Ярко синее небо как пишется

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание,

Звуко буквенный разбор слова: чем отличаются звуки и буквы?

Прежде чем перейти к выполнению фонетического разбора с примерами обращаем ваше внимание, что буквы и звуки в словах — это не всегда одно и тоже.

Буквы — это письмена, графические символы, с помощью которых передается содержание текста или конспектируется разговор. Буквы используются для визуальной передачи смысла, мы воспримем их глазами. Буквы можно прочесть. Когда вы читаете буквы вслух, то образуете звуки — слоги — слова.

Список всех букв — это просто алфавит

Почти каждый школьник знает сколько букв в русском алфавите. Правильно, всего их 33. Русскую азбуку называют кириллицей. Буквы алфавита располагаются в определенной последовательности:

Алфавит русского языка:

Аа «а» Бб «бэ» Вв «вэ» Гг «гэ»
Дд «дэ» Ее «е» Ёё «йо» Жж «жэ»
Зз «зэ» Ии «и» Йй «й» Кк «ка»
Лл «эл» Мм «эм» Нн «эн» Оо «о»
Пп «пэ» Рр «эр» Сс «эс» Тт «тэ»
Уу «у» Фф «эф» Хх «ха» Цц «цэ»
Чч «чэ» Шш «ша» Щщ «ща» ъ «т.з.»
Ыы «ы» ь «м.з.» Ээ «э» Юю «йу»
Яя «йа»

Всего в русском алфавите используется:

  • 21 буква для обозначения согласных;
  • 10 букв — гласных;
  • и две: ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак), которые указывают на свойства, но сами по себе не определяют какие-либо звуковые единицы.

Звуки — это фрагменты голосовой речи. Вы можете их услышать и произнести. Между собой они разделяются на гласные и согласные. При фонетическом разборе слова вы анализируете именно их.

Звуки в фразах вы зачастую проговариваете не так, как записываете на письме. Кроме того, в слове может использоваться больше букв, чем звуков. К примеру, «детский» — буквы «Т» и «С» сливаются в одну фонему [ц]. И наоборот, количество звуков в слове «чернеют» большее, так как буква «Ю» в данном случае произносится как [йу].

Что такое фонетический разбор?

Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.

Фонетическая транскрипция

Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:

  • чёрный ->  [ч’о́рный’]
  • яблоко  ->  [йа́блака]
  • якорь    ->  [йа́кар’]
  • ёлка      ->  [йо́лка]
  • солнце ->  [со́нцэ]

В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).

  • фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – [ ];
  • мягкий согласный обозначается знаком транскрипции [’] — апострофом;
  • ударный [´] — ударением;
  • в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения [`] — гравис (в школьной программе не практикуется);
  • буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
  • для удвоенных согласных применяется [:] — знак долготы произнесения звука.

Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.

Как сделать фонетический разбор слова?

Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:

  • Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
  • Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
  • Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
  • Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
  • В транскрипции разберите слово по звукам.
  • Напишите буквы из фразы в столбик.
  • Напротив каждой буквы квадратных скобках [ ] укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
  • Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
    • для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
    • в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
  • В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.

Данная схема практикуется в школьной программе.

Пример фонетического разбора слова

Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → [йивл’э′н’ийэ]. В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.

Звуковая характеристика букв:

я  [й]   — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный    [и]   — гласн., безударныйв  [в]   — согл., парный твердый, парный зв.л  [л’]  — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе  [э′]   — гласн., ударныйн  [н’]   — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и  [и]   — гласн., безударный  [й]   — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный    [э]   — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.

Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.

Фонетика и звуки в русском языке

Какие бывают звуки?

Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.

— Сколько в русской живой речи звуков?

Правильный ответ 42.

Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?

Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:

  • [б] — бодрый и [б’] — белка;
  • или [д]-[д’]: домашний — делать.

А некоторые не обладают парой, к примеру [ч’] всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.

Гласные звуки в словах русского языка

Гласные звуки в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.

Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.

— Сколько гласных звуков в русской фонетике?

В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: [а], [и], [о], [э], [у], [ы]. А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются. Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.

Фонетика: характеристика ударных гласных

Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией. Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.

  • Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
  • Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.

В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: кукуруза, дощечку, учусь, улов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как [у]. Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции. Внимание: на письме фонема [у] может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли [м’у´сл’и], ключ [кл’у´ч’] и тд.

Разбор по звукам ударных гласных

Гласная фонема [о] встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик [ко´т’ик], колокольчик [калако´л’ч’ык], молоко [малако´], восемь [во´с’им’], поисковая [паиско´вайа], говор [го´вар], осень [о´с’ин’].

Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная [о] произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао [кака’о], патио [па’тио], радио [ра’дио], боа [боа’] и ряд служебных единиц, к примеру, союз но.
Звук [о] в письменности можно отразить другой буквой«ё» – [о]: тёрн [т’о´рн], костёр [кас’т’о´р]. Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.

Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка

Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за’мок — замо’к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):

  • Я дома [йа до‘ма].
  • Новые дома [но’выэ дама’].

В безударном положении гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:

  • горы — гора = [го‘ры] — [гара’];
  • он — онлайн = [о‘н] — [анла’йн]
  • свидетельница = [св’ид’э‘т’ил’н’ица].

Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией. Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.

Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:

  • в первую очередь относительно ударного слога;
  • в абсолютном начале или конце слова;
  • в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
  • од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.

Так, различается 1-ая степень редукции. Ей подвергаются:

  • гласные в первом предударном слоге;
  • неприкрытый слог в самом начале;
  • повторяющиеся гласные.

Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний [н’из’д’э´шн’ий].

(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)

  • впе-ре-ди [фп’ир’ид’и´];
  • е-сте-стве-нно [йис’т’э´с’т’в’ин:а];

Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».

  • поцеловать [па-цы-ла-ва´т’];
  • моделировать [ма-ды-л’и´-ра-ват’];
  • ласточка [ла´-ста-ч’ка];
  • керосиновый [к’и-ра-с’и´-на-вый].

Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться [уч’и´ц:а], оцепенеть [ацып’ин’э´т’], надежда [над’э´жда]. При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):

  • чашечка;
  • богиня;
  • с песнями;
  • перемена.

Звуко буквенный разбор: йотированные звуки

Фонетически буквы Е — [йэ], Ё — [йо], Ю — [йу], Я — [йа] зачастую обозначают сразу два звука. Вы заметили, что во всех обозначенных случаях дополнительной фонемой выступает «Й»? Именно поэтому данные гласные называют йотированными. Значение букв Е, Ё, Ю, Я определяется их позиционным положением.

При фонетическом разборе гласные е, ё, ю, я образуют 2 звука:

Ё — [йо], Ю — [йу], Е — [йэ], Я — [йа] в случаях, когда находятся:

  • В начале слова «Ё» и «Ю» всегда:
    • — ёжиться [йо´жыц:а], ёлочный [йо´лач’ный], ёжик [йо´жык], ёмкость [йо´мкаст’];
    • — ювелир [йув’ил’и´р], юла [йула´], юбка [йу´пка], Юпитер [йуп’и´т’ир], юркость [йу´ркас’т’];
  • в начале слова «Е» и «Я» только под ударением*:
    • — ель [йэ´л’], езжу [йэ´ж:у], егерь [йэ´г’ир’], евнух [йэ´внух];
    • — яхта [йа´хта], якорь [йа´кар’], яки [йа´ки], яблоко [йа´блака];
    • (*чтобы выполнить звуко буквенный разбор безударных гласных «Е» и «Я» используется другая фонетическая транскрипция, см. ниже);
  • в положении сразу после гласного «Ё» и «Ю» всегда. А вот «Е» и «Я» в ударных и в безударных слогах, кроме случаев, когда указанные буквы располагаются за гласным в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге в середине слов. Фонетический разбор онлайн и примеры по указным случаям:
    • — приёмник [пр’ийо´мн’ик], поёт [пайо´т], клюёт [кл’уйо´т];
    • аюрведа [айур’в’э´да], поют [пайу´т], тают [та´йут], каюта [кайу´та],
  • после разделительного твердого «Ъ» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а«Е» и «Я» только под ударением или в абсолютном конце слова: — объём [аб йо´м], съёмка [сйо´мка], адъютант [адйу‘та´нт]
  • после разделительного мягкого «Ь» знака «Ё» и «Ю» — всегда, а «Е» и «Я» под ударением или в абсолютном конце слова: — интервью [интырв’йу´], деревья [д’ир’э´в’йа], друзья [друз’йа´], братья [бра´т’йа], обезьяна [аб’из’йа´на], вьюга [в’йу´га], семья [с’эм’йа´]

Как видите, в фонематической системе русского языка ударения имеют решающее значение. Наибольшей редукции подвергаются гласные в безударных слогах. Продолжим звука буквенный разбор оставшихся йотированных и посмотрим как они еще могут менять характеристики в зависимости от окружения в словах.

Безударные гласные «Е» и «Я» обозначают два звука и в фонетической транскрипции и записываются как [ЙИ]:

  • в самом начале слова:
    • — единение [йид’ин’э´н’и’йэ], еловый [йило´вый], ежевика [йижив’и´ка], его [йивo´], егоза [йигаза´], Енисей [йин’ис’э´й], Египет [йиг’и´п’ит];
    • — январский [йинва´рский], ядро [йидро´], язвить [йиз’в’и´т’], ярлык [йирлы´к], Япония [йипо´н’ийа], ягнёнок [йигн’о´нак];
    • (Исключения представляют лишь редкие иноязычные словоформы и имена: европеоидная [йэврап’ио´иднайа], Евгений [йэ]вге´ний, европеец [йэврап’э´йиц], епархия [йэ]па´рхия и тп).
  • сразу после гласного в 1-м предударном слоге или в 1-м, 2-м заударном слоге, кроме расположения в абсолютном конце слова.
    • своевременно [свайивр’э´м’ина], поезда [пайизда´], поедим [пайид’и´м], наезжать [найиж:а´т’], бельгиец [б’ил’г’и´йиц], учащиеся [уч’а´щ’ийис’а], предложениями [пр’идлажэ´н’ийим’и], суета [суйита´],
    • лаять [ла´йит’], маятник [ма´йитн’ик], заяц [за´йиц], пояс [по´йис], заявить [зайив’и´т’], проявлю [прайив’л’у´]
  • после разделительного твердого «Ъ» или мягкого «Ь» знака: — пьянит [п’йин’и´т], изъявить [изйив’и´т’], объявление [абйи вл’э´н’ийэ], съедобный [сйидо´бный].

Примечание: Для петербургской фонологической школы характерно «эканье», а для московской «иканье». Раньше йотрованный «Ё» произносили с более акцентированным «йэ». Со сменой столиц, выполняя звуко-буквенный разбор, придерживаются московских норм в орфоэпии.

Некоторые люди в беглой речи произносят гласный «Я» одинаково в слогах с сильной и слабой позицией. Такое произношение считается диалектом и не является литературным. Запомните, гласный «я» под ударением и без ударения озвучивается по-разному: ярмарка [йа´рмарка], но яйцо [йийцо´].

Важно:

Буква «И» после мягкого знака «Ь» тоже представляет 2 звука — [ЙИ] при звуко буквенном анализе. (Данное правило актуально для слогов как в сильной, так и в слабой позиции). Проведем образец звукобуквенного онлайн разбора: — соловьи [салав’йи´], на курьих ножках [на ку´р’йи’х’ но´шках], кроличьи [кро´л’ич’йи], нет семьи [с’им’йи´], судьи [су´д’йи], ничьи [н’ич’йи´], ручьи [руч’йи´], лисьи [ли´с’йи]. Но: Гласная «О» после мягкого знака «Ь» транскрибируется как апостроф мягкости [’] предшествующего согласного и [О], хотя при произнесении фонемы может слышаться йотированность: бульон [бул’о´н], павильон [пав’ил’о´н], аналогично: почтальон, шампиньон, шиньон, компаньон, медальон, батальон, гильотина, карманьола, миньон и прочие.

Фонетический разбор слов, когда гласные «Ю» «Е» «Ё» «Я» образуют 1 звук

По правилам фонетики русского языка при определенном положении в словах обозначенные буквы дают один звук, когда:

  • звуковые единицы «Ё» «Ю» «Е» находятся в под ударением после непарного согласного по твердости: ж, ш, ц. Тогда они обозначают фонемы:
    • ё — [о],
    • е — [э],
    • ю — [у].

    Примеры онлайн разбора по звукам: жёлтый [жо´лтый], шёлк [шо´лк], целый [цэ´лый], рецепт [р’ицэ´пт], жемчуг [жэ´мч’ук], шесть [шэ´ст’], шершень [шэ´ршэн’], парашют [парашу´т];

  • Буквы «Я» «Ю» «Е» «Ё» и «И» обозначают мягкость предшествующего согласного [’]. Исключение только для: [ж], [ш], [ц]. В таких случаях в ударной позиции они образуют один гласный звук:
    • ё – [о]: путёвка [пут’о´фка], лёгкий [л’о´хк’ий], опёнок [ап’о´нак], актёр [акт’о´р], ребёнок [р’иб’о´нак];
    • е – [э]: тюлень [т’ул’э´н’], зеркало [з’э´ркала], умнее [умн’э´йэ], конвейер [канв’э´йир];
    • я – [а]: котята [кат’а´та], мягко [м’а´хка], клятва [кл’а´тва], взял [вз’а´л], тюфяк [т’у ф’а´к], лебяжий [л’иб’а´жый];
    • ю – [у]: клюв [кл’у´ф], людям [л’у´д’ам ], шлюз [шл’у´с], тюль [т’у´л’], костюм [кас’т’у´м].
    • Примечание: в заимствованных из других языков словах ударная гласная «Е» не всегда сигнализирует о мягкости предыдущего согласного. Данное позиционное смягчение перестало быть обязательной нормой в русской фонетике лишь в XX веке. В таких случаях, когда вы делаете фонетический разбор по составу, такой гласный звук транскрибируется как [э] без предшествующего апострофа мягкости: отель [атэ´л’], бретелька [бр’итэ´л’ка], тест [тэ´ст], теннис [тэ´н:ис], кафе [кафэ´], пюре [п’урэ´], амбре [амбрэ´], дельта [дэ´л’та], тендер [тэ´ндэр], шедевр [шэдэ´вр], планшет [планшэ´т].
  • Внимание! После мягких согласных в предударных слогах гласные «Е» и «Я» подвергаются качественной редукции и трансформируются в звук [и] (искл. для [ц], [ж], [ш]). Примеры фонетического разбора слов с подобными фонемами: — зерно [з’ирно´], земля [з’имл’а´], весёлый [в’ис’о´лый], звенит [з’в’ин’и´т], лесной [л’исно´й], метелица [м’ит’е´л’ица], перо [п’иро´], принесла [пр’ин’исла´], вязать [в’иза´т’], лягать [л’ига´т’], пятёрка [п’ит’о´рка]

Фонетический разбор: согласные звуки русского языка

Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.

Сколько согласных звуков в русской речи?

В алфавите для их обозначения используется 21 буква. Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков больше, а именно — 36.

Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?

В нашем языке согласные бывают:

  • твердые — мягкие и образуют соответствующие пары:
    • [б] — [б’]: банан — белка,
    • [в] — [в’]: высота — вьюн,
    • [г] — [г’]: город — герцог,
    • [д] — [д’]: дача — дельфин,
    • [з] — [з’]: звон — зефир,
    • [к] — [к’]: конфета — кенгуру,
    • [л] — [л’]: лодка — люкс,
    • [м] — [м’]: магия — мечты,
    • [н] — [н’]: новый — нектар,
    • [п] — [п’]: пальма— пёсик,
    • [р] — [р’]: ромашка — ряд,
    • [с] — [с’]: сувенир — сюрприз,
    • [т] — [т’]: тучка — тюльпан,
    • [ф] — [ф’]: флаг — февраль,
    • [х] — [х’]: хорек — хищник.
  • Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
    • звуки [ж], [ц], [ш] — всегда твердые (жизнь, цикл, мышь);
    • [ч’], [щ’] и [й’] — всегда мягкие (дочка, чаще, твоей).
  • Звуки [ж], [ч’], [ш], [щ’] в нашем языке называются шипящими.

Согласный может быть звонким — глухим, а так же сонорным и шумным.

Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.

  • Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: лев, рай, ноль.
  • Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): завод, блюдо, жизнь.
  • При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: стопка, фишка, костюм, цирк, зашить.

Примечание: В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.

Подсказка: Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.

Подсказка: Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.

Позиционные изменения согласных звуков в русском языке

Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.

Позиционное оглушение/озвончение

В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:

  • в абсолютном конце фонетического слова: но ж [но´ш], снег [с’н’э´к], огород [агаро´т], клуб [клу´п];
  • перед глухими согласными: незабудка [н’изабу´тка], обхватить [апхват’и´т’], вторник [фто´рн’ик], трубка [трупка].
  • делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме [й’], [в] — [в’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’]) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача [зда´ч’а], косьба [каз’ба´], молотьба [малад’ба´], просьба [про´з’ба], отгадать [адгада´т’].

В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков [в] — [в’]: взбитыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы [з], так и [с].

При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему [в].

По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук [в]: красного [кра´снава], синего [с’и´н’ива], белого [б’э´лава], острого, полного, прежнего, того, этого, кого.
Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить [ад:’ил’и´т’] → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки [д’д’], бесшумный [б’иш:у´мный].
При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как [хк] (вместо стандартного [кк]): лёгкий [л’о′х’к’ий], мягкий [м’а′х’к’ий].

Мягкие согласные в русском языке

В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф [’].

  • Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
  • мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
  • [щ’], [ч’] и [й] по умолчанию только мягкие;
  • всегда смягчается звук [н] перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия [пр’итэн’з’ийа], рецензия [р’ицеэн’з’ийа], пенсия [пэн’с’ийа], ве[н’з’]ель, лице́[н’з’]ия, ка[н’д’]идат, ба[н’д’]ит, и[н’д’]ивид, бло[н’д’]ин, стипе[н’д’]ия, ба[н’т’]ик, ви[н’т’]ик, зо[н’т’]ик, ве[н’т’]илъ, а[н’т’]ичный, ко[н’т’]екст, ремо[н’т’]ировать;
  • буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками [ч’], [щ’]: стаканчик [стака′н’ч’ик], сменщик [см’э′н’щ’ик], пончик [по′н’ч’ик], каменщик [кам’э′н’щ’ик], бульварщина [бул’ва′р’щ’ина], борщ [бо′р’щ’];
  • часто звуки [з], [с], [р], [н] перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: стенка [с’т’э′нка], жизнь [жыз’н’], здесь [з’д’эс’];
  • чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный [р] перед мягкими зубными и губными, а так же перед [ч’], [щ’] произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;

Примечание: буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится [-] прочерк.

Позиционные изменения парных звонких-глухих перед шипящими согласными и их транскрипция при звукобуквенном разборе

Чтобы определить количество звуков в слове необходимо учитывать их позиционные изменения. Парные звонкие-глухие: [д-т] или [з-с] перед шипящими (ж, ш, щ, ч) фонетически заменяются шипящим согласным.

  • Буквенный разбор и примеры слов с шипящими звуками: приезжий [пр’ийэ´жжий], восшествие [вашшэ´ств’ийэ], изжелта [и´жжэлта], сжалиться [жжа´л’иц:а].

Явление, когда две разных буквы произносятся как одна, называется полной ассимиляцией по всем признакам. Выполняя звуко-буквенный разбор слова, один из повторяющихся звуков вы должны обозначать в транскрипции символом долготы [:].

  • Буквосочетания с шипящим «сж» – «зж», произносятся как двойной твердый согласный [ж:], а «сш» – «зш» — как [ш:]: сжали, сшить, без шины, влезший.
  • Сочетания «зж», «жж» внутри корня при звукобуквенном разборе записывается в транскрипции как долгий согласный [ж:]: езжу, визжу, позже, вожжи, дрожжи, жженка.
  • Сочетания «сч», «зч» на стыке корня и суффикса/приставки произносятся как долгий мягкий [щ’:]: счет [щ’:о´т], переписчик, заказчик.
  • На стыке предлога со следующим словом на месте «сч», «зч» транскрибируется как [щ’ч’]: без числа [б’эщ’ ч’исла´], с чем-то [щ’ч’э′мта].
  • При звуко буквенном разборе сочетания «тч», «дч» на стыке морфем определяют как двойной мягкий [ч’:]: лётчик [л’о´ч’:ик], молодчик [мало´ч’:ик], отчёт [ач’:о´т].

Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования

  • сч → [щ’:]: счастье [щ’:а´с’т’йэ], песчаник [п’ищ’:а´н’ик], разносчик [разно´щ’:ик], брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить;
  • зч → [щ’:]: резчик [р’э´щ’:ик], грузчик [гру´щ’:ик], рассказчик [раска´щ’:ик];
  • жч → [щ’:]: перебежчик [п’ир’ибе´ щ’:ик], мужчина [мущ’:и´на];
  • шч → [щ’:]: веснушчатый [в’исну′щ’:итый];
  • стч → [щ’:]: жёстче [жо´щ’:э], хлёстче, оснастчик;
  • здч → [щ’:]: объездчик [абйэ´щ’:ик], бороздчатый [баро´щ’:итый];
  • сщ → [щ’:]: расщепить [ращ’:ип’и′т’], расщедрился [ращ’:э′др’илс’а];
  • тщ → [ч’щ’]: отщепить [ач’щ’ип’и′т’], отщёлкивать [ач’щ’о´лк’иват’], тщетно [ч’щ’этна], тщательно [ч’щ’ат’эл’на];
  • тч → [ч’:]: отчет [ач’:о′т], отчизна [ач’:и′зна], реснитчатый [р’ис’н’и′ч’:и′тый];
  • дч → [ч’:]: подчёркивать [пач’:о′рк’иват’], падчерица [пач’:ир’ица];
  • сж → [ж:]: сжать [ж:а´т’];
  • зж → [ж:]: изжить [иж:ы´т’], розжиг [ро´ж:ык], уезжать [уйиж:а´т’];
  • сш → [ш:]: принёсший [пр’ин’о′ш:ый], расшитый [раш:ы´тый];
  • зш → [ш:]: низший [н’иш:ы′й]
  • чт → [шт], в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем [шт]: чтобы [што′бы], не за что [н’э′ зашта], что-нибудь [што н’ибут’], кое-что;
  • чт → [ч’т] в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель [м’ич’та´т’ил’], почта [по´ч’та], предпочтение [пр’итпач’т’э´н’ийэ] и тп;
  • чн → [шн] в словах-исключениях: конечно [кан’э´шна′], скучно [ску´шна′], булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.;
  • чн → [ч’н] — буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный [ска´зач’ный], дачный [да´ч’ный], земляничный [з’им’л’ин’и´ч’ный], очнуться, облачный, солнечный и пр.;
  • !жд → на месте буквенного сочетания «жд» допустимо двоякое произношение и транскрипция [щ’] либо [шт’] в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.

Непроизносимые согласные звуки в словах русского языка

Во время произношения целого фонетического слова с цепочкой из множества различных согласных букв может утрачиваться тот, либо иной звук. Вследствие этого в орфограммах слов находятся буквы, лишенные звукового значения, так называемые непроизносимые согласные. Чтобы правильно выполнить фонетический разбор онлайн, непроизносимый согласный не отображают в транскрипции. Число звуков в подобных фонетических словах будет меньшее, чем букв.

В русской фонетике к числу непроизносимых согласных относятся:

  • «Т» — в сочетаниях:
    • стн → [сн]: местный [м’э´сный], тростник [трас’н’и´к]. По аналогии можно выполнить фонетический разбор слов лестница, честный, известный, радостный, грустный, участник, вестник, ненастный, яростный и прочих;
    • стл → [сл]: счастливый [щ’:асл’и´вый’], счастливчик, совестливый, хвастливый (слова-исключения: костлявый и постлать, в них буква «Т» произносится);
    • нтск → [нск]: гигантский [г’ига´нск’ий], агентский, президентский;
    • стьс → [с:]: шестьсот [шэс:о´т], взъесться [взйэ´с:а], клясться [кл’а´с:а];
    • стс → [с:]: туристский [тур’и´с:к’ий], максималистский [макс’имал’и´с:к’ий], расистский [рас’и´с:к’ий], бестселлер, пропагандистский, экспрессионистский, индуистский, карьеристский;
    • нтг → [нг]: рентген [р’энг’э´н];
    • «–тся», «–ться» → [ц:] в глагольных окончаниях: улыбаться [улыба´ц:а], мыться [мы´ц:а], смотрится, сгодится, поклониться, бриться, годится;
    • тс → [ц] у прилагательных в сочетаниях на стыке корня и суффикса: детский [д’э´цк’ий], братский [бра´цкий];
    • тс → [ц:] / [цс]: спортсмен [спарц:м’э´н], отсылать [ацсыла´т’];
    • тц → [ц:] на стыке морфем при фонетическом разборе онлайн записывается как долгий «цц»: братца [бра´ц:а], отцепить [ац:ып’и´т’], к отцу [к ац:у´];
  • «Д» — при разборе по звукам в следующих буквосочетаниях:
    • здн → [зн]: поздний [по´з’н’ий], звёздный [з’в’о´зный], праздник [пра′з’н’ик], безвозмездный [б’извазм’э′зный];
    • ндш → [нш]: мундштук [муншту´к], ландшафт [ланша´фт];
    • ндск → [нск]: голландский [гала´нск’ий], таиландский [таила´нск’ий], нормандский [нарма´нск’ий];
    • здц → [сц]: под уздцы [пад усцы´];
    • ндц → [нц]: голландцы [гала´нцы];
    • рдц → [рц]: сердце [с’э´рцэ], сердцевина [с’ирцыв’и´на];
    • рдч → [рч’]: сердчишко [с’эрч’и´шка];
    • дц → [ц:] на стыке морфем, реже в корнях, произносятся и при звуко разборе слова записывается как двойной [ц]: подцепить [пац:ып’и´т’], двадцать [два´ц:ыт’];
    • дс → [ц]: заводской [завацко´й], родство [рацтво´], средство [ср’э´цтва], Кисловодск [к’иславо´цк];
  • «Л» — в сочетаниях:
    • лнц → [нц]: солнце [со´нцэ], солнцестояние;
  • «В» — в сочетаниях:
    • вств → [ств] буквенный разбор слов: здравствуйте [здра´ствуйт’э], чувство [ч’у´ства], чувственность [ч’у´ств’инас’т’], баловство [баластво´], девственный [д’э´ств’ин:ый].

Примечание: В некоторых словах русского языка при скоплении согласных звуков «стк», «нтк», «здк», «ндк» выпадение фонемы [т] не допускается: поездка [пайэ´стка], невестка, машинистка, повестка, лаборантка, студентка, пациентка, громоздкий, ирландка, шотландка.

  • Две идентичные буквы сразу после ударного гласного при буквенном разборе транскрибируется как одиночный звук и символ долготы [:]: класс, ванна, масса, группа, программа.
  • Удвоенные согласные в предударных слогах обозначаются в транскрипции и произносится как один звук: тоннель [танэ´л’], терраса, аппарат.

Если вы затрудняетесь выполнить фонетический разбор слова онлайн по обозначенным правилам или у вас получился неоднозначный анализ исследуемого слова, воспользуйтесь помощью словаря-справочника. Литературные нормы орфоэпии регламентируются изданием: «Русское литературное произношение и ударение. Словарь – справочник». М. 1959 г.

Использованная литература:

  • Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – МГУ, М.: 2000
  • Панов М.В. Русская фонетика. – Просвещение, М.: 1967
  • Бешенкова Е.В., Иванова О.Е. Правила русской орфографии с комментариями.
  • Учебное пособие. – «Институт повышения квалификации работников образования», Тамбов: 2012
  • Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Русское литературное произношение.– М.: ЧеРо, 1999

Теперь вы знаете как разобрать слово по звукам, сделать звуко буквенный анализ каждого слога и определить их количество. Описанные правила объясняют законы фонетики в формате школьной программы. Они помогут вам фонетически охарактеризовать любую букву.

Ярко синее небо как пишется



0



0

Ярко-синий, тёмно-индиговый, серо-буро-малиновый — все они пишутся через дефис.

Правило гласит: «разные оттенки цветов или два разных цвета всегда пишутся через дефис».

(с) Наш школьный учебник по русскому языку.

Ярко синее небо как пишется



0



0

Ярко-синий цвет ее платья сразу бросался всем в глаза.

Ярко-синий или ярко синий? Как правильно? Нам предстоит в этом разобраться. Для начала определим часть речи. Цвет какой? Ярко-синий. Это прилагательное и обозначает оно оттенок цвета. Из учебника русского языка для 6 класса мы узнаем, что приоагательные, которые обозначают оттенки цветов, всегда пишутся через дефис (темно-красный, желто-зеленый, светло-голубой). Так и в слове ярко-синий представлена это же орфограмма, поэтому писать его следует обязательно через дефис.

ЯРКО-СИНИЙ.

Ярко синее небо как пишется



0



0

Добрый день. Определить правильность написания данного словосочетание легко, вы определяете часть речи данного слова, задав вопрос «какой?» и определив, что это прилагательное. По правилам русского языка прилагательное означают ещё оттенок цвета, пишутся через дефис.

Правильный ответ : «ярко-синий».

Пример.

Подари ему ярко-синий шарф, он очень подходит к его красивому лицу.

Ярко синее небо как пишется

«Не требуется» — это даже и не слово, а два слова. Первое — частица, а второе — глагол.

Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.

А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».

не требуется

_

Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.

Ещё одно простейшее доказательство того — возможность принудительного разделения «НЕ» и глагола вставленным словом. Например: «не очень требуется», «не слишком требуется», «не каждый год требуется» и так далее.

Других доказательств не потребуется.

Предложение.

  • «А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?».

Ярко синее небо как пишется

«Чёрно-белый» — это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией «блеклый во всех отношениях» и с модальностью «отрицание цвета».

Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.

Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.

чёрно-белый

Например (предложения).

  • «Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины».
  • «В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры».
  • «Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах».

Ярко синее небо как пишется

1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.

2) Отрицание:

Случай этот — не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.

Случай этот отнюдь не преступный.

Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.

Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».

Ярко синее небо как пишется

Сочетание «со мной» (ударение на «О«, которая после «Н«) — это ни что другое, как предлог «С» с местоимением «Я«. Но мы эмпирически понимаем, что говорить «Пойдём с я» нельзя.

  • «Со» — вариант «с», иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: «со многими». Это из разряда «подо», «предо», «передо», «ко», «во», «надо», «обо» и так далее.
  • «Мной» («мною») — это указанное выше «Я» в творительном падеже. «С кем? — со мной (со мною)». Личное местоимение.

    со мной

Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».

Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.

Предложения:

  • «Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?».
  • «Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда».

Ярко синее небо как пишется

Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).

Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.

Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:

  • «Весёлый — веселее — повеселее».
  • «Весело — веселее — повеселее».

    повеселее и повеселей

К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём — системный. Пишется приставка слитно. Писать «по веселее» (или «по веселей») нельзя.

Например.

  • «Повеселее, повеселее, Родион, не засыпай!».

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация
учебной деятельности учащихся.

1. Сообщение
темы урока.

Дорогие
ребята, тема нашего урока: Сочинение по картине И.Грабаря «Февральская
лазурь».

2.
Постановка целей.

Давайте
вместе поставим учебные цели и задачи:

1. подготовиться к написанию сочинения по
картине.

2.познакомиться
с художником;

3.научиться
правильно и последовательно описывать картину, используя средства лексики:
синонимы, слова с переносным значением.

3.
Учебная мотивация.

Ребята,
как вы думаете, для чего мы должны учиться писать сочинения?

(Примерные
ответы учащихся: чтобы уметь работать с текстом, письменно излагать мысли,
уметь правильно описывать)

Ставят
учебные цели и задачи

Формируют
учебную мотивацию.

Коммуникативные
УУД:


воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;


слушать и понимать речь других;


формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

— оформлять
свои мысли в устной форме.

Регулятивные
УУД:


определять и формулировать цель деятельности на уроке;


определять последовательность действий на уроке;


принимать и сохранять учебную цель и задачи.

Коммуникативные
УУД:


воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;


слушать и понимать речь других;

— оформлять
свои мысли в устной форме.

Личностные
УУД:

 — у
ребенка сформирована учебная мотивация

3.Актуализация
знаний.

Ребята,
чтобы приступить к работе, нужно вспомнить несколько ключевых понятий.

— Что
такое художественное описание?

(Образное,
эмоциональное изображение признаков, предметов, явлений, животных, человека с
целью воздействия и с использованием средств выразительности).

— Вы
будете описывать пейзаж. Что такое пейзаж?

Пейзаж —
изображение картины природы.

Слушают
учителя.

Отвечают
на вопросы.

Коммуникативные
УУД:


слушать и понимать речь других;


строить понятные для собеседника высказывания;


высказывать свое мнение (точку зрения);


анализировать и делать выводы.

Познавательные
УУД:


осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;


ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);


определять и формулировать проблему;


осуществлять синтез как составление целого из частей.

Личностные
УУД:

— смыслообразование
( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на
него).

4.Знакомство
с новым материалом. Подготовка к сочинению

1.
Рассказ о художнике. История создания картины. Воспоминания И.Э Грабаря

Игорь
Эммануилович Грабарь (1881 – 1960)- известный художник-пейзажист, тонкий
знаток русской природы. Он  родился  13  марта  1871  года  в  Будапеште  в 
семье  юриста.  В  1876  году  семья  переехала  в  Россию. Грабарь  получил 
блестящее  образование,  окончив  сначала  Московский  лицей, затем 
юридический  факультет  Петербургского  университета.  После  окончания
университета  он  поступил  в  Высшую  художественную  школу  при  Академии
искусств. Учителем Грабаря был Репин. Грабарь был певцом родной природы.
Интересовало художника состояние природы в разные времена года, в разное
время дня. Об этом свидетельствуют названия картин живописца.
«Сентябрьский снег.» «Белая  зима. Грачиные гнёзда.»
«Мартовский снег.» «Лучезарное утро.» «Ясный осенний
вечер.» «Зимний пейзаж.» «Берёзы летом.» И многие
другие проникнуты радостным светлым чувством. «Февральская лазурь»–
одно из лучших его полотен.

А писал
ее И. Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во
время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником
пробуждающейся весны, и впоследствии рассказывал историю создания этого
полотна.

 «Я
стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению
ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять.
Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от
открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и
перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба.

“Если бы
хоть десятую долю  этой  красоты  передать,  то  и  это  будет  бесподобно”,-
подумал  я. – Февраль  стоял  изумительный. Солнце  светило ежедневно, и  мне
посчастливилось  писать  без  перерыва  около двух  с  половиной  недель, 
пока  я  не кончил  картину. Писал  я  с зонтиком, окрашенным  в  голубой 
цвет”.

2. 
Воспоминания И.Э. Грабаря помещены и в ваших учебниках. Внимательно
прочитайте отрывок из воспоминаний Грабаря. Упражнение 348

– Все ли
слова вам знакомы? Уточните значение их по словарю.

Лазоревое
(небо) – сине-голубое;

 жемчужные
(березы) – белые;

 коралловые
ветки – ярко-красные;

 сапфировые
тени – синие или зеленые

3.
Работа по картине

— беседа
по вопросам учебника – упр. – 368

4.
Составление плана

        
1. Предмет описания в сочинении.

        
2. Что я вижу на картине?

         
А) Февральский день

         
Б) Небо

         
В) Снег

         
Г) Береза – красавица

         
Д) Другие березки

         
Е) Кустарник на горизонте.

       
3. Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы?

       
4. Объяснить название картины.

      
5. Какое настроение вызывает
пейзаж?                                                                                                                   
                                         

5.
Выбор  опорных  слов.  Словарно-орфографическая 
работа.                                

Небо –
лазоревое, светло-синее, голубое, яркое, чистое, безоблачное, бирюзовые,
желто-голубые оттенки неба.

Берёза –
жемчужная,  коралловые  ветки, редкостное ритмическое строение,

Снег –
серебристый,  белый  с  сиреневыми  тенями,  синеватый.

Зима –
волшебница,  искусница,  чародейка,  красавица,  нарядила  природу,  как  на
праздник

Художник,
пейзажист, автор, создатель полотна.

Полотно,
картина.

Изобразил,
показал, нарисовал.

зрелище
фантастической красоты, перезвоны чистого цвета,

Лазоревое
небо, ярко-синее, безоблачное; глубокие синие, светло-синие, бирюзовые,
желто-голубые оттенки неба.

 Сапфировые
тени, синие или зелёные;

 Горизонт,
берёзовая роща, красновато-коричневая масса, прозрачный, пронизанный светом
лес.

Из 
упражнения  №  366     выписать  словосочетания  (прилаг. + сущ.),  которые 
помогут  сделать  описание  картины более  точным  и  ярким
  (морозное 
солнечное  утро,  синее  огромное  небо, снежная  белизна, фантастическая 
красота  ясного  синего  утра).

Слушают
рассказ о художнике.

Устная
коллективная работа.

Составление
и запись плана.

Записывают
опорные слова.

Познавательные
УУД:


формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;


соотносить информацию, представленную в разных формах;


извлекать необходимую информацию из текстаю.

Коммуникативные
УУД:


строить монологическую и диалогическую речь;


строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;


слушать и понимать речь других;

— с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные
УУД:

— сознательно
организовывать свою познавательную деятельность;


оценивать свои учебные достижения, поведение;


работать по плану;


выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

— принимать
и сохранять учебную задачу.

Личностные
УУД:

-нравственно-этического
оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и
личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

7.
Рефлексия.

Давайте
подведем итоги .

Чем мы с
вами занимались на уроке?

Какие
трудности вы испытывали на уроке?

Что вам было
не понятно?

Как вы
оцениваете свою работу на уроке?

Было ли
вам интересно?

Отметьте
нужные пункты в листах самооценки и передайте мне.

Самоанализ
деятельности на уроке.

Познавательные
УУД:


систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные
УУД:


строить монологическое высказывание;


адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;


оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и
понимать речь других.

Регулятивные
УУД:

— соотносить
цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;


соотносить цели и результаты собственной деятельности;


анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;


осуществлять самоконтроль;


совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;


выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить;


осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Входной контроль знаний для 9 класса по курсу 8 класса

1. Прочитай текст и выполни задание

(1) Прошагал мимо семнадцатый год. (2) Для Павки, Климки и Серёжки Брузжака ничего не изменилось. (3) Хозяева остались старые. (4) Только в дождливый ноябрь стало твориться что-то неладное, непонятное никому. (5) Зашевелились на вокзале новые люди, всё больше из окопных солдат с чудным прозвищем «большевики».

Н. А. Островский

Какие из перечисленных утверждений являются верными?

  1. Предложение 1 односоставное безличное.

  2. Предложение 2 осложнено однородными членами.

  3. Предложение 3 осложнено вводным словом.

  4. Предложение 4 содержит одну грамматическую основу.

  5. Предложение 5 сложное бессоюзное.

2. Расставь знаки препинания. Укажи цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Она ему не подавала никакого повода (1) но каждый раз (2) как она встречалась с ним (3) в душе её загоралось (4) то самое чувство оживления (5) которое нашло на неё в тот день (6) в вагоне (7) когда она в первый раз увидела его.

Л. Н. Толстой

3. Замени словосочетание «легко совершить», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью «управление».

4. Замени словосочетание «платок мамы», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

5. Укажи варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

  1.  Кожаный — в прилагательных пишется Н, если они образованы от бесприставочных глаголов.

  2.  (Он) бреется — в личном окончании глаголов II спряжения пишется Е.

  3.  Подьячий — разделительный Ь пишется в корне слова (не после приставки) перед буквами Е, Ё, Ю, Я.

  4.  Предыюньский — после заимствованных приставок пишется Ы.

  5. Цыган — в корне после Ц пишется Ы, так как слово является исключением из правила.

6. Прочитай текст и выполни задания

(1) Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. (2) Ни зашелохнёт; ни прогремит. (3) Глядишь, и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьётся по зелёному миру. (4) Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибережным лесам ярко отсветиться в водах. (5) Зеленокудрые! (6) Они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. (7) В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. (8) Редкая птица долетит до середины Днепра! (9) Пышный! (10) Ему нет равной реки в мире. (11) Чуден Днепр и при тёплой летней ночи, когда всё засыпает — и человек, и зверь, и птица; а Бог один величаво озирает небо и землю и величаво сотрясает ризу. (12) От ризы сыплются звёзды. (13) Звёзды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре. (14) Всех их держит Днепр в тёмном лоне своём. (15) Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе. (16) Чёрный лес, унизанный спящими воронами, и древле разломанные горы, свесясь, силятся закрыть его хотя длинною тенью своею, — напрасно! (17) Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр. (18) Синий, синий, ходит он плавным разливом и середь ночи, как середь дня; виден за столько вдаль, за сколько видеть может человечье око. (19) Нежась и прижимаясь ближе к берегам от ночного холода, даёт он по себе серебряную струю; и она вспыхивает, будто полоса дамасской сабли; а он, синий, снова заснул. (20) Чуден и тогда Днепр, и нет реки, равной ему в мире! (20) Когда же пойдут горами по небу синие тучи, чёрный лес шатается до корня, дубы трещат и молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир — страшен тогда Днепр! (21) Водяные холмы гремят, ударяясь о горы, и с блеском и стоном отбегают назад, и плачут, и заливаются вдали. (22) Так убивается старая мать козака, выпровожая своего сына в войско. (23) Разгульный и бодрый, едет он на вороном коне, подбоченившись и молодецки заломив шапку; а она, рыдая, бежит за ним, хватает его за стремя, ловит удила, и ломает над ним руки, и заливается горючими слезами.

(24) Дико чернеют промеж ратующими волнами обгорелые пни и камни на выдавшемся берегу. (25) И бьётся об берег, подымаясь вверх и опускаясь вниз, пристающая лодка. (26) Кто из козаков осмелился гулять в чёлне в то время, когда рассердился старый Днепр? (27) Видно, ему не ведомо, что он глотает, как мух, людей.

Н. В. Гоголь

А) Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

  1. Днепр — залив Чёрного моря.

  2. Днепр прекрасен тёплой летней ночью.

  3. Козаки боятся плавать по Днепру в челне в бурю.

  4. По берегам Днепра нет лесов.

  5. Автор утверждает, что мало кто сможет добраться до середины Днепра.

Б) Укажи варианты ответов, в которых средством выразительности речи является гипербола.

  1. Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои.

  2. Синий, синий, ходит он плавным разливом и середь ночи, как середь дня; виден за столько вдаль, за сколько видеть может человечье око.

  3. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе.

  4. Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр.

  5. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него.

В) В предложении 26 найди синоним к слову «лодка». Выпиши этот синоним.

Работа по подготовке и написанию сочинения учащимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 5-9 классах

Учебной программой
предусмотрено обучение учащихся с интеллектуальными нарушениями написанию
сочинений, что представляет для данной категории детей большую трудность.

Хочу поделиться своим
опытом работы, эффективность которой обусловлена использованием межпредметных
связей, а также созданием мотивирующих ситуаций, когда написание сочинения
становится для ребенка личностно значимым.

Так, сочинение по
картине И. Левитана «Золотая осень» можно провести в несколько этапов, чтобы
максимально стимулировать мотивацию школьников.

1-й этап-экскурсия с
детьми по осеннему лесу, парку, бульвару, где необходимо обратить внимание на
красоту природы.

2-й этап- обучение
школьников правильному рассматриванию картин (эту работу можно провести на
уроках изобразительного искусства).

3-й этап- написание
коллективного сочинения на уроке русского языка.

Рассмотрим каждый
этап подробнее.

1-й
этап-экскурсия по осеннему лесу, парку.

Цель
экскурсии-подготовка учащихся к эмоциональному восприятию картины.

Учитель ведет беседу
так, чтобы красота окружающего мира глубже вошла в сознание ребенка.

Учитель. Давайте соберем букет из осенних листьев!
Посмотрите, какой он получился пёстрый! Какого цвета листочки?

Дети. Листочки желтые, красные, коричневые.

Учитель. Обратите внимание на берёзки! Какие у них
красивые золотистые листочки!

Дети внимательно
рассматривают березовые листочки, сравнивают их с листьями других деревьев.

Учитель. А какого цвета небо?

Дети. Небо голубое, белое, синее.

Учитель. Небо не белое, а нежно голубое. Белые-это
облака. Как вам кажется, на что они похожи?

Дети. Облака похожи на пух, вату.

Учитель. Правильно, поэтому облака нам кажутся легкими,
почти невесомыми.

В ходе беседы
происходит обогащение словарного запаса детей, они лучше начинают понимать то,
что обозначает слово. Учитель стремится стимулировать эмоционально насыщенное
познание окружающего мира, чтобы школьники проявляли и развивали свою
любознательность.

2-й этап-
обучение рассматриванию картины

На уроке учитель
знакомит детей с творчеством И. Левитана. Ребятам будет интересно узнать, что
Исаак Левитан родился в 1860 году, учился живописи в Москве в училище живописи,
ему было тогда всего 13 лет. Уже в 19 лет он написал свою первую картину
«Осенний день. Сокольники».

Использую
художественные альбомы, открытки, слайды, дети рассматривают работы художника.
На примере картины «Золотая осень» учитель знакомит учащихся с такими
понятиями, как линия горизонта, передний и задний план произведения. Затем
проводит небольшую беседу, используя новые слова, освоенные во время экскурсии.

Учитель. Какое время года изобразил художник?

Дети. Художник изобразил осень.

Учитель. Как вы догадались, что это именно осень.

Дети. Листья на деревьях и трава-жёлтые (вероятно,
найдутся дети, которые вспомнят слово «золотистые» из экскурсионной беседы)

Учитель. Это ранняя или поздняя осень?

Дети. На картине изображена ранняя осень.

Учитель. Почему вы так думаете?

Дети. Листочки на деревьях ещё не опали.

Учитель. Почему картина такая светлая, легкая?

Дети. Потому что солнышко ярко светит.

Учитель. Правильно! Желтые листочки переливаются на
солнце, блестят, поэтому И. Левитан назвал свою картину «Золотая осень».

-А какого цвета вода
в речке?

Дети. Вода в речке синяя, темная.

Учитель. Как вы думаете, почему?

Дети. Осенью вода в реках и прудах темнеет.

Учитель. Посмотрите внимательно, какие краски
использовал художник, чтобы изобразить небо, облака?

Дети. Художник использовал голубые, розовые краски.

Учитель. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на
картину? Хочется ли вам улыбнуться или, наоборот, нахмуриться?

Дети. Хочется улыбнуться.

Учитель. Почему? (Если дети затрудняются ответить, то
учитель помогает). На картине много солнца, света, и, хотя лето уже ушло,
природа изображена яркой и нарядной.

Внимательно
выслушивая ответы учеников, задавая им наводящие вопросы, учитель добивается
употребления распространенных предложений, учит детей логично излагать свои
мысли.

3-й этап-написание
коллективного сочинения.

На этом этапе учитель
предлагает план работы, по которому дети будут писать коллективное сочинение и
необходимый для работы словарь.

Согласно плану,
сочинение должно включать в себя: вступление (информацию о картине), основное
содержание (описание того, что изображено, цвета и настроения картины),
заключение (чувства, эмоции, которые вызывает картина).

Необходимый
словарь:
изображение, на
переднем плане, небольшая, побуревшая, багряная, золотистая листва,
крестьянские постройки, голубое, розовые, легкие, облака, солнечные лучи,
вспоминаешь.

Учитель знакомит со
словарем, напоминает значение слов. Дальнейшая работа выстраивается таким
образом, чтобы ответы детей на вопросы становились предложениями для сочинения.

Постепенно, шаг за
шагом, дети составляют и записывают текст сочинения на доске и в тетрадях.
Задача учителя- откорректировать каждое предложение.

Работу можно провести
следующим образом.

Учитель. Перед нами картина И. Левитана «Золотая
осень». Какой день изображен на картине?

Дети. На картине И. Левитана изображен ясный
осенний день.(
Запись предложения с комментированием на доске и в тетрадях)

Учитель. Теперь перейдем ко второму пункту нашего плана-
к описанию картины. Что художник изобразил на переднем плане?

Дети. На переднем плане нарисована речка.

Учитель. Какая это речка? (Учитель обращает внимание
на словарь)

Дети. Река небольшая, узкая.

Учитель. Какого цвета вода в реке?

Дети. Вода в реке серая, темная.

Учитель. Что можно написать о речке?

Дети. На переднем плане нарисована небольшая
узкая речка с темной водой.
(Запись предложения с комментированием на доске
и в тетрадях.)

Учитель. Что растет по берегам реки?

Дети. По берегам реки растет трава.

Учитель. Посмотрите внимательно на картину. Какие
слова из словаря мы можем использовать для описания травы? (побуревшая,
багряная). Кто может составит предложение, включив в него слова из словаря?

Дети. По берегам речки растет побуревшая трава.
(Запись предложения с комментированием на доске и в тетрадях.)

Учитель. Ребята, посмотрите на левый берег реки. Какие
деревья изобразил художник?

Дети. Художник изобразил на левом берегу реки
березы.

Учитель. По каким признакам мы понимаем, что это
молодые березки?

Дети. У березок тонкие стволы, и они невысокие.

Учитель. Какого цвета на них листва? (Учитель
привлекает внимание к словарю)

Дети. На молодых березках золотистая листва.

Учитель. Теперь составим предложение о том, где на
картине изображены березки и какие они. (Учитель помогает, направляет,
подсказывает)

Дети. На левом берегу реки стоят молодые
березки, покрытые золотистой листвой.
(Запись предложения с
комментированием на доске и в тетрадях.)

Учитель. Посмотрите внимательно на картину. Какие ещё
деревья художник изобразил на берегу? (Дети видят две осинки, но, возможно, не
знают названия деревьев, тогда им помогает учитель)

Учитель. Почему мы сразу не заметили две осинки? Чем
они отличаются от березок?

Дети. Осинки тоненькие и совсем без листьев, только
на макушках остались листики.

Учитель. Составьте предложение об осинках.

Дети. Две осинки совсем сбросили листья. (Запись
на доске и в тетрадях)

Учитель. Что художник изобразил на заднем плане
картины?

Дети. На заднем плане картины художник изобразил
домики, лес, небо.

Учитель. Правильно. Посмотрите в наш словарь. Как мы
назовем домики?

Дети. Крестьянские постройки.

Учитель. Вспомните, кто такие крестьяне?

Дети. Люди, которые работают на земле.

Учитель. Ребята, а теперь составьте предложение.
(Учитель направляет работу, помогая детям составить предложение)

Дети. На заднем плане картины художник изобразил
крестьянские постройки, за которыми тянутся леса
. (Запись предложения на
доске и в тетрадях)

Учитель. Обратите внимание, кажется, что леса
сливаются с небом. Какого цвета небо?

Дети. Небо голубое, а облака розовые, легкие.

Учитель. Правильно, они легкие, поэтому кажется, что
облака плывут по небу. Составьте предложение.

Дети. Небо голубое, по нему плывут розовые легкие
облака.

Учитель. Наше сочинение должно быть красивым, поэтому,
если мы прочитаем предыдущее предложение, то сможем плавно продолжить наше
описание. (Дети читают. Учитель предлагает начало нового предложения: «Они
(леса) сливаются с …» и просит учеников его продолжить и закончить.)

Дети. Они сливаются с голубым небом, по
которому плывут розовые легкие облака.
(Запись предложения на доске и в
тетрадях)

Учитель. Найдите в словаре словосочетание, которое мы
ещё не использовали.

Дети. Солнечные лучи.

Учитель. Вся картина пронизана светом. Какое
предложение мы можем записать? Продолжите- Солнечные лучи ярко………. .

Дети. Солнечные лучи ярко освещают всё вокруг. (Запись
предложения на доске и в тетрадях)

Учитель. Прочитайте весь текст, который мы записали. (Дети
читают весь текст, с помощью учителя приходят к выводу, что в сочинении пока
отсутствует заключение)

Учитель. Ребята, вспомните стихотворение А.С. Пушкина
об осени, которое вы учили на уроке чтения. (В случае затруднений учитель
предлагает открыть учебники, найти и прочитать подходящий отрывок)

Учитель. В качестве заключительной части какой отрывок
из этого стихотворения можно использовать?

Дети. Осенняя пора-очей очарованье!

           Приятна
мне твоя прощальная краса!

           Люблю я
пышное природы увяданье.

Текст сочинения
получается у всех одинаковый, но при его написании каждый из учеников получает
возможность проявить свою активность. Цель такого урока- коллективная работа
над развитием речи, а с точки зрения орфографии –развитие умения правильно,
безошибочно списывать с доски.

  • Яркие эпитеты из рассказа мальчики чехов
  • Японская сказка луна на ветке 2 класс пнш конспект урока
  • Ярко зеленеющий как пишется
  • Ярко синий как пишется правильно
  • Япония куклы сказки и легенды москва