Языковые особенности сказки царевна лягушка

Автор на чтение 16 мин. просмотров 130 опубликовано 19.02.2021 классическая русская народная сказка самый интересный жанр литературы для детей.

На чтение 16 мин. Просмотров 130 Опубликовано

Классическая русская народная сказка – самый интересный жанр литературы для детей. Колдовство, загадки, волшебные превращения, чудеса и приключения – всё это присуще русской сказке. Главные герои “Царевна лягушка” – образец лучших человеческих качеств, они учат мудрости и доброте. Такие произведения воспитывают эстетический вкус, любовь к родному языку, учат верить в чудеса, мечтать. “Царевна-лягушка” – это волшебная сказка, так как в ней присутствуют мифические элементы, перевоплощения. Такие сказки – особенно плодотворная почва для детского творчества, развития художественных и литературных способностей.

carevna-lyagushka-glavnye-geroi-47822.jpg

Характеристика героев “Царевна-лягушка”

Главные герои

Царь

Отец трёх сыновей, который приказал им выпустить стрелы в разные стороны, чтобы найти своих будущих жён. Даёт задания своим невесткам, чтобы узнать, кто из них лучшая мастерица, хозяйка, умелица.

Старший сын

Его стрела упала на боярских двор, оттуда он привёз себе невесту.

Средний сын

Его стрела попала на купеческий двор, дочь купца стала его супругой.

Младший сын

Иван нашёл свою судьбу на болоте, оттуда он привёз себе лягушку. Это его расстроило, но пришлось выполнять отцовскую волю. Смелый, ловкий, добрый молодой человек. Благодаря тому, что он пожалел животных (щуку, зайца, медведя), они помогли ему раздобыть яйцо с Кощеевой смертью.

Дочь купца, дочь боярина

Обе невестки оказались неумелыми хозяйками, завистливыми родственницами: ни хлеба испечь, ни рубаху пошить, ни танцевать не научены. Они карикатурно пытаются повторить чудеса, сделанные Василисой, из-за чего Царь прогоняет их с пира.

Царевна-лягушка (Василиса Премудрая)

Заколдованная красавица Василиса, мудрая жена, умелая хозяйка. Ночью снимает шкуру лягушки и выполняет задания царя. Удивляет и радует свёкра, он хвалит её, чему очень завидуют остальные родственники. На пиру у царя Иван царевич впервые видит свою жену в человеческом облике, прибегает домой и бросает шкуру лягушки в печь. Оставалось всего три дня до конца заклятья…Из-за этого Василиса Прекрасная превратилась в кукушку и улетела от любимого к Кощею.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Баба-Яга

В поисках своей возлюбленной Иван заходит в избушку Бабы-Яги. Она чудовищно безобразна, зла и хитра, но давняя вражда с Кощеем делает Ивана её союзником. Рассказывает царевичу, где искать жену и как убить Кощея.

Кощей Бессмертный

Его смерть была на конце иголки, которая находилась в яйце. Добыть “погибель” оказалось очень сложно, ведь он много столетий прятал её. Иван-Царевич добыл заветную иглу и вернул себе любимую.

</tr></table>

В школьной программе сказку “Царевна-лягушка” изучают в 5 классе. Характеристика героев и анализ художественного текста будет необходим для читательского дневника и подготовки к уроку. В сказке “Царевна-лягушка” герои традиционны и привычны, однако они по-своему самобытны и колоритны. Особенно интересны описания тех картин, когда завистливые невестки пытаются удивить царя своими “умениями”, соревнуясь в выпечке хлеба, шитье, танцах.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» Жанр: народная волшебная сказка.Главные герои сказки «Царевна-лягушка»

  1. Иван Царевич, младший сын царя, добрый и верный, не убивал животных и пожалел лягушку.
  2. Василиса Премудрая, она же царевна-лягушка, очень мудрая девушка, которой любое дело было по плечу, красавица.
  3. Царь отец, хитрый и с юмором.
  4. Старичок, дал клубок Ивану
  5. Баба-яга, старушка, которая помогал Ивану

План пересказа сказки «Царевна-лягушка»

  1. Три стрелы трех сыновей
  2. Боярыня, купчиха и лягушка
  3. Царский каравай
  4. Царский ковер
  5. Царский пир
  6. Сгоревшая кожа
  7. Старичок и клубок
  8. Бедные звери
  9. Баба-Яга
  10. Смерть Кощея.

Кратчайшее содержание сказки «Царевна-лягушка» для читательского дневника в 6 предложений:

  1. Иван Царевич посылает стрелу в болото и женится на лягушке
  2. Царевна Лягушка справляется со всеми заданиями царя и оказывается красивой Василисой Премудрой
  3. Иван Царевич сжигает кожу лягушачью, и Василиса улетает, Иван следует за ней.
  4. Старик дает ему волшебный клубок, который указывает путь к бабе-яге
  5. По пути Иван Царевич спасает разных зверей, а баба-яга показывает ему путь к смерти Кощея.
  6. Иван с помощью зверей убивает Кощея и находит Василису Премудрую

Главная мысль сказки «Царевна-лягушка» В этой сказке две главных мысли: помоги ты и помогут тебе, и неуемное любопытство может причинить большие страдания всем людям.Чему учит сказка «Царевна-лягушка» Сказка эта учит нас прежде всего слушаться родителей, даже если их просьбы кажутся странными, учит верить своим любимым и не быть слишком любопытным, учит терпению, учит умению отвечать за свои ошибки, учит быть благодарным, справедливым, добрым.Отзыв на сказку «Царевна-лягушка» Мне эта сказка очень нравится. Необычный образ царевны-лягушки, которая превращается в Василису Премудрую кажется очень привлекательным. Василиса была такой умной, что ее отец Кощей даже превратил ее в лягушку, но она все равно нашла свое счастье. Конечно и Иван Царевич молодец, он не остановился перед трудностями и нашел свою Василису. В этой истории много чудесного и местами смешного.Признаки волшебной сказки в сказке «Царевна-лягушка»

  1. Волшебные превращения — в лягушку, в голубку
  2. Волшебный помощник — клубочек
  3. Волшебные существа — баба-яга, Кощей
  4. Троекратные повторы: три сына, три невестки, три стрелы, три задания царя, три дня, три года, три хлеба, три пары сапог.

Пословица к сказке «Царевна-лягушка» Не по виду суди,а по делам гляди. Умел сказать, умей и ответ держатьКраткое содержание, краткий пересказ сказки «Царевна-лягушка» Было у царя три сына и решил царь, что пора сыновьям жениться. Велел взять им луки и пустить стрелы куда глаза глядят. Пустили сыновья стрелы, у старшего на боярский двор залетела, у среднего к купцу, а у младшего на болото. Пошел младший сын стрелу искать, смотрит лягушка ее держит. Не хотел Иван-царевич лягушку брать, но та его уговорила. А царь увидел лягушку, посмеялся, и сказал сыну на ней жениться. Приказал царь невесткам за ночь хлеб испечь. Расстроился Иван, а лягушка его спать укладывает, кожу сбрасывает и Василисой Премудрой становится. Испекла он хлеб с городами, зверями и птицами. Царь хлеб старшего сына велел дворне отнести, хлеб старшего сына — от большой нужды есть, а хлеб младшего сына только по праздникам кушать. Велел царь ковер выткать. Опять лягушка кожу сбросила и выткала ковер с цветами и узорами. Царь ковер старшего сына велел на лошадь надеть, ковер среднего сына у ворот положить, а ковер младшего по праздникам расстилать. Пригласил царь сыновей с невестками на пир. Иван вперед пошел, а лягушка сказала чуть позже приедет. И вот смеются гости над Иваном, а тут гром и молнии — лягушонка в коробчонке едет. Да только приехала карета и Василиса Премудрая. Все гости были поражены. А Василиса ест, косточки за один рукав складывает, вино за другой заливает. Как пошли танцевать, махнула Василиса руками — озеро с лебедями получилось. А другие невестки махнули руками — гостей облили, да костями закидали. Тут Иван домой сбегал, да кожу спалил. А Василиса увидела, опечалилась. Три дня не хватило ей для того, чтобы от колдовства освободиться. Превратилась Василиса в голубку и улетела к Кощею, отцу своему. Опечалился Иван, взял три хлеба железных и трое сапог железных, и пошел жену искать. Долго шел, два хлеба съел, две пары сапог сносил, встретил старика. Дал старик Ивану клубок и пошел Иван за клубком. Встретил по дороге медведя, селезня, зайца и щуку, но не убил, а отпустил. Пришел Иван к бабе-яге, та его накормила и напоила, да рассказала, что Василиса Премудрая у Кощея в плену. А смерть Кощея в сундуке на дубу лежит. Нашел Иван тот дуб, прибежал медведь, вырвал дуб с корнем, из сундука заяц выбежал, да только заяц Ивана его догнал. Из зайца утка — ее селезень поймал, яйцо в воду упало — его щука принесла. Сломал Иван Царевич иголку и умер Кощей. Вышла к нему Василиса Премудрая и стали они счастливо жить.Иллюстрации и рисунки к сказке «Царевна-лягушка»

Сказка «Царевна — лягушка» является народной и несет в себе некий смысл – она учит добру, веры в победу добра над злом. Главные герои сказки «Царевна-лягушка» хорошо знакомы всем детям.

Содержание

Рассказ о героях «Царевны лягушки»

Главные герои сказки «Царевна лягушка» – это Иван Царевич, Василиса Премудрая и Кощей Бессмертный. Есть и второстепенные персонажи. К ним относятся родители Царевича, Баба Яга, братья Ивана Царевича, колдун.

Основная идея, красной нитью проходящая через все сочинение — от чистого сердца помогай другим, будь бескорыстен и рано или поздно это вернется тебе большим добром.  Сказка учит быть целеустремленным, нести ответственность за свои поступки, не боятся трудностей, и все вершины будут покорены.

Положительные герои сказки «Царевна лягушка»

Основные положительные герои сказки царевна лягушка – Василиса Премудрая и Иван Царевич.  Василиса являет собой настоящий идеал женщины: умная, преданная, любящая. Ее таланты многогранны, а красота просто поражает. А вот главный герой сказки Царевна Лягушка Иван Царевич добрый, доблестный, храбрый  и самоотверженный персонаж, который ради любимой готовый идти хоть на край света. Ему по плечу даже смертельная схватка с негативным персонажем сказки – Кощеем Бессмертным. К тому же Царевич не раз проявлял великодушие, бескорыстность и милосердие. Эти качества позволили ему найти себе верных друзей, которые не раз оказывали помощь Ивану Царевичу.

Стоит отметить, что в сказке Царевна Лягушка главные герои не смогли бы пройти все испытания без своих помощников, второстепенных персонажей — говорящие звери, помогающие Василисе мамки — няньки, старик, который подарил Царевичу путеводный клубок, Баба-Яга, помогавшая найти ему путь в царство Кощея.

Отрицательные герои сказки «Царевна лягушка»

Отрицательным героем является Кощей Бессмертный. Он зловредный,  любвеобильный и фигурирует во многих народных сказках как похититель красавиц.  Его поступки далеки от нравственных и честолюбивых, но он всегда получает по заслугам.

Здесь даны основные сведения о русской народной сказке «Царевна-лягушка», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой сказки.

Краткие сведения о произведении

Русская народная сказка «Царевна-лягушка» существует в нескольких обработках. Здесь представлено краткое содержание и краткий пересказ этой сказки в обработке А. Афанасьева.

Главные герои сказки

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

По велению царя его сыновья должны были жениться. Приказал он им так выбрать невест: выстрелить в чистом поле из лука. Где стрела упадёт, там и должен каждый был искать себе невесту.

Младший сын, Иван-царевич, нашёл свою стрелу в болоте. Пришлось ему жениться на лягушке.

С заданиями царя лягушка справлялась лучше жён старших сыновей. На пир она приехала в облике красавицы.

Иван царевич сжёг лягушачью кожу, чтобы жена всегда оставалась красавицей. Но из-за этого жена его исчезла. Нашёл её царевич у Кощея Бессмертного, победил этого злодея и освободил свою жену.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

У царя было три сына. Велел он им жениться. Чтобы найти невесту, каждый из сыновей должен был в чистом поле наугад выстрелить из лука. На чей двор стрела прилетит, там и должен был свататься молодец.

Стрела старшего брата упала на боярский двор к боярышне. Среднего брата стрела прилетела на двор купца к купеческой дочери.

А стрела младшего брата, которого звали Иваном-царевичем, долетела до болота. Там её поймала лягуша-квакуша.

Иван царевич огорчился, но отец заставил его жениться на лягушке.

Когда сыновья женились, царь приказал, чтобы их жёны испекли ему к завтрашнему дню хлеб.

Пришёл Иван-царевич домой невесел и рассказал лягушке о приказе отца. Та его успокоила, уложила спать, а сама сбросила кожу лягушачью и превратилась в красавицу Василису Премудрую. Вышла она на крыльцо, позвала мамок-нянек и велела им испечь такой хлеб, какой она ела, живя у батюшки.

Утром Иван-царевич увидел прекрасный хлеб и отнёс его отцу. Царю очень понравился этот хлеб. Отдал он сыновьям новый приказ: чтобы их жёны соткали по ковру за одну ночь.

Иван-царевич огорчился и поведал о приказе лягушке. Снова она успокоила его да спать уложила.

Мамки-няньки за ночь соткали ковёр, изукрашенный узорами и златом-серебром.

Очень был доволен царь, поблагодарил Ивана-царевича за ковёр. И сразу же приказал, чтобы все три сына пришли к нему вместе с жёнами, чтобы люди на них посмотрели.

Пришёл Иван-царевич домой грустный, сообщил лягушке о приказе отца. Лягушка сказала, чтобы он один шёл в гости к царю. Велела она, чтобы царевич, услышав стук-гром, сказал, что «это лягушонка в коробчонке едет».

Так он и сделал. Подъехала к дворцу красивая карета, запряжённая в шесть лошадей. Вышла из неё красавица — Василиса Премудрая.

Когда гости пировали, Василиса Премудрая остатки питья из стакана вылила себе в рукав, поела, а косточки лебединые спрятала в другой рукав.

Жёны старших царевичей сделали то же самое.

Стала Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула она рукой — появилось озеро, махнула другой — поплыли по нему лебеди.

И жёны братьев Ивана-царевича начали плясать и махать руками, но из рукавов только брызги воды летели да кости. Одна в глаз царю угодила. Разгневался он и прогнал жён старшего и среднего сына.

Иван-царевич поторопился первым прийти домой. Нашёл кожу лягушачью и сжёг её. Приехала жена, не нашла кожу. Опечалилась Василиса Премудрая и сказала царевичу, что если бы он подождал немного, была бы она вечно его женой. Попрощалась и сказала, чтобы искал Иван-царевич её «за тридевять земель, в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного».

Превратилась она в белую лебедь и вылетела в окно.

Закручинился Иван-царевич и пошёл куда глаза глядят. Встретился ему старичок, узнал о несчастье царевича и сказал, что отец Василисы Премудрой сердился, что она умнее его и велел, чтобы она была лягушкой три года.

Дал старичок царевичу клубочек и велел идти туда, куда он покатится. Иван-царевич так и сделал.

Встретился ему в поле медведь, хотел убить его царевич. Медведь попросил оставить его в живых и обещал пригодиться когда-нибудь. Пожалел царевич медведя.

Встретились ему в пути селезень и заяц, они тоже просили их не убивать и обещали пригодиться. Пожалел их Иван-царевич.

На морском берегу увидел он щуку. Попросила она пустить её в море. Иван-царевич бросил её в воду и пошёл снова за клубочком. Привёл клубок его к избушке на курьих ножках. Попросил царевич, чтобы избушка встала к нему передом, а к морю задом. Когда избушка повернулась, царевич зашёл в неё.

Увидел он на печи бабу-ягу. Спросила баба-яга, зачем добрый молодец к ней пожаловал. Иван-царевич сказал, чтобы сначала его напоила-накормила, выпарила в бане, а потом и спрашивала.

Когда баба-яга всё это сделала, царевич поведал ей, что ищет Василису Премудрую. Баба-яга сказала, что Василиса Премудрая сейчас у Кощея Бессмертного, которого победить очень трудно. Смерть его на кончике иголки, иголка в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук — на дубу. Дуб охраняет Кощей Бессмертный.

Сказала баба-яга, где это дерево растёт. Дошёл Иван-царевич до дуба, не зная, как достать с него сундук. Прибежал медведь, выворотил дуб из земли, сундук разбился.

Выскочил оттуда заяц — да наутёк. За ним погнался другой заяц, разорвал первого в клочки.

Из зайца выпорхнула утка, её догнал в небе селезень, ударил, яйцо утка и выронила прямо в море.

Заплакал Иван-царевич, но вынырнула из моря щука и дала ему яйцо. Разбил царевич яйцо, достал иголку, обломил её кончик — и помер Кощей.

А Иван-царевич с Василисой Премудрой вернулись домой и долгие годы жили счастливо.

Заключение к краткому пересказу

В сказке «Царевна-лягушка» раскрыты следующие темы:

Основная мысль (идея) состоит в том, что ради любви нужно быть готовым преодолеть любые трудности и препятствия.

Сказка учит:

Краткое содержание сказки может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Вам также будет интересно почитать:«Размышления у парадного подъезда» — краткое содержание стихотворения Н. А. Некрасова«Приключения Оливера Твиста» — краткое содержание и пересказ по главам романа Ч. Диккенса«Анна Каренина» — краткое содержание и пересказ по частям и главам романа Л. Н. Толстого«Василий Тёркин» — краткое содержание и пересказ по главам поэмы А. Т. Твардовского

Краткая характеристика героев сказки «Царевна лягушка» изложена в этой статье.

Сказка «Царевна — лягушка» является народной и несет в себе некий смысл – она учит добру, веры в победу добра над злом. Как и у всех волшебных повестей, здесь есть счастливый конец и главные герои.

Содержание

Характеристика главных героев царевна лягушка

В этой сказке есть два главных героя – Иван Царевич и Василиса Премудрая, вокруг которых и закрутился весь ее сюжет. Поэтому мы составили для Вас краткое описание героев сказки царевна лягушка.

Характеристика Ивана Царевича

Он является самым младшим сыном Царя и, к тому же, холостым. Со сказки видно, что у него почтительные и доверительные отношения с родителями, ведь по настоянию отца он пустил стрелу с целью найти себе жену. И даже когда Иван Царевич попал в лягушку, он все же женился на ней по совету родителей.

Среди негативных черт его характера  выделяются нетерпеливость, восприимчивость и очень часто у него нет своего мнения. Вы только вспомните, когда Иван Царевич раньше нужного времени сжег лягушиную кожу Василисы Премудрой из–за того, что старшие братья над ним смеялись.  Но вместе с тем главный герой имеет железную волю, он целеустремленный и не робеет перед трудностями (царевич изгрыз 3 хлеба железных и износил 3 пары железных сапог), добр и милосерден не только по отношению к людям, но и к животным. Из этого следует сделать вывод, что Иван Царевич является положительным персонажем. Он никому не сделал ничего плохого.

Читая сказку можно наблюдать за его трансформацией: вначале герой был домашним и капризным, но выйдя из опеки родителей, он прошел долгий путь сложных испытаний  и раскрылся как отважный, смелый человек.

Характеристика Василисы Премудрой

Василиса Премудрая является главным женским персонажем. Ей присущи величественная гордость и простота, мягкий характер и гибкий ум, а также полное сердце неиссякаемой любви. В девушке сосредоточены лучшие черты народного русского характера. Не зря ее назвали Премудрой. Она освоила в совершенстве волшебные премудрости и в этом деле превзошла даже своего отца – могущественного колдуна. Василиса также проявила себя как рукодельница, хозяйка и волшебница. Главная черта ее характера – это умение принимать правильные решения и сохранять спокойствие в любых испытаниях.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/carevna-lyagushka/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/03/blog-post_4.html
  • https://kratkoe.com/tsarevna-lyagushka-geroi/
  • https://blmb.ru/carevna-lyagushka-kratkoe-soderzhanie/
  • https://kratkoe.com/harakteristika-geroev-tsarevna-lyagushka/

Конспект
урока по литературе

Тема урока:
«Царевна-лягушка». Встреча с волшебной сказкой. Народная мораль в характере и
поступках героев.

Составитель:
Кузина Екатерина Алексеевна, учитель русского языка и литературы (МОУ-Гимназия
№2 г. Раменское).

Класс: 5.

Тип урока: урок
систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель: раскрыть
особенности жанра волшебной сказки на примере «Царевны-лягушки».

Задачи: закрепить
понятие о сказках (народные и литературные, бытовые, волшебные и о животных);
учить определять темы сказок; учить сравнивать произведения по теме авторской
принадлежности; учить определять главную мысль, определять отношение автора к
героям; формировать умение формулировать и высказывать свою точку зрения,
вступая в полемику; воспитывать любовь к фольклору.

Планируемые результаты: знание
особенностей волшебной сказки; понимание соотношения реальности и вымысла в
сказке; умения составлять план произведения; выделять элементы композиции.

Виды деятельности: чтение,
анализ, беседа, оценка, работа в группах.

План:

1.     Организационный
момент – 1 минута.

2.     Постановка
цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 3 минуты.

3.     Актуализация
знаний – 10 минут.

4.     Обобщение
и систематизация знаний – 15 минут.

5.     Применение
знаний и умений в новой ситуации – 6 минут.

6.     Контроль
усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция – 5 минут.

7.     Рефлексия
– 5 минут.

Оборудование: учебник,
презентация, компьютер, проектор, раздаточный материал.

Ход
урока:

      I.           
Организационный момент.

Приветствие.
Проверка присутствующих.

   II.           
Постановка цели и задач урока. Мотивация
учебной деятельности учащихся.

Задание
1
. Разгадайте кроссворд и найдите ключевое слово,
которое определит тему нашего урока.

1Л

И

С

А

2К

О

Н

Ь

3Я

Г

А

4З

А

Я

Ц

5К

О

Р

Ы

Т

О

6И

В

А

Н

У

Ш

К

А

По
горизонтали:

1.
Кого в русских народных сказках называют сестричкой, плутовкой, Патрикеевной?

2.
Какому животному адресованы слова «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо
мной, как лист перед травой!»?

3.
Живёт она в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, летает в ступе, пестом
погоняет, метлой следы заметает. А зовут её Баба … .

4.
У какого животного избушка была лубяная?

5.
До появления золотой рыбки перед этим предметом сидела старушка.

6.
Кого сестрица Алёнушка предупреждала: «Не пей, братец, козлёночком станешь»?

По
вертикали:

Жанр
устного народного творчества (ключевое слово).

-Как
вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Сказки.)

Какая
цель нашего урока? (Раскрыть особенности жанра «сказка).


А чтобы достигнуть цели, что нам нужно сделать? Какие задачи мы должны
поставить перед собой? (Вспомнить различные виды сказок, вспомнить
особенности сказок на примере «Царевны-лягушки», вновь встретиться с героями и
посмотреть на них с другой стороны, со стороны взрослых читателей).

III.           
Актуализация знаний.

Ориентировочная
беседа:

1.
Назовите ваши любимые сказки. Чем они вам нравятся? Назовите интересные
эпизоды.

2.
Кто является героем сказок? Есть ли у сказок автор? Кто он?

3.
Чем похожи и чем отличаются события, изображённые в сказках, от реальной жизни?

4.
Чем обычно заканчиваются народные сказки?

Давайте
вспомним основные жанровые признаки сказки.

Игра
«Найди лишнее».
Найдите лишние признаки сказок.

1.
Сказочные сюжеты.

2.
Зло всегда торжествует. (-)

3.
Троекратное повторение.

4.
Реальные события. (-)

5.
Положительные и отрицательные герои.

6.
Слабый защищает сильного. (-)

7.
Сверхъестественные силы, помощники, магические предметы.

8.
Грустное настроение. (-)

9.
Чудесные превращения.

10.
Добро побеждает зло.

У
нас есть несколько типов сказок. Какие это? Угадайте по эмблеме.

«ВОЛШЕБНАЯ
ПАЛОЧКА» — ВОЛШЕБНЫЕ

«ЖИВОТНЫЕ»
— СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ

«ИЗБА»
— БЫТОВЫЕ

Давайте
вспомним особенности каждой из них!

*На
данном этапе урока необходимо отметить различие народной и литературной сказки.

IV.           
Обобщение и систематизация знаний.

Ориентировочная
беседа.

-Сегодня
мы с вами вернёмся к очень интересной сказке – «Царевна-лягушка». Сказка
«Царевна-лягушка», как вы уже знаете, — народная сказка, она имеет 23 варианта.
В одном варианте царевну зовут Елена Прекрасная, в другом – Василиса Премудрая;
в одном – волшебный клубок, в другом – ковёр-самолёт; в одном Ивану-царевичу
помогают две старухи-сестры, в другом – Баба-Яга и старичок.


чём, как вы думаете, говорит вариативность сказки?

Сказки
дарят всем гонимым и преследуемым счастье, богатство. В них торжествует
желанная справедливость, что не всегда бывает в жизни, поэтому сказки народ
всегда ценил. Сказки – это мечты, к которым стремятся люди. А ещё сказка – это
кладезь культурных традиций. Давайте посмотрим на нашу сказку.

Исследование
композиции сказки.

А.
Композиция.
Для сказок характерны
определённые особенности: традиционное начало (присказка) и концовка:
«Жили-были, в старые годы… Жили долго и счастливо до самой смерти». Эти
элементы уже привычны как рассказывающим, так и слушающим, их уже ожидают.

Работа
с текстом
: нахождение в сказке
«Царевна-лягушка» присказки и концовки. Обучающиеся зачитывают цитаты.

Б.
Речь.
Неторопливость и медлительность
повествования в сказках достигается плавной речью, подбором синонимичных
глаголов и троекратным повторением, о которых мы с вами уже вспоминали. Это
тоже неспроста. Число 3 – магическое число в народной поэзии.

Работа
с текстом:
нахождение в сказке эпизодов с
троекратным повторением, с цифрой «3». Обучающиеся зачитывают цитаты.

В.
Географическое пространство
.
Обратите внимание, где происходит
действие? (Леса/горы – дворец – леса/горы – дворец). Мы наблюдаем кольцевую
композицию.

Г.
Художественные средства выразительности.
Сказочный
мотив достигается еще и благодаря выразительности речи, которая открывается нам
через «эпитет». Запись в тетрадь:

Эпитет
– эмоционально-оценочное определение, подчёркивающее один из признаков
предмета, чаще всего – красочное прилагательное: «буйные ветры», «весёлый
ручей».

Постоянные
эпитеты – это эпитеты, которые постоянно употребляются в сочетании с одним
определённым словом: «живая вода», «добрый молодец».

Работа
с текстом: нахождение в тексте постоянных эпитетов.

Д.
Система персонажей.
Благодаря эпитетам у нас
создаются красочные образы главных и второстепенных героев. Каких?

Работа
с текстом: составление таблицы «Главные и второстепенные герои».

Физкультминутка.
Игра «Распределитель».

Задание:
на столе стоит две корзинки («Василиса Премудрая», «Иван-царевич»). Каждому
обучающемуся раздаётся листок с характеристикой героя, он выходит к доске и
опускает свой листок в определённую корзинку (зачитывая перед этим). После игры
преподаватель зачитывает все определения, подводит итог по характеристике
главных героев.

   V.           
Применение знаний и умений в новой
ситуации.

Класс
делится на группы (парта-две парты).

-Представьте,
что вы сказочники, часть сказки – концовка, где-то затерялась, а завтра
выступать на ярмарке. Как бы вы закончили сказку «Царевна-лягушка»?

*Даётся
время для размышления. Затем каждая группа, беря перо, рассказывает свою
альтернативную концовку. Учащиеся выбирают лучший вариант.

VI.           
Контроль усвоения, обсуждение допущенных
ошибок и их коррекция.

А
теперь проверим, какая команда сказочников победит. Команды делятся по рядам (3
команды – 3 ряда). Команды выбирают себе название.

Блицтурнир
по сказкам.

1.
Где живёт сказочный царь? (В тридевятом царстве, в тридевятом государстве.)

2.
Какие птицы помогали Бабе-Яге украсть Иванушку? (Гуси-лебеди.)

3.
Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал конь? (Сивка-Бурка, вещая
каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)

4.
Какой новый вид транспорта изобрёл Емеля? (Печка.)

5.
Назовите магическое число в сказках? (Три.)

6.
Какой новый способ рыбалки изобрела Лиса? (На волчий хвост.)

7.
Какие реки текут в сказках? (Молочные.)

VII.           
Рефлексия.


какому типу сказок относится «Царевна-лягушка»?

-Почему
в народе были популярны сказки?

-Какова
мораль сказки?

-Закончите
фразу: «Если бы я был сказочником, я бы…».

-Оцените
свою работу (учитель предлагает учащимся встать около своих парт и показать
движениями свою оценку
): присесть – очень низкая оценка; встать ровно и
развести руки в сторону – хорошая оценка; поднять руки вверх с выставленным
большим пальцем – высокая оценка.

Вопросы к русской народной сказке
«Царевна-лягушка»

№ 1. Какой наказ дает царь своим сыновьям в самом
начале сказки?

— Царь говорит сыновьям, чтобы они подыскали себе
невест. Для этого нужно стрельнуть из лука — где упадет стрела, там и невесту
искать надо.

№ 2. Куда упали стрелы братьев?

— Стрела старшего брата упала на боярский двор,
среднего – на купеческий, а младшего – в болото. Старший сын взял в жены
боярскую дочь, средний – купеческую, а младшему, Ивану-царевичу, пришлось
жениться на лягушке.

№ 3. Назовите первое испытание, которое царь придумал
для молодых жен своих сыновей.

— Женам нужно было испечь по караваю мягкого хлеба.

№ 4. Найдите описание хлебов, которые испекли жены
царских сыновей.

Стр. 19: О лягушке (Василисе Премудрой):
«Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто
белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила разными узорами
мудреными: по бокам – города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы
летучие, снизу – звери рыскучие».

У боярской дочки хлеб подгорел, у купеческой сырой да
кособокий получился.

№ 5. Какое задание дает царь во второй раз?

— Жены сыновей должны были выткать по ковру.

№ 6. Назовите третье задание царя.

— Все три царевича должны были явиться на пир со
своими женами, чтобы определить, которая из них лучше танцует.

№ 7. Какое впечатление Василиса Премудрая произвела
своим приездом на царский пир?

Стр. 22: Подъехала карета к крыльцу, и
вышла из нее Василиса Премудрая – сама, как солнце ясное, светится. Все на нее
дивятся, любуются, от удивления слово промолвить не могут.

№ 8. Какое чудо сотворила Василиса Премудрая во время
танца на царском пиру?

Стр. 24: Махнула левым рукавом – стало
озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. А как перестала она
танцевать, всё исчезло: и озеро, и лебеди.

№ 9. Какой злой поступок совершил Иван-царевич после
пира?

— Иван-царевич украдкой сжег лягушачью кожу Василисы
Премудрой. Если бы он не сделал этого, то через три дня Василиса Премудрая
навсегда бы приняла человеческий облик. Теперь она должна вернуться к своему
отцу Кощею Бессмертному, а Иван – искать ее.

№ 10. Где Иван-царевич должен искать Василису
Премудрую?

— Иван должен искать Василису Премудрую за тридевять
земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у
Кощея Бессмертного.

№ 11. За что Кощей Бессмертный разгневался на свою
дочь и превратил ее в лягушку?

— Василиса Премудрая уродилась хитрей-мудрей отца
своего, за это Кощей Бессмертный рассердился на нее и превратил на три года в
лягушку.

№ 12. Какую помощь Ивану-царевичу оказал старик в
поисках Василисы Премудрой?

— Старик дал Ивану-царевичу волшебный клубок: куда тот
покатится, туда и Ивану нужно идти.

№ 13. Какие животные помогли Ивану-царевичу найти
Василису Премудрую?

— Найти Василису Премудрую Ивану-царевичу помогли
медведь, селезень, заяц, щука.

№ 14. Где, по утверждению Бабы Яги, находится смерть
Кощея Бессмертного?

Стр. 28: Смерть Кощея – на конце иглы, та
игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка – в зайце, тот заяц – в кованом ларце,
а тот ларец – на вершине старого дуба. А тот дуб в дремучем лесу растет.

№ 15. Каков финал сказки?

— Иван-царевич нашел Василису Премудрую, и отныне она
навсегда принадлежала только ему. Они воротились в свое царство и жили дружно,
в любви и согласии.

Вопросы к русской народной сказке
«Царевна-лягушка»


1.
Какой
наказ дает царь своим сыновьям в самом начале сказки? № 2. Куда упали
стрелы братьев? № 3. Назовите первое испытание, которое царь придумал для
молодых жен своих сыновей. № 4. Найдите описание хлебов, которые испекли
жены царских сыновей. № 5. Какое задание дает царь во второй раз?
6.
Назовите третье задание царя. № 7. Какое впечатление Василиса
Премудрая произвела своим приездом на царский пир? № 8. Какое чудо сотворила
Василиса Премудрая во время танца на царском пиру? № 9. Какой злой
поступок совершил Иван-царевич после пира? № 10. Где Иван-царевич должен
искать Василису Премудрую? № 11. За что Кощей Бессмертный разгневался на
свою дочь и превратил ее в лягушку? № 12. Какую помощь Ивану-царевичу
оказал старик в поисках Василисы Премудрой? № 13. Какие животные помогли
Ивану-царевичу найти Василису Премудрую? № 14. Где, по утверждению Бабы
Яги, находится смерть Кощея Бессмертного? № 15. Каков финал сказки?

———————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к русской народной сказке
«Царевна-лягушка»


1.
Какой
наказ дает царь своим сыновьям в самом начале сказки? № 2. Куда упали
стрелы братьев? № 3. Назовите первое испытание, которое царь придумал
для молодых жен своих сыновей. № 4. Найдите описание хлебов, которые
испекли жены царских сыновей. № 5. Какое задание дает царь во второй
раз? № 6. Назовите третье задание царя. № 7. Какое впечатление
Василиса Премудрая произвела своим приездом на царский пир? № 8. Какое
чудо сотворила Василиса Премудрая во время танца на царском пиру? № 9.
Какой злой поступок совершил Иван-царевич после пира? № 10. Где
Иван-царевич должен искать Василису Премудрую? № 11. За что Кощей
Бессмертный разгневался на свою дочь и превратил ее в лягушку? № 12.
Какую помощь Ивану-царевичу оказал старик в поисках Василисы Премудрой?
13.
Какие животные помогли Ивану-царевичу найти Василису Премудрую?
14.
Где, по утверждению Бабы Яги, находится смерть Кощея Бессмертного?
15.
Каков финал сказки?

———————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к русской народной сказке
«Царевна-лягушка»


1.
Какой
наказ дает царь своим сыновьям в самом начале сказки? № 2. Куда упали
стрелы братьев? № 3. Назовите первое испытание, которое царь придумал
для молодых жен своих сыновей. № 4. Найдите описание хлебов, которые
испекли жены царских сыновей. № 5. Какое задание дает царь во второй
раз? № 6. Назовите третье задание царя. № 7. Какое впечатление
Василиса Премудрая произвела своим приездом на царский пир? № 8. Какое
чудо сотворила Василиса Премудрая во время танца на царском пиру? № 9.
Какой злой поступок совершил Иван-царевич после пира? № 10. Где Иван-царевич
должен искать Василису Премудрую? № 11. За что Кощей Бессмертный разгневался
на свою дочь и превратил ее в лягушку? № 12. Какую помощь Ивану-царевичу
оказал старик в поисках Василисы Премудрой? № 13. Какие животные помогли
Ивану-царевичу найти Василису Премудрую? № 14. Где, по утверждению Бабы
Яги, находится смерть Кощея Бессмертного? № 15. Каков финал сказки?

———————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к русской народной сказке
«Царевна-лягушка»


1.
Какой
наказ дает царь своим сыновьям в самом начале сказки? № 2. Куда упали
стрелы братьев? № 3. Назовите первое испытание, которое царь придумал
для молодых жен своих сыновей. № 4. Найдите описание хлебов, которые
испекли жены царских сыновей. № 5. Какое задание дает царь во второй
раз? № 6. Назовите третье задание царя. № 7. Какое впечатление
Василиса Премудрая произвела своим приездом на царский пир? № 8. Какое
чудо сотворила Василиса Премудрая во время танца на царском пиру? № 9.
Какой злой поступок совершил Иван-царевич после пира? № 10. Где
Иван-царевич должен искать Василису Премудрую? № 11. За что Кощей
Бессмертный разгневался на свою дочь и превратил ее в лягушку? № 12.
Какую помощь Ивану-царевичу оказал старик в поисках Василисы Премудрой?
13.
Какие животные помогли Ивану-царевичу найти Василису Премудрую?
14.
Где, по утверждению Бабы Яги, находится смерть Кощея Бессмертного?
15.
Каков финал сказки?

———————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к русской народной сказке
«Царевна-лягушка»


1.
Какой
наказ дает царь своим сыновьям в самом начале сказки? № 2. Куда упали
стрелы братьев? № 3. Назовите первое испытание, которое царь придумал
для молодых жен своих сыновей. № 4. Найдите описание хлебов, которые
испекли жены царских сыновей. № 5. Какое задание дает царь во второй
раз? № 6. Назовите третье задание царя. № 7. Какое впечатление
Василиса Премудрая произвела своим приездом на царский пир? № 8. Какое
чудо сотворила Василиса Премудрая во время танца на царском пиру? № 9.
Какой злой поступок совершил Иван-царевич после пира? № 10. Где
Иван-царевич должен искать Василису Премудрую? № 11. За что Кощей
Бессмертный разгневался на свою дочь и превратил ее в лягушку? № 12.
Какую помощь Ивану-царевичу оказал старик в поисках Василисы Премудрой?
13.
Какие животные помогли Ивану-царевичу найти Василису Премудрую?
14.
Где, по утверждению Бабы Яги, находится смерть Кощея Бессмертного?
15.
Каков финал сказки?

———————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к русской народной сказке
«Царевна-лягушка»


1.
Какой
наказ дает царь своим сыновьям в самом начале сказки? № 2. Куда упали
стрелы братьев? № 3. Назовите первое испытание, которое царь придумал
для молодых жен своих сыновей. № 4. Найдите описание хлебов, которые
испекли жены царских сыновей. № 5. Какое задание дает царь во второй раз?
№ 6. Назовите третье задание царя. № 7. Какое впечатление
Василиса Премудрая произвела своим приездом на царский пир? № 8. Какое
чудо сотворила Василиса Премудрая во время танца на царском пиру? № 9.
Какой злой поступок совершил Иван-царевич после пира? № 10. Где
Иван-царевич должен искать Василису Премудрую? № 11. За что Кощей
Бессмертный разгневался на свою дочь и превратил ее в лягушку? № 12.
Какую помощь Ивану-царевичу оказал старик в поисках Василисы Премудрой?
13.
Какие животные помогли Ивану-царевичу найти Василису Премудрую?
14.
Где, по утверждению Бабы Яги, находится смерть Кощея Бессмертного?
15.
Каков финал сказки?

———————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Тест «Царевна-лягушка»


1.

Какими словами начинается русская народная сказка «Царевна-лягушка»?

а) В
некотором царстве, в некотором государстве…; б) Жил да был царь…; в)
В старые годы у одного царя… .


2.

Где старший брат Ивана-царевича нашел свою стрелу?

а) в
боярском доме; б) в купеческом сарае; в) в крестьянской избе.


3.

Куда упала стрела среднего сына царя?

а) на
боярский двор, прямо против девичьего терема; б) у красного крыльца
богатого купца; в) в топкое болото.


4.

Как быстро нашел свою стрелу Иван-царевич?

а) сразу же;
б) через месяц; в) на третий день.


5.

На ком женился средний сын царя?

а) на
боярышне; б) на купеческой дочери; в) на лягушке.


6.

Какого задания царь не давал женам своих сыновей?

а) испечь
каравай мягкого хлеба; б) выткать узорчатый ковер; в) расписать
картину в горнице.


7.

В кого превратилась лягушка?

а) в
Василису Премудрую; б) в Василису Прекрасную; в) в царь-девицу.


8.

На какое блюдо Иван-царевич положил каравай, испеченный его женой?

а) на
бронзовое блюдо; б) на серебряное блюдо; в) на золотое блюдо.


9.

Для чего, по мнению царя, пригодился бы ковер, вытканный женой старшего сына?

а) от дождя
лошадей покрывать; б) у ворот стелить; в) в горнице по большим
праздникам расстилать.


10.

Пара каких коней была запряжена в карету, в которой ехала жена Ивана-царевича?

а) пара
вороных коней; б) пара гнедых коней; в) пара пегих коней.


11.

Из какого дерева были сделаны столы на царском пиру?

а) из дуба; б)
из липы; в) из березы.


12.

Что сделал Иван-царевич с лягушачьей кожей?

а) подарил
женам своих братьев; б) спалил на огне; в) бросил в болото.


13.

В кого превратилась жена Ивана-царевича после царского пира?

а) в белую
лебедь; б) в лягушку; в) в Бабу Ягу.


14.

Сколько пар железных сапог должен был износить Иван-царевич, прежде чем найдет
свою жену?

а) две; б)
одну; в) три.


15.

Что старичок дал Ивану-царевичу, чтобы тот нашел свою жену?

а) хлеба; б)
стрел; в) клубочек.


16.

Как зовут отца Василисы Премудрой?

а) Кощей
Бессмертный; б) Илья Муромец; в) Соловей-разбойник.


17.

Кто первым встретился Ивану-царевичу?

а) селезень;
б) медведь; в) заяц.


18.

Как Иван-царевич назвал Бабу Ягу?

а) железная
нога; б) деревянная нога; в) костяная нога.


19.

На вершине какого дерева находится волшебный ларец со смертью Кощея
Бессмертного?

а) сосны; б)
дуба; в) ели.


20.

В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Воротился Иван-царевич» в свои
палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил». Какой частью
речи является подчеркнутое слово?

а) именем
существительным; б) именем прилагательным; в) глаголом.


21.

В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Царь и все гости диву
дались
». Что означает подчеркнутое выражение?

а) сильно
удивились; б) с ума сошли; в) испугались.

Ключ к тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

а

а

б

в

б

в

а

в

а

б

а

б

а

в

в

а

б

в

б

б

а

Тест «Царевна-лягушка»

№ 1. Какими словами начинается русская
народная сказка «Царевна-лягушка»? а) В некотором царстве, в
некотором государстве…; б) Жил да был царь…; в) В старые годы у
одного царя… .
№ 2. Где старший брат Ивана-царевича нашел свою
стрелу? а) в боярском доме; б) в купеческом сарае; в)
в крестьянской избе.
№ 3. Куда упала стрела среднего сына царя? а)
на боярский двор, прямо против девичьего терема; б) у красного крыльца
богатого купца; в) в топкое болото.
№ 4. Как быстро нашел
свою стрелу Иван-царевич? а) сразу же; б) через месяц; в)
на третий день.
№ 5. На ком женился средний сын царя? а)
на боярышне; б) на купеческой дочери; в) на лягушке.
№ 6.
Какого задания царь не давал женам своих сыновей? а) испечь
каравай мягкого хлеба; б) выткать узорчатый ковер; в) расписать
картину в горнице.
№ 7. В кого превратилась лягушка? а)
в Василису Премудрую; б) в Василису Прекрасную; в) в царь-девицу.
№ 8. На какое блюдо Иван-царевич положил каравай, испеченный его
женой? а) на бронзовое блюдо; б) на серебряное блюдо; в)
на золотое блюдо.
№ 9. Для чего, по мнению царя, пригодился бы
ковер, вытканный женой старшего сына? а) от дождя лошадей
покрывать; б) у ворот стелить; в) в горнице по большим праздникам
расстилать.
№ 10. Пара каких коней была запряжена в карету, в
которой ехала жена Ивана-царевича? а) пара вороных коней; б)
пара гнедых коней; в) пара пегих коней.
№ 11. Из какого
дерева были сделаны столы на царском пиру? а) из дуба; б)
из липы; в) из березы.
№ 12. Что сделал Иван-царевич с
лягушачьей кожей? а) подарил женам своих братьев; б)
спалил на огне; в) бросил в болото.
№ 13. В кого превратилась
жена Ивана-царевича после царского пира? а) в белую лебедь; б)
в лягушку; в) в Бабу Ягу.
№ 14. Сколько пар железных сапог
должен был износить Иван-царевич, прежде чем найдет свою жену? а)
две; б) одну; в) три.
№ 15. Что старичок дал
Ивану-царевичу, чтобы тот нашел свою жену? а) хлеба; б)
стрел; в) клубочек.
№ 16. Как зовут отца Василисы Премудрой? а)
Кощей Бессмертный; б) Илья Муромец; в) Соловей-разбойник.

17.
Кто первым встретился Ивану-царевичу? а) селезень; б)
медведь; в) заяц.
№ 18. Как Иван-царевич назвал Бабу Ягу? а)
железная нога; б) деревянная нога; в) костяная нога.
№ 19.
На вершине какого дерева находится волшебный ларец со смертью Кощея
Бессмертного? а) сосны; б) дуба; в) ели.
20.
В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Воротился Иван-царевич» в
свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил». Какой
частью речи является подчеркнутое слово? а) именем
существительным; б) именем прилагательным; в) глаголом.

21.
В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Царь и все гости диву
дались
». Что означает подчеркнутое выражение? а)
сильно удивились; б) с ума сошли; в) испугались.

——————————————————————————————————————————————————————

Тест «Царевна-лягушка»

№ 1. Какими словами начинается русская
народная сказка «Царевна-лягушка»? а) В некотором царстве, в
некотором государстве…; б) Жил да был царь…; в) В старые годы у
одного царя… .
№ 2. Где старший брат Ивана-царевича нашел свою
стрелу? а) в боярском доме; б) в купеческом сарае; в)
в крестьянской избе.
№ 3. Куда упала стрела среднего сына царя? а)
на боярский двор, прямо против девичьего терема; б) у красного крыльца
богатого купца; в) в топкое болото.
№ 4. Как быстро нашел
свою стрелу Иван-царевич? а) сразу же; б) через месяц; в)
на третий день.
№ 5. На ком женился средний сын царя? а)
на боярышне; б) на купеческой дочери; в) на лягушке.
№ 6.
Какого задания царь не давал женам своих сыновей? а) испечь
каравай мягкого хлеба; б) выткать узорчатый ковер; в) расписать
картину в горнице.
№ 7. В кого превратилась лягушка? а)
в Василису Премудрую; б) в Василису Прекрасную; в) в царь-девицу.
№ 8. На какое блюдо Иван-царевич положил каравай, испеченный его
женой? а) на бронзовое блюдо; б) на серебряное блюдо; в)
на золотое блюдо.
№ 9. Для чего, по мнению царя, пригодился бы
ковер, вытканный женой старшего сына? а) от дождя лошадей
покрывать; б) у ворот стелить; в) в горнице по большим праздникам
расстилать.
№ 10. Пара каких коней была запряжена в карету, в
которой ехала жена Ивана-царевича? а) пара вороных коней; б)
пара гнедых коней; в) пара пегих коней.
№ 11. Из какого
дерева были сделаны столы на царском пиру? а) из дуба; б)
из липы; в) из березы.
№ 12. Что сделал Иван-царевич с
лягушачьей кожей? а) подарил женам своих братьев; б)
спалил на огне; в) бросил в болото.
№ 13. В кого превратилась
жена Ивана-царевича после царского пира? а) в белую лебедь; б)
в лягушку; в) в Бабу Ягу.
№ 14. Сколько пар железных сапог
должен был износить Иван-царевич, прежде чем найдет свою жену? а)
две; б) одну; в) три.
№ 15. Что старичок дал
Ивану-царевичу, чтобы тот нашел свою жену? а) хлеба; б)
стрел; в) клубочек.
№ 16. Как зовут отца Василисы Премудрой? а)
Кощей Бессмертный; б) Илья Муромец; в) Соловей-разбойник.

17.
Кто первым встретился Ивану-царевичу? а) селезень; б)
медведь; в) заяц.
№ 18. Как Иван-царевич назвал Бабу Ягу? а)
железная нога; б) деревянная нога; в) костяная нога.
№ 19.
На вершине какого дерева находится волшебный ларец со смертью Кощея
Бессмертного? а) сосны; б) дуба; в) ели.
20.
В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Воротился Иван-царевич» в
свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил». Какой
частью речи является подчеркнутое слово? а) именем
существительным; б) именем прилагательным; в) глаголом.

21.
В сказке «Царевна-лягушка» есть предложение: «Царь и все гости диву
дались
». Что означает подчеркнутое выражение? а)
сильно удивились; б) с ума сошли; в) испугались.

——————————————————————————————————————————————————————

I Орг .момент

.Псих .настрой

II Актуализация мыслительной деятельности(дом зад,повторение)

3 мин

1.Психологический настрой.

Игра «НА ЧТО ПОХОЖЕ НАСТРОЕНИЕ?»проводится в кругу. Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать лучше ведущему: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Ведущий обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д. Интерпретируя ответы детей, помните, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

2.Физминутка «Со смешариками »

На доске прикалывают смайлики указывающие на настроение, с которым пришли на урок.

Смайлы настроения М3

Смайлы, музыка для души

Муз презентация

3 мин

3 мин

3.Деление на пары «Найди пару» М1

4.Оживи картинку М2

-О чем пойдет речь на сегодняшним уроке?

— Что объединяет эти картики?

Встреча со сказкой – это радость для каждого человека, особенно для ребёнка. Вы уже опытные читатели сказок и знаете их довольно много. — Какие русские народные сказки вы вспомнили?

— А что нас привлекает в сказках? Конечно же, чудеса, превращения, волшебные сказочные предметы и сказочные персонажи.

-Какие волшебные предметы встречаются в русских народных сказках?

— Какие сказочные персонажи действуют?

Демонстрируется титульный слайд, тему урока дети записывают в тетрадь.

Давайте попробуем дать определение, что такое сказка?

Стратегия «мозговой штурм»М2

Учащиеся получают слово, ищут подходящее к нему слово, чтобы получилось словосочетание

Дети узнают сказочных героев, делают вывод, что эти картинки объединяет

Работа в парах на составления флипчарта в«Сказка»

М3 взаимооценивание

Флипчарты, маркеры

Картинки со сказочными персонажами

IV Формирование новых понятий и способов действий

1Демонстрация слайдов (6,7)

М4 ,2,1

Демонстрирую репродукции картин В.М.Васнецова и И.Я. Билибина «Царевна-лягушка»

Учитель предлагает сравнить эти работы художников.

Круги Венна

2 Знакомство с «Примерным планом анализа художественного произведения»

3. Работа над эпизодами сказки.М1 (ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ)

Чтение эпизода «Сватовство царевичей».

Вопросы:

1. В каких словах появляется волшебство, загадочность, сказочность?

2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве жил царь…испугался Иван, хотел убежать…»?

Это и есть художественные особенности сказки.

3. Как долго Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»?

Первое испытание. «Выпечка хлеба за одну ночь»

.

Второе испытание. «Тканье ковра за ночь»

Вопросы рикошетом

Физминутка http://www.zavuch.info/methodlib/209/57222/

Третье испытание «Царский пир».

Сравнивают репродукции картин В.М.Васнецова и И.Я. Билибина «Царевна-лягушка»

Ребята рассказывают о том, какой образ им ближе.

(Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.)

Знакомство с планом работы

План.

1. Определить жанр произведения.

2. Выявить композицию.

3. Элементы сюжета.

4. Система образов.

5. Особенности языка.

6. Основные проблемы.

7. Позиция автора

В группах работа и обсуждение

-(В некотором царстве, в некотором государстве…; …Полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…)

-( Сказка потеряет загадочность, текст станет неинтересным.)

(Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.)

Составление толстых вопросов по группам

1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?

2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?

3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?

4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?

( Царевна, увидев опечаленного Ивана-царевича, поняла, что произошло что-то серьёзное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова её задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать6 утро вечера мудренее!» Понятно, что царевна ласковая, внимательная. Заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя? От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это же мудрость: «Сначала сделай – потом говори…»-слайд с поговоркой.)

5. Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой).

1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.

( Чтение эпизода. Вывод: Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь купеческую трудятся другие.

2. Понаблюдайте, как работает Василиса.

(Вновь звучит (наизусть) описание процесса работы над ковром Василисы Премудрой. Учащиеся отмечают, что изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность».)

3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?

(Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.)

4. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич?

(В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй – «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.)

Чтение эпизода. Сопоставительный анализ поведения жен царевичей.

Вопросы:

1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой?

(Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)

2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

3. С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой?

(«Василиса Премудрая… пьет… остатки себе в левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного – косточки в правый рукав бросила. Жены старших царевичей… чего не допьют – в рукав льют. Чего не доедят – в другой кладут».

Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда). Это и есть момент проявления борьбы Добра со злом.

4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой?

(Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим.

Консультантами становяться ученики А с сильной мотивацией

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=6&text=%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2%20%20%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0%20%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0&noreask=1&img_url=img1.liveinternet.ru%2Fimages%2Ffoto%2Fb%2F3%2F390%2F2571390%2Ff_14621704.jpg&pos=121&rpt=simage&lr=37

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D0%BD%20%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0%20%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0&img_url=img-fotki.yandex.ru%2Fget%2F5505%2Fsun-lelek.30%2F0_493d6_eb3736bc_XL&pos=51&rpt=simage

  • Яичная коррекция рассказ 2 часть
  • Языковые особенности сказки колобок
  • Яйиц или яиц как пишется правильно
  • Яйца во множественном числе как пишется
  • Язык это то благодаря чему с помощью чего мы выражаем себя и вещи сочинение рассуждение