Ясный сокол что означает эпитет в русских сказках

Инфоурок литература презентациипрезентация символика волшебной сказки финист ясный сокол 5 класс описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация СИМВОЛИКА ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ «ФИНИСТ ЯСНЫЙ – СОКОЛ» 5 класс

Ясный сокол что означает эпитет в русских сказках

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Ясный сокол что означает эпитет в русских сказках

  • 2 слайд

    РАЗМИНКА

    Описание слайда:

    РАЗМИНКА

  • 3 слайд

    Героиня какой сказки принесла хозяевам драгоценный предмет, но они не сумели

    Описание слайда:

    Героиня какой сказки принесла
    хозяевам драгоценный предмет,
    но они не сумели его сберечь?
    Курочка ряба

  • 4 слайд

    В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и об

    Описание слайда:

    В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено
    и жестоко наказано?
    «Волк и семеро козлят»

  • 5 слайд

    Волшебный предмет. Если это покатать по блюдечку, то можно увидеть разные гор

    Описание слайда:

    Волшебный предмет. Если это покатать по блюдечку, то можно увидеть разные города, леса, моря, горы. А можно им отравить царевну. 
    Яблоко

  • 6 слайд

    СИМВОЛИКА ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ «ФИНИСТ ЯСНЫЙ – СОКОЛ»Сказка ложь,да в ней наме

    Описание слайда:

    СИМВОЛИКА
    ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ
    «ФИНИСТ
    ЯСНЫЙ – СОКОЛ»
    Сказка ложь,
    да в ней намек —
    добрым молодцам — урок.
    Пусть намеков в сказке много,
    Не судите ее строго.
    Сказка учит всех людей
    Быть мудрее и добрей.
    Сказка — не обман, а тайна,
    Не напутайте случайно.
    Сказка – кладезь, ясный свет,
    На любой вопрос ответ.
    Добрый молодец, давай,
    Книгу сказок открывай!
    Ты получишь наслажденье
    За волшебным этим чтеньем!

  • 7 слайд

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАЗМИНКАЛетят три пичужки через три пусты избушки.Какие рабоч

    Описание слайда:

    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ РАЗМИНКА
    Летят три пичужки через три пусты избушки.
    Какие рабочие звуки вы слышите в скороговорке?
    [З С Ш]
    Как вы думаете, почему мы сегодня взяли именно эту скороговорку? Как она связана с нашей темой?
    В волшебной сказке существует магическое число 3, многие события происходят по 3 раза, герои предпринимают по 3 попытки. В скороговорке встретилось число 3

  • 8 слайд

    Однажды купец пошел на рынок и спросил своих трех дочерей, какие подарки они

    Описание слайда:

    Однажды купец пошел на рынок и спросил своих трех дочерей, какие подарки они бы хотели. Две старшие дочери попросили новые шарфы и украшения, в то время как добрая и скромная дочь по имени
    Мария попросила его принести
    перо Финиста сокола.
    Торговец в конце концов выполнил все их желания, и в комнате младшей дочери перо
    волшебным образом превратилось в прекрасного принца, и они влюбились друг в друга.

  • 9 слайд

    Он приходил к ней каждый вечер и вылетал из окна после каждой встречи. Но одн

    Описание слайда:

    Он приходил к ней каждый вечер и вылетал из окна после каждой встречи. Но однажды ее ревнивые сестры увидели его и вонзили острые ножи и шипы в оконную раму. Марья спала и ничего не слышала. Финист повредил крылья, не мог прийти в свою комнату и должен был улететь далеко в другое королевство. Марья плакала
    и решила найти его. Три
    добрые старушки помогли
    ей и дали ей серебряную
    тарелку, золотое яйцо,
    золотую иглу, но
    предупредили, чтобы она
    не продавала эти подарки.

  • 10 слайд

    Мария пришла во дворец принцессы, где услышала, что Финист жив. Эта принцесса

    Описание слайда:

    Мария пришла во дворец принцессы, где услышала, что Финист жив. Эта принцесса хотела, чтобы он женился на ней. Днем Марья начала работать во дворце, а ночью играла с подарками от старушек. Принцесса хотела их купить, но Марья отказалась продавать. Вместо этого она предложила их принцессе в обмен на свидание с Финистом ночью.
    Хитрая принцесса согласилась, но добавила немного снотворного в еду Фениста.

  • 11 слайд

    Марья трижды приходила к Финисту, пытаясь разбудить его. Ей это удалось тольк

    Описание слайда:

    Марья трижды приходила к Финисту, пытаясь разбудить его. Ей это удалось только в третий раз, когда ее слеза упала на его щеку и обожгла его.
    Они обнялись и поцеловали друг друга, и покинули дворец. Они вернулись в ее родной город, простили сестер Марии и поженились.

  • 12 слайд

    Какие события повторялись в сказке о Финисте по 3 раза?

    Описание слайда:

    Какие события повторялись
    в сказке о Финисте по 3 раза?

  • 13 слайд

    Упала Марьюшкина слеза на голое плечо Финиста — ясна сокола и обожгла. Очнулс

    Описание слайда:

    Упала Марьюшкина слеза на голое плечо Финиста — ясна сокола и обожгла. Очнулся Финист — ясный сокол, осмотрелся и видит Марьюшку. Обнял ее, поцеловал:
    — Неужели это ты, Марьюшка! Трое башмаков износила, трое посохов железных изломала, трое колпаков железных поистрепала и меня нашла? Поедем же теперь на родину.
    Стали они домой собираться, а царица увидела и приказала в трубы трубить, об измене своего мужа оповестить.
    Собрались князья да купцы, стали совет держать, как Финиста — ясна сокола наказать.
    Тогда Финист — ясный сокол говорит:
    — Которая, по-вашему, настоящая жена: та ли, что крепко любит, или та, что продает да обманывает?
    Согласились все, что жена Финиста — ясна сокола — Марьюшка.
    И стали они жить-поживать да добра наживать. Поехали в свое государство, пир собрали, в трубы затрубили, в пушки запалили, и был пир такой, что и теперь помнят.
    Какие эмоции вы ощущаете?
    Чем вызваны эмоции?

  • 14 слайд

    ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛ? Символ – это знак, который изображает, олицетворяет что-либ

    Описание слайда:

    ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛ?
    Символ – это знак, который изображает, олицетворяет что-либо, какую-то идею, объект, животное, признак.
    Символика – совокупность символов.
    Какие ещё символы
    вы знаете?

  • 15 слайд

    С какими символами мы сталкиваемся в волшебной сказке «Пёрышко Финиста Яс

    Описание слайда:

    С какими символами мы сталкиваемся в волшебной сказке «Пёрышко Финиста Ясна-сокола»?
    Что они обозначают?
    Для большинства волшебных сказок символы общие и не обязательно рассматривать каждую сказку отдельно. Важно понять принцип: сказочные символы отсылают нас к глубокой древности, они значимы
    для всех людей.

  • 16 слайд

    ОБРАТИМСЯ К НАЧАЛУ СКАЗКИ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЙ ПРЕДМЕТ БУДЕТ ИМЕТЬ СИМВОЛИЧ

    Описание слайда:

    ОБРАТИМСЯ К НАЧАЛУ СКАЗКИ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКОЙ ПРЕДМЕТ БУДЕТ ИМЕТЬ СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ?
    Первый символ – это
    пёрышко Финиста
    Ясна – сокола.
    ЧТО ЖЕ СИМВОЛИЗИРУЕТ ПЁРЫШКО?

  • 17 слайд

    А алмазная булавка в косе Марьюшки? «Три пары башмаков железных», «три посох

    Описание слайда:

    А алмазная булавка
    в косе Марьюшки?
    «Три пары башмаков железных», «три посоха чугунных»,
    «три хлеба каменных»?

  • 18 слайд

    ВСПОМНИМ ЭПИЗОД, КОГДА КРАСНА ДЕВИЦА СУМЕЛА РАЗБУДИТЬ ФИНИСТАВечером прилетел

    Описание слайда:

    ВСПОМНИМ ЭПИЗОД, КОГДА КРАСНА ДЕВИЦА СУМЕЛА РАЗБУДИТЬ ФИНИСТА
    Вечером прилетел Финист ясный сокол; жена опоила его сонным зельем, уложила спать и посылает работницу мух отгонять. Вот красная девица мух отгоняет, а сама слезно причитывает: «Проснись-пробудись, Финист ясный сокол! Я, красна девица, к тебе пришла; три чугунных посоха изломала, три пары
    железных башмаков истоптала, три каменных просвиры изглодала — все тебя, милого, искала!» А Финист ясный сокол крепко спит, ничего не чует.
    Долго она плакала, долго будила его; вдруг упала ему на щеку слеза красной девицы, и он в ту ж минуту проснулся: «Ах, — говорит, — что-то меня обожгло!» 

  • 19 слайд

    ПОЧЕМУ ЖЕ В РУССКОЙ СКАЗКЕ НЕДОСТАТОЧНО ОКАЗАЛОСЬ ПОЦЕЛУЕВ, ЧТОБЫ РАЗБУДИ

    Описание слайда:

    ПОЧЕМУ ЖЕ В РУССКОЙ СКАЗКЕ НЕДОСТАТОЧНО ОКАЗАЛОСЬ ПОЦЕЛУЕВ, ЧТОБЫ РАЗБУДИТЬ ЛЮБИМОГО?. ПОЧЕМУ РАЗБУДИТЬ ЕГО СМОГЛА ТОЛЬКО «ГОРЮЧАЯ СЛЕЗА»? КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ?
    Настоящая любовь, горячая и самоотверженная способна сотворить чудеса.

  • 20 слайд

    ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ Сказка учит нас тому, что зависть до добра не доведет. Так же м

    Описание слайда:

    ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ
    Сказка учит нас тому, что зависть до добра не доведет. Так же мы черпаем из сказки мысль о том, что своей цели надо всегда добиваться.
    За свою любовь нужно бороться до конца, не замечать преград на своем пути, не отступать и поддаваться страху.
    Любовь не купишь за деньги, она не продается. Только верное сердце заслуживает настоящей любви.

  • 21 слайд

    Сказки – это отражение духа народа. Средоточие его ценностей. Русская сказка

    Описание слайда:

    Сказки – это отражение духа народа. Средоточие его ценностей. Русская сказка
    очень ценит любовь и верность, но важнее даже любви оказывается способность человека страдать, рождающая «горючие слёзы».
    Символы русской народной сказки помогают нам понять, какие качества человека являются наиболее ценными в народном сознании.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

В презентации рассматривается вопрос символики русских народных сказок на примере волшебной сказки «ФИНИСТ ЯСНЫЙ СОКОЛ». Работа на уроке начинается с повторения (небольшой тест). Учащиеся учатся анализировать, рассуждать. Анализируя сказку, мы начинаем, пожалуй, впервые задумываемся, что волшебная сказка – это не только увлекательная история, но и своеобразный привет из прошлого, рассказ о том, как жили и во что верили наши предки, какие обряды формировали их жизнь . Символы русской народной сказки помогают нам понять, какие качества человека являются наиболее ценными в народном сознании.В основе презентации лежит урок Матвеевой Оксаны Михайловны, г. Благовещенск.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и др. / Под ред. Чертова В.Ф.

Тема:
Русские народные сказки

Похожие материалы

  • Статья «Нестандартные приемы начала урока как средство создания устойчивой мотивации на уроках русского языка и литературы»

  • Выступление на педагогических чтениях «Истоки духовного мужества»

  • Урок литературы в 5 классе на тему «В. Астафьев » Васюткино озеро» Пучкова Наталья Александровна МОУ СОШ имени И. И. Пушанина с. Пушанина Пензенской области Белинского района

  • М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира. Глубина философской проблематики и драматизм звуча¬ния лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразде¬ленной любви в лермонтовской поэзии. 10 класс

  • Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». 10 класс

  • «Я думал стихами…» Тема призвания поэта в лирике Пушкина. 10 класс

  • Обращение к вечным вопросам че¬ловеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность по¬этического творчества, свобода художника, тайны природы и др.).

  • Обращение к вечным вопросам че¬ловеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность по¬этического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). 10 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454988 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

Кто из нас в детстве не любил сказки? Ведь так приятно было, особенно засыпая, погружаться в мир, полный волшебства, героев и злодеев. Повествование же лилось мягкой непрерывной рекой, в которой встречались необычные, но яркие слова. Они и помогали создавать ощущение чего-то необычного. 

Полкан

Уже повзрослев, мы начинаем задумываться о сути этих слов. Почему избушка стояла именно на курьих ножках, что такое сусеки и почему какого-то Финиста прозвали Ясным Соколом. Хорошо известные нам с детства слова, оказывается, имеют вполне определенный и не всегда известный нам смысл.

♥ ПО ТЕМЕ: Почему собаки наклоняют голову, когда с ними разговаривает человек.

Из чего сделана «Лубяная избушка»?

«Лубяная избушка»

Совершенно очевидно, что избушка изготовлена из луба. Но что же это такое? Толковый словарь под редакцией А.С. Кузнецова дает несколько значений слову «луб».

1. Так называется волокнистая ткань растений, по которой перемещаются органические вещества.

2. Это может быть внутренняя часть коры молодых лиственных растений, преимущественно липы, или же полоса коры, ее кусок. Луб применяют в производстве корзин, веревок и коробов.

3. Лубом может называться волокнистая ткань из льна или конопли, использующаяся для выделки пряжи. Отсюда появление слова «лубок».

Таким образом «лубяная избушка» фактически была изготовлена из коры.

♥ ПО ТЕМЕ: Венгр Эрнё Рубик и его легендарные изобретения: Кубик, Змейка, Шар и Часы.

Почему «Курьи ножки», а не куриные?

Курьи ножки

Не кажется ли вам странным, что ноги у избы были не куриные, а именно курьи? Оказывается, к домашней птице этот атрибут имеет достаточно отдаленное отношение. Согласно толкованию в словаре Даля – «куръ» представляет собой стропила на крестьянских избах, своеобразные подставки. В болотистой местности избы часто ставили на такие «ножки», чтобы дерево не гнило, и внутри не распространялась сырость.

А по другой версии фраза «курьи ножки» произошла от названия «курных» столбов, или окуренных дымом. В свое время, еще в VI-IX веках славянские народности устанавливали на них «избы смерти» – небольшие срубы с прахом умершего внутри. Это связано с обрядами погребения. В пользу этой версии говорит факт проживания в избушке Бабы-Яги, которая и пребывала на границе двух миров: нашего и потустороннего.

♥ ПО ТЕМЕ: Как правильно произносить Xiaomi на русском и что обозначает это слово.

Что такое сусеки?

сусеки

Помните, что скребла бабка в поисках муки для выпечки Колобка? «Сусеки» кажется исконно русским, простым и знакомым словом. Фактически оно означает некие закрома – отгороженные места в амбаре или хранилище для ссыпания  зерна или муки. В своем словаре М.Р. Фасмер указывает, что слово происходит от глагола «сосекать» или «сечь». «Сусеки» образованы с помощью некоей древней приставки «су» и корня «сек».

♥ ПО ТЕМЕ: Лучшие триллеры: Список самых лучших 35 фильмов с описанием, трейлерами и ссылками.

Кащей или Кощей?

Кащей

С этим героем неясностей обычно не возникает, вот только надо все же выяснить правильное написание слова: Кащей или Кощей. Словари тоже ясности не добавляют, считая верными оба варианта. Надо понять, от какого точно слова образовано имя канонического сказочного злодея. В этимологическом словаре Макса Фасмера слов «кощей» связано с названием очень худого человека, от слова «кость». Неслучайно злодея представляют очень худым и истощенным, сочетая это с злостью и жадностью сказочного персонажа.

Есть и другие родственные с именем слова, хорошо подчеркивающие его суть. Так, «кошем» называют кошелку, корзину, короб и даже сундук, ведь именно над его содержимым и чахнет Кащей. Можно считать это слово производным от «кощунника». Так называли человека, занимающегося магическими действиями. Интересно, что в «Словаре русского арго» Владимира Елистратова можно встретить слово «Кощеевна». Но это вовсе не жена Кащея, а просто злая и некрасивая женщина.

♥ ПО ТЕМЕ: У кого больше всех подписчиков в Инстаграм – 40 самых популярных аккаунтов.

Финист – Ясный Сокол

Финист – Ясный Сокол

Имя Финист звучит красиво, вот только исконно русским его назвать сложно. Откуда же оно вообще взялось в наших сказках? Исследователи фольклора считают, что имя Финист представляет собой искаженное греческое «феникс». Речь идет о волшебной птице, возрождающейся из пепла. На Руси слово трансформировалось сперва в «финис», а потом и в «финист». Остается понять, причем тут вообще Сокол. По всей видимости это имя возникло под влиянием метафоры. Соколом называли жениха в славянских свадебных песнях.

♥ ПО ТЕМЕ: Что такое карат? Как определить вес драгоценного камня и пробу золота в каратах.

Кто такой Мизгирь?

Мизгирь

Это имя довольно странное и уж точно ни на что непохожее. А ведь им названа одна из русских народных сказок, к тому же так зовут одного из персонажей пьесы «Снегурочки» А.Н. Островского. Купец Мизгирь так влюбился в снежную красавицу, что забыл о своей невесте Купаве. В словаре Даля присутствует довольно четкое толкование слова «мизгирь». Это очень опасный и ядовитый паук. Есть у слова и другие значения: муховор, слабосильный. На Руси даже поговаривали: «Мизгиря убьешь – сорок грехов сбудешь», «Запутался, что мизгирь в тенетах», «Бойтесь, мошки, господина честнаго, мизгиря толстаго!».

♥ ПО ТЕМЕ: Стереокартинки 3D: Как бесплатно создать онлайн без специальных программ и навыков.

Полкан

Полкан

Немало в сказках встречается псов и героев с таким именем. И хотя слово кажется русским, корни у него на самом деле итальянские! В этимологическом словаре М.Р. Фасмера говорится об итальянских корнях – «Pulicane». Так звали персонажа рыцарского романа Андреа да Барберино «Короли франкские». А в Повести о «Бове Королевиче» Полкан предстает рыцарем с телом пса и человеческим торсом. Полкан – русский кентавр, полупес, собакоголовое чудовище, пес-богатырь. А образ полуконя или кентавра появился в фольклоре из-за схожести слова cane (собака) и конь.

Смотрит также:

  • Почему коты так любят сидеть / ложиться в небольшие пространства (коробки, пакеты и тд).
  • Эта черно-белая фотография обманывает наш мозг – вы видим ее цветной!
  • Почему вино сухое, или какие вина называют сухими, а какие сладкими?

Аттестация.
Конспект урока  русского родного языка.

( УМК
Учебное пособие  «Русский родной язык» для 4 класса, под редакцией О.М.
Александровой  и  др., Просвещение, 2021)

Дата: 07. 10. 2021

Класс: 4 – А

Учитель: Муслимова В.Ф.

Тема
урока: «Красна сказка складом, а песня – ладом».

     Цели:

·       
дать
представление о русских традиционных эпитетах;

·       
провести
наблюдение за использованием их в произведениях фольклора и художественной
литературы.

Планируемые результаты:

·       
обучающиеся
познакомятся с понятием «традиционные эпитеты», используя возможность работы с
Толковым словарем;

·       
обучающиеся
научатся находить в фольклорных произведениях традиционные эпитеты и объяснять
их роль в тексте;

·       
принимать
и сохранять учебные задачи;

·       
извлекать
необходимую информацию из текстов различных жанров;

·       
соотносить
результат своей деятельности с учебной задачей и оценивать его.

Оборудование:
интерактивная
доска, презентация, карточки для проверки знаний.

                                                     
Ход урока

I.  Организационный
момент

 —
Здравствуйте, ребята!

 — Поприветствуйте
друг друга улыбкой! Настройтесь на интересную и продуктивную работу!

  — Желаю вам
успеха!

II.  Актуализация
знаний и мотивация

— Вспомните,
ребята, какой теме был посвящен наш прошлый урок?

(«Вся семья
вместе, так и душа на месте»)

На доске
выставка сочинений учащихся 4 класса на тему: «Моя семья».

— Ребята, кто
желает представить свои сочинения на эту тему нашему вниманию?

(Несколько
учеников читают свои сочинения, класс оценивает их работу, опираясь на
«Критерии оценивания сочинений» — слайд №1)

1.    
Построение текста: вводная часть, основная,
заключение.

2.    
Использование слов, называющих родных людей.

3.    
Смог ли автор сочинения выразить своё отношение к ним.

4.    
Какие средства выразительности он для этого
использовал?

5.    
Удалось ли автору раскрыть тему сочинения?

III.  Самоопределение к
деятельности

 (Учитель читает
отрывок из сказки «Марья Моревна».)

Беседа

·       
Назовите
героев
сказки.                                                                   (Марья
Моревна, Иван- Царевич, Кощей Бессмертный)

·       
Какими
еще словами  в сказке называют Марью Моревну? (Прекрасная королевна)

·       
Какое
прозвище есть в русских народных сказках у Кощея?     (Кощей Бессмертный)

·       
Как
называют или обращаются в сказках к молодцам?            (Добрый молодец)

                                            
На слайде №2:

Прекрасная
королевна

Кощей
Бессмертный

Добрый
молодец

·       
Как
вы думаете, ребята, для чего народ употреблял эти эпитеты в сказках?                                                                                                  
 (Эти слова показывают характер героев, их внешность, поступки)

·       
Прочитайте
пословицу на слайде №3                                                                (Красна
сказка складом, а песня – ладом.)

·       
Как
вы понимаете эту пословицу?                                                                        (Хороша
та сказка, которая складно, интересно рассказана, в которой все понятно, в
которой интересный сюжет, красивые речевые обороты , эпитеты.  Песня же,  хороша
своей мелодией…)

·       
Найдите
и прочитайте на с.4 в начале раздела понятия, с которыми нам предстоит сегодня
познакомиться.                                             (Традиционные
эпитеты)

·       
Как
вы объясните значение слова «Эпитет», «Традиционный»?  У вас на партах лежат
Толковые словари. Найдите значения этих слов.
Прочитайте.                                                                                            
(Дети находят в Толковых словарях объяснения этих слов, зачитывают)

III.          
Постановка
учебной задачи  (слайд №
4)

— Ребята,
предположите тему нашего сегодняшнего урока.

(Мы будем
знакомиться с народными сказками, с ролью Традиционных эпитетов в них.)

— Верно,
какие цели на урок мы с вами поставим?

(Мы
узнаем, какие традиционные эпитеты употребляются в русских народных сказках? Понаблюдаем,
за тем, в чем состоит их роль)

IV.   Открытие
нового знания

Фронтальная
работа:

упр. 1 (с. 20-21)

— Что обозначает
условный знак рядом с упражнением?                                      (Учимся
наблюдать и делать выводы)

— Прочитайте
задание. Понаблюдаем над употреблением таких эпитетов.

(Ученики
читают текст «цепочкой».)

— Как вы понимаете
прочитанный текст?

1-й абзац:

— Какие
традиционные образы знакомы нам по русским народным сказкам?

(Молодец,
девица, сокол)

— Какие постоянные
эпитеты используются в художественных произведениях?

(Добрый
молодец, красна девица, ясный сокол)

— Используя  слова
из текста, дайте определение понятию «эпитеты».

(Эпитеты –
это определения, которые придают образам яркость, выразительность
)

— Запишите эти
слова в тетрадь.

2-й абзац:

— Какую информацию
о герое дают эпитеты?


внешности, характере, добрый он или злодей)

— Назовите 
эпитеты, характеризующие отрицательных героев.

( Кощей
Бессмертный, Баба Яга – костяная нога, лихо одноглазое)

— Прочитайте
задание после текста. Ответьте на вопрос предложением из текста.

— Рассмотрите
репродукции картин. Узнали вы эти картины?

(Их авторами
являются В.М. Васнецов «Иван Царевич на Сером Волке», И.Я. Билибин «Баба Яга»)

— Какие
традиционные сказочные эпитеты вы подберете к каждой картине?

— Сделайте  вывод:
для чего используются в устном народном творчестве и литературных сказках
традиционные эпитеты?

Работа в
парах. Коллективная проверка.

Упр. 2
(с.21)

— Какие образы
сопровождают эти эпитеты?

 (Лютый Змей,
горючие слёзы, буйный ветер, богатырский меч, тугой лук, чистая водица, белокаменные
палаты, несметные богатства)

— Прочитайте  Интересный
вопрос
на с.22.

— Подберите к
слову «добрый» в каждом словосочетании синонимы, объясняющие значение слова.

(Добрый
человек – великодушный; доброе имя – славное; добрый знакомый – давний,
хороший; доброе здоровье – крепкое.)


Как вы объясните выражения с этим словом?


добрый путь – счастливого пути; в добрый час – желаю удачи; будьте добры –
прошу вас.)

V.  
Физкультминутка   (слайд № 5)

VI.   Первичное
закрепление во внешней речи. (слайд №6)

Самостоятельная работа:  

Упр.
3 (с. 22)

Работа
в группах:

Упр.
4 (с.22)

Коллективная
работа:

Упр.
6 (с. 23-24)

Выборочное
чтение «цепочкой». Фронтальная проверка.

Работа
по карточкам:


Самостоятельно составьте и запишите словосочетания. Вставьте традиционные
эпитеты к данным словам.

молодец

девица

Кощей

яблочко

лук

богатства

леса

Самопроверка
по образцу:

(Добрый,
красна, бессмертный, наливное, тугой, несметные, дремучие)

VII.   Рефлексия
деятельности

( слайд №7)

— С каким понятием
вы познакомились на уроке?

— Какие
традиционные эпитеты вы знаете?

— Какое задание
было для вас самым интересным?


Оцените свою работу с помощью сигнальной ленты «Светофор».

VIII.  
Домашнее задание

Выполнить
упр. 5 (с.22)

  • Ясный день рассказы на дзене
  • Ясный день рассказы татьяна викторовна
  • Ясное морозное зимнее утро по узкой деревенской тропке сочинение
  • Ясная поляна как пишется
  • Ясли детский сад лесная сказка королев