Хвастливая лягушка
Почему зима длиннее, а лето короче
Онгёй Бётюк
Обманщица лиса и птица Текэй, снёсшая четыре яйца
Мышонок и Оленёнок
Лягушка и ворона
Лошадь и олень
Лиса и медведь
Куропатка
Кукша
Кто-то и зайца боится
Как ветер к великой горе ходил
Девушка — хвощинка
Гусь и журавль
Глупая невестка
Волк и лошадь
Волк и лиса
Богач Боилыт и бедняк Берт-Эрь
Бабушка Чачакан-Чачакан
Заблудившиеся парни
Бычы-Бычехан и Лягляр-Бергесе
Чирок и беркут
Умная жена
От Сагынньах — Травяная Доха
Как люди солнце мешками носили
Как ласка осталась без хвоста
Что можно выменять на слиток золота величиной с конскую голову
Старуха Бяйбярикян с пятью коровами
Находчивая женщина
Карах-симирики
Удюргай-батыр
Находчивый Савва
Перейти в раздел «Народные сказки»
Якутские сказки обратили на себя внимание ученых еще со второй половины XIX века. Впервые их записал известный русский революционер и фольклорист И.А. Худяков, отбывавший ссылку в Верхоянске в 1867-1875 гг. он необычайно быстро овладел якутским языком и записал большое количество текстов и перевел их на русский язык. Переводы восьми полных якутских сказок, две сокращенные записи сказок по-русски и много составителя других жанров вошли в «Верхоянский сборник», изданные уже после смерти составителя в 1890 г. Якутские тексты этого сборника были опубликованы Э.К. Пекарским в «Образцах народной литературы якутов».
В советское время собирание якутских сказок ведется более интенсивно. Вначале сказками интересовались лишь отдельные лица. Только с конца 1930-х годов Институт языка и культуры стал систематически собирать произведение фольклора, организуя с этой целью фольклорно — диалектологические экспедиции сказки записывали С.И. Боло, A.A. Саввин, Г.У. Эргис, Г.М. Васильев и др.
Сказка по-якутски называется «кэпсээн» и «остуоруйа». Исследователи прошлого столетия еще различали употребление якутами того или иного из этих терминов. По мнению Э.К. Пекарского «кэпсээн» — это оригинальная якутская сказка, не подвергшаяся изменению под влиянием русских привнесений, а «остуоруйа» — искаженное русское слово «история». B.Л. Серошевский так же считал, что «кэпсээн» — настоящая якутская сказка, а «остуоруйа» в сущности, нечто иное, как русская сказка. Сказки — остуоруйа рассказывали в основном вечером, после дневных забот. Эмоциональная сила якутских сказок особенно ощущалась тогда, когда их рассказывали опытные сказочники и сказочницы настоящие мастера слова.
Якутским волшебным сказкам свойственно глубокое философское содержание. Жанру волшебной сказки свойственна гиперболизация, сказочники используют гиперболу при описании внешнего вида персонажей, их силы, красоты, различных их качеств. Например: «зарезал быка, не вмещающегося в речке», «шуба, сшитая из шкур со спины 30 быков», «идет шум, от которого земля содрогается». Одной из особенностей сказки народа саха являются имена персонажей, которые даются в виде определений, характеризующих их функции в сказке. Классическим образцом этом плане является якутская сказка «Старуха Таал — Таал». У Таал-таал бабушки сыновей зовут Глаза-глаза, Нос- нос, Уши- уши, у Чаачахаана Волосяное горлышко, Травяная нога, Лиственная грудь, Пузырная голова, Травяные штанишки, Мозг на макушке. Эти дети все умирают и как бы смерть их предопределена именами, характеризующими их недолговечность. Имена -характеристики можно встретить и в других якутских сказках: Ненасытный обжора, Мэник-мэнигийээн, Хороший Юдьюйэн и другие.Имена-характеристики выполняют не только номинативную функцию, но и характеризующую, заменяя их описание внешности, личных качеств, их функции в сказке. В цветовой символике белый цвет обозначает счастье, добро, красоту, а черный — горе, несчастье, зло. В сказке народа саха широко используются различные средства художественной выразительности, придающие ей неповторимый, удивительный национальный колорит. Сказки народа саха отличаются тем, что сказочник верит в происходящее событие, в ее достоверность. Само творение сказки, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы (Алаа Могус, Чаачахаан, Таал- таал бабушка, Мэник-мэнигийээн и других), выразительный язык, динамика событий, причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника — делают сказку средством для воспитания и развития детей.
Якутские сказки о животных обычно по размеру небольшие. Рассказываются они простым, ясным и метким языком. Сюжетом служит один случай, одно приключение, что обусловлю простоту развития действия и небольшой объем сказки. Героями якутских сказок являются животные, которых фантазия народа наделяет разумом, даром речи и поступками, сходными с человеческими. В таких сказках может участвовать и человек, но в этом случае он является второстепенным персонажем, не играет решающей роли в развитии сюжета и раскрытии идеи произведения.
Сказки о животных занимают значительное место в сказочном репертуаре якутов и составляют около четвертой части всех учтенных до сих пор сюжетов. Большинство таких якутских сказок записано в северных и вилюйских районах, где охота и рыболовство доставляли значительную долю средств существования. Якуты этих районов испокон веков жили по соседству с эвенками, эвенами и другими северными народностями. У них сложился почти одинаковый уклад жизни. Будучи соседями и друзьями, они обменивались трудовым и духовными ценностями, в том числе и сказками. И действительно, сказки якутов, эвенков и эвенов в значительной мере совпадают. Сказки о животных являются духовным наследием народов Севера, прошлых эпох. Большая часть их, по-видимому, восходит к древности, к трудовой деятельности человека, когда животные не были еще приручены и основным занятием людей служила охота. В этих сказках нетрудно заметить следы и анимистических воззрений, а также практических наблюдений запаводками животных. На этой основе народная фантазия создала причудливые образы сюжеты, которые дошли до нашего времени. Среди якутских сказок о животных большое место занимают так называемые этиологические сказки, в которых древние люди старались ответить на непонятные им вопросы, при помощи воображения, домысла, когда что- либо произошло, почему такой вид имеет то или иное животное, отчего птицы летают по воздуху, имеют различное по окраске повадки и т.д. В этих сказках мы видим довольно явственные мышления и верований. Этиологические сказки родственны мифам и для объяснения причин явлений природы.
У якутов широко распространены сказки о взаимоотношениях бедняков и богачей, о хитрых и ловких людях, об умном парне и находчивой девушке, о глупцах, дураках, о шаманах и попах, о чертях и богах, о несчастной доле, о счастье, как это отмечено выше. Герои якутских бытовых сказок добиваются победы при помощи ловкости, хитрости, а иногда и плутовства. Противники оказываются недогадливыми и недалекими и легко попадаются на их уловки.
Сказка удовлетворяет естественные психологические потребности ребенка: потребность в автономности: в сказке герой действует самостоятельно, делает выбор, принимает решение, полагаясь на самого себя; потребность в компетентности: герой якутской сказки преодолевает все препятствия и достигает успеха; потребность в активности: герои сказки всегда активны, находятся в действии.
В результате у ребенка формируются качества личности, как автономность, которая выражается в стремлении проявить себя, свою позицию. Активность и компетентность, которые дают возможность ребенку стать субъектом деятельности. Работа по сказке начинается с выделения основной идеи, видимой и скрытой мотивации их поступков, способов преодоления трудностей, отношения к окружающему миру и самому себе, определения образов и символов в сказках
Перейти в раздел «Народные сказки»
Голосование продлится с 20 октября по 5 ноября.
Участники проекта «Активный гражданин» выберут лауреата литературного конкурса на соискание премии имени Корнея Чуковского. На него было подано 677 заявок, в шорт-лист попало 28 произведений, которые будут претендовать на победу в читательском голосовании.
Короткий список премии
Номинация «Лучшее произведение в прозе для детей в возрасте до семи лет»:
— «Кто ты, няня Ву?», Ксения Горбунова;
— «Пуговичник по фамилии Ежиков», Виктория Козлова;
— «Марфа из Сосновки», Нина Павлова;
— «Про художника Фому», Антон Соя;
— «Чудовище улыбается», Кристина Стрельникова.
Номинация «Лучшее произведение в прозе для детей в возрасте от восьми до 12 лет»:
— «Музыка моего дятла», Анна Анисимова;
— «Принцесса Торнада», Анна Игнатова;
— «Семен Семеныч и Гулька», Генрих Книжник;
— «Давай поедем в Уналашку», Анна Красильщик;
— «Зверские сказки», Анна Старобинец.
Номинация «Лучший поэтический сборник для детей в возрасте до семи лет»:
— «В книжке дождики живут», Наталья Карпова;
— «Карандашные истории», Елена Липатова;
— «Вишневый пирог», Дмитрий Сиротин;
— «Жаблик», Елена Григорьева.
Номинация «Лучший поэтический сборник для детей в возрасте от восьми до 12 лет»:
— «Просто праздник!», Артур Гиваргизов;
— «Очумелый птиц», Михаил Лукашевич;
— «Мартын и Барсик. Два кота — красота!», Маша Рупасова;
— «Ехал дождь в командировку», Юлия Симбирская.
Номинация «Лучший перевод на русский язык произведения для детей в возрасте до семи лет»:
— «Славный пес Мактавиш», Мег Розофф, перевод Ольги Бухиной и Галины Гимон;
— «Последняя овца», Ульрих Хуб, перевод Елены Леенсон;
— «Смыш и Рой. Счастливые дни», Джойс Данбар, перевод Елены Мамонтовой;
— «Обезьянка Янка», Милош Мацоурек, перевод Ксении Тименчик;
— «Тильда Яблочное Семечко. Большой переполох», Андреас Шмахтл, перевод Анны Торгашиной.
Номинация «Лучший перевод на русский язык произведения для детей в возрасте от восьми до 12 лет»:
— «Мальчик и девочка из спичечной коробки», Эрих Кестнер, перевод Елены Леенсон;
— «Рыба-клоун», Алан Дюрант, перевод Алины Поповой;
— «Бумажный мальчик», Винс Воутер, перевод Елены Тепляшиной;
— «История Мэй Маленькой Женщины», Беатриче Мазини, перевод Ксении Тименчик;
— «Волшебный автомобиль Чих-чих-бум-бум», Ян Флеминг, перевод Елены Фельдман.
Голосование продлится с 20 октября по 5 ноября. Каждый участник может отдать предпочтение одному из кандидатов. Отрывки из произведений номинантов в исполнении актеров, певцов и авторов можно послушать в специальном разделе «“Активный гражданин” — детям».
Сказки, комиксы, раскраски: в «Активном гражданине» появился раздел для детей
Идея создания раздела «“Активный гражданин” — детям» появилась весной 2020 года. Чтобы ребятам не было скучно сидеть дома, на страницах в социальных сетях проектов «Активный гражданин», «Наш город» и платформы Правительства Москвы «Город идей» публиковались видеоролики, где известные люди читали произведения для детей. В итоге приняли решение создать отдельный самостоятельный раздел. Сейчас в нем более 10 новых роликов с рассказами и сказками, сочиненными или переведенными соискателями премии имени Корнея Чуковского. Пока идет голосование, видеотеку будут дополнять. Там появится около 40 произведений авторов, вошедших в лонг-лист.
Объявлен лонг-лист конкурса на соискание премий имени Корнея Чуковского
По итогам объявления лонг-листа на победу литературном конкурсе претендовали соискатели из 17 регионов страны. Самыми популярными по количеству заявок стали категории «Лучшее произведение в прозе для детей в возрасте от восьми до 12 лет» и «Лучшее произведение в прозе для детей в возрасте до семи лет».
«Активные граждане» определят лидера в номинации «Лучшее произведение для детей по мнению читателей», победителей еще в шести номинациях выберет жюри. В него вошли деятели культуры, детские прозаики и поэты.
Выбирают обладателя приза читательских симпатий в «Активном гражданине» во второй раз. В прошлом году в голосовании приняли участие 138,4 тысячи человек, победителя определили 14,3 тысячи голосов — 10,33 процента. В 2020-м участники проекта отдали предпочтение книге Евгении Басовой «Наша Земля — дышит».
Проект «Активный гражданин» появился в 2014 году. За это время к нему присоединились более пяти миллионов человек, из них почти два миллиона — в 2020 году. Участники решают, какие улицы и дворы нужно благоустроить, как должны работать городские учреждения, а также выбирают мероприятия для фестивалей и праздников. Москвичи приняли участие более чем в пяти тысячах голосований. Решения, поддержанные большинством голосов, реализуются в городе.
С конца прошлого года у участников проекта также есть возможность направлять накопленные баллы на благотворительность. Проект «Активный гражданин» развивают Департамент информационных технологий города Москвы и государственное казенное учреждение «Новые технологии управления».
В БЛОГАХ…
еще…
еще…
Спасибо за красивые шаблоны, Елена Владимировна!
Отличный тренажёр для закрепления и самоконтроля! Спасибо, Лидия Петровна, за ка…
Спасибо за Ваше творчество, Татьяна Владимировна! Замечательная игра по содержан…
Благодарю за позитивный комментарий, Лидия Петровна! Всегда рада поделиться с ко…
Спасибо за высокую оценку игры, Марина Юрьевна!
Мне приятно, что Вы, Лидия Петровна, обратили внимание на разнообразие ресурсов …
Благодарю Вас, Лидия Петровна, за добрые слова комментария!
Сценарии, стихи, конкурсы, клипы, презентации
Категория Новый год — 1 января содержит материалов: 536
Страницы: 1 2 3 … 26 27 »
Видеоролик «Ёлочка-ёлка,лесной аромат»
| Ролик создан на основе детской песни «Ёлочка-ёлка, лесной аромат».Может пригодиться учителям начальной школы или воспитателям в детском саду, поможет в проведении любого события, посвящённого встрече Нового года и других зимних мероприятий 2022 года. |
№80200 | | 5.4Mb |
Презентация «Гороскоп на Новый 2022 год»
| Приближается Новый 2022 год — год Тигра. Это поистине волшебный праздник, от которого все непременно ждут чуда! Я не увлекаюсь астрологией, но стало уже традицией — создавать свой гороскоп на Новый год. |
Детская новогодняя интерактивная викторина
| Детский праздник – важное мероприятие, как для родителей, так и для детей. Стоит уделить больше внимания организационным моментам. Без викторины не обойтись. Цель и задачи ресурса: развивать сообразительность, любознательность. |
№80190 | | 2.3Mb |
Новогодняя «тигриная» викторина
| Тематическая викторина посвящена главному животному года – тигру. Викторина создана не только развлекать обучающихся, но и побуждать узнавать новое, глубже изучить некоторые факты.Ресурс создан в программе Microsoft Power Point 2010 |
№80179 | | 1.5Mb |
Викторина по теме «Снежная сказка»
| Викторина включает вопросы о Дедах Морозах разных стран, о Рождественской символике, о героях зимних сказок. Чтобы ответить, выберите одну из снежинок или рисунок, на котором, по-вашему, правильный ответ. Звук просигналит о правильном ответе, неправильные – исчезнут. |
№80164 | | 16.2Mb |
Видеоролик «Здравствуй, Новый 2022 год!»
| Ролик создан на основе весёлой детской песни «Здравствуй Новый год». Студия Детского Праздника «Мальвина». Длительность ресурса две минуты двенадцать секунд. Музыка звучит с ускорением. Данный ролик можно использовать в качестве физминутки. |
№80160 | | 13.9Mb |
Видеоролик «Новый 2022 год у ворот»
| Ролик создан на основе весёлой детской песни «Новый год у ворот». Длительность ресурса одна минута пятьдесят две секунды. Данный ролик пригодится учителям начальной школы или воспитателям в детском саду, поможет в проведении любого события, посвящённого встрече Нового года и других зимних мероприятий 2022 года. |
№80138 | | 8.6Mb |
Видеоролик «Тигр — символ 2022 года»
| Год Тигра. Тигр — третий знак из 12-летнего цикла восточного (китайского) календаря животных. Ролик создан на основе весёлой детской песни. Данный ролик пригодится учителям начальной школы или воспитателям в детском саду. Ресурс создан в программе Фото ШОУ PRO. |
№80135 | | 9.6Mb |
Видеоролик «Белый снег идёт, идёт!»
| Все дети любят зиму за новогодние праздники. Нравятся им зимние забавы: катание на коньках, лыжах, катание на снежных горках, лепку снеговиков. Любят дети и снег. Он ослепительно белый и очень пушистый на ощупь. Когда берёшь его в руки, пальцы коченеют от холода, и снег быстро тает. |
№80131 | | 47.7Mb |
Видеоролик «2022 год — год Тигра»
| Грядет 2022 год и это год Голубого Водяного Тигра — символа перемен. Ролик создан на основе весёлой песни. Данный ролик поможет в проведении любого события, посвящённого встрече Нового года и других зимних мероприятий 2022 года. |
№79932 | | 15.4Mb |
Видеоролик «С Новым 2022 годом!»
| Материал будет полезен как учителям начальной школы, так и в среднем звене. Цель и задачи ресурса:способствовать весёлому настроению детей. Снять усталость. Вызвать положительные эмоции у школьников. Продолжительность ролика одна минута 30 секунд.Ресурс создан в программе Windows Movie Maker 2.6. |
№79838 | | 12.5Mb |
Новогодняя викторина «Знаем всё про Новый год!»
| Каждый ребёнок с нетерпением ждёт Новый год. Этот праздник связан с подарками, весёлыми хороводами, карнавальными костюмами и весёлыми конкурсами. Данный ресурс поможет учителю начальных классов организовать внеклассное мероприятие, посвящённое Новому году. |
№78315 | | 6.3Mb |
Календарь «Праздник каждый день»
| Календарь праздников на каждый день года: что ни день – то праздник, а иногда даже несколько праздников в день. Хотите узнать, какой сегодня праздник в России и в мире? Смотрите календарь праздников на 2021 год! |
№76298 | | 6.6Mb |
Викторина «Новогодние обычаи»
| Предлагаю окунуться в новогодние обычаи разных стран и поучаствовать в новогодней викторине.Викторина создана не только развлекать обучающихся, но и побуждать узнавать новое, глубже изучить некоторые факты. |
№76230 | | 2.1Mb |
Интерактивная новогодняя игра
| Игра поможет учителям и воспитателям при проведении любого зимнего события. Цель и задачи ресурса:развивать сообразительность, любознательность. ресурс создан в программе Microsoft Power Point 2010 |
№76229 | | 4.4Mb |
Новогодняя интерактивная игра «Верю-не верю»
| История празднования Нового года пестрит интересными фактами и событиями. Предлагаю вам окунуться в сказочные волны истории и поучаствовать в новогодней интерактивной игре. Ресурс создан не только развлекать обучающихся, но и побуждать узнавать новое, глубже изучить некоторые факты. |
№76228 | | 1.5Mb |
Видеоролик «2021 год — год Быка»
| Ролик создан на основе весёлой песни «Про Быка». Данный ролик поможет в проведении любого события, посвящённого встрече Нового года и других зимних мероприятий 2021 года. Материал будет полезен как учителям начальной школы, так и воспитателям детского сада. Движущиеся картинки помогут создать хорошее настроение |
№76224 | | 17.1Mb |
Презентация «Гороскоп на Новый 2021 год»
| Предлагаю свой вариант гороскопа на 2021 год. Ресурс можно использовать на классных часах в 9-11 классах, а также в качестве поздравления коллег с Новым годом! |
Новогодняя песня «Дед мороз, ты нам зимушку принес?»
| Уже Новый Год на пороге и Дед мороз тут как тут. Желаю вам волшебных моментов жизни и невероятных чудес, доброй сказки и сладких мандарин, вкусных конфет и великого счастья, замечательных друзей и весёлых хороводов, долгожданных подарков и самой искренней радости. |
№75876 | | 32.0Mb |