Язык и мышление сочинение

Исходный текст 1современное общество озабочено тем, что язык начал изменяться. 2особенно заметно происходит экспансия письменной речи, которая вытесняет устную из

boocover

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

 (1)Современное общество озабочено тем, что язык начал изменяться. 

(2)Особенно заметно происходит экспансия письменной речи, которая вытесняет устную из разных сфер. (3)Если раньше мы общались, разговаривали прежде всего устно, а письменная речь всё-таки служила для хранения, для передачи информации на расстоянии, через время, то сегодня письменная речь, вытесняя устную из некоторых сфер диалога, приобретает некую устность.

(4)Возникают разные способы оживления письменной речи, придания ей устности. (5)Собственно, в этом и состоят её сегодняшние изменения. (6)Означает ли это, что люди перестали разговаривать? (7)Думаю, что нет. (8)Я думаю, что, конечно, есть люди, которые полностью уходят в Интернет, и это ненормально. (9)Но для многих это спасение, потому что есть люди, которые всё-таки не приспособлены для устного общения, которые слишком застенчивы. (10)А здесь они вполне могут себя чувствовать уверенно; кто-то одинок, а в Интернете всегда можно найти собеседника. (11)И что показательно: русский язык, как мы знаем, в Интернете вышел, вырвался на второе место. (12)На самом деле он идёт примерно на равных с немецким языком, очень сильно отставая от английского, но тем не менее… (13)И чем больше русский язык присутствует в Интернете, тем больше он испытывает на себе давление новых условий коммуникации.

(14)Но я думаю, что молодое поколение находит какой-то разумный баланс. (15)Конечно, если мы посмотрим, скажем, на пятидесятилетнего и двадцатилетнего, то увидим, что их отношение к социальным сетям различно. (16)Для пятидесятилетнего или шестидесятилетнего есть вопрос: начинать функционировать в социальных сетях или не начинать? (17)А для двадцатилетнего этого вопроса в принципе нет. (18)То есть он будет белой вороной, если он не начнёт. (19)Так что в этом смысле мир изменился. (20)Письменной речи стало больше, она стала более устной, но всё-таки люди не онемели, просто немножко нарушился существовавший баланс.

(21)Для нас это непривычно, но пока, мне кажется, пути обратно нет. (22)Сегодняшние социальные сети и все эти гаджеты, про которые сегодня так много говорят, вовлекают человека в бесконечную коммуникацию, чего раньше не было.

(23)Так что, безусловно, изменения происходят, и я не то чтобы говорю, что всё правильно и всё замечательно. (24)Но вот так развивается мир, и можно по- разному к этому относиться, но я не могу этого изменить, значит, я, скорее, должен это описывать и фиксировать, чем ахать и охать по этому поводу. (25)Тем более что я вижу по своим детям: мы общаемся между собой, хотя они, конечно, довольно много времени проводят в Интернете. (26)Да и я теперь довольно много там провожу времени!

(27)И возникает вопрос: надо или не надо волноваться. (28)Как лингвист, я не очень волнуюсь, потому что понимаю, что это всё в результате окажется сбалансировано. (29)Но всё же я думаю, что наше волнение только на пользу языку, потому что всегда этот баланс возникает в борьбе противоположностей, в борьбе языковых радикалов и языковых консерваторов.

(30)И волноваться, мне кажется, стоит! (31)Это не так давно произошло, фактически лет десять-пятнадцать мы так активно обсуждаем проблемы русского языка, в 1990-е это не обсуждалось. (32)В советское время это обсуждалось, но только с точки зрения пуризма, например, с точки зрения невозможности говорить слово «пока», потому что это вульгарно и недопустимо. (33)Но мы видим, что «пока» говорят все, и образованные люди в том числе. (34)Так что само волнение я расцениваю, скорее, как положительный фактор. (35)3начит, нам интересен русский язык!

(По М. А. Кронгаузу*)

* Максим Анисимович Кронгауз — доктор филологических наук, автор научных монографий и многочисленных публикаций в периодических и интернет-изданиях.

СОЧИНЕНИЕ

Известный филолог Максим Кронгауз рассматривает вопрос об «экспансии письменной речи» в современном языке и спрашивает: надо ли волноваться по этому поводу? Надо ли волноваться о судьбе русского языка в будущем?

Максиму  Кронгаузу очень интересно это взаимопроникновение устной и письменной форм языка. Он считает, что современная письменная речь в интернете как бы притворяется устной, стараясь выразить знаками эмоции, оценку, отношение.

Это кардинальное изменение сферы существования письменной речи Кронгауз считает приметой времени, ведь раньше письменная речь использовалась только для хранения или передачи информации.

Максим Кронгауз  считает, что мир изменился и обратного пути нет: письменной речи стало больше, она стала более устной. Для современного молодого человека, по мнению Кронгауза, даже не стоит вопрос, общаться ли в интернете; он уже общается. И для многих застенчивых людей такое интернет-общение, по мнению Кронгауза, — возможность почувствовать себя увереннее, найти собеседника.

Возможно, для шестидесятилетних такое общение непривычно, чуждо, но Максим Кронгауз считает, что так развивается мир и не стоит ахать и охать по этому поводу.

То есть, как лингвист, Кронгауз не беспокоится о судьбе русского языка: язык всё перемелет и баланс устного и письменного восстановится.
С другой стороны, по мнению Кронгауза, борьба языковых консерваторов и радикалов только на пользу языку, ведь баланс возникает в борьбе противоположностей.

Я согласен с Максимом Кронгаузом: в  экспансии письменного языка нет ничего страшного. В этом меня убеждают новые возникшие в условиях изоляции из-за пандемии формы общения, а также пример моих родителей, которым уже больше восьмидесяти. 

233 слова

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Многомудрый Литрекон не раз подавился, пока съедал собаку на написании итоговых сочинений. Да, дело это непростое. Далеко не всем нравится читать классику и рефлексировать, рассуждая о нравственных терминах и их значении. Выпускникам и так нужно к ЕГЭ готовиться, а тут еще и десять допусков подогнали, и один другого краше. Поэтому некогда особо вникать и хочется поскорее перейти к сути — поступлению в вуз и обретению профессии, которая, наконец, окупит все эти старания. Чтобы научиться быстро писать итоговое сочинение, нужно ознакомиться с лайфхаками на эту тему. А еще нужно взять на вооружение клише и шаблоны для итогового сочинения. Здесь Вы найдете готовые универсальные фразы для вступлений, заключений, аргументации, а также специальные пасхалочки для этого года и его направлений. Приятного просвещения!

Для вступления

Готовые примеры словосочетаний помогают быстро начать работу и не сбиться с курса, раскрывая тему. Во вступлении важно правильно сформулировать тезис (то, что мы доказываем). Также нужно подвести мысль к аргументации нашей точки зрения. С этим позволяют справиться такие фразы-клише для итогового сочинения по литературе, как

  • Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы/темы/этого понятия.
  • Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.
  • Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.
  • Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…
  • Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …
  • Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…
  • Я считаю, я полагаю, я думаю, мое мнение сводится к тому, что, моя позиция может быть выражена следующим образом:…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к выводу: …
  • Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в межличностных отношениях людей.
  • Проблема … очень злободневна в наши дни, когда многие люди сталкиваются с…
  • На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…
  • Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.
  • Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.

Логический переход к основной части тоже нужен для полного счастья проверяющего. Его легко соорудить с помощью этих клише:

  • В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.
  • Многие авторы затрагивали проблему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться за примерами.
  • Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.
  • Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается тема…
  • Обратимся к примерами из литературы, чтобы убедиться в этом и доказать, что…
  • Эту закономерность можно доказать, обратившись к …
  • Это доказывают многочисленные литературные примеры.
  • Многие авторы могли бы согласиться с этим, и вот доказательства:
  • Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность.
  • За примерами обратимся к произведениям русской художественной литературы…
  • Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО, где эта проблема рассматривается со всех сторон.
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении), и подтверждение этого можно найти в классической литературе.
  • Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.
  • Проанализируем литературные примеры, проливающие свет на затронутую тему.
  • Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу литературные примеры.
  • Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе.

Для основной части

Аргументацию тоже важно правильно подать. Какие бы убедительные доводы в свою пользу Вы ни подобрали, проверяющий будет оценивать логику их изложения. Каша в голове и на бумаге подведет даже гения. Так что «учитесь властвовать собою» и загоняйте непокорную мысль в строго очерченные границы.

Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • В наше время людям уже известно, что…
  • Не подлежит сомнению тот факт, что…
  • Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Нельзя не признать, что в наши дни…
  • Моя позиция по этому вопросу однозначна:
  • По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…
  • По всей видимости, смысл (роль, суть, идея, предназначение)… заключается в том что,
  • Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как
  • Конечно, сегодня мы понимаем, что…
  • Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Дорога к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны: 

  • Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)
  • Проблема… раскрывается в широко известном произведении ФИО …
  • Тема… затрагивается ФИО в рассказе (романе, повести и т.д.).
  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …
  • Конечно же, о закономерности … размышлял такой философ, как ФИО. В его романе (повести, рассказе и т.д.)
  • Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Многие авторы думали о …, в том числе и ФИО. В произведении … автор рассмотрел этот вопрос подробно и пришел к выводу, что…
  • Проблема … волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в книге…
  • Например, ФИО часто рассуждал о соотношении понятий… (о проблеме, о теме, о философском вопросе и т.д.). В его книге … этому уделяется много внимания.
  • Нельзя не заметить, что проблема … является одной из главных в творчестве ФИО. Например, в произведении…
  • Идея … выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Этот вопрос очень волновал писателей 19 (20) века. К примеру, ФИО часто затрагивал его в своих произведениях.
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним роман (повесть, рассказ) ФИО. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее подробно.
  • Вспомним героя повести… (автор, название). Его пример обосновывает необходимость «того и сего».
  • Обратимся к русской классике, а именно к роману… (автор, название).
  • В поисках ответа на вопрос мы обратимся к русской литературе 19 (20) столетия, а именно к…
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
  • Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … (нравственное понятие) сыграло решающую роль.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:

  • Авторская позиция ясна:
  • Автор повествует о…
  • Писатель изображает картину, где…
  • В книге изображаются герои, которые…
  • Автор описывает…
  • Писатель демонстрирует общие закономерности формирования…
  • Автор показывает…
  • Поэт показывает…
  • Размышления автора позволяют понять, что
  • Лирический герой осознал, что
  • Писатель размышляет о…
  • Автор обращает свое внимание на проблему…
  • Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Автор хочет этим сказать, что
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Позиция автора проявляется в…
  • Он акцентирует внимание читателя на…
  • Автор не комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа:
  • Автор учит нас тому, что…
  • Этот поступок героя говорит о …
  • Поведение героя говорит о том, что
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Судьба героя позволяет сделать вывод, что
  • Автор подводит нас к мысли о том, что
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни человека.
  • Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель не может согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…
  • Писатель осуждает…
  • Автор выражает категорический протест против…
  • Герой является носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…
  • Он ставит нам в пример…
  • Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)
  • Автор не раз прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его позиция: 
  • Автор подчеркивает…
  • Писатель дает понять, что герой прав, ведь…
  • Автор утверждает…

Завершить свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по русскому языку:

  • Этот пример позволяет сделать вывод о том, что
  • Писатель считает, что…
  • Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что
  • Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Автор убеждает нас в том, что
  • Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.

  • Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
  • Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
  • Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
  • Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):
  • Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
  • Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
  • Хочется верить, что…
  • Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.
  • Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Аргументация подтверждает то, что
  • Нельзя не согласиться с тем, что
  • Нельзя проигнорировать тот факт, что
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • У человечества (нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Определения терминов и цитаты

Нравственные определения — это очень сложный материал, над которым бились философы в течение столетий. Мыслить абстрактно дано не каждому. Это каждому и не нужно. Если демагогия — не Ваш конек, но это и не Ваш конец, ведь Многомудрый Литрекон оставляет здесь полезные ссылки на подборки нравственных понятий с несколькими вариантами трактовок. Они будут особенно актуальны в этом году:

  1. Определения нравсвенных и философских понятий: список 1
  2. Определения абстрактных понятий: список 2

Ни пуха, ни пера!

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеклишешаблоны

Читайте также:

Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2021. Соловейчик

Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения. Бесконечное не определимо в словах. Оно выше слов.

Сколько люди живут, они будут стараться понять, что же такое свобода, и стремиться к ней.

Полной социальной свободы нет нигде в мире, экономической свободы для каждого человека нет и, судя по всему, быть не может; но свободных людей – огромное множество. Как же это получается?

В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. По сути, речь идет о совершенно разных вещах.

Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» – свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения – и есть «свобода-для» – внутренняя свобода человека для его самоосуществления.

Внешняя свобода, как уже говорилось, не бывает абсолютной. Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.

В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. Мы говорим о другом – о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.

Внутренняя свобода не зависит жестко от внешней. В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. В самом несвободном, где все так или иначе угнетены, могут быть свободные. Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу – это спорный вопрос, – а потому, что внутренняя свобода нужна самому нашему воспитаннику, в каком бы обществе он ни жил.

Человек свободный – это человек, свободный внутренне. Как и все люди, внешне он зависит от общества. Но внутренне он независим. Общество может освободиться внешне – от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своем будут внутренне свободны.

Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране, стремящейся к свободе. Здесь нет ничего нового; присмотритесь к лучшим учителям, вспомните своих лучших учителей – они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.

Внутренне свободными людьми держится и развивается мир.
Что такое внутренняя свобода?

Внутренняя свобода так же противоречива, как и свобода вообще. Внутренне свободный человек, свободная личность, в чем-то свободен, а в чем-то не свободен.

От чего свободен внутренне свободный человек? Прежде всего от страха перед людьми и перед жизнью. От расхожего общего мнения. Он независим от толпы. Свободен от стереотипов мышления – способен на свой, личный взгляд. Свободен от предубеждений. Свободен от зависти, корысти, от собственных агрессивных устремлений.

Можно сказать так: в нем свободно человеческое.

Свободного человека легко узнать: он просто держится, по-своему думает, он никогда не проявляет ни раболепства, ни вызывающей дерзости. Он ценит свободу каждого человека. Он не кичится своей свободой, не добивается свободы во что бы то ни стало, не сражается за свою личную свободу – он всегда владеет ею. Она дана ему в вечное владение. Он не живет для свободы, а живет свободно.

Это легкий человек, с ним легко, у него полное жизненное дыхание.

Каждый из нас встречал свободных людей. Их всегда любят. Но есть нечто такое, от чего действительно свободный человек не свободен. Это очень важно понять. От чего не свободен свободный человек?

От совести.

Что такое совесть?

Если не понять, что же такое совесть, то не понять и внутренне свободного человека. Свобода без совести – ложная свобода, это один из видов тяжелейшей зависимости. Будто бы свободный, но без совести – раб дурных своих устремлений, раб обстоятельств жизни, и внешнюю свою свободу он употребляет во зло. Такого человека называют как угодно, но только не свободным. Свобода в общем сознании воспринимается как добро.

Обратите внимание на важное различие: тут не сказано – не свободен от своей совести, как обычно говорят. Потому что совесть не бывает своя. Совесть и своя, и общая. Совесть – то общее, что есть в каждом отдельно. Совесть – то, что соединяет людей.

Совесть – это правда, живущая между людьми и в каждом человеке. Она одна на всех, мы воспринимаем ее с языком, с воспитанием, в общении друг с другом. Не нужно спрашивать, что же такое правда, она так же не выразима в словах, как и свобода. Но мы узнаем ее по чувству справедливости, которое каждый из нас испытывает, когда жизнь идет по правде. И каждый страдает, когда справедливость нарушается – когда попирается правда. Совесть, чувство сугубо внутреннее и в то же время общественное, говорит нам, где правда и где неправда. Совесть заставляет человека придерживаться правды, то есть жить с правдой, по справедливости. Свободный человек строго слушается совести – но только ее.

Учитель, цель которого – воспитание свободного человека, должен поддерживать чувство справедливости. Это главное в воспитании.

Никакого вакуума нет. Никакого госзаказа на воспитание не нужно. Цель воспитания одна на все времена – это внутренняя свобода человека, свобода для правды.

Источник:  https://vk.com/ege100ballov
Обсуждение текста

Примерный круг проблем:
 
1. Чем отличается внутренняя свобода от внешней?
2. Что значит быть свободным человеком?
3. Что должно быть главной целью воспитания?
4. Что такое внутренняя свобода?
5. Как связаны совесть и свобода?
6. Что такое совесть?
7. Каким должен быть учитель?

(595 слов) Одним из главных произведений Ивана Гончарова является роман «Обломов», заслуживший признание со стороны читателей. Автор мастерски изобразил три сюжетные линии: романтические отношения героев, афера с имением Обломова и противопоставление двух судеб — Обломова и Штольца. Роман наполнен интересными и яркими личностями. Особое впечатление оставляет образ Агафьи Пшеницыной. Рассмотрим поподробнее ее характеристику. 

В образе Агафьи писатель изобразил истинную русскую женщину, которая остановит коня на скаку и войдет в горящую избу. У нее пышные формы, рабочие руки, сильное тело. По своей натуре женщина является глубоко религиозной, кроткой, скромной и послушной. Героиня трудолюбива, практична, она стала прекрасной хозяйкой. Агафья обожает чистоту и домашний уют. Пшеницына является идеальной супругой для главного героя романа, ведь воссоздает атмосферу детства в Обломовке, наполненного заботой и вниманием.

Биография Агафьи Пшеницыной довольно не простая. Она овдовела и осталась с двумя детьми без содержания. Ей пришлось своим трудом кормить семью, что в те времена для женщины было крайне сложно.

«Она бедная вдова, живет только тем, что с дома получит; да разве на цыплятах и яйцах выручит кое-что на одежонку ребятишкам.» 

В отличие от Ольги Ильиинской, Агафья Пшеницына не получила достойного образования. Героиня не разбирается во многих жизненных вопросах, она очень ограничена. Пшеницына обладает узким кругозором. Однако героиня умело скрывает свою необразованность. Она либо молчит в нужный момент, либо мило улыбается. Круг интересов Пшеницыной ограничивается ведением хозяйства, работой на кухне, а также общением с прислугой. В этот список позже вошли заботы о муже и ребенке. Иван Александрович обращает особое внимание на положительные черты своей героини. Героиня старалась оберегать Обломова от всех проблем и переживаний. Благодаря Агафье главный герой обрёл долгожданное спокойствие и умиротворенное счастье. Ведь это было заветной мечтой Обломова. 

Писатель показывает, насколько отличается любовь Пшеницыной к Обломову от чувств Ольги Ильинской. Ведь Агафья любит своего супруга просто за то, что он находится рядом с нем, в отличие от Ольги. Агафье нравится чувствовать истинную благодарность со стороны Обломова за ее самопожертвование и заботу. Она не хочет менять партнера, она принимает его таким, каков он есть. Поэтому в семье лидером является женщина. Она налаживает быт, несет ответственность за дом, решает проблемы и финансовые вопросы. Обломов, измученный отношениями с Ильинской, обретает спокойствие рядом с Пшеницыной. Герой словно живёт в своем иллюзорном мире. При этом образ Агафьи наиболее полно характеризует выбор жизненных установок персонажа. Героиню не нужно завоевывать, не нужно поддерживать, не нужно носить на руках. Она сама понесет Обломова и еще «спасибо» скажет. Выбрав такую женщину, Илья навсегда отказался от попытки изменить себя и стать мужем, а не ребенком в семье. Ведь именно та умиротворяющая атмосфера, которую создала Агафья, приводит Илью к ранней смерти. Герой не желает исполнять все рекомендации врачей и умирает от своего образа жизни и мышления.

В браке у Ильи и Агафьи рождается сын. Героиня обожает своего ребёнка, однако решает отдать его на воспитание Штольцам после смерти мужа. По ее мнению, они смогут дать ребёнку достойное воспитание и образование. Даже в этом выборе проявляются главные черты героини: сила духа, бескорыстная и жертвенная любовь, практическое мышление.

Можно заметить, что на протяжении всего повествования Гончаров невольно сравнивает Агафью с Ольгой. Как мы видим, простая религиозная женщина, обладающая способностью к искренней любви, во многом превосходит образованную карьеристку. Пшеницыной доставляет подлинное счастье бескорыстная любовь. Однако она же и губит предмет своей любви, потакая слабостям мужа и позволяя ему растрачивать себя в лени.

В образе Агафьи Пшеницыной писатель воплотил искреннюю и бескорыстную любовь не только к мужу, но и к окружающему миру. В отличие от других персонажей, Агафья не стремилась к материальному благополучию и личным целям. Но героиня смогла обрести истинное счастье, отрекшись от эгоизма. Именно благодаря своей открытости, доброте, искренности и самоотдаче главная героиня сумела стать по-настоящему счастливой.

Черты характера Агафьи Пшеницыной Цитаты
Пренебрежительное отношение к себе «Те что? Такие же замарашки, как я сама, – небрежно говорила она, – они родились в черном теле…» 
Доброта и отзывчивость «Какие же вы добрые! – говорил Обломов, подходя к ней…» 
Спокойный темперамент «Главное, спокойствие-то какое тебе будет: все равно как у родной сестры…» 
Застенчивость и робость «Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова…»
Трудолюбие и активность «А бывало, так у ней все и кипит в руках! С утра до вечера так и летает…» 
Невежество и «тупость» «…– А читаете что-нибудь?  Она поглядела на него тупо и молчала…»  «…даже тупость пропадала, когда она заговаривала о знакомом ей предмете».
Бескорыстие и естественность «И чувство Пшеницыной, такое нормальное, естественное, бескорыстное, оставалось тайною для Обломова, для окружающих ее и для нее самой.»
Хозяйственность «Вы чудо, а не хозяйка! – говорил он…»
Заботливость, умение любить «Его как будто невидимая рука посадила, как драгоценное растение, в тень от жара, под кров от дождя, и ухаживает за ним, лелеет.»
Преданность и глубина чувства Все грустит по муже, – говорил староста, указывая на нее просвирне в кладбищенской церкви, куда каждую неделю приходила молиться и плакать безутешная вдова.

Автор: Виктория Комарова

(Русский язык. V класс)

Главной задачей обучения русскому языку согласно новым стандартам является создание у учащихся языковых компетенций, что предполагает не только овладение лингвистическими знаниями, но и умение применять их на практике в различных языковых ситуациях. Поэтому обучающиеся должны овладеть необходимыми мыслительными приемами, такими как анализ, обобщение, синтез и т.п.

С этой целью на уроках русского языка, в частности, при анализе новой информации, осмыслении и обобщении ее, синтезировании в визуальные или словесные образы я часто использую один из приёмов технологии критического мышления – кластер. Применение его оправдано при закреплении изученной темы, для ее осмысления и индивидуального усвоения.
Кластер, как мне кажется, является отражением нелинейной формы мышления, а также позволяет эффективнее осваивать информацию. Иногда такой способ называют наглядным мозговым штурмом.
Последовательность действий при построении кластера такова:
1. Обучающимся предлагается выделить главное, наиболее значимое в изученном информационном блоке, его ядро, ключевое слово и расположить в центре чистого листа бумаги или экрана компьютера в виде слова, предложения или визуального образа (например, цветок, солнышко, дерево).
2. Вокруг расположить слова, предложения или рисунки, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста (темы). Я применяю его, в основном, на уроках русского языка, иногда во время литературы. Работу я строю согласно системно-деятельностному подходу таким образом, чтобы каждый обучающийся был задействован в процессе поиска решения образовательной задачи, ответа на проблемный вопрос, стараюсь не забывать о дифференцированном подходе. Так, весь класс делится на группы, ищет коллективный ответ на вопрос, а часть класса, как правило, способные дети, обобщают и систематизируют полученные ответы в таблицу или кластер, затем выступая перед классом. Делается это на доске цветными мелками, на листе ватмана разноцветными маркерами или в виде слайдов презентации. Такой приём постоянно вызывает живой интерес у ребят и, главное, учит их мыслить нестандартно, проявлять собственную точку зрения, обосновывать ее. Учеников прошу несложный материал изучить дома и подготовить кластер, который обучающиеся должны будут представить на уроке. Затем я предлагаю ребятам устно объяснить, что у них получилось, почему они выбрали данное визуальное решение, какова логика расположения элементов. В процессе обсуждения проект уточняется, оптимизируется, часто у обучающихся получается не просто абстрактная схема, а законченный зрительный образ, который легко запоминается и в дальнейшем при его воспроизведении у обучающихся не возникает трудностей в воспроизведении информативной части кластера. Память использует ассоциации, и материал легко усваивается и применяется на практике.

Особенно эффективно, на мой взгляд, данный прём работает в процессе подготовки к написанию сочинения 15.3 ОГЭ по русскому языку. Например, задание звучит так: «Что такое материнская любовь?» Обучающиеся в тетради для подготовки к итоговому сочинению рисуют кружок, записывают это понятие в его центре, от кружка отводят лучики, под которыми записывают свои варианты: «тепло маминых ладоней», «самозабвение», «самое дорогое на свете» и т.д. Затем заслушиваются различные варианты, отбираются самые удачные и записываются. На основе этих записей ребята составляют более полные и выразительные предложения.
Этот универсальный приём можно использовать на любой теме по всем предметам школьного курса, также опытным путём доказано, что он позволяет научить учеников самостоятельно добывать информацию, создавать учебную среду для собственного развития, самопознания и самовыражения личности. Бесспорно и то, что эта технология позволяет добиться более высоких результатов при тестировании и написании сочинения по заданной теме, что доказывается на практике: обучающиеся, знающие эту технологию, показывают более высокие результаты во время контрольных срезовых работ.

Предлагаю один из вариантов использования приёма кластера на уроке русского языка из собственного опыта.
Тема урока. Полные и краткие имена прилагательные.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
содержательная: расширить понятийную базу об именах прилагательных; с помощью практических заданий обеспечить понимание обучающимися отличия краткой и полной форм имён прилагательных;
деятельностная: формировать у обучающихся навыки работы с краткими прилагательными и умения отличать краткую и полную формы в устной и письменной речи; формировать УУД: познавательные (П), коммуникативные (К) и регулятивные (Р) в соответствии с типом урока.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД

I. Подготовительный этап
Организационный момент (1-2 минуты).

Цель этапа: включение обучающихся в деятельность на личностном уровне «Хочу, потому что могу»
– Ребята, мы сегодня поговорим об очень важном событии, которое произошло 55 лет назад в нашей стране. Послушайте обращение, и поймёте, о чём я говорю.
– Итак, 12 апреля, как вы услышали, состоялся первый в мире полёт человека в открытый космос. Мы должны испытывать гордость за нашего героя, нашу страну
Приветствуют учителя

Слушают звукозапись

Воспитание патриотизма, уважения к прошлому Отечества (Л)

II. Актуализация знаний
Мотивирование (7-8 минут).
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. «Лингвистическая ромашка».
– Давайте разберём предложение в традиционной «Лингвистической ромашке» о Юрии Гагарине. Это был простой паренёк из Смоленской области, его родители были крестьянами. Вы можете узнать о нём много интересного из газеты, которую подготовили для нас девочки. (Газета вывешивается на стену.)
Объяснение словарных слов: корабль, спутник, космонавт.
Организует работу (беседу) по повторению в группах, подводит итог беседы. Использует ИКТ
Выполняют задание.
Беспримерный (2) полёт (1) космонавта Юрия Гагарина на корабле-спутнике «Восток» был успешен.
1. Фонетический разбор (полёт).
2. Морфемный разбор (беспримерный).
3. Определение частей речи. (Надписать над словами, какими частями речи они являются.)
4. Синтаксический разбор предложения.
5. Разбор словосочетания (выписать из предложения любое словосочетание и разобрать).
Примечание. Обучающийся, выполняющий 3-е задание, может затрудниться определить часть речи слова «успешен», нужно попросить ребят помочь.
Дети пробуют ответить на наводящие вопросы учителя.

Выполнение действия по алгоритму (П)

2. Рефлексия изменившихся условий: понимание места и причины затруднения, определение границы между знанием и незнанием.

Организует беседу по причинам затруднения определения части речи:
– Кто нам поможет определить часть речи?
– Хватает ли нам знаний, чтобы определить её?
– Что нужно знать?
– Что мы сегодня будем изучать по предмету?
(Если дети затрудняются, то можно прочитать им стихотворение – грамматическую загадку.)
– С чем сегодня будем иметь дело?
– А что ещё вы знаете о кратких именах прилагательных?
Читают грамматическую загадку о кратком прилагательном со слайда.
Снег КАКОВ? Он ЧИСТ и БЕЛ.
Мел КАКОВ? Он ХРУПОК, мел.
Пух КАКОВ? Всегда ПУШИСТ.
И КРАСИВ кленовый лист.
КАКОВО моё оконце?
ШИРОКО, в нём видно солнце!
Совы СЕРЫ и ТЕМНЫ,
Ночью мышкам не ВИДНЫ.
Все подобные слова –
Форма прилагательных.
Нам КАКОВ и КАКОВА –
Скажут обязательно!
Отвечают на вопросы:
– Какие слова отвечают на вопросы каков? какова? каково? каковы?
Определяют тему урока. «Краткие имена прилагательные»

Поиск и выделение информации (П)
Подведение под понятие (П)
Выражение собственного мнения (К)
Аргументаия (К)

III. Постановка учащимися цели урока как собственной учебной задачи (4-5 минут)

Цель этапа: обсуждение затруднений. (Почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем?)
Предлагает выполнить задание: сравнить полные и краткие имена прилагательные, создаёт проблемную ситуацию.
Предлагает найти в тексте имена прилагательные и сказать, чем они отличаются:
– Почему первым космонавтом стал именно Юрий Гагарин, простой советский парень 27 лет? (Слово главного конструктора Сергея Королева в пользу именно этого человека оказалось важно. Основным фактором стало, что Гагарин умел очень быстро, быстрее всех, принимать важные решения.)
– Можете ли вы сразу сказать мне, какими признаками обладают краткие прилагательные в сравнении с полными?

– Какую цель мы ставим перед собой?
Ставят цели урока в виде вопроса, в чём заключаются основные отличия кратких и полных форм имён прилагательных.
Проводят самостоятельное наблюдение, подводят итог и составляют алгоритм «Как отличить краткие прилагательные от полных?»

Сравнивают морфологическую принадлежность слов: простой, советский, важно, основным, важные.

Алгоритм
«Отличие кратких от полных имён прилагательных»

какой? каков?
полное краткое

– Определить признаки кратких прилагательных и составить подсказку в виде кластера.

Формулирование проблемы (П)
Целеполагание (Р)
Планирование (Р)

IV. Основной этап – открытие новых знаний
Разработка проекта выхода из затруднения (алгоритм, перевод правила на язык образов) (10-15 мин.).

Цель этапа: решение устных задач и обсуждение проекта её решения.
Организует учебное исследование в группах.
– Давайте поработаем в группах, чтобы определить отличия.
Организует составление кластера «Краткие прилагательные»
Проводят самостоятельное наблюдение в группах, подводят итог обсуждения и составляют кластер
Группа 1
Задание. Задайте вопросы к прилагательным. Разделите их на 2 группы: полные и краткие. Определите, изменяются ли полные прилагательные по падежам, родам и числам?
Изменяются ли краткие имена прилагательные по числам? Попробуйте просклонять краткие прилагательные и сделайте вывод, как они изменяются в ед. числе?
1) Белый снег,
Белый мел.
Белый заяц
Тоже бел.
А вот белка
Не бела,
Белой даже не была. (В.А.Измайлов)
Делают вывод: полные прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, а краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.
Группа 2
Задание. Образуйте краткую форму от прилагательных и сделайте вывод, имена прилагательные каких разрядов могут иметь краткую форму.
Слова: милый, добрый, хитрый, довольный, кривой, школьный, вечерний, домашний, утренний, лисий, мудрый, волчий, короткий.
Делают вывод: образовать краткую форму можно только от качественных имён прилагательных.
Группа 3
Задание. Из полных прилагательных образовать краткие. Разобрать их по составу. Сделать вывод о морфемном составе кратких имён прилагательных.
Слова: милый, добрый, хитрый, довольный, кривой, короткий, мудрый.
Делают вывод: в м. роде ед.ч. – нулевое окончание, ж.р. ед.ч. – а, ср.р., ед.ч. – о, во мн.ч. – ы.
Группа 4
Задание. Найдите в предложениях прилагательные. Подчеркните их как члены предложения. Сделайте вывод, чем являются краткие имена прилагательные.
1) Белый снег,
Белый мел.
Белый заяц
Тоже бел.
А вот белка
Не бела,
Белой даже не была. (В.А.Измайлов)
Делают вывод: краткие им. прил. являются сказуемыми, а полные – определением.
Группа 5.
Задание. Составьте кластер по теме «Краткие имена прилагательные»

Группа 6.
Задание. Составьте критерии сравнения кратких и полных имён прилагательных в виде деформированной таблицы:

Полные
Краткие

Вопросы
какой? какая?
какие?

Морфемный состав

окончания:
-а, -о, -и, нулевое

Изменение по падежам и числам, родам

Синтаксическая роль

сказуемое

Прогнозирование (Р)
Анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, подведение под понятие, построение логического рассуждения (П)

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Этап закрепления знаний и способов действий (4-5 минут).

Цель этапа: проговаривание нового знания, запись в тетради.
Организует, проговаривает, отслеживает комментарий, организует самоконтроль обучающихся по эталону кластера «Краткие прилагательные» на слайде (доске или по таблице)
Проговаривают правило в громкой речи, комментируют выполнение учебное исследование;
Алгоритм
Прилагательные

какой? каков?
полное краткое
1. Изменяется по 1. Изменяется по родам,
падежам, числам, числам
родам
2.Определения и 2. Сказуемое
сказуемые
Использование знако-символических средств (П)
Выполнение действия по алгоритму (П)
Контроль (Р)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Физминутка «Космическая». Дети встают и в хаотичном порядке «рассыпаются» по классу. По заданию учителя они должны сгруппироваться по окончании музыкального трека. Например, сколько звуков в слове «яма». Подобные задания выполняются несколько раз. Таким образом, учитель записывает цифры – ответы на доске, получается 3 –2 –1. Он произносит эти цифры и даёт команду: «Поехали!» Дети изображают взлетевшую ракету и выполняют движения – облёт вокруг орбиты.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5 минут)

Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Организует работу по заданию на листке и самооценку результатов работы
Образуйте краткие формы имён прилагательных (м.р., ед.ч.) и запишите их вместе с существительными. Имейте в виду, что такие конструкции являются грамматической основой, где краткое прилагательное выполняет роль сказуемого.
Образец: Лес дремуч. Чай горяч.
Слова: неуклюжий, нищий, колючий, пахучий, трескучий, могучий, певучий.
Отвечают на вопрос об отсутствии ь после шипящих
Действие по аналогии (П)
Осознанное и произвольное построение высказывания (П)
Контроль (Р)
Коррекция (Р)
Оценка (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

VII. Заключительный этап. Применение и рефлексия
Включение в систему знаний и повторение. (7-8 минут)

Цель этапа: включить полученные знания в систему знаний об именах прилагательных.
Организует выполнение тестового задания, повторение изученного ранее, включает новый материал в систему знаний
Выполняют задание, предложенное учителем, опираясь на кластер «Краткие прилагательные».
Задание. Вставьте нужную форму прилагательного, укажите его грамматические признаки и обозначьте графически его синтаксическую роль в каждом предложении.

Какие эти деревья … (высокий). Какая она … (бледный). Какой ты … (худой). Он так … (ленивый). Морской воздух так … (полезный). Этот лес такой … (густой). Как он … (ловкий). Как он ещё после болезни … (слабый). Как этот дом … (высокий). Зимняя ночь так … (длинный), а как … (короткий) зимний день. Он так … (умный).

Взаимопроверка выполненной работы
Действие по алгоритму (П)
Осознанное и произвольное построение высказывания (П)
Контроль (Р)
Коррекция (Р)
Оценка (Р)
Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Итог урока (2-3 минуты).

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Проводит беседу, организует самооценку результатов обучающихся
«Волшебный микрофон»:
а) сегодня мы узнали о… .
б) я научился… .
в) мне было трудно… .
г) теперь я могу… .

Рефлексия способов и условий действия (П)
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка на основе успешности (Л)
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Домашнее задание
Обязательное для всех: вписать недостающие данные в таблицу, знать и уметь её применять:

Полные
Краткие

Вопросы
какой? какая?
какие?

Морфемный состав

окончания: -а, -о, -и, нулевое

Изменение по падежам и числам, родам

Синтаксическая роль

сказуемое

По выбору: базовый уровень: распространить текст прилагательными: краткими и полными, подчеркнуть как члены предложения;
продвинутый уровень: написать мини-сочинение о Юрии Гагарине с использованием материалов газеты и дополнительной литературы, используя краткие прилагательные или написать 5–7 пословиц (поговорок) с краткими прилагательными. Графически обозначить синтаксическую роль кратких прилагательных в предложениях. 

Оценки за урок
Проговаривание и объяснение оценок детей

Светлана УСМАЕВА,
учитель русского языка и литературы I квалифика- ционной категории
средней школы №7 г.Бавлы

  • Язык и стар и вечно нов сочинение миниатюра
  • Язык волшебное зеркало мира и национальной культуры сочинение 5 класс
  • Язык живет вместе с жизнью народа сочинение рассуждение 9 класс
  • Язык живет вместе с жизнью народа сочинение краткое
  • Язык в современном обществе сочинение 10 класс