Яркие эпизоды сказки о царе салтане

Доклад по теме: использование обращений в творчестве а.с. пушкина выполнила: быкадорова елена 5б класс школа 20 2018 год план.

Доклад по теме:

Использование обращений в творчестве А.С. Пушкина

Выполнила:

Быкадорова Елена

5Б класс школа № 20

2018 год

План.

  1. Несколько слов об авторе.

  2. Примеры обращений в сказках А.С. Пушкина.

  3. Значение обращений в речи.

  4. Значение сказок А.С. Пушкина, как они действуют на читателя

Несколько слов об авторе.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая) 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, писатель, драматург, автор бессмертных поэм, стихов и сказок. Мало кто не слышал об этом имени, имя Пушкина мы знаем с детства. Семья поэта относилась к нетитулованному дворянскому роду. Предки Александра были аристократами, людьми, которые честно и гордо служили своей родине. Дед поэта был полковником, отец – острословом. Прадед по матери был африканцем, знаменитым «арапом» Ганнибалом, служившим при дворе у Петра I. Летнее время детства с 1805 по 1810 год поэта прошло у бабушки в селе Захарове. Бабушка и наняла для мальчика няню – Арину Родионовну, которую ребёнок так полюбил. Детские впечатления, полученные за эти годы, нашли отражение в творчестве писателя. Арине Родионовне он посвятил множество своих произведений и был сильно привязан к ней. В 1811 году поэт поступил в Царскосельский лицей, где и проявился его творческий литературный дар. За годы обучения Пушкин установил тесные контакты со знаменитыми литераторами Вяземским, Тургеневым, Карамзиным. Первые публикации поэта пришлись на 1814 год, когда в журнале «Вестник Европы» издали его стихотворение «К другу-стихотворцу». В это же время писателя заочно приняли членом литературного клуба под названием «Арзамас». В 1817 году Александр окончил лицей и выпустился в чине секретаря 12-го класса. После выпуска поэт переехал в Петербург, а не вернулся в Москву. В Петербурге он поступил на службу в Коллегию иностранных дел, где писатель выступал как активный участник заседаний. В 1819 году Пушкина приняли в литературно-театральное общество «Зелёная лампа». Политические произведения Пушкина 1817–1820 годов вызвали гнев у императора Александра I. К этим произведениям относятся «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня». Писателю грозила ссылка в Сибирь, и только благодаря усилиям Карамзина, Крылова и Жуковского этого удалось избежать. В 1820 поэт был отправлен в Феодосию для поправки здоровья. Впечатления об этом месте отражены в произведении «Евгений Онегин». Гибель поэта произошла 29 января (по старому стилю 10 февраля) в 1837 году на дуэли с Жоржем Дантесом. Пушкин получил смертельное ранение в живот и скончался.

Александр Сергеевич Пушкин – один из ярчайших поэтов «золотого века», который оставил неизгладимый след в русской литературе.

Мир пушкинской поэзии – это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Он необычайно широк и потому включает в себя все: взлеты и падения, успех и разочарования, радость и печаль, любовь и дружбу, предательство и измену. Поэт изливает свои чувства и переживания в стихах. Он живет в них. Каждое его стихотворение можно сравнить с драгоценным камнем, с янтарем, внутри которого находится жучок. Так и в пушкинских стихах. В каждом из них есть своя сердцевина, ядро, в котором и заложена основная мысль.

Примеры обращений в сказках А.С. Пушкина.

В сказке А.С. Пушкина о рыбаке и рыбке.

  1. Золотая рыбка обращается к рыбаку:

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь».

  1. Рыбак обращается к золотой рыбке:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

  1. Старуха обращается к старику:

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось».

  1. Обращение старика к старухе:

«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!

Чай, теперь твоя душенька довольна».

В сказке А.С. Пушкина о царе Салтане.

  1. Обращение царя Салтана к девице:

«Здравствуй, красная девица, –

Говорит он, – будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября».

Значение обращений в речи.

В произведениях А.С.Пушкина присутствуют самые разнообразные эмоции: любовь, удовольствие, радость, нежность, симпатия, негодование, холод и другие, которые проявляются в пушкинских обращениях.

Язык Пушкина отличается новизной по объему лексических средств, широте охвата разнообразных языковых единиц. Идея сближения народно-разговорной речи с книжно-литературной стала основным принципом не только литературной деятельности Пушкина, но и развития национального литературного языка в целом.

Пушкин видел в «простонародном наречии» основу литературного языка. Пушкин постоянно обращается к языку простого народа, видит в нем «живописный способ выражения». В языке народа, в его песнях, пословицах и сказках Пушкин обнаруживал множество речевых самородков. Он чутко прислушивался к народным песням, находя в них «истинную поэзию». К словам и выражениям простонародного характера поэт относился с вниманием и уважением. Он постоянно проявлял к ним живой интерес, восторгался их меткостью и образностью.

Пушкин проявлял интерес к диалектам, советовал вслушиваться в простонародные речения. Он включает многие просторечные слова и выражения и синтаксические конструкции в литературное употребление. Из года в год возрастало его внимание к народно-разговорной речи, все шире вводились в язык художественных произведений разговорно-просторечные элементы. Если в лицейский период Пушкин лишь изредка использовал их, то первым произведением, где средства народной речи используются свободно и смело и в речи персонажей, и в речи автора, стала поэма «Руслан и Людмила» (1820), встреченная критикой недоброжелательно. Критиков возмутило обилие «низких» слов и выражений, переход героя от одной манеры речи к другой, смешение жанров – употребление в волшебной сказке элегических словосочетаний.

Пушкин смело нарушает границы жанровых речевых стилей, создавая новые виды литературных произведений. Он разорвал принудительную связь жанра и стиля языка. Он создал «романтическую» и историческую поэмы («Руслан и Людмила», «Полтава»), роман в стихах («Евгений Онегин»), стихотворную повесть («Граф Нулин»). Во всех этих новых произведениях он совершенно свободно пользуется элементами трех прежних литературных стилей.

У него одно произведение могло включать самые разнообразные речевые элементы. Пушкин же достиг органичного слияния простонародного и книжного языка в единую литературную речь во всех жанрах и видах художественной литературы. В пушкинских произведениях элементы разговорной речи уже не признак их жанровой принадлежности, но свойство русского национального литературного языка. Пушкин широко использует просторечную лексику в таких произведениях, как «Арап Петра Великого», «Цыганы», «Полтава», «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Повести Белкина», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Дубровский».
Просторечные и простонародные слова Пушкин использует для создания речевой характеристики героя определенного социального положения – солдата, крестьянина, ямщика.

Пушкин был осторожнее и умереннее в употреблении просторечных и простонародных средств, чем авторы XVIII в., особенно авторы комедий и басен. Пушкин избегает всего того, что непонятно и неизвестно в общем литературно-бытовом обиходе. Он чужд экзотике областных выражений, не допускал грубого просторечия, жаргонизмов. Пушкинский язык почти не пользуется профессиональными и сословными диалектами города, сторонится разговорно-чиновничьего диалекта. Лишь в некоторых произведениях мы встречаем отдельные слова и выражения, обусловленные содержанием текстов, например, в «Пиковой даме» – слова и выражения картежников, в «Домике в Коломне» – военные термины. Пушкин из просторечия берет только общенародные, общепонятные слова, которые могут получить общенациональное признание: # авось, бедняк, назло, сулить, карабкаться, тотчас, напекать.

Отбор слов и выражений из народной речи подчинен в творчестве Пушкина принципу соразмерности и сообразности. Он сознательно отбирает из народной речи наиболее яркие элементы, используя их в различных контекстах, с различными целями, предварительно обрабатывая средства народного языка. Пушкин отбирает из народного языка в литературный такие речевые средства, которые были исторически апробированы, т.е. широко употребительны в летописях, песнях, сказаниях, былинах и потому известны всему народу. Поэт не привлекал местные диалектные слова. Отбор он проводил в городском просторечии и крестьянской бытовой речи, а не в жаргоне светских салонов. Пушкин не допускал грубо-просторечных, диалектных и жаргонных слов в большом количестве. Он не опускался до натуралистической фиксации диалектного говорения.

Поэты и писатели XVIII в. ограничивали использование просторечия лишь произведениями «низкого стиля», они воспроизводили народную речь, не подвергая ее стилистической обработке. Крестьяне в их произведениях говорят подчеркнуто диалектной речью, авторы сознательно сгущают краски, вкладывая в их реплики фонетические, синтаксические и лексические диалектизмы, восходящие к различным говорам. Пушкин находит в народном словоупотреблении самобытные черты, характеризующие его неподдельность и своеобразие. Например, в стихотворении «Утопленник» употребляются диалектизмы хозяйка («жена, старшая женщина в крестьянской семье»), погода («дурная погода, буря»); в «Капитанской дочке» – «постоялый двор, или, по-тамошнему, умет». Пушкин производит строгий, тщательный отбор лексики и использует диалектные черты в специальных стилистических задачах: создать характер документальности, достоверной точности.

Пушкин делает разговорную речь простого народа подлинной основой национального русского литературного языка.

Значение сказок А.С. Пушкина, как они действуют на читателя

Сказки Пушкина – сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и тёмным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831 году. Это была первая сказка появившаяся в печати. Это произведение – не подражание и не переложение народной сказки, в нем с самого начала дается тонкое сатирическое снижение образа царя: « Во время разговора он стоял позадь забора». В сказке отражены многообразные оттенки человеческих чувств. Сказка завершается, как у многих писателей – сказочников веселым пиром, славящим торжество добра.

Сказки Пушкина непохожи одна на другую. «Сказка о попе и работнике его Балде» написана в Болдине в 1830 году. Основной послужила запись народной сказки, сделанная Пушкиным в Михайловском. В этой сказке Пушкин изумительно передает народную грубоватую насмешку над сытыми бездельниками и любителями пользоваться чужим трудом.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» была написана в 1833 году, а в 1834 году написана «Сказка о золотом петушке» – эти сказки сродни народным песням. В них есть напевность и легкость стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно эти сказки вдохновили композитора Римского — Корсакова на создание таких дивных опер, как «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».

Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка. Анна Ахматова в статье «Пушкин и дети» пишет: «Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором не будут говорить, но который всё равно будет при них как вечная драгоценности».

Пушкин любил свое отечество-Россию и ее народ. С глубоким интересом изучал он народную жизнь. Поэт написал бы еще много произведений, если бы его жизнь не прервалась так рано.

Ни один поэт не создал такой мудрой и светлой пейзажной лирики. Впервые благодаря его лирике мы узнали о прелести природы средней полосы России. Описание природы тесно связано с бытом крестьян. Произведения А. С. Пушкина указали детской литературе новый путь. Они дали классические образцы детской литературы, в своих произведениях он пробуждает чувство любви к родине и приобщает детей к истинной поэзии. Творчество великого поэта повлияло на последующее развитие детской литературы.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • По Сказке о царе Салтане

Александр Сергеевич Пушкин написал много сказок, все они любимы и знакомы каждому взрослому человеку. Без сомнения, сказка о царе Салтане является одной из любимых для многих. Написана она была в девятнадцатом веке. Её сюжет динамичный и происходит то светёлке у трёх девиц, то в царских палатах, а то и на диковинном острове Буяне.

К особенностям жанра сказки о царе Салтане относят наличие волшебства, путешествия героев (плаванье в бочке или полёт за море юного царевича в виде комара), некоторые эпизоды повторяются по три раза (три раза царь Гвидон превращался в насекомое и летал к своему отцу, три раза обращался он к царевне -Лебеди за помощью, да и самих сестёр было три). Такая тройственность, вообще, характерна для русских сказок.

Однако эта сказка имеет вполне конкретного автора, пропитавшего сказку народным духом и особенностями русского языка.  Что же он взял из русских сказок? Это имена героев (баба Бабариха, белка искусница, царевна -Лебедь). Одежда героев также отсылает нас к былинным сказкам (в чешуе, как жар горя, 33 богатыря).

Название острова — Буян, также взято из русского эпоса. В переводе с древнерусского так называли высокое место, возвышенность на котором проводили богослужение.

Имя царевича Гвидон так же не возникает случайно. Есть мнение, что оно заимствовано из русских сказаний о королевичах.

Сама история начинается в светёлке, где три девушки пряли и рассказывали друг другу свои мечты. Желанием младшей из них было родить царю богатыря. Это очень понравилось царю, и он принимает решение жениться на ней. Забирает её и сестёр во дворец. Так начинается история эта история.

Сёстры, ставшие ткачихой и поварихой, затаили обиду на младшую. Царь уехал на войну, а царица в положенный срок родила сильного и здорового ребёнка. Вот тут и вступают в действие сёстры и баба Бабариха. Они подделали два раза письмо для царя с известием о рождении ребёнка. В этой части сказки зло побеждает добро, а царицу с ребёнком сажаю в бочку и отправляют в море.

Мать с сыном спасаются и оказываются на необитаемом острове. Там они знакомятся с царевной -Лебедь, которую юный царевич спасает от коршуна. В благодарность она превращает необитаемый остров в царство и отдаёт его в распоряжение юному Гвидону.

А дальше в сказке появляется и волшебная белка и тридцать три богатыря, а сама Лебедь предстаёт в образе прекрасной царевны.

В итоге, когда царь Салтан посещает этот удивительный остров -Буян, он встречает на нём свою жену и сына. В этой части истории  добро побеждает зло.

Стоит отметить, что при создании произведения А.С. Пушкин использовал живой русский язык, в его сказке есть только одно заимствованное слово — флот, чем писатель очень гордился.

2 вариант

Очень красивая сказка в стихах. Многие моменты из этой сказки все у нас знают наизусть!

Больше всего меня тут удивляют эти завистливые сестры! И нигде ведь не говорится, что они неродные! Близкие люди, а готовы и оговорить, и выкинуть в море с ребенком сестру… Но они и после просто вредные – им про красивый остров, а они каждый раз о каком-то другом чуде царю рассказывают, чтобы он к Гвидону не ехал. Не зря царевич их жалил в глаза! (Когда он превращался в шмеля и комара…) Наверное, сестры жалели о том, что их ответ не понравился царю, то есть не так понравился, чтобы Салтан на них женился. Но они ведь искренне сказали про пир, например. Значит, рожать детей им не хотелось на самом деле, а если б они так сказали, то соврали бы… Допустим, соврать им легко, но женился б на одной из них Салтан, так ей бы пришлось не готовить или шить, а детей рожать, что ей не по вкусу. Зачем они жалели о том, что им бы и самим не понравилось? Глупые…

В сказке много чудес. Это всё волшебная Лебедь, которая на самом деле прекрасная царевна. И богатыри из моря, и сказочная белка, и сам город появившийся, и то, что царевич так быстро вырос! И то, что они выжили в бочке на море при шторме! Главное, что Гвидон защищал свою маму молодую, что спас царевну Лебедь, победил коршуна. И всё хорошо закончилось – Салтан приехал и узнал свою семью. Даже и этих противных сестёр простили! Ну, это им сильно повезло, я считаю – амнистия!

Бывает и в жизни такое, что никак не получается куда-то доехать, например. То одно мешает, то другое, а ведь оказывается, что там тебя ждало что-то важное и хорошее. Но обычно говорят в такой ситуации, что ты ещё не был готов. А Салтан, если слушал этих противных сестер, то был точно не готов ни к чему хорошему. Надеюсь, что в политике они ему советов не давали!

В Интернете я узнал, что всё-таки Пушкин взял за основу сказки – народную историю. Но сам много чего придумал, поменял… Долго сочинял эту сказку, а ещё и в стихах. А дописал её в соревновании с другим поэтом – с Жуковским, который тоже переделывал сказки.

Мне нравится эта история, но сестры эти вредные меня очень раздражают – это факт. Нужно, конечно, быть добрей – прощать таких, но посылать подальше.

Также читают:

Картинка к сочинению По Сказке о царе Салтане

По Сказке о царе Салтане

Популярные сегодня темы

  • Отзыв о рассказе Господин из Сан-Франциско Бунина

    Недавно я прочитал рассказ Ивана Бунина «Господин из Сан-Франциско». Меня поразило это произведение глубиной мысли и красотой языка.

  • Сочинение Человек и общество

    Общество состоит из людей, логично. Человек, говорят, раньше не мог без общества. А вот теперь единоличников много.

  • Образ и характеристика Лихонина в рассказе Яма Куприна сочинение

    В одной из самой знаменитой повести «Яма» Александра Ивановича Куприна, написанной в период с 1909 по 1915 года, одним из центральных героев является Василий Васильевич Лихонин.

  • Тургенев

    Творческий труд Тургенева представить вкратце не лёгкая задача, очень сильно повлияли его творения на всю отечественную литературу тех времён. Он был известен за рубежом, его имя знали многие в Европе.

  • Анализ произведения Над пропастью во ржи Сэлинджера

    Название произведения является искаженной фразой английского поэта Бернса, измененная писателем в виде отсылки к божественному писанию, подразумевая ловцов в отношении человеческой души.

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки.  Герои литературной сказки.

Цель:

  1. а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;
  2. работать над навыками выразительной речи;
  3. учить работе с текстом;
  4. закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.

Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане…» ,компьютер, интерактивная доска 

Планируемые результаты

       Личностные

-включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне;

-регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;                                                                

-эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

-познавательная мотивация учения.

          Познавательные

 расширять знания учащихся о жанрах; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания сказки.

           Регулятивные

-определять цель учебной деятельности;

-контролировать выполнение задания

-определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся.

              Коммуникативные

-работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

-собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

-оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

-владеть диалогической формой речи.

Ход урока:

1.Актуализация полученных ранее знаний и умений. 

Постановка проблемного вопроса.

Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр», «сюжет», «композиция».

Назовите общие особенности волшебных сказок  (см.план)

  1. Есть волшебство
  2. Странствия, приключения героев
  3. Кто-то мешает или помогает
  4. Герой воюет с нечистой силой
  5. Эпизоды повторяются по 3раза
  6. Есть зачин, концовка
  7. Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

  1. Повторы
  2. Общие места
  3. Строй сказки плавный, напевный
  4. Сказочник рисует словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» — литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

        Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость)

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене (зависть)

С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

        Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

        Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

  1. Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

        Приведите примеры

Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир…

Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки царя

Родила б богатыря

        А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

        А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с интерактивной доской)

 (Отметить на листе под цифрой 2 — письменно)

        Век тебя я не забуду:

        Отплачу тебе добром,

        Сослужу тебе потом!

  1. Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

        Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

        Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

        Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД) и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

        Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

  1. Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет…

А ткачиха с поварихой, с сватьей  бабой Бабарихой извести ее хотят…

        Как вы понимаете эту шутку?

        А ткачиха с поварихой

        С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится, злится

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

«Ай!» — и тут же окривела.

        Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

        Что вы можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

        Что общим является для сказки литературной и народной?

Мораль

        Какую мораль можно извлечь из этих слов?

        А ткачиха с поварихой

        С сватьей бабой Бабарихой

        Разбежались по углам:

        Их нашли насилу там.

        Тут они во всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

        Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

        Чему учит сказка?

Учит справедливости , добру, правде

II. Анализ сказки по плану «Сюжет». 

Что такое сюжет?

Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

        Помогаем приводить примеры

Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым  концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

        III. Рассмотрим план под названием «Композиция».

Что такое композиция?

Композиция – это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

        В сказке есть концовка:

Я там был, мед, пиво пил

Да усы лишь обмочил.

        В сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

        Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.

3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.

IV.Физкультминутка.        (Аудиозапись)        Демонстрация презентации для физкультминутки, включение аудиозаписи.        Учащиеся проговаривают слова и выполняют движения.

V. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.

Перечислим их (см.план на ИД)

  1. Синонимы
  2. Сравнения
  3. Эпитеты
  4. Противопоставления
  5. Ондокоренные слова
  6. Сложные слова
  7. Славянизмы
  8. Определение после определяемого слова стоит
  9. Уменьшительно-ласкательные суффиксы
  10. Усилительные частицы, обращения и т.д.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

        Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

        Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

        Бог вас, дети, наградит

Обращение

        Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

        Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

        Найдите в тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

        На листке поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам он в гости собирался, а доселе не собрался»

  1. Противопоставление

VI. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста( викторина  на ИД)

1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)

Неведому зверушку

3. Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод … (что сделать?)

Тайно бросить в бездну вод

4. Какую песенку пела белка?

Во саду ли, в огороде

5.Разом  пушки запалили,

В колокольнях зазвонили,

К морю сам идет Гвидон…

Кого он встречает?

Царя Салтана

VII.Рефлексия.

 Давайте подведем итоги.Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин. На экране  следующие цифры:

Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в  Кишиневе – 1822г.

Подробная запись в Михайловском – в 1824г.

14 стихов, остальное проза – 1828г.

Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с Жуковским.

А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Да

        Все гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено автором.

        А теперь подведем итоги нашему уроку.

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны.  Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения

        На этом урок закончен

Цели.

1. Создание условий для формирования у учащихся
умений и навыков проектирования.

2. Способствовать умению ставить перед собой
задачи и искать пути их решения.

3. Развитие индивидуальности и творческой
самореализации учащихся.

Задачи.

Образовательные.

Познакомить со сказкой А.С.Пушкина, с
биографией поэта, учить понимать смысл сказки,
анализировать поступки героев, учить проводить
параллель между сказками Пушкина и русскими
народными сказками, поиск доказательств
народности сказок А.С.Пушкина.

Развивающие.

Развивать навыки выразительного чтения,
формировать умение самостоятельного поиска
информации, развивать мышление, умение работать
в группах, сотрудничать.

Воспитательные.

Прививать любовь к творчеству А.С.Пушкина, к
чтению, воспитывать терпимость, милосердие,
коммуникабельность, отзывчивость.

Ход урока.

1. Орг.момент.

— Сегодня у нас с вами необычный урок чтения. У
нас в классе присутствует много гостей. Это —
учителя, они пришли посмотреть, как мы с вами
работаем на уроке. Прошу всех быть внимательными
и активными, мы начинаем урок.

2. Сообщение темы урока.

На протяжении нескольких уроков мы занимались
проектом по исследованию произведения
А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди”. Вы
разделились на группы, каждая группа хорошо
поработала, собрали много интересного материала,
занимались исследованием и поиском
доказательств того, что действительно ли сказки:
А.С.Пушкина близки к народным. И сегодня у нас
урок-отчёт, мы посмотрим, что же у нас получилось.

— Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова
художницы Татьяны Мавриной (запись на доске).

“Сказки Пушкина…для меня, как народные. Более
русского поэта и не сыскать”. Т.Маврина

— Почему же Т.Маврина так охарактеризовала
поэта и его творчество. Ответ на этот вопрос даст
наш урок!

— Ребята, как вы думаете, какое отношение имела
художница к А.С.Пушкину?

— Сейчас вы просмотрите презентацию о Татьяной
Мавриной, будьте внимательны, найдите ответ на
этот вопрос!

3. Просмотр презентации. (Приложение
1)

— Как вы думаете, к какому произведению данные
иллюстрации? (Вопрос к последнему слайду).

(Т.Маврина иллюстрировала произведения поэта).

— Обратите внимание, что поэт и художница жили в
разное время и никогда не встречались. Сказки
А.С.Пушкина вдохновляли многих художников на
создание замечательных картин.

— А.С. Пушкин прожил недолгую, но удивительно
яркую жизнь. Он писал коротко и сжато, но каждое
его слово полно смысла и поэтичности.

— Сегодня ребята приготовили небольшое
сообщение о жизни поэта, давайте их послушаем.

4. Сообщение о биографии поэта.

Трудно найти в нашей стране человека, который
не знал бы и не любил замечательные произведения
великого русского поэта Александра Сергеевича
Пушкина. Ещё при жизни его называли «солнцем
русской поэзии». Александр Сергеевич Пушкин
родился 6 июня 1799 года в Москве в семье отставного
военного. Он рос упрямым, неповоротливым и не
похожим на других ребёнком. В семье воспитанием
мальчика занимались две женщины: его бабушка —
Мария Александровна Ганнибал и няня — отпущенная
на волю крестьянка Арина Радионовна.

Это они спешили утешить и приласкать мальчика,
они рассказывали ему сказки, познакомили с
Кащеем и добрыми волшебниками и злыми колдунами.
Пушкин любил слушать песенки, стишки русского
народа, истории о своих предках. Обучением
мальчика занимались французские гувернанты. они
обучали танцам, французскому, арифметике,
истории и другим наукам, но главным источником
знаний была книга. Он часто забирался в кабинет
отца и читал. Первые слова комедии он написал в
восемь лет, в девять лет — басни, пьесы и даже
сказочную поэму.

Когда Александру исполнилось 12 лет, родители
определили сына в Царскосельский лицей. Там он
проучился 6 лет.

Это был порывистый, необузданный, вспыльчивый,
дерзкий, бешено веселый и угловатый, застенчевый
и насмешливый, угловатый и изящный, откровенный и
замкнутый подросток с толстыми губами.

В 1814 году, когда Пушкину было 15 лет, было
опубликовано первое стихотворение «К другу
стихотворцу». А уже восемнадцати летний поэт
пишет много политических и вольнолюбивых стихов.

По окончании Лицея, Пушкин приезжает в
Питербург, куда был определен на службу. Молодой
поэт радостно бросается в водоворот шумной
столичной жизни. Там он пишет «Руслан и
Людмила», а также свободолюбивые, высмеивающие
власть стихи. За это его выслали на юг России,
позднее будет Одесса, имение Михайловское.
Именно в селе Михайловское он вплотную
столкнется с жизнью простого народа. Он часто
бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян,
записывал меткие слова и выражения, запоминал
народные песни. Но и там не покидала его няня, она,
как и в детстве, рассказывала поэту сказки. А он
их записывал, запоминал. Александр Сергеевич
Пушкин написал 6 сказок. Одна из них, это
«Сказка о Медведихе», которая так и не была
закончена. А «Сказка о царе Салтане» создана
в споре.

Восемнадцатого февраля 1831 года Пушкин
обвенчался Натальей Николаевной Гончаровой, Это
была юная, необыкновенной красоты девушка.

Двадцать седьмого января 1837 года Пушкин,
защищая свою честь и честь своей жены, был
смертельно ранен на дуэли. 29 января 1837 года
Пушкина не стало.

Вся жизнь великого поэта прошла в творчестве и
ссылках.

По словам Твардовского Пушкин — это часть
культуры нашей страны и его творчество будет
жить. (4 учащихся делают заранее подготовленное
сообщение).

— Молодцы, ребята, очень интересное сообщение
подготовили. (Учитель оценивает учащихся)

— Как вы, думаете, откуда у поэта такая любовь
русским народным сказкам? (Её привила няня Арина
Родионовна и бабушка М.А.Ганнибал)

5. Словарная работа.

— Пушкин первый из поэтов заговорил простым
народным языком. Этот язык в его стихах и сказках
льётся свободно, звонко, как прозрачный родник.
Поэт всегда восторгался богатством,
выразительностью, меткостью, русского языка и не
переставал изучать его всю жизнь.

— А мы тоже с вами занимались изучением, но уже
“пушкинского языка” в сказке о царе Салтане.
Автор использует много слов, понятных народу
того времени. Сейчас мы называем их устаревшими.

— А как эти слова называются в русском языке ? (Архаизмы,
учитель прикрепляет к доске карточку с
названием)

— Ребята из следующей группы подготовили
словарь устаревших слов. (Дети показывают
картинки архаизмов и объясняют их значение) 

— “Сказка скоро сказывается, да не скоро дело
делается!”.

— Что это за выражение? (Присказка)

— У Пушкина тоже были свои присказки.
Воспользуемся одной из них для минутного отдыха.

6. Физминутка.

“Ветер весело шумит (махи руками над головой
вправо-влево)
Судно весело бежит (руки вытянуты вперёд
лодочкой, слегка покачиваясь)
Мимо острова Буяна (показывают рукой вправо)
В царство славного Салтана (разводят руки перед
грудью, кланяясь)
И желанная страна (разводят руки над головой в
разные стороны)
Вот уж издали видна (руки сложены в “подзорную
трубу”).

7. Чтение отрывков из произведения.

— Мы читали сказку А.С.Пушкина “О царе
Салтане…” и занимались её иллюстрированием.
Какие красочные и яркие рисунки вы сделали для
нашей выставки! (Учитель показывает указкой на
стенд с рисунками)

— Давайте их оживим!

— Для этого, вспомним, как надо читать стихи!

На доске появляются слова:

— интонация,

— дикция,

— логическое ударение.

Учитель показывает на один из рисунков.

img1

— Чей это рисунок? (И так 5 рисунков)

5 учащихся читают отрывки из сказки к своим
рисункам.

— Удалось ли ребятам “ оживить свои рисунки”?

8. Инсценировка.

— “Сказка лож, да в ней намёк — добрым молодцам
урок”.

— Такие строчки встречаются практически в
каждой сказке. О каком намёке идёт речь? Что
обязательно есть в любой сказке? (Мысль)

— Что обязательно происходит в каждой сказке?
(Добро побеждает зло)

— Чему учит нас сказка Пушкина? (Сострадать
ближнему, быть милосердным, терпимым)

— В сказке о царе Салтане добро побеждает зло,
там много добрых чудес.

— “Белка там живёт ручная,
Да, затейница, какая!
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд;
Слуги белку стерегут…”.

— “Всё в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;
А сидит в нём царь Гвидон…”.

— А что происходило далее, нам покажут ребята из
группы инсценировки.

Ученики демонстрируют подготовленный отрывок
из сказки.

— Спасибо, ребята, молодцы, вы от лично
справились со своим заданием. Все аплодируют.

9. Подведение итогов проекта.

— Давайте ещё раз возвратимся к эпиграфу
нашего урока.

— Чем сказка А.С.Пушкина роднится с народной?

— Где черпал сюжеты для своих сказок поэт?

— Кто привил Пушкину любовь к народным сказкам?

— Согласны ли вы с высказываниями Т.Мавриной?

10. Рефлексия.

— Каждый урок – это открытие. Мне хотелось бы
узнать, что нового вы открыли для себя на этом
уроке.

— Перед вами листы бумаги, продолжите фразу: “на
уроке чтения я …”, напишите, что вам запомнилось,
что понравилось? Какое настроение было у вас?

— Наш урок подходит к концу. Нам хотелось бы
сделать всем нашим гостям сюрприз. Мы были
вдохновлены сказкой А.С.Пушкина, и наше
вдохновение передаём вам!

Дети дарят сюрпризы, сделанные своими руками
(коробочка в виде лебедя).

Урок окончен, всем спасибо.

Литературное чтение

Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Цель:

  1. а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;

  2. работать над навыками выразительной речи;

  3. учить работе с текстом;

  4. закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Ход урока:

1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Постановка проблемного вопроса.

Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Назовите общие особенности волшебных сказок

Есть волшебство

  1. Странствия, приключения героев

  2. Кто-то мешает или помогает

  3. Герой воюет с нечистой силой

  4. Эпизоды повторяются по 3раза

  5. Есть зачин, концовка

  6. Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

  1. Повторы

  2. Общие места

  3. Строй сказки плавный, напевный

  4. Сказочник рисует словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» — литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость)

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене (зависть)

С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

  1. Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

Приведите примеры

Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир…

Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки царя

Родила б богатыря

А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с интерактивной доской)

(Отметить на листе под цифрой 2 — письменно)

Век тебя я не забуду:

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом!

  1. Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД) и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

  1. Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет…

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…

Как вы понимаете эту шутку?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится, злится

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

«Ай!» — и тут же окривела.

Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

Что вы можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

Что общим является для сказки литературной и народной?

Мораль

Какую мораль можно извлечь из этих слов?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам:

Их нашли насилу там.

Тут они во всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Чему учит сказка?

Учит справедливости , добру, правде

2Анализ сказки по плану «Сюжет».

Что такое сюжет?

Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

Помогаем приводить примеры

Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

3.Физкультминутка. (Аудиозапись) Демонстрация презентации для физкультминутки, включение аудиозаписи. Учащиеся проговаривают слова и выполняют движения.

4. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Бог вас, дети, наградит

Обращение

Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

Найдите в тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

5. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения

  • Ярко голубое небо как пишется
  • Яркими красками дьявольские сказки песня
  • Ярко горящий как пишется
  • Яркие эпитеты в рассказе мальчики чехова
  • Ярко алый как пишется