Язык волшебное зеркало мира и национальной культуры сочинение 5 класс

У каждой культуры есть своя языковая система, с помощью которой ее носители имеют возможность общаться друг с другом. значение языка

У каждой культуры есть своя языковая система, с помощью которой ее носители имеют возможность общаться друг с другом. Значение языка в культуре любого народа трудно переоценить.

Язык — это зеркало культуры, в котором отражается не только реальный, окружающий человека мир, но и менталитет народа, его обычаи и традиции, мораль, система ценностей. Язык является кладовой, копилкой культуры, так как все материальные и духовные ценности, накопленные тем или иным народом, хранятся в языковой среде: фольклоре, книгах, в устной и письменной речи.

Язык не простое зеркало, которое отражает все окружающее, а призма, через которую смотрят на мир, и в каждой культуре эта призма своя.

Каждый язык включает в себя картину мира, в ко­торой живет тот, кто этот язык употребляет. Эта связь человека с картиной мира, содержащейся в языке, на котором он говорит, с кругом представлений, образов и понятий, которые запечатлены в языке, обуславли­вает глубочайшее действие каждого языкового явле­ния. Этого воздействия не может избежать никто, ни в одной фразе, которую человек произносит или слышит.

Язык в отношении своего строения, своей лексики есть одна из важнейших сторон культуры, может быть, самая важная. Язык есть, если можно так сказать, зеркало, отражающее культуру. Весьма симптоматичны рассуждения о соотношении национального языка и культуры и его свидетельство о восприятии родного языка русскими поэтами, по существу отражающем такое восприятие всяким думающим о судьбах русской культуры и русского языка: Национальный язык – это не только средство общения, знаковая система для передачи сообщений. Национальный язык в потенции – как бы “заместитель” русской культуры. Ощущение языка, как своего рода концентрации духовного богатства, своего рода знамени духовного богатства культуры в целом было в высшей степени свойственным особенно чутким к русскому языку поэтам.

11. Язык как хранитель культуры.

Язык – носитель, хранитель культуры, так как именно с помощью языка она передается из поколения в поколение. И наконец, язык- это инструмент культуры, формирующий личность человека, который именно через язык воспринимает менталитет, традиции и обычаи своего народа.

Каждый социум (носитель языка) отличается своей концептуальной системой — картиной мира, которая отвечает физическим, духовным, технологическим, этическим, эстетическим и другим потребностям в мире. Язык является одним из средств формирования социализации картины мира.

Изменение философских традиций исследования языка вызывает необходимость общаться не только к языку и тексту, но и учитывать контекст, включающий различные аспекты: исторический, социальный, культурный, вербальный и др. контекст представляет собой концептуальную систему, которая рассматривается как «система взаимосвязанной информации, отражающая познавательный опыт индивида на самых разных аспектах познания, осмысления мира: наиболее абстрактные концепты в такой системе континуально связаны с концептами, отражающими наш обыденный опыт, как часть одной концептуальной системы».

Язык и культура, конечно, отдельные самостоятельные явления. Вместе с тем в своем развитии и синхронном сосуществовании они настолько тесно соотносятся и взаимодействуют друг с другом, что закономерно, с одной стороны, ставится вопрос о языке как одной из основных форм реализации национальной культуры, как важнейшем компоненте национальной культуры и фундаментальном факторе ее существования и развития, с другой стороны, говорится о языке как о продукте национальной культуры.

Отдельный язык есть индивидуальное и неповторимое историческое явление, принадлежащее к данной индивидуальной культурной системе. Даже всецело оставаясь на почве одного языка, мы уже изучаем тем самым соответствующую культуру, именно первую, и в известном отношении, может быть, самую важную главу ее истории.

12. Язык как орудий культуры.

Человек- творение языка и его пленник.
Грамматические и лексические средства формирования личности.

Язык, важнейшее средство выражения той части культуры, которая относится к интеллектуальной деятельности, и существенного сегмента эмоциональной стороны духовной жизни человека. Языком охватываются в том числе и те сферы человеческого интеллекта и души, которые составляют культуру и тесно с ней соприкасаются или взаимодействуют, как, например, наука, религия, философия.

Сам человек – творение языка. Человек и язык меняются местами: человек – объект отражения языком как субъектом, активным началом в этом аспекте их соотношения выступает язык, потому что «люди узнают слова до того, как узнают идеи и дети, привыкшие к этому с колыбели, продолжают поступать так всю жизнь».

Использование лексических единиц в речи является одним из показателей сформированности лексического навыка говорения. Лексический навык формируется при выполнении речевого действия. Поэтому структура лексического навыка говорения неотделима от структуры речевого действия, хотя упор делается главным образом именно на лексическую сторону речевого действия.

Уже на уровне грамматики язык свидетельствует о повышенной эмоциональности, сентиментальности, сердечности русской души, русского национального характера. Уменьшительно-ласкательные суффиксы русского языка не только отражают повышенную способность русскоязычного человека к выражению любви и доброты, его эмоциональность и чувствительность, но и несомненно способствуют формированию этих качеств. Восклицательный знак и грамматическая категория рода тоже определяют более эмоциональное отношение и к людям, и к окружающему миру. Таким образом, в формировании личности носителя языка участвуют все средства языка, в том числе грамматические.

13. Национальный характер.

“Язык слов” как принадлежность людей, как средство их общения существует во множестве вариантов – в языках племен, народов, наций. В современном мире насчитывается более пяти с половиной тысяч языков и диалектов.

Язык каждого народа теснейшим образом связан с историей народа – его носителя. Он связан, перефразируя Лермонтова, с “торжествами и бедами народными”, с повседневной жизнью людей, объединенных в данный народ, а также с духовной жизнью всего народа. Каждый язык не просто связан с жизнью народа. История народа находит отражение в языке, главным образом в словах и фразеологии. Более того, существеннейшая часть коллективного опыта народа, в том числе его духовной жизни, которая проявляется в интеллектуальной деятельности и во “внутреннем мире” человека (сфера психики), находит свое выражение посредством языка в устной речи и в письменных текстах.

Язык становится своеобразным зеркалом жизни народа, но не только “текущего момента”. В силу способности закреплять в своих единицах, преимущественно в словарном составе и фразеологии, все, что было и есть в народной жизни (великое и малое, хорошее и плохое), язык сохраняет в народной памяти “следы” далеких эпох и недавнего времени, преобразовывая, трансформируя смысловое содержание самих слов и фразеологизмов под влиянием “превратностей” их употребления в повседневном речевом общении носителей языка и “внешних” обстоятельств (исторических событий, конкретной ситуации, контекста художественного произведения, газетной статьи и т. п.).

С этой точки зрения, русский язык – бесценное национальное достояние, воплотившее народный склад ума, самобытность “внутреннего мира” русского человека, неповторимость исторического пути русского народа.



Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

edugr4
Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда…

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных



Поиск по сайту:

edugr3
Мы поможем в написании ваших работ!

Âçàèìîñâÿçü ÿçûêà íàðîäà ñ åãî êóëüòóðîé è íàöèîíàëüíûìè îñîáåííîñòÿìè. Îñîáåííîñòè ó÷àñòèÿ ÿçûêà â âàæíåéøèõ ìîìåíòàõ êóëüòóðíîãî òâîð÷åñòâà ÷åëîâåêà, ïî ìíåíèþ ôèëîñîôà è ÿçûêîâåäà Âèëüãåëüìà Ãóìáîëüäòà. Ãèïîòåçà ëèíãâèñòè÷åñêîé îòíîñèòåëüíîñòè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà http://www.allbest.ru/

 òåîðèÿõ êóëüòóðû âñåãäà âàæíîå ìåñòî îòâîäèëîñü ÿçûêó.

ßçûê — çåðêàëî êóëüòóðû, â íåì îòðàæàåòñÿ íå òîëüêî ðåàëüíûé ìèð, îêðóæàþùèé ÷åëîâåêà, íå òîëüêî ðåàëüíûå óñëîâèÿ åãî æèçíè, íî è îáùåñòâåííîå ñàìîñîçíàíèå íàðîäà, åãî ìåíòàëèòåò, íàöèîíàëüíûé õàðàêòåð, îáðàç æèçíè, òðàäèöèè, îáû÷àè, ìîðàëü, ñèñòåìà öåííîñòåé, ìèðîîùóùåíèå, âèäåíèå ìèðà. ßçûê è êóëüòóðó íåâîçìîæíî ðàçäåëèòü, íåëüçÿ ðàññìàòðèâàòü ÿçûê íàðîäà, íå ïðèíèìàÿ âî âíèìàíèå åãî êóëüòóðó è íàöèîíàëüíûå îñîáåííîñòè. Âåäü ÿçûê è êóëüòóðà íàðîäà ñêëàäûâàþòñÿ îäíîâðåìåííî. Ñî âðåìåíåì ÿçûê òàêæå èçìåíÿåòñÿ, êàê è êóëüòóðà îáùåñòâà.  êóëüòóðå ïîÿâëÿþòñÿ íîâûå öåííîñòè, â ÿçûêå íîâûå âûðàæåíèÿ; â îáùåñòâå ïîÿâëÿþòñÿ íîâûå òåõíîëîãèè — â ÿçûêå íîâûå ñëîâà.

ßçûê — ÿâëåíèå ñîöèàëüíîå. Èì íåëüçÿ îâëàäåòü âíå ñîöèàëüíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ, ò.å. áåç îáùåíèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè, îí óíèâåðñàëüíîå õðàíèëèùå íàöèîíàëüíîãî ñàìîñîçíàíèÿ. «ßçûê — íåîáõîäèìîå óñëîâèå ñóùåñòâîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåñòâà è, ÿâëÿÿñü ýëåìåíòîì äóõîâíîé êóëüòóðû, ÿçûê, êàê è âñå äðóãèå îáùåñòâåííûå ÿâëåíèÿ, íåìûñëèì â îòðûâå îò ìàòåðèàëüíîñòè», ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî ÿçûê — ýòî ýëåìåíò êóëüòóðû îáùåñòâà, íåîòúåìëåìàÿ ÷àñòü êóëüòóðû. Õîòÿ ÿçûê ÿâëÿåòñÿ ìîãó÷åé îáúåäèíÿþùåé ñèëîé, â òî æå âðåìÿ îí ñïîñîáåí è ðàçîáùàòü ëþäåé. Ó êàæäîé íàöèè è íàðîäà åñòü ñâîÿ èñòîðèÿ, ñâîÿ êóëüòóðà, êîòîðàÿ ôîðìèðîâàëàñü âåêàìè èëè äàæå òûñÿ÷åëåòèÿìè, è ãëàâíàÿ óíèêàëüíîñòü êàæäîé íàöèè ñîñòîèò èìåííî â åå ÿçûêå. Íè÷òî èíîå êàê ÿçûê, íå îòðàæàåò âñå îñîáåííîñòè è òîíêîñòè òîãî èëè èíîãî íàðîäà. ßçûê, ïðåæäå âñåãî, îòðàæàåò ìûøëåíèå ÷åëîâåêà. Ó êàæäîãî ãîñóäàðñòâà åñòü ñâîé íàöèîíàëüíûé ÿçûê, à òî è äâà.

 ÿçûêîçíàíèè ïðîøëîãî âåêà ðàçâèëîñü ïðåäñòàâëåíèå î ÿçûêå êàê îá îðãàíèçìå (îòäàëåííàÿ âçàèìîñâÿçü ñ òåîðèåé Ðàòöåëÿ, î ãîñóäàðñòâå, êàê î æèâîì îðãàíèçìå). Ó÷¸íûå ñ÷èòàëè, ÷òî ÿçûê íåçàâèñèì îò âîëè è æåëàíèé èíäèâèäîâ. Èçâåñòíûé íåìåöêèé ôèëîñîô è ÿçûêîâåä Âèëüãåëüì Ãóìáîëüäò ñôîðìóëèðîâàë îäíî èç ïðîòèâîðå÷èé ÿçûêà ñëåäóþùèì îáðàçîì: «ßâëÿÿñü ïî îòíîøåíèþ ê ïîçíàâàòåëüíîìó ñóáúåêòèâíûì, ÿçûê ïî îòíîøåíèþ ê ÷åëîâåêó îáúåêòèâåí». ßçûê ïîíèìàåòñÿ êàê äóõîâíàÿ ðåàëüíîñòü, æèâàÿ äåÿòåëüíîñòü ÷åëîâå÷åñêîãî äóõà, åäèíàÿ ýíåðãèÿ íàðîäà, ïðîíèçûâàþùàÿ ñîáîé âñ¸ åãî áûòè¸. ßçûê åñòü óíèâåðñàëüíàÿ ôîðìà ïåðâè÷íîé êîíöåïòóàëèçàöèè ìèðà è ðàöèîíàëèçàöèè ÷åëîâå÷åñêîãî îïûòà, âûðàçèòåëü è õðàíèòåëü áåññîçíàòåëüíîãî ñòèõèéíîãî çíàíèÿ î ìèðå, èñòîðè÷åñêàÿ ïàìÿòü î ñîöèàëüíî çíà÷èìûõ ñîáûòèÿõ â ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè. Ãóìáîëüäò óêàçûâàë íà òî, ÷òî ÿçûê ýòî ÷àñòü êóëüòóðû. ßçûê àêòèâíî ó÷àñòâóåò âî âñåõ âàæíåéøèõ ìîìåíòàõ êóëüòóðíîãî òâîð÷åñòâà — âûðàáîòêå ìèðîïðåäñòàâëåíèé, èõ ôèêñèðîâàíèè è ïîñëåäóþùåì îñìûñëåíèè. Ãóìáîëüäò ôîí ïðåäïîëàãàë, ÷òî ÿçûê è êóëüòóðà íàñòîëüêî òåñíî ñâÿçàíû äðóã ñ äðóãîì, ÷òî åñëè ñóùåñòâóåò îäíî, òî äðóãîå ìîæíî âûâåñòè èç íåãî, íî îí íå ñìîã ðàçäåëèòü ÿçûê è êóëüòóðó, íà äâå ðàâíûå äðóã äðóãó àñïåêòû ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè.

Ñîãëàñíî òåîðèè Ñåïèðà — Óîðôà, èìåþùàÿñÿ ó ÷åëîâåêà êàðòèíà ìèðà â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè îïðåäåëÿåòñÿ ñèñòåìîé ÿçûêà, íà êîòîðîì îí ãîâîðèò. Ïî Óîðôó, ãðàììàòè÷åñêèå êàòåãîðèè ÿçûêà ñëóæàò íå òîëüêî èíñòðóìåíòàìè äëÿ ïåðåäà÷è ìûñëåé ãîâîðÿùåãî, íî îíè òàêæå ôîðìèðóþò åãî èäåè è óïðàâëÿþò åãî ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòüþ. Ïîýòîìó, ëþäè, ãîâîðÿùèå íà ðàçíûõ ÿçûêàõ áóäóò èìåòü ðàçíûå ïðåäñòàâëåíèÿ î ìèðå, è åñëè ÿçûêè ìåæäó ñîáîé ñèëüíî îòëè÷àþòñÿ ïî ñâîåé ñòðóêòóðå, òî ìåæäó íàöèÿìè áóäóò âîçíèêàòü ïðîáëåìû â ïîíèìàíèè î ìèðå. Ñóùåñòâóåò ìíåíèå î òîì, ÷òî îò ôèçè÷åñêîé ñðåäû â òîé èëè èíîé ñòåïåíè çàâèñèò îáùèé õàðàêòåð ôîíåòè÷åñêîé ñèñòåìû, òàê ÷òî ÿçûêè òåõ ëþäåé, êîòîðûå æèâóò â ãîðàõ èëè â äðóãèõ óñëîâèÿõ, îñëîæíÿþùèõ áîðüáó çà ñóùåñòâîâàíèå, âûðàáàòûâàþò ðåæóùèå ñëóõ ôîðìû ðå÷è, â òî âðåìÿ êàê ó íàðîäîâ, êîòîðûì ïðèðîäà áëàãîïðèÿòñòâóåò, ôîíåòè÷åñêèå ñèñòåìû áûâàþò î÷åíü ïðèÿòíûìè íà ñëóõ. ßçûê çåðêàëî êóëüòóðà

Íåâîçìîæíî ïðåäñòàâèòü âîçíèêíîâåíèå èëè ðàçâèòèå êóëüòóðû áåç ÿçûêà.  ñâîþ î÷åðåäü ÿçûê íàõîäèòñÿ â ïîñòîÿííîì äâèæåíèè è ðàçâèòèè, íå îòñòàâàÿ îò êóëüòóðû, òî åñòü ñòàíîâèòñÿ î÷åâèäíûì, ÷òî ÿçûê îòðàæàåò â ñåáå êàêèå-ëèáî èçìåíåíèÿ â ÷åëîâå÷åñêîé êóëüòóðå. ßçûê — ýòî íåïðèçíàííûé õðàíèòåëü êóëüòóðû, è îáùåñòâåííûõ öåííîñòåé.

Êàê êóëüòóðà âáèðàåò âñå èñòîðè÷åñêèå ñëîæèâøèåñÿ, ñòðóêòóðèðîâàííûå ìîäåëè ïîâåäåíèÿ, êîòîðûå «ïðèíèìàþòñÿ âñåìè èëè ñïåöèàëüíî íàçíà÷åííûìè ÷ëåíàìè ãðóïïû», òàê è ÿçûê âêëþ÷àåò ìîäåëè ðàçãîâîðíîé ðå÷è (ñîñòàâíàÿ ÷àñòü ïîâåäåíèÿ) ñ òî÷íî òàêèìè æå àòðèáóòàìè. ßçûê, êàê è âñå äðóãîå â êóëüòóðå, òðåáóåò èçó÷åíèÿ íå îòäåëüíûõ âûðàæåíèé (àêòîâ). ßçûêè, êàê è äðóãèå àñïåêòû êóëüòóðû, ðàçíîîáðàçíû è íåïîõîæè; êàæäîå îáùåñòâî èìååò ñâîé ÿçûê, ðàâíî êàê è ñîáñòâåííûå òåõíè÷åñêèå ïðèåìû, ôîðìû ñîöèàëüíîãî è ïîëèòè÷åñêîãî óñòðîéñòâà è ìîäåëè ýêîíîìè÷åñêîãî è ðåëèãèîçíîãî ïîâåäåíèÿ. ßçûê ïîäîáíî ëþáîìó äðóãîìó àñïåêòó êóëüòóðû àêêóìóëèðóåò è ïîñòîÿííî òðàíñôîðìèðóåò «ãèãàíòñêóþ è àíîíèìíóþ ïîäñîçíàòåëüíóþ ðàáîòó ìíîãèõ ïîêîëåíèé». Íàêîíåö, ñîâåðøåííî íåâîçìîæíî ñåáå ïðåäñòàâèòü ïðîèñõîæäåíèå èëè ðàçâèòèå êóëüòóðû îòäåëüíî îò ÿçûêà, èáî ÿçûê — ýòî òàêàÿ ÷àñòü êóëüòóðû, êîòîðàÿ â áîëüøåé ìåðå, ÷åì ëþáàÿ äðóãàÿ, äàåò âîçìîæíîñòü ÷åëîâåêó íå òîëüêî ïðèîáðåòàòü ñîáñòâåííûé îïûò â ïðîöåññå íåïðåðûâíîãî îáó÷åíèÿ, íî è ïîëüçîâàòüñÿ ïðèîáðåòåííûìè â ïðîøëîì èëè íàñòîÿùåì îïûòîì è çíàíèÿìè äðóãèõ ëþäåé, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ èëè áûëè ÷ëåíàìè ãðóïïû.  òîé ñòåïåíè, â êàêîé êóëüòóðà êàê öåëîå ñîñòîèò èç îáùåïîíèìàåìûõ ìîìåíòîâ, åå ëèíãâèñòè÷åñêèé àñïåêò ÿâëÿåòñÿ åå íàèáîëåå æèçíåííîé è íåîáõîäèìîé ÷àñòüþ.

Âûâîä ìîæíî ñäåëàòü î òîì, ÷òî êàæäûé åñòåñòâåííûé ÿçûê îïðåäåëÿåò ãðàíèöû íåêîòîðîãî êóëüòóðíîãî ìèðà. ßçûê ÿâëÿåòñÿ õðàíèòåëåì ýòîãî êóëüòóðíîãî ìèðà, à çíà÷èò ÿçûê è êóëüòóðà íåðàçäåëèìû ìåæäó ñîáîé, ÿçûê — çåðêàëî êóëüòóðû.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

  • Язык живет вместе с жизнью народа сочинение краткое
  • Язык в современном обществе сочинение 10 класс
  • Ягоды рассыплются как пишется
  • Язва алтайская дзен рассказ
  • Ядерноопасных как пишется слитно или раздельно