Языковые средства с точки зрения стиля в сочинении

Программа курса по русскому языку индивидуально-групповых занятий для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы основного общего образования разработчик: хафизова гульсесек мунировна

ПРОГРАММА КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(индивидуально-групповых занятий)

для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы

основного общего образования

Разработчик:

Хафизова Гульсесек Мунировна

Учитель русского языка и литературы первой категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа ИГЗ по предмету «Русский язык» для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, авторской программой Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. (Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. — М.: Просвещение, 2012).

Основная цель ИГЗ по русскому языку в 7 классе — преодоление трудностей в изучении отдельных тем по русскому языку, дополнительная работа по основным темам, изучаемым в 7 классе; работа над орфографической, пунктуационной грамотностью; работа по развитию речи учащихся; написание сочинений публицистического стиля. Задачи:

  • ликвидировать пробелы знаний у учащихся,

  • закрепление умений и навыков учащихся и корректировка знаний (образоват елъная)

  • осознанное применение знаний и умений для развития навыков грамотного письма (развивающая)

  • преодоление учащимися неуверенности в себе, воспитание осознанной потребности писать и говорить правильно (воспитательная)

Цель индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 7 классе:

• закрепить круг знаний по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису, орфографии и пунктуации;

• выработать у обучающихся на этой основе прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки;

• обогатить словарный запас и грамматический строй речи обучающихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА учебного предмета

Курс русского языка в 7 классе является естественным продолжением курса русского языка в 5-6 классах. Завершая изучение лексики, словообразования и морфологии, он готовит учащихся к восприятию синтаксиса и пунктуации. Однако известно, что курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности в освоении материала, связанного с темами « Причастие» и «Деепричастие»; нужно учесть, что если темы курса 5-6 класса («существительное», «прилагательное», «глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, то с некоторыми темами 7 класса школьники знакомятся впервые, и их изучение не повторяется в системе последующих классов, поэтому данный курс программы предполагает обращение к попутному повторению изученного с целью отработки умений и навыков.

ОПИСАНИЕ МЕСТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В учебном плане основной школы ИГЗ в 7 классе по русскому языку предоставлены в количестве одного часа в неделю, всего 34 часа.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения русского языка в 7 классе обучающийся должен

знать/понимать

  • определения основных изученных языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

  • основные нормы русского литературного языка;

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в разных сферах общения;

уметь

  • — производить морфологический разбор частей речи, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;

  • — составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

  • — соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (ознакомительно — изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации:

  • по орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами.

  • по пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

  • по связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

  • совершенствования коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства

СОДЕРЖАНИЕ

Синтаксис. Словосочетание и предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор

Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор.     Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Самостоятельные части речи. Служебные части речи Морфологический разбор.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Причастие

Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях. Буквы Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Буквы Е – Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях.

Деепричастие

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.

Наречие

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на –о и –е,  не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы и в наречиях на -о и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.                                                                             

Категория состояния

Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.                                                                           

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги.   Простые   и   составные   предлоги.   Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

Союз

Союз   как   служебная   часть   речи.   Синтаксическая   роль союзов  в  предложении.   Простые   и   составные  союзы.   Союзы   сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные,   разделительные   и   противительные.   Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей

Частица

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Причастие 12 ч

1

Правописание ъ и ь.

2

Склонение причастий

3

Признаки глагола у прилагательного.

4

Правописание суффиксов причастий

5

Понятие причастного оборота

6-7

Знаки препинания при причастном обороте

8

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

9

Одна и две Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

10

Одна и две Н в прилагательном и причастии. Отглагольное прилагательное.

11

Одна и две Н в суффиксах кратких страдательных причастий.

12

Слитное и раздельное написание Не с причастиями.

Деепричастие 6 ч

13

Употребление причастий и причастных оборотов в речи. Нахождение причастий и причастных оборотов в тексте.

14

Признаки глагола и наречия у деепричастия.

15

Правописание частицы «не» с глаголом и деепричастием.

16

Понятие деепричастного оборота.

17

Отличие деепричастий от наречий.

18

Нахождение деепричастий и деепричастных оборотов в тексте.

Наречие 6 ч

19

Слитное и раздельное написание Не с наречиями на о-е

20

Буквы Е-И в приставках Не и Ни отрицательных наречий.

21

Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е

22

Буквы О-А на конце наречий.

23

Дефис между частями слова в наречиях.

24

Отличие наречий от кратких прилагательных

Предлог 4 ч

25

Производный предлог. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

26

Правописание предлогов «навстречу», «ввиду»

27

Правописание предлогов «в продолжение, в течение, вследствие »

28

Правописание производных предлогов.

Союз 2 ч

29

Слитное написание союза тоже

30

Слитное написание союза чтобы

Частица 4 ч

31-32

Отрицательные частицы Не и Ни.

33

Различение частицы Не и приставки Не.

34

Частица Ни, приставка Ни, союз ни-ни

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

Определения основных изученных в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

Уметь:

Раздел «Речь»

  • Чтение. Осмысленно и бегло читать тексты научного стиля, составлять план.

  • Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для научного стиля речи; выделять в тексте художественного произведения описание места и состояния окружающей среды; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений. Воспроизведение текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и состояния природы. Пересказывать учебно- научные тексты, в том числе типа рассуждения-объяснения.

  • Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, состояния природы; составлять рассуждение на дискуссионную тему о поступках людей. Писать краткое сообщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится; давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося; строить устное определение научного понятия.

  • Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы.

Раздел «Язык. Правописание»

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;

  • по лексике: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);

  • по словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3-5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;

  • по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);

  • по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять их написание; правильно писать слова, написание которых подчиняется прави­лам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользовать­ся орфографическим словарем;

  • по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи;

  • пользоваться разными видами лингвистических словарей.

Использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Современный национальный (общенародный) русский язык, как и другие развитые языки мира, имеет две основные функциональные разновидности:

  • литературный язык;
  • живой народный язык.

Вторую разновидность называют также живой разговорной речью. Но этот вариант не совсем удачен, поскольку по форме частично совпадает с термином разговорный стиль, обозначающим один из стилей литературного языка.

Живой народный язык включает в себя диалекты, просторечие и жаргоны.

Литературный язык — это наиболее развитая и сознательно обрабатываемая форма общенародного языка, которая обслуживает важнейшие сферы жизни человека и общества: культуру, науку, политику, искусство, делопроизводство, законодательство, официально-деловое, межнациональное и неофициальное общение. Носителями данного языка его литературная разновидность воспринимается как образцовая.

Зачем нужен литературный язык? Для нормального функционирования всех сфер общественной жизни нужно, чтобы члены данного общества в буквальном смысле говорили на одном языке. Диалекты и жаргоны многочисленны и значительно отличаются друг от друга, особенно в лексическом плане. Просторечие тоже неоднородно, с относительно размытыми нормами. И чтобы плодотворно общаться и организовывать совместную деятельность, люди должны использовать ту форму национального языка, которая понятна всем. Такой общепонятной формой и является литературной язык. Кроме того, у него есть еще одно важное преимущество: по сравнению с другими разновидностями языка он наиболее богат и развит, его средств хватает, чтобы обслуживать разные сферы жизни от бытового общения до искусства и науки. Нет сомнений, что языковых средств просторечия, диалектов и жаргонов достаточно для неофициального повседневного общения. Но попробуйте написать, например, научную статью, используя лишь жаргонные или диалектные слова! Их будет просто недостаточно. Можно попробовать провести такой эксперимент в качестве языковой игры: это будет забавно, но смысл и точность вашего текста сильно пострадают. Ведь все научные термины, а также значительная часть слов с абстрактным значением — принадлежность соответствующего стиля литературного языка.

Признаки литературного языка

1. Нормированность и кодифицированность

Норма литературного языка — это социально обусловленная и общественно осознанная система правил использования языковых единиц, имеющая обязательный характер. Норма основывается на естественных законах и процессах живого языка, но сопровождается сознательной, искусственной их обработкой.

Языковые нормы бывают не только литературными. Для разновидностей живого народного языка также характерны свои нормы. Литературные отличаются от них большей степенью консерватизма, искусственной обработанностью и кодифицированностью. Последнее означает, что литературные нормы закреплены в специальных лингвистических словарях и справочниках.

В развитии литературного языка имеют место как эволюционные процессы и изменчивость, так и строгое следование установленным нормам, консерватизм. Язык меняется, и это естественно. Но обществу удобна гибкая стабильность литературных норм, относительно медленное их изменение. Если бы литературный язык менялся быстро, его носителям пришлось бы часто переучиваться, а это создавало бы дополнительные трудности. Кроме того, стабильность языка поддерживает длительную языковую связь поколений, позволяя нам в целом легко понимать тексты, созданные даже полтора-два века назад.

Русский литературный язык — продукт длительного исторического развития. Он складывался и совершенствовался в течение веков. Современный период его существования обычно отсчитывают с первой трети XIX века, с творчества А. С. Пушкина (подробнее об этом мы расскажем отдельно).

2. Наличие письменности

Большинство исследователей считает, что литературный язык не может существовать без письменности. Ее наличие значительно помогает выработке, поддержанию и сохранению языковых норм, а также — в процессе исторического развития — формированию определенных типов текстов и стилей для разных сфер деятельности человека. Русский литературный язык (как и многие другие литературные языки) в первую очередь обслуживает письменную культуру, в меньшей степени — устную.

3. Многофункциональность и стилевое разнообразие

Этот признак непосредственно связан с тем, что литературный язык используется практически во всех сферах жизни общества (см. начало статьи). Для удовлетворения их потребностей созданы функциональные разновидности, стили литературного языка, со своими особенностями лексики, словообразования, синтаксиса и т. д. Эти особенности обусловлены спецификой коммуникации в разных общественных сферах. Функциональные стили делятся на две большие группы:

  • стили книжной речи (научный, официально-деловой, публицистический, художественный);
  • стили устной речи (разговорный, ораторский).

Книжная и разговорная сферы литературного языка связаны тесной соотнесенностью и взаимодействием.

4. Наддиалектность, объединяющий характер

Как уже говорилось, литературный язык играет объединяющую роль и должен быть понятен всем носителям данного национального языка. Достигается это обособлением литературного языка от диалектов. С одной стороны, литературный язык в своем развитии постепенно отказывается от узкорегиональных черт одного диалекта (даже если и сложился исторически на основе данного говора). С другой — он объединяет в себе черты разных диалектов.

Отмежеванию литературного языка от говоров способствует и его функциональная дифференциация, в диалектах отсутствующая.

Диалектной базой современного русского литературного языка стал московский говор. Он является среднерусским, сочетающим в себе черты двух основных русских наречий — северного и южного.

Объединяющий характер литературного языка проявляется не только в территориальном, но и в социальном плане. В отличие от жаргонов, литературный язык тяготеет к внесоциальности. Владение им (во всяком случае, на современном этапе) означает принадлежность человека не к какой-либо социальной общности, а к определенной культурной традиции.

Литературный язык и язык художественной литературы

Выше было упомянуто, что основоположником современного русского литературного языка является А. С. Пушкин. Но, хотя эта языковая разновидность и «шлифовалась» во многом в текстах талантливых поэтов и писателей, не стоит отождествлять литературный язык (даже его художественный стиль) и язык художественной литературы. Они совпадают лишь частично, так как в художественных текстах может использоваться не только литературный, но и живой народный язык во всех его разновидностях: жаргонной, просторечной, диалектной.

.

Литература:

Лаптева О. А. Теория современного русского литературного языка. — М., 2003.

Успенский Б. А. История русского литературного языка (XI–XVII вв.). — М., 2002.

Князев С. В., Пожарицкая С. К. Современный русский литературный язык: Фонетика, орфоэпия, графика, орфография. — М., 2011.

Ковалевская Е. Г. История русского литературного языка. — М., 1992.

Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990.

.

Иллюстрация: Н. П. Ульянов «Пушкин за рабочим столом» (1936-1937).

Государственное    казённое    специальное     (коррекционное) образовательное    учреждение  Ленинградской   области   для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  «Кировская   специальная   (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат».

Ленинградская область, г. Кировск

СТАТЬЯ

«ПОДГОТОВКА К ГВЭ-2014 ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VII ВИДА»

( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ)

Автор статьи:

Матвеева Наталья Михайловна,  

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

м.т.  +7 (960) 268-91-37

сентябрь 2014 года

Проанализировав содержание документа «Методическое письмо о проведении в 2013-2014 учебном году государственного выпускного экзамена (письменная форма) по математике и русскому языку для выпускников, освоивших  образовательные  программы  основного общего  образования » с   разъясненным в нём  Порядком  проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного  общего  образования (Приказ  Министерства образования  и науки   Российской   Федерации  от  25. 12. 2013 г.  №  1394),  я,  будучи учителем-практиком,  пришла  к  выводу  о  том,  что  Государственный выпускной экзамен (ГВЭ-9) за  2013-2014 учебный год, предлагаемый в школах, где учатся ребята с ограниченными возможностями (по здоровью),  -это модель итоговой аттестации, сохраняющая преемственность как с традиционными, так  и  с  новыми  формами  экзамена по русскому языку для выпускников, освоивших  образовательные  программы основного общего образования. Как  было  показано в положениях «Методического письма», одна из особенностей ГВЭ-9(2014) – предоставление возможности ученику самостоятельно выбрать форму экзаменационной работы по русскому языку (сочинения или изложения с творческим заданием). При этом, согласно рекомендациям  данного  документа, сделать  такой  выбор  предлагалось экзаменующемуся непосредственно во время проведения  данного  экзамена (после того, как  он  ознакомится с темами сочинений и материалом для работы над изложением).

Во время проведения  такого экзамена (п. 34 и п. 37 Порядка) учитывалась индивидуальная (по здоровью) возможность экзаменующихся в выполнении предлагаемых заданий. Поэтому весь экзаменационный пакет (материалы для проведения экзамена), на мой взгляд, давал ученику право сделать добровольный, осознанный выбор своего «экзаменационного маршрута», что является  показателем дифференцированного подхода к возможностям учащихся при сдаче данного обязательного экзамена по русскому языку.

Так   девятиклассникам на выбор предлагались четыре темы сочинения                                      (три свободных и одна литературная) и также изложение с творческим заданием.  Свобода выбора формы творческой работы (выбрать сочинение или же изложение с последующим ответом на проблемный вопрос по тексту изложения) и осознанность этого выбора позволяли экзаменующемуся, исходя из знаний предмета, добровольно, без вмешательства эксперта,  принять это важное решение, от которого будет зависеть количество полученных за работу баллов, а в последующем  — аттестационная  отметка  по русскому языку.  Девятиклассники готовились к предстоящему экзамену задолго до того, как в школу  поступил документ «Методическое письмо» о Государственном выпускном экзамене 2014 года. Необходима была разносторонняя кропотливая  работа педагога по подготовке ребят к  такой нелёгкой работе — обязательному экзамену по русскому языку (ГВЭ-2014).  К этому будущему испытанию (Выпускной экзамен) учащиеся  начали серьёзно готовиться  ещё с 8-го класса,    выполняя творческие работы разной формы на уроках  развития речи по русскому языку и по литературе.  Моя задача  как учителя, используя  для подготовки к экзамену сформированные у моих учеников при изучении предмета «Русский язык» компетенции, подвести   девятиклассников к выбору на экзамене формы творческой работы.

Так, при раскрытии философской и этико-нравственной направленности  первых трёх свободных тем, предлагаемых выпускникам на экзамене (как пояснялось в «Методическом письме»), работа проводилась над развитием      у девятиклассников умения писать сочинение – рассуждение, в котором необходимо было отразить подобранные в качестве подтверждения  актуальности проблемы,  показанной в задании-цитате, аргументы с опорой как на содержание изученного ранее художественного произведения, так и с опорой на жизненный опыт самого ученика.   

«…  в экзаменационном пакете  темы сочинений, сформулированные в форме цитаты, представляющей собой высказывание одного из представителей отечественной культуры, нацеливают на свободное рассуждение,   которое может включать как аргументы, подтверждающие справедливость суждения, так и контраргументы, доказывающие право на существование иной точки зрения», — такое пояснение о написании экзаменационного сочинения содержалось в положениях «Методического письма».

Следуя  рекомендациям этого документа, я отрабатывала с учениками умение  раскрывать  каждую  из  предлагаемых на  выбор трёх свободных тем  сочинения — рассуждения в порядке нарастающей сложности. Для приведения в единую логическую цепочку  рассуждения  по заданной в сочинении теме мной использовались приёмы анализа, сравнения, синтеза обобщения. Важно было научить девятиклассника находить необходимое доказательство, то есть аргументировать свою позицию по раскрытию предложенной темы с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.), уметь доказывать, давать объяснение – комментарий, обосновывая верность суждения  при раскрытии проблемы.

Первоначально с обучающимися проводилась устная работа над структурным анализом одного из текстов, который впоследствии мог стать опорой для приведения в сочинении аргументов в раскрытии выбранной темы. Как пример рассуждения о нравственных качествах человека, я предлагала учащимся некоторые тексты из сборника Д.С. Лихачёва            «Письма о добром». Каждое «Письмо» публициста – это размышление на нравственно-этическую тему. Аналитическая работа с текстом (беседа по содержанию текста, словарная работа над ключевыми словами, над их лексическим значением, выявление идеи «Письма», зачитывание цитат из  него для доказательства своей точки зрения) позволяла ученику сделать вывод в целом о нравственном поведении человека в обществе, его моральных качествах и жизненных принципах. Учитывая индивидуальные особенности ребят, обучающихся в коррекционной школе (механическое запоминание, нарушение последовательности действий, кратковременная память), я продумывала такие виды работы, которые эффективно помогали бы  в выполнении  достаточно сложной для учеников коррекционной школы задачи написать сочинение – рассуждение на заданную тему или поставленный в задании проблемный вопрос. Именно исследовательская  работа над предложенным мной для  анализа текстом на нравственно-этическую тему, в которую входил структурный анализ текста с элементами филологического анализа, с комментарием понимания того, как  в тексте показано раскрытие идейно-нравственной проблемы, помогала ученикам   конкретизировать примеры и запоминать их  для   использования в дальнейшем при написании  сочинения в качестве доказательства суждения. Так, из разбираемого (сначала устно)  «Письма» из сборника Лихачёва Д.С. ребята использовали описание публицистом примеров нравственных поступков человека в качестве аргументов, запоминали  их, комментировали и записывали такой комментарий в виде заметок   к  будущему   сочинению.  Такая работа повторялась  на анализе нескольких текстов (и на публицистических, и на художественных). В дальнейшем такие  заметки – примеры, собранные учениками, необходимы были в качестве опоры для приведения доказательства при рассуждении над  выявленной проблемой по теме сочинения. Повторяемость такой практической работы по нахождению аргументов и их комментария позволяла формировать у учащихся   умения использовать запомнившиеся аргументы в  раскрытии темы сочинения и доказательства справедливости  суждения.                                                                                                               Дальнейшее усложнение работы над сочинением – составление  письменного ответа на поставленный по теме проблемный вопрос. Учащимся давалось задание написать сочинение — рассуждение, используя в качестве аргумента либо небольшой комментарий по раскрытию авторской идеи одного из текстов сборника Д.С.Лихачёва  (записанные предварительно заметки по анализу текста), либо проанализированные с точки зрения нравственности  поступки героев изученных по школьной программе  литературных произведений. В таком сочинении ученик мог в качестве аргумента также привести пример из своего жизненного опыта  (личные размышления на тему, впечатления от произошедшего с автором сочинения, описание увиденного, связанного с темой  и т.д.).  При  написании  такой  объёмной (не менее 300 слов) творческой работы учащиеся должны были  создавать текст в соответствии с заданной темой; логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения — рассуждения; подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное высказывание;  сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения; последовательно выстраивать композицию своего рассуждения в сочинении с размышлением над проблемой,  её комментарием, с объяснением своей личностной оценки нравственного поведения человека в обществе (из жизненного опыта) или примеры поведения литературных героев из прочитанных художественных произведений, приводимых учениками в своих сочинениях необходимых для доказательства суждений   аргументов.

В качестве « скорой помощи»    ученикам предлагалось  воспользоваться  памяткой «Как писать сочинение-рассуждение», с приведённым  алгоритмом   композиционного построения сочинения-рассуждения и с набором слов-клише, необходимых для употребления их в той или иной части сочинения. Такая работа, проводимая в классе под руководством педагога и во многом «по образцу», придавала девятиклассникам   уверенность в выполнении в   последующем на экзамене творческого задания.

Но более сложная работа по подготовке к экзамену  учеников коррекционной школы  (VII вида) заключалась, на мой взгляд, в подготовке ребят к написанию экзаменационной работы в форме сочинения на литературную тему. Девятиклассник, готовясь к экзамену, должен  уметь анализировать литературные  произведения разных жанров: малое эпическое произведение, лирическое произведение. Анализ стихотворения  —  один  из  самых сложных вопросов школьного литературоведения, требующих основательного подхода и системности. Поэтому работа над анализом стихотворения включена в программу по предмету « Литература»  уже с 5-го класса.

Так, для развития умений   аналитической работы над стихотворением мной были составлены « Памятки» анализа стихотворения по возрастным группам  (для 5-7 классов и для 8-9 классов),  которые помогали учащимся  проводить исследование стихотворного текста как в устной форме, так и в письменной. В «Памятке» для учащихся 5-7-х классов, был дан порядок анализа стихотворения, в основном, предусматривающий устный вид работы по сгруппированным в определённом порядке вопросам.

  1. О чём это стихотворение? Перескажи сюжет, нарисуй словесную картину, показанную в стихотворении.  
  2. Своеобразие лирики автора. Восприятие его читателем.
  3. Название стихотворения. Адресат посвящения.
  4. Композиционное построение стихотворения (строфы, размер, художественные средства, внутренний мир лирического героя, лирический   сюжет).
  5. Чем заканчивается это лирическое произведение? Каков лирический конфликт? Как проявляется мастерство автора  в стихотворении? Чему воспитывается читатель при восприятии   этого стихотворения?)

Круг вопросов в зависимости  от прохождения и углубления материала расширялся и усложнялся.

В «Памятке» для учащихся 8-9 классов показан порядок анализа стихотворения, предусматривающий письменный анализ – сочинение.

К восьмому классу, пользуясь   «Памяткой»  при анализе стихотворения,    ученики  имели представление о  порядке и требованиях к исследованию поэтического текста и   пробовали писать сочинение — анализ лирического произведения.

Учащиеся девятого класса писали полноценное  сочинение, давая анализ стихотворения в единстве формы и содержания. При этом  обучающие должны были показать своё восприятие, истолкование и оценку исследуемого стихотворного текста. Зная о том, что анализ лирического произведения потребует от пишущего умения отбирать и систематизировать необходимый материал, а также оперировать литературоведческими понятиями и терминами, я составила «Памятку — алгоритм» для написания сочинения в определённом композиционном построении, которое состоит из трёх блоков:

I.Выходные данные произведения (история создания, сведения о литературной ситуации, восприятие, ассоциации).

II.Истолкование содержания стихотворения (тема, идея, композиция, роль художественных средств, черты лирического героя, ритм, размер, рифма, особенности языка, особенности интонации).

III. Оценка стихотворения. Основной вывод (мнения критиков, собственная точка зрения).

В такую « подсказку» я вписала и примеры определения размера стиха с показом деления на стопы и   ударения в них, и  сведения о  средствах  связи в тексте, и объяснение употребления средств художественной изобразительности (тропы и фигуры).  

Аналитическая работа по исследованию лирического произведения с использованием предложенного алгоритма проводилась на уроках изучения   лирики русских поэтов. Ребята, исследуя  стихотворный текст, учились писать сочинение — анализ как на уроках по развитию речи, так и в качестве  домашней работы (домашнее сочинение – анализ).

При изучении эпических произведений художественной литературы  на  итоговых уроках по теме ученикам предлагалась следующая работа: написание развёрнутого ответа (творческой работы) на поставленный в теме проблемный вопрос по изученному произведению. В таком сочинении ученик должен был отразить  глубину размышления над выявленной проблемой, прокомментировать своё видение авторской позиции по проблеме произведения, а также дать   личностную оценку действиям литературного героя, его судьбе. Для ученика коррекционной школы творческие работы, в которых нужно показать не только объём размышления по проблеме, но и личностную оценку, являются наиболее сложными, требующими многократности написания, зачастую – по образцу. В качестве образца мной  предлагались  фразы — клише, которые помогали учащимся  сформулировать  авторскую  позицию,  для  показа её  в  сочинении    (автор обеспокоен, встревожен…; автор с горечью, с глубокой сердечной болью говорит о том, что…; автор прямо показывает своё отношение к герою, называя его…; автор не выражает чётко своё отношение к происходящему с героем текста… и т.д.).  Не у всех  учеников получалось сразу написать такую работу, даже с помощью фраз-клише и «Памяток».  Поэтому на партах некоторых учеников лежали образцы написания значимых частей сочинения (так можно написать Вступление сочинения; так можно написать Заключение сочинения).

Важной составляющей  по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку   является работа по формированию навыков написания подробного изложения и применении приёмов  компрессии  подробно записанного текста. В течение нескольких лет (с 5-го  по  9-й классы) учащиеся работают на уроках развития речи с этой формой творческого задания.   Выпускники   на конец обучения  в 9-ом классе должны уметь писать подробное изложение с голоса чтеца и применять приёмы сжатия текста. Сжатое изложение требует от ученика навыков отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста, то есть применения для компрессии текста нескольких  приёмов (исключение, обобщение, упрощение). Излагая текст сжато, выпускники при этом проявляют коммуникативные способности, связанные с умением перерабатывать информацию: исключать подробности и обобщать однородные явления, сохраняя при этом основные микротемы. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля.  Допускается соавторский текст, не искажается при этом идейное содержание сжатого текста.

Так при работе  над компрессией текста на уроках использовалась адаптивная технология  (подбирались оптимальные условия обучения каждого: работа в группе, в парах), когда каждая группа получала задание применить в данной части (микротеме) текста тот или иной приём сжатия. Затем уже сжатый текст собирался воедино, анализировались идеи полученных микротем текста, сопоставлялся объём исходного текста и полученный объём сжатого текста, выявлялись неточности, ошибки в компрессии текста. Учащиеся записывали полученный сжатый текст, на полях помечали приёмы сжатия, используемые в каждой части текста. Таким образом, ученик достигал необходимого уровня использования приёмов  компрессии заданного текста, используя один или несколько приёмов сжатия.

Творческая работа к изложению, согласно « Методическому письму», в этом году  была усложнена не только объёмом (не менее 200 слов), но и структурой написания  сочинения – рассуждения на поставленный по тексту изложения проблемный вопрос. Поэтому большое внимание первоначально уделялось развитию умения учащихся определять проблему текста, которую автор раскрывает перед читателем. Девятиклассники, устно работая над предложенным для анализа текстом, давали структурный анализ (определение темы, идеи, типа речи, стиля речи, микротем в тексте), учились при этом  выявлять проблему в тексте (легче было это сделать на примере текста публицистического стиля, труднее — на примере текста стиля художественной литературы). Для такой аналитической работы я брала тексты известных публицистов, предлагаемые ФИПИ  в   сборниках по подготовке к   « ГИА – 2013 »  и   «  ГИА – 2014 » (по Д.С.Лихачёву « Время меняет людей», « Грубость в языке…», « Мы часто говорим друг другу…»; по С.Л.Львову «Человек совершил проступок…» и др.), на примерах которых при анализе учащимися выявлялись проблемы, поставленные   перед читателем каждым из публицистов данных статей, определялась авторская позиция, подбирались примеры в качестве аргументов из жизни самих учеников или из произведений художественной литературы. Так девятиклассники, работая устно, готовились к написанию сочинения — рассуждения по тексту публицистического стиля речи. Практическая работа по написанию сжатого изложения и творческой работы к нему проводилась   и по тексту  стиля художественной литературы (на примере отрывка из рассказа В.П.Аксёнова «Липкие булочки»). Учащиеся написали подробное изложение (с голоса чтеца), сжали текст, применив приёмы компрессии. Отвечая на поставленный по тексту изложения вопрос «Почему герой рассказа стал отстаивать свой завтрак?», учащиеся написали сочинение — рассуждение, раскрывая при этом проблему воспитания подростков в военное время, комментируя авторскую позицию и  своё отношение по выявленной проблеме, а также привели один из аргументов (из художественной литературы или из личного жизненного опыта), сочинение закончили написанием вывода – заключения. Для написания такого сочинения  учащимся предоставлялась   возможность сначала исследовать текст, вернувшись к записанному подробно изложению, на предмет проблематики, показывая основную проблему текста в форме   вопроса по одной из главных проблем (такую проблему ставит перед читателями автор текста, заставляя задуматься над…). Учащиеся использовали «Памятку — план  композиционного построения сочинения», в которой отражены следующие пункты:  

1) вступление-тезис в виде записанного проблемного вопроса (проблема — это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления);

2) комментарий автором поставленной проблемы (чтобы привлечь внимание читателя к данной проблеме, писатель приводит ситуацию…);

(комментарий — это рассуждения автора текста, а также  пишущего сочинение по поводу выделенной проблемы);

3) авторская позиция по проблеме текста ( автор с волнением рассказывает читателю…); (позиция автора — это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет);

4)личный комментарий автора сочинения о позиции автора по выявленной проблеме (автор справедливо осуждает…); (свою позицию пишущий сочинение выражает согласием или несогласием с авторской точкой зрения);

5) аргумент и комментарий к нему (так и в моей жизни произошёл подобный случай…); (это доказательство своей точки зрения в справедливости обсуждаемой в сочинении проблемы, для этого можно,    рассуждая, привести  пример  из художественной литературы или из жизненного опыта);

6) вывод-заключение (итак, рассуждая о проблеме …, мне хочется сказать…); (заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной перед читателями автором исходного текста).  

Пользуясь  такой «Памяткой», учащиеся сначала написали общее для всех сочинение — образец, создавая и  комментируя  вслух каждую часть этой творческой работы. Так было записано образцовое сочинение — рассуждение, в котором прослеживалась последовательно, логично выстроенная композиционная линия рассуждения.  Учащиеся  при написании работы  использовали фразы – клише  (так и в моей жизни произошло…; чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, автор показывает…; таким образом, можно сделать вывод…). Девятиклассники обучались умению создавать текст публицистического стиля речи, показывая и проблематику текста изложения, и позицию автора, давая при этом личностную оценку описанию происходящего в тексте, и заканчивая своё рассуждение выводом по проанализированной в сочинении проблеме. Многократное написание такой объёмной работы (изложение с творческим заданием) готовит девятиклассников к выбору и такой формы экзаменационной работы по русскому языку.   

В помощь учащимся мною был собран  справочный материал по подготовке к ГВЭ-9 в специальной папке,  которая называется                     «Сборник справочных материалов»,   в котором   объединён весь необходимый при подготовке к обязательному экзамену по русскому языку комплект  деловых бумаг:  «Памятки», «Клише», «Объяснения использования приёмов сжатия текста», «Образцы работ», «Характеристики стилей речи», «Применение  функциональных характеристик языковых средств выразительности», « Алгоритм выполнения работы над ошибками», «Виды грамматических разборов», «Схемы всех видов разборов», «Классификация ошибок в сочинении и  в изложении».  Такой  « Сборник» с необходимыми на уроках русского языка и литературы материалами во время проведения практических заданий есть на парте каждого ученика,  это хорошее  подспорье в проведении  уроков-практикумов и уроков по развитию речи.

Современный ученик, готовясь к выпускному экзамену и имея запас необходимых образовательных компетенций, в большей степени творчески освобождён от навязанных когда-то догм строгого и беспрекословного выполнения того или иного вида работы на итоговой аттестации по окончании школы.  У экзаменующегося раскрепощено мышление,   проявляется его личность при осознанном (с учётом объёма собственных компетенций) выборе той или иной формы творческой работы. Ученик коррекционной школы  с ограниченными  возможностями (по здоровью), благодаря многократному написанию в классе творческих работ в разных формах,  не будет  на экзамене  испытывать  психологический  дискомфорт,   проявит  уверенность и осознанность при выборе формы сочинения, уже отработанной   на практических уроках  русского языка, и сможет выполнить выбранное экзаменационное  творческое задание.

Приобретённые практические навыки, активизация творческих способностей  учеников – путь обучения, который в конечном итоге  и ведёт к развитию культуры письменной речи. Основная цель учебного предмета «Русский язык», используя практическую работу по развитию речи на уроках,- научить  в  литературном слове  передавать свои мысли, чувства, настроение, сопереживание, ощущения, впечатления, то есть проявлять личностные качества. В этом и состоит большая роль комплекса творческих работ, предлагаемых на итоговой аттестации. Роль учителя   словесника  и состоит в том, чтобы подготовить обучающихся к написанию различных форм творческих работ, учитывая при этом индивидуальные особенности, подбирая необходимые для обучения педагогические технологии, позволяющие ученику уверенно чувствовать себя на Государственном экзамене.

24 ноября мировые оперные звезды меццо-сопрано Элина Гаранча и сопрано Хибла Герзмава выступят с программой дуэтов в Большом зале Московской консерватории, а в пятницу, 26-го, уже в «Мариинском 2». Недавно Элина Гаранча стала лауреатом национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Из России с любовью». Певица выступит и с сольным концертом вместе с пианистом Малкольмом Мартино в Большом зале Петербургской филармонии с программой музыки от Шумана до Рахманинова и де Фальи. Накануне Элина Гаранча рассказала «РГ» о благородстве манер старой вокальной школы, дружбе с русскими певцами и мечте выступить в одном из российских театров.

Элина, не успела оперная жизнь в Европе вернуться к прежнему расписанию, как в Австрии и Германии снова объявили локдаун…

Элина Гаранча: Да, оперные театры в Австрии закрылись до середины декабря. Но есть такие формы искусства, которые смогут пережить любые эпидемии и пандемии. Классическая музыка будет жить всегда — просто бывают лучшие периоды для искусства, а бывают худшие.

Вы приготовили большие программы для концертов в Москве и Санкт-Петербурге…

Элина Гаранча: Я очень жду наших концертов с Хиблой, превосходной певицей и человеком. Она принадлежит к поколению, которое несет искусство честно, с открытым сердцем, без погони за славой и лайками в «Инстаграме». Мне кажется, она любит оперу и классическую музыку так же, как я ее слышу и понимаю. И хотя многие считают оперу чем-то старомодным, для меня это все очень живо, важно и искренне.

Вы не раз выступали с русскими певцами. Находите в них что-то особенное?

Элина Гаранча: Да, я выступала и с Анной Нетребко, и с Ильдаром Абдразаковым, с которым у нас многолетняя дружба. Он впервые выступал в Латвии в 1998 году, мне даже страшно произносить эту дату. Ильдар вырос на старой русской школе Елены Образцовой и Ирины Архиповой. Благородство, которое несут они с Хиблой, мне очень дорого. Когда мы встречаемся вместе и поем, выясняется, что прошедшие годы, при всех переменах в личной жизни и карьере, нас не изменили: мы остались такими же, какими были, когда только встретились. Несем, если хотите, старомодную манеру оперного пения. Кто-то же должен нести благородство оперы и классической музыки на своих плечах. Мы — рыцари старомодного, очень классического оперного мира.

Кто-то же должен нести благородство оперы и классической музыки на своих плечах. Мы — рыцари старомодного оперного мира

На одном из ваших сольных альбомов есть арии Марины Мнишек из «Бориса Годунова» и Иоанны из «Орлеанской девы» Чайковского — опер, которые идут на сцене Мариинского и Большого театров. Вам не предлагали выступить в спектаклях этих театров?

Языковые средства с точки зрения стиля в сочинении

Мировая оперная звезда Элина Гаранча мечтает выступить на российской оперной сцене. Фото: elinagaranca.com

Элина Гаранча: Пока нет, но мне это было бы очень интересно. Очень хотелось бы познакомиться с буднями русского оперного театра, поработать с коллегами, режиссерами, посмотреть, как организован процесс. В вашей огромной стране рождается так много прекраснейших певцов, особенно меццо-сопрано. Вероятно, секрет успеха в дисциплине, которой не найти в других театрах. Мне бы вообще хотелось выступить не только в Мариинском и Большом, но и в любом другом российском оперном театре. Пока, увы, русский репертуар ограничивался у меня только несколькими ариями в концертных программах. Таких меццо-сопрановых партий, как Ольга или Полина, еще не было в моем репертуаре.

В эксклюзивной программе вашего петербургского концерт — вокальная лирика от Шумана до Рахманинова. Насколько важно для оперного певца камерное исполнительство?

Элина Гаранча: Я впервые выступлю с камерной программой в России. Камерно-вокальная музыка всегда была неотъемлемой частью моей творческой жизни. Я выросла на этом репертуаре, поскольку мама была камерной певицей. Помню, как она пела вокальный цикл «Любовь и жизнь женщины» Шумана, когда мне было 4-5 лет. Оперному солисту необходим камерный репертуар. Эта музыка для меня как океан, который может быть и спокойным, и бурным, и страшным. Этот репертуар безграничен с точки зрения эпох, языков, стилей. В мою программу вошли очень дорогие для меня сочинения. Де Фалью я тоже помню с детства. Рахманинов писал не для меццо-сопрано, но совершенно превосходную музыку. И я все же чувствую, что его романсы нуждаются в красках меццо-сопрано, чтобы обрести нужную глубину, широту и передать большую русскую душу.

Вы когда-нибудь задумывались, за что публика так обожает оперных звезд — даже готова иногда превозносить их до небес?

Элина Гаранча: Об этом лучше спросить у самих обожателей. За что? Надеюсь, за нашу искренность, честность, достоинство и осанку. За то, что бесконечно стараемся улучшать свою технику. Я каждый раз стараюсь знакомить свою публику с новым интересным репертуаром. На мой взгляд, каждый из слушателей ищет какое-то отражение своего внутреннего мира на сцене. Очень надеюсь, что смогу еще долго быть достойной такой их любви и признания.

Справка «РГ»

Элина Гаранча, латышская меццо-сопрано. Kammersängerin (этот почетный титул для выдающихся певиц не принято переводить) Венской государственной оперы. Первым педагогом Элины была ее мама, известная певица Анита Гаранча. Училась в Латвийской музыкальной академии, затем в Вене и США. Финалистка конкурса BBC Cardiff Singer of the World. С 2005 года — у нее эксклюзивный контракт на Deutsche Grammophon. Элина — четырежды лауреат премии Echo Klassik в номинации «Певица года». В репертуаре камерно-вокальная музыка XVIII-XX вв., партии в операх Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти, Массне, Бизе, Сен-Санса, Берлиоза, Верди.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Новый тренировочный вариант №25367023 в форме ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс для подготовки, данный вариант составлен по новой демоверсии ФИПИ экзамена ЕГЭ 2022 года, к тренировочным заданиям прилагаются решения и правильные ответы.

Скачать вариант

Скачать ответы

Решу ЕГЭ 2022 по русскому языку тренировочный вариант №25367023

Ответы для заданий ЕГЭ 2022

В соцсетях и за их пределами общение с помощью мемов давно стало привычным, ведь они лаконичны и не без доли иронии способны передать всю палитру эмоций. Однако история мемов началась задолго до появления смартфонов и интернета. Во-первых, у мема греческие корни: в языке Аристотеля мем означал «подобие». […], по мнению преданных своему делу мемологов, отправной точкой в истории мема стала книга «Эгоистичный ген» английского ученого Ричарда Докинза. Тогда, во второй половине прошлого века, мем сменил свою научную прописку и перекочевал из области зоологии, где обозначал способность объекта к копированию самого себя, в социокультурный дискурс.

С точки зрения лингвистики мемы можно назвать фразеологизмами или речевыми клише. Они выступают для носителя языка готовыми формулами, которыми он пользуется так же непринужденно, как копипастом. Исторически в нас заложено стремление к ясному и краткому выражению мыслей: по своей природе мы крайне ленивы и потому стараемся свести усилия к минимуму.

Но именно благодаря лени, которую мы предпочитаем называть бережливостью, появляются короткие готовые модели и устойчивые сочетания. А мемы— это лишь новая форма, продиктованная эрой интернета и информационных технологий. Интернет-мемы— зеркало современной жизни.

Они отражают реалии, в которых мы существуем, и становятся свидетельствами исторических процессов, а это значит, что их вполне по праву можно назвать памятниками культуры наравне с берестяными грамотами и летописями. Меняется только формат. «Мемы уже стали определенным маркером культуры современности с ее клиповым мышлением, желанием получить информацию быстро и без особых усилий понять изображенное или написанное»,— комментирует искусствовед Сергей Винокуров.

Задание 1 № 38813 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  • 1) Для текста научного стиля характерно обилие научной терминологии, масса речевых клише, минимум экспрессивно-эмоциональной лексики.
  • 2) Своеобразно проявляется в языке науки категория лица: значение лица обычно является ослабленным, неопределенным, обобщенным. В научной речи не принято употреблять местоимение 1-го лица единственного числа «я». Его заменяют местоимением «мы» (авторское мы). Принято считать, что употребление местоимения «мы» создает атмосферу авторской скромности и объективности: «Исторически в нас заложено стремление к ясному и краткому выражению мыслей: по своей природе мы крайне ленивы и потому стараемся свести усилия к минимуму».
  • 3) Для текста характерна неподготовленная диалогическая речь в условиях свободного общения ее участников.
  • 4) Типичным для текста данного стиля является употребление именного сказуемого, что способствует созданию именного характера текста (Интернет-мемы— зеркало современной жизни.).
  • 5) Для научных текстов характерно выяснение причинно-следственных отношений между явлениями, поэтому в них преобладают сложные предложения с различными типами союзов.

Ответ: 1245

Задание 2 № 38814 Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в четвертом предложении текста. Запишите это слово.

Ответ: во-вторых

Задание 3 № 38815 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. МОДЕЛЬ

  • 1) Образец, тип, образцовый экземпляр чего-либо. Модель товара. Модель платья. Автомобиль новой модели. Составьте текст по предложенной модели.
  • 2) Натурщик, натурщица, какой-нибудь предмет, служащий материалом для художественного воспроизведения, изображения. Нужна модель для демонстрации женской одежды.
  • 3) Геометрический чертеж, схема для пояснения какого-нибудь физического явления или процесса (научн.). Модель строения атома.
  • 4) Воспроизведенный, обычно в уменьшенном виде, образец какого-нибудь сооружения (тех.). Модель машины.

Ответ: 1

Задание 4 № 495 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. звонИшь принЯвший начАв (петь) пОняв прожИв

Ответ: поняв

Задание 5 № 1446 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Участнику деловой или туристической поездки в США для оформления визы необходимо ПРЕДСТАВИТЬ пакет соответствующих документов. Дефицит кальция в организме помогут ПОПОЛНИТЬ прежде всего такие продукты, как молоко, творог, сыр. Участие в командных играх и других интересных спортивных мероприятиях дарит нам ЖИВИТЕЛЬНЫЙ заряд бодрости. При раскатывании теста необходимо периодически СТРЯХИВАТЬ лишнюю муку со скалки.

Ответ: восполнить

Задание 6 № 13661 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Площадь исследования, поиска достаточно обширна, а потому некоторые варианты могут быть приведены, но на практике не всегда использоваться в том значении, которое дано в словаре.

Ответ: поиска

Задание 7 № 1029 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. на ТРИСТА ПЯТЬДЕСЯТ седьмой странице эта работа БОЛЕЕ ЛУЧШЕ несколько МАНДАРИНОВ хорошие ДОКТОРА СМОТРЯ вперёд

Ответ: более хорошая

Задание 9 № 34120 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 1) промахнуться, ворсистый (плед), роптать 2) развеваться (на ветру), занимательный, стелить 3) эстетический, оправдание, усложнить (жизнь) 4) напряжение, выжегший, равнинный 5) уплотнять (снег), укоротить (рукава), (на) плаву

Ответ: 13

Задание 10 № 36111 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) пр..дания (старины), пр..терпеть (лишения), пр..поднёс 2) воз..меть, под..грать, дез..нформация 3) ра..дуть (пламя), ..брошенный (с балкона), бе..жалостный 4) с..язвить, об..езженный, воб..ю (гвоздь) 5) поз..вчера, р..списные (вазы), н..право

Ответ: 15

Задание 11 № 14646 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) отрасл..вой, мах..нький 2) раскра..вай, опрометч..вый 3) оранж..вый, син..ватый 4) остр..нький, крас..вый 5) ткан..вый, лист..к

Ответ: 23

Задание 12 № 18183 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 1) (куры) кудахч..т, слыш..щий 2) замысл..вший, надломл..нный 3) тревож..вшийся, (он) наточ..т (ножницы) 4) (они) топч..т (траву), блещ..щий (умом) 5) обожа..мый, муч..мый (угрызениями совести)

Ответ: 34

Задание 13 № 1044 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Кругом стоит удивительная, ничем (не)нарушаемая тишина. Во влажном воздухе витал (не)повторимый запах приближающейся весны. Ни один восход (не)бывает похож на другой. (Не)дождавшись брата, я ушел. (Не)знающий меры будет горевать и в богатстве.

Ответ: неповторимый

Задание 14 № 6275 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Все миряне заметили, что праздник — БУДТО(БЫ) и не праздник, что всё ЧЕГО(ТО) недостаёт. Теперь если что мягкое попадётся, то буду КАК (НИБУДЬ) жевать, а твёрдое — НИ(ЗА)ЧТО не откушу. Он видел её (В)СКОЛЬЗЬ ещё один раз, и после этого воевода ковенский скоро уехал, и вместо прекрасной черноглазой полячки выглядывало из окон КАКОЕ (ТО) толстое лицо. Эпиграммы сыпались (НА)СЧЁТ её мужа, который один во всём Париже (НИ)ЧЕГО не знал и не подозревал. (ОТ)ТОГО, какие аргументы представит на слушаниях адвокат, зависит решение суда (ПО)ЭТОМУ делу.

Ответ: насчёт ничего

Задание 15 № 1495 Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. В моей комнате есть железная кровать с никелирова(1)ыми шишечками, стари(2)ая тумбочка, на ней глиня(3)ый кувшин с цветами, на стене тка(4)ый коврик ― по морю-окияну плывут лебеди, на берегу стоит Бова Королевич.

Ответ: 34

Задание 16 № 1163 Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Только слышится завывание ветра в снастях да тихий гул моря. 2) Все эти звуки были странно красивы грустны и казались началом чудесной сказки. 3) Фёдору постоянно мерещились огни то справа то слева. 4) В движениях Анны не чувствовалось волнения или страха. 5) В гостиной слышался мерный звук старинных часов и чей-то невыразительный шёпот.

Ответ: 32

Задание 17 № 1617 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.

Ответ: 1234

Задание 18 № 1200 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). С одной стороны (1) безмолвствовали горы, с другой стороны (2) шумело море. С одной стороны (3) автомобили полезны, а с другой стороны (4) всем известен тот вред, который они наносят окружающей среде.

Ответ: 34

Задание 19 № 3163 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Именно (1) в Ташкенте (2) от которого (3) остался на всю жизнь незабытый ужас холода (4) мы провели трудные годы эвакуации.

Ответ: 24

Задание 20 № 823 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

Ответ: 134

Задание 21 № 14212 Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

  • 1) Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени.
  • 2) Два ряда тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею.
  • 3) Я перелез через изгородь и пошёл по ней, скользя по еловым иглам.
  • 4) Было тихо и темно, только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался в сетях паука.
  • 5) Направо, в старом фруктовом саду, нехотя пела иволга, должно быть, тоже старая.
  • 6) Передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня.
  • 7) На ней горел крест.

Ответ: 23

Задание 22 № 2578 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.

  • 1) По мнению рассказчика, англичане пренебрежительно относятся к старине.
  • 2) Англичане сохранили дом Шекспира в память о великом мастере пера.
  • 3) Церковь в Филях—единственная из оставшихся старинных зданий в Москве.
  • 4) Нельзя сказать, что современные люди родную старину совсем не берегут.
  • 5) Крестьянские избы могут быть памятниками старины.

Ответ: 45

Задание 26 № 2588 Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Публицистические произведения Л. A. Жуховицкого обращены к вечным проблемам, которые не теряют своей злободневности со временем. Автор ведёт беседу с читателем на равных, не поучая его, но стремясь аргументировать свою позицию, пытаясь убедить читателя посредством яркой, эмоционально насыщенной речи. Этому способствуют такие лексические средства выразительности, как (А) («нынче» в предложении21, «дошло» в предложении 32), а также синтаксические средства, например (Б) (предложения 3, 33). В тексте использованы яркие тропы, в первую очередь: (В) «следы времени» (предложение 3), «островками застройки» (предложение 18). Встречается и такой стилистический приём, как (Г) (предложения 32, 33).

Ответ: 4327

Задание 27 № 9158 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему.

Другие тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку 11 класс:

23.09.2021 РЯ2110101 РЯ2110102 русский язык 11 класс ЕГЭ 2022 статград ответы и задания

Тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку задания с ответами

  • Яичко русская народная сказка 3 класс
  • Язык переводчик сердца сочинение
  • Язык это история народа сочинение эссе
  • Язык рассказа урок русского языка
  • Язык что одежда сочинение 9 класс рассуждение