Язбаш гелди сочинение на кумыкском сочинение

Сочинение по картине васнецова снегурочка в. м. васнецов, великий русский художник, нарисовал свою знаменитую снегурочку в 1899 году. первоначально данная

Сочинение по картине Васнецова «Снегурочка»

В. М. Васнецов, великий русский художник, нарисовал свою знаменитую «Снегурочку» в 1899 году. Первоначально данная картина должна была стать декорацией, которую автор посвятил одноименному произведению великого русского писателя А. Н. Островского.

На картине зритель может увидеть необычайной красоты девушку, которая будто совсем недавно вышла из лесной чащи на опушку и теперь стоит одиноко и всматривается вглубь леса.

Почву для создания данного шедевра В. М. Васнецов взял в русском устном народном творчестве. В сказке, посвященной этой таинственной красавице, рассказывается, что Снегурочка приходится дочерью Морозу и Весне.

Художник изобразил девушку в нарядах белого цвета — таким образом он попытался подчеркнуть тот факт, что Снегурочка — девушка мудрая, добрая, невинная, она наивна, так как живет вдали от человеческого общества.

В. М. Васнецов на заднем плане своей картины нарисовал деревню, окраину которой освещают огни. Снегурочка словно находится в смятении, очевидно, что она желает познакомиться с людьми, но в то же время она ощущает свою принадлежность к природе.

Для написания своей картины художник выбрал холодные тона, преимущественно — белый цвет. Это указывает не только на то время года, которое изображено на картине, но и на чистоту и белизну кроткой девичьей души.

В. М. Васнецов написал большое количество картин на сказочную сюжетную тематику, одной из таких знаменитых его работ и является «Снегурочка».

Сочинение по картине Васнецова «Снегурочка»

Сочинение по картине «Снегурочка» Васнецова

Холодная зимняя ночь. Тишина. Поляна. Лунный свет освещает одинокую фигуру Снегурочки. В ее облике — нежность, чистота, недосягаемость. Невыразимо прекрасны ее глаза. Она

о чем-то задумалась. Может, о мимолетности, непродолжительности жизни? Или о неосуществимости надежд, о неповторимости каждого мгновения, о неизбежности расставания с той несказанной красотой, которая рядом?

Темное небо и звездочки на нем дополняют сказочную таинственность этой ночи. Вместе со Снегурочкой мы вглядываемся в зимнюю ночь, ощущаем лесную тишь и ждем, когда начнут твориться чудеса.

Волшебная красота, непосредственность чувств, богатство содержания — все это делает картину очень притягательной для зрителя.

Сочинение по картине «Снегурочка» Васнецова

Пришла зима. Ударили морозы. Сидя у печи, греясь, так и хочется рассказать историю, которая позабавит и взрослых и детей. Возможно, именно так и родилась сказка про холодную в душе девушку, что пришла к людям неизвестно откуда, и неизвестно зачем. Она прожила с людьми немного времени, но оставила в память о себе много басен, рассказов, и даже картин. Одно из произведений искусств принадлежит кисти великого живописца В.М. Васнецова.

Как загадочно выглядит сказочная красавица на полотне художника. Известно, что работа сделана, как декорация к постановке пьесы Островского. Но сделана так мастерски, что прекрасно передает многие детали, она сама может сольно выступать, и рассказывать историю девушки, которая искала любовь, возможно, даже догадываясь, какова цена этого.

Вот сейчас на лице Снегурочки застыла растерянность. Она не знает, куда ей идти, не подскажут ей в этом и следы на снегу: только зайчик косой пробежал по опушке, и запрятался в ельнике. Но подождите еще чуть-чуть, она оглянется вокруг и увидит вдалеке огоньки, что так приветливо ей помашут и поманят. Девушке предстоит неблизкий путь, но пройдя его, она найдет то, что ищет. Сначала – тепло человеческих душ, что совсем незнакомой девушке готовы оказать гостеприимство. Чужие люди примут Снегурочку в свою семью, назовут так ласково и нежно: внучка, и будут защищать ее от любого злого слова. А потом и радость любви встретит красавица. Полюбят ее, но этого будет мало девушке, ведь она дочь Весны, и ей нужно значительно больше, ей нужно полюбить самой. И это тоже случится в жизни Снегурочки, но станет причиной ее исчезновения. Не станет Красавицы, но в память о ней будет так много сказано и сделано.

А прямо сейчас юная девушка растеряна. Она красива, как может быть красиво само совершенство. Ее лицо и ее наряд великолепны и заслуживают самых изысканных эпитетов. И все же, ей хочется больше, чем быть красивой, ей хочется быть любимой. Она ждет этого чувства всем сердцем. И она его дождется. Художник отлично помог представить зрителю, что действо начинается, и что оно обязательно развернется в полную мощь, и эта история достойна того, чтобы быть запечатленной, и мы невольно стали ее частью.

Сочинение по картине «Снегурочка» 3 класс

На картине Виктора Михайловича Васнецова изображена девушка в зимней одежде. Она стоит в дремучем лесу на поляне. Лесная поляна покрыта толстым слоем снега, об этом свидетельствуют глубокие следы оставленные девушкой. Вокруг раскинулись красивые, зеленые елки и немного голых стволов, наверное, в теплое время года эти голые стволы превращаются в пышные березки.

Судя по названию картины, это не просто гуляющая или заблудившаяся в лесу девушка, а настоящая снегурочка.

Она одета в богатый наряд из меховой шубы и шапки, украшенными красивыми узорами. Снегурочка путешествовала по зимнему лесу и вдруг, что-то заметила и замерла на месте. Что она увидела? Не художника Васнецова? Этого мы не узнаем. Как бы там не было, но картина имеет волшебную, новогоднюю атмосферу, неся в наш мир осколки сказок.

Сочинение по картине Васнецова Снегурочка 3 класс

Ищите синонимы на sinonim.org, чтобы сочинение не совпадало с тем, что в интернете. Нажмите 2 раза на любое слово в тексте.

Используйте данные сочинения, чтобы на их основе написать своё.

Первое сочинение для 3 класса

картина Васнецова Снегурочка

Перед нами картина зимней ночи, холодной и таинственной. На лесной полянке царит звенящая тишина. Вокруг ни души. И среди этого ледяного безмолвия особенно хрупкой и трогательной выглядит юная Снегурочка. Вся она – воплощение снежной чистоты и удивительной нежности. Это ожившая наяву сказка, не принадлежащая обычному миру людей. Прекрасные глаза Снегурочки таят множество загадок. О чем она задумалась этой лунной ночью? Никто не знает. Возможно, героиня размышляет о том, как быстротечна жизнь и неуловимо каждое ее мгновение. О том, что ничто в жизни не повторится, и даже с той мимолетной красотой, до которой сейчас рукой подать, рано или поздно придется расстаться? Может быть.

Окружающая обстановка только подчеркивает общую атмосферу волшебства и нереальности происходящего. Мы, как и Снегурочка, смотрим вдаль, прислушиваемся к тишине леса и невольно ждем чего-то чудесного и сказочного.

К картине Васнецова невозможно остаться равнодушным. Она буквально притягивает нас своей таинственностью, искренностью чувств и выразительностью.

Второе сочинение по картине Васнецова Снегурочка

Свое знаменитое полотно «Снегурочка» Виктор Михайлович Васнецов написал более ста лет назад, в далеком 1899 году. Художник начал создавать свой шедевр по заказу одного театра, где планировалась постановка пьесы Островского с тем же названием. Литературное произведение было написано по мотивам русского народного творчества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что и Васнецов черпал свое вдохновение в ярких и самобытных сказках нашего народа. Сюжет истории, волею художника перенесенной на холст, знаком многим.

Снегурочка – это волшебный персонаж, чистое и прекрасное дитя двух противоположностей. Ее родителями являются Весна и Мороз. Девушка очень красива, но ее красота подобна зимнему снегу: так же чиста, безупречна и холодна. Сердце Снегурочки никогда не ведало теплой и нежной любви, но героиня подсознательно стремится испытать это восхитительное и опасное для нее чувство. Пусть даже любовь и грозит ей неминуемой гибелью. Этот образ, такой хрупкий, неземной и невообразимо прекрасный, не мог не тронуть тонко чувствующую душу истинного художника. Гениальный мастер воплотил свое видение и понимание при помощи кисти и красок.

Для картины «Снегурочка» автор выбрал, холодные, спокойные, «зимние» тона. Значительная часть полотна отведена под изображение снега. Он сразу же приковывает внимание своей чистотой. Это сверкающее покрывало, подаренное земле матушкой-зимой, пока что не потревожили лесные звери и птицы. И так же чиста, свежа и нетронута душа Снегурочки, холодно и безмятежно ее сердце, не знавшее тревог и волнений.

Героиня только-только вышла из таинственной чащи на освещенную луной лесную полянку. Снегурочка вглядывается вдаль, словно хочет увидеть что-то очень важное для себя. Она по-настоящему прекрасна! Ее лицо буквально светится юной чистотой и светлой нежностью. Под стать и богатый наряд Снегурочки, сшитый из великолепной парчи. А очаровательная шапочка делает героиню очень нежной, трогательной и женственной.

Да, Снегурочка – это дитя природы, и природа гордится своим волшебным творением. Белый снег словно бы подсвечивает картину снизу. Этим художественным приемом Васнецов еще больше подчеркивает удивительную прелесть героини картины. Второй план холста занимает изображение леса, мрачного, таинственного и немного пугающего. Его таинственность олицетворяет ту глубину русской души, постичь которую стремятся многие, но мало кому это удается сделать. Где-то далеко видны светящиеся окна деревенских домов, где жизнь наполнена своим смыслом.

В образе сказочной Снегурочки автор воплотил собственное представление об истинной девичьей красоте. Красоте, которую невозможно отделить от душевной чистоты и глубины. Шедевр Васнецова притягивает своей искренностью, лиричностью и проникновенностью чувств.

Всё для учебы » Сочинения » Сочинение по картине Васнецова Снегурочка 3 класс

Сочинение-описание картины Снегурочка Васнецова В.М.

Вариант 1. Сочинение по опорным словам для 3 класса

Примерный план сочинения:
1. История создания картины-иллюстрации
2. Описание Снегурочки – воплощения природы
3. Зимняя палитра цветов, ее особенности
4. Пейзаж как часть сюжета сказки
5. Мое мнение о картине

Сказочную картину «Снегурочка» Виктор Васнецов написал в 1899 году. Сначала он работал над декорациями для одноименной пьесы Островского. Позже художник решил создать отдельное полотно на тему русской народной сказки. В ней говорится о Снегурочке, которая хочет познакомиться с людьми. Но отец Мороз запретил ей это делать. Моделью для сюжета послужила дочь Мамонтова, Сашенька.

На картине мы видим темный лес. Ее можно условно разделить на две контрастных части. На свет и тень. Они символизируют миры людей и лесных жителей. Девушка в сомненьях остановилась посередине. Она убрана в красивый наряд. Такую одежду в то время носили царские особы. Все во внешности указывает на «снежное» происхождение красавицы. На ней надета длинная белая парчовая шубка. Она расшита замысловатым орнаментом, похожим на морозные узоры на стекле зимой. На голове – шапочка с меховой опушкой. На руках – красивые теплые варежки.

Белые и желтые оттенки гармонично сочетаются с палитрой зимних красок. За героиней тянутся следы по направлению из леса. Это значит, что В. Васнецов иллюстрировал начало сказки. Природа на переднем плане не вызывает страх. Несмотря на ночь и безлюдность. Она напоминает оформление новогодних праздников. Поляна раскрашена сияющим голубоватым цветом. Она похожа на сцену с декорациями. Маленькие пушистые елочки украшены комьями снега, как новогодними игрушками. К одной из них тянется заячий след. Символично выглядит тонкая березка позади центрального персонажа. Она хрупкая и беззащитная, как девушка.

Чистые и белоснежные сугробы вызывают восхищение. Они освещены ярким лунным светом. В своей палитре художник использует холодные, жемчужно-серебристые цвета. Кажется, что в картину вмонтирована внутренняя подсветка. Яркие тени подчеркивают белизну снега. Алмазные звезды на небосводе как будто перекликаются с освещенными окнами деревенских домов. Огоньки-светлячки в темной низине подмигивают девушке, зовут к себе.

Художнику удалось мастерски передать атмосферу таинственной тишины и неизвестности. В ней вскоре раздастся хруст снега под ногами главной героини. Она выберет свой путь. Снегурочка – это не только сказочный персонаж. Это воплощение природы, которая доверяет людям. Она наивная и испуганная. Ей неведомы человеческие драмы и страсти. Эта картины вызывает яркие эмоции, желание сопереживать храброй русской красавице. Я думаю, именно этот эпизод передает общее настроение сказки.

Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

Виктору Васнецову нравилось писать картины на сказочные сюжеты. Всем известны его «Три богатыря», «Иван Царевич на сером волке», «Алёнушка». По мотивам народной сказки написана и картина «Снегурочка». Художник создал её в 1899 году, когда работал над декорациями к пьесе Островского.

Полотно Васнецова похоже на картинку из таинственной сказки. На заснеженной поляне стоит девушка необычайной красоты. Она совершенно одна. Кругом ночной лес. Ярко светит луна и крупные звёзды. А на заднем плане картины горят огни в окнах деревянных изб.

Красоту главной героини картины можно назвать сказочной. Огромные прекрасные глаза тревожно всматриваются вдаль. Лицо сияет бледной чистотой, губы алые. Девушка в богатой шубе до пят и в светлой, обшитой мехом шапке. Одежда её из парчи. Она расшита узорами. На варежках тоже вышиты разноцветные узоры. Всё это говорит о знатном происхождении девушки. Из сказки о Снегурочке мы знаем, что она дочь Мороза и Весны. Сказочная героиня покинула свой дом и идёт к людям. Не известно, что ждёт её в будущем. Поэтому она так нерешительна и тревожна.

На переднем плане картины заградили дорогу беглянке три пушистых ёлочки. Лес словно не хочет отпускать свою красавицу. Тонкие берёзки обступили Снегурочку с боков. Зайчик перебежал ей дорогу. Это видно по следам в снегу. Зима в лесу в самом разгаре. Лес изображен в пушистых сугробах и морозной дымке. Видны следы и самой Снегурочки.

Девушка стоит на возвышении. Ей нужно перейти в низину и попасть в селение. Художник изобразил отдалённый свет в домах как огни другого мира. Этот мир ещё неизвестен Снегурочке. Поэтому автор полотна поместил его в морозный туман. Мир обычных людей для снегурочки туманен и далёк. Но она уже решила покинуть лес. Огни светятся для неё заманчиво. Возвращаться обратно не хочется.

Художник выбрал для картины холодные тона. Тёмно-зелёный цвет придаёт полотну тревожность. Белый говорит о душевной чистоте девушки. С помощью синеватых оттенков изображены тени. Пейзаж на картине мрачен и холоден. Яркими красками изображены только огни в домах. К этому теплу и стремится снежная девочка.

Мне картина понравилась своей таинственностью и сказочным сюжетом. Захотелось побольше узнать об этой героине сказки. Художник прекрасно передал взволнованное состояние девушки. Она идёт навстречу неизвестной судьбе. Хочется её защитить и уберечь.

Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.

ДАГЕСТАН ЛИТЕРАТУРНЫЙ

Писательская организация Дагестана — одна из самых крупных в Российской Федерации. Сейчас Союз писателей Дагестана объединяет более 140 поэтов, прозаиков, драматургов, переводчиков, критиков. В Союзе писателей Дагестана работают девять национальных секций, руководителями которых являются известные писатели.
Жанровый состав дагестанской многоязычной литературы сегодня – не только стихи и рассказы, с которых начиналась ее история, а многоплановые поэмы и романы, психологические новеллы и сатирические куплеты, эссе и басни, драмы и комедии, киносценарии, либретто к опере, статьи и критические обзоры. Издаются на пяти языках народов Дагестана литературно-художественный и общественно-политический альманах «Дружба» и детский журнал «Соколенок».

ГАМЗАТОВ Расул Гамзатович (8 сентября 1923, с. Цада, Дагестан — 2 ноября 2003, Москва, похоронен в Махачкале), аварский поэт, народный поэт Дагестана (1959), Герой Социалистического Труда (1974). Сын Г.Цадасы. Окончил литературный институт им. М.Горького. Он автор поэтических сборников «Год моего рождения» (1950; Государственная премия СССР, 1952), «Высокие звезды» (1962; Ленинская премия, 1963), «Письмена» (1963), «Четки лет» (1968), «У очага» (1978), «Остров женщин» (1983), «Колесо жизни» (1987), лирическая повесть «Мой Дагестан» (кн. 1-2, 1967-71) и др. Поэзию Гамзатова отличают гражданственность, лиризм, склонность к философичности и афористичности, национально-фольклорный колорит. Многие стихи Р. Гамзатова стали песнями. Их исполнителями стали А.Герман, Г.Вишневская, М.Магомаев, М.Бернес, И.Кобзон, В.Леонтьев, В.Кикабидзе и др. В 2003 году к 80-летию поэта издано 8-ми томное собрание сочинений Р.Гамзатова на русском языке (Москва, «Советский писатель») и последняя прижизненная книга поэта «Имя твое».

АБУ-БАКАР (наст. фам. Абакаров) Ахмедхан (1931-1991), даргинский писатель, народный писатель Дагестана (1969). Родился в с. Кубачи Дахадаевского района ДАССР в семье златокузнеца. Ахмедхан Абу-Бакар начал свою литературную деятельность как поэт. Первый сборник стихов «Зарево» вышел в 1954г. Как прозаик он стал известен после опубликования на русском языке в 1962 году повести «Даргинские девушки». Эта книга и вышедшая в 1963 году повесть «Чегери» названы критикой «утром дагестанской прозы».
Ахмедхан Абу-Бакар — автор повестей о жизни современного Дагестана: «Ожерелье для моей Серминаз» (1965), «Солнце в «Гнезде орла» (1975), «Мама, зажги солнце» (1983). Им написаны киносценарии, по которым созданы художественные фильмы: «Тучи покидают небо» ( Свердловская киностудия ), «Адам и Хева»( киностудия «Мосфильм»), «Ожерелье для моей любимой» («Грузия фильм»), «Гепард» («Таджикфильм»), «Снежная свадьба» (Киностудия им. А.П. Довженко), «Есть памятник – песня» («Грузия-фильм»), «Загадка кубачинского браслета», «Чегери» и документальный фильм «Искусство, рожденное в горах» (Северо-Кавказская студия телевидения).

АЛИЕВА Фазу (р. 1932), аварская писательница, народная поэтесса Дагестана (1969). Пишет на аварском и русском языках. Поэтические сборники «Родное село» (1959), «Закон гор» (1969), «Глаза добра» (1983), поэма «Тавакал, или отчего седеют мужчины» (1988); романы «Родовой герб» (1970), «Восьмой понедельник» (1978) о жизни современного Дагестана. В 90-х годах ХХ века вышли книги Фазу Алиевой: «Два персика» («Советский писатель», 1990) «Листопад» (Дагкнигоиздат, 1994), «Дагестанские тосты» (Дагкнигоиздат, 1994), «Знак огня» («Юпитер», 1998), «Излом» («Юпитер», 1998), «Отчего седеют женщины» («Юпитер», 1999), а также собрание сочинений в трех томах на русском языке. В 2002 г. к юбилею Фазу Алиевой в издательстве «Юпитер» вышло 12-томное собрание сочинений поэтессы, вышла новая книга стихов «Талисман», подарочный иллюстрированный альбом избранных произведений «Притчи и тосты», были также переизданы книги «Орел точит клюв о камень» и «Корзина спелой вишни». В 2002 году за особые заслуги перед Отечеством Президент России В. Путин вручил ей высшую награду страны — орден Святого апостола Андрея Первозванного. В 2003 году Фазу Алиева стала лауреатом премии Союза журналистов России «Золотое перо» за публицистические произведения.

ГАФУРОВ Абуталиб Гафурович (1882-1975), лакский поэт, народный поэт Дагестана (1939). Ввел в лакское стихосложение рифму, восьмисложный силлабический размер, новый жанр — прозу, перемежаемую стихами. Сборники «Новый мир» (1934), «Вторая жизнь» (1970), «Абуталиб сказал…» (1975).

КАПИЕВ Эффенди Мансурович (1909-44), — прозаик, литературовед, публицист, поэт- переводчик, писавший на русском, лакском и кумыкском языках. Автор цикла новелл «Поэт» (1944) о Сулеймане Стальском; «Фронтовые очерки» (1944), «Фронтовой дневник» (1941-44). Им переведены на русский язык многие из произведений классиков Дагестанской поэзии- О. Батырая, Махзмуда, Ирчи Казака, советских дагестанских поэтов. Его имя увековечено в книгах «Эффенди Капиев» М. Чудаковой, изданной в серии «Жизнь замечательных людей» и «Жизнь, прожитая набело» Н. Капиевой, по которой снят телефильм с одноименным названием.

КУЛУНЧАКОВА Бике Исхаковна – ногайская поэтесса и прозаик. Родилась в 1946г. Первая книга на родном языке «В одной семье» вышла в 1974 г. В последующие годы были изданы книги «Казбек», «Степной жаворонок», «Так тоже бывает» На русском языке были изданы книги «Степной жаворонок», «Улица моего детства» и др. Человек и общество – вот главная тема, которая волнует Кулунчакову. В своих повестях она описывает проблемы взаимоотношений старшего и младшего поколений, поднимает вопросы о положении женщины в семье и обществе. Кулунчакова – автор пьесы «Белая дочь степей», поставленной на сценах детских театров Братска, Полтавы, Тулы, Нукуса и т.д. Проза в творчестве Кулунчаковой занимает центральное место, но ее перу принадлежат и поэтические сборники, вышедшие на ногайском и русском языках: «До и после тебя» и «Дыша гармонией нетленной».

РАШИДОВ Рашид Меджидович (р. 1928), даргинский поэт, народный поэт Дагестана (1978). Рашидов – автор сборников стихов и поэм «Аромат солнца» (1963), «Соседи смеются» (1969), «Ранней осени цвета» (1972), «Своя судьба» (1975), «Яснеет день» (1980), «Иней» (1985) посвящены в основном детям.

СУЛЕЙМАН СТАЛЬСКИЙ (1869-1937), лезгинский поэт, один из представителей устной дагестанской поэзии, народный поэт Дагестана (1934). Социально-бытовые эпиграммы, песни-обличения, сатирические стихи — до 1917; стихи-агитки, величальные стихи, песни-послания, воспевающие советскую власть; поэма-хроника «Дагестан», 1935-36. М. Горький писал: «Я видел, как этот старец, безграмотный но мудрый, сидя в президиуме, шептал, создавая свои стихи. Затем он, Гомер ХХ века, изумительно прочел их…»

СУЛТАНОВ КАМИЛЬ (1911 — 2002)-литературовед, поэт, переводчик, писавший на кумыкском и русском языках. Родился в 1911 году в дагестанском селении Туршунай. Учился в Московском институте истории, философии и литературы им. Н. Г. Чернышевского и на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького. Ему принадлежат литературно-критические очерки и монографии, в разные годы вышедшие на русском языке в издательствах страны — «Сулейман Стальский», «Поэты Дагестана», «Певцы разных народов», «Расул Гамзатов», «Этюды о литературах Дагестана», «Очерки истории дагестанских литератур ХIХ- начала ХХ вв». Они посвящены анализу творчества виднейших поэтов и писателей Страны гор: Ирчи Казака, Махмуда. С. Стальского, Г. Цадасы, А-П. Салаватова, Э. Капиева, Р. Гамзатова. Перу К. Султанова принадлежат многочисленные предисловия и комментарии к книгам дагестанских писателей, антологиям, изданным в Махачкале и в Москве. К. Султанов является автором поэтических книг, вышедших в издательствах республики на родном языке: «Голуби», «Лучи солнца», «Корни», «Пшеничное зерно», «Дети в жизни», «Звезды», «Дети и птицы» и другие.

ЦАДАСА Гамзат (1877-1951), аварский поэт, народный поэт Дагестана (1934), один из основоположников дагестанской советской литературы, художник разностороннего таланта: поэт, драматург, публицист, сказочник, сатирик. Отец Р. Гамзатова. Выступал против устаревших традиций (сборник «Метла адатов», 1934). О жизни Дагестана — поэма «Сказание о чабане» (1949-50). Драмы и комедии. Творчество Цадаса тесно связано с аварским фольклором. Государственная премия СССР (1951). Н. Тихонов свое время писал: «Я с восхищением смотрел на этого стройного, в годах, человека, одетого, как простой горец, потому что это был Гамзат Цадаса. Это был самый острый ум современной Аварии, поэт, убивающий словом врагов нового, мудрец, искушенный во всех тонкостях народного быта, беспощадный ко всему ложному, умелый борец с невежеством, глупостью, корыстью. Он жил стихом и думал им. В нем жили народ, страна, история, он был живым летописцем событий». Имя Г. Цадасы увековечено в книгах его сына Р. Гамзатова «Мой Дагестан» и в поэме «Разговор с отцом».

ХАМЕТОВА Ханбиче Шихрагимовна — поэтесса, пишущая на лезгинском и русском языках. Родилась в 1938 г.в с. Цлак Хивского района. Первая книга стихов на родном языке «Узоры дум» вышла в 1964г. В последующие годы изданы книги стихов и поэм на лезгинском языке «Искры волны», «Капля и камень», «Письма к Ирен», «Полнолуние». На русском языке в разные годы вышли сборники стихов «Горная волна», «Монолог», «Венок сонетов» и др. Ее перу принадлежит литературно-критическая работа «Стих-воспитатель».

ХАППАЛАЕВ Юсуп Рамазанович -поэт и переводчик- родился в 1916 году в селении Хурукра Лакского района ДАССР. Учился в литературном институте им. М.Горького, окончил высшие литературные курсы при Литературном институте им. М. Горького в Москве. В 1940 году в ДАГИЗЕ вышел в свет его первый поэтический сборник на родном языке «Просторы любви». В последующие годы в дагестанских издательствах вышли его сборники стихов на лакском языке: «Любовь и ненависть», «Стихотворения и легенды», «Песни гор», «Песни дружбы», «Весенние стихи», «Горы поют», «Мои друзья», « Жизнь и раздумья», « Родные просторы», «Мир вам», «Утренняя прохлада», «Безгрешный грешник», «Родина», «Струны сердца», «Песни о героях», «Избранное», «Зрелость» и др. В 1950 году в Дакнигоиздате вышел в свет сборник его стихов на русском языке «Горячее сердца друга». В последующие годы в центральных издательствах вышли его поэтические сборники на русском языке «Звезды счастья», «Лирика», «Я песчинка с горы», «Кремень и фиалка», «Семена ложатся в борозду», «Долг», «Избранное». В творчестве Ю. Хаппалаева преобладает философская лирика. Раздумья о пройденном жизненном пути, поиски гармонии в настоящей действительности, вера в добро, главные мотивы его поэзии.

ЮСУПОВ Нурадин Абакарович (1931-2000) – лакский поэт, переводчик. Родился в с. Кулушац Лакского района ДАССР. Первый сборник стихов на родном языке «Слово о матери» вышел в 1952 году. В последующие годы он получил известность как автор многочисленных книг для детей. Стихи Н. Юсупова, переведенные на русский язык, выходили в издательствах «Малыш», «Детская литература», «Молодая гвардия», «Советская Россия»: «Голубь – пшеничное зерно»,»День рождения», «Рыба тонет», «Кто кого любит?»

ЯХЬЯЕВ Магомед-Султан Яхьяевич– прозаик, драматург, переводчик. Родился 10 декабря 1922 года в с. Какашура Ленинского района ДАССР. Участвовал в Великой Отечественной войне. Первая книга — повесть «Гуляйбат» вышла в 1953 году в Дагестанском книжном издательстве. В последующие годы в разных издательствах страны и на разных языках вышло около тридцати книг прозаических и драматургических произведений М-С. Яхьяева. На кумыкском языке выпущены книги М.-С. Яхьяева: «Серебряный карандаш» (1956), «Незваные гости» (1959), «Салават» (1960), «Невысказанные тайны сердца» (1964), «Увядшее сердце» (1979), роман-трилогия «Кинжалы обнажены» (1969), «Помирать нам некогда» (1972), «Смерть победившие» (1974), художественно-документальная повесть «Три солнца» (1981), сборник пьес «Львами рожденные» (1984), а также книги на русском языке «Семейное дело» (1954) и «Мы с Ахмедом» (1959). М.-С. Яхьяев — автор книг, выпущенных на русском языках в республиканских и московских издательствах и адресованных детскому читателю: « «Говорит земля» (Дагучпедгиз, 1980), «Таинственный мешок» (Детгиз, 1961), «Гости с гор» (Детгиз, 1964), «Здравствуй, папа!» (Детгиз, 1982). В 2002 году издана трилогия на русском языке «Бессмертие». В 2004 году в издательском доме «Новый день» Вышла его книга для детей «Приключение Магомеда в стране фараонов».

Обзор дагестанской литературы составлен на основании справочника

— «Писатели Дагестана ХХ век» — Махачкала: Изд-во «Юпитер», 2004;
— статей Камала Абукова, члена Союза писателей Дагестана «Нелегкие десятилетия творческих исканий (К 70-летию Союза писателей Дагестана)// Дагестанская правда. -2004.-15 декабря.- С.3;
— интервью с председателем Союза писателей Дагестана Магомедом Ахмедовым «Единая книга на разных языках»// Дагестанская правда. — 2004. -15 декабря. — С.1,12.

  • Ягоды собраны как пишется
  • Язык великое наследие для всех поколений сочинение рассуждение
  • Ягода малина как пишется через дефис или нет
  • Ягель какие экологические связи раскрыты в этом рассказе
  • Ягоды некрупные но сладкие как пишется