Язык и хлебом кормит и дело портит сочинение

Автор андрей измаилов на чтение 7 мин. опубликовано 08.06.2021 труд для кого труд радость, для того жизнь счастье.

На чтение 7 мин. Опубликовано

Труд

Для кого труд – радость, для того жизнь – счастье.

Землю красит солнце, а человека — труд. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Не потрудиться, так и хлеба не добиться. Труд человека кормит, а лень портит. Труд кормит и одевает. Без хорошего труда нет плода. Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь. Зажиточно жить — надо труд любить. В труде победить — мир укрепить. Где труд, там и счастье. От бессонницы трудом лечатся. Без труда в саду нет плода. Без труда и отдых несладок. Без труда не проживешь. Без учебы и труда не придет на стол еда. Без учения, без труда и жизнь не годна никуда. Без хлопот и труда растет не кукуруза, а лебеда. Будешь трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться. В народе тот не забудется, кто честно трудится. Всякий труд достоин награды. Где охота и труд, там поля цветут. Землю солнце красит, а человека — труд. Какие труды, такие и плоды. Кто любит труд, того люди чтут. Кто труда не боится, того и лень сторонится. Кто хочет счастливо жить, тот должен труд любить. Любовь и труд счастье дают. Трудящиеся едят, нетрудящиеся глядят. Где успехи трудовые, там и горы зерновые. Кто первый в труде, тому слава везде. Труд создал человека. Человек славен трудом. Рукам работа — душе праздник. Труд и накормит и научит. Кто не работает, тот не ест. Кто не сеет, тот не жнёт. Лёжа пищу не добудешь. Словами поле не засеешь. Жизнь измеряется не годами, а трудами. Не ленись с плужком – будешь с пирожком. Без труда нет совершенства. Без труда ничего не дается. От труда здоровеют, а от лени болеют. Что посеешь, то и пожнешь. Не потрудиться, так и хлеб не родится.

Пословицы о труде и трудолюбии

Пословица — это высказывание, которое носит поучительный характер, имеет практическое указание или наставление. Она легко запоминается, обладает простой структурой и часто имеет рифму. Пословицы имеют народное происхождение и не могут принадлежать одному конкретному автору. Самая главная отличительная черта пословицы — это завершенное умозаключение.

Пословицы о труде и трудолюбии:

  • Сделал дело — гуляй смело.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Чтобы рыбки поесть, надо в воду залезть.
  • Взялся за гуж — не говори, что не дюж.
  • Не натопишь — не согреешься.
  • Дела словами не заменить.
  • Любишь кататься — люби и саночки возить.
  • Горька работа, зато хлеб сладок.
  • Дело без конца, как кобыла без хвоста.
  • Чем труднее дело, тем больше честь.
  • Кто не ходит, тот не падает.
  • Без дела сила слабеет.
  • Дело толком красно.
  • Трудовая копейка впрок идет.
  • Труд человека кормит, а лень — портит.
  • Не трудно сделать, да трудно задумать.

Труд и лень

Труд человека кормит, а лень — портит

Всей и удали у него — что за ложкой потеть. Где бы ни работать, лишь бы не работать. Где много слов, там мало дела. Где работают — там густо, а в ленивом доме — пусто. Люди жать, а мы с поля бежать.Гулять — не диво, работать ленива. Делать не заставят, зато и есть не поставят. Люди за дело, а мы за безделье. Люди пахать, а мы руками махать. Люди работают, а он потеет. Маленькое дело лучше большого безделья. На работу боком, а с работы скоком. Наработался — за ложку берись, а лентяй — без ужина спать ложись. Не на то руки даны, чтобы даром болтались. Не учи безделью, учи рукоделью. Ни швец, ни жнец, ни в дуду игрец.

Пахарю земля — мать, а лодырю — мачеха. Работа — с зубами, а лень-с языком. Работа силушку копит, а лень ее топит. Ранние пташки росу пьют, а поздние — слезы льют. Ржи много в поле, да лентяям нет доли.

Читайте также:  Роль пословиц и поговорок в воспитании детей дошкольников

За дело — не мы, за работу — не мы, а поесть да поспать — против нас не сыскать.

Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду. В чужих руках всякое дело легко.

Ест руками, а работает брюхом. Воду в ступе толочь — вода и будет. Впрямь долбил Данило, да вкось пошло долбило.

Что такое лень, что такое труд?

Лень — это нежелание умственно или физически потрудиться. Например, ученик говорит родителям: «Мне лень писать сочинение!». С другой стороны, допустим, супруга ляжет на диван с мыслями: «Лень готовить ужин!». Какое будет настроение у ее спутника жизни, если, придя домой, он обнаружит, что нет никакой еды? В данном случае жену лень портит.

А труд кормит человека (в примере с супругой). Если женщина захочет приготовить вкусную трапезу, то она накормит не только мужа, но и себя, детей. То же с учеником: если он через «не хочу» напишет сочинение, то со спокойной душой и в хорошем настроении ляжет спать.

Таким образом, труд — это физическая или умственная работа, приводящая к конечному результату. Вследствие чего у человека жизнь меняется к лучшему.

Лень

Авось и как-нибудь до добра не доведут.

В комнате грязь — хоть репу сей. Видно неряху по грязной рубахе. Глаза с поволокой, роток с позевотой. Длинная нитка — ленивая швея. Долго спать — добра не видать. Долог день до вечера, коли делать нечего. Ему замеси да и в рот понеси. Еще в пеленках, а лень с теленка. Живет как птица небесная: не сеет, не жнет. Зацепившись за пень, простоял весь день. Ленивого хорошо за смертью посылать. Лежит на печи, да ест калачи. Ленивому Микишке все не до книжки. Лентяя хлебом не корми, только с печи не гони. Много спать — мало жить: что проспано — то прожито. Мы работы не боимся, на работу не пойдем. Не бравшись за топор, избы не срубишь. Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда. Один пашет, а семеро руками машут. Под лежач камень вода не течет. Проглотить-то хочется, да прожевать-то лень. С лодырем поведешься — горя наберешься. У лентяя Федорки всегда отговорки. У лодыря что ни день, то лень. У него лень за пазухой гнездо свила. Хорошо бы пахать, да рук не марать. Человека лень не кормит, а здоровье только портит. Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Перечисленные пословицы были найдены в книгах: И. М. Снегирев. «Русские народные пословицы и притчи». Н. Уваров «Энциклопедия народной мудрости». А. М. Жигулев. «Русские народные пословицы и поговорки». О. Д. Ушакова. «Словарик школьника. Пословицы, поговорки, крылатые выражения». Даль В.И. «Пословицы русского народа». А.И. Соболев «Русские пословицы и поговорки». М. А. Рыбникова. «Русские пословицы и поговорки».

Народная мудрость всегда была «учебником» жизни русских людей. Не осталась в стороне и пословица «Лень портит, а труд кормит». Давайте подробнее разберем эту фразу. Возможно, она пригодится в жизни в самые отчаянные минуты, в момент пребывания в унынии и депрессии. Кроме того, если человек преодолеет и лень, и труд, он сможет посмотреть на жизнь другими глазами. Недаром в Священном Писании говорится, что а лень окончательно портит его.

Муниципальное
общеобразовательное учреждение

«Вечерняя
(сменная) общеобразовательная школа.

Развитие  
детского речевого творчества на уроках русского языка и литературы.

Учитель
русского языка

                                                                                   
и литературы

МОУ
«В (с)ОШ»

                                                                                          
Щегловская   Т.  Н.

Углич.  

2019
г.

План.

1.  Введение. 
Необходимость  работы  по  развитию  детского  речевого  творчества.

2.  Задания  для 
развития  детского  речевого  творчества.

   2.1.  Лексико 
—  орфографическая  работа  —  путь  к  слову.

   2.2.  «Слово 
—  магнит».

   2.3.  От 
предложения  —  заглавия  к  собственному  тексту.

   2.4.  «Я 
чувствую,  что  я…» (рассказ  —  фантазия).

   2.5.  «Я 
начну,  а  ты  продолжи…»  (проба  поэтического  пера).

   2.6.  От 
цитаты  —  высказывания  к  собственному  тексту.

   2.7.  Варианты 
тем  сочинений  на  свободную  тему.

3.   Итоговые 
творческие  задания.

   3.1. 
Исследование:  «Энциклопедия  одного  слова.

   3.2.  Детские 
рукописные  журналы,  книжечки. 

4.    Заключение. 

5.    Список  литературы.

1.Введение. 
Необходимость  работы  по  развитию  детского  речевого  творчества.

                                                   
-Что  такое  вдохновение?  — спросили                                                                       
                       Петра  Ильича  Чайковского.

 –Это 
такая  гостья,  которая  не  любит

 посещать 
ленивых,  —  ответил  композитор.

    
В 
настоящее  время  достаточно  важным  является  формирование  речи   
учащихся,  умения  высказываться  на  различные  темы,  что,  несомненно, 
будет  полезно  им  в  будущем.  Умение  общаться,  быть   хорошим 
собеседником,  коммуникабельным  человеком   имеет  большое  значение  как  в 
повседневной  жизни,  так  и  для  формирования   профессиональных  качеств. 
Этому  следует  учиться  с  малых  лет  и,  конечно,  в  школьные  годы. 
Уроки  русского  языка  и  литературы  обладают  в  этом  плане    широкими 
возможностями.  В  настоящей  работе  предлагается  ряд  приёмов,  которые 
способствуют  развитию  детского  речевого  творчества.    Возможность  их 
использования  в  той  или  иной  степени  имеет  место  как  на  уроках 
языка,  так  и  на  уроках  литературы.

      
Как  почувствовать  вкус  родного  языка?  Как  помочь  ученику  успешно развивать 
своё  речевое  творчество?  Как  реализовать  потенциал  его  речевых 
возможностей,  побудить  к  созданию  самых  простых,  незатейливых  (но 
искренних!)  рассказов,  сказок,  стихов?  Какими  приёмами,  методами  работы 
со  словом  побудить  детей  пойти  навстречу  творческому  вдохновению?  
Ответом  на  все  эти  вопросы  должна  стать  продуманная  и  интересная 
система  работы  со  словом  на  уроках  литературы  и  русского  языка. 
Задача  учителя  —  работать  не  только  над  обогащением  словаря  учащихся, 
но и над  увеличением  подвижности  того                 запаса  слов, 
которым  владеет  ученик  в  данный  момент,  связать  воедино  грамматический 
и  речевой  аспекты  обучения,  стремиться  к  реализации  коммуникативного 
подхода.  Работа  по  организации  детского  речевого  творчества  в  школе 
не  терпит  одноразовости,  фрагментарности,  суеты,  а  первые  успехи 
всегда  заслуживают  поощрения.  Необходимо  зажечь  в  ребёнке  искру 
надежды  на  дальнейшие  успехи!

      
Предлагаем  ряд  заданий,  тематика  которых  ориентирована  в  первую 
очередь  на  обогащение  социально  —  нравственного  опыта  детей, 
восприятие  окружающего  мира, на  развитие  способности  самовыражения. 

2. 
Задания  для  развития  детского  речевого  творчества.

   2.1.   Лексико 
—  орфографическая  работа  (обогащение  словаря  школьников) —   путь  к 
слову.

   
Известный  французский  писатель  Анатоль  Франс  сказал:  «Словарь  —  это 
вся  вселенная  в  алфавитном  порядке».  А  французский  философ  Рене 
Декарт  ещё  в  17-м  веке  советовал  своим  современникам:  «Определите 
каждое  слово,  и  вы  избавитесь  от  половины  заблуждений».    Учащимся 
стоит  задуматься  над  смыслом  каждого  из  этих  мудрых  высказываний.                           Следует 
убедить  детей в необходимости  постоянной  работы  с  толковыми   словарями, 
проявляя  интерес  к  отдельно  взятому  слову.

   
Изучите  вместе  с  ними  его  происхождение,  строение  (состав), 
произношение,  написание,  его  значения.  Рассмотрите  это  слово  в 
структуре  словосочетаний,  предложений,  небольшого  текста.  Поработайте с 
разными  типами  словарей.  Как  можно  раньше  познакомьте  ребят  со 
значениями  слов,  которые  связаны  с  нашей  повседневной  жизнью:   настроение, 
чувство,  интуиция,  фантазия,  интересный,  доброта,  цитата,  авторитет, 
след,  дорога,  дом,  красота,  сердце… Постарайтесь  обыграть  работу  со 
словом,  связывая  его  лексическое  значение  с  конкретной  жизненной 
(речевой)  ситуацией.

   
2.2. «Слово  —  магнит» (от  слова  к  собственному  тексту).

   
Это  оригинальный  приём,   позволяюший   по  —  новоу  представить  слово  (с 
позиций  нравственно – эстетических,  человеческих:  слово  —  живое, 
очеловеченное!),  рассмотреть  его  в  структуре  собственного  письменного 
текста. Вот  как  может  выглядеть  работа  на  уроке .   Язык  (как  средство 
общения,  с  помощью  которого  выражаем  свои мысли  и  чувства,  обращаемся 
с  вопросом,  передаём  и  получаем  информацию)  может  быть    добрым 
другом  и  —  злым,  жестоким,  коварным  врагом.  Слово  —  друг  и  враг, 
словом  можно  излечить  и  ранить.  Оно  может  принести  и  пользу,  и  вред 
в  различных  жизненных  ситуациях.  Отличить  слово  доброе  от  слова  злого 
помогает  его  смысл.  Лексическое  значение  слова  можно  узнать,  заглянув 
в  толковый  словарь.  Отметим  добрые  слова  знаком  +  («плюс»),  а  злые 
—  знаком  —  («минус»).  Что  помогло  вам  сделать  такой  вывод?   А 
теперь  представьте,  что  произнесённое  и  записанное  слово  превратилось 
в  …МАГНИТ.  Это  слово  —  магнит  может   притягивать,  присоединять  к 
себе  другие  слова.  Назовите  эти  слова.  Обратите  внимание,  что  всё 
доброе,  положительное  тянется  к  такому  же  доброму,  светлому. 
«Притягивающиеся « слова  могут  принадлежать  к  разным  частям  речи, 
получается  необычное  «поле  слов».  Это  как  бы  строительный  материал 
(«речевые  кирпичики»)  для  конструирования,  строительства  целого  здания 
—  составления  своего  связного  письменного  текста.   Пример  может  быть 
таким.  Слово  —  магнит  —  солнышко. 

    Поле  слов:  радость,  птицы,  день,  звери, 
весна,  улыбка,  доброта,  золотое,  красивое, любимое. 

Составленный  текст.                                                        

Проснулось  золотое  солнышко.  Улыбнулось  зверям, 
птицам,  людям.  Весь  день  освещало  леса,  поля,  горы.  Всех  радовало 
своей  красотой  и  улыбкой.  А  на  следующий  день  случилась  беда  с 
нашим  солнцем.  Большая  серая  туча  закрыла  его,  и  полил  дождь.  Но 
вдруг  налетел лёгкий  ветерок  и  прогнал  злую  тучу.  И  вновь  засияло 
над  землёй  дорогое,  любимое  солнышко. 

     
Психолог, 
философ,  лингвист  Н.  И.  Жинкин  так  говорил  о  механизме  отбора  слов: 
«Эта  задача  не  решается  ни  случайной  выборкой,  ни  просмотром  каждого 
слова  словаря.  Надо  допустить,  что  существует  такое  устройство, 
которое  так  суживает  объём  словаря,  что  искомая  группа  слов  сама  выплывает 
из  памяти.  Такое  устройство  не  состоит  из  слов,  но  вместе  с  тем 
оно  только  через  слова  и  может  реализоваться.  Это  то,  что  раньше 
было  названо  смысловым  рядом».                                          
«Слово  —  магнит»  —  это  своего  рода  шифр,  код,  смысл  которого  и 
соединяет  другие  слова,  притягивает  их  к  себе,  создавая  таким  образом 
информационный  ряд  слов,  объединённых  какими  —  то  определёнными 
тематическими  рамками…  « Слово  —  магнит»  —  эффективный  способ  «копания 
в  своей  речи,  ведь  происходит  естественный  процесс  её  развития, 
процесс  речевого  созидания…  После  «сборки»  текста  учитель  может 
попросить  объяснить  некоторые  моменты  конструирования  текста.  Эта  информация 
необходима  учителю,  так  как  позволяет  представить  психологию  речи 
конкретного  ребенка.

     2.3.   От 
предложения  —  заглавия   к  собственному  тексту.

    
Упражнения  такого  типа  удобнее  всего  начать  с  работы  над  пословицами. 
Задания  могут  быть  такими:

1. 
Прочитай  данное  предложение  —  пословицу.  Устно  передай  её  основной 
смысл.  Сформулируй 
тему.                                                                                    

 2. 
Отталкиваясь  от  данного  предложения,  «разверни»  свою  мысль  в 
письменной  форме  (от  5  до  15  предложений).  Помни,  что  предложение  — 
опора  является  заглавием  твоего  будущего  текста:  в  этом  заголовке, 
названии  выражена  главная  мысль.  Твой  текст  может  иметь  форму 
небольшого  рассказа,  поучительной  сказки,  маленького   стихотворения  или 
текста  —  рассуждения.  Так  постепенно  ты  и  научишься  одно  предложение 
превращать  в  собственный  авторский  текст,  связанный  с  нравственной 
тематикой.

Пословицы.

Мал  золотник,  да  дорог.   Гроша  не  стоит,  а 
выглядит  рублём.                               Не  вкусив  горького,  не 
узнаешь  и  сладкого.  Друзья  познаются  в  беде.  Язык  и  хлебом  кормит, 
и  дело  портит.  Ты  ему  по  секрету,   а  он  всему  свету.

2.4. 
«Я  чувствую,  что  я…»   (рассказ  —  фантазия).

 Все  дети  (да  и  многие  взрослые) 
любят  фантазировать.  Фантазия  —  от  греческого  слова,  означающего 
«творческое  воображение,  мечта,  выдумка».    Просто  необходимо  иногда 
предложить  ребёнку:                                    *  Пофантазируй. 
Представь,  что  ты  превратился  в  дом,  или  зеркало,  или  мяч,  солнце, 
цветок,  слезу,  компьютер  ( выбери  по  своему  усмотрению).  Превратившись 
в  столь  неожиданный  предмет,  что  ты  чувствуешь,  ощущаешь?  Каковы 
будут  твои  действия?  Постарайся  свои  мысли  записать  в  форме 
маленького  рассказа  или  стихотворения.  …

    2.5.
«Я  начну, а ты продолжи…» (проба  поэтического пера).
   

На  доске  записываются  две  стихотворные  строки. 
Ребята  должны  самостоятельно  за  определённое  количество  времени 
продолжить,  завершить  начатое.  Для  поэтического  начала  можно  взять 
строки  известных  детских  поэтов  (или  придумать  самим).  Если  у  ребёнка 
возникает  желание  постоянно  выполнять  подобные  задания,  это  поможет 
развитию  его  поэтических  способностей,  о  которых  он  не  всегда 
догадывается.

       2.6. 
«От  цитаты  —  высказывания  к  собственному  тексту  (текст –
доказательство).                                                 

    
  
Это 
задание,  конечно,  в  большей  степени  предназначено  для  старшеклассников. 
Хорошо  известно, что  разного  рода  афоризмы, цитаты,  изречения, 
высказывания  —  полезный  и  необходимый  материал  для  работы  над 
сочинением,  важное  средство  аргументации,  подтверждения  своей  мысли. 
Систематически  выполняя  подобные  задания, ученик  шаг за  шагом 
приобретает  навыки  более  свободного,   раскованного  письма  на  ту  или
иную (свободную) тему,  которую он самостоятельно  (одновременно  с  основной 
мыслью)  определяет  и  формулирует.  Цитат  следует  давать  несколько, 
чтобы  каждый  мог  найти  интересную  для  себя:

    
Внимательно  прочитай  помещённые  ниже  высказывания.  Выбери  одно  из  них. 
Определи  тему  и  сформулируй  главную  мысль  (идею)  этого  высказывания. 
Согласен  ли  ты  с  данным  утверждением?  Вырази  свои  мысли  в  небольшом 
тексте  —  рассуждении.

·    
Война 
превращает  в  диких  зверей  людей,  рожденных,  чтобы  быть  братьями.   (Ф.
Вольтер,  французский  писатель  и философ  18 века).

·    
Слово 
—  выражение  мысли,  и  может  служить  соединению  и  разделению 
людей…                    (Лев  Николаевич   Толстой).

·    
Высшее 
счастье  в  жизни  —  это  уверенность  в  том,  что  вас  любят;   любят 
ради  вас  самих,  вернее  сказать  —  любят  вопреки 
вам.                               (Виктор  Гюго,  французский  писатель  19 
века).

·    
Что  
слава? — Яркая  заплата  на  ветхом  рубище  певца.  (А. С. Пушкин).

·    
Человек, 
который  думает  только  о  себе  и  ищет  во  всём  своей  выгоды,  не  может 
быть  счастлив.  Хочешь  жить  для  себя,  живи  для  других.                       (Сенека, 
древнегреческий  философ,  поэт,  государственный  деятель).

·    
Умно 
говорить  трудно,  умно  молчать  —  ещё  труднее.                         (Кристиан 
Боуни,  американский  писатель  и  издатель  19века).

     2.7.  
Варианты  тем  сочинений  на  свободную  тему  (повествование,  описание, 
рассуждение).

Какое 
слово  меня  больше  всего  обижает  и  какое 
радует?                                  Почему  у  каждого  слова  запах 
особый?                                                                                 
Где  спрятана  душа 
слова?                                                                                                           
Почему «язык  идёт  вместе  с  жизнью  народа»?                                                               
О  чём  рассказал  мне 
сон.                                                                                                             
Интересный  человек.  Каким  я  его  себе 
представляю?                                            Глядя  на  себя  в 
зеркало,  я  думаю…                                                                                   
Безграничность  русской  равнины  и  безграничность  русской 
души.                           Много  ли  человеку 
надо?                                                                                               Всё 
ли  покупается  и 
продаётся?                                                                                
Может  ли  плакать 
Земля?                                                                                            Что 
есть 
красивое?                                                                                                                     
Где  прячется  настроение?…  И  т.  д.

3.Итоговые 
творческие  задания.

     3.1. 
Итоговое  творческое  задание:  исследование  «Энциклопедия  одного  слова».                                         

    
Это  задание  лучше  всего  предложить  учащимся  средних  и  старших  классов 
для  итогового  контроля  по  русскому  языку  и  литературе  за  учебное 
полугодие  или  учебный  год. Понаблюдай,  как  через  родное  слово  в  языке 
отражается  духовная  жизнь  народа.  Предлагается  творческое  задание  — 
исследование:  составить  энциклопедию  одного  слова.  Исследуй  сначала 
слово  с  научной  точки  зрения  (с  точки  зрения  каждого  из  разделов 
науки  о  языке),  а  потом  посмотри,  почувствуй,  как  живёт  слово  в 
сказке,  рассказе,  повести,  стихах,  песне.  Используй  все  типы  словарей, 
энциклопедию,  справочную  литературу.  Поработай  в  библиотеке.  Вспомни, 
найди,  придумай  сам… 

     
Для  выполнения  задания  используй  примерный  план  —  схему  («шаги»).  Это 
поможет  все  собранные  материалы  расположить  в  определённой  системе, 
которую  условно  и  можно  считать  энциклопедией  данного  слова.  Из  этой 
работы  может  получиться  настоящая  рукописная  (или  напечатанная  с 
помощью  компьютера)  книга!  Слово  может  быть  любое.  

Схема 
—  план.

1.  Слово… и  его 
лексическое (ие)  значение (ия).                                                        2. 
История 
слова.                                                                                                              
3.  Слово… и  «слова  —  родственники»  (однокоренные).                                                                        

4.  Слово… и  
его 
синонимы.                                                                                                        
5.  Слово… и  его  антонимы.                                                                                                   6. 
Слово  во  фразеологических 
оборотах.                                                                              
7.  Слово… и  слова  (сочетания)  —  рифмы.                                                                           8. 
Слово…  в  русском  фольклоре:  в  пословицах  и  поговорках,  в  загадках,  в 
скороговорках,  в  притчах,  легендах,  приметах,  обычаях,  в  народных 
играх,  хороводах,  в  русских  народных  песнях,  в  народных 
сказках.                                                                                                                              
9.  Соответствия  слову…  в  пословицах  и  поговорках  народов 
мира.                              10. Слово…  в  названиях  произведений 
классической  и  современной  литературы  (поэзия, 
проза).                                                                                                 
11. Слово…  в  текстах  художественной  литературы.                                                        12.
Слово…  в  названиях  газет,  журналов,  рекламных 
приложений.                        13. Слово…  в  названиях  картин 
художников.                                                         14. Слово… 
в  названиях  художественных  и  документальных  фильмов.       15. Слово…  в 
детском  речевом  творчестве  (собственные  стихи,  рассказы, 
сказки).                                                                                                                           
             16. Слово…  в  иллюстрациях,  рисунках  учащихся.   ( Нарисуй 
своё  слово;  придумай  серию  картинок,  которые  смогли  бы  отразить  жизнь 
твоего  слова;  можно  рисунком  проиллюстрировать  какой  —  нибудь  художественный 
текст,  связанный  с  этим  словом.)

    3.2.  Детские 
рукописные  журналы,  книжечки.    

    
Рукописный  журнал  —  это  творческий  поиск  ученика,  результат  детского 
самовыражения  в  слове.  Рассмотреть  самостоятельный  художественный 
замысел,  уловить  ценность  собственного  взгляда,  мнения,  научить  ученика 
быть  самим  собой  —  вот  основные  задачи  учителя  словесности.  Работа 
со  словом  —  своеобразный  тренаж  интеллекта,  гимнастика  ума  и  духа. 
Создавая  своё  произведение,  ученик  должен  помнить,  что  главное  — 
писать  искренне  о  том,  что  сегодня  волнует.

      
Одной  из  форм  оценки  может  являться  защита  —  анализ.   Вначале  текст   звучит 
в  живом  авторском  исполнении;  затем  юный  сочинитель  «погружает» 
одноклассников  в  свой замысел  и  процесс  его  реализации.  После 
представления  —  мини — рецензия  со  стороны учащихся   и учителя.   
Коллективное  обсуждение  является  очень  важной  формой  оценки.

  
   «ТЛШ»  ( «Творческая  лаборатория  школьника» )  —  так  можно  назвать 
«издательство»,  в  котором  ребята  выпускают,  оформляют  свои  итоговые 
творческие  работы.  В  зависимости  от  тематики,  содержания  заданий 
названия  детских  рукописных  журналов,  книжек  могут  быть,  например, 
такими:  «Словечко»,  «Моё  словотворчество»,  «Слово  и  рифма»,  «Слово  и 
образ»,  «Слово  к  слову  тянется»,  «Язык  заплетается  ( Мои  речевые ошибки
)»,   «Рисую  словом  образы  —  фантазии»,  «Мои  стихи,  рассказы  и 
сказки»  и  т.  д.

   
В  заключение  следует  подчеркнуть,  что  каждое  итоговое  творческое 
задание  в  многообразной  работе  по  развитию  письменной  речи  школьников, 
каждая  детская  рукописная  книга  —  это  результат  осмысления  какой  — 
либо  темы,  связанной  с  грамматикой,  с  изучением  конкретного  раздела 
науки  о  языке,  языковых  явлений.  И  качество  этого  результата  
определяется  глубоко  продуманным,  комплексным  подходом  учителя  к 
речевому  развитию  учеников  на  творческом  уровне.

4. Заключение.

     
Многие  методисты  и  исследователи  видят  в  детском  творчестве  уникальное 
дидактическое  средство  развития,  воспитания,  обучения  школьников, 
развития  личности  в  целом,  видят  в  нём  диагностические  возможности, 
позволяющие  педагогу  наблюдать  за  динамикой  этого  развития.  Л,  В, 
Занков  рассматривал  детские  сочинения   как  форму  самовыражения, 
самосознания  ребёнка,  как  возможность  поделиться  впечатлениями, 
переживаниями.  Когда пишет каждый, каждый творит, никто никем не  подавлен. 
Задача учителя — открыть неуверенному в себе подростку его  способности, 
вселить  в  него  уверенность.  Необходимо   воспитывать живой интерес  к 
родному  языку,  внимание  к  слову,  умение  видеть  и  слышать  его, 
способность  любоваться  им.  Это  должно  происходить  как  на  уроках,  так 
и  во  внеурочной,  внеклассной  работе.  «Нужно  любить  и  непрерывно 
изучать  русский  язык.  Человек,  равнодушный  к  своему  языку,  —  дикарь, 
—  писал  К. Г. Паустовский.

Список
литературы.

1.  Бершадская Н.
Р. Литературное творчество учащихся в школе: Кн.  для учителя: из опыта работы,
— М.: Просвещение,  1986.

2.  Власенков А.
И. Развивающее  обучение  русскому  языку. – М.:  Просвещение,  1983.

3.  Жинкин  Н. И. 
Язык  —  речь  —  творчество.  —  М.,  1998.

4.  Ладыженская 
Т. А.  Живое  слово:  Устная  речь  как  средство  и  предмет  обучения.  — 
М.,  1986.

5.  Русский  язык 
в  школе.  Научно  —  методический  журнал.  Министерство  образования  РФ.  — 
М.,  №  6.  2000.

Язык и хлебом кормит и дело портит сочинение

20210413 vu tg sbscrb2

Avatar

31.01.2021.
Тест. Русский язык, 5 класс

Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.

Тест по теме «Сложное предложение» с элементами повторения темы «Синтаксический разбор простого предложения», 5 класс, УМК Разумовская М.М.

Вопрос 1

Найдитесложное предложение. (Знаки препинания не расставлены).

Варианты ответов
  • Он привязал лошадь взобрался на угол сруба.
  • Исчезают последние клочки снега и на свет появляется пер­вая тропинка.
  • Лес река озеро радовали глаз путника.
  • В реке водится рыба карась щука окунь.
Вопрос 2

Найдите сложное предложение. (Знаки препинания не расставлены).

Варианты ответов
  • Он поднялся на бугор и пошел дальше.
  • Дальше потянулись огни деревни в которой мы собирались остановиться.
  • Я проснулся и увидел море.
  • За окном кружились и падали круаные снежинки.
Вопрос 3

Найдите сложное предложение. (Знаки препинания не расставлены)

Варианты ответов
  • Брат положил в костер полено и стружку.
  • Залились в небе жаворонки и пролетели с веселым гого­таньем журавли и гуси.
  • Ветер рванул со всей силой и ударил в окно.
  • По краю берега тащилась лошадь с пустой телегой.
Вопрос 4

Найдите сложное предложение. (Знаки препинания не расставлены).

Варианты ответов
  • Язык хлебом кормит и дело портит.
  • Без углов дом не строится без пословицы речь не молвится.
  • Стоит красавица на поляне в белом сарафане.
  • Два братца в воду глядятся а не сойдутся.
Вопрос 5

Каким по цели высказывания является предложение?

«Неправильно ты ведёшь себя, Буратино!»

Варианты ответов
  • Повествовательным
  • Вопросительным
  • Побудительным
Вопрос 6

Найдите  основу (основы) предложения.

Когда девочка отвернулась, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика.

Варианты ответов
  • Он схватил
  • Он схватил и выпил
  • Девочка отвернулась, он схватил и выпил
  • Девочка отвернулась
Вопрос 7

Укажите номер сложного предложения.

1. Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. 2. Миндальные пирожные он

запихивал в рот целиком. 3. В вазу с вареньем залез прямо пальцами. 4. Когда девочка отвернулась, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика. 5. Неправильно ты ведёшь себя, Буратино!

Варианты ответов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Вопрос 8

Найдите распространённое предложение. (Знаки препинания не расставлены).

Варианты ответов
  • Ласточки, грачи, жаворонки улетели.
  • Берёза, осина, клён оделись в осенний наряд.
  • Наступила весна, заморозки отступили.
  • Уснули ежи и медведи.
Вопрос 9

Предложения по интонации бывают:

Варианты ответов
  • Восклицательные
  • Побудительные
  • Сложные
  • Невосклицательные
  • Нераспространённые
Вопрос 10

Выберите верную характеристику предложения.

Тянется к солнышку, старается!

Варианты ответов
  • Повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неоложнённое.
  • Побудительное, восклицательное, простое, односоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.
  • Повествовательное, восклицательное, простое, односоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми.
Вопрос 11

Сложные предложения по виду связи бывают:

Варианты ответов
  • Простыми
  • Сложносочинёнными
  • Сложноподчинёнными
  • Бессоюзными
Вопрос 12

К сочинительным союзам относятся:

Варианты ответов
  • Когда
  • А
  • Как
  • Но
  • И
  • Что
Вопрос 13

Каким по цели высказывания является предложение?

Кто же начнёт сев?

Варианты ответов
  • Вопросительное
  • Простое
  • Побудительное
Вопрос 14

Найдите основу (основы) предложения:

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли.

Варианты ответов
  • Кроты трудились, изрыли
  • Кроты трудились, поляну изрыли
  • Кроты трудились, её изрыли
Вопрос 15

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Солнце светило ярко () и снег быстро растаял.

Варианты ответов
  • На месте знака () ставится запятая, так как союз И связы­вает два однородных члена.
  • На месте знака () ставится запятая, так как союз И связы­вает два простых предложения в составе сложного.
  • На месте знака () не ставится запятая, так как союз И свя­зывает два однородных члена.
Вопрос 16

В предложении

Между деревьями сверкали крошечные голубые кусочки озера

сочетание слов «между деревьями» является:

Варианты ответов
  • Подлежащим
  • Дополнением
  • Определением
  • Обстоятельством
Вопрос 17

Найдите побудительное предложение.

Варианты ответов
  • Многие птицы осенью улетают на юг.
  • Увидеть  снегирей легко.
  • Берегите птиц.
  • У нас в лесу всегда рады гостям.
Вопрос 18

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении

Сад тихонько зашумел листвой () и замер.

Варианты ответов
  • На месте знака () запятая ставится, так как это простое предложение с однородн. членами
  • На месте знака () запятая ставится, так как это сложное предложение
  • на месте знака () запятая не ставится, так как это простое
    предложение с однородными членами, соединенными сою­зом И.
Вопрос 19

На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

На улице светит солнце (1) но в доме еще прохладно. В саду гуляет ветер (2) и поднимает листву. Пришла осенняя пора (3) и солнышко показывается ред­ко.

Варианты ответов
  • 1
  • 1, 2, 3
  • 1, 3
  • 1, 2
  • 2, 3
Вопрос 20

На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

а) От хорошего слова (1) и камень добреет.

б) Солнце садилось (2) и косыми лучами освещало вер­хушки берез.

в) Солнце садилось (3) и его косые лучи освещали вер­хушки берез.

а)3 б)2, 3 в) 1, 2, 3

Варианты ответов
  • 2, 3
  • 3
  • 1, 2, 3
  • 1, 2

icon visionoff

icon visionon

  • Язык и мышление сочинение
  • Язык и стар и вечно нов сочинение миниатюра
  • Язык волшебное зеркало мира и национальной культуры сочинение 5 класс
  • Язык живет вместе с жизнью народа сочинение рассуждение 9 класс
  • Язык живет вместе с жизнью народа сочинение краткое