Третья часть сборника готовит к третьей части экзаменаци­онной работы — написанию сочинения.

Учащиеся пишут небольшое по объёму сочинение-рассуж­дение на основе прочитанного текста. Однако сначала учени­ку придётся выбрать одно из предлагаемых в работе заданий: написать сочинение-рассуждение На лингвистическую тему Или На морально-нравственную тему. В Том и другом сочи­нении требуется привести не менее двух аргументов из прочи­танного текста, подтверждающих рассуждения автора сочине­ния.

Экзаменационное сочинение — это рассуждение, в котором учащиеся должны показать способность не только думать, раз­мышлять, рассуждать, но и объяснять, убеждать. Такой текст должен быть чётко структурирован и соответствовать схеме: тезис (мысль, которую требуется доказать) — аргументы (дока­зательства) — вывод.

Приступая к написанию рассуждения, нужно продумать, ка­кой тезис следует формулировать и какими доказательствами аргументировать свою позицию. Составление плана сочинения поможет логически правильно построить текст, обдумать коли­чество и содержание аргументов, с помощью которых будет подтверждаться основная мысль сочинения.

Особое внимание нужно уделить использованию языковых средств, с помощью которых устанавливаются логические свя­зи между частями сочинения-рассуждения. При переходе от тезиса к доказательствам можно употреблять выражения: До­кажем это, это можно доказать так, в этом можно лег­ко убедиться, это объясняется следующим, и вот почему И др., а также использовать вопросительные предложения со словами Почему, для чего и др. Сочинение-рассуждение мо­жет включать несколько аргументов, последовательно соеди­няемых друг с другом вводными словами и сочетаниями: Во-первых, во-вторых…, наконец, например, допустим, предположим, так и др. Вывод (заключительная часть рассу­ждения) может быть связан с доказательствами посредством слов: Поэтому, вот почему, следовательно, значит, итак, таким образом, сделаем вывод, подведём итог, из всего сказанного следует… и др.

Одно из важнейших требований, предъявляемых на экзаме­не: минимальный объём сочинения-рассуждения должен быть не меньше 50 слов, нужно использовать не менее двух приме­ров из прочитанного текста, аргументирующих точку зрения учащегося. При этом, приводя примеры, следует либо указы­вать номера нужных предложений (из текста, который будет на экзамене предложен для чтения и анализа), либо применять цитирование.

Важный этап подготовки сочинения — работа с черновиком. Цель этой работы — скорректировать план сочинения, органи­зовать редактирование текста, исправить ошибки и недочёты. Чтобы редактирование текста прошло успешно, необходимо учитывать, по каким критериям будет оцениваться сочине­ние-рассуждение.

Содержание текста

1) Соответствие текста теме и основной мысли.

2) Обоснованность ответа на поставленный вопрос, полно­та раскрытия темы, наличие примеров-аргументов (не менее двух).

3) Смысловая цельность и последовательность изложения мыслей (развёртывание по плану), правильность выделения аб­зацев, композиционная стройность работы.

4) Достоверность фактического материала.

5) Соответствие работы учащегося заданному жанру, типу речи (рассуждение) и стилю речи (научному или публицисти­ческому).

Речевое оформление текста

6) Речевая связность (наличие грамматико-смысловой свя­зи предложений, абзацев).

7) Точность и ясность речи; владение достаточным словар­ным запасом и разнообразными грамматическими средствами, чтобы точно и понятно выразить свою мысль.

8) Уместное использование выразительных языковых средств.

9) Соответствие высказывания нормам современного рус­ского литерагурного языка (лексическим, грамматическим, ре­чевым, стилистическим, орфографическим и пунктуацион­ным).

Все эти требования необходимо учитывать, выполняя дан­ные ниже тренировочные упражнения.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1. Письменно обоснуйте, к какому стилю речи относится текст В. Богомолова (текст 4 в части II «Чтение и анализ текста»). Приведите в сочинении-рассуждении не менее двух аргументов из прочитанного текста, подтверждающих вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.

2. Некоторые ученики утверждают, что при выборе правиль­ного написания большинства слов нужно учитывать их лексиче­ское значение и морфемное строение. Но есть школьники, кото­рые считают, что совсем не обязательно анализировать значение и морфемное строение, чтобы правильно написать слово. Кто прав?

Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассу­ждении «Нужно ли при написании слова учитывать его лексиче­ское значение и морфемное строение?»

Обдумывая ответ на этот вопрос, прочитайте и проанализи­руйте текст Г. Троепольского. В своём сочинении приведите примеры из этого текста, аргументирующие вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.

Деревня, куда привезли Бима, прямо-таки удивила его. Здесь тоже жили люди, но всё было не так, как там, где он ро­дился и вырос. Домики маленькие — прямо на земле, без ника­ких лестничных площадок, без многочисленных порогов, двери не щёлкают замками. Ночью, правда, двери запирают на засов изнутри. Все домики покрыты ребристыми серовато-белыми листами. Утром, в одно и то же время, из каждого домика идёт вверх дым, но, однако же, они не едут и не улетают никуда, а стоят себе ровненько рядами и дымят тихо и мирно, без скре­жета.

Но самым поразительным для Бима оказалось то, что вместе с людьми здесь живут разные животные и птицы: коровы, ку­ры, гуси, овцы, свиньи, знакомство с которыми состоялось не сразу. У животных, позади каждого людского домика, свои до­мики, покрытые иной раз соломой, а иной раз камышом и ого­роженные невысокой просвечивающей стеной из перекручен­ных палок и хворостин. И никто никого не трогает: ни люди животных и птиц, ни животные людей, — и никто ни в кого не стреляет из ружья.

В первый день Биму постелили сена в углу сеней. Человек привязал его за верёвку, хорошо накормил и куда-то ушёл, на­дев плащ. Остаток дня Бим провёл в одиночестве, при полной тишине и безмолвии. Перед вечером он услышал, как зашур­шали копытцами по земле овцы, как они вошли во двор, как промычала корова внутри сарая (чего-то просила).

Незаметно Бим уснул, притеплившись в духовитом сене. В таком сене, дух которого вызывает невольную улыбку, даже человек засыпает немедленно, и от запаха свежего сена у него возникает в очах голубой цвет перед сном. Бим же был далеко чутьистее человека, поэтому каждый тончайший оттенок этого аромата успокаивал, ублажал его тоску.

Разбудил Бима крик петуха. Когда-то он его слышал не раз, но не так близко, а этот — прямо за стеной, громко, про­тяжно, гордо: «Ку-ка-ре-ку-у-у!» Ему откликнулись все петухи на селе. (Несколько позже Бим узнает, что этот петух — запе­вала и что такие петухи бывают сердитые.) Бим сидел и слу­шал удивительную музыку; дальше она перекатывалась волна­ми по селу — то ближе, то дальше, в зависимости от того, кому подходила очередь, что ли, а последним, в одиночку, прокричал какой-то немощный кукарешник, сипло, коротко и неподобно петуху, заслуживающему уважения. Потом, со вре­менем, Бим разберётся, что именно такие петухи — трусы, убегают даже от чужого петуха, врывающегося во дворовые владения, хотя по всем правилам куриного общежития этот трус обязан защищать покой подведомственных ему кур. А он убегает, идол. Зато именно такой петух безжалостен к чужим цыплятам — клюёт, между тем как любой петух, если он не лишён чувства собственного достоинства, никогда не клюнет цыплёнка, забредшего невесть откуда. Такой вот и пропел по­следним, и только тогда, когда убедился, видимо, что не ошибся во времени. Люди назвали бы такого петушишку конъюнктурщиком, но Биму было просто-напросто смешно. Кстати, Бим вовсе не представлял, ввиду отсутствия опыта, что по таким задохлым полупетухам никто никогда не отсчи­тывает время.

Бим прилег и задремал. Вдруг снова прокатилось по селу из конца в конец песнопение. И Бим снова сел и снова слушал с большим удовольствием. Потом — в третий раз, ещё сильнее, голосистее и, право же, возвышеннее. Ах, здорово поют! Вот уж здорово! А что они вытворяли где-то вдали, представить не­возможно! Бим пока не знал, что это пели хором на колхозной птицеферме по неписаным нотам белые, как кипень, самоуве­ренные петухи-красавцы, а в тот раз — не будь он запертым в сенях — он обязательно сбегал бы посмотреть и послушать поближе такое чудо. Но сени были его клеткой.

В шель двери мало-помалу расслабленно вползал серенький осенний рассвет.

3. Как известно, в современном интернет-общении активно высказывается мысль о том, что при письменном общении мож­но не соблюдать орфографические нормы, так как это совсем не мешает взаимопониманию. Как вы относитесь к этой точке зре­ния? Выскажите своё мнение по этой проблеме в сочине­нии-рассуждении «Нужно ли соблюдать орфографические пра­вила в интернет-общении?»

Обдумывая ответ на этот вопрос, прочитайте ещё раз фраг­мент повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо» (см. предыдущее упражнение). В своём сочинении приведите приме­ры из данного текста, аргументирующие вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.

4. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните это высказывание. Приведите не менее двух аргу­ментов, подтверждающих вашу точку зрения.

Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово… (В. Белинский.)

Необыкновенный язык наш есть ешё тайна. (Н. Гоголь.)

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. (К. Паустовский.)

Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в воз­можном же совершенстве усвоить и язык иностранный. (И. Гончаров.)

5. 1. Выберите одно из данных ниже высказываний и устно обоснуйте свой выбор. Составьте и запишите тезисный план со­чинения-рассуждения, в котором может быть использовано это высказывание в качестве тезиса, требующего доказательства.

2. Выберите ещё одно высказывание и на его основе напи­шите сочинение-рассуждение. Следите за тем, чтобы в сочине­нии было не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения.

Не умея держать в руке топор — дерева не обтешешь, а не зная языка хорошо — красиво и всем понятно — не напишешь. (М. Горький.)

Берегись такого слова, которое разъединяет людей. (Л. Тол­стой.)

Синонимика — сфера бесконечных возможностей речевого творчества. (А. Ефимов.)

Язык человека — точный показатель его человеческих ка­честв, его культуры. (Д. Лихачёв.)

6. Какие два высказывания объединены общей мыслью? До­кажите. Напишите сочинение-рассуждение, используя одно из этих высказываний в качестве тезиса, который нужно доказать, а второе — в качестве эпиграфа вашего сочинения. Следите за тем, чтобы тезис был аргументирован.

Язык изменчив, как изменчива сама жизнь. (С. Маршак.)

Острый язык — дарование, длинный язык — наказание. (Д. Минаев.)

Язык — инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть. СМ. Горький.)

Самая изменчивая часть языка — это словарь. Как хороший барометр, откликается словарь на все изменения жизни. (А. Супрун.)

7. 1. Вдумчиво прочитайте высказывания писателей и лин­гвистов. Устно докажите, что каждое из них можно использовать в качестве цитат или эпиграфа в сочинении «Зачем нужна орфо­графия?»

2. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из данных высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните мысль, выраженную в этом высказывании. Приведите не менее двух аргументов, подтверждающих вашу точку зрения

Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как. (Л. Толстой.)

Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры. (В. Сухомлииский.)

Правильное письмо — показатель общего развития и обшей культуры человека. (М. Разумовская.)

Орфография предельно упрощает чтение, делает его быст­рым и лёгким, поэтому она и заслуживает благодарность всех читающих. (М. Панов.)

8. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из высказываний (на выбор). Подтвердите или оп­ровергните это высказывание. Приведите не менее двух аргу­ментов, подтверждающих вашу точку зрения.

Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить, чтобы при случае передать свою мысль другому человеку ясно и просто. (М. Горький.)

Слог — это внешняя одежда; мысль — это тело, скрыва­ющееся под одеждой. (И. Гончаров.)

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, со­единяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое историческое живое целое. (К. Ушинский.)

Человек, равнодушный к своему языку, — дикарь. Он вредо­носен по самой сути, потому что его безразличие к языку объ­ясняется полнейшим безразличием к прошлому и будущему своего народа. (К. Паустовский.)

9. Напишите сочинение-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из высказываний (на выбор). Подтвердите или оп­ровергните это высказывание. Приведите не менее двух аргу­ментов, подтверждающих вашу точку зрения.

Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быст­ротой поражающей. (М. Горький.)

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, по­добно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск… (К. Паустовский.)

Смутно пишут о том, что смутно себе представляют. (М. Ломоносов.)

Человек чрез слово всемогущ: язык всем знаниям и всей природе ключ. (Г. Державин.)

10. Вдумчиво прочитайте высказывания зарубежных писате­лей и лингвистов, общественных деятелей. Напишите сочине­ние-рассуждение, используя в качестве тезиса одно из данных высказываний (на выбор). Подтвердите или опровергните это высказывание. Следите за тем, чтобы ваша точка зрения была аргументирована.

Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает. (Н. Буало.)

Слово ранит быстрее, чем лечит. (И. Гёте.)

Правильно чтобы писать, учиться надобно мыслить. (Гора­ций.)

Грамматика повелевает даже царями. (Мольер.)

Если не умеешь говорить, научись слушать. (Помпоний.)

Заговори, чтоб я тебя увидел. (Сократ.)

Словарь — это вселенная, расположенная в алфавитном по­рядке. (А. Франс.)

11. Прочитайте высказывание профессора Казанского уни­верситета (XIX в.), автора работ по ораторскому искусству А. Го­ворова. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, взяв за основу главную мысль данного высказывания. Озаглавьте свой текст. Следите за тем, чтобы ваша точка зрения была аргументи­рована.

Монотонное произнесение, убаюкивающее красоту и отчас­ти смысл речи, составляет несчастье не только для аудитории, но и для самого говорящего; оно не только неприятно для слу­шателя, но и вредно для оратора.

12. Выберите одну из пословиц и напишите сочинение-рассу­ждение, объясняя, как вы понимаете её смысл. Продумайте ар­гументы, с помощью которых вы будете подтверждать свою точ­ку зрения.

1) Язык голову кормит, он же и спину портит.

2) Поменьше говори, побольше услышишь.

3) Скажешь — не воротишь, напишешь — не сотрёшь, от­рубишь — не приставишь.

4) От одного слова да навек ссора.

5) Не ножа бойся, языка.

13. В русском языке есть такие буквенные сочетания, которые пишутся то слитно (одно слово), то раздельно (два слова). Вы­бор слитного или раздельного написания зависит от контек­ста, в котором оказываются подобные сочетания. Докажите или опровергните это утверждение в сочинении-рассуждении «Можно ли написать одно и то же буквенное сочетание слитно и раздельно?»

Обдумывая ответ на этот вопрос, проанализируйте текст О. Гойхмана, обращая внимание на выделенные слова. В своём сочинении приведите не менее двух примеров из прочитанного текста, аргументирующих вашу точку зрения. Приводя примеры, применяйте цитирование.

В каждой речевой ситуации используется своя стратегия, ко­торая понимается как осознание ситуации в целом, определе­ние основного направления воздействия на слушателей, Чтобы Максимально достичь цели общения. Стратегия общения реа­лизуется в речевых тактиках, под которыми понимаются рече­вые приёмы, позволяющие достичь поставленных целей в кон­кретной ситуации. Нужно иметь В виду, Что в ситуациях бытового общения действуют одни речевые тактики, в деловой сфере — другие. Если Неудачно Выбрать речевую тактику, то можно не достичь коммуникативной цели.

В рассказе А. П. Чехова «Дома» прокурор окружного суда убеждает своего малолетнего сына в том, что таскать табак Не­хорошо, А курить вредно. Интересно проследить, как это дела­ет профессиональный оратор, юрист, социальное назначение которого как раз в том, Чтобы Уметь убеждать.

Сначала отец выбирает тактику эмоционального воздейст­вия: «Я тебя не люблю, и ты мне не сын…» Однако она не дей­ствует, так как мальчик точно знает, что он всё-таки сын, а ро­дители (которые, кстати сказать, используют подобную тактику довольно часто, и ребёнок уже со второго раза улавливает, что это не так серьёзно, Потому Что вскоре последуют заверения в любви) обязаны его любить, впрочем, как и он их.

Тогда прокурор переходит на привычные для него выраже­ния судебной речи, используя речевую тактику, которую услов­но можно назвать «закон превыше всего». Он говорит: «Ты не имеешь права брать табак, который тебе не принадлежит. Каж­дый человек имеет право пользоваться только своим собствен­ным добром». Но и это не действует, Отчасти потому, Что ре­бёнок просто-напросто не понимает. В самом деле, игрушка, которую ему подарили, — его собственное добро? Если да, то Почему Её могут у него отобрать в любую минуту?

Отец пробует убедить мальчика, используя лексику из меди­цины («Нельзя курить таким маленьким, как ты. У тебя грудь слабая…»), делая акцент на морально-психологические поня­тия и т. д. И Несмотря На то что всё логически безупречно, сказано доступным и понятным языком, положительного ре­зультата он не добивается.

Наконец, Анализ ситуации, профессиональный и оратор­ский опыт подсказывают правильное решение.

«Слушай, — начал он… — В некотором царстве, в некото­ром государстве жил-был себе старый-престарый царь… У ца­ря был единственный сын, который курил. От курения царе­вич умер, и царь, старый и больной, остался без всякой помоши».

На мальчика сказка произвела очень сильное впечатление, и он сказал «Не буду я больше курить…»

14. Однажды между учениками вышел спор. Одни из них утверждали, что сравнительный оборот является единственным способом выражения значения сравнения в русском языке. Дру­гие ученики считали, что сравнительный оборот — только один из способов выражения значения сравнения. Кто прав?

Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассу­ждении «Является ли сравнительный оборот единственным спо­собом выражения значения сравнения в русском языке?»

Обдумывая ответ на этот вопрос, проанализируйте текст В. Короленко. Обратите внимание на выделенные фрагменты текста, которые передают значение сравнения. В своём сочине­нии приведите примеры из этого текста, аргументирующие вашу точку зрениг. Приводя примеры, применяйте цитирование.

Природа эаскинулась кругом, Точно великий храм, приго­товленный к празднику. Но для слепого это была только не­объятная тьма, которая необычно волновалась вокруг, шевели­лась, рокота та и звенела, протягиваясь к нему так, Словно она прикасалась к его душе со всех сторон неизведанными ещё, необычными впечатлениями, От наплыва которых бо­лезненно билось детское сердце.

С первых же шагов, когда лучи тёплого дня ударили ему в лицо, согрели нежную кожу, он инстинктивно поворачивал к солнцу свои незрячие глаза, Как будто чувствуя, К какому центру тяготеет всё окружающее. Для него не было ни этой прозрачной дали, ни лазурного свода, ни широко раздвинутого горизонта. Он чувствовал только, Словно что-то материаль­ное, ласкающее и тёплое касается его лица нежным, как будто бы согревающим прикосновением. Потом Что-то по­хожее на прохладу, Лёгкое, хотя и менее лёгкое, Чем тепло солнечных .1учей, Снимает с его лица эту негу и пробегает по нему Свежей прохладой.

В комнатах мальчик привык двигаться свободно, Как будто вокруг него была пустота. Здесь же его охватили какие-то странно сменявшиеся волны, то нежно ласкающие, то щекочу­щие и опьяняющие. Тёплые прикосновения солнца быстро об­махивались кем-то, и струя ветерка, звеня в уши, охватывая ли­цо, виски, голову до самого затылка, тянулась вокруг, как Будто стараясь подхватить мальчика, увлечь его куда-то в пространство, Которого он не мог видеть, унося сознание,

подпись: 1456 Рыбченкова

Навевая забывчивую истому. Тогда-то рука мальчика крепче сжимала руку матери, а его сердце замирало так, Точно вот-вот совсем перестанет биться.

15. 1. Сначала по заголовку постарайтесь определить, какой проблеме посвящён данный текст и какова позиция автора. За­тем прочитайте текст, проверяя свои предположения.

16. Какие точки зрения существуют по вопросу, поставленно­му автором текста? Какой из них придерживается автор?

17. Напишите в научном стиле сочинение-рассуждение на тему «Засоряют ли смс-сообщения русский язык?» Аргументи­руйте свою точку зрения. Постарайтесь использовать для этой цели суждения, содержащиеся в прочитанном тексте.

ЗАСОРЯЮТ ЛИ СМС-СООБЩЕНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК,
ИЛИ НА ЗЕРКАЛО НЕЧА ПЕНЯТЬ…

На улице и в метро, на лекциях и в лифтах, в очереди к кас­се супермаркета и на пешеходном переходе мы постоянно ви­дим молодых и не очень молодых людей, азартно или задум­чиво нажимающих на кнопки мобильных телефонов. Они на­бирают не цифры, а буквы, не номера, а смс-сообщения.

Пока люди всех возрастов активно эксплуатируют новый способ коммуникации, преподаватели, филологи, деятели культуры, журналисты бьют тревогу, говоря о том, что прими­тивный по своей сути смс-язык приводит к обеднению русско­го языка в целом, а пристрастие к смс-обшению приводит к необратимым изменениям мышления, упрощённому воспри­ятию мира и к безграмотности. Другие защищают этот совре­менный способ коммуникации, так как смс-высказывания не только упрощают процесс общения, но и развивают способ­ность в предельно сжатой форме передавать информацию, что в определённой мере совершенствует речевое творчество чело­века. Смс-тексты в большинстве своём не только передают ин­формацию или побуждают к действию, но и выполняют функ­цию установления контакта с собеседником: напомнить о себе, узнать о самочувствии и настроении адресата, поздравить, вы­разить сочувствие, поощрение, благодарность и т. п. И это то­же положительное свойство смс-обшения.

Как бы мы ни относились к смс-обшению, воздействие но­вой формы коммуникации на сознание молодого поколения нельзя игнорировать. Однако нужно иметь в виду, что смс-тек- сты — не причина неграмотности современной молодежи, а зеркало. В них отражаются многие негативные процессы, кото­рые произошли с культурой нашего общества за последнее вре­мя: падение интереса к чтению хорошей литературы и к чте­нию вообще, засилье низкопробных журналов, криминала, в полный голос заговорившего в печатных и электронных СМИ на своём уголовном языке; насаждение «клипового мышле­ния»; понижение требований к знанию русского языка и лите­ратуры в средней школе. Невольно вспомнишь русскую посло­вицу: неча на зеркало пенять, коли рожа крива.

Основные черты смски как жанра — краткость, сиюминут­ность и частный (непубличный) характер содержания, сильная зависимость от средства передачи информации — мобильного телефона, разрешающего лишь небольшой объём сообщения и располагающего ограниченным набором клавиш (причём по­рой только с латиницей), на каждой из которых не одна, а не­сколько букв. Эти черты влияют на языковой облик смсок, но не приводят к засорению языка как такового. Серьёзный же вред языковому сознанию современного читателя и зрителя на­носят низкопробные тексты, содержащиеся в средствах мас­совой информации. Нарочито сниженный стиль подобных текстов, речевая небрежность, логическое несовершенство и нравственная убогость — вот реальная проблема современного русского языка. Не смски выращивают глухое к лучшим каче­ствам русской речи и неграмотное поколение, однако если протекающие в обществе и стимулируемые СМИ негативные процессы не будут остановлены, то через некоторое время смс-тексты, как и все другие жанры, отразят ещё более удру­чающую картину, чем теперь.

(По М. Сидоровой.)

16. Отвечая на вопрос учителя, один ученик сказал, что в на­учно-популярных текстах используется только книжная лексика. Другой ученик утверждал, что научно-популярный текст не мо­жет состоять только из книжных слов и допускает использова­ние разговорной лексики. А третий учащийся настаивал на том, что основой текста любого стиля являются стилистически ней­тральные слова. Кто прав? Выскажите своё мнение по этому во­просу в сочинении-рассуждении «Какая лексика (нейтральная, книжная, разговорная) используется в научно-популярных тек­стах?»

Обдумывая ответ на этот вопрос, проанализируйте текст А. Волкова (текст 15 в части II «Чтение и анализ текста»). В своём сочинении приведите примеры из прочитанного текста, аргу­ментирующие вашу точку зрения. Приводя примеры, применяй­те цитирование.

17. В Интернете активно обсуждается вопрос об использова­нии смайликов. Одни утверждают, что нет никакой практической пользы в их употреблении в интернет-общении и смс-текстах, что они засоряют русский язык, приводят к его упрощению и к тому, что люди перестают обращать внимание на пунктуацию и становятся безграмотными. Другие считают, что в употреблении этих забавных значков заложен большой смысл, так как с их по­мощью точно и кратко выражаются разнообразные эмоции, а кроме того, смайлики в определённой степени способны заме­щать пунктуационные знаки. Кто прав?

Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассу­ждении «Есть ли практический смысл в употреблении смайликов в интернет-общении и смс-текстах?» Подтверждая свою точку зрения, приведите не менее двух аргументов.

18. Однажды между учениками возник спор. Одни утверж­дали, что орфографических правил очень много, они все очень разные и их всё равно никогда не запомнить. Другие го­ворили, что русская орфография не так сложна, как кажется на первый взгляд: достаточно запомнить главное её правило (мор­фологический принцип) — пиши любую морфему одинаково (единообразно). Кто прав? Выскажите своё мнение по этому во­просу в сочинении-рассуждении. Начните свой текст словами: Я согласен с мнением учеников, которые считают, что… Обос­нуйте свой ответ, аргументируя его примерами из данного ниже текста.

С печью связано много русских обычаев, обрядов, поверий. Печь — символ уважения к престарелым: это «законное» место стариков, и потому в русских сказках дед, сидящий на печи, — типичный персонаж. Печь — символ гостеприимства, ибо до­рогого человека угощают по принципу «всё, что есть в пе­чи, — на стол мечи», а если он продрог или вымок под дождём, то укладывают спать на печь. Пословица гласит: «Кто сидел на печи, тот не гость, а свой». Печь — символ благосостояния семьи, и потому она играет большую роль в свадебных обрядах. Во многих краях России был прежде распространён обряд «глядения печи» при сватовстве, который заключался в при­страстном осмотре хозяйства жениха. Свято блюдя принцип «сору из избы не выносить», семья использовала печь для уничтожения мусора.

Вся эта положительная символика нашла богатое отражение в русском фольклоре. Вот лишь несколько пословиц и погово­рок, демонстрирующих отношение наших соотечественников к этому источнику тепла: «Хлебом не корми, только с печи не гони!», «Без печки холодно, без хлеба голодно», «На своей пе­чи — сам себе голова», «Мала печка, да тёпленька», «Печь нам мать родная».

(По В. Мокиенко.)

19. 1. Сначала по заголовку постарайтесь определить, какой лингвистической проблеме посвящён данный текст. Затем про­читайте текст, проверяя свои предположения.

20. Какие точки зрения существуют по вопросу, поставленно­му автором текста? Какой из них придерживается автор?

21. Напишите в научном стиле сочинение-рассуждение на те­му «Почему пословицы и поговорки активно используются в речи?» Аргументируйте свою точку зрения. Постарайтесь ис­пользовать для этой цели суждения, содержащиеся в прочитан­ном тексте.

КОПИЛКА НАРОДНОЙ МУДРОСТИ

Как показали последние исследования учёных, в лексиконе россиян львиную долю занимают не иностранные заимствова­ния и даже не бранная лексика, как можно было бы поду­мать, а пословицы, поговорки и крылатые выражения. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, до 81% опрошенных россиян (опрос проводился в 100 городах и сёлах, в нём приняли участие 1600 человек) в обыденной речи используют пословицы, поговорки и кры­латые выражения. А 12% из них ещё и сами их придумывают, предпочитая при этом обыгрывать крылатые выражения или афоризмы, чуть реже — пословицы. Далее рейтинг разговор­ной стилистики расположился так: 66% опрошенных в об­щении используют цитаты из песен, кино и литературных произведений. И наконец, несколько преувеличенными ока­зались страхи филологов относительно влияния компьютер­ного и интернет-сленга на современный русский язык: ком­пьютерный сленг используют 29% опрошенных и лишь 13% говорят на интернет-сленге.

«Неспроста пословицы — явный лидер речевого общения, — полагает Тамара Николаева, профессор филологического фа­культета МГУ. — Недавно мы тоже проводили научные изы­скания о влиянии пословиц на современную речевую сти­листику. И пришли к выводу, что пословицы — один из самых частотных по употреблению в разговорной речи оборо­тов. Например, в среднем на 800 текстов приблизительно 200—250 пословичные. Это много. О чём это говорит? О том, что речевая ситуация в современном обществе нестабиль­на. Следствием этого является то, что говорящий прибегает к использованию проверенных веками шуток (пословиц и поговорок) для преодоления комплекса социального одиноче­ства, чтобы лучше приспосабливаться к разным условиям об­щения».

Как полагают многие филологи, человек потому и прибегает к народной копилке мудрости, что она — проверенный способ показаться своим в чужом или не очень комфортном обществе, которое чуть гибче или быстрее адаптируется к переменам. И вот, чтобы догнать авангард, новичок вводит в речь послови­цу, подчёркивая тем самым, что его мнение основывается не на оторванных от человеческой жизни представлениях. При этом почти никто не использует пословицы в первозданном виде. Как правило, люди модернизируют их, приспосабливая под ритм и стилистику XXI века.

В целом, отмечают многие исследователи-лингвисты, нако­пление и эволюция народной мудрости развивается, как и ис­тория, — по спирали. В принципе, какими бы новыми или авангардными ни казались нам пословицы, поговорки или крылатые выражения, все они или почти все заимствованы у предков, хотя и видоизменяются со временем.

«Явление пословицы многомерно, — убеждена Ольга Хри­стофорова. — Это явление мысли, языка и культуры, и глав­ное в нём — не логическая природа, не информация, а образ, несущий смысловую двуплановость, иногда — многоплано­вость. Пословицы как раз своей выживаемостью и доказыва­ют, что самые глубокие суждения, безупречно выстроенные по законам логики, самые умные и чётко сформулированные мыс­ли не приобретут крыльев, если они не имеют соответству­ющей художественной формы, например такой, как посло­вица».

Копилка народной мудрости (пословичный фонд языка) не иссякает. Она неисчерпаема и пополняется непрерывно. В ре­чи современного человека пословицы и поговорки занимают значительное место. А это, считают специалисты, говорит о признаках выздоровления языковой культуры современного общества.

(По В. Емельяненко.)

20. Прочитайте текст. Какую проблему поднимает автор? Напишите сочинение-рассуждение, выражая своё отношение к основной мысли данного текста. Следите за тем, чтобы ваша точка зрения была не только чётко выражена, но и аргументиро­вана.

Многие из нас испытывают тревожное ощущение катастро­фической порчи языка. Дело в том, что каждый из нас живёт в мире с очень широкой и притом агрессивной языковой сре­дой: телевидение, радио, газеты, Интернет… Кто посещал хоть один чат или телеконференцию, не мог не поразиться вопи­ющей безграмотности. И везде стирание границ между разны­ми стилистическими пластами, терпимое отношение к снижен­ным речевым вариантам.

Многие совершенно всерьёз утверждают, что главное, «что­бы тебя понимали». Но действительно ли этого достаточно? Учёные утверждают, что огромное влияние на межличностные отношения оказывает так называемый речевой портрет лично­сти. Надо сказать, наши фотографии могут быть не такими вы­разительными, точно нас характеризующими, как наш собст­венный речевой портрет. И, что важно, его не спрячешь в альбоме: «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь!»

Не всё ли равно — кофе Чёрный или Чёрное? Тем более что говорят, что вроде бы можно и так, и так? Действительно, если на рынке мы увидим ценник «Чёрное (натуральное, молотое и т. п.) кофе», то наш глаз может проскользнуть мимо. А вот если услышали это от человека, которого считаем умным, ин­теллигентным, много знающим, то наш речевой слух сразу отметит несоответствие наших ожиданий и речевого портрета собеседника. И вот ведь «несправедливость»: ошибки оказыва­ются сильнее, чем вся речь, может, и правильная, и уместная, и выразительная!

Так что же делать? Как быть с собственным речевым порт­ретом? Нет другого пути, как бережно выращивать его, избегая примитивизма, избавляясь от неуместных слов и словечек, ошибок и речевой небрежности и обогащая собственный арсе­нал выразительности.

(По Л. Пирожковой.)

21. Прочитайте высказывание известного современного лин­гвиста Л. Скворцова. Напишите сочинение-рассуждение, выра­жая своё отношение к основной мысли текста. Аргументируйте свою точку зрения.

Высокая культура языка, яркая и выразительная повседнев­ная речь вместе с художественной литературой прошлого и на­стоящего, с общественной мыслью, наукой, экономикой, все­ми видами искусства — действенный инструмент культурного и духовного обустройства всей жизни. Без этого невозможно наведение порядка в нашем доме, возрождение великой Рос­сии, укрепление права её народов играть, как и прежде, замет­ную и всё возрастающую роль в современном динамически из­меняющемся мире, вступившем в своё третье тысячелетие.

В эпоху новейших технологий, всеобщей и полной компью­теризации, Интернета, распространения видеотехники и других достижений современной цивилизации глубокое знание родно­го языка, владение его литературными нормами обязательно для всякого образованного человека и патриота.

22. Проанализируйте стихотворения Я. Козловского и опре­делите, с помощью какого языкового средства созданы эти тек­сты-каламбуры. Обоснуйте свою точку зрения в сочинении-рас­суждении.

1) Однажды кот подкрался к Попугаю:

«Сейчас тебя я, братец, Попугаю…» Но попугай из клетки крикнул: «Брысь!» Что серый кот, здесь убежала Б рысь!

2) Мишка с армией Осиной

Дрался вырванной Осиной.

Мог ли в ярость он не Впасть. Если осы лезли В пасть.

3) Эй, скворец, начинается Сев, Даром клюв о сучок ты не Три. Время завтракать, на поле Сев, Слопай гусениц дюжины Три!

4) иоду в ступе Потолок, Посмотрел на Потолок И зевнул:

— Мне спать Пора, Ночи близится Пора!

23. Выразительно прочитайте высказывание современного лингвиста А. Балакая. Согласны ли вы с мнением учёного? Пись­менно обоснуйте свою точку зрения. Приведите в своём рассуж­дении не менее двух аргументов, с помощью которых вы обос­новываете сзоё мнение.

Русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. По мнению специалистов, известная сентен­ция Как живём, так и выражаемся только половина прав­ды. Вторая её половина Как выражаемся, так и живём то­же должна быть принята во внимание. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании, в широком распространении научных знаний, культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обще­стве.