Ыбырай алтынсарин отец и сын на русском рассказ

Доброе утро! в москве умер певец и композитор александр градский, ему было 72 года; в сша на 92-м году жизни

Доброе утро!

В Москве умер певец и композитор Александр Градский, ему было 72 года; в США на 92-м году жизни скончался автор бродвейских мюзиклов Стивен Сондхайм. У живых так:

  • Израиль на две недели закрыл границы для иностранцев в связи с предполагаемой опасностью штамма «омикрон». США, ЕС, Канада и Австралия запретили въезд из ЮАР.
  • Власти Кузбасса препятствуют общению журналистов с шахтерами, выжившими при аварии на шахте «Листвяжная».
  • В Москве после матча с «Зенитом» задержаны сотни болельщиков ЦСКА.
  • В парламент Кыргызстана прошли шесть партий, из которых оппозиционная – лишь одна.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро воскресенья, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 33 548. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 570 тысяч; официальное число жертв достигло к утру воскресенья 271 755 человек (+1224 за сутки). Подводя итоги второго года пандемии, научный журналист Ирина Якутенко подчеркивает ненадежность официальной статистики в таких странах, как Россия, и говорит, что основной проблемой во всем мире оказалось не бессилие науки перед вирусом, а бессилие политиков перед нежеланием людей прививаться. Как будто в подтверждение ее слов в Екатеринбурге в субботу около трехсот человек пришли на пикет против введения QR-кодов: пели гимн СССР и даже «Интернационал». Томич, проникший в ковидную зону под видом врача, чтобы ухаживать там за своей бабушкой, уехал из России из соображений безопасности.

ВОЗ пока не может оценить, опасней ли омикрон по сравнению с другими штаммами коронавируса или нет, но США, Австралия, Канада и Евросоюз закрыли въезд из ЮАР (хотя омикрон уже нашли во многих странах Европы), а Израиль закрыл на две недели въезд для всех иностранцев. Разные страны Европы по-разному ужесточают действующие ограничения. Процедура назначения нового премьера Чехии вообще имела диковатый вид: президент Милош Земан, у которого на днях подтвердили ковид, сидел на своем инвалидном кресле в стеклянном аквариуме, чтобы не нарушать условий изоляции, но и не затягивать до бесконечности процесс смены власти в стране.

В России

  • В Москве после матча ЦСКА с петербургским «Зенитом» (который выиграл) полиция задержала свыше четырехсот болельщиков московского клуба. Часть из них не выпускали со стадиона около четырех часов, возможности сходить в туалет или купить воды у них тоже не было. Причина якобы в использовании пиротехники.
  • Суд в Москве отправил в СИЗО 19-летнего студента, справившего нужду у стенда с портретами ветеранов Великой Отечественной войны. Это квалифицируется как реабилитация нацизма посредством оскорбления памяти защитников Отечества и наказывается сроком до пяти лет. Поймали его, естественно, через инстаграм.
  • Из Высшей школы экономики уволили двух профессоров, критиковавших состояние права и правосудия в России.
  • Стендап-комик Руслан Белый рассказал об отмене концертов в нескольких городах России в связи с негласным запретом властей. Запрет, по его мнению, последовал после публикации видео двух его концертов, в которых были политические шутки.
  • С этого учебного года учащиеся 9–11 классов чеченских школ будут в обязательном порядке изучать жизнеописание отца Рамзана Кадырова Ахмата. Учебник под названием «Путь, озаренный светом» написал начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Чечне Амруди Эдилов. До 2018 года этот односельчанин Кадырова и сын депутата парламента Чечни Ибрагима Эдилова торговал на рынке в Грозном.
  • Сегодня Мосгорсуд проведет второе предварительное слушание по иску прокуратуры о ликвидации правозащитного центра «Мемориал». Слушания по иску о ликвидации международного общества “Мемориал” в Верховном суде России продолжатся в декабре.

Катастрофы

После катастрофы на шахте «Листвяжная», жертвами которой стал 51 человек, суд арестовал директора шахты, его первого зама, начальника участка, а также двух инспекторов местного отделения Ростехнадзора. Только что вступившего в должность мэра близлежащего Прокопьевска отправили в отставку указом губернатора – за то, что он не отменил в связи с гибелью людей банкет по случаю своего назначения. При этом власти региона препятствуют общению журналистов с выжившими шахтерами и отказываются называть места и время прощания с погибшими – якобы по желанию членов их семей. Ранее оставшиеся в живых горняки и их родственники рассказывали, что в шахте систематически нарушались правила безопасности. Вот репортаж из поселка, в котором произошла трагедия, – люди разговаривают крайне неохотно.

На заводе боеприпасов в Дзержинске Нижегородской области произошли взрывы. Есть пострадавшие, о погибших не сообщалось.

Вокруг света

В Кыргызстане при низкой явке прошли парламентские выборы. По предварительным результатам, в парламент прошли шесть партий, лишь одна из которых – оппозиционная. В ходе подсчета голосов на сайте ЦИК произошел сбой, из-за которого лидеры партий, не преодолевших пятипроцентный барьер, отказались признать итоги выборов.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг вновь предостерег Россию от эскалации напряженности на границе с Украиной. Вот беседа с экспертом Берлинского центра либеральной современности Николаусом фон Твикелем, в которой он описывает происходящее на Донбассе как фактическую интеграцию сепаратистских республик с Россией, констатирует тупик переговоров, однако выражает надежду, что от стрельбы стороны все-таки воздержатся.

Шесть ссылок

  • Советская история. Рассказ историка Александра Гогуна о синьцзян-уйгурской политике Сталина в 1930-е годы и в ходе войны. Подборка воспоминаний людей, репрессированных в 1930–50-е годы, с рассказами о том, что им снилось в заключении.
  • Немецкая вина. Фрагмент из переписки Ханны Арендт с Карлом Ясперсом (вышла в изд-ве Института Гайдара). Или рассказ о книге военных воспоминаний Лали Хорстманн, посвященной оккупации Берлина и до сих пор не переведенной на русский.
  • Научный прогресс. Отрывок из книги Майкла Газзаниги «Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии» (изд-во Corpus) – о том, как мозг обуславливает социальность (если, конечно, считать, что он ее обуславливает). Или фрагмент из книги кардиолога Эрика Тополя «Искусственный интеллект в медицине: Как умные технологии меняют подход к лечению” (изд-во «Альпина Паблишер») – об исследовании геномных болезней.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    Қазақтың аса көрнекті
    ағартушы-педагогы, жазушы, этнограф, қоғам қайраткері Ыбырай Алтынсариннің
    өмірбаяны

                                                                        
    Балалық шағы

    Бүкіл ғұмырын қазақ балаларын оқытуға, мектеп ашуға сарп еткен
    Ыбырай Алтынсарин 1841 жылы 20 қазанда азіргі Қостанай облысы Қостанай
    ауданында дүнеге келген. Азан шақырып қойған аты – Ибрагим.

    Бала Ыбырай үш жасқа толғанда әкесі Алтынсарыдан айырылады.
    Осыдан кейін туған атасы, сол кездегі белгілі би, рубасы Балқожа Жаңбыршыұлының
    қолында тәрбиеленеді.

    Немересінің білім алғанын қалаған атасы тамыр-танысының
    көмегімен Ыбырайды Орынбордағы Шекара коммиссиясы жанынан ашылған мектепке
    жаздырады. 1850 жылы 22 тамызда Ыбырай сол мектепке алғашқы 30 баланың бірі
    болып қабылданады.

    Балғожа би немересін кішкентайынан адалдыққа, тапқырлыққа,
    турашылдыққа, шешендікке баулыған. Өзімен бірге жиын-тойларға ертіп, 
    билік айтқызып, қанатын қатайтқан. Ыбырай жасынан зерек болып, алғырлық
    танытып, көпшілік құрметіне бөленіп өседі.

                                                                         
    Еңбек жолы

    1857 жылы жазда Ыбырай Орынбордағы мектепті үздік тәмамдап
    шығады. Осыдан кейін екі жылдай атасы Балқожа бидің хатшысы болып жұмыс
    істейді. Кейін Орынбор облыстық басқармасына кіші тілмаш болып қызметке
    алынады.

    1864 жылы 8 қаңтарда Торғай жерінде алғашқы мектебін ашты.

    1866-1868 жылдары Торғай уезінде уақытша судья болып қызмет
    етті.


    1868 жылы Торғайдағы қазақ мектебі бір класстық орыс-қазақ училищесі болып
    қайта құрылды. Сол жылы Ырғыз қаласында екі класстық орыс-қазақ училищесі
    ашылады.

    1869 жылы ол уезд бастығының аға жәрдемшісі болып тағайындалды.
    1871 жылдар аралығында Торғай уезінің судьясы болып жұмыс істеді.

    1874 жылы орыс географиялық қоғамына мүше болып сайланды.
    1875-1876 жылдары Орынбор, Қазан, Петербург қалаларына сапар шегіп, ол жақтан
    оқушыларға қажет әдістемелік және тағы басқа кітаптар әкеліп, ағартушылық ісіне
    қызу кіріседі.

    1879 жылы 1 қыркүйекте Торғай облысындағы мектептердің
    инспекторы болып тағайындалды.

                                                       Алтынсарин
    ашқан мектептер

    Ыбырай Алтынсарин қазақ балаларын білім нәрімен сусындатуға
    асықты. Осы арманын жүзеге асыру үшін облыстық басқармаға мектеп ашу туралы
    өтініштер жіберді. Ақыры 1860 жылы облыстық басқарма Алтынсаринге Торғайдан
    қазақ балаларына арналған бастауыш мектеп ашуды тапсырды, әрі өзін сол мектепке
    орыс тілінің  мұғалімі етіп тағайындады.

    Бірақ, жергілікті үкімет Алтынсаринге қол ұшын соза қоймады,
    сөйтіп мектеп ашу ісі ұзаққа созылды. Ыбырайдың армандаған мектебі араға төрт
    жыл салып, 1864 жылы 8 қаңтарда Торғай жерінде салтанатты түрде ашылды. Бұл ұлт
    ұстазы негізін қалаған алғашқы білім ордасы еді. Мектепті Алтынсарин төрт жыл
    бойы жинаған ақшасына ашты.


    1879 жылы Алтынсарин Торғай облысы бойынша орыс-қазақ учищелерінің 
    инспекторы болып тағайындалды. Бұл оның қолын ұзартты. Торғай, Жітіқара,
    Обаған, Қарабалық, Әуликөл болыстарында және Қостанай қаласында тағы он бес
    мектеп салынды.

    1882 жылы Ыбырай Алтынсарин барлық мектепке ән-күй сабақтарын
    енгізді. Жергілікті, ауқатты ел азаматтарынан ақша жинап, кітапхана ашты.

    Қазақ балаларын тек біліммен сусындатпай, еңбекке баулуды
    көздеген ол 1883 жылы 15 қарашада Торғай қолөнер мектебін ашты.

    Алтынсарин қазақ қыздарын оқытуға да көп күш салды. 1887 жылы 15
    қарашада Ырғыз қыздар училищесінің негізін қалайды. 1888 жылы қыздарға арналған
    12 орындық мектеп интернат ашады.

                                «Қазақ
    хрестоматиясы» немесе ағартушылық еңбегі

    Ыбырай Алтынсарин мектеп ашқан кезде, балаларға арналған
    оқулықтар  мүлде жоқ болатын. Дәл осы жылдарда өнегелі ұстаз қысқа-қысқа
    әңгімелер мен өлеңдер шығар бастайды, оқу құралдарын жазуға кіріседі.

    1879 жылы ақынның қазақ мектептеріне арналып жазылған алғашқы
    ұлттық оқулық –  «Қазақ хрестоматиясы» жарық көрді.

    Ыбырай «Қазақ хрестоматиясына» кірген өлеңдерінде де
    халық-ағарту идеясын көтерді. Оның «Кел, балалар, оқылық!»,
    «Өнер-білім бар жұрттар» өлеңдері осындай мақсатта туған. «Кел,
    балалар, оқылық!» өлеңінде ақын, бір жағынан, жастарды оқуға, білім алуға
    үндесе, екінші жағынан, оқу, өнер, ғылым-білімге, оның жалпы халық үшін
    керектігіне еш мән бермейтін ескі көзқарасқа соққы береді. Өмірдегі
    сарқылмайтын мол байлық – білім екенін айта келіп, білімге адамның қолы жету
    үшін, ерінбей оқу, қажымай еңбек ету керектігін түсіндіреді.

    Ал «Өнер-білім бар жұрттар» атты өлеңінде оқу, білім
    алудың мақсатын кеңінен сөз етеді. Өлеңнің негізгі идеясы – қазақ қауымына озық
    мәдениетті елдерді үлгі етіп көрсету.

    Бұдан бөлек, Алтынсариннің шығармашылығында табиғат көріністерін
    суреттейтін өлең жолдары да кездеседі. Ақын оқырмандардың көңілін табиғатқа
    аудару арқылы жас шәкірттерінің бойында Отанға сүйіспеншілігін, патриоттық
    сезімін қалыптастыруды мақсат етті.

    Еңбекті сүю және қадірлеу – Ыбырай әңгімелерінің негізгі
    тақырыбы. Оны жазушы шағын әңгімелерде үгіт, өсиет түрінде берсе, кей
    шығармаларында халықтың қоғамдық санасын тәрбиелейтін реалистік суреттер арқылы
    бейнелейді. Оған «Өрмекші, құмырсқа, қарлығаш», «Атымтай
    жомарт», «Әке мен бала» және тағы басқа әңгімелері дәлел.

                                                      
    «Қандай әділдік күтуге болады»

    1883 жылы Ыбырай Алтынсариннің Кеңес үкіметі тұсында көп айтыла
    қоймаған тағы бір кітабы басылып шықты. Ол – «Мұсылмандық тұтқасы».

    Бұл кітапта ағартушы дүмше молдаларды аяусыз сынайды. Мұндай сын
    молдалардың тарапынан жауапсыз қалмайды, әрине. Ақыры отаршылыққа, шоқындыруға
    қарсы күрескен, қазақ тілін білім мен ғылым тіліне айналдырған Алтынсарин туралы
    «орысшыл, отаршыл, шоқынған» деген қауесет әңгімелер таратылады.
    Ақынның болыстыққа таласқан туыстары оның үстінен арыз жазады. Билік
    мектептеріне шүйліге бастайды.

    «Қазір жан дүнием құлазып, өте көңілсіз жүрмін. Көмек
    күткен үкімет орындары қолдаудың орнына заңды да, заңсыз жолдармен мені
    қудалауға салып отыр. Бұдан кейін қандай әділдік күтуге болады.Осының бәрі ашық
    сот арқылы анықталса екен деген тілек көкейімнен кетпейді», — делінген
    Алтынсариннің Катаринскийге жазған хатында.

                          
                                 
    Ыбырай Алтынсариннің отбасы

    Ыбырай 1864 жылы Сырдария облысы (қазіргі Қызылорда облысы )
    Перовский уезіне қарасты Жаппас руындағы Шолақ деген кісінің Айғаныс атты
    қызына үйленеді. Ерлі-зайыпты көпке дейін бала сүйе алмайды, сөйтіп олар
    туысқандары Оспанның Хамитбек деген баласын бауырына басады. Алайда ол алты
    жасында қайтыс болады.

    Ыбырайдың тұңғыш баласы Абдолла 1880 жылы дүниеге келеді. 1887
    жылы Әбдірахман деген екінші ұлы, 1888 жылы Шарипа атты қызы туды. Балалары
    Әбдірахман мен Шарипа кішкентай кезінде ауырып қайтыс болды.

    1920-1930 жылдардағы дүрбелеңнен Ыбырайдың ұрпақтары да байдың
    тұқымы ретінде қуғындалған. 1928 жылы Алтынсариннен қалған жалғыз тұяқ Абдолла
    да Қазақстаннан тыс жерге қоныс аударады.
    Нағима Абдоллақызы — Ыбырай Алтынсариннің жалғыз немересі. Нағима атасын
    көрмесе де, 1924 жылы қайтыс болған әжесі Айғаныстың көзін көріп өскен.

    Нағима Ыбыраева 1916 жылы Қостанай облысы Талапкер ауылында
    дүниеге келді. Бала кезінде атасы Ыбырай ашқан Қостанайдағы мектепте үш жыл
    оқиды. 11 жасында анадан айырылады. Нағима Ыбыраева екі баланы дүниеге әкелген,
    өмірінің соңғы жылдарын Тараз қаласында өткізді. 1998 жылы 30 наурызда 82
    жасында қайтыс болды.

    Ыбырай Алтынсарин 1889  жылы 17 шілдеде Қостанай қаласынан
    үш шақырым жердегі көл жағасында салдырған ағаш үйінде ауырып өмірден өтті.
    Өлерінің алдында өзіне тиесілі жерлерді Қостанай қаласындағы ауыл шаруашылық
    училещесінің меншігіне беруді тапсырды. Ұлт ұстазының жасы бұл кезде небәрі
    48-де еді.

    Биография выдающегося
    казахского педагога-просветителя, писателя, этнографа, общественного деятеля
    Ибрая Алтынсарина

    Детство

    Ибрай Алтынсарин, всю жизнь посвятивший обучению казахских
    детей, открытию школы, 20 октября 1841 года приехал в Костанайский район Костанайской
    области. Имя азана — Ибрагим.

    Когда мальчику Ыбырраю исполняется три года, он теряет отца
    Алтынсара. После этого родился дед, известный тогда би, рубасы Балгожа
    Жанбыршыулы.

    Желая, чтобы внук получил образование, дед с помощью своего
    знакомого записал Ибрая в школу, открывшуюся при пограничной комиссии в
    Оренбурге. 22 августа 1850 года Ибрай был зачислен в ту же школу одним из
    первых 30 детей.

    Балгожа би привил внуку с детства верность, находчивость,
    непосредственность, красноречие. С собой на сборы, на праздники, начальство
    сказало, крылышко затянуло. С детства Ибрай был любознательным, любознательным,
    уважал публику.

                                                                           
    Трудовой путь

    Летом 1857 года Ибрай с отличием окончил школу в Оренбурге.
    После этого почти два года дед работал секретарем Балгожа Би. Затем поступил на
    службу младшим лингвистом в Оренбургское областное управление.

    8 января 1864 года открыл свою первую школу на Торгайской земле.

    В 1866-1868 годах служил временным судьей в Тургайском уезде.

    В 1868 году Тургайская казахская школа была преобразована в одно
    классное русско-казахское училище. В этом же году в городе Иргиз открывается
    двухклассное русско-казахское училище.

    В 1869 году он был назначен старшим помощником начальника уезда.
    С 1871 года работал судьей Тургайского уезда.

    В 1874 году избран членом Русского географического общества. В
    1875-1876 гг. путешествовал по городам Оренбургу, Казани, Петербургу, откуда
    привозил необходимые школьникам методические и другие книги, активно занимался
    просветительской деятельностью.

    1 сентября 1879 года назначен инспектором школ Тургайской
    области.

    Школы, открытые
    Алтынсариным

    Ыбырырай Алтынсарин спешил напитать казахских детей знаниями.
    Для осуществления этой мечты в областное управление направили заявления об
    открытии школы. Наконец, в 1860 году областное управление поручило Алтынсарину
    открыть у Торгая начальную школу для казахских детей и назначило его учителем
    русского языка.

    Но местное правительство не помогло Алтынсарину, и открытие
    школы затянулось. Школа мечты Ибрая спустя четыре года была торжественно
    открыта 8 января 1864 года на Торгайской земле. Это был первый вуз, основанный
    учителем нации. Школу Алтынсарин открыл на деньги, которые собирал в течение
    четырех лет.

    В 1879 году Алтынсарин был назначен инспектором русско-казахских
    учищ по Тургайской области. Это продлило ему руку. Построено еще пятнадцать
    школ в Тургайской, Житикаринской, Убаганской, Карабалыкской, Ауликольской
    волостях и в городе Костанае.

    В 1882 году Ыбыррай Алтынсарин ввел уроки пения во все школы.
    Собрал деньги у местных, состоятельных граждан страны и открыл библиотеку.

    15 ноября 1883 года он открыл Тургайскую ремесленную школу.

    Алтынсарин приложил немало усилий и для обучения казахских
    девушек. 15 ноября 1887 года основал иргизское женское училище. В 1888 году
    открывается школа-интернат для девочек на 12 мест.

    «Казахская
    хрестоматия» или просветительский труд

    Когда Ибрай Алтынсарин открыл школу, учебников для детей вообще
    не было. Именно в эти годы учитель начинает издавать короткие рассказы и стихи,
    писать учебные пособия.

    В 1879 году вышел первый национальный учебник поэта для
    казахских школ – «Казахская хрестоматия».

    В своих стихах, вошедших в «Казахскую хрестоматию»,
    Ибрай также поднял идею Народно-просветительства. Его «Давай, ребята,
    читай!», «Искусство-это люди, у которых есть знания».
    «Давай, ребята, читай!»в своем стихотворении поэт, с одной стороны,
    призывает молодежь учиться, учиться, а с другой-бьет по старому взгляду, что
    чтение, искусство, Наука-это знание, которое не имеет значения для народа в
    целом. Говоря о том, что неиссякаемое богатство в жизни – это знание, он
    объясняет, что для достижения знаний человеку необходимо учиться, неустанно
    трудиться.

    А в стихотворении» искусство-люди, обладающие знаниями
    » широко раскрывается цель чтения, получения знаний. Основная идея
    поэмы-показать казахским общинам лучшие культурные страны.

    Кроме того, в творчестве Алтынсарина встречаются поэтические
    строки, иллюстрирующие проявления природы. Поэт ставил своей целью привить
    любовь к Родине, чувство патриотизма у своих юных учеников через привлечение
    внимания читателей к природе.

    Любовь и почитание труда-основная тема авраамических рассказов.
    Он представлен писателем в небольших рассказах в виде агитации, завещания, в
    некоторых произведениях через реалистические картины, воспитывающие
    общественное сознание народа. Об этом свидетельствуют рассказы «паук,
    муравей, Ласточка», «Атымтай жомарт», «отец и ребенок»
    и другие.

    «Какую
    справедливость можно ожидать»

    В 1883 году была издана еще одна книга Ибрая Алтынсарина, о
    которой не так много говорили при советской власти. Он — «мусульманский
    рычаг».

    В этой книге просветитель беспощадно критикует дум муллы. Такая
    критика, конечно, не останется без ответа со стороны муллы. О Алтынсарине,
    который, наконец, боролся против колонизации, крещения, сделал казахский язык
    языком образования и науки, ходят слухи, что он «русифицирован,
    колонизирован, крещен». Родственники поэта, оспаривающие волость, пишут на
    него заявление. Начальство начинает сопереживать школам.

    «Жан құлазып занимаюсь здесь и сейчас, я очень грустный.
    Правительственные учреждения, ожидающие помощи, вместо поддержки преследуют
    меня как законными, так и незаконными способами. Какую справедливость можно
    ожидать после этого.Желание, что все это будет выявлено через открытый суд, не
    покидает меня», — говорится в письме Алтынсарина Катаринскому.

    Семья Ибрая
    Алтынсарина

    Ыбыррай женился в 1864 году на дочери Айганыс из рода Жаппас
    Шолака Перовского уезда Сырдарьинской области (ныне Кызылординской области).
    Супруги долго не могут любить детей, и они, как родственники, давят на своего
    брата Хамитбека. Однако он умирает в возрасте шести лет.

    Первенец Ибрая Абдулла родился в 1880 году. В 1887 году родился
    второй сын Абдрахман, в 1888 году-дочь Шарипа. Дети Абдрахман и Шарипа умерли
    от болезни, когда были маленькими.

    Из паники 1920-1930-х годов потомки Авраама также были изгнаны
    как род богатых. В 1928 году Абдулла, единственный оставшийся от Алтынсарина
    копытный, эмигрировал за пределы Казахстана.

    Нагима Абдуллаевна — единственная внучка Ибрая Алтынсарина.
    Несмотря на то, что Нагима не видела своего деда, его бабушка, которая умерла в
    1924 году, выросла, увидев айганыс.

    Нагима Ибраева родилась в 1916 году в селе Талапкер Костанайской
    области. В детстве он три года учился в Костанайской школе, которую открыл его
    дед Ыбыррай. В 11 лет лишается матери. Нагима Ибраева родила двоих детей,
    последние годы жизни провела в Таразе. Умер 30 марта 1998 года в возрасте 82
    лет.

    Ыбыррай Алтынсарин скончался 17 июля 1889 года в деревянном
    доме, построенном в трех километрах от города Костаная на берегу озера. Перед
    смертью ему было поручено передать принадлежащие ему земли в собственность
    сельхозучилеща города Костаная. Учителю нации на тот момент было всего 48 лет.

    Так, друзья — сегодня будет большой и интересный пост, который я давно задумал — о том, как существовало крепостное право в Российской Империи, как оно было устроено изнутри и какие последствия этого общество ощущает ещё и сегодня. Если вдуматься — то всё это происходило совсем недавно — крепостное право было отменено в 1861 году, и ко времени переворота 1917 года были ещё живы люди, помнящие крепостничество, им было по 60-70-80 лет — фактически, это были отцы и деды большевиков, которые пришли к власти после Октябрьского переворота.

    В комментариях к моим постам читатели часто пишут, что я сильно очерняю СССР и идеализирую царские времена, но я их вовсе не идеализирую — в ту эпоху было множество позорных и страшных страниц истории, за которые сейчас стыдно — и крепостничество как раз одна из таких страниц. Люди не должны торговать людьми, и победить крепостное право нужно было обязательно. Другой вопрос, что пришедшие после 1917 года к власти большевики сделали ещё хуже, пишет Максим Мирович для Facebook.

    Видео дня

    Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о крепостном праве в России, а также интересный и важный вопрос.

    Откуда взялось крепостное право?

    Как в России торговали людьми и при чем здесь СССР

    Крепостное право оформилось в конце XVI века, когда крестьянам окончательно запретили переходить от одно землевладельца к другому. В 1592 году в Княжестве Московском был отменено правило Юрьего дня — в этот день крестьяне имели право переходить к другому помещику. Говорят, именно отсюда пошла поговорка — «вот тебе, бабушка, и Юрьев день». До этой поры крестьяне были относительно свободными и были лишь обязаны отрабатывать барщину либо платить оброк (современный аналог налогов, уплачиваемый процентом от произведенных товаров, собранного урожая и т.д.).

    Дальше было только хуже — с середины XVII века устанавливался неограниченный срок по поиску и поимке беглых крепостных — то есть, помещик имел право вернуть в своё поместье как самого крестьянина, так и всю его семью, включая его потомков. Личное хозяйство крепостных крестьян теперь тоже стало считаться собственностью помещика. При этом в XVII веке всё же ещё не было открытой и массовой торговли крепостными — в одном из уложений говорилось, что «крещёных людей никому продавать не велено».

    Начиная с XVIII веке законы стали изменяться — теперь стало можно свободно торговать крепостными. Фактически, то что начиналось как форма государственного «тягла» для крестьян (обязательные налоги+запрет на переход к другому помещику) начало превращаться в полное лишение крестьян каких-либо гражданских прав — началось настоящее рабство.

    В XVIII и всей первой половине XIX века процветала свободная торговля крепостными крестьянами. Существовали некоторые ограничения, вроде запрета на разделение крестьянской семьи, но и они соблюдались далеко не всегда, крестьянин признавался личной собственностью помещика, и если во время «телесных наказаний» он погибал — то помещик не отвечал перед законом, словно убил курицу или теленка…

    Как жили и работали крепостные.

    Как в России торговали людьми и при чем здесь СССР

    «Крепостной люд» составлял немалую часть населения больших городов Российской Империи. В тридцатых годах XIX века население Петербурга насчитывало 450.000 человек, их которых «барских невольников» было 200.000 — почти половина населения. Крепостных держали в постоянном страхе, согласно предписанию — «они должны были жить тихо, смирно и в постоянном страхе наказания». Во избежание побегов крепостным не выдавались паспорта — то же самое будет сделано по отношению к крестьянам десятилетиями позднее, уже в СССР.

    В городах крепостные рабочие участвовали в крупных стройках — именно они возвели большинство монументальных зданий в Петербурге — который в середине XIX века, кстати, был малоэтажным городком с большинством домов из дерева, а не из камня. На крупных стройках за рабочими надзирали смотрители и десятники — они часто были свободными людьми и иностранцами «из немцев».

    Как и в сталинском СССР, жили крепостные в больших бараках целыми артелями, либо снимали какие-то большие помещения (тоже целой артелью). Одно из общежитий было на Сенной площади — общежитие состояло из больших комнат в несколько окон с русской печью в углу, а вдоль стен возвышались многоярусные нары, на которых спали крепостные — в комнате площадью 30-40 метров могло жить от 40 до 60 человек — мужчины, женщины и дети.

    Питались петербургские крепостные очень плохо — ежедневной едой был простой черный хлеб (который брали с собой на работы), в лучшем случае к хлебу мог быть кусочек масла или луковица. Вечером на русской печке в общежитии готовились какие-нибудь «щи», которые очень отличались от современного варианта этого супа — чаще всего это был просто порубленный на 4 части и отваренный в подсоленной воде кочан капусты.

    Как торговали людьми в Петербурге.

    Как в России торговали людьми и при чем здесь СССР

    Газеты в конце XVIII-XIX веках пестрели объявлениями о «продажных людях». В одном из объявлений помещик распродавал своё «имущество» — «уже всё продано, осталась только дойная корова и мальчик, умеющий чесать волосы». Рядом могло быть такое объявление — «продаётся малый 17 лет и набор мебелей». В другом номере газеты сообщалось — «продаётся девка лет 30-ти и молодая гнедая лошадь». А в номере за 1800 год было такое объявление — «продаётся муж с женою, лет 40-45, доброго поведения, и молодая бурая лошадь». Продавцы, не стесняясь, в красках расписывали свой товар — «девка хороша с лица и дородна», «малый мастеровит и умеет сапожному делу», баба 40 лет, не уступит хорошему кухмистеру в приготовлении кушанья».

    Помимо продаже крестьян по объявлениям, существовали также настоящие невольничьи рынки — их устраивали предприимчивые люди по образу и подобию восточных рынков. Невольничьи рынки располагались в видных и проходных местах российской столицы — например, у Поцелуева моста или на Лиговском канале. Покупатели приходили туда и выбирали «товар», при этом вели себя, как при покупке лошади — обязательным считалось ощупать покупаемого крепостного «на предмет увечий и немощи», а также посмотреть зубы.

    Какова была цена на крепостных? В разные десятилетия стоимость менялась. Дороже всего стоили мастера своего дела, повара и парикмахеры, а дешевле всего — немощные крестьяне, «не могущие работать». В конце XVIII века крепостные стоили по нескольку десятков рублей — в 1782 году была произведена опись имущества капитана Зиновьева, в которую включили и крестьян — «Леонтий Никитин, 40 лет, по оценке 30 рублей. У него жена Мария Степанова, 25 лет, по оценке 10 рублей. Ефим Осипов, 23 лет, по оценке 40 рублей. У него жена Мария Дементьева, 30 лет, по оценке 8 рублей».

    Ближе к концу XIX века цены стали расти, и крепостных продавали уже по нескольку сотен рублей «за душу», особенно высокими цены были в столице.

    Конец крепостничества и «Крымнаш« XIX века.

    Как в России торговали людьми и при чем здесь СССР

    Как ни странно, поводом для отмены крепостного права послужил вовсе не рост какого-то там гуманизма (который был уделом небольшой горстки интеллектуалов, читающих книги и писавших статьи в газеты), а банально из-за нехватки денег — за несколько лет до 1861 года и знаменитой Крестьянской реформы Россия влезла в Крымскую войну, которую унизительно проиграла.

    Царская Россия была довольна, но война привела к полному опустошению российской казны и к практическому разрушению российской финансовой системы. России пришлось прибегнуть к печатанию необеспеченных кредитных билетов, и рубль обесценился в два раза (что-то это мне напоминает). Крепостное право стало невыгодным бременем на теле и так хилой экономики — и его решили отменить.

    Разумеется, крепостным крестьянам никто не рассказал о том, что всё дело в экономике да в Крыме, всё было обставлено как высочайшая царская милость — мол, проснулся утром царь, да решил по доброте душевной отпустить всех на волю. Манифест так и назывался — «О Всемилостивейшем Даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». В переводе с царского на русский это означает, что теперь несвободные крестьяне приравнивались к свободным.

    При этом данная «свобода» не сильно отличалась от прежней несвободы — да, людьми перестали торговать, но теперь они должны были платить помещику оброк за пользование его наделом либо отбывать барщину. В общем, даже «окончательное приобретение Крыма» не сделало бывших крепостных счастливыми…

    Тени прошлого. Вместо эпилога.

    Крепостное право было отменено всего чуть более 150 лет назад, и пришедшие в 1917 году к власти большевики были в 1-2 поколении выходцами из семей крепостных. Хорошо это было или плохо? С одной стороны, люди старались освободиться от векового гнета, который знали по рассказам отцов/дедов, а с другой стороны — сами того не ведая, полностью впитали семейные привычки и уклад бывших крепостных.

    По сути, возведенная в СССР хозяйственная система ничем не отличалась от крепостничества, а местами даже переплевывала его — у людей по-прежнему не было никаких прав, не было реальных профсоюзов по защите их прав, а крестьяне до 1970-х годов даже не имели паспортов — и советский колхоз мало чем отличался от крепостнической общины. Во времена крепостничества считалось, что помещик имеет «высшую власть» над крепостными, в СССР такой властью стало обладать абстрактное «государство», которое рассматривало жителей страны не как свободных граждан, а как своих подданных.

    Что интересно — многие российские публицисты и сейчас ещё считаю крепостное право чем-то хорошим, выдавая перлы вроде «крепостничество являлось органичной и необходимой составляющей российской действительности».

    Такие дела.

    Напишите в комментариях, что вы думаете по этому поводу.

    disclaimer_icon

    Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

    Доброе утро!

    В Петербурге умерла актриса Нина Ургант, ей было 92 года. В остальном так:

    • Минюст России объявил «иностранными агентами» четырех журналистов Idel.Реалии и организацию по защите прав призывников.
    • Прокуратура требует увеличить срок главе карельского “Мемориала” Юрию Дмитриеву – с 13 лет до 15.
    • В Беларуси признаны «экстремистскими» соцсети Радио Свобода.
    • Путин и Байден проведут переговоры по видеосвязи в связи с концентрированием российских войск у границ Украины.

    «Иностранные агенты» и другие неугодные

    • Как всегда по пятницам, Минюст России дополнил реестр «иностранных агентов» – на этот раз в него добавили четырех журналистов Idel.Реалии (это татаро-башкирская служба Радио Свобода) и ассоциацию «Гражданин.Армия.Право», которая занимается защитой прав призывников и военнослужащих. Уже объявленное «иностранным агентом» издание «Первое антикоррупционное СМИ» (ПАСМИ) оштрафовали на 500 тысяч рублей за отсутствие маркировки, а его главреда – на 50 тысяч за то же самое.
    • В Петрозаводском горсуде, где рассматривается апелляция на приговор главе карельского «Мемориала» Юрию Дмитриеву, прокурор попросил на два года увеличить срок, к которому приговорен краевед, с 13 до 15 лет. Защита и коллеги Юрия Дмитриева называют дело сфабрикованным. Ликвидированное сейчас издание “Проект” называло заказчика уголовного преследования Дмитриева – это фээсбэшник Анатолий Серышев, сейчас он работает помощником Путина, а ранее был главой ФСБ Карелии.
    • ФСБ возбудила уголовное дело в отношении Дарьи Полюдовой и еще пяти активистов «Левого сопротивления». Их обвиняют в создании экстремистского сообщества и участии в нем. Сейчас Полюдова отбывает шестилетний срок по обвинению в «оправдании терроризма». До этого ее сажали за “призывы к нарушению территориальной целостности России”.
    • Суд в Кирове взыскал с активиста Михаила Семенова 340 тысяч рублей за работу силовиков на акции в поддержку Навального 31 января (Семенов был признан организатором этой акции).
    • В Ростове-на-Дону прошли обыски у родственников главреда издания “Голос” Игоря Хорошилова. Они связаны с уголовным делом в отношении журналиста-расследователя Сергея Резника, который с 2019 года не живет в России, но продолжает публиковать расследования в своем блоге. Силовики пытаются выяснить, откуда он получает информацию.
    • Журналистка Радио Свобода и ведущая телеграм‑канала “ФемВремя” Карина Меркурьева рассказала об угрозах и публикации своих личных данных в соцсетях. Ранее такие же угрозы поступали другой фем-активистке, Дарье Серенко.
    • Суд в Москве оштрафовал рэпера Элджея на сто тысяч рублей за “пропаганду наркотиков” в интернете.
    • Суд в Москве продлил до 7 марта арест ректору «Шанинки» Сергею Зуеву. Заседание несколько раз прерывали, потому что Зуеву вызывали «скорую», когда у него подскакивало давление. Незадолго до помещения в СИЗО Зуев перенес третью за год операцию на сердце.
    • Неонацисту Тесаку (Максиму Марцинкевичу) посмертно предъявлены обвинения в трех убийствах.
    • Интерпол отказал России в объявлении в розыск чеченского оппозиционного блогера Тумсо Абдурахманова – того самого, которого пытались убить в Швеции по заказу властей Чечни. В России против Абдурахманова возбуждено уголовное дело по статье о публичном призыве к экстремистской деятельности. Вот разговор с ним.

    Новости рунета

    Пользователи МТС, “Ростелекома” и других российских провайдеров сообщили о блокировке сети Tor. Проект GlobalCheck, который занимается мониторингом российской системы интернет-блокировок, пишет, что Tor блокируют с помощью оборудования, предназначенного для изоляции рунета.

    Соцсеть «ВКонтакте» перешла под контроль близкого друга Путина Юрия Ковальчука, а пост гендиректора VK перешел от сына гендиректора ВГТРК Добродеева к сыну первого замглавы администрации президента Кириенко. Зачем Кремлю «ВКонтакте», здесь объясняют экономисты Сергей Алексашенко и Владислав Иноземцев и политолог Мария Снеговая (спойлер: чтобы встроить соцсеть в кремлевскую пропагандистскую машину).

    По данным агентства Bloomberg, дело основателя Group-IB Ильи Сачкова, которого обвиняют в госизмене, связано с передачей США информации о российских хакерах, причастных к взломам перед американскими президентскими выборами 2016 года (речь идет о группировке Fancy Bear, которую связывают с российской военной разведкой). Тем временем в Москве по делу о госизмене арестован некий Кирилл Суслов 1987 года рождения – в чем его обвиняют, неизвестно, потому что материалы дела засекречены.

    Вокруг Украины

    В пятницу выяснилось, что Лавров и Блинкен договорились в Стокгольме о переговорах между Путиным и Байденом: они пройдут по видеосвязи, предположительно, 7 декабря. Политолог Федор Крашенинников говорит, что сам факт проведения такой встречи для Путина уже успех (ему почему-то крайне важно быть «успешным переговорщиком», без которого ни одна проблема в мире не решается – пусть даже он сам эти проблемы и создает). По мнению политологов Андрея Колесникова и Александры Филиппенко, ни к каким реальным результатам эта встреча не приведет, но ее следует приветствовать просто потому, что дальше ухудшать отношения между Россией и США уже некуда. Реальной целью военных маневров Путина у границ Украины все трое считают дестабилизацию обстановки в этой стране. (Например: в пятницу бывший глава офиса Зеленского Андрей Богдан обвинил украинские спецслужбы и «Вовчика» в попытке взлома его телеграма – чем больше будет подобных новостей из Киева, тем лучше для Путина.)

    Джо Байден, со своей стороны, анонсировал инициативы, направленные на поддержку Киева.

    «Медуза» выяснила, кого ФСБ обвиняет в диверсионно-подрывной деятельности в интересах Украины: это 23-летний специалист по кофе из Киева и семья из села Перепельники Тернопольской области – отец, сын и мать, работавшая школьной учительницей.

    В Беларуси

    Минский городской суд приговорил мать пятерых детей Ольгу Золотарь к четырем годам колонии общего режима по обвинению в создании «экстремистских формирований» (имеются в виду дворовые чаты). Золотарь находится в неволе с 18 марта. Кроме того, соцсети белорусской службы Радио Свобода признаны «экстремистскими материалами», а концерты к Международному дню памяти жертв Холокоста, которые должны были пройти в Минске, отменены по жалобе гражданина Ивана Никифорова, в которой тот утверждает, что средства от этих концертов «идут на поддержку оппозиционных организаций (например, гродненский хоспис)».

    Русская служба «Би-би-си» проследила за судьбой белорусов, которых задерживают в России по делам, связанным с протестами: с августа 2020 года было арестовано по меньшей мере 20 человек. Официально Россия экстрадировала только чемпиона мира по кикбоксингу Алексея Кудина (в Минске его заставили извиниться под запись и посадили на 2,5 года), но многих доставляют домой бандитскими способами, а остальных по полгода держат в российских СИЗО.

    Вокруг света

    ОЗХО приняла документ, открывающий дорогу к запрету использования в правоохранительных целях «химикатов в аэрозольной форме, воздействующих на центральную нервную систему». Россия активно этому сопротивлялась: шаги по запрещению таких веществ ОЗХО стала предпринимать после штурма театрального центра на Дубровке, когда газ на основе фентанила стал причиной гибели более ста заложников. Вот подробности.

    Афганские талибы выпустили указ о правах женщин: их нельзя принуждать к замужеству, а также расплачиваться ими за мирную сделку или отдавать в качестве компенсации за прекращение кровной вражды. Это все. О праве на работу и образование там ни слова.

    Хроники пандемии

    По данным оперативного штаба на утро пятницы, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 32 930. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 736 тысяч; официальное число жертв достигло к утру пятницы 278 857 человек (+1217 за сутки). Эти данные сильно расходятся с цифрами Росстата: по подсчетам ведомства, в октябре в России умерли 74 893 пациента с COVID-19, общая смертность в октябре 2021 года выросла на 20,3% по сравнению с октябрем 2020-го, за весь период пандемии от ковида умерли более 460 тысяч россиян.

    Депутатам от «Единой России» раздали методички о том, как спорить с противниками вакцинации. Там много аргументов, в том числе такой: при Сталине вас бы расстреляли, при Хрущеве посадили, а при Брежневе отправили бы в психушку.

    Появились первые свидетельства того, что штамм «омикрон» обходит естественный иммунитет, возникший у переболевших. Сколько еще будет этих мутаций коронавируса, здесь рассказывает генетик Дмитрий Прусс.

    Financial Times утверждает, что главным бенефициаром пандемии стала фармацевтическая компания Pfizer. ВОЗ и бедные страны обвиняют фармгиганта в бесчеловечности и аморальной жажде наживы.

    Ссылки для чтения

    • (Не)польские писатели. К дню рождения Джозефа Конрада – эссе Виктора Лапшина о его жизни и книгах. Или рассказ о виленском кружке филоматов, из которого в начале XIX века родилась – ни много, ни мало – новая польская культура.
    • (Не)советские литературные легенды. Монолог Виктора Голышева о романе Оруэлла «1984», работе над его переводом и переводе вообще. Или история нью-йоркского ресторана “Русский самовар”, основанного бывшим ленинградцем Романом Капланом и ставшего на некоторое время центром эмигрантской культуры.
    • Мировоззренческое. Беседа с американским биологом Ли Аланом Дугаткиным, который, будучи последователем Петра Кропоткина, пытается показать биологическую обоснованность альтруизма и взаимопомощи. Или фрагмент из книги Марка Юргенсмейера ««Ужас Мой пошлю пред тобою»: религиозное насилие в глобальном масштабе» (изд-во «НЛО»), в котором рассказывается о теракте, совершенном Барухом Гольдштейном в Пещере Патриархов, и о его последствиях для евреев и арабов.
    • Архитектура и дизайн. Отрывок из книги Дмитрия Козлова «Клином красным бей белых» (изд-во ЕУ СПб), посвященной исследованию композиции из круга и клина, которая лежит в основе одноименного плаката Лазаря Лисицкого – о том, как круг и клин задавали тон авангардной архитектуре. Или фрагмент из книги Марии Савостьяновой «Дизайн сегодня» (изд-во «Гаража») – о взаимопроникновении локального и глобального контекстов.
    • Музыка. Беседа с композитором Алексеем Сысоевым, автором музыки к спектаклям Кирилла Серебренникова и лауреатом «Золотой маски». Или отрывок из книги американского композитора-экспериментатора Элвина Люсье «Музыка 109» (Jaromir Hladik press) – Люсье умер 1 декабря.
    • Кровь и почва. Рассказ о том, как археологи искали предков таримских мумий между Алтаем и Скандинавией и, похоже, нашли – с помощью генетиков. Или путеводитель по разным типам почв.

    Искренне ваши,
    Семь Сорок

  • Щиплющий гусь как пишется
  • Щербет или шербет как правильно пишется
  • Щетина как пишется правильно
  • Щенячий патруль текст сказка
  • Щенячий патруль сказка на ночь читать для детей