Ю коваль стожок картинки к рассказу

Татьяна алексеевна маврина tatiana alekseevna mavrina; 20 декабря 1900 19 августа 1996 гг. советская и русская художница хх

Татьяна Алексеевна Маврина (Tatiana Alekseevna Mavrina; 20 декабря 1900 — 19 августа 1996 гг.) — советская и русская художница ХХ века, талантливый график и иллюстратор детских книг. Творчество и биографию Татьяны Мавриной незаслуженно обошли вниманием официальные советские каталоги, видимо, из-за ее пылкой любви к импрессионизму. А вот знатоки искусства по достоинству оценили картины яркого и нетипичного советского мастера — ее портреты, пейзажи и натюрморты хранятся в Русском музее и в музее имени Пушкина. Художница работала в стиле, близком к примитивизму, смело экспериментировала с акварелью, гуашью и станковой графикой.

Татьяна Маврина. Картина «Автопортрет на фоне картин», 1939

Биография Татьяны Мавриной

Татьяна Маврина появилась на свет 20 декабря 1900 года в Нижнем Новгороде. Ее отец, Алексей Лебедев, преподавал, а мать, потомственная дворянка из рода Мавриных, служила директором училища. Во время гражданской войны семейство Лебедевых переехало в Москву. В 1922-ом Татьяна поступила во ВХУТЕМАС, где мастерству рисования ее обучал авангардист Роберт Фальк (Robert Rafailovich Falk). Но особенно усердно она занималась в музеях, проводя долгие часы в залах, посвященных импрессионизму и постимпрессионизму. Нежную любовь к Сезанну (Paul Cézanne), Моне (Oscar-Claude Monet), Матиссу (Henri Émile Benoît Matisse), Ван Гогу (Vincent Willem van Gogh) и Пикассо (Pablo Picasso) художница сберегла до конца своей жизни.

Татьяна Маврина. Картина «Цветы», 1989

Татьяна Маврина окончила вуз, вступила в сообщество художников «Тринадцать» и принялась с упоением рисовать озорные портреты, пейзажи с пронзительно звонким солнечным светом и томные ню, во многом подражая любимым французам Матиссу и Ван Гогу. Натурщицей чаще всего была Ольга Гильдебрандт, одна из участниц группы «Тринадцать». Печально, но картины обнаженной натуры, созданные художницей, массовый зритель так и не увидел — в Советском Союзе осуждали откровенный жанр и не приветствовали публичные демонстрации нагого тела, пусть даже и на холсте.

Татьяна Маврина. Иллюстрация к книге А. С. Пушкина «Сказки», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», 1977

Во второй половине 1930-х Татьяна Маврина окунулась в любовь. Благо, муж, Николай Кузьмин, тоже был художником, и супругов соединяли не только чувства, но и общие интересы, и страсть к работе. В этот период Маврина уже занимается созданием иллюстраций к детским книгам, отгородившись от тревожного большого мира лубочными рисунками с чудными зверями и сказочным персонажами.

Татьяна Маврина. Иллюстрация к книге А. С. Пушкина «Сказки», «Сказка о медведихе», 1977

Переключиться на окружающую действительность и заняться зарисовкой городских пейзажей заставила война. Однажды Татьяна Маврина осознала, что вот эти любимые московские улочки, старинные дома и храмы могут быть разрушены, а значит, исчезнут навсегда. И она решила сохранить облик старой Москвы хотя бы в своих рисунках. Художница много гуляет и делает карандашные зарисовки в блокноте.

Татьяна Маврина. Картина «Новодевичий монастырь», 1943

Татьяна Маврина. Картина «Церковь Ильи Пророка в Черкизово», 1943

Татьяна Маврина. Иллюстрация из книги «Наша Москва. (На Варварке)», 1947

После войны Маврина полностью отойдет от классической живописи, посвятив себя иллюстрациям, графике и изучению фольклора. Она ездит по отдаленным от столицы городам, зарисовывает старые постройки Подмосковья и архитектуру Золотого кольца, знакомится с народным творчеством — хохломским, городецким и палехским промыслами. Позже по рисункам Татьяны Мавриной будут изучать быт провинции. К тому же она не только рисовала, но и привозила с собой глиняные игрушки, вышивку, прялки, расписные подносы, резные пряничные доски, иконы, изразцы. Интересную коллекцию старинной утвари Маврина и Кузьмин подарили Русскому музею.

Татьяна Маврина. Картина «Коломенское», 1946

Татьяна Маврина. Картина «Церковь Николая Чудотворца в Пыжах (Большая Ордынка)», 1944

Татьяна Маврина прожила долгую и интересную жизнь, до конца дней не переставая рисовать. По рассказам близких людей, она с нетерпением выпроваживала гостей, которые приносили ей цветы, чтобы сразу взяться за работу и перенести красоту букета на бумагу. Художница скончалась 19 августа 1996 года, пережив супруга на 9 лет.

Татьяна Маврина. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна. Три зятя», 1970

Татьяна Маврина. Иллюстрация к рассказу Юрия Коваля «Черные ушки», 1978

Татьяна Маврина. Иллюстрация к рассказу Юрия Коваля «Снег», 1982

Самые известные картины Татьяны Мавриной

Художница создала множество ярких и самобытных работ, но настоящей вершины мастерства достигла в оформлении детских книг, за что в 1976 году была удостоена международной премии Андерсена. Давайте посмотрим еще раз на самые известные картины и иллюстрации Татьяны Мавриной:

  • «Обнаженные с синим чайником» (середина 1930-х) — две темы, запрещенные в советское время — импрессионизм и ню. Работа-подражание французским импрессионистам выполнена в нежных перламутровых тонах.
  • «Портрет Ольги Гильдебрандт» (1937) — постоянная натурщица и близкая подруга художницы. Картина написана в тревожный исторический период, изображает обнаженную красавицу с неприступным лицом.
  • «У лукоморья дуб зеленый», А. С. Пушкин, «Сказки» (1977) — иллюстрации к книге любимого поэта. Образы сказочных персонажей легко узнаваемы и были любимы многими советскими детьми.
  • Ю. Коваль, «Бабочки» (1987) — художница не делала отдельных иллюстраций к этой книге, она просто подобрала к каждому рассказу старую картину, созвучную с темой повествования. Коваль и Маврина часто работали в тандеме и создали множество сказочных историй для детей, среди которых «Стеклянный пруд», «Жеребенок».

Татьяна Маврина. Картина «Обнаженные с синим чайником», середина 1930-х

Татьяна Маврина. Картина «Портрет Ольги Гильдебрандт», 1937

Татьяна Маврина. Иллюстрация к книге А. С. Пушкина «Сказки», «У лукоморья дуб зеленый», 1977

Татьяна Маврина. Иллюстрация к рассказу Юрия Коваля «Бабочки», 1984

Татьяна Маврина при жизни завоевала признание как автор и была удостоена звания заслуженного художника РСФСР. Также она стала номинантом государственной премии СССР.

Библиографическое описание:

Кутепова, Ю. А. Конспект занятия по обучению пересказыванию в подготовительной группе / Ю. А. Кутепова, А. А. Здоровец, А. А. Лащенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6748/ (дата обращения: 09.01.2022).


Тема:

Рассказ Ю. И. Коваль«Стожок».


Цель:

обучить связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем.

Обучающая- формировать целенаправленное восприятие и анализ текста, развить навык планирования пересказа (с опорой на наглядность);

Речевая- закреплять навык у детей грамматически правильно оформлять свое высказывание, продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;

Воспитательная- воспитывать любовь и интерес к художественному слову.


Оборудование и


материалы:

рассказ Ю. Коваль «Стожок»,графические схемы для рассказа, конверты, разрезанная картинка, меховая жилетка, платочек,шляпка, очки.


Этапы образовательной деятельности


Деятельность педагога


Деятельность детей


1. Организационно-мотивационный


Приветствие детей

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!».


Здороваются с


воспитателем.


Мотивация на деятельность

Сейчас, ребята, мы поиграем в следопытов. Каждый из вас должен найти конверт с помощью моей подсказки.


Раздаю детям подсказки.


Дети ищут конверты с


фрагментами разрезной картинки.

Каждая подсказка содержит графическое изображение предлога и предметную картинку: например предлог под и картинку с изображением стула. Значит, конверт следует искать под стулом. (За ширмой, на столе, в коробке, под книгой и т. д.)

Молодцы, ребята, вы нашли все конверты. Давайте откроем их и посмотрим, что в них лежит. В них лежат какие-то фрагменты.

Как вы думаете, мы можем собрать их в одну картинку? Конечно, можем, давайте прямо сейчас их соберем.


Когда все конверты найдены, дети собирают на мольберте разрезную картинку с изображением медведя.


Дети собирают фрагменты разрезанной картинки.


2. Основная часть


Беседа

Ребята, посмотрите, кто изображен, на картинке?

Правильно, на ней изображен медведь.

А какие сказки вы знаете, с этим животным?

Да, правильно, есть очень много различных сказок, в которых героем является медведь.

А я хочу вам сейчас зачитать отрывок из одного рассказа, который написал детский писать Ю. И. Коваль и называется этот рассказ «Стожок». Он очень интересный и поучительный.

А вы вспомните, есть ли медведь в этом рассказе?


Выставляю графические схемы.


Дети отвечают на вопросы.


Чтение отрывка из рассказа

У излучины реки в старой баньке жил дядя Зуй со своею внучкой Нюркой. Еще летом дядя Зуй накосил в лесу травы и сметал стожок сена: поставил стог не на землю, а на сани, чтобы легче было зимой сено из лесу вывезти. А когда наступила зима, внучка напомнила деду про сено.


Слушают рассказ.


Чтение рассказа

Ребята, вы вспомнили, есть ли медведь в этом рассказе?

Да, мы с вами уже читали этот рассказ, а сегодня мы будем его пересказывать. Поэтому сейчас я прочитаю вам рассказ «Стожок» ещё раз и мы вспомним, что же случилось с героями этого рассказа.


Чтение рассказа Ю. Коваль «Стожок».


Отвечают на проблемный вопрос.


Беседа


Как звали героев рассказа?

Правильно, героев рассказа звали дядя Зуй и Нюрочка.


Что забыл летом в


лесу дядя Зуй?

Правильно, дядя Зуй летом забыл привести сено из леса.


Кто привез сено из леса?

Сено из леса привез дядя Зуй.


Кто встретил дядю Зуя в


деревне?

Дядю Зуя встретила Пантелеевна.


Что она сказала дяде Зую?

Ты чего, Зуюшка, привез?


Что ответил Зуй?

Сено, Пантелеевна, чего же еще?


Кого Пантелеевна увидела на возу?

На возу Пантелеевна увидела медведя.


Как медведь соскочил с


телеги?

Медведь зашевелился, наклонил стог набок и вывалился в снег. Тряхнул башкой, схватил в зубы снегу и в лес побежал.


Кто стал собираться около саней?

Около саней стал собираться народ.


О чем говорили люди?

Люди удивлялись тому, что медведь себе берлогу в стожке сделал.


Где медведь сделал себе берлогу?

Медведь сделал себе берлогу в стогу сена.


Дети слушают рассказ.


Дети отвечают на вопросы.


Физкультурная минутка

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд,

Вот он по лесу идёт. (Наклоны вперёд-назад.)

К турнику я подхожу,

Перекладину беру,

Мышцы дружно напрягаю,

Стройным, крепким быть желаю!

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступайте к тренировкам!


Выполняют физминутку.


Повторное чтение рассказа


Рассматриваем графические схемы

Послушайте рассказ ещё раз и хорошо его запомните.


Повторно читаю рассказ.

Ребята, сейчас мы с вами попробуем пересказать этот рассказ, но помогут нам в этом графические схемы. Посмотрите, каждая схема означает действие, которое происходит в рассказе. С помощь этих схем, у вас хорошо получится пересказать рассказ.


Слушают рассказ.


Рассматривают графические схемы.


Пересказ детей с


опорой на графические схемы.

Но пересказывать рассказ мы будем от лица самих персонажей. У нас есть шляпка, меховая жилетка, платочек и очки. Это предметы персонажей рассказа. Кому я дам шляпку, будет автором рассказа. Кому я дам меховую жилетке, будет дядей Зуем, у кого будет платочек будет произносить слова Нюрочки и у кого будут очки будет Пантелеевной.


Раздаю детям атрибуты.

Каждый из вас должен говорить только слова вашего персонажа. Остальные ребята, внимательно слушают, потому что может понадобиться помощь.


Выслушиваю пересказ детей.


Пересказывают рассказ от лиц персонажей.


Оценка пересказа.

Ребята, молодцы! У вас получился очень хороший пересказ рассказа. У вас получился последовательный рассказ. Ваня, молодец, он добавил звукоподражание своему герою. Настя, умничка, она запомнила все слова своего персонажа. И Катя молодец, она красочно рассказала как медведь слез с телеги.

Ребята, как вы считает, у них поучилось пересказать рассказ?

Конечно, все большие молодцы, все справились!


3. Заключительная часть

Ребята, как назывался рассказ, который мы с вами сегодня пересказывали?

Вам было легко или сложно его пересказывать?

Кто хочет оценить ребят, которые пересказывали рассказ?

Хорошо, молодцы все ребята. Ребята, которые сегодня пересказывали, хорошо справились со своим заданием.

Все сегодня активно отвечали на вопросы.

Ребята, которые слушали пересказ рассказа, вели себя тихо и уважали своих товарищей, не мешая им.


Отвечают на вопросы.


Дают оценку другим детям.

  • Ю несбе лондон рассказ
  • Ю дмитриев рассказы читать рассказы старичка лесовичка
  • Эчпочмак по татарски как пишется
  • Ю дмитриев рассказы о животных
  • Эх лучше всех елка словно в сказке с нами дедушка мороз веселится в пляске