Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Презентация на тему: юрий иосифович коваль скачать эту презентацию скачать эту презентацию слайда 1 описание слайда:юрий иосифович коваль


Презентация на тему: Юрий Иосифович Коваль

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Юрий Иосифович Коваль ( 1938 – 1995 )

Описание слайда:

Юрий Иосифович Коваль ( 1938 – 1995 )

№ слайда 2
Детство « …Я родился 9 февраля 38-го года в семье работника милиции Иосифа Яковл

Описание слайда:

Детство « …Я родился 9 февраля 38-го года в семье работника милиции Иосифа Яковлевича Коваля. Он был из крупных чинов милиции. И когда я родился, он был начальником уголовного розыска города Курска, впоследствии он работал в уголовном розыске Москвы, во время войны уже, в отделе по борьбе с бандитизмом, на Петровке. И потом был назначен начальником уголовного розыска Московской области во время войны же. Отец всю войну прошел в Москве, тем не менее был многократно ранен и прострелен. Моя мама — врач-психиатр, она ученица одного из крупнейших — кажется, даже самого Ганнушкина. Ей было уже к моменту моего рождения тридцать лет. То есть я был для нее поздний ребенок, уже был Боря1 рождения 30-го года. Мама была главным врачом психиатрической больницы в Поливанове. Это неподалеку, небольшая психиатрическая больница под Москвой. И в детстве (мое детство довоенное) год, два, три я провел именно в Поливанове. …Там была комната, в которой мы жили. Потом мне ее показывали, я уже в более взрослом состоянии туда приехал как-то с Борей, и моя тетя Саша вспоминала, что я всегда жаловался, и, когда говорили: Поедем в Поливаново, — я плакал ужасно и говорил: Не поеду в Поливаново, там холодно и тараканы… Вот это семья… Дальше началась война…» (Из воспоминаний Ю.Коваля)

№ слайда 3
«…1945 -й год — школа. 657-я школа на улице Чаплыгина… На меня, конечно, огромно

Описание слайда:

«…1945 -й год — школа. 657-я школа на улице Чаплыгина… На меня, конечно, огромное влияние оказал Владимир Николаевич Протопопов, как мне кажется — величайший из учителей, умеющий находить совершенно неординарные подходы к делу, к любой теме. … … Неординарность мышления, неординарный подход к делу, огромная ласка по отношению ко мне (все-таки я понимал, что это величина, а не просто так), особая, как мне кажется, любовь ко мне, но это, может быть, и другие так понимали… И главное, ты знаешь что — утверждение того, что я личность. Обычно все говорили: Коваль — двоечник… А этот никогда так не говорил, я был для него один из выдающихся… людей… мира…» ( Из воспоминаний Ю.Коваля)

№ слайда 4
На всех уроках будущий писатель и его ближайшие друзья писали стихи, а классе в

Описание слайда:

На всех уроках будущий писатель и его ближайшие друзья писали стихи, а классе в восьмом они даже образовали тайный союз поэтов, чем изрядно взволновали родителей.

№ слайда 5
Учёба в МГПИ им. Ленина В 1955 году Юрий Коваль поступил в Пединститут, где с пе

Описание слайда:

Учёба в МГПИ им. Ленина В 1955 году Юрий Коваль поступил в Пединститут, где с первых дней учёбы прослыл незаурядной личностью. Круг его интересов был удивительно широк: он занимался прозой Зощенко, рисовал в изостудии, пел и играл на пианино, банджо, гитаре, сочинял стихи и прозу для институтской газеты, играл в настольный теннис и ходил в походы… Всякое было в те годы: и прогулы лекций, и споры до хрипоты, и разработанная Ковалём остроумная система подготовки к экзаменам по литературе: он приглашал девушек в кино и театр на постановки произведений, которые не успел прочесть.

№ слайда 6
Годы учения в институте можно смело назвать лицейскими, решающими в формировании

Описание слайда:

Годы учения в институте можно смело назвать лицейскими, решающими в формировании будущего писателя. Это был золотой век Пединститута, преподавательский состав в те годы сложился блестящий и студенты ему соответствовали: с Юрием Ковалём учились ставшие известными всей стране барды Юрий Визбор, Юлий Ким и Ада Якушева, поэт Юрий Ряшенцев, театральный режиссёр Пётр Фоменко и многие другие. Большую часть времени они проводили в институте, дневали и ночевали там порой в прямом смысле слова, а частые туристические походы помогали не расставаться.

№ слайда 7
Первые рассказы Коваля "Зайцы» и "Дождь" были опубликованы в институтской газете

Описание слайда:

Первые рассказы Коваля «Зайцы» и «Дождь» были опубликованы в институтской газете «Ленинец» в 1956 году, причём за них автору даже была присуждена премия в размере 50 рублей.

№ слайда 8
Начало литературной деятельности «… Сразу после института я был послан в село Ем

Описание слайда:

Начало литературной деятельности «… Сразу после института я был послан в село Емельяново Татарской АССР по распределению… Это, значит, село Емельяново Лаишевского района… … Там я работал в школе и был преподавателем самых разных предметов. Самых разных — география, история, русский, литература, пение и все такое. …Там было несколько учителей, но учителей пятого-шестого-седьмого классов не хватало. Я зарабатывал бог знает сколько по тем временам. Здорово зарабатывал, надо сказать …Первыми моими рассказами были тексты диктантов …: На полу сидела мышь. Вдруг вбегает грозный муж И, схватив огромный нож, К мыши он ползет, как уж. … Это на правописание шипящих был диктант. Но это все были такие шутки и чепуха, это нельзя считать ничем серьезным, я никогда к этому серьезно и не относился. Это было просто легкое хулиганство по поводу правописания шипящих. Вот и все… По возвращении из Татарии я написал несколько рассказов. И уже там написал. … Я отработал там срок и вернулся в Москву.» ( Из воспоминаний Ю.Коваля)

№ слайда 9
Село Емельяново Лаишевского района. 1962 год.

Описание слайда:

Село Емельяново Лаишевского района. 1962 год.

№ слайда 10
Вернувшись из Татарии, Юрий Коваль несколько лет работал учителем в школе рабоче

Описание слайда:

Вернувшись из Татарии, Юрий Коваль несколько лет работал учителем в школе рабочей молодежи №114, литсотрудником в журнале «Детская литература», иногда печатаясь вместе с однокурсником Леонидом Мезиновым под псевдонимом Фим и Ам Курилкины, а в 1966 году навсегда ушёл «на вольные хлеба». В те годы в издательстве «Малыш» были опубликованы первые книжки Коваля: сборники стихов «Станция Лось» (1967) и «Слоны на Луне» (1969).

№ слайда 11
В 1968 году Коваль получил от журнала «Мурзилка» командировку к пограничникам, в

Описание слайда:

В 1968 году Коваль получил от журнала «Мурзилка» командировку к пограничникам, впечатления от которой легли в основу повести «Алый» и рассказов «Козырёк», «Особое задание», «Елец» и «Белая лошадь». Как вспоминал сам писатель, во время написания «Алого» он «поймал прозу за хвост»: «Я наконец написал такую вещь, когда я определился и можно было сказать — это написал писатель Коваль».

№ слайда 12
Юрий Коваль долго и плодотворно сотрудничал с детским журналом « Мурзилка» ( в к

Описание слайда:

Юрий Коваль долго и плодотворно сотрудничал с детским журналом « Мурзилка» ( в качестве автора и переводчика).

№ слайда 13
 При жизни Коваля было опубликовано около тридцати его книг, в основном детских.

Описание слайда:

 При жизни Коваля было опубликовано около тридцати его книг, в основном детских. Наиболее известные из них : «Приключения Васи Куролесова» (1971), «Кепка с карасями» (1974), «Недопесок» (1975), «Пять похищенных монахов» (1977), «Полынные сказки» (1987).

№ слайда 14
  Ю.И.Коваль был удостоен следующих наград: - диплома А. Гайдара (1983), - почет

Описание слайда:

  Ю.И.Коваль был удостоен следующих наград: — диплома А. Гайдара (1983), — почетного диплома IBBY – Международного совета по детской и юношеской литературе (1986, за книгу «Самая легкая лодка в мире»), -дважды был лауреатом Всесоюзного конкурса на лучшее произведение для детей (1972, 1987г.),  -премии «Странник» Международного конгресса писателей-фантастов ( за роман « Суер-Выер» посмертно).

№ слайда 15
Юрий Коваль умер в своём доме в Москве от обширного инфаркта. 2 августа 1995 год

Описание слайда:

Юрий Коваль умер в своём доме в Москве от обширного инфаркта. 2 августа 1995 года . Похоронен в Москве на Лианозовском кладбище рядом с родителями. В 2008 году редакция журнала «Мурзилка» учредила ежегодную премию имени Юрия Коваля за лучшее литературное произведение для детей (её итоги подводятся в день рождения писателя). Произведения Коваля переведены на английский, немецкий, французский, итальянский, польский, венгерский, голландский, шведский, финский, болгарский, норвежский, датский, японский и китайский языки. 

№ слайда 16
“Коваль любил петь, и он пел как фавн, его пение поражало всех, но Коваль не был

Описание слайда:

“Коваль любил петь, и он пел как фавн, его пение поражало всех, но Коваль не был певцом, он был художником-изобретателем: живопись, графика, керамика по металлу, — он делал невероятно красивые религиозные росписи горячей эмалью, он любил лепить. Но его узкой специальностью, которую он любил менее всего, была литература, и она была самая талантливая. Так кто же он был — певец, скульптор, художник, писатель? Он был гений…» ( Владимир Лемпорт) «Место встречи изменить нельзя»

№ слайда 17
«Крутицкий переулок» «Зима в Серебряническом переулке» «Натюрморт» «Чайник»

Описание слайда:

«Крутицкий переулок» «Зима в Серебряническом переулке» «Натюрморт» «Чайник»

№ слайда 18
«Птичий рынок» «А. А. Тарковский» «Б. В. Шергин»

Описание слайда:

«Птичий рынок» «А. А. Тарковский» «Б. В. Шергин»

№ слайда 19
«Гаражи в Марьиной роще» « Москва» 1970г.

Описание слайда:

«Гаражи в Марьиной роще» « Москва» 1970г.

№ слайда 20
Портрет писателя Б. Шергина ( дерево, масло) « Тетеринские бани» (дерево, позоло

Описание слайда:

Портрет писателя Б. Шергина ( дерево, масло) « Тетеринские бани» (дерево, позолота, обратный рельеф) Манускрипты Ю. Коваля.

№ слайда 21
«Я думаю, что лучшими людьми, которых я встречал, были, конечно, художники... Ии

Описание слайда:

«Я думаю, что лучшими людьми, которых я встречал, были, конечно, художники… Иисус говорил, праведники — соль земли. Я, конечно, не смею поправлять Матфея, великого автора великого произведения, но так от себя бы добавил: художники и праведники — это соль земли». Ю. Коваль

Инфоурок

Начальные классы
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению на тему «Ю.Коваль «Сказки». Что такое народная сказка?» для 2 класса.

Ю. Коваль« Сказки» Русские народные сказки МБОУ СОШ № 27с. Екатериновка Манцу...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Ю. Коваль« Сказки» Русские народные сказки МБОУ СОШ № 27с. Екатериновка Манцу

Описание слайда:

Ю. Коваль« Сказки» Русские народные сказки МБОУ СОШ № 27с. Екатериновка Манцурова Наталья Ивановна

2 слайд

Прозвенел уже звонок. Начинается урок. В путешествие пойдём. В страну сказок

Описание слайда:

Прозвенел уже звонок. Начинается урок. В путешествие пойдём. В страну сказок попадём. Слушай, думай, наблюдай, Сказку нашу отгадай. Глазки дружно закрывайте. Сказку в душу пропускайте О чем пойдет разговор на нашем уроке Чему мы должны научиться? Давайте подумаем, почему говорят, что сказки русские народные

3 слайд

А что еще создавал народ Что вы сейчас называли – жанры устного народного тво

Описание слайда:

А что еще создавал народ Что вы сейчас называли – жанры устного народного творчества. А сказки можно отнести к устному народному творчество? — Почему? Давайте знакомые книжки откроем И снова пойдем от страницы к странице: Всегда ведь приятно с любимым героем Опять повстречаться, сильней подружиться. Неважно, что с книжкой знакомы давно мы. Пускай и с героем отлично знакомы, И чем там закончится – тоже известно, Хорошие книжки всегда интересны».

4 слайд

Известны сказки с давних пор. Не верь тому, кто скажет, Что это выдумка и взд

Описание слайда:

Известны сказки с давних пор. Не верь тому, кто скажет, Что это выдумка и вздор, Его не слушай даже. Скорее сказки прочитай, Запомни их получше И мудрость древнюю узнай- Они всему научат.

5 слайд

 Игра «Угадай сказку по рисунку»

Описание слайда:

Игра «Угадай сказку по рисунку»

6 слайд

 «Гуси-лебеди»

Описание слайда:

«Гуси-лебеди»

7 слайд

 «Теремок»

Описание слайда:

«Теремок»

8 слайд

 «Каша из топора»

Описание слайда:

«Каша из топора»

9 слайд

Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве, в колыбел

Описание слайда:

Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве, в колыбели. Волшебные, веселые и даже страшные – сказки всегда интересны. Но не только волшебство, превращения есть в сказках. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок – писал А.С.Пушкин.

10 слайд

А у вас какие любимые русские народные сказки? А что всегда побеждает в сказ

Описание слайда:

А у вас какие любимые русские народные сказки? А что всегда побеждает в сказках? Работа с учебником. Стр. 28. Ю. Коваль. Сказки. Что говорил о сказке А.С. Пушкин? Чему учит сказка? Какие сказки автор называет вечными? А какие бывают сказки Волшебные, бытовые, сказки о животных

11 слайд

Юрий Иосифович Коваль 1938-1995 Юрий Иосифович Коваль родился 9 февраля 1938

Описание слайда:

Юрий Иосифович Коваль 1938-1995 Юрий Иосифович Коваль родился 9 февраля 1938 в Москве. Его отец служил в уголовном розыске, а мать была главным врачом психиатрической больницы в Поливанове. Детство, пришедшееся на войну, эвакуация, голод и холод тех лет отозвались в его жизни костным туберкулёзом.

12 слайд

На всех уроках будущий писатель и его ближайшие друзья писали стихи, а класс

Описание слайда:

На всех уроках будущий писатель и его ближайшие друзья писали стихи, а классе в восьмом они даже образовали тайный союз поэтов, чем изрядно взволновали родителей. . А какие бывают сказки

13 слайд

В 1955 году, после школы, он поступил в Педагогический институт имени Ленина

Описание слайда:

В 1955 году, после школы, он поступил в Педагогический институт имени Ленина на факультет русского языка и литературы, который позже стал называться историко-филологическим Закончив институт, в 1960 году получив специальность преподавателя русского языка и литературы, истории и рисования. В институте он открыл в себе способности к рисованию, скульптуре, занимался игрой на пианино, банджо, гитаре, сочинял стихи и прозу для институтской газеты.

14 слайд

Юрий Коваль был не только писателем, но и любил играть на гитаре, петь, рисо

Описание слайда:

Юрий Коваль был не только писателем, но и любил играть на гитаре, петь, рисовать. «Так кто же он был — певец, скульптор, художник, писатель? Он был гений…» «Чайник» «Зима в Серебряническом переулке»

15 слайд

 «М

16 слайд

Начало литературной деятельности После института Юрий Коваль был послан по р

Описание слайда:

Начало литературной деятельности После института Юрий Коваль был послан по распределению в село Емельяново Лаишевского района Татарской АССР. Там он до 1963 года работал в школе, был преподавателем различных предметов: русского языка и литературы, географии, истории, пения и др. Тогда же, в начале 1960-х, он стал более активно писать стихи и рассказы, многие из которых, впрочем, так и не были опубликованы. Диктанты для учеников также иногда составлялись в стихотворной форме, наиболее известно следующее четверостишие (на правописание шипящих): На полу сидела мышь.   Вдруг вбегает грозный муж , И, схватив огромный нож,  К мыши он ползет, как уж.

17 слайд

 Село Емельяново Лаишевского района. 1962 год. С учениками

Описание слайда:

Село Емельяново Лаишевского района. 1962 год. С учениками

18 слайд

Творческая деятельность Первые рассказы Коваля "Зайцы» и "Дождь" были опубли

Описание слайда:

Творческая деятельность Первые рассказы Коваля «Зайцы» и «Дождь» были опубликованы в институтской газете «Ленинец» в 1956 году, причём за них автору даже была присуждена премия в размере 50 рублей

19 слайд

В 1963 году Коваль снялся в небольшом эпизоде в художественном фильме Теодор

Описание слайда:

В 1963 году Коваль снялся в небольшом эпизоде в художественном фильме Теодора Вульфовича «Улица Ньютона, дом 1» по пьесе Эдварда Радзинского — в фильме они с Юлием Кимом поют под гитару на молодёжной вечеринке.

20 слайд

В 1966 году были опубликованы первые детские книжки стихов Коваля, написанны

Описание слайда:

В 1966 году были опубликованы первые детские книжки стихов Коваля, написанные совместно с Леонидом Мезиновым — «Сказка о том, как строился дом» и «Сказка про Чайник». Затем у него выходили и другие сборники детских стихов — «Станция „Лось“» (1967) и «Слоны на луне» (1969 год).

21 слайд

В 1968 году Коваль получил от журнала «Мурзилка» командировку к пограничника

Описание слайда:

В 1968 году Коваль получил от журнала «Мурзилка» командировку к пограничникам, впечатления от которой легли в основу повести «Алый» и рассказов «Козырёк», «Особое задание», «Елец» и «Белая лошадь». Как вспоминал сам писатель, во время написания «Алого» он «поймал прозу за хвост»: «Я наконец написал такую вещь, когда я определился и можно было сказать — это написал писатель Коваль».

22 слайд

В жанре юмористического детектива была написана повесть «Приключения Васи Ку

Описание слайда:

В жанре юмористического детектива была написана повесть «Приключения Васи Куролесова» (1971 год), по которой впоследствии был снят мультфильм (1981 год). Во многом она была основана на рассказах отца писателя о работе в милиции. Отец был очень смешливый человек. Очень смешливый… Он умел развеселить публику чем угодно, любым рассказом. Мгновенно смешил… И все мои книги он очень любил, и охотно их читал, и охотно их цитировал. Правда, при этом говорил: «Это, в сущности, всё я Юрке подсказал».

23 слайд

Юрий Коваль умер дома в Москве 2 августа 1995 от обширного инфаркта. Он похо

Описание слайда:

Юрий Коваль умер дома в Москве 2 августа 1995 от обширного инфаркта. Он похоронен на Лианозовском кладбище рядом с родителями.

24 слайд

 Давайте вспомним, какие волшебные вещи встречаются в русских народных сказках?

Описание слайда:

Давайте вспомним, какие волшебные вещи встречаются в русских народных сказках?

25 слайд

Как строится сказка

Описание слайда:

Как строится сказка

26 слайд

 Викторина «Герои сказок»

Описание слайда:

Викторина «Герои сказок»

27 слайд

Он и дурак, и царевич; задания королей исполняет, молодых царевен из беды вы

Описание слайда:

Он и дурак, и царевич; задания королей исполняет, молодых царевен из беды выручает… Иван

28 слайд

Живёт в русских сказках, красо- ты неописуемой. Много бед дос- тавляет Ивану

Описание слайда:

Живёт в русских сказках, красо- ты неописуемой. Много бед дос- тавляет Ивану-царевичу, а перья её очень ценятся у царей… Жар-птица

29 слайд

Выйдет в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывае

Описание слайда:

Выйдет в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать… Крошечка-хаврошечка

30 слайд

Живёт в лесу, всё живое ему подчиняется. А того кто в лес попадёт, - закрути

Описание слайда:

Живёт в лесу, всё живое ему подчиняется. А того кто в лес попадёт, — закрутит, обманет и назад не выпустит… Леший

31 слайд

Смерть его в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце, ларец на дубе, д

Описание слайда:

Смерть его в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце, ларец на дубе, дуб на острове, а остров неизвестно где… Кощей

32 слайд

 Он и щуку поймал, и на печке ездил, и на царской дочери женился… Емеля

Описание слайда:

Он и щуку поймал, и на печке ездил, и на царской дочери женился… Емеля

33 слайд

Она самая хитрая в русских сказках. Всех вокруг пальца обвела: и зайца, и во

Описание слайда:

Она самая хитрая в русских сказках. Всех вокруг пальца обвела: и зайца, и волка, и медведя, и старика со старухой… Лиса

34 слайд

Рефлексия На уроке я узнал…… После урока мне захотелось…… Я бы себя похвалил

Описание слайда:

Рефлексия На уроке я узнал…… После урока мне захотелось…… Я бы себя похвалил за……

35 слайд

Подведение итогов Что вы узнали о сказках? Какие бывают сказки? Чему учат на

Описание слайда:

Подведение итогов Что вы узнали о сказках? Какие бывают сказки? Чему учат нас сказки?

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

  • Сейчас обучается 938 человек из 79 регионов

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

  • Сейчас обучается 900 человек из 81 региона

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

  • Сейчас обучается 359 человек из 70 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.


Номер материала:

ДБ-1303532

Вам будут интересны эти курсы:

Сказки для 2 класса — читайте бесплатно онлайн для детей и взрослых. Удобный каталог позволит скачать и распечатать полную подборку сказок к себе на компьютер. Кнопками социальных сетей вы можете поделится с друзьями. Поиск вверху сайта найдет за несколько секунду подходящую сказку для 2 класса

Царевна-лягушка

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Царевна-лягушка — это русская народная сказка для детей среднего возраста. История началась с того что, что царь решил женить своих трех сыновей. Все трое должны были выстрелить из лука. Туда куда уп…

Сивка-Бурка

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Сивка-Бурка — это сказка Алексея Толстого. Она знакома всем взрослым. Однажды отец заметил, что пшеницу по ночам начал кто-то толочь. И тогда он попросил своих сыновей караулить поле по ночам по очер…

У страха глаза велики

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   У страха глаза велики это русская народная сказка. Когда нам страшно мы можем увидеть или услышать любой свой страх. Так и случилось и с героями сказки. Каждый из них увидел свой самый большой страх…

Крошечка-Ховрошечка

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Крошечка Хаврошечка – это русская народная сказка на которой выросло не одно поколение детей. В ней рассказывается история о сироте Хаврошечке. Её заставляют делать тяжелую работу и обижают в доме гд…

Никита Кожемяка

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Никита Кожемяка – русская народная сказка Александра Афанасьева. Особенно мальчишки любят слушать сказки про богатырей. В Киеве появился змей, который начал таскать людей и съедать их. И только царск…

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Сестрица Алёнушка и братец Иванушка – русская народная сказка. Аленушка с братцем остались одни. И вот Аленушке приходится брать на работу в поле с собой братца Иванушку. По пути захотелось Иванушке …

Лиса и тетерев

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Лиса и тетерев – русская народная сказка. Сказка легко и понятным языком показывает, что на хитрого человека найдется еще более хитрый. Не стоит верить всем подряд. Сидел на дереве тетерев. И даже пе…

Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо — произведение русского фольклора. Иван был младшим сыном, и когда на их землю напало чудо-юдо его не хотели брать старшие братья с собой воевать. Но все же уговори…

Лиса и журавль

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Лиса и журавль – русская народная сказка. Суть которой передает поговорка «Поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами». Это совсем не значит, что если журавль хочет есть из кувшина…

Петушок и бобовое зернышко

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Петушок и бобовое зернышко – русская народная сказка. Главные герои сказки петушок, курочка, корова, кузнец, хозяин и хозяюшка. Петушок очень торопился, кушая зернышки и поэтому подавился. Это говори…

Зимовье зверей

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Зимовье зверей — русская народная сказка Алексея Толстого. Сказка о зверях, которые сначала подружились, а потом решали, как зиму переживать будут. Бык предложил дом построить, но остальные из-за лен…

Журавль и цапля

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Журавль и цапля – сказка русского народа, передаваемая из поколения в поколение. Сказка помогает понять, что не стоит принимать решения так быстро и опрометчиво. А также о излишней гордости. Цапля и …

об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке – русская народная сказка знакомая каждому взрослому. У царя было три сына. И младший из них был Иван-царевич. Он и будет главным героем сказки. На…

Мороз Иванович

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Мороз Иванович –сказка Одоевского. Были две девушки по имени Рукодельница и Ленивица. Однажды она уронила в колодец ведра и полезла за ними. Но оказалась она в необычном месте. Там были яблони с золот…

Принцесса на горошине

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Принцесса на горошине – сказка Ганса Христиан Андерсона. Принц захотел в жены принцессу. И отбор у него был очень жесткий. Объехал он весь свет и не нашел настоящую. Все ему казались поддельными. Пока…

Сказка о рыбаке и рыбке

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Сказка о рыбаке и рыбке – сказка Александра Пушкина. Старик со старухой жили бедно, у них была ветхая землянка. Старик ловил рыбу. И однажды ему удалось поймать золотую рыбку. Да и ту он отпустил. пот…

Бременские музыканты

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Бременские музыканты — сказка братьев Гримм. Началось все с того, хо хозяин хотел зарезать старого осла, но тот почуяв не ладное сбежал. По дороге он встретил собаку, которую тоже хотел убить хозяин.…

Маленькие человечки

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Маленькие человечки — сказка братьев Гримм. Жил бедный сапожник. И осталось у него денег на одну пару сапог. Выкроил он их и оставил на утро. Утром проснулся – смотрит, а сапоги готовы уже. Удивился …

Семеро храбрецов

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Семеро храбрецов – сказка братьев Гримм. Сказка о встрече семи храбрецов, которые решили вместе искать приключения. Заказали они для себя огромного копье, большое и острое и несли его все вместе. Дей…

Кот в сапогах

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Кот в сапогах – сказка Шарля Перро. Один мельник после смерти оставил сыновьям мельницу, осла, да кота. Младшему достался кот. Он считал, что ему досталось самое плохое наследство. Он думал съесть кот…

Король-лягушонок, или Железный Генрих 

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Король-лягушонок, или Железный Генрих – сказка братьев Гримм. Жили в то время король и его три прекрасные дочери. Одна из них уронила золотой мячик в колодец и стала громко плакать. Вдруг, кто-то нача…

Лягушка-путешественница 

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Лягушка-путешественница – сказка Всеволода Гаршина. Про лягушку, которая жила в болоте. И однажды на то болото прилетели утки. Лягушка их испугалась и спряталась. Хотя она знала, что утки не тронут ее…

Цветик-семицветик

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Цветик-семицветик – сказка Валентина Катаева. О простой девочке Жене, которая однажды заблудилась. А все началось с того, что она считала ворон и собака съела ее баранки. Хорошо, что ей помогла бабушк…

Серебряное копытце

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Серебряное копытце – сказка Павла Бажова. Жил старик один, и решил он в дети сиротку взять. Взял девочку вместе с кошкой. Она быстро согласилась к нему идти. Что ждет девочку? Узнайте прочитав сказку …

Мальчик с пальчик

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Мальчик с пальчик – сказка Шарля Перро. Жил дровосек с женой и было у него семь сыновей. Младший был самый молчаливый. Его называли мальчик с пальчик, потому что родился он очень маленьким. Как-то раз…

Гадкий утёнок

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Гадкий утёнок – сказка Ганса Христиана Андерсена. Было лето. Утка сидела на яйцах. И вот наконец скорлупки затрещали. Все утята вылупились, только одно яйцо еще осталось. Пришлось посидеть еще. И вот …

Пятеро из одного стручка

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Пятеро из одного стручка – сказка Ганса Христиана Андерсена. В стручке сидело пять горошин. Они были зеленые, как и стручок. И поэтому решили, что и все вокруг тоже зеленое. Горошинки росли и все боль…

Лиса Патрикеевна

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Лиса Патрикеевна – сказка Константина Ушинского. Автор очень интересно рассказывает о лисе. О том, как она выглядит и о ее повадках. Особенно полезно будет почитать детям дошкольного возраста. Это буд…

Серая шейка

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Серая шейка – сказка Мамина-Сибиряка. Это история о простой уточке. Когда она хотела улететь вместе со своей семьей на юг, на нее бросилась лиса и сломала ей крыло. Уточку удалось спастись, но она не …

Глоток молока

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Глоток молока – рассказ Пришвина. Рассказ о тот, как болел его питомец. Собака Лада. Пес не ел и не пил, хотя перед ней стояла миска молока. Тогда мужчина погладил собаку и приласкал. От этого она ста…

Лисичкин хлеб

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Лисичкин хлеб – познавательная сказка Михаила Пришвина. В ней рассказывается о птицах разных, о лесе. Рассказывается как дерево смолой лечится. Также охотник приносит из леса разные подарки для дочки.…

Весна в Простоквашино

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Весна в Простоквашино – сказка Эдуарда Успенского. Произведение для ребят старшего возраста. Дядя Федор получил посылку от тети с семенами овощей. Она написала ему как ухаживать за урожаем. И он все п…

Маша и медведь

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Маша и медведь — русская народная сказка о девочке, которая заблудилась в лесу несмотря на предостережения дедушки и бабушки. Она ушла от подружек слишком далеко и заблудилась. Наткнувшись на домик в …

Каша из топора

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Каша из топора — это русская народная сказка о народной смекалке, о жадности и глупости. Главные герои в сказки солдат и старуха. Началось все с того, что солдат отправился в отпуск. Устав в пути он р…

По щучьему веленью

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   По щучьему велению это русская народная сказка. Это волшебная сказка, главным героем, которой является Емеля – младший сын, его также называют дурачком и лентяем. Будучи лентяем, он все-таки ходит за…

Колобок

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Колобок — это русская народная сказка, которую читают детям с самого младшего возраста. Началась сказка с того, что дед и бабушка решили испечь колобка. А он поле того как остыл на подоконнике решил …

Теремок

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Теремок — это русская народная сказка. Сказка о дружбе и взаимопомощи. Началось с того, что мышка нашла в лесу пустой домик и решила там жить. Но потом к ней начали присоединяться и другие звери. Она…

Три медведя

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Три медведя — это сказка Льва Толстого. Сказка о девочке, которая заблудилась в лесу и наткнулась на домик в лесу. Зайдя в домик, девочка начала вести себя как хозяйка. Она посидела на всех стульях, …

Илья Муромец и Соловей Разбойник

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Илья Муромец и Соловей-разбойник — это русская народная сказка и существует несколько ее вариантов. Скакал Илья Муромец на своем коне. И вот уже приблизился к землям Соловья-разбойника. Идти там было…

Иван-Царевич и серый волк

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Иван-Царевич и серый волк — это русская народная сказка. У царя Берендея было три сына и великолепный сад с золотыми яблоками. И вот однажды стал кто-то эти яблоки воровать. Берендей не ел, не спал, …

Гуси-Лебеди

Ю коваль сказки что такое народная сказка 2 класс презентация

Быстрый просмотр

  •   Гуси-Лебеди — это сказка Алексея Толстого. Не одно поколение детей не обходиться без этой сказки. Смысл сказки в том, что нужно слушаться старших. Сказка наглядно показывает к чему приводи не послуша…

417830 i 050

Это было…

Давно это было.

Это было, когда я ещё любил болеть. Но только не сильно болеть. Не так болеть, чтоб тебя везли в больницу и вкалывали десять уколов, а тихо болеть, по-домашнему, когда ты лежишь в постели, а тебе чай с лимоном несут.

Вечером мама с работы прибегает:

– Боже мой! Что случилось?

– Да так, ничего… Всё в порядке.

– Чаю надо! Крепкого чаю! – волнуется мама.

– Не надо ничего… оставьте меня.

– Милый мой, милый… – шепчет мама, обнимает меня, целует, а я постанываю. Замечательные были времена.

Потом мама садилась рядом со мной на кровать и начинала мне что-нибудь рассказывать или рисовала на листочке бумаги домик и корову. Это всё, что она умела нарисовать – домик и корову, но я никогда в жизни не видел, чтоб кто-нибудь так хорошо рисовал домик и корову. Я лежал и стонал и просил:

– Ещё один домик, ещё одну корову!

И много получалось на листочке домиков и коров.

А потом мама рассказывала мне сказки.

Странные это были сказки. Я никогда и нигде таких потом не читал.

Прошло много лет, прежде чем я понял, что мама рассказывала мне про свою жизнь. А у меня в голове всё укладывалось как сказки.

Сказка о полынном языке

Полыновцы часто рассказывали сказки своим детям. Но самое удивительное, что и сказки рассказывали, и так просто между собой они говорили на особом, на полынном языке. Казалось, слова и сами звуки их голоса пронизаны степным ветром, пропитаны полынью.

Давно-давно, в древние времена, пришли сюда люди с Севера, со скалистых морозных гор. Они остановились посреди бескрайней степи – поразила их степь, залитая солнцем, обрадовал запах полыни.

Они остались жить в степи, и у дороги родилась деревня – Полыновка.

А вокруг были русские деревни, русские города. Земля русская приютила полыновцев, стала для них родной землёй.

Вот так и получилось, что рядом с русским народом жил другой народ – полыновцы. По-настоящему народ этот назывался – мокша, а земля вокруг – Мордовия.

Татьяна Дмитриевна была русская и учила полыновцев грамоте и письму на русском языке, потому что на полыновском в те далёкие времена не было книг.

Вот, к примеру, на уроке Татьяна Дмитриевна спрашивает ученика:

– Где твоя тетрадка?

А он отвечает:

– Кати коса…

«Какая коса? – думает Татьяна Дмитриевна. – Куда её катить? Нет уж, не буду я катить свою косу».

А коса у неё была – большая, красивая коса, которую она иногда укладывала вокруг головы, а иногда выпускала на плечи.

– Где же твоя тетрадка? Куда ты её девал?

– Кати коза…

Этого ещё не хватало – козу катить!

А на полынном языке «кати коса» означает – «не знаю где», а «кати коза» – «не знаю куда».

Много ещё было странных и красивых слов у полыновцев, и Лёля все эти слова понимала. Она с детства говорила сразу на двух языках.

И было удивительное слово – «ломань». На полыновском языке это слово означало – «человек». И Лёля думала: почему же человек – «ломань», ведь люди не ломаются, они так крепко и гордо ходят по дороге?

Однажды она увидела старую бабушку. Совсем сгорбилась бабушка, еле шла по дороге, опираясь на клюку.

– Бабушка, бабушка, – подбежала к ней Лёля. – А ты – ломань?

– Ломань, доченька, ломань. Я ещё человек.

Лёля смотрела ей вслед и долго думала и поняла, что жизнь может и вправду ломать человека, и главное, чтоб не сломала.

Так в Лёлиной голове сливались два языка – русский и полыновский, они помогали друг другу. Иногда Лёля чего-то не понимала на русском, зато понимала на полыновском.

Сказка об уроке русского языка

Урок русского языка. Это был, конечно, самый трудный урок для полыновских ребят, потому что некоторые не знали по-русски ни слова.

Первым делом Татьяна Дмитриевна нарисовала на доске круглую человеческую голову, с ушами, а без глаз.

– Это что такое? – спросила она.

– Пря! – закричали ребята на полынном языке. – Пря это.

– А по-русски – голова. Ну, повторим все вместе: го-ло-ва!

– Го-ло-ва! – закричали ребята теперь уже на русском языке.

Тут Татьяна Дмитриевна взяла мел и нарисовала на голове глаз.

– А это что такое?

– Сельме! – закричали ребята на своём языке.

– А по-русски – глаз. А ну-ка, повторим все вместе.

– Глаз! Глаз! Глаз! – закричали ребята на русском языке. – Ухо! Ухо! Нос! Нос!

Потом стали изучать новые слова: рука, ладонь, палец, ноготь.

И особенно трудным оказалось слово «ноготь».

– У лошади – копыто, – объяснила Татьяна Дмитриевна. – У коровы тоже – копыто, а у нас – ноготь, ногти.

Наконец ребята запомнили и это слово.

В самом конце урока Татьяна Дмитриевна подошла к Ване Антошкину.

– Это что у тебя, Ванечка? – сказала она и ласково положила руку ему на голову.

– Голова, – прошептал Ванечка.

– Молодец, хорошо. А это что?

– Глаз.

– А это?

– Рука.

– А это что такое? – спросила Татьяна Дмитриевна и потрогала ноготь у Ванечки на руке.

Ванечка покраснел и молчал.

– Ну, вспомни, у лошади копыто, а у человека…

– Копыт, – сказал Ванечка, и тут все ребята, конечно, засмеялись.

Дед Игнат зазвонил в колокольчик: переменка! Все побежали на улицу. Мишка-солдатик ухватил за нос Ефимку Киреева и кричал на всю деревню:

– Нос! Нос! Нос!

– Ухо! Ухо! – кричал в ответ Ефимка, стараясь ухватить солдатика за ухо.

А Ванечка Антошкин сидел в сторожке у деда Игната и плакал.

– Вань, Вань, – говорила Лёля. – Не плачь. Тят аварьде. Не плачь. Понимаешь?

– Горе у меня, – сквозь слёзы шептал Ванечка. – «Копыт» сказал.

– Не беда, – успокаивала его Лёля. – Хочешь картошечки печёной?

Ванечка на миг перестал плакать, подумал немного и сказал:

– Угу.

Сказка о праздничных стихах

Что-то глухо стукнуло в окно – и Лёля проснулась.

Она открыла глаза и не сразу поняла, что произошло.

В комнате было светло-светло. Странно, огромно и празднично.

Она подбежала к окну и сразу увидела – снег!

Снег выпал! Снег!

Под окном стоял Мишка-солдатик и лепил снежок. Прицелился, кинул и ловко попал, не в стекло, а в оконную раму. Вот, оказывается, какой глухой стук разбудил Лёлю.

– Ну погоди, Мишка! – крикнула Лёля через стекло и, даже не умывшись, побежала на улицу.

Она выскочила на крыльцо, слепила снежок и кинула Мишке прямо в лоб, да попала в деда Игната. Слепила было второй, но не успела долепить, как дед Игнат зазвонил в колокольчик – пора, пора, пора! Пора на урок!

И у колокольчика школьного был сегодня какой-то особенный снежный и праздничный звонок.

Выпал, выпал, выпал снег – и преобразилась деревня Полыновка, исчезли под снегом засохшие, пожухшие травы, светлыми стали тёмные соломенные крыши, а из труб валил новый дым – снежный, зимний.

– Ну, ребята, – сказала Татьяна Дмитриевна, – сегодня у нас настоящий праздник! Выпал первый снег! Будем праздновать!

– Как праздновать? Как, Татьяна Дмитриевна? Блины, что ли, печь?

– Или пироги со снегом?

– Блины потом, – улыбнулась учительница. – И пироги потом. Первым делом будем читать праздничные стихи. На празднике обязательно надо читать стихи.

Ребята примолкли. Они, конечно, не знали, что на празднике надо читать стихи.

Татьяна Дмитриевна достала книжку и стала читать:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь…

И пока читала Татьяна Дмитриевна, в классе было тихо-тихо, а за окном белым-бело.

Ребята, конечно, поняли, что стихи эти особенные, действительно праздничные. Они поняли и слова «зима», «крестьянин», «лошадка». Сообразили, что «дровни» – это сани, на которых возят дрова. Но три слова они не поняли: «торжествуя», «почуя» и «обновляет».

И Татьяна Дмитриевна стала объяснять:

– Торжествует – значит радуется. Снег выпал. Теперь не надо на телеге грязь месить, на санках-то куда приятней катиться по снегу. Вот и мы сегодня радуемся, торжествуем, потому что в природе произошло великое событие – выпал снег! Ясно?

– Ясно! Ясно!

– Татьяна Дмитриевна! Давай торжествовать! – закричал солдатик.

– Давай! Давай! – подхватили все.

И тут поднялся в классе крик и гвалт: кто размахивал руками, кто пел, а кто кричал – в общем, все торжествовали, как умели. А Татьяна Дмитриевна смотрела на это торжество и смеялась.

– Ну ладно, хватит торжествовать, – сказала она наконец. – Разберём теперь другие слова: «Его лошадка, снег почуя…» Так вот, лошадка почувствовала снег, почуяла, вдохнула снежный запах. Понимаете?

– Понимаем, понимаем! – закричали ребята.

– А ты, Ванечка, понял или нет?

– Понял, – тихо сказал Ванечка.

– А что ты понял?

– Лошадку.

– А ещё чего ты понял?

– Я лошадку понял.

– А как ты понял-то?

– А так, – сказал Ванечка. – Лошадка вышла из сарая и увидела снег и сделала вот так. – И тут Ванечка сморщил свой нос и стал нюхать парту.

417830 i 051

Тут все, конечно, засмеялись, как Ванечка понял лошадку, и особенно было смешно, как он парту нюхает.

А Ванечка сморщил нос и только хотел было заплакать, но Татьяна Дмитриевна сказала.

– Ребята, скорей, скорей посмотрите в окно.

И все кинулись к окну, а Ванечка подумал: «Потом поплачу» – и тоже побежал к окну.

А там за окном ехал на санях к школе дед Игнат. Он помахивал кнутом, а на санях, на дровнях, лежали дрова, и лошадка рысью плелась как-нибудь, а путь, по которому подъезжал к школе дед Игнат, и вправду обновлялся – первые санные следы ложились на первый снег.

И всё было в точности так, как читала стихи учительница, только особенного торжества не было видно на лице деда Игната.

Лошадь стала, дед Игнат слез с саней и, развязывая верёвку, обхватившую дрова, бормотал что-то. Через стекло не было слышно, что он бормотал, но все ребята знали:

– Ну вот и приехали.

• 1. Эти истории – сказки или рассказы? Почему писатель назвал их сказками?

• 2. Как по-настоящему называется язык полыновцев? А почему автор называет его полынным?

• 3. Почему раньше ребят-полыновцев учила русская учительница? Урок русского языка в полыновской школе похож на ваши уроки русского языка?

• 4. Ты узнал, чьи стихи читала учительница? Согласен, что они «праздничные»?

• 5. «Выпал, выпал первый снег». Что выражено здесь повторением слова?

417830 i 0226. Раздели последний рассказ «Сказка о праздничных стихах» на три части. Озаглавь каждую. Перескажи текст по этому плану.

Юрий Иосифович Коваль

Юрий Иосифович Коваль – современный детский писатель. Он работал учителем в сельской школе. Именно там начал писать: сочинял рассказы – диктанты для своих учеников. А ещё был поэтом и художником. Талантливый человек, он и в обычном замечал особенное, интересное. Умел обо всём рассказать живо, увлекательно, с добрым юмором. Его книги делают нас добрее и мудрее. Он написал книги: «Полынные сказки», «Листобой», «Алый», «Чистый дор» и другие.

  • Ю тимянский рассказ школьного портфеля слушать
  • Ю м нагибин маленькие рассказы о большой судьбе глава в школу краткое содержание
  • Эчпочмак как правильно пишется
  • Юбилей сказки конек горбунок
  • Юар рассказ про страну