Языковые особенности социально бытовых сказок

Сказки о животных волшебные сказки социально-бытовые сказки тематика и проблематика сказки о животных вводят человека в круг первых жизненно важных

Сказки
о животных

Волшебные
сказки

Социально-бытовые
сказки

Тематика
и проблематика

Сказки о
животных вводят человека в круг первых жизненно важных представлений,
объясняют сущность многих явлений, знакомят с характерами и взаимоотношениями
людей.

Исходя
из этого, изучение сказок о животных является существенным элементом познания
генезиса человеческого общества, представлений человека об окружающем мире и
о нем самом.

Некоторая
жесткость, и, даже жестокость, может быть оправдана целью, преследуемой
создателями сказки: наставление, назидание подрастающего поколения. И чем
конкретнее выражено наставление в данном случае, тем сильнее воспитательное
воздействие.

Социально-бытовые
сказки отличаются острой идейной направленностью. Это сказывается, прежде
всего, в том, что сюжеты имеют в основе две важных общественных темы:
социальную несправедливость и социальное наказание. Первая тема реализуется в
сюжетах, где барин, купец или поп обирают и угнетают крестьянина, унижают его
личность. В сказках речь идет о барщине, о бедности крестьян. Вторая тема
реализуется в сюжетах, где умный и сообразительный мужик находит средство
наказать своих угнетателей за вековое бесправие, выставляет их в смешном виде.

Главные
герои

В
сказках часто фигурируют представители дикой фауны. Это обитатели лесов,
полей, степей: лиса, медведь, волк, дикий кабан, заяц, еж, лягушка, мышь.
Разнообразно представлены птицы: ворон, воробей, цапля, журавль, дятел, сова.
Встречаются насекомые: муха, комар, пчела, муравей, паук. По мере
исторического развития стали возникать сказки и о прирученных домашних
животных и птицах. Славян повседневно окружали и сделались персонажами их
сказок вол, лошадь, баран, собака, кот, петух, утка, гусь. В сказки вошел и
сам человек как равноправный участник событий.

Герой
волшебной сказки нередко приобретает чудесных помощников (волка, коня, змею,
собаку, добывает себе или королю невесту, причём обычно должен узнать её
среди многих других девушек, как в чешской сказке «Златовласка».

Иван-дурак

Богатырь

Чудо-невеста

Баба Яга

Кощей

Змей
Горыныч

Силы
природы

Жар-птица

Благодарные
животные

Герой
бытовой сказки — это не богатырь, а обычный человек, например, солдат,
крестьянин или кузнец. Он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных
дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и
ловкости. Также нередко в качестве основного мотива выступает любовная тема —
венчание, свадьба или жизнь после замужества.

Особенности
композиции

Сказки о
животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования,
представляющих собой более или менее ожидаемый или неожидаемый конец,
известным образом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой
явления психологического порядка. Композиция русских сказок о животных также
отличается простотой и прозрачностью. Нередко они являются одноэпизодными
(«Лиса и журавль», «Журавль и цапля» и др.). В этом случае для них характерна
гиперболизация основных свойств и черт персонажа, определяющая необычность,
фантастичность их поступков. Однако гораздо чаще встречаются сказки с
сюжетами, основанными на последовательном сцеплении однотемных сюжетных
звеньев-мотивов. События в них связываются аналогичными по характеру
действиями сквозных персонажей: так, в сказке «Лиса и волк» существует три
сюжетных мотива — «Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у проруби», «Битый
небитого везет». Многоэпизодность, как правило, не осложняет композиции,
поскольку речь обычно идет об однотипных действиях персонажей, совершаемых в
разных сюжетных ситуациях.

Прежде
всего, в волшебных сказках своеобразно соединяется реальное и фантастическое.
Начало сказок, как правило, не содержит в себе ничего необычного.

Действие
волшебных сказок происходит в неопределённом месте и в неопределённое время:
давным-давно или когда-то, в неведомом царстве, в тридесятом государстве.
Героям приходится спускаться в подземное и подводное царства, проходить через
медное, серебряное и золотое царства.

Для
волшебных сказок характерна сюжетность с развитой цепью приключений, острой
конфликтностью невероятными происшествиями. Для них свойственны определённого
рода сюжетные мотивы: неожиданные встречи с чудовищами и колдунами.

Композиция
волшебных сказок значительно сложнее, нежели композиция сказок о животных и
социально-бытовых. Их сюжеты строятся на цепи приключений, преодолении героем
препятствий, решении трудных задач, сражении с чудовищами, в чём ему помогают
чудесные помощники — змейка, рыбка, волк, конь. Есть у героя и волшебная палка,
избивающая по его просьбе врагов, шапка-неведимка, скрывающая его в опасный
момент. Когда он убегает от преследователей, то бросает гребешок — и позади
него вырастает лес, бросает полотенце — и за ним появляется река. Помогает
героям и живая вода, которая воскрешает героя или его невесту.

Для
развития действия в волшебных сказках характерна троичность эпизодов: три
раза бьётся герой с трёхглавым змеем; три раза бьётся герой с трёхглавым
змеем; три раза сторожат братья сад от Жар-птицы.

В центре
сюжета, как правило, один эпизод, действие развивается быстро, без
замедлений. Развит комизм. Распространены диалоги, изложение от лица
условного рассказчика выполняет пояснительную роль. Темой бытовых сказок
может быть социальная несправедливость, либо высмеивание пороков. Бытовые
сказки отличаются острой идейной направленностью.

Популярен
сюжет о том, как мужик одурачил барина. Барин в таких сказках показан как
глупый, не знающий жизни человек, жадный, жестокий. Мужик умнее его, честнее.
Существует другой вариант сюжета – барин попадает в другую жизненную среду,
например, сказка о том, как барыня во сне переносится в избу сапожника, и
получает хороший урок.

Сказочные
формулы, постоянные места

Началу
сказок свойственна конструкция «жили-были старик и старуха» (разные
варианты). Соответственно этому в сказках о животных находим: «жили-были кум
с кумой — волк с лисой», «жили-были волк да лисичка», «жили-были лиса да
заяц». Сюжет некоторых из них имеет небольшую экспозицию. Так, например,
сказка «Волк и коза» начинается такой экспозицией: «Жила-была коза, сделала
себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму;
как только уйдет, козлятки запрут за нею избушку, а сами никуда не выходят.
Воротится коза, постучится в дверь и запоет: «Козлятушки, детушки!
Отопритеся, отворитеся!..» И козлятки отпирают дверь». Приведенная экспозиция
характеризует обстановку, предшествующую развитию действия, дает некоторую
мотивировку определенному сюжету. Однако уже в ней содержится сказочность,
она рисует весьма удивительную картину: коза и ее детки обладают
человеческими качествами. Большинство же сказок о животных не имеют никакой
экспозиции, а сразу начинаются с завязки. Например, сказка «Звери в яме»
начинается такой завязкой: «Шла свинья в Питер богу молиться. Попадается ей
волк навстречу: «Свинья, свинья, куда идешь?» — «В Питер, богу молиться». —
«Возьми и меня». — «Пойдем, куманек!». Главное назначение приведенных зачинов
— удивить слушателя необычной ситуацией, приковать его внимание к
невероятному и необычному.

«Баба
яга, костяная нога»

«Это
присказка, сказка будет впереди!»

«Стань
передо мной, как лист перед травой!»

«На тех
пирах я бывал, мёд-пиво пивал, сколько ни пил — только усы обмочил»

«Чую,
русским духом пахнет!»

«Повернись,
избушка, к лесу задом, ко мне передом!» «Избушка, избушка: встань к лесу
задом, ко мне передом!»

«Скоро
сказка сказывается, да не скоро дело делается»

«За
тридевять земель, в тридесятом государстве»

«Сказка
не вся, а наставить нельзя, а если бы рюмочку винца — рассказала бы до
конца!»

«Жили-были…»

«Жил
старик со старухой»

Языковые
особенности

Повторяющиеся
эпизоды, диалоги часто рифмованы и ритмизированы, сопровождаются песенками
(например, песенки Колобка). Коза, а затем и Волк в сказке «Волк и козлята»
разными голосами распевают:

Козлятушки,
ребятушки!

Отопритеся,
отворитеся.

Язык
волшебной сказки приближен к разговорной речи, в ней используются, как и во
всех фольклорных произведениях, постоянные эпитеты (море синее, лес
дремучий), тавтологические сочетания (диво-дивное, чудо-чудное), сросшиеся
синонимы (путь-дороженька, грусть-тоска). Текст сказки насыщен пословицами,
поговорками, загадками.

Много
иронии и юмора.

Идея
и воспитательная ценность

В
сказках о животных все черты, характерные для людей, их реакция и
определенные поступки представлены на примере животных. Они выступают как
основные символы человеческого характера, его пороков, недостатков, глупости
и жадности. Они так же показывают примеры доброты и заботы, которые в раннем
возрасте должны быть восприняты детьми как эталоны поведения в зрелом
возрасте.

Именно к
волшебной сказке чаще всего обращаются те, кто ищет в обычных детских сказках
следы древних знаний, бережно хранимых и передаваемых из уст в уста нашими
далекими предками. Даже в сказках которых дошли до нас от предков, несложно
найти простые общечеловеческие ценности – что добрым быть лучше, чем злым,
щедрым – чем жадным, трудолюбивым – чем ленивым. Что зло и обман в конце
концов бывают наказаны, а доброта, отвага и честность – вознаграждены. Может
быть, многие из этих ценностей кто-то сочтет устаревшими для нашего мира. Но
как же сложно и грустно жить в мире обмана и зла. И тут сказки дают нам
путеводную нить, лучик света, ведущий к надежде, что это – не навсегда, время
трудностей пройдет, зло будет наказано.

Бытовые
сказки рассказывались и рассказываются детям для того, чтобы указать им
правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что
такое бытовая сказка, если не поучение и наставление будущим поколениям? Она
учит нас самому доброму и хорошему, ведь добро всегда побеждает зло, люди,
готовые помочь, не пропадают в беде, а наши богатыри всегда готовы защитить
свою родину. Бытовые сказки обычно несут в себе идею о том, что надо быть
трудолюбивым и умелым. Таким людям удается все. А неумелых и ленивых в этих
сказках обычно высмеивают, и они остаются ни с чем. Так, в бытовых сказках с
негативом относятся к господам и попам. Они обычно представляются жадными и
ленивыми, а эти качества всегда неприятны людям. Более того, можно говорить о
том, что в бытовых сказках ярко заметно социальное неравенство героев. Причем
у людей низших сословий гораздо больше благородства и доброты, чем у более
богатых. Роль бытовой сказки в том, чтобы обличать ложь и показывать именно
социальные трудности и проблемы, существующие в обществе.

Примеры
произведений

Как лиса шила волку шубу

Лиса и тетерев

Лиса и журавль

Кочет и курица

Кот, петух и лиса

Кот и лиса

Лиса и рак

Звери в яме

За лапоток – курочку, за курочку – гусочку

Лиса заяц и петух

Волк и коза

Волк – дурень

Лисичка-Сестричка и волк.

Мужик, медведь и лиса

Лиса – исповедница

Лиса – повитуха

Кот и лиса

Мышь и воробей

Напуганные волки

Козлятки и волк

О Ваське – Муське

Рукавичка

Петух и бобок

Петух и курица

Петушок

Коза

Коза Тарата

Напуганные медведь и волки

Старик и волк

Волк-дурень

Посулёно

Журавль и цапля

Бык, баран, гусь, петух и волк

Про старушку и бычка

Теремок

Теремок (2-ой вариант)

Лисица-девица и Котофей Иванович

Лиса и кувшин

Ворона

Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове

Козьма Скоробогатый

Арысь-поле
Безногий и безрукий богатыри
Береза и три сокола
Белая уточка
Ванюшка и царевна
Вещий сон
Волшебное кольцо
Горе
Жар-птица и Василиса-царевна
Заколдованная королевна
Звериное молоко
Золотой башмачок
Иван-царевич и белый полянин
Клад
Колобок
Конь, скатерть и рожок
Лихо одноглазое
Мудрая дева
Мудрая девица и семь разбойников
Мудрые ответы
Несмеяна-царевна
Ночные пляски
Окаменелое царство
Перышко Финиста ясна сокола
Петух и жерновцы
По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре
Притворная болезнь
Птичий язык
Разбойники
Сестрица Аленушка, братец Иванушка
Сивко-Бурко
Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке
Хитрая наука
Хрустальная гора
Царь-девица
Царевна-лягушка
Царевна-змея
Царевна, разрешающая загадки
Чудесные лапоточки
Леший
Лутонюшка
Кикимора
Сказка о медведе костоломе и об Иване, купецком сыне
Сказание о храбром витязе Укроме-Табунщике
Крошечка-Хаврошечка
Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо
Золотой петушок
Мальчик-с-пальчик
Маша и медведь
Про Иванушку-дурачка
Снегурушка и лиса
Пузырь, соломинка и лапоть
Баба-Яга и жихарь
Гуси-лебеди
Иван крестьянский сын и мужичок сам с пёрст, усы на
семь вёрст

Медведко, Усыня, Горыня и Дугиня богатыри
Семь Симеонов
Шабарша
Солдат избавляет царевну
Кощей Бессмертный
Марья Моревна
Емеля-дурак
Чудесный ящик
Царь-медведь
Чудесная рубашка
Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что
Мудрая жена

Ямщик и купец

Щука с хреном

Шесть братьев — все Агафоны

Шемякин суд

Шел солдат домой

Что на базар везешь?

Что дальше слышно

Чистота, благодать и красота

Чего на свете не бывает

Царь, старик и бояре

Царь Иван и лапотник

Худая жена

Хорошо, да худо

Хлыст и Подлыгало

Фомка — шут

Фома и Ерема

Фома Беренников

Федул и Меланья

Умный работник

Удалой батрак

У одной бабы был муж глухой

У мужика в сенях висел кусок сала

Три калача и одна баранка

Топанье и ляганье

Тини-тини, потягивай…

Суд

Стоит река — вся из молока, берега — из
киселя

Старухина молитва

Сосватанные дети

Солдатская школа

Солдатская шинель

Солдатская загадка

Солдат-сказочник

Министерство
образования и науки Российской Федерации

Федеральное
государственное автономное образовательное учреждение

высшего
профессионального образования

«Дальневосточный
федеральный университет»

Гимназия
ДВФУ

ИССЛЕДОВАНИЕ

Тема:
Особенности языка бытовых сказок

(ТЕЗИСЫ)

Выполнила:

                                                          ученица
3 класса «А»

                                                          Беляева
Анастасия

Руководитель:

                                                          учитель
русского языка и литературы

                                                          Постернацкая
Ирина Вячеславовна

Открытая
научно-практическая лингвистическая конференция

«ЯЗЫК.
КУЛЬТУРА. КОММУНИКАЦИЯ:

 язык
как объект научного изучения »

Владивосток
— 2020

Введение

Известно,
что бытовая сказка представляет собой просто кладезь знаний, ведь в первую
очередь она содержит описание народного быта, откуда и пошло ее название.
Мы знаем, что герой бытовой сказки — это не богатырь, а обычный человек,
он не совершает ратных подвигов и не имеет волшебных дарований, однако
преодолевает все трудности с помощью своей смекалки и ловкости. Кроме того,
бытовые сказки рассказывались и рассказываются детям для того, чтобы указать им
правильное направление в жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что
такое бытовая сказка, если не поучение и наставление будущим поколениям?
Она учит нас самому доброму и хорошему, в бытовых сказках добро всегда
побеждает зло. Поэтому, мы считаем, что изучение и знание бытовых сказок в
современном мире является чрезвычайно актуальным.

Предмет
исследования: бытовые сказки

Цели
исследования:


изучить особенности языка бытовых сказок


доказать значимость бытовых сказок в жизни современного человека


обосновать необходимость знания бытовых сказок в современном обществе

Задачи:


изучить историю происхождения бытовых сказок;


понять что такое «бытовая сказка» и в чём её отличие от других сказок;


узнать виды бытовых сказок;


изучить тематику и дать общую характеристику сюжетному составу бытовых сказок;


выявить особенности языка бытовых сказок, проанализировав данные литературных
источников;


провести анкетирование среди учеников 3 классов на тему «Знание бытовых сказок»
и выяснить уровень их осведомлённости по этой теме;


сделать выводы об особенностях языка в бытовых сказках и о важности их
изучения.

Методы
исследования

Эмпирические:

— опрос-анкетирование.

Теоретические:


изучение источников литературы по данной теме;


наблюдение, сравнение, описание, анализ полученных данных;


обобщение результатов.

Тезисы

1. История происхождения бытовых сказок.

Ранние
бытовые сказки возникли, по мнению исследователей, с формированием семьи и
семейного быта, во время разложения родового строя.  Затем, с возникновением
классового общества и обострением общественных противоречий, отмечают появление
более поздних социальных бытовых сказок.

2. Что такое «бытовая сказка»?

Согласно данным изученной литературы,
к бытовым сказкам относят такие, в которых описывается жизнь и быт народа.
Однако надо отметить, что в таких сказках обычное описание встречается редко.
Чаще всего оно дополняется различными юмористическими и сатирическими
описаниями. Например, высмеиваются какие-либо качества того или иного класса
общества или сословия.

3. Виды бытовых сказок.

Среди бытовых сказок литературоведы
выделяют следующие виды:

социально-бытовые;

— сатирико-бытовые

4. Тематика и общая
характеристика сюжетного состава бытовых сказок.

В бытовых сказках действие происходит
в повседневной жизни, в обычном городе или деревне. Описывается быт того
времени, особенности и привычки. Героями выступают бедняки и купцы, супруги,
солдаты, слуги и господа. Основой сюжета служат обычные жизненные ситуации и
конфликты, решать которые героям приходится с помощью мастерства, смекалки и
даже хитрости.

5. Особенности
языка бытовых сказок.

В ходе проведённого исследования
выявлено, что для бытовых сказок характерны краткость изложения, простая речь,
широкое использование диалога, обилие глаголов, пословиц, поговорок, загадок,
фразеологизмов, устаревших слов. Кроме того, имеет место гипербола.

Нами проведено исследование на тему
«Знание бытовых сказок» среди учеников 3 классов нашей гимназии. В
анкетировании участвовало 53 человека. По результатам опроса можно сделать
следующий вывод. Почти все ученики знают бытовые сказки, понимают в чём их отличие
от других сказок, но при этом, не все могут правильно назвать особенности языка
бытовых сказок.

Заключение

Выявленные в ходе проведённого
исследования особенности языка бытовых сказок доказывают их значимость и
диктуют необходимость  изучения данных сказок в современном обществе.

Список
использованной литературы

1.  Аникин В.П., «Русская народная
сказка», М.:Художественная литература, 1984.

2. Афанасьев
А.Н. Народные русские сказки. – Ростов-на-Дону, 1996.

3. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский
детский фольклор: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ФЛИНТА: Наука,
2002.

4. Померанцева Э.В., Русские сказочники – М.: «Просвещение», 1976.

5. Пропп В. Я. Морфология сказки. Л.:
Academia, 1928.

6. Юдин Ю. И. Дурак, шут, вор и чёрт
(Исторические корни бытовой сказки). — М.: Лабиринт, 2006. — 336 с. (Разыскания
в области филологии, истории и традиционной культуры) ISBN 5-87604-148-31. 

7. Интернет –
ресурсы.

                               
Пояснительная записка

Данная программа является адаптированной
программой для обучения учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья английскому языку на
основе линии УМК «Английский язык»
авторов  О. В. Афанасьевой, И.В.Михеевой.

Изучение английского
языка в начальной школе направлено на

развитие
иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, в
соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для данного
этапа обучения:
речевой (коммуникативные
умения в четырех основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование,
чтение, письмо))
, языковой (новые языковые средства
(фонетические, орфографические, лексические, грамматические))
,
социокультурной
(приобщение учащихся к культуре, традициям
и реалиям англоговорящих стран, формирование умения представлять свою страну,
ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения)
, компенсаторной
(развитие умений выходить из положения в условиях дефицита
языковых средств при получении и передаче информации)
, учебно-познавательной (дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений;
ознакомление учащихся с доступными способами и приемами самостоятельного
изучения языков и культур)
.

Применительно
к
обучению иностранному языку детей с ограниченными возможностями в начальной
школе, адаптированная программа нацелена на подготовку учащегося  к реальному
общению на иностранном языке в социально-бытовых ситуациях на базовом уровне.

В
связи с этим реализация программы предполагает решение следующих
задач:

1.       
Создание условий для овладения элементарными лингвистическими
представлениями и формирования словарного запаса, в соответствии с отобранными
темами и сферами общения с учетом речевых возможностей и потребностей учащегося
с ОВЗ.

2.       
Обеспечение
коммуникативно-психологической адаптации учащегося с ОВЗ к новому языковому
миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании
иностранного языка как средства общения.

3.       
Формирование у учащегося с ОВЗ знаний и умений, способствующих
социальной адаптации, за счёт проигрывания на иностранном языке различных ролей
в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения.

4.Развитие
внимания, мышления, памяти.

5.Формирование общеучебных
умений.
Развитие
у
учащегося с ОВЗ  познавательных способностей, универсальных
способов деятельности и ключевых компенсаций.

Изначально данная программа
предназначена для обучения школьников в российских общеобразовательных
учреждениях и школах с углублённым изучением английского языка. Адаптированная
к условиям инклюзивного образования рабочая программа
предназначена для
того, чтобы:

·       предоставить возможности учащимся
с ОВЗ развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных
образовательных способностей и интересов;

·       реализовать цели и задачи
образования учащихся с ОВЗ, независимо от состояния здоровья, наличия физических
недостатков;

·      
предоставить
возможность социализации в процессе изучения иностранного языка.

Адаптация
программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные
сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучаются
таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные
признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд
сведений о языке познается школьниками в результате практической деятельности.

Программа нацелена на реализацию
личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного,  социокультурного,  деятельностного
подхода к обучению иностранным языкам (в том числе английскому).
В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной
коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности младших
школьников — учащихся с ОВЗ осуществлять иноязычное общения и добиваться
взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание
школьников средствами учебного предмета.

Особенности обучения учащихся с ОВЗ

Работа
с детьми с ОВЗ опирается на принципы коррекционно-развивающего обучения:

1.
Принцип —
динамичности восприятия. Реализация на
уроке этого принципа: задания по степени нарастающей трудности (от простого к
сложному); включение заданий, предполагающих использование различных
доминантных анализаторов:  слухового, зрительного анализаторов через использование
наглядности, опорных таблиц и схем, использование раздаточного материала (касса
букв, касса цифр, мелкие картинки для запоминания лексики, магнитные буквы и
цифры для индивидуальной или парной работы у доски), изготовление приглашений,
поздравлений с краткими надписями на иностранном языке.

2.
Принцип продуктивной обработки информации. Реализация этого принципа на уроке:
задания, предполагающие самостоятельную обработку информации и языковую
догадку, дозированная поэтапная помощь; перенос показанного способа обработки
информации на своё индивидуальное задание (работа по аналогии, по образцу). 

З.
Развитие и коррекция высших психических функций. Реализация на уроке: включение
в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти,
аудирования, навыков чтения  и говорения.

4.
Принцип мотивации к учению. Реализация на уроке: четко сформулированные
задания, уверенность в возможности использования подсказки;  включение в урок
материалов сегодняшней жизни; задания — с условиями, приближенными к
действительности; использование межпредметной связи.

Программа
учитывает общие рекомендации для проведения уроков иностранного языка:


создание благоприятного психологического климата (комфорта) на уроке;


предупреждение утомляемости (паузы, смена видов работы, считалки);


частая повторяемость учебного материала: учитель
®
класс
® ученик


обязательное использование наглядности на уроке.

Формы контроля включают
в себя:

1.       
Текущий/ периодический/ промежуточный/ итоговый.

2.       
Индивидуальный. Преобладающей формой внешнего текущего
контроля знаний, умений и навыков учащегося с ОВЗ является
 индивидуальный контроль для выяснения индивидуальных знаний,
способностей и возможностей отдельных учащихся. При этом всегда планируется:
когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

3.       
Взаимоконтроль/ контроль
учителя/ самоконтроль. Взаимоконтроль
ориентирован на воспитание толерантности, организации взаимопомощи
и поддержки. Самоконтроль
 направлен на обучение приемам анализа, формирование
критического отношения учащихся с ОВЗ к результатам своей работы,
требовательности к себе, воспитания веры в свои способности.

4.       
Устный/ письменный

Виды  контроля: письменные самостоятельные работы (словарный диктант,
контрольные работы, лексико-грамматические тесты),устное высказывание по теме
(диалогическое, монологическое), контроль техники чтения, контроль аудирования.

Планируемые результаты освоения
программы: личностные, метапредметные и предметные результаты.

Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования устанавливает требования к результатам
обучающихся, освоивших программу 2-4 классов на трёх уровнях – личностном,
метапредметном и предметном.

Личностные результаты освоения основной
образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1)  формирование основ российской гражданской
идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование
ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических
и демократических ценностных ориентаций;

2)  формирование целостного,
социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)  формирование уважительного отношения к иному
мнению, истории и культуре других народов;

4)  овладение начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5)  принятие и освоение социальной роли обучающегося,
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6)  развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;

7)  формирование эстетических потребностей, ценностей
и чувств;

8)   развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;

9)  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;

10)          формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной
образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1)  овладение способностью принимать и сохранять цели
и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)  освоение способов решения проблем творческого и
поискового характера;

3)  формирование умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)  формирование умения понимать причины успеха/
неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;

5)  освоение начальных форм познавательной и
личностной рефлексии;

6)  использование знаково-символических средств
представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;

7)  активное использование речевых средств и средств
информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач;

8)   использование различных способов поиска (в
справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умении вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и
анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;

9)  овладение навыками смыслового чтения текстов
различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты
в устной и письменной формах;

10)          овладение логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;

11)          готовность слушать собеседника и вести
диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;

12)          определение общей цели и путей ее
достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13)          готовность конструктивно разрешать
конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14)          овладение начальными сведениями о
сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
(природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета;

15)          овладение базовыми предметными и
межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами;

16)          умение работать в материальной и
информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными
моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения содержания учебного
предмета «Английский язык»  формируются на основе следующих требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования:

1)  приобретение начальных навыков общения в устной и
письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых
возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

2)  освоение начальных лингвистических представлений,
необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на
иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

3)  сформированность дружелюбного отношения и
толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих
сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами
детской художественной литературы.

 В соответствии с Примерной программой по иностранному
языку, разработанной в рамках нового стандарта, предметные результаты
дифференцируются по 5 сферам: коммуникативной, познавательной,
ценностно-ориентационной, эстетической и трудовой.

II. Содержание учебного предмета

Речевая компетенция

1. Предметное содержание устной и письменной речи 2
класс

Предметное содержание устной речи полностью включает темы,
предусмотренные стандартом по иностранным языкам:

1)  Давайте познакомимся.

2)  Семья.

3)  Мир моих увлечений (любимые игрушки, мы любим
играть).

4)  Кем ты хочешь быть?

5)  Спорт.

6)  Мир вокруг меня.

7)  Мы читаем сказки (персонажи популярных сказок, сюжеты
популярных английских сказок).

8)   Повседневная жизнь (я и мои друзья, мой рабочий
день).

                             
III.Тематическое
распределение часов во 2 классе.

Темы

Количество
часов

Авторская
программа

Рабочая
программа

34

68

1.

Давайте
познакомимся.

1

1

2.

Семья.

1

1

3.

Мир моих
увлечений:


Любимые игрушки

— Мы
любим играть

4

2

2

8

4

4

4.

Кем ты
хочешь быть?

4

9

5.

Спорт

8

15

6.

Мир
вокруг меня

                
3

6

7.

Мы
читаем сказки:


Персонажи популярных сказок

— Сюжеты
популярных английских сказок

8

4

4

15

7

8

8.

Повседневная
жизнь:

— Я и
мои друзья

— Мой
рабочий день.

5

3

2

17

9

8

Сказки — неотъемлемый инструмент, с помощью которого можно развивать не только воображение и творческое мышление, но и навыки общения. Это универсальный метод в копилке любого воспитателя и родителя, начиная развитие речи, сказки нельзя заменить ничем другим.

Каждая сказка адресована читателю и несет для него определенное наставление. Будь то сказания народных авторов или произведения Г. Христиан Андерсена и К. Чуковского — все они стремятся научить ребенка социально приемлемому поведению, помогают сформировать условную грань между добром и злом. По своему содержанию они очень познавательны, описаны простым языком и служат для детей ориентиром в разных жизненных ситуациях.

Языковые средства изобразительности и выразительности в сказках

Чтобы сказки были интересны детям и имели живой язык повествования, авторы используют различные средства выразительности. На протяжении столетий их выработалось большое количество. Сказка создается благодаря единству всех поэтических средств: эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений и др. Главные герои приобретают необходимые автору черты благодаря эпитетам: лиса становится хитрой, поросята неряшливыми.

К сведению! С помощью олицетворения автор наделяет неодушевленные предметы человеческими признаками, чтобы детское воображение могло отождествить себя с главным героем и сопереживать ему.

Особенности русской народной сказки

Русские народные сказки написаны ярким, выразительным языком. Они не только расширяют словарный запас, но и помогают ребенку правильно строить диалоги, развивают связную речь. В народном фольклоре много образных выражений, фразеологизмов. Народные сказки — это своего рода пособие для усвоения норм русского языка.

Русские народные сказки делятся на три группы:

  • о животных, где звери ведут себя словно люди, например, «Петушок — золотой гребешок»;
  • бытовые, героями которых выступают обычные люди — крестьяне, селяне, солдаты, например, «Никита Кожемяка»;
  • волшебные, в которых представлена злая сила и победа над ней, например, «Сивка-бурка».

Ris. 2. Klassicheskie personazhi russkih narodnyh skazok.

Использование сказки для развития речи дошкольников

В современной педагогической деятельности развитие каких-либо навыков с помощью сказок называется сказкотерапией. Она основана на чтении, прослушивании, сочинении, театрализованных постановках. Может носить как индивидуальный, так и коллективный характер. Подходит для работы с младшими и средними дошкольниками, подростками и учениками старшей школы, взрослыми и пожилыми людьми. Сказку можно анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.

  Анализ фронтального занятия с логопедом в ДОУ

К сведению! Сказкотерапия — достаточно инновационный метод работы, в котором используется потенциал сказок. Главная цель — преодоление барьеров в общении, создание возможностей для самовыражения и снятие психического напряжения.

Определенных инструкций и условий по работе нет, однако выделяют основные методы работы:

  • Рассказывание сказки. Этот прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, общения и умения дополнять друг друга.
  • Дописывание сказок. Содержит в себе важный диагностический материал о внутреннем состоянии ребенка, его склонности к определенным героям. Учит детей договариваться, слушать друг друга. Этот метод хорошо работает для развития речи дошкольников средних и старших групп.
  • Постановка с помощью кукол. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые ребенок не может себе позволить проявить. С помощью кукол дети могут общаться друг с другом, примеряя разные роли.

После прослушивания сказки важно обсудить:

  • что понравилось, чему учит эта история;
  • положительных и отрицательных героев, их поступки;
  • как бы поступили дети, если бы были на месте главного героя;
  • если конец огорчил детей, то можно дописать историю самостоятельно.

Во время игрового занятия педагог может прибегнуть к использованию дидактических материалов, специальных тетрадей и проч. Также рекомендуется подготовка необходимых материалов: карандашей, красок, теста, с помощью которых дети смогут изобразить, слепить персонажей, театрально обыграть их.

Развитие речи в дошкольном возрасте

Общение является тем видом деятельности, которым ребенок овладевает еще в раннем возрасте. Без общения невозможно было бы существовать в социуме, получать и передавать информацию, успешно социализироваться и взаимодействовать с окружающими.

К сведению! Хорошо поставленная речь дошкольника положительно влияет не только на взаимодействие с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представлений о себе и своих возможностях, уверенность в собственных силах, эмоциональную комфортность.

Речевое развитие дошкольников является одной из структурных единиц программы развития личности по ФГОС. Составленная программа предполагает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • расширение словарного запаса ребенка;
  • формирование правильной диалогической и монологической речи;
  • знакомство с художественной литературой, различными жанрами;
  • своевременное корректирование речевых нарушений.

Как провести беседу с родителями на тему «Сказка в жизни ребенка»

Некоторые родители не осознают степень влияния сказок на детское мышление. С точки зрения таких родителей, сказки — это несерьезно. Чтобы работа была эффективной, семью ребенка обязательно нужно включать в процесс приобщения малыша к чтению произведений.

  Примеры анализа занятий НОД по развитию речи в ДОУ

Важно! Читать и выполнять упражнения нужно не только в детском саду, но и дома. При возникновении вопросов можно всегда обратиться к воспитателю по телефону или лично, составить план работы или получить полезные указания.

Для объяснения родителям важности сказок воспитатель должен составить рабочий конспект индивидуальной консультации, где можно полностью описать все аргументы. Для наглядности это все можно представлять в виде презентации, содержание которой объяснит, что можно делать с помощью сказок:

  • привлечь внимание ребенка к какой-либо проблеме;
  • поддержать и развить его интерес;
  • доказать пользу и показать значение некоторых бытовых действий;
  • создать ритуал отхождения ко сну;
  • провести нужный воспитательный эффект;
  • помочь в преодолении психологических проблем.

Никто не поспорит, что сказки важны для ребенка, но не всегда их оценивают по достоинству. В условиях развития современных методов работы они уже обретают свое место, особенно в вопросах развития речи детей дошкольного возраста. Сказкотерапия является сравнительно новым средством для этого, но способствует активизации разных сторон речи.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Культурно-экологическое составляющее народов циркумполярной зоны.

Почему народы Севера в большей степени, чем другие этносы сохраняют свою этническую самобытность, традиции предков, чистоту родного языка? Как связаны природно-географические условия и культура традиционных народов? Как коррелируют между собой среда обитания и особенности исполнения разных факторов исторического сознания? В исторической науке можно встретить разные точки зрения на эту проблему: часто исследователи выделяют климатический, биологический факторы, оказывающие сильное влияние на психику и поведение людей. Высказывается мнение, согласно которому «память традиции у «малых» народов Севера жива и имеет свое бытование в силу определенных этнических социокультурных реалий – сохранение традиционных видов промысла, жизнедеятельности, хозяйственного уклада…». [4, с. 57].

Целью данного исследования является выделение основных факторов, влияющих на сохранение традиционного уклада жизни у северных народов.

Исходя из цели, можно заключить следующие задачи:

Выявить особенности Циркумполярной культуры.

Определить особый тип личности, характерный для данного региона.

Установить характерные черты исторического сознания и культурной памяти народов, выработанных в данной природно-географической среде.

В качестве объекта в работе выступают народы Циркумполярной культуры, проживающие в настоящее время. Предметом же являются природные условия и духовная культура, оказывающие влияние на своеобразное развитие циркумполярных народов. Под духовной культурой понимается эпос, мифология, традиции предков. Духовная культура репрезентирует ключевые особенности исторического сознания, в более полной мере отражает особенности мировосприятия народов.

В процессе работы над темой исследования, вполне релевантно прийти к следующей точке зрения о необходимости комплексного системного анализа и широких кроскультурных исследований.

Выбор темы исследования объясняется тем, что традиционная культура многих народов Севера проявляет поразительную жизнеспособность, удивляя своей сегодняшней способностью к разнообразным адаптациям многих исследователей. В связи, с чем и возникает особый интерес, вызванный «традиционным» характером северных народов и связанные с этим особенности их развития.

Актуальность исследования проявляется в малой степени изученности традиционных обществ, их повседневной жизни, традиций, культуры, обусловленных как сравнительно небольшим количеством экспедиций, так и преобладанием одной марксистской методологии достаточно длительное время. Изучив историко-этнографические особенности и культурно-бытовые традиции северных народов, можно сделать определенные выводы о значении любого, даже самого маленького народа для общей этнографической картины мира. Кроме того, сегодня возрастает роль циркумполярного мира, имеющего решающее значение для сохранения экологии планеты. В этом плане изучение культурного наследия коренных народов Арктики становится актуальным как никогда.

Принято считать, что Циркумполярная зона начала активно формироваться в конце XX века. Исследователи выдвинули гипотезу о том, что вместе с локальными цивилизациями классического типа существует и арктическая, или циркумполярная цивилизация, которая в дальнейшем была признана международным научным сообществом. Циркумполярная зона простирается вокруг Северного полюса. Сюда входит территория России, США, Канады, Норвегии, Финляндии, Дании, Швеции, объединяя, таким образом северные части трех цивилизаций: евразийской, западноевропейской и североамериканской.

Зона характеризуются тем, что в ней проживают малочисленные народности, имеющие общий «арктический» генотип, свои устойчивые языковые, культурные и другие традиции, во многом сходные, что дает возможность объединить их в одну циркумполярную мегакультуру, несмотря на географическую удаленность друг от друга. Иначе говоря, вся Циркумполярная цивилизация расселена в виде компактных, разобщенных между собой поселений на необъятных просторах вечной мерзлоты. [4, с. 54].

Особенностью Циркумполярной культуры является то, что коренные народы создали жизнь, приспособленную к природно-географическим условиям, отличающимся агрессивным воздействием длительного холода и полярной ночи к биологическим характеристикам человека. В связи с этим, одним из решающих факторов формирования этой культуры в отличие от других культур является совокупность естественных условий существования человека на этой холодной части планеты.

Во-первых, суровый климат способствовал развитию у северных народов особого морфотипа. Согласно данным физических антропологов, «чукчи вместе с коряками, ительменами, эскимосами и алеутами выделяются в особую арктическую расу. У них находят ряд специфических признаков: интенсивную теплорегуляцию, высокие показатели содержания гемоглобина, обмена веществ». [2, с. 56].

Во-вторых, природа и региональные особенности ландшафта оказали влияние на экономику и общественное устройство народов: на Чукотке, например, сложились два культурно-хозяйственных типа: оленеводов тундры и арктических охотников на морского зверя. При этом представители разных культурно-хозяйственных типов имеют глубокое различие в характерах, способах ведения хозяйства, материальной культуре.

В сложных природных условиях сформировался особый тип личности, для которого все живое и неживое имеют равные права. [3, с. 120]. Тысячелетием формировалась особая мораль подчиненности природе как субъекту почитания, предмету подражания и объекту бережного отношения. В сознании северного человека природа заботится о нем так же, как и человек заботится об окружающем мире как о равном самому себе.

Помимо природной составляющей, решающее значение в сохранении традиционного уклада жизни имеет духовная культура, основанием для типологического сближения которой являются параллели в мифологии, фольклоре. С самых ранних лет своей жизни человек невольно подвергается влиянию культуры, в обществе которого он находится. Именно культура закладывает основы мировоззрения, структурирует общество, формирует определенный тип личности. Влияние культуры не проходит бесследно, без нее невозможно представить полноценное развитие человека, а накопленный культурный опыт передается из поколения в поколение, внося новые элементы.

У малочисленных народов Севера сохранилась живая эпическая традиция. Ее сохранности способствует эпическая среда, которая до сих пор не разрушена. Это обусловлено самой культурой народов: в традиционном обществе с младенчества человек оказывается в мире фольклора, мифологии, традиционной обрядности и ритуалов. Восприятие слушателем эпического фольклора происходит без какой-либо целевой установки, – это осуществляется у малочисленных народов на уровне культуры в целом. Цель их слушания – не в получении кардинально новой информации, а в приобщении к эпическому миру, своего рода «узнавание» уже «знакомого» ранее события и сопереживание герою или происходящему в целом.

Забота о мире выражается в соблюдении определенных родовых канонов, предписаний, в повседневной заботе об окружающем, проведении обрядовых действий с целью укрепить и умилостивить силы природы. Знание природы своего края, народных обычаев и традиций прививались с детских лет.

Особый интерес вызывает и мифология у Циркумполярных народов, которая в отличие от европейской представляет собой не мир первообразов, а зафиксированный образ жизни, т.е. миф как «категория сознания и бытия», «сама жизнь».

Таким образом, традиционная культура Арктики сохраняет свою жизнеспособность благодаря разнообразным факторам, среди которых выделяется особый морфотип, особый тип личности. Необходимо подчеркнуть, что основным элементом, цементирующим эту систему, являются традиции, которые следует рассматривать не только как своеобразный защитный покров самих северных народов, но и как пример выживания и существования в высоких широтах для других этнических и культурных групп, представляющих современную индустриальную и постиндустриальную культуры. Для дальнейшего изучения данной темы необходимо синтезировать общенаучные, специально-исторические и методы естественных наук для более полноценного изучения народов циркумполярной мегакультуры.

Список литературы:

Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в ранне-первобытной общине. М.: Наука, 1987.

Нефёдкин А.К. Военное дело чукчей. Спб.,2003.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:

Евдокимова Я.С. КУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТАВЛЯЮЩЕЕ НАРОДОВ ЦИРКУМПОЛЯРНОЙ ЗОНЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXVII междунар. Студ. науч.-практ. Конф. № 5 (76). URL: https://sibac.info/archive/social/5 (76).pdf (дата обращения: 03.01.2022)

Источник

https://sibac.info/studconf/social/lxxvii/141590

  • Язык сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Язык рассказов повестей романов стихотворений
  • Яковлевич как правильно пишется отчество
  • Яичница подгорела как пишется
  • Яичница глазунья как пишется