть мамы и разлад с отцом, что не замечал: есть люди, которым ещё тяжелее и которым он, несмотря на свои проблемы, может помочь. События в провести получают интересный поворот: помогая другим, мальчик решает свои проблемы. Именно способность его к состраданию помогает наладить Васе отношения с его отцом.
Название книги — Пичугин мост
Автор — Е. Пермяк
Отзыв:
Отзыв такой, что произведение интересное, небольшое, со смыслом. Рассказ учит быть решительным, никого не дожидаясь совершать нужные и добрые поступки на благо другим, а не рассуждать об этом вслух. Рассказ полезен небольшим детям для прочтения. С ними можно обсудить характер главного героя. Это тихий, спокойный мальчик, основательный, скромный, который не говорит вслух о хороших поступках, а сразу делает их. Очень полезный рассказ.
Название книги — А. Грин
Автор — Бегущая по волнам
Отзыв:
Это очень интересный и хороший роман, где главный герой ищет свой идеал. Для этого он решил увидеть все прелести именно духовной жизни людей. Роман о человеке очень сильной воли, у которого очень интересные взгляды на жизнь в целом. В нём заключена удивительная творческая фантазия с которой герой немного преображает, делает мир лучше.
Название книги — Чучело
Автор — В. Железников
Отзыв:
Я прочитала повесть В. Железникова «Чучело» Главным героем в этом произведении является Лена Бессольцева, перед которой встает проблема изгнания из общества. Лена была довольно милой девочкой, довольно доброй и не очень красивой, но дело в том, что она была не такой, как все, и таким людям не очень легко жить в обществе. И из-за того, что она приняла вину любимого ею человека на себя, класс во главе с Железной Кнопкой прибег к травле, и двенадцатилетняя девочка стала изгоем. Вообще дети очень жестоки и неправильно относятся к людям, не таким, как они. Дети не понимают, какую боль они причиняют таким людям. Так же и этот класс посчитал Лену предателем и объявил ей бойкот, но помимо бойкота ее травили. Когда ее гоняли по городу, она испытывала такое жуткое ощущение, как будто она лиса, а за ней гонятся злые собаки. У Лены был один – единственный друг, из-за любви к которому она и приняла его вину на себя. Лена считала его очень храбрым и сильным человеком, и он обещал ей во всем признаться классу, но ее продолжали травить. Было очень много ситуаций травли, и Сомов ни в чем ни признавался. Я считаю, что Сомов был человеком жалким и мелким и что ради положения в обществе он предал близкого человека. Он испортил жизнь Лене ради того, чтобы занимать лидирующее место в классе. Он был мерзким трусом. После разочарования в Диме, Лена начала проявлять волю. Лену достало это все, и она приняла решение уехать из города. Лену компания Мироновой обзывала чучелом, и она, чтобы утвердить это звание, предприняла отважный поступок: постриглась налысо, но помимо детей, Лену не любили и некоторые взрослые. Например, тетя Клава, которая считала, что из-за Лены ее сын не поехал в Москву к отцу. Но после рассказа Лены парикмахерша поняла свою ошибку и согласилась подстричь ее. Дети из класса думали, что Лена уезжает из-за страха, но это было не так. И все ребята поняли, что Лена победила. И когда она отказалась объявлять бойкот Сомову, стало ясно, что она выше их. И несмотря на жуткое отношение Сомова и его предательство, она не объявила ему бойкот. Другой бы человек на ее месте загнал бы Диму в угол и как следует врезал. Да, Лена победила! Ребятам стало стыдно, и их учительнице тоже, но у каждого поступка есть своя цена, и тут цена довольно большая: Лена навсегда покинула город, дедушка оставил свое любимое дело, и самое главное, пострадала психика Лены. И к тому же Лена слишком рано познала, что такое быть изгоем, а это не каждый познает. И кто знает, что с ней будет в будущем. Я считаю, что Лена еще слабо отреагировала на унижение класса, но, самое главное, она не потеряла самообладание и стала не по годам старше.
Название книги — Волшебник изумрудного города
Автор — А. Волков
Отзыв:
Название книги — Вечера на хуторе близ Диканьки
Автор — Н. Гоголь
Отзыв:
Название книги — Айвенго
Автор — Вальтер Скотт
Отзыв:
Недавно я прочла произведение Вальтера Скотта «Айвенго», которое по праву можно назвать легендарным. Речь в этой книге шла о тяжелых для Англии временах. На страницах книги происходит много событий: интриги, скандалы, похищения, битвы с поражениями и победами. В центре событий доблестный рыцарь Айвенго.
Моя любимая сюжетная линия этого произведения — любовная. В тексте я переживала о чувствах главного героя к прекрасной девушке Ровене. Роман наполнен приключениями и тайнами. Во время его прочтения я ни минуты не скучала. Я рекомендую прочитать этот исторический роман всем тем, кто жаждет окунуться в другую эпоху и познакомиться с отвагой и доблестью всех героев.
Название книги — Человек-амфибия
Автор — А. Беляев
Отзыв:
Название книги — Приключения Гекльберри Финна
Автор — Марк Твен
Отзыв:
Название книги — Девочка с Земли
Автор — К. Булычев
Отзыв:
Название книги — Отрочество
Автор — Толстой Л. Н.
Отзыв:
Основная мысль этой повести Л.Н. Толстого- показать нам события,которые происходят с подростками в отрочестве. Как они сталкиваются в этот период с первым предательством,с переоценкой моральных и духовных ценностей. В этой повести так же автор описывает простого российского подростка того времени—Николеньки.Там говорится о о том как он переехал в Москву, любил читать и увлекался философией, и конечно о его взаимоотношениях с родными. Также мы видим взросление Николеньки,изменение в его характере…
Название книги — Маленький принц
Автор — Антуан де Сент-Экзюпери
Отзыв:
Сент-Экзюпери создал нежный и трогательный образ наивного ребёнка, который живёт в душе каждого из нас. Его добрый и открытый Маленький Принц, который живёт на астероиде Б-12, умеет мечтать, фантазировать, любить и дружить, он понимает, что если ты приручил кого-то, то несёшь ответственность за него и должен о нём заботиться, что нужно научиться видеть сердцем, а не только глазами. Золотоволосый малыш с добрыми глазами ищет смысл во всём. И в чужой, и в своей жизни, которую он готов отдать, чтобы вернуться к своему любимому Цветку.
Повесть-сказка «Маленький Принц» знакомит нас с миром взрослых через восприятие главного героя. У каждого взрослого свои особенности и качества, которые ребёнку часто кажутся странными. Это Честолюбец, Астроном, Стрелочник, Пьяница, Деловой Человек, Фонарщик, Географ, Лётчик. Есть тут и сказочные персонажи: Лис, Змея и Цветок. Эту сказку нужно читать не один раз, чтобы её понять, потому что она философская, а это значит, что она учит жизни.
Название книги — Дубровский
Автор — А. С. Пушкин
Отзыв:
Это произведение Пушкина показалось мне интересным и поучительным. Сюжет его строится вокруг судьбы молодого дворянина, Дубровского, по воле судьбы лишившегося всего и ставшего разбойником. Однако в книге говорится не только о мести и потерях, это еще и история любви главного героя и юной Маши, за которой читатель следит на протяжении всего действия.
Мне показалось, что этот роман очень романтический. В нем описывается жизнь вольных разбойников, ее законы и правила. Главному герою я симпатизирую, потому что он смел и честен.
Название книги — Всадник без головы
Автор — М. Рид
Отзыв:
Этот роман я перечитывала множество раз, хотя довольно давно, так что уже по этому факту можно сделать вывод о том, что книга Майн Рида несомненно увлекательная и интересная.
Это классическая любовная история, действие которой перенесено в техасские прерии, с детективным и даже мистическим уклоном.
Таинственный всадник без головы наводит суеверный ужас на местных жителей и даже бывалые мустангеры страшатся этого призрака. Но еще ужасней оказывается тайна, раскрытая одним из главных героев — всадник без головы держал свою голову в руках, ведь это был привязанный к коню труп сына местного плантатора.
Главные герои, Морис и Луиза, влюбленные друг в друга молодые люди вызывают симпатию и сочувствие. Роман держит в напряжении с первых страниц и до финала. Это замечательная книга, которую можно действительно перечитывать много раз.
Название книги — Белый клык
Автор — Джек Лондон
Отзыв:
Приключенческая повесть Джека Лондона «Белый клык» очень интересная и поучительная, а речь в ней идет о прирученном волке, которому пришлось испытать и жестокое отношение к себе, и ласку.
Главный герой произведения — полуволк Белый клык, который в самом начале жизни прошел серьезные испытания. Сначала он сталкивается с ненавистью собак, а затем его пытался подчинить своей воле злой и жестокий человек. Клык становится недоверчивым и агрессивным, он учится сражаться за свою жизнь и готов на все, чтобы уцелеть.
Мне понравилось, что жизнь Белого клыка переменилась после того, как в его жизни появился добрый хозяин. Внимательное отношение человека к волку приводит к тому, что уходит агрессия, а Белый клык привязывается к хозяину. Теперь ему не нужно постоянно быть настороже — добрый человек может о нем позаботиться.
Грустно было читать о том, что Белый клык был ранен, но мне очень понравилось, что Скотт не бросил его и через время Клык выздоровел. Повесть завершается тем, что у Белого клыка появляются щенята от подружки Колли, и это меня порадовало.
Главная мысль повести состоит в том, что доброе отношение человека к животному может творить чудеса. Человеческая ласка, внимание и добро может привести к тому, что даже одичавшее животное может изменить свое отношение к людям и к миру. Животное на добро всегда ответит тем же, и это нужно нам помнить.
Название книги — Судьба барабанщика
Автор — А. Гайдар
Отзыв:
Большой резонанс вызвала повесть известного автора А.Гайдара под названием “Судьба барабанщика” в начале прошлого века. На долю барабанщика небольшого пионерского отряда, 13-летнего Сережи Щербачева выпали сложные испытания. За дело революции вел борьбу его отец, однако он допустил растрату казенных денег и потерял свободу.
Смелым солдатом-барабанщиком мечтал быть этот мальчик, его идеалом был маленький французский герой. Однако ряд ошибок он допускает потеряв за свои поступки чувство ответственности. К встрече с преступниками провели его ошибки. Разные ошибки совершают все люди. Однако лишь сильные духом люди могут признавать их. В этом главная мысль повести.
Название книги — Серебряные коньки
Автор — М. Додж
Отзыв:
Название книги — Три мушкетёра
Автор — А. Дюма
Отзыв:
Название книги — Два капитана
Автор — В. Каверин
Отзыв:
История, рассказанная в книге, поразительна по своей сути. Случайные письма попадают в руки подростка Сани Григорьева и становятся судьбоносными в его жизни. Следуя за мечтой главного героя, переживаешь все трудности и невзгоды и повторяешь, как заклинание, «бороться и искать, найти и не сдаваться». В книге всего хватает, здесь и любовь, и ненависть, и предательство. Казалось бы, просто приключенческий роман. Но на фоне приключений психологически тонко обрисованы характеры героев и антигероев, их отношения, конфликты. Книга воспитывает чувства. Мы наблюдаем, как происходит становление души главного героя, как из немого, беспризорного мальчика вырастает отважный летчик, мужественный, честный, упорно идущий к своей цели, который раскрывает все тайны гибели экспедиции, открывшей Северную землю, узнаёт всю правду о капитане Татаринове. И конечно, нельзя забыть Катю Татаринову, пылкую, смелую, верящую в своего капитана Саню. Книга, несомненно, интересна, её хочется читать и перечитывать.
Название книги — Манюня
Автор — Н. Абгарян
Отзыв:
Название книги — Левша
Автор — Н. Лесков
Отзыв:
В повести Лескова “Левша” рассказывается, как император Александр Павлович, проезжая по Европе и знакомясь со всякими английскими изобретениями, увидел металлическую блоху, какую сумели сделать английские мастера. Он купил эту блоху, а после его смерти она досталась императору Николаю Павловичу, какой велел донскому атаману Платову доказать, что русские мастера не хуже английских. Платов передал блоху тульским мастерам. Те втроем отслужили молебен и принялись за дело. Все они делали в большом секрете, ни с кем не разговаривая. Один из мастеров был левша. Левшу Платов забрал к государю, чтобы тот показал свою работу. Император увидел, что мастера подковали английскую блоху. Левша сделал гвоздики для подков. В награду левшу послали в Англию, где он узнал, что англичане ружья кирпичом не чистят. Левша заболел и умер. А его слова про ружья не передали государю, поэтому во время Крымской войны плохо было стрелять. В Туле сейчас уже нет таких мастеров, их заменили машины. Мне понравилась повесть тем, что в ней показано мастерство простых русских мастеров.
Название книги — Обыкновенное чудо
Автор — Е. Шварц
Отзыв:
Название книги — Алые паруса
Автор — А. Грин
Отзыв:
Повествование начинается с того, что Лонгрен возвращается домой с заработков и узнает о смерти своей жены. Ему пришлось растить свою мечтательную дочь Ассоль одному. В небольшой рыбацкой деревне Лонгрен стал зарабатывать на жизнь изготовлением игрушек. Он делал кораблики. Ассоль очень нравилось играть с отцовскими игрушками и однажды, когда она играла с корабликом с алыми парусами, старик Эгль, местный собиратель сказок, рассказал маленькой девочке, что когда она вырастет, то к ней приплывет корабль с алыми парусами и принц заберет её в свою страну грез.
Название книги — Хорь и Калиныч
Автор — И. Тургенев
Отзыв:
Название книги — Принц и Нищий
Автор — М. Твен
Отзыв:
Название книги — Карлик нос
Автор — В. Гауф
Отзыв:
Название книги — Уроки французского
Автор — В. Распутин
Отзыв:
Название книги — Фотография, на которой меня нет
Автор — В. Астафьев
Отзыв:
Название книги — Хаджи-Мурат
Автор — Л. Толстой
Отзыв:
Название книги — Черная курица, или Подземные жители
Автор — А. Погорельский
Отзыв:
Название книги — Ранние журавли
Автор — Ч. Айтматов
Отзыв:
Повесть Чингиза Айтматова «Ранние журавли» переносит нас в далекий 1943 год, когда идет Великая Отечественная война с фашистской Германией. И мальчики, из маленького киргизского аила, заменяют на поле своих отцов, ушедших на фронт, выполняя тяжелую физическую, мужскую работу. Переживают первую любовь к скромной девочке Мырзагуль, переживают соперничество друг с другом. Вступают в схватку с конокрадами, а один из мальчиков, Султанмурат, еще вступает и в схватку с голодным волком.
Название книги — Плащ Крысолова
Автор — М. Аромштам
Отзыв:
Название книги — Артур и минипуты
Автор — Л. Бессон
Отзыв:
Название книги — Хроники Нарнии
Автор — К. Льюис
Отзыв:
Название книги — Чудесный нож
Автор — Ф. Пулман
Отзыв:
Название книги — Чернильное сердце
Автор — К. Функе
Отзыв:
Название книги — Бесконечная история
Автор — М. Энде
Отзыв:
Название книги — Стрижонок Скрип
Автор — В. Астафьев
Отзыв:
Название книги — Томасина
Автор — П. Гэллико
Отзыв:
Название книги — Ослокрады
Автор — Дж. Даррелл
Отзыв:
Название книги — Книга джунглей
Автор — Р. Киплинг
Отзыв:
Название книги — Солёный пёс
Автор — Ф. Кнорре
Отзыв:
Название книги — Чистый дор
Автор — Ю. Коваль
Отзыв:
Название книги — Ю-ю
Автор — А. Куприн
Отзыв:
Название книги — Белый клык
Автор — Д. Лондон
Отзыв:
Название книги — Глаз волка
Автор — Д. Пеннак
Отзыв:
Название книги — Дневник кота-убийцы
Автор — Э. Файн
Отзыв:
Название книги — Приключения Фокса Микки
Автор — С. Чёрный
Отзыв:
Название книги — Жалобная книга
Автор — А. Чехов
Отзыв:
Название книги — Налим
Автор — А. Чехов
Отзыв:
Название книги — Изумруд
Автор — А. Куприн
Отзыв:
Название книги — Кладовая солнца
Автор — М. Пришвин
Отзыв:
Название книги — В прекрасном и яростном мире
Автор — А. Платонов
Отзыв:
Название книги — Вождь краснокожих
Автор — О. Генри
Отзыв:
Название книги — Денискины рассказы
Автор — В. Драгунский
Отзыв:
Название книги — Звоните и приезжайте
Автор — А. Алексин
Отзыв:
Название книги — Моя семья и другие звери
Автор — Д. Даррелл
Отзыв:
Название книги — Рассказы о животных
Автор — Э. Сентон-Томпсон
Отзыв:
Название книги — Голова профессора Доуэля
Автор — В. Беляев
Отзыв:
Название книги — Три мушкетёра
Автор — А. Дюма
Отзыв:
Название книги — Таинственный остров
Автор — Ж. Верн
Отзыв:
Название книги — Зверобой
Автор — Ф. Купер
Отзыв:
Название книги — Следопыт
Автор — Ф. Купер
Отзыв:
Название книги — Человек-невидимка
Автор — Г. Уэллс
Отзыв:
Название книги — Звёздные корабли
Автор — И. Ефремов
Отзыв:
Название книги — Неизвестный цветок
Автор — А. П. Платонов
Отзыв:
Название книги — Максимка
Автор — К. М. Станюкович
Отзыв:
Название книги — Побег
Автор — К. М. Станюкович
Отзыв:
Название книги — Сороковые
Автор — Д. С. Самойлов
Отзыв:
Название книги — Уроки доброты
Автор — В. Г. Распутин
Отзыв:
Название книги — Критики
Автор — В. М. Шукшин
Отзыв:
Название книги — Срезал
Автор — В. М. Шукшин
Отзыв:
Название книги — Летний вечер
Автор — А. А. Блок
Отзыв:
Название книги — Тарас Бульба
Автор — Н. В. Гоголь
Отзыв:
Название книги — В дороге
Автор — И. С. Тургенев
Отзыв:
Название книги — Тучи
Автор — М. Ю. Лермонтов
Отзыв:
Название книги — Парус
Автор — М. Ю. Лермонтов
Отзыв:
Название книги — Листок
Автор — М. Ю. Лермонтов
Отзыв:
Название книги — Серебряный герб
Автор — К.Чуковский
Отзыв:
Название книги — Последние холода
Автор — А. Лиханов
Отзыв:
Название книги — Старик Хоттабыч
Автор — Л. Лагин
Отзыв:
Название книги — Брат, которому семь
Автор — В. Крапивин
Отзыв:
Название книги — Звёзды под дождём
Автор — В. Крапивин
Отзыв:
Название книги — Всадник со станции Роса
Автор — В. Крапивин
Отзыв:
Название книги — Цветок хлеба
Автор — Ю. Яковлев
Отзыв:
Название книги — Хижина дяди Тома
Автор — Г.Бичер-Стоу
Отзыв:
Название книги — Без семьи
Автор — Г. Мало
Отзыв:
Название книги — Маленькие дикари
Автор — Э.Сетон-Томпсон
Отзыв:
Название книги — Дракон
Автор — Е. Шварц
Отзыв:
Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. Он никак не мог привыкнуть, приладиться к голоду, и его ввалившиеся глаза сердито поблескивали, постоянно искали добычу. Черноволосый, нестриженый, взъерошенный, с проступающими ребрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка. Он тянул в рот все, что было съедобным, — щавель, вяжущие ягоды черемухи, какие-то корни, дикие лесные яблоки, пронзительно кислые и крепкие. Дома ему давали болтанку и хлеб. Мать добавляла в муку веники — вымолоченные метелки проса, и хлеб был тяжелый, вязкий; от него пахло сырой глиной. Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно, жадно посапывая раздутыми ноздрями.
Один раз за всю войну он наелся хлеба вдосталь. И хлеб был не из веников — настоящий. Его принесли с собой наши автоматчики.
Они вошли в хату ночью. Их тяжелые шинели и сбитые сапоги были измазаны чем-то белым и фосфоресцировали в полутьме, словно к ним налипли хлопья снега. А на дворе шел дождь. Бойцы пришли не из степи, а спустились с меловых гор, спуск был трудным, и они измазались в мелу. В теплой хате от солдат шел банный пар, и сразу запахло табачным дымом, мокрыми портянками, ременной кожей и ароматным свежим житником, который они выкладывали на стол.
От ночных гостей в хате стало тесно, как на вокзале, и маленький Коля почувствовал себя не дома. Он забился в угол и опасливо наблюдал за пришельцами. И тут его заметил скуластый солдат, прихрамывающий на левую ногу. Он поманил к себе Колю:
— Эй, хозяин, пойди-ка сюда. Хлебушка хочешь?
Мальчику захотелось крикнуть: «Хочу! Хочу!» Но к горлу подкатил ком. Он не мог произнести ни слова и молча глотал слюну.
— Ты, наверно, плотно поужинал?
Коля растерянно заморгал, а скуластый солдат развязал мешок и сунул ему в руку большой кусок хлеба. У голодного мальчика закружилась голова. Он вскарабкался на печку, зажмурил глаза и припал к хлебу. Он дышал хлебом, ласкался к нему, согревал его руками и щекой. Он откусывал то мякиш, то с веселым азартом грыз корку, и покойная сытость сладко разливалась по телу. Коля подобрел от хлеба, как взрослые добреют порой от вина. Ему казалось, что все вокруг хлебное: и лежит он на хлебе, и под головой у него мягкий хлеб, и покрыт он теплым хлебом. Он уснул, и всю ночь ему снился хлеб.
…Когда война подходила к концу, мать посеяла на огороде полоску пшеницы. Вскоре из земли проклюнулись робкие всходы. Они были похожи на траву. Мальчик пожевал травинку и не почувствовал хлебного вкуса: трава как трава. Может быть, никакого хлеба и не будет. Но трава начала сворачиваться в трубку.
— Скоро наш хлеб зацветет, — говорила мать.
И все ждали, и Коля ждал, и ему на память приходил свежий солдатский житник и счастливая хлебная ночь, которая то ли была на самом деле, то ли приснилась. Коля ждал, что хлеб зацветет голубыми цветами или алым маковым цветом. А может быть, как вишня, покроется белой метелицей. Он так и не заметил, как цветет хлеб. Появились колосья — глазастые, голубоватые, чуть запотевшие.
Потом полоска стала соломенной.
Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. Коржи были пахучие, румяные. Бабушка смазала их масляным перышком и посыпала солью, крупной, как толченое стекло. От коржей шел жар, и они светились, как два маленьких посоленных солнца.
Мальчик сидел перед столом, и его ввалившиеся глаза приросли к коржам. Он ждал, когда ж его угостят, и вдыхал в себя теплый дух испеченного хлеба. Он едва сдерживался, чтобы не протянуть руку и не взять без спроса завидное угощение. Наконец бабушка подошла к нему и сказала:
— Отведай, внучок, моего коржа.
Какая-то скрытая пружина сработала внутри — руки мгновенно устремились к коржу, пальцы крепко сжали его и потянули в рот.
Корочка обжигала губы, соль пощипывала язык, ноздри раздувались, боясь упустить толику вкусного запаха. Нет, корж был повкуснее солдатского житника, но он таял с неудержимой силой: и вскоре в руке мальчика остался тоненький полумесяц. И его скоро не стало…
Коля облизал губы, облизал пальцы и тяжело вздохнул. А второй корж, румяный, целехонький и наверняка еще более вкусный, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.
— Отнеси этот корж деду, — сказала бабушка.
— Давай отнесу, — упавшим голосом сказал Коля.
Дед был очень старым и жил на пасеке. Домой он приходил в те редкие дни, когда на огороде топили прокопченную, покосившуюся баньку. Все лицо деда заросло щетиной, словно из подбородка и щек торчало множество железных гвоздиков. Коля боялся приблизиться к деду, чтобы не уколоться.
Бабушка завернула горячий корж в лопух и протянула его Коле.
Сперва он нес свою дорогую ношу в руках. Потом лопух пришлось выбросить, а корж спрятать за пазуху, чтобы его не отняли мальчишки. Корж был горячим, он жег кожу, а крупная соль въедалась в обожженное место. Коле казалось, что он несет за пазухой сердитого зверька и зверек кусает его живот. Но он терпел. Он прошел мимо мальчишек, и они не заподозрили, какой вкусный гостинец спрятан у Коли за пазухой.
Дед не услышал прихода внука. Он сидел перед пчелиным водопоем — перед желобком, по которому текла вода. Пчелы облепили желобок и пили, опуская хоботки в прохладную воду. Дед подставлял руку, и вода стекала ему в ладонь. Он подносил ладонь ко рту и пил пчелиную воду, она была сладковатой. Пчелы ползали по плечам, по голове деда, забирались в ушную раковину. Они не кусали деда. Они его признавали за своего.
Дед обрадовался. Он вертел корж в руках и нюхал. А Коля стоял перед стариком, поглощенный надеждой, что дед разломит корж пополам.
— Хороший корж, — сказал дед.
— Хороший, — тут же согласился Коля.
— Без немцев и земля лучше родит! — Дед опустил руку с коржом. — Как там бабка-то? Ползает?
— Ползает, — вздохнул мальчик и, чтобы не думать больше о корже, спросил: — Дед, а тебе медаль дадут за немцев?
— Зачем медаль? — сказал он. — Мне бы здоровья.
Дед не стал есть гостинец, а отнес его в шалаш. До чего же жадный дед! Совсем одичал со своими пчелами. Он специально спрятал корж, чтобы не делиться и потом спокойно жевать его, макая в липкий гречишный мед.
Коля собрался уходить. В последнюю минуту, когда дед протянул котомку с грязным бельем — пусть бабка простирнет! — у Коли чтото дрогнуло, и он чуть не попросил у деда кусочек коржа. Но сумел побороть минутную слабость. И промолчал.
Он шел не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером. А сейчас корж ест дед — он, Коля, уже съел свой. Мальчик представил себе деда, который долго перемалывает беззубым ртом запеченную корочку. Старый, наверное, и вкусато не чувствует.
Дома он сунул бабушке котомку и буркнул:
— Дед велел простирнуть!
— Как он там, не болеет? — насторожилась бабушка.
— Чего ему болеть-то? — сказал Коля. — Пасет себе пчел.
Бабушка молча принялась выкладывать на лавку дедушкино бельишко, рассматривая, где надо заштопать, где залатать. На дне котомки оказалась чистая тряпица, завязанная узлом. Бабушка неторопливо развязала непослушными пальцами узел. В тряпице лежал корж. Она ничего не сказала. Положила нежданный гостинец перед внуком.
Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика.
Радостный огонек вспыхнул в его глазах. Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. Значит, дед не жует корж и не макает его в гречишный мед, а пьет свою подслащенную водичку, которая заглушает голод, и пчелы ползают по его плечам… И он воевал с фашистами, а медали ему не надо.
Коля сполз со скамейки и пошел прочь… Но через некоторое время он вернулся. Взял со стола остывший корж. Аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, шапки, дратва, мешок с самосадом и штык, привезенный с прошлой войны.
После урока в пустом классе сидела черноголовая девочка и рисовала. Она подперла щеку кулачком, от чего один глаз превратился в щелочку, и старательно водила кисточкой по листу бумаги.
Эта ночь началась неудачно. Задул сильный северный ветер. Он леденил лицо и проникал в каждую щелочку караульного тулупа.
- Краткие содержания
- Абрамов
- О чём плачут лошади
Каждый раз, когда рассказчик оказывается на лугу, он вспоминает детство и наблюдает за лошадьми, пасущимися привязанными к колу. Нередко он брал кусочек хлеба с собой, чтобы подкармливать лошадей. Даже если хлеб прихватить не удавалось, он все равно не проходил мимо лошадей – подходил к ним, похлопывал по-дружески, подбадривал словом или трепал по губам, после чего на руках оставался лошадиный запах, который ему нравился.
С одной стороны, лошади радовали рассказчика; с другой, он испытывал к ним жалость или даже вину перед лошадьми.
Конюх, будучи часто пьяным, плохо ухаживал за лошадьми. Он мог не появляться по несколько дней, тогда у лошадей заканчивалась трава, они хотели пить и страдали от гнуса.
Лошадей кормили и деревенские жители.
Однажды на лугу рассказчик увидел свою любимую лошадь, по имени Рыжуха. Она была небольшой по размеру и невзрачной лошадью, выносливой и привыкшей к северным условиям. Изнурительный труд изуродовал ее, но Рыжуха оставалась веселой и неунывающей.
При виде рассказчика она становилась радостной, однако на этот раз не посмотрела даже на хлеб. Рассказчик заметил в ее глазах слезы и спросил у нее, что с ней? Ему будто слышались слова лошади о том, что когда-то лошадей берегли и щадили (по словам старой лошади Забавы), а другие лошади только посмеялись над этими мыслями, когда Рыжуха поделилась с ними.
Рыжуха и остальные лошади просят рассказчика раскрыть правду. Человек подтвердил эти слова: раньше лошадям отдавали последний хлеб, кормили хорошо, возвращавшуюся с работы лошадь встречала вся семья с благодарностью, лошадей каждый день чистили и мыли. Лошадь была оплотом крестьян.
Первой игрушкой крестьянского мальчика был конь из дерева. В интерьере дома можно увидеть коня на прялке, на крыше. Мать пела своим детям песни про сивку-бурку. Лошадиная подкова – символ счастья – раньше висела над каждым порогом.
Теперь не так. Например, Карько, служившего во время войны на лесоповале коня, в День Победы отправили в котел.
После того как рассказчик ушел с луга, он почувствовал, будто обманул лошадей и теперь никогда не сможет быть таким искренним с Рыжухой, как раньше. На рассказчика напала лошадиная тоска. Он почувствовал себя таким же отжившим свое животным, как и лошади.
Рассказ учит бережному отношению к животным. На примере рассказчика можно научиться не только хорошо относиться к лошадям, но и быть искренним и человечным.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Абрамов «О чем плачут лошади» очень кратко
Краткое содержание «О чем плачут лошади» Абрамов для читательского дневника:
Лошадь спрашивает у человека: правда ли, что когда-то их племени жилось легко и привольно. Человек не может признаться лошади, что это правда, и теряет её дружбу и доверие.
Рассказчик любит лошадей, которым живётся очень нелегко: конюх за ними плохо ухаживает, забывает кормить и поить, к тому же их донимает гнус. Когда может, он заходит к ним и старается их подкармливать. В одно из таких посещений повествователь замечает, что Рыжуха плачет. Из рассказа лошади он узнаёт, что у лошадей был спор о лошадиной жизни.
Рыжуха услышала песню о тех временах, когда лошадям жилось хорошо. Песни эти пела ей старая кобыла, которая услышала их от своей матери, а та от своей. Когда Рыжуха слушала эти песни, ей было легче работать, она забывала про жару и другие трудности лошадиной жизни. Выйдя на луг, молодая лошадь начала петь песни старой кобылы своим товарищам. Но другие лошади подняли Рыжуху на смех, они говорили, что это всё враньё, просили не травить душу.
Лошадь спрашивает у человека, правда ли то, что говорится в песне. Рассказчик не может выдержать взгляда Рыжухи. Он знает, что это всё правда, но не может сказать об этом своей четвероногой подруге. Человек уходит. Только потом он понимает, что совершил непоправимую ошибку, и что у него больше никогда не будет такой искренности и доверия в отношении с Рыжухой.
Анализ рассказа «О чем плачут лошади» Абрамова
Анализ рассказа «О чем плачут лошади» Ф. Абрамова
Литературоведческий анализ.
Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» затрагивает чрезвычайно важную и острую тему. В этом произведении автор рассуждает о нужности, полезности человека и всякого живого существа, занимающего какое-то место в жизни. Рассказ построен в виде сказки и потому имеет три плана повествования.
Первый план — собственно сказка. Старая лошадь Рыжуха обращается к автору с вопросом: действительно ли в прежние времена лошадям лучше жилось — действительно ли лошадей по-хозяйски любили и холили за их тяжелый труд? Автор не находится, что ответить, и с бесшабашной удалью предлагает не думать о пустяках, а «грызть хлеб, пока грызется».
Второй план — это реальная ситуация в советской деревне в «благополучные» годы окончательной победы социализма. Да, лошадь действительно любили и холили, к ней относились по-хозяйски — так было в годы коллективизации, так было после войны. Но затем человек внешне стал жить лучше, он все больше заботился о себе и все меньше о других. Технику и одежду стали ценить гораздо больше, чем красивое сильное животное. К лошадям стали равнодушны, исчезла личная связь между колхозником и конем.
Третий план — это внутренний конфликт автора от осознания невозможности разом изменить действительность, невозможности в одночасье повлиять на испортившуюся со временем природу человека. Автор вынужден делать вид, что все нормально. Автор проникается общей психологией: надо есть свой кусок, «пока грызется», и не задумываться о больших проблемах, нависших над обществом. Человеческое равнодушие на самом деле гораздо шире, оно распространяется не только на лошадей, но и на людей. Ценим ли мы друг друга, таких же тружеников, как и сами — вот вопрос, который ставит Абрамов. Мы потребительски пользуемся многими общественными благами, но забываем истинную цену этих благ — уважение к человеку, делающему жизнь лучше.
Полезные материалы:
- Сочинение на тему: «Герои рассказа Ф. Абрамова «О чем плачут лошади»»
- Пересказ произведения «О чем плачут лошади» Абрамова
- Характеристика образа лошади в «О чем плачут лошади» Абрамова
- Характеристика рассказа «О чем плачут лошади» Абрамова
- Федор Абрамов — О чем плачут лошади (АНАЛИЗ)
- Краткое содержание – «О чем плачут лошади» Абрамов
- Федор Абрамов — О чем плачут лошади
Другие материалы по творчеству автора:
- Краткое содержание – «Пелагея» Абрамов
- Пересказ произведения «О чем плачут лошади» Абрамова
- Федор Абрамов — Деревянные кони
- Краткое содержание – «О чем плачут лошади» Абрамов
- Федор Абрамов — Пелагея
- Федор Абрамов — Алька
- Краткое содержание – «Алька» Абрамов
- Федор Абрамов — Две зимы и три лета
- Федор Абрамов — О чем плачут лошади (АНАЛИЗ)
- Сочинение на тему: «Герои рассказа Ф. Абрамова «О чем плачут лошади»»
Короткий пересказ «О чем плачут лошади»
Краткое содержание Абрамов «О чем плачут лошади»:
Рассказ повествует о жизни лошадей. Наблюдение ведется глазами молодого человека, вернувшегося домой, в деревню. Он с теплотой рассказывает о табуне лошадей, который всеми забыт, и даже пастух редко о них вспоминает. Рассказывает о тяжелой лошадиной жизни, и о любимой кобыле – Рыжухе, с которой и происходит внутренний диалог, составляющий основную проблему рассказа.
Когда-то, давным-давно, лошадей почитали и любили, холили, как главных кормилиц. Ничего не жалели для них – ибо без лошади и жизни у простого крестьянина не было. А помещики меж собой хвалились табунами породистых скакунов и конюшнями, полными мощных тяжеловозов.
А нынче, после внедрения технологического прогресса, лошади стали никому не нужны. И стоят они, всеми покинутые, умирают от холода и голода, лишь молчаливый вопрос читается в их глазах: за что? Пронизывает насквозь читателя печальный взгляд умных лошадиных глаз.
Герой рассказа не в силах объяснить лошадям человеческую несправедливость. Да и, если посудить, никто не сможет. И он уходит, но мысли его все еще прикованы к лошадиной проблеме. За что же так с животными, которые верой и правдой служили нам много лет? Как люди могли забыть их, просто бросить умирать? И проглядывает за этими вопросами единственно верный ответ: деревенская жизнь жестока, и нужен ты, лишь пока ты полезен.
Рассказ Абрамова «О чем плачут лошади», во-первых, учит нас быть благодарными. Все его рассказы пытаются направить читателя к мысли, что есть человек. Помнить и ценить заслуги тех, кто помогал нам – вот качество настоящего человека, настоящей душевности. Бездушная техника может заменить многое, но одного, пока что, она не смогла повторить – душу человеческую. Но надолго ли?
А во-вторых – показывает читателю суровую истину. Ты будешь нужен, пока ты жив и шевелишься, пока есть силы, пока ты можешь работать. Верно это, к сожалению, не только для лошадей.
Популярные сегодня пересказы
- Мороз Иванович — краткое содержание сказки Одоевского
Сказка «Мороз Иванович» написана в 1842 году русским писателем Владимиром Одоевским. Жили-были в одной хатке две девочки-сестренки. Одну из них звали Рукодельницей - Серебряная елка — краткое содержание рассказа Саша Чёрный
Удивительный зимний пейзаж: всё снежком припорошено, луна освещает каждый уголок леса, а посреди поляны пушистая ёлочка, с которой ветер периодически сдувал белые хлопья. Красота, одним словом! - Повесть непогашенной луны — краткое содержание произведения Пильняка
Многие заблуждаются, пытаясь отыскать в «Повести Непогашенной Луны» реальные факты, знакомые лица из действительности писателя. Пильняк подчеркивает, что произведение также не связано со смертью М.В. Фрунзе. - Бригадир — краткое содержание комедии Фонвизина
С первых страниц пьесы перед нами предстает семейство бригадира Игнатия Андреевича. Он приехал в гости к советнику Артамону Власьичу, да не просто так, а чтобы обговорить дела по поводу предстоящей
Сюжет рассказа «О чем плачут лошади» с цитатами
Ф. А. Абрамов «О чем плачут лошади» краткое содержание с цитатами из произведения:
Каждый раз, когда рассказчик оказывается на лугу, он будто вновь попадает «в свое далекое детство — в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек». Нередко он берет с собой кусок хлеба, чтобы покормить лошадей, которых очень любит.
Лошади вызывают у героя противоречивые чувства: они волнуют, радуют его, но вместе с тем вызывают «чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними». Он знает, что этим прекрасным умным животным живется совсем несладко. «Конюх Миколка, вечно пьяный» может по целым дням не появляться на лугу, и тогда лошади сильно страдают от голода и жажды.
Среди других лошадей особой любовью у героя пользуется Рыжуха – небольшая неказистая кобылка, прекрасно приспособленная к жизни на Севере. Она выгодно отличается тем, что смогла сохранить «свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости».
Рыжуха всегда радовалась при появлении героя, но в этот раз она была удивительно равнодушной. Желая задобрить кобылу, он протягивает ей краюху хлеба, и неожиданно замечает в ее больших умных глазах… слезы.
Герой пытается узнать у Рыжухи причину ее слез, и в ответ слышит печальную историю о том, каково раньше жилось лошадям. Кобыла рассказывает, что остальные лошади подняли ее на смех, когда она спела им песню о былой привольной и сытной лошадиной жизни.
Ведь были же времена, когда лошадей «называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». Рыжуха хотела подбодрить своих товарок этой песней, в ответ они попросили ее замолчать и не травить им душу.
Рыжуха пристально смотрит своими заплаканными, выразительными глазами в лицо рассказчика, и спрашивает о том, правда ли была такая жизнь у лошадей раньше?
Герой вынужден признаться, что в былые дни крестьяне почитали лошадь настоящим сокровищем, берегли и заботились, «потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес».
В памяти всплывает его верный конь Карько, который всю войну верой и правдой служил людям, а «свой жизненный путь закончил в самый День Победы». Колхозники сверху на него «обрушили тяжеленные бревна», чтобы отметить праздник.
Герой покидает луг, но чувствует, что у Рыжухи уже не будет к нему былого доверия, и «тоска, тяжелая лошадиная тоска» наваливается на него…
Заключение
Рассказ Федора Абрамова учит не только бережному отношению к животным, но и проявлению милосердия, душевной чуткости к окружающим людям.
Это интересно: Рассказ Лескова «Зверь» написан в 1861 году. Кого подразумевал автор, давая название произведению, – человека или животного, вы узнаете, когда прочитаете краткое содержание «Зверь» для читательского дневника.
«О чем плачут лошади» Абрамов — анализ рассказа
В этой статье мы рассмотрим краткий анализ рассказа «О чем плачут лошади» Абрамова и посмотрим какова главная идея рассказа и какой урок можно извлечь из него. Федор Абрамов действительно необыкновенно ярко изобразил прелести русской природы, и читая рассказ, мы буквально вдыхаем аромат трав, слышим, как порхают бабочки и летают стрекозы, чувствуем, как лошади касаются нас мягкими и теплыми губами.
Захочется потянуться к лошадям и городскому жителю, который видел животных лишь в зоопарке или на арене цирка. А человека, которому доводилось покормить с рук лошадь и дать ей хлеба или сахара, наполнит жалость и сострадание к этим измученным работой и обращением животным. Вот и Рыжуха всплакнула — конюху, который постоянно пьяный, нет дела до того, чтобы дать корма и воды.
Делая анализ рассказа «О чем плачут лошади», мы видим некое фантастическое допущение. После того как лошадь отвечает рассказчику, почему она плачет, выясняется, что она может, будто в сказке, говорить. От Забавы, старой кобылы, читатель узнает, что в прежние времена лошадям были почет и уважение. А как же иначе! Не могли без этих животных обходиться крестьяне, тем и жили. А с приходом техники лошади стали не так нужны. Не совсем их, конечно, отвергли, но все больше пренебрежения появилось у человека к лошади.
Федор Абрамов — О чем плачут лошади
Федор Абрамов
О чем плачут лошади
Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство — в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек и, конечно же, в мир лошадей, которые паслись на привязи, каждая возле своего кола.
Я частенько брал с собой хлеб и подкармливал лошадей, а если не случалось хлеба, я все равно останавливался возле них, дружелюбно похлопывал по спине, по шее, подбадривал ласковым словом, трепал по теплым бархатным губам и потом долго, чуть не весь день, ощущал на своей ладони ни с чем не сравнимый конский душок.
Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади.
Они волновали, радовали мое крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую — лошадиную — красоту, и я мог не минутами, часами смотреть на этих добрых и умных животных, вслушиваться в их однообразное похрустывание, изредка прерываемое то недовольным пофыркиванием, то коротким всхрапом — пыльная или несъедобная травка попалась.
Но чаще всего лошади эти вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними.
Конюх Миколка, вечно пьяный, иногда и день и ночь не заявлялся к ним, и вокруг кола не то что трава — дернина была изгрызена и выбита дочерна. Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус — в затишные вечера серым облаком, тучей клубился над ними комар и мошкара.
В общем, что говорить, — нелегко жилось беднягам. И потому-то я как мог пытался скрасить, облегчить их долю. Да и не только я. Редкая старушонка, редкая баба, оказавшись на лугу, проходила мимо них безучастно.
На этот раз я не шел — бежал к лошадям, ибо кого же я увидел сегодня среди них? Свою любимицу Клару, или Рыжуху, как я называл ее запросто, по-бывалошному, по обычаю тех времен, когда еще не было ни Громов, ни Идей, ни Побед, ни Ударников, ни Звезд, а были Карьки и Карюхи, Воронки и Воронухи, Гнедки и Гнедухи — обычные лошади с обычными лошадиными именами.
Рыжуха была тех же статей и тех же кровей, что и остальные кобылы и мерины. Из породы так называемых мезенок, лошадок некрупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых, хорошо приспособленных к тяжелым условиям Севера. И доставалось Рыжухе не меньше, чем ее подругам и товарищам. В четыре-пять лет у нее уже была сбита спина под седелкой, заметно отвисло брюхо и даже вены в пахах начинали пухнуть.
И все-таки Рыжуха выгодно выделялась среди своих сородичей.
На некоторых из них просто мочи не было смотреть. Какие-то неряшливые, опустившиеся, с невылинялой клочкастой шкурой, с гноящимися глазами, с какой-то тупой покорностью и обреченностью во взгляде, во всей понурой, сгорбленной фигуре.
А Рыжуха — нет. Рыжуха была кобылка чистая, да к тому же еще сохранила свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости.
Обычно, завидев меня, спускающегося с угора, она вся подбиралась, вытягивалась в струнку, подавала свой звонкий голос, а иногда широко, насколько позволяла веревка, обегала вокруг кола, то есть совершала, как я называл это, свой приветственный круг радости.
Сегодня Рыжуха при моем приближении не выказала ни малейшего воодушевления. Стояла возле кола неподвижно, окаменело, истово, как умеют стоять только лошади, и ничем, решительно ничем не отличалась от остальных кобыл и коней.
«Да что с ней? — с тревогой подумал я. — Больна? Забыла меня за это время?» (Рыжуха две недели была на дальнем сенокосе.)
Я на ходу стал отламывать от буханки большой кусок — с этого, с подкормки, началась наша дружба, но тут кобыла и вовсе озадачила меня: она отвернула голову в сторону.
— Рыжуха, Рыжуха… Да это же я… я…
Я схватил ее за густую с проседью челку, которую сам же и подстриг недели три назад — напрочь забивало глаза, притянул к себе. И что же я увидел? Слезы. Большие, с добрую фасолину, лошадиные слезы.
— Рыжуха, Рыжуха, да что с тобой?
Рыжуха молча продолжала плакать.
— Ну, хорошо, у тебя горе, у тебя беда. Но ты можешь сказать, в чем дело?
— У нас тут спор один был…
— У кого — у нас?
— У нас, у лошадей.
— У вас спор? — удивился я. — О чем?
— О лошадиной жизни. Я им сказала, что были времена, когда нас, лошадей, жалели и берегли пуще всего на свете, а они подняли меня на смех, стали издеваться надо мной… — и тут Рыжуха опять расплакалась.
Я насилу успокоил ее. И вот что в конце концов рассказала она мне.
На дальнем покосе, с которого только что вернулась Рыжуха, она познакомилась с одной старой кобылой, с которой на пару ходила в конной косилке. И вот эта старая кобыла, когда им становилось совсем невмоготу (а работа там была каторжная, на износ), начинала подбадривать ее своими песнями.
— Я в жизни ничего подобного не слыхала, — говорила Рыжуха. — Из этих песен я узнала, что были времена, когда нас, лошадей, называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами. И когда я слушала эти песни, я забывала про жару, про оводов, про удары ременки, которой то и дело лупил нас злой мужик. И мне легче, ей-богу, легче было тащить тяжелую косилку. Я спрашивала Забаву — так звали старую кобылу, — не утешает ли она меня. Не сама ли она придумала все эти красивые песни про лошадиное беспечальное житье? Но она меня уверяла, что все это сущая правда и что песни эти певала ей еще мать. Певала, когда она была сосунком. А мать их слышала от своей матери. И так эти песни про счастливые лошадиные времена из поколения в поколение передавались в ихнем роду.
— И вот, — заключила свой рассказ Рыжуха, — сегодня утром, как только нас вывели на луг, я начала петь песни старой кобылы своим товаркам и товарищам, а они закричали в один голос: «Вранье все это, брехня! Замолчи! Не растравляй нам: душу. И так тошно».
Рыжуха с надеждой, с мольбой подняла ко мне свои огромные, все еще мокрые, печальные глаза, в фиолетовой глубине которых я вдруг увидел себя — маленького, крохотного человечка.
— Скажите мне… Вы человек, вы все знаете, вы из тех, кто всю жизнь командует нами… Скажите, были такие времена, когда нам, лошадям, жилось хорошо? Не соврала мне старая кобыла? Не обманула?
Я не выдержал прямого, вопрошающего взгляда Рыжухи. Я отвел глаза в сторону и тут мне показалось, что отовсюду, со всех сторон, на меня смотрят большие и пытливые лошадиные глаза. Неужели то, о чем спрашивала меня Рыжуха, занимало и других лошадей? Во всяком случае, обычного хруста, который всегда слышится на лугу, не было.
Не знаю, сколько продолжалась для меня эта молчаливая пытка на зеленой луговине под горой, — может, минуту, может, десять минут, может, час, но я взмок с головы до ног.
Все, все правильно говорила старая кобыла, ничего не соврала. Были, были такие времена, и были еще недавно, на моей памяти, когда лошадью дышали и жили, когда ей скармливали самый лакомый кусок, а то и последнюю краюху хлеба — мы-то как-нибудь выдюжим, мы-то и с голодным брюхом промаемся до утра. Нам не привыкать. А что делалось по вечерам, когда наработавшаяся за день лошадка входила в свой заулок! Вся семья, от мала до велика, выбегала встречать ее, и сколько же ласковых, сколько благодарных слов выслушивала она, с какой любовью распрягали ее, выхаживали, водили на водопой, скребли, чистили! А сколько раз за ночь поднимались хозяева, чтобы проведать свое сокровище!
Да, да, сокровище. Главная опора и надежда всей крестьянской жизни, потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес. Да и не погулять как следует.
Полвека прожил я на белом свете и чудес, как говорится, повидал немало — и своих, и заморских, а нет, русские гулянья на лошадях о масленице сравнить не с чем.
Все преображалось как в сказке. Преображались мужики и парни — чертом выгибались на легких расписных санках с железными подрезами, преображались лошади. Эх, гулюшки, эх, родимые! Не подкачайте! Потешьте сердце молодецкое! Раздуйте метель-огонь на всю улицу!
И лошади раздували. Радугами плясали в зимнем воздухе цветастые, узорчатые дуги, июльский жар несло от медных начищенных сбруй, и колокольцы, колокольцы — услада русской души…
Первая игрушка крестьянского сына — деревянный конь. Конь смотрел на ребенка с крыши родного отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой, коню молился — ни одной божницы не помню я в своей деревне без Егория Победоносца. И конской подковой — знаком долгожданного мужицкого счастья — встречало тебя почти каждое крыльцо. Всё — конь, всё — от коня: вся жизнь крестьянская, с рождения до смерти…
Ну и что же удивительного, что из-за коня, из-за кобылы вскипали все главные страсти в первые колхозные годы!
У конюшни толклись, митинговали с утра до ночи, там выясняли свои отношения. Сбил у Воронка холку, не напоил Гнедуху вовремя, навалил слишком большой воз, слишком быстро гнал Чалого, и вот уж крик, вот уж кулаком в рыло заехали.
Смысл финала произведения
Однажды Рыжуха спрашивает у конюха: «А была ли свобода у лошадей раньше?». Тот лишь умалчивает об этом. Подобное нечестное действие полностью разрушает все доверие между лошадью и человеком. Те отношения, что были у них раньше, больше не вернутся. Никакой открытости, дружбы и уважения — лишь сухие рабочие отношения. Да, связь между лошадью и человеком может показаться странной, однако в этом есть скрытый смысл. Возможно, лошадь осуществляет крестьянство, что уже давно позабыло о своей вольной жизни. Причем это сходится с целью этого класса в обществе — работать на благо человека, то есть высшие слои общества. Если следовать этой тенденции, то становится понятно отношение хозяев к своим крепостным. Они специально умалчивают о счастливом свободном прошлом крестьян, дабы те работали на них и не мечтали вновь стать независимыми.
К тому же, стоит обратить внимание на то, что без лошади человек не сможет полноценно существовать. Именно поэтому он и цепляется за каждую возможность оставить их в своей власти. Также и высшие чиновники без труда крестьян станут голодать, некому будет их обслуживать. Отсюда и вытекает их желание не допустить отмену крепостного права. Если именно этот смысл был вложен автором в произведение, то завуалирован он просто отлично!
Вот вы и узнали смысл рассказа Федора Абрамова «О чем плачут лошади». Надеемся, вам было интересно узнать что-то новое для себя!
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Смысл произведения «О чем плачут лошади»
Смысл произведения, опирающийся на конфликт крестьян и их хозяев, будет описан в заключительном подпункте статьи, ведь основная его часть находится именно в конце рассказа. Если же опираться на общее повествование, то явно прослеживается тема дружбы, жертвенности и некой любви к ближнему. Мужчина мог бы рассказать правду о прошлом лошадей, однако тогда он бы, скорее всего, стал свидетелем их борьбы за прежний образ жизни. Лошади бы перестали подчиняться ему, поэтому человеку стало бы тяжело существовать в этом мире одному.
Поэтому он принимает не самый честный путь — молчать. Таким образом он защищает только свои интересы, совершенно забывая о желаниях животных. Именно поэтому отношения между ними окончательно портятся. Никакой дружбы и понимания, какие раньше наполняли их связь. История о дружбе и предательстве раскрывается в полной мере, весь драматизм очевиден. Теперь лошади так и останутся безвольными рабами, в то время как человек будет процветать.
Свидетельство о регистрации
СМИ: ЭЛ № ФС 77-58841
от 28.07.2014
Зачем размещать разработки
у нас?
- Свидетельство бесплатно
- Нам доверяют
- Нужно использовать при аттестации
Свидетельство о публикации
в СМИ
Дождитесь публикации материала
и скачайте свидетельство
о публикации в СМИ бесплатно.
Диплом за инновационную
профессиональную
деятельность
Опубликует не менее 15
материалов в методической
библиотеке портала и скачайте
документ бесплатно.
24.03.2021
учитель русского языка и литературы
Рабочая программа по предмету «Родная русская литература» в 5 -6 классах разработана
в соответствии с:
• Законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 32, пункт 7)
на основе:
• Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования (с изменениями и дополнениями)
• Примерной основной образовательной программы основного общего образования» (с изменениями и дополнениями) (2015)
• Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Борятинская СОШ» (с изменениями и дополнениями)
Оценить
397
Содержимое разработки
Календарно-тематическое планирование «Родная литература (русская)»
5 класс
№ п/п | № урока темы | Кол-во часов | Дата | Тема урока | Примечание | ||
| |||||||
1 | 1 | Введение. | |||||
| |||||||
2 | 1 | Фольклор и русская (родная) словесность. | |||||
3 | 2 | Русские пословицы и поговорки. | |||||
4-5 | 3-4 | Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. | |||||
6 | 5 | Проект по направлению «Славянская Мифология» | |||||
| |||||||
7-8 | 1-2 | Русские басни. Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». | |||||
9 | 3 | В.И. Даль. Сведения о писателе. Сказка «Что значит досуг?» Идейно-художественный смысл сказки. | |||||
10 | 4 | В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» | |||||
11 | 5 | Н.Г. Гарин-Михайловский. Сведения о писателе. Сказка «Книжка счастья». | |||||
12 | 6 | Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка. | |||||
13 | 7 | Р/Р Классное сочинение №1 «Зло и добро в сказке». | Классное сочинение №1 | ||||
14 | 8 | Проект №1 по теме «Русская литература 19 века» | Проект №1 | ||||
15 | 9 | Контрольное тестирование №1 по теме «Русская литература 19 века» | Контрольное тестирование №1 | ||||
| |||||||
16 | 1 | Е.А. Пермяк. Краткие сведения о писателе. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. | |||||
17 | 2 | Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. | |||||
18 | 3 | В.А. Сухомлинский. Краткие сведения о писателе. «Легенда о материнской любви». Материнская любовь. Сыновняя благодарность. | |||||
19 | 4 | В.А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви».Особенности жанра. Значение финала. | |||||
20 | 5 | Ю.Я. Яковлев. Краткие сведения о писателе.Рассказ «Цветок хлеба». Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. | |||||
21 | 6 | Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Чувство ответственности за родных. Беда и радость. | |||||
22 | 7 | А.И. Приставкин. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). | |||||
23 | 8 | А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. | |||||
24 | 9 | В.Я. Ерошенко. Краткие сведения о писателе. Сказка «Умирание ивы». Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. | |||||
25 | 10 | В.Я. Ерошенко. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя. | |||||
26 | 11 | Проект №2 по теме «Русская литература ХХ века» | Проект №2 |
27 | 12 | Контрольное тестирование №2 по теме «Русская литература ХХ века» | Контрольное тестирование №2 | ||||
(4 часа) | |||||||
28 | 1 | В. Я. Брюсов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». | |||||
29 | 2 | М. А. Волошин Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» | |||||
30 | 3 | Практикум выразительного чтения. | |||||
31 | 4 | Контрольное тестирование №3 по теме «Родная природа в произведениях поэтов 20 века» | Контрольное тестирование №3 | ||||
| |||||||
32-33 | 1-2 | Творчество писателей и поэтов Тульской области. | |||||
34 | 3 | Защита проектов. |
6 класс
№ п/п | № урока темы | Кол-во часов | Дата | Тема урока | Примечание | |||
| ||||||||
1 | 1 | 1 | Связь литературы с историей, философией, психологией. Образ человека в литературном произведении | |||||
| ||||||||
2 | 1 | 1 | Песни «Ивушка», «Плач по Петре I», «Вниз по матушке по Волге» | |||||
3 | 2 | 1 | Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря». | |||||
(3 часа) | ||||||||
4 | 1 | 1 | Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Памятник литературы в форме путевых записей | |||||
5 | 2 | 1 | «Житие Александра Невского» – первое русское житие князя-воина | |||||
6 | 3 | 1 | Р/Р Классное сочинение №1 в тиле древнерусской литературы «Один день из моей школьной жизни» | Классное сочинение №1 | ||||
| ||||||||
7 | 1 | 1 | Г.Р. Державин «Лебедь». Размышления о судьбе творца | |||||
| ||||||||
8 | 1 | 1 | К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Противопоставление героической мощи старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего | |||||
9 | 2 | 1 | Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан» | |||||
10 | 3 | 1 | Ф.Н. Глинка. Краткий рассказ о поэте. Философский смысл стихотворений «Луна», «Утро вечера мудренее». Стихотворение «Москва» как образец патриотической лирики | |||||
11 | 4 | 1 | Е.А. Баратынский. «Родина». История создания стихотворения. Состояние души лирического героя | |||||
12 | 5 | 1 | Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». Историческая основа повести. Сюжет и композиция | |||||
13 | 6 | 1 | Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». Герои и образы. Художественное своеобразие. Отношение автора к главному герою | |||||
14 | 7 | 1 | Контрольная работа №1 по теме «Литература XVIII-XIX веков» (тест, письменный ответ на проблемный вопрос) | Контрольная работа №1 | ||||
| ||||||||
15 | 1 | 1 | К.Г. Паустовский. Проблема уважения к родной земле в рассказе «Бакенщик» | |||||
16 | 2 | 1 | М.М. Зощенко. «Монтёр». Художественное своеобразие рассказа. Приёмы создания комического | |||||
17-18 | 3-4 | 2 | И.С. Шмелёв. Краткий рассказ о писателе. Главы из романа «Лето Господне». Идеализацией православных начал русской жизни |
19-20 | 5-6 | 2 | В.К. Железников. «Чудак из 6 «Б». Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки | |||||
21-22 | 7-8 | 2 | А.А. Лиханов. Краткий рассказ о писателе. Повесть о военном детстве «Последние холода» | |||||
23 | 9 | 1 | Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…», «О красоте человеческих лиц» | |||||
24 | 10 | 1 | В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Единство человека и природы в рассказе «Деревья растут для всех» | |||||
25 | 11 | 1 | А.Г. Алексин. История о мечтах, разрушенных войной, в рассказе «Домашнее сочинение» | |||||
26 | 12 | 1 | Проблема выражения благодарности в воспоминаниях А.Г. Алексина («Я прихожу к маме…») | |||||
27 | 13 | 1 | Е.И. Носов. Краткий рассказ о писателе. Особенности прозы Е.И.Носова. Доброта и жестокость людей в рассказе «Алюминиевое солнце» | |||||
28 | 14 | 1 | Василий Гроссман. «Собака». Историческая основа рассказа. Взаимоотношения человека и собаки | |||||
(6 часов) | ||||||||
29 | 1 | Людмила Улицкая. Нравственная красота человека в рассказе «Счастливый случай» | ||||||
30 | 2 | Людмила Улицкая. Материнская любовь и мудрость в рассказе «Бумажная победа» | ||||||
31 | 3 | Владислав Отрошенко. Краткий рассказ о писателе. Повесть в рассказах «Двор прадеда Гриши». Образ повествователя. Юмор в повести | ||||||
32 | 4 | Контрольная работа №2 по теме «Русская литература» (тест, письменный ответ на проблемный вопрос) | Контрольная работа №2 | |||||
33 | 5 | Борис Минаев. Краткий рассказ о писателе. Восприятие окружающего мира ребёнком в романе «Детство Лёвы» | ||||||
34 | 6 | Борис Минаев. Проблема взросления в романе «Гений дзюдо» (глава «Брат» и другие по выбору) |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/446879-kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-rodn
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки
Рецензия на методическую разработку
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Первая помощь
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти
обучение