Презентация на тему: Юрий Иосифович Коваль
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Юрий Иосифович Коваль ( 1938 – 1995 )
№ слайда 2
Описание слайда:
Детство « …Я родился 9 февраля 38-го года в семье работника милиции Иосифа Яковлевича Коваля. Он был из крупных чинов милиции. И когда я родился, он был начальником уголовного розыска города Курска, впоследствии он работал в уголовном розыске Москвы, во время войны уже, в отделе по борьбе с бандитизмом, на Петровке. И потом был назначен начальником уголовного розыска Московской области во время войны же. Отец всю войну прошел в Москве, тем не менее был многократно ранен и прострелен. Моя мама — врач-психиатр, она ученица одного из крупнейших — кажется, даже самого Ганнушкина. Ей было уже к моменту моего рождения тридцать лет. То есть я был для нее поздний ребенок, уже был Боря1 рождения 30-го года. Мама была главным врачом психиатрической больницы в Поливанове. Это неподалеку, небольшая психиатрическая больница под Москвой. И в детстве (мое детство довоенное) год, два, три я провел именно в Поливанове. …Там была комната, в которой мы жили. Потом мне ее показывали, я уже в более взрослом состоянии туда приехал как-то с Борей, и моя тетя Саша вспоминала, что я всегда жаловался, и, когда говорили: Поедем в Поливаново, — я плакал ужасно и говорил: Не поеду в Поливаново, там холодно и тараканы… Вот это семья… Дальше началась война…» (Из воспоминаний Ю.Коваля)
№ слайда 3
Описание слайда:
«…1945 -й год — школа. 657-я школа на улице Чаплыгина… На меня, конечно, огромное влияние оказал Владимир Николаевич Протопопов, как мне кажется — величайший из учителей, умеющий находить совершенно неординарные подходы к делу, к любой теме. … … Неординарность мышления, неординарный подход к делу, огромная ласка по отношению ко мне (все-таки я понимал, что это величина, а не просто так), особая, как мне кажется, любовь ко мне, но это, может быть, и другие так понимали… И главное, ты знаешь что — утверждение того, что я личность. Обычно все говорили: Коваль — двоечник… А этот никогда так не говорил, я был для него один из выдающихся… людей… мира…» ( Из воспоминаний Ю.Коваля)
№ слайда 4
Описание слайда:
На всех уроках будущий писатель и его ближайшие друзья писали стихи, а классе в восьмом они даже образовали тайный союз поэтов, чем изрядно взволновали родителей.
№ слайда 5
Описание слайда:
Учёба в МГПИ им. Ленина В 1955 году Юрий Коваль поступил в Пединститут, где с первых дней учёбы прослыл незаурядной личностью. Круг его интересов был удивительно широк: он занимался прозой Зощенко, рисовал в изостудии, пел и играл на пианино, банджо, гитаре, сочинял стихи и прозу для институтской газеты, играл в настольный теннис и ходил в походы… Всякое было в те годы: и прогулы лекций, и споры до хрипоты, и разработанная Ковалём остроумная система подготовки к экзаменам по литературе: он приглашал девушек в кино и театр на постановки произведений, которые не успел прочесть.
№ слайда 6
Описание слайда:
Годы учения в институте можно смело назвать лицейскими, решающими в формировании будущего писателя. Это был золотой век Пединститута, преподавательский состав в те годы сложился блестящий и студенты ему соответствовали: с Юрием Ковалём учились ставшие известными всей стране барды Юрий Визбор, Юлий Ким и Ада Якушева, поэт Юрий Ряшенцев, театральный режиссёр Пётр Фоменко и многие другие. Большую часть времени они проводили в институте, дневали и ночевали там порой в прямом смысле слова, а частые туристические походы помогали не расставаться.
№ слайда 7
Описание слайда:
Первые рассказы Коваля «Зайцы» и «Дождь» были опубликованы в институтской газете «Ленинец» в 1956 году, причём за них автору даже была присуждена премия в размере 50 рублей.
№ слайда 8
Описание слайда:
Начало литературной деятельности «… Сразу после института я был послан в село Емельяново Татарской АССР по распределению… Это, значит, село Емельяново Лаишевского района… … Там я работал в школе и был преподавателем самых разных предметов. Самых разных — география, история, русский, литература, пение и все такое. …Там было несколько учителей, но учителей пятого-шестого-седьмого классов не хватало. Я зарабатывал бог знает сколько по тем временам. Здорово зарабатывал, надо сказать …Первыми моими рассказами были тексты диктантов …: На полу сидела мышь. Вдруг вбегает грозный муж И, схватив огромный нож, К мыши он ползет, как уж. … Это на правописание шипящих был диктант. Но это все были такие шутки и чепуха, это нельзя считать ничем серьезным, я никогда к этому серьезно и не относился. Это было просто легкое хулиганство по поводу правописания шипящих. Вот и все… По возвращении из Татарии я написал несколько рассказов. И уже там написал. … Я отработал там срок и вернулся в Москву.» ( Из воспоминаний Ю.Коваля)
№ слайда 9
Описание слайда:
Село Емельяново Лаишевского района. 1962 год.
№ слайда 10
Описание слайда:
Вернувшись из Татарии, Юрий Коваль несколько лет работал учителем в школе рабочей молодежи №114, литсотрудником в журнале «Детская литература», иногда печатаясь вместе с однокурсником Леонидом Мезиновым под псевдонимом Фим и Ам Курилкины, а в 1966 году навсегда ушёл «на вольные хлеба». В те годы в издательстве «Малыш» были опубликованы первые книжки Коваля: сборники стихов «Станция Лось» (1967) и «Слоны на Луне» (1969).
№ слайда 11
Описание слайда:
В 1968 году Коваль получил от журнала «Мурзилка» командировку к пограничникам, впечатления от которой легли в основу повести «Алый» и рассказов «Козырёк», «Особое задание», «Елец» и «Белая лошадь». Как вспоминал сам писатель, во время написания «Алого» он «поймал прозу за хвост»: «Я наконец написал такую вещь, когда я определился и можно было сказать — это написал писатель Коваль».
№ слайда 12
Описание слайда:
Юрий Коваль долго и плодотворно сотрудничал с детским журналом « Мурзилка» ( в качестве автора и переводчика).
№ слайда 13
Описание слайда:
При жизни Коваля было опубликовано около тридцати его книг, в основном детских. Наиболее известные из них : «Приключения Васи Куролесова» (1971), «Кепка с карасями» (1974), «Недопесок» (1975), «Пять похищенных монахов» (1977), «Полынные сказки» (1987).
№ слайда 14
Описание слайда:
Ю.И.Коваль был удостоен следующих наград: — диплома А. Гайдара (1983), — почетного диплома IBBY – Международного совета по детской и юношеской литературе (1986, за книгу «Самая легкая лодка в мире»), -дважды был лауреатом Всесоюзного конкурса на лучшее произведение для детей (1972, 1987г.), -премии «Странник» Международного конгресса писателей-фантастов ( за роман « Суер-Выер» посмертно).
№ слайда 15
Описание слайда:
Юрий Коваль умер в своём доме в Москве от обширного инфаркта. 2 августа 1995 года . Похоронен в Москве на Лианозовском кладбище рядом с родителями. В 2008 году редакция журнала «Мурзилка» учредила ежегодную премию имени Юрия Коваля за лучшее литературное произведение для детей (её итоги подводятся в день рождения писателя). Произведения Коваля переведены на английский, немецкий, французский, итальянский, польский, венгерский, голландский, шведский, финский, болгарский, норвежский, датский, японский и китайский языки.
№ слайда 16
Описание слайда:
“Коваль любил петь, и он пел как фавн, его пение поражало всех, но Коваль не был певцом, он был художником-изобретателем: живопись, графика, керамика по металлу, — он делал невероятно красивые религиозные росписи горячей эмалью, он любил лепить. Но его узкой специальностью, которую он любил менее всего, была литература, и она была самая талантливая. Так кто же он был — певец, скульптор, художник, писатель? Он был гений…» ( Владимир Лемпорт) «Место встречи изменить нельзя»
№ слайда 17
Описание слайда:
«Крутицкий переулок» «Зима в Серебряническом переулке» «Натюрморт» «Чайник»
№ слайда 18
Описание слайда:
«Птичий рынок» «А. А. Тарковский» «Б. В. Шергин»
№ слайда 19
Описание слайда:
«Гаражи в Марьиной роще» « Москва» 1970г.
№ слайда 20
Описание слайда:
Портрет писателя Б. Шергина ( дерево, масло) « Тетеринские бани» (дерево, позолота, обратный рельеф) Манускрипты Ю. Коваля.
№ слайда 21
Описание слайда:
«Я думаю, что лучшими людьми, которых я встречал, были, конечно, художники… Иисус говорил, праведники — соль земли. Я, конечно, не смею поправлять Матфея, великого автора великого произведения, но так от себя бы добавил: художники и праведники — это соль земли». Ю. Коваль
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по литературному чтению на тему «Ю.Коваль «Сказки». Что такое народная сказка?» для 2 класса.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Ю. Коваль« Сказки» Русские народные сказки МБОУ СОШ № 27с. Екатериновка Манцурова Наталья Ивановна
2 слайд
Описание слайда:
Прозвенел уже звонок. Начинается урок. В путешествие пойдём. В страну сказок попадём. Слушай, думай, наблюдай, Сказку нашу отгадай. Глазки дружно закрывайте. Сказку в душу пропускайте О чем пойдет разговор на нашем уроке Чему мы должны научиться? Давайте подумаем, почему говорят, что сказки русские народные
3 слайд
Описание слайда:
А что еще создавал народ Что вы сейчас называли – жанры устного народного творчества. А сказки можно отнести к устному народному творчество? — Почему? Давайте знакомые книжки откроем И снова пойдем от страницы к странице: Всегда ведь приятно с любимым героем Опять повстречаться, сильней подружиться. Неважно, что с книжкой знакомы давно мы. Пускай и с героем отлично знакомы, И чем там закончится – тоже известно, Хорошие книжки всегда интересны».
4 слайд
Описание слайда:
Известны сказки с давних пор. Не верь тому, кто скажет, Что это выдумка и вздор, Его не слушай даже. Скорее сказки прочитай, Запомни их получше И мудрость древнюю узнай- Они всему научат.
5 слайд
Описание слайда:
Игра «Угадай сказку по рисунку»
6 слайд
Описание слайда:
«Гуси-лебеди»
7 слайд
Описание слайда:
«Теремок»
8 слайд
Описание слайда:
«Каша из топора»
9 слайд
Описание слайда:
Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве, в колыбели. Волшебные, веселые и даже страшные – сказки всегда интересны. Но не только волшебство, превращения есть в сказках. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок – писал А.С.Пушкин.
10 слайд
Описание слайда:
А у вас какие любимые русские народные сказки? А что всегда побеждает в сказках? Работа с учебником. Стр. 28. Ю. Коваль. Сказки. Что говорил о сказке А.С. Пушкин? Чему учит сказка? Какие сказки автор называет вечными? А какие бывают сказки Волшебные, бытовые, сказки о животных
11 слайд
Описание слайда:
Юрий Иосифович Коваль 1938-1995 Юрий Иосифович Коваль родился 9 февраля 1938 в Москве. Его отец служил в уголовном розыске, а мать была главным врачом психиатрической больницы в Поливанове. Детство, пришедшееся на войну, эвакуация, голод и холод тех лет отозвались в его жизни костным туберкулёзом.
12 слайд
Описание слайда:
На всех уроках будущий писатель и его ближайшие друзья писали стихи, а классе в восьмом они даже образовали тайный союз поэтов, чем изрядно взволновали родителей. . А какие бывают сказки
13 слайд
Описание слайда:
В 1955 году, после школы, он поступил в Педагогический институт имени Ленина на факультет русского языка и литературы, который позже стал называться историко-филологическим Закончив институт, в 1960 году получив специальность преподавателя русского языка и литературы, истории и рисования. В институте он открыл в себе способности к рисованию, скульптуре, занимался игрой на пианино, банджо, гитаре, сочинял стихи и прозу для институтской газеты.
14 слайд
Описание слайда:
Юрий Коваль был не только писателем, но и любил играть на гитаре, петь, рисовать. «Так кто же он был — певец, скульптор, художник, писатель? Он был гений…» «Чайник» «Зима в Серебряническом переулке»
15 слайд
16 слайд
Описание слайда:
Начало литературной деятельности После института Юрий Коваль был послан по распределению в село Емельяново Лаишевского района Татарской АССР. Там он до 1963 года работал в школе, был преподавателем различных предметов: русского языка и литературы, географии, истории, пения и др. Тогда же, в начале 1960-х, он стал более активно писать стихи и рассказы, многие из которых, впрочем, так и не были опубликованы. Диктанты для учеников также иногда составлялись в стихотворной форме, наиболее известно следующее четверостишие (на правописание шипящих): На полу сидела мышь. Вдруг вбегает грозный муж , И, схватив огромный нож, К мыши он ползет, как уж.
17 слайд
Описание слайда:
Село Емельяново Лаишевского района. 1962 год. С учениками
18 слайд
Описание слайда:
Творческая деятельность Первые рассказы Коваля «Зайцы» и «Дождь» были опубликованы в институтской газете «Ленинец» в 1956 году, причём за них автору даже была присуждена премия в размере 50 рублей
19 слайд
Описание слайда:
В 1963 году Коваль снялся в небольшом эпизоде в художественном фильме Теодора Вульфовича «Улица Ньютона, дом 1» по пьесе Эдварда Радзинского — в фильме они с Юлием Кимом поют под гитару на молодёжной вечеринке.
20 слайд
Описание слайда:
В 1966 году были опубликованы первые детские книжки стихов Коваля, написанные совместно с Леонидом Мезиновым — «Сказка о том, как строился дом» и «Сказка про Чайник». Затем у него выходили и другие сборники детских стихов — «Станция „Лось“» (1967) и «Слоны на луне» (1969 год).
21 слайд
Описание слайда:
В 1968 году Коваль получил от журнала «Мурзилка» командировку к пограничникам, впечатления от которой легли в основу повести «Алый» и рассказов «Козырёк», «Особое задание», «Елец» и «Белая лошадь». Как вспоминал сам писатель, во время написания «Алого» он «поймал прозу за хвост»: «Я наконец написал такую вещь, когда я определился и можно было сказать — это написал писатель Коваль».
22 слайд
Описание слайда:
В жанре юмористического детектива была написана повесть «Приключения Васи Куролесова» (1971 год), по которой впоследствии был снят мультфильм (1981 год). Во многом она была основана на рассказах отца писателя о работе в милиции. Отец был очень смешливый человек. Очень смешливый… Он умел развеселить публику чем угодно, любым рассказом. Мгновенно смешил… И все мои книги он очень любил, и охотно их читал, и охотно их цитировал. Правда, при этом говорил: «Это, в сущности, всё я Юрке подсказал».
23 слайд
Описание слайда:
Юрий Коваль умер дома в Москве 2 августа 1995 от обширного инфаркта. Он похоронен на Лианозовском кладбище рядом с родителями.
24 слайд
Описание слайда:
Давайте вспомним, какие волшебные вещи встречаются в русских народных сказках?
25 слайд
Описание слайда:
Как строится сказка
26 слайд
Описание слайда:
Викторина «Герои сказок»
27 слайд
Описание слайда:
Он и дурак, и царевич; задания королей исполняет, молодых царевен из беды выручает… Иван
28 слайд
Описание слайда:
Живёт в русских сказках, красо- ты неописуемой. Много бед дос- тавляет Ивану-царевичу, а перья её очень ценятся у царей… Жар-птица
29 слайд
Описание слайда:
Выйдет в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать… Крошечка-хаврошечка
30 слайд
Описание слайда:
Живёт в лесу, всё живое ему подчиняется. А того кто в лес попадёт, — закрутит, обманет и назад не выпустит… Леший
31 слайд
Описание слайда:
Смерть его в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце, ларец на дубе, дуб на острове, а остров неизвестно где… Кощей
32 слайд
Описание слайда:
Он и щуку поймал, и на печке ездил, и на царской дочери женился… Емеля
33 слайд
Описание слайда:
Она самая хитрая в русских сказках. Всех вокруг пальца обвела: и зайца, и волка, и медведя, и старика со старухой… Лиса
34 слайд
Описание слайда:
Рефлексия На уроке я узнал…… После урока мне захотелось…… Я бы себя похвалил за……
35 слайд
Описание слайда:
Подведение итогов Что вы узнали о сказках? Какие бывают сказки? Чему учат нас сказки?
-
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
Вы можете оставить жалобу на материал.Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 938 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 900 человек из 81 региона
- Сейчас обучается 359 человек из 70 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г.
Номер материала:
ДБ-1303532
Вам будут интересны эти курсы:
Сказки для 2 класса — читайте бесплатно онлайн для детей и взрослых. Удобный каталог позволит скачать и распечатать полную подборку сказок к себе на компьютер. Кнопками социальных сетей вы можете поделится с друзьями. Поиск вверху сайта найдет за несколько секунду подходящую сказку для 2 класса
Это было…
Давно это было.
Это было, когда я ещё любил болеть. Но только не сильно болеть. Не так болеть, чтоб тебя везли в больницу и вкалывали десять уколов, а тихо болеть, по-домашнему, когда ты лежишь в постели, а тебе чай с лимоном несут.
Вечером мама с работы прибегает:
– Боже мой! Что случилось?
– Да так, ничего… Всё в порядке.
– Чаю надо! Крепкого чаю! – волнуется мама.
– Не надо ничего… оставьте меня.
– Милый мой, милый… – шепчет мама, обнимает меня, целует, а я постанываю. Замечательные были времена.
Потом мама садилась рядом со мной на кровать и начинала мне что-нибудь рассказывать или рисовала на листочке бумаги домик и корову. Это всё, что она умела нарисовать – домик и корову, но я никогда в жизни не видел, чтоб кто-нибудь так хорошо рисовал домик и корову. Я лежал и стонал и просил:
– Ещё один домик, ещё одну корову!
И много получалось на листочке домиков и коров.
А потом мама рассказывала мне сказки.
Странные это были сказки. Я никогда и нигде таких потом не читал.
Прошло много лет, прежде чем я понял, что мама рассказывала мне про свою жизнь. А у меня в голове всё укладывалось как сказки.
Сказка о полынном языке
Полыновцы часто рассказывали сказки своим детям. Но самое удивительное, что и сказки рассказывали, и так просто между собой они говорили на особом, на полынном языке. Казалось, слова и сами звуки их голоса пронизаны степным ветром, пропитаны полынью.
Давно-давно, в древние времена, пришли сюда люди с Севера, со скалистых морозных гор. Они остановились посреди бескрайней степи – поразила их степь, залитая солнцем, обрадовал запах полыни.
Они остались жить в степи, и у дороги родилась деревня – Полыновка.
А вокруг были русские деревни, русские города. Земля русская приютила полыновцев, стала для них родной землёй.
Вот так и получилось, что рядом с русским народом жил другой народ – полыновцы. По-настоящему народ этот назывался – мокша, а земля вокруг – Мордовия.
Татьяна Дмитриевна была русская и учила полыновцев грамоте и письму на русском языке, потому что на полыновском в те далёкие времена не было книг.
Вот, к примеру, на уроке Татьяна Дмитриевна спрашивает ученика:
– Где твоя тетрадка?
А он отвечает:
– Кати коса…
«Какая коса? – думает Татьяна Дмитриевна. – Куда её катить? Нет уж, не буду я катить свою косу».
А коса у неё была – большая, красивая коса, которую она иногда укладывала вокруг головы, а иногда выпускала на плечи.
– Где же твоя тетрадка? Куда ты её девал?
– Кати коза…
Этого ещё не хватало – козу катить!
А на полынном языке «кати коса» означает – «не знаю где», а «кати коза» – «не знаю куда».
Много ещё было странных и красивых слов у полыновцев, и Лёля все эти слова понимала. Она с детства говорила сразу на двух языках.
И было удивительное слово – «ломань». На полыновском языке это слово означало – «человек». И Лёля думала: почему же человек – «ломань», ведь люди не ломаются, они так крепко и гордо ходят по дороге?
Однажды она увидела старую бабушку. Совсем сгорбилась бабушка, еле шла по дороге, опираясь на клюку.
– Бабушка, бабушка, – подбежала к ней Лёля. – А ты – ломань?
– Ломань, доченька, ломань. Я ещё человек.
Лёля смотрела ей вслед и долго думала и поняла, что жизнь может и вправду ломать человека, и главное, чтоб не сломала.
Так в Лёлиной голове сливались два языка – русский и полыновский, они помогали друг другу. Иногда Лёля чего-то не понимала на русском, зато понимала на полыновском.
Сказка об уроке русского языка
Урок русского языка. Это был, конечно, самый трудный урок для полыновских ребят, потому что некоторые не знали по-русски ни слова.
Первым делом Татьяна Дмитриевна нарисовала на доске круглую человеческую голову, с ушами, а без глаз.
– Это что такое? – спросила она.
– Пря! – закричали ребята на полынном языке. – Пря это.
– А по-русски – голова. Ну, повторим все вместе: го-ло-ва!
– Го-ло-ва! – закричали ребята теперь уже на русском языке.
Тут Татьяна Дмитриевна взяла мел и нарисовала на голове глаз.
– А это что такое?
– Сельме! – закричали ребята на своём языке.
– А по-русски – глаз. А ну-ка, повторим все вместе.
– Глаз! Глаз! Глаз! – закричали ребята на русском языке. – Ухо! Ухо! Нос! Нос!
Потом стали изучать новые слова: рука, ладонь, палец, ноготь.
И особенно трудным оказалось слово «ноготь».
– У лошади – копыто, – объяснила Татьяна Дмитриевна. – У коровы тоже – копыто, а у нас – ноготь, ногти.
Наконец ребята запомнили и это слово.
В самом конце урока Татьяна Дмитриевна подошла к Ване Антошкину.
– Это что у тебя, Ванечка? – сказала она и ласково положила руку ему на голову.
– Голова, – прошептал Ванечка.
– Молодец, хорошо. А это что?
– Глаз.
– А это?
– Рука.
– А это что такое? – спросила Татьяна Дмитриевна и потрогала ноготь у Ванечки на руке.
Ванечка покраснел и молчал.
– Ну, вспомни, у лошади копыто, а у человека…
– Копыт, – сказал Ванечка, и тут все ребята, конечно, засмеялись.
Дед Игнат зазвонил в колокольчик: переменка! Все побежали на улицу. Мишка-солдатик ухватил за нос Ефимку Киреева и кричал на всю деревню:
– Нос! Нос! Нос!
– Ухо! Ухо! – кричал в ответ Ефимка, стараясь ухватить солдатика за ухо.
А Ванечка Антошкин сидел в сторожке у деда Игната и плакал.
– Вань, Вань, – говорила Лёля. – Не плачь. Тят аварьде. Не плачь. Понимаешь?
– Горе у меня, – сквозь слёзы шептал Ванечка. – «Копыт» сказал.
– Не беда, – успокаивала его Лёля. – Хочешь картошечки печёной?
Ванечка на миг перестал плакать, подумал немного и сказал:
– Угу.
Сказка о праздничных стихах
Что-то глухо стукнуло в окно – и Лёля проснулась.
Она открыла глаза и не сразу поняла, что произошло.
В комнате было светло-светло. Странно, огромно и празднично.
Она подбежала к окну и сразу увидела – снег!
Снег выпал! Снег!
Под окном стоял Мишка-солдатик и лепил снежок. Прицелился, кинул и ловко попал, не в стекло, а в оконную раму. Вот, оказывается, какой глухой стук разбудил Лёлю.
– Ну погоди, Мишка! – крикнула Лёля через стекло и, даже не умывшись, побежала на улицу.
Она выскочила на крыльцо, слепила снежок и кинула Мишке прямо в лоб, да попала в деда Игната. Слепила было второй, но не успела долепить, как дед Игнат зазвонил в колокольчик – пора, пора, пора! Пора на урок!
И у колокольчика школьного был сегодня какой-то особенный снежный и праздничный звонок.
Выпал, выпал, выпал снег – и преобразилась деревня Полыновка, исчезли под снегом засохшие, пожухшие травы, светлыми стали тёмные соломенные крыши, а из труб валил новый дым – снежный, зимний.
– Ну, ребята, – сказала Татьяна Дмитриевна, – сегодня у нас настоящий праздник! Выпал первый снег! Будем праздновать!
– Как праздновать? Как, Татьяна Дмитриевна? Блины, что ли, печь?
– Или пироги со снегом?
– Блины потом, – улыбнулась учительница. – И пироги потом. Первым делом будем читать праздничные стихи. На празднике обязательно надо читать стихи.
Ребята примолкли. Они, конечно, не знали, что на празднике надо читать стихи.
Татьяна Дмитриевна достала книжку и стала читать:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь…
И пока читала Татьяна Дмитриевна, в классе было тихо-тихо, а за окном белым-бело.
Ребята, конечно, поняли, что стихи эти особенные, действительно праздничные. Они поняли и слова «зима», «крестьянин», «лошадка». Сообразили, что «дровни» – это сани, на которых возят дрова. Но три слова они не поняли: «торжествуя», «почуя» и «обновляет».
И Татьяна Дмитриевна стала объяснять:
– Торжествует – значит радуется. Снег выпал. Теперь не надо на телеге грязь месить, на санках-то куда приятней катиться по снегу. Вот и мы сегодня радуемся, торжествуем, потому что в природе произошло великое событие – выпал снег! Ясно?
– Ясно! Ясно!
– Татьяна Дмитриевна! Давай торжествовать! – закричал солдатик.
– Давай! Давай! – подхватили все.
И тут поднялся в классе крик и гвалт: кто размахивал руками, кто пел, а кто кричал – в общем, все торжествовали, как умели. А Татьяна Дмитриевна смотрела на это торжество и смеялась.
– Ну ладно, хватит торжествовать, – сказала она наконец. – Разберём теперь другие слова: «Его лошадка, снег почуя…» Так вот, лошадка почувствовала снег, почуяла, вдохнула снежный запах. Понимаете?
– Понимаем, понимаем! – закричали ребята.
– А ты, Ванечка, понял или нет?
– Понял, – тихо сказал Ванечка.
– А что ты понял?
– Лошадку.
– А ещё чего ты понял?
– Я лошадку понял.
– А как ты понял-то?
– А так, – сказал Ванечка. – Лошадка вышла из сарая и увидела снег и сделала вот так. – И тут Ванечка сморщил свой нос и стал нюхать парту.
Тут все, конечно, засмеялись, как Ванечка понял лошадку, и особенно было смешно, как он парту нюхает.
А Ванечка сморщил нос и только хотел было заплакать, но Татьяна Дмитриевна сказала.
– Ребята, скорей, скорей посмотрите в окно.
И все кинулись к окну, а Ванечка подумал: «Потом поплачу» – и тоже побежал к окну.
А там за окном ехал на санях к школе дед Игнат. Он помахивал кнутом, а на санях, на дровнях, лежали дрова, и лошадка рысью плелась как-нибудь, а путь, по которому подъезжал к школе дед Игнат, и вправду обновлялся – первые санные следы ложились на первый снег.
И всё было в точности так, как читала стихи учительница, только особенного торжества не было видно на лице деда Игната.
Лошадь стала, дед Игнат слез с саней и, развязывая верёвку, обхватившую дрова, бормотал что-то. Через стекло не было слышно, что он бормотал, но все ребята знали:
– Ну вот и приехали.
• 1. Эти истории – сказки или рассказы? Почему писатель назвал их сказками?
• 2. Как по-настоящему называется язык полыновцев? А почему автор называет его полынным?
• 3. Почему раньше ребят-полыновцев учила русская учительница? Урок русского языка в полыновской школе похож на ваши уроки русского языка?
• 4. Ты узнал, чьи стихи читала учительница? Согласен, что они «праздничные»?
• 5. «Выпал, выпал первый снег». Что выражено здесь повторением слова?
6. Раздели последний рассказ «Сказка о праздничных стихах» на три части. Озаглавь каждую. Перескажи текст по этому плану.
Юрий Иосифович Коваль
Юрий Иосифович Коваль – современный детский писатель. Он работал учителем в сельской школе. Именно там начал писать: сочинял рассказы – диктанты для своих учеников. А ещё был поэтом и художником. Талантливый человек, он и в обычном замечал особенное, интересное. Умел обо всём рассказать живо, увлекательно, с добрым юмором. Его книги делают нас добрее и мудрее. Он написал книги: «Полынные сказки», «Листобой», «Алый», «Чистый дор» и другие.