Япония куклы сказки и легенды выставка

О том, какая раковина вдохновила михаила врубеля на создание одного из его самых известных полотен, какого на самом деле цвета

О том, какая раковина вдохновила Михаила Врубеля на создание одного из его самых известных полотен, какого на самом деле цвета черная жемчужина и почему за жемчугом в Японии ныряли женщины.

В Дарвиновском музее открылась выставка «Жемчуг и перламутр», посвященная этим природным материалам и истории их использования в декоративно-прикладном искусстве разных стран. Экспонаты — от раковин моллюсков до ювелирных изделий, от старинных предметов быта до произведений современного искусства — предоставили несколько музеев, частные коллекционеры и мастерские. О самых интересных из них mos.ru рассказала Ольга Стрелкова, автор выставки.

Внимание: для посещения выставки необходим QR-код. Не забывайте о средствах индивидуальной защиты и социальной дистанции в музее.

Ольга Стрелкова. Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Раковины галиотисов

В переводе с немецкого слово «перламутр» означает «мать жемчуга». Песчинки или камешки, попадающие в раковину моллюска, покрываются слоями перламутра, и получается жемчужина. Перламутровый слой встречается не у всех моллюсков. Его оттенок зависит от множества факторов, вплоть до состава воды и микроэлементов, проникающих в раковину. Например, появление розового жемчуга обусловлено примесью марганца, а зеленого — присутствием хрома.

Раковины моллюсков рода галиотис обладают перламутровым слоем фантастических оттенков. Их также называют абалон (или морское ушко) из-за внешнего вида. В них очень редко появляются жемчужины, а если появляются, то неправильной формы. Такие жемчужины из-за их причудливых очертаний получили название «барокко».

Кстати, именно этот моллюск вдохновил Михаила Врубеля на создание картины «Жемчужина»: художник изобразил девушек-жемчужин именно в раковине галиотисов. Такую раковину он получил однажды в подарок от Максимилиана Волошина и был покорен ее формой и переливами.

Изделия, украшенные галиотисами, встречаются у разных народов, поскольку эти моллюски обитают на небольшой глубине во многих морях. Аборигены Новой Зеландии маори называли их «пауа» и высоко ценили.

На выставке «Жемчуг и перламутр» представлены реплики традиционных новозеландских изделий, которые по музейным образцам создал современный художник Илья Беляков. Маори украшали галиотисами керамические маски, которые помещали на носу каноэ для защиты от злых духов, а также деревянные статуэтки теко-теко, предназначавшиеся для охраны дома и двора. Считалось, что перламутровые глаза статуэток, отражающие свет, защитят хозяев дома, пока они спят.

От табакерок до гитары

Особый вид перламутровой инкрустации — в лаковой миниатюре — появился в VIII веке в Китае, а затем распространился на Корею, Вьетнам и Японию. Мастера подбирали раковины разных оттенков, подходящих под сюжет будущей миниатюры. Нужные кусочки перламутра вставляли в углубления рисунка и приклеивали. Изделие шлифовали вручную, а затем покрывали несколькими слоями лака. До сих пор во Вьетнаме и в Китае существуют целые деревни, в которых занимаются перламутровой инкрустацией.

Музей Востока предоставил для выставки несколько предметов, созданных во Вьетнаме в конце XIX — начале XX века. Среди них — альбом, вазы, столик и панно с изображением времен года.

Слоновая кость, бидри и аватар Вишну. Пять индийских экспонатов Музея ВостокаМоринхур и маска мистерии. Пять экспонатов монгольской коллекции Музея ВостокаДаруулга, гуу и Белая Тара. Изучаем бурятскую коллекцию Музея ВостокаЧойдиш, мунисак и ляган. Сокровища узбекской коллекции Музея Востока

В Европе перламутр начали использовать в XVII веке, им украшали веера, футляры, табакерки, шкатулки. Часто мастера использовали раковины моллюсков целиком. На выставке можно увидеть, например, футляр для карманных часов из цельной раковины морской жемчужницы. Он был сделан во Франции в первой половине XIX века. Перламутровую жемчужницу обрамляет бронза, внутри футляр отделан бархатом.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Иногда мастера вырезали на жемчужницах изображения христианских святых. Такие иконы получили распространение в Палестине в конце XIX — начале XX века. В Россию их привозили паломники, ездившие в Палестину на богомолье.

Один из самых интересных экспонатов — шестиструнная гитара из музея-усадьбы «Останкино». Ее изготовил в 1822 году в Санкт-Петербурге польский мастер Франтишек Мацкевич, специализировавшийся на дорогих гитарах. Перламутром украшены верхняя дека инструмента и розетка резонатора. Также можно рассмотреть перламутровую резную пластину с монограммой владельца и гербовый щиток с изображением орла.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Перламутр в веерах

В декорировании вееров перламутр стали использовать с начала XVIII века. Долгое время применяли только технику гравировки, позже стали экспериментировать с резьбой. Ремесленники вырезали веерные пластины из раковины и передавали их веерному мастеру, доводившему их до совершенства, полируя, гравируя и обтачивая кончики. Затем пластины соединяли при помощи металлического штифта. Последняя стадия создания веера — соединение веерного экрана с пластинами оправы — считается самой сложной.

Со временем форма и декор вееров менялись, следуя модным тенденциям. Менялась и мода на оттенок самого материала. Например, мастера XVIII века предпочитали белый перламутр, украшая его резьбой с золочением и серебрением. А в XIX веке стали использовать самые разные оттенки — от нежно-розового до глубоких синего и зеленого.

На выставке представлены веера из коллекции музея-усадьбы «Останкино», созданные во Франции с XVIII до начала XX века. Они демонстрируют разные приемы обработки перламутра. Например, на пластинах веера «Прелести сельской жизни» (1770-е годы) можно рассмотреть рельефную резьбу с серебряной и золотой фольгой. А этот свадебный веер, созданный в 1860-е, изображает сценку приготовления невесты. Ей помогают подруги и амуры, вокруг — шкатулки с драгоценностями. Перламутровые пластины развивают тему украшений: они сплошь покрыты тончайшей резьбой в виде позолоченной трельяжной сетки, часто использовавшейся в стилях барокко и рококо.

Черная жемчужина

К началу ХХ века природные запасы морского и речного жемчуга истощились. Это неудивительно: чтобы найти одну крупную жемчужину, вылавливали и вскрывали до 10 тысяч раковин. В результате многие виды моллюсков оказались на грани исчезновения, а промысел резко сократился.

Сегодня существуют десятки сортов культивируемого жемчуга. Одним из самых красивых считается черный. Его название весьма условно: оттенки варьируются от серых до переливчатых синих. Последние — самые ценные. На выставке представлена великолепная черная жемчужина неправильной барочной формы из частной коллекции.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Выращивать искусственный речной жемчуг начали в Китае еще в XIII веке: в раковину помещали шарик из глины, меди или олова, который постепенно покрывался перламутром. Но массовое культивирование жемчуга начали в Японии. Кокити Микимото, сын владельца лапшичной, стал основателем огромной индустрии: сегодня практически весь жемчуг в мире выращивают по его методике. Первую плантацию Микимото создал в 1888 году, через пять лет ему удалось вырастить жемчужину полукруглой формы, а круглой — только через 15 лет.

Японские ныряльщицы

Профессия ама (так в Японии называли ныряльщиков за водорослями, моллюсками и главным образом за жемчугом) насчитывает более трех тысяч лет. Занимались этим в основном женщины: они могли задерживать дыхание дольше, чем мужчины, и меньше мерзли в воде благодаря более толстому слою подкожного жира. Ныряльщицы использовали нож, легкую сетку и деревянный бочонок со стеклянным дном. Через него они высматривали моллюсков, а между погружениями использовали как поплавок — для отдыха. Эта тяжелая, но очень прибыльная работа часто становилась сюжетом гравюр японских художников. На выставке можно увидеть предоставленный Музеем Востока триптих гравюр середины XIX века, где изображены ныряльщицы.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Смеющийся Хотэй и чаша в стиле ваби. Сокровища японской коллекции Музея Востока

С японскими работами XIX века рифмуется серия «Ама, ныряльщицы за жемчугом» современного российского художника Алексея Иорша. Четыре графические работы он создал специально для выставки «Жемчуг и перламутр». Рисунки отсылают, с одной стороны, к традиционной японской живописи, с другой — к манге японского художника и писателя Санпея Сирато «Легенда о Камуи».

В четырех работах описан процесс жемчужного промысла: сначала ныряльщица, гибкая и пластичная, как окружающие ее рыбки, погружается в воду, затем (уже с добычей) отталкивается от дна и плывет к поверхности. Третья показывает, как тяжела ее ноша, а четвертая — как велика цена этого труда: нужно было выловить сотни раковин, чтобы найти всего три заветные жемчужины.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Дата публикации: 07.04.2021

Добавить к себе в заметки

Подписаться
на журнал «Работница»

C 9 по 11 апреля в Москве пройдет выставка «Куклы и мишки» на Тишинке!

Выставка– это кукольно-мишечный праздник, где каждый по своему желанию найдет что-то свое: кто-то вернется в советское детство и увидит свои детские игрушки – Мишку Косолапого, Потапыча или огромного пупса. Кто-то откроет для себя эстетику современной авторской куклы, кто-то проведет время, изучая миниатюры и виртуозную проработку деталей, одно можно сказать точно – равнодушным не уйдет никто!

27331711_1923599541003004_4618351636641620623_n (1).jpg

Гламурные Барби: от легендарных принцесс до известных кинодив.

Барби, самая знаменитая кукла в мире, отметила недавно свой 60-летний юбилей. Кем она только не была за это время: Барби надевала хиджаб, служила на флоте и даже стала астронавтом, но настоящая редкость среди этих кукол — двойники звезд. На выставке вас встретят: культовая Мерилин Монро в не менее культовом белом платье, героиня «Унесенных ветром» — Скарлет О’Хара, певица Шер и несравненная Фрида Кало. А также исторические личности: Жозефина – супруга императора Наполеона Бонапарта и австрийская императрица Сиси. Дам будут сопровождать: Фредди Меркьюри в образе Кена, Джони Депп, Френк Синатра и сам Элвис. Такого количества кукольных селебритиз не выставлялось еще ни разу!

82582386_2828690803836227_8646518746015334400_n (1).jpg

 «Ретропутешествие»

Проект «Мишки навсегда»!

Потапыч и мишка Косолапый – герои советского детства в наши дни стали настоящими звездами. Они возглавили рейтинги аукционов антикварных игрушек. Если раньше большим интересом пользовались антикварные медведи: дореволюционные, с историей, то сегодня самый популярный мишка – это наш советский. Тот самый мишка, которого мы помним по прилавку «Детского мира» на Лубянке. Тот самый мишка с советских открыток, которые мы отправляли и получали на все праздники. Мишка из мультфильмов и детских сказок. 

Коллекция Олимпийских мишек из «Музея Истории Куклы»

В Советском Союзе была придумана легенда – одновременно мужественная и трогательная – талисман XXIIОлимпийских игр — олимпийский мишка.  Приветливо улыбающийся и уверенно стоящий на задних лапах косолапый властелин олимпийских колец стал еще и властелином миллионов советских сердец и всех людей причастных к спорту. Празднование сорокалетия из-за пандемии было перенесено и на этой выставке мы устроим чествование юбиляра. Организаторы выставки собрали в отдельный проект оригинальных мишек-олимпийцев, появившихся в 1980 году: разных размеров, разных техник исполнения, с разными атрибутами. День рождения такого героя пропустить нельзя, ведь мы не прощались с ласковым мишкой, отважно улетающим в московское небо в 1980м, мы сказали ему «до новых встреч». 

Проект «Игрушки нашего детства»

Не только мишкой олимпийским едины: обойти стороной игрушки из нашего общего советского детства было невозможно! Поэтому на выставке будут представлены Буратино всех видов и мастей, Петрушки, без которых трудно было вообразить хотя бы один утренник в учреждениях школьного или дошкольного образования, но особое внимание стоит уделить – советскому олененку Бемби, удивительной игрушке, которая появилась в Союзе по мотивам героя капиталистического мультика. 

 Проект «Кукла Маша, кукла Даша, только дети стали старше».  

Проект – трогательное признание в любви старым советским куклам, с которыми прошло детство всех советских девочек. Куклам, которые мы выбирали в детском магазине , замирая с восторгом у витрин с пластиковыми «Машами», «Ритами», «Аленками» и «Ксюшами». Капроновые платья, банты в разноцветных волосах и обязательно белые носочки, которые моментально терялись. Проект – прекрасная возможность вспомнить о наших самых первых куклах и заново пережить радостные моменты детских воспоминаний.

Проект «Под небом голубым»

Под небом голубым живет себе маленький провинциальный городок советского периода.  Очередь к бочке «Пиво», цветочные клумбы, домино, командировочный, учительница с внуком! А сколько образов женщин и мужчин с той самой нашей русской мечтательностью! А дети?! Вы же помните, как гуляли дети во дворе! Объявления на домах, белье, сохнущее на веревке! Гармонист! Ну совсем немного не хватает им всем — просто любви и счастья! Авторы кукольного проекта: Мария Сонина, Ирина Качарава и Татьяна Елагина. 

«Блайз – хроники марсианских красоток»

Глядя на Блайз, не трудно догадаться почему их часто называют «куклами-марсианками». Огромные глаза, которые для каждой куклы хозяйка подбирает самостоятельно, наделяют их космическим шармом и очарованием.  Головокружительный успех Блайз позволил куколкам перекочевать из камерного девичьего мира в творческое путешествие по выставкам и фестивалям, участвуя в фотосессиях и соревнуясь в величине гардероба. Созданные для детей, они стали предметом увлеченного коллекционирования у взрослых и самыми долгожданными гостями выставок.

 «Куклы всех стран – объединяйтесь!»

Выставка– объединяет огромное количество кукол из разных стран. Мы не можем путешествовать. А у кукол это прекрасно получается. Беларусь, Казахстан, Германия, Узбекистан и даже Япония.  Что касается России – здесь охват от Калининграда до Благовещенска. Вы увидите узбекских кукол в национальных тюбетейках и японских модниц в расшитых кимоно, венгерских и китайских кукол в национальных костюмах, русских модниц конца XIX – начала XX века из Воронежской, Московской, Тульской губерний. Ведь несмотря на то, что мы все очень разные – творчество наш универсальный язык общения, оно объединяет разные культуры и менталитеты, помогает без слов лучше узнать друг друга. 

Приходите с 9 по 11 апреля на Тишинку всей семьей! Куклы и мишки Тедди ждут вас!!! 

Япония куклы сказки и легенды выставкаКомментарии

Интересные материалы по теме

ЛЮДИ ЖДУТ НАШ ФЕСТИВАЛЬ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ «ХРАНИМЫЕ ВЕКАМИ» В ГОД 800-ЛЕТИЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

6-ОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ BLOCKCHAIN LIFE 2021: ИТОГИ

ПЕВИЦА ТО-МА И ПОКОРЕННАЯ ЕВРОПА

AMWAY В РОССИИ: РОСТ НА 12%

  • Яогуай однажды в сказке
  • Янчарский сказки мишки ушастика
  • Япония по английскому как пишется
  • Яндекс такси как пишется
  • Янссон сказки про муми тролля краткое содержание для читательского дневника