Автор: Григорьева Галина Владимировна
Организация: КОУ «Адаптивная школа-интернат №19»
Населенный пункт: Омская область, г. Омск
Цель: Создать условия учащимся для изучения сказки «Лиса и журавль».
1. образовательные: познакомить учащихся с произведением А. Н. Толстого; способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; совершенствовать навык плавного, сознательного чтения с соблюдением пауз и правил орфоэпии, развивать устную речь, расширять и уточнять словарь, учить отвечать на вопросы; учить анализировать прочитанное;
2. коррекционно-развивающие: развивать и обогащать словарь учащихся, развивать слуховое восприятие, память, внимание, мышление;
3. воспитательные: воспитывать наблюдательность, прививать любовь к литературе, природе, окружающему миру.
Тип урока: новая тема.
Оборудование: индивидуальные слуховые аппараты, компьютеры, учебники для чтения 4 класс, тарелки, таблички, презентация «Лиса и журавль».
План урока.
1. Организационный момент.
2. Речевая зарядка.
3. Проверка домашнего задания.
4. Вводная беседа, план урока.
5. Выяснение темы урока.
6.Сообщение темы урока.
7. Словарная работа.
8.Динамическая пауза для глаз.
9. Установка на чтение. Чтение текста учащимися.
10.Определение жанра.
11. Работа над содержанием сказки (I часть). Анализ произведения.
12. Динамическая пауза.
13.Закрепление материала.
14.Домашнее задание.
15.Итог урока.
16.Оценка учащимся.
17. Рефлексия.
Ход урока.
- Орг. момент.
Ребята все готовы к уроку?
-Ты слышишь? … — Я слышу.
— …., спроси …..[Какой сейчас урок?]
-Сейчас урок чтения.
2. Речевая зарядка. (Слайд 2)
— Будем внимательно слушать и хорошо говорить.
— Хорошо говори звук «С».
рас – рос – рус русская
ска – ско – ску сказка
русская сказка
рас – рос – рес интересная
Интересная сказка.
3.Проверка домашнего задания. (Слайд 3)
(Полноэкранная демонстрация слайда)
— Посмотрите и скажите: кто это? — Алексей Николаевич Толстой.
— На прошлом уроке мы изучали биографию Алексея Николаевича Толстого. Давайте вспомним.
— Кто такой Алексей Николаевич Толстой? — Алексей Николаевич Толстой –
— известный русский писатель.
(Слайд 4) (выходит ответ на экране)
— Когда родился писатель? — Писатель родился в 1883 году.
— Что написал и пересказал Алексей Николаевич Толстой? — Толстой написал и пересказал сказки «Приключения Буратино», «Лев, Щука и человек», «Лиса и журавль».
- щелчку мыши – ответ на экране) (Слайд 5)
-Что мы делали? — Мы отвечали на вопросы.
4. Вводная беседа.
— Послушайте и скажите, что будем делать сегодня?
(Учащимся предлагается послушать фразы и выбрать нужную. Составляется план урока.)
— Будем отгадывать ребус. |
— Будем читать. |
— Будем отвечать на вопросы. |
— Будем работать с картинками |
5. Выяснение темы урока.
— Чтобы узнать, какое произведение мы будем читать, нужно отгадать ребус. (Слайд 6) (ответы по щелчку мыши)
А И Л С — ЛИСА, ЖУРАВЛЬ.
3 2 4 1
У Ь Р Ж А Л В
4 1 3 5 7 6 2
6.Сообщение темы урока.
-Кто догадался, какое произведение мы будем читать? – Я думаю «Лиса и Журавль»
— Сегодня мы с вами познакомимся с произведением А.Н.Толстого «Лиса и Журавль». (Слайд 7)
(Слайд
На уроке мы определим, какой характер у одного из героев произведения. А так же проанализируем его поступки.
— Откройте книги на странице 173. Найдите это произведение.
7. Словарная работа.
— Нам встретятся незнакомые слова, поэтому давайте объясним их значение. (Слайд (толкование слов – по щелчку мыши)
званый пир – праздничный обед по приглашению
потчевать – угощать
не обессудь – не обижайся
вздумала-захотела
окрошка-блюдо, холодный суп
врозь – не вместе
размазала (показ)
вертеться (показ)
8. Динамическая пауза для глаз (слайд 11,12)
9.Установка на чтение. Чтение текста учащимися.
— Что будем делать? — Будем читать.
Ребята, как нужно читать произведение?
Нужно читать вдумчиво, внимательно, с выражением
— Что мы делали? — Мы читали.
10. Определение жанра.
Подумайте и скажите, к какому жанру относится произведение?
— Я думаю, что это сказка.
— Почему ты так думаешь? — Ответы детей.
-Я думаю, это сказка, потому что здесь животные разговаривают.
- Правильно ребята.
(По щелчку — фраза): Это русская народная сказка в пересказе А.Н.Толстого.
(По щелчку) — О ком говорится в сказке? — Ответы детей.
(По щелчку): В сказке говорится о лисе, о журавле.
11. Работа с содержанием сказки (I часть). Анализ произведения I части.
(слайд 9) (вопросы и словарь – по щелчку мыши)
— Кем были лиса и журавль в начале сказки? -Друзьями.
-Найдите и подтвердите предложением из текста.
(Учащиеся находят предложение в тексте и отвечают.)
— Лиса и журавль подружились.
а) — Что решила лиса?
(Учащиеся отвечают словами из текста.)
— Вздумала. Как сказать по-другому? — Захотела.
— Замените слово «вздумала» и прочитайте предложение.
— Захотела лиса угостить журавля…
б) — Что приготовила Лиса? -Манную кашу.
Прочитайте предложение в тексте. — Лиса наварила манной каши и размазала по тарелке.
(Учащиеся находят ответ в тексте и читают.)
Молодцы! Верно.
в) Что сделала лиса?
-Размазала по тарелке.
— Покажите, как размазала лиса кашу.
(Учащиеся берут тарелку и имитируют двжение)
в) – Угостился журавль? — Нет.
— Как об этом написано в сказке. Прочитайте.
— Ничего не попадает.
- по-другому. — Ничего не съел.
— Замените слова и прочитайте предложение.
— Журавль ничего не съел.
— А почему? — Ответы детей.
(Учащимся предлагается показать, как журавль ел кашу.)
г) — Кто съел кашу?
Прочитайте об этом в сказке.
(Учащиеся читают ответ в тексте.)
— Как можно сказать короче? — Лисица всё сама съела.
(Слайд 10)
12.Динамичесая пауза (слайд 16)
А сейчас отдохнем. Встаньте.
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
Характеристика лисы. (Слайд 11)
— Какая лиса?
(Учащиеся читают опорные слова на слайде и выбирают те, которые характеризуют Лису.)
добрая грубая — Хитрая, жадная.
находчивая умная
хитрая жадная
глупая злая
(ответы и вопросы – по щелчку мыши)
— Как поступила лиса? — Лиса поступила некрасиво.
— Вам понравилась лиса? Почему? — Мне не понравилась лиса, потому что она хитрая и жадная. Она обидела журавля.
13. Закрепление материала.
Работа с картинками.
— А сейчас мы будем выполнять задание.
— Откройте задание. ( Педагог отправляет задание по скайпу)
— Расположите картинки в том порядке, в каком развивается сюжет 1 части сказки.
— Отправьте мне выполненное задание (Педагог проверяет задание по скайпу)
14. Домашнее задание.
— Прочитать сказку. Выучить словарные слова и их значение.
(Словарные слова высылаются по скайпу учащимся)
15.Итог урока.
— Что мы делали на уроке? — Мы отгадывали ребус, читали сказку, отвечали на вопросы, работали с картинками.
— О ком говорили? О Лисе и Журавле.
— О чем говорили на уроке? О характере Лисы. О поступках лисы.
16. Оценка учащимся.
— …, какую оценку ты поставишь себе? Почему?…
Я поставлю…, потому что отвечал … (правильно, без ошибок, допустил ошибки)
Послушайте, какие оценки за работу на уроке, вам поставлю я.
17. Рефлексия.
— Подумайте и скажите, каким для вас был урок? (Слайд 20)
(Учащиеся выбирают и оценивают урок из предложенных вариантов: интересный, увлекательный, трудный, скучный, неинтересный.)
— На этом наш урок закончен. Спасибо всем за работу.
Приложения:
- file0.docx.. 24,3 КБ
- file1_e087c55c-4a66-4d35-8.. 20,7 МБ
Опубликовано: 11.03.2021
Упражнение «Четвертый лишний»
Игра «Хлопни – топни»
Упражнение «Кто какой?»
Упражнение «Выбери посуду»
Упражнение «Объясни пословицу»
Упражнение «Угадай сказку»
Упражнение «Коллаж из геометричес-
ких фигур»
Упражнение «Расскажи сказку»
Составление детьми пересказа прослушан-
ной сказки.
Упражнение №3 «Наоборот».
Дети подбирают прилагательные — антонимы,
характеризующие персонажей сказки:
У лисы ноги короткие, а у журавля — …
длинные;
У журавля клюв длинный, а у лисы мордочка
— ….. короткая;
Кувшин глубокий и тарелка -… мелкая;
Журавль высокий, а лиса — … низкая;
Лиса хитрая, а Журавль — …глупый;
Упражнение №4 «Звуковой
анализ».
Детям предлагается выполнить звуковой анализ
слова лиса, сосчитать сколько частей в слове «лиса». Придумать
предложение с этим словом и сосчитать слова в предложении.
Педагог продолжает рассказ сказки:
А лисица лижет себе да лижет кашу, так
все сама и съела. Кашу съела и говорит:
— Не обессудь, куманек! Больше потчевать
нечем.
Журавль ей отвечает:
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко
мне в гости.
Упражнение №5. «Назови сказку»
Педагог предлагает вспомнить и назвать
сказки, в которых главный герой-лиса?
(«Колобок»,
«Лисичка-сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка»,
«Жихарка», «Кот, петух и лиса»).
Упражнение № 6.»Четвертый
лишний».
Дети выбирают лишнее слово в ряду:
чашка, тарелка, ложка, блюдце;
кастрюля, чайник, самовар, кружка.
Упражнение №7. Игра «Хлопни —
топни»
1 серия. Педагог называет ряд слов. Когда
назовет слово обозначающее животное, дети должны хлопнуть в ладоши.
Предлагаемые слова: стол, вилка, карандаш,
коза, дорога, чашка, береза, кот, малина, кровать, жираф, река, слон,
воробей, тетрадь, петух.
2 серия. Дети должны топать ногами, когда
услышат слово, обозначающее посуду.
Предлагаемые слова: диван, кофта, тарелка,
дуб, стена, автобус, ложка, шкаф, кастрюля, молоко, суп, книга, котлета,
стакан.
3 серия. Дети должны хлопать в ладоши, когда
услышат слово обозначающее животное и топать ногами, когда услышат слово,
обозначающее посуду.
Предлагаемые слова: стул, корова, шапка,
рябина, вилка, ворона, дрова, лошадь, елка, сковорода, кровать, белка, сосна.
Упражнение №8 «Кто какой?».
Педагог предлагает охарактеризовать
персонажей сказки, ответив на примерные вопросы:
— Какой Журавль в сказке?
— Какая лиса в сказке?
Далее педагог продолжает рассказ сказки:
На другой день приходит лиса к журавлю, а
он приготовил окрошку, наложил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и
говорит:
— Кушай, кумушка! Право, больше нечем
потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И
так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает. Никак достать не может: не
лезет голова в кувшин.
Упражнение № 9 «Выбери посуду».
Детям предлагается выбрать посуду для Лисы и
для Журавля (кувшин, тарелка, бидон, блюдце, чашка и т.д.). Далее педагог
организует ответы детей на примерные вопросы:
— Почему журавль ушёл обиженный?
— Почему он не смог поесть?
— Почему ему было неудобно есть?
— В какую посуду нужно было положить кашу
для журавля?
— Чем была недовольна лиса?
— В какую посуду нужно было налить окрошку?
Педагог продолжает рассказ сказки:
А журавль клюет себе да клюет, пока все
не съел.
— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать
нечем!
Взяла лису досада. Думала, что наестся на
целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебавши. Как аукнулось, так и
откликнулось!
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Упражнение № 8 «Объясни
пословицу».
Детям предлагается объяснить половицу:
«Как аукнулось, так и откликнулось!» Вспомнить и назвать другие
пословицы о дружбе, объяснить их смысл.
- “Друга выслушать умей, будет 100 тогда
друзей”. - “Друзья познаются в беде”.
- “Всякая дорога вдвоем веселей”
- Старый друг лучше новых двух.
- Без беды друга не узнаешь.
- Легче друга потерять, чем найти.
- Старый друг лучше новых двух.
- Без беды друга не узнаешь.
- Легче друга потерять, чем найти.
Упражнение № 9. «Угадай сказку».
Детям предлагается отгадать и назвать другие
сказки о дружбе.
Это что за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?
Ах, ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался Кота,
Выглянул в окошко…
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка.
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт,
И в дороге слёзы льёт.
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку.
В этой книжке именины,
Много в ней гостей.
А на этих именинах,
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею
Рыцарь голову срубил.
Рыбка не простая
Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет.
Упражнение № 9 «Коллаж из
геометрических фигур».
Далее педагог предлагает детям придумать и
выложить изображения лисы или журавля из геометрических фигур. Дети
используют круг, прямоугольник, треугольник, овал. Выкладывают портреты на
фоне разного цвета (красный, желтый или оранжевый фон используется для
пассивных детей, для гиперактивных — фон зеленого или синего цвета и т.д.)
Далее дети считают, сколько геометрических
фигур было использовано при конструировании, сколько треугольников в картине,
сколько кругов, сколько квадратов, и чего больше.
Упражнение №10 «Расскажи
сказку».
Детям предлагается рассказать сказку от
первого лица или от третьего лица: представить и изобразить, как рассказала
бы сказку лиса своим лисятам или журавль журавлятам.
ТЕМА УРОКА: «Русская народная сказка «Лиса
и Журавль».
ЦЕЛИ:
·
продолжить работу по развитию беглого и выразительного чтения;
·
вести одновременную работу над произведением и речью детей;
·
формировать литературоведческие представления, обеспечивающие
детям полноценное восприятие
произведения;
·
заинтересовать проблемой произведения;
·
учить находить новые краски в знакомом тексте;
·
учить хорошо ориентироваться в тексте, высказывать и отстаивать
свою точку зрения, суждения о произведении, выражать эмоциональное
отношение к прочитанному;
·
воспитывать любовь и уважение к русскому языку и народному
творчеству;
·
развивать навыки общения.
ХОД УРОКА.
1.
Повторение. Актуализация знаний.
Учитель.
(Под
музыку «В гостях у сказки».)
Много
жанров есть на свете:
Басня,
повесть и рассказ,
Но
с рожденья любят дети
Волшебство
и мир прикрас.
—
О каком жанре эта загадка?
—
Как вы уже догадались, сегодня мы опять побываем в гостях у сказки. Сказки
бывают разные. На какие группы делятся сказки по авторству?
Дети. Авторские
и народные.
—
Почему сказки называются народными?
(Народная
сказка – это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а
многих на протяжении целых столетий.)
—
Как создавались народные сказки? (ответы детей)
Обобщение
учителя:
— В долгие зимние вчера, когда за окном
мела метель и трещал мороз, какой-то умный и с богатым воображением охотник или
рыбак начал рассказывать о своих приключениях. Он говорил не только о том, что
было на самом деле, он привирал, преувеличивал. Кто-то из слушателей запомнил
его историю, но не все подробности. А через много лет пересказал эту историю
своим детям или внукам, но кое-что внёс своё. Его внук через несколько лет
устно, пересказал сказку и тоже внёс в неё что-то своё. Таким образом, со
временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а
многих.
—
Какого вида сказки мы изучаем?
Дети. Сказки
о животных.
2.
Проверка домашнего задания.
1.
Подробный пересказ сказки «Кот, Лиса и Петух».
2.
Проверка задания: докажите, что эта сказка относится к виду
«сказки о животных»
Дети. Герои
этой сказки – зверь и домашние животные.
Сюжет действия строится, как цепочка событий.
Троекратные повторы встреч.
Есть песенка.
Звери имеют прозвища.
Много ласковых слов.
3.
Сообщение темы урока. Мотивация чтения.
—
Сегодня мы будем исследовать сказку, герои которой Лиса и Журавль.
Что
вы можете сказать об этих персонажах?
(Они очень разные, даже
внешне.)
—
Но, видимо чем-то они схожи или связаны друг с другом. Вот об этом мы и будем
думать, читая текст и прочитав его.
4.
Работа над содержанием сказки.
А)
Чтение сказки учителем. Беседа по первому восприятию.
—
Кто из героев сказки вам понравился и почему?
(Ответы детей разные.)
Б)
Целевая установка.
Давайте
перечитаем эту сказку и разберёмся, кто из вас прав.
В)
Перечитывание сказки по абзацам и анализ.
—
Прочитайте первое предложение. Почему сказано «подружились»?
(Ответы
детей)
Обобщение
учителя:
Только-
только вступили в дружеские отношения, сделали первые шаги навстречу друг
другу, пока только ещё захотели стать друзьями, но не стали.
—
Что значит покумились?
(Породнились
на крестинах ребёнка, стали кумовьями.)
—
Прочитайте второе предложение. Почему употреблено слов «вздумала»?
-Как
Лиса приглашала Журавля? Прочитайте.
-Как
же Лиса звала Журавля?
(По-доброму, как принято у
русских людей.)
—
Прочитайте 4 абзац.
—
Что приготовила Лиса? Почему?
(Сказка
давнишняя: каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась.)
—
А когда вам мамы подают горячую кашу, что вы делаете?
—
А что сделала Лиса?
—
Зачем она размазала кашу по тарелке?
( Чтобы гость не обжёгся.)
—
Как она угощала гостя?
(Подала
тарелку, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Покушай,
голубчик-куманёк, сама стряпала»)
—
Какое мнение сложилось у вас о Лисе, прочитав эту часть сказки?
(Лиса
задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси
правилам.)
—
Тогда где же, в чём, когда она допустила промашку?
(Тогда, когда начали есть.)
— Прочитайте следующие два предложения.
—
Как ел Журавль? (Клевал)
—
А как едят другие птицы?
—
Знала ли об этом Лиса?
(Знала. Все птицы едят
одинаково – клюют.)
—
Как ела Лиса?
—
В чём была её оплошность?
(Лиса
увлеклась приятным занятием – «лижет себе, да лижет кашу» — и не заметила, что
Журавль только стучит носом по тарелке, а каши ему при этом не достаётся.)
—
Как могут вести себя разные люди, когда их обманули?
(
Могут рассердиться, возмутиться, перестать общаться.)
—
Как поступает Журавль?
(Он
не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису
поблагодарил и пригласил к себе с ответным визитом.)
Физкультминутка
—
Прочитайте следующий абзац.
—
Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль?
—
Как вы думаете, Журавль умышленно это сделал или нет?
(УМЫШЛЕННО.)
—
Какое слово в этом абзаце подсказывает нам ответ?
(Приготовил.)
—
Прочитайте ещё раз, какими словами Лиса угощала Журавля?
—
Как Журавль угощал Лису?
(Предупредил, что никакого
другого угощения нет.)
—
Прочитайте, как Лиса пыталась отведать угощения?
—
Как вы думаете, видел ли Журавль, что Лиса не может добраться до угощения?
(Видел. Именно этого и хотел Журавль, он
это задумал.)
— Что почувствовала Лиса после такого
угощения? Давайте прочитаем дальше.
-Что
значит «взяла досада»?
—
Вы удивлены этому?
(Нет.
Кому приятно, когда над тобой насмехаются, пригласив в гости.)
—
Но ведь Журавлю тоже было обидно возвращаться домой голодным.
Да,
обидно. Только обида обиде рознь. Почему?
(Лиса
не умышленно обидела Журавля: она его угостить хотела.)
—
Но чего не учла?
(Что,
если приглашаешь гостя, надо знать его вкусы и возможности;
во
время приёма надо заниматься гостем, а не собой.)
— А как должен вести себя гость, если он
пришёл в дом к тому, с кем хочет подружиться?
(Культурно, искренне, честно.)
—
Значит, что должен был сделать Журавль в данном случае?
Обобщение
учителя:
Тактично
обратить внимание Лисы на совершённую ею оплошность;
намекнуть,
что каши ему не досталось; если обиделся, то просто, поблагодарив хозяйку, мог
бы уйти и не приглашать к себе Лису, и она бы задумалась, почему так случилось;
а
если пригласил, то будь выше своей обиды, учти все промахи, допущенные тем, кто
с тобой захотел дружить и с кем ты не прочь подружиться.
—
Дочитаем сказку до конца.
—
Что значит «несолоно хлебавши»?
— В этих строках есть пословица.
Перечитаем её ещё раз.
«Как аукнется, так и откликнется».
— Объясните смысл пословицы.
—
Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость. И в этой пословице
действительно заключена огромная мудрость. А к кому она обращена?
(К каждому из нас.)
— И, главное до того, как мы обидели
кого-то. Пословица прямо так и говорит каждому из нас: следи за собой, старайся
никого не обижать, даже случайно, потому что, если ты обидел, да, не дай бог,
не слишком умного и не очень культурного человека, он непременно отплатит тебе
ещё большей обидой.
Так что, если, как тебе кажется, кто-то
незаслуженно тебя обидел, подумай, в чём ты виноват, чем ты спровоцировал
обиду, которая вернулась к тебе.
5.
Обобщение.
—
А теперь вернёмся к началу нашего урока, там, где мы выясняли, кто из героев
этой сказки лучше. Как вы теперь ответите на этот вопрос.
(Оба
персонажа не хороши, неприятны.)
—
А что же их объединяет?
(Интерес
к самим себе и безразличие к тому, кто рядом.)
—
Народные сказки были придуманы очень- очень давно. А зачем они нужны нам
сегодня?
(Они
учат людей честности, трудолюбию, доброте.)
—
Какой вывод вы сделали для себя, изучив эту сказку? (ответы детей)
Обобщение
учителя:
Если в жизни случилась неудача, прежде
всего надо спросить себя: не я ли сам причина моих бед, не моё ли поведение
провоцирует эти беды.
Что мне нужно изменить в себе, чтобы не
было за себя стыдно, и окружающим стало со мной спокойно и хорошо.
6.
Чтение сказки по ролям.
7.
Итог урока.
—
Кому эта сказка была известна до урока?
—
Что нового вы открыли для себя уже в знакомом произведении?
8.
Домашнее задание.
Подробный
пересказ сказки «Лиса и Журавль».
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Конспект занятия по развитию речи по сказке «Волк и Лиса»
Выполнила:
Курбанова Я.В.
Конспект занятия по развитию речи по сказке «Волк и Лиса»
Цель занятия: познакомить детей с русской народной сказкой «Волк и Лиса»
Задачи:
Образовательные:
— познакомить с русской народной сказкой «Волк и Лиса»
— обогащать словарный запас детей
— формирование умения слушать сказку
Развивающие:
— учить понимать смысл сказки
— учить развивать связную речь через организацию беседы
— развивать диалогическую речь
— развивать логическое мышление, сообразительность
Воспитательные:
— воспитывать интерес к чтению, любознательность
Дополнительные задачи:
Игровая:
— способствовать развитию умения действовать по заданию, осуществлять взаимоконтроль, соблюдение правило игры
Дидактическая:
— закреплять знания сюжета последних событий сказки
Словарная работа: хворостяная избушка, ростепель, кладовушка, ростепель, на приступочку, сени, убога, отрекалась.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие
Тема занятия: русская народная сказка «Волка и Лиса» в пересказе И. Мекитов-Соколов
Возрастная группа: подготовительная группа
Планируемые результаты занятия:
— Дети умеют давать характеристику героям сказки
-У детей развита связная речь при организации беседы
-Дети прислушиваются к мнению других.
Подготовительная работа:
-Разработка дидактической игры;
-Подбор иллюстраций к рассказу;
Материалы и оборудование:
Хрестоматия для детей подготовительной группы, ИКТ- оборудование, птичка для гимнастики глаз.
Ход занятия
Ребята, нам пришло письмо от Старичка Лесовика. Он просит вас помочь ему отгадать загадку.
Все зовут меня плутовка,
Сказки, басни просто врут,
В рыжей шубке прячусь ловко,
Хвост, как яркий парашют.
— Правильно! Это рыжая, хитрая лиса, которая пришла к нам со сказкой. Давайте вместе с вами мы ее прочитаем.
Пройдите, садитесь на стульчик. На стуле мы сидим удобно, спина опирается на спинку стула, ноги ровные. Игровой прием
Приветствие
И Отгадывание загадки
Л Лиса
— проявляют интерес к деятельности, сообразительность
— проявляют интерес к загаданной загадке
2. Организационно- поисковый
(основной) этап
2.1 Постановка проблемы
2.2 Поиск решения проблемы
2.3 Практическое решение проблемы Вызвать интерес к содержанию произведения
Познакомить детей с русской народной сказкой
Закрепить знания детей о сказке «Волк и Лиса»
Умение обосновывать свой выбор
Формировать умение работать по заданию, осуществлять взаимоконтроль
Русский народ раньше сочинял сказки, некоторые писатели их пересказывали для детей. И Иван Мекитов-Соколов пересказал для нас сказку. Сейчас мы познакомимся со сказкой, где тоже есть лиса
-Прежде чем начнем читать, давайте рассмотрим иллюстрацию,
— Скажите, кто изображен?
— Как вы думаете, как называется сказка?
— А какой лиса будет в этой сказке?
— А, как вы думаете, о чем будет сказка?
— У Лисы была избушка – ледяная, а у волка – хворостяная.
— Что значит хворостяная (из сухих веток деревьев)
-Пришла ростепель (т. е оттепель-тепло)
И Лисица пошла проситься на ночлег к волку:
-Чтение рассказа.
— Ребята, как вы думаете, почему избушка Лисы растаяла? (началась оттепель-тепло)
— Кто вспомнит, как попросилась Лиса к Волку? (Пусти меня, куманёк, обогреться)
— Куда уходила лиса? (в сени за дверь, в кладовушку)
-Ребята, давайте встанем и немного отдохнем
Физкультминутка
Вот какой красивый дом
Дом построил крошка гном
В дома есть кроватка, стол
Из сосновых досок пол
Да трещат дрова в камине
Гномик дремлет на перине
— Мы немного отдохнули, теперь предлагаю вам поиграть в игру.
«Волк и Лиса»
Встанем все полукругом, чтоб всем было видно. Каждый будем выходить и на вытянутой руке, пальчиком ставить картинку на то месте, куда посчитаете нужным.
— Вам необходимо составить иллюстрации сказки в правильном, как начиналась сказка, и чем закончилась
— Начнем с, так как ты была сегодня активной, остальные будут по порядку.
— Давайте проверим.
Молодцы!
— Теперь сядем на свои места, проведем гимнастику для глаз, чтоб глазки наши отдохнули.
Гимнастика для глаз
— Следите за птичкой глазами, не двигая головой.
— Молодцы! Создание проблемной ситуации
Словарная работа
Поощрение
Физкультминутка
Показ иллюстраций
Словарная работа
Гимнастика для глаз
Внимательно слушают
Волк и Лиса
Отвечают
Предполагаемые ответы
Чтение воспитателя
Беседа
Связно отвечают на вопросы
Повторяют ф. минутку
Выполняют гимнастику для глаз
— ведут диалог
-прогнозируют решение проблемы
— проявляют интерес
Умеют с интересом слушать, высказывать свое предположение, мнения.
Умеют внимательно слушать
Ведут диалог, проявляют интерес к прочитанному.
3. Рефлексивно–корригирующий
этап Рефлексия — — Кто сочинил сказку?
-Может кто запомнил кто пересказал сказку?
-Чему учить сказка?
— Чтобы вы сказали волку?
— Чтобы сказали лисе?
— Теперь давайте оценим как мы с вами потрудились, справились в задании в игре, просигнальте зеленой карточкой, если вам было легко, а если вы затруднялись – желтой карточкой.
Ребята, вы были очень активны, отвечали на вопросы, хорошо справились с заданиями. Спасибо вам за занятие.